Я правнук великой победы сочинение

нам не нужна абсолютная власть! кто таков король, чтобы диктовать мне, как поступать, казнить меня и миловать?! кто, побери черт,

«Нам не нужна абсолютная власть! Кто таков король, чтобы диктовать мне, как поступать, казнить меня и миловать?! Кто, побери черт, сказал, что от рождения я не равен какому-то пьянице-графу?!» – человек с таким мнением поднимает упавший мушкет товарища, застреленного на улице Парижа. 1789 год, мостовая-брусчатка уложена из грубых булыжников. Человек до последнего будет отстаивать баррикаду, наваленную поперек узкой парижской улочки.
«Чернь, недостойная чернь! Ничего не сделавшая для того, чтоб как-то жить достойно? Какое вы имеете право отнимать у меня то, что дал мне Бог по праву рождения! Отличное решение просто – разрушив вековой порядок и дисциплину монархии, ввергнуть в страну в хаос правления неучей!» – с этим мнением капитан королевской армии отдает солдатам приказ выдать с крыши здания залп по бунтовщикам.
Началом Великой французской революции стало взятие Бастилии 14 июля – места пыток и заключения многочисленных (действительно, многочисленных!) политических узников. Интересно, но в 20-е годы 20-го века эта дата отмечалась в Советском Союзе как праздник, считалась официальным выходным днем для рабочих и крестьян, называлась днем Парижской коммуны.
Революция, бунт низов и взятие Бастилии привело к анархии в стране и так называемому «якобинскому террору». Новые правители прибегли к физическому уничтожению сторонников монархии и сословия аристократов. Например, жертвой террора стал граф Богарне, безобидный офицер-выпивоха, муж Жозефины, будущей спутницы жизни Наполеона.
Осенью 1799 года революционные события завершились. Новое правление Директории, пришедшее на смену свергнутой абсолютной монархии, показало себя неопытным, оно ввергло страну в череду военных неудач. К тому же оно не справилось с экономическим кризисом, последовавшим после революции и заключения Директорией крайне невыгодного для Франции торгового договора с Англией.
А итоги революции, что названа в истории Франции Великой? Где итоги? Где же? Марксистская идеология трактовала ее как великое позитивное событие, освобождение неимущих от гнета власть имущих. Революция, несомненно, способствовала распространению по миру прогрессивных демократических взглядов. Но часто звучат мнение историков о том, что Франция после окончания революции пришла к тому же, что происходило и до: ни одна насущная социальная проблема революцией не была решена.
Великолепно отражены подробности кровавых событий во Франции, и конкретно в Париже в романе Виктора Гюго «Отверженные».

1789, 5 мая — Созыв Генеральных штатов
1789, 17 июня — Превращение Генеральных штатов в Национальное учредительное собрание
1789, 14 июля — Парижское восстание. Взятие Бастилии
1789, 4 августа — Ликвидация абсолютизма. Утверждение конституционной монархии
1789, 24 августа — Утверждение Учредительным собранием Декларации прав человека и гражданина
Статья 1 Декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут быть основаны на общей пользе». В статье 2 говорилось: «Целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотъемлемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Статья 3 провозглашала, что источник всей верховной власти «находится в нации». Статья 6 гласила, что «закон есть выражение общей воли», что все граждане равны перед законом и «должны одинаково допускаться ко всем занятиям, местам и общественным должностям». Статьи 7, 9, 10, 11 утверждали свободу совести, свободу слова и печати. Статья 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица. Последняя статья 17 объявляла, что «собственность есть нерушимое и священное право»
1789, июнь — Создание Якобинского клуба и в 1790 году — Клуба кордильеров
1791, 3 сентября — Утверждение королем конституции, разработанной ещё в 1789 году
1791, 1 октября — Открытие Национально законодательного собрания
1789-1792 — Беспорядки по всей стране: крестьянские восстания, бунты городской бедноты, контрреволюционные заговоры — одних не устраивали половинчатость реформ, других — их радикализм. Угроза интервенции европейских монархий, стремящихся вернуть трон Бурбонам
1792, 7 февраля — Создание антифранцузской коалиции Австрии и Пруссии.
1792, 11 июля — Объявление Законодательным собранием «Отечество в опасности». Начало революционных войн
1792, 10 августа — Очередное парижское народное восстание. Свержение монархии. «Марсельеза»

Помогите пожалуйста , 7 класс История
Написать эссе по теме “Великая французская революция ”

Ответы:

1787–1789. Великую французскую революцию с достаточным основанием можно рассматривать как начало современной эпохи. Вместе с тем революция во Франции сама явилась частью широкого движения, начавшегося еще до 1789 и затронувшего многие страны Европы, а также Северную Америку. «Старый порядок» («ancien regime») был недемократическим по самой своей сути. Обладавшие особыми привилегиями два первых сословия – дворянство и духовенство – укрепляли свои позиции, опираясь на систему разного рода государственных институтов. Правление монарха опиралось на эти привилегированные сословия. «Абсолютные» монархи могли осуществлять только такую политику и проводить только такие реформы, которые укрепляли власть этих сословий. К 1770-м годам аристократия почувствовала давление сразу с двух сторон. С одной стороны, на ее права посягали «просвещенные» монархи-реформаторы (во Франции, Швеции и Австрии); с другой стороны, третье, непривилегированное, сословие стремилось ликвидировать или хотя бы урезать привилегии аристократов и духовенства. К 1789 во Франции усиление позиций короля вызвало реакцию со стороны первых сословий, которые смогли свести на нет попытку монарха реформировать систему управления и укрепить финансы. В создавшейся ситуации французский король Людовик XVI решил созвать Генеральные штаты – нечто подобное общенациональному представительному органу, издавна существовавшему во Франции, но не созывавшемуся с 1614. Именно созыв данной ассамблеи и послужил толчком к революции, в ходе которой к власти пришла вначале крупная буржуазия, а затем третье сословие, ввергнувшее Францию в гражданскую войну и насилие. Во Франции устои старого режима расшатывали не только конфликты между аристократией и королевскими министрами, но также экономические и идеологические факторы. С 1730-х годов в стране происходил постоянный рост цен, вызванный обесцениванием нараставшей массы металлических денег и расширением льгот по кредитам – при отсутствии роста производства. Инфляция больнее всего ударяла по бедным слоям населения. В то же время часть представителей всех трех сословий находилась под влиянием просветительских идей. Известные писатели Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо предлагали ввести во Франции английскую конституцию и систему судопроизводства, в которых они усматривали гарантии индивидуальных свобод и эффективного правительства. Успех Войны на независимость США вдохнул в решительно настроенных французов новые надежды. Созыв Генеральных штатов. Перед созванными 5 мая 1789 Генеральными штатами стояла задача разрешения экономических, социальных и политических проблем, стоявших перед Францией в конце 18 в. Король надеялся достичь согласия по новой системе налогообложения и избежать финансового краха. Аристократия стремилась использовать Генеральные штаты для блокирования любых реформ. Третье сословие приветствовало созыв Генеральных штатов, усматривая возможность изложить на их заседаниях свои требования реформ. Подготовка к революции, в ходе которой ширились дискуссии об общих принципах правления и необходимости конституции, продолжалась 10 месяцев. Повсеместно составлялись списки, так называемые наказы. Благодаря временному ослаблению цензуры страна была наводнена памфлетами. Было принято решение предоставить третьему сословию равное с двумя другими сословиями количество мест в Генеральных штатах. Однако вопрос о том, должны ли сословия голосовать отдельно или вместе с другими сословиями, не был решен, равно как оставался открытым вопрос о характере их властных полномочий. Весной 1789 состоялись выборы по всем трем сословиям на основе всеобщего избирательного права для мужчин. В итоге был избран 1201 депутат, из которых 610 представляли третье сословие. 5 мая 1789 в Версале король официально открыл первое заседание Генеральных штатов.

ВведениеЯкобинская диктатура одноиз важнейших событий в истории Великой Французской революции. Это один изинтереснейших ее фрагментов, занимающий важное место в мировой истории. Революцияпокончила с феодальным строем, с пережитками средневековья. Якобинскоеправление беспрецедентное явление в истории Франции. Множество историков задавалисьвопросами, что стало причиной прихода к власти якобинцев? Кого стоит считать якобинцами?Почему они избрали путь террора. и множество других вопросов.
Этот период всегдавызывал интерес историков, но особо он усилился после Октябрьской революции вРоссии. Советской историографией Французской революции с момента ее становлениядовлела прямая или мысленно подразумевавшаяся аналогия с Октябрьской революцией.В зарубежной историографии авторы изучали локальные вопросы.
Эти две точки зренияпостоянно сталкивались между собой и критиковали друг друга. Еще в 80 года началасьперестройка всей историографии. Свободной от старых концепций, от первойреакции, когда все что в советской историографии было хорошо, а потом сталоплохо. Сейчас есть возможность у историков устранить уже имеющие достижения ипонять, что еще требует доработки. Поэтому я считаю, что данная тема актуальна.
Цель моей работы:ознакомиться с основными направления и работами, которые существуют насегодняшний день.
Для этого я поставилаперед собой несколько задач:
Во-первых, рассмотретьразвитие отечественной историографии.
Во-вторых, рассмотретьразвитие зарубежной историографии.
При написании даннойработы я использовала книгу Манфрейда «Великая Французская революция», в нейподробно описаны этапы Французской революции, а так же приведены статьи обисториографии этого периода. Манфрейд относиться к марксиско-ленинскойконцепция, и я считаю, что его книга наиболее точно отражает позицию историковэтой школы.
При написании раздела осовременной российской историографии мне помогли статья Адо и монографияГордона «Великая французская революция в советской историографии». В них былиизложении основные пути развития молодой пост-советской историографии. Для пониманиязарубежной историографии мне очень помогли статьи Чудинова в «Французскомежегоднике».
Главапервая. Отечественная историография Великой французской революции1.1 Советская историографияСоветская историография –это своеобразный научный феномен ХХ века. Ей свойственна высока степеньинтенсивности и политический контроль.
Огромное воздействие нанее оказывало то, что проблематика Французской революции была в нашей странеособенно прямо сопряжена с идеологической и политической борьбой. Французскаяреволюция стала органическим элементом российской и советской javascript:mw(%22/images/tree/3605-1.jpg%22)политической культуры, ее понятия — своеобразным кодом. Еще в предоктябрьские годы большевики и меньшевики в ходеожесточенных споров о путях русской революции постоянно обращались к по-разномутолкуемому опыту Франции конца ХVIII в. В то время в большевистской партииразвернулась острая борьба по вопросам дальнейшего развития страны, вновьФранцузская революция (прежде всего проблема термидора) оказалась на остриеполитической полемики. Постоянная апелляция к революционному опыту Францииконца ХVIII в. в предоктябрьский, а затем и в послеоктябрьский период привела ктому, что после разгрома «уклонов» в партии потребовалось создании внашей историографии единой, официально признанной концепции не толькоОктябрьской, но также и Французской революции.
Такая концепция былавыработана (отчасти и официально «декретирована») в конце 20-х — 30-егоды; она доминировала в нашей литературе вплоть до конца 60-х, а во многом — до начала 80-х гг. В целом, эта концепция шла в русле «классической»интерпретации французской революции, характерной для демократической, преждевсего марксистской историографической традиции. Труды, созданные советскимиисториками, поставили целый ряд новых проблем и обогатили знания о Французскойреволюции.[1]
Веем советским работамприсуще несколько характерных черт. Во-первых, упрощенное, прямолинейное применение принципа классового подхода кизучению и осмыслению Французской революции. Поскольку революция былабуржуазной, на первый взгляд выдвигался критерий «буржуазнойограниченности». В начале 30-х годов был выдвинут и директивный тезис отом, что главная задача советских историков при создании учебников по новойистории — показать коренную противоположность между революцией буржуазной исоциалистической (соответственно, между революциями Французской и Октябрьской).Все это наложило печать на анализ и историческую оценку целого ряда важнейшихактов и институтов, созданных Французской революцией, в том числе — знаменитойДекларации прав человека и гражданина 1789 г. Основной акцент делался на том, что среди провозглашенных ею прав человека утверждалось и право собственности,считались чисто формальными, «абстрактными», такие права личности каксвобода, безопасность, сопротивление угнетению, презумпция невиновности.[2]
Второе, что надо отметить- над советской историографией Французской революции с момента ее становлениядовлела прямая или мысленно подразумевавшаяся аналогия с Октябрьской революцией(при том, что неизменно подчеркивалась их противоположность) и с последующейисторией нашей страны. Такая установка вела к тому, что наиболеепрогрессивными, заслуживающими особого внимания, казались те аспекты ееистории, которые хотя бы внешне перекликались в позитивном плане с Октябрьскойреволюцией. Этот подход на десятилетия определил ориентацию исследований. Вцентре внимания до самого последнего времени находились, с одной стороны,крайне левый фланг Французской революции, наиболее радикальные политическиетечения и идеи, с другой — массовые народные движения. Можно сказать, чтоФранцузскую революцию изучали только исключительно «снизу» (говорясловами Ж.Лефевра) и с ее левого фланга. В этой области сделано много; однакоодносторонность научной ориентации суживала, обедняла и поле исследования иобщее видение революции, лишало его необходимой целостности.
Третья особенностьсоветской историографии Французской революции, тесно связанная с предыдущей — привилегированное место, которое занимали в ней якобинский период, самиякобинцы и якобинизм. Здесь, несомненно, работали отмеченные выше аналогия сОктябрьской революцией, а также и восходящая к началу века аналогия междуякобинцами и большевиками. Естественно, такой подход диктовал чрезвычайновысокую историческую оценку якобинской диктатуры (критике подвергалась, восновном, «классовая ограниченность» якобинцев, их приверженностьидее неприкосновенности частной собственности), делал из якобинской республикиточку отсчета, критерий для оценки других политических течений и периодовреволюции. Характерно, что в школьном учебнике 1933 г. именно якобинская диктатура рассматривалась как наивысшее достижение Французской революции:«В результатах деятельности этой первой в истории диктатуры народных низови заключается громадное историческое значение Великой французскойреволюции». Все это обусловило своеобразный «якобиноцентризм»советской историографии — многие десятилетия история якобинской диктатурыоставалась в ней центральной темой.[3]
В советской литературе,особенно в работах общего характера, революционный переворот конца XVIII в.трактовался обычно как жесткий рубеж между двумя социально-экономическимисистемами. В итоге получалось жесткое, «линейное» пониманиеосуществленных революцией преобразований в области экономической и социальной:1789 год — господство феодализма и феодального дворянства, 1799 год — господство капитализма и капиталистической буржуазии. За 10 лет — полная сменаэкономических и социальных структур. Революция порою выступает как своеобразныйдемиург капиталистической системы.
Проблема террора вякобинский период в советской литературе не рассматривался, так как этопротиворечило идеализации якобинцев, к которому стремились историки тоговремени.[4]
Большое внимание к якобинцамуделял В.И. Ленин, это тоже наложило отпечаток на работы советских историков. 1918 г. Максимильяну Робеспьеру Был поставлен памятник по указу Владимира Ильича. На своемвыступлении в 1905 году Ленин назвал большевиков якобинцами социал-демократии.«Историки пролетариата видят в лице якобинцев наивысший подъемов угнетенногокласса в борьбе за свободу».[5]
Наиболее известныесоветские историки, специализировавшиеся на изучении истории Французскойреволюции, – А.З. Манфред, Б.Ф. Поршнев, В.М. Далин, В.Г. Ревуненков, – а такжеисторики следующего поколения – А.В. Адо, Г.С. Кучеренко, А.В. Гордон оставилинезабываемый след в изучении Французской революции. Они уделяли особое вниманиероли масс, и активности левого крыла — якобинцев.
Особенно интересны работыМанфреда. В них он особое место уделял Максимильяну Робеспьеру. Дает высокуюоценку его деятельности. Монография «Три портрета эпохи Великой французскойреволюции» представляет собой ценный вклад в исследование истории и культурыФранции. Читателя привлечет новое толкование различных исторических процессов,которое не является общепризнанным. Но наш взгляд оно весьма правдоподобно,основано на глубоких многолетних размышлениях автора. [6]А.З.Манфредраскрыл внутреннее содержание больших общественных процессов, через образы трехисторических деятелей той эпохи. Наиболее ценным в этой работе стало, на нашвзгляд, именно такое видение событий Французской революции. В своих работахавтор идеализирует портрет Робеспьера, видя в нем одного из самых яркихпредставителей революции ХVIIIв. [7]
1.2 Современная Российская историографияПост-советскаяисториография – относительно новый исторический феномен, открывающий собоюновый, важный этап российской историографии. Основным фактором, определившимего особенности, стали экономические, политические и идеологические изменения,происшедшие в России за последнее десятилетие. Кроме того, немаловажную рольсыграли влияние так называемого «ревизионистского» направления французскойисториографии и смена поколений советских историков.
В 1980-е 1990-е произошел радикальный демонтаж канонической советской (или посамоопределению ее сторонников – «марксистско-ленинской») трактовки Французскойреволюции XVIII в. То, что тогда случилось, сегодня нередко именуют висторической литературе «сменой вех». Произошли поразительные перемены, которые за относительно короткий срокпережила данная отрасль отечественной историографии. Уже сама по себе скорость,с которой произошли указанные перемены, вызывает удивление и заставляетзадуматься о причинах столь стремительного крушения марксистско-ленинскойинтерпретации в одной из наиболее идеологически значимых и приоритетныхотраслей советской исторической науки. Все-таки перемены в историографии, вотличие от политики, происходят не слишком быстро. Если для смены политическогостроя может хватить считанных месяцев, то на смену историографических парадигмобычно уходят десятилетия: новые эпистемологические ценности и методологическийинструментарий усваиваются и осваиваются на протяжении достаточнопродолжительного времени, еще годы нужны на создание исследований в рамкахновой парадигмы и, наконец, еще немало воды утечет, пока новое возобладает надстарым. «Смена вех» же произошла менее чем за одно десятилетие: так, в 1986 г. появилась монография Л.А. Пименовой пожалуй, первое крупное исследование отечественногоисторика, решительным образом поставившее под сомнение советский канонобъяснения Французской революции, а уже в 1995 г. А.В. Адо уверенно констатировал, что «советская историография Французской революции завершиласвое существование».[8]
В середине 80-х гг. внашей историографии наметились сдвиги, обновление и диверсификацияпроблематики. Появился ряд интересных работ, посвященных дворянству, буржуазии,истории жирондистов, как особой формы политической организации буржуазии. Новымпоколением историков начинает осваиваться важная тема истории массовогосознания революционной эпохи.
В своей работе Адо пытаетсяпересмотреть взгляд на якобинскую диктатуру. Всоветской литературе особенно много упрощенныхпредставлений, требующих пересмотра. Главное здесь — недостатокнаучно-критического начала, идеализация самих якобинцев и созданной имисистемы, которая в течение десятилетий довлела над нашей историографией. Именнов этой области на работы историков (и на само их сознание) особенно мощновоздействовали обстоятельства, находящиеся вне науки, особенно жестко«работали» аналогии с Октябрьской революцией и последующей историейнашей страны.
В середине 60-х — 70-егг. с критикой устоявшейся к тому времени концепции якобинской диктатурывыступил В.Г.Ревуненков. При этом он не отказывался от высокой в целомисторической оценки этого периода как кульминационного этапа революции.
В последнее время, в ходеперестройки, возникла в нашей литературе своеобразная реакция отторжения поотношению к якобинскому периоду Французской революции. Она обозначиласьособенно отчетливо в публицистике. Отмечу ответ одного из авторов журнала«Наш современник» поэту Е.Евтушенко, который сравнил нашихконсерваторов с вандейцами. Отвечая на эту аналогию, А.Широпаев писал:«Кого же в таком случае Е.Евтушенко считает положительными героями?Якобинцев с их гильотиной? Марата, требовавшего миллиона с лишним голов дляпобеды революции? Революционных сектантов, для которых народ был всего лишьабстрактной массой, „навозом“?» В публицистике же возникла ианалогия между опытом политики Робеспьера и сталинизмом. Эта реакция отторжениявидна отчасти и в историографии. На заседании «круглого стола» вИнституте всеобщей истории (сентябрь 1988 г.) говорилось: «Великие просветители мечтали о веке Разума, Справедливости и Закона. Вместо этого Революцияпринесла беззаконие и террор».
В разработке проблемякобинского периода очень нужна сейчас исследовательская и научно-критическаяработа, раскованное мышление и постановка научных проблем, рассмотрение и давнопоставленных проблем в новой системе научных координат.
Не стоит переходить отидеализации и прославления якобинцев перейти к безоговорочному осуждению,предать их исторической анафеме и, тем самым, интегрироваться в очень давнюю иныне весьма влиятельную антиякобинскую историографическую традицию. Это было быповторением не лучших наших традиций — на смену одним мифам создавать иные,следуя меняющейся политической конъюнктуре.
Если говорить в этойсвязи о подходе к Французской революции, Адо выделяет два плана.
Есть план научногоисторического анализа всех острых и сложных проблем Французской революции вконтексте ее эпохи, где задача историка не столько дать нравственную или инуюоценку, сколько объяснить и понять.
Но есть и иной план — наследие Французской революции в контексте современной эпохи. И здесь в полноймере новое мышление вооружает нас в размышлениях о том, что из наследияреволюции сохраняет немеркнущую ценность и что должно быть рассмотрено именнокак присущее лишь той эпохе, отнесено к тем кровавым формам историческоготворчества, которые мы не можем принять сегодня.
Он считает, что нет нуждыстремиться к созданию некой общеобязательной для всех историков концепцииякобинского периода Французской революции, как и всей этой революции в целом.Очевидно, в перспективе — кристаллизация различных концепций, альтернативных,конкурирующих, сближающихся и расходящихся. В этом ведь и состоит нормальныйпроцесс развития любой науки.[9]
Советская академическаяисториография Французской революции в начале 80-х находилась в глубокомкризисе. Активизация в нашей странеисследований по указанной тематике начнется только с середины 1980-х, когда висториографию Французской революции придут новые люди, большинство из которыхсоставят ученики А.В. Адо и Г.С. Кучеренко, воспитывавшиеся, в отличие отколлег старшего поколения, уже не только на марксистском каноне, а на гораздоболее широком круге идей, представленных в мировой научной литературе.
Самой крупной изпубликаций стала серия «Великая французская революция: документы иисследования», выпущенная Московским университетом по инициативе А.В. Адо и подего редакцией. В этот период Н.Н. Молчанов написал «параллельные» биографиимонтаньяров Дантона, Марата и Робеспьера.
Интересной для насявляется и точка зрения Гордона, который рассматривает якобинское восстаниемая-июня 1793 г. как «народное» и «глубоко патриотическое», как«кульминационный пункт Великой революции». Он считал, что благодаря якобинскойдиктатуре Франция победила феодализм в аграрной сфере и иностраннуюинтервенцию.
Смена исследовательскихпарадигм в отечественной историографии Французской революции не сопровождалась научнымиспорами хотя бы уже потому, что марксистско-ленинская наука находилась к томувремени в довольно запущенном состоянии.
Более того, у нее вРоссии вообще не нашлось защитников среди практикующих историков Французскойреволюции. Выступления же профессора В.П. Смирнова в защитумарксистско-ленинской трактовки данной темы – специалиста, безусловно,авторитетного в сфере новейшей истории Франции, но собственно историейРеволюции никогда не занимавшегося, носят, все же скорее абстрактно-ностальгический,нежели конкретно-исторический характер.
Желающих охранятьограждающие ее «вехи» не находилось, и тем, кто вновь пришел сюда, оставалосьтолько снять эти «вехи» и спокойно перенести на другое место.[10]
Важным для нашейисториографии Французской революции в 80-90 годы является также расширение иобновление проблематики исследований. До этого Французскую революцию изучалипочти исключительно «снизу» и «слева»; это направлениеисследований отнюдь не утратило своего значения. Но оно не должно бытьединственным. «За кадром» нашей историографии оставались некоторыекапитальные проблемы революционной истории. Мы совсем или почти совсем неизучали «верхи» общества той эпохи — дворянство и буржуазию; новозможно ли без обращения к этой проблематике выработать целостное пониманиереволюции, которую мы рассматриваем как антифеодальную и буржуазную? Вне полязрения наших историков оставался весь лагерь контрреволюции, неоднородный иочень противоречивый в плане политическом. Совсем не затронута представляющаяогромный интерес тема Вандеи — массового крестьянского движения, которое вплане социальном было, как и движение санкюлотов, антибуржуазным, но, в отличиеот него политически было ориентировано против революции. Наконец, до последнеговремени почти не привлекали внимания историков политические течения и деятели«правее» якобинцев, в частности, фельяны и жирондисты.
Вопрос о политическихгруппировках выводит на более широкую проблему политической революции в целом.Долгое время обновление знаний о Французской революции шло в русле изучения еесоциальной истории. Сейчас наметился возврат — на современном уровне — кпроблематике политической истории. Думаю, ее разработка представляет для насбольшой интерес. Французская революция высвободила гражданское общество из-под пресса,довлевшего над ним государства старого порядка. Одновременно, она создаваласовременные формы политической жизни и государственности. Как в процессе созданиябуржуазного государства шло формирование инфраструктуры политической демократиив ее государственных и внегосударственных (политические течения, группировки,партии) формах? Каким образом французское общество, в том числе народные массы,только что освободившиеся от авторитарно-бюрократической системы, участвовало вэтом процессе? Все эти вопросы очень мало нами затронуты, в сущности, почти непоставлены.[11]
Вывод: историографиясоветского времени накопила богатейший материал по истории Великой французскойреволюции, в том числе якобинскому периоду. Особо внимание в ней было уделеновлиянию народных масс, исследования деятельности самих якобинцев. Но, к сожалению,из проведения постоянных аналогий между французской революции и Октябрьской, атакже давлением марксиско-ленинской идеологии привело к упущению ряда моментови неправильный анализ и не точную оценку исторических событий.
Пост-советскаяисториография находится в стадии становления. Она являет собою результатразрыва с советской историографией, но при этом сохраняет и многие из еетрадиций. На сегодняшний момент перед ней стоит множество вопросов, на которыеей предстоит ответить.
Глававторая. Зарубежная историографияВ XIX в. Была создана «классическая» историография. К ней относятся такие историки как Ф.Минье,А.Тьера, А.Олара, утверждавших, что якобинское правительство было, прежде всего,правительством национальной обороны, а террор, составлявший стержень егополитики, — всего лишь вынужденным средством защиты от внешних и внутреннихврагов. Конечно внешняя опасность была, но она была далеко не единственным факторомприхода к власти якобинцев.
Едва ли может бытьпризнана удовлетворительной и широко распространенная в «классической»историографии «социальная» трактовка якобинского режима, согласнокоторой его политика служила интересам определенного общественного слояФранции. Такая точка зрения, высказанная в публицистике еще во время революцииГ.Бабефом, П.Т.Дюран де Майаном и поддержанная в XIX в. историкамисоциалистического направления — Ф.Буонарроти, Л.Бланом, — стала преобладающей вXX столетии, когда на ведущие позиции в изучении Французской революции концаXVIII в. вышли исследователи-марксисты, именно в социальном подходе видевшиеключ к научному пониманию политических явлений.[12]
В те времена ужеустоялась историографическая догма, представлявшей собой смесь подпорченногомарксизма и безапелляционного робеспьерства.
В середине прошлого векав мировой историографии в связи с переоценкой роли революции в истории Франциии Нового времени со стороны так называемых «ревизионистов» или«критической» историографии революции. Их родоначальник английскийисторик А.Коббен еще в 1955 г. отверг в качестве «мифа» восходящую кисторической мысли периода Реставрации «классическую» интерпретациюВеликой французской революции как революции буржуазной.
Работы Коббена вызвали уменя особый интерес. Так как в них он создает «эффект присутствия» Он считалисторию не строгой наукой, а художественным творчеством. Позволял себе «переосмысливать источники» если его точка зрения не совпадала с источниками.[13]
В своих работах онрассматривает проблему связи между просвещением и его влиянием на Французскуюреволюцию. Кобб подвергает критике положение, что революция была вызванараспространением идей просвещения.
Но, во-первых, в целом А.Коббен преуменьшает политическое воздействие французского Просвещения нареволюцию на том основании, что французское Просвещение не создалосистематической политической теории. Даже Общественный договор… не имелустановленного влияния перед революцией и имел только очень спорное влияние вовремя ее хода
Во-вторых, А. Коббенполагает, что политические идеи революции не имели в качестве своего источникаПросвещение. По его мнению, центральной политической идеей революции была идеянародного суверенитета. Но это новое изобретение революции, ее нет упросветителей, ее выразил Сиейес, отмечает А. Коббен. Только у Руссо естьпохожая мысль, но у него суверенитет не абсолютен.
В-третьих, Просвещение,по А. Коббену, — это синоним индивидуализма. В противовесу революция — этоначало эпохи национализма. Либеральные идеи Просвещения резкопротивопоставляются А. Коббеном революционному терроризму, олигархии идиктатуре. Таким образом, он вновь оправдывает Просвещение, как и раньше в своейработе «В поисках гуманности» Коббен признает в политической идеологииреволюционеров наличие элементов либерализма, позаимствованных у Локка,гуманистических идей и знаний в области юриспруденции.
Конечный вывод А. Коббеназвучит двояко, в стиле ревизионизма… Влияние
Просвещения не можетигнорироваться в любой истории французской революции; но революционеры непрокладывали свой ход его светом в начале, они не держали курс кораблягосударства в гавань Просвещения.
На основе изучения новых исследованийв области Просвещения и вследствие трагедии Второй мировой войны А. Коббенначинает осуществлять ревизию проблемы связи Просвещения и французской революции.Сущность этой ревизии — в преуменьшении влияния Просвещения на революцию, вминимизировании причинно-следственной связи между этими явлениями ипротивопоставлении их. Ревизия начала производиться с 1930-х гг., задолго доофициального выступления
А. Коббена с пересмотромхарактера французской революции (середина 50-х гт. XX в.).[14]
Интересна и другая работазарубежного историка В 1965 году Фюре совместно с Дени Рише опубликовал историюРеволюции, воспринятую стражами революционной ортодоксии как недостаточносоответствующую их убеждениям. В те времена не было принято шутить систориографической догмой, представлявшей собой смесь подпорченного марксизма ибезапелляционного робеспьерства. Фюре и Рише достаточно вольно обошлись сосвященным понятием «буржуазной революции» и с идеей, что Революциябыла единым «блоком», то есть что 1789 год неотделим от Террора. Они«осмелились» рассматривать диктатуру II-го года как«пробуксовывание» и отказались оправдать Террор необходимостью иобстоятельствами (войной). Знаменитая статья Фюре «Революционныйкатехизис» (1971) содержала нечто большее, чем отражение нападок; это былаблестящая, хлесткая критика идеологических предрассудков, методологическойнесостоятельности, противоречий и схематичности, так называемой якобинскойвульгаты.
В своей работе он оченьчасто ссылается на Токвиля. Он вписывает Революцию в очень долгую историю,историю медленного перехода от аристократического мира к миру демократическому.Следуя его мысли, акцент перемещается от логики классов к логике отношений междугосударством и обществом. И он допускает «кощунство», если можно таксказать, признав за абсолютной монархией главную роль в создании условий,сделавших Революцию возможной.
Благодаря этим работамокончательно оформилась «ревизионистская» концепция революции,ограничивающая ее прогрессивное значение так называемой «революциейэлит», т.е. периодом господства буржуазно-дворянского блока во времяУчредительного собрания 1789-1791 гг., и либеральными преобразованиями вполитической области. Напротив, народные движения, якобинское правление исоциально-экономические свершения этого периода оценивались как реакционныеаспекты революции, задержавшие поступательное развитие страны покапиталистическому пути. «Деякобинизация» становилась центральным пунктом.[15]
Леруа Ладьюри создаеттеорию «неподвижной» историю. В своих работах главное подчеркивалмировосприятие и ментальность людей. Он придавал большое значение изучениюгеографического фактора, природы окружавшей человека. Он считал, что картинамира сельского населения, составляющего большинство населения страны. Бурныеполитические перипетии, Возрождение, Реформация, научная революция, Просвещение— все это практически не затрагивало массы.
После 1945г. происходитпересмотр взглядов на Французскую революцию, как в историографии, так и вуниверситетах. Особенно большое распространение идеи марксизма получили воФранции. Альберт Матьез и Жорж Лефевр, Ферфан Бродель в их работах можновстретить ссылки, как на Маркса, так и на других антимаркситских ученых.Примером может послужить работа Броделя «Социально и экономическая ИсторииФранции»
Из этого лагеря историковможно услышать и критику работ Кобба, Фюре и Рише. Их работы считалисьантинаучными, политическими, с целью анти пропаганды идей коммунизма исоциализма. Манфрендом было отпущено в их сторону много замечаний и критика. Онсчитал, что работы этих авторов мешают прогрессу мировой исторической науке иподлинно научных тенденций.
Социальный подходсуществует и на сегодняшний день. Историки-марксисты по-прежнему отдаютпредпочтение именно этому методологическому подходу. М.Вовель, К.Мазорик(Франция), К.Тонессон (Норвегия), Т.Шидзука (Япония) весьма критическиотозвались об имеющей сегодня место в мировой, включая российскую,историографии рассматриваемой темы ярко выраженной тенденции к отказу отабсолютизации социального подхода и стремлению расширить методологическуюоснову изучения революции.
Столь упорнаяприверженность к прежней методологии, в значительной степени обусловившаянынешний спад в исследовании якобинской тематики, вызвана не столько научными,сколько идеологическими мотивами. Историография революции все еще крайнеполитизирована. И допустить, что в якобинский период имел место острейшийконфликт между обществом в целом и государством, репрессивный аппарат которогоиспользовался определенной политической группой для осуществления чистоутопического проекта, противоречившего реальным интересам всех более или менеезначительных социальных слоев, для историков левого толка невозможно прежде всегопо идеологическим причинам, поскольку тем самым они признали бы обоснованностьнекоторых из подходов к решению рассматриваемой научной проблемы,предлагавшихся в свое время консервативными авторами — Э.Бёрком, И.Тэном,О.Кошеном, — а сегодня — историками-«ревизионистами».[16]
Перспективы дальнейшейразработки проблемы якобинизма будут зависеть, прежде всего, от того, насколькоисследователям удастся преодолеть идеологический раскол в историографии Великойфранцузской революции, отказаться от абсолютизации любой из методологическихсхем и придти к синтезу подлинно научных достижений, полученных в рамках различныхподходов.
Вывод: ИсториографияЯкобинской революции прошла большой путь своего развития. Она богата разнымишколами и интересными точками зрения. В ХХ веке на зарубежную историографию также влияли политические изменения в мире. В отличие от советской она имела неодну точку зрения, и не пыталась рассмотреть французскую революцию только как линейныйпроцесс. Правда, в середине века на нее так же начали влиять коммунистическиеработы, но в отличие от СССР они не стали единственным. К сожалению, нельзя былоне заметить тот факт, что многое, что открыла советская историография, порой необъективно отвергалось или не замечалось зарубежной.
Заключениефранцузскийреволюция якобинский
Историография очень тесносвязана с социально-политическими явлениями, которые происходят во времяавтора. Это я заметила при написании свое работы. Поэтому при прочтении книг,монографий или статей нужно знать к какому времени они относятся.
В первой главе, ярассмотрела путь развития отечественной историографии. Нельзя не заметить,какой вклад был внесен нашими учеными историками в изучении Французскойреволюции, особенно якобинского периода. Современной историографии хотелось быпожелать не забывать, то что уже накоплено, и продолжать изучать эти проблемыпо разными углами зрения, которые не могли сделать их советские коллеги.
Во второй главе, ярассмотрела основные работы Зарубежных авторов. Их точка зрения интересна иотличается от советской историографии, но мне не понравилось в некоторыхработах, то, что авторы пытались рассматривать события и явления Французскойреволюции локально и узко.
Сейчас, когда уже нетпротивостояния двух политических систем, хотелось бы что бы цепочка событий,выстроенная советскими учеными, дополнилась глубиной зарубежных авторов, асовременная историография заполнила проблемы и спорные вопросы. Ведь на сегодняшнийдень это реально сделать.
Конечно же, при написаниясвоей работы я не смогла ознакомиться со всеми точками зрениями историков и ихработами. Но, то, что я узнала, помогло мне взглянуть на Французскую революциюи якобинский период с разных точек зрения.
Списоклитературы1. Манфред А.З. Великая Французская революция.«Наука» 1983г.
2. [1] А.В. Гордон. Великая французскаяреволюция в советской историографии. Москва: Наука, 2009
3. Манфред А.З. Три портрета эпохи ВеликойФранцузской революции. М., 1979.
4. А.В. АдоФранцузская революция в советской историографии. М., 1998г.
5. А.В. Чудинов.Утопии века Просвещения. Москва, ИВИ РАН.
6. В.И. Ленин Полноесобрание сочинений т.32
7. А.В. ЧудиновСоветская историография Французской революции в начале 1980-х гг. М. 1995г.
8. В. П. Астафьева «Проблема связи просвящения и французскойреволюции XVIII вработах А.Кобана» Краснодар. 2000г.
9. Новая и новейшаяистория. 1996. № 5. C.73-99.
10. А.В. Чудинов. // Французскийежегодник 2004. М., 2004.

Подготовили:

Влад Куюжуклу

Игорь Мясников

Социальное и экономическое положение Франции до Великой революции. Причины революции.

К 70-м годам XVII века из 25-миллионного населения Франции 22 млн. составляли крестьяне. По сравнению с Англией, где к этому времени уже произошла аграрная революция, во Франции в сельском хозяйстве ещё сохранялись старые традиционные отношения.

Несмотря на то, что крестьяне были лично свободны, они не имели права владеть землёй. Землёй владели сеньоры. Впрочем сеньоры владели всем: мельницей, хлебопекарней, давильней для винограда, правом ловить рыбу, охотится. Бывало такое, что сеньоры охотились прямо на полях крестьян, уничтожая посевы. Сеньор обладал судебной властью.

Жизнь крестьян.

Крестьяне были задавлены налогами: католической церкви они платили десятину, государству – подушную подать и другие налоги.

Домом крестьянина чаще всего жалкая хижина, а иногда и полуземлянка без окон и печной трубы. Пища была скудная, болезни частыми.

Сословия во Франции.

Правление Людовика XV.

После смерти Людовика XIV королём становится его правнук Людовик XV. До его совершеннолетия страной правили министры, король же танцевал и охотился.

Королевский двор стал ещё более пышным, а королевская казна ещё более опустела. Забота у Людовика была одна – выкачивать средства из страны для поддержания роскоши двора. Он довёл государство до банкротства. На все предостережения он отвечал: «На мой век хватит, пусть мой преемник выпутывается как знает».

К 70-м гг. XVIII века экономическое положение Франции ухудшилось. Король вел не слишком удачную политику: страна участвовала в нескольких войнах против Англии. Военных побед Франция не одержала , а казна совсем опустела.

Старый порядок королевской власти вызывал недовольство всех слоев населения: крестьян, стремившихся получить землю в собственность; буржуа, стремившихся принимать участие в управлении страной; наемных работников, городских низов, роптавших против тяжелой и голодной жизни. Все вместе они считали нужным уничтожить привилегии первого и второго сословий.

Начало правления Людовика XVI и ветер больших перемен.

В мае 1774 года умер Людовик XV и королём становится его внук, девятнадцатилетний Людовик XVI. Он был неопытен и так же, как и его дед, политикой не увлекался, а любил охоту и слесарное ремесло. Его женой была, дочь австрийской императрицы, Мария Антуанетта. Она имела большое влияние на своего мужа.

Реформы Людовика XVI

Вся Франция ждала реформ, и король склонился к их проведению: он восстановил парижский парламент и назначил на пост генерального контролера финансов крупнейшего учёного-экономиста Жака Тюрго. Программа Тюрго была нацелена на вывод страны из кризиса путём реформ. Тюрго предложил не вводить дополнительные налоги, отменил твёрдые цены на зерно, начал уничтожать цеховое устройство, собирался покончить феодальными правами дворянства и церкви.

1774 год оказался неурожайным: цены на хлеб резко возросли. Это вызвало «мучную войну» – толпы бедняков захватывали обозы с зерном и хлебные склады. Был устроен даже поход на Версаль, с требованием дешевого хлеба. На черных от копоти стенах домов в городах появлялись надписи: «Если хлеб не подешевеет, а министра не сменят, мы истребим короля и весь род Бурбонов.»

1774 год оказался неурожайным: цены на хлеб резко возросли. Это вызвало «мучную войну» – толпы бедняков захватывали обозы с зерном и хлебные склады. Был устроен даже поход на Версаль, с требованием дешевого хлеба. На черных от копоти стенах домов в городах появлялись надписи: «Если хлеб не подешевеет, а министра не сменят, мы истребим короля и весь род Бурбонов.»

Собрание Генеральных штатов.

Для того чтобы ввести новые налоги, необходимо было собрать Генеральные штаты, не собиравшиеся уже почти 200 лет.

5 мая 1789 года в Версальском дворце король открыл заседание Генеральных штатов.

270 депутатов от дворян, 291 депутат от духовенства и 600 избранников от третьего сословия заняли свои места. Людовик XVI повелел им утвердить новые налоги. Это требование не устраивало депутатов третьего сословия.

Появление Учредительного собрания.

17 июня депутаты третьего сословия объявили себя представителями всей нации – Национальным собранием. Сторонники реформ первого и второго сословий присоединились к ним. Они собирались покончить с абсолютизмом.

Королю не понравилось данное собрание, и он велел всех разогнать. Тогда депутаты третьего сословия собрались в зале для игры в мяч и дали клятву не расходиться, пока не создадут конституцию для Франции.

Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием. Это произошло 9 июля 1789 года. Все газеты писали, что Французская революция закончилась, не пролив ни капли крови. Но жаль, что люди не видят будущего…

Начало великой революции

Тайна железной маски

В дальнейшем в истории крепости нет ничего славного: семь раз она осаждалась и шесть раз сдавалась практически без боя. Среди узников Бастилии можно отметить герцога Немурского из династии Арманьяков, знаменитую “Железную маску” (предположительно, брата-близнеца Людовика XIV, родившегося двумя минутами раньше него), философа и писателя Вольтера, попавшего сюда за серию сатирических стихов и приговоренного потом к изгнанию, великого оратора первых лет революции графа де Мирабо и многих других.

Как брали Бастилию

Во время восстания в Париже в 1789 году у стен Бастилии 14 июля около 9 часов утра собралась толпа парижан, намеревавшихся захватить находившееся в ней оружие. После полудня восставшие пошли на штурм. Им противостояло 30 швейцарских гвардейцев и 95 ветеранов.

Перестрелка длилась четыре часа; она усилилась, когда к восставшим присоединились части королевской гвардии с артиллерийскими орудиями. В 5 часов вечера гарнизон крепости капитулировал, получивши обещание сохранить жизнь. Но толпа, ворвавшаяся в крепость, не пощадила никого . Коменданта растерзали по дороге к Ратуше. А освобожденных узников с триумфом пронесли на руках по улицам Парижа.

Поход женщин на Версаль

Бегство короля.

Многие дворяне бежали за границу во имя “спасения белого флага” ( флага Бурбонов), поэтому эмиграцию стали называть “белая эмиграция”. Они ждали, что к ним присоединится и король. Но Людовик колебался. Но всё-таки он решил бежать.

20 июня 1791 года он с семьей тайно покидает дворец, переодевшись лакеем. В карете королевская семья отправляется в сторону западной границы. Но через два дня его узнали и оправили в Париж. В столице его встретили страшным молчанием. Людовика XVI обвинили в в измене революции.

Многие из них были сторонниками реформ. Жирондисты считали, что монархию надо во что бы то ни стало свергнуть.

Многие из них были сторонниками реформ. Жирондисты считали, что монархию надо во что бы то ни стало свергнуть.

Якобинцы.

Во время революции во Франции появились политические клубы вместо партий. Самым влиятельным клубом был клуб якобинцев. Он получил такое название потому, что его члены собирались в монастыре святого Якоба. Среди представителей клуба были люди из буржуазных слоев населения. Вождями этого клуба были Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат и Жорж Дантон.

Термидорианский переворот

Термидорианский переворот стал возможен из-за обострения внутренних противоречий якобинской диктатуры. Якобинцы сумели в кратчайшие сроки решить главные задачи буржуазной революции — сломить и уничтожить феодализм, обеспечить национальное единство страны. Однако якобинцы не затронули самого способа производства, основывавшегося на частной собственности, и потому не могли остановить быстрого роста экономической мощи крупной буржуазии.

Угроза феодальной реставрации заставляла буржуазию и зажиточное крестьянство временно мириться с якобинской диктатурой. Когда же победы на фронтах устранили опасность реставрации, эти социальные слои стали стремиться к избавлению от тяготившего их режима.

9 термидора на заседании Конвента заговорщики провели решение об аресте руководителей революционного правительства. В защиту М. Робеспьера и его сторонников стихийно поднялось плебейство Парижа и освободило их из-под ареста; Робеспьер, Сен-Жюст. Ж. Кутон оказались в здании ратуши, под защитой народа; против заговорщиков выступили вооруженные санкюлоты. Но перевес сил был на стороне термидорианцев, а робеспьеристы проявили нерешительность. Располагая большинством в Конвенте, термидорианцы объявили Робеспьера и его соратников вне закона, в ночь на 10 термидора их вновь арестовали и утром 10 термидора без суда гильотинировали.

Контрреволюционная сущность Т. п., прикрывавшегося лозунгом «Революция против тирании», вскоре стала очевидной: были ликвидированы демократические социальные завоевания якобинской диктатуры, отменен максимум, начался контрреволюционный террор. Т. п. поставил у власти крупную буржуазию (интересы которой выразила образованная в 1795 Директория).

Свержение монархии.

10 августа 1792 года около 29 тысяч повстанцев, которыми руководила Парижская Коммуна ( революционная городская власть) окружили королевский дворец. Законодательное собрание приняло решение об отречении короля и созыве нового верховного органа власти – Национального конвента.

Казнь Людовика XVI

Всю страну волновала судьба Казнь Людовика XVI . Некоторые партии требовали суд над королём и его казнь. Конвентом было принято решение судить короля.

Людовику предъявили обвинение в измене родине и назначили смертную казнь. 21 января 1793 года в 10 часов 10 минут его обезглавили не гильотине. Тело короля отвезли на кладбище Мадлен и похоронили в слое негашеной извести.

Якобинцы правят страной. Провозглашение Республики.

После того, как якобинцы выиграли в политической борьбе с жирдонистами, они провозгласили жирдонистов (подозрительных) врагами революции. На улицах устанавливали специальных стражников – санкюлотов. Санкюлоты (прозванные так потому, что они носили бриджи) следили за народом и убивали подозрительных.

В июне 1793 года Конвент принял новую Конституцию, провозглашавшую Францию Республикой.

ТЕРРОР

17 сентября 1793 года Конвент принял декрет о “подозрительных”, который предписывал брать под арест всех “подозрительных”. Все оставшиеся жирондисты были арестованы и казнены. Аристократы, роялисты, священники отправлялись на гильотину. Робеспьер некоторое время правил единолично, пока сам не лишился головы..

В июле 1794 года Якобинский террор закончился.

Директория. Конец революции.

В 1795 году была подписана новая конституция и сформировано слабое правительство, названное Директорией. Война шла полным ходом, и революционные армии Франции завоевали Нидерланды и юг Германии. Вскоре под командованием молодого генерала Наполеона Бонапарта они захватили Италию, Швейцарию и Египет Росли власть и популярность Наполеона, и в 1799 году он упразднил Директорию и стал править страной.

Наполеоновские войны

Наполеоновские войны — под этим именем известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном I с разными государствами Европы, когда он был первым консулом и императором (1800—1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796 —1797), и его египетская экспедиция (1798—1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам.

Французский республиканский календарь

Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793, отменён Наполеоном с 1 января 1806. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.

О календаре

Париж

Как и везде, в Париже в 17 — 18 веках укрупняется масштаб. Создаются новые большие регулярные площади, первая из которых — площадь Вогезов, в центре площадей ставятся конные статуи королей. Вместо городских ворот появляются Триумфальные арки. На месте замка Лувра возводится грандиозный дворец, рядом с ним появляется большой Тюильрийский парк, к западу от него раскрывается к Сене площадь Согласия. К юго-западу от средневекового Парижа сооружается огромный комплекс Инвалидного дома с большим собором, а еще дальше Военная школа с необъятной площадью для парадов. Меняется архитектурный стиль — доминирующий эмоциональный настрой: на смену рвущейся в небо готике приходят уравновешенные ренессанс и классицизм, изредка — вычурные барокко и рококо. Появляются замощенные улицы, уличные фонари, водопровод и канализация. Париж средневековый превращается в Париж блистательный.

Слайд 1

ПОДВИГ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ

Слайд 2

Зо́я Анато́льевна Космодемья́нская — красноармеец диверсионно-разведывательной группы. Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза (посмертно) во время войны.

Слайд 3

Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне. Её образ отражён в художественной литературе, публицистике, кинематографе, живописи, монументальном искусстве, музейных экспозициях .

Слайд 4

Зо́я Космодемья́нская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области, в семье потомственных священников. Отец Зои- Анатолий Космодемьянский – умер в 1933 году и дети (Зоя и её младший брат Александр) остались на воспитании матери. Брат Зои — гвардии старший лейтенант Александр Космодемьянский – был командиром батареи самоходных артиллерийских установок. Он погиб в конце войны, посмертно получил звание Героя Советского Союза.

Слайд 5

В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В 1940 году она перенесла тяжелую болезнь, после которой лечилась в санатории в Сокольниках, и подружилась с лежавшим там же писателем Аркадием Гайдаром. В том же году окончила 9-й класс средней школы № 201, несмотря на большое количество пропущенных по болезни занятий.

Слайд 6

В октябре 1941 года Зоя была зачислена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части 9903 штаба Западного фронта. После короткого обучения Зоя в составе группы под командованием Бориса Крайнова была переброшена для выполнения задания в район Волоколамска. 17 ноября вышел Приказ , предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом». Группа Крайнова получила задание сжечь 10 населённых пунктов, в их числе деревню Петрищево.

Слайд 7

27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома, при этом у немцев погибло 20 лошадей. Однако при возвращении обратно в лес, когда она уже была далеко от места диверсии, её заметил местный староста Свиридов. Он вызвал фашистов. И Зоя была арестована. Свиридову благодарные фашисты налили стакан водки (впоследствии он был приговорён судом к расстрелу).

Слайд 8

Зою долго и зверски пытали, но она не выдала никакой информации ни о бригаде, ни о том, где должны ждать её товарищи. Имя своё тоже скрыла, назвавшись Таней. Приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе, добиваясь показаний.

Слайд 9

Даже некоторые немецкие офицеры не выдерживали, теряли сознание , присутствуя при пытках Зои. Космодемьянская заявила офицерам: «Убейте меня, я вам ничего не расскажу».

Слайд 10

Следующим утром состоялась казнь. Для Зои нацисты соорудили виселицу, а на грудь девушки повесили табличку с надписью «Поджигатель» и начали фотографировать. Перед расправой Зоя Космодемьянская крикнула : «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать армии воевать! Моя смерть за Родину — это моё достижение в жизни».

Слайд 11

Немецкий офицер замахнулся, но Зоя продолжила: «Товарищи, победа будет за нами… Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете – нас 170 миллионов. За меня вам наши товарищи отомстят «, – сказала комсомолка уже с петлёй на шее.

Слайд 12

Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам. После этого все разошлись . Ее тело провисело около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Пьяные немецкие солдаты кололи его штыками…

Слайд 13

О судьбе Зои стало широко известно из статьи Петра Лидова «Таня», опубликованной в газете «Правда» 27 января 1942 года. Автор случайно услышал о казни в Петрищеве от свидетеля – пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им…». История про мужественную девушку потрясла всех. Страна со слезами на глазах читала очерк о Тане.

Слайд 14

После войны Зоя Космодемьянская была посмертно удостоена Звезды Героя Советского Союза и торжественно перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Слайд 15

Наш народ должен помнить героев войн. В честь Зои Космодемьянской установлено 37 памятников и мемориальных досок, о ее подвиге роассказывают 7 музеев, ее именем названы танкер, электорпоезд, детский лагерь и астероид. О Зое сняты четыре художественных фильма, написаны три картины и семь музыкальных произведений.

Слайд 16

О Зое Космодемьянской написано в литературных произведениях: Поэма «Зоя» Маргариты Алигер «Повесть о Зое и Шуре» Л. Космодемьянской Дилогия «Брат и сестра», «Не бойся смерти» В. Ковалевского стихи «Партизанке Тане», «У памятника Зое» А. Л. Барто Поэмы Зое посвятили турецкий поэт Назым Хикмет и китайский поэт Ай Цин. В Москве и в нашем городе Самара есть улицы Зои Космодемьянской.

Слайд 17

Вечная память юной героине русского народа! Вечная память миллионам павших в Великой Отечественной войне !

Автор: 

Грибков Владимир, Логвинов Павел

Сочинение «Правнуки Победы»

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ на тему «Правнуки Победы»

Горе той войны не растворится,

Сколько б лет не минуло сейчас.

Может быть одной кровавой птицей

Пролетает в памяти у вас.

Великая Отечественная война закончилась шестьдесят девять лет назад. Четыре поколения жизней прошло с тех пор. Великая Отечественная Война оставила свой след не только в истории нашего государства, но и в судьбе каждой отдельно взятой семьи. Не было ни одного дома, куда бы ни пришла похоронка. В человеческой памяти бережно хранятся рассказы дедов и прадедов о пройденных сражениях войны, о ратных подвигах. Чаще всего эти воспоминания очень тяжелые, о наградах нередко напоминают старые раны.

В следующем году мы будем отмечать 70 лет со дня победы, но задумайтесь — какой ценой досталось нам эта победа!? Люди считали своим долгом — отдать жизнь ради нашей свободы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну.

Мой прадедушка с маминой стороны тоже участвовал в этой войне. Его звали Романенко Иван Иванович, родился он в деревне Котовка Харьковской области. Служить на фронт он пошёл в 25 лет. В военное время он был пулеметчиком, сидел в окопах и убивал фашистов. Однажды рядом упала бомба, и прадедушке оторвало  ногу. Когда закончилась война, прадедушка вернулся домой. Прабабушка Романенко Александра Ивановна работала в годы войны в селе и воспитывала двух сыновей. После войны у них родилось еще два сына.

Прадедушка (с папиной стороны) Логвинов Иван Афанасьевич был призван в действующую армию в 1941 г. В дни Великой Отечественной войны он погиб под Смоленском. Мы до сих пор не знаем место захоронения моего прадеда. Прабабушка Логвинова Мария Дмитриевна в годы Великой Отечественной войны работала медсестрой в госпитале под Ярославлем, выхаживала раненых.

Я очень горжусь своим родными и буду всегда хранить о них память. К сожалению, мне не удалось с ними познакомиться.

Сейчас очень трудно представить, что это были за времена, но благодаря труду и подвигам наших прабабушек и прадедушек мы живем сейчас в спокойное время.

Помните эту войну! Не допустите ещё одной такой же…

Логвинов Павел,

4 класс «А»

школа № 1381

Предварительный просмотр:

Сочинение.

Правнуки Победы.

                                                        «Мой прадед сражался на страшной войне.

                                                      Наверное, он помечтал обо мне,

                                                      Мол, доля солдата страну защитить,

                                                      Ведь внукам и правнукам хочется жить.

                                                      Негоже детишкам родиться в плену,

                                                      Врагам не уступим родную страну».

                                                                                               Шаламонова Елена.

      Каждый год 9 мая наша страна отмечает годовщину Великой победы во Второй мировой войне. Эта жесточайшая война с фашизмом пришлась на поколение наших прадедов. Наши прадеды в кровопролитных боях ценой собственных жизней завоевали Великую Победу.

   Наше поколение — поколение правнуков победы! Мы с гордостью должны нести это звание и всегда помнить тех, кто подарил нам возможность жить в великой стране.

   Нет в нашей стране ни одной семьи, которую не коснулась война 1941-1945 годов.

   Мой прадед Зорилов Василий Петрович был участником Великой Отечественной войны. Война началась 22 июня 1941 года и уже на второй день

прадед был призван на фронт. Ему было всего 32 года. Воевал Василий Петрович в полку 1230 в звании сержанта связистом.

   В 1943 году в бою он получил ранения руки и ноги, был госпитализирован в Ленинград. Ранение ноги было таким тяжелым, что ногу хотели ампутировать, но  приехавший в госпиталь профессор из Москвы провел сложную операцию и ногу удалось спасти.

   15 мая 1943 года прадед из-за ранения был уволен в запас из рядов Красной армии. Домой он вернулся только в 1944 году, так как после выздоровления остался работать в госпитале санитаром. Он ухаживал за раненными, проводил перевязки после операций.

   За боевые заслуги Зорилов Василий Петрович был награжден

медалью « За отвагу» и « Орденом Отечественной войны».

   Ранения, которые он получил на войне, давали о себе знать всю жизнь. Но, несмотря ни на что, он оставался веселым, жизнерадостным человеком и продолжал работать до самой смерти.

   Мой прадед прожил 84 года.

   Мне очень жаль, что я не застал своего прадеда, думаю, мы о многом могли бы поговорить и о Великой Отечественной войне, героем которой он был!

   Брат моего прадеда Зорилов Николай Петрович ушел на фронт будучи студентом педагогического вуза в первые дни войны. Ему было 29 лет.

   В 1941 году пропал без вести на фронте.

   Я горжусь тем, что мои прадеды внесли свой вклад в победу в

Великой Отечественной войне и стараюсь с достоинством нести звание «Правнук победы»!

                                                                                                        Грибков Владимир

                                                                                                                4-а класс

                                                                                                         ГБОУ СОШ №1381

                                                                                                               2014 г.

Автор:
Самый Зелёный
·

(530 слов) Работу над своим произведением «Василий Теркин» Александр Трифонович Твардовский закончил в 1945 году. Эта поэма имела огромное значение для русского народа, отважно защищающего свою родную страну. С ее помощью писатель хотел поддержать дух воинов, сражающихся за Родину. Чтобы лучше понять замысел произведения Александра Твардовского, рассмотрим характеристику главного персонажа поэмы Василия Теркина. 

Главным героем поэмы Твардовского является отважный и всегда жизнерадостный Василий Теркин. Этот персонаж объединил в себе все самые лучшие качества русского солдата. Василий Теркин олицетворяет мужество, отвагу, героизм, силу духа и невероятное стремление к победе.
Он воплотил в себе все самое лучшее, что свойственно русскому народу.
В нем читатель видит «обыкновенного» парня, а потому ощущает его близость к простому народу. 

Своего персонажа Александр Твардовский наделил «щедрым» сердцем. Так, герой всегда рад поделиться с другими прекрасным настроением, а также удивительным умением никогда не унывать, даже в самые страшные минуты. Несмотря на все горести и невзгоды, Василий всегда призывал воинов достойно переносить трудности: «Перетерпим. Перетрем…». Кроме того, Василий Теркин обладал прекрасной способностью заводить разговоры с другими солдатами. Постепенно слух о Василии Теркине стал распространяться по всей армии. Герой был «любимцем взводным», Теркина знали повсюду. Однако, несмотря на большую славу, персонаж не является гордецом. Для Василия Теркина важнее всего является Родина, а не признание. Он готов защищать ее во что бы то ни стало. Не зря автор использовал в своем произведении такую фразу: «Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

Все качества характера Василия Теркина указывают на его доблесть и честь. В образе главного героя перед читателем предстаёт очень храбрый человек. Мужество Василия хорошо заметно в главе «Переправа». Здесь Василий Теркин переплывает ледяную реку для того, чтобы передать просьбу солдат на другой берег. Читатель видит, насколько удивлены другие воины, что он вообще смог остаться живым на переправе. Такие поступки главного персонажа вызывают восхищение. Также невероятный героизм главного героя проявляется в главе «В наступлении». Здесь писатель показывает, как персонаж берёт на себя ответственность за командование взводом. Когда вдруг командира убили, Василий Теркин, не теряя времени, осознает, что «вести его черед». Главный герой не испугался и повёл народ за собой. Василий Теркин не только проявил выдающийся героизм в командной работе, но и отличился самостоятельностью. Так, например, в главе «Поединок» главный герой храбро вступает в бой с немцем. Писатель показывает, что Василий Теркин всегда готов отразить любой удар противника. Он не боится смерти, его больше волнует судьба Родины. Как можно заметить, во всех главах известной поэмы рассказывается о подвигах Василия Теркина, которые направлены на благо страны. Так, солдат либо является участником боевых действий, либо пытается поддержать силу духа русских воинов. Всё, что делает Василий Теркин, направлено на пользу Родины. При этом автор показывает, насколько сильна любовь персонажа к жизни. Василий Теркин никогда не отдастся смерти без борьбы. По мнению Василия Теркина, нужно бороться за жизнь до последнего. Но не только за свою, а за общую — народную.

Читатель замечает, что Твардовский сопоставляет свою жизнь с жизнью своего героя. Известно, что писатель родился в Смоленской области, как и Василий Теркин. В речах героя автор воплотил свои собственные мысли, взгляды и переживания. Сам жанр произведения «книга про бойца» показывает отношение Твардовского к своему персонажу — волевому и сильному бойцу. В образе Василия Теркина мы видим деятельного защитника Родины, который вызывает восхищение у читателей, знающих цену Великой Победы.

Черты характера Василия Теркина и другие характеристики Цитаты
Активная жизненная позиция …Словом, Тёркин, тот, который  На войне лихой солдат,  На гулянке гость не лишний,  На работе – хоть куда…»  
Непримечательная внешность «…Скажем откровенно:   Красотою наделён   Не был он отменной,   Не высок, не то чтоб мал,   Но герой – героем…»  
Терпение и сила духа Повторял Василий Тёркин:  – Перетерпим. Перетрём…» 
Жизнерадостность «…Мне как раз пожить охота,  Я и не жил-то ещё…»
Музыкальные и творческие способности «…Только взял боец трёхрядку,  Сразу видно – гармонист…»
Чувство юмора «…Балагуру смотрят в рот,  Слово ловят жадно.  Хорошо, когда кто врёт  Весело и складно…»
Честь и честность «…На войне себя забудь,  Помни честь, однако…» 
Хозяйственность и практические навыки для жизни Внутрь куда-то дунул, плюнул, —  Что ты думаешь, – пошли!..»
Патриотизм и скромность «…Мне не надо, братцы, ордена,  Мне слава не нужна,  А нужна, больна мне родина,  Родная сторона!..» 
Твердость и мужество «…В муках твёрд и в горе горд,  Тёркин жив и весел, чёрт!..»
Щедрость и доброта «…Теркин сам уже хохочет,   Сердцем щедрым наделен.» 
Солидный жизненный опыт уже в 25 лет «…Но едва ль уже мой Тёркин,  Жизнью тёртый человек…» 

Автор: Виктория Комарова

Метки: 9 классАлександр Твардовскийпоэма Василий Теркинсочинение-рассуждениетаблица

Читайте также:

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 4 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 92-96.

1. Прочитай пословицы о Родине. Обсуди с другом, какова основная мысль этих пословиц.

Я считаю, что главная мысль этих пословиц в том, что для человека нет ничего дороже Родины.

2. Выпиши пословицу, которая тебе особенно понравилась.

Нет в мире краше Родины нашей.

3. Напиши ассоциации к слову Родина.

Родина: великая: могучая, красивая, родная, милая, красивая, любимая, единственная.

4. Объясни, как ты понимаешь слова Родина и Отечество. Являются ли они синонимами?

Родина — место где ты родился и живёшь.

Отечество — земля отцов, предков.

Эти слова синонимы. Если предки человека жили на этой земле много столетий. Дети эмигрантов могут называть Родиной страну, в которой родились, но она не будет им Отечеством.

5. Какой Дрожжин изображает родную землю?

Поэт изображает родную землю просторной, многоликой, прекрасной, приветливой, свободной, любимой.

6. Выпиши слова из стихотворения, которые передают отношение автора к Родине.

Как не гордиться, молитвенно свой взор, чарующий простор, как хороша, как бодро дышится, каким восторгом.

Отношение: гордость, вера, очарование, любование, бодрость, восторг.

7. Ты прочитал произведения раздела «Родина». Что ты узнал нового, чему научился, а что вызывает у тебя трудности?

Я могу назвать различные произведения о Родине и их авторов.

Я могу прочитать стихотворение и передать интонацией чувство гордости за Родину.

Я могу рассказать о Родине, используя прочитанное и собственные мысли.

Я могу собирать информацию по этой теме из разных источников.

8. Составь текст «Я горжусь своей Родиной». Выбери тему. Подбери материал в энциклопедии или интернете.

Текст на тему «Я горжусь своей Родиной. Великая история» для 4 класса

Я горжусь своей Родиной и особенно горжусь её великой историей.

За долгие века своей истории моя Родина пережила немало тяжёлых моментов. Её просторы покрывали орды монголо-татар, кочевников, пылали деревянные города.

С запада приходили закованные в латы рыцари. Позднее армии Наполеона пытались завладеть Россией.

А в прошлом веке случилась самая жестокая и кровопролитная война с фашистами.

Но моя Родина выстояла и стала ещё сильнее и красаивей.

Я горжусь тем, что живу в стране с такой великой историей.

Примеры текстов на другие темы этого задания можно посмотреть, перейдя по ссылке.

9. Кого можно назвать защитником Родины, народным героем?

Защитник Родины тот, кто защищает свою страну и весь народ от врагов.

Народный герой тот, кто заслужил уважение и любовь всего народа своим подвигом.

Каждый человек, который любит Родину, может стать её защитником и народным героем.

10. Заполни таблицу. Впиши события, которые прославили полководцев.

Александр Невский — Ледовое побоище, Невская битва.

Александр Суворов — Взятие Измаила, Переход через Альпы.

Михаил Кутузов — Бородинская битва.

Георгий Жуков — Взятие Берлина, Сталинградская битва.

11. Расспроси взрослых о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Запиши вопросы, которые ты им задашь.

Список вопросов взрослым о Великой Отечественной войне:

  1. Когда вы вступили в войну?
  2. Кем вы служили, в каких войсках?
  3. В каких операциях вы принимали участие?
  4. Были ли вы ранены?
  5. Было ли вам страшно?
  6. Что вас поразило, запомнилось больше всего?
  7. Когда вы закончили войну?
  8. Какие награды вы получили?

12. Запиши кратко, что ты узнал о войне из интервью.

Это война была войной всего народа. Каждый человек рвался на фронт, чтобы защищать родину. Это была страшная война со множеством жертв. Но люди проявляли чудеса героизма, даже будучи ранеными. Мы до сих пор помним и чтим героев той войны.

13. Обратись к тематическому каталогу библиотеки. Напиши, какие книги о войне ты хотел бы прочитать. Какие книги о войне знакомы твоим родителям.

Я бы хотела прочесть повести В. Катаева «Сын полка», повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», повесть В. Богомолова «Иван»,  роман В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Мои родители читали все эти книги.

14. Составь список произведений о Родине, которые необходимо прочитать каждому.

Произведения о Родине, которые должен прочитать каждый, список

  1. И Никитин «Русь»
  2. А. Ишимова «История России в рассказах для детей»
  3. «Слово о полку Игореве»
  4. М. Лермонтов «Бородино»
  5. А. Пушкин «Полтава»
  6. В. Бороздин «Первый в космосе»
  7. С. Баруздин «Страна, где мы живём»
  8. М. Пришвин «Моя Родина»
  9. М. Шолохов «Судьба человека»
  10. К. Ушинский «Наше Отечество»

15. Напиши отзыв на любое произведение из этого списка.

Отзыв на стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино» для 4 класса

Это прекрасное стихотворение Михаил Лермонтов написал к юбилею самого знаменитого сражения Отечественной войны 1812 года. Тогда армия Кутузова смогла остановить полчища Наполеона на Бородинском поле.

Поэт ведёт свой рассказ от лица старого ветерана, артиллериста, участника Бородинского сражения. Он вспоминает, как проходила битва, как было тяжело русским воинам, но они всегда помнили, что за ними Москва.

Меня поразило мужество и стойкость русских воинов, их беспримерный героизм. 

И сам поэт восхищается теми солдатами. Ведь не зря его герой несколько раз повторяет фразу «Богатыри — не вы!»

Я всем советую прочитать это стихотворение и подумать о том, что все великие победы достигаются не только умелыми действиями полководцев, но и героизмом простых солдат, простого народа.

16. Напиши небольшое сочинение на тему «Я люблю свою Родину»

Сочинение на тему «Я люблю свою Родину» для 4 класса

Я люблю свою Родину!

Для меня это не просто слова, это мои чувства, моя позиция. Я хочу быть патриотом своей Отчизны.

Ведь это великая страна, такая разная, но такая единая. Наш народ много перенёс вместе, он стал единым целым. И всё вместе мы ведём нашу родину к процветанию, к новым великим достижениям и победам.

Невозможно не любить такую страну, как наша.

1

  • Я раньше читал только фантастику или сказки
  • Я открыл входную дверь и в прихожей появился авга шулин сочинение по тексту
  • Я ношу женские панталоны рассказы
  • Я не люблю смотреть телевизионные передачи но были программы которые я смотрел всегда сочинение
  • Я не сказочник и все же у меня есть своя сказка