86. Прочитайте и спишите предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя чертами.
1. Молодые воробушки (подлеж.) весело прыгают (сказ.) по дорожке. 2. Ёжик (подлеж.) свернулся (сказ.) клубочком. 3. Маленький совёнок (подлеж.) выпал (сказ.) из гнезда. 4. Перед ненастьем муравьи (подлеж.) прячутся (сказ.) в муравейнике. 5. На зиму ежи (подлеж.) устраивают (сказ.) для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов.) 6. С своей волчихою голодной выходит (сказ.) на дорогу волк (подлеж.). (А. Пушкин.) 7. Горит (сказ.) восток (подлеж.) зарёю новой. (А. Пушкин.) 8. В тот год осенняя погода (подлеж.) стояла (сказ.) долго на дворе. (А. Пушкин.)
87. Спишите предложения. Подчеркните подлежащее в каждом предложении и укажите, какой частью речи оно выражено.
1. Я от Мазая рассказы слыхал. (Н. Некрасов.) 2. Старый Мазай разболтался в сарае. (Н. Некрасов.) 3. Догорал апрельский светлый вечер. (И. Бунин.) 4. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. (Л. Н. Толстой.) 5. Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков.) 6. Наш корабль стоял у берегов Африки. (Л. Н. Толстой.) 7. Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Горький.) 8. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова.)
Найдите предложение с обращением, подчеркните его.
1. Я (мест.). 2. Мазай (сущ.). 3. Вечер (сущ.). 4. Брюхо (сущ.). 5. Сад (сущ.). 6. Корабль (сущ.). 7. Ветер (сущ.). 8. Мы (мест.).
Обращение.
И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
88. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу подлежащие из слов для выбора. Полученные предложения запишите.
1. Дятел (сущ.) долбит (гл.) своим клювом деревья. 2. Заяц (сущ.) к зиме меняет (гл.) свою серую окраску на белую. 3. Сова (сущ.) охотится (гл.) в темноте. 4. Австралийский кенгуру (сущ.) носит (гл.) своего детёныша в сумке. 5. Ящерица (сущ.) сбрасывает (гл.) свой хвост, чтобы удрать от врагов. 6. Летом медведб (сущ.) часто лакомится (гл.) малиной. 7. В реках, озёрах и болотах тропических стран живут (гл.) крокодилы (сущ.) . 8. Пчелы (сущ.) собирают (гл.) с цветов сладкий сок — нектар.
Слова для выбора: сова, пчёлы, дятел, крокодилы, кенгуру, ящерица, заяц, медведь.
Обозначьте, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые.
89. Прочитайте текст. Спишите его. Найдите в каждом предложении главные члены. Определите, словами какой части речи выражены сказуемые.
Лоси.
Однажды летом ребята (подлеж.) сидели (сказ.) на берегу реки. Вдруг совсем рядом зашевелились (сказ.) кусты (подлеж.). К воде подошла (сказ.) красивая стройная лосиха (подлеж.). Она (подлеж.) жадно пила (сказ.) воду. За ней выбежал (сказ.) лосёнок (подлеж.). Ребята (подлеж.) вскрикнули (сказ.) от неожиданности. Лосиха (подлеж.) тревожно вскинула (сказ.) голову и бросилась (сказ.) в воду.
Лосёнок (подлеж.) поплыл (сказ.) за матерью. Ребята (подлеж.) долго смотрели (сказ.) им вслед. Скоро красивые животные (подлеж.) доплыли (сказ.) до берега и скрылись (сказ.) в чаще леса.
Определите, в каком времени употреблены в тексте все глаголы.
90. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.
1. На мутном небе мгла (подлеж.) носилась (сказ.). (А. Пушкин.) 2. Осень (подлеж.) длинной, тонкой кистью перекрашивает (сказ.) листья. (И. Михайлова.) 3. Ласточка(подлеж.) с весною в сени к нам летит (сказ.). (А. Плещеев.) 4. В синих лужах плещутся (сказ.) стайкой воробьи (подлеж.). (Е. Трутнева.) 5. Вьюга (подлеж.) злится (сказ.) за окном. (С. Дрожжин.)
Обведите в словах из выделенных предложений известные вам орфограммы.
91. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените сказуемые в предложениях глаголами-синонимами из слов для выбора. Какой текст у вас получился: художественный или деловой? Запишите его.
Утро.
Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошелестел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.
Текст художественный.
Слова для выбора: разгоралась, зажглась, отозвались.
92. Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.
1. Сурок (подлеж.) спит (сказ.) в норе с осени до весны. — Сурок (подлеж.) заляжет (сказ.) в нору с осени и спит (сказ.) без просыпу до весны. 2. Ящерица (подлеж.) умеет быстро зарываться (сказ.) в песок. — Ящерица (подлеж.) может (сказ.) в одну секунду в песок зарыться (сказ.): прижмётся (сказ.) к песку животом, задрожит (сказ.), затрясётся (сказ.) и утонет (сказ.) в нём. 3. Сильный ветер (подлеж.) может раскачивать (сказ.) деревья. — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют (сказ.), качаясь, берёзки (подлеж.) и ели (подлеж.). (И. Бунин.)
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения?
93. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к концерту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Хор мальчиков проводил последнюю репетицицию, отрабатывая слаженность двухголосия.
Ваня не волновался перед концертом. Он сложил на груди руки и плясал вприсядку для того лишь, чтобы успокоить свою партнершу Настю.
Оля надевать сарафан не стала, только с сожалением расправила его и снова сложила. Ее партнер Коля сломал ногу и еще не скоро поправится. А она будет из зрительного зала любоваться выступлением ребят.
94. Спишите стихотворение. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки.
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский
Есть ли в предложениях второстепенные члены? Что они поясняют? Поставьте к ним вопросы от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу.
Образец. Проплясали (сказ.) по снегам снежные метели (подл.).
Проплясали (по чему?) по снегам.
Метели (к а к и е?) снежные.
Проплясали (сказ.) по снегам
Снежные метели (подл.).
Снегири (подл.) снеговикам
Песню просвистели (сказ.).
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся (сказ.) снежки (подл.).
Режут (сказ.) лёд снегурки (подл.).
Проплясали (по чему?) по снегам
Метели (какие?) снежные
Просвистели (кому?) снеговикам
Просвистели (что?) песню
Носятся (где?) у реки, в переулке
У реки (какой?) заснеженный
В переулке (каком?) снежном
Носятся (как?) звонко
Режут (что?) лед
95. Прочитайте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении.
1. У лесного ручейка весело играют (сказ.) смешные медвежата (подл.). 2. В лесу на ивовых веточках распустились (сказ.) шелковистые пуховки (подл.). 3. Побежали (сказ.) по кочкам хлопотливые муравьи (подл.). 4. Над весенними цветами порхает (сказ.) первая бабочка (подл.).
Играют (как?) весело
Играют (где?) у ручейка
Ручейка (какого?) лесного
Медвежата (какие?) смешные
Пуховки (какие?) шелковистые
Распустились (на чем?) на веточках
На веточках (каких?) ивовых
Муравьи (какие?) хлопотливые
Побежали (по чему?) по кочкам
Бабочка (какая?) первая
Над цветами (какими?) весенними
Докажите, что все слова в предложениях связаны по смыслу. Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания, поставив вопрос от одного слова к другому.
96. Разделите текст на части. В этом вам поможет план. Каждую часть запишите с красной строки. Дайте имя мальчику. На месте пропуска пишите или имя собственное, или местоимение.
Метель
В воскресенье Миша катался на лыжах. Дорожка вела к лесу. Миша въехал в лес. Он показался мальчику сказочным. Снежные шапки лежали на елях, молодых ёлках и пнях. Миша углубился в лес.
Но вот погода испортилась. Подул сильный ветер. Снег застилал мальчику глаза. Миша остановился.
Вдруг из белой пелены возник стог сена. Он обрадовал Мишу не меньше, чем тёплая печка. Мальчик залез в заснеженный стог сена и спокойно переждал метель.
План текста
1) На лыжах в сказочный зимний лес.
2) Погода испортилась.
3) Стог сена.
97. Спишите строки из стихотворений и песен. Подчеркните главные члены в каждом предложении.
1. Летят (сказ.) перелётные птицы (подл.) в осенней дали голубой. (М. Исаковский.)
2. Стоит (сказ.) стеной пшеница (подл.) золотая по сторонам тропинки полевой. (М. Исаковский.)
3. Едва струёй гремучею сверкает (сказ.) жаркий ключ (подл.). (М. Лермонтов.)
4. Горные вершины (подл.) спят (сказ.) во тьме ночной. (М. Лермонтов.)
5. Ветхая избушка (подл.) вся в снегу стоит (сказ.) . (А. Блок.)
4. Вершины (какие?) горные, спят (в чем?) во тьме, во тьме (какой?) ночной.
5. Избушка (какая?) ветхая, стоит (в чем?) в снегу, в снегу (насколько?) вся.
Выберите два предложения и с помощью вопросов покажите связь слов в них.
98. Сравните предложения. Какие из них можно отнести к утвердительным предложениям, а какие — к предложениям с отрицанием?
1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не горит, в воде не тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там… (А. Плещеев.) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9. Серёжа не заплакал и не показал даже виду, что ему больно. (Л. Н. Толстой.) 10. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Утвердительные: 3, 5, 7, 8.
С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9, 10.
Как пишется частица не с глаголами? Запишите предложения, раскрывая скобки.
99. Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.
Прочитайте эти предложения. Что получится, если все люди будут так поступать?
Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте.
Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. Запишите получившийся вариант.
100. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.
* * *
Доктор Айболит.
Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) (подл.) любил (сказ.) зверей (Р.п.). В комоде (П.п.) у него жили (сказ.) зайцы (И.п.) (подл.). В шкафу (П.п.) у него жила (сказ.) белка (И.п.) (подл.). На диване (П.п.) жил (сказ.) колючий ёж (И.п.) (подл.). В сундуке (П.п.) жили (сказ.) белые мыши (И.п.) (подл.). А в комнате (П.п.) стояла (сказ.) старая лошадь (И.п.) (подл.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский
На диване жил колючий ёж.
Еж (какой?) колючий, жил (где?) на диване.
А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
Лошадь (какая?) старая, стояла (где?) в комнате, рядом с кроватью.
В выделенных предложениях найдите все словосочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. Запишите найденные словосочетания вместе с вопросами.
101. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.
* * *
Я живу в домике на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Снег (подл.) всё время слетает (подл.) с сосен длинными прядями. Слетает (подл.) он (подл.) от ветра и оттого, что по соснам прыгают (подл.) белки (подл.). Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом (подл.) стоит (подл.) у самого моря. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие гуси (подл.), прилетевшие в этом году слишком рано, садятся (подл.) на воду и кричат (подл.).
К. Паустовский
План урока:
Подлежащее: определение и признаки
Как найти подлежащее в предложении
Выражение подлежащего различными частями речи
Подлежащее: определение и признаки
Вода, мороженое, девочки – это просто набор слов. Каждое из них что-то означает, но они существуют отдельно друг от друга.
На небе появилась луна – это четко структурированная система слов, передающая сообщение о природном явлении. Слова расположены в определенном порядке, выражают законченную мысль и произнесены с повествовательной интонацией. Все вместе они составляют предложение.
В предложении всегда есть смысловой центр – главные члены. Их всего два – подлежащее и сказуемое. На этом занятии нам предстоит усовершенствовать знания о подлежащем.
Определение подлежащего, принятое среди лингвистов:
К подлежащему можно задать вопрос «Кто? Что?». Для него характерен именительный падеж. В предложении оно может быть выражено как в единственном, так и во множественном числе. Подчеркивается одной прямой линией:
Слесарь принялся за работу.
Игрушки лежали на полу.
Воробей сидел на ветке и чирикал.
В паре с другим главным членом предложения, сказуемым, подлежащее берет на себя основную смысловую и коммуникативную нагрузку в предложении.
Подлежащее может быть выражено одушевленным (живым) существом или неодушевленным (неживым) предметом.
Примеры первой группы:
Щенок испугался шороха.
Девочка делает уроки.
Дети вернулись из школы.
Примеры второй группы:
Снег идет с самого утра.
Огромная туча надвигалась на город.
Куртка весит в шкафу.
Как найти подлежащее в предложении
Прежде всего, нужно выяснить, о ком или о чем идет речь в предложении. Для этого определите, к какому слову можно задать вопрос «Кто? Что?» Важно, чтобы это слово производило какое-либо действие:
Вечером мы (кто?) собрались за праздничным столом.
В данном примере есть субъект действия – местоимение мы. Оно стоит в именительном падеже. От субъекта можно задать вопрос к глаголу (что делаем?) – мы собрались.
Чтобы найти подлежащее в предложении, используйте следующий алгоритм:
В предложении не всегда есть подлежащее.
Проанализируем два примера:
- Ирина не спала.
- Ирине не спалось.
По смыслу эти предложения очень похожи, но в первом примере имеется подлежащее. Оно выражено существительным в именительном падеже – женское имя Ирина.
Во втором примере подлежащее отсутствует. Слово «Ирина» стоит в дательном падеже — кому? Ирине. Оно не может выступать главным членом предложения.
Запомните: в 95% случаев подлежащее выражается только с помощью именительного падежа! Что касается 5% исключений, то подлежащее может быть выражено косвенным падежом, если указывается приблизительное количество чего-либо:
Около двенадцати пушек стояли перед крепостью.
Свыше двухсот солдат вели бой на окраине города.
Одной прямой линией подчеркивается вся фраза. Это единственное исключение, когда подлежащее выражено не в форме именительного падежа.
Выражение подлежащего различными частями речи
Подлежащее во многом уникальная единица синтаксиса. Оно может быть выражено как одним словом, так и целым неделимым словосочетанием. Рассмотрим детальнее правила.
Подлежащее – одно слово
Подлежащее выражается с помощью разных частей речи в предметном значении:
- Имя существительное:
Тетрадь лежит на столе.
Птица сидит в клетке.
- Местоимения (чаще всего личные):
Я люблю читать.
Они усердно учатся.
В форме подлежащего могут выступать и другие местоимения разрядов:
Ничто человеческое ему не чуждо (отрицательное местоимение).
Кто ходит по двору? (вопросительное местоимение).
- Числительное:
Четыре – четное число.
Восемь делится на два.
- Субстантивированные прилагательные (те, которые потеряли значение признака предмета):
Бородатый выбежал из комнаты.
Военные ходят строем.
- Субстантивированные причастия (те, которые потеряли признак действия):
Командующий строго посмотрел на солдата.
Сидящий устало вздохнул и закрыл глаза.
- Наречие:
Твое завтра туманно.
Вот и настало решающее послезавтра.
- Глагол (в форме инфинитива):
Любить – значит прощать.
Играть в баскетбол – главное увлечение Михаила.
- Междометие:
По полю разносилось громкое «ау».
Искреннее «браво» разносилось по залу театра.
- Союз:
«И, да, еще и» — противительные союзы.
«Либо» — разделительный союз.
- Предлог:
«Над» является предлогом.
- Частица:
«Вот» является самой употребляемой указательной частицей.
Стоит отметить, что служебные части речи и междометие редко выступают в роли подлежащего.
Таблица «Способы выражения подлежащего одним словом» выглядит так:
Запомните: в основном, подлежащее — одно слово, нарицательное (собственное) имя существительное или местоимение. Однако оно может быть выражено любой частью речи.
Подлежащее – неделимое словосочетание
В предложениях встречается подлежащее в форме свободного словосочетания. Единственное условие: слова должны быть синтаксически связаны в единую композицию.
В составе такой конструкции имеются следующие части речи:
- Имя существительное или местоимение в именительном падеже+имя существительное или местоимение в творительном падеже с предлогом с и значением совместимости:
Отец с сыном поедут на море.
Брат с сестрой вернулись с прогулки.
Внимание! Глагол-сказуемое обязательно должен стоять во множественном числе.
- Числительное+существительное:
Две подруги стояли около дерева.
Трое котят резвятся у порога.
- Количественное числительное, существительное или наречие+существительное в родительном падеже:
Куча хлама скопилось на чердаке.
У Александра много работы.
- Слово именной части речи+предлог из+существительное в родительном падеже:
Любой из нас может выиграть конкурс.
Многие из ребят посетили в этом году столичный театр.
- Существительное начало, середина, конец+существительное в родительном падеже в фазисном значении:
Было начало марта.
Стояла середина января.
- Неопределенное местоимение+согласуемая именная часть речи:
Что-то подозрительное было в облике нового коллеги.
Кто-то высокий вошел в помещение.
Общая таблица «Способы выражения подлежащего словосочетанием» выглядит так:
Отдельно стоит упомянуть о словосочетании «подлежащее-фразеологизм».
В этом случае части речи только в совокупности выражают единое понятие. Вся фраза выступает подлежащим и подчеркивается одной прямой линией:
У Ларисы золотые руки.
Манна небесная неожиданно посыпалась нам на голову.
На сегодняшнем уроке мы узнали, что подлежащее – главный член предложения, называет то, о чем идет речь в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос «Кто? Что?» и зачастую стоит в именительном падеже. Кроме того, оно может быть выражено любой частью речи (самостоятельной или служебной), а также цельным словосочетанием.
Давайте проверим полученные знания с помощью тестирования.