Яковлев юрий яковлевич рассказы

Реальный текст егэ по русскому языку 2021. ю.я. яковлев о силе материнской любвиу нас с сыном глаза серые, с едва

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. В пасмурные дни глаза серые — крапинки пропадают совсем. У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперед, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.

Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далекого страшного дня.

— Ваш сын приговорен к казни.

Я прислонилась к стене. Потом собралась с силами.

— Можно мне видеть коменданта?

Меня пропустили. Комендант сидел на табуретке. На нем был только один сапог. Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.

Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нем проступали следы недосыпания и усталости. Под глазами начинали вырисовываться темные мешки. — Я пришла умолять вас о моем сыне!

— Умолять? О сыне? Ему надо помочь?

— Он приговорен к казни.

Мейер вытер лоб ладонью.

— Он работал на лесопилке…

— Ах, лесопилка! — Он как бы вспомнил о лесопилке. — И ваш сын… Понимаю, понимаю…

Я не могла взять в толк — издевается он надо мной или сочувствует. Хотела думать, что он сочувствует. Смотрела на него глазами, полными слез.

— Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, — после недолгого молчания сказал комендант.

— Я отдаю себе отчет, насколько это вам сложно, немыслимо трудно, заговорила я. — Но умоляю вас войти в мое положение.

— Понимаю, — сказал он и как бы ушел в себя.

Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. И чтобы он самостоятельно не пришел к отрицательному решению, я заговорила:

— Ваша мать жива?

— Моя матушка? — Он слегка посветлел. — Моя матушка?

По-немецки это звучало «мейн муттерхен».

— Она служит в госпитале в Дюссельдорфе. Старшей фельдшерицей. Вы знаете, — комендант оживился, — она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

— Все матери похожи друг на друга.

— Совершенно верно, — он как бы перенесся в далекий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. Потом он сказал:

— Одного часового убили четверо юношей… Это вполне могли сделать и трое. Не правда ли?

— Правда, — отозвалась я.

— А один мог быть задержан случайно. Могло ведь так случиться?

— Могло, — с готовностью подтвердила я.

На меня нашло материнское ослепление. Никого вокруг не существовало. Только мой сын. И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. Пропала гордость. Обязанности перед близкими людьми. Только бы он жил! В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.

Комендант покосился на часы и сказал:

— Вам придется поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.

— Куда мне бежать?

— Бежать не нужно. Вас довезут на автомобиле. Тут недалеко. Километра полтора. — Он крикнул: — Рехт!

Появился длинный, худой Рехт. Жаркая, слепящая радость обволокла меня. Я спасла сына!

Мальчики стояли у освещенной солнцем кирпичной стены. Их было четверо. Все четверо — мои ученики. Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.

Машина остановилась. Я нетерпеливо спрыгнула на землю. Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. Он распрямился и крикнул:

— Сын госпожи учительницы может отойти от стены! Который из вас сын госпожи учительницы?

Мой сын не шелохнулся. Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. Тогда я сделала еще несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.

Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. Я почувствовала — он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. Его веки слегка вздрагивали. Глаза смотрели виновато. Перед кем он чувствовал вину? Передо мной или перед самим собой? Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?

Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. Стоит мне кивнуть — «вот мой сын», — и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.

— Госпожа учительница, пора, — сказал длинный Рехт. — Вы задерживаете казнь… Может быть, здесь нет вашего сына?

Я вздрогнула. По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. Спасая сына, я одновременно предаю его. Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. Умирать всегда тяжело. Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек…

Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне близость смерти уравняла их в моем сердце.

— Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. Слышите?

Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. Я взглянула на сына. Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков. А его я увидела совсем маленьким. В кроватке с сеточкой. Его мучила корь. Он метался в жару. Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. Он и сейчас не звал меня на помощь.

Длинный Рехт положил мне руку на плечо. Я повернулась и сказала:

— Они все мои сыновья. 

Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Примерный круг проблем:

1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор?

  • Реальные тексты ЕГЭ
  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.

(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы… (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.

(13)— Мамочка! (14)Мамочка…

(15)Но она уже не слышала.

(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.

(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.

(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.

(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.

(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.

(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.

(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке.

(43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

(44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.

(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.

(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце…

(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь…

(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.

(62)Прости меня, родная!

(По Ю. Яковлеву *)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков. Участник Великой Отечественной войны. Основные темы прозы Юрия Яковлева — школьный быт, Великая Отечественная война, сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Рассказы и повести: «Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стекло не выбивал», «Кепка-невидимка» и сценарии игровых и анимационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «У меня есть лев» и др.

  Какое место в жизни человека занимает мать?


      Отвечая на этот вопрос,  Ю.Яковлев рассказывает о том как было тяжёло сражаться на фронте, как память о родных способна согреть душу даже в самые тяжёлые моменты. Благодаря, письмам матери у солдата возникали образы, воспоминания, которые  давали «неприкосновенный запас жизни».  Автор показывает, что люди видят в письмах не просто слова, а «голос», который слышен «даже в грохоте орудий».  Ю.Яковлев указывает на то, что материнская любовь способна затушить и голод, и холод и дать энергию для сражений.


      Важен также фрагмент, в котором  умирающая мама сочинила в письме для сына легенду : «Пахнет хлебом. Тихо. Ёлка погасла.» Она хотела поддержать его, затмить всё плохое хорошим, дать солдату новые силы для сражения и , действительно,  он » Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь».  Таким образом, мама отправила сыну не просто письмо, а новую жизнь и веру в победу.


     Примеры дополняют друг друга. Вместе они показывают, как в трудные минуты жизни,

На чтение 28 мин. Опубликовано

Рассказы и сказки Юрия Яковлева для детей. Список произведений.Биография и творчество Юрия Яковлева.   Салют Сыновья Пешеходова Где начинается небо Урс и Кэт Олин голос Скрипка Забор с голубым глазом Сапер Продается старая лошадь Часовой Петров Цветок хлеба Память Мой знакомый бегемот Девочки с Васильевского острова Перемена погоды Серая шкурка Реликвия Письмо Марине Умка А Воробьев стекло не выбивал Вратарь Рыцарь Вася Друг капитана Гастелло Игра в красавицу Хромой лев Учитель истории Стриженый черт Собирающий облака Разбуженный соловьями У человека должна быть собака Всадник, скачущий над городом Большие черные перчатки Мама Полосатая палка Багульник Учитель Мальчик с коньками Бамбус Кепка-невидимка Я иду за носорогом Тайна Фенимора Последний фейерверк  

Читать все рассказы Яковлева.Список произведений. Читать рассказы других известных авторов

  Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.  

Писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Творчество и краткая биография.

  Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.   Стихи войны   Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.   Литературная жизнь Юрия Яковлева   Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.   В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.   Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.   Для маленьких читателей   Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.   Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.   Откуда приходят герои   Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.   Творчество писателя Юрия Яковлева   Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:   «Реликвия». «Жить нам суждено». «Где стояла батарея». «Позавчера была война».   Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:   «Травести». «Трудная коррида». «Автопортрет». «Иван-виллис». «Дочь преферансиста».   Жизненные сценарии   Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:   «Первая Бастилия». «Мы с Вулканом». «Красавица». «Всадник над городом». «Пущик едет в Прагу».   Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.   Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:   «Багульник». «Он убил мою собаку».   Три простых истории   Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены». Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик. Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.   Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории. ———————————————————-  

Читать все рассказы Яковлева.Содержание. Читать рассказы других известных авторов

image

Интернет Рыцарь Вася Багульник Исторические любовные романы Умка

Сказка для дошкольного возраста.

Исторические любовные романы Как Сережа на войну ходил (Сказка) Он убил мою собаку

Из книги “Я иду за носорогом”

Сыновья Пешеходова Исторические приключения Самая высокая лестница (сборник)

Две новые повести — «Самая трудная роль» и «Сердце льва» — и цикл рассказов о жизни современных ребят и взрослых, о преемственности поколений, о добре и мужестве.

Исторические приключения Позавчера была война Девочки с Васильевского острова Баваклава ×

Биография

Талантливый, но не фотогеничный

Несмотря на развод родителей, Яковлев поддерживал отношения с отцом, который навещал его каждую неделю. Получив аттестат зрелости, Юрий не мог определиться с выбором профессии.

image

С одной стороны его интересовали международные отношения, дипломатия, а с другой, – искусство перевоплощения. В результате Яковлев отправился сдавать экзамены во ВГИК, где приемная комиссия сочла внешность абитуриента не слишком фотогеничной.

Но Юрий решил не отступать, и отправился покорять приемную комиссию Щукинского театрального училища. На этот раз удача ему улыбнулась, и внешность парня устроила педагогов. Яковлева зачислили на курс Цецилии Львовны Мансуровой, которая тепло приняла юного студента, стала для него второй матерью. Учеба давалась ему нелегко, особенно главная дисциплина – актерское мастерство.

По итогам первого курса, Яковлев имел одну двойку, которая стала поводом для отчисления. Но Цецилия Львовна воспротивилась такому решению, и отстояла любимого студента. В 1952 году Юрий получил диплом, и поступил на службу в театр имени Вахтангова. Молодой актер быстро влился в коллектив, зарекомендовал себя с наилучшей стороны, дебютировал в постановке «Отверженные», перевоплотившись в жандарма.

В Академическом театре имени Вахтангова актер прослужил 61 год. За это время он сыграл более, чем в сорока постановках. Среди них:

  • «Великий государь»;
  • «Живой труп»;
  • «Принцесса Турандот»;
  • «Конармия»;
  • «Гибель эскадры»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Три возраста Казановы»;
  • «Пиковая дама»;
  • «Чайка»;
  • «Пристань».

По своему характеру Яковлев был близок к натуре российского писателя Антона Павловича Чехова. В этом образе Юрий играл в спектакле «Насмешливое мое счастье».

Богатая фильмография

В советском кинематографе Яковлев дебютировал с эпизодической роли в фильме «Великий воин Албании Скандерберг». Хотя лента имела большой успех, завоевала почетный приз Каннского фестиваля, но на карьере молодого артиста никак не отразилась. Спустя три года, творческая копилка Юрия пополнилась такими работами, как: «Много шума из ничего», «На подмостках сцены», «Необыкновенное лето».

В 1958 году Яковлев получил главную роль в исторической ленте, экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Актер перевоплотился в образ князя Льва Мышкина, который вернулся из психиатрической больницы в Россию. Партнерами Юрия по съемочной площадке стали: Юлия Борисова, Никита Подгорный, Леонид Пархоменко, Раиса Максимова, Вера Пашенная.

Через два года актер снялся комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Яковлев сыграл ключевого персонажа молодого геолога Поражаева, который в процессе экспедиции обнаружил снежного человека.

В 1962 году продолжилось плодотворное сотрудничество Рязанова и Яковлева. Мэтр советского кинематографа предложил молодому актеру сыграть поручика Ржевского в фильме «Гусарская баллада». Фраза героя Юрия: «-Не мог же, право, отступать я, когда она чуть не рвалась из платья!», стала крылатой. Музыкальную ленты посмотрело более 50 миллионов зрителей. Главную женскую роль в экранизации приключенческой истории сыграла Лариса Голубкина.

После выхода в прокат картины «Гусарская баллада» Яковлев проснулся мега популярным, режиссеры осыпали его предложениями. На протяжении следующих десяти лет, Юрий активно пополнял копилку новыми шедеврами. Среди них: «Крах», «Король олень», «Опасный поворот», «Схватка», а также фильмами-спектаклями: «Драма на охоте», «На всякого мудреца довольно простоты», «Память сердца».

В 1973 году состоялась премьера комедии «Иван Васильевич меняет профессию», в которой Яковлев сыграл сразу две роли: царя Ивана Грозного и управдома Буншу. Через два года Юрий получил главную роль в мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».

Актер мастерски перевоплотился в образ Ипполита, возлюбленного Наденьки. Выражения его персонажа до сих пор остаются на слуху, и вызывают улыбку. Наиболее запоминающаяся: «Какая гадость… какая гадость эта ваша заливная рыба!». Следующими яркими работами с участием талантливого артиста стали:

  • «Три ненастных дня»;
  • «Идеальный муж»;
  • «Карнавал»;
  • «Мы нижеподписавшиеся»;
  • «Кин-дза-дза»;
  • «Милостливые государи».

С приходом нулевых Яковлев стал намного реже появляться на экранах телевизоров, отдавая предпочтение игре в театре. В 2007 году Юрий вновь примерял образ Ипполита в новогодней истории «Ирония судьбы. Продолжение», снятой Тимуром Бекмамбетовым. В 2011 году артист сыграл в фильме-спектакле «Пристань», который стал последним в его богатой фильмографии.

Душевные переживания ловеласа

О любовных похождениях легендарного советского актера до сих пор ходит множество историй. Первой супругой Юрия стала доктор Кира Манчульская, с которой он прожил около десяти лет. Пара долго не могла завести ребенка, что очень тревожило артиста.

Яковлев искал утешение в объятиях других женщин. Когда Кира родила дочь Алену, стало известно, что актриса Екатерина Райкина беременна от Юрия. Яковлев оставил новорожденную дочь, и ушел в другую семью. Его поступок не все смогли понять и принять.

Позже актер признался, что он сильно страдал из-за неожиданных перемен на любовном фронте. Брак с Райкиной просуществовал три года, и распался по той же причине – измены, чрезмерное употребление алкоголя.

В третий раз Юрий женился на директрисе театрального музея Ирине Сергеевой, с которой прожил до самой смерти. В браке у них родился сын Антон. Все дети легендарного артиста пошли по его стопам. Алена Яковлева играет в театре Сатиры, Алексей некоторое время служил в театре Ермоловой, но позже переквалифицировался в бизнесмены. Антон выбрал режиссуру.

30 ноября 2013 года сердце Юрия Яковлева остановилось. Актер продолжительное время болел. За несколько недель до кончины его госпитализировали в больницу с признаками сердечной недостаточности. В результате сердечного приступа и отека легких Юрия не стало.

Церемония прощания с Народным артистом прошла в стенах его родного театра им. Вахтангова, где присутствовали: покойный Владимир Этуш, Римас Туминас, Мария Аронова, Василий Лановой.

Фильмография

Год Название Роль
1954 Великий воин Албании Скандербег воин
1956 На подмостках сцены Чахоткин, актёр
1956 Первые радости Василий Дибич, поручик
1957 Необыкновенное лето Василий Дибич, поручик
1958 Ветер Леонид Закревский, поручик
1958 Идиот Лев Николаевич Мышкин, князь
1959 Заре навстречу Пётр Григорьевич Сапожков
1961 Человек ниоткуда Владимир Поражаев
1962 Гусарская баллада поручик Ржевский
1962 Суд сумасшедших Рихард Старк, журналист
1963 Большая дорога поручик Поливанов
1964 Лёгкая жизнь Александр Петрович Бочкин
1965 Русский лес Киттель, немецкий офицер
1965 Друзья и годы Юрий Павлович Державин
1966 Выстрел граф
1966 Девочка на шаре отец Дениски
1967 Анна Каренина Стива Облонский
1967 Крыжовник Павел Константинович Алёхин, помещик
1968 Крах Андрей Павлович Фёдоров / лже-Мухин
1969 Король-олень Дерамо
1969 Сюжет для небольшого рассказа Игнатий Потапенко
1969 Фауст Мефистофель
1970 Чайка Борис Алексеевич Тригорин
1972 Опасный поворот Роберт Кэплен
1972 Схватка Иоахим, немецкий инженер
1973 Иван Васильевич меняет профессию Иван Васильевич Бунша, управдом / царь Иоанн Грозный
1973 Много шума из ничего (нет в титрах)
1974 Любовь земная Тихон Иванович Брюханов
1975 Ирония судьбы, или С лёгким паром! Ипполит Георгиевич
1977 Судьба Тихон Иванович Брюханов
1977 Юлия Вревская великий князь Николай Николаевич Старший
1978 Три ненастных дня полковник Корнилов
1979 Бархатный сезон де Брашен, миллионер
1979 Поэма о крыльях Игорь Сикорский
1980 Идеальный муж сэр Роберт Чилтерн
1980 Мы, нижеподписавшиеся Юрий Николаевич Девятов
1980 Три года Григорий Николаевич Панауров
1981 Бешеные деньги Иван Петрович Телятев
1981 Карнавал Михаил Соломатин
1985 Битва за Москву Петровский, генерал
1981 Карнавал Михаил Соломатин
1985 Битва за Москву Петровский, генерал
1986 Левша царь Николай I
1986 Кин-дза-дза! Би, пацак
1987 Время сыновей Академик Антон Васильевич Дубцов
1988 Штаны актёр Даниил Семёнович Бацанов
1989 Кома отец
1990 Ловушка для одинокого мужчины комиссар полиции
1991 Плащаница Александра Невского Николай Уваров, профессор
1991 Семь дней после убийства Михаил Романович, генерал
1991 Дело князь
1992 Гардемарины III Степан Апраксин
1992 Милостивые государи автор / комик / Колпаков / доктор
1992 Танцующие призраки отец Игоря
1993 Дети чугунных богов генерал
1993 Супермен поневоле, или Эротический мутант отец Анатолия
2001 Дракоша и компания профессор (серия 37)
2007 Ирония судьбы. Продолжение Ипполит Георгиевич Шевелёв

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Почётный член Российской академии художеств. Популярные картины с участием Юрия Яковлева – “Иван Васильевич меняет профессию”, “Гусарская баллада”, “Ирония судьбы”. Награжден премией Президента РФ в области литературы и искусства.

  • ФИО: Юрий Васильевич Яковлев.
  • Род занятий: актер театра и кино, писатель.
  • Годы жизни: 25 апреля 1928 г. — 30 ноября 2013 г.
  • Достижения: Народный артист СССР (1976), Лауреат Государственной премии СССР (1979), Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 год.

Ключевые достижения

В творческой биографии Юрия Яковлева есть и театральные награды, и государственные знаки отличия:

  • Победитель конкурса-смотра «Золотые маски», награждён знаком «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли.
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
  • Международная Премия Станиславского.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
  • Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро».
  • Актёру установлена звезда на Звёздной аллее киноактёров в Анапе.
  • Почётный член Российской академии художеств.
  • Лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены».

Замечательного советского и российского актера Юрия Яковлева знают не только по работам в таких культовых фильмах, как «Ирония судьбы или с легким паром!»,

«Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя благодаря именно этим картинам Юрий Васильевич получил сначала всесоюзную, а потом и всероссийскую известность. Бархатным баритоном Яковлева без его присутствия в кадре «говорит» множество кинофильмов российского кинематографа. Творческая биография Юрия Яковлева богата на позитив, в отличие от многих его коллег, переживших кризис профессии.

«Я не могу жаловаться на судьбу. Всю жизнь я занимался только любимым делом, рано стал известным. Меня всегда любили зрители. У меня замечательные дети и внуки. Друзей немного, но они настоящие. Это и есть Счастье».

Краткая биография

Будущий большой артист Юра Яковлев появился на свет в апреле 1928 года. Его дед, будучи купцом первой гильдии, до революции владел десятками магазинов и большим кожевенным заводом в Воронеже. Был депутатом, позже — мэром Воронежа.

Папа Юры — Василий Васильевич Яковлев в молодости окончил два курса консерватории, но потом принял решение связать свою судьбу с юриспруденцией. Мама Ольга Михайловна Иванова-Казас трудилась обычной диетической сестрой в столовой. Правда, столовая была непростая, а прикрепленная к поликлинике Кремля. К большому сожалению мальчика, его родители довольно быстро развелись, и Василий Васильевич стал для Юры «четверговым» папой.

Рис. 1. Юрий Яковлев в детстве

Именно в этот день он по согласованию с женой навещал сына. В 1937 году родной дядя Юры попал в жернова репрессий и был без суда и следствия расстрелян за связь с Тухачевским. Ему с мамой удалось спастись только благодаря помощи начальника столовой. Он вовремя предупредил Ольгу о возможном аресте, помог с быстрым увольнением и срочным переездом.

Потом началась война, и Яковлевы были вынуждены перебраться в Уфу. Здесь они с мамой приняли трудовую военную вахту в местном госпитале. Подросток помогал ухаживать за ранеными бойцами, таскать дрова, стирать бинты.

В Москву

В 1943 году у них появилась возможность вернуться домой, в Москву. Юра устроился работать сначала заправщиком, а потом мастером по ремонту автомобилей при американском посольстве. Это было настоящей удачей — здесь очень хорошо платили, а им с матерью так были нужны деньги! Окончил вечернюю школу и уже собрался подать документы в МГИМО, но вдруг поменял свое решение. Причем кардинально. Молодой человек решил попробовать себя на сцене и в кадре.

«Щука» и первые работы в театре

Первой гримеркой будущего большого артиста стала крошечная кладовка в его собственной квартире, где он часами репетировал. Мечтой юноши был ВГИК, но в институт кино его не взяли. Сегодня это кажется невозможным, но комиссии не понравилась внешность Яковлева, которую посчитали недостаточно киногеничной, несмотря на красоту.

Юрий Васильевич был страшно расстроен и уже было совсем решил оставить идею поступления в театральный, но тут его спасла Цецелия Мансурова. Эта блистательная актриса как раз набирала курс в Щукинском театральном училище, где преподавала актерское мастерство. Она уговорила приемную комиссию «посмотреть мальчика». Так он стал студентом знаменитой «Щуки».

Рис. 2. Знаменитое театральное училище им. Бориса Щукина

Окончив вуз, молодой артист сразу был принят в Академический театр им. Вахтангова, где очень скоро стал ведущим актёром. В 1955 году Юрий Яковлев начал сниматься в кино, но театр продолжал оставаться его домом. В конце 60-х годов публика начала ходить в театр конкретно «на Яковлева» благодаря его талантливым работам в кинематографе.

Руководство всех московских театров наперебой начало предлагать Юрию Васильевичу выгодные варианты сотрудничества, но Яковлев остался верен Вахтанговской сцене. Позже он говорил о родном театре, что это семья, в которую его приняли с родительской любовью, как же он может ее предать?

«Актеры делятся на хороших и посредственных. Скверных просто не бывает. Плохой артист не должен выходить на сцену».

В важнейшем из искусств

Первой киноработой молодого артиста Яковлева, получившей огромный успех во всем мире, стала картина Ивана Пырьева «Идиот». Сложнейший литературный материал, невероятные психологические нагрузки — все-таки Достоевский! Но Юрий Васильевич справился. Он настолько вжился в роль неадекватного князя Мышкина, что на улице от него шарахались прохожие. Дело в том, что Яковлев репетировал даже в дороге из дома до театра, разговаривая сам с собой. Пырьев был в восторге, рассказывая всем, что многие думают, что на роль Мышкина он взял настоящего сумасшедшего из дома скорби.

Гонорар за работу в картине оказался достойным, и на эту сумму Юрий Васильевич купил свой первый «Москвич», который он ласково называл Тузиком.

Рис. 3. Юрий Яковлев в роли Ипполита

Сплошной экспромт

Дальше были роли в «Гусарской балладе», «Анне Карениной», «Кин-дза-дза!», «Карнавале», «Иване Васильевиче» и, конечно, «Иронии судьбы». Вся страна цитировала высказывания героев, великолепно сыгранных артистом.

Кстати, большинство ироничных реплик — импровизация артиста. В том числе про заливную рыбу и воду во время купания Ипполита в пальто. Дело в том, что на момент съемок в павильонной ванной вода была просто ледяная. На пятом дубле Юрий Васильевич откровенно продрог, и когда из крана наконец полилась теплая вода, он так и сказал: «О, тепленькая пошла!»

Рис. 4. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию

Личная жизнь

Личная жизнь у артиста, как это часто бывает у людей его профессии, сложилась не сразу. Первые два брака были довольно короткими. В первом — с Кирой Мачульской родилась замечательная российская актриса Алена Яковлева. Девочка оказалась и красавицей, очень похожей на отца, и умницей. Так что примета про отдыхающую на детях гениев природу здесь не сработала.

Вторая жена — Екатерина Райкина, подарила ему сына Алексея. Молодой человек тоже пробовал себя на актерском поприще, но связывать свою жизнь с кинематографом не стал. Так получилось, что разница между днями рождениями детей составила всего четыре месяца. Так что молодой Яковлев почти одновременно стал дважды разведенным отцом.

Женился на всех, кого любил

И только в браке с Ириной Сергеевой актер встретил «серебряную» свадьбу, всего лишь пять лет не дожив до «золотой». Ирина Леонидовна с мудростью любящей женщины закрывала глаза на увлечения мужа и любовь к спиртному, понимая, что другим он не будет. И Юрия Васильевича нужно либо принимать таким, каков он есть, либо уходить. Этого делать совершенно не хотелось…

Впрочем, не только ей, но и Яковлеву тоже. Он ценил свою семью, ставшую для неуравновешенного творческого человека надежным тылом на долгие сорок пять лет. Сам Юрий Васильевич на склоне лет говорил с улыбкой, что он честно женился на всех женщинах, которых любил.

Рис. 5. Почти полвека вместе. Юрия Яковлев и Ирина Сергеева с детьми и внуками

Прощание

Восемь лет назад Юрий Васильевич вышел на сцену родного Вахтанговского театра в последний раз. Премьера спектакля «Пристань», состоявшаяся в 2011 году, собрала вместе всех, с кем он работал и жил многие годы. 11 ноября театр отметил премьеру, а в ночь с 29 на 30 число этого же месяца Юрий Васильевич ушел из этого мира. Оказалось, что актер страдал болезнью сердца. Последнее пристанище Юрий Яковлев нашел на Новодевичьем кладбище.

24 марта 2019 image

Имя: Юрий Яковлев (Yurii Yakovliev) Дата рождения: 25 апреля 1928 года Дата смерти: 30 ноября 2013 года Возраст: 85 лет Место рождения: Москва Место смерти: Москва Деятельность: Актер, Народный артист СССР Семейное положение: был женат Юрии Яковлев – биография Скоро по всем телевизорам страны вновь покажут «Иронию судьбы, или С легким паром!», но, увы, уже не все актеры любимого фильма с нами. Нет в живых Юрия Яковлева, а без его Ипполита, по мнению поклонников, в картине не было бы ни иронии, ни судьбы. Предчувствие близкой кончины словно преследовало Юрия Васильевича. Нет, он совсем не боялся смерти. Наоборот, старался ловить каждое мгновение: серое ноябрьское небо над головой казалось ему прекрасным, холодный воздух пьянил, как в молодости, а яркие огоньки желтых и красных листьев дарили ощущение радости, почти праздника. Осень жизни… Его последняя осень, и он это знал. Недаром сам выбрал для постановки «Темные аллеи» Бунина – свой последний спектакль. Вот он стоит на полутемной сцене. Высокий, не по годам статный. В неизменных галстуке, шляпе и классическом пальто. Одной рукой опирается на трость, другой -о скамью. Стоять нелегко, но он изо всех сил старается, чтобы во время монолога его больное сердце не сбивало дыхания. Он прощается с залом. Последними словами, которые Юрий Яковлев произносил со сцены с особым, будто тайным смыслом, были: «Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав…» Юрий Яковлев – детство и юность Конечно, в своей долгой и бурной жизни-биографии он был счастлив, и не раз. С симпатичной студенткой медвуза Кирочкой Юрий познакомился после окончания Щукинского училища. А уже через 2 недели переехал в квартиру ее родителей, где молодой семье выделили половину комнаты, отгороженную шкафом. image В Юре девушку привлекли непосредственность и интеллигентность. Правда, денег в карманах единственного костюма еще никому не известного актера не водилось. А ведь его дед был купцом, практически миллионером. Но об этой странице биографии Яковлев никогда не упоминал: не то было время. Хотя позже коллеги и просто знакомые отмечали в нем эту черту – барство. При всем своем крайне скромном для народного артиста СССР характере в его манерах проскальзывали природная леность и неспешность, которые многие часто принимали за гордыню и заносчивость. Его дядя был помощником Кирова, за что при смене власти поплатился головой. Юрочку воспитывала мать: удивительно, что ее не арестовали, а его самого не отправили в детский дом для отпрысков врагов народа. И пусть детство Юры перечеркнули война, эвакуация из Москвы, голод и вторая степень дистрофии, с которой даже в школу не брали, он сумел выбиться в люди. Помог случай. В посольстве США требовался курьер, и 16-летний Яковлев стал «мальчиком на побегушках». Через год его уже было не узнать: пухлые щеки, важная осанка, импортный костюм, да еще и английский освоил и научился водить автомобиль. Таким щеголем он пришел поступать в актеры, однако приемная комиссия ВГИКа сбила с Яковлева спесь: «Некиногеничен!» А в Щукинское училище его приняли. За Юрия вступилась сама Цецилия Мансурова, набиравшая себе курс: «Такие глаза! Разве можно его не взять?!» Юрий Яковлев – биография личной жизни Его выразительные глаза Мансурова отметила неслучайно. В красивого, обаятельного Яковлева девушки влюблялись постоянно. Но он всегда помнил, что женат, и спешил к своей Кирочке. С первых гонораров купил супруге норковую шубу, а потом уже взял себе «Москвич». Но атмосфера дома была напряженная: мало того, что теща вечно придиралась по пустякам, так теперь и жена, забеременев, стала невыносимой. image Яковлев улетел на гастроли, словно птица, вырвавшаяся из клетки. А там привлекательная молодая партнерша – Катя, дочь Аркадия Райкина. Словом, оступился… Кира почувствовала измену и выгнала мужа из дома. Новорожденную дочь Алену ему даже не показала. А через четыре месяца в новой семье у Яковлева родился сын Алексей. Вместе с Екатериной Яковлев окунулся в жизнь артистической богемы -в их доме всегда было шумно и весело. Юрий научился носить смокинг и шляпу, ловко управлялся с Яростью и… начал выпивать. А после алкоголя его всегда тянуло на порог бывшей жены Киры. Но та уже снова вышла замуж. image Второй брак Яковлева тоже не сложился, через 3 года последовал развод. Третьей женой актера стала Ирина Сергеева, заведующая театральным музеем. В этом браке, продлившемся 45 лет, у Юрия Васильевича родился сын Антон. Кстати, все трое детей Яковлева, а также внучка Мария, пошли по его стопам и стали актерами. Мудрости Ирины Леонидовны хватило и на то, чтобы подружить всех его детей, и на то, чтобы не ревновать мужа к его работе и поклонницам. Юрий Яковлев – фильмы Первой значительной ролью Яковлева в его актерской биографии стал князь Мышкин в фильме «Идиот» по роману Достоевского. И хотя в его фильмографии насчитывается несколько десятков удачных работ, настоящую славу артисту принесли комедийные роли: царь Иван Грозный и управдом Бунша в «Иван Васильевич меняет профессию» и Ипполит в «Иронии судьбы…». image В каком-то смысле Яковлев стал заложником своих экранных образов. Говорят, режиссер картины «Идиот» Иван Пырьев хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишенных! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!» А после роли Ипполита – чудака, который принимает душ в пальто и шапке, – к Яковлеву окончательно приклеился ярлык человека «чуточку не в себе». Поговаривали даже, что он состоит в каком-то тайном обществе. Роль постаревшего Ипполита в продолжении «Иронии судьбы…» стала последней в его кинокарьере. Всю жизнь Юрий Васильевич был верен сцене и одному театру – Вахтангова. Хотя его часто приглашали и в другие, пользуясь периодами творческой депрессии актера. Уже и возраст, и здоровье не то, и память подводит, и на покой бы пора… Юрий Яковлев – последние годы и смерь актера В последние годы Юрия Васильевича стали преследовать внезапные обмороки. Однажды во время приступа он в собственной квартире поскользнулся на кухне, упал и сломал плечо. В другой раз актера госпитализировали с сердечным приступом. Из-за проблем со здоровьем Яковлев панически боялся во время спектакля забыть текст. «Может, мне пора уйти из театра? Уже нет сил играть так, как хочу…» -сетовал актер. Но худрук не пустил. А между тем Юрий Васильевич страдал от ишемической болезни сердца и все чаще лежал в больнице. 30 ноября 2013 года Театр имени Вахтангова был забит до отказа. Не давали большой премьеры. Наоборот, такое количество людей в пиджаках и темных платьях объединило печальное событие: прощание с Юрием Яковлевым. Цветы, свечи, снова цветы… Громких речей не произносили – их заменили записи стихов в ненужно разливать в склянки и продавать в аптеках вместо валерьянки). Теперь он звучал по-иному – философски и успокаивающе. image Очередь желающих проститься с Юрием Васильевичем не иссякала. Дальние родственники, коллеги, знакомые… Не было здесь Киры Мачульской – его первой жены. Позже Кира Андреевна объяснила: «Не хочу видеть его мертвым. Для меня он живой!» Юрий Яковлев ушел из жизни на 86-м году. Известие о его смерти многие восприняли как личную потерю, ведь за все эти годы мы столько раз видели его работы в кино, что он стал каждому почти родным человеком. Актер Василий Лановой сказал о нем так: «У нас много удивительных актеров, много талантливой молодежи, но, на мой взгляд, замены Яковлеву нет…»

  • Яковлев сыновья пешеходова сочинение
  • Якобы как пишется с запятой или без
  • Яйцо в курице курица в утке сказка
  • Яковлев иван яковлевич детские рассказы читать
  • Яков бутков повести и рассказы