Яхт клуб как пишется правильно

Снижение процентных ставок и снятие карантинных ограничений привели к тому, что недвижимость стала привлекать все больше инвесторов. за 9 месяцев

Снижение процентных ставок и снятие карантинных ограничений привели к тому, что недвижимость стала привлекать все больше инвесторов. За 9 месяцев 2021 года объем вложений в недвижимость составил 265 млрд рублей и побил все рекорды. Это на 37% превышает показатели за аналогичный период 2020 года.

Рекламные бюджеты агентств недвижимости и застройщиков моментально отреагировали на изменения рыночной ситуации. Рост инвестиций и предложений привел к увеличению расходов на рекламу. Согласно исследованию AdIndex, наиболее часто для привлечения клиентов в сфере недвижимости стала использоваться контекстная реклама. На нее пришлось более 30% рекламных расходов.

Если вы раньше не сталкивались с настройкой контекстной рекламы в сфере недвижимости или ищете новые идеи, воспользуйтесь рекомендациями Click.ru. Мы подготовили 10 советов, которые помогут эффективно вести кампании.

1. Проанализируйте конкурентов: кто, как и где рекламируется в Google и Яндексе

Прежде чем приступить к настройке рекламной кампании, проанализируйте рекламные стратегии конкурентов. Грамотно разработать собственную стратегию поможет такая информация:

  • объем платного трафика от общего трафика;
  • доля платного трафика из контекстной рекламы;
  • приоритетные каналы привлечения;
  • тексты объявлений;
  • запросы, на которые таргетируются конкуренты;
  • регионы, в которых показываются конкуренты.

    Полученная информация поможет оценить территориальный охват, масштаб активности конкурентов, примерный рекламный бюджет и определить ключевые УТП.

    Без специальных инструментов проанализировать конкурентов в контекстной рекламе не получится. Максимум, что можно сделать, – посмотреть по конкретным запросам объявления на поиске в заданном регионе. В Яндексе это возможно после изменения вашего региона в настройках поисковика. Для той же операции в Google понадобится анонимный Ad Preview Tool

    Кроме того, такой поверхностный анализ будет почти бесполезен. Вы только узнаете, кто является конкурентом в конкретном регионе. А после этого, когда поймете, кого именно нужно анализировать, придется использовать специальные сервисы. Их очень много. Расскажем подробнее о наиболее популярных.

    Semrush

    Semrush помогает узнавать, сколько денег в настоящий момент тратят конкуренты и на какие поисковые запросы делают ставки, оценивать объем трафика, привлеченного на ресурсы с помощью PPC-кампаний, анализировать объявления и находить наиболее эффективные эмоциональные триггеры, призывы к действию и пр.

    PromoNavi

    PromoNavi помогает выполнять поиск по любому домену и просматривать каждое объявление и запрос конкурента. После запуска новой кампании вам придет уведомление по email. Вы можете анализировать объявления и ключевые слова в более чем 50 странах, а также изучать все предыдущие запросы.

    iSpionage

    iSpionage позволяет смотреть рекламную кампанию конкурента, включая точную копию объявления, запрос, на который был настроен таргетинг, и сохраненную целевую страницу вместе с целевым URL. Также можно увидеть целевые страницы для других рекламодателей, которые рекламируются по тем же ключам, что и конкурент PPC, которого вы сейчас изучаете.

    SpyFu

    SpyFu помогает узнавать ключевые слова конкурента, количество объявлений по ключам, соотношение трафика по устройствам и пр. Также с помощью SpyFu можно увидеть пересечения по ключевым словам и уникальные запросы для каждого домена.

    Serpstat

    Serpstat позволяет изучать рекламные объявления конкурентов, собирать группы наиболее релевантных запросов, узнавать их конкуренцию и стоимость клика, анализировать трендовые посадочные страницы, группы товаров, продвигаемых с помощью контекстной рекламы.

    SimilarWeb

    SimilarWeb помогает находить новых конкурентов, узнавать объем рекламного трафика, который они привлекают, наиболее популярные каналы, трендовые и новые запросы и т. д.

    Инструмент «Слова и объявления конкурентов» от Click.ru

    Перечисленные выше сервисы либо полностью платные, либо имеют ограниченный функционал. Например, в бесплатной версии SimilarWeb можно увидеть только основную информацию об объеме и доле трафика. Выгрузить ключи не получится. В этом случае можно использовать дополнительно бесплатный инструмент «Слова и объявления конкурентов».

    Укажите домены конкурентов, и система выгрузит список запросов и объявлений в регионах, где ведутся кампании. Можно просмотреть объявления по конкретным ключам или исключить нерелевантные запросы и объявления с помощью кросс-минусации.

    Инструмент «Слова и объявления конкурентов» от Click.ru

    Собранные запросы можно применять в собственных кампаниях. Тексты объявлений помогут понять УТП конкурентов и найти способ отстроиться от них. Прочитать подробно про инструмент анализа конкурентов можно в нашей статье.

    2. Соберите и сгруппируйте семантику с учетом специфики сферы недвижимости

    Выбор ключей, на которые предстоит таргетироваться, зависит от специфики деятельности.

    Например, в рекламе конкретного ЖК все достаточно просто: нужно использовать брендированные запросы, а также запросы, которые связаны с продуктом (район, типы недвижимости, класс жилья и пр.). В рекламе агентства недвижимости, портала, крупного застройщика с объектами разных типов, находящихся в разных районах, семантика будет намного шире.

    При подборе ключевых слов в сфере недвижимости нужно ориентироваться на следующие поисковые интенты:

    • тип услуги: аренда, продажа, обмен;
    • тип дома: панель, кирпич, монолит, газобетон и пр.;
    • местоположение: город, район, улица, станция метро, достопримечательности и пр.;
    • класс недвижимости: элит, люкс, бизнес, комфорт, эконом и пр.;
    • тип помещений: высота потолка, планировка, площадь и пр.;
    • дополнительные опции: этажность, лифт, паркинг, река, парк и пр.;
    • название агентства, ЖК, застройщика: отзывы, ход строительства и пр.;
    • количество комнат: студии, однокомнатные, двухкомнатные и пр.;
    • тип недвижимости: от застройщика, новостройка, вторичное жилье.

      Для подбора семантики можно также использовать инструменты автоматизации.

      Семантика в сфере недвижимости часто бывает очень широкой. Для охвата всех собранных ключей может не хватить бюджета. В этом случае пригодится инструмент медиапланирования от Click.ru (например, функция подгонки под бюджет). После подбора запросов нужно указать бюджет, и система задаст ставки так, чтобы распределить сумму между самыми эффективными запросами. Например, подгонка ставок под бюджет 60 000 рублей выглядит так:

      Инструмент медиапланирования от Клик

      3. Точечно привлекайте клиентов: используйте гиперлокальный таргетинг

      Под этим понятием понимается таргетинг на пользователей, находящихся в конкретное время на ограниченном участке (или регулярно его посещающих), вплоть до определенного дома или помещения.

      Google Ads ограничивает возможности для гиперлокального таргетинга: можно охватить пользователей в пределах окружности радиусом от 500 м. В городских условиях при плотной застройке нацелиться на посетителей определенного здания не получится.

      В Яндекс.Директе для гиперлокального таргетинга есть «Полигоны». Выстраивая их, можно с точностью до нескольких метров охватить интересующую вас территорию.

      Полигоны

      Попробуйте использовать «Полигоны» в рекламе в сфере недвижимости. Вот несколько идей:

      1. Если объекты продажи – недвижимость бизнес- и премиум-класса, таргетируйтесь на места, привлекающие аудиторию с высоким доходом, – гольф-клубы, яхт-клубы, элитные загородные клубы, дорогие рестораны и пр.;
      2. Таргетируйтесь на офисы конкурентов. Так вы сможете точечно получить доступ к аудитории, которая в данный момент активно ищет недвижимость;
      3. Таргетируйтесь на территорию около билбордов с вашей рекламой. Так вы сможете привлечь пользователей, которые, скорее всего, видели вашу офлайн-рекламу.

        Узнать больше о настройке и способах применения «Полигонов» в Яндекс.Директе можно в нашей статье.

        4. Подготовьте уникальный оффер

        Большая часть объявлений в сфере недвижимости достаточно шаблонная: предлагается определенный объект, ЖК или услуги по аренде/продаже недвижимости. В связи с этим продумайте УТП, которые помогут выделиться на общем фоне.

        Например, специалисты Яндекс.Недвижимости сами составляют объявления, могут оплатить до 1 месяца простоя объекта во время поиска арендаторов, готовят квартиру к сдаче:

        Пример объявления недвижимости

        Также можно добавить в заголовок акцию с ограниченным сроком действия. Жесткие дедлайны мотивируют перейти и изучить оффер:

        Пример объявления в сфере недвижимости

        Еще один способ привлечь внимание – сообщить о повышении цен с конкретной даты:

        Пример объявления для сферы недвижимости

        Подготовить уникальные объявления непросто, но возможно. Тестируйте различные варианты, чтобы найти наиболее выгодные.

        5. Сфокусируйтесь на рекламе в сетях, если бюджет ограничен

        Рекламу в сетях характеризует более низкая конверсия, чем на поиске. Но нужно понимать, что в сфере недвижимости очень высокая конкуренция, на рынке присутствуют застройщики с огромными бюджетами. 

        Чтобы попасть в топ платной выдачи, где CTR и конверсия максимальны, нужно повышать ставку. При ограниченном бюджете получение кликов для достижения целевого объема конверсий под вопросом.

        Реклама для сферы недвижимости

        В этом случае может помочь реклама в сетях. Здесь стоимость клика ниже, чем на поиске, а точный таргетинг и хорошо проработанные креативы и лендинги помогают повысить конверсионность трафика и CTR.

        Если вы все же хотите рекламироваться на поиске, установите ограничения максимальной ставки. Это позволит защитить бюджет при перегреве аукциона.

        6. Используйте ретаргетинг для возврата пользователей

        Ретаргетинг – универсальный метод, который подходит практически для всех ниш. Особенно хорошо его использовать в сферах с продолжительным циклом принятия решений. Недвижимость является именно такой сферой. 

        Прежде чем сделать выбор, покупатели долго изучают существующие варианты. Многие пользователи покинут сайт, не оставив заявки после первого посещения. Напомните им о себе и постарайтесь вернуть с помощью ретаргетинга.

        Для сферы недвижимости в Google Ads могут подойти такие виды ретаргетинга:

        • динамический. Этот вариант можно использовать для посетителей, которые просматривали конкретные объекты: помещения, квартиры, дома и пр. Объявления будут сформированы автоматически с учетом того, чем потенциальные клиенты интересовались;
        • медийный. Пользователи увидят заранее подготовленные объявления, если попали в аудиторию ремаркетинга (например, посетили определенные страницы, совершили конкретную последовательность действий и т. п.).

        О том, как возвращать клиентов с помощью ремаркетинга в Google Ads, читайте в этой статье.

        В Яндекс.Директе ретаргетинг можно запустить в рамках медийных и текстово-графических кампаний. Узнать больше о настройке можно из нашего гайда.

        7. Расширьте охват с помощью таргетинга на бренды других ЖК и застройщиков

        Такой подход может сработать, если таргетироваться на ЖК или застройщиков, расположенных недалеко от объекта рекламы. Также важно учитывать ценовой диапазон и таргетироваться на тех, кто предлагает недвижимость аналогичной стоимости.

        Пример объявления в сфере недвижимости

        У таргетинга на бренды конкурентов есть важные преимущества:

        • гарантированный выход на горячую аудиторию, выбирающую недвижимость;
        • повышение узнаваемости собственного бренда, особенно когда таргет настроен на известные всем компании.

          Во время таргетинга на бренды конкурентов важно помнить следующие правила. Рекламные системы запрещают рекламодателям:

          • указывать в объявлениях наименования зарегистрированных торговых марок, если те не являются их владельцами;
          • указывать в объявлениях информацию, порочащую репутацию тех, на кого идет таргетинг.

            Если вы нарушили эти правила, на вас могут пожаловаться. В результате объявления могут удалить (а в некоторых случаях и заблокировать аккаунт).

            Также не стоит забывать, что конкуренты тоже могут таргетироваться на вас. И вполне возможно, что они уже делают это. О том, что делать в этом случае и как дать отпор, читайте в нашей статье «Стратегии конкурентов, которые вредят вашей рекламе в Яндексе/Google».

            8. Таргетируйтесь на запросы, близкие к сфере недвижимости

            Это еще один способ, позволяющий расширить охват. Найти потенциальных покупателей недвижимости можно не только по прямым ключевым словам, но и по запросам, подразумевающим приобретение/аренду недвижимости.

            Наиболее очевидный способ – запросы, которые связаны с ипотекой. Если человека интересует ипотечное кредитование, то, скорее всего, он думает о приобретении квартиры.

            Пример рекламы недвижимости

            Следующая группа смежных запросов связана с оформлением сделок с недвижимостью. Если человек вводит похожие запросы, вполне вероятно, что он все еще в поиске квартиры и хочет заранее знать стоимость сопутствующих услуг.

            Пример рекламы недвижимости

            Также к смежным можно отнести запросы, которые связаны с переездом. Но в таком случае стоит понимать, что человек, скорее всего, уже нашел подходящий вариант квартиры. 

            При этом он может и узнавать цены заранее, на этапе поиска жилья. Поэтому агентства недвижимости и застройщики иногда таргетируются на такие ключевые фразы.

            Пример рекламы недвижимости

            А вот ключевики, которые связаны с ремонтом и сопутствующими услугами, не актуальны: как правило, люди начинают искать подрядчиков после заключения сделки.

            Важный момент: запускайте таргетинг на ключевые фразы в смежных тематиках после того, когда максимально охватили свою нишу и сохранили часть денег на рекламу. Только тогда в этом будет смысл. Запускать таргетинг, например, на ипотеку, когда не полностью охвачены целевые запросы в вашей сфере, не нужно. Это может уменьшить количество конверсий.

            9. Добавьте расширения, чтобы ваши объявления стали более заметными

            Есть две причины использовать расширения. С одной стороны, с их помощью можно добавить в объявление больше информации. Это сделает его заметнее. С другой стороны, расширения повышают качество объявления, улучшая его рейтинг в выдаче без увеличения ставки.

            Рассмотрим расширения, которые будут полезны для рекламы недвижимости в Яндексе.

            1. Быстрые ссылки. Они позволяют вести в прайс-лист, форму заказа, контакты, на интерактивную карту, новости, условия ипотеки и пр. Желательно добавить к быстрым ссылкам описания: в этом случае объявление может быть выведено в расширенном виде. Например, вот так выглядят быстрые ссылки с описаниями в объявлениях застройщика:

            Пример объявления

            2. Виртуальная визитка. Она позволяет добавить в объявление режим работы и номер телефона. После клика по ссылке «Контактная информация» будет доступна страница с подробной информацией о компании:

            Пример объявления

            3. Уточнения. Это расширение позволяет добавить главные преимущества компании: особенности планировок, месторасположения, проекта, наличие ипотечных программ, скидок и пр.

            4. Отображаемая ссылка. С ее помощью можно прописать путь к странице кириллицей, а не латиницей. Так пользователи быстрее поймут, куда перейдут, сделав клик по объявлению.

            Пример объявления

            Google Ads предлагает больше расширений: кроме уточнений, дополнительных (быстрых) ссылок, номера телефона и отображаемой ссылки можно указать стоимость недвижимости, добавить расширение с промоакцией, форму для потенциальных клиентов, структурированные описания, ссылку на приложение (при его наличии).

            Узнать больше о расширениях Google Ads можно в нашей статье.

            10. Не останавливайтесь на контекстной рекламе: пробуйте разные каналы

            Контекстная реклама – далеко не единственный способ привлечения клиентов в области недвижимости. Чтобы понять, какой канал даст максимальный эффект в вашем случае, нужно тестировать различные варианты. Это могут быть следующие варианты:

            • тематические каталоги и агрегаторы: ЦИАН, Яндекс.Недвижимость, IRR, Avito и пр.;
            • таргетированная реклама: TikTok, myTarget, ВКонтакте, Facebook, Instagram;
            • геолокационные сервисы: Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор, 2ГИС и пр.;
            • наружная реклама. Недвижимость является одной из сфер, для которых этот способ продвижения очень актуален.

              Также можно создать страницы компании в Google Мой Бизнес и Яндекс.Справочнике. С помощью этих бесплатных и важных площадок можно получить качественный трафик из поиска, а также улучшить репутацию за счет публикации отзывов.

              Если вы ведете рекламу в Google, Яндексе и социальных сетях для клиентов, регистрируйтесь в Click.ru и используйте все инструменты сервиса. Следить за результатами можно будет на едином дашборде. Еще одно преимущество системы – возможность получать дополнительный доход в размере до 18% от расходов клиентов на рекламу. Подключайте аккаунты к Click.ru и становитесь участником партнерской программы.

              Стоянка на якоре всегда потенциальна опасна, даже если ничто не предвещает неприятностей

              Текст Евгении Любимовой

              Пускай в наличии благоприятный прогноз, грунт, хорошо держащий якорь и исправная якорная лебедка, для безопасной якорной стоянки всего этого все равно недостаточно. Даже в хорошую погоду высокого сезона к стоянке на якоре в уютной бухте надо относиться очень ответственно, ведь в это время в популярных заливчиках яхты стоят очень плотно. В итоге зацепы за цепи соседей и последующее распутывание получившегося «макраме». Это все безобидно, но лишь до тех пор, пока не подует серьезно.

              Про правила выкладки якоря рекомендаций написано очень много. Так что коротко напомню, что при штиле понять, где лежит чужой якорь, практически невозможно. Что на ветру разные типы яхт, как и лодки разных размеров на якоре крутятся по-разному, а многокорпусники вообще выпадают из общего танца. И что при расчете длины цепи и выборе глубины стоянки неплохо бы представлять, от какого именно места лодки откалиброван эхолот, и добавлять к этому высоту до якорной лебедки.

              А теперь – несколько якорных историй из реальной практики… Вот недавняя история – от друга, хозяина стальной яхты.

              Лето на острове Ибица. Переполненные стоянки. Ночью пришел холодный фронт, ветер оказался в два раза сильнее прогнозного, и началось. Навалы с повреждениями, срывы с якорей. Он был на борту один, когда его якорь пополз. Темно, вокруг светопреставление молний, крики с соседних яхт, апокалиптические картинки. Мой друг принял решение оставаться на месте, помогая своему якорю мотором. А в одиночку в темноте совершенно непонятно, что происходит с цепью, где она. Лодку крутит, береговые ориентиры тоже не стоят на месте. Утром только содранная цепью до метала краска на форштевне и царапина на борту от соседней лодки напоминали о ночном кошмаре. А вокруг почти как в старой песне: «…украсят утренний пейзаж», это про побитые и выброшенные на берег яхты. Их шкипера во всем обвиняли стихию, а про то, что человеческий фактор – причина восьмидесяти пяти процентов аварий, они и не вспоминали.

              Человеческий фактор

              Вот четыре истории…

              1. Дружная компания, взявшая в чартер три яхты, решила для красивой картинки стать «звездой», то есть нос к носу. Каждый шкипер положил свой якорь. Подтянулись друг к другу, притянулись швартовыми, повесили кранцы и расслабились. Сзади у кого-то из них на длинной привязи болталась динги. Когда пришло время сниматься, оказалось, что цепи спутались и лебедки не могут поднять этот клубок. Решили растащить цепи, отработав моторами назад. Привязь динги попала под винт, заблокировав мотор одной из яхт. Попытки все распутать своими силами успехом не увенчались. Вызванный дайвер приехал только на следующий день и всего за 300 евро все сделал. Но отдых был испорчен. А ведь если бы погода поменялась, результат мог быть и вовсе плачевным. Эта история закончилась happy-end’ом, а вот дальше ситуация совсем с другим финалом…

              2. Приятели на двух яхтах тоже захотели быть поближе друг к другу и решили встать «плотом». Но так как яхты были разные, одна длиной больше пятидесяти футов, а другая около сорока, они подумали, что одного мощного якоря большой яхты хватит на дневную стоянку. Тем более что ветра не предвиделось. Прогноз не подвел, заметного ветра не было, но небольшой качки хватило, чтобы яхты зацепились мачтами. Повезло: мачты не упали, ну почти не упали, так как со сломанной краспицей дальнейший маршрут был только один – в сторону ремонтной базы.

              3. Участники следующего события скрывают подробности. Напишу только факты без всякого намека на конкретику. Несколько десятков яхт участвовали в, назовем это так, «регате». Целью организаторов было создать коллектив, организовать общение, а значит, сделать так, чтобы ночные стоянки были в одном месте. Задача непростая в некоторых регионах, где нельзя заранее забронировать марины, тем более на такое количество участников. Штаб регаты принял решение ставить яхты следующим образом. К пирсу, перед которым достаточно свободного места, кормой, отдав свой якорь, подходит первый ряд яхт. Свои кормовые швартовы они крепят на кнехтах или рымах пирса. Следующий ряд также отдает якоря и становится кормами между носами первого ряда, закрепляя свои кормовые швартовые на их носовых утках. Третий ряд поступает аналогично. Получается что-то вроде рыцарского тупоконечного строя «свиньей». Смотрелось красиво и стояло вроде надежно – до тех пор, пока не пришла волна…

              4. На якорную стоянку пришла яхта со шкипером из числа тех, которые «я все знаю, а чего не знаю, о том догадываюсь». Сначала он «навалил кучу»: на якорь высыпал цепь, потом попробовал оттянуться назад мотором. И оттянулся вместе с якорем и «кучей». Потом долго кружил между соседями, выписывая замысловатые па на заднем ходу с волочащимся по дну якорем. Соседи нервничали, бегали с кранцами в руках. Кричали, показывая, где лежат их якоря. Затем он повесил свою цепь на свой же киль (бульб) и стал крутиться, пытаясь распутаться. В итоге повредил перо руля.

              Ничего непредвиденного?

              При приемке чартерной яхты отмечаю и фотографирую, что роульс якоря загнут, ролик стоит криво, его ось погнута. Я даже понимаю, как это произошло. При подъеме якоря электролебедкой его вовремя не остановили, он уперся в роульс и начал его загибать. Посмотрела, проверила лебедку, в том числе на ручной сброс/подъем, вроде бы все нормально.

              И вот первая постановка на якорь. Все работает, но тут мотор лебедки отказывает. Прошу матроса спуститься вниз, проверить аварийный выключатель. Он возвращается в кокпит, переполненный эмоциями, с почти истерическим хохотом.

              Спускаюсь, а там… Отвалившийся от корпуса лебедки электромотор, расположенный в якорном отсеке с доступом из носовой каюты, выпал, попутно открыв люк. Он наполовину висит на силовых проводах, наполовину лежит на белье койки, а вокруг все залито смазочным маслом.

              Думаю, что связь между загнутым роульсом и отвалившимся мотором есть, и она прямая. Тем более что крепился он винтами в нарезанной в силумине корпуса резьбе.

              Мы сделали фото для чартерной компании и поменяли винты своими силами. Ведь когда бы еще механик смог приехать на неблизкие острова, учитывая, что было время национальных праздников.

              О цепях и лебедках

              Якорные электролебедки живут совсем не в тепличных условиях. Их поливает соленой водой, на них зачастую выпадает серьезная нагрузка. Каждый механизм любит смазку и ласку, но лебедки часто обделяют.

              На многих яхтах, на которых мне довелось бывать, не работал ручной сброс якоря, а иногда и ручной подъем (ручкой). На некоторых проскальзывал тормоз. На одной лебедке был сломан успокоитель (укладчик) цепи, и при отдаче цепь соскакивала с лебедки, с грохотом вываливаясь полностью.

              Несколько раз мне приходилось вытаскивать цепь руками, так как мотор шпиля отказывался ее выбирать. Разумеется, перед этим проверялись все предохранители, реле и контакты, но причину отказа найти быстро не удавалось. В том случае, когда ветра почти нет, даже на 15-тонной лодке поднять якорь на стандартной цепи может один крепкий мужчина. А если дует, то… Тогда танцы с бубнами, с перестегиваемыми на шкотовые лебедки концами, со схватывающими узлами на цепи.

              Как известно, сломаться может все, даже то, что по идее не может. «Для чего эта веревочка с крючком?» – фраза известная. Как и ее вариант: «Я никогда этим не пользуюсь». А зря, якорные лебедки, оторвавшиеся от корпуса, явление редкое, но статистически заметное. Речь же в данном случае идет про разгрузку цепи вспомогательным концом. Порой это крайне необходимо.

              Про оторвавшиеся от цепи якоря я только слышала от друзей, ну и видела их на дне. Однажды и у меня были шансы остаться без якоря, потому что заботливый, но технически неграмотный владелец поставил в месте крепления якоря к цепи красивый нержавеющий вертлюг. Результат соседства разных металлов был предсказуем и печален – звенья цепи рядом с вертлюгом осыпались комками ржавчины.

              Семь футов под килем

              Я всегда стараюсь встать на ночную якорную стоянку засветло, чтобы увидеть, если это возможно, где кладется якорь. Осмотреть и оценить опасности, присмотреться к береговым ориентирам. Но в тот раз бухта была хорошо знакомая, и можно было заходить в нее в темноте. К тому же чартерная яхта была ухоженная, при приемке проверенная на всё, что только можно. Даже показания эхолота четко совпадали с известными мне глубинами в «домашней марине».

              И вот я кручусь по бухте, посматриваю на эхолот, на берег и начинаю напрягаться. Что-то не то. Я помню, что тут должно быть значительно мельче. Правда, днем и ночью расстояния до ориентиров воспринимаются по-разному…

              На эхолоте цифра семь, а берег совсем рядом, так что при циркуляции на нем и окажешься. Отхожу чуть дальше, глубины сразу быстро растут. Мозг кипит, уставшая команда напрягается, чего это мы туда-сюда так долго катаемся. И тут я замечаю, что вместо метров на экране картплоттера горит значок футов. Как, когда и кто это сделал, осталось загадкой.

              Про катабатику

              Катабатический ветер – это, как известно, ветер, прилетевший с гор. Разными путями он вываливается на воду, через ущелья, долины или прочие особенности рельефа. В прогнозах о нем зачастую не пишут. От полного штиля до очень крепкого ветра часто проходит совсем немного времени.

              Я стою на якоре. У меня 52-футовая яхта с высоким бортом водоизмещением 17 тонн. Бухточка хорошо защищена от волн и морского ветра. С трех сторон скалы. И тут с берега, но не строго перпендикулярно, а градусов под 45, прилетает катабатика.

              Якорь был проверен при постановке, держал нагрузку под мотором хорошо, но вскоре пополз. Хотя он пополз немного и опять забрал, но скалы уже близко, и на циркуляции при смене направления ветра мы окажемся на камнях. В общем, надо сниматься и решать, что делать дальше. Тем более что у меня на борту дамы и подростки без якорного опыта и отнюдь не могучего телосложения.

              Но… стоит ослабить натяжение цепи ходом вперед, как парусящая передняя часть большой лодки сразу уходит под ветер. Якорная цепь оказывается под заметным углом, а слабая лебедка тянет только из прямого положения. Как только угол направления цепи меняется, ей перестает хватать мощности. Как потом выяснилось, лебедка была недавно поставлена взамен сгоревшей по известному принципу: лишь бы была и подешевле.

              Между тем… при поставленном на нейтраль моторе цепь тут же натягивается в струну. Нам удавалось выбирать лишь по полметра цепи за раз, затем выравниваться мотором, прослаблять цепь и снова выбирать, сколько успеешь и сумеешь, потом опять свал под ветер – и так далее. А ветер усиливается, а еще и волна поднимается!

              Все в итоге обошлось благополучно, но нервов и времени было израсходовано порядком.

              А варианта стать кормой на ветер и, держась малым ходом, выбирать цепь напрямую, в тех условиях не было. Я даже была готова скинуть цепь, отрезав жвака-галс. Конечно, постаравшись закрепить на конце цепи кранец, чтобы потом ее найти, ну если повезет.

              Кстати, о жвака-галсе… Вид дамы, вылезающей из якорного ящика с ножовкой в руках, может вызывать необратимые изменения в психике начинающих яхтсменов. Однако все было прозаично и прозрачно. Я готовила яхту к дальнему переходу и обнаружила, что конец якорной цепи намертво прикреплен к корпусу через закисший карабин. А это значит, что любой зацеп цепи за камень или нечто антропогенное на дне приведет к ситуации «скованные одной цепью». Уйти же со стоянки рано или поздно придется, да и погода может измениться с хорошей на плохую. В общем, пришлось распилить карабин, а цепь прикрепить веревкой жвака-галса.

              Что бывает на дне

              На дне может быть что угодно. Чаще всего якорь цепляет старую цепь или обрывки к чему-то прикрепленных концов. Хорошо, если мощности лебедки хватает приподнять все это со дна. Тогда остается только правильно завести любую свободную веревку под «добычу» и освободиться от нее. Несколько раз я видела, как экипажи пытались в этом случае выпутаться с помощью отпорного крюка, что вполне очевидным образом приводило к его поломке.

              На катамаране со средним расположением якорной лебедки мы зацепили старую цепь, лежащую на дне. Когда цепь приподняли, то увидели, что она висит на нашем якоре. Подвести под нее веревку никак не получалось. Пришлось снимать часть сетки трамплина и с риском свалиться в воду производить спасательную операцию в пикантных позах.

              Из экзотических случаев: мой якорь поймал релинги затонувшей и почти занесенной песком моторки. Пришлось нырять, благо было неглубоко. И такой пример: знакомые зацепили выброшенный в гавани двигатель, и только силами второй якорной лебедки пришедших на подмогу друзей им удалось решить вопрос.

              Сейчас много фридайверов, и это, конечно, прекрасно, можно воспользоваться их умением, если вода теплая и прозрачная, а расположение застрявшего якоря видно хорошо. Но подобные райские условия бывают далеко не всегда и не везде. И тут пора вспомнить о томбуе, если якорь поднять не удается. Вроде бы прекрасный способ отмаркировать место якоря, а при зацепе освободить его. Но… когда ветер гуляет и яхта крутится, буйреп томбуя закручивается вокруг цепи!

              Вот как было… На стоянку пришла яхта. Педантичные немцы присмотрелись к акватории, покрутились, выбрали место, аккуратно разложили цепь, привязав к якорю томбуй. Спустили динги и отправились на берег. В это время к их томбую подошла яхта и ничтоже сумняшеся привязала к нему свой швартов. Они его приняли за швартовый буй! Конечно, есть такой способ – подобрать длину буйрепа, чтобы буй был спрятан под водой, но тут надо учитывать высоту приливов и беспокоиться о том, чтобы кто-то не намотал его на свой винт.

              Сила течения

              О приливах писать не буду, это и так понятно, а вот о течениях скажу. Движение воды в каждом заливе уникально, что связано с профилем дна, глубинами, формой берега, направлением и параметрами волн. Часто приходилось с борта своей яхты, стоящей абсолютно ровно, видеть, как буквально в 30 метрах соседние лодки исполняют танец Святого Витта, как их болтает и дергает. К этому надо быть готовым.

              Вот случай, когда экипаж вместе с капитаном готовы были строем идти за помощью к психиатру.

              Обстоятельство места – залив, в который впадает речка. Можно вставать на якорь. И ветра нет. По поверхности залива течет речная вода, ее хорошо видно по траве и листьям, выносимым из устья, и по цвету вода мутная. Шкипер выбирает место для стоянки, отдается якорь, и… лодку разворачивает против течения. Оказалось, что верхний тонкий слой пресной воды течет в одну сторону, а более тяжелая соленая вода в заливе – в другую.

              Редко сорванные с якоря лодки уходят в сторону открытой воды, гораздо чаще наоборот. Их выбрасывает на берег. Другой вариант – яхта натыкается на камни, пробивает корпус, потом ее выкидывает на берег, ну или не выкидывает. Так в Карибском море мы поцарапали киль о затонувшую в бухте яхту.

              Кстати, если вы думаете, что я нагоняю ужас, а на самом деле все не так серьезно, то кое-что уточню. Например, на главном острове Балеарских островов – Мальорке – есть два яхтенных магазина, торгующих секонд-хендом. Там можно недорого купить что угодно, причем свеженькое и находящееся в сравнительно хорошем состоянии. Откуда все это? Оттуда, со дна. Над этим работает целая индустрия дайверов. А сколько добра можно приобрести на Карибах! Источник тот же.

              Про вахты и тревоги

              Казалось бы, в век спутников точность положения отслеживается до метров. Поставь простенькую программку якорной тревоги на любой гаджет, установи зону срабатывания и спи спокойно. Но есть нюансы. Во-первых, некоторые гаджеты впадают в режим сна и перестают отслеживать положение яхты. Во-вторых, настройки гаджета и настройки якорной программы могут «поругаться», и тогда устройство рано или поздно все равно «заснет», даже при прямом запрете на это. В-третьих, как и любая электроника, гаджет может глюкануть.

              Несколько надежнее установить якорную тревогу (alarm) на штатном картплоттере. Однако и он может кратковременно потерять спутники. У меня такое случалось пару раз на разных лодках. Потеря сигнала – и alarm сбивается. Поэтому надежнее в помощь приборам все же добавить экипаж (если он есть), распределив его по якорным вахтам. А чтобы вахта не спала, выдать ей журнал, где каждые 20 минут надо отмечать направление пеленга на береговые объекты.

              Однако случается, и нередко, что вроде и люди есть, а выставить некого. По самым разным причинам: чартерные туристы приехали отдыхать, а не нести вахты, кто-то пребывает во временном состоянии неадекватности или заболел. Поэтому приходится якорную вахту нести самому капитану. Жаль, у меня нет картинки, как я сплю в кокпите, обложенная планшетом, телефоном и автономным навигатором. На каждом выставлена тревога на 15-метровый радиус, и они по очереди периодически срабатывают.

              Почему так мало? Потому что бухта маленькая, забитая яхтами. А надо еще, открыв глаза, успеть оценить ситуацию. В общем, крепкий здоровый сон у шкипера может быть где угодно, но только не на якорных стоянках.

              ////

              Подготовка

              Зная несколько простых правил, можно снизить уровень риска при выборе бухты для якорной стоянки

              Бухта должна быть хорошо защищена от ветра и волны с учетом ожидаемой погоды. Якорю должно быть, за что зацепиться на дне – в идеале желательно дно илистое или песчаное. Камни тоже подойдут, но они не должны быть очень большими, и их не должно быть много. Чем выше берег вокруг, тем лучше защита от ветра, но будьте внимательны, с крутых высоких горных склонов могут приходить сильные порывы. Глубина не должна быть большой: 9–10 метров – это максимум, так как чартерные лодки снабжены 50–60-метровыми якорными цепями. Длина цепи должна быть в семь раз больше глубины. На случай изменения направления ветра вокруг должно быть достаточно места для свободного вращения яхты на якоре. Если места мало, то придется заводить конец на берег, что не везде разрешено, или использовать другие решения.

              Морская карта. Значок якоря указывает на подходящие бухты. Проблема в том, что обычно они заняты другими лодками. Также на картах указывают информацию о поверхности дна. Wd – водоросли, Sd – песок, Md – ил, R – камни.

              Лоция. Дает оценку защищенности бухты от волны и ветра. Также информирует о ниспадающих ветрах (красные стрелочки), которые дуют вне зависимости от главенствующих ветров, и о других опасностях.

              Карта ветров. Погода должна быть стабильной. Начинающийся сильный ветер или изменение его направления могут привести к сносу лодки на берег или принести с собой сильную волну. Стоит внимательно отнестись к информации в лоции, касающейся местных особенностей.

              Маневр

              Часто пытаются слишком быстро бросить якорь с цепью и осуществляют заход слишком быстро. Больше пользы будет, если подойти к делу с большей осторожностью. Если вода прозрачная, то стоит осмотреть поверхность дна на предмет возможных осложнений при постановке и подъеме якоря. После этого нужно прикинуть, где в итоге окажется яхта. Оценить риски с подветренной стороны – достаточно ли места до берега или до других яхт с расчетом необходимой длины цепи. Цепь надо вытравливать не сразу, а постепенно, чтобы она не запуталась. Также не стоит слишком быстро сдавать назад, иначе ползущий по дну якорь может собрать водоросли и прочий мусор, который помешает ему зацепиться. Если нужно отдать много цепи, то стоит периодически останавливаться и проверять, не ползет ли она.

              Встать против ветра. Шкипер приводит яхту до левентика и останавливает ее в том месте, где нужно бросить якорь. Как только якорь коснулся дна, можно аккуратно сдавать назад, постепенно вытравливая цепь.

              Цепь отдана. После того как цепь выпущена на достаточную длину, можно постепенно увеличивать задний ход. Цепь при этом должна натянуться, а якорь постепенно забрать. На это может потребоваться пара минут.

              Создать натяжение. Баковый проверяет, не ползет ли цепь, забрал ли якорь или ползет. Для этого надо встать одной ногой на цепь и проверить, туго ли она натянута. Если да, то можно увеличить обороты до 1200–1500 и наметить удобный ориентир на берегу.

              Проверка ориентира. Увеличить обороты до 2000 (если ожидается сильный ветер, то до красной зоны). Если относительно ориентира яхта не движется – сбросить обороты. В случае необходимости проверить якорь под водой.

              Тихо и безопасно

              Использование дельных вещей ползволит шкиперу спать спокойно

              Снять напряжение с цепи. Яхты с современными обводами часто болтает на якоре. Из-за этого цепь начинает стучать, что особенно мешает членам экипажа в носовых каютах. К тому же можно повредить брашпиль и погнуть роульс. Поэтому лучше всего использовать дополнительный конец – натяжитель цепи с гаком.

              Якорная тревога. Если цепь достаточно потравлена, а якорь хорошо забрал, то шкиперу можно немного расслабиться. Но для безопасности или на случай, если ветер усилится, нужно на картплоттере (или используя специальные приложения на телефоне) установить диаметр, внутри которого должна дрейфовать яхта. Если она выйдет за пределы круга, то прозвучит сигнал тревоги. В некоторых приложениях можно задать точный район. Также можно при помощи картплоттера фиксировать дрейф лодки. Тогда через какое-то время можно увидеть, равномерно ли движение яхты на якоре.

              Советы для опытных яхтсменов

              В переполненных бухтах и в случае сложного рельефа дна приходится прибегать к альтернативным способам постановки на якорь.

              Якорь с носа и швартовы с кормы на берег. Этот метод распространен в переполненных и узких бухтах или там, где дно уходит под острым углом, так что якорь может сорвать. Такое часто бывает в Турции. В такой ситуации следует зафиксировать швартовый на берегу и через лебедку набить на корме так, чтобы конец не провисал.

              Два якоря в форме буквы V. Если в бухте сильный ветер и яхта сильно болтается, то второй якорь, брошенный под 90 градусов к первому, поможет ограничить движение. Для этого на траверзе к ветру бросить второй якорь, задать нужную длину цепи, лишь после чего бросить основной якорь.

              Два якоря в линию. Идеально подходит для узких бухт. Под мотором медленно идти против ветра, бросить кормовой якорь и дать вдвое больше необходимой длины цепи или веревки. Затем бросить носовой якорь и медленно сдать наполовину назад. Следите, чтобы кормовая цепь или веревка не намоталась на винт.

              Якорь с кормы и швартовый с бака на берег. Стандартный маневр в Скандинавии. На моторе надо двигаться в сторону места, где должен быть закреплен короткий носовой конец. Во время движения бросить кормовой якорь. Хорошо натянуть носовой конец, а якорную цепь или веревку выбрать при помощи лебедки. Это правило действительно для всех маневров с кормовым якорем.

              Буй вместо якоря

              Порой в бухтах подготовлены гостевые буи. Как вставать на них

              Проблема высоты. У современных яхт очень часто высокие борта. А если буй еще и установлен внатяг, то дотянуться до него с носа подчас невозможно. Даже если лечь на борт.

              Кормой вперед. Намного проще подойти к бую против ветра кормой. Таким образом, у шкипера получается отличный обзор. А с площадки для купания удобно доставать до буя. Нужно только следить, чтобы никакие веревки не намотались на винт.

              Точка фиксации. Осмотреть буй на предмет того, куда продевать швартов. Иногда снизу буя находится веревочная петля или рым, иногда рым размещен сверху.

              Передача. Ходовая часть конца фиксируется за кормовую утку так, чтобы коренной конец был закреплен за среднюю или носовую. Таким образом, яхта разворачивается. После чего нужно отвязать кормовую часть и подготовиться к работе на носовой утке.

              Сокращенный вариант полностью статья опубликована в Yacht Russia №3-4 (127), 2020 г.

            • Ясный сокол из русских сказок 6 букв сканворд
            • Ясный день дзен рассказ
            • Яхнин последняя рубашка слушать рассказ
            • Ястребов матвей никифорович сказка о счастии
            • Яхшылык турында сочинение татарча