Узбекская сказка тахир и зухра

14 декабря 2018 года ушел из жизни обид асомов, талантливый узбекский, российский и советский юморист, артист кино и телевидения, живописец

Узбекская сказка тахир и зухра

14 декабря 2018 года ушел из жизни Обид Асомов, талантливый узбекский, российский и советский юморист, артист кино и телевидения, живописец и основатель театра «Обид-А». К годовщине его смерти Бабур Гулямов в очень душевном очерке рассказывает о творческом пути Асомова, отношении к юмору, жизненной позиции, карьерных взлетах и негласном запрете его выступлений в Узбекистане.

Путь к сцене

С самого детства Обид любил слушать по радио выступления Аркадия Райкина и Михаила Жванецкого, а понравившиеся монологи переводил на узбекский язык, готовил номера и выступал с ними в школьной самодеятельности. Школу он окончил с отличием, хотя учителя часто жаловались на говорливость и непоседливость Обида. Несмотря на врожденные таланты юмориста, Обид решает поступать в Художественное училище имени Бенькова. Во время учебы он совершенствует свой юмор и артистизм, подрабатывая тамадой на свадьбах, а заработанные деньги тратит на покупку красок и холстов.

Узбекская сказка тахир и зухра

Продолжать образование Асомов собирался в Московском художественном институте им. Сурикова, но поступить в вуз не удалось. Экзаменаторы отметили талант юноши, но «свободных» мест для него уже не было. На следующий год Обид поступил в Ташкентский театральный институт на художественное отделение. Во время обучения в вузе он продолжал работать тамадой, давал юмористические концерты в домах культуры и клубах.

Обид-ака для своих

В июле 1987 года женится одноклассник Обида Асомова, и на свадьбе друга Обиду показали фотографию девушки — Дильфузы. Через месяц, в августе от Обида пришли к ней сваты, а 29 сентября того же года они сыграли свадьбу. Жена ласково называла мужа Обид-ака. Супруги воспитали троих дочерей и сына.

Обид-ака был заботливым отцом. Высокая температура у детей для него была катастрофой: он не мог успокоиться, пока не отвезет их к врачу. Родные вспоминают, что он так же искренне заботился о других людях, приходивших к нему за помощью. В семье Асомовых была традиция отмечать свои дни рождения в домах престарелых, инвалидов и сиротских приютах.

Обид никогда не мешал личную жизнь с профессией на сцене. В жизни он считал себя обычным человеком, в семье — мужем, отцом и дедом, который должен вести себя подобающим образом.

Узбекская сказка тахир и зухра

Он любил свою большую семью и шутил: «Чтобы я переехал в Москву, мне нужен состав из 33 вагонов для всех моих близких и родственников. Я хоть и маленький, но локомотив для всей своей семьи».

В свободное время Обид-ака любил уединяться на своей даче, там он высыпался, отдыхал в окружении природы, наслаждался чистым воздухом. Вдохновляясь видами, писал картины. Но даже дома он продолжал много работать, а семья всегда с пониманием относилась к плотному рабочему графику юмориста.

Карьера в кино

По-настоящему его судьбу изменило приглашение на роль директора цирка в советско-индийской картине «По закону джунглей». К тому времени он уже был известным в Ташкенте комиком, когда на одном из его концертов побывал известный узбекский режиссер Латиф Файзиев. Выступление молодого артиста понравилось режиссеру, и он пригласил Обида на эпизодическую роль в своем фильме. На съемках юморист познакомился с главной звездой индийского кинематографа тех лет — актером Митхуном Чакраборти.

После выхода дебютной кинокартины на Асомова посыпались предложения от других режиссеров. Своей лучшей актерской работой он считал роль в трагикомедии Джахангира Касымова «Великан и коротышка».

С кино пришла слава и настоящая народная популярность, начались бесконечные гастроли по Узбекистану, а затем уже и по другим республикам бывшего Союза.

«Знаете, сегодня наличие фотоаппарата в телефоне для артиста — это кошмар. Раньше поклонник, который хотел иметь совместную фотографию с любимым актером, должен был для этого найти дорогой дефицитный фотоаппарат. Сейчас же стоит выйти на улицу, как сразу найдутся те, кто захочет сфотографироваться со мной на телефон. Думаю, это не значит, что они так меня любят, — они делают это просто, чтобы выложить в свои соцсети и похвастаться. Это при том, что Обид — не суперстар! Представляете, как тяжело фотографироваться двести-триста раз в день? Это очень утомляет» (из интервью Обида Асомова).

«Издеваться над человеком — это дурной смех»

Важнейшим для артиста было выступление на сцене, а работу на свадьбах он воспринимал лишь как источник заработка. Бывали случаи, когда он за день работал на десятке свадеб. Стоимость выступления артиста на мероприятии колебалась от 100 до 1000 долларов.

Но приходилось выступать и перед заключенными. И тюрьмы он считал худшим местом на земле.

Своим учителем узбекский комик считал Евгения Петросяна, который учил, что от смеха должно исходить только добро. Асомов тоже разделял юмор на добрый и злой: «Издеваться над человеком — это дурной смех», — говорил он.

Узбекская сказка тахир и зухра

Обид Асомов был ироничен к себе: рассуждая о своей популярности, он говорил: «Я культовый узбекский комик и неординарный человек, мне трудно скрыться от публики, меня даже ночью узнают. У меня такой голос некрасивый и хриплый, а еще я маленький, хотя мне всегда хотелось быть высоким».

«Юмор — это когда страшно смешно, сатира — это когда смешно, но страшно»

С 2009 до 2017 год в Узбекистане был негласный запрет на выступления Обида Асомова. Восемь лет его не показывали на телевидении, не приглашали на радио, не писали о нем в СМИ. При этом художественный совет «Узбекконцерта» официально не лишил лицензии Асомова.

«Хорошо хоть мой голос из фильмов и мультфильмов не убирают, видимо, они запретили только мою физиономию…»

Сам Асомов до конца не понимал истинную причину своего запрета. По одной из версий, его «издевательский» юмор над современными узбеками на российском телевидении не понравился какому-то высокопоставленному чиновнику.

В 2000 году был создан первый музыкальный фильм с участием звезд эстрады и кино «Тахир и Зухра — новая версия». По сюжету в фильме есть сцена, когда на Асомова падает большой софит, он лежит в синяках и весь окровавленный. Эти кадры разошлись по интернету с описанием, что Асомова избили сотрудники СНБ по прилете в Узбекистан. Несмотря на то, что Асомов много раз опровергал эти слухи, они до сих пор стойко держатся среди многих узбекистанцев.

Диьфуза Асомова в одном из интервью говорила: «Мой супруг был одним из первых узбекских юмористов, кто выступал за рубежом. Он всегда гордился, когда об Узбекистане говорили в других странах. Очень любил нашу страну. Его некоторые выступления за рубежом не нравились высокопоставленным лицам. Один раз его пригласили на культурное мероприятие в Узбекистане. В это время Обид-ака находился в Москве. Он не смог прилететь в указанное время. По этой причине у него отобрали лицензию и запретили показ его выступлений по ТВ».

Обид Асомов считал, что в своих выступлениях он высмеивает не конкретные нации, а общечеловеческие пороки и предрассудки, присущие всем, независимо от происхождения. При этом он часто говорил: «Нация, которая не умеет смеяться над своими недостатками, — это не нация».

Нация, которая не умеет смеяться над своими недостатками, — это не нация

Запрет на свое творчество и информационную изоляцию в родном Узбекистане Обид воспринимал очень тяжело, хотя старался не показывать это, особенно перед своими близкими. Супруга Асомова отмечала, что все это негативно сказывалось на здоровье ее мужа.

Возвращение

После смерти Каримова узбекские власти сняли негласный запрет, наложенный на творческую деятельность Обида Асомова. А в мае 2018 года он был назначен директором ГУП «Студия мультипликационных фильмов» при киностудии «Узбекфильм». (*В 2021 году студия была расформирована).

С тех пор на телевидение вернулись передачи и фильмы с участием Обида, в них перестали вырезать сцены, в которых присутствовал артист. Асомова активно начали приглашать на интервью и различные ток-шоу. В 2017 году во всех кинотеатрах страны стартовал показ музыкальной комедии «Ада эмас, Дада!» («Не батя, а отец!»), который продюссировал Асомов.

Узбекская сказка тахир и зухра

«Сцена возвышается над залом, потому что человек, стоящий на сцене, — артист, в культурном смысле стоит выше народа, он является проводником культуры. Стоя высоко на сцене, артист транслирует культуру в народные массы. По этой причине очень важно вернуть качество и высокую культуру обратно на сцены Узбекистана… Дай бог, мне хватит времени и жизни воплотить это… Я этого очень хочу», — говорил Обид Асомов в 2017 году.

Уход

Обид Асомов был верующим человеком, он семь раз совершал паломничество в Мекку. Но при этом никогда не скрывал своих вредных привычек (курение и употребление алкоголя), говоря, что он обычный грешный человек. В одном из последних интервью, за несколько недель до смерти, Обид остановит интервью и попросит разрешения у журналистки покурить: «Я знаю, курить нехорошо и опасно для жизни, но мы же туда не торопимся…».

11 декабря 2018 года артиста госпитализировали с сердечным приступом. Несмотря на своевременное оказание медпомощи, 14 декабря Обид Асомов ушел из жизни. Ему было 55 лет. Причиной смерти медики назвали инфаркт. На следующий день Обида похоронили на кладбище Камалон в Ташкенте.

Настоящие артисты не выходят на пенсию, творчество настоящих артистов заканчивается только с их смертью.

КТО ЭТО ВСЕ СДЕЛАЛ

Бабур Гулямов — душевно написал

Виктория Ерофеева — отредактировала

Борис Жуковский — оказал неоценимую помощь

Леночка — лучший корректор

  • Previous PostПерепись нового Узбекистана

  • Next PostПроблем не будет, если о них молчать? О высказывании МНО про освещение суицидов и ранних беременностей

  • Уже не первый раз как пишется
  • Узаконить как пишется правильно
  • Уз сср как пишется
  • Уже неактуально как пишется
  • Ужасная вечеринка сочинение на английском