Узорчатый как пишется и почему

Данным приложением пользуются в основном школьники и подростки, ведь средний возраст активных аккаунтов 14 лет. tiktok устанавливается на мобильные

Написание и перевод социальной сети Тик Ток

Данным приложением пользуются в основном школьники и подростки, ведь средний возраст активных аккаунтов – 14 лет.

TikTok устанавливается на мобильные устройства, но возможна инсталляция и на компьютер. По сути основная идея соц. сети – это обмен короткими видео смешного характера.

Появился на рынке этот продукт в 2016 году и мгновенно стал популярен.

Приложение разработано в Китае компанией ByteDance, которая появилась за 4 года до этого. Интересно то, что сейчас приложение в Китае заблокировано, пользоваться им нельзя, но есть альтернативные варианты.

Почему приложение называется ТикТок

TikTok, в большей мере, был создан для коротких видеороликов, длина которых не превышает 15 секунд. Но часто видео достигают только 4-5 секунд.

Автор контента совершает действия, которые интересны другим пользователям, и которые хочется повторять.

Логотип

К примеру, он может открывать рот под звуки топовой песни, петь сам, прыгать или кривляться. Присутствуют различные музыкальные эффекты, что добавляет ролику интереса.

Тик Ток очень популярен у русскоязычной аудитории, поэтому многим интересно не только то, как появилась эта платформа в Китае и как стала популярной в России, но и то, как правильно пишется и переводится название мобильного приложения.

Владельцем Тик тока считается стартап из Китая Bytedance, основал который 36-летний предприниматель Чжан Имин.

Изначально парень занимался работой над искусственным интеллектом и планировал поставлять инновационные продукты только для китайского рынка. Но со временем он понял перспективу Тик Тока и решил заняться этим направлением.

Чжан Имин

Именно Чжан Имин и придумал название, которое есть на слуху даже у людей старшего поколения, которые не пользуются мобильными гаджетами.

Название социальной сути переводится с английского языка. Tik Tok – это графическое и звуковое обозначение хода часового механизма.

Мы можем вспомнить и русское междометие «тик-так», которое означает тоже и довольно схожее по своему звучанию.

Объяснения выбора такого названия нет. Но эксперты думают, что такое обозначение социальной сути было использовано из-за основы контента – коротких видео, которые по длительности не могут превышать 15 секунд.

Пользователи должны уложиться в этот короткий временной промежуток, успеть заинтересовать и вызывать реакцию зрителя.

Понятно, что тут есть аналогия со стуканьем часов: эти равные и короткие промежутки служат отчетом. Нельзя сказать, что в название сервиса вкладывали глубокий смысл.

Но в это и есть его преимущество. Оно быстро запоминается, вызывает ассоциации.

Значок приложения

На русском языке пользователи обычно пишут название Тик Ток. Но на латинице правильно будет написать именно TikTok без разделения пробелом.

Именно такое название является общепринятым, по таком виду его ищут в поисковых системах жители других стран. Интересно то, что и на немецком языке название будет аналогичным английскому.

Как переводится Тик Ток на китайский

Сервис на китайских просторах интернета закрыт. Но перевод его был идентичным, что и в английском, ведь именно из этого языка и была заимствована фраза для китайской платформы.

Китайское приложение

Сейчас в Китае аналогом приложения выступает Douyin, которое использует более 600 миллионов пользователей, что составляет 80 процентов населения, имеющего возможность выхода в интернет.

По-китайски приложение называется 抖音. Работает оно по такому же принципу, что и ТикТок, но на других платформах.

Правила написания слова ТикТок или Тик Ток

Интересно то, что названия поисковые системы могут воспринимать по-разному, но для обычного пользователя, не особенно знакомого с нюансами компьютерной грамотности, это слова идентичные.

Но, как утверждают эксперты, в русском языке иностранные названия пишутся ровно так же, что в оригинале, но адаптированными на наш язык буквами.

Майка с лого

Правильно получается писать именно ТикТок без пробела – это соответствует оригинальному названию платформы, созданной в Китае.

Как реагируют поисковые системы

ТикТок набирает популярностью во всем мире. Понятно дело, что называние соц сети, каждый пишет, как ему вздумается. Но алгоритмы поисковых систем научились понимать эти разногласия и автоматически адаптируются к запросам пользователей.

То есть, вбивая в поиск Яндекса или Гула слово «тик То к» или «Тик Ток» вы в любом случае попадаете на оригинальную версию страницы и сможете скачать приложение на свой мобильный телефон.

Выдача Яндекс

Но если вы хотите писать правильно, то в оригинале это будет именно TikTok. В транскрипции на русской язык следует писать ТикТок без пробела.

Мнения тиктокеров

Единого мнения насчет правильного написания называния китайского гиганта у тиктокеров нет. В основном они пишут без пробела на русском языке. Хотя встречаются различные версии.

ТикТокеры

ТикТок – популярное приложение, родом из Китая. Сейчас нет разницы как именно вы напишите название (слитно или раздельно, на русском или на английском языке).

В любом случае система будет воспринимать запросы релевантными меду собой и даст вам возможность скачать приложение.

Социалка отличается простотой интерфейса, что дает возможность разобраться в ней любому школьнику, разнообразием контента, ведь тут присутствуют и развлекательные ролики и познавательные.

Если вы хотите скачать приложение для творческого развития, то это именно то, что нужно.

Слитно, если отвечает на вопрос «как». Раздельно, если отвечает на вопрос «какую».

453

Как пишется слово Впустую

Узорчатый как пишется и почему

Автор: Алексей Морозов

Дата: 19.05.2021

Слово «Впустую» пишется слитно, если отвечает на вопрос «как». Например: «День прошел (как?) впустую». Раздельно надо писать в том случае, если слово отвечает на вопрос «какую»: «Налей в пустую бутылку» – «Налей в бутылку (какую?) пустую».

Таково простое объяснение правописания этого слова. Запомните его, чтобы на автомате применять в процессе письма.

Дальше я расскажу вам, как правильно объяснять эту орфограмму на уроке русского и почему, собственно, «впустую» иногда пишется слитно, а иногда раздельно.

Когда «впустую» пишется слитно

Мы пишем «впустую» слитно, когда оно является наречием. Наречие – это такая часть речи, которая не изменяется, поэтому других вариантов написания нет и быть не может. Как такового правила нет, но большинство наречий пишутся слитно и «впустую» – одно из них.

И, собственно, на уроке русского вы должны доказать, что «впустую» – наречие. Чтобы это сделать, вам надо найти слово, от которого наречие будет зависеть и задать наречный вопрос. Потренируемся:

  1. Время потрачено впустую. Потрачено (как?) впустую.
  2. Жизнь прожита впустую. Прожита (как?) впустую.
  3. Я прокатался впустую. Прокатался (как?) впустую.

Учитель может вас спросить: «Как еще доказать, что «впустую» – наречие?» Скажите ей, что его можно заменить на другое наречие. Попробуем:

  1. Время потрачено зря.
  2. Жизнь прожита напрасно.
  3. Я прокатался без толку.

Если будет нужно, добавьте, что «впустую» – это всегда обстоятельство образа действия. Другую синтаксическую функцию это слово никогда не выполняет.

Когда «в пустую» пишется раздельно

Раздельно мы пишем тогда, когда «пустую» – имя прилагательное. Чтобы доказать, что это прилагательное, а не наречие, можно пойти несколькими путями.

Первый – задать вопрос. Прилагательные отвечают на вопрос «какой»:

  1. Я налил чай в пустую бутылку. В бутылку (какую?) пустую.
  2. Она налила мне щей в пустую тарелку. В тарелку (какую?) пустую.
  3. Я бросил самолетик в пустую корзину. В корзину (какую?) пустую.

Второе. Прилагательное всегда зависит от существительного, от которого к нему задается вопрос. Если мы поставим вместо этого существительного другое, то форма прилагательного изменится. Например: в пустую бутылку – в пустой бидон – в пустое корыто.

Третье. Вместо одного прилагательного всегда можно поставить другое: Я налил воду в пустую бутылку – в красную/стеклянную/большую бутылку.

Почему «в» и «пустую» пишутся раздельно? Потому что «в» – предлог, а предлоги пишутся раздельно со всеми остальными словами. И предлоги обязательно можно употреблять в вопросах к другим словам. Например: Я налил суп в пустую тарелку – налил (в что? во что?) в тарелку.

Помните об этом, если вдруг учительница спросит.

Слово «пустую» в предложении может выполнять только одну синтаксическую функцию – быть согласованным определением.

Как обозначать эту орфограмму на письме

Если «впустую» вы написали слитно, подчеркните одной чертой «вп», выделите приставку «в» и корень «пуст», а в скобках напишите «нар.» (наречие).

Если слово пишется раздельно, подчеркните одной чертой «пробел» между «в» и «пустую» и надпишите над «в» – «предлог», а над «пустую» – «прилагательное».

В случае, если вы не умеете объяснять орфограммы, – самое время научиться это делать. Прочитайте мою статью о том, как правильно объяснять и подчеркивать орфограммы, а еще посмотрите видео (тоже мое). Такая методика работы с орфограммами поможет вам быстро запомнить основные правила русского языка и научиться автоматически писать грамотно.

Полезные материалы по теме

Год назад я написал четыре статьи с кратким обзором онлайн-курсов по русскому языку. Вот ссылки на эти статьи:

  • Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому.
  • Подготовка к ОГЭ.
  • Подготовка к ВПР.
  • Общие курсы русского языка.

Я вам советую хотя бы пробежаться по ним глазами. В этих статьях описаны очень разные программы. Некоторые позволяют готовиться к экзаменам по русскому в целом, некоторые учат писать сочинения и изложения. Есть курсы отдельно по пунктуационной или орфографической грамотности.

Один курс я хочу порекомендовать непосредственно здесь. Речь идет о материале «Идеальный русский» от сайта Викиум. Курс стоит 890 рублей, в нем есть теория и три программы для отработки практики. Собственно, я всем рекомендую эту разработку именно за счет программ, теорию можно найти и на просторах интернета.

И последнее. Я нашел в интернете в открытом доступе четыре пособия по русскому языку и лично их все просмотрел. Они мне показались очень качественными, простыми в плане изложения и информативными. Помимо текста в них есть хорошие схемы и таблицы. Чтобы получить архив с пособиями, напишите здесь ваш E-mail, они вам отправятся автоматически.

Заключение

Эта статья была посвящена правописанию слова «впустую». Обобщим. Пишем слитно, если это наречие, которое отвечает на вопрос «как». Пишем раздельно, если это прилагательное с предлогом и оно отвечает на вопрос «какую».

Все ли вам понятно в содержании этой статьи или остались какие-то вопросы? Буду рад получить от вас обратную связь, форма для комментариев находится прямо под статьей.

Всем спасибо.

Узорчатый как пишется и почему

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Это слово, которое помогает проверить сомнительную букву: пло(т/д) – плоТы.

1 085

Что такое проверочное слово

Узорчатый как пишется и почему

Автор: Алексей Морозов

Дата: 18.08.2021

Проверочное слово – это такое слово, которое помогает проверить сомнительную букву. Например, вот пишете вы слово «мол…ко» и не знаете, какую букву надо писать после «л». То ли «о», то ли «а». Чтобы не ошибиться, надо подобрать проверочное слово: молОчный. Теперь сомнительная гласная под ударением и вы не сомневаетесь в ее написании.

Другой пример. Слово «ду(б/п)» – вы не знаете, то ли надо писать «б», то ли «п». Как не ошибиться? Надо подобрать проверочное слово: дубЫ. Теперь «б» слышится отчетливо и вы не сделаете ошибку.

Давайте узнаем, как правильно подбирать проверочные слова и в каких случаях проверочных слов просто не существует.

Как подбирать проверочное слово

Надо сначала понять, что вызывает сомнения – гласная или согласная.

Для гласных

Если сомнение вызывает гласная, то она, скорее всего, безударная. Как в слове «в…сна». Гласный после «в» безударный, и вы в нем сомневаетесь – то ли «е» надо писать, то ли «и».

В таком случае надо подобрать однокоренное слово, чтобы гласный был под ударением. Например, «вёсны». Теперь уже на гласный после «в» падает ударение и вы точно знаете, что писать надо «е», а не «и».

Обратите внимание

Слово должно быть обязательно однокоренным. Нельзя существительное «водитель» проверять существительным «воды», потому что «водитель» – это тот, кто «вОдит». Он с водой вообще никак не связан.

Для согласных

Согласные вызывают у нас сомнения в двух случаях:

  1. Когда они в конце слова.
  2. Когда после них глухие согласные.

Например, в слове «раб» согласный «б» сомнительный. Вы не знаете наверняка, то ли «б» надо писать, то ли «п».

То же самое в слове «здра(в)ствуйте». После «в» идет глухая согласная, даже две глухих согласных. И мы этот «в» вообще не произносим. Мы говорим [здраствуйти].

Чтобы проверить согласную, надо так изменить слово, чтобы после этой согласной была гласная или звонкая согласная. Или однокоренное слово подобрать с теми же условиями.

Существительное «раб» мы проверим формой множественного числа – «рабы». Как видите, после «б» стоит гласная «ы». И мы очень четко слышим, что там именно «б». Мы не говорим [рапы].

А для проверки междометия «здравствуйте» мы подберем однокоренное слово «здравие». Говорить человеку «здравствуйте» – значит желать ему «здравия», «здоровья». Вот мы и «услышали» сомнительный согласный «в».

Звонкие согласные могут нам помочь не хуже, чем гласные. Например, для проверки слова «лес» сгодятся не только «леса», но и «лесник», «лесничий». Сонорный «н» является звонким, поэтому согласная перед ним слышится очень четко. Мы ведь не говорим «лезник», верно?

Для каких гласных не существует проверочных слов

В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:

  1. Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
  2. Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
  3. Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.

Давайте еще раз эти три типа проанализируем.

С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.

Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.

Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.

Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.

Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.

Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.

Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.

Для каких частей слов можно подобрать проверочные слова

Обычно проверочные слова подбираются только для тех гласных и согласных, которые находятся в корне. Если у вас сомнительная буква не в корне – скорее всего, ее надо будет проверять каким-то другим способом.

Ну например, нельзя подобрать проверочное слово для прилагательного «пр…брежный». Надо запомнить, что в приставках пре/при пишется «и», если слово имеет значение приближения, присоединения, близости, неполного действия. А «е» пишется, если можно заменить на «пере» или на «очень».

Поэтому «прибрежный» пишется с «и» (он в «близости» к морю), а, скажем, «преогромный» – с «е», потому что можно заменить на «очень огромный».

Не подбираются проверочные слова для суффиксов. Например, с какой буквой надо писать слово «ключ…к» – с «е» или «и» в суффиксе «ч…к»? С «и», потому что при изменении слова она не выпадает: ключику, ключика, о ключике. А вот в слове «человечек» мы напишем «е», потому что она выпадает: человечка, человечку.

Ну а про окончания вообще говорить нечего. Там у каждой части речи свои тонкости. Например, в прилагательном «осенн…м (лесу)» мы напишем «е», если в вопросе будет «е» или «о». «В лесу (каком?) осеннем».

Как графически оформлять проверочное слово

Во-первых вы должны запомнить, что при графическом объяснении сомнительных букв, надо отвечать на три вопроса: Что? Где? Почему?

Ответить на вопрос «что?» – значит указать на сомнительную букву. Например, в слове «вода» я сомневаюсь в букве «о» – подчеркиваю ее одной чертой.

«Где?» – значит в какой части слова, то есть в какой морфеме. В слове «вода» сомнительная буква находится в корне «вод» – рисую над корнем дугу.

«Почему?» – это как раз указание на проверку. Если мы подобрали проверочное слово, то ответом на вопрос «почему» как раз и будет это слово, написанное в скобках.

В этом слове надо показать, что мы проверили ту самую морфему – то есть тоже выделить корень. А проверенную букву подчеркнуть уже двумя чертами, а не одной, потому что мы в ней теперь не сомневаемся. Получается вот так:

Пример

Значок ударения тоже советую ставить. Ударение как раз показывает, почему в одном случае мы сомневаемся в гласной, а в другом пишем ее уверенно.

Если вы объясняете согласную, то оформление будет немного другим. Например, вот как тут:

Пример проверки

Двумя черточками подчеркивается гласная, которая проверяет согласную.

Вот мое видео про орфограмму – я там тоже привожу примеры объяснения слов. Посмотрите обязательно, видео небольшое.

Как научиться быстро находить проверочные слова

Надо постоянно практиковаться. И делать домашние задания без решебников. Например, вот пишете вы упражнение по русскому, увидели там слово с пропущенной буквой – надо не сразу гуглить, каким словом его проверить, или из решебника списывать. Надо напрячь мозг и подумать, какие могут быть проверочные слова. Если вы с пятого по одиннадцатый класс будете эту работу делать – проверочные слова сможете находить очень быстро.

Дам несколько советов, которые могут облегчить поиск:

  1. Сразу поставьте слово во множественное число. Или из множественного числа поставьте в единственное. Почему-то дети в школе не сразу додумываются это сделать. А таким способом можно очень многие слова проверить: в…сна – вёсны, в…да – воды, ст…лы – стол, д…ма – дом, г…рода – город.
  2. Подберите однокоренные слова других частей речи: вых…дить – ход, закр…пить – скрепка.
  3. Если первые два способа не подошли – «повспоминайте» все формы слова. Для существительных это все падежи, от именительного до предложного, для глаголов – формы совершенного и несовершенного вида, причастия и деепричастия.

Можно ли научиться писать грамотно без проверочных слов

Нет. Есть, конечно, люди с очень хорошим языковым чутьем. И они часто «автоматически» пишут правильные буквы и даже знаки препинания расставляют верно. Спросишь их: «А почему здесь вот такая буква?» Они говорят: «Не знаю». Но пишут правильно.

Однако русский язык чудовищно коварен и сложен. И я вам советую не полагаться на интуицию, а стараться подбирать проверочные слова, чтобы убеждаться в правильности написания той или иной буквы.

К тому же одно проверочное слово – это ключ к написанию сразу нескольких слов. Вот вспомнили вы про слово «ход» – теперь сможете грамотно писать и «выходить» и «входить», и «переходить», и «находить».

И еще момент. Если вы вот никак не можете найти проверочное слово – не торопитесь писать «словарное» или «запомнить». Откройте интернет и прямо так и напишите: «проверочное к …». В интернете сейчас полно сайтов с проверочными словами – вы там найдете весь необходимый материал.

С какими проблемами вы можете столкнуться в школе

Пишете вы упражнение по русскому. Там слово «р…бота». Вы что делаете? Вы пишете его с «а» и рядом в скобочках добавляете проверочное слово «раб». Ведь работа – это удел рабов, верно?

А учитель вам ставит ошибку. Ну, может, и не ошибку, но подчеркивает это объяснение как неправильное.

Почему?

Потому что в современном русском языке «работа» – это не удел рабов. Рабов вообще нет. Обычные свободные люди типа нас с вами работают. Бизнесмены работают. Творческие люди типа поэтов и художников тоже работают.

Что произошло? Связь между словами «работа» и «раб» разорвалась. И проверять первое слово вторым нельзя. «Работа» теперь – словарное слово, его проверить вообще невозможно.

Другой пример. Слово «б…гатый». Вы в нем пишете букву «о» и проверяете словом «бог». Тоже вроде правильно, но учитель ставит ошибку.

Здесь проблема примерно та же, что и с рабами. Давным-давно было в нашем языке слово «бог». Оно обозначало человека, который кому-то что-то отдает. От «бога» образовалось прилагательное «богатый». Богатый – это тот, кому «бог» (вот этот самый человек) многое дал.

А потом переводчики стали делать переводы церковных книг. И они не знали, как перевести нарицательное существительное, которое обозначало Всевышнего. И взяли для перевода два слова: «господь» (господин) и «бог» (отдающий что-либо, податель благ). И перевели.

Прошли столетия. И первое значение у слова «бог» исчезло. Сейчас кого ни спроси «Кто такой бог?» – все подумают о боге в религиозном смысле. Про человека, который кому-то что-то отдает, никто вообще не вспомнит. Связь между «богатым» и «богом» разорвалась. И нельзя вот это прилагательное проверять вот этим существительным.

Как быть? В школе надо писать, что эти слова словарные. Но при письме надо все же помнить и про раба, и про бога. Чтобы не ошибиться.

Что еще читать

Посмотрите статью с курсами по русскому. В самом начале этой статьи, еще до описания платных учебных программ, я даю ссылки на хорошие бесплатные тренажеры по русскому и на электронные пособия. Думаю, они вам очень пригодятся.

Советую вам также несколько других статей, ранее опубликованных у нас на сайте:

  1. Что такое орфография. В этой статье я объясняю, как правильно изучать орфографию, как систематизировать в голове все орфографические правила и не растерять их со временем.
  2. Как расширить словарный запас. Возможно, у вас возникают сложности с подбором однокоренных слов как раз потому, что у вас в целом узкий словарный запас. Расширить его не так уж и трудно.
  3. Корни Мер/Мир, Лож/Лаг – эти две статьи помогут вам понять, как работать с корнями, в которых есть чередующиеся гласные.
  4. Как научиться писать грамотно – общие рекомендации и практические упражнения. Прочитайте обязательно.

Дерзайте.

Заключение

Наш разговор о проверочных словах подошел к концу. Понятно ли вам теперь, как правильно находить проверочные слова, как их графические оформлять? Запомнили ли вы, что к чередующимся гласным проверочное слово находить категорически запрещено?

Если остались вопросы – обязательно их пишите в комментариях, отвечу.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

Узорчатый как пишется и почему

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Похоже, образ Айелет Шакед как сильного и эффективного министра выдуман и родился тогда, когда она возглавляла министерство юстиции. Именно в тот период ей удалось импортировать в Израиль модель американского Верховного суда, куда судьи назначаются не на основании их опыта и профессионализма, а с учетом их политических взглядов.

Но эта модель себя не оправдала. Она низвела Верховный суд США, считавшийся одним из важнейших правовых институтов в мире, до нелепой структуры, которую более не принимает в расчет ни одно другое демократическое государство.

Предпочтение политической лояльности профессиональным навыкам оказалось деструктивным, и настойчивое стремление Шакед пересадить эту систему на нашу почву вряд ли может считаться успехом, скорее, наоборот.

Вообще министр юстиции – работа не пыльная. Министерство — своего рода штаб-квартира, и все, что должен делать министр – заботиться о назначениях и руководить министерской комиссией по законодательству. Достаточно политических и риторических способностей, чтобы преуспеть, а этого добра у Шакед хватает с лихвой. Другое дело, что его недостаточно, чтобы руководить таким министерством как министерство внутренних дел, где одних разговоров мало, требуются управленческие способности и конкретные действия.

Но Шакед руководит МВД так, как она руководила министерством юстиции:  заигрывает со своим  базовым электоратом, — говорит на камеру, которая показывает ее с видом на  Негев, утверждая, что, мол, «именно здесь будут созданы пять еврейских поселений в противовес незаконным бедуинским», — но при этом закрывает глаза на проблемы местного самоуправления в Негеве, как бедуинского, так и еврейского.

Особенность Шакед, — много говорит, но мало делает, — чуть не привело к фиаско в случае с Даниэль, дочкой Котильды Лев, маленькой израильтянки, которой грозила депортация. В последнюю минуту Шакед очнулась и предотвратила абсурдное решение, но, похоже, не сделала никаких выводов, что в вопросах гражданства и в процессе принятия решений иммиграционной службы она явно не на высоте.

Абсурдные аргументы от МВД

Даниэль Лев, семи с половиной лет, — гражданка Израиля, поскольку ее отец — израильтянин Шмулик Лев, и родилась она, росла и училась в Израиле. Однако Лев умер, когда его дочке едва исполнилось восемь месяцев, а ее мать-таиландка так и не успела завершить процесс натурализации.

В связи с кончиной мужа, — невзирая на то, что речь шла о супругах, к тому же родивших ребенка, — Управление народонаселения и иммиграции прекратило процесс предоставления гражданства, поясняя, что речь идет о «всего лишь» депортации матери, а дочь может остаться.

Уровень аргументации отражает уровень принятия решений властями: Даниэль – несовершеннолетняя, она должна быть рядом с матерью, и, если мать депортируют, то и дочка уедет вместе с ней.

Как мы дошли до такого положения, что государство депортирует израильскую гражданку? Это с особой остротой ставит на повестку дня вопрос, какую цель ставит перед собой Израиль в Законе о гражданстве, и почему существует фобия, связанная с сохранением еврейского большинства.

Именно из-за этой фобии гражданство беспрепятственно получают только евреи. А неевреям нужна веская причина, чтобы гражданство это получить, и одна из них – брак с гражданином Израиля. Она основана на том, что израильтяне имеют право строить здесь дом и создавать семью даже в том случае, если их вторая половина израильским гражданством не обладает.

Согласно постановлению Верховного суда, израильтяне имеют право вступать в брак с неевреями, и Управление народонаселения и иммиграции неохотно выполняет данное постановление. Неохотно, то есть делает все для того, чтобы путь к получению гражданства для супруга-нееврея был долгим и сложным, включая неоднократные проверки на протяжении от четырех до семи лет — на предмет «искренности отношений», а также на наличие «общего хозяйства».

Хотя по данным Управления, в последние годы ежегодно подавалось около 6 тысяч просьб о получении гражданства по причине заключения брака, и около 4500 из них было одобрено, тем не менее, вырисовывается четкое намерение этого учреждения — попытаться отсеять как можно больше запросов.

Таким образом, как только у Управления появилась возможность помешать матери Даниэль получить гражданство, оно моментально этим воспользовалось, не считая, что нарушает права девочки и покушается на ее интересы. Маленькую израильтянку поставили перед дилеммой: выбирать между сиротством в Израиле и депортацией вместе с матерью.

Какой же национальной цели служит эта дилемма? У государства есть на это три ответа. Во-первых, опасение, что Израиль наводнят иммигранты из стран третьего мира. «Все развитые страны захлестнула волна иммиграции, и все они весьма ужесточили свою иммиграционную политику», — утверждают в правительстве.

Во-вторых, боязнь укрепить «стимул рожать детей для получения израильской визы» и даже страх навредить благополучию детей, которые «родятся не по правильной причине».

В-третьих, главная забота: объединение семей арабских граждан Израиля с палестинскими супругами, которые, не дай Бог, будут использовать возможность вступления в брак как средство осуществления права на возвращение.

Но все эти аргументы не выдерживают никакой критики. Начнем с того, что объединение семей палестинцев и арабов блокируется Законом о въезде в Израиль – тем самым, чье действие Шакед пытается продлить в последние месяцы, — и он, начиная с 2003 года, запрещает предоставление гражданства или даже вида на жительство в Израиле супругам-палестинцам. То есть «право на возвращение» блокируется в любом случае.

Страх миграции из стран третьего мира реален, однако во всех развитых странах этот страх не препятствует предоставлению гражданства супругам и уж точно не распространяется на родителей, у которых есть дети.

И, наконец, верх абсурда – аргумент «стимул рожать детей для получения израильской визы». Невольно возникает вопрос: сколько людей действительно готовы рожать ребенка ради получения израильской визы? Фиктивные браки ради получения гражданства – проблема, широко известная, но рождение ребенка ради получения гражданства – вещь беспрецедентная, и вряд ли можно предположить, что кто-то собирается воспользоваться этой лазейкой.

Напомню, что общее количество заявлений о предоставлении гражданства в связи с браком составляет 6000 в год – показатель, который вряд ли угрожает большинству в 7,5 миллионов евреев, живущих в стране.

Не делая выводов

На протяжении многих лет Управление ведет судебную тяжбу с матерью Даниэль, чтобы депортировать ее из страны, будто бы она злейший враг, от которого необходимо во что бы то ни стало избавиться. Это война без правил, от нее попахивает расизмом (а если бы, к примеру, эта женщина была бы не таиландкой, а голландкой, государство так же пыталось бы ее депортировать?) и отдает беззаконием, а по отношению к ребенку и нарушает подписанные Израилем международные конвенции.

Война Управления народонаселения и миграции за сохранение еврейского большинства сводит его с ума и заставляет принимать необоснованные и незаконные решения. Но это – придуманная война, она бессмысленна, поскольку еврейскому большинству ничто не угрожает, и уж тем более – не горстка матерей из-за рубежа, у которых дети родились в Израиле, и по праву считаются израильтянами.

Министр внутренних дел имеет право по своему усмотрению предоставить израильское гражданство, и в последнюю минуту Шакед пришла в себя, отменив депортацию Котильды Лев. Тем самым, министр спасла Израиль от унижения и позора, но ничего не сделала, чтобы исправить ситуацию в целом: уточнить цели и задачи Закона о гражданстве и сделать серьезный вывод о несостоятельности бюрократии Управления народонаселения и иммиграции.

Мейрав  Арлозоров, TheMarker, М.К. Фото: Нир Кейдар

«Совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал». Такими словами специалисты описывают эффект от одного из важнейших общественных и образовательных событий уходящего года – перезапуска общества «Знание». Почему возрождение образовательного проекта с советскими корнями оказалось столь впечатляющим?

В 1947 году в только что пережившем войну СССР было создано общество «Знание», важнейшей задачей которого было, как легко догадаться, распространение научных знаний. Несмотря на послевоенную разруху, общество работало, и не так уж плохо. Более того, возможно, что сейчас ситуация с этим в чем-то может быть даже похуже, чем в 1950-е. Здесь показателен эпизод из биографии советского физика-иммигранта из Италии Бруно Понтекорво. В начале 50-х он попал в СССР, где с ним случилось следующее.

Прогуливаясь по окрестностям Дубны, Понтекорво заблудился, но к вечеру нашел трактор, и тракторист взялся его подвезти. Желая быть любезным, тракторист спросил, чем именно Бруно занимается в институте. Тот честно ответил: «нейтринной физикой» (одним из создателей которой Понтекорво стал уже в 1930-е годы). Тракторист вежливо сказал: «Вы хорошо говорите по-русски, но все же есть некоторый акцент. Физика не нейтринная, а нейтронная!»

Рассказывая в Италии об этом происшествии, Бруно добавлял: «Надеюсь, я доживу до времени, когда уже никто не будет путать нейтроны с нейтрино!»

Комментируя этот рассказ, докладчик [крупный советский физик, уже после смерти Понтекорво] заметил: «Теперь, хотя Бруно до этого не дожил, его предсказание, пожалуй, сбылось: сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!»

Тракторист из 1950-х ошибался насчет нейтрино потому, что их экспериментально обнаружили только в 1956 году (до того они были гипотезой). Но вот про нейтроны он уже знал, хотя их открыли всего за пару десятков лет до этого разговора. Сегодняшний тракторист довольно редко может похвастаться представлением о частицах, открытых физиками 20 лет назад – и в этом смысле фраза «Сегодня люди ничего не знают не только о нейтрино, но и о нейтроне!» действительно верна.

Ответов на вопрос, почему так получилось, можно предложить много. Один из самых очевидных: до последнего времени российский научпоп справлялся с задачей популяризации не очень хорошо. Есть целый набор научпоп-ресурсов в Сети, есть видеолектории и культурно-просветительские центры, организующие лекции (типа «Архэ»), но на все это мало кто ходит. Посетители этих лекций и ресурсов – часто люди, получившие образование по «научной» стезе, хотя и не всегда оставшиеся после этого работать в науке.

Это тревожный знак: без популяризации науки, способной затронуть детей и подростков действительно широких слоев населения, число желающих заняться наукой никогда не будет слишком большим.

А без таких желающих российская наука неизбежно окажется слабее, чем могла быть.

Поэтому логично, что государство после десятилетий послесоветского забвения попробовало вернуться к ситуации, когда трактористы более или менее интересуются современной им физикой частиц. Уже в 2016 году вышел указ президента о воссоздании общества «Знание», до 2021 года активность его была не особенно заметной для публики.

Наконец в мае 2021 года состоялся перезапуск «Знания», причем на новой, современной основе – включая цифровые платформы. По всей стране был проведен федеральный трехдневный марафон общества. Второй федеральный просветительский марафон «Новое знание», приуроченный ко Дню знаний, прошел с 1 по 3 сентября.

Что мы знаем о «Знании»?

«Несмотря на «малозаметность» деятельности общества в 2016–2020 годах, именно тогда прошла значительная часть подготовительной работы по его восстановлению, особенно в регионах страны, – объясняет газете ВЗГЛЯД Илья Климов, директор петербургского филиала общества «Знание». – И потом, все-таки малозаметным оно было не везде. В частности, в Санкт-Петербурге и ряде других крупных городов деятельность общества и не прерывалась.

Но определенно после послания президента Федеральному собранию весной 2021 года вся работа «Знания» получила сильнейший новый импульс. Главой наблюдательного совета стал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, а генеральным директором – Максим Древаль. Очень большую роль сыграло и то, что открытый урок общества провел президент: после этого у нас появилось сразу много известных ученых, желающих дать лекцию в своей области знаний, включая тех, кто до этого о новом обществе почти ничего и не знали».

Климов констатирует, что обновленное «Знание» заметно изменило свои подходы к просветительству. «Мы больше пошли в сторону «цифры», стали уделять больше внимания онлайн-лекциям, чему и пандемия поспособствовала, конечно». Уже первый онлайн-марафон общества получил свыше 70 миллионов просмотров – и это «совершенно сумасшедшие, колоссальные цифры, которых никто не ожидал», – заключает он. Несмотря на то, что этот весенний и последующий сентябрьский марафоны оказались весьма востребованными, «мы не планируем отказываться и от офлайн-форматов, типичных для первого, еще советского общества «Знание».

Климов считает неправильным вообще противопоставлять эти форматы, отмечая, что многие офлайновые лекции общества доступны в видеозаписях (хотя и не все). Те же «Умные недели», проводимые «Знанием», вполне сочетают самые разные форматы в этой области.

«Наши сотрудники всегда стараются привлекать к лекциям лидеров в своей отрасли – будь это бизнесмены-организаторы, ученые или кто бы ни было еще», – подчеркивает собеседник. И это действительно так: в онлайн-марафонах общества в этом году поучаствовал даже Илон Маск, рассказав, среди прочего, что два конференц-зала компании SpaceX названы в честь Циолковского и Королева (чего нет даже в Роскосмосе). Легко видеть, что важность популяризации науки и техники за рубежом понимают хорошо и придают ей большое значение даже в таких бизнес-проектах, которые, казалось бы, напрямую никак не связаны с образованием.

Отвечая на вопрос «Чем вы планируете отличаться от всех остальных научно-популярных проектов в России?», Климов сделал упор на два момента. «Во-первых, все наши онлайн- и офлайн-мероприятия бесплатные». Зачастую лекции до «Знания» были либо полностью платными, либо с бесплатной первой частью лекционного курса – а последующие требовали оплаты. Надо сказать, что общество оплачивает лекции для части своих ученых, но, как ни странно, не для всех: ряд из них отказывается от вознаграждения.

Во-вторых, продолжает Климов: «Наше общество «Знание» – это своего рода знак качества. Все наши лекции и мероприятия проходят серьезный отбор. Мы неоднократно проверяем каждого лектора и каждую его лекцию, а в существовавших до нас лекционных экосистемах это было далеко не так. У нас не бывает роликов с недостоверной информацией, набравших миллионы просмотров, как, к сожалению, иногда случается в области популяризации в других местах».

Климов отмечает, что пока «Знание» еще в начале своего пути. В обществе постоянно идет работа над новыми идеями и направлениями. Например, планируется собственное научпоп-издание, и даже «книжное» издательство, которое поможет публиковать качественные и интересные популярные книги о науке. «Но это пока небольшой инсайд, мы об этом пока официально не объявляли», – полушутливо отмечает он.

«Мы думаем и над тем, чтобы шире премировать СМИ, пишущие о науке, и научно-популярные книги, выходящие в других изданиях», – продолжает Климов. Первый шаг в этой области уже сделан: 7 декабря 2021 года в Москве состоялось вручение премии «Знание-2021».

Что думают о популяризации и «Знании» ученые?

Одним из самых известных ученых, которые были привлечены обществом «Знание», стал Артем Оганов. Кристаллограф с мировым именем, создатель крайне успешного алгоритма предсказания кристаллических структур, а по сути – новых соединений.

Положив эти алгоритмы в основу программы USPEX, ученый не просто дал остальным исследователям мощный инструмент предсказания еще неоткрытых соединений. Вместе со своими коллегами Оганов предсказал сверхтвердую структуру бора, прозрачную фазу металла натрия, стабильные соединения гелия (долго считавшегося не образующим соединений с другими веществами), новые (еще недавно считавшиеся невозможными) хлориды натрия, новые рекордные высокотемпературные сверхпроводники, новые соединения, существующие в недрах Земли и других планет. Его открытия затем много раз подтверждались экспериментально и бесспорно имеют значительное практическое значение.

Артем Оганов рассказал газете ВЗГЛЯД о своем участии в работе общества «Знание».

ВЗГЛЯД: Как вы считаете, чего не хватало российскому научпопу до «реинкарнации» общества «Знание» в этом году? Что не так с популяризацией науки в России сегодня с точки зрения ученого?

Артем Оганов: Очень может быть, что именно общества «Знание» нашей популяризации науки и не хватало. До сих пор был некий, довольно обширный рынок популяризации науки – например, были лектории совершенно разных уровней, от очень высококачественных до крайне низкоуровневых. Какие-то лектории совершенно бесплатные, другие — очень дорогие. Короче, выбор для всех. 

С одной стороны, пускай цветут все цветы, но с другой стороны, должен быть и какой-то стандарт качества. А его до сих пор просто не было. Вы запросто можете наткнуться на лекцию про каких-то рептилоидов, или про то, что ковида не существует, или про то, что вакцины — это плохо. А ведь это не просто глупости, а заблуждения, которые порой наносят людям вокруг нас огромный ущерб.

То есть у нас сложилось такое научпоп-многообразие, в котором остро не хватает камертона, мерила качества. А он очень нужен, без него мы увидим популяризацию не только науки, но и откровенно абсурдных идей.

Кроме того, имевшееся у нас до недавних пор сообщество популяризаторов, на мой взгляд, слишком политизировано. И несмотря на то, что сфера популяризации была вроде бы очень многообразной и децентрализованной, на деле в ней возникла угроза своего рода монополизации мысли. Я неоднократно слышал, что каждый популяризатор, ученый и интеллигент должен быть в оппозиции, должен ходить на митинги и бороться с чуть ли не любым правительством своей страны и тд. – удивительно, но такого нет ни в одной другой стране мира.

Я также слышу (как правило, от крайне слабых ученых), что ученый не может быть верующим – хотя это явно противоречит фактам. По сути, «в нагрузку» с популяризацией науки люди получают и порцию идеологического догматизма. Мне кажется, что это очень плохо. 

Искренне не понимаю, кому и что должен интеллигент, популяризатор или хороший ученый. Думающие люди вполне могут иметь и «левые», и «правые» взгляды, а могут быть и совсем аполитичными. Могут быть верующими, а могут быть и атеистами – это вопрос личного пути человека. Это в КПСС или в отряде октябрят люди кому-то что-то все время должны. Свободный человек должен разве что себе самому и Господу Богу, и его долг только один — быть самим собой.

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА Новости)

Артем Оганов (фото: Виталий Тимкив/РИА «Новости»)

ВЗГЛЯД: Полагаете, общество «Знание» способно помочь в решении этой проблемы?

А. О.: Я не знаю, способно ли общество «Знание» с помощью своей просветительской деятельности помочь людям быть свободными – это все-таки в основном индивидуальная работа каждого человека над собой. Но вижу, что с перезапуском «Знания» упомянутая группа людей уже лишилась монополии в популяризаторской среде. 

ВЗГЛЯД: В чем был ваш личный мотив поучаствовать в работе общества «Знание»?

А. О.: Для меня все началось с моего детства – тогда общество «Знание» было очень важной составляющей просвещения в нашей стране. В то время мы были одной из самых образованных стран мира, в том числе и благодаря работе этого общества. Образование – залог будущего страны, без которого у нее нет ни перспектив, ни даже смысла существования.

Да, сейчас у нас по-прежнему сохраняется хороший по мировым меркам уровень образованности. Но есть тенденция к снижению уровня образования, и в сравнении с советским он, как мне кажется, значительно проигрывает. Просто посмотрите на то, как неграмотно люди стали писать. Посмотрите опросы в интернете, когда подходят к прохожим на улице и спрашивают их элементарные вещи, а они не могут умножить 2 на 2, или не знают, например, что такое таблица Менделеева — и, самое главное, не хотят этого узнавать, не интересуются ничем новым. Но какой смысл в жизни, если тебе в ней ничего не интересно? 

Так что очень хорошо, что общество «Знание» решили возродить. Мне вообще нравится слово «возрождение», и само это явление – во всех его проявлениях. Пока что я прочел для общества только одну лекцию — приглашали меня много раз, но график в 2021 г. был очень плотным. Надеюсь, что в следующем году смогу прочесть для общества несколько лекций. 

  • Уймется как пишется правильно
  • Уже ношенный жакет как пишется
  • Узнай сказку назови ее героев
  • Ужы или ужи как пишется
  • Уже в названии спрятано противопоставление какие еще противопоставления есть в рассказе