Я ждал маму ушедшую в магазин и отвлек сочинение

Вид материалаурок содержание 1. чтение рассказа виктора драгунского что любит мишка подготовка на черновике рабочих вариантов к сочинению 5. написание

Вид материалаУрок

Содержание

1. Чтение рассказа Виктора Драгунского «Что любит Мишка»
Подготовка на черновике рабочих вариантов к сочинению
5. Написание сочинения на черновике.
Сочинение – описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», 4 класс
Сочинение – описание животных, 3класс
Написание сочинения.
Мама ученика
Подобный материал:
«За что я люблю русский язык?», 86.02kb.
Классный час Тема : Вредные, 80.73kb.
Сочинения учащихся 5-х классов “Я люблю свой край, потому что, 17.7kb.
Выступление на курсах профильной подготовки. Тамбов 2004 год Женская тема в творчестве, 127.6kb.
Тема урока: Подготовка к сочинению «За что я люблю свою школу», 23.39kb.
Употребляю, никто же не готовит с девизом “что есть то и ешь!” = Ну и не пью никаких, 2876.07kb.
Яочень люблю тундру! Она мне родная, 12.04kb.
Григорий горин «тиль» Пролог, 869.96kb.
Тема: Социология семьи, 99.71kb.
Конкурс «Урок психологического здоровья» Педагог-психолог Белоглазова, 88.88kb.
Урок подготовки к сочинению
на основе жизненных наблюдений и впечатлений, 4 класс
Тема: «Что я люблю»
Цели:
– развивать наблюдательность, мышление, речь,
– учить использовать жизненные наблюдения и впечатления для написания сочинения;
– научить обобщать свои мысли и выводы из жизненных ситуаций для составления плана;
– формировать добрые отношения к окружающему миру, стремление быть интересным для окружающих.
Оборудование: сборник рассказов В. Драгунского, экземпляр текста сочинения ученицы для каждого учащегося.
1. Чтение рассказа Виктора Драгунского «Что любит Мишка» (читает учитель или подготовленный ученик).
Вопросы после чтения:
Как вы думаете, почему, когда Борис Сергеевич слушал рассказ Дениски, «у него было задумчивое лицо»?
Можно ли сказать, что Борис Сергеевич стал уважать Дениску, после того как узнал его лучше? Какие слова это подтверждают?
Почему во время рассказа Мишки Борис Сергеевич сначала «пристально смотрел на него» (т.е. очень внимательно, сосредоточенно, напряженно), затем он «… смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он словно ждал чего-то от Мишки…» Чего же ждал Борис Сергеевич?
Как вы думаете, а Мишка на самом деле любил только «целый продуктовый магазин»? Почему вы так считаете? Объясните.
Постарайтесь в своих сочинениях не повторить Мишкиных ошибок.
Осмысление темы.
Внимательно прочитайте формулировку темы, вдумайтесь в нее. О ком нужно писать?
( О самом себе).
Какие слова ключевые в формулировке темы?
(Я и люблю).
Анализ варианта сочинения ученицы на заданную тему.
Экземпляр текста сочинения у каждого учащегося.
Что я люблю.
Каждый человек особенный. Он что-то любит, а что-то нет.
Я очень люблю, когда на улице хорошая погода, светит солнце. И у всех хорошее настроение. Тогда мама и папа больше улыбаются и меньше сердятся на меня, если что не так.
Я люблю своих родителей. Они много работают и устают, но стараются почаще быть со мной. И вместе нам очень хорошо. Я люблю, когда мы живем вместе и уезжаем кататься на велосипедах. Так весело ехать впереди всех быстро-быстро, звенеть в звоночек и кричать во все горло или распевать песню. Это так здорово, весело!
Еще я люблю, когда вечером мама читает мне вслух. Я и сама хорошо читаю, но слушать люблю с детства. У мамы спокойный, тихий голос, очень добрый и смешливый. Потом мы просто разговариваем обо всем.
Я люблю читать веселые книжки, петь и рисовать все красивое. Очень люблю цветы и в букетах, и на клумбах, и просто в лесу. Мне нравится рассматривать, какие у лепестков разные цвета и оттенки.
Я люблю все красивое, веселое и доброе.
Как вы поняли, что самое главное о себе рассказала девочка?
( Она любит маму и папу и все красивое, веселое и доброе. Она сама веселая…)
Обратите внимание, эту главную мысль она сформулировала и поместила в последнем абзаце, в заключении.
Давайте проследим, как же развивается в сочинении эта мысль (замысел).
Чтение текста по абзацам, наблюдение: как в нем проводится основная мысль про все доброе, веселое и красивое.
Представьте, что вы автор этого сочинения. По какому плану оно было написано? Как легче составить план? Давайте назовем, какая мысль (или мысли) раскрывается в каждом абзаце. Называйте в любом порядке.
Учитель записывает на доске:
Мои родители.
Хорошая погода и хорошее настроение.
Вместе на велосипедах.
Мама читает вслух.
Красота цветов.
Люблю читать, петь, рисовать.
Предположим, что эти мысли приходили в голову автору сначала в такой последовательности (или в другой, это неважно; важно записать эти мысли на черновике в удобной для себя форме).
Давайте пронумеруем эти мысли так, чтобы получился план по которому написано сочинение девочки.
2. Мои родители.
1. Хорошая погода и хорошее настроение.
3. Вместе на велосипедах.
4. Мама читает вслух
6. Красота цветов.
5.Люблю читать, петь, рисовать.
У нас получился рабочий план к сочинению.
Обратите внимание, какое начало у сочинения. О чем написано во вступлении?
Допишем первой строкой рабочего плана:
Вступление.
Перечитайте последний абзац. В заключении автор формирует главную мысль. Допишем в рабочий план под последней строчкой : Заключение. Главная мысль.
Сколько абзацев в тексте сочинения? (Шесть) А пунктов в рабочем плане у нас восемь. Почему так получилось? (Автор объединяет несколько мыслей в один абзац. Например, пункты 2 и 3, 5 и 6 плана. Это допустимо, т.к. следующая мысль тесно связана с предыдущей).
Можно записать на доске рабочий план в окончательном варианте.
Вступление.
Основная часть.
1.Хорошая погода и хорошее настроение.
2. Мои родители. Вместе на велосипедах.
3. Мама читает вслух.
4. Люблю читать, петь, рисовать. Красота цветов.
Заключение. Главная мысль.
Рабочий план можно было бы оставить на черновике и в первоначальном виде, не переписывая, лишь бы он был понятен автору, удобен и помогал в работе.
Учитель собирает экземпляры с вариантом сочинения.
Подготовка на черновике рабочих вариантов к сочинению.
Теперь мы попробуем подготовиться к сочинению. Каждый расскажет о себе. Вспомните, мы определили, что ключевые слова в формулировке темы – я люблю.
Подумайте, что самое главное вы хотите рассказать своим читателям (ими могут быть учитель, родители, друзья, одноклассники) о себе. Попробуйте записать на черновик эту мысль (ваш замысел). Она поможет построить сочинение. Потом вы запишете ее в последнем абзаце. (Дети выполняют работу, учитель оказывает индивидуальную помощь).
Теперь попробуйте записать мысли, которые раск4роют вам замысел. Записывайте кратко в столбик в любом порядке. (Дети делают записи на черновике).
Если вы закончили этот этап работы, подумайте, в каком порядке лучше расположить мысли. Пронумеруйте их. Получится рабочий план к сочинению.
Теперь, когда вы определили замысел своего сочинения, продумали содержание и порядок следования мыслей, нужно подумать о вступлении. Вы можете выбрать один из вариантов вступления (они должны быть на доске) или написать свой вариант.
Варианты вступления:
Меня зовут… Мне… лет. Я хочу рассказать вам о себе.
Один человек не похож на другого. Каждый человек – это целый мир. Хотите приоткрыть дверь в мой мир и узнать, что я люблю?
Если хочешь лучше узнать человека, расспроси его о том, что он любит. И тогда ты многое поймешь.
5. Написание сочинения на черновике.
6.Чтение первого варианта сочинения, самооценка, проверка. Ребенок должен соотнести содержание своей работы с планом, проверить, выделены ли образцы, сформулирована ли в заключении главная мысль, внести необходимые дополнения, исправления. Учитель напомнит о необходимости выполнения специального речевого задания, чтобы дети обратили внимание на то, какие слова и предложения они использовали в тексте. Учитель проверяет черновики, дает необходимые советы, касающиеся содержания, речевого оформления работ.
Работа переписывается в тетрадь по развитию речи. Это дети могут сделать дома, если не успели в классе.
Сочинения учащихся.
Один человек не похож на другого. Каждый человек – это целый мир. Хотите приоткрыть дверь в мой мир и узнать, что я люблю?
Я очень люблю свою семью – маму, папу и сестренку Ксюшу. Мама и папа заботятся обо мне, во всем помогают, дают советы, а Ксюша всегда меня смешит. Я не могу на нее сердиться. Я зову ее «моторчик».
Еще я очень люблю животных. Всех, всех, даже змей! Мне кажется, что животные тоже разговаривают, только люди их не понимают.
А как я люблю мороженое! Могу его есть на завтрак, обед, ужин. В любое время года. В любую погоду. Я не представляю себя без мороженого.
Я люблю свою семью, все живое и доброе.
РОДИНА АНАСТАСИЯ, 4 класс.
Каждый человек особенный. Он что-то любит, а что-то нет.
Я очень люблю мастерить со своим дедушкой. У него золотые руки. Вместе мы смастерили беседку.
Люблю читать. Гарри Поттер – мой кумир. Я прочитал все книги о нём. Иногда он напоминает меня. И мама так говорит. Я уговорил ее прочитать о нём.
Еще я люблю звёздное небо. Очень здорово мечтать, когда смотришь на небо. Думать о других планетах. Я обязательно буду астронавтом. Привезу в подарок школе метеорит.
Я люблю все необычное и таинственное.
ПАРШУКОВ АРТЕМ, 4 класс
Сочинение – описание по картине В.М. Васнецова «Алёнушка», 4 класс
Цели:
– развивать активное внимание, наблюдательность, формировать развитие творческого восприятия картины в целом и отдельных фрагментов;
– формировать навыки написания сочинения – описания по картине, совершенствовать письменную и устную речь;
– развивать интерес к искусству, умение наслаждаться прекрасным,
– воспитывать чувства сопереживания и сострадания.
Оборудование:
– репродукция картины среднего формата, репродукции на парте для учащихся.
1. Учитель: Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. В
литературе – это слово, в музыке – звук, в живописи – цвет.
Давайте запишем слово живопись и разберем его по составу. Как вы понимаете его лексическое значение?
( «живо пишу» или «пишу красками»)
Как называются произведения живописи?
( они называются картинами)
Картина пишется на основе жизненных впечатлений, на основе исторических событий.
Какие картины вам известны?
2. – Сегодня вы будете устно составлять сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Прежде несколько слов о художнике. Будьте внимательны: этот материал пригодится для работы над сочинением.
Виктор Михайлович Васнецов (показывается автопортрет и портрет, выполненный М.Нестеровым) родился на Урале, в 85км от Вятки, в селе Рябово в многодетной семье. С детства ему привили любовь к народному творчеству: и к сказкам, и к разным народным промыслам, например, к дымковской игрушке, которой славилась и сейчас славится Вятка. Виктор Васнецов чувствовал и видел красоту во всем.
Он поступил в академию художеств, увлекается историей, пишет картины на исторические темы. Но главное внимание Васнецов уделяет народу, его творчеству. Художник любит русскую песню, сказку. По мотивам народного творчества он создает много картин, например, «Аленушка», «Иван – царевич на Сером Волке», « Ковер – самолет», «Царевна – лягушка».
Все работы В.М.Васнецова отличаются богатством красок, какой- то торжественностью, сказочностью, но в то же время и правдоподобием.
3. Учитель показывает классу репродукцию картину В.М.Васнецова «Аленушка» большого формата. Дети несколько минут рассматривают ее
С каким произведением устного народного творчества ассоциируется у вас эта репродукция?
Действительно, художник написал «Алёнушку» под впечатлением известной народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в 1861 году. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в г. Москве.
Вспомните, о чем рассказывает русская народная сказка? Кто её герои? Какое зло приключилось с ними?
Обратимся к репродукции. (Репродукция – воспроизведение картины в книге, в учебнике, в альбоме).
На берегу озера, на камне, сидит, задумавшись, простая крестьянская девушка.
Вспомните содержание сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сможете ли вы выделить в ней эпизод, соответствующий картине В.Васнецова?
Картина не соответствует сюжету сказки. В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо, сироты.
Как изображена Алёнушка? Что можно сказать о ее одежде, позе, о выражении лица? Каково отношение к ней художника? Какие чувства она вызывает у вас?
(Алёнушка изображена почти в центре картины, лицом к зрителю. У нее худые руки, она босиком, сидит на камне, положив голову на колени. Одета девушка очень скромно, почти бедно: на ней старый пестрый сарафан и голубая кофточка. Лицо ее выражает тревогу, печаль. Особенно ярко выделяются на нем глаза. Взгляд Алёнушки устремлён на воду, но она как будто не видит ее. Чувствуется, что девушка чем-то озабочена, встревожена).
Художник трогательно относится к героине своей картины. Ему дорога Алёнушка в её незамысловатой одежде. Он хочет вызвать сочувствие к бедной девушке. Картина навевает грусть. Жалко бедную девушку, которая осталась одна со своей печалью в сумрачном лесу.
Как вы думаете, почему художник изображает одну девушку?
(Чтобы подчеркнуть ее одиночество, сосредоточить внимание зрителей на ней).
Какие краски использует Васнецов для изображения Алёнушки?
(На доске: серовато-голубые для одежды; светло-розовые для лица и рук, для рисунка на сарафане; зеленые различных оттенков: от светлого до темно-зелёного, почти чёрного).
Какие слова и выражения можно подобрать чтобы описать позу девушки?
(Низко склоненная голова, золотистые волосы рассыпались по плечам, взгляд задумчивый, тоскливый).
Давайте подберем слова к существительному горе.
(Большое, безутешное, тяжелое, великое, безысходное).
Какое из слов лучше всего подходит для описания состояния Алёнушки?
( Безутешное, безысходное).
Подберите синонимы к слову задумчивый.
(Тоскливый, печальный).
Какое из этих слов точнее передает состояние девушки?
(Печальный взгляд).
– Пейзаж – это изображение природы для того, чтобы передать настроение картины. Давайте опишем пейзаж, на фоне которого изображена наша героиня.
(Алёнушка сидит на сером камне на берегу озера, вода в котором чёрная. Кругом тёмный лес, побуревшая трава, пожелтевшая зелень. Желтоватые листья, плывущие по воде, сравнимы с ее слезами, печалью. Тонкие, согнувшиеся ветки осинок подчеркивают одиночество Алёнушки).
– Какое время года изображено? По каким признакам это можно определить?
(Художник изобразил раннюю осень. Небо хмурое, холодное, осеннее, желтоватые листья).
Почему Васнецов выбрал именно осенний пейзаж?
(Осенью природа увядает, навевает грусть. Это подчёркивает душевное состояние девушки).
На доске слова:
Небо, листья, озеро, вода, лес.
Подберем эпитеты к словам:
небо – осеннее, хмурое, неприветливое, унылое, серое
листья – опавшие, пожелтевшие, желтые
озеро – глухое, глубокое, бездонное
вода – темная, почти черная, холодная, неподвижная, застывшая, манящая
лес – мрачный, темный, глухой, угрюмый, таинственный
Мы выяснили, что картина написана на сюжет народной сказки. Однако воспринимается она как правдоподобная, чувствуется большая любовь Васнецова к простым людям, к родной природе.
Проверим рабочие материалы. Составим примерный план к сочинению.
Слово о художнике В.Васнецове.
Описание картины «Алёнушка».
Внешний вид и выражение лица девушки, ее поза;
Пейзаж.
Впечатление от картины.
Составление по плану устного сочинения. Прослушивание и рецензирование одной – двух работ учащихся.
Сочинение – описание животных, 3класс
Цели:
– развитие наблюдательности учащихся, умения проводить сравнения;
– формирование у учащихся навыков построения текста описательного характера;
– воспитание чувства единения с природой, заботы о животных, ответственности, любви к природе.
Оборудование: открытки и фотографии с животными, мягкая игрушка – котёнок.
I. Вступление.
У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.
Чтобы написать сочинение о животном, вам необходимо представить свое животное: внешний вид, поведение, повадки.
II. Работа над планом.
Давайте определим тему и основную мысль вашего сочинения.
Что такое тема текста?
Основная мысль текста?
Итак, кто-то будет писать о собаке, другие вспомнили любителя молочка и рыбки, а может это будет белочка, случайно встреченная в лесу?
Основная мысль – каждый из вас любит и дорожит дружбой (знакомством) с этим животным.
Чтобы точно описать, нужно быть очень наблюдательным.
Давайте подумаем, что будем описывать у животного?
Предложения детей: внешний вид, что любит и не любит, как себя ведет в различных ситуациях.
Учитель работает у доски, дети – в черновиках.
Вступление (начало).
Описание животного.
Заключение.
Работа по первому пункту плана.
О чем можно писать во вступлении?
(Кличка животного, как появился в доме, где впервые увидел).
Работа по второму пункту плана.
Описание животного – как понимаете?
(Внешний вид, поведение, повадки).
Учитель корректирует у доски.
Внешний вид (размер, окрас, глаза, нос, ушки, шерстка, лапы (лапки)).
Поведение (добрый, настороженный, хитрый, ленивый, ласковый, преданный).
3. Повадки (что любит, что не любит).
Ребята, как избежать повторение слов в работе?
(Любимец, маленький друг, красавчик, животное).
Давайте вспомним, какие изобразительно-художественные средства языка помогут сделать описание образным, эмоциональный.
(Сравнение, эпитет).
Учитель предлагает рассмотреть мягкую игрушку – котенка.
Какие сравнения можем употребить для описания?
(Глазки – бусинки, шерстка – рыжая шубка).
Эпитеты?
(Рыжая шубка с огненными пятнами , белоснежные ушки).
Вы должны отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от всех остальных, из собранного рабочего материала в черновиках выбрать главное, самое важное.
Работа по третьему пункту плана.
Заключение – признание в любви к своему питомцу.
III. Написание сочинения.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Загляните в семейный альбом»
Цель мероприятия: – ориентация учащихся на духовно – нравственные ценности семьи, привитие любви к семейным традициям, формирование семейных отношений.
Выставка: 23 генеалогических древа семей учащихся.
Присутствуют: бабушки, дедушки и родители учащихся, гости.
Учитель: Это слово греет душу. Напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. Здесь тебе дали имя, ты желанный ребенок.(ответы учащихся)
Учитель зачитывает лексическое значение слова «семья» из толкового словаря Ожегова.
Учитель: Этот год в России -Год семьи. Как вы думаете, почему?(ответы детей, гостей, родителей).
Все присутствующие получают задание: записать 5 слов – ассоциаций со словом «семья». Учитель зачитывает 5 чаще повторяющихся слов.
Учитель: Семь и я. Будто говорит: «Семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А вы скажете, не в каждой семье наберется семеро. Число 7 – особенное. Оно неделимо и как бы напоминает, что семья тоже едина и неделима.
Мама ученика: Полезно знать, что «семья» происходит от слова семя. Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток! На нем появляются сначала нежные цветочки – сынки и дочки, а потом плоды.
Дети предлагают вниманию присутствующих пословицы и поговорки о семье. Выборочно вместе анализируем.
Учитель: Кроме семьи – много родных. Родственники, родня, родные. Общий корень род. Сравним с деревом. Много ветвей от одного ствола, вырастают от общего корня! Каждый род имеет своего основателя, жившего очень давно. Ты и твои родственники – это ветви, идущие от одного ствола, корня. Вместе вы один род. У вас общая родовая фамилия. Род славен предками!
Учитель обращает внимание на выставку. Каждый ученик рассказывает интересную историю о своем предке. Вот некоторые из них:
Абраменков Иван – о дедушке – летчике, погибшем во время Великой Отечественной войны.
Алавацкая Ксения – о своих предках – болгарах.
Балабин Кирилл – о подвиге дедушки во время Великой Отечественной войны .
Данилова Яна – о своей прабабушке, вырастившей 13 детей.
Демин Данила – о папе, спасшем утопающего.
Ивленков Кирилл – о бабушке, бывшей узницы конц – лагеря.
Жуков Антон – о своей семье.
Новицкая Лера – о детстве своего папы.
Привезенцева Ангелина – о прабабушке, жительнице блокадного Ленинграда.
Стецук Юлия – о прабабушке – исполнительнице русских – народных песен.
Якушев Владимир – о папе, задержавшем преступников.

Идея: Борис Акунин, «Русский в Англии»

Начало здесь 

Из современного Лондона мы перенесемся в Англию и Россию XVI века, в эпоху доброй королевы Бесс — Елизаветы I и ко двору Иоанна Грозного. Согласно свидетельствам некоторых исторических документов, Иоанн Васильевич сватался к Елизавете и, получив отказ, согласился взять в жены ее племянницу. Этим планам (если они вообще когда-нибудь имели место) не суждено было сбыться, но какой простор для писательской фантазии представляет собой эта история!

Глава III

Энни осталась жить у бабушки, хотя работники соцслужбы, периодически навещавшие их, считали, что бабушка не сможет вырастить Энни и ее следует передать в приют, чтобы девочку удочерила «нормальная семья».

Больше всего на свете Энни боялась этих визитов и того, что ее заберут у бабушки и отдадут чужим людям, и тогда она потеряет последнего родного человека на свете.

Лежа по ночам без сна, она прислушивалась к шагам на улице, вспоминала маму и те редкие дни, когда мама была доброй и ласковой, водила их с Джонни на детскую площадку, покупала ей красивые заколки для волос и вкусные пончики в сахарной глазури и неизменно обещала, что так теперь будет всегда.

Думая о маме, Энни плакала навзрыд. Горькие соленые слезы заливали ее лицо и затекали в уши. А утром снова школа, пинки и подножки от мальчишек и презрительное хихиканье девчонок за спиной… Несмотря на то, что теперь Энни стараниями бабушки Дорис всегда была одета опрятно, отношение одноклассников к ней не изменилось. И только доброта и участие мисс Маршалл удерживали Энни в школе.

Благодаря мисс Маршалл Энни полюбила чтение. Учительница хвалила ее сочинения и зачитывала их вслух перед всем классом. Это помогло Энни поверить в себя и свои силы.

Так у нее появилась цель в жизни — она решила стать журналистом. Или, чем черт не шутит, может быть, впоследствии ей удастся стать писателем. Как Джейн Остин, Уилки Коллинз, Марк Твен или Джордж Оруэлл.

В старших классах неожиданно для самой себя Энни из парии-замарашки стала довольно популярной персоной: она помогала своим менее одаренным одноклассникам писать сочинения и осваивать сложную французскую грамматику, а в 14 лет заработала первые деньги – соседка предложила ей пару часов в день присматривать за ее малышами-двойняшками.

Где только не довелось поработать Энн с тех пор. Парикмахерская, где она подметала волосы и готовила напитки для клиентов, продуктовый магазин, разные кафе в родном Сент-Хеленс. Чуть позже — МакДональдс и супермаркет в соседнем городке Ньютон-Ле-Уиллоус.

Жила она, где придется — на что хватало ее скромных заработков, в основном это были темные тесные квартиры вскладчину с другими ребятами.

После Ньютона были Манчестер, Ливерпуль, и, наконец, Лондон. Энни поступила в университет — не в последнюю очередь благодаря блестящим рекомендациям школьных учителей, и даже получала стипендию, как отличная студентка. Чтобы свести концы с концами, Энн работала в большом универсальном магазине Marks&Spenser.

«Когда-нибудь мир обо мне услышит и меня будут публиковать в Таймс», думала Энн, раскладывая упаковки с салатами и нарезанными фруктами на полках магазина и обдумывая тему очередной статьи для сайта, где она подрабатывала копирайтером.

Глава IV

Этой весной бабушка Дорис перенесла инсульт и совсем сдала. Энн, скрепя сердце, пришлось согласиться на то, чтобы бабушка переселилась в senior house (дом престарелых) — там у нее был присмотр и медицинский уход. На оплату уходила вся бабушкина пенсия, и еще 200 фунтов Энн доплачивала из своих скромных доходов.

Поездки в Сент-Хеленс были долгожданными и радостными для Энн, но как же сжималось ее сердце, когда ее взгляд подмечал, как быстро дряхлеет бабушка, как затуманиваются ее глаза и трясутся морщинистые руки…

От бабушки мысли Энн переметнулись к Тому. Том – ее шикарный лондонский бойфренд. Высокий широкоплечий брюнет с римским профилем и великолепным телом (он итальянец по матери),

Том был красив, как древнегреческий бог – на этом, пожалуй, его достоинства заканчивались. Он все еще мечтал о карьере модели, но пока его достижения сводились к фотосессиям в пижамах и банных халатах для рекламных буклетов супермаркетов.

Том перебивался случайными заработками – он неплохо играл на гитаре и обладал приятным баритоном, его приглашали петь в барах. Он поддерживал лейбористов, с одинаковым пылом ненавидел как Тори, так и эмигрантов, не продержался ни на одной работе больше пары месяцев и больше всего любил проводить выходные в Камден-тауне на безумных тусовках с выпивкой, травой и клубными наркотиками.

Энн иногда ходила с ним на эти тусовки и знала многих из его странных друзей, коих было немыслимое количество – кажется, у Том был своим человеком в каждом пабе Англии.

Они вместе снимали квартиру в лондонском Ислингтоне. Раньше Том жил там один, но когда они начали встречаться и он узнал, сколько Энн платит за свою комнату в квартире с четырьмя соседками, то предложил ей съехаться и платить за квартиру вместе. Это выходило дороже, чем плата за комнату — но, главное, она была с Томом, которого практически боготворила несмотря на его несносный характер, периодические запои, подловатые шутки в ее адрес и постоянное безденежье.

Однажды Том с грустью сообщил, что с июня хозяйка квартиры повышает плату, причем сразу на 500 фунтов. Прикинув, что потерю еще 250 фунтов в месяц ее скромный бюджет не переживет, Энн сказала Тому, что это слишком дорого, и начала искать для них другое жилье поблизости.

Каково же было ее изумление, когда она обнаружила на сайте аренды недвижимости их квартиру и – та-дамм! — телефон Тома в качестве контактных данных хозяина.

Терзаемая подозрениями, она попросила коллегу позвонить по указанному телефону и всплыла ужасная правда: все это время Том, который и являлся хозяином квартиры, брал с нее деньги за то, что она там жила.

Энн примчалась домой, собрала свои нехитрые пожитки и вылетела на улицу в надежде, что не столкнется с Томом и ей не придется с ним объясняться. Так гадко она не чувствовала себя еще никогда, больше всего в тот момент ей хотелось, чтобы на нее из-за поворота выехала несущаяся на полной скорости машина. Удар, звон стекла, и все будет кончено.

Однако, машина не выехала. Видно, легкий конец — удел счастливчиков. к коим Энн не относилась, и у судьбы для нее было уготовано что-то более изощренное.

Делать нечего, под холодным дождем Энн побрела к метро, села в первый подошедший поезд и поехала, куда глаза глядят. Почувствовав голод, она вышла на какой-то станции, зашла в кафе, взяла кофе и булочку с корицей, погуглила, нашла приличный хостел поблизости и отправилась туда ночевать.

Через несколько дней она сняла комнату в квартире с соседками. Незаметно пробежал целый год: работа, учеба, посиделки с друзьями, вылазки к морю в Брайтон, выходные в Девоне или Дорсете, а по будням снова — душное лондонское метро и вечерний путь от станции к дому с зажатым в кулаке ключом — на всякий случай в качестве защиты от хулиганов.

Глава V

Около полугода назад майским утром ей позвонили с незнакомого номера.

— Мисс Гамильтон? Энн Летиция Гамильтон? — спросил бодрый мужской голос с сильным австралийским акцентом.

— Да, это я. С кем я разговариваю?

— Меня зовут Гарри. Гарри Корбин, — энергично представился мужчина. Бонд. Джеймс Бонд, — неожиданно подумала Энн и чуть не рассмеялась в трубку.

— Я — старший партнер брисбенской юридической фирмы Martins&Corbin. У меня к вам важное дело личного характера. Где и когда мы можем с вами встретиться? – продолжил австралиец.

— У вас ко мне дело? Какое? — с подозрением спросила Энн.

— Наследство. Ваша австралийская родственница Дженнифер Престон, в девичестве Гамильтон, умерла, не оставив завещания. Наследников у нее не было. Вы единственная, кого удалось найти.

— Ах, вот оно что! — теперь в голосе Энн звучала неприкрытая ирония.

Она была наслышана о всевозможных схемах по обиранию наивных чудаков, которых заманивали рассказами о несметных богатствах одиноких почивших родственников, не оставивших наследников. Для получения наследства необходимо сообщить мошенникам банковский счет, оплатить налог или что-то еще в таком духе.

— И что же вам от меня нужно? – резко спросила Энн, уже готовая отключиться и заблокировать нахала.

— Мисс Гамильтон, это не телефонный разговор. Удобно ли будет вам встретиться со мной в лондонском представительстве нашей фирмы в Найтсбридж в самое ближайшее время? Я сейчас пришлю вам адрес. Назначьте день и время.

— Хмм… — лондонское представительство в Найтсбридж прозвучало убедительно, но Энн все равно не верила в реальность происходящего.

— Хорошо, я подумаю.

— Мисс Гамильтон, я прилетел в Лондон только для того, чтобы встретиться с вами. Пожалуйста, уделите мне полчаса вашего времени на этой неделе, — незнакомец сделал ударение на словах «эта неделя».

— Я подумаю, — упрямо повторила Энн.

— Можно ваш мейл, пожалуйста? Я хочу вам кое-что отправить , — незнакомый австралиец понял, что Энн — крепкий орешек, и решил сменить стратегию.

Энн продиктовала свой мейл.

— Проверьте свою почту через пять минут, пожалуйста.

Через несколько минут Энн пришло письмо по электронной почте — в нем Гарри Корбин представлял себя и свою фирму.

Энн скрупулезно проверила каждую строчку его подписи, мейл, корпоративный сайт, LinkedIn, посмотрела статьи и фотографии в гугле. Да, похоже, ей действительно с корпоративного мейла писал человек, работающий в Martins&Corbin.

Телефон совпадал с указанным на сайте. Она перезвонила. Ответила секретарша, соединившая ее с мистером Корбином.

— Мисс Гамильтон, да, сюрприз-сюрприз, это-таки я, опять я, — со смехом сказал уже знакомый ей голос. — Ну что, теперь вы верите, что говорите с представителем юридической фирмы?

— Все равно не понимаю, чем вызван ваш интерес к моей скромной персоне.

— Это не телефонный разговор. Именно поэтому я и прошу вас о встрече. Вы нашли наш лондонский адрес?

— Да.

— Когда мы сможем с вами встретиться?

— Ну, скажем, в пятницу в 12, — после небольшой паузы произнесла Энн.

— Отлично! Буду вас ждать, — с облегчением выдохнул Гарри Корбин или человек, выдававший себя за него. — И, мисс Гамильтон, если вы пожелаете пригласить на встречу вашего адвоката, будет просто превосходно.

— Кто я, по его мнению, черт возьми? — с досадой подумала Энн. — Пэрис Хилтон? Какие адвокаты у продавщицы из M&S?

— У меня нет адвоката, — сухо ответила она.

— Тогда я советую найти кого-то, кому вы сможете доверять — вероятно, скоро он вам понадобится.

Энн от этой фразы похолодела.

— Что вы имеете ввиду? — резко спросила она.

— Ох, простите великодушно, мисс Гамильтон! Я не имел в виду ничего плохого, это было сказано с самыми лучшими намерениями. У меня для вас прекрасные новости!

Заинтригованная этим разговором и еще больше — его недосказанностью, Энн едва дождалась пятницы.

Было 11.45, когда она входила в фойе юридической фирмы. Ее проводили в кабинет, от пола до потолка уставленный книжными шкафами с толстыми фолиантами с золотым тиснением, резными стульями, столом мореного дуба и тяжелыми бархатными шторами.

Почему-то она засмотрелась на высокий столик у стены, на котором стояли хрустальные графины с виски и рядом на серебряном подносе – низкие стаканы для благородного напитка.

— Они тут пьют виски между делом?- пронеслось в голове у Энн.

В кабинете ее уже ждали двое мужчин. Гарри Корбина она узнала до того, как он заговорил – это был высокий плечистый мужчина, покрытый бронзовым загаром, с выгоревшими на солнце серферскими прядями в темно-русых волосах.

Его лондонский коллега Стивен Норман был бледен и сумрачен, а вялое влажные рукопожатие вызвало у Энн нестерпимое желание вытереть руку о ткань юбки под столом.

Все эти детали Энн потом сотни раз прокручивала в голове, вспоминая о дне, разделившем её жизнь на «до» и «после».

Юристы сообщили ей невероятные новости.

Оказывается, у ее отца, который, как она только что узнала, умер много лет назад при невыясненных обстоятельствах, была дальняя родственница, Дженнифер. Еще ребенком родители увезли ее в Австралию. Все связи с английскими родственниками оборвались во время Второй мировой.

Почившей тетушке было около ста лет, она дважды была замужем, пережила своих мужей. и у нее не было никаких родственников, кроме беспутного внучатого племянника Джеймса Гамильтона в Англии.

Поскольку Джеймс Гамильтон мертв, Энн, несмотря на то, что она его внебрачная дочь, является единственной наследницей всего тетушкиного состояния.

Ферма в Австралии, недвижимость в Италии и на юге Франции, и, главное, — старинный трехэтажный особняк в центре Лондона. Стоимость недвижимости и прочих активов покойной Дженнифер Престон исчисляется миллионами фунтов.

У Энн закружилась голова и пересохло во рту. Она терла виски, пытаясь отогнать дурноту. 

«Так не бывает. Просто не бывает. Это какой-то розыгрыш и скоро все прояснится», — проносились мысли в голове Энн.

Бедняжка-замарашка, внебрачный ребенок матери-наркоманки, сиротка из бедного шахтерского городка Энни-пенни, как дразнили ее соседские мальчишки, оказалась наследницей огромного состояния. Это просто не укладывается в голове.

— Мисс, с вами все в порядке? — Гарри обеспокоенно вглядывался в ее лицо, придвигая к ней стакан воды. — Может, вам нужно на воздух?

— Тут душно, пожалуйста, откройте окно, — попросил он Стивена.

— Налить вам виски? – несмело спросил Стивен. Видно, это было единственное известное ему средство приводить людей в чувство.

Продолжение следует…

Мой ТГ-канал

FB 

Что такое летняя ночь? Это яркие звезды на небе, которые можно видеть во всей красе, лишь в дикой глуши. Летняя ночь – это теплый ветерок, который запутывается в волосах и тихо играет ними, а они в свою очередь наслаждаются ласковыми объятьями.

Сочинение Почему я люблю лето

Лето – чудесное время года, не правда ли? Природа показывает свои чудеса в полную силу, одевая всё вокруг в зелёные (и многие другие) наряды. Животные вовсю хозяйничают на улицах, выполняя свои роли и задачи.

Сочинение Летний дождь

Дождь всегда один и тот же, он не меняется, но мы смотрим на него по-разному. Осенний дождь приносит печаль и раздумья, зимний дождь – слякоть и зыбь, весенний дождь – радостный и громыхает громом

Сочинение на тему Как я в первый раз поехал на море

Сегодня я расскажу о своем опыте, когда я первый раз поехал на море. Это было прекрасно, ярко, незабываемо. Кому интересно, читаем дальше.

Сочинение Как я хочу провести лето

Сегодня хочется поделиться своими мыслями относительно того, как я хочу провести лето. Здесь я поделюсь своими мыслями и желаниями на этот счет.

Сочинение на тему Каникулы моей мечты

Каникулы. Это слово вызывает столько положительных эмоций, воспоминаний и новых планов. Мы всегда с нетерпением ждем их, с улыбкой зачеркиваем в календаре оставшиеся дни

Сочинение на тему Скоро лето

Вот и заканчивается последний месяц весны – май, а вместе с тем и очередной учебный год. Наступят долгожданные летние каникулы, где можно отдохнуть от длительных занятий и бесконечных домашних заданий.

Сочинение Куда бы я хотел поехать летом и почему? 5 класс (на море, в деревню, в Париж)

Я с нетерпением жду летних каникул. На них я очень хочу поехать к своей бабушке в деревню. Прошлым летом я провел у нее почти три месяца.

Сочинение Чего я жду от лета рассуждение

Лето – самое чудное время года. Чего я жду от лета? От лета, в первую очередь, я жду, как и все те, кто учатся в школе, в институте, в университете, я жду долгожданных летних каникул.

Сочинение Мои летние каникулы

Вот и пришло долгожданное лето. Три месяца отдыха. Родители решили провести его не на даче, а вывести меня к морю. Чтобы я загорела и поправила своё здоровье. Так как я плохо переношу жар

Сочинение Лето – это маленькая жизнь

Лето это особенное время. На целых три месяца можно забыть о школе. Что делать летом и как провести время с пользой. Только летом можно начинать закалку организма. Для этого купаются в речке, в пруду, под душем с прохладной водой или в бассейне

Сочинение на тему Мои летние приключения 3 класс

Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением

Сочинение Летние деревенские ночи

Летние деревенские ночи.Каждый человек, которому посчастливилось хотя бы раз в жизни провести ночь в деревне, никогда не забудет эти волшебные воспоминания.

Сочинение на тему За что я люблю лето

Лето – чудесная пора. Я всегда с нетерпением жду это время года, так как летом тепло, можно дольше гулять, ведь темнеет позже. Я люблю лето за то, что в это время года я весело провожу время: играю с друзьями, езжу с семьей купаться на море и отдыхать

Сочинение самый скучный день каникул

Все говорят, что самые скучные дни в каникулы – когда идёт дождь. Но я с этим не согласна. Для меня самым скучным днём был самый жаркий. Когда была невыносимая духота

Интересный и лучшиший день летних каникул сочинение

Я как и любой ребенок жду всегда лета с нетерпеньем. Летом жизнь летит быстро, но оно запоминается тебе больше всего на свете. Моим самым лучшим днем было то, что я впервые побывала в столичном парке аттракционов

Сочинение на тему Как я провел лето в лагере

Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

Сочинение Как я провел летние каникулы

Летние каникулы любят все школьники: и те, кто не очень любит школу, и даже отличники

Сочинение на тему Памятный день летних каникул

Лето мое самое любимое время года. Потому, что каждый день летних каникул наполнен яркими впечатлениями, новыми событиями, интересными знакомствами.

Сочинение на тему Летний отдых на каникулах

Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.

Сочинение на тему Интересное лето

Лето мое самое любимое время года, чудесная пора, полная радости и веселья! Я всегда с пользой и с удовольствием провожу теплые летние деньки.

Сочинение тему Парк летом или лето в парке

Наступило долгожданное лето – в городе стало душно, пыльно и очень жарко. Однако, в любом, даже самом маленьком городке, есть свои оазисы. Это парки и скверы. Забежишь бывает в такое место с палящего солнца и словно попадаешь в другой мир.

Сочинение на тему Случай летом

Однажды летом я, как всегда, гулял с соседним мальчиком Васькой на окраине деревни недалеко от бабушкиного дома. У нас там есть свой небольшой домик, выстроен нами из веток и ненужных досок. И вдруг услышал где-то не далеко пищащие звуки.

Сочинение на тему Лето в деревне у бабушки

Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой

Сочинение на тему Красота лета

Наверное, у каждого из нас есть некие воспоминания, которые невольно заставляют задуматься о чем – то, поразмышлять или просто вызывают улыбку. Именно так ассоциируется у меня лето

Сочинение на тему Лето в лесу (Летний лес)

Что может быть прекраснее летней прогулки в лесу? Ведь именно этому посвящают свои картины многие художники, поэты – стихи. Только в это время года лес по – своему прекрасен и кажется, в нем есть своя тайна.

Сочинение на тему Последний день лета

Еще совсем недавно солнце светило так ярко, что приходилось зажмуривать глаза, гуляя по городу. Все чаще холодный ветерок заставляет поеживаться от неприятного ощущения осени на своих плечах

Сочинение на тему Как я провел лето в городе

Это лето я провел в своем родном городе. Каждое утро я просыпался в 8, а то и в 9 часов утра. После завтрака мы с ребятами долго играли во дворе в футбол и другие игры или просто бегали наперегонки.

Сочинение на тему Как я провел лето в деревне

Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы.
Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

Сочинение Лето на море (поездка на море)

Этим летом мы снова всей семьей отправимся отдыхать на Черное море, так как каждый год мы стараемся придерживаться этой традиции. Я с нетерпением жду этого волшебного времени

Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов)

Ура! Вот и лето. Это самая любимая пора года, так как ее очень ждешь. Я очень ждал этих каникул, так как летом есть возможность отдохнуть и набраться новых сил для следующего учебного года

Сочинение на тему Бабье лето 4 класс

Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели.

Сочинение на тему Мое любимое время года – Лето

Погода летом очень теплая и солнечная. Можно сходить на речку, в открытый бассейн и там плавать

Время детского возраста – с рождения ребенка до отрочества, приблизительно, до 11 – 13 лет. Но в наше время этот срок отодвинулся, и детьми считаются порой восемнадцатилетние юноши и девушки, наехавшие на ребенка на переходе или застрелившие случайно прохожего. Ну что взять с малолетних и неразумных деток – конечно же, ничего. А на нет и суда нет.
Детство – это единственное время, когда ты ни за что не отвечаешь: тебе не надо работать и кормить семью, учить детей и лечить маму с папой, выплачивать ипотеку и кредиты. Это – самое беззаботное время в жизни человека. Да, проблемы, конечно, есть. Но какими же смешными они потом окажутся!
Это – единственное время, когда ты безгранично веришь в волшебство и чудеса. И только тогда повсюду летают красивые феи и машут волшебными палочками. А толпы Дедов Морозов с мешками подарков бегают по предновогоднему городу в поисках именно тебя. И можно написать письмо Деду Морозу, чтобы он исполнил твое самое заветное желание – он же реально существует. А человеку надо во что-нибудь верить – не важно, во что: без веры жить нельзя.
В детстве тебя любят просто так, а не за что-то: за деньги, гектары земли, власть и красный диплом. Тебе радуются, когда ты приходишь в этот мир, когда ты заходишь в комнату, когда просыпаешься и съедаешь манную кашу.
Весь мир кажется огромным и замечательным: луна и звезды – большими и яркими, краски – сочными, мамины духи – волшебными, мама – самой красивой, а папа – самым умным и сильным. И даже пятиметровая кухня – просторной.
Все кажется удивительно легким: легко подойти к понравившейся девочке, взять ее за руку и предложить дружбу. Легко прыгать через прыгалки, скакать на одной ножке. И петь у всех получается, и танцевать. И стихи в детстве все читают здорово, как кажется. Да и рисуют красиво. И куда это все потом девается?
В детстве очень легко прятаться: надо просто закрыть глаза. И – все! Уши тоже можно заткнуть для лучшего эффекта. А если залезть с головой под одеяло, то тебя вообще никто не найдет. Очень здорово прятаться в шкафу: и место есть, и дышать хорошо. Поэтому, в детстве надо использовать все возможности – потом-то спрятаться от проблем не удастся.
В детстве у тебя ничего не болит. Да, выпадет молочный зуб. Или появится ссадина на коленке. Но ноги бегают быстро, руки поднимаются высоко, глаза смотрят зорко. И усталости к вечеру нет – бегал бы и бегал.
Когда ничего не болит – очень здорово. Но когда не болит душа, это – вдвойне здорово. А у тебя в детстве душа еще не болит: все живы-здоровы и могут позаботиться о себе без твоего участия.
Мечты в детстве – очень яркие. Они просто должны сбыться. Обязательно! И я стану самой красивой, умной, выучусь в «фейной школе» на главную фею, удачно выйду замуж за принца и заведу беленького котеночка. Или стану самым сильным дядей в Пензенской области, женюсь на богатой бабушке, а она скоро умрет и оставит мне свой дворец и лошадку пони.
Засыпать в детстве – легко, и просыпаться – легко. И радостно: а это – главное. И улыбаться утром не чему-то, а просто так.
Счастливое детство, как говорили при социализме, не вернуть. И хотя в старости многие возвращаются в детство или «впадают в него», это считается уже диагнозом. Да, таких стариков очень жаль, их пытаются лечить и реабилитировать. А, может быть, им там – хорошо? В этой «самой золотой поре»? Но мы, к сожалению, об этом никогда не узнаем.

Сочинение 2

Что такое детство? Это сладкие моменты того времени, когда мы были детьми или моменты, о которых мы любим забывать и не говорить, потому что они наносят вред сердцам, чувствам. Для некоторых людей детство – лучшее в их жизни, а для других – худшее. Когда мы дети, то понимаем, что такое плохо, а что хорошо и когда вырастаем, пытаемся применить то, чему научились с детства, но приходит новый урок – трудно понять, как и с кем его применять.
Люди, у которых было веселое и беззаботное детство, рады рассказать своим детям, внукам, приключениям, небрежности, с которой они столкнулись в детстве. Мое детство, как и большинство детей, было прекрасным. Я и мои сверстники жили в другом мире, где царили веселье и игры. Вымышленный мир магии, где все возможно. Тогда мы не осознавали, в каком хрупком и жестоком мире мы живем.
Теперь, когда мы стали больше, то понимаем, как были счастливы. Тогда мы хотели пойти в школу, но не знали, что это за ответственность. Как мы хотим вернуться в детский сад и продолжать играть беззаботно. Дело в том, что детство не может обойтись без обычного противостояния с кем-то, но тогда мы боролись только за куклу или игрушку. Это было наше детство, мы были самыми счастливыми детьми – с самыми заботливыми родителями, братьями и сестрами. Когда хотели что-то, то получали это, нам давали это. Теперь, если мы хотим чего-то, то должны это заслужить, потому что мы большие и можем проявить себя.
Детство! Это замечательный момент нашей жизни! Каждый хочет быть ребенком, беззаботным и любящим существом. К сожалению, этого не может быть, потому что у каждого человека есть лестница, по которой можно взобраться, а детство только в самом начале.
Детство – это период, в который мы строим себя как людей, как отдельную личность. Это готовит нас к реальной жизни. В этот период жизни лучше, если человека наделяют и одаривают вниманием, нежностью, любовью, теплотой, тогда он понимает ценность всего существования. Каждый родитель должен обучать своего ребенка, чтобы он мог расти как человек – более терпимым и разумным в жизни.
Мое детство.. хорошо, что оно есть, чтобы согреть меня в холодные дни, чтобы бросить меня в радостные воспоминания. Дорогая память о днях, которые я сохраню в своем сердце. Удивительный мир, который так близок, но при этом остался так далеко, не является более доступным теперь, остается волшебной страной, про поездку в которую так приятно вспоминать.

30 ноября 2021 года пандемия Covid–19 унесла жизнь даугавпилчанки Софии Ильиничны Ковалевой–Кривоносовой (девичья фамилия Бардина). За спиною этой женщины — тяжелая, но необыкновенно яркая судьба. София Ильинична была известна в Даугавпилсе как поэтесса, фотохудожница, спортсменка. Человек, в свои восемьдесят четыре года переживший столько, что иным на две жизни хватит…

Тяготы юных лет

Никто не мог рассказать о ней лучше, нежели сама София Ильинична. И она мне повествовала: «Я родилась в Белоруссии, в маленькой деревеньке Пашково Старосельского района под Витебском. Увы, детство мое окончилось очень рано — пришла войны. Как я позже написала: «Мое детство — взрывы и стрельба…» Однажды во время оккупации гитлеровцы вошли в наше село и загнали всех деревенских в большой хлев. Сельчане стояли там целых три дня, прижавшись друг к другу, и ждали — будут жечь живьем. Лучше уж и не говорить, что чувствовали люди, особенно дети, остававшиеся, как и все, без воды и пищи… Однако, когда надежда была уже совсем потеряна, ворота открылись, и немцы начали вышвыривать наших наружу. Вот только матерей в одну сторону, детей — в другую. Ужас!»



Я ждал маму ушедшую в магазин и отвлек сочинение

Маленькая Соня так вцепилась в маму, что два немца совместными усилиями не могли ее оторвать. «Вдруг подошел офицер, взглянул на меня… А я тогда была беленькая, кудрявая. Кто знает, быть может, у него дома остался ребенок, похожий на меня… Офицер распорядился оставить детей матерям. Несколько дней нас опять держали взаперти, потом погнали в товарные вагоны. Деревню сожгли, а нас ждал год беспросветного германского рабства. Когда наши освободили, возвращаться было особо некуда. В результате осели в Даугавпилсе. Помню, как на первых порах сверстники смеялись надо мною за мой белорусский диалект… К сожалению, мама тяжело заболела, и меня забрали в детский дом. Девять лет мне было…» — говорила мне Ковалева–Кривоносова много десятилетий спустя.

В детдоме Соня окончила пять классов. Время было трудное, послевоенное. Мужчин не хватало, а рабочая сила для восстановления разоренной страны требовалась в огромных масштабах. Когда Соне исполнилось четырнадцать, ее вместе с другими ровесниками–детдомовцами направили в Ригу. В то время Соня очень хотела танцевать, чувствуя в себе большую склонность к этому искусству. Помимо танцев, девочка проявляла незаурядный талант к пению и сочинению стихов — их даже читали в знаменитой тогда радиопередаче «Пионерская зорька». Однако пришлось в итоге осваивать прозаическую профессию токаря. В Риге она окончила ремесленное училище. В шестнадцать Соня уже получила свое первое рабочее место — в Елгаве, на сахарном заводе. Потом была учеба в вечерней школе, работа на рижском заводе «Гидромедприбор». А потом была болезнь…

Надо сказать, что София Ильинична с детства отличалась слабым здоровьем — чего никак нельзя было сказать, глядя на эту бодрую женщину. Врачи решили, что ей нельзя много стоять на ногах у станка — и в итоге София была переведена на «сидячую» работу контролера ОТК. В 55–м по путевке комсомола она поехала в Казахстан, осваивать целину, спустя год вернулась в Даугавпилс — вновь объявившаяся болезнь сердца требовала более прохладного климата. Затем были несколько лет, проведенных на городском заводе «Электроинструмент». Отдушиной для души стало участие в женском танцевальном ансамбле. София Ильинична до конца жизни запомнила имя его руководителя — Василий Баранов. Занятия танцами продолжились и в Рижском электромеханическом техникуме, на учебу в который Софию направил завод. Помимо учебы, она работала в техникуме лаборантом. Пришлось ей в ту пору лежать и в больнице с туберкулезом лимфатических узлов — так, даже спустя годы, продолжал сказываться период рабства в Германии…

Встреча с суженым

Тут в ее жизни произошло одно из судьбоносных событий. Она пошла устраиваться в Клуб автоработников, известный рижанам как «Баранка» и располагавшийся в нынешнем Верманском парке (тогда — парк Кирова) При клубе существовал хор, руководитель которого решил проверить голос девушки. Итоги проверки привели его в восторг: «Ну, милая моя, тебе же надо петь! Тем более что петь ты сможешь до конца жизни, а протанцуешь максимум еще лет десять». Так София оказалась в хоре, где встретила своего суженого — Александра Ковалева–Кривоносова.

Это была большая любовь, вскоре увенчавшаяся браком. Родители Александра сказали ему: «Если любишь, то надо жениться. Однако помни — в нашей семье не разводятся!» Впрочем, обоюдная любовь Александра и Софии оказалось столь сильной, что ничуть не иссякла за десятилетия совместной жизни. После женитьбы обоим довелось немало попутешествовать. Сначала пожили и поработали в Печоре, где с Софией произошел несчастный случай: она упала у своего токарного станка и выбила почку. Супруги переехали в Ярославль, где София устроилась кассиром в продуктовый магазин. Однако врачи посоветовали вновь перебраться в Прибалтику с ее климатом, что София и сделала — сначала уехала в Аглону, потом снова в Даугавпилс. Чуть позже к ней присоединился и Александр.

Счастье супругов омрачала лишь невозможность иметь детей. За этим фактом стоит долгая и трагичная история. Родители Александра в свое время очень необычно познакомились. Мать по имени Муза, являвшаяся простой даугавпилсской портнихой, однажды до войны выиграла 200 латов по лотерейному билету и решила на эти деньги исполнить мечту детства и побывать в Париже. В поезде у девушки украли деньги, документы и билет, после чего ее высадили в Лионе. Ее спасло знакомство с местным жителем Александром Ковалевым–Кривоносовым, за которого в итоге она и вышла замуж. От этого брака и родился сын, которого тоже назвали Александром. Во время войны супруги активно участвовали во французском Сопротивлении.

Муза перевозила мины и снаряды в детской коляске, а сверху сидел Сашенька. Вскоре женщину арестовало гестапо, а малыша отправили в госпиталь — в качестве подопытного кролика. Музе в гестапо жгли руки, зажимали пальцы в специальном устройстве. Ее пытал известный нацистский военный преступник Клаус Барбье. Впоследствии она давала показания против него на судебном процессе. Выжили оба чудом. В результате проводившихся на нем медицинских экспериментов Саша потерял возможность иметь детей… Мать тоже осталась инвалидом…
После войны семья Ковалевых–Кривоносовых переехала в Латвию, где Саша и познакомился с Софией. Впоследствии они единодушно решили усыновить ребенка из детдома. Однако потом выяснилось, что выбранный ими малыш безнадежно болен — еще до рождения у него был поврежден мозг. Однако супруги не отказались от своего Миши…

Александр был очень известным художником. Поскольку он увлекался еще и фотографией, то приохотил к этому и супругу. Для Софии Ильиничны, устроившей за годы жизни свыше двадцати своих фотовыставок, данное увлечение быстро стало одним из самых любимых. Позже она смогла посвящать искусству больше времени — с тех пор как 1978 году ушла на пенсию со своей последней работы в Даугавпилсской передвижной механизированной колонне. Досрочная пенсия объяснялась второй группой инвалидности, которую София Ильинична получила по состоянию здоровья.

Впрочем, позже она получила работу в городском инвалидном обществе. Ей вменили в обязанность работать с инвалидами по спорту, проводить организаторскую деятельность в данной сфере — хотя сама она никогда спортсменкой не была. При ее активном участии был создан клуб для местных спортсменов–инвалидов, президентом которого и стала милейшая София Ильинична. За несколько лет ее подопечные завоевали множество медалей на состязаниях. Она и сама принимала участие в соревнованиях по шашкам, шахматам, стрельбе, имела спортивные награды.

«Без любимого жить…»

Но в какой–то момент главным увлечением ее жизни — которое она вполне разделяла с мужем! — стало фотоискусство. «Мы делали много фотографий, — рассказывала она, — но сначала как бы лишь «для себя». Правда, со временем я поняла, что это может быть интересно и окружающим. Кстати, помимо этого, мы в течение почти двадцати лет увлекались съемками любительского кино. Наснимали более двадцати фильмов: о природе, людях, исторических памятниках. Снимали далеко не только на местной фактуре, ездили ради этого, например, в Ленинград. Обошли местные старые кладбища, снимали и их. Но самой серьезной нашей вещью я считаю фильм о проводившихся в конце 80–х раскопках — на месте бывшего нацистского концлагеря в даугавпилсском пригороде Погулянка. Там раскапывали места массовых захоронений жертв гитлеровцев. Очень тяжелое и мрачное кино получилось. Трагическое зрелище — когда кости сотен расстрелянных людей извлекали из земли. Младенческие косточки тут же и рассыпались… Было мнение, что нужно организовать широкий показ этого фильма в кинотеатрах — как знак предостережения. Увы, этого так и не случилось, а пленки по–прежнему хранятся у меня на квартире…»

С начала 90–х София Ильинична включилась в активную общественную деятельность. Одной из первых вступила в партию «Равноправие», наладила широкое сотрудничество с даугавпилсским Русским культурным обществом, в котором проводила свои фотовыставки. Ее выставки проходили и в других городах — в частности, в литовских Вильнюсе и в Рокишкисе, в российском Пскове. Софья Ильинична была награждена дипломом «Золотой объектив» Академии литературы и искусства (Италия). И она же активно участвовала в деятельности белорусского культурного общества «Уздым». В 2017 году в Центре белорусской культуры была организована ее юбилейная фотовыставка «Мир цветов» — как оказалось, последняя…

Другим серьезным увлечением Софии Ильиничны стала поэзия. Первоначально она сама не относилась серьезно к данному увлечению, но Александр аккуратно собирал листки с ее опусами и тщательно хранил. Он же вдохновил супругу на выпуск первого сборника «Калейдоскоп жизни…(о себе и обо всем)». Стихи Софии Ильиничны часто печатались в местных газетах. Она стала членом писательской организации «Русло–Л», издала три сборника.

Поэтический сборник — «Моя судьба» — вышел в 2008 году. Для нее выход этой книжки ознаменовал труднейший период в жизни — в 2005–м Александра убили. Когда он возвращался домой, его выследили двое подростков–цыганят, увязавшихся за прихрамывающим стариком. Они рванули сумку, которую он нес. В сумке лежали журналы и только что полученная медаль «60–летие Великой Победы». Александр упал с лестницы на цементный пол, сломал ногу, разбил голову. Его отвезли в больницу, там у него развилась гангрена. Ампутация ноги не помогла, и 6 сентября 2005–го он скончался.

Свое горе Софья Ильинична излила в стихах:

Без любимого жить.
Господи! Как трудно
Прошлое забыть.
Каждая улица
И каждый камень
Напоминают о нем.
Всегда и всюду
Мы были вдвоем.
Господи! Как горько
Без любимого жить…

В быту она являлась человеком хлебосольным и приветливым, интереснейшим собеседником. Запомнился занимательный нюанс. Ковалева–Кривоносова со смехом упоминала о своей «экстрасенсорной силе» — и это было чистейшей правдой. Я сам видел, как она прикладывала к своему телу металлические ложки — и ложки висели, не падали!

И вот София Ильинична умерла. Теперь она покоится на городском кладбище в районе Межциемс…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

Без любимого жить…

В быту она являлась человеком хлебосольным и приветливым, интереснейшим собеседником. Запомнился занимательный нюанс. Ковалева–Кривоносова со смехом упоминала о своей «экстрасенсорной силе» — и это было чистейшей правдой. Я сам видел, как она прикладывала к своему телу металлические ложки — и ложки висели, не падали!

И вот София Ильинична умерла. Теперь она покоится на городском кладбище в районе Межциемс…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ.

  • Я живу на планете марс сочинение
  • Я живу в россии на английском языке как пишется
  • Я ей сказку расскажу что она счастливей всех
  • Я за любой кипеж как правильно пишется
  • Я драться терпеть ненавижу ну если только щипну кого сочинение подлость