Я не виноват зощенко план рассказа об отце

Тема обсуждение рассказа м.зощенко лка. тип урока урок усвоения новых знаний. класс 6 цель учителя создание условий для формирования у

Тема

Обсуждение
рассказа М.Зощенко «Ёлка».

Тип урока

Урок
усвоения новых знаний.

Класс

6

        
Цель учителя

Создание
 условий для формирования у учащихся импрессивной (понимание) и экспрессивной
(воспризведение) стороны речи.

       Цель
учащегося

Совершенствование
умения работать с текстом прочитанного рассказа,  формирование
коммуникативной стороны речи (средство общения)

Планируемые результаты

Личностные:

Планировать и выполнять
поставленные задачи; стремиться к взаимопониманию на основе общего интереса и
уважения.

Регулятивные:
определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные:  уметь
отличать новое от уже известного,  делать выводы.

Коммуникативные
оформлять свои мысли в устной  форме с учетом учебных и жизненных речевых
ситуаций, работать в группе.

Предметные:

Знать содержание
рассказа М.Зощенко «Ёлка» и уметь воспроизводить его  в связи с поставленными
задачами.

Оборудование

Иллюстрации
с изображением М.Зощенко, пазлы «Ёлка», изображение ёлки и  ёлочных игрушек с
отрывками из прочитанных текстов, слова  о Лёле и Миньке для синквейна, физ.минутка
«Ёлочка»,  рисунки детей «Ёлка», презентация.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты (БУД)

1.Орг.момент

Приветствуют
учителя, проверяют готовность к уроку.

Приветствует
учащихся, создает психологический настрой.

  Друзья мои, я очень рада 
   Войти в приветливый наш класс. 
   И для меня уже награда 
   Вниманье ваших умных глаз. 

Принимать
учебную ситуацию (регулятивное БУД).

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся. Формулировка темы.

Слушают.

Отвечают
на вопросы учителя, проговаривают тему и цель урока.

Предлагает
прослушать загадку.

Отгадайте загадку. Слушаем внимательно.

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На новый год я главная.  (Ёлка) (Слайд 1 — 2)

-Ребята, а вы любите Новый год?

-А что для вас Новый год?

-Ребята, о Новом годе мы заговорила не зря.
Давайте подумаем, о чем мы будем говорить на уроке?

-Правильно. ребята, мы прочитали
произведение М.Зощенко «Ёлка», сегодня мы обсудим его содержание.

Уметь
оформлять свои  мысли в устной форме, слушать ответы одноклассников
(коммуникативные БУД); объяснять жизненные  явления (познавательное БУД).   

3.Введение
нового знания.

Находят
среди буквенного текста слова, проговаривают скороговорки

Организует
совместное открытие нового знания.

Речевая
разминка
 (Слайд
3 , 4, 5)

1.
Развитие внимания

·        
кёлкайтснегывц (ёлка, снег)

·        
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а)
Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

Задание: Найти общее понятие для
этих слов. Какое лишнее? Почему?

2.
Артикуляционная гимнастика.
(Слайд 4)

  Скороговорки

Вот сейчас и
поработаем со скороговоркой, в котором есть слово     ЁЛКА.

·       
У
водоема растет елка

У елки
колкие иголки

Под
елкой в норке живет еж,

Его
руками не возьмешь.     

У ежа и ёлки
колкие иголки.

ü ЁЛКА, ЁЛКА,
ЁЛОЧКА, КОЛКАЯ ИГОЛОЧКА.

(все
вместе  шепотом, громко, радуясь, спрашивая, удивляясь, спокойным голосом).

– После такой разминки мы должны читать и говорить как?

– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.

Уметь
оформлять свои мысли в устной, затем в письменной форме (коммуникативное БУД);
извлекать необходимую информацию задания (регулятивное БУД).     

4.Первичное
закрепление.

Собирают
ёлочку в паре, отвечают на вопросы.

Организует
правильное выполнение задания.

Игра « Собери ёлочку»  (Слайд 6)

http://images-photo.ru/_ph/24/2/334527349.png
Собрать
пазл ёлки.  Развитие мелкой моторики.

     После
того, как ёлочки собраны, учитель вывешивает на доске большую ёлку без
игрушек.

 
Сегодня мы поговорим о главных героях рассказа М.Зощенко «Ёлка»  и их
поступках.

Работа
над н/материалом
 (Слайд 7)

       
Все люди совершают ПОСТУПКИ или ПРОСТУПКИ. Кто знает, чем отличаются эти
слова? Что значит поступок и проступок?

             
Так вот, ПОСТУПОК – это совершенное кем-нибудь действие, а

 ПРОСТУПОК
– это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

Что же совершали Лёля и Минька?
(поступок и проступок).

Умение
отличать новое от уже известного (познавательное БУД).

Организовывать
учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с
другом);

 (коммуникативное
и личностное БУД).

5.Динамическая
пауза.

Проводят
физ.минутку.

Организует
проведение динамической паузы.

— Давайте
немного отдохнем.

Музыкальная
физ.пауза «Ёлочка».

Установка
на здоровый образ жизни (личностное БУД).

6.Закрепление
изученного материала, его применение.

Выбирают
ёлочную игрушку с правильным текстом и прикрепляют на ёлку.

Составляют
синквейн

Выполняют
самостоятельную работу.

Организует
правильное выполнение задания.

1.Определи
правильность эпизода.
Учащиеся выбирают отрывки, относящиеся
к прочитанному рассказу М.Зощенко «Ёлка» и прикрепляют на ёлку на доске.
(Слайды с иллюстрациями из рассказа 9-13)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/679/94679638_YOlochka_v_lesu.jpghttps://images.ua.prom.st/325678796_w640_h640_novogodnie_shary.jpg

Содержание
отрывков на игрушках:

1.Вот на
ветвях повисли набитые сластями маленькие сетки, вырезанные из цветной
бумаги, выросли золочёные яблоки и орехи. (Х.Андерсен «Ель»)

2.Малыши
остановились, как вкопанные, но лишь на минуту, а потом поднялся такой шум и
гам, что просто в ушах звенело. (Х.Андерсен «Ель»)

3.
Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек – красных,
голубых, белых, а к самой верхушке ели – большую звезду из сусального золота.
(Х.Андерсен «Ель»)

4.
Свечки догорели, их потушили, а детям позволили обобрать дерево. Как они
набросились на него! (Х.Андерсен «Ель»)

5.Потом
дети опять принялись плясать, не выпуская из рук своих чудесных игрушек.
(Х.Андерсен «Ель»)

6.Весёлое
было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них и Ванька крякал.
(А.Чехов «Ванька»).

7. Срубленную
ёлку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать её.  (А.Чехов
«Ванька»)

8.А
когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочёный  орех и в
зелёный сундучок спрячь. (А.Чехов «Ванька»)

9.Молодые
ёлки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать.  (А.Чехов
«Ванька»)

10.Когда
ещё была жива Ванькина мать Пелагея, то Ваньку кормили леденцами и выучили
его читать и писать.  (А.Чехов «Ванька»)

11.И
видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. (М.Зощенко «Ёлка»)

12.А  на
ёлке разноцветные бусы, флаги. Фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские
яблочки. (М.Зощенко «Ёлка»)

13.И она
каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и
тоже дарила ребёнку. (М.Зощенко «Ёлка»)

14.И
тогда  наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала: входите.
(М.Зощенко «Ёлка»)

15.И она
взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. (М.Зощенко
«Ёлка»)

16.Но я
с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери
подглядывал, как моя мама украшает ёлку. (М.Зощенко «Ёлка»)

2.Составление
синквейна о главных героях рассказа

Ребята
выбирают листочки с характеристикой и прикрепляют на доске  (Слайд 14)

А)
высокая, длинновязая, бойкая (Лёля)

    
Маленький, тихий, любопытный (Минька)

Б)
доставала, съедала, не церемонилась (Лёля)

     Не
мог достать, откусывал, чуть не заревел (Минька)

В) Можете
уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне
останется. (Лёля)

Можете
уходить, и тогда паровозик мне останется (Минька)

Г)
Вывод:  с тех пор я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу  не ударил
того, кто слабее.

3.Самостоятельная
работа,  ответить на вопросы:

1.    
Обиженная
тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)

2.    
Как хотела
наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)

3.    
Какую
пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что
в крапиву садиться!)

4.    
Что
произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)

5.    
Что хотела
мама подарить Миньке? (Паровозик)

6.    
Чему
удивилась мама? (Что мы остались одни)

Учащиеся
предполагают, к какому эпизоду относится картинка.

4.Зрительная
физ. минутка «Ёлочка»
(Слайд 15)

5.Выразительное
чтение эпизода из рассказа.

6.Решение
теста.

Уметь
планировать свои действия в соответствии с заданием; осуществлять действия по
реализации плана (регулятивные БУД).

Оформлять
свои мысли в устной и письменной речи;

слушать
других, пытаться принимать чужую точку зрения (коммуникативные БУД).

Объяснять 
свою точку зрения;

уважать
чужое мнение (личностные БУД).

Самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать
логическую цепь рассуждений (познавательные БУД).

Объяснять 
свою точку зрения;

уважать
чужое мнение (личностные БУД).

Установка
на здоровый образ жизни (личностное БУД).

Самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи;

выстраивать
логическую цепь рассуждений (познавательные БУД).

7.Итог
урока.

Слушают пословицы,
отвечают на вопросы.

Читает пословицы,
задает итоговые вопросы.

1.
Выяснение главного смысла рассказа

В каких словах отражен самый главный смысл
этого произведения?

(И за все
эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу
не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому
такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот
рассказ?

Обратите
внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на
уроке.

– Тепло, забота,
уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше
поведение создавало в доме тепло, уют, радовало окружающих?

Работа с
пословицами:

1.     На что и
клад, если в семье лад. (Слайд 16)

2.     Гни
дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.

3.     Кто
неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

— Почему не нужен клад, если в семье
дружно?

— как вы понимаете 2 пословицу?

— почему надо учить детей пока они
маленькие?

Семья – это
самое главное, что должно быть у нас. Берегите своих родных, никогда не
поступайте так, чтобы вашим близким было стыдно за ваши поступки.

Уметь
ориентироваться в системе полученных знаний (познавательное БУД).

Объяснять 
свою точку зрения;

уважать
чужое мнение (личностные БУД).

8.Рефлексия.

Производят
саморефлексию.

Стимулирует
саморефлексию учащихся.

 Итог
урока

– Наш урок мне
хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 17)

Нет, мне, быть
может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я
всегда стремился. (Михаил Зощенко)


Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (обсудить содержание
прочитанного рассказа).

— Выполнили
ли мы её?


Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по данным критериям: (Слайд
19)

5 б.

Чувствовал
себя комфортно, тема интересная, работал без ошибок.

4 б.

Мне
было уютно, рассказ понял, но 1-2 ошибки все же допустил.

3 б.

Я не
до конца осмыслил прочитанный рассказ, допускал много ошибок.

2 б.

Тема
меня не затронула, поэтому я и не пытался ее понять.

Умение
сверять свои действия с целью; давать оценку своей деятельности (регулятивные
БУД).

9.Домашнее
задание.

Записывают
домашнее задание, задают вопросы при необходимости.

Объясняет
домашнее задание.

 Написать
в тетради мини – сочинения  о своих поступках, которые вас чему – то научили.

 (Слайд
18)

Произведения Михаила Михайловича Зощенко полюбились читателю ироничностью ситуаций и точностью в изображении общества с его недостатками и пороками. Многие из поднимаемых автором тем актуальны и сегодня, так как затрагивают обыденную жизнь простых людей. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов под названием «Беда» по плану.

История создания 

Об истории создания рассказа «Беда» известно немногое. Написан он был в 1923 году, когда Зощенко сотрудничал с сатирическими изданиями. Начиная с 1920-х, писатель работал именно в этом творческом направлении. Оно, по его мнению, давало наибольшую свободу выражения и позволяло приблизиться к аудитории. Также данный период творчества для Михаила Михайловича был очень удачным — автор обрел широкую известность благодаря коротким запоминающимся сочинениям на остросоциальные темы.

Впервые напечатали “Беду” в том же 1923-м в одном из номеров петербургского журнала “Красный ворон”. История написания произведения «Беда» тесно связана с биографией писателя: в послереволюционные годы он долго скитался по стране и сменил десятки самых разных профессий. В это время он сумел познакомиться с бытом и нравами соотечественников во всех подробностях.

Жанр, направление

Произведение «Беда» можно отнести к рассказам. Есть одна сюжетная линия — приобретение лошади и ее утрата; в центре внимания один герой — Егор Иваныч Глотов. Ситуация развивается ограниченный отрезок времени: три дня, с понедельника по среду.

Направление же — реализм. Михаил Михайлович изображает объективную действительность, случай, который мог произойти на самом деле. Герои его также типичны — обычные работящие люди со своими жизненными проблемами. 

Помимо этого, авторская позиция неоднозначна. Несмотря на то, что описываемый порок довольно серьезен (пьянство), писатель относится к своему герою с мягкой иронией, некоторой теплотой.

Смысл названия

Изначально у произведения было другое название — “Спрыснул”, что означает “отметить приобретение чего-то выпивкой, угощением”. Именно этим и занимается главный персонаж в конце рассказа. Но это бы не указывало на негативность пристрастия к спиртному, и в итоге появился заголовок “Беда”.

Благодаря ему можно сразу понять, что описываться какой-то неприятный случай. У читателей появляются определенные ожидания относительно сюжета, оправдаться или разрушиться которые могут только при знакомстве с текстом.

Суть: о чем?

Егор Иваныч Глотов из деревни Гнилые Прудки мечтает о покупке лошади. Чтобы скопить деньги на эту цель, он на два года отказывается от вкусной пищи, самогона и табака.

Когда герой наконец-то собирает нужную сумму и готовится пойти на рынок, к нему приходит крестьянин из соседнего населенного пункта. Тот предлагает своего коня, но Глотов со страхом отказывается. 

“Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы,” — произносит он.

На базаре его внимание привлекает одна тихая кляча. Но цена слишком высока. Он всячески уговаривает хозяина снизить плату, пока продавец не сдается. Егор Иваныч идет по улице с гордостью, радостный, что получил желаемое.

Вдруг он встречает знакомого, и они вместе идут праздновать. В родные места через несколько дней герой возвращается очень грустный, так как лошадь он случайно пропил. Вот более подробное краткое содержание и отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Егор Иваныч Глотов — житель Гнилых Прудков, мужик (крестьянин). Хочет купить лошадь и готов на любые лишения, чтобы скопить необходимую сумму. Поначалу кажется личностью целеустремленной, но выясняется, что внутренней силы у него не так уж и много. Под влиянием алкоголя поступает необдуманно, и все его предыдущие действия оказываются бессмысленными.

“Как же это? Два года ведь солому зря лопал… За какое самое…”

Также пытается вызвать жалость у окружающих. Упрашивает продавца на базаре снизить цену разными способами: уговаривает, ищет у животного недостатки, жалуется на тяжелую жизнь. Добившись желаемого, красуется перед прохожими выгодным приобретением. Ищет одобрения со стороны.

“Хоть бы землячка для сочувствия… Хоть бы мне землячка встретить” 

Все это говорит о безволии и глупости героя. Но эти качества просыпаются в нем под влиянием алкоголя. Это и является его главной проблемой.

Темы и проблемы

Основная проблема, которая затрагивается автором в рассказе «Беда» — пьянство. Через конкретную ситуацию читателям показывают, к чему может привести зависимость от спиртного. Конечно, крестьянин пьет не от безысходности, как это обычно бывает, а от большой радости, но итог все равно печальный. Да и несмотря на умение жертвовать комфортом, герой все равно разрушает собственную мечту, когда поддается минутному желанию. 

Помимо этого, говорится о стойкости духа. С одной стороны, Глотов готов на любые лишения только для того, чтобы достичь цели. С другой же, он человек бесхарактерный, так как не смог противиться пороку. Главной причиной его поражения является алкоголь. Без него он мог контролировать себя, поступать разумно и даже достигать больших достижений.

Еще одна тема произведения — зависимость Глотова от общественного одобрения. Он и покупку лошади пошел «отметить» только потому, что нашелся кум, который мог разделить его радость. Глотов всячески хвастался покупкой и навлек на себя беду: нечистые на руку люди наверняка взяли у него лошадь за бесценок. А ведь если бы герой жил своей головой, считался только со своими интересами, то он не допустил бы такой ошибки и не искал облегчения в утешениях.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Беда» заключается в том, что пристрастие к алкоголю губительно для человека. Оно раскрывает и стимулирует самые худшие качества его характера. Всю степень негодования герой выразил во фразе: «За какое самое… За какое самое это… вином торгуют?..». Автор поднял вопрос о том, насколько правомерно (с точки зрения морали) продавать алкоголь, если он так ужасно влияет на людей?

Автор старается донести идею о том, что иногда даже наличие цели не спасает никого от ошибок. До покупки Глотов делает все для того, чтобы все вышло так, как он задумал. Но если бы он действительно дорожил тем, что получил, то сумел бы вовремя остановиться. Увы, жажда общественного одобрения и запретного удовольствия стали сильнее стремления к достойной жизни. Таков смысл рассказа «Беда».

Чему учит? 

О чем заставляет задуматься рассказ Зощенко «Беда»? Сатирик показывает, насколько важен самоконтроль. Одного стремления к чему-то мало — нужно уметь сохранить полученное, думать о последствиях своих поступков. Также порой стоит пользоваться удачными моментами, а не мечтать о чем-то далеком. Персонажу в самом начале выпадает возможность купить лошадь у другого мужика, но он предпочитает идти на базар.

Чему учит Зощенко в рассказе «Беда»? И, конечно, писатель утверждает, что алкоголь вреден. Под его действием человек может поступать самым непредсказуемым образом. Пьянство разрушает жизнь и отбрасывает человека на самое дно. Такова мораль произведения.

Художественные особенности

В рассказе «Беда» много диалогов, так как через них передается образ героев — обычных крестьян. Речь их наполнена просторечными словами (“поди-кось”, “лопал” в значении “ел”, “жрал”, “ево” вместо “его”, “этово” вместо “этого” и пр.), которые делают персонажей более реалистичными.

Встречаются восклицательные предложения, дающие эмоциональную окраску (“Купил!”,  “Стой! Дядя… милый!”, “Кум, поди-кось поскорей сюда!”).

В целом, язык текста простой, понятный, наиболее приближенный к тому, как на самом деле когда-то разговаривали люди.

Критика

 К 1920-м годам Михаил Михайлович уже был популярным писателем. Многие отмечали его литературный талант и хвалили за умение цепко подмечать важные детали.

А. М. Горький однажды высказался так:

Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого

Поддерживали эту точку зрения другие знаменитые авторы: С. Я. Маршак, А. Н. Толстой, Ю. К. Олеша.

Автор: Инна Колокольникова

  • Я не очень любил его как пишется
  • Я люблю свой дом за то сочинение
  • Я на месте как пишется вместе или раздельно
  • Я люблю огурцы сочинение 3 класс
  • Я на пляже сочинение