Выживая в пандемийной реальности и приспосабливаясь к новым потребностям посетителей, ТЦ вынуждены меняться
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Пандемия сильно затронула сегмент торговых центров: в первые месяцы ТЦ просто не работали, потом столкнулись с оттоком как арендаторов, так и посетителей. Первые не выдержали вынужденной остановки бизнеса и резкого падения оборотов, вторые все чаще отказываются от спонтанных походов в места скопления людей. Выяснили у экспертов рынка, что изменилось в сегменте и какими будут новые открытия 2022 года.
Объемы ввода растут, но ТЦ открываются полупустыми
По оценке международной консалтинговой компании Knight Frank, на 2022 год девелоперы заявляют ввод в Москве 448,2 тыс. кв. м торговых площадей. «Прогноз по открытию новых торговых центров на 24,7% превышает показатель 2021 года. Он также выше показателей 2020 и 2019 годов — на 71,3% и 91,3% соответственно», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank Евгения Хакбердиева.
170 тыс. торговых «квадратов» из заявленного на 2022 год объема — объекты со сроками ввода, перенесенными с 2021-го, говорит эксперт. «Существует вероятность корректировки даты ввода 30–40% новых торговых центров, анонсированных к открытию в 2022 году, — отмечает Евгения Хакбердиева. — Но сокращение объемов ввода не будет существенным: часть объектов уже находится в высокой степени готовности, девелоперам невыгодно переносить дату ввода на финальной стадии реализации проекта».
Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей
(Фото: Knight Frank Research, 2021)
О том, что сроки ввода части новых ТЦ могут быть перенесены еще на год, говорит и директор департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. «Доля свободных площадей по итогам 2022 года может составить 7–8%, увеличившись с текущих значений на 1–2 п.п. Рост возможен как за счет открытия новых объектов, где уровень вакантности обычно выше, чем у существующих объектов, так и за счет увеличения доли свободных площадей в устаревших торговых центрах», — отмечает эксперт. В торговых центрах, которые будут открываться в 2022 году, доля пустующих площадей будет достигать 40%, прогнозируют в JLL и Knight Frank.
«Открывать в текущих реалиях новый торговый центр — это уже подвиг, заслуживающий признания и уважения в любом случае, с каким бы процентом заполняемости он ни открывался, — подчеркивает Полина Жилкина. — Предположительно объекты, заявленные на 2022 год, будут открываться с вакантностью в диапазоне 20–40%, что для сегодняшнего рынка, к сожалению, является нормой. Но надо отметить, что в случаях, когда основной причиной высокой вакантности ТЦ является именно пандемия и связанные с ней ограничения (а не плохая локация, неэффективная концепция, сильная конкуренция и слабый состав «якорей» в самом проекте), после официального открытия он дозаполняется достаточно быстро и в течение двух-трех кварталов достигает 90–95% заполняемости».
10 торговых центров, которые рынок ждет в 2022 году
Почти 90% всех торговых площадей, намеченных к вводу на 2022 год (408,7 тыс. «квадратов»), придется на десять ТЦ, подсчитали в Knight Frank. Самая крупная из запланированных премьер — торговый центр в составе ТПУ «Селигерская», его площадь составит 168 тыс. кв. м. Топ-10 торговых центров, которые заявлены на 2022 год, по оценке компании, составили:
Торгово-развлекательный центр в составе ТПУ Селигерская
Адрес: пересечение Дмитровского и Коровинского шоссе
Общая / арендопригодная площадь: 168 тыс. кв. м / 145 тыс. кв. м
Девелопер: ГК «Ташир»
Фото: Москомархитектура
МФК «Солнце Москвы»
Адрес: проспект Мира, 119
Общая / арендопригодная площадь: 35 тыс. кв. м / 26,25 тыс. кв. м
Девелопер: «Солнце Москвы»
Фото: «Солнце Москвы»
ТЦ «Сказка» (ТПУ Рассказовка)
Адрес: пересечение Боровского шоссе и улицы Корнея Чуковского
Общая / арендопригодная площадь: 28,95 тыс. кв. м / 18,5 тыс. кв. м
Девелопер: ООО «СМС»
Фото: Стройкомплекс Москвы
ТЦ Discovery (ТПУ Ховрино)
Адрес: улица Дыбенко, 7
Общая / арендопригодная площадь: 25 тыс. кв. м / 17,5 тыс. кв. м
Девелопер: MR Group
Фото: MR Group
МФК West Mall
Адрес: Большая Очаковская улица, вл. 1, стр. 2
Общая / арендопригодная площадь: 28,5 тыс. кв. м / 15,83 тыс. кв. м
Девелопер: ФПК «Гарант-Инвест»
Фото: ФПК «Гарант-Инвест
МФК Chkalov
Адрес: улица Земляной Вал, 37, корп. 1
Общая / арендопригодная площадь: 60,4 тыс. кв. м / 15 тыс. кв. м
Девелопер: IKON Development
Фото: IKON Development
ТЦ «Эль-Портал» (ТПУ Рязанская)
Адрес: Рязанский проспект, 1, стр. 1
Общая / арендопригодная площадь: 20 тыс. кв. м / 14 тыс. кв. м
Девелопер: «Мосинжпроект»
Фото: Стройкомплекс Москвы
«Орион»
Адрес: улица Летчика Бабушкина, 26
Общая / арендопригодная площадь: 36,36 тыс. кв. м / 19,9 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
«Киргизия»
Адрес: Зеленый проспект, 81
Общая / арендопригодная площадь: 26,1 тыс. кв. м / 13,6 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
«Витязь»
Адрес: улица Миклухо-Маклая, 27а
Общая / арендопригодная площадь: 16,65 тыс. кв. м / 12,2 тыс. кв. м
Девелопер: ADG Group
Фото: ADG Group
Торговые центры меняются: курс на ЗОЖ и lifestyle-пространство
Новые ТЦ довольно сильно отличаются от своих допандемийных предшественников, говорят участники рынка. «В новых проектах уже изначально закладываются расширенные досуговые зоны — большая часть площадей отдается под развлечения, велнес и общепит, что делает ТЦ lifestyle-пространством, — говорит Евгения Хакбердиева. — Современный покупатель придает все больше значения возможностям по проведению свободного времени и досуга, а также эмоциональной составляющей в процессе шопинга. К тому же девелоперы торговых центров осознают возрастающую значимость размещения операторов с новыми концепциями в своих объектах из-за их способности к генерации трафика».
Торговым центрам приходится меняться и из-за конкуренции с онлайн-шопингом. Чем крупнее ТЦ, тем проще ему выдерживать такую конкуренцию, говорит Полина Жилкина. «Быть ближе к покупателю», полностью закрыть все базовые потребности, быть первым пунктом назначения, который приходит в голову при появлении запроса на покупку новых товаров или услуг — благодаря этому тренду мы видим в торговых центрах не только супермаркеты, химчистки и аптеки, но также «Мои документы», салоны красоты, отделения Сбербанка, пункты выдачи заказов, медицинские услуги и т. д.», — отмечает эксперт.
Распространение получила и практика по включению в состав ТЦ категорий арендаторов, ориентированных на ценности ЗОЖ и физического развития: фитнес-клубов, спортивных студий, танцклассов. Все чаще в составе торговых центров появляются расширенные фуд-концепции — стандартный ресторанный дворик во многих новых ТЦ своим разнообразием, скорее, напоминает гастрохолл. Это делается для привлечения и удержания посетителей — такие концепции многими сейчас воспринимаются как бюджетная альтернатива ресторанному досугу.
«На фоне перечисленных трендов жизненный цикл объектов торговой недвижимости стал сокращаться — сейчас он составляет в среднем 15 лет, после достижения конечной точки цикла собственник торгового центра должен комплексно разобрать внутренние и внешние факторы, влияющие на трафик и доходность объекта, например состав арендаторов, актуальность архитектурных и интерьерных решений, концепцию и направленность объекта, которые будут удовлетворять новые предпочтения потенциальных посетителей», — заключает Евгения Хакбердиева. По оценке Knight Frank, в ближайшие годы переформатирование ждет порядка 30% качественных торговых объектов Москвы.