Я встретил вас и все былое сочинение

За всю свою творческую жизнь фдор тютчев написал сравнительно мало произведений. ведь поэт не считал свое литературное творчество профессией. но

За всю свою творческую жизнь Фёдор Тютчев написал сравнительно мало произведений. Ведь поэт не считал свое литературное творчество профессией. Но при этом он обладал невероятным талантом и писал непроизвольно. Многие его стихотворения и вовсе сохранялись лишь на листе бумаги. И только благодаря друзьям и знакомым автора, многие его труды оказались доступными широкой аудитории. Чтобы лучше разобраться в творческом наследии Тютчева, рассмотрим основные особенности лирики в  его произведениях. 

Как правило, стихи Тютчев писал, когда ощущал необходимость высказать свои эмоции и переживания на листе бумаги, находясь под воздействием некоего озарения. Можно сказать, что лирику Тютчева отличает особая атмосфера внутренних переживаний поэта. Поэтому произведения Тютчева больше напоминают дневник, где автор изложил все свои чувства, взгляды и мысли. Также стихотворения Тютчева отличают своеобразные образы и глубокий философский смысл.

Любовная лирика поэта включает в себя немного произведений, которые поэт посвящал разным женщинам. Поэтому каждое стихотворение Тютчева о любви уникально, одно не похоже на другое. Известно, что автор был страстным и любвеобильным человеком. Ранние стихотворения Тютчев посвящал своей первой любви, которая настигла его в Мюнхене. Ее звали Амалия. Так, например, стихи «Я помню время золотое» или «Я встретил вас» были посвящены именно ей. В этих стихотворениях читатель чувствует тёплую ностальгию и светлую грусть.

«Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…»

Однако судьба их разлучила, и они не смогли быть вместе. Уже спустя год Тютчев встречает на своём пути Элеонору Петерсон, на которой вскоре и женится. Произведения этого времени наполнены безмятежным счастьем. Однако и здесь судьба оказалась неблагосклонна. Смерть забирает супругу поэта. Посмертно своей любимой писатель посвятил одно из самых известных своих стихотворений «В часы, когда бывает…». В этих произведениях чувствуется боль утраты.

«В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди»

Еще будучи в браке с Элеонорой, Тютчев встречается с Эрнестиной Дернберг, у них завязывается роман. Овдовев, поэт женится на ней. Девушка стала настоящей Музой для автора. Так появляется его стихотворение «Она сидела на полу…». Чувствуется накал страсти, чувствуются рифы и дюны любви, ее шероховатости и неровности. Лирика, посвященная Эрнестине, более глубокая, более эмоциональная.

Конечно же, самыми известными стихотворениями Федора Тютчева являются произведения, которые вошли в «Денисьевский цикл». Именно последняя возлюбленная писателя, Елена Денисьева, стала его роковым увлечением, породившим конфликты в семейной жизни и ставшим порванной струной, звучащей в лирике поэта. Их связь так и осталась незаконной. Самым ярким произведением этого периода стало стихотворение «Последняя любовь»:

«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»

Нетрудно заметить, что ранние стихотворения Тютчева были пронизаны мотивами светлого чувства, ностальгии, ровной привязанности. Эта любовь гармонична и созидательна. В более поздних стихотворениях поэта любовь передается уже оттенками безнадежности, горькой страсти, надрыва. Лирический герой мечется между женщинами, сталкивается с противоречиями и подводными камнями любви. Таким образом, любовь в представлении Тютчева многогранна. Главная особенность любовной лирики Тютчева состоит в изображении разных по тональности и сути чувств.

Тютчева по праву называют певцом русской природы. Пейзаж в изображении поэта был живым, манящим, образным. Автор особенно восхищался картинами весенней и осенней природы. В эти периоды у Тютчева рождались неповторимые образы. Природа у Тютчева могла быть спокойной и умиротворенной, как, например, в стихотворении «Осенний вечер». Но она могла быть и буйной, как в произведении «Весенняя гроза». Особенность пейзажной лирики Тютчева состоит в том, что автор с помощью природы передавал тончайшие человеческие чувства и переживания. Писатель наделял ее человеческими характерами. 

Главным направлением творчества писателя была философская лирика. Можно даже заметить философские мотивы в пейзажной и любовной лирике поэта. В своих стихотворениях Тютчев пытался разгадать загадки мира, постичь суть человеческой жизни и свободы, обрести гармонию с собой. Произведения Тютчева заставляют читателя вдумываться в каждое слово. Часто поэт задумывается о человеке, его цели и предназначении в мире. Например, в стихотворении «Проблеск» поэт всей душой сожалеет о пределе человеческого познания:

«Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем»

Можно утверждать, что в своих стихотворениях Тютчев раскрывал сущность бытия во всех ипостасях, сильно волнующих человеческую душу. Особенностями его лирики являются образность мышления, глубокий философский подтекст, умение различать тонкие оттенки чувства. Неслучайно многие критики называли поэта классиком в романтизме.

Автор: Виктория Комарова

На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

«Я встретил вас – и все былое» — произведение, которое написал Федор Иванович Тютчев, наполненное любовью и нежностью, а убедиться в этом поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому на изучение произведения вы потратите намного меньше времени.

История создания

Анализируемое стихотворение занимает почетное место в творческом наследии поэта. Написал он его в 1870 году, когда поэту исполнилось 67 лет. Но, невзирая на преклонный возраст, Федор Иванович сумел наполнить текст сильными эмоциями и передать всю гамму чувств, которые испытывает по-настоящему любящий человек.

Изначально стихотворение «Я встретил вас – и все былое» называлось иначе – просто инициалами «К.Б.».  Данные инициалы принадлежали той самой девушке, которую безумно любил поэт, будучи молодым. Но тогда данная любовная история не имела счастливого конца. Причиной разрыва стали родители девушки, которые были категорически против их брака. Девушке не оставалось ничего другого, как выйти замуж за другого мужчину. Данное событие отложило весомый отпечаток на дальнейшем творчестве поэта, поскольку чувства и переживания были очень сильными. Подобное чувство не проходит со временем, а навсегда остается глубоко в сердце.

Но так случилось, что поэт уже, будучи пожилым человеком, встретил ту самую женщину, воспоминания о которой терзали его на протяжении всей жизни. Звали возлюбленную автора Амалия Крюденер. И все те нежные чувства, воспоминания и былая любовь в одночасье вернулись к Тютчеву. Его сердце вновь начало биться быстрее, ведь в нем вновь поселилась любовь.

Жанр, размер

С точностью сказать к какому жанру относится стихотворение очень сложно. По мнению одних – это ода, поскольку посвящается конкретному адресату. В стихотворении в подробностях описываются все чувства и эмоции, которые испытывает лирический герой к предмету обожания. По мнению других – анализируемое стихотворение является элегией, потому что в нем выражаются интимные эмоции и переживания, настроение грусти. Так же в стихотворении присутствует философский мотив.

Направление произведения – романтизм. Рифмовку поэт использует перекрестную, рифму чередует женскую с мужской. Размер написания – двусложный ямб.

Композиция

Стихотворение «Я встретил вас…» состоит из пяти строф, причем с каждой из них чувства автора лишь больше раскрываются.

В первой строфе речь идет о встрече лирического героя с возлюбленной, а так же описываются чувства, которые начинает испытывать поэт.

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Во второй строфе автор вспоминает прошлое, а в третьей и четвертой строфе они переплетаются с настоящим. Четвертая строфа является кульминацией. В ней он признается читателю, что чувства живы и по-прежнему и живут в его сердце.

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Завершающая, пятая строфа рассказывает читателю о том, насколько преображается душа лирического героя, после того, как в ней просыпаются прежние чувства.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Образы и символы

В стихотворении «Я встретил вас…» поэт использует разнообразные образы символы, что весьма свойственно романтизму. Что бы передать внутреннее состояние лирического героя, Тютчев использует образ осени и лета. Он был немолод, поэтому свою старость ассоциирует с осенью, но когда он начинает вспоминать свои былые чувства, которые возвращают его в молодые годы, в сердце расцветает весна.

В стихотворении так же появляется мотив сна.

Федор Иванович Тютчев  пытается донести до читателя то, что любить человек способен в любом возрасте. Чувства  всегда живы, поэтому стоит дать им волю – как они просыпаются с новой силой.  

Темы, проблемы

Главная, и, пожалуй, единственная тема, которую поднимает Федор Иванович в стихотворении «Я встретил вас…» — это тема любви.

Поэт рассказывает о том, как ему посчастливилось встретить любимую женщину, с которой он был вынужден расстаться еще в молодости. Даже спустя столько времени, чувства поэта по-прежнему живы, а сердце жаждет любви.

Независимо от того, что стихотворение «Я встретил вас…» имеет небольшой размер, автору удалось передать читателю всю гамму чувств, которые царили в его душе. У него получилось рассказать о том смятении, восторге, светлой печали и ностальгии, которую испытывает его лирический герой, когда встречает любимую женщину, с которой пришлось расстаться много лет назад.

Средства художественной выразительности

Поэт использует достаточно большое количество средств художественной  выразительности, благодаря которым ему удается передать свои чувства и эмоции в полной мере. Автор настолько умело описывает чувства лирического героя, что читатель начинает переживать вместе с ним.

В стихотворении используются эпитеты, олицетворения, анафора и аллитерация.

Совокупность вышеперечисленных троп придают стихотворению яркости, мелодичности и контраста.

Основная мысль

Главная мысль стихотворения заключается в том, что лишь искренняя любовь способна подарить человеку невероятную жизненную силу.  Так получилось, что в молодости поэту пришлось отречься от своей любви, навсегда расставшись с дорогой женщиной. Она связала себя узами брака с другим мужчиной. И вот, на закате своих дней, поэт встречает ту, кого сердце не отпускало всю жизнь. Его чувства оживают вновь, давая понять, что время над ними было не властно.

Автор начинает вспоминать свои молодые годы, ведь именно в то время он был безумно счастлив рядом с любимой девушкой.  Но счастье длилось не долго, и паре влюбленных пришлось расстаться.

Даже сейчас, будучи мужчиной преклонного возраста, он с обожанием смотрит на любимую женщину, утверждая, что со временем она совсем не изменилась. В глазах влюбленного она осталась такой же молодой и прекрасной. Он ощущает невероятный приток жизненных сил и энергии – вот что способна творить любовь с людьми. Поэтому никогда не стоит говорить, что ваше время прошло, и чувства остыли. Нет! Если любовь была настоящей, то даже спустя большое количество лет даже мимолетная встреча способна воскресить былое.

Своим произведением автор пытается убедить читателя в том, что любви все возрасты покорны. Поэтому даже на закате дней человек должен жить и любить, наполняя свое сердце теплом и счастьем!

Делая полный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся», которое написал Федор Иванович Тютчев, стоит вспомнить о том, что автор имел очень непростую судьбу. Это проглядывается практически во всем творчестве поэта. Он долгое время пытался найти ответы, на волнующие его вопросы. Именно это чувствуется, если углубиться  анализ его произведений.

История создания

Все творчество поэта можно разделить на два периода. Стихотворение «С поляны коршун поднялся» относится ко второму творческому периоду поэта. Появилось оно в 1835 году, когда Федор Иванович жил в Мюнхене. Постоянное чувство тоски и уныния не давали жить автору полной жизнью и получать удовольствие. Но, что удивительно, в печать данное стихотворение попало на сорок четыре года позже, в 1879 году.

Своего рода музой, натолкнувшей автора на написание данного стихотворение, стал коршун. Поэт наблюдал за жизнью этой прекрасной и сильной птицы и сравнивал её с человеческой судьбой.

Жанр, размер

Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «С поляны коршун поднялся» можно отнести к элегии. Что  же касается литературного направления – то это романтизм. Как и любое стихотворение, относящееся к данному жанру, оно имеет отличительные черты, а именно: здесь содержится печаль, тоской, и имеет глубокую смысловую нагрузку.

Размер, который выбирает автор, четырехстопный ямб. Очень большое количество поэтов прибегали именно к данному размеру при написании своих произведений. Этому способствует универсальность этого размера, так как им легко выразить любую мысль и проблему произведения.

Композиция

Данное стихотворение представлено в форме монолога лирического героя, который анализирует свою жизнь и жизнь свободной птицы. По смыслу стихотворение можно разделить на две части.

Первая часть рассказывает о возможностях птицы и о тех благах, которыми его наградила природа.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он,

И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

Вторая же часть стихотворения показывает всю ту ограниченность человеческих возможностей, которые невозможно сравнить с полетом птицы.

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Всего две строки, но насколько четко и ёмко они передают настроение человека.

Темы, проблемы

Основной темой произведения Федор Иванович показал истинную свободу птицы и заключение человека. Ставя в противовес друг другу два состояния, он как нельзя лучше подчеркивает эту разницу. Человек слишком скован своими страхами, обязательствами и ограничениями. Он даже мысленно лишен возможности познать истинную свободу. Коршун же, вольная и свободная птица, познает в полной мере счастье быть свободным и независимым. Земная жизнь пуста и ограничена, чего не скажешь о небе, которое во все времена олицетворяло безграничную волю и свободу.

Все стихотворение пронизано грустным настроением, что и неудивительно. Человек бессилен и неспособен что-то изменить. Все за него решила природа, которая изначально лишила его возможности летать и изведывать новые горизонты. Птица же с самого начала имела крылья и возможность летать. Ей никогда не понять приземленного человека, который по-хорошему всю жизнь находится в клетке. Он прикован к земле, что и является его ограничением. Финал стихотворения лишь подчеркивает весь трагизм ситуации, давая понять, что люди никогда не смогут обрести истинную свободу и счастье.

Образы и символы

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович использует сразу несколько образов. Первый образ – это образ лирического героя, от которого исходит повествование. Именно на его примере автор показывает то, что человек всегда является заложником множества факторов. У него очень много ограничений, он не имеет свободы ни внутри, ни снаружи. Люди вынуждены уступать своим мечтам и истинным желаниям из-за своих так называемых обязанностей.

В противовес человеку поэт показывает птицу, которая является символом свободы. Коршун не зависит ни от чего. Небо – единственный его предел.

Так же противоположностью выступают образ неба и земли. Небо показано безгранично свободным, не имеющего оков. Земля же насквозь пронизана корнями, которые сковывают её.

Отдельным образом автор показал природу, которая очень интересно распределила «подарки судьбы». Коршуну она подарила крылья, тем самым наградив его полной свободой. Человек же лишен данной возможности, хотя и считается верхней ступенью эволюции. Для него небо навсегда останется чем-то недоступным и недосягаемым настолько, насколько оно подвластно коршуну.

Основная мысль

Основная мысль стихотворения заключена в том, что человек не обладает теми качествами, которыми природа наделила птиц. Он погряз в ограничениях, лишая себя возможности понять настоящее счастье. И выхода нет из данной ситуации. Единственное, что может сделать человек – это смириться с данным положением вещей, потому что он не в состоянии противостоять природе. Так распорядились свыше, лишив людей возможности летать.

Человек не может постичь небо, поскольку всю жизнь крепко прикован оковами обязательств и ограничений. Люди слишком зависимы от своих потребностей, и лишь после смерти обретают настоящую свободу. В земной же жизни они не имеют такой возможности, они неспособны отказаться от своих желаний, поэтому ещё больше сковывают себя. Именно эту основную мысль постарался заключить в стихотворение «С поляны коршун поднялся» Федор Иванович Тютчев.

Средства выразительности

Чтобы лучше донести основную мысль произведения, автор использует следующие средства выразительности:

Антитеза – на ней строится все стихотворение «С поляны коршун поднялся». Сравнивая человека и коршуна, он показывает ограниченность человеческих возможностей. А противопоставляя небо земле – показывает свободу и ограниченность. Небо не имеет границ, поэтому всегда будет ассоциироваться с волей и свободой. Земля же, притягивает и ограничивает человека и его возможности, который прирос к ней будто корнями.

Использование большого количества глаголов при описании полета птицы так же ярче показывают читателю, насколько ограничены человеческие возможности.

Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас…»

Автор: Guru · Опубликовано 13.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Фёдор Иванович Тютчев – один из известнейших представителей эпохи расцвета отечественной поэзии. Основные темы его лирики – это любовь и ощущения, которые сопровождают человека в этом: восхищение, влюблённость, драматизм, возвышенность и вдохновлённость. Особо отлична лирика Фёдора Ивановича от других певучей манерой – это и послужило причиной тому, что многие стихотворения поэта перекладывались на музыку для исполнения романсов. Одно из них – произведение «Я встретил Вас — и всё былое…».

История создания

Стихотворение Тютчева «Я встретил Вас…» имеет поистине значимое место в его творчестве. Герой стихотворения чувствует всё то же, что испытывают многие молодые люди, влюбляясь, поэтому оно такое лёгкое и воздушное, возрождает в душе какое-то радостное волнение. Главное в этом стихотворении то, что герой испытывает те чувства, что понятны каждому.

Это лирическое произведение имеет вполне реальную подоплеку. Фёдор Иванович ещё в юности познакомился с девушкой, и между ними зародилось нежное, пылкое чувство. Но по велению родителей ей пришлось выйти замуж за богатого мужчину с уважаемым чином. Спустя много лет влюбленные встретились вновь, что и дало поэту повод к написанию стихотворения «Я встретил Вас…», а точнее, описанию того, что он почувствовал.

Правда, существует и другая версия. Стихотворение родилось будто бы не после встречи с Амалией, а после мимолётного свидания с Клотильдой фон Ботмер. Клотильда – это родная сестра первой супруги Фёдора Ивановича, с которой он был знаком очень давно и которая жила рядом с местом отдыха поэта. Однако, эта версия не настолько широко известна, как первая.

Средства художественной выразительности

Лёгкость стиля, которым написано стихотворение «Я встретил Вас…», обеспечивает также и простоту его восприятия и прочтения, вызывая светлые и непринуждённые чувства. Изобилие глаголов порождает движение души поэта, что-то в ней меняется со словами «давно забытое упоение», «душевная полнота»… Глаголы дают возможность представить образ лёгкого ветерка, который вдохновляет на изменения, движение.

В стихотворении Тютчев использует много художественно-выразительных средств, которые показывают глубину чувств и искренность эмоций героя. Среди них первое место занимают метафоры и олицетворения: поэт с теплотой вспоминает минувшее, сердце его ожило, даже сама жизнь – заговорила. Встречу он сравнивает с воссоединением после вековой разлуки, время — золотое, такие знакомые ему женские черты — нежны – это доказательство изобилия красочных эпитетов.

Тютчев умело орудует инверсией: меняет местами «звуки» и «слышнее стали», вместо «дни» ставит «бывают». Также в последнем стихе есть повтор первых слов, что выделяет более эмоциональные части – это признак анафоры.

Композиция и размер стиха

Само стихотворение состоит из пяти четверостиший, каждое из которых – это определённая ступень в «оживлении» души автора. В первом говорится о самом моменте встречи и о том, какие чувства это пробудило в груди у рассказчика. Во втором – воспоминания о прошлом, которые в третьем четверостишии уже перекликаются с настоящим. Четвёртое – это кульминация, пик ощущений героя, когда он признаётся, что ничто не умерло, и привязанность ещё жива в нём. В последнем четверостишии жизнь внутри поэта распускается прекрасной свежей розой, как и то, что он испытывает – «И та ж в душе моей любовь!» — это полное пробуждение.

В стихотворении «Я встретил Вас…» перекрестная рифма. Первая и третьи строки – это женская, вторая и четвёртая – мужская рифма. Почти все четверостишия заканчиваются многоточием, даже последнее – сочетанием многоточия и восклицательного знака. Написано стихотворение двусложным размером – ямбом.

Тематика

Основная тема стихотворения «Я встретил Вас…» – это возрождение любви к жизни в человеческой душе и счастья, тёплые воспоминания о прошлом, которое, правда, прошлым так и останется. Герой стихотворения – молодой человек или, скорее, мужчина, словно уставший от самого себя. Чувства в нём почти мертвы, они притупились со временем и ослабли. Для него жизнь теперь статична, не изменчива, размеренна и спокойна. Но неожиданная встреча переворачивает его мир с ног на голову, возрождая в нём давно забытое. Эту девушку он когда-то любил, с ней по-настоящему жил, испытывал пылкую страсть и нежность. Эта встреча – встреча с его собственной молодостью, когда он ещё что-то чувствовал и давал живой отклик каждому незначительному изменению. Она взбудоражила его. Тютчев тонко характеризует волнение молодого человека: всё было так просто и неизменно, как вдруг… сердце снова ожило.

Лирическое произведение «Я встретил Вас…» — это история о душевных преобразованиях, мимолётных и скорых, невероятных, значимых. Воспоминания побуждают его понять, что хочется жить, дышать снова, чувствовать, радоваться, надеяться на счастье и вдохновение.

Символы и образы

Внутренние метаморфозы героя стихотворения – это будто времена года: осень – это его старость, весна – возрождённая молодость. Это осень, в которую вдруг врывается весна, – и всё прекрасное просыпается, заставляя героя снова обратиться к «времени золотому».

В стихотворении есть мотив сна – он проявляется в четвёртом четверостишье: «Гляжу на вас, как бы во сне». Эта строка служит своеобразным переходом, помимо этого указывает на значимость происходящего, подчёркивает то, насколько это неожиданно. Читатель видит, что лирический герой ещё не мёртв внутри, как могло бы показаться, что он готов ощущать эмоции – в особенности он открыт любви.

Фёдор Иванович Тютчев – мастер художественного слова и выдающийся поэт. Он сумел через стихотворение объяснить чувства юных влюблённых, повергнутых в воспоминания о счастливом прошлом. В этом ему помогло то, что он руководствовался собственными ощущениями и описывал их. Через стихотворение «Я встретил Вас» поэт показывает, что любовь не знает временных рамок, и ей покорны все возрасты.

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф.И. Тютчев)

launay

«Я встретил вас – и все былое» — произведение, которое написал Федор Иванович Тютчев, наполненное любовью и нежностью, а убедиться в этом поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому на изучение произведения вы потратите намного меньше времени.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основная мысль

История создания

Анализируемое стихотворение занимает почетное место в творческом наследии поэта. Написал он его в 1870 году, когда поэту исполнилось 67 лет. Но, невзирая на преклонный возраст, Федор Иванович сумел наполнить текст сильными эмоциями и передать всю гамму чувств, которые испытывает по-настоящему любящий человек.

Изначально стихотворение «Я встретил вас – и все былое» называлось иначе – просто инициалами «К.Б.». Данные инициалы принадлежали той самой девушке, которую безумно любил поэт, будучи молодым. Но тогда данная любовная история не имела счастливого конца. Причиной разрыва стали родители девушки, которые были категорически против их брака. Девушке не оставалось ничего другого, как выйти замуж за другого мужчину. Данное событие отложило весомый отпечаток на дальнейшем творчестве поэта, поскольку чувства и переживания были очень сильными. Подобное чувство не проходит со временем, а навсегда остается глубоко в сердце.

Но так случилось, что поэт уже, будучи пожилым человеком, встретил ту самую женщину, воспоминания о которой терзали его на протяжении всей жизни. Звали возлюбленную автора Амалия Крюденер. И все те нежные чувства, воспоминания и былая любовь в одночасье вернулись к Тютчеву. Его сердце вновь начало биться быстрее, ведь в нем вновь поселилась любовь.

Жанр, размер

С точностью сказать к какому жанру относится стихотворение очень сложно. По мнению одних – это ода, поскольку посвящается конкретному адресату. В стихотворении в подробностях описываются все чувства и эмоции, которые испытывает лирический герой к предмету обожания. По мнению других – анализируемое стихотворение является элегией, потому что в нем выражаются интимные эмоции и переживания, настроение грусти. Так же в стихотворении присутствует философский мотив.

Направление произведения – романтизм. Рифмовку поэт использует перекрестную, рифму чередует женскую с мужской. Размер написания – двусложный ямб.

Композиция

Стихотворение «Я встретил вас…» состоит из пяти строф, причем с каждой из них чувства автора лишь больше раскрываются.

В первой строфе речь идет о встрече лирического героя с возлюбленной, а так же описываются чувства, которые начинает испытывать поэт.

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…

Во второй строфе автор вспоминает прошлое, а в третьей и четвертой строфе они переплетаются с настоящим. Четвертая строфа является кульминацией. В ней он признается читателю, что чувства живы и по-прежнему и живут в его сердце.

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Завершающая, пятая строфа рассказывает читателю о том, насколько преображается душа лирического героя, после того, как в ней просыпаются прежние чувства.

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

Образы и символы

В стихотворении «Я встретил вас…» поэт использует разнообразные образы символы, что весьма свойственно романтизму. Что бы передать внутреннее состояние лирического героя, Тютчев использует образ осени и лета. Он был немолод, поэтому свою старость ассоциирует с осенью, но когда он начинает вспоминать свои былые чувства, которые возвращают его в молодые годы, в сердце расцветает весна.

В стихотворении так же появляется мотив сна.

Федор Иванович Тютчев пытается донести до читателя то, что любить человек способен в любом возрасте. Чувства всегда живы, поэтому стоит дать им волю – как они просыпаются с новой силой.

Темы, проблемы

Главная, и, пожалуй, единственная тема, которую поднимает Федор Иванович в стихотворении «Я встретил вас…» — это тема любви.

Поэт рассказывает о том, как ему посчастливилось встретить любимую женщину, с которой он был вынужден расстаться еще в молодости. Даже спустя столько времени, чувства поэта по-прежнему живы, а сердце жаждет любви.

Независимо от того, что стихотворение «Я встретил вас…» имеет небольшой размер, автору удалось передать читателю всю гамму чувств, которые царили в его душе. У него получилось рассказать о том смятении, восторге, светлой печали и ностальгии, которую испытывает его лирический герой, когда встречает любимую женщину, с которой пришлось расстаться много лет назад.

Средства художественной выразительности

Поэт использует достаточно большое количество средств художественной выразительности, благодаря которым ему удается передать свои чувства и эмоции в полной мере. Автор настолько умело описывает чувства лирического героя, что читатель начинает переживать вместе с ним.

В стихотворении используются эпитеты, олицетворения, анафора и аллитерация.

Совокупность вышеперечисленных троп придают стихотворению яркости, мелодичности и контраста.

Основная мысль

Главная мысль стихотворения заключается в том, что лишь искренняя любовь способна подарить человеку невероятную жизненную силу. Так получилось, что в молодости поэту пришлось отречься от своей любви, навсегда расставшись с дорогой женщиной. Она связала себя узами брака с другим мужчиной. И вот, на закате своих дней, поэт встречает ту, кого сердце не отпускало всю жизнь. Его чувства оживают вновь, давая понять, что время над ними было не властно.

Автор начинает вспоминать свои молодые годы, ведь именно в то время он был безумно счастлив рядом с любимой девушкой. Но счастье длилось не долго, и паре влюбленных пришлось расстаться.

Даже сейчас, будучи мужчиной преклонного возраста, он с обожанием смотрит на любимую женщину, утверждая, что со временем она совсем не изменилась. В глазах влюбленного она осталась такой же молодой и прекрасной. Он ощущает невероятный приток жизненных сил и энергии – вот что способна творить любовь с людьми. Поэтому никогда не стоит говорить, что ваше время прошло, и чувства остыли. Нет! Если любовь была настоящей, то даже спустя большое количество лет даже мимолетная встреча способна воскресить былое.

Своим произведением автор пытается убедить читателя в том, что любви все возрасты покорны. Поэтому даже на закате дней человек должен жить и любить, наполняя свое сердце теплом и счастьем!

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» Тютчева

analiz stihotvoreniya ne to chto mnite vy priroda tyutcheva 49459

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 39.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 39.

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение «Не то, что мните вы, природа». Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не то, что мните вы, природа.

История создания – стихотворение написано в 1836 г., в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, её истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты«не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение«живут в сем мире, как впотьмах».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвёртую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Фёдору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Фёдор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, её души. Главные герои произведения – природа, природные явления и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у неё есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил» .

Четвёртый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звёздах нема была».

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Строки объединены перекрёстной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили» . В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительность философским раздумьям придают эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение – «живут в сем мире, как впотьмах ».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трёх восклицательных предложений.

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 15.11.2019

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» считается одним из самых значимых в творчестве Тютчева. В этом произведении автор первые громко и ясно высказал свою позицию, защищая то, что мило его сердцу – природу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор этого стихотворения по плану.

История создания

Тютчев написал стихотворение в 1836 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник», но со значительными цензурными правками. Дело в том, что автор вступил в полемику с церковными мыслителями того времени, которые определяли роль природы как декорации для человека. Но вторая и четвертая строфы, где развивалась его мысль об этом, были вырезаны цензорами, и остались лишь те части стихотворения, которые были адресованы материалистам — сторонникам популярной на тот момент философской точки зрения. Они считали, что природа — мастерская для людей, где следует работать и доводить до ума то, что уже есть. Однако Тютчев был представителем и сторонником направления «чистого искусства», главной идеей которого было восхищение окружающим миром — идеалом гармонии и воплощением высшей мудрости. Таким образом, смысл стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это вызов обществу, погрязшему в чужеродной и оторванной от реальности философии, которое разучилось понимать красоту и величие природы.

К сожалению, утраченные строфы, где было высказано мнение против церковных постулатов, навсегда утрачены, и мы знакомимся с неполным текстом.

Жанр, направление, размер

По жанровой структуре стихотворение можно отнести к элегии: оно имеет грустную тональность и насыщенную философскую проблематику.

Тютчев был сторонником чистого искусства, то есть выступал за то, чтобы политика, различные социальные волнения не входили в сферу творчества. Именно поэтому большинство стихотворений написано в философском духе и относится к философской лирике. Не стало исключением и «Не то, что мните вы, природа…».

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.

Композиция

Значительная часть композиционного элемента стихотворения была утрачена в результате губительного действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров. Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.

Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.

Образы, символы

  • Лирический герой – это тот образ, который скрепляет саму структуру стихотворения своей ясной и четкой позицией. В данном случае автор стихотворения и лирический герой совпадают, потому что у них одна и та же позиция. Читатель слышит речь мыслящего и рассуждающего человека, который, тем не менее, не разучился восхищаться природой и видеть в ней красоту, душу, смысл.
  • Образ природы – один из наиболее важных образов в системе ценностей Тютчева с точки зрения чистого искусства и его мировоззрения как творческой личности. Природа здесь становится как будто живой, ведь автор даже наделяет её языком, что, как мы знаем, свойственно только людям. Она же имеет свободу и может испытывать любовь. Природа в лирике Тютчева самодостаточна и самобытна. Она всегда была, есть и будет, независимо от того, что о ней думает человек. Мир живет и развивается сам по себе. Его ценность неоспорима.
  • В тексте присутствует незримый оппонент лирического героя, который мнит природу ошибочно. Это «глухонемой» человек, который пытается проникнуть «в жизнь органа», то есть тот, кто лишен способности понимать природу и ценить ее. Он заблуждается, считая, что люди или какие-то высшие силы наполняют пейзажи за окном смыслом. они ценны сами по себе.

Темы, настроение, проблемы

Основная проблема стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — заблуждения людей, которые не могут внять голосу пейзажа и понять его суть. Можно сказать, что автор поднимает здесь не только проблему уважительного отношения к природе и взаимодействия человека и природы, но и обращает наше внимание на тех людей, которые вовсе не считают окружающий мир чем-то самодостаточным и ценным. Их Тютчев обвиняет даже в том, что они глухи к голосу матери, что является одним из самых страшных преступлений.

Тема природы, как мы уже говорили ранее, довольно популярна в творчестве поэта, поэтому она поднимается и здесь, при этом сузить эту широкую тему можно до подтемы «взаимоотношения природы и человека». Современники поэта считали пейзажи реквизитом для жизни и материалом для работы, но не видели высшего смысла и права окружающего мира жить вне причинно-следственных связей и нужд человека. Он — не венец природы, а ее сын, который должен относиться к матери почтительно.

Настроение стихотворения «Не то, что мните вы, природа», в отличие от многих других произведений поэта, даже несколько боевое, особенно это подчеркивается в финальной строфе, где автор бросает обвинение в сторону глухих и безразличных к природе людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Не то, что мните вы, природа» – показать истинную сущность окружающего мира, а также продемонстрировать его ценность, независимую от людей и их мнений. Автору хочется донести до читателей, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она — самостоятельный организм, подчиненный тайным закономерностям развития мира. Ее необходимо уважать и понимать.

Для нас природа является матерью, ведь именно от нее мы получаем все то, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому нужно почтительно относиться к ней и уметь замечать ее красоту просто так, без повода и расчета. Человек обязан беречь природу, прислушиваться к ней, ведь она живая.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» передают все оттенки чувства и мысли поэта:

  • Безусловно, на первом месте среди средств выразительности будет стоять олицетворение, ведь саму природу автор оживляет, говоря, что у нее есть не только душа, свобода и любовь, но и язык.
  • Присутствуют в стихотворении и эпитеты: «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево».
  • Метафоры играют явно не последнюю роль в создании образа природы: «в ней есть душа, в ней есть свобода», «леса не говорили».
  • Сравнение же относится к созданию образа людей, глухих к природе, автор говорит, что они живут в этом мире, как впотьмах.

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа. » (восприятие, истолкование, оценка)

Тютчев – один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его творчество разностороннее и глубокое. В своих стихах Тютчев обращается к теме поэта и поэзии, к темам любви, народа и, конечно же, к теме природы. Природа у него – это особая жизнь; космос, который живет по определенным законам, и человек, как часть этого космоса, также подчиняется всеобщим законам мира. Однако, чаще всего, человек забывает о своей принадлежности к этому миру, людям свойственно воспринимать себя, как что-то исключительное. Тютчев обожествляет природу. Материалисты к концу девятнадцатого века старались отказаться от этого поэтического понимания природы. Но Тютчев противостоял этой идее всей душой. Своеобразным ответом материалистам стало стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» В этом лирическом произведении автор показывает всю красоту природы, ее живость. Он осуждает тех, кто не признал души в окружающем мире:

Не то, что мните вы, природа;
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев понимает, что материалисты посредственны и живут одним днем: «Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах». Тютчевские пейзажные зарисовки неотделимы от человека, его душевного состояния, его чувств. И отрицание природы для Тютчева просто немыслимо. Поэт счастлив, что в его жизни природа оставалась тем естественным светом, который помогал ему жить и радоваться жизни. Автор противопоставляет себя материалистам:

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела.
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была.

Поэт идет, на мой взгляд, от «противного», говоря о том, чего не имели эти люди. Тютчев таким образом указывает на то, что сам имеет и чем богат:

И языками неземными,
Волнуя реки и леса
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза.

Пейзаж Тютчева образен и точен. Поражает в стихах поэта мастерство деталей, имеющих исключительно большое значение в его поэтических миниатюрах.

Стихотворение музыкально и пластично. Подобно живописцу, который кладет на холст мазок к мазку в естественной, живой их гармонии, с какой-то бархатной, грудной теплотой выговаривает Тютчев слоги своих стихов. Поэт обращается к своим оппонентам с риторическими вопросами:

Вы зрите лист и цвет на древе
Иль их садовник приклеил?
И зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?

В последней строфе автор обращается к невидимому собеседнику и своеобразно делает вывод:

Не их вина, пойми, коль, может
Органа жизнь глухонемой
Увы, души в нем не встревожит
И голос матери самой.

Таким образом, можно утверждать, что в стихотворении присутствует не только лирический герой, но и оппонент, и невидимый собеседник-соратник.

В стихотворении Тютчев прибегает к инверсии, которая способствует созданию величественного образа природы.

Тютчев не награждает объект своих размышлений яркими эпитетами. Образность достигается глаголами, которые придают динамичность стихотворению (“лучи не сходили”, “весна не цвела”, “зреет плод”, “леса не говорили”, “ночь нема была”, “гроза не совещалась”).

Образ природы так же создается за счет имен существительных, являющимися своеобразными признаками, которыми обладает природа: «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Природа обладает своим языком, который способен понять и выучить не каждый:

Языками незваными
Волнуя реки и леса
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза.

Но автор не обвиняет своих оппонентов, хотя считает этих людей глухими не только к окружающему миру, но и к самим себе, в первую очередь. Лирическому герою искренне жаль этих людей.
В синтаксическом плане стихотворение представляет систему сложных и простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Таким образом, здесь можно говорить об эмоциональной возбужденности лирического героя. Риторические вопросы во второй строфе лишь утверждают и усугубляют бесчувственность материалистов.

Тютчев тверд в своем понимании природы. Он обожествляет ее и делает неотъемлемой частью жизни поэта.

Сочинение на тему: “Не то, что мните вы, природа. “

picture 519656 1415455336

Сочинение написано в рамках подготовки к выпускному экзамену и соответствует всем заявленным критериям.

Скачать:

Вложение Размер
chelovek_i_priroda_v_otechestvennoy_literature.docx 15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Не то, что мните вы природа…

Сочинение по литературе

ученицы 11А класса

г. Ярцево Смоленской обл.

Человек и природа всегда существовали вместе. Но со времени роста технического прогресса человек забыл свое место в природе. Сегодня он живёт в мире железа и бетона, в окружении автомобилей и всевозможных электронных устройств. Почему же мы отгородились от мира природы пластиком, сталью, бетоном, не понимая, что эта искусственная изоляция угнетает нас, отрицательно влияет на наше здоровье и психику. Природа – наш дом. Но человек целенаправленно день за днём уничтожает его. Ещё каких-то сто лет назад в наших городах было больше деревьев, в реках текла чистая вода, а воздух был чист и прозрачен. Сегодня нетронутых уголков на нашей планете остаётся с каждым годом всё меньше, и мы не отдаем себе отчёт в том, что постепенно привыкаем к отсутствию живой природы вокруг. И если нам ещё есть что вспомнить, то, возможно, наши дети будут принимать такой железобетонный мир за норму. Кто же научит сегодняшнее поколение любить и беречь природу? В первую очередь, русская классическая литература.

Известный поэт 19 века Ф. Тютчев писал:

Не то, что мните вы природа

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…..

Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что “глухие” люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить.

И если для них она безлика, то для Тютчева природа – “голос” матери самой. В этих четырёх строчках сконцентрировано то истинное отношение к Природе, которое и должно быть присуще каждому человеку. Поэтому это стихотворение и сегодня не потеряло своей актуальности.

Свой голос в защиту природы поднимали не только поэты, но и писатели. Б. Васильев – один из них. С душевной болью пишет он о взаимоотношениях человека с природой в романе “ Не стреляйте в белых лебедей”. Отношение к природе как бы разделяет героев произведения на два лагеря: на тех, кто понимает и любит природу, и других – жестоких, безжалостных. Главный герой Егор Полушкин тесно связан с природой, при виде того, как уничтожаются её богатства, страдает всей душой. Он не может понять, что движет людьми, когда они сжигают муравейник. Он не понимает, как человек, царь природы, может спокойно наблюдать, как от огня “корчились тысячи маленьких существ”. Сам Егор влюблён в лес, в реку, в природу в целом. Он и в людях пытается разбудить тягу к доброму и прекрасному: привозит на теперь уже мертвое Черное озеро пару лебедей, чтобы возродить уничтоженную красоту. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий характер Егора – источник всех его неудач. Он погибает на посту, как и положено “старшему сыну” природы, защищая дело всей своей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он ей, старший сыночек! Так разумней же будь, не вгоняй в гроб “маменьку!». Роман Б. Васильева заставляет нас задуматься о своём отношении к природе. Автор хочет донести мысль о том, что нельзя человеку отрываться от природы, быть с ней во враждебных отношениях.

Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. Об этом говорил непревзойдённый мастер русского пейзажа К.Г. Паустовский. Нельзя не согласиться с ним. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Стоит чаще наслаждаться естественной красотой нашей Земли, пока у нас есть такая возможность. Разобщенность с природой, противостояние ей неизменно ведет человека к духовной гибели, нравственной нищете, а вот взаимодействие с тем, что нас окружает, – путь к миру, к гармонии, к ладу с природой и самим собой. Закончить свое сочинение я хочу строками из стихотворения Е. Евтушенко:

Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа» (Ф.И. Тютчев)

landscape 15856

Полный анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность познакомиться с одним из самых важных произведением автора. Команда Литеровед.ру собрала необходимый материал, благодаря которому мы можем узнать о настоящей позиции автора.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы, проблемы
  6. Средства художественной выразительности
  7. Основной смысл

История создания

Федор Иванович никогда не скрывал своего отношения к природе. Наоборот, он всеми путями отстаивал и защищал свою позицию. Анализируемое стихотворение является одним из ярких тому примеров. Написал его поэт в 1836 году. И в этом же году стихотворение попадает в печать, представ перед читателем в журнале «Современник». Правда, до этого стихотворение немного подверглось правкам со стороны цензуры.

Это произошло из-за того, что поэт решился оспорить утверждения церковных мыслителей, которые утверждали, что природа – это есть не что иное, как какое-то дополнение в жизни человека. Поэтому некоторые строфы стихотворения, в которых автор размышлял на данную тему, цензуру не прошли. Их попросту удалили. В печать вошли лишь те строфы, где речь шла о материалистах – сторонниках популярного на тот момент философского движения. Они были уверены в том, что природа является некой мастерской для народа, в которой стоит трудиться и совершенствовать уже имеющиеся вещи.

Поскольку Федор Иванович являлся одним из представителей «чистого искусства», поэтому основной его целью было восхищаться тем, что его окружает. Для него это был идеал всей той гармонии, в которой воплотилась вся высшая мудрость.

Стихотворением «Не то, что мните вы, природа», автор бросает своего рода вызов общественности. Он считает, что общество погрязло в не родной и далекой для них философии, при этом перестало обращать внимание и понимать все великолепие природы.

Но есть и печальная сторона в этом произведении. К сожалению, те строки, которые были удалены цензурой, исчезли навсегда. Поэтому у нас нет возможности познакомиться с текстом в первозданном виде.

Жанр, размер

По жанру анализируемое стихотворение считается элегией, поскольку в нем присутствует грустная тональность, в которой поднимаются темы философской проблематики. Сам автор, как ярый представитель «чистого искусства», являлся противником того, чтобы проблемы социума воспевались в поэзии. Из-за этого большое количество произведений написано с уклоном в философию, поэтому считаются философской лирикой. Данное стихотворение является ярким тому примером. Размер для написания стихотворения автор использует четырехстопный ямб.

Композиция

Большая часть стихотворения была утрачена из-за того, что его не пропустила цензура, поэтому пострадала и композиция произведения. Безвозвратно пропали две строфы произведения, а именно вторая и четвертая. Скорее всего, именно в них и содержалась основная позиция автора, но была не принята цензурой.

В результате этого, на сегодняшний день до нас дошли лишь шесть строф. Вот они делятся на две части по смысловой нагрузке.

В первой части произведения автор рассказывает нам о душе природы.

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Во второй части произведения Федор Иванович ведет речь о судьбе того народа, который не хочет понять и оценить природу, понять её сущность и язык.

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Образы и символы

Благодаря лирическому герою в стихотворении появляется ясная и четкая позиция. В лирическом герое без труда можно рассмотреть самого Федора Ивановича Тютчева. Их позиция полностью совпадает, а взгляды одинаковы. Перед читателем предстает человек, который умеет думать, рассуждать и анализировать. Но, кроме того, он все так же умеет восторгаться природой, восхищаться её красотой, рассматривать её душу и улавливать смысл.

Образ природы, является одним из более важных образов для Федора Ивановича. Он будто оживляет природу, наделяя её человеческими качествами. Она может говорить, а эту особенность имеет только человек. Так же, автор показывает природу свободной, способной испытывать чувство любви. Он показывает природу вполне самостоятельной и самодостаточной единицей. Для природы безразлично, что о ней думают люди. Она была, есть и будет существовать дальше. Жить своей жизнью, не обращая внимания на всякие мелочи. Она ни от кого не зависит, развиваясь сама по себе. В этом автор и видит всю ценность окружающего мира.

Так же автор показывает некого оппонента, который неправильно оценивает природу. Этот человек не способен слышать, видеть и понимать природу как таковую. Он не ценит её красоту и не понимает величие. Он считает человека выше всего этого, не понимая, что самая большая ценность таится в окружающем мире.

Темы, проблемы

Основной темой стихотворения «Не то, что мните вы, природа» — это то, что люди заблуждаются. Они не хотят услышать окружающую их природу, понять её. Можно заметить, что автор отмечает проблему уважения к природе, взаимоотношение людей с ней. Так же он призывает обратить внимание на тех людей, которые относятся к природе без должного уважения и восхищения. Автор не может разделить точку зрения данного слоя населения, обвиняя их к нелюбви к родной матери. Это автор считает самым большим преступлением.

Тема природы поднимается практически во всем творчестве автора. Анализируемое стихотворение не стало исключением. Здесь в данной теме можно выделить подтему, в которой идет речь об отношении человека и окружающего мира. Его современники относились к окружающим пейзажам как к некому реквизиту, считая, что он просто дополняет работу человека. При этом они в упор не замечали того, что окружающий мир является самодостаточной единицей, которая способна существовать независимо от жизни и труда человека. Человек не является венцом природы, правильнее будет назвать его всего лишь её сыном. Именно поэтому любой человек должен относиться к природе с особым уважением и почтением.

Что касается настроения данного произведения, то стихотворение «Не то, что мните вы, природа» носит достаточно боевой характер. Это хорошо подчеркивается в заключительной строфе произведения.

Средства художественной выразительности

Благодаря использованию большого количества различных троп, автору удается передать все свои мысли и чувства. Здесь не обошлось без олицетворений, благодаря которым автор оживляет природу. Так же поэт использует эпитеты, метафоры и сравнения.

Основной смысл

Главной задачей автора в произведении «Не то, что мните вы, природа» является показать настоящую сущность природы, показать насколько она является ценной и независимой. Она существует независимо от мнения людей на этот счет. Она сильная, самодостаточая и самостоятельная. Поэт старается рассказать читателю о том, что природа обладает всеми теми же чувствами и качествами, что и человек.

К природе необходимо относиться с уважением, стараясь всегда понять и услышать её голос.

Природа – это мать каждого из нас. Она дает нам жизнь, и помогает существовать в дальнейшем. Это мы от неё зависим, а не она от нас. Именно поэтому мы обязаны относиться к ней с почтением, любовью, трепетом и уважением. Главная задача человека – это беречь природу, восхищаясь её красотой.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Стихи Тютчева о любви

В стихах Тютчева, душевного романтика, легко прочитать всю его личную жизнь. Однолюбом этого мужчину не назовешь. Первую любовь сменила вторая, вторую третья, а еще его настигла любовь сразу к двум женщинам. Для него любовь – «союз души с душой родной», но из всех движений влюбленной души по-особому он изображал предчувствие свиданий с возлюбленной. Волнующую близость он ощущал в воздухе, цветах на подоконнике, теплом ветерке. В солидном возрасте, когда уже многие не ощущают страсти в душе, он после многолетней разлуки влюбляется, как пылкий юноша. Так появилось «Я встретил Вас – и все былое…»

Лучшие произведения:

Предопределение

Любовь, любовь — гласит преданье-
Союз души с душой родной-
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец…

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
.

Не раз ты слышала признанье

Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай мое она созданье-
Но как я беден перед ней…

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе-
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…

Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,

Где спит она — твое рожденье-
Твой безымянный херувим, —
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Она сидела на полу

Она сидела на полу
И груду писем разбирала-
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала-

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела-
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

К. Б. (Я встретил вас — и все былое. )

Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…

Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…

Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!

Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих.

Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит.

Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы.

Все бешеней буря, все злее и злей…

«Все бешеней буря, все злее и злей,
Ты крепче прижмися к груди моей».
– «О милый, милый, небес не гневи,
Ах, время ли думать о грешной любви!»
– «Мне сладок сей бури порывистый глас,
На ложе любви он баюкает нас».
– «О вспомни про море, про бедных пловцов,
Господь милосердный, будь бедным покров!»
– «Пусть там, на раздолье, гуляет волна,
В сей мирный приют не ворвется она».
– «О милый, умолкни, о милый, молчи,
Ты знаешь, кто на море в этой ночи?!»
И голос стенящий дрожал на устах,
И оба, недвижны, молчали впотьмах.
Гроза приутихла, ветер затих,
Лишь маятник слышен часов стенных –
Но оба, недвижны, молчали впотьмах,
Над ними лежал таинственный страх…
Вдруг с треском ужасным рассыпался гром,
И дрогнул в основах.

Еще томлюсь тоской желаний…

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…

Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Источник

Стихи о любви Федора Тютчева

tyutchev

minkult

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

snimok 2

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

  • Я гражданин казахстана сочинение
  • Я все чаще думаю о том как трудно быть истинно благодарным сочинение
  • Я восхищаюсь своей мамой сочинение на английском
  • Я включил компьютер и набрал на клавиатуре сочинение про свою семью затем я переписал с
  • Я видел много снов слышал много сказок