Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А30) поставьте знак «*» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

| А1 |В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ЕретИк 2) НаделИт 3) КаталОг 4) ЗвОнит

| А2 |В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Судьбе великого математика Джона Нэша посвящён фильм «Игры разума», основанный на ФАКТАХ биографии учёного.

2) АБОНЕНТСКАЯ плата составляет сто двадцать рублей в месяц.

3) Это одно из известнейших произведений ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО русского поэта.

4) К сожалению, никакого ПРАКТИЧЕСКОГО значения теория не имела.

| АЗ |Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В пятистах метрах отсюда

2) Варка макарон

3) Зажжётся огонь

4) Обоими преподавательницами

| А4 |Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Производя ремонт в квартире,

1) Очень важна последовательность работ.

2) Рабочим не хватило масляной краски.

3) Старайтесь не мешать соседям.

4) Сергею потребовалась помощь профессионального электрика.

| А5 |Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтак­сической нормы).

1) Открытая конференция должна состояться по завершении текущей фазы эксперимента.

2) Согласно дачным традициям, на шашлыки пригласили всех соседей.

3) Через несколько месяцев мой доклад был опубликован в журнале «Психология».

4) Те из отдыхающих, кто не любит горные лыжи, может взять напрокат обычные.

| А6 |В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Солнце, которое только что появилось из-за горизонта, было пока нежарким.

2) На завтрак у нас была малина, которую дети собрали рано утром в саду.

3) Вам требуется инженер, который сможет наладить производство по новой технологии.

4) Животные, которые обитают на севере, имеют толстую жировую прослойку.

Прочитайте текст и выполните задания А 7-А12.

1)… 2)В тёплом климате бывает так, что мелкие капельки воды, из которых состоят облака, сталкиваются друг с другом в потоках воздуха и объединяются в более крупные капли, выпадающие на землю в виде сильного дождя. 3)Воздух при этом должен быть достаточно влажным, чтобы капли достигали поверхности земли, не испарившись. 4)Осадки такого типа формируются преимущественно в тропических областях. 5)… в большинстве случаев складывается другая ситуация: высоко в атмосфере образуются облака, в которых вода содержится в виде очень маленьких кристалликов льда, растущих, когда на них намерзают новые порции воды. 6)Что именно — дождь или снег — выпадет потом на Землю, зависит от уровня замерзания — минимальной высоты, на которой температура и давление вызывают замерзание воды.

| А7 |Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Атмосферные осадки образуются двумя способами.

2) Круговорот воды в природе состоит из испарения, конденсации и осад­ков.

3) Кислотные осадки могут привести к изменению химических свойств почвы и воды.

4) Атмосфера — газовая оболочка, окружающая планету Земля.

| А8 |Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Пятом предложении?

| А9 |Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) дождь или снег выпадет (предложение 6)

2) воздух должен быть влажным (предложение 3)

3) достигали поверхности (предложение 3)

4) в атмосфере образуются облака (предложение 5)

| А10 |Укажите верную характеристику Шестого предложения текста.

1) Сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями

2) Сложноподчинённое

3) Сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями

4) Сложное бессоюзное

| АП |Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме сравнительной степени.

1) 5 2) 4 3) 3 4) 2

| А12 |Укажите значение слова ПОТОК (В ПОТОКАХ) (предложение 2).

1) стремительно текущая водная масса

2) конвейерная система производства

3) движущаяся масса чего-нибудь

4) часть общего состава учащихся

| А13 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.

1) 1,2,3 2) 1 3) 1,2 4) 2,3

| А14 |В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) обв…лакивать, выч…такие, несг…баемый

2) ун.. .жение, сенок.. .силка, дов…ряем

3) притягательный, загр…знить, пр…тензия

4) в…шнёвый, в…личие, обог…щаться

| А15 |В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Бе…чувственный, ра…делить, чере…чур

2) Сверх…естественное, под…езд, ад…ютант

3) Пр…ятный, пр…выше всего, пр…рекаться

4) Пред…стория, вз.. .мать (дань), с…мпровизировать

| А16 |В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) Заверишь, немысл…мый

2) Он привяж…т, довер…нный

3) Мо…шься, не повер…вший

4) Увид…лись, рассе…нный

| А17 |В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. озадаченный Б. замет…ли (ошибку) В. неудачл…вый Г. пул…вое (отверстие)

подпись: 2) б, в 4) а, б, в, г 1) А, В, Г

3) А, Г | А18 [В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Всё это произошло (не) задолго до нашего отъезда.

2) Журналисты оказались (не) готовы к такому резкому повороту событий.

3) На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не) лучший ре­зультат.

4) Участки за рекой были (не) застроены.

| А19 |В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Она пыталась понять, ОТ (ЧЕГО) именно исходил странный запах, В(СКОРЕ) ставший ещё более ощутимым.

2) Разные историки нередко смотрят на одно и ТО (ЖЕ) (ПО) РАЗНОМУ.

3) (ПО) НАЧАЛУ нас раздражало эксцентричное поведение Веры, однако (В) ПОСЛЕДСТВИИ мы к нему привыкли.

4) Через (ПОЛ) ЧАСА отряд оказался (НА) ВЕРХУ длинного пологого холма.

[ А20 |Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Яркое летнее солнце едва коснулось линии горизонта ( ) и стало вдруг кроваво-красным.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.

|~А21~]В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.

1) 1,2, 3,4 2)3,4

3) 1,2,3 4) 1,3,4

| А22 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Сейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесёт выгоды. Но (3) очевидно (4) что завтра эти технологии всё равно придут и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне».

1)3,4 2)1,2

3) 1,2, 3,4 4) 1,2,4

[ А23 |Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вскоре мы устали идти по песку и мокрой гальке и решили сделать привал.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) В доме Эренбургов и люстры и зеркала и даже кухонный стол были произведениями искусства.

4) В этом магазине вы можете приобрести как механические так и элект­ронные часы.

| А24 |Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Портрет считается самым трудным жанром в фотографии: он является сложным синтезом содержания и формы, характера и внешности.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

| А25 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в про­изводстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.

1) 2,4 2) 1,2 3) 2 4)3

| А26 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2) если не заменить электрические столбы (3) то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

1) 2,3,4 2) 1,2, 3,4

3) 1,3,4 4) 1,3

| А27 |Прочитайте текст.

Во время русско-японской войны крейсер «Варяг» попытался пробиться мимо японской эскадры в Порт-Артур, где он ранее базировался, однако в ходе сражения с японцами получил 5 подводных пробоин и был затоплен. Спроектированный Чарльзом Крампом по заказу Российской империи и спущенный на воду в 1899 в Америке, крейсер этот, казалось бы, имел все шансы прорваться к Порт-Артуру: «Варяг» показал на испытаниях в 1899 году рекордную для своего времени скорость — 23,5 узла. Однако из-за крупных конструкторских недочётов инженера Крампа паровые котлы корабля быстро пришли в негодность и скорость крейсера к 1904 году сократилась до 14 узлов, чего было явно недостаточно для прорыва.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Построенному по последнему слову техники крейсеру «Варяг», тем не менее, не хватило максимальной скорости для того, чтобы прорваться мимо японской эскадры к Порт-Артуру, корабль получил 5 пробоин и был затоплен.

2) Крейсер «Варяг» был затоплен в 1904 году при попытке прорваться к Порт-Артуру, причём корабль с момента постройки не имел на это никаких шансов: расчётная скорость «Варяга» составляла всего 14 узлов, чего было явно недостаточно для успешного прорыва.

3) Сконструированный Крампом для Российской империи крейсер «Варяг» показал на испытаниях рекордную для своего времени скорость — 23,5 узла, однако из-за крупных конструкторских недочётов Крампа уже через пять лет скорость крейсера сократилась до 14 узлов.

4) Крейсер «Варяг», показавший на испытаниях рекордную для своего времени скорость, вероятно, не был бы затоплен и смог бы прорваться к Порт-Артуру, если бы не конструкторские недочёты инженера Крампа, в результате которых скорость корабля к 1904 году сократилась до 14 узлов.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В7.

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый — себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых, купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чуду-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над моей головой свежо голубело, как в ветреном марте. (Ю)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13)Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из своей фляги. (14)Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём… (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря…

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей — островитян. (21 )Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью. (23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

*Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 г.)- русский писатель-публицист.

| А28 |О чём говорит высказывание героя-рассказчика: «Островной человек прежде всего экономен во всем, ведь каждую мелочь надо завозить с материка»?

1) Герою-рассказчику кажется, что жители островов — очень скупые люди.

2) Герой-рассказчик считает, что бережливость островного человека объясняется его ленью.

3) По мнению героя-рассказчика, экономность жителей Свияжска определяется дефицитом необходимых городу товаров.

4) По убеждению героя-рассказчика, жителям островов не следует быть экономными.

| А29 |Какое из утверждений является Ошибочным?

1) Предложения 19-22 включают рассуждение.

2) Предложения 15-16 включают описание.

3) Предложения 12-14 содержат повествование.

4) Предложения 21,23 разъясняют суждение, высказанное в предложении 20 текста.

| АЗО | Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) Устье (предложение 6)

2) Пожевал (предложение 12)

3) Течение (предложение 22)

4) Спешить (предложение 21)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

| В1 | Из предложения 24 выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом.

Ответ:

| В2 |Из предложения 6 выпишите указательное местоимение.

Ответ:

| ВЗ | Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ГЛУБИНУ ПОВСЕДНЕВНОГО (предложение 27).

Ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

| В4 |Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

| В5 |Среди предложений 19-24 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

| В6 |Среди предложений 19-27 найдите сложноподчинённое предложение с при­даточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

| В7 |Среди предложений 10-15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора.

Ответ:

______________________ Диагностическая работа 1 Вариант 2______________________ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в текс­те рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не Используются.

I В8 |Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается эмоциональностью, простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как («словно в танце» в предложении 8, «как

Подступающее тесто в кадке» в предложении 26) и(«рухнуть под грузом своей усталости» в предложении 18, «вещи начинают играть своими гранями» в предложении 25, «набухая смыслами и символами» в пред­ложении 26). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относится также («слоняюсь» в предложении 1, «вздремнул» в предложении 14). Из синтаксических средств автор применяет (предложения 26-27).

Список терминов

1) Книжная лексика

2) Разговорная лексика

3) Вводные слова

4) Литота(-ы)

5) Сравнение(-я)

6) Парцелляция

7) Антонимы

8) Эпитет(-ы)

9) Метафора(-ы)

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Cl I Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер Которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.______________________

| А1 |В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) НАнял 2) Солгал А 3) СытА 4) ОблЕгчить

| А2 |В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) За дисциплинарный ПРОСТУПОК работнику завода был вынесен строгий выговор.

2) На выставке широко ПРЕДОСТАВЛЕНЫ разнообразные изделия и ма­териалы для оформления домашнего интерьера.

3) Все товары, продающиеся в нашем магазине, имеют ГАРАНТИЙНЫЙ срок обслуживания.

4) Управление ОБОРОТНЫМ капиталом направлено на обеспечение непрерывной деятельности предприятия.

| АЗ |Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пара шерстяных носков 2) Более просто

3) Поезжай к лесу 4) С шестистами рублями

| А4 |Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Играя в хоккей,

1) У Антона сломалась клюшка.

2) Время пролетает незаметно.

3) Спортсменов защищают специальные шлемы и налокотники.

4) Сашка забывал все школьные неприятности.

| А5 |Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтакси­ческой нормы).

1) Согласно официальных данных, в результате землетрясения в Японии погибли более пяти тысяч человек.

2) Все, кто записался на экскурсию, собрались вечером в клубе.

3) Корзина лесника полна была грибов.

4) В рассказе «Бежин луг» автор тонко раскрывает внутренний мир крестьянских детей.

| А6 |В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В средние века на острове был построен королевский форт, который стал впоследствии королевской тюрьмой.

2) Он поселился в доме, который достался ему от отца.

3) Не доезжая до заставы, у которой вместо часового стояла разва­лившаяся будка, француз велел остановиться, вылез из брички и пошёл пешком.

4) В основе сериала — события восемнадцатого века и малоизвестные подробности войны, которая впоследствии получила название Семилетней.

Прочитайте текст и выполните задания А 7-А12.

1)… 2)Его назвали Olympus Mons («гора Олимп») в честь горы в Греции, жителями которой, согласно мифам, были боги. 3)Olympus Mons возвышается на 26 километров над простирающейся вокруг него марсианской равниной. 4)Судя по размерам Олимпа, много миллионов лет назад на Марсе произошло разрушительной силы извержение, в результате которого огромное количество газа должно было вырваться на поверхность планеты. 5)Учёные сходятся во мнении, что после такого извержения вокруг Марса, лишённого к тому моменту какой-либо воздушной оболочки, должна была образоваться атмосфера. 6)… по каким-то причинам, неизвестным на сегодняшний момент, большая часть её со временем исчезла.

| А7 |Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Геологическое образование над каналами и трещинами земной коры, по которым из глубин магматических очагов выводятся на поверхность продукты извержения, называют вулканом.

2) Самый большой из обнаруженных учёными в пределах Солнечной системы вулканов находится на Марсе.

3) Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках.

4) Наиболее высокий горный массив в Греции, Олимп, находится на северо-востоке Фессалии.

| А8 |Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?

1) Кроме того, 2) Следовательно,

3) Однако 4) Другими словами,

| А9 |Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из пред­ложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) Атмосфера должна была (предложение 5)

2) Его назвали (предложение 2)

3) Произошло разрушительной силы извержение (предложение 4)

4) Боги были жителями (предложение 2)

| А10 |Укажите верную характеристику Четвёртого предложения текста.

1) Сложноподчинённое

2) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) Сложное бессоюзное

4) Сложносочинённое

| АП ]Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

1) 3 2) 4 3) 5 4) 6

| А12 |Укажите значение слова АТМОСФЕРА (предложение 5).

1) Единица измерения давления газа

2) Обстановка, окружающие что-либо условия

3) Специально созданная смесь газов, обеспечивающая дыхание у человека в условиях его изоляции от окружающей среды

4) Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, солнце и звёзды

| А13 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.

1) 2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2 4) 1,4

| А14 |В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Зав…зать, ст…мулировать, б…тонировать

2) Изб…жать, арт…ллерия, пол…жение

3) Б…снописец, прик…рмить, снисх…ждение

4) Консп…ктировать, сат…рический, выр…шенный

| А15 |В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) без…мянный, раз…грывать, меж…нститутский

2) пр…крывать, пр…помнить, прекратить

3) конъюнктура, от…явленный, под…езд

4) под…рваться, пр…бабушка, поз…бытый

| А16 |В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) Побре…шь, намет…вший 2) Топч…шься, стро…вшийся

3) леч…шься, реша…мый 4) закин.,.шь. надкуш…нный

| А17 |В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. сбивч…вый

Б. отча…вшись

В. размен…вать

Г. сторож…вой

1) А, Б, Г 2) Б, В, Г 3) А. В 4) Б, Г | А18 |В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

2) Иван Иванович слушал сына с напряжённой и (не) доумевающей улыб­кой.

3) (Ни) кто не заметил отсутствия студента на лекции.

4) Тема сочинения (не) раскрыта.

5) В Детстве Николай (не) редко болел и много времени проводил в боль­нице.

| А19 1 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (НЕ) СМОТРЯ на сильный мороз, (НИ) КТО из нас не захотел оста­ваться дома в крещенскую ночь.

2) Деньги (НА) СЧЁТорганизации (ЗА) ЧАСТУЮ поступали из-за грани­цы.

3) (ПО) НАЧАЛУ работа показалась Сергею невыносимо скучной, и он несколько раз заговаривал (СО) МНОЙ об увольнении.

4) (ТАК) КАК дорога была сильно загружена, мы (ТО) ЖЕ решили искать объезд.

| А20 |Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Полыхали лесные пожары () и в воздухе пахло гарью.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.

[~А21 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее и (1) предложив им осмотреть перед обедом сад и зверинец (2) повёл по (3) тщательно выметенным и усыпанным песком (4) дорожкам.

1) 1,2,3,4 2) 1,2

3) 3,4 4) 1,3

| А22 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

После открытия второго и третьего спутников Плутона астрономы впервые выдвинули гипотезу, что вокруг этой удалённой от Земли планеты (1) может быть (2) тонкое пылевое кольцо. Оно (3) по мнению учёных (4) могло сформироваться из частиц, выброшенных на орбиту в результате столкновений этих спутников с астероидами.

1) 1,2 2) 3,4

3) 1,2, 3,4 4) 1,2,4

| А23 |Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вера вынула из вазочки две маленькие розы и вдела их в петлицу отцовского пальто.

2) Осадчий славился не только в полку но и во всей дивизии своим необыкновенно красивым голосом.

3) В Этот момент сильная рука вцепилась в его рыжие и щетинистые волосы и приподняла его на пол-аршина от земли.

4) Одна Анютка осталась дома щи варить да горницу прибирать.

| А24 |Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Помещик наш меж тем задумывал большие земледельческие предприятия: он собирался поднять производительность, испробовать новые орудия, акклиматизировать иноземные породы скота.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

| А25 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

От дома (1) окна (2) которого (3) были украшены витражами (4) веяло уютом и спокойствием.

1) 2,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 1,3

| А26 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.

1) 2,3,4 2) 1,2, 3,4

3) 1,2,3 4)2,4

| А27 [Прочитайте текст.

В III веке до нашей эры в Греции было немало статуй и архитектурных сооружений, по своим масштабам не уступавших Зевсу Олимпийскому работы Фидия, однако именно статуя Зевса (а не, скажем, статуя Афины или Акрополь) считается чудом света. Вместо Зевса, известного грекам по мифам, — тщеславного, коварного и жестокого бога, который не гнушается прибегнуть ко всяческим козням и лукавству, чтобы добиться пюбви и власти, Фидий изобразил старого, умудрённого опытом человека с добрыми чертами лица, бога, внушающего не ужас, а доверие. Таким образом, Фидию удалось создать принципиально новый, обладающий особой привлекательностью для простых смертных образ верховного греческого бога, и именно по этой причине Зевс Олимпийский был включён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света Древнего Мира.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Из всех статуй и архитектурных сооружений Греции, существовавших в III веке до нашей эры, именно Зевс Олимпийский работы Фидия, являвшийся самой большой по размеру скульптурой своего времени, был внесён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света.

2) Статуя Зевса Олимпийского, которая не являлась самой масштабной скульптурой Древней Греции, была включена в список Семи чудес света, так как Фидию удалось изобразить доброго, внушающего доверие бога вместо коварного и жестокого Зевса, известного грекам по мифам.

3) Фидию, автору статуи Зевса Олимпийского, удалось создать принципиально новый образ Зевса: вместо тщеславного, коварного и жестокого бога, известного грекам по мифам, Фидий изобразил умудрённого опытом человека, Зевса, внушающего не ужас, а доверие.

4) До того момента, как Фидий создал скульптуру Зевса Олимпийского, древние греки видели в этом боге тщеславного, коварного и власто­любивого владыку, лишённого доброты.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В7.

(1) В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный. (2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени. (4)От прочих строений того же типа этот дом отличался только одним: четыре с половиной века назад в нём родился величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо. (5)Потом нам показали похожий домишко, где некогда жила девушка, примечательная лишь тем, что она нравилась молодому Шекспиру. (6)А в конце подвели к церкви, внутри которой похоронен автор «Гамлета».

(7)Я не мог не восхититься тем, как трогательно и тщательно хранят в Стратфорде память о своём гениальном земляке. (8)Но наш гид, местный уроженец, быстро развеял мои иллюзии. (9)Улыбнувшись, он сказал, что современники и соседи поэта имели весьма приблизительное представление о его литературных занятиях. (10) И в церкви Шекспир был похоронен не как гений, а как примерный и достаточно щедрый прихожанин.

(11 )Я не мог в это поверить.

— (12)А почему же тогда сохранили его дом и даже жилище любимой девушки?

(13)Гид пожал плечами:

— (14)А зачем их рушить? (15)Мы вообще стараемся ничего без крайней надобности не ломать.

(16)Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: (17)«Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет». (18)А тысячелетняя Москва лишь редкими островками застройки подтверждает малую часть своего возраста…

(19)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (20)Только не ценим мы её.

(21)Нельзя сказать, что нынче наши люди родную старину совсем не берегут. (22)Что осталось — понемногу реставрируют. (23)Особнячки, построенные лет двести назад, продают банкам или схожим конторам с обязательством сохранить фасад. (24)Но вот однажды проезжаю я мимо очень красивой церквушки в Филях. (25)Розово-белая, с высокой тоненькой колокольней в центре, она украшена причудливой барочной лепниной. (26)Величавые купола — один в центре, на колокольне, и четыре по краям — радостно сияют сусальным золотом. (27)Останавливаюсь, чтобы получше её рассмотреть, захожу внутрь. (28)Прочитав табличку перед входом, узнаю, что церковь эта стоит там с конца семнадцатого века. (29)И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? (ЗО)Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? (31)И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что — а зачем рушить?

(32)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (ЗЗ)Но до нас ещё не дошло, что крестьянские избы, кособокие сараюшки и баньки по-чёрному — тоже памятники старины, которые хранят вещественную память о наших бабушках, дедушках и более дальних предках.

(По Л. А. Жуховицкому*.)

★Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — русский писатель, публицист, педагог.

| А28 | О Чём говорит фраза рассказчика: «Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: «Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет»»?

1) По мнению рассказчика, англичане пренебрежительно относятся к ста­рине.

2) Рассказчику не нравится присущий англичанам снобизм.

3) Изысканный вкус англичан вызывает зависть рассказчика.

4) Рассказчик считает, что англичане обладают завидным умением ценить и хранить старину.

| А29 |Какое из утверждений является Ошибочным?

1) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

2) Предложения 25-26 содержат описание.

3) В предложениях 27-28 представлено повествование.

4) Предложение 33 раскрывает суждение, высказанное в предложении 32 текста.

| АЗО |Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) Писателей (предложение 1) 2) Следы (предложение 3)

3) Память (предложение 7) 4) Фасад (предложение 23)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

| В1 |Из предложений 32-33 выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом.

Ответ: I| В2 |Из предложений 17-18 выпишите числительное(-ые).

Ответ:

| ВЗ |Определите тип подчинительной связи в словосочетании ВЕСЬМА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ (предложение 9).

Ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами._________________________________

| В4 | Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

Г~В5 |Среди предложений 2-9 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

| В6 | Среди предложений 21-31 найдите сложноподчинённое предложение с при­даточным времени. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

| В7 |Среди предложений 7-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения.

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в текс­те рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

I В8 |Публицистические произведения Л. А. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведёт беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие лексические средства выразительности, как («нынче» в пред­

Ложении 21, «дошло» в предложении 32), а также синтаксические средства, например (предложения 3, 33). В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь : «следы времени» (предложение 3), «островками застройки» (предложение 18). Встречается и такой стилистический приём, как(предложения 32, 33).

Список терминов

1) Книжная лексика

2) Метафора(-ы)

3) Ряд(-ы) однородных членов

4) Разговорная лексика

5) Синонимы

6) Вводные слова

7) Антитеза

8) Гипербола(-ы)

9) Литота

; А Б В г

Ответ:

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Cl I Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого Вами задания (А 1-АЗО) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

Г Д1 ; В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ДвИжимый 2) МелькОм 3) НачАть 4) КиломЕтр

| А2 |В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) В Охотском море завершилась СПАСИТЕЛЬНАЯ операция МЧС по выводу судов из ледового плена.

2) Роза Львовна поднялась с кресел и ЦАРСТВЕННОЙ походкой напра­вилась к двери.

3) Леша ОДЕЛ младшую сестрёнку, и они отправились встречать папу с работы.

4) Усадьба была окружена высокой КАМЕННОЙ оградой.

Г~АЗ [Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Директора предприятий 2) В две тысячи десятом году

3) Зажжёт фейерверк 4) Взвод солдатов

|~~А4 IВыберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прослушав новый вариант исполнения песни,

1) Ребятам не понравилась аранжировка.

2) Он показался нам лучше, чем прежний.

3) Жюри включило номер в программу фестиваля.

4) Было устроено его обсуждение.

| А5 ~]Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтак­сической нормы).

1) Вопреки рекомендациям доктора, Артём продолжал есть сладкое на ночь.

2) Для тех, кто решил продолжить путешествие, были забронированы номера в отеле.

3) В газете «Вечерние вести» опубликована интересная статья о футболе.

4) С одним из орнитологов, лично присутствовавшими в арктической экспедиции, мне удалось встретиться в Новосибирске.

| А6 |В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Лёгкость, с которой дети приспосабливаются к меняющимся обстоя­тельствам, кажется необыкновенной.

2) Общее одобрение гостей заслужили вареники с вишней, которые приготовила бабушка по собственному рецепту.

3) Компания взяла на себя финансирование строительства железной дороги, которая впоследствии стала одной из самых мощных транспортных артерий страны.

4) На территории Быстринского парка расположены термальные ис­точники, которые получили известность благодаря своим лечебным свойствам.

Прочитайте текст и выполните задания А 7-А12.

1)… 2)Однако монументальная конструкция не всегда была внешне столь невыразительна: первоначально пирамида облицовывалась более твёрдыми, чем основные блоки, идеально гладкими плитами из белого известняка, и постройка ярко сияла на солнце. 3)Такой пирамида была до XII века, пока в 1168 году Старый Каир не был сожжён властями, не желавшими, чтобы город попал в руки осаждавших его крестоносцев. 4)Когда же после изгнания крестоносцев египтяне принялись заново отстраивать Каир, они сняли покрывавшую пирамиду снаружи облицовку и использовали её для постройки новых домов. 5)Во многих мечетях старой части города до сих пор можно увидеть гладкие белые плиты, снятые в XII веке с пирамиды Хеопса. 6)… сегодня от величественного сооружения древних египтян сохранился лишь ступенчатый корпус без облицовки — именно такой пирамида Хеопса и предстаёт перед взорами туристов, не подозревающих о её былой красоте.

| А7 |Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Пирамида Хеопса поражает своими размерами: её высота составляет 137 метров, что соответствует сорокаэтажному небоскребу, а площадь основания примерно равна двум гектарам.

2) Египетская пирамида Хеопса в Гизе (близ Каира) — древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света из списка «Семи чудес».

3) Пирамида Хеопса, также называемая иногда Большой пирамидой, более трёх тысяч лет (до постройки Линкольнского собора Девы Марии в XIV веке) являлась самой высокой человеческой постройкой на Земле.

4) Сегодня внешняя часть находящейся на плато Гиза (близ Каира) пирамиды Хеопса представляет собой сливающиеся по цвету с пусты­ней известняковые блоки, которые существенно разрушены временем.

| А8 |Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?

1) Кроме того, 2) Таким образом,

3) Однако 4) Прежде всего,

| А9 |Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предло­жений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) Пирамида была (предложение 3)

2) Не был сожжён властями (предложение 3)

3) Египтяне принялись заново отстраивать (предложение 4)

4) Можно увидеть (предложение 5)

| А10 |Укажите верную характеристику Второго предложения текста.

1) Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2) Сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

3) Сложное бессоюзное

4) Сложносочинённое

| А11~|Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

1) 2 2) 6 3) 4 4) 5

| А12 |Укажите значение слова БЛОК (предложение 2).

1) Объединение общественных группировок, государств для совместных действий

2) Часть чего-либо, в свою очередь состоящая из нескольких элементов или деталей

3) Строительный камень большого размера, используемый в кладке

4) Тип простейшего грузоподъёмного устройства

| А13 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.

1) 1,2, 3,4 2) 2,3,4

3) 2,4 4) 4

| А14 |В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) Осложнение, г…рьковатый, выр…сли

2) Пр.. .стейший, в.. .трина, пр.. .мировать

3) Политический, инвестировать, шт…мпованный

4) От…гощенный, укр…пить, маск…ровка

| А15 |В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) И…бегать, бе…вкусный, и…неженный

2) Раз.. .гревать, над.. .рвать, пр.. .родина

3) Пр…коснуться, преобразиться, пр…ступить (черту)

4) Пед.-.нститут, от…грать, из…скивать

[ А16 |В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) перекин…шь, недостро…нный

2) услыш…шь, провер…нный

3) осво…шь, колебл…мый

4) установленный, прикле…вший (марку)

| А17 I В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. повел…вать

Б. проветр…вать

В. луч…вой

Г. догадЛеВый

1) А, В 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Б, Г

| А18 |В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

2) (Ни) кто не улыбнулся в ответ на его шутку.

3) Прошло (не) мало лет, прежде чем наша семья смогла обзавестись собственным домом.

4) В казарму вошёл (не) высокий офицер с широким восточным лицом.

5) Фильм повествует о судьбе провинциального, никому (не) известного музыканта.

| А19 |В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В) ПУСТУЮ бутылку положили записку, (НА) ГЛУХО закупорили горлышко и бросили в море.

2) (В) СЛЕД за своим братом Миша переехал жить в деревню и (НИ) РАЗУ об этом не пожалел.

3) (НИ) КТО не узнавал знакомые места — так сильно изменился посёлок (В) РЕЗУЛЬТАТЕ наводнения.

4) Мы (ТО) ЖЕ поехали в аэропорт, ЧТО (БЫ) встретить делегацию.

[ А20 [Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Молодой человек был приставлен к приехавшему в Петербург иностранному принцу ( ) и должен был показывать ему достопримечательности города.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Нужна запятая.

| А21 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сквозь пургу я (1) напрягая зрение (2) старался лучше разглядеть крестьянскую хату (3) засыпанную снегом (4) по самые окна.

1) 1,2,3 2) 1,2, 3,4

3) 2,3 4) 3

[~А22~|В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В этом году (1) к удивлению орнитологов (2) гуси прилетели на гнездование на две недели раньше положенного срока. На поведении птиц (3) вероятно (4) сказалась аномально тёплая весна.

1) 1,2, 3,4 2) 1,2

3) 3,4 4) 1,2,4

Диагностическая работа 2 Вариант 4

| А23 |Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Отец хотел было выехать ему навстречу да почему-то раздумал.

2) В Актовый зал вошла худенькая и маленькая женщина и сразу начала раздавать присутствующим распоряжения.

3) Тут он обыкновенно топал ногою или скрежетал зубами.

4) Мне надо сегодня и в бассейн успеть и уроки сделать и с друзьями погулять.

| А24 |Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Петербург меня неприятно поразил: всё время он был окутан унылым, серым покровом затяжного дождя.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следст­вие того, о чём говорится в первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

| А25 | В Каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Последнее землетрясение (1) в результате (2) которого (3) сильно пострадала историческая часть города (4) случилось около пятидесяти лет назад.

1) 1,3 2) 1,4

3) 1,2, 3,4 4) 1,3,4

|~А26 |В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Студенты слушали лекцию внимательно (1) и (2) когда профессор закончил (3) многие подняли руки (4) чтобы задать вопросы по теме.

1) 1,3,4 2) 1,2,3,4

3) 1,2,3 4) 1,4

Диагностическая работа 2 Вариант 4 | А27 |Прочитайте текст.

В 111 веке до нашей эры в Греции было немало статуй и архитектурных сооружений, по своим масштабам не уступавших Зевсу Олимпийскому работы Фидия, однако именно статуя Зевса (а не, скажем, статуя Афины или Акрополь) считается чудом света. Вместо Зевса, известного грекам по мифам, — тщеславного, коварного и жестокого бога, который не гнушается прибегнуть ко всяческим козням и лукавству, чтобы добиться любви и власти, Фидий изобразил старого, умудрённого опытом человека с добрыми чертами лица, бога, внушающего не ужас, а доверие. Таким образом, Фидию удалось создать принципиально новый, обладающий особой привлекательностью для простых смертных образ верховного греческого бога, и именно по этой причине Зевс Олимпийский был включён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света Древнего Мира.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Из всех статуй и архитектурных сооружений Греции, существовавших в III веке до нашей эры, именно Зевс Олимпийский работы Фидия, являвшийся самой большой по размеру скульптурой своего времени, был внесён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света.

2) До того момента, как Фидий создал скульптуру Зевса Олимпийского, древние греки видели в этом боге тщеславного, коварного и власто­любивого владыку, лишённого доброты.

3) Фидию, автору статуи Зевса Олимпийского, удалось создать принципиально новый образ Зевса: вместо тщеславного, коварного и жестокого бога, известного грекам по мифам, Фидий изобразил умудрённого опытом человека, Зевса, внушающего не ужас, а доверие.

4) Статуя Зевса Олимпийского, которая не являлась самой масштабной скульптурой Древней Греции, была включена в список Семи чудес света, так как Фидию удалось изобразить доброго, внушающего доверие бога вместо коварного и жестокого Зевса, известного грекам по мифам.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В7.

(I )В маленьком городишке Стратфорде на маленькой речушке Эйвон нашу группу писателей привели в обычный для Англии деревенский дом, прочный и аккуратный.

(2)К невысокой деревянной двери вели каменные ступеньки, а над черепичной крышей возвышались две большие кирпичные трубы. (3)На стенах, оконных решётках, дверях и крыше — всюду были заметны сероватые следы времени. (4)От прочих строений того же типа этот дом отличался только одним: четыре с половиной века назад в нём родился величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо. (5)Потом нам показали похожий домишко, где некогда жила девушка, примечательная лишь тем, что она нравилась молодому Шекспиру. (6)А в конце подвели к церкви, внутри которой похоронен автор «Гамлета».

(7)Я не мог не восхититься тем, как трогательно и тщательно хранят в Стратфорде память о своём гениальном земляке. (8)Но наш гид, уроженец тех мест, быстро развеял мои иллюзии. (9)Улыбнувшись, он сказал, что современники и соседи поэта имели весьма приблизительное представление о его литературных занятиях. (10)И в церкви Шекспир был похоронен не как гений, а как примерный и достаточно щедрый прихожапин.

(11 )Я не мог в это поверить.

(12)А почему же тогда сохранили его дом и даже жилище любимой девушки?

(13)Гид пожал плечами:

— (14)А зачем их рушить? (15)Мы вообще стараемся ничего без крайней надобности не ломать.

(16)Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: (17)«Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет». (18)А тысячелетняя Москва лишь редкими островками застройки подтверждает четверть или зреть своего возраста…

(19)Мы с вами не миллионеры, у нас нет родовых замков, нет поместий с загородными дворцами, но и нас, абсолютно рядовых россиян, окружает старина. (20)Только не ценим мы её.

(21)Нельзя сказать, что нынче наши люди родную старину совсем не берегу г. (22)То, что осталось, понемногу реставрируют. (23)Особнячки, построенные лет двести назад, переходяз к банкам или схожим конторам с обязательством сохранить фасад. (24)Но вот однажды еду мимо очень красивой церквушки в Филях. (25)Розово — белая, с высокой тоненькой колокольней в центре, она украшена причудливой барочной лепниной. (26)Величавые купола — один в центре, на колокольне, и четыре по краям — радосзно сияют сусальным золотом. (27)Останавливаюсь, чтобы получше её рассмотреть, захожу внутрь. (28)Прочитав табличку перед входом, узнаю, что церковь эта стоит там с конца семнадцатого века. (29)И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? (ЗО)Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? (31 )И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что — а зачем рушить?

(32)До нас уже дошло, что купеческие особнячки надо не сносить, а реставрировать. (ЗЗ)Но до нас ещё не дошло, что крестьянские избы, кособокие сараюшки и баньки по-чёрному — тоже памятники старины, которые хранят вещественную память о наших бабушках, дедушках и более дальних предках.

(По Л. А. Жуховицкому*.)

*Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — русский писатель, публицист, педагог.

|_A28J О Чём говорит фраза рассказчика: «Как же я тогда позавидовал англичанам, которые могут пренебрежительно бросить: «Эта церковь сравнительно новая, ей всего триста лет»»?

1) Рассказчик считает, что англичане обладают похвальным умением ценить и хранить старину.

2) Рассказчику не нравится присущий англичанам снобизм.

3) Изысканный вкус англичан вызывает зависть рассказчика.

4) По мнению рассказчика, англичане пренебрежительно относятся к ста­рине.

| А29 | Какое из утверждений является Ошибочным?

1) В предложениях 5-6 представлено повествование.

2) Предложения 2-3 содержат описание.

3) В предложениях 27-28 представлено рассуждение.

4) Предложения 22-23 раскрывают суждение, высказанное в предложении 21 текста.

[~А30 |Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) Привели (предложение 1) 2) Возвышались (предложение 2)

3) Трогательно (предложение 7) 4) Бросить (предложение 16)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

[ В1 ~|Из предложений 22-24 выпишите слово, образованное приставочно­суффиксальным способом.

Ответ:

| В2 |Из предложений 5-6 выпишите указательное местоимение.

Ответ: Г~

ВЗ | Определите тип подчинительной связи в словосочетании ВЕСЬМА ПРИБЛИ­ЗИТЕЛЬНОЕ (предложение 9).

Ответ:

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

| В4 |Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

| В5 |Среди предложений 1-10 найдите предложение, осложнённое обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

| В6 |Среди предложений 21-31 найдите сложноподчинённое предложение с при­даточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

Ответ:

| В7 [Среди предложений 7-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения.

Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в текс­те рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Публицистические произведения Л. А. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведёт беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие лексические средства выразительности, как («рушить» в предло­

Жении 14, «ломать» в предложении 15, «сносить» в предложении 32), а также синтаксические средства, например (предложения 14, 29 — 31). В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь : «величавые купола» (предложение 26), «кособокие сараюшки» (предло­жение 33). Встречается и такой стилистический приём, как («величайший из людей, когда-либо бравших в руки перо» в предложении 4, «автор «Гамлета»» в предложении 6).

Список терминов

1) Синонимы

2) Метонимия(-и)

3) Ряд(-ы) однородных членов

4) Разговорная лексика

5) Парафраз (перифраза)

6) Вопросительные предложения

7) Антитеза

8) Эпитет(-ы)

9) Анафора

А Б В Г Ответ:

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Cl I Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.