СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Технический прогресс — зло или благо?
«Что делать?» Н.Г. Чернышевский
Как не надо жить
«Мы» Е.Замятин
Вопрос об опасности прогресса
Негативные последствия технического прогресса
Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
Новые возможности лишь обостряют древние инстинкты
человека и его слепую жажду власти.
Почему обществу необходим прогресс? «Одиночество в
сети» Я. Вишневский
Верно ли, что наука всесильна?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
«Роковые яйца» М.А Булгаков
Изнанка научного и технического прогресса
Всегда ли люди понимают и принимают прогресс?
Нам не дано предугадать развития технологий будущего
Как обучение людей способствует техническому прогрессу?
Какие люди способны стать двигателями прогресса?
Тезисы по направлению
Вопрос о
положительном или отрицательном влиянии цивилизации на планету, на становление
человечества носит дискуссионный характер: что перевесит – польза или вред от
плодов прогресса? Это благо это или наказание?
С помощью
прогресса человек меняет мир, делая его комфортнее. Но вот проблема: многие
блага цивилизации, улучшая жизнь человека, в итоге ухудшают и её, и среду
обитания! Поэтому дискуссии о роли цивилизации не сходят со страниц литературы,
становятся предметом публикаций и статей, форумов и блогов.
Итоговое
сочинение –2021
Тематическое направление
Тематическое направление заостряет
внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах,
связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать
раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии
научнотехнического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы
стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят
задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о
благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения
равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями
человечества.
Примеры из философской, научной,
публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители,
деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его
пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в
которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной
фантастики, утопии и антиутопии.
Возможные темы по направлению
«Цивилизация и технологии –
спасение, вызов или трагедия?»
1.
Согласны ли вы с
высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь
могут давать вам ответы»?
2.
Какое влияние
оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3.
Может ли
научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4.
Всегда ли
люди разумно пользуются плодами научнотехнического
прогресса?
5.
Могут ли
технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6.
Согласны ли вы с
тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7.
Можно ли
утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8.
Согласны ли вы с
тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9.
Как вы понимаете
высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10.
Может ли научное
открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?
Цитаты:
«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и
образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека,
воспитываемого страной».
(Ралф Уолдо Эмерсон)
«Не надо смешивать цивилизацию с культурой… развитие
цивилизации отодвигает культуру все более и более назад, игнорируя духовную
сторону человека и отодвигая его к первобытному
звериному прошлому». (А. Кони)
«Цивилизация — не состояние, а движение, не гавань, а
путешествие». (А.
Тойнби)
«Высвобождение силы атома изменило всё, кроме нашего
мышления… Если человечество хочет выжить, то ему необходима совершенно новая
система
мышления». (Альберт Эйнштейн)
«Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая
цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». (Ф.М.
Достоевский)
«Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас». ( Антоний
Регульский)
«Причина гибели цивилизаций — не убийство, а самоубийство».
(А. Тойнби)
«Цивилизация
есть изнанка
культуры». (В.Ф. Эрн)
«Мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем
приспособиться к
приспособленному миру». (Л. Кумор)
«Свобода есть единственная характерная черта цивилизации».
(Л.И.
Мечников)
«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину,
но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться». (К. Краус)
«Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню
своего рождения получил слишком много
игрушек». (Д. Томсон)
«Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не
расцветает, пока его
не польют слезами и кровью». (А. Граф)
«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом
начнет изменять нас самих». (С. Лем)
«Цивилизация – это процесс освобождения человека от человека».
(Эйн
Рэнд)
«Прогресс зашел так далеко, что потерял из виду людей». (Г.
Малкин)
«В нашей цивилизации не проявляют большого уважения к
человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для
того, чтобы это
заслужить». (А. Адлер)
Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.
Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?
Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?
Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?
Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?
Смотрите также на нашем сайте:
Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы
Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы
Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
01.12.2021
ÐÑоговое ÑоÑинение 2021 — 2022. ТемÑ
Ðде ÑзнаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ ÑоÑинений?
ÐÐ¾Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ http://topic.ege.edu.ru/
Уже наÑинаем ждаÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð£Ñала и ÑÑедней полоÑÑ.
Ðока Ð¼Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÐ¼ неÑколÑко набоÑов Ñем. ÐÑли вдÑÑг кÑо никогда не видел каÑÑÑ ÑÑÑанÑ, ÑÑо ÐалÑневоÑÑоÑнÑй ÑедеÑалÑнÑй окÑÑг.
ÐаÑинаем ÑобиÑаÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ ÑÑого ÑÑебного года.
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ Ñегионам
ÐалинингÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð°Ð½ÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СамаÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, СаÑаÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, УдмÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, УлÑÑновÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
ЦФР(ÐелгоÑодÑкаÑ, ÐÑÑнÑкаÑ, ÐладимиÑÑкаÑ, ÐоÑонежÑкаÑ, ÐвановÑкаÑ, ÐалÑжÑкаÑ, ÐоÑÑÑомÑкаÑ, ÐÑÑÑкаÑ, ÐипеÑкаÑ, ÐоÑковÑкаÑ, ÐÑловÑкаÑ, Ð ÑзанÑкаÑ, СмоленÑкаÑ, ТамбовÑкаÑ, ТвеÑÑкаÑ, ТÑлÑÑкаÑ, ЯÑоÑлавÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи), СÐФР(ÐенингÑадÑкаÑ, ÐÑÑманÑкаÑ, ÐÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑÑкаÑ, ÐологодÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи ÐенеÑкий авÑ. окÑ., ÐÑковÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÑеÑпÑблика ÐаÑелиÑ, РеÑпÑблика Ðоми, СанкÑ-ÐеÑеÑбÑÑг), ЮФР(ÐолгогÑадÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑнодаÑÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐдÑгеÑ, ÑеÑпÑблика ÐалмÑкиÑ, ÑеÑпÑблика ÐÑÑм, СеваÑÑополÑ), ÐиÑовÑкаÑ, ÐижегоÑодÑкаÑ, ÐензенÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑи, ÑеÑпÑблика ÐаÑий Ðл, ÑеÑпÑблика ÐоÑдовиÑ, ЧÑваÑÑÐºÐ°Ñ ÑеÑпÑблика, ÑеÑпÑблика ТаÑаÑÑÑан, СÐФР(ÐабаÑдино-ÐалкаÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, ÐаÑаÑаево-ЧеÑкеÑÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика, РеÑпÑблика ÐагеÑÑан, РеÑпÑблика ÐнгÑÑеÑиÑ, РеÑпÑблика СевеÑÐ½Ð°Ñ ÐÑеÑиÑ-ÐланиÑ, СÑавÑополÑÑкий кÑай, ЧеÑенÑÐºÐ°Ñ Ð ÐµÑпÑблика)
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
УÑалÑÑкий ФедеÑалÑнÑй окÑÑг (СвеÑдловÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑÑганÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТÑменÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ХанÑÑ-ÐанÑийÑкий авÑ.окÑ., ЧелÑбинÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, Ямало-ÐенеÑкий авÑ.окÑ.), ÐÑенбÑÑгÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐеÑмÑкий кÑай, ÑеÑпÑблика ÐаÑкоÑÑоÑÑан
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
ÐмÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
Ð¡Ð°Ñ Ð°Ð»Ð¸Ð½, Ðагадан
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
ÐмÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐабайкалÑÑкий кÑай, ЯкÑÑиÑ
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
ÐÐÐ, ÐÑимоÑÑкий кÑай, ХабаÑовÑкий кÑай, некоÑоÑÑе Ñ-Ð½Ñ Ð¯ÐºÑÑии
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
ÐамÑаÑка, ЧÑкоÑка
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
ÐÑÑÑÑÐ¸Ñ Ð¸ ÐÑкÑÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ÐлÑай, ÐемеÑовÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ТомÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ, ÐÑаÑноÑÑÑкий кÑай, ТÑва и ХакаÑиÑ.
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
Ð¢ÐµÐ¼Ñ Ð¸Ñогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм
1. Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека (доÑога ÑеалÑнаÑ, вообÑажаемаÑ, книжнаÑ).
101.Ðак пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ñеловека?
102.Ð ÑÑм ÑенноÑÑÑ Ð¿ÑÑевÑÑ
впеÑаÑлений?
104.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе ÑÑвеÑждение: ÑоÑ, кÑо ÑеÑпеливо гоÑовиÑÑÑ Ð² пÑÑÑ, непÑеменно пÑиÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº Ñели?
105.Ðакие пÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд на Ñеловека?
106.Ðнига как пÑÑеÑеÑÑвие в пÑоÑлое.
108.С кем из лиÑеÑаÑÑÑнÑÑ
геÑоев ÐÑ Ð±Ñ Ð¾ÑпÑавилиÑÑ Ð² пÑÑеÑеÑÑвие?
109.СвидеÑелем какого иÑÑоÑиÑеÑкого ÑобÑÑÐ¸Ñ ÐÑ Ð±Ñ Ñ
оÑели оказаÑÑÑÑ, пÑÑеÑеÑÑвÑÑ Ð²Ð¾ вÑемени?
110.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ñдей пÑÐ¸Ð²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð²Ð¾ вÑемени?
111.Чем пÑÑеÑеÑÑвие Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑиÑÑ Ñеловека?
112.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑаÑÑказаÑÑ Ð´Ð¾ÑожнÑй дневник?
113.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова Ð. Ð¥. ÐндеÑÑена: «ÐÑÑеÑеÑÑвоваÑÑ â знаÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸ÑÑ»?
ÐопÑеки ожиданиÑм, поÑÑи вÑе ÑÐµÐ¼Ñ ÑÑого напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑÑеÑеÑÑвиÑ, а не жизненного пÑÑи. ÐÑо непÑиÑÑнÑй ÑÑÑпÑиз не ÑолÑко Ð´Ð»Ñ ÑÐµÑ , кÑо гоÑовилÑÑ Ðº пеÑÐ²Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ, но и Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ . ÐÑимеÑÑ Ðº ÑÑим Ñемам подобÑаÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð½Ðµ Ñак-Ñо легко.
2. ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ? (доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑиÑки ÑивилизаÑии, Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸ ÑÑÑÐ°Ñ Ð¸, Ñ Ð½ÐµÐ¹ ÑвÑзаннÑе).
201.Ðеизбежен ли конÑÐ»Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑиÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸ ÑивилизаÑии?
202.Ð ÑÑм ÐÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñе полÑÐ·Ñ Ð¸ вÑед ÑеÑ
нологиÑеÑкого пÑогÑеÑÑа?
203.ÐÑегда ли можно ÑÑиÑаÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑом ÑазвиÑие ÑеÑ
нологий?
204.Ðолжен ли ÑÑÑнÑй дÑмаÑÑ Ð¾ поÑледÑÑвиÑÑ
ÑвоиÑ
оÑкÑÑÑий?
205.ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑели, ÑазмÑÑлÑÑ Ð¾ пÑÑÑÑ
ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, обÑаÑалиÑÑ Ðº анÑиÑÑопиÑм?
206.Ðогда можно говоÑиÑÑ Ð¾ ÑазÑмном иÑполÑзовании доÑÑижений ÑивилизаÑии?
207.ÐÑÑÑ Ð»Ð¸ ÑÑо-Ñо в ÑеловеÑеÑкой жизни, ÑÑо невозможно замениÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼Ð¸ ÑеÑ
нологиÑми?
208.ÐÑ Ñего пÑедоÑÑеÑегаÑÑ ÑеловеÑеÑÑво анÑиÑÑопии?
210.Ðакие возможноÑÑи Ñеловека ÑаÑÑиÑÑÐµÑ ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ?
212.Шаги ÑивилизаÑии: обÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ поÑеÑи.
213.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñо Ñловами Ð.Ð. ÐознеÑенÑкого: «ÐÑе пÑогÑеÑÑÑ ÑеакÑионнÑ, еÑли ÑÑÑиÑÑÑ Ñеловек»?
ÐÑи ÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑÑÑ Ð² наÑей ÑаблиÑе по напÑавлениÑ. То ли нам ÑдалоÑÑ ÑгадаÑÑ, Ñо ли ÑоÑÑавиÑели Ñем вÑÑ-Ñаки ÑпиÑÑваÑÑ :))) РлÑбом ÑлÑÑае ÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð¶Ð¸Ð´Ð°ÐµÐ¼Ñе и доÑÑаÑоÑно ÑиÑокие, 202 и 212 пÑÑмо вÑоÑÑÑ ÑÐ°Ð¼Ð¾Ð¼Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ.
3. ÐÑеÑÑÑпление и наказание â веÑÐ½Ð°Ñ Ñема (пÑеÑÑÑпление и наказание как Ñвление ÑоÑиалÑное и нÑавÑÑвенное, ÑовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ, ÑаÑкаÑние).
301.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ внеÑние обÑÑоÑÑелÑÑÑва ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ñавданием пÑеÑÑÑплениÑ?
302.ÐогÑÑ Ð»Ð¸ благие намеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑивеÑÑи к пÑеÑÑÑпнÑм деÑниÑм?
303.ÐÐ¾Ð¶ÐµÑ Ð»Ð¸ ÑовеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑилÑнее, Ñем ÑÑд?
305.Ðожно ли заÑÑавиÑÑ Ñеловека ÑаÑкаÑÑÑÑÑ?
306.ÐаÑлÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð»Ð¸ пÑеÑÑÑпник ÑоÑÑвÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ поÑемÑ?
309.Ðогда Ñлово ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплением?
307.ЧÑо Ñакое пÑеÑÑÑпление пÑоÑив Ñамого ÑебÑ?
308.Ðожно ли ÑÑиÑаÑÑ Ð¼Ñки ÑовеÑÑи доÑÑаÑоÑнÑм наказанием за пÑеÑÑÑпление?
310.ÐÐ°Ñ Ð¾ÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ñ Ð¤.Ð. ÐоÑÑоевÑкого: «Ðе загладиÑÑÑ Ð»Ð¸ одно, кÑоÑеÑное пÑеÑÑÑпленÑиÑе ÑÑÑÑÑами добÑÑÑ
дел?»
311.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова ЦиÑеÑона: «ÐелиÑайÑее пооÑÑение пÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ â безнаказанноÑÑÑ»?
312.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ Ð²ÑÑказÑванием ÐолÑÑеÑа: «ТолÑко ÑлабÑе ÑовеÑÑаÑÑ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑ: ÑилÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¸ ÑÑаÑÑÐ»Ð¸Ð²Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не нÑжнÑ»?
Ðока в ÑÑом набоÑе виден ÑвнÑй акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð° наказании, а не на пÑеÑÑÑплении. ÐÐ¾Ñ Ð²ÑÑ, ÑÑо бÑло в ÑкобкаÑ
, надо бÑло внимаÑелÑно ÑиÑаÑÑ. СовеÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑд, оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ,
ÑаÑкаÑние и Ñ.п.
4. Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо Ð¼ÐµÐ½Ñ (вÑÑказÑвание о ÑекÑÑе, коÑоÑÑй пÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑноÑÑно важнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½Ð½Ð°Ð´ÑаÑиклаÑÑника).
402.Ð ÐºÐ°ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ (лиÑеÑаÑÑÑномÑ, мÑзÑкалÑномÑ, ÑеаÑÑалÑномÑ, кинемаÑогÑаÑиÑеÑкомÑ) Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð²ÑаÑаÑÑÑ Ñнова и Ñнова?
404.ÐбÑзаÑелÑно к пÑоÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (пÑоÑлÑÑиваниÑ, пÑоÑмоÑÑÑ)!
405.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) близко Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð²Ð½ÑÑÑÐµÐ½Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ?
406.Ðид иÑкÑÑÑÑва (лиÑеÑаÑÑÑа, мÑзÑка, ÑеаÑÑ, кино), коÑоÑÑй оÑобенно пÑивлекаÑелен Ð´Ð»Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ.
407.ÐÑоизведение какого пиÑаÑÐµÐ»Ñ (композиÑоÑа, ÑежиÑÑÑÑа) Ñ Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ñекомендовал Ñвоим дÑÑзÑÑм?
408.СпоÑобно ли Ñвление кÑлÑÑÑÑÑ (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) измениÑÑ Ð²Ð·Ð³Ð»ÑÐ´Ñ Ñеловека на жизнÑ?
409.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ð²Ð°Ð»Ð¾.
410.ÐÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ), коÑоÑое оÑкÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿ÑÑÑ Ðº ÑамопознаниÑ.
411.Ðакое пÑоизведение (книга, мÑзÑка, ÑилÑм, ÑпекÑаклÑ) даÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑÑий пÑоÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ¹ ÑанÑазии?
412.ÐÑиобÑаÑÑÑ Ðº кÑлÑÑÑÑе (ÑиÑаÑ, или ÑмоÑÑÑ, или ÑлÑÑаÑ), лÑÑÑе познаÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñ…
413.Ðои лиÑнÑе оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð² миÑе кÑлÑÑÑÑÑ (ÑазмÑÑление о книге, или мÑзÑке, или ÑилÑме, или ÑпекÑакле).
ÐÑ, ÑÑÑ Ð½Ðµ книга (ÑилÑм, мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ) пÑо менÑ. ТÑÑ Ð¿Ñо Ñо, ÑÑо Ñ Ð´ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¾Ð± ÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¸ об иÑкÑÑÑÑве вообÑе. Явно Ñполз акÑÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ. То ли напÑавление кÑиво бÑло ÑÑоÑмÑлиÑовано, Ñо ли ÑÐµÐ¼Ñ ÐºÐ°Ðº-Ñо ÑилÑно Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑÑÑпаÑÑ. ÐоÑмоÑÑим, какие еÑÑ Ð¿Ð¾ÑвÑÑÑÑ ÑоÑмÑлиÑовки, веÑеÑом обÑÑдим.
5. ÐÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð° Ð ÑÑи жиÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑо? â вопÑÐ¾Ñ Ð³Ñажданина (ÑоÑиалÑнÑе поÑоки и обÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑпÑаведливоÑÑÑ, поиÑк пÑÑей помоÑи Ñем, ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑÑдно, пÑÑей ÑовеÑÑенÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва и гоÑÑдаÑÑÑва).
501.ЧÑо знаÑÐ¸Ñ Ð±ÑÑÑ Ð³Ñажданином?
502.ЧÑо Ñакое гÑажданÑкий долг?
503.ЯвлÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ богаÑÑÑво необÑ
одимÑм ÑÑловием ÑÑаÑÑÑÑ?
504.Ðозможно ли обÑеÑÑво, в коÑоÑом вÑе ÑÑаÑÑливÑ?
505.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ Ðº ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ?
507.Ðожно ли бÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм, когда вокÑÑг неÑÑаÑÑнÑе?
508.Ðожно ли найÑи ÑÑаÑÑÑе в Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ Ð½ÐµÑÑаÑÑнÑм?
509.Ð ÑÑм Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоÑвлÑÑÑÑÑ Ð°ÐºÑÐ¸Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÑажданÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиÑ?
510.СоглаÑÐ½Ñ Ð»Ð¸ ÐÑ Ñ ÑÑвеÑждением Ð.Ð. ÐелинÑкого: «ÐÑо не пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвÑ, ÑÐ¾Ñ Ð½Ðµ пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ð¸ ÑеловеÑеÑÑвÑ»?
511.Ðак ÐÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑе Ñлова пиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð¤. ÐÑкандеÑа: «У Ñеловека еÑÑÑ ÐµÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° возможноÑÑÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑаÑÑливÑм â ÑÑо Ñмение ÑадоваÑÑÑÑ ÑÑÐ¶Ð¾Ð¼Ñ ÑÑаÑÑÑÑ»?
513.Ðа какиÑ
пÑимеÑаÑ
можно воÑпиÑаÑÑ Ð´Ð¾ÑÑойнÑÑ
гÑаждан?
ХоÑÑ Ð¸ и ÑÑÑднÑе, заÑо ожидаемÑе ÑемÑ. Ðолг, нÑавÑÑвенноÑÑÑ, помоÑÑ Ð»ÑдÑм.
СОЧИНЕНИЕ
Текст Пескова о дезертире. Журналист Песков рассказывает страшную историю жизни Николая Тонких, который в годы войны, когда немцы рванулись к Волге в 1942 , шел вместе с группой ребят, чтобы получить винтовки и бить врага, но струсил и глухими дорогами вернулся к матери.
Песков так описывает свою первую встречу с заживо погребённым: мать была не рада гостю, но голос искательный; Николаю всякий разговор неприятен, но гость не уходит, предлагает сигареты — и несчастный человек поддерживает разговор.
Слушая о двадцатилетнем сидении на чердаке, Песков узнает трагедию человека-труса: семь тысяч дней страха, семь тысяч дней нежизни: несколько раз хотел повесится, но испугался… опять…
Ещё и ещё раз Песков подчеркивает, что история Николая Тонких — трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха.
Сейчас Тонких живёт среди людей, ходит на работу, но к избе никак не привыкнет, так и спит на чердаке.
Песков считает, что Николай Тонких сам наказал себя за трусость: променял золотые годы жизни на двадцать лет страха и последующие годы стыда и презрения окружающих людей.
Да, жизнь Николая Тонких сложилась трагически из-за минутной слабости: жизнь одна, подумал Тонких…
А через двадцать лет позавидовал парням, погибшим на этой войне, не испугавшимся за свою — одну — жизнь. Да, действительно, жизнь одна, и трусость лишила Тонких этой бесценной одной жизни, превратив ее в мучительно и однообразно длящиеся годы страха, угрызений совести и презрения к самому себе.
Иешуа, герой Булгакова, назвал трусость самым страшным пороком. Понтий Пилат две тысячи лун страдал из-за своей трусости. Вряд ли Николай Тонких обретёт покой до конца своей человеческой жизни.
253 слова
СОЧИНЕНИЕ 2
Что является самым тяжёлым наказанием для человека? Над этим вопросом рассуждает автор предложенного текста.
В военные годы было распространено дезертирство. Общество осуждало и будет осуждать таких людей. Но это неправильно, ведь герой рассказа был прав — живем один раз. Бывают такие моменты, когда человек понимает, что надо делать то, что делают все, но боится. Боится не успеть узнать жизнь.
В рассказе В.М.Пескова парень понимал, что надо идти и биться за родину, но испугался. Сбежал. За этот поступок он корил себя всю жизнь. Хотел повеситься — лишить себя мук совестью. А когда осмелился и вышел в общество, постоянно, на каждом углу слышал слова презрения. От отчаяния герой приходит к мысли, что лучше бы он пошёл навстречу врагу и погиб бы там, прожив при этом короткую жизнь, но с пользой.
Автор считает, что поступок героя был жалок, совершив который, он одновременно и наказал себя. Герой был труслив.
Я считаю, что автор прав, но и герой прав. Ведь живем мы действительно один раз. На эту ситуацию можно посмотреть и со стороны дезертира и со стороны общества, осуждающего этого дезертира.
Таким образом, самым жестоким наказанием для человека является его собственная совесть, мучающая до конца жизни и не дающая спокойно жить.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область…
(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.
–(10)Сейчас позову Николая…
(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай.
(12)Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен.
(13)Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор.
(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.
(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят.
(16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.
(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.
(19)В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.
–(20)Мама, открой…
(21)Мать сжала его в объятиях.
–(22)Сынок… (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам… (25)Один раз живём…
(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.
(27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила… (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы
вздрагивал, сжимался в комок.
(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я… (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз…»
(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе…» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат.
(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:
–(60)Дезертир…
(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз…
(по В.М. Пескову*)
*Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.