Я оказался на улице большого города 18 века сочинение

Новокузнецк город с более чем полумиллионным населением, расположен на юге западной сибири, в кемеровской области. новокузнецк неразрывно связан с

Новокузнецк — город с более чем полумиллионным населением, расположен на Юге Западной Сибири, в Кемеровской области. Новокузнецк неразрывно связан с Кузбассом, шахтами и металлургической промышленностью, но он отличается от других городов области и Сибири. В архитектуре города целые улицы построены в стиле сталинского ампира, некоторые сталинки соединены с хрущёвками. Здесь есть дом-гайка, дом-шайба, дома-дуги и дом-клюшка, первый в Сибири небоскрёб, настоящая крепость и улицы, которые пересекают сами себя. А еще этот город настолько быстро вырос, что масштабы поразили современников, а Владимир Маяковский даже написал о нём поэму-оду.

00

Фотографии и текст Славы Степанова

1. Новокузнецк основан в 1618 году как острог — укреплённое сооружение на окраине государства. В остроге размещались войска, которые должны были защищать от нападений местных кочевых племен.

В остроге был деревянный частокол, укрепления, казармы, церковь и жилые дома. К 1680 году поселение разрослось и ему присвоили статус города. В начале XIX века в городе построена крепость для защиты от Цинского Китая. Но только в Советское время произошёл стремительный скачок — и Новокузнецк стал угледобывающим и металлургическим центром всего региона.

01

2. Изначально город называли Кузнецк — местное население (северные шорцы) уже тогда могли выплавлять из руды железо и занимались кузнечным делом. В 1931 году из-за строительства крупного металлургического комбината решили основать рядом ещё один город — так посёлок Сад-огород стал Новокузнецком. Новый город рос очень быстро, соединился со старым — и в итоге Кузнецк стал одним из его районов.

В 1932 году город переименовали в Сталинск, а в 1961 — обратно в Новокузнецк. Сейчас здесь проживает более 540 тысяч человек.

02

3. До революции город состоял почти целиком из деревянных зданий — только несколько домов и крепость были построены из камня. Массовая застройка началась в 1931 году, после образования Новокузнецка. Сейчас в городе в основном дома высотой 5 и 9 этажей, хотя есть и более высокие постройки — 16, 18 этажей. Много хрущёвок, но сохранились и целые улицы в стиле сталинского ампира.

03

4. Театральная площадь.

Расположена на пересечении улицы Кирова и проспекта Металлургов. Обустройство площади началось еще в начале 1930-х годов, почти сразу после образования нового города. Здесь планировали построить Дом Советов и Дом Правительства, но первым появилось здание Дома Культуры и Техники Металлургов.

04

5. Первый сибирский небоскрёб.

Это здание построено в 1960 году. Изначально планировалось, что в нём будет 14 этажей, но строителям урезали бюджет — и оставили только 11. А ещё из проекта убрали башню со шпилем, которая должна была украшать здание. Но в остальном здание полностью соответствует параметрам того времени — большие окна, высота потолков — 3,6 метров.

05

6. В то время такие большие здания были редкостью — дом на Кирова 22А сразу стали называть первым сибирским небоскрёбом. Хотя технология строительства отличается от классических многоэтажек — это здание целиком построено из кирпича.

06

7. Сначала в здании хотели разместить гостиницу, но решили отдать его под общежитие. Сейчас большинство комнат жильцы выкупили.

07

8. В 1963 году начал работать Драмтеатр — именно тогда площадь получила название Театральная и было решено её заново благоустроить. В итоге на площади появился фонтан с большой чашей в центре. В начале 2000-х провели его реконструкцию, а несколько лет назад появился и зимний вариант с разноцветной подсветкой.

08

9. Новокузнецкий Драмтеатр.

На его месте планировали построить вторую очередь Дворца Культуры — в то время труппа работала в Театре Металлургов. Во время Великой Отечественной Войны театр уступил свою площадку актерам из Москвы, центральных городов России и Украины, а труппа перенесла спектакли в Ленинск-Кузнецкий — небольшой город между Новокузнецком и Кемерово. Коллектив вернулся в Новокузнецк только в 1963 году, когда было построено новое здание. Здание выполнено в стиле советского классицизма.

09

10. Сад Металлургов.

10

11. Проспект Металлургов, 25. «Дворянское гнездо», которое спроектировал архитектор Н. А. Бровкин, предназначалось для руководителей и ИТР и передовиков производства металлургического завода, поэтому здание изначально называлось «Дом ударников». Это квадратный семиэтажный дом с большими квартирами и необычными решениями в планировке: вход в ванную был из спальни, в кухне — свой мусоропровод. Именно здесь появился первый в городе лифт.

11

12. Граффити-портрет Владимира Высоцкого.

С 2015 года на домах начали рисовать граффити-портреты знаменитостей, которые имеют отношение к Новокузнецку. Первым появился десятиметровый портрет Маяковского на улице Энтузиастов, остальные — на домах улицы Кирова. Есть и портрет Достоевского, недалеко от дома-музея.

12

13. Граффити-портрет Владимира Машкова. Ещё в Новокузнецке можно найти портреты героев ВОВ, академиков, известных ректоров университета.

13

14. Площадь Маяковского на пересечении проспекта Металлургов и улицы Орджоникидзе. На площади установлен памятник поэту. Хотя Маяковский никогда не был в Новокузнецке, он посвятил этому городу поэму, которая начиналась с пророческих слов:

«К этому месту будет подвезено в пятилетку 1 000 000 вагонов строительных материалов. Здесь будет гигант металлургии, угольный гигант и город в сотни тысяч людей».

14

15. Дом на площади Маяковского. Проспект Металлургов, 39. Этот дом считается одним из символов Новокузнецка. Раньше дом заселяли театральные деятели, актёры, врачи — здание было классическим образцом жилья советской элиты. Горожане в то время называли его «Театральный дом».

15

16. На шестом этаже дома протянута открытая галерея с 32-мя колоннами. В центре — большие арки. Изначально в этом месте располагались трамвайные пути и архитекторам пришлось предусмотреть проезд — иначе дом здесь не разрешали строить. Но после окончания строительства архитекторы добились переноса трамвайных путей — так в городе появился новый мост через Абу, который проходит по проспекту Металлургов.

16

17. Во времена строительства этот «Театральный дом» казался настолько большим, что его не поставили в один ряд с другими зданиями на проспекте, а отодвинули немного вглубь. По краям здания расположены две башни, на каждой установлен шпиль со звездой.

17

18. Кинотеатр «Октябрь».

18

19. Пересечение улицы Кирова и 25 лет Октября.

19

20. «Дом с башенкой» на пр. Строителей, 47/9.

Это одно из последних построенных в Новокузнецке зданий в стиле сталинского ампира — именно во время его возведения изменились требования к архитектуре. В итоге вместо двух неоклассических зданий, которые были задуманы по проекту, к дому с башенкой пристроили хрущёвки.

20

21. Построить башню на этом доме разработчик проекта предлагал еще в 1948 году. Но во время строительства политика изменилась — появились требования по устранению излишеств в архитектуре. В итоге башенку строить не стали. И только через 55 лет, в 2003 году, башня всё-таки появилась на этом доме.

21

22. Башня видна с любой точки проспекта Металлургов. Издалека она напоминает одну из башен Московского Кремля.

22

23. Железнодорожный вокзал Новокузнецка.

23

24. Ежедневно от железнодорожного вокзала Новокузнецка отравляются 4–5 поездов дальнего следования и 16–17 электричек.

24

25. На фронтонах вокзала установлены большие часы. Считается, что это самые точные часы в Новокузнецке. Несколько лет назад снесли уличные кассы и построили еще один вокзал — для пригородных направлений.

25

26. «Дом-гайка» на проспекте Курако, 16. Этот пятиэтажный пятигранник — одно из творений архитектора Лоскутникова. «Дом-гайка» — настоящее элитное жильё советского времени с двухуровневыми квартирами и отдельными комнатами для домработниц. Остальные здания на проспекте Курако построены в похожем стиле, но настолько шикарных квартир в них нет.

26

27. Башни в этом доме тоже жилые — в этих комнатах окна выходят на три стороны. До появления дома на площади Маяковского «дом-гайка» был самым большим жилым зданием в Кузбассе.

27

28. Кольцо на пересечении улицы Кирова и Бардина, Октябрьского и Кузнецкстроевского проспектов.

Некоторые улицы в городе имеют особенности: например, нумерация домов по улице Разведчиков по чётной и нечётной сторонам идёт в разнонаправленные стороны, а Гужевая улица в Куйбышевском районе и параллельна сама себе, и перпендикулярна, и даже трижды пересекает сама себя.

28

29. Гостиница «Новокузнецкая».

29

30. Памятник «50 лет образования СССР». Памятник построен в 1972 году и должен был стать социалистическим символом, но в народе его называют просто — «Ромашка».

30

31. Сквер им. Выпова — выдающегося архитектора Новокузнецка.

31

32. Администрация Новокузнецка.

Здание выполнено в форме трилистника, лифты и лестницы расположены в центре. Главная особенность здания — у него нет главного фасада, все стороны равнозначны. Постройка стоит на колоннах — под ней можно свободно ходить. Городская администрация переехала сюда в 1993 году.

32

33. Улица Тольятти. Названа, как и одноименный город, в честь известного итальянского политического деятеля.

33

34. Кузнецкстроевский проспект.

34

35. Река Аба. Проходит через весь город — реку пересекают 9 мостов.

35

36. Новокузнецкий строительный техникум.

36

37. Кузнецкая крепость.

Строительство оборонительного сооружения длилось больше 20 лет и было завершено в 1820 году. Крепость построена как замена деревянного острога — когда здания обветшали, было решено обновить укрепления. Это было очень масштабное и дорогое сооружение для своего времени. Сама крепость была выполнена в виде неправильного многоугольника с высокими земляными укреплениями и каменными полубастионами. Своими пушками крепость прикрывала Кузнецк с вероятной стороны нападения неприятеля — войск Цинского Китая.

В 1870 перестроили старые казармы и организовали в крепости тюрьму. После революции здания были заброшены и только в 1950 году было решено провести реставрацию и сохранить крепость как исторический памятник. В 1998 году начался новый этап реставрации — восстановили исторические постройки, интерьер. Сейчас здесь располагается историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость».

37

38. Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Строился три раза: первый — одновременно с Кузнецким острогом. Вскоре после строительства храм стал самым значимым для местных жителей и приобрел статус собора. Он простоял почти 100 лет и сгорел во втором десятилетии XVIII века. Через 70 лет на том же месте был построен второй храм, который работал до революции, но в 1919 году во время антиколчаковских выступлений сгорели все иконостасы, а колокола рухнули на землю. Через 5 лет восстановили первый этаж и снова начали проводить службы, но уже в 1929 году церковь закрыли и в помещении разместился археологический музей. Затем некоторое время в здесь была школа комбайнёров, потом хлебопекарня. Окончательно здание забросили в 1950-х. Прихожане не раз просили передать им храм, но каждый раз получали отказ. Только в 1989 году собор вновь отдали верующим — и с 1992 года началась масштабная реставрация. Своё новое рождение собор праздновал в 2004 году.

38

39. Дворец культуры «Алюминщик».

Это творение Леонида Лужбина, архитектора из Ленинграда. Лужбин оказался очень настойчивым и даже в период, когда все отказывались от архитектурных излишеств, сумел построить здание именно так, как было запланировано. Архитектор постоянно присутствовал на стройке, добивался полного соответствия проекту, заставлял переделывать самые мелкие детали.

39

40. По плану архитектора среди скульптур на фасаде должен был размещаться вращающийся глобус, освещённый прожекторами — в честь Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Но здание начали возводить, когда с этого события прошло больше 10 лет, поэтому от идеи отказались.

40

41. Арки входа в парк, ДК «Алюминщик» и дом с часами — все эти проекты Лужбин разработал как единую архитектурную композицию, которая окружает площадь Ленина. Часы на башне появились не сразу — только через 4 года после окончания строительства проект был завершён. Интересно, что механизм часов изначально находился не в башне, а в здании ДК «Алюминщик» — для простоты обслуживания. За время службы часы не раз ломались, пока не установили более надёжное устройство с GPS коррекцией.

41

42. Дугообразные дома на улице Тореза. Большой в городе называют «Курская дуга», поменьше — «Малая дуга».

42

43. Если не считать необычной формы, полукруглые дома — обычные пятиэтажные хрущёвки. После их строительства эксперименты с формой прекратили и следующие здания в городе возводили как обычно.

43

44. Дом-кольцо в Новокузнецке.

Выбор такой формы архитекторы объясняли борьбой с излишествами — на выделенной площади невозможно было построить запланированные квадратные метры жилья. Было два выхода — строить 9-ти этажные дома с дорогими лифтами или менять форму дома на кольцо. Выбрали второй вариант. Грани кольца — обычные типовые пятиэтажки, которые соединили панелями и использовали пространство для получения дополнительных квадратных метров.

44

45. В городе это здание называют «дом-шайба», а рядом с ним расположена изогнутая пятиэтажка — «дом-клюшка».

45

46. Собор Рождества Христова. Возведен как мемориал шахтёрам, погибшим в 1997 году на шахте «Зыряновская». Собор начали строить в 2001 году, но почти сразу остановили — кончилось финансирование. В 2008 году стройка возобновилась и в 2012 году собор был открыт.

46

47. В процессе работы было решено увековечить всех погибших шахтёров — студенты собрали 15900 фамилий, начиная с 1920 года.

47

48. Храм Святого Иоанна Воина.

На этом месте располагалась деревянная школа, которую затем переделали в спортивную, а в 1994 году в здании открыли приход и в 1995 году передали церкви. В 2000 году началась реконструкция — и с 2008 года обновленный храм открылся.

48

49. Деревянные купола храма покрывают осиновые фигурные дощечки, изготовленные вручную. Внутри есть иконы, которые написаны 100-200 лет назад, а в сети ходит немало историй о чудесных исцелениях, которые случались здесь.

49

50. «Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть» — написал Маяковский в своей поэме о Новокузнецке. Приезжающих встречают именно эти строки — огромные светящимися фразы на пятиэтажках привокзальной площади.

50

Также смотрите:

  • Певек с высоты — самый северный город России
  • Краснодар с высоты — столица Кубани

Этот год для транспортной системы Москвы стал прорывным. На Большой кольцевой линии (БКЛ) открылись сразу 10 станций метро. А в следующем году БКЛ заработает полностью. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин подвел транспортные итоги 2021 года и рассказал «Вечерней Москве», как развиваются транспортные системы крупнейших городов и какой опыт уже переняла столица, а какой, возможно, стоит перенять у нее.

Михаил Блинкин считает, что запуск крупного участка БКЛ сигнализирует о том, что власти сделали ставку на развитие рельсового транспорта. А именно — пригородных электричек, метро и трамваев.

— Они и создают каркас, на котором весь общественный транспорт и, следовательно, передвижение людей по городу держится, — пояснил эксперт.

Железный позвоночник мегаполиса

— Михаил Яковлевич, строительстве Большой кольцевой линии метро подходит к концу. Что изменится после ее запуска?

— Нам всем станет проще. Чем более разветвленна транспортная сеть, тем меньше перепробеги. Вот мы с вами едем из одного района Москвы в другой. Еще совсем недавно я должен был доехать до кольца, пересесть там и ехать обратно. Когда открыли МЦК, появился другой вариант: я могу не доезжать до центра, а сделать пересадку раньше. Когда же появится Большое кольцо, пассажирам не придется на маршруте вырисовывать вот эту сложную букву «П» или букву «Л», он поедет более-менее прямо. Ведь если сеть метро разветвленная, то надо ехать, условно говоря, 8 километров, а если плохая — 15 километров. Эти лишние пассажиро-километры умножаются на сотни миллионов — столько мы возим пассажиров. Получается огромная транспортная работа, которая никому не нужна. Для этого и усложняется сеть метро — чтобы убрать лишнюю работу и сэкономить пассажиру время. Это одновременно и транспортно-экономическая, и гуманитарная задача.

— Нужно ли тянуть метро в самые отдаленные точки города? Ведь мы их можем перегрузить и создать транспортный коллапс, но уже не на земле, а в подземке!

— Это тяжелый вопрос. Возьмем, например, продление линии от «Выхина» до Люберец. Не строить туда метро было нельзя, потому что там люди живут, им без метро было плохо. С другой стороны — линия становится жутко перегруженной. У метро есть пределы пропускной способности: оно может провезти в час 50–60 тысяч пассажиров в одном направлении. А когда больше, то начинается настоящая давка на станциях, люди садятся не в первый поезд, а во второй, третий…

— Что, в общем-то и происходит!

— Чтобы решить эту проблему, в Москве не просто продлевают линии, а усложняют конфигурацию сети. Так, например, кроме красной ветки до Коммунарки у нас пройдет еще одна, чтобы появилась альтернатива. Это очень непросто сделать, это очень и очень дорого, но Москва это делает.

— Многие ругают идею строительства метро в аэропорт «Внуково». Дескать, какой смысл, если можно и на аэроэкспрессе доехать.

— Метро до «Внуково» на самом деле строят главным образом не для пассажиров аэропорта — хотя и для них тоже, а для жителей Новой Москвы. Там ведь сотни тысяч человек живут, а будут миллионы. Так что это строительство — часть плана развития территории ТиНАО.

Ставка на рельсы: метро, электрички и трамваи — три способа спасения от пробок

Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Рая для автомобилистов не будет

— Но ни один город лишь на рельсовом каркасе не держится. Какие еще виды транспорта стоит развивать?

— А их уже в Москве развивают. Есть автобусы, электробусы и много чего еще.

— Значит, современные мегаполисы делают ставку на общественный транспорт. И что же — победит он все-таки личный автомобиль или нет?

— Никто ни с кем не воюет, никто никого не побеждает. Забудьте это противопоставление. Речь идет о разумном гармоническом сочетании. Другое дело, что личный транспорт в современных мегаполисах уже совсем не тот, что раньше! Ведь как было последние полвека, а в США и целый век? Я купил автомобиль и я на нем езжу. Но сейчас начинает развиваться экономика разделенного потребления — шеринга.

Я уже не владею автомобилем — он мне в личном пользовании не нужен, поскольку слишком дорого обходится. Теперь я его, когда нужно, арендую. И не только его, но и средства индивидуальной мобильности — например, велосипед, самокат, сегвей и т. д. Москва, кстати, быстро идет по этому пути — обратите внимание, сколько стало на улицах «прокатных» велосипедов и самокатов! И еще один важный момент: в современных мегаполисах — и тут мы, к счастью, тоже не исключение — быстро развивается удобная пешеходная среда. Это значит, что резко увеличиваются пешеходные перемещения первой и последней мили. Проще говоря, мы все чаще ходим пешком. Если у меня удобный тротуар, а до станции метро не так далеко — не больше километра, то я лучше пройдусь пешочком, чем будут ждать автобус или тем более ехать туда на личном автомобиле. А вот если пешеходная среда плохая, как еще совсем недавно было в Москве, то я кровь из носу на чем-то поеду. Потому что идти пешком просто физически неудобно.

— Сейчас многие стали ездить на такси.

— Да, и это тоже тренд. Почему так активно развиваются каршеринг и таксомоторные перевозки? А потому что они получили удобную цифровую упаковку. Простой доступ к этим сервисам привел к настоящей транспортной революции! Вспомните, как было раньше. Чтобы вызвать такси, нужно было куда-то долго дозваниваться, потом минут сорок, а то и час ждать автомобиль. Ну или, если нет времени, было нужно бежать на улицу и голосовать, ловить таксомотор рукой. Это, конечно, каменный век. А теперь, чтобы вызвать такси, нужен смартфон и одна минута времени. К тому же цифровизация резко снизила цены на услуги. Такси стало доступно практически всем. На нем можно уже и в булочную ездить.

— Можно. Только вот пробки.

— Да, пробки никуда не делись. И дело вот в чем. Москва в свое время построила миллионы квадратных метров асфальта. Каждый год строили 1–2 миллиона. Это не просто много, это очень много, рекордные даже для современного мегаполиса цифры! Но вот ведь какое дело. Если до начала масштабного строительства дорог их площадь составляла 8–9 процентов всей застроенной территории города, то сейчас даже с учетом рекордных темпов строительства она составляет 10 с небольшим процентов. Но даже в самых тесных европейских городах этот показатель — не меньше 20–25 процентов! А в городах США — 30–35.

— Почему так?

— А потому что строить особо негде. Москва изначально распланирована так, что передвигаться по ней горожане должны были общественным транспортом. И если мы решим вдруг все поехать на автомобилях, то нужно полностью перестраивать город, сносить дома, строить дороги в несколько уровней. Разумеется, на это никто не пойдет. Вот и получается, что на Западе приоритет общественного транспорта — это вопрос скорее экологический. А для нас это вопрос жизни и смерти. Есть качественный общественный транспорт — город живет. Нет его — стоит в пробках. У нас ведь очень высокая плотность населения. В Москве в среднем на один гектар застроенной площади приходится больше ста человек. Это очень много. Это показатель азиатских мегаполисов. Поэтому мы просто не можем позволить себе ездить на автомобилях.

— Михаил Яковлевич, в 2000-х годах вы пугали москвичей апокалиптическими пробками. Дескать, если мы продолжим ездить на работу на машинах, то, скорее всего, нам придется ночевать в офисах, потому что назад уже не уедешь.

— И правильно пугал. А еще я очень рад, что меня услышали. Если бы не масштабная программа развития общественного транспорта, которую инициировал Сергей Собянин и реализовало правительство Москвы в 2012–2021 годах, то Москва бы к 2020 году просто рассыпалась на транспортно не связанные территории. Мы бы ездили из Отрадного в Саларьево с ночевкой, потому что по-другому просто никак. А сейчас можно доехать за час на метро. Москву в буквальном смысле удалось сохранить как город. Это огромный результат.

Ставка на рельсы: метро, электрички и трамваи — три способа спасения от пробок

Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Что делать с самокатами

— Михаил Яковлевич, напасть территориального распада мы преодолели. Но возникла другая — новые виды транспорта. Народ пересаживается на самокаты и активно давит друга. Что с этим делать?

— Дело не только в самокатах. У нас есть и электровелосипеды, и обычные велосипеды, и сегвеи. Что с ними делать, никто в мире не знает! Взять электросамокат. Если выпустить его на проезжую часть, мы получим покойника. Если мы выпустим электросамокат на тротуар, мы снова получаем покойника! Почему? А потому что в техпаспорте многих самокатов прямо написано — может развивать скорость до 60 км/час. И вот представьте — едет он 60 или даже 40 км/час и кого-то сбивает, что на тротуаре совсем нетрудно. Самокатчик и сам может насмерть разбиться, и пешехода угробить.

— И как быть?

— Первый вариант: объявить этот транспорт сугубо рекреационным и выпускать исключительно в парках по выделенным дорожкам. Второй вариант — ввести правило, что если тебя все же пускают на тротуар, то ты передвигаешься со скоростью пешехода. Так вероятность аварий мы снизим до минимума. Возможно, в светлом будущем возникнет отдельная инфраструктура для средств индивидуальной мобильности. Хотя при нашем дефиците асфальта лучше выделять дорожки для велосипедистов, чем для самокатчиков.

— А если выпускать вместе с велосипедистами?

— Могут посбивать друг друга: слишком разные скоростные режимы.

Украшение города

— До пандемии власти Москвы говорили о запуске водных маршруток. Как вы считаете — нужны?

— Не просто нужны. Я уверен, что они появятся, это не фантазии чиновников. Другой вопрос, что этот транспорт будет перевозить лишь доли процента общего пассажиропотока. Намного меньше, чем даже такси. Но в Москве даже доли процента — это сотни тысяч людей, для которых водный транспорт сделает жизнь более удобной. В общем, я горячий поклонник развития этого вида транспорта. Ведь к Москве-реке примыкают многие густонаселенные кварталы. Марьино, Братеево, Нагатинский Затон, Строгино — миллионы людей недалеко от воды живут! Почему бы не сделать их жизнь чуточку комфортнее? При этом надо понимать, что необходимо строить новые причалы, подводить к ним наземный транспорт, пешеходные дорожки — это недешевая история. Да и эксплуатация водного транспорта будет обходиться довольно дорого. Он может работать исключительно на дотациях. Вообще позволить себе такой транспорт могут только богатые города. В бедных передвигаются на джонках. Но Москва как раз богатая, ей можно.

— Для красоты?

— Да, для красоты! Водные маршрутки города добавят транспортной системе города эстетическую окраску. Они станут вишенкой на торте.

Ставка на рельсы: метро, электрички и трамваи — три способа спасения от пробок

навигация

Канатные дороги: можно, но осторожно

— К вопросу о вишенках. А канатные дороги нам нужны? Это для нас транспорт или аттракцион для туристов?

— Да, прежде всего это развлечение. Это туризм. Но что же в туризме плохого? Это новые рабочие места, это налоги, которые идут на развитие города. Однако думать, что, построив канатную дорогу между районами, мы обеспечим устойчивую транспортную связь, это наивно. Там не такая высокая пропускная способность. Ни с метро, ни даже с автобусом канатную дорогу сравнить невозможно. Есть и еще один немаловажный фактор. Канатная дорога — это всегда опоры. Где их ставить в тесно застроенной Москве? Придется где-то между домами, серьезно побеспокоив местных жителей. И, я подозреваю, им будет очень трудно объяснить необходимость канатной дороги. Вот когда, например, под окнами строится Северо-Восточная хорда или какая-то другая крупная трасса, я могу прийти и объяснить, что это объективно нужно городу. Что этой хордой могут воспользоваться и сами жители района или конкретного дома. Могу рассказать, что город сделает все возможное, чтобы минимизировать влияние шума от этой трассы: поставит шумозащитные экраны, высадит деревья. А что я скажу людям в защиту канатной дороги? Боюсь, что ничего. Поэтому канатные дороги нужны лишь там, где нет и даже гипотетически не может быть конфликта с населением. Вот, например, на Воробьевых горах канатка решительно никому не мешает. И на ВДНХ никому не будет мешать. Второе условие появления канатной дороги — она должна иметь большой туристический или рекреационный потенциал. И снова приведу в пример Воробьевы горы и ВДНХ: здесь эти потенциалы, согласитесь, огромны. А вот если эти условия не соблюдаются, то, думаю, канатная дорога не нужна. Она больше проблем создаст, чем решит.

КАК У НИХ

В передовых мегаполисах мира уже появляются альтернативные транспортные системы.

— Так, например, в Сингапуре появилась система Navia. Это компактные электрические автобусы-беспилотники, максимум на восемь пассажиров, которые используются при поездках в нужную точку малых компаний людей, совместных прогулок или корпоративных выездов. Их скорость — до 20 км/час, и они защищены электроникой от столкновений.

— В Токио, в свою очередь, появились машины специально для водителей-одиночек. Это ультракомпактные трехколесные электромобили, которые могут при езде по дорогам протискиваться даже в самые малые щели между другими машинами, что позволяет им куда быстрее преодолевать пробки.

— А город Шэньчжэнь в Китае с населением 12 млн человек завершил перевод наземного общественного транспорта на электрическую тягу. В результате все 16 359 автобусов Шэньчжэня теперь ездят на электричестве, вообще не используя дизельное топливо.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Москве с 2021 до 2024 года планируется построить 25 станций метро, это около 58 км линий. Ежегодно планируется вводить по 8–9 новых станций. В 2022 году в столице сосредоточатся на строительстве станций Большой кольцевой линии (БКЛ) и запланировано замкнуть кольцо. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией, многие из которых дублируют уже существующие станции радиальных линий. В 2021 году открылись для пассажиров 9 станций БКЛ: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская» и «Зюзино», а также одна реконструированная станция «Каховская».

125 лет назад родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский. Историки считают его одним из величайших полководцев СССР. Как отмечают эксперты, Рокоссовский, участвовавший в большинстве решающих битв Великой Отечественной войны, внёс весомый вклад в разгром нацизма.

Согласно официальной биографии, Константин Рокоссовский родился 21 декабря 1896 года в городе Великие Луки Псковской губернии. Однако часть историков оспаривают как дату, так и место рождения будущего полководца. Альтернативным годом рождения Рокоссовского иногда называют 1894-й, а местом — Варшаву или посёлок Телеханы (в наши дни — территория Белоруссии). Происходил Рокоссовский из старинного шляхетского рода, утратившего в XIX веке дворянский статус.

Отец Рокоссовского работал на железной дороге, по одной версии — ревизором, по другой — машинистом паровоза. Мать была работницей чулочной фабрики. Константин рано потерял родителей и уже подростком был вынужден зарабатывать себе на хлеб фабричным работником и помощником камнетёса. В связи с этим, как пишут биографы Рокоссовского, молодой человек рано заинтересовался левыми идеями. 

Военная карьера

В августе 1914 года Константин Рокоссовский поступил добровольцем в 5-й драгунский Каргопольский полк. По словам историков, во время Первой мировой войны он не раз проявлял себя как хороший фронтовой разведчик. А за участие в захвате окопа немецкого полкового караула был удостоен Георгиевской медали 4-й степени. Как отмечают эксперты, специфика службы в драгунском полку позволила Рокоссовскому получить разносторонние военные навыки. Он прекрасно владел пикой, шашкой и огнестрельным оружием, сражался как в пешем, так и в конном строю.

После Октябрьской революции 1917 года Константин Рокоссовский поддержал большевиков и вступил в Красную гвардию. Он участвовал в борьбе с бандитизмом и анархистскими выступлениями в Вологде и других городах России. В дальнейшем был направлен на Урал, где воевал с белогвардейцами и с частями Чехословацкого корпуса. Вскоре он был назначен командиром эскадрона.

Также по теме

Атака российских войск на австро-венгерских солдат в Северной Буковине. 27 декабря 1915 года
«Разбалансировка системы отношений»: почему началась и как завершилась Первая мировая война

105 лет назад началась Первая мировая война. Она возникла из-за масштабных противоречий между великими державами, связанных с…

В годы Гражданской войны Рокоссовский быстро прошёл путь до командира кавполка. Он успешно участвовал в борьбе с колчаковцами и частями барона фон Унгерна, был тяжело ранен и награждён орденом Красного Знамени. Известно как минимум о двух случаях, когда Рокоссовский на поле боя лично вступал в противоборство с командирами соединений противника. Одного он зарубил, получив при этом пулевое ранение.

«Рокоссовский проявил себя в Гражданскую войну как убеждённый большевик и смелый солдат, он заслужил себе репутацию человека, на которого можно положиться», — рассказал в беседе с RT военный историк Сергей Перелыгин.

В 1920-е — 1930-е годы Рокоссовский служил на командных должностях в различных кавалерийских частях, готовил монгольских военных, отличился во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, а также учился на Кавалерийских курсах усовершенствования командного состава и в Военной академии имени М.В. Фрунзе. 

61b5b1b902e8bd1c3e0ed852

  • Младший унтер-офицер К. Рокоссовский, 1917 год
  • © Wikimedia Commons / Public Domain / В. Кардашов

По словам специалиста-историка Музея Победы Александра Михайлова, некоторое время Рокоссовский командовал 7-й Самарской кавалерийской дивизией. Одним из его подчинённых в это время был Георгий Жуков.

«Рокоссовский был очень хорошим начальником. Блестяще знал военное дело, чётко ставил задачи, умно и тактично проверял исполнение своих приказов. К подчинённым проявлял постоянное внимание и, пожалуй, как никто другой умел оценить и развить инициативу подчинённых ему командиров», — вспоминал Жуков в своих мемуарах.

61b5b623ae5ac91c4637636a

  • Конфликт на КВЖД
  • © Wikimedia Commons

В 1935 году Рокоссовскому было присвоено звание комдива, а год спустя он стал командиром 5-го кавалерийского корпуса в Пскове. С 1937 по 1940 год Рокоссовский находился под следствием в органах НКВД (по некоторым данным — из-за обвинений в работе на польскую и японскую разведки), однако был полностью оправдан.

После освобождения из-под следствия Рокоссовский был направлен в распоряжение своего бывшего подчинённого — командующего Киевским особым военным округом Георгия Жукова. Он участвовал в Прутском походе Красной армии, а затем был назначен командиром 9-го механизированного корпуса. Как отмечают историки, хотя Рокоссовский десятилетиями служил в кавалерии, он осознавал возрастающее значение военной техники и воспринял новое назначение с воодушевлением.

На фронтах Великой Отечественной

«С первых дней Великой Отечественной войны Рокоссовский оказался в гуще противостояния с нацистами. Его корпус изматывал врага, сдерживая наступление вермахта в северо-западных областях Украины и отступая только по приказу командования», — отметил Александр Михайлов.

В июле 1941 года Рокоссовский был переведён на Западный фронт. Официально он был назначен командующим 4-й армией, но на практике возглавил группу, на которую замыкались остатки частей нескольких армией, и удерживал оборону в районе города Ярцево Смоленской области. Позже Рокоссовский возглавил 16-ю армию, сформированную на базе группы войск ярцевского направления. В сентябре ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.

Также по теме

Белорусская наступательная операция «Багратион»
«Шедевр военного искусства»: почему операция советских войск «Багратион» считается одной из самых успешных во время ВОВ

23 июня 1944 года войска Красной армии начали Белорусскую наступательную операцию «Багратион» — одну из крупнейших за всю историю….

В дальнейшем Рокоссовскому было поручено прикрывать Волоколамское направление в ходе Битвы за Москву. В его распоряжении оказались подразделения, ставшие впоследствии легендарными, в частности 316-я стрелковая дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. По словам историков, ожесточённое сопротивление, которое оказывали врагу подчинённые Рокоссовскому части, способствовало провалу гитлеровского наступления на Москву.

В марте 1942 года Рокоссовского тяжело ранило осколком снаряда. После операции и лечения в госпитале он снова принял командование 16-й армией, однако уже в июле был назначен командующим Брянским, а в сентябре — Донским фронтом.

Как отмечают историки, Рокоссовский разрабатывал план окружения и разгрома нацистской группировки, наступавшей на Сталинград, и лично принимал участие в его реализации. Именно военнослужащие Донского фронта взяли в плен генерал-фельдмаршала Фридриха Паулюса.

61b5c715ae5ac92f3943a577

  • Пленного генерал-фельдмаршала Паулюса и его адъютанта конвоируют в штаб 64-й армии. 31 января 1943 года
  • © Wikimedia Commons

В 1943 году Рокоссовский был назначен командующим Центральным фронтом. По словам историков, он настоял, чтобы советские войска перед Курской битвой перешли к устойчивой обороне, буквально зарывшись в землю. Кроме того, он точно предугадал направление главного удара нацистов и подготовился к нему. Как новаторское решение Рокоссовского эксперты отмечают артиллерийскую контрподготовку, проведённую перед гитлеровским наступлением. Таким образом, по словам Александра Михайлова, войска под командованием Рокоссовского внесли серьёзный вклад в разгром нацистов на Курской дуге.

«В полководческой карьере Рокоссовского особо следует выделить операцию «Багратион», в ходе которой советские войска освободили от гитлеровцев Белоруссию в 1944 году», — заявил в комментарии RT военный историк Григорий Попов.

61b5c9da02e8bd577b26490f

  • Константин Рокоссовский во время Курской битвы
  • globallookpress.com
  • © Mary Evans Picture Library

Начать наступление Рокоссовский предложил, нанося не один, а сразу два одновременных удара, которые позволяли лишить врага возможности манёвра. Такое решение шло вразрез с установившейся практикой, и Иосиф Сталин при обсуждении плана несколько раз уточнял у Рокоссовского, не приведёт ли это к распылению сил. Однако Рокоссовский настоял на своём. По словам историков, успех операции превзошёл все ожидания командования. Советские войска почти полностью освободили Белоруссию, Прибалтику и восточные районы Польши. Это стало одним из крупнейших поражений вермахта за время войны.

В 1944 году Рокоссовский был произведён в маршалы Советского Союза и удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.

61b5c68402e8bd4162352043

  • Подготовка операции «Багратион». Слева направо: генерал-лейтенант И.С. Варенников, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, генерал-полковник В.И. Казаков, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, апрель 1944-го
  • © Минобороны России

Рокоссовский участвовал в разгроме нацистских группировок в Восточной Пруссии и Померании. А во время Берлинской наступательной операции войска 2-го Белорусского фронта под его командованием сковали силы 3-й немецкой танковой армии, лишив их возможности участвовать в боях в столице рейха.

24 июня 1945 года Рокоссовский командовал Парадом Победы в Москве. После завершения войны он руководил советскими войсками, находившимися на территории Польши. Впоследствии по просьбе официальной Варшавы он был поставлен во главе польского Министерства национальной обороны и произведён в маршалы Польши.

61b5d363ae5ac92f1544dd9d

  • Константин Рокоссовский на посту министра национальной обороны Польши
  • © Wikimedia Commons

По возвращении в 1956 году в Советский Союз Рокоссовский был назначен заместителем министра обороны СССР и оставался на этом посту более пяти лет (с небольшим перерывом на руководство Закавказским военным округом на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке). Увольнение с поста замминистра, согласно некоторым свидетельствам, было связано с тем, что Рокоссовский в ответ на предложение Хрущёва написать обличительную статью о «культе личности» ответил: «Никита Сергеевич, товарищ Сталин для меня святой!»

С апреля 1962 года Рокоссовский был переведён в группу генеральных инспекторов Минобороны СССР. Умер маршал 3 августа 1968 года в Москве.

61b5d42a02e8bd380666cdb2

  • Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу К.К. Рокоссовскому скульпторов Владимира и Данилы Суровцевых, установленный в Волгограде
  • РИА Новости
  • © Кирилл Брага

«Рокоссовский — это знаковая фигура в истории отечественных вооружённых сил, яркий представитель плеяды полководцев Великой Отечественной войны, которых принято называть маршалами Победы. Его личный вклад в победу над грозным врагом, угрожавшим самому существованию нашей Родины, весьма значителен», — подытожил Александр Михайлов.

В спецрубрике БНК «Печать века» продолжаем из архивных публикаций в региональной прессе узнавать, как прожила республика свой первый век. Подборка подготовлена совместно с Национальной библиотекой республики на основе материалов газеты «Красное знамя».

Герб столицы, дом рождения и драмтеатр имени Савина: о чем писали газеты Коми в 1978 году

Фото из архива БНК

Орфография и пунктуация авторов сохранены. Для тех, кто заинтересуется первоисточниками, даны ссылки на название газеты, номер выпуска и страницу. Найти все эти издания можно в отделе периодики Нацбиблиотеки Коми. Газеты 1920-х годов доступны для изучения и чтения в Национальной библиотеке республики по адресу: ул. Катаева, 41. Часть периодических изданий оцифрована и есть в электронном виде на сайте НЭБ РК.

Отрывки из публикаций за июль — декабрь 1978 года

Символ города. Исполком Сыктывкарского городского Совета народных депутатов утвердил герб столицы республики

…26 декабря 1968 года Сыктывкарский горисполком объявил конкурс на проект герба.

Работал над проектом герба Сыктывкара и заслуженный художник РСФСР В. В. Поляков. И вот герб готов. На нём – две соединяющиеся серебристые реки, условное изображение которых сделано в стиле коми национального орнамента. На месте «слияния» этих «рек» помещён серебряный в традиционной геральдике щиток, на котором элемент герба Усть-Сысольска – медведь, но уже вышедший из берлоги. В верхней части герба на красном поле стилизованный контур циркулярной пилы, внутри которой изображена ёлка. Эти же деревья и в нижней части герба на светло-синем фоне. Цвета – синий и красный – символизируют флаг Российской Федерации, серебряный цвет изображений ассоциируется с белизной северной зимы. …

Матвеев В. Красное знамя. 1978. 9 июля.

Фанере – Знак качества!

Государственная комиссия аттестовала на государственный Знак качества большеформатную фанеру марки «ФК» сорта «В/ВВ» выпускаемую Жешартским фанерным комбинатом. Это четвёртый вид продукции комбината, получивший почётный пятиугольник.

Кабытов А. (Усть-Вымский р.). Красное знамя. 1978. 20 июля.

Первая продукция

Новая фабрика мебельной фирмы «Север» поставила в фирменные магазины Сыктывкара первую партию нового вида мебели – так называемых стенок. …

До конца года фабрика должна выпустить этого вида мебели на сумму в 1,5 миллиона рублей.

Ерофеев В. Красное знамя. 1978. 31 августа.

С камерой – по древнему каналу

Более двух недель в Усть-Куломском районе работала киноэкспедиция Сыктывкарской студии телевидения. Она снимала документальный фильм о Северо-Екатерининском канале для «Клуба кинопутешествий» – по заказу Центрального телевидения.

Матвеев В. Красное знамя. 1978. 5 сентября.

На берегу Влтавы

В Чехословакии на общегосударственной сельскохозяйственной выставке «Земля – кормилица» традиционным участником которой является и наша страна, представлены изделия консервного цеха Сысольского мехлесхоза – брусничное варенье, брусника, протёртая с сахаром.

Бородина Т. Красное знамя. 1978. 10 сентября.

К юбилею села

В октябре село Объячево отмечает 500-летие. К этой дате Коми книжное издательство выпустило книгу «Объячево – центр Прилузья».

Книга открывается главой «Из глубины веков», в которой говорится о возникновении села, его истории, тяжелой жизни крестьян в дореволюционное время.

Дуркин Г. Красное знамя. 1978. 28 сентября.

Дом рождения

Осенью 1938 года Сыктывкарский горсовет принял решение о переводе родильного отделения городской больницы, которое имело 15 коек, в отдельное помещение. В октябре того же года родильный дом переселился в здание бывшей земской больницы, получив 50 коек.

Рос город, росло его население, и, несмотря на трудное послевоенное время, было решено надстроить к роддому второй этаж. Перестройка производилась по проекту архитектора Ф. А. Тентюковой и закончилась в 1952 году. Каждому сыктывкарцу, несомненно, знакомо это красивое красно-белое здание на улице Бабушкина.

Бехтерев А. Красное знамя. 1978. 29 октября.

Предлагает бюро добрых услуг Сыктывкара

Работники бюро по вашей просьбе уберут квартиру, сделают мелкий ремонт: утеплят двери, врежут замок, сделают отверстие в стене. Примут на переплёт книги, журналы, газеты, бухгалтерские документы, доставят подарки по адресам.

В бюро можно получить справку по обмену жилой площади, дать печатать на машинке, записаться на курсы кройки, шитья и вязания, по желанию воспользоваться услугами духового оркестра.

Красное знамя. 1978. 4 ноября.

В Фонд мира

На улицах Воркуты появилась новая машина – такси. Отличается «Волга» необычной надписью по обоим бортам: «Водитель работает в Фонд мира».

Коллектив таксомоторной колонны Воркутинского автотранспортного предприятия решил, что каждый водитель такси одну смену в месяц отработает на этой машине. Все вырученные деньги передаются в Советский Фонд мира.

Николаева Н. Красное знамя. 1978. 5 ноября.

Птицефабрика – в строю

В строй действующих вступила Эжвинская птицефабрика на 270 тысяч кур-несушек клеточного содержания. Построил её коллектив передвижной механизированной колонны треста «Бумпромстрой».

Новая птицефабрика – это современное промышленное предприятие по производству яиц и птичьего мяса. После выхода на свою проектную мощность она будет давать в год около 70 миллионов штук яиц и до одной тысячи тонн мяса птицы.

Макаров В. Красное знамя. 1978. 12 ноября.

В Совете Министров Коми АССР

Драматическому театру – имя Виктора Савина.

Совет Министров Коми АССР принял предложение общественных организация республики о присвоении республиканскому драматическому театру имени Виктора Алексеевича Савина – основоположника коми драматургии и национального театра. Театр будет теперь называться «Республиканский драматический театр имени Виктора Алексеевича Савина».

Красное знамя. 1978. 21 ноября.

Экзамен сдан, экзамен принят

На днях в календаре культурной жизни республики появилась ещё одна знаменательная дата – 25 декабря – день рождения Союза композиторов Коми АССР. Ей предшествовал творческий отчёт композиторов республики, на котором в числе других гостей присутствовал и секретарь Союза композиторов РСФСР, ректор Горьковской консерватории им. Глинки профессор А. А. Нестеров.

Красное знамя. 1978. 31 декабря.

  • Я ненавижу страну сказок комикс
  • Я не читал рассказов оссиана
  • Я не твоя жена рассказ на дзен
  • Я ношу женское нижнее белье и колготки рассказы
  • Я не чайно нажала как пишется