Я бы обменял все свои технологии на встречу с сократом итоговое сочинение

Список литературы технический прогресс зло или благо? что делать? н.г. чернышевский как не надо жить мы е.замятин вопрос об

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Технический прогресс — зло или благо?

«Что делать?» Н.Г. Чернышевский

Как не надо жить

«Мы» Е.Замятин

Вопрос об опасности прогресса

Негативные последствия технического прогресса

Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

Новые возможности лишь обостряют древние инстинкты
человека и его слепую жажду власти.

Почему обществу необходим прогресс? «Одиночество в
сети» Я. Вишневский

Верно ли, что наука всесильна?

Может ли научный прогресс привести к катастрофе?

 «Роковые яйца» М.А Булгаков

Изнанка научного и технического прогресса

Всегда ли люди понимают и принимают прогресс?

Нам не дано предугадать развития технологий будущего

Как обучение людей способствует техническому прогрессу?

Какие люди способны стать двигателями прогресса?

Тезисы по направлению 

Вопрос о
положительном или отрицательном влиянии цивилизации на планету, на становление
человечества носит дискуссионный характер: что перевесит – польза или вред от
плодов прогресса? Это благо это или наказание? 

С помощью
прогресса человек меняет мир, делая его комфортнее. Но вот проблема: многие
блага цивилизации, улучшая жизнь человека, в итоге ухудшают и её, и среду
обитания! Поэтому дискуссии о роли цивилизации не сходят со страниц литературы,
становятся предметом публикаций и статей, форумов и блогов.

Итоговое
сочинение –2021

Тематическое направление

Тематическое направление заостряет
внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах,
связанных с ее плодами. 

Темы сочинений будут способствовать
раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии
научнотехнического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы
стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят
задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о
благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения
равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями
человечества.

Примеры из философской, научной,
публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители,
деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его
пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в
которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной
фантастики, утопии и антиутопии.

Возможные темы по направлению

«Цивилизация и технологии –
спасение, вызов или трагедия?»

1. 
Согласны ли вы с
высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь
могут давать вам ответы»? 

2. 
Какое влияние
оказывают новейшие технологии на человеческое мышление? 

3. 
Может ли
научно-технический прогресс привести к вырождению человечества? 

4. 
Всегда           ли
       люди разумно пользуются          плодами        научнотехнического
прогресса? 

5. 
Могут ли
технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности? 

6. 
Согласны ли вы с
тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время? 

7. 
Можно ли
утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий? 

8. 
Согласны ли вы с
тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения? 

9. 
Как вы понимаете
высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»? 

10.                    
Может ли научное
открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Цитаты:

«Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и
образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека,
воспитываемого страной».

(Ралф Уолдо Эмерсон)

«Не надо смешивать цивилизацию с культурой… развитие
цивилизации отодвигает культуру все более и более назад, игнорируя духовную
сторону человека и отодвигая его к первобытному

звериному прошлому». (А. Кони)

«Цивилизация — не состояние, а движение, не гавань, а
путешествие». (А.

Тойнби)

«Высвобождение силы атома изменило всё, кроме нашего
мышления… Если человечество хочет выжить, то ему необходима совершенно новая
система

мышления». (Альберт Эйнштейн) 

«Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая
цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». (Ф.М.

Достоевский) 

«Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас». ( Антоний
Регульский)

«Причина гибели цивилизаций — не убийство, а самоубийство».
(А. Тойнби)

         «Цивилизация
          есть           изнанка

культуры». (В.Ф. Эрн)

 «Мы приспосабливаем мир к себе, а потом никак не можем
приспособиться к

приспособленному миру». (Л. Кумор)

«Свобода есть единственная характерная черта цивилизации».
(Л.И.

Мечников)

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину,
но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться». (К. Краус)

«Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню
своего рождения получил слишком много

игрушек». (Д. Томсон)

 «Цивилизация — ужасное растение, которое не растет и не
расцветает, пока его

не польют слезами и кровью». (А. Граф)

«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом
начнет изменять нас самих». (С. Лем)

«Цивилизация – это процесс освобождения человека от человека».
(Эйн

Рэнд)

«Прогресс зашел так далеко, что потерял из виду людей». (Г.
Малкин)

«В нашей цивилизации не проявляют большого уважения к
человеку, который всегда хочет быть в центре внимания, не делая ничего для
того, чтобы это

заслужить». (А. Адлер)

Итоговое сочинение. Подборка тем к новым направлениям 2021-2022 учебного года, которые могут быть на реальном сочинении у 11 класса 1 декабря 2021 года.

Список тем сочинения направления человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

1. Как меняется характер человека на протяжении жизни?
2. Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
3. Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
4. Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
5. Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
6. Почему тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе XIX века?
7. Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
8. Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
9. Как путешествия помогают познавать себя?
10. Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Список тем сочинения направления цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

1. Согласны ли вы с высказыванием художника П. Пикассо: «Компьютеры бесполезны. Они всего лишь могут давать вам ответы»?
2. Какое влияние оказывают новейшие технологии на человеческое мышление?
3. Может ли научно-технический прогресс привести к вырождению человечества?
4. Всегда ли люди разумно пользуются плодами научно-технического прогресса?
5. Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?
6. Согласны ли вы с тем, что новейшие технологии помогают нам сэкономить время?
7. Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?
8. Согласны ли вы с тем, что развитие цифровых технологий приводит к дефициту живого общения?
9. Как вы понимаете высказывание Стива Джобса: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом»?
10. Может ли научное открытие привести к тяжёлым последствиям для человечества?

Список тем направления преступление и Наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

1. Каждый ли человек может испытывать муки совести?
2. Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
3. Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
4. Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
5. Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
6. Почему люди становятся преступниками?
7. Что сильнее: закон или совесть?
8. Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
9. Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
10. Легко ли всегда поступать по совести?

Список тем направления Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

1. Какое произведение искусства повлияло на вашу систему ценностей?
2. Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?
3. Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?
4. Почему людям нравится смотреть фильмы?
5. Как вы понимаете высказывание В. Гюго: «Книги – это друзья, бесстрастные, но верные»?
6. Как искусство может изменить человека?
7. Согласны ли вы с высказыванием М. Лютера: «Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека»?
8. Справедливо ли мнение о том, что смотреть фильмы и читать книги – это значит жить чужой жизнью?
9. Может ли человечество существовать без искусства?
10. Как книга может помочь человеку понять свой внутренний мир?

Список тем направления кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина 

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

1. Как вы понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
2. Справедливо ли мнение о том, что быть патриотом – это значит отдавать долг Родине?
3. Согласны ли вы с тем, что историю делает народ, а не отдельные личности?
4. Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?
5. Как вы понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?
6. Может ли государство помочь всем людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию?
7. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?
8. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Радищева: «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же»?
9. Что значит честно служить Родине?
10. Может ли человек обрести счастье на чужбине?

Смотрите также на нашем сайте:

Работы СТАТГРАД по русскому языку задания и ответы

Работы СТАТГРАД по математике задания и ответы

Метки: ЕГЭ 2022итоговое сочинение 2021литература 11 класс

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

01.12.2021

Итоговое сочинение 2021 — 2022. Темы

Где узнать темы сочинений?
Вот здесь http://topic.ege.edu.ru/
Уже начинаем ждать темы Урала и средней полосы.

Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

Начинаем собирать коллекцию этого учебного года.

Темы итогового сочинения по регионам

Калининградская область 

111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?

Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область

113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?

ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, Ñ€ÐµÑÐ¿ÑƒÐ±Ð»Ð¸ÐºÐ° Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
309.Когда слово становится преступлением?
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?

Омская область

108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?

Сахалин, Магадан

101.Как путешествия могут изменить человека?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Амурская область, Забайкальский край, Якутия

106.Книга как путешествие в прошлое.
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии

105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
307.Что такое преступление против самого себя?
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?

Камчатка, Чукотка

102.В чём ценность путевых впечатлений?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
502.Что такое гражданский долг?

Бурятия и Иркутская область

112.О чём может рассказать дорожный дневник?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?
104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
309.Когда слово становится преступлением?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
раскаяние и т.п.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

peskov v beret i 2 fotoapparatami

СОЧИНЕНИЕ

 Текст Пескова о дезертире. Журналист Песков рассказывает страшную историю жизни Николая Тонких, который в годы войны, когда немцы рванулись к Волге  в 1942 , шел вместе с группой ребят, чтобы получить винтовки и бить врага, но струсил и глухими дорогами вернулся к матери.

Песков так описывает свою первую встречу с заживо погребённым: мать была не рада гостю, но голос искательный; Николаю всякий разговор неприятен, но гость не уходит, предлагает сигареты — и несчастный человек поддерживает разговор.

Слушая о двадцатилетнем сидении на чердаке, Песков узнает трагедию человека-труса: семь тысяч дней страха, семь тысяч дней нежизни: несколько раз хотел повесится, но испугался… опять…

Ещё и ещё раз Песков подчеркивает, что история Николая Тонких — трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха.

Сейчас Тонких живёт среди людей, ходит на работу, но к избе никак не привыкнет, так и спит на чердаке.

Песков считает, что Николай Тонких сам наказал себя за трусость: променял золотые годы жизни на двадцать лет страха и последующие годы стыда и презрения окружающих людей.

Да, жизнь Николая Тонких сложилась трагически из-за минутной слабости: жизнь одна, подумал Тонких…

А через двадцать лет позавидовал парням, погибшим на этой войне, не испугавшимся за свою — одну — жизнь. Да, действительно, жизнь одна, и трусость лишила Тонких этой бесценной одной жизни, превратив ее в мучительно и однообразно длящиеся годы страха, угрызений совести и презрения к самому себе.

Иешуа, герой Булгакова, назвал трусость самым страшным пороком. Понтий Пилат две тысячи лун страдал из-за своей трусости. Вряд ли Николай Тонких обретёт покой до конца своей человеческой жизни.

253 слова

СОЧИНЕНИЕ 2

Что является самым тяжёлым наказанием для человека? Над этим вопросом рассуждает автор предложенного текста. 

В военные годы было распространено дезертирство. Общество осуждало и будет осуждать таких людей. Но это неправильно, ведь герой рассказа был прав — живем один раз. Бывают такие моменты, когда человек понимает, что надо делать то, что делают все, но боится. Боится не успеть узнать жизнь. 

В рассказе В.М.Пескова парень понимал, что надо идти и биться за родину, но испугался. Сбежал. За этот поступок он корил себя всю жизнь. Хотел повеситься — лишить себя мук совестью. А когда осмелился и вышел в общество, постоянно, на каждом углу слышал слова презрения. От отчаяния герой приходит к мысли, что лучше бы он пошёл навстречу врагу и погиб бы там, прожив при этом короткую жизнь, но с пользой.

Автор считает, что поступок героя был жалок, совершив который, он одновременно и наказал себя. Герой был труслив.

Я считаю, что автор прав, но и герой прав. Ведь живем мы действительно один раз. На эту ситуацию можно посмотреть и со стороны дезертира и со стороны общества, осуждающего этого дезертира. 

Таким образом, самым жестоким наказанием для человека является его собственная совесть, мучающая до конца жизни и не дающая спокойно жить.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)В 1969 году в воронежской «Коммуне» я прочитал заметку «Заживо погребённый» о человеке, который в сорок втором году дезертировал из армии и в течение двадцати лет укрывался на чердаке. (2)Он недавно спустился на землю и назвал своё имя. (3)Тонких Николай. (4)Случай невероятный. (5)Как журналист, я немедленно выехал в Воронежскую область…

(6)Село Битюг-Матрёновка. (7)Хата на краю села. (8)Дверь открыла женщина лет семидесяти. (9)Хозяйка не рада гостю, но голос искательный.

–(10)Сейчас позову Николая…

(11)Николай, как потом оказалось, первым увидел гостя – и сразу в сарай.

(12)Любому человеку в его положении всякий разговор неприятен и тягостен.

(13)Но гость сидит на скамейке, достал сигареты, закурить предлагает – надо поддерживать разговор.

(14)Слово за словом я узнаю трагедию человека-труса.

(15)В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из Битюг-Матрёновки в Липецк шла группа ребят.

(16)Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. (17)Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.

(18)А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

(19)В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату у Битюга.

–(20)Мама, открой…

(21)Мать сжала его в объятиях.

–(22)Сынок… (23)Живой, здоровый. (24)Никому не отдам… (25)Один раз живём…

(26)Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.

(27)Семь тысяч дней, похожих как близнецы. (28)Наперечёт известные звуки: это мать доит корову, это сестра повесила на стенку портфель, это скребётся мышь, это червяк точит стропила… (29)При каждом незнакомом звуке человек у трубы

вздрагивал, сжимался в комок.

(30)Летом, в тёмные часы между зорями, человек спускался к земле. (31)Озираясь, он обходил вокруг хаты, трогал руками подсолнухи, прикладывал ладони к остывающим после дневной жары тыквам. (32)Уснувшие кузнечики шарахались из-под ног. (33)Человек думал: «Это они меня боятся… (34)Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. (35)Боялся. (36)Уже не кары за трусость боялся – боялся жизни. (37)Я завидовал тем ребятам, которые не вернулись. (38)Я думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. (39)А я… (40)Зачем?.. (41)Много раз трогал руками верёвку. (42)Минута, и всё. (43)Кому я нужен? (44)Но жутко – живём один раз…»

(45)Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… (46)Вот и вся трагическая и жалкая судьба дезертира, променявшего живую жизнь на бесконечные годы страха. (47)Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб. (48)Он устаёт на работе, избегает людей. (49)Спит он по-прежнему на чердаке. (50)«Никак не привыкну к избе…» (51)Вечерами, перед тем как полезть на чердак, долго стоит во дворе, провожает закат.

(52)Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. (53)Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! (54)Этот человек и теперь говорит: «Живём один раз». (55)Но он понимает, как беспощадны для него эти слова. (56)Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. (57)Да и теперь что за жизнь? (58)Не всякий подаёт руку. (59)А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

–(60)Дезертир…

(61)Презрение людей – самое тяжкое наказание для человека. (62)А живём один раз…

(по В.М. Пескову*)

*Василий Михайлович Песков (род. в 1930 году) − русский советский писатель, журналист, путешественник и телеведущий.

  • Я верно болен на сердце туман мне скучно все и люди и рассказы
  • Ютуб канал как пишется по русски
  • Ютуб морозко сказка смотреть в хорошем качестве бесплатно
  • Ютуб сказка о золотом петушке мультфильм 1967
  • Юрий нагибин рассказы о гагарине слушать