Я увидел кошку как пишется

Слово увидишь правильно пишется с окончанием на -ишь. писать его неправильно, на -ешь, побуждает, вероятно, формальное, да и недостаточное, знание

Слово «увидишь» правильно пишется с окончанием на «-ишь». Писать его неправильно, на «-ешь», побуждает, вероятно, формальное, да и недостаточное, знание школьных правил без понимания строя языка. Грамматически глагол «увидишь» отличается от «видишь» приставкой «у-», переводящей его из несовершенного в совершенный вид (см. далее).

Правило

Инфинитив глагола «увидеть» (исходная или словарная форма) оканчивается на «-еть», что характерно для глаголов I типа спряжения, которые в личных формах никогда не оканчиваются на «-ишь»; только в повелительном наклонении у них появляется суффикс «и/й» («велите», «пой»).

Но! Глагол «увидеть», равно как «видеть» является исключением из общих правил спряжения русских глаголов: оканчиваясь в инфинитиве на «-еть», он спрягается по II типу, глаголы которого в ряде личных форм оканчиваются на «-ишь» (см. ниже). Неправильных глаголов той же категории в русском языке не так уж много:

блестеть, велеть, вертеть, (у)видеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, зависеть, звенеть, зреть (в смысле видеть), зудеть, кипеть, кишеть, корпеть, кряхтеть, лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть, терпеть, храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь.

Грамматика

Слово «увидишь» – личная форма инфинитива «увидеть» в настоящем времени единственного числа 2-го лица («Ты увидишь»). «Увидеть» – переходный глагол совершенного вида II (!) спряжения. Состоит из корня «вид-», суффикса «-е-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами ви́-деть. Соответствующий глагол несовершенного вида «видеть». «Переходный» значит, что видящий субъект (человек, зрячее животное, фото-видео камера или компьютерная система) воспринял зрительную информацию сам, а не получил от кого-то посредством иных способов её передачи. «Совершенный» значит, что действие завершено и результат его ясен: всё, вижу, разглядел, понял, что это. Спрягается инфинитив «увидеть» таким образом:

Первое лицо:

  • (Я) уви́жу (будущ.)/ уви́дел (прошедш. муж.)/ уви́дела (прош. жен.)/ <бы> уви́дел (уви́дела) или уви́дел (уви́дела) <бы> (сослагательн.).
  • (Мы) уви́дим (будущ.)/ уви́дели (прошедш.)/ <бы> уви́дели или уви́дели <бы> (сослагательн.)/ (должны? нам нужно?) уви́деть или уви́дим; уви́димте<-ка> (повелительн.).

Второе лицо:

  • (Ты) уви́дишь (будущ.)/ уви́дел (прошедш. муж.)/ уви́дела (прош. жен.)/ (<бы> уви́дел (уви́дела) или уви́дел (уви́дела) <бы> (сослагательн.)/ уви́дь или (должен? тебе нужно?) уви́деть (повелительн.).
  • (Вы) уви́дите (будущ.)/ уви́дели (прошедш.)/<бы> уви́дели или уви́дели <бы> (сослагательн.)/ уви́дьте или (должны? вам нужно?) уви́деть (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) уви́дит (будущ.)/ уви́дел (прошедш.)/ <бы> уви́дел или уви́дел <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> уви́дит (повелительн.).
  • (Она) уви́дит (будущ.)/ уви́дела (прошедш.)/ <бы> уви́дела или уви́дела <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> уви́дит (повелительн.).
  • (Оно) уви́дит (будущ.)/ уви́дело (прошедш.)/ <бы> уви́дело или уви́дело <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> уви́дит (повелительн.).
  • (Они) уви́дят (будущ.)/ уви́дели (прошедш.)/ <бы> уви́дели или уви́дели <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> уви́дят (повелительн.).

Действительное причастие прошедшего времени уви́девший; страдательное, также прошедшего уви́денный. Деепричастия прошедшего времени уви́дев, уви́девши.

Значение

Глагол «видеть» в различных словоформах употребляются в русском языке в следующих значениях:

  1. Воспринять зрительную информацию, зафиксировав её в памяти или на некоем физическом (вещественном) носителе: «Иди по левой тропинке, скоро увидишь земляничную поляну»; «Езжайте прямо, пока не увидите “зебру”, и перед нею сворачивайте направо». Синонимы «завидеть», «углядеть», «узреть»; частичные «разглядеть», «рассмотреть».
  2. Выявлять, обнаруживать, опознавать, распознавать, узнавать (синонимы): «А ты уверена, что увидишь их дом по описанию? Лучше прозвони, пусть встретят при дороге»; «Вам лучше переформатировать эту флешку на NTFC, иначе ваш планшет может её просто не увидеть».
  3. Встречаться с кем-либо, преимущественно кратковременно, мимоходом: «Как увидишь Марину, скажи: мы ждём их с малышом в гости». Синонимы «повстречать», «углядеть», «узреть»; сленговый «пересекаться <с кем-то>».
  4. Понимать умозрением, делать вывод на основе не обязательно зрительной информации: «Да будет тебе маяться! Путёвки и билеты куплены; приедем, вот и увидим, что там у них за сервис»; «Не иди с ним на полную близость, пока не увидишь, что он серьёзно к тебе относится»; «Проделайте расчёты по этим формулам, сопоставьте с результатами измерений, и вы увидите, что предлагаемая теория точна». Синонимы: «выводить», «заключать», «находить»; частичный «понимать».

Особенные значения

Словоформы глагола «увидеть» входят также во фразеологизмы-поговорки (устойчивые словосочетания, наделённые собственным законченным смыслом), выражающие неуверенность в будущем: «Как увижу, так сразу»; «Поживём – увидим»; «Что было – видели; что будет – увидим».

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

У многих людей возникают различные затруднения с применением русского языка в устной и письменной речи. Вопрос о том, как пишется «потому что», является одним из распространенных затруднений.

Этот союз встречается в речи очень часто, и, возможно, поэтому в нем делают особенно много ошибок. Они могут оказаться как орфографическими, так и пунктуационными (где именно тут нужна запятая, бывает трудно решить). Давайте же разберем, как писать «потому что» правильно, и уточним, где нужно ставить запятые.

Когда применяется союз: основные случаи

Как пишется и как это сочетание применяется, вопрос достаточно сложный. Начнем с определения части речи.

Перед нами сложный (или составной) союз. Он обычно связывает два предложения в одно, и мы благодаря ему можем понять причину происходящего. Как правило, он встречается в сложноподчиненных предложениях. Эти синтаксические конструкции состоят из нескольких частей — главной и одной или нескольких подчиненных.

Правописание «потому что»

Названный союз состоит из двух слов, которые содержат 5 согласных (п, т, м, ч, т) и 4 гласных звука (о, о, у, о). Первое слово состоит из трех слогов, где ударение падает на последний из них, второе — из одного. В первом слове в обоих безударных слогах пишется буква «о».

1951920

Как пишется «потому что» — слитно или раздельно?

Сейчас мы с вами разберемся, как нужно писать«потому что»: слитно, раздельно или, может быть, через дефис?

Слова, входящие в состав данного союза, всегда пишутся раздельно. Никакого слитного написания быть не может, так как это два разных слова. Распространена ошибка, когда их пишут через дефис. Очевидно подобное вызвано, прежде всего, схожестью слова «что» с частицей «-то», которая пишется через дефис (примером здесь может служить слово «потому-то»).

Чтобы не допускать подобной ошибки, сравните два предложения в приведенном примере. Обратите внимание, указанные слова в них имеют несколько разный смысл:

  • В прошлом году я заболел бронхитом. Потому-то я и бросил курить.
  • Я бросил курить в прошлом году, потому что заболел бронхитом.

Когда «по тому» пишется раздельно?

Для многих «по тому» и «потому» являются похожими словами, хотя по смыслу это далеко не так. Они имеют совершенно разные значения. В первом случае в предложении упоминаются те конкретные предметы или характерные черты, на которые делается акцент. Например:

  • Я сразу сделал вывод, что девушка небогата. Это было заметно по тому, что она носила.

В данном случае упоминаются те вещи (одежда), которые носила девушка. То есть по одежде наблюдатель может сказать, насколько девушка обеспечена. Здесь нет причины, а упоминаются объекты.

Еще один пример:

  • О предпочтениях человека можно сделать вывод по тому, что он покупает.

Это предложение можно перефразировать так — по тем вещам, которые человек покупает, можно сделать вывод о его предпочтениях.

Во втором же случае (когда «потому» пишется слитно) раскрывается причина какого-то события. То есть можно задать вопрос «почему?» и тут же на него ответить. В этом случает союз можно с успехом заменить синонимами «вследствие», «так как», «поскольку», «ведь» и другими. Например:

  • Я ушел с работы пораньше, потому что почувствовал себя плохо.

В данном случае фраза будет смотреться вполне органично при замене союза «потому что» на другой: Я ушел с работы, так как почувствовал себя плохо
.

Еще один пример:

  • У меня нет денег, потому что я их потратил.

Эта фраза не меняет своего смысла при замене союза словом «поскольку»: У меня нет денег, поскольку я их потратил.

Пунктуация

1951931

Наибольшие затруднения вызывает вопрос применения пунктуации в предложениях с данным союзом. Обычно запятая ставится перед ним. Например:

  • Я не знаю, куда он пошел, потому что он мне об этом не сказал
    .

Здесь можно задать вопрос: «Из-за чего я не знаю, куда он пошел?». И ответить на него: «Так как он мне не сказал». То есть перед нами два предложения, которые объединены в одно подчинительным союзом.

  • Мы сильно промокли, потому что попали под дождь
    (Что служило причиной того, что мы промокли? Причиной был дождь).
  • У меня нет телефона, потому что его украли
    (Почему у меня нет телефона? Поскольку он был украден).

Есть случаи, когда запятая ставится перед вторым словом союза и не ставится перед «потому»:

  1. С частицей усиления значения (например, «только»): Мне он нравился только потому, что относился ко мне с большой нежностью.
  2. С вводным словом, таким как «наверное», «должно быть», «вероятно»: Они не пришли, наверное, потому, что были очень заняты.
    Мы так и не встретились, должно быть, потому, что он ушел раньше меня.
  3. С частицей отрицания «не» перед союзом: Я опоздал не потому, что попал в пробку.

Итог

Русский язык является достаточно сложным в части орфографии и пунктуации, но это вовсе не оправдывает, например, оформления документов с ошибками.

1955316

А значит, каждый уважающий себя человек должен стремиться говорить и писать правильно. Эта статья, надеемся, поможет вам. Для удобства, мы перечислим еще раз, как правильно пишется «потому что»:

  1. Названный союз всегда пишется раздельно.
  2. Запятая может ставиться как перед, так и внутри него.
  3. Слова «потому» и «по тому» имеют разный смысл и пишутся по-разному.

Эта, довольно распространенная, фраза применяющаяся для объяснения причин или явлений. “Потому что” – на первый взгляд очень простое выражение. Более того, оно заменяется другими частицами:

  • так как;
  • вследствие того;
  • из-за.

Эти фразы помогают разнообразить свою речь и делают её более гибкой. Но бывают случаи когда употребления этого союза не избежать. Единственный способ всегда писать его правильно, грамотно выделив знаками препинания – полностью изучить происхождение, правил, а варианты написания. Такой подход поможет правильно строить сложные предложения, и сделает письменную, а так же устную речь образованнее и грамотнее.

“Потому что” слитно или раздельно?

Данная фраза является составным союзом и устойчивым выражением. Многие задаются вопросом, как пишется “потому что” слитно или раздельно? Наиболее распространенная ошибка заключается в написании этого выражения слитно. Это противоречит правилам русского языка. Дефис между фразами и вариации вроде “потому-что” недопустимы.

“Потому что” связывает главную и подчиненную части предложения. Для проверки правописания задается вопрос к придаточной части. Она должна отвечать на вопрос почему. Если постановка такого вопроса логически возможна, нужно использовать написание в два слова(т.е. потому что). В ситуациях, когда постановка такого вопроса невозможна, выражение пишется в три слова(т.е. по тому что). Во второй ситуации эта фраза уже представляет собой не сложный союз, а комбинацию предлога и местоимения, а так же союза что.

Потому что запятая и написание

Разделения союза знаками препинания вызывает множество вопросов. Запятая перед потому что может ставиться либо перед фразой, либо внутри неё, разделяя союз на две части. Он используется в основном для связи основной и подчиненной частей в предложении. Например:

  • “Она не ест жареную пищу, только потому, что бережет свое здоровье”.

Основная проблема правописания заключается в правильной расстановке запятых. Распределение запятых определяет то, на чем автор концентрирует внимание. Акцент может ставится на результат или причину. Примеры:

  • “Он обошел меня, потому что больше тренировался” (акцент на результат);
  • “Я не люблю кошек потому, что у меня на них аллергия” (акцент на причину).

Желание писать потому что через дефис возникает из – за схожести произношения с частицей то, которая пишется через дефис с местоимениями и наречиями. Но потому что является составным союзом и не требует постановки дефиса между частями выражения.

Разделение союза приводит к разбросу его составляющих по разным частям предложения. “Потому” обычно отходит главной части предложения, а “что” – подчиненной.

При разделении союза потому включается в главную часть сложносочиненных предложений. Это проверяется постановкой вопроса. Если подчиненная часть отвечает на вопросы почему именно или по какой причине. Пример:

  1. “Он начал кашлять и задыхаться, потому что забыл дома свой ингалятор” (По какой причине?);
  2. “Девушка не пошла с ним в театр, потому что он не следит за собой” (По какой причине?).

Союз нужно делить на две части если перед ним стоит частица не, имеется вводное слово или включено в параллельную конструкцию. Примеры:

  • Они дружили не потому, что у него было много денег (частица не);
  • Мы купили билет только потому, что эта поезда обещала быть захватывающей (частица для усиления);
  • Она грустила, вероятно, из-за разногласий с подругами (вводное слово);
  • Я люблю ее потому, что она меня понимает, а еще больше потому, что она поддерживает мои начинания (Параллельная конструкция).

Составной союз не разделяется, если он расположен в начале предложения. Такие предложения обычно неполные. Например:

  1. “Потому что я стал старше”;
  2. “Потому что я её уважаю”.

Написание в английском языке

Ближайшим аналогом этого выражения в английской разговорной и письменной речи является because. В разговорах оно так же сокращается до ‘cause или ‘cos. Другой более простой аналог этой же фразы – for. У этого аналога есть некоторые ограничения в написании. Эту частицу обычно используют не для объяснения, а для подачи дополнительной информации.

  • This hunt shouldn’t take long, because our dogs found foutprints. – Охота не займет много времени, потому что собаки учуяли след
  • The shouldn’t stay in that house, because it’s haunted. – Они не должны были оставаться в этом доме, потому что он проклят.
  • She was a little nervous, for it was the first time she stayed with his sister – Она немного нервничала, потому что впервые осталась наедине с его сестрой.
  • We took a cab for it was rather late.

На письме в английском языке эти частицы выделяются запятыми так же как и в русском. Это относится и к частице for и к частице because.

Правописание этих слов надо знать.

С точки зрения грамматики «потому что» всегда пишется раздельно.

Почему не слитно или через дефис?

Сначала определимся, что это за часть речи такая – «потому что»? А это не что иное, как сложный союз.

Несмотря на то что велик соблазн написать это устойчивое сочетание слитно («потомучто»), правильно писать его все-таки раздельно, поскольку «потому» и «что» – это два разных слова
, пусть и объединенных в составной союз.

То же касается и такого варианта написания, как «потому-что». Видимо, происходит путаница вполне себе самостоятельного слова «что» с частицей «-то», которую как раз-таки правильно писать через дефис («потому-то»).

Когда нужно писать «по тому что»

Теперь предлагаем исследовать другой вопрос: возможно ли написание данного сочетания в три слова? Рассмотрим на примерах.

  • Судя по тому, что я услышал, надеяться на их примирение бессмысленно.
  • Что можно узнать о мужчине по тому, что он ест?
  • Характер женщины можно определить по тому, что она носит в своей сумочке.

В приведенных выше предложениях «по тому что» правильно писать в три слова, поскольку в данных случаях это не сложный союз, а сочетание предлога «по», местоимения «тому» и союза «что»
. Отличить его от составного союза нетрудно: нужно всего лишь задать вопрос «почему?». Предложение, которое содержит «потому что», ответит на ваш вопрос, а в случае с «по тому что» ответа вы не дождетесь по причине нелогичности вопроса.

Кстати, в первом примере словосочетание «судя по тому что» – это тоже сложный союз, правописание которого необходимо запомнить.

Семантика

Союз «потому что» присоединяет придаточную часть сложноподчиненного предложения.

  • Ты лжешь мне, и все это только потому, что боишься впасть в немилость.
  • Мне не свойственно терять голову из-за любви, потому что я не позволяю чувствам одержать верх над разумом.
  • В предложениях с данным союзом вы всегда найдете связь основания и следствия.

Синонимы

Если вам понадобится заменить «потому что» близким по значению союзом, предлагаем выбрать из следующего ряда:

  • Потому как,
  • Оттого что,
  • Поскольку,
  • Так как,
  • Ведь,
  • Потому,
  • Вследствие того что,
  • Благодаря тому что,
  • Затем,
  • В силу того что.

Делая выбор в пользу одного из этих синонимов, обращайте внимание на уместность употребления такового в том или ином стиле речи. Так, скажем, разговорное «потому» явно не впишется в официально-деловой стиль, а книжное «ибо» будет нелепо звучать в просторечии.

Пунктуационные особенности

Когда речь заходит о графическом выделении союза на письме, основная сложность заключается в том, куда поставить запятую – перед союзом либо внутри него. Давайте разбираться.

Место запятой в таких предложениях, как правило, определяет сам пишущий. Это зависит от того, какую цель он преследует в своем высказывании. Примеры для сравнения:

  • Он понравился ей, потому что вел себя галантно.
    (Акцентируется результат.)
  • Я не держу домашних животных потому, что у меня нет времени ухаживать за ними.
    (Акцентируется причина.)

Когда союз расчленяется, «потому» включается в состав главной части сложноподчиненного предложения.

  • Я не пойду с ним в кино
    (по какой причине?), потому что он не умеет себя вести.
  • Щеки актрисы вспыхнули румянцем
    (по какой причине?) потому
    (почему именно?), что она забыла текст.

Впрочем, есть ряд условий, при которых союз необходимо разделять на две части
:

1. Частица «не» перед союзом.

  • Он любил ее не потому, что она обладала неземной красотой.

2. Перед союзом частица, которая берет на себя функции ограничения, усиления и т.д.

  • Он согласился только потому, что это сулило ему выгодные перспективы.

3. Вводное слово (конструкция) перед союзом.

  • Она опоздала, вероятно, потому, что долго выбирала платье.

4. «Потому» включено в ряд параллельных конструкций (это могут быть и однородные члены).

Я ценю друзей потому, что они не дают мне соскучиться, а еще больше потому, что они моя единственная опора в жизни.

Нет необходимости расчленять сложный союз, если он стоит в начале предложения
(скорее всего, это будет неполное предложение). Примеры:

  • Потому что ты дорога мне.
  • Потому что мне так удобнее.

Сделаем краткий вывод: если в предложении акцент ставится на причину, запятая перед «что», если на результат – запятая перед «потому»
.

Итак, теперь нам доподлинно известно: сложный союз «потому что» имеет единственно верный вариант написания – раздельный. Почему это важно знать? Потому что грамотность ценилась во все времена, а сейчас и подавно.

В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).

1. Два подчинительных союза подряд
могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:

А я тебе говорю, что
я поеду с тобой, если
ты поедешь.
А я тебе говорю, что, если
ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).

В первом примере в самом начале стоит главная часть (А я тебе говорю
…), за ней следует придаточная часть (…я поеду с тобой
…), относящаяся к главной части. Такие части предположения называются придаточными первой степени. А завершает предложение придаточная часть (…если ты поедешь
), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.

Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с помощью которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.

Обратите внимание: из такого предложения придаточное второй степени (…если ты поедешь…
) легко убрать, не разрушая всю синтаксическую конструкцию: А я тебе говорю, что… я поеду с тобой
.

Теперь еще раз немного изменим это предложение:

А я тебе говорю, что если
ты поедешь, то
я поеду с тобой.

В этом примере в последней придаточной части появилось соотносительное слово ТО. Это вторая часть составного союза ЕСЛИ… ТО. Как результат, между союзами ЧТО и ЕСЛИ нет запятой. Обратите внимание: здесь мы не можем опустить придаточную часть второй степени (…если ты поедешь…
), так как в предложении сохранится слово ТО, относящееся к последней части предложения.

Получается, союз ЧТО присоединяет единую конструкцию из двух частей, связанных союзом ЕСЛИ… ТО, и следовательно, запятая между словами ЧТО и ЕСЛИ не нужна. Рассмотрите еще два похожих предложения, только с союзами ЧТО и КОГДА.

Это потому, что, когда
вагон останавливается, во всем вашем теле происходит замедление скорости (А. Толстой).
Егор привел неожиданное для Левина замечание, что когда
он жил у хороших господ, тогда
он был своими господами доволен (по Л. Толстому).

Запятая между союзами ЧТО и КОГДА есть только в том предложении, где нет слова ТОГДА.

2. Кроме сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением придаточных, похожая ситуация может сложиться в конструкциях, где используется и сочинительная, и подчинительная связь одновременно. В этом случае рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.
Сравните два предложения:

Занавес поднялся, и, как
только публика увидела своего любимца, театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков (Куприн).
Занавес поднялся, и как
только публика увидела своего любимца, так
театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков.

Обратите внимание: и в том и в другом примере И и КАК стоят рядом, но запятая есть только в первом предложении. Дело в том, что во втором примере рядом оказались простой союз И и составной союз КАК… ТАК. Вторая (соотносительная) часть составного союза следует после придаточного времени.

Попробуйте убрать из предложения придаточную часть, начиная со слова КАК до следующей запятой. Это возможно только в первом случае, а во втором предложении смысл разрушится, так как в придаточной части останется вторая часть составного союза ТАК.

Сравните еще два предложения:

и, хотя
слова ее были привычными для Сабурова, от них вдруг защемило сердце (Симонов).
Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях, и хотя
слова ее были привычными для Сабурова, но
от них вдруг защемило сердце.

Во втором предложении между союзом И и союзом ХОТЯ не ставится запятая, поскольку после уступительной придаточной части следует союз НО, фактически принимающий на себя функцию соединения первой и третьей частей сложного предложения. По этой причине во втором примере слова И ХОТЯ превращаются в единое союзное сочетание, не требующее разделения на письме при помощи запятой.

Итак, необходимо запомнить следующие правила.

1. При последовательном подчинении рядом могут оказаться подчинительные союзы (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА и др.). Запятая между ними ставится только в том случае, когда далее в предложении нет соотносительных слов ТО или ТОГДА.

2. Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют.

Упражнение

    Охотничья примета, что_
    если не упущен первый зверь и первая птица, то поле будет счастливо, оказалась справедливою (Л. Толстой).

    Она знала, что_
    если письмо покажут мужу, он не откажет ей (по Толстому).

    Чувствовал он, что_
    если запнется, то все сразу к черту пойдет (Гоголь).

    С Левиным всегда бывало так, что_
    когда первые выстрелы были неудачны, он горячился, досадовал и стрелял целый день дурно (Толстой).

    Ему никогда не приходило в голову, что_
    если бы он и другие иностранные идеалисты были русскими в России, их бы ленинский режим истребил немедленно (Набоков).

    Глуповцы в этом случае удивили мир своею неблагодарностью, и_
    как только узнали, что градоначальнику приходится плохо, так тотчас же лишили его своей популярности (Салтыков-Щедрин).

    Мимоходом забежал он в меняльную лавочку и разменял всю свою крупную бумагу на мелкую, и_
    хотя потерял на промене, бумажник его значительно потолстел (по Достоевскому).

    В предпоследней комнате встретился с ним Андрей Филиппович, и_
    хотя тут же в комнате было порядочно всяких других, совершенно посторонних в настоящую минуту для господина Голядкина лиц, но герой наш и внимания не хотел обратить на подобное обстоятельство (Достоевский).

    К утру температура упала, и_
    хотя я был, как жаба, вял, я надел свой фиолетовый халат поверх кукурузно-желтой пижамы и отправился в контору, где находился телефон (Набоков).

    Очень может быть, что_
    если формы не совпадут с моими требованиями, я откажусь от законного иска (Толстой).

    Андрей Филиппович ответил господину Голядкину таким взглядом, что_
    если б герой наш не был уже убит совершенно, то был бы непременно убит в другой раз (Достоевский).

    Она, например, все более убеждалась, что_
    если общий разговор временами и велся по-французски, то делалось это по сговору ради дьявольской забавы (по Набокову).

    Полковой командир объявил, что_
    если эти скандалы не прекратятся, то надо выходить (Толстой).

    Он чувствовал, что_
    если он признает это, ему будет доказано, что он говорит пустяки, не имеющие никакого смысла (Толстой).

    Левин уже давно сделал замечание, что_
    когда с людьми бывает неловко от их излишней уступчивости, покорности, то очень скоро сделается невыносимо от их излишней требовательности и придирчивости (Толстой).

    Янкель обратился к нему и сказал, что Остап сидит в городской темнице, и_
    хотя трудно уговорить стражей, но он надеется доставить ему свидание (по Гоголю).

    Он тоже ходатайствовал об учреждении академии, и_
    когда получил отказ, то без дальнейших размышлений выстроил вместо нее съезжий дом (Салтыков–Щедрин).

    Еще по звуку легких шагов на лестнице он почувствовал ее приближение, и_
    хотя он был доволен своею речью, ему стало страшно за предстоящее объяснение… (Толстой).

  1. _
    хотя никто не спросил себя, какое кому дело до того, что градоначальник спит на леднике, а не в обыкновенной спальной, но всякий тревожился (Салтыков-Щедрин).
  2. Но надежды их не сбылись, и_
    когда поля весной освободились от снега, то глуповцы не без изумления увидели, что они стоят совсем голые (Салтыков-Щедрин).

    Одним словом, он основательно изучил мифологию, и_
    хотя любил прикидываться благочестным, но в сущности был злейший идолопоклонник (Салтыков-Щедрин).

    Я любил бывать у них, и_
    хотя объедался страшным образом, как и все гостившие у них, хотя мне это было очень вредно, однако ж я всегда бывал рад к ним ехать (Гоголь).

    Она велела ему спрятаться под кровать, и_
    как только беспокойство прошло, она кликнула свою горничную, пленную татарку, и дала ей приказание осторожно вывесть его в сад и оттуда отправить через забор (Гоголь).

    Грамматики начинали прежде всех, и_
    как только вмешивались риторы, они уже бежали прочь и становились на возвышениях наблюдать битву (по Гоголю).

Русский язык

2 комментария

Разобраться в том как правильно ставить запятую в союзе «потому что» — просто. Бытует неправильное мнение, что перед «что» всегда вставится запятая, это не так, есть исключения.

Повторять чужие ошибки неразумно, нужно разбираться в конструкциях. После союза «потому что» запятая не ставится и в правилах об этом не говорится.

Запятая в союзе «потому что»

Ее ставят перед словом потому и в середине между словами, но для этого должны выполняться определенные условия. Какая главная мысль предложения?

Что читатель должен понять в первую очередь?

Когда мы произносим слова, то делаем паузы и с помощью интонации выражаем все знаки препинания. В устной речи мы не задумываемся, как нужно делать паузы, они формируются на интуитивном уровне.

Письменная речь лишена эмоциональных всплесков и правильно определить настроение или суть сказанной фразы помогают знаки. Они влияют на восприятие у людей информации. С помощью знаков можно понять, как нам хочет передать свои эмоции автор в тексте.

Запятая перед потому

Поставленная в нужном месте запятая не изменит сути предложения.

  • Он шел по дороге и споткнулся, потому что не увидел большой камень.

Тут причина:
он споткнулся, так как не увидел.

  • Он шел по дороге и споткнулся потому, что его ноги устали и тротуар был занят автомобилем.

Во втором предложении мы подтверждаем действие: споткнулся из-за усталости ног. Если бы мы поставили запятую перед «Потому», то суть предложения изменилась.

Если вы составляете предложения так, что хотите причастным оборотом объяснить первое действие предложения, то после потому ставится запятая.

  • Он пошел на улицу гулять потому, что его голове нужен был свежий воздух.
  • Мы идем по этому мосту потому, что его недавно отремонтировали.
  • Марина занимается танцами потому, что она не видит себя в другой профессии.

А теперь рассмотрим примеры предложений, которые являются абсолютно одинаковыми, но знаки препинания можно поставить в разных местах. И суть предложений кардинально изменится.

Пример 2

  • Она любила его потому, что он всегда был рядом.
  • Она любила его, потому что он всегда был рядом.

Поставленные в разных местах запятые в одинаковых предложениях меняют его суть. В первом варианте уместно задать вопрос, за что любила девушка парня?

Он всегда был рядом. Во втором случае говорится о том, что девушка любила, а основной акцент делается на факт существования любви
, а за что именно, уже имеет второстепенное значение.

Рассмотрев несколько примеров, мы выяснили, что запятая может ставиться в разных местах в зависимости от сути предложения.

Где ставится запятая в союзе «потому что»?

В правилах ставим запятую после слова потому и добавляются еще различные частицы, а также ставится знак перед потому.

  1. Частица «Не» перед «потому»:
    Она любила его не потому, что он был красивый и умный.
  2. Перед «Потому» вводные слова или деепричастный оборот, выделяемые запятыми с двух сторон:
    Он шёл по дороге и споткнулся, как выяснилось, потому, что не смотрел на дорогу.

    Как выяснилось – вводная конструкция.
  3. Перед «Что» ставится запятая в конструкции «потому что», если перед союзом добавлена специальная уточняющая частица, которая создает ограничительный или экспрессивный характер предложению.
    Он шел по дороге и споткнулся лишь потому, что тротуар был занят припарковавшимся автомобилем.

    Лишь – уточняющая частица.
  4. Если предложение имеет несколько однородных членов, то после «потому» ставится обязательно запятая.
    Она любила парня потому, что он смелый, а еще потому, что красивый и умный.

Во всех перечисленных 4-х случаях, запятая ставится обязательно перед «что».

Если выражается какое-либо действие, потом следом за ним идёт пояснение причины этого действия, то запятая чаще всего ставится перед конструкцией «потому что».

Вот мы и рассмотрели несколько примеров, которые помогут лучше разобраться в популярном союзе. Также вы сможете познакомится с тем, .

Драгаш Златибор

Просветленный

(43728)


11 лет назад

Увидеть и предвидеть – глаголы второго спряжения. Правильно: увидишь, предвидишь.
Что касается формы прошедшего времени, то выбор гласной перед суффиксом -л- не зависит от типа спряжения глагола. Перед -л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед -ть. Следует писать увидел, т. к. увидеть, предвидел, т. к. предвидеть

Белова

Мыслитель

(8794)


11 лет назад

увидел — видЕть
11 глаголов исключений: 7 – -еть, 4 – -атьсмотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держать
слышать

Ирина Семенова

Мыслитель

(5532)


11 лет назад

УвидЕл. Это глагол — исключение, помните — гнать, держать, смотреть, видеть, слышать, дышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть! Повторите спряжения.

Екатерина Глушаева

Ученик

(147)


5 лет назад

Морфологические и синтаксические свойства
будущ. прош. повелит.
Яуви́жууви́дел
уви́дела —
Тыуви́дишьуви́дел
уви́делауви́дь
Он
Она
Оноуви́дитуви́дел
уви́дела
уви́дело —
Мыуви́димуви́дели —
Выуви́дитеуви́делиуви́дьте
Ониуви́дятуви́дели —
Пр. действ. прош. уви́девший
Деепр. прош. уви́дев, уви́девши
Пр. страд. прош. уви́денный
у·ви́-деть

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 5a. Соответствующий глагол несовершенного вида — видеть.

Приставка: у-; корень: -вид-; суффикс: -е; глагольное окончание: -ть.

Произношение
МФА: [ʊˈvʲidʲɪtʲ]
МЕНЮ0:00
Семантические свойства
Значение
воспринять зрительно, глазами ◆ Не указан пример употребления (см. рекомендации).
перен. встретиться с кем-либо ◆ Я увижу его только в понедельник.
перен. осознать, понять ◆ Я быстро увидел, в чем моя ошибка.
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
воспринять
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство [показать]
Этимология
Образовано из у- + видеть, далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др. -русск., ст. -слав. видѣти, виждѫ (ὁρᾶν, βλέπειν), русск. видеть, укр. видiти, болг. ви́дя, ви́ждам, сербохорв. ви̏дjети, словенск. vídeti, чешск. vidět, vidím, словацк. videť, польск. widzieć, widzę, в. -луж. widźeć. Первонач. атематический гл., откуда ст. -слав. видомъ, прич. наст. вр. страд. и повел. накл. виждь, чешск. vidomý, польск. widomy. Родственно лит. pavýdžiu, pavydė́ti «завидовать», išvýstu išvýdau, išvýsti «заметить, увидеть», véizdžiu, veizdė́ti «глядеть, смотреть», которое образовано от стар. veizdi, veizd «смотри!», др. -прусск. widdai «видел» (из *vidāi̯et), лат. vidēre (=слав. viděti), греч. εἶδον «увидел», εἰδήσω, готск. witan «смотреть, наблюдать», weitan «видеть», ирл. ro-fetar «я знаю», греч. εἴδομαι «кажусь», ὶδεῖν «увидеть», авест. vista- «известный», арм. gitem «я знаю». Другая ступень чередования гласных встречается в ст. -слав. вѣдѣ «я знаю», др. -инд. vḗda — то же, греч. οἶδα, готск. wait «я знаю».

сергей анзорге

Знаток

(298)


5 лет назад

увидЕл потому что это глагол исключение это проходили в 4 классе можно запомнить так: гнать держать дышать зависеть видеть слышать и обидеть а потом смотреть вертеть ненавидеть и терпеть все эти слова пишутся с буквой Е! а не И

Саша Плеханов

Знаток

(286)


4 года назад

Морфологические и синтаксические свойства
будущ. прош. повелит.
Яуви́жууви́дел
уви́дела —
Тыуви́дишьуви́дел
уви́делауви́дь
Он
Она
Оноуви́дитуви́дел
уви́дела
уви́дело —
Мыуви́димуви́дели —
Выуви́дитеуви́делиуви́дьте
Ониуви́дятуви́дели —
Пр. действ. прош. уви́девший
Деепр. прош. уви́дев, уви́девши
Пр. страд. прош. уви́денный
у·ви́-деть

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 5a. Соответствующий глагол несовершенного вида — видеть.

Приставка: у-; корень: -вид-; суффикс: -е; глагольное окончание: -ть.

Произношение
МФА: [ʊˈvʲidʲɪtʲ]
МЕНЮ0:00
Семантические свойства
Значение
воспринять зрительно, глазами ◆ Не указан пример употребления (см. рекомендации).
перен. встретиться с кем-либо ◆ Я увижу его только в понедельник.
перен. осознать, понять ◆ Я быстро увидел, в чем моя ошибка.
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
воспринять
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство [показать]
Этимология
Образовано из у- + видеть, далее от праслав. , от кот. в числе прочего произошли: др. -русск., ст. -слав. видѣти, виждѫ (ὁρᾶν, βλέπειν), русск. видеть, укр. видiти, болг. ви́дя, ви́ждам, сербохорв. ви̏дjети, словенск. vídeti, чешск. vidět, vidím, словацк. videť, польск. widzieć, widzę, в. -луж. widźeć. Первонач. атематический гл., откуда ст. -слав. видомъ, прич. наст. вр. страд. и повел. накл. виждь, чешск. vidomý, польск. widomy. Родственно лит. pavýdžiu, pavydė́ti «завидовать», išvýstu išvýdau, išvýsti «заметить, увидеть», véizdžiu, veizdė́ti «глядеть, смотреть», которое образовано от стар. veizdi, veizd «смотри!», др. -прусск. widdai «видел» (из *vidāi̯et), лат. vidēre (=слав. viděti), греч. εἶδον «увидел», εἰδήσω, готск. witan «смотреть, наблюдать», weitan «видеть», ирл. ro-fetar «я знаю», греч. εἴδομαι «кажусь», ὶδεῖν «увидеть», авест. vista- «известный», арм. gitem «я знаю». Другая ступень чередования гласных встречается в ст. -слав. вѣдѣ «я знаю», др. -инд. vḗda — то же, греч. οἶδα, готск. wait «я знаю».

Вариант 1

1. В каких словах все согласные звуки ЗВОНКИЕ? Выпишите их.

1) автор
2) галерея
3) калитка
4) реальный

2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия? Запишите исправленный вариант.

1) далеко — дальше 
2) мало — меньше 
3) широко — шире 
4) плохо-плоше

3. В каком предложении содержится грамматическая ошибка (нарушена норма управления)? Запишите исправленный вариант слова.

1) Из-за снегопада на дорогах города возникли пробки.
2) Благодаря воле к победе он выдержал все испытания.
3) Согласно вашего мнения, некоторые вопросы не имеют однозначных ответов.
4) Ввиду тяжёлой болезни он вынужден был пропустить чемпионат Европы.

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 4-8

(А)Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. (Б)Но оказалось, во-первых, что у «безумной Евдокии» нет телевизора. (В)Поинтересовалась мнением классной руководительницы… (Г)У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других. (Д)А… она предложила устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш. (А. Алексин. Безумная Евдокия)

4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фраг­мент текста?

1) А, Б, В, Г, Д 
2) А, В, Б, Д, Г 
3) Б, А, Д, Г, В 
4) Д, А, Б, В, Г

5. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска, обозначенного многоточием, в предложении Д?

1) потом
2) во-вторых 
3) дальше 
4) наконец

6. Какое предложение содержит деепричастный оборот?

А Б Д Г

7. Какое из предложений является простым?

Б В Г Д

8. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) предложила организовать
2) поинтересовалась
3) предпочла устроить
4) умел удержать

9. Какое слово состоит из двух корней, трех суффиксов и окончания? Выпишите и разберите его.

1) пешеходный 
2) руководительница 
3) жизнедеятельность 
4) жизнерадостный

10. В каком примере не нарушена речевая норма?

1) напишущий изложение
2) аэрозоль для моли
3) уверенность в победе
4) поделиться о впечатлениях

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) акв…ланг, выр.вненный, свет…фор
2) возр.жение, к…лонна, сн…ряд
3) акв…рель, к…литка, пор…жение
4) вп.следствии, к…мендант, ф…нтазия

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е/Ё?

1) смеш…нные браки, увлеч…н работой, свеж… предание
2) стрел…ный воробей, погруж…н в воду, горяч…
3)засе…нное поле, комната украш…на, певуч…
4) заброш…нный дом, конкурс заверш…н, ещ…

13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1) отправле…ое письмо, явиться немедле…о, она грустна и сдержа.а
2) созва…ый совет, комиссия созва…а, открове…о говоря
3) пламя не погаше…о, реагировать сдержа…о, атаки сдержа…ы
4) беше…ая собака, окраше…ая стена, слушать рассея…о

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?

1) Было время, когда у нас н… было н… крошки хлеба.
2) Как н… в чём н… бывало Антон продолжал разговор, и Марта н… нашла в себе сил, чтобы прервать его.
3) Он был уверен в своём успехе, но мы всё же пожелали ему н… пуха н… пера.
4) Н… холод, н… усталость, н… голод н… могли их остановить.

15. В каком ряду во всех словах пишется НЕ?

1) н…сколько часов, н…которые вопросы, н…сколько н… устал
2) н…кто н… знает, н…где н… видел, н… о чём н… спрашивал
3) н…где сесть, н…куда идти, н… разу н… опоздал
4) н… мог н… понимать, гулять н… пойдёшь, н… только отдыхать

16. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

1)ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана
2) (не)отвечая на вопрос; (не)льзя; (не)медленно, а быстро
3) (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья
4) совсем (не)распустившийся бутон, комната (не)проветрена, (не)истово

17. В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (не)смотря на метель, (из)далека, (по)двое
2) (по)домашнему, (во)первых, точь (в)точь
3) (не)(с)кем поговорить, давно (не)стиранное бельё, (не)весело
4) (не)реально, (не)заполненный школьный дневник, (в)следствие

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

19) Какое утверждение о данном предложении является правильным?

Торопливо шагая по некошеной траве, я незаметно приблизился к околице.

1) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому необходима запятая.
2) Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому необходима запятая.
3) Деепричастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому нужна запятая.
4) Есть деепричастный оборот, поэтому нужна запятая.

20. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?

В горячем воздухе стремительно носились (1) предчувствующие грозу (2) ласточки (3) и (4) схватив на лету стрекозу (5) или мошку (6) резко взлетали ввысь.

21. В каком предложении необходимо поставить 2 запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рассматривая картины он медленно переходил из одной комнаты в другую.
2) Нежные маленькие цветы первыми появляющиеся в ещё снежном лесу называются в народе пролесками.
3) Несмотря на усталость бабушка всё же решила испечь пироги с капустой и яблоками.
4) Не только русские, но и иностранные студенты обучаются в вузах Петербурга.

22. Какое объяснение знаков препинания является верным по отношению к данному предложению? Ученик хорошо отвечал на дополнительные вопросы, заданные ему учителем, и получил великолеп­ную оценку.

1) В предложении есть причастие, которое стоит после определяемого слова, поэтому оно выделяется с двух сторон запятыми.
2) Причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется с двух сторон запятыми.
3) Предложение простое, перед И ставится запятая.
4) Предложение сложное, перед И ставится запятая.

23. Какой вариант является единственно возможным продолжением предложения с деепричастным обо­ротом?

Приблизившись к памятнику,

1) дети решили сфотографироваться.
2) его охватило чувство гордости.
3) началась гроза.
4) у нас возникло желание немного передохнуть.

Прочитайте текст и выполните задания 24-30.

(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2) Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок — коридор. (3) Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4) Подняв же глаза вверх, вы увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5) А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6) Пройдёте дальше — окажетесь в кабинете. (7) Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8) Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9) На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10) И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.

Ответы к заданиям 24-26 запишите словами

24. Из предложений 1 — 4 выпишите действительное причастие настоящего времени.

25. Из предложений 4 — 8 выпишите сочинительный противительный союз.

26. Из предложений 1 — 5 выпишите производный предлог.

Ответы к заданиям 27-30 запишите цифрами

27. Среди предложений 1-5 найдите те, которые содержат необособленные причастные обороты.

28. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит усилительную частицу.

29. Среди предложений 5 — 8 найдите то, которое содержит наречие образа действия.

30. Из предложений 7-10 найдите то, которое является простым предложением с однородными подлежащими.

Вариант 2

1. В каком слове не все согласные звуки являются звонкими?

1) гирлянда
2) благодаря
3) вмиг
4) добела

2. Какой пример содержит наречие в сравнительной степени?

1) Шоколадная конфета вкуснее, чем карамель.
2) Говори немного медленнее.
3) Ты отвечал лучше всех.
4) Дорога оказалась длиннее, чем мы ожидали.

3. Укажите, в каком случае НЕВЕРНО образована от глагола форма причастия? Запишите исправленный вариант.

1) повесить — повешЕнный
2) развешать — развешАнный
3) замесить — замешАнный
4) перемешать — перемешАнный

4. В каких предложениях есть страдательное причастие?

А) Рядом с домом лежала верхушка тополя, сломленная ветром во время грозы.
Б) Потерянное доверие не скоро найдёшь.
В) Облака, гонимые ветром, были похожи на грязное ватное одеяло.
Г) Стихия, бушующая всю ночь, стих­ла только к утру.

5. В каких предложениях есть деепричастный оборот?

А) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.
Б) Играя с котёнком, Антошка забыл о своей беде.
В) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.
Г) Акробат медленно шёл по канату, глядя только вперёд.

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 6-11   

(А)Царское Село (с 1937 года город Пушкин) — один из красивейших городов России; расположен­ное недалеко от Санкт-Петербурга, это любимое место отдыха многих петербуржцев. (Б)Уже в середине XVIII века в Царском Селе появились дворцы и парки, восхищавшие всех своей красотой. (В)В начале XVIII века здесь была небольшая деревня Сарская мыза, принадлежавшая жене Петра Первого Екатерине. (Г)В этих дворцах и парках любили проводить свободное время императрицы Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, и императрица Екатерина Великая. (Д)… в этой деревне для Екатерины построили не­большой каменный дворец.

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фраг­мент текста?

1) А, Б,В, Г,Д
2) А, В, Б, Д, Г
3) А, В, Д, Б, Г
4) А, В, Г, Б, Д

7. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска в начале предложения Д?

1) именно
2) поэтому
3) потому что
4) благодаря этому

8. Какие предложения содержат причастный оборот?
1) А, Б, В, Г, Д
2) А, Б, В, Г
3) А, Б, В
4) А, Б

9. Какое предложение является простым и содержит однородные подлежащие?
1) А
2) В
3) Г
4) Д

10. Укажите верную морфологическую характеристику слова КРАСИВЕЙШИЙ (предложение А)?

1) простая сравнительная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
2) простая превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
3) простая превосходная степень наречия КРАСИВО
4) сложная превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ

11. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) была деревня
2) построили дворец 
3) появились 
4) любили проводить время

12. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?

1) построили
2) расположенное
3) принадлежавшая
4) небольшая

13. В каком примере не нарушена речевая норма?

1) улыбающие лица 
2) по истечении срока 
3) более дороже 
4) показывает об умении

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется А/Я?

1) ненавид…щий, колебл…щийся, перенос…щий
2) стро…щий, бре…щий, беспоко…щий
3) стел…щий, бел…щий, се…щийся
4) кле…щий, пил…щий, гон…щий

15. В каком ряду на месте всех пропусков пишется НН?

1) тума…о, медле…о, постепе…о
2) кова…ый, нарисова…ый, изране…ый
3)заседание законче…о, история рассказа…а
4) слома…ый, неписа…ый, начерче…ый

16. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А? Выпишите его.

1) исправн…
2) занов…
3) докрасн…
4) строг…

17. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?

1) Это был н… друг, а враг.
2) Н…что иное её н… привлекало.
3) Мы н… разу н… видели северное сияние.
4) Увидев его на балу, Кити н…чуть н… удивилась.

18. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?

1) Н… днём н… ночью от соседей н… было покоя.
2) Н…кто и н…когда так н… ругал меня!
3) Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.
4) Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

19. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами. Выпишите эти слова.

1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

20. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (по)собачьи, (по)моему мнению, (по)двое
2) (едва)едва, (во)первых, (по)дружески
3) (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам
4) (по)перёк, (в)обнимку, (в)третьих

21. Какие из вариантов являются правильным продолжением следующего фрагмента предложения? 
Благодаря взаимопониманию,

А) мы смогли решить эту проблему.
Б) они так и не решили эту проблему.
В) они стали надёжными партнерами.
Г) можно найти выход из любой ситуации.

22. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы (1) и просматривая фотографии (2) и открытки (3) я увидел (4) пожелтевшее от времени (5) письмо с фронта (6) написанное дедушкой (7) за несколько дней до гибели.

23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
3) (ТОЧЬ)В (ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
4) Переходя дорогу, ©НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.

24. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал М. В. Ломоносов.
3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
4) Дверь, сама собой отворилась громко стукнув.

Прочитайте текст и выполните задания 24-30

(1) Офицеры и команда занимали свои места согласно боевому расписанию. (2) В боевой рубке, в отличие от кубрика, было тесно от людей. (3) Здесь, кроме командира, находились его помощники: штурман, артиллерист, минёр, рулевой, рассыльные. (4) Люди на «Ушакове» самоотверженно исполняли свои обязанности. (5) Никогда корабль не жил такой напряжённой жизнью, как в эти часы. (6) Грозно вращались броневые башни, задирая вверх свои десятидюймовые орудия, искавшие живую цель на горизонте. (7) Выстрелы их были размеренны, сильны и оглушительны. 8) Все были в движении, все действия людей и машин были настолько согласованы между собой, будто корабль представлял собой единый организм. (9) Сражение разыгралось.

(По А. Новикову-Прибою). 

Ответы к заданиям 24-26 запишите словами 

24. Из предложений 4 — 7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

25. Из предложений 1 — 3 выпишите непроизводные предлоги.

26. Из предложений 8-9 выпишите подчинительный союз.

Ответы к заданиям 27-30 запишите цифрами 

27. Укажите предложение, которое содержит деепричастный и причастный обороты.

28. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит частицу.

29. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит наречие места.

30. Укажите номер сложного предложения.

Вариант 3

1. В каком слове все согласные звуки ЗВОНКИЕ? Выпишите его.

кошка 
аллея
дубки 
молодежь

2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия? Запишите исправленный вариант.

1) легко — легче 
2) низко — ниже 
3) плохо – хуже 
4) хорошо — хорошее

3. В каком предложении содержится грамматическая ошибка (нарушена норма управления)? Запишите исправленный вариант.

1) Вопреки воле родителей она вышла замуж.
2) Благодаря помощи друга я справился с заданием.
3) Согласно расписания поезд отходит в 6 часов.
4) Ввиду болезни он вынужден был пропустить занятия.

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 4-8

(А)Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. (Б)Но оказалось, во-первых, что у «безумной Евдокии» нет телевизора. (В)Поинтересовалась мнением классной руководительницы… (Г)У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других. (Д)А… она предложила устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш. (А. Алексин. Безумная Евдокия)

4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фраг­мент текста?

1) А, Б, В, Г, Д 
2) А, В, Б, Д, Г 
3) Б, А, Д, Г, В 
4) Д, А, Б, В, Г

5. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска, обозначенного многоточием, в предложении Д?

потом 
во-вторых 
дальше 
наконец

6. Какое предложение содержит деепричастный оборот?
А Б Д Г

7. Какое из предложений является простым?
Б В Г Д

8. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) завуч предложила организовать
2) поинтересовалась мнением
3) предпочла устроить
4) умел удержать

9. Какое слово состоит из двух корней, трех суффиксов и окончания?

1) пешеходный 
2) руководительница 
3) жизнедеятельность 
4) жизнерадостный

10. В каком примере не нарушена речевая норма?

1) напишущий изложение
2) аэрозоль для моли
3) уверенность в победе
4) поделиться о впечатлениях

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1) акв…ланг, выр.вненный, свет…фор
2) возр.жение, к…лонна, сн…ряд
3) акв…рель, к…литка, пор…жение
4) вп.следствии, к…мендант, ф…нтазия

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е/Ё?

1) смеш…нные браки, увлеч…н работой, свеж… предание
2)стрел…ный воробей, погруж…н в воду, горяч…
3) засе…нное поле, комната украш…на, певуч…
4)заброш…нный дом, конкурс заверш…н, ещ…

13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1) отправле…ое письмо, явиться немедле…о, она грустна и сдержа.а
2) созва…ый совет, комиссия созва…а, открове…о говоря
3) пламя не погаше…о, реагировать сдержа…о, атаки сдержа…ы
4) беше…ая собака, окраше…ая стена, слушать рассея…о

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
 
1) Было время, когда у нас н… было н… крошки хлеба.
2) Как н… в чём н… бывало Антон продолжал разговор, и Марта н… нашла в себе сил прервать его.
3) Он был уверен в своём успехе, но мы всё же пожелали ему н… пуха н… пера.
4) Н… холод, н… усталость, н… голод н… могли их остановить.

15. В каком ряду во всех словах пишется НЕ?

1) н…сколько часов, н…которые вопросы, н…сколько н… устал
2) н…кто н… знает, н…где н… видел, н… о чём н… спрашивал
3) н…где сесть, н…куда идти, н… разу н… опоздал
4) н… мог н… понимать, гулять н… пойдёшь, н… только отдыхать

16. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
 
1) ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана
2) (не)отвечая на вопрос; (не)льзя; (не)медленно, а быстро
3) (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья
4) совсем (не)распустившийся бутон, комната (не)проветрена, (не)истово

17. В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС? Выпишите этот ряд

1) (не)смотря на метель, (из)далека, (по)двое
2) (по)домашнему, (во)первых, точь (в)точь
3) (не)(с)кем поговорить, давно (не)стиранное бельё, (не)весело
4) (не)реально, (не)заполненный школьный дневник, (в)следствие

18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа мы были (НЕ)РАЗЛУЧНЫ.
(В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
(НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

19. Какое утверждение о данном предложении является правильным?

Торопливо шагая по некошеной траве, я незаметно приблизился к околице.

1) Причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому необходима запятая.
2) Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому необходима запятая.
3) Деепричастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому нужна запятая.
4) Есть деепричастный оборот, поэтому нужна запятая.

20. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?

В горячем воздухе стремительно носились (1) предчувствующие грозу (2) ласточки (3) и (4) схватив на лету стрекозу (5) или мошку (6) резко взлетали ввысь.

21. В каком предложении необходимо поставить 2 запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рассматривая картины он медленно переходил из одной комнаты в другую.
2) Нежные цветы первыми появляющиеся в ещё снежном лесу называются в народе пролесками.
3) Бабушка всё же решила испечь пироги с капустой и яблоками.
4) Не только русские, но и иностранные студенты обучаются в вузах Петербурга.

22. Какое объяснение знаков препинания является верным по отношению к данному предложению? Ученик хорошо отвечал на дополнительные вопросы, заданные ему учителем, и получил великолеп­ную оценку.

1) В предложении есть причастие, которое стоит после определяемого слова, поэтому оно выделяется с двух сторон запятыми.
2) Причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется с двух сторон запятыми.
3) Предложение простое, перед И ставится запятая.
4) Предложение сложное, перед И ставится запятая.

23. Какой вариант является единственно возможным продолжением предложения с деепричастным оборотом?

Приблизившись к памятнику,

1) дети решили сфотографироваться.
2) его охватило чувство гордости.
3) началась гроза.
4) у нас возникло желание немного передохнуть.

Прочитайте текст и выполните задания 24-30

(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2) Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок — коридор. (3) Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4) Подняв же глаза вверх, вы увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5) А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6) Пройдёте дальше — окажетесь в кабинете. (7) Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8) Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9) На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10) И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.

Ответы к заданиям 24-26 запишите словами

24. Из предложений 1 — 4 выпишите действительное причастие настоящего времени.

25. Из предложений 4 — 8 выпишите сочинительный противительный союз.

26. Из предложений 1 — 5 выпишите производный предлог.

Ответы к заданиям 27-30 запишите цифрами

27. Среди предложений 1-5 найдите те, которые содержат необособленные причастные обороты.

28. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит усилительную частицу.

29. Среди предложений 5 — 8 найдите то, которое содержит наречие образа действия.

30. Из предложений 7-10 найдите то, которое является простым предложением с однородными подлежащими.

Вариант 4

1. В каком слове есть глухой согласный звук?

гирлянда
благодаря
вид
добела

2. Какой пример содержит прилагательное в сравнительной степени?

1) Шоколадная конфета вкуснее, чем карамель.
2) Говори немного медленнее.
3) Ты отвечал лучше всех.
4) Я прыгнул выше Васи.

3. Укажите, в каком случае НЕВЕРНО образована от глагола форма причастия. ? Запишите исправленный вариант.

1) повесить — повешЕнный
2) развешать — развешАнный
3) замесить — замешЕнный
4) перемешать — перемешЕнный

4. В каком предложении есть действительное причастие?

А) Рядом с домом лежала верхушка тополя, сломленная ветром во время грозы.
Б) Потерянное доверие не скоро найдёшь.
В) Облака, гонимые ветром, были похожи на грязное ватное одеяло.
Г) Стихия, бушующая всю ночь, стих­ла только к утру.

5. В каком предложении есть одиночное деепричастие?

А) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.
Б) Играя с котёнком, Антошка забыл о своей беде.
В) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.
Г) Акробат медленно шёл по канату, глядя только вперёд.

Прочитайте фрагмент текста и выполните задания 6-11    

(А)Царское Село (с 1937 года город Пушкин) — один из красивейших городов России; расположен­ное недалеко от Санкт-Петербурга, это любимое место отдыха многих петербуржцев. (Б)Уже в середине XVIII века в Царском Селе появились дворцы и парки, восхищавшие всех своей красотой. (В)В начале XVIII века здесь была небольшая деревня Сарская мыза, принадлежавшая жене Петра Первого Екатерине. (Г)В этих дворцах и парках любили проводить свободное время императрицы Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, и императрица Екатерина Великая. (Д)… в этой деревне для Екатерины построили не­большой каменный дворец.

6. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?

1) А, Б,В, Г,Д
2) А, В, Б, Д, Г
3) А, В, Д, Б, Г
4) А, В, Г, Б, Д

7. Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска в начале предложения Д?

1) именно
2) поэтому
3) потому что
4) благодаря этому

8. Какие предложения содержат причастный оборот?

1) А, Б,В, Г,Д
2) А, Б, В, Г
3) А, Б, В
4) А, Б

9. Какое предложение является простым и содержит однородные подлежащие?

1) А
2) В
3) Г
4) Д

10. Укажите верную морфологическую характеристику слова КРАСИВЕЙШИЙ (предложение А)?

1) простая сравнительная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
2) простая превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
3) простая превосходная степень наречия КРАСИВО
4) сложная превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ

11. Какое слово или словосочетание является грамматической основой в одном из предложений?

1) была деревня
2) построили дворец 
3) появились 
4) любили проводить время

12. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?

построили
расположенное
принадлежавшая
небольшая

13. В каком примере не нарушена речевая норма?

1) по окончании школы 
2) смеющие лица 
3) более дороже 4
4) показывает об умении

14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется А/Я?
 
1) ненавид…щий, колебл…щийся, перенос…щий
2) стро…щий, бре…щий, беспоко…щий
3) стел…щий, бел…щий, се…щийся
4) кле…щий, пил…щий, гон…щий

15. В каком ряду на месте всех пропусков пишется Н?
 
1) тума…о, медле…о, постепе…о
2) кова…ый, нарисова…ый, изране…ый
3)заседание законче…о, история рассказа…а
4) слома…ый, неписа…ый, начерче…ый

16. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

налев…
занов…
справ…
трог…

17. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?

1) Н…кто н… пришел вовремя.
2) Н…что иное её н… привлекало.
3) Мы н… разу н… видели северное сияние.
4) Н… увидев его на балу, Кити н… удивилась.

18. В каком ряду на месте пропусков везде пишется И?

1) Н… днём н… ночью не покоя.
2) Н…кто и н…когда так н… ругал меня!
3) Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.
4) Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.

19. В каком предложении НЕ пишется раздельно с обоими словами.

1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

20. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

1) (по)собачьи, (по)моему, (по) русски
2) (едва)едва, (во)первых, (по)быстрее
3) (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам
4) (по)перёк, (в)обнимку, (в)третьих

21. Какие из вариантов являются правильным продолжением следующего фрагмента предложения? Попросив помощи,

А) проблема не была решена.
Б) они так и не решили эту проблему.
В) они получили ее.
Г) выход из любой ситуации был найден.

22. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Перелистывая старые пыльные фотоальбомы (1) просматривая фотографии (2) и открытки (3) я увидел (4) пожелтевшее от времени (5) письмо с фронта (6) написанное дедушкой (7) за несколько дней до гибели.

23. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
3) (ТОЧЬ)В (ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
4) Переходя дорогу, ©НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.

24. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) На стенах висели под стеклом, высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал М. В. Ломоносов.
3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
4) Дверь сама собой отворилась, из хаты повеяло сыростью.

Прочитайте текст и выполните задания 24-30

(1) Офицеры и команда занимали свои места согласно боевому расписанию. (2) В боевой рубке, в отличие от кубрика, было тесно от людей. (3) Здесь, кроме командира, находились его помощники: штурман, артиллерист, минёр, рулевой, рассыльные. (4) Люди на «Ушакове» самоотверженно исполняли свои обязанности. (5) Никогда корабль не жил такой напряжённой жизнью, как в эти часы. (6) Грозно вращались броневые башни, задирая вверх свои десятидюймовые орудия, искавшие живую цель на горизонте. (7) Выстрелы их были размеренны, сильны и оглушительны. (8) Все были в движении, все действия людей и машин были настолько согласованы между собой, точно корабль представлял собой единый организм. (9) Сражение разыгралось.

(По А. Новикову-Прибою). 

Ответы к заданиям 24-26 запишите словами 

24. Из предложений 4 — 7 выпишите действительное причастие прошедшего времени.

25. Из предложений 1 — 3 выпишите непроизводные предлоги.

26. Из предложений 8-9 выпишите подчинительный союз.

Ответы к заданиям 27-30 запишите цифрами 

27. Укажите предложение, которое содержит деепричастный и причастный обороты.

28. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит частицу.

29. Среди предложений 4-7 найдите то, которое содержит наречие места.

30. Укажите номер сложного предложения.

Автор: Наталья Левченко

Всего найдено: 9

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, по какому правилу, например, вот такой заголовок «С русского на русский, или Кстати сказать» пишется именно так? То есть, почему ставится запятая перед или, и почему Кстати в этом случае пишется с прописной буквы? или это в принципе неверно?

Ответ справочной службы русского языка

Такое оформление правильно. Союз или может соединять две части наименования книги, кинофильма, передачи и т. п. В этом случае перед союзом ставится запятая, а первое слово второго названия пишется с прописной буквы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (название фильма); «Майская ночь, или Утопленница» (название повести).

как правильно пишется табличка на дверь: Посторонним вход воспрещен или запрещен?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

Скажите, пожалуйста, допустимо ли оставить в составном заголовке строчную букву в начале второй части?
Например, «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен«.

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это будет нарушением орфографической нормы. Первое слово второй части названия пишется с прописной: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Здравствуйте! Какому правилу соответствует написание с прописной буквы слова после «или» в двойных названиях произведений, например, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен«, «Сказание об аде и рае, или Расторжение брака»? На какой источник можно сослаться в подтверждение правильности такого написания? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ на вопрос № 259709.

Как правильно ставится ударение в слове «веселы»(напр. «дети были веселы»)?

Ответ справочной службы русского языка

Строгая литературная норма: веселы, именно этот вариант в словарях отмечен как предпочтительный, а веселы как допустимый (хотя распространению этого варианта в немалой степени способствуют крылатые фразы мы бодры, веселы; бодры надо говорить бодрее, а веселы – веселее из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).

Сегодя в метро увидел два щита, закрывающих вход на неработающй эскалатор, «Вход запрещен» и «Вход воспрещен«. Оба ли они написаны правильно и если да, то какая между ними разница?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны. Разница стилистическая: запрещен – нейтральное слово, воспрещен – официальное.

Здравсвуйте!
Я о запятой перед «или», помню (или кажется, что помню?), что запятая ставится только в случае разделительного значения (либо то, либо другое, но не оба вместе), но найти правило, чтобы подтвердить воспоминания, не могу…

Ответ справочной службы русского языка

Особенности пунктуации при союзе или таковы:

Если неповторяющийся разделительный союз или (в значении ‘либо’) находится между однородными членами предложения, запятая перед союзом не ставится: Кошелек или жизнь? Уйду в отпуск в августе или в сентябре. Но ставятся запятые между однородными членами предложения, соединенными при помощи повторяющихся союзов или… или…: Куплю ребенку или кошку, или собаку, или черепашку.

Если же союз или употреблен в значении ‘то есть’, ‘иначе говоря’ и вводит пояснительную конструкцию, то перед или и в конце пояснительной конструкции ставятся запятые: Флексия, или окончание, у наречий отсутствует. 

Перед разделительным союзом или обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания, если союз соединяет части сложного предложения: Уходи, или будет хуже.

Союз или может соединять две части наименования художественного произведения (книги, кинофильма и т. п.). В этом случае перед союзом ставится запятая, а первое слово второго названия пишется с прописной буквы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (название фильма); «Майская ночь, или Утопленница» (название повести).

Как правильно писать названия произведений:
Веселое сновидение, или Смех и слезы
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
Нужна ли запятая перед или? Можно ли писать вторую часть с прописной буквы? Почему?

Ответ справочной службы русского языка

Правило таково. Если наименование художественного произведения состоит из двух названий, соединенных союзом или, то перед союзом ставится запятая, а первое слово второго названия пишется с прописной буквы: «Веселое сновидение, или Смех и слезы», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Подскажите, «неитальянец» пишется слитно или раздельно? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Написание зависит от контекста. Ср.: _Он не итальянец. Он не итальянец, а француз. Неитальянцам вход воспрещен_.

  • Я только за как пишется в кавычках или без
  • Я умею плавать по английски как пишется
  • Я у мамы кулинар как правильно пишется
  • Я тут непричем как пишется
  • Я тоже это не сделал как пишется