Я тебя не люблю рассказ на дзен

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. все везде читали: в метро, в автобусе. сейчас тоже читают. только

Лет 30 назад мы еще жили в литературоцентричной стране. Все везде читали: в метро, в автобусе. Сейчас тоже читают. Только телефоны. Может ли школьная литература исправить эту ситуацию? Нужно ли пятиклассникам читать «Муму», а шестиклассникам – «Тараса Бульбу»? Каким должно быть итоговое сочинение и какими – эссе в ЕГЭ? Об этом «Профилю» рассказала учитель московской школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова.

Травмированные классикой

– Можно ли сохранять в школьной программе старый добрый массив классических текстов? Или надо быть реалистами и просто стремиться к тому, чтобы дети хотя бы что-то читали и понимали текст?

– Это один из самых больных вопросов. У нас есть партия травмированных классикой и партия ею размахивающих. Травмированные говорят: скинем «Муму» и «Тараса Бульбу» с парохода современности, все это уныло, отстало от жизни и ранит чувства детей. А вторая партия твердит про духовно-нравственные ценности, патриотизм, которые непременно надо воспитывать при помощи классики. Конечно, классика отвечает человеку на важные вопросы о его жизни, но молодой человек не всегда понимает, почему он должен искать ответы на свои вопросы в жизни поручиков, титулярных советников, коллежских асессоров. Почему считается, что у них те же проблемы, что и у него? Хотя некоторые читатели обнаруживают, что у них, в общем-то, проблемы те же, что у одного датского принца.

А еще поборники классики предлагают пользоваться литературой как учебником по прикладной этике. Чтобы, когда замужняя женщина влюбляется в неженатого мужчину, она могла бы ему вовремя сказать: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна». При этом у современных детей очень высокая потребность смотреть на героев с точки зрения популярной психологии. И если раньше подростки могли ассоциировать себя с Печориным и находить его очень близким себе, то сейчас они все чаще говорят: Печорин – это токсичный нарцисс, мизогин и такая себе «редиска». Им интересно выяснять, должна или не должна была Наташа бежать с Курагиным. Но литература – это не набор психологических кейсов.

Обе стороны этого спора вместе с водой выплескивают ребенка. Ведь литература – это еще и искусство. Но тут возникает вопрос: не пора ли указать литературе ее скромное местечко рядом с рисованием, МХК и прочим пением?

— Получается, что школьный предмет «Литература» до сих пор жив только потому, что его считают хранилищем духовно-нравственных ценностей. А если признать, что это «просто» искусство, то ее место в конце строя?

– Не совсем. В принципе, сама литература – очень сложный предмет. С одной стороны, она появляется в начальной школе как просто чтение. Вроде как ребенок должен научиться читать для души. Но воспитывают его на бесконечно унылых дидактичных текстах, где практически всё про родную природу. И ребенок не очень понимает, какое это имеет к нему отношение.

– Вспоминается Плещеев: «Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты»…

– Я люблю Плещеева. Но ребенку, особенно городскому, нельзя все время рассказывать исключительно о природе. У него могут быть и другие интересы.

Кроме того, этот школьный предмет пытается выполнять задачи филологические. То есть воспитывать литературоведа и историка литературы. И здесь тоже огромное поле для размышлений: надо ли давать все эти синекдохи и гиперболы, нужны ли ребенку сведения о журнальной полемике в XIX веке, о славянофилах и западниках, надо ли ему читать Белинского, Добролюбова и их противников?

Дети любят «Черного человека» и Асадова

– А как современные школьники воспринимают поэзию?

– Многие из них к окончанию школы так и не научаются понимать стихи, не чувствуют, как они сделаны, зачем написаны. А если мы посмотрим, какие стихи школьники (да и взрослые) постят в соцсетях, то увидим, что, чем проще автор, чем более простые мысли он высказывает максимально простым слогом, тем он популярнее.

– Кого дети предпочитают из поэтов?

– По моим наблюдениям, из классиков – Есенина: он наш, русский, простой, понятный. Скажем, на олимпиадах, если дети на вечере поэзии читают стихи, то непременно кто-то декламирует Асадова, кто-то – местного поэта про родимый край, обязательно Бродского, и всегда три-четыре человека хотят исполнить наизусть «Черного человека» Есенина. От начала до конца. Он созвучен подростковому возрасту.

– Странный набор авторов. Особенно Асадов, стихи которого считались пошлыми.

– А теперь – совсем нет.

После ХIХ века ничего не было

– Нужно ли следовать хронологической канве при изучении литературы? Начинать с древности, потом – сентиментализм, романтизм, реализм.

– У хронологического подхода есть свои перекосы. Античность изучают в пятом классе, и от «Илиады» с «Одиссеей» в голове у детей остаются две-три картинки, два сюжета. Античность остается просто непонятой, а с другой стороны, происходит огромный перекос в сторону ХIХ века, который мы читаем в 8–9–10-м классах. Зарубежная литература обрывается на романтизме, и дальше на нее времени не остается. А огромный русский ХХ век и ХХI, почти четверть которого уже прошла, остаются на 11-й класс. Но выпускникам не до литературы. И мы еле успеваем добраться до «оттепели». Трех часов в неделю нам не хватает, да и дети ходят на уроки нерегулярно: они разъехались по олимпиадам, готовятся к ЕГЭ, уходят на семейное обучение, чтобы сосредоточиться на нужных предметах. В итоге в голове у выпускника остается та самая русская классика, с тем представлением, что после Толстого и Достоевского уже больше ничего не было. И русский «критический реализм» – венец развития литературы. А всё, что на него не похоже, – это какое-то вредное «дегенеративное искусство».

– И все-таки вы придерживаетесь хронологического подхода.

– Да. Это мне помогает лучше структурировать материал. Что касается сентиментализма или романтизма, то, думаю, ничего плохого в знакомстве с ними нет. Тогда дети поймут, почему «Бедная Лиза» кажется им такой смешной и нелепой. Интересно понять и почему «Станционный смотритель», написанный Пушкиным всего через несколько десятилетий после «Бедной Лизы», – это почти современная проза, а «Бедная Лиза» – устаревшая. И увидеть, что за это время произошло с русским языком и что сделал Пушкин. Это вроде бы исторические вопросы, но они помогают нам понять место Пушкина в русской литературе. Если же мы будем «Бедную Лизу» преподносить как учебник морали (девушки, не целуйтесь с Эрастами, у которых розовые губы, не давайте погибнуть своей невинности), то ничего, кроме хохота, это у детей не вызовет. А если им рассказать о сентиментализме, они узнают, что это было за направление в культуре Европы, как выражалось в музыке, в живописи, даже в садово-парковой культуре. Нелишнее понимание для культурного человека. Интересно, кстати, и обсудить, что в сегодняшней популярной культуре восходит к сентиментализму.

– Далеко не каждый школьник понимает, зачем ему становиться «культурным человеком».

– Увы, это так. Произошло огромное расслоение школ. Для многих классов вопрос сентиментализма совершенно лишний. Там задача учителя – вообще научить школьника получать от чтения хоть какую-то радость и пользу.

– При этом у нас говорят, что должны быть единая образовательная программа и единое образовательное пространство.

– Этого категорически нельзя делать. Наоборот, надо, чтобы у учителя оставалась возможность соизмерять требования программы с потребностями своего класса. Чтобы над нами не стоял этот ужас: вы обязаны пройти всю программу, освоить все методические единицы и т. д. В этом смысле достаточно прогрессивным был прошлый ФГОС (Федеральный образовательный стандарт), в котором были прописаны требования к школьнику на выходе и давалась примерная программа. Это были три списка – A, B и C. Обязательные произведения, обязательные авторы и группы произведений, из которых можно выбирать. А теперь ты на свой страх и риск работаешь, до первого бдительного родителя, который заподозрит какой-то компромат в том, что ты даешь на уроке.

«Зачем Герасим утопил Муму»

– Что бы вы исключили из программы, а что, наоборот, включили?

– Ну, пока нам даже новый ФГОС оставил немножко простора для маневров и капельку вариативности. Все-таки учителю важно иметь немного свободы. Я, например, не очень люблю с детьми читать прозу о войне в 11-м классе. Меня ею в школе перекормили. По долгу службы я это делаю, конечно, но предпочла бы читать с ними стихи о войне.

Или – я терпеть не могу «Тихий Дон». Хотя у меня был ученик, который его очень любил и даже сделал проект «Мысль народная в «Войне и мире» и в «Тихом Доне»». В программе про «Тихий Дон», так же как про «Архипелаг ГУЛАГ», стыдливо пишут, фрагментами. Все-таки нобелевские лауреаты.

– Я у вас в Facebook читала дискуссию о том, нужно ли проходить «Муму» и «Тараса Бульбу». Ведь это травмирует детскую психику.

– Я не уверена, что детям стоит читать «Муму». Это вовсе не детский рассказ. Он не только о несвободе, но и о конфликте лояльностей. Но сейчас ребенку уже не понять, что это такое, когда Герасим так осознает себя слугой своей госпожи, что для него служение ей – его задача в жизни.

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

У нас сейчас нет такого типа взаимоотношений. И когда барыня, которой он всецело предан, заставляет его убить единственное любимое и родное существо, человеческую душу здесь раздирает совершенно страшный конфликт лояльности. Герасим выбирает, как герой классицизма, примат долга над страстью и идет топить несчастную Муму. А сделав это, понимает, что утратил все самое любимое, самое дорогое. И наступает полное опустошение, потому что теперь ему вообще терять нечего. У него ничего не осталось, и он от всего свободен, в том числе и от барыни, которая вынудила его совершить такое чудовищное насилие над собой. Как ребенок в пятом классе может понять вот это, я не знаю. В 11 лет он понимает одно: какая-то дура барыня дураку Герасиму приказала утопить собачку, и он утопил. Нет бы сразу ушел с ней в деревню. Естественно, любому нормальному ребенку жалко только Муму. А того, что делает крепостное право с человеческой душой, в этом возрасте и не разглядеть, и не понять. Рассказ проходит мимо них и только зря мучает своей жестокостью по отношению к Муму.

– А «Тарас Бульба»? Его сейчас, как и раньше, проходят?

– Проходят, конечно: «Нет уз святее товарищества». Но у меня вот сидит на уроке мальчик из еврейской семьи и читает, как они там собираются «перерезать всех жидов» или как младенцев в огонь кидают. И он спрашивает: а мы должны это в школе проходить? Не все же читают в приглаженном виде из хрестоматии. Да и сама идея «я тебя породил, я же и убью» тоже не очень симпатична школьникам. Далеко не все воспринимают Тараса Бульбу как образец для подражания. Просто современные дети не видят большой доблести в том, чтобы устроить набег на мирные села и разорить их, устроить осаду города и уморить там всех голодом. Чтобы они вообще способны были выносить все описанные зверства, надо очень много говорить об историзме мышления, о том, что мы не можем применять сегодняшние этические мерки и сегодняшнее международное право ко вчерашнему и позавчерашнему дню.

Можно, с другой стороны, упростить все и пытаться на примере этого текста говорить о патриотизме и товариществе, как это делалось в нашем детстве. Некоторым детям вполне достаточно увидеть в Тарасе былинного богатыря. А другие задают неожиданные вопросы. Одна шестиклассница спросила, помнится: а вот смотрите – в «Ромео и Джульетте» тот же самый конфликт. Они принадлежат к враждующим кланам, полюбили друг друга. Осознали, что они отдельные люди, а не только часть рода. За что же мы осуждаем Андрия? И другие дети сказали: за то, что он, полюбив женщину из другой семьи, поднял меч против своей.

«Гарри Поттер» помогает анализировать прозу

– Нужна ли в школе современная литература? На нее же времени не остается.

– Современная литература – и русская, и зарубежная – нужна всегда. Кстати, если мы хотим обсуждать какие-то этические или психологические проблемы, то современная детская литература гораздо удобнее, чем классика. Там и конфликты ближе к пониманию нынешних детей, и обстановка ближе к современной. И проще показывать, как текст сделан – с точки зрения литературоведческой.

– Пользуетесь ли вы «Гарри Поттером»?

– Очень много. Когда объясняю законы эпоса, например. Потому что Роулинг прекрасно работает с архетипами, мастерски строит сюжет, свою вселенную. Так же, как и Толкиен во «Властелине колец». Современные дети это читали и знают. Но не обязательно хвататься за эпопею. Можно брать маленькие рассказы современных писателей, можно – небольшие стихотворения. По субботам я веду кружок для шестиклассников. На творчестве современных писателей мы изучаем, как устроено литературное произведение, учимся анализировать тексты.

Сочинения полезные и вредные

Как вы относитесь к нынешним сочинениям. Будь то итоговое в 11-м классе или эссе в ЕГЭ по русскому и литературе. Я знаю, что, для того чтобы получить хорошие баллы за эссе по русскому, нужно понимать, по каким критериям оно будет оцениваться, и соответствовать им. Ни о каком творчестве тут и говорить нельзя. В ЕГЭ по литературе по-другому?

– Примерно так же. Там только нужно написать пять сочинений: четыре маленьких и одно большое. Если ты не знаешь критериев оценивания, твой предел – балла 72. Это пятерка, но в топовый вуз ты с таким баллом не попадешь.

Леонид Кацва: «Без знания истории всегда рискуешь стать жертвой манипуляции»

Когда вводилось нынешнее итоговое сочинение, которое пишут в декабре 11-классники, оно предполагалось как метапредметное. И вначале все было почти хорошо: дети в самом деле старались написать что-то свое, небанальное. Но и дети, и учителя страшно боятся сделать не так, поэтому тут же расплодились шаблоны, подпорки для тех, кому трудно строить высказывание: начать надо так-то, затем мне хотелось бы перейти к такому-то вопросу, там привести пример из литературы (примеры взять из того, что все читали: «Войны и мира» или «Судьбы человека»). Эти шаблоны стали восприниматься как закон. И дети стали шпарить по ним. В итоге сочинения стали так похожи одно на другое, что их бессмысленно проверять. А задумывалось это, чтобы показать независимость суждений.

Сочинение мне кажется мертвым жанром: у текста должна быть коммуникативная задача. А многие дети не умеют эти задачи решать. Например, не умеют написать простое письмо преподавателю, поздороваться, обратиться по имени-отчеству. Не понимают, что резюме, рекламная статья, текст для своего блога, комментарий к видео, мотивационное письмо (почему я хочу работать в вашей компании) – это пишется по-разному, разным языком…

У экзаменационного же текста другая задача. Выпускник должен показать, что хорошо ориентируется в изученном материале и владеет навыками, которые должен был усвоить. Но в нынешнем виде итоговое сочинение вообще ничего не проверяет, кроме умения создавать текст по шаблону. И сочинение в ЕГЭ по русскому языку проверяет умение в рамках шаблона продемонстрировать владение общепринятыми морально-этическими нормами и согласиться с утверждением автора, что раньше было лучше, чем сейчас (русский язык засоряется, природа загрязняется, люди стали грубее и уткнулись в гаджеты). Но мне кажется, если даже придумать экзамен, не требующий шаблона, общество тут же выдвинет против него свой шаблон.

Меня зовут Максим Чеченёв, я фронтенд-разработчик уже почти девять лет. Работаю в компании MessageBird в Амстердаме и наставником на курсе «Веб-разработчик» в Яндекс.Практикуме. Ещё я веду канал в телеграме «Сеньор Разработчик».

Прежде чем стать сеньором и начать собеседовать кандидатов, я прошёл через десятки собственных собеседований. В этой статье я расскажу, из чего обычно состоит собеседование Junior фронтенд-разработчика, и дам несколько советов по подготовке.

Из чего состоит собеседование

Собеседование фронтенд-разработчика на начальных этапах мало чем отличается от любого другого.

Обычно собеседование можно разбить на три части:

  • знакомство,
  • технические вопросы и/или задание,
  • ваши вопросы.

Знакомство

Самая приятная часть. Здесь вы рассказываете о себе, а интервьюеры — о компании, продукте, позиции и должностных обязательствах. На этом этапе нет задачек и правильных ответов — беседа будет идти про ваш опыт, образование, увлечения.

Хотя в этой части и нет правильных ответов, к ней всё равно нужно готовиться. Этот этап так же важен, как и техническая часть. Здесь проверяют ваши софт-скиллы, и иногда вам могут отказать в работе, даже если вы блестяще показали себя с технической стороны.

Рассказ о себе

Представьте, вы пришли на собеседование в компанию, о которой мечтали. Рекрутер предложил вам чашечку кофе, спросил, как вы добрались, а после попросил рассказать немного о себе. Такой простой вопрос застал вас врасплох: «С чего начать, стоит ли рассказывать о своём образовании, хобби или рекрутеру важен только мой опыт?»

Здесь нет правильного ответа и чёткой схемы. Но есть несколько советов, на что стоит обратить внимание.

  • Подготовьте короткий рассказ о себе.
    Ответьте так, чтобы это не было длинной запутанной историей, но также и не: «Меня зовут Максим, я учился на программиста». Советую заранее потренировать рассказ на друзьях, семье или кошке.
  • Расскажите, чему вы обучались.
    Если обучение было непрофильное, поясните, как пришли в разработку.
  • Уделите время опыту в разработке.
    Если вы совсем начинающий разработчик — не страшно. В этом случае можно рассказать об учебных проектах.
  • Затроньте тему профильного хобби.
    Опишите проект, над которым вы работаете в свободное время. Даже если вам кажется, что проект простой, про него стоит рассказать. Это покажет вашу заинтересованность в разработке. Простой проект, который не решает грандиозных задач, куда лучше, чем пустой профиль на гитхабе.

После этого рекрутер может задать несколько типичных вопросов. Я советую также подготовить ответы на них, чтобы не растеряться.

«Почему вы хотите работать у нас?»

Как не стоит отвечать: «Потому что вы большая компания, у которой много интересных задач».

Какой ответ понравится. Познакомьтесь с продуктом и компанией получше, найдите, что вам нравится, а что нет. Расскажите про это на собеседовании.

Будьте честны, но не наглейте. Недавно я собеседовал кандидата из Бразилии, который на вопрос: «Почему ты хочешь у нас работать?» ответил: «В Европе платят больше, чем в Бразилии». Несмотря на то, что это максимально честный ответ, это показывает, что ему всё равно, где работать и чем заниматься.

«Почему вам интересен фронтенд?»

Я лично люблю задавать такой вопрос: «Почему вам интересен фронтенд? Почему не бекенд, например?» — он отлично показывает заинтересованность и страсть кандидата.

Как не стоит отвечать: «Да я просто попробовал, вроде интересно».

Какой ответ понравится: «Мне нравится создавать удобные интерфейсы» или «Мне нравится дизайн и программирование, и фронтенд — это как раз то, что мне нужно».

«Сработаемся ли мы вместе?»

Компании обращают внимание на разные качества кандидата. Некоторым важно ваше умение работать в команде, другим — желание обучаться, а третьим — всё и сразу. Но обычно компании ищут такого человека, который будет с командой на одной волне. Чтобы это понять, я задаю уточняющие вопросы:

  • Чем вы увлекаетесь?
  • Чего вы ждёте от работы у нас?
  • Что хотелось бы прокачать в себе?
  • Какими достижениями вы гордитесь?

Отвечая на последний вопрос, вы можете рассказать не только о достижениях в программировании, но и о том, что выучили новый язык или мастерски катаетесь на горных лыжах. В общем, у вас наверняка есть поводы для гордости.

azccq1o9u1jci73okomcqvgqonw

Такие вопросы помогают узнать вас лучше: о чём вы мечтаете и чем интересуетесь. Они могут показаться вам немного личными, это нормально. Но отвечая на эти вопросы честно, вы почувствуете, как обстановка разряжается, и вот вы уже готовы к следующему этапу — техническому интервью.

Техническое собеседование

Техническая часть в каждой компании отличается. К сожалению, нет универсального набора вопросов, которые используют все. Но обычно этот этап состоит из вопросов на понимание базовых терминов, идей о фронтенде и небольших заданий. Кто-то может дать небольшую задачку, а кто-то попросит прокомментировать куски кода.

Прежде всего внимательно изучите вакансию и требуемые технологии, которые в ней указаны. Если указан React — будьте готовы к вопросам об этой библиотеке. Если написано «Мы используем Vue», то React уже не так нужен.

Теоретические вопросы

Блок с теоретическими вопросами можно условно разделить на два: вопросы на знание основ JS, CSS и других инструментов и вопросы о том, как вы привыкли работать с кодом.

Вопросы на знание инструментов

Чтобы подготовиться к первому блоку, не лишним будет освежить в памяти базовую теорию JavaScript, к примеру:

  • Как работает наследование?
  • Что такое замыкание и зачем оно нужно?
  • Как искать элементы в DOM-дереве?
  • Как работает Event loop?
  • Что такое this-объект?
  • Что такое типы данных и как их сравнивать? Чем отличается == от ===? Что такое null и undefined?
  • Как работают методы .filter, .map, .reduce и зачем они нужны?
  • Что такое Promise, зачем нужен async/await?

Вопросов про HTML и CSS обычно меньше. Вас могут спросить: «Какой селектор сильнее — по ID или по классу?» или «Как выровнять элемент по центру?»

Будьте готовы к уточняющим вопросам, поэтому не говорите того, в чём не уверены, или того, что вы знаете поверхностно. Пройдитесь в теории по тем моментам, которые кажутся наименее понятными.

Когда я собеседую кандидатов, люблю задавать вопросы на понимание технологий:

  • Зачем нужен React? Почему нельзя обойтись без него?
    Я ожидаю услышать, какие проблемы решает React, что такое Virtual DOM, об экономии времени и сил при написании приложения.
  • Зачем нужны различные методологии и подходы при работе с CSS?
    Мне не так важно, любит ли кандидат БЭМ, CSS Modules или css-in-js. Мне важно, что разработчик понимает, какие проблемы они решают.
  • На странице отображается больше тысячи позиций, и страница начинает тормозить. Как это лучше исправить?
    Здорово, если кандидат расскажет, например, о lazy loading или пагинации.

Я не ожидаю подробные ответы, мне важнее понять заинтересованность и кругозор кандидата.

Вопросы о привычках в работе

Кроме вопросов на знание технологий вас могут спросить о том, как вы работаете, к примеру:

  • Когда код не работает, что вы предпринимаете сначала и как решаете проблему?
  • Как вы называете переменные и функции?
  • Как вы изучаете новые технологии и подходы? Что читаете?

Мой любимый вариант вопросов — вам рассказывают про проект или задачу, над которой команда уже работает или будет работать. Затем спрашивают, как бы вы сделали её и с чего бы начали. Здесь важно не просто рассказать, какие технологии вы бы использовали, но и активно задавать уточняющие вопросы: «Что уже готово? Какие сроки? Есть ли дизайн?»

Вас обязательно спросят: «Сколько бы времени у вас заняла эта задача?» Важно помнить, здесь нет правильного ответа. От вас не ждут точного ответа, но ждут адекватного. Ответ вроде «Сделаю за пару часов» покажет, что, возможно, вы переоцениваете себя.

Задание: что выполнит данный код?

Очень популярный вид задач на собеседованиях. Вам показывают слайды с разным кодом и просят сказать, что выведет функция, чему будет равна переменная и так далее.

Например:

let b = {};
let c;

b.b = 1;
c = b;
c.b = 2;

console.log('b.b =', b.b); // ?
console.log('c.b =', c.b); // ?

или

console.log(1)

const a = new Promise((resolve, reject) => resolve(console.log(2)))

a.then(res => console.log(3))

setTimeout(() => {
    console.log(4)
}, 0)

console.log(5)

// В каком порядке выведутся числа?

или


<style>
.green { color: green; }
.blue { color: blue; }
</style>
<div class="green blue">Раз</div>
<div class="blue green">Два</div>

//  Какого цвета оба элемента?

Такие задания проверяют, как вы понимаете основы JS или CSS. Например, как работают переменные и как они друг на друга ссылаются.

Вариантов таких задач множество, и ко всем подготовиться невозможно. Но если вы знаете основы, у вас не будет проблем.

Задачи

Компании любят давать небольшую задачку (уровень “Easy” на LeetCode — например, вот такую), которую надо решить во время интервью. Чаще всего это небольшой алгоритм. Например, про работу со строками или с массивами.

286dyfdfadjuswsutvvlwfep6h0

Самое главное: не спешите решать задачу, а сначала немного подумайте. Задайте собеседующему вопросы по условию: какие данные здесь могут быть, какие есть ограничения.

Рассуждайте вслух. Вас оценивают не только по тому, смогли вы решить задачу или нет, но и по тому, как вы принимаете решения и воспринимаете обратную связь.

Как готовиться к таким задачам?

Посмотрите задачи уровня “Easy” на leetcode.com, hackerrank.com или codewars.com. Не пытайтесь решить их все разом за один вечер. Делайте это по чуть-чуть — по одной-две задачи в день.

Вам сразу может показаться, что в таких задачах нет смысла и в работе вы их не встретите. Я советую воспринимать их как экзамен, сдав который, вы попадёте в хорошую компанию. Это как поступление в университет: чтобы его добиться, нужно следовать правилам и сдать экзамены, о которых вы в будущем и не вспомните.

Ваши вопросы

Всегда, абсолютно всегда, готовьте вопросы. Помните, что не только вас собеседуют, но и вы собесeдуете компанию. Вам здесь работать и проводить минимум треть дня — спросите всё, что вам интересно.

Вас обязательно спросят: «Какие вопросы у вас есть к нам?»

Как не стоит отвечать: «Никаких». Возможно, вы хотите скорее закончить собеседование и уйти домой, но самая тяжёлая часть уже позади, вам лишь надо проявить интерес и узнать всё, что вас волнует.

Какой ответ понравится: «Над чем я буду работать, если вы меня наймёте?» Слушайте ответ и задавайте уточняющие вопросы. Узнайте про команду, как устроен процесс работы, есть ли код-ревью, будет ли кто-то обучать вас. Спросите про планы компании: какие проекты запускают? Какие сложности и вызовы есть сейчас?

Не стесняйтесь задавать вопросы, от вас только и ждут искреннего интереса к работе.

Общие советы

  • Не опаздывайте. Звучит очевидно, но это может повлиять на всё дальнейшее общение. Даже если это удалённое собеседование, будьте на звонке за пару минут. Если опаздываете, то обязательно предупредите.
  • Внимательно изучите описание вакансии. Посмотрите на продукт компании, если он уже есть. Это поможет подготовиться к возможным вопросам и задачам по проектам компании.
  • Не молчите, даже если не знаете ответ на вопрос. Можно просто смело сказать: «Я не знаю, но я предполагаю вот так…» Даже если вы ошибётесь, это нормально. Вам нужно показать свой интерес и желание разобраться.
  • Не отвечайте слишком длинными фразами. В их середине можно легко потерять смысл того, что вы хотите сказать.
  • Освежите в памяти теорию.
  • Комментируете свои решения.
  • Задавайте вопросы.
  • Хорошо выспитесь накануне. Отдых куда полезнее выученной за ночь теории.

После собеседования

Вас пригласили на работу

В случае успеха всё просто: вы обсуждаете зарплату, дату начала работы и празднуете.

Вам отказали

В случае отказа нужно сохранять спокойствие. Да, это обидно, но примите отказ гордо и спокойно. Не стоит писать в ответ: «Это вы так себе компания, и вопросы у вас глупые, вообще я просто так зашёл к вам по пути в магазин». IT — слишком маленький мир, и вы никогда не знаете, с кем столкнётесь в будущем. Вместо этого попросите детальный отзыв, над чем вам следует поработать. Ведь всегда можно попробовать устроиться в эту компанию ещё раз через полгода–год.

Если компания даст вам обратную связь, обработайте её внимательно. Найдите ответы на вопросы и решите задачи, с которыми не удалось справиться на собеседовании. Только обучаясь на своих ошибках, можно стать хорошим разработчиком.

Не бойтесь ходить на собеседования. Это важный опыт, который помогает узнать свои слабые стороны и прокачать их. К тому же худшее, что может случиться, — отказ, но так ли это страшно?

  • Я тебя люблю по чувашски как пишется
  • Я то здесь причем я не причем как пишется правильно
  • Я тоже так думаю как пишется
  • Я тебе не жена рассказ читать бесплатно
  • Я тебя люблю на татарском языке как пишется