Я любил сказки андерсена ответ

В детстве, скорее всего, каждый из нас любил читать и слушать сказки. однако, повзрослев, мы вовсе не вспоминаем о них,

В детстве, скорее всего, каждый из нас любил читать и слушать сказки. Однако, повзрослев, мы вовсе не вспоминаем о них, а зря: мы можем научиться многому, если сумеем проанализировать их сюжет. Так, произведения братьев Гримм, Баума и Андерсена ярко иллюстрируют три стиля нарциссизма: скрытый, претенциозный (или открытый), злобный (токсичный).

Если вы вынуждены сталкиваться с самовлюбленными и эгоистичными людьми, «Волшебник из страны Оз», «Белоснежка» и «Новое платье короля» придут вам на помощь.

«Волшебник из страны Оз»

Я любил сказки андерсена ответ

Великий и могущественный правитель Изумрудного города на самом деле был обычным обманщиком. Именно он запустил миф о том, что путешественники должны надевать очки, чтобы их не ослепило изумрудным светом. Это убедило жителей королевства поклоняться ему с беспрекословным трепетом.

Однако Дороти, заглянув за занавеску, раскусила его, в результате чего волшебник признался в своем обмане и выполнил обещания, которые дал. Он даже хотел помочь девочке осуществить ее заветное желание — вернуться обратно домой в Канзас (штат США). Однако из-за своей невнимательности (или эгоцентризма) правитель отправился на воздушном шаре без Дороти.

Претенциозный нарциссизм

Конечно, волшебник вел себя весьма эгоистично, однако поступал так не из самых плохих побуждений. Он был претенциозным (или открытым) нарциссом, словно заявляя: «Посмотрите на меня! Я умнее всех остальных». Он полагался на изощренные уловки, чтобы обмануть других.

Если рядом с вами находятся люди, ставящие себя на одну ступеньку выше по сравнению с другими, загляните за занавеску, как это сделала Дороти. Спросите себя: «Что они могут скрывать?» Более того, не поддавайтесь демонстрации их власти или богатства: как показывает книга, мы все равны.

Не отказывайтесь от своей мечты: следуйте собственной дорогой. Тогда вы, как и героиня произведения, обязательно достигнете цели.

«Белоснежка»

Я любил сказки андерсена ответ

Как мы знаем, Белоснежка рано потеряла мать, а ее отец женился во второй раз на тщеславной женщине, которая каждый день вопрошала волшебное зеркало, чтобы узнать, является ли она «прекраснейшей из всех».

В один прекрасный день этот «титул» перешел к ее падчерице, из-за чего королева пришла в ярость и приказала убить Белоснежку. Однако егерь проявил милосердие и оставил девочку в живых.

Злобный нарциссизм

Я любил сказки андерсена ответ

Как и большинству нарциссов, королеве требовались бесконечные заверения в том, что она самая лучшая. Но ее поведение нельзя оправдать никакими объяснениями: женщина была злобным нарциссом, готовым убить любого конкурента, даже свою падчерицу.

Благодаря сотрудничеству с семью гномами и принцем Белоснежка выжила и в конце концов заняла достойное место в обществе. Если в вашей жизни существуют подобные нарциссы, не стоит недооценивать их гнев: они могут пойти на крайние меры, чтобы удовлетворить свою тягу к тщеславию. Возможно, вам понадобится соблюдать дистанцию, чтобы защитить себя от таких личностей.

Более того, подумайте о том, кто мог бы стать вашим союзником. Каждый из нас для достижения своей цели может использовать друзей, как это сделала Белоснежка.

«Новое платье короля»

Я любил сказки андерсена ответ

В этой сказке Андерсена император оценивал себя по восхищению, которое получал от других. Он любил демонстрировать различные наряды, меняя одежду каждый час. Согласившись на предложение двух портных, пообещавших сделать для императора великолепный наряд, невидимый для всех остальных, он поставил себя в неудобное положение.

Когда портные объявили, что костюм готов, император ничего не увидел в их руках: он был шокирован, однако не мог показать этого, поскольку в противном случае рисковал прослыть простаком, непригодным на роль императора. Вместо этого он посвятил двух портных в рыцари и устроил настоящее представление, ожидая, что горожане будут восхищаться его новым костюмом.

Один ребенок не побоялся сказать правду (фраза впоследствии стала крылатой), заявив: «А король-то голый!» Однако даже тогда император отрицал правду и продолжал притворяться.

Скрытый нарциссизм

Император был нарциссом, заботящимся о своем имидже: его не беспокоило благополучие других. Он сосредоточился на своем признании и получении лести от окружающих.

Нарциссы, желающие быть особенными, часто отрицают нелестную правду о себе и ожидают того же от других. Их хрупкое самоощущение полностью зависит от внешнего вида. Мы можем сострадать их отчаянию, но нам не нужно присоединяться к их корыстным намерениям или гнусной лжи.

Если в вашей жизни есть нарциссы, заботящиеся о своем имидже, помните следующие уроки:

  • Не стоит ждать, что они признают правду или изменят свой образ жизни: подобный подход лишь приведет к активному отрицанию или нападению в ответ. Их действия красноречиво говорят о них.
  • Уважайте себя, даже если другие обесценивают вас. Как мальчик из сказки, говорите правду откровенно, когда сочтете нужным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Я любил сказки андерсена ответ

4 августа ушел из жизни Ганс Христиан Андерсен (1805-1875), в представлении не нуждающийся (
СТРАННОСТИ СКАЗОЧНИКА).

Советского ребенка Андерсен окружал с пеленок, но вот что заносит в дневник писатель Леонид Пантелеев, наблюдающий за развитием дочки Маши (
КТО ВИНОВАТ, ЧТО ПИСАТЕЛЬ, ВОСПИТЫВАЮЩИЙ МИЛЛИОНЫ СОВЕТСКИХ ДЕТЕЙ, НЕ УДЕРЖАЛ ОТ БЕЗУМИЯ ДОЧЬ?): 

«Пробовал и я читать ей Андерсена. С трудом осилили «Огниво», первую литературную сказку, с которой я познакомился в детстве. Самое простое, не требующее никаких объяснений и разъяснений, — это ведьма.

А вообще читаешь Андерсена — как какого-нибудь «Гильгамеша» или «Махабхарату», где два слова из десяти требуют толкования и комментариев».

В дальнейших записях Пантелеев приходит к выводу, что Андерсен хорош для ребенка в пересказе, а в чистом виде он для понимания сложен.

Подписываюсь под этими словами, понимая, что до школы я Андерсена получал если не в пересказе, то в ярком сопровождении. 

И резко оттолкнул его, научившись читать сам.

Я любил сказки андерсена ответВОТ ТАКАЯ ПАНОРАМНАЯ КНИЖКА У МЕНЯ БЫЛА (картинка с сайта labirint.ru)

Про Дюймовочку узнал из игровой книжки-панорамы, которая, слава богу, в наше время переиздана и доступна новому поколению детей. В сюжет не очень вникал, больше завораживали объемные фигурки, которые можно было двигать.

По телевизору часто шла «Дюймовочка» Леонида Амальрика с чудесным кротом и жабами, фразами: «Ну вот, поели, теперь можно и поспать!.. Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!..» или «Не хочу учиться – хочу жениться» (вот откуда пришел данный афоризм к ребенку советскому, ни причем тут «Недоросль» Фонвизина). 

Удивительно ли, что я начал узнавать Дюймовочку на страничках «Веселых картинок». 

Но саму сказку про Дюймовочку я как-то не очень. Это ведь типичная девочковая история с концентрацией мечты выйти замуж счастливо. Мальчикам оно не нужно.

Я любил сказки андерсена ответкартинка с сайта maximcar.ru

ЛЮБИЛ.

Какие сказки Андерсена я любил?

«Огниво», — чей зачин с колодцем, ведьмой и собаками поистине сюжетен. Но у меня еще была книжка с иллюстрациями Анастасии Архиповой, где и ведьма страшна, и собаки, как надо выглядят. 

Я любил сказки андерсена ответ«ОГНИВО» АНАСТАСИИ АРХИПОВОЙ (КАРТИНКА С САЙТА livemaster.ru)

Кроме того, по телевизору часто показывали «Старую, старую сказку» Кошеверовой. Пересмотрев ее недавно, я по-прежнему нашел ее красочной, веселой, балагурящей, полной гэгов вахтанговского театра, чьи традиции так чтил играющий у Кошеверой короля Этуш. В детстве игровой пласт картины не считывался, зато заходила отрубленная и тут же приставленная голова ведьмы и полет начальника охраны к чертовой бабушке. 

Я любил сказки андерсена ответКАРТИНКА С САЙТА infourok.ru

«Снежная королева» вошла сознание только благодаря одноименному мультфильму Льва Атаманова. Из мульта узнал я эту чудесную историю, а прочел много позже, уже первоклассником.  

Кстати, обратил внимание, — многие сетуют на новейшую озвучку «Снежной королевы», не беря во внимание, что переозвучивали мультфильм не только в нашем веке, а и в 1982 году. Из удивительного рядом: голосом Снежной королевы в той версии заговорила киношная Герда Елена Проклова, вероятно предчувствуя свое перерождение из милой девочки в существо с холодной душой.  

И вот еще, — в посте я говорю только о своих детских впечатлениях и если фильм «Снежная королева» не упоминаю, значит, тогда не видел.

НЕ ЛЮБИЛ – НЕ ПОНИМАЛ

Я любил сказки андерсена ответ«ГАДКИЙ УТЕНОК» (РЕЖИССЕР ВЛАДИМИР ДЕГТЯРЕВ) — И МУЛЬТФИЛЬМ НЕ ЛЮБИЛ

«Огниво», «Снежную королеву» я любил. Еще любил «Дикие лебеди». 

А напрягал сюжет «Гадкого утенка». Высказывается мнение, будто это завуалированная автобиография Андерсена, который будучи аутсайдером прогнул мир. Посыл у сказки верный, но, боже, сколько я видел гадких утят, пребывающих в убеждении, будто они лебеди! Не лебеди, ребята, не лебеди. 

Очнитесь, наконец, от морока, — у Андерсена гадкий утенок лебедем не становится. Он им рожден. Соответственно, «Гадкий утенок» это гимн природе, которая все расставит по местам, а не мулька о прыщавом задроте в результате перенесенных унижений ставшего дамским фетишем.  

Я любил сказки андерсена ответ«СВИНОПАС» (РЕЖИСЕРЫ МАЙЯ БУЗИНОВА И ИОСИФ ДОУКША)

Еще надоедал мне «Свинопас». Кукольный мультик по этой сказке ЦТ в начале 1980-ых показывало чуть ли не каждый месяц. 

Часто в телеке мелькала ГДРовская экранизация «Маленький и большой Клаус». Тоже ноль эмоций. 

Я любил сказки андерсена ответТАКАЯ ИГРА. ПРАВИЛ НЕ ПОМНЮ (картинка с сайта meshok.net)

Некоторые сказки Андерсена точно уж пришлись не на мой возраст. У «Стойкого оловянного солдатика» была интригующая обложка в книжке-малютке, прилагающейся к настольной игре «Сказки Андерсена». Но сюжета я просто не догонял. Какой-то тролль, балерина, большая рыба.

Зевал и на мульте Льва Атаманова «Пастушка и трубочист». Чересчур поэтично, рассчитано… да чуть ли не на взрослых.

Я любил сказки андерсена ответВОТ ЭТО ИЗДАНИЕ МОЕ ОТНОШЕНИЕ К АНДЕРСЕНУ ПЕРЕПАХАЛО

ВОЗНЕНАВИДЕЛ

Это все было опосредованное знакомство с Андерсеном, — через картинки, мультфильмы, кино. И вот я научился читать. И взял в библиотеке томик автора «Огниво», «Снежной королевы», «Диких лебедей», «Свинопаса», «Гадкого утенка».

Любимые сказки остались прежними… Но попадались и другие…

Вот «Скверный мальчишка». Старый поэт пускает в дом погреться голого мальчика с луком, а тот «натянул лук, положил стрелу, прицелился и выстрелил старику поэту прямо в сердце!» Откуда советскому первокласснику знать об Амуре и аллегории? Перед ним на лицо торжество наглой несправедливости.

В сказке «Аисты» зло, слов нет, наказывается. Хорошему мальчику птички принесли братика, а насчет злого мальчика аистиха предлагает: 

«В пруде лежит один мертвый ребенок, он заспался до смерти; его-то мы и отнесем злому мальчику. Пусть поплачет, увидав, что мы принесли ему мертвого братца».    

Я любил сказки андерсена ответИЛЛЮСТРАЦИЯ К «ЗЛОМУ КНЯЗЮ» (картинка с сайта skazkidlyadetey.ru)

Может ли вычитать святочность в сказке «Девочка со спичками» советский первоклассник, не видевший церковных зданий в глаза? Я воспринял эту сказку как быль о судьбе ребенка до революции, что-то типа «Дети подземелья» Короленко. Было жалко, неприятно, непонятно торжество нищеты, голода, мороза. 

Доконало меня предание «Злой князь», о князе, бросившем вызов Богу, а побежденного комариком. Читал я сие предание сентябрьским вечером, комаров в комнате было завались (даже марлевая сетка от этих зверей не спасала, перед сном мы устраивали охоту, гоняя их пылесосом). «Злой князь» упал на нервную почву, всю ночь я слышал комариное зудение над ухом, не сомкнул глаз, казалось комары зажрут. К утру высыпала чесотка и ударил жар. Пару дней я провалялся с температурой под сорок и убрал книжку Андерсена с глаз долой. 

Открыл я его вновь только на днях. 

И был поражен.

При случае и об этом поговорим. 

7 июня 2014 г.

В 2015 году будет отмечаться сразу несколько дат, связанных с жизнью и творчеством Г. Х. Андерсена (02.04.1805-04.08.1875): 210 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины писателя, 180 лет со дня выхода его первой книги сказок.

stranici krasivoy skazki 0 «Христианская сказка — это показ художественными методами, свойственными сказочному жанру, правды Царства Небесного. Чтение такой сказки фактически становится молитвенным деланием» (Игумен Варлаам (Борин)).

«Под словом «сказка» я подразумеваю некий символ веры, который взрослый человек передает ребенку» (Инна Кабыш, поэт, преподаватель).

«Самые христианские сказки — это сказки Андерсена. Андерсен — величайший мастер иносказания — в своих сказках не боится говорить о Боге прямо… Искренность — главное в христианской сказке» (Елена Тростникова, Издательский Совет Русской Православной Церкви).

1 декабря 1835 года была напечатана первая книга сказок Ганса Христиана Андерсена. В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время, когда он начал рассказывать свои первые удивительные сказки. С раннего детства его память была полна разных волшебных историй. Юноша Андерсен считал себя кем угодно — певцом, танцором, декламатором, поэтом, сатириком и драматургом, но только не сказочником. Он толком не знал своей силы, пока поэт Ингеман не сказал ему шутя: «Вы обладаете драгоценной способностью находить жемчуг в каждой сточной канаве».

Известно, что когда скульптор О. Сабе представил Андерсену проект его собственного памятника, где тот сидел в окружении детей и рассказывал им что-то умилительное, возмущению Андерсена не было предела: «Вы хотите, чтобы я читал мои сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не скажу в такой атмосфере!». Проект пришлось изменить, и теперь Андерсен восседал с более привычным собеседником — книгой. Но не потому, что Андерсен не любил своих самых чутких и искренних читателей; он не хотел, чтобы его считали только детским писателем (каким преимущественно он известен в России).

Ганс Христиан Андерсен в свое время был не менее известен как поэт, писатель, драматург, эссеист, АВТор мемуарных очерков и путевых заметок. Бремер Фредерика, известная шведская писательница, в своих письмах Андерсену восторженно отзывалась о его поэзии и романах, говоря, что она ценит их гораздо выше сказок писателя: «В Ваших лирических произведениях я нашла все те же качества, которые я так ценю в Вашей поэзии. Изумительная легкость слога, масса счастливых и благородных мыслей, тонкая сатира, жало которой лишено яда, — да всех достоинств Ваших лирических произведений и не перечтешь! Больше всего радует меня в сборнике Ваших стихотворений открытый и многосторонний взгляд на жизнь; нет такого момента или положения, которое бы не имело для Вас значения, Вы во всем видите красоту, находите материал для творчества… В романах «Импровизатор» и «Только скрипач» Вы дали нам прелестнейшие и глубоко правдивые картины природы и детской жизни. Сознаюсь, что и я, как и многие из моих земляков, ставлю эти сцены куда выше всех детских сказок».

Но и сказки Андерсена — произведения многоуровневые и многоплановые; и если дети воспринимают, в первую очередь, фабулу сказки, ее волшебное сияние, то многие глубинные духовные, нравственные и философские аспекты произведений писателя понимаются лишь по мере взросления. Творчество Андерсена — это христианская проповедь, которую он считал делом своей жизни, своим крестом, своей обязанностью не зарыть втуне талант, данный ему Господом. Некоторые из сказок созданы в духе библейских притч, имеют богословский характер: «Ангел», «Сон», «Кое-что», «Колокол», «В день кончины», «Прекраснейшая роза мира» и многие другие.

Другие содержат библейские реминисценции и аллюзии («Девочка, наступившая на хлеб», «Эльф розового куста») либо являются способом выражения христианского мировоззрения («Снежная королева», «Русалочка», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Свечи», «Пропащая», «Дочь болотного царя», «Лен», «Старый дом», «Ромашка», «Улитка и розы»). Они были написаны для того, чтобы научить детей и взрослых добру и приблизить их к Богу.

В нашей же стране сказки Андерсена долгое время были известны даже не на том первоначальном уровне, на котором их узнавали и понимали маленькие датчане, умевшие молиться и петь псалмы, посещавшие Церковь и радовавшиеся не новогодней, а рождественской елке и Рождению Младенца Иисуса Христа. Этим деткам не нужно было объяснять, почему Герда, противостоя полчищам Снежной Королевы, читает «Отче наш», и что это за книга, «Евангелие», которую читает бабушка вернувшимся Каю и Герде: «Кай с Гердой сели каждый на свой (стульчик) и взяли друг друга за руки. Холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!» (Мф. 18, 3).

Дети приучались доверять Промыслу Божиему, взращивающему каждый цветочек и не оставляющему без попечения даже горошину: « — Будь что будет! — сказала последняя, взлетела кверху, попала на старую деревянную крышу и закатилась в щель как раз под окошком чердачной каморки.

В щели был мох и рыхлая земля, мох укрыл горошину; так она и осталась там, скрытая, но не забытая Господом Богом.

Господь Cам посадил и взрастил цветочек, чтобы ободрить и порадовать тебя, милое дитятко, да и меня тоже! — сказала счастливая мать и улыбнулась цветочку, как Ангелу Небесному, посланцу Божьему». («Пятеро из одного стручка»).

Даже детям было понятно, что самая большая ценность, о которой мечтала Русалочка — это не любовь прекрасного принца, а бессмертная душа, которую Русалочка могла получить только, если ее полюбит человек: «Ах, почему у нас нет бессмертной души! — грустно проговорила Русалочка. — Я бы все свои сотни лет отдала за один день человеческой жизни, чтобы потом вкусить Небесного блаженства».

До последнего времени все произведения всемирно известного сказочника выходили в нашей стране, как правило (за исключением академического издания), в исполнении советских переводчиков, которые вынуждены были любое упоминание о Боге, цитаты из Библии, размышления на религиозные темы либо сводить к «общечеловеческим ценностям», либо убирать.

По сообщению Анатолия Чеканского, завкафедрой скандинавских языков МГИМО, заново перевести на русский язык труды Андерсена предложил международный комитет «Х. К. Андерсен-2005». А. Чеканский отмечал, что у Андерсена добро не обязательно побеждает зло, но христианская нравственность торжествует всегда. «А что выходило у нас? Сравните: в советском переводе одной его сказки есть фраза: «Все было в этом доме: и достаток, и чванливые господа, но не было в доме хозяина». Хотя в оригинале стоит: «…но не было в доме Господа».

Такое глубокое религиозное понятие, как смерть, — также часто встречающееся действующее лицо в волшебных сказках — в прежних изданиях сказок Андерсена не упоминалась. А ведь первое стихотворение, принесшее Андерсену литературную известность, называлось «Умершее дитя». Попирая АВТорский замысел, тему смерти вычеркивали из многих сказок. Но из некоторых историй убрать это оказалось невозможно, так как сказки были полностью посвящены иной жизни. Например «Девочка со спичками», «Цветы маленькой Иды», «Девочка, наступившая на хлеб», советские составители вообще не включали в сборники. И напрасно, считают современные детские психологи. Эти сказки могут служить хорошим пособием для ответа на неизбежные вопросы о смерти, начинающие тревожить детей в возрасте от пяти лет. Они не травмируют психику, так как рассказаны прекрасным языком.

Большинство сказок проникнуто мягким юмором, сердечной добротой. Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Под пером Андерсена самая обыденная реальность приобретала то же неповторимое звучание, что и сказки. Это неудивительно, если учесть умение Андерсена-христианина смотреть на весь окружающий мир как на творение Божие, как на чудо. В сказках Андерсена единство мира отражается как творение единого Творца. Поэтому-то героями Андерсена, в отличие от других сказочников, нередко являются не только люди, но и растения «Ромашка», «Роза с могилы Гомера», «Елка», «Подснежник», «Гречиха»), птицы, животные и насекомые («Гадкий утенок», «Мотылек», «Жаба», «Дворовый петух и флюгерный», «Навозный жук», «Зеленые крошки»), а то и вовсе различные предметы, игрушки, снеговик, старый дом и даже силы и явления природы: «Посмотрите же, что за чудо создал Господь Бог— сказала графиня. — Я нарисую его (одуванчик) вместе с веткой яблони. Все любуются ею, но милостью Творца и этот бедненький цветочек наделен не меньшею красотой. Как ни различны они, все же оба — дети одного Царства Прекрасного!» («Есть же разница»).

Примечательно, что Андерсен все свои произведения называл «своими духовными детками». А как же можно узнать и полюбить духовных деток, когда изгнан Дух Святой? Это уже не духовные детки, а сиротинушки.

Цветы маленькой Иды Поэтому закономерно возвращение современного читателя к первооснове, т. е. евангельской основе творчества Андерсена, к прочтению его сказок — как молитвенному деланию и форме научения правде Царства Божия от старших поколений новым, в том числе:

О вере:

«И отец увидел, что сверкающие песчинки бросали яркий луч на белую страницу «Книги Истины», на ту страницу, где он искал доказательство жизни вечной. Он взглянул на страницу — на ней ослепительным блеском сияли четыре буквы, составлявшие одно-единственное слово: ВЕРА». («Философский камень»).

О присутствии Божием в мире:

«Ночью стало еще темнее; во мху не светилось ни единого светлячка. Печально улеглась Элиза на траву, и вдруг ей показалось, что ветви над ней раздвинулись, и на нее глянул добрыми очами сам Господь Бог; маленькие ангелочки выглядывали из-за его головы и из-под рук». («Дикие лебеди»).

О Священном Писании:

«В большом шкафу, рядом с камином, хранились книги. Одну из них крестный читал и перечитывал особенно часто, называя ее «Книгой книг»; это была Библия. В ней отражался в ярких образах весь мир земной, история всего человечества, рассказывалось о сотворении мира, о всемирном потопе, о царях и о «Царе царей».

В этой книге говорится обо всем, что было и что будет! — говорил крестный. Вот как много содержит в себе она одна!» («Что сказала вся семья»).

О молитве:

«А все, о чем только может просить человек, вложено в одну краткую молитву «Отче наш!» Она — капля Божественного милосердия, жемчужина утешения, ниспосланная нам Богом. Она кладется, как лучший дар, в колыбельную ребенка, к его сердцу. Дитя, храни ее, как зеницу ока! Не теряй ее никогда, даже когда вырастешь, и ты не заблудишься на спутанных тропинках жизни. Она будет светить изнутри тебя, и ты не погибнешь!» («Что сказала вся семья»).

О предназначении человека, послушании воле Божией:

«Не вечно же нам жить в свое удовольствие! — сказал лен. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!… Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете!.. Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни!

Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я все еще не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь Бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, еще высшая, лучшая жизнь!» («Лен»).

О любви к ближним:

«Хозяин Сары умер, хозяйка впала в бедность, служанку надо было отпустить, но Сара не ушла. Она стала поддержкой вдовы в нужде, работала с утра до поздней ночи и кормила ее трудами рук своих. У вдовы не было никого из близких родственников, кто бы помогал ей, а она между тем слабела день ото дня и по целым месяцам лежала в постели. Кроткая, благочестивая Сара была для нее в это время истым благословением Божиим — она бодрствовала по ночам и ухаживала за больной». («Еврейка»).

О милосердии Божием к кающимся грешникам:

«И вдруг ее всю осияло, как солнцем, — перед ней очутился Ангел Господень в белом одеянии, тот самый, которого она видела в ту страшную ночь у церковных дверей. Но теперь в руках он держал не острый меч, а чудесную зеленую ветвь, усеянную розами. Он коснулся ею потолка, и потолок поднялся высоко-высоко, а на том месте, до которого дотронулся Ангел, заблистала золотая звезда. Затем Ангел коснулся стен — они раздались, и Карен увидела церковный орган, старые портреты пасторов и пасторш и весь народ; все сидели на своих скамьях и пели псалмы. Что это, преобразилась ли в церковь узкая каморка бедной девушки, или сама девушка каким-то чудом перенеслась в церковь?.. Карен сидела на своем стуле рядом с домашними священника, и когда те окончили псалом и увидали ее, то ласково кивнули ей, говоря:

Ты хорошо сделала, что тоже пришла сюда, Карен!

По милости Божьей! — отвечала она.

Торжественные звуки органа сливались с нежными детскими голосами хора. Лучи ясного солнышка струились в окно прямо на Карен. Сердце ее так переполнилось всем этим светом, миром и радостью, что разорвалось. Душа ее полетела вместе с лучами солнца к Богу, и там никто не спросил ее о красных башмаках». («Красные башмаки»).

Трудно найти в истории мировой литературы писателя, чья судьба и творчество столь ярко свидетельствовали об искренней вере в Иисуса Христа, нашего Спасителя. По инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY), в день рождения великого сказочника Ганса Христиана Андерсена, 2 апреля, весь мир отмечает Международный день детской книги, подчеркивая тем самым непреходящую роль детской книги в формировании духовного и интеллектуального облика новых поколений Земли.

Материал подготовлен Татьяной Сергиенко

Дистанционная
викторина
«По
страницам сказок Андерсена»

для
начальных классов

Есть на свете небольшой остров Фюн, принадлежащий
Дании. Наверное, мало кто знал бы об этом острове, но именно там в его главном
городе Оденсе 2 апреля 1805 года родился мальчик Ганс. Жил он в маленьком,
ничем не приметном доме. Мать стирала чужое бельё. Она была прачкой. Отец Ганса
шил башмаки. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки и читать сыну
сказки. В раннем детстве Ганс был замкнутым ребёнком с большими голубыми
глазами. Любил сидеть в углу и играть в свою любимую игру — кукольный театр.
Его отдали в школу для бедных, где учили всего по двум предметам: письму и
арифметике. Когда Гансу Христиану исполнилось 11 лет, его отдали в подмастерья,
сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Однажды в Оденс приехали
артисты и мальчика пригласили на крошечную роль пажа. С тех пор мечта о театре
не покидала Андерсена. Четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и
купив первые в жизни сапоги, отправился завоёвывать Копенгаген. Благодаря
помощи добрых людей, он посещал балетную и хоровую школу, получал бесплатные
уроки латыни, немецкого и датского языков, изучал драматургию и поэзию.
Постоянно сочинял стихи и пьесы, а позже много путешествовал. Но не пьесами и
путешествиями прославился Андерсен. Всемирно известным сделали его сказки и
сказочные истории        Именно сказки прославили великого сказочника. Ведь с
раннего детства живут с нами милая Дюймовочка и стойкий оловянный солдатик,
гадкий утёнок и тот мальчик, который единственный крикнул правду, что король то
голый. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена.

I.Конкурс «Откуда
эти высказывания»

Русская
пословица говорит: “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”. А мы с вами
попробуем “поймать” слово и даже определить, из чьих уст оно “вылетело”.

 Кому
из андерсеновских персонажей и из какой сказки принадлежат следующие афоризмы?

“А король-то голый!” —

“Песнями сыт не будешь, чириканьем зимой не согреешься”.-

“Как добры все люди и животные!” —

“Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты
вылупился из лебединого яйца!” –

II. Конкурс «Чьи
это вещи?»

Определить,
в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и в корзине
Герды.

Вещи
в рюкзаке Кая:

Бумажный
кораблик —

Большой
нож, его кто-то клал себе под подушку. —

Верёвка
– ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. —

Горошина.

Вещи
в корзине Герды

Скорлупка
ореха, которая служила колыбелькой для маленькой девочки.

Маленький
мешочек с гречневой крупой, но как жаль он с дыркой и крупа сыпется… —

Шелковая
ленточка, за которую привязывали певчую птичку. —

Бусы
из ракушек .-

III.  Конкурс
знатоков «Кто есть кто?»

1.Кто
из андерсеновских героев знает столько сказок, сколько “никто на свете не
знает”?

_______________________________________________________________________

2.
Кто из персонажей “так любил наряжаться”, что “на каждый час дня у него было
особое платье”? ________________________________________________________________

3.
Кто из героев Андерсена совершил, вопреки собственному желанию, небывалый
круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы?________________________________

4.
Кто из андерсеновских героев поначалу был “пребезобразным”, а потом стал “прекраснейшим
между прекрасными”?___________________________________________

5. .
Кто из андерсеновских героев владеет таинством рецептуры безотказного
снотворного средства, способен управлять сновидениями человека с помощью
нехитрых приспособлений, обычно используемых людьми для защиты от солнца и
дождя.

____________________________________________________________________

IV. Конкурс «О ком
(чём) идёт речь?»

1. О
ком идет речь: «Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые
доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как
солнце, цветы да прекрасного белого мраморного мальчика, упавшего на дно моря с
какого-то погибшего корабля» ____________________________________________

2 О
ком идет речь: «В одних чулках он тихо-тихо поднимется по лестнице, потом
осторожно приотворит дверь, неслышно шагнет в комнату и слегка прыснет детям в
глаза сладким молоком» _____________________________________________

3. О
ком идет речь: «Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком
– других игрушек у нее не было; она проткнула в листке дырочку, смотрела сквозь
нее на солнышко, и ей казалось, что она видит ясные глаза своих
братьев…»________________

4. В
какой сказке поют песню, содержащую слова: «Ах, мой милый Августин, все прошло,
прошло, прошло»______________________________

5.
Кто был сыном старой оловянной ложки? _____________________________________

6.
Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? __________________________________

7.
Какую страну Ханс Кристиан Андерсен называет «Лебединым гнездом»?___________

8.
Кто сказал: «Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои
комнаты да рассказывай мне сказки – я до них большая
охотница»___________________________

9.
Кто совсем не любил ни солнца, ни прекрасных цветов и отзывался о них очень
дурно?

10.
В кого превратился гадкий утенок? _____________________________________

11.
Назовите сказку Андерсена, в которой собака помогает солдату стать королем.

______________________________________________________

12.
Какую ткань ткали два обманщика в сказке «Новое платье короля»?

___________________________________________________

13.
Что больше всего любила делать Русалочка?

____________________________________________________

V. Конкурс «К
какой сказке относятся подборки слов?»

1.
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень,ворона.________________

2.
Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. _____________________
______

3.
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. ______________________________

4.
Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица.______________________________

5.
Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса._________________________________

6.
Роза, соловей, горшочек, трещотка.________________________________________

7.
Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало._________________

8.
Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. _______________________________________

VI. Конкурс
«Шифровка»

Расшифровать слова, к какой сказке они относятся:

ТОКР,
ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ

Ответ:
____________________________________________________________________

КАТУ,НОКУТЕ,
ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ

Ответ:
____________________________________________________________________

VII. Конкурс  «Портрет
героя».

 Угадайте героев по описанию:

1.
«На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди –
блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на
одной ножке, вытянув руки, она была…» _____________________________________

2.
«Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета.
Он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону
он повернется».______________________________________

3.
«Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди»
___________________________________________

4.
«Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей:
«Теперь я только презираю тебя…»_________________________________________________

5.
«У каждого на груди блистала звезда и у левого бока гремела сабля. Они писали
алмазными грифелями на золотых досках и отлично умели читать – и по книжке и
без книжки, на память»_______________________________________________________

6.
«Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…»

_____________________________________________________________________

VIII. Конкурс
«Сказочная математика».

 Попробуйте
ответить на вопросы «Сколько…»:

1.
Сколько историй рассказано Андерсеном в сказке «Снежная королева»? _
______

2.
Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»?
___________________________

3.
Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья на родине в сказке «Дикие
лебеди»? ____________________________________________________

4.
Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в
сказке «Огниво»?______________________________

5.
Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий
оловянный солдатик»?________________________________________________

6.
Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке
«Принцесса на горошине»?_____________________________________________

7.
Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? ____________

8.
Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? ____________________

9.
Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка
«Свинопас»)? _________________________________________

IX.
Конкурс  «В мире птиц и зверей»

Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь ________________
2. Курица _______________________
3. Ворон ________________________
4. Жаба ________________________
5. Лебедь ______________________


6. Ласточка ____________________
7. Олень _______________________
8. Кот _________________________
9. Крот ________________________
10. Собака 
_____________________
11. Жук 
________________________
12. Утка 
_______________________
13. Мотылёк 
____________________

Блиц-опрос:

1.
Кто посмел сказать королю, что он голый? ________________

2.
Какое слово складывал Кай из льдинок? __________________

3.
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев?_____________________

4.
Какой сказочник носил с собой два зонтика? ____________________________________

5.
Героиня какой сказки превращается в морскую пену? _____________________________

6. А
эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной
буквой._____________

7.
Кто так говорил: “Ко-акс, ко-акс,
брехкеке-кекс!”?_________________________________

8.
Как звали друга Герды? _________________________________________

9.
Как звали сестру одиннадцати братьев?___________________________

Инструкция
по выполнению викторины: Скачайте и распечатайте викторину.

Ребята!
Предлагаю Вам вспомнить сказки Г.Х.Андерсена и самостоятельно ответить на вопросы
викторины. Каждый правильный ответ оценивается в 1 бал.

Выполненную
викторину присылайте на электронную почту или на
WhatsApp учителю.

Результаты
викторины Вы сможете узнать на сайте МОУ «Компрессорная СОШ»

Ганс Христиан Андерсен. Детская книга: Гадкий утёнок

Ганс Христиан Андерсен

Жанр: Зарубежная классика, Сказки

Возрастная категория: 0+

Книга: Сказки Андерсена

Читать онлайн

Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зелёному лугу шагал аист на длинных красных ногах и болтал по-египетски – этому языку его научила мать. За полями и лугами раскинулся большой лес, в чаще его таились глубокие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце озаряло старинную усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой; вся полоса земли между этими канавами и каменной оградой заросла лопухом, да таким высоким, что малые ребята могли стоять под самыми крупными его листьями выпрямившись во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это порядком надоело, потому что навещали её редко, – другим уткам было скучно торчать в лопухе да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам.

Но вот наконец яичные скорлупки треснули. «Пи-и! Пи-и!» – послышалось из них. Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок.

– Скорей! Скорей! – закрякала утка.

И утята заторопились, кое-как выкарабкались на волю и стали осматриваться и разглядывать зелёные листья лопуха. Мать им не мешала: зелёный цвет полезен для глаз.

– Как велик мир! – закрякали утята.

Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.

– Уж не думаете ли вы, что мир весь тут? – сказала мать. – Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к пасторскому полю, но там я никогда в жизни не бывала… Ну, вы все здесь? – И она встала. – Ах, нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же это кончится? Вот незадача! До чего мне это надоело!

И она опять уселась.

– Ну, как дела? – спросила, заглянув к ней, одна старая утка.

– Да вот ещё яйцо осталось, – ответила молодая утка. – Сижу, сижу, а оно всё не лопается! Но ты посмотри на деток – до чего хороши! Ужасно похожи на отца! А он, беспутный, и не навестил меня ни разу!

– Дай я осмотрю яйцо, которое ещё не треснуло, – сказала старая утка. – Наверное, индюшечье! Меня тоже надули раз. Ну и маялась же я, когда вывела индюшат! Они ведь страсть как боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду – не идут, да и только! Дай же мне взглянуть на яйцо. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось его; лучше учи своих утят плавать.

– Нет, пожалуй, всё-таки посижу, – отозвалась молодая утка. – Столько просидела, что потерплю ещё немножко.

– Ну, как знаешь, – сказала старая утка и ушла.

Наконец треснула скорлупа самого большого яйца. «Пи-и! Пи-и!» – и вывалился огромный безобразный птенец. Утка оглядела его.

– Вот так верзила! – крякнула она. – И ничуть не похож на остальных. Неужели это индюшонок? Ну, плавать он у меня всё равно будет: заупрямится – столкну в воду.

На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых! – Утка шлёпнулась в воду.

– За мной! Скорей! – крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду.

Сначала они скрылись под водой, но тотчас вынырнули и весело поплыли, лапки у них усердно работали; и безобразный серый утёнок не отставал от других.

– Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой родной сын! И, право же, недурён собой, надо только присмотреться к нему. Ну, скорей, скорей, за мной! Сейчас отправимся на птичий двор, я буду вводить вас в общество. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь на вас не наступил, да остерегайтесь кошки.

Вскоре утка с утятами добралась до птичьего двора. Ну и шум тут стоял, ну и гам! Две семьи дрались из-за головки угря, но она в конце концов досталась кошке.

– Вот как бывает в жизни! – сказала утка и облизнула язычком клюв: ей тоже хотелось отведать рыбьей головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – приказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь самая знатная. Испанской породы, потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? До чего красив! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Он означает, что хозяева не хотят с ней расставаться; по этому лоскутку её узнают и люди, и животные. Ну, скорей! Да не держите лапки рядышком. Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и вкось, как их держат ваши родители. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Утята поклонились и крякнули, но другие утки только оглядывали их и говорили громко:

– Ну вот, ещё целая орава! Будто нас мало было! А один-то какой безобразный! Нет, этого мы не примем!

И одна утка мгновенно подскочила и клюнула утёнка в затылок.

– Не трогайте его! – сказала утка-мать. – Что он вам сделал? Ведь он никому не мешает.

– Так-то так, но очень уж он велик, да и чудной какой-то! – заметила утка-забияка. – Надо ему задать хорошую трёпку!

– Славные у тебя детки! – проговорила старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать.

– Никак нельзя, ваша милость! – возразила утка-мать. – Правда, он некрасив, но сердце у него доброе, да и плавает он не хуже, пожалуй, даже лучше других. Может, он со временем похорошеет или хоть ростом поменьше станет. Залежался в скорлупе, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. – К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Вырастет – пробьёт себе дорогу!

– Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте как дома, а если найдёте угриную головку, можете принести её мне.

Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, – обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

– Больно уж он велик! – говорили они.

А индюк, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, налетел на утёнка и залопотал так сердито, что гребешок у него налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Надо же ему было родиться таким безобразным, что весь птичий двор его на смех поднимает!

Так прошёл первый день; потом стало ещё хуже. Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито кричали на него:

– Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!

А мать добавляла:

– Глаза бы мои на тебя не глядели!

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, что кормила домашнюю птицу, толкала утёнка ногой.

Но вот утёнок вдруг перебежал двор и перелетел через изгородь! Маленькие птички испуганно выпорхнули из кустов.

«Меня испугались, – вот какой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не попал на большое болото, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел там всю ночь.

Утром дикие утки вылетели из гнёзд и увидели новичка.

– Ты кто такой? – спросили они; но утёнок только вертелся да раскланивался, как умел.

– Вот безобразный! – сказали дикие утки. – Впрочем, это не наше дело. Только смотри не вздумай с нами породниться!

Бедняжка! Где же ему было думать о женитьбе! Лишь бы позволили ему просидеть тут в камышах да попить болотной водицы – вот и всё, о чём он мечтал.

Два дня провёл он на болоте, на третий явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.

– Слушай, дружище! – сказали они. – Ты такой безобразный, что, право, даже нравишься нам. Хочешь летать с нами? Будешь вольной птицей. Недалеко отсюда, на другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни. Они умеют говорить: «Рап, рап!» Хоть ты и урод, но – кто знает? – может, и найдёшь своё счастье.

«Пиф! Паф!» – раздалось вдруг над болотом, и гусаки замертво рухнули в камыши, а вода окрасилась кровью. «Пиф! Паф!» – раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пальба разгорелась. Охотники оцепили всё болото, некоторые укрылись в ветвях нависших над ним деревьев. Клубы голубого дыма окутывали деревья и стлались над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки и, пробиваясь сквозь камыш, раскачивали его из стороны в сторону. Бедный утёнок, ни живой ни мёртвый от страха, хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг над ним склонилась охотничья собака, высунув язык и сверкая злыми глазами. Она разинула пасть, оскалила острые зубы, но… шлёп! шлёп! – побежала дальше.

– Пронесло! – И утёнок перевёл дух. – Пронесло! Вот, значит, какой я безобразный, – собаке и той противно до меня дотронуться.

И он притаился в камышах, а над головой его то и дело гремели выстрелы, пролетали дробинки.

Пальба стихла только к вечеру, но утёнок ещё долго боялся пошевельнуться. Прошло несколько часов, и наконец он осмелился встать, оглядеться и снова тронуться в путь по полям и лугам. Дул ветер, да такой сильный, что утёнок с трудом подвигался вперёд.

К ночи он добрался до какой-то убогой избушки. Она так обветшала, что готова была упасть, только не решила ещё, на какой бок ей падать, и потому держалась. Утёнка так и подхватывало ветром, – приходилось садиться на землю.

А ветер всё крепчал. Что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит криво, – сквозь эту щель нетрудно было проскользнуть внутрь. Так он и сделал.

В этой избушке жила старушка хозяйка с котом и курицей. Кота она звала «сыночком»; он умел выгибать спинку, мурлыкать, а когда его гладили против шерсти, от него даже летели искры. У курицы были маленькие, коротенькие ножки – вот её и прозвали «коротконожкой»; она прилежно несла яйца, и старушка любила её как дочку.

Утром пришельца заметили: кот принялся мурлыкать, а курица кудахтать.

– Что там такое? – спросила старушка, осмотрелась, заметила утёнка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дома.

– Вот так находка! – сказала она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да поживём – увидим!

И утёнка приняли на испытание. Но прошло недели три, а он так и не снёс ни одного яйца. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Себя они считали половиной всего света, притом лучшей его половиной. Утёнку же казалось, что на этот счёт можно быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.

– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.

– Нет.

– Так и держи язык за зубами.

А кот спросил:

– Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?

– Нет.

– Так и не суйся со своим мнением, когда говорят те, кто умнее тебя.

Так утёнок всё и сидел в углу, нахохлившись. Как-то раз вспомнил он свежий воздух и солнце, и ему до смерти захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.

– Ишь чего выдумал! – отозвалась она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка лучше яйца или мурлычь – вот дурь-то и пройдёт!

– Ах, как мне было приятно плавать! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубину!

– Хорошо наслаждение! – воскликнула курица. – Ну, конечно, ты совсем рехнулся! Спроси кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать и нырять? О себе самой я уж и не говорю. Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете. По-твоему, и ей хочется плавать и нырять?

– Не понять вам меня! – сказал утёнок.

– Если уж нам не понять, так кто же тебя поймёт? Может, ты хочешь быть умней и кота, и хозяйки, не говоря уж обо мне? Не глупи, а благодари лучше создателя за всё, что для тебя сделали. Приютили тебя, пригрели, приняли в свою компанию, – и ты от нас многому можешь научиться, но с таким пустоголовым, как ты, и говорить-то не стоит. Ты мне поверь, я тебе добра желаю, потому и браню тебя, – истинные друзья всегда так делают. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!

– Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! – сказал утёнок.

– Скатертью дорога! – отозвалась курица.

И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за уродливость.

Настала осень, листья на деревьях пожелтели и побурели, ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало холодно; нависли тяжёлые облака, из которых сыпалась снежная крупа. Ворон, сидя на изгороди, во всё горло каркал от холода: «Крра-а! Крра-а!» От одной мысли о такой стуже можно было замёрзнуть. Плохо приходилось бедному утёнку.

Как-то раз, под вечер, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц, утёнок в жизни не видывал таких красивых – белоснежные, с длинными гибкими шеями! То были лебеди. Они закричали какими-то странными голосами, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края на синие озёра. Высоко-высоко поднялись они, а бедного безобразного утёнка охватило смутное волнение. Он волчком завертелся в воде, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудесные птицы не выходили у него из головы, и, когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул, но всё никак не мог прийти в себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. Он не завидовал их красоте. Быть похожим на них? Нет, ему это и в голову не могло прийти! Он был бы рад, если бы хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!

А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство всё уменьшалось. Морозило так, что лёд трещал. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, замер и примёрз ко льду.

Рано утром мимо проходил крестьянин и увидел замёрзшего утёнка. Он пробил лёд своими деревянными башмаками, отнёс утёнка домой и отдал его жене. В доме крестьянина утёнка отогрели.

Но вот дети как-то раз задумали поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят его обидеть, и со страха шарахнулся прямо в миску с молоком. Молоко расплескалось, хозяйка вскрикнула и всплеснула руками, а утёнок взлетел и угодил в кадку с маслом, а потом в бочонок с мукой. Ох, на что он стал похож! Крестьянка кричала и гонялась за ним с щипцами для угля, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали, визжали. Хорошо, что дверь была открыта: утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал в оцепенении.

Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы. Когда же солнце стало снова пригревать землю своими тёплыми лучами, он залёг в болото, в камыши. Вот запели и жаворонки. Наступила весна.

Утёнок взмахнул крыльями и полетел. Теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего, – не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони тут стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.

Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из зарослей выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, словно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.

«Полечу-ка я к этим царственным птицам! Они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, – ну и пусть! Лучше пусть они меня прогонят, чем сносить щипки уток и кур и пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой».

И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, а те, завидев его, тоже устремились к нему.

– Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти.

Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной тёмно-серой птицей, а лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.

Теперь он был рад, что перенёс столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала. Большие лебеди плавали около него и гладили его клювами.

В сад прибежали маленькие дети, они стали бросать лебедям зёрна и хлебные крошки, а самый младший закричал:

– Новый, новый!

Остальные подхватили: «Да, новый, новый!» – и захлопали в ладоши, приплясывая от радости, потом побежали за отцом и матерью и стали снова бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И все говорили, что новый лебедь – самый красивый. Такой молоденький, такой чудесный!

И старые лебеди склонили перед ним головы.

А он совсем смутился и невольно спрятал голову под крыло. Он не знал, что делать. Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, – доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными! Сирень склонила к нему в воду свои душистые ветви, солнце ласкало его и грело… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был гадким утёнком!

Другие сказки Андерсена

Дикие лебеди

Русалочка

Пастушка и трубочист

Принцесса на горошине

  • Я люблю золотую осень сочинение 3 класс учимся писать изложение и сочинение
  • Я любви искала и не нашла сочинение бесприданница
  • Я личность сочинение по обществознанию 6 класс краткое содержание
  • Я ль скажи мне всех милее всех румяней и белее какая сказка
  • Я ль на свете всех милее всех румяней и белее сказка отрывок