Увертюра к опере сказка о царе салтане

Интегрированный урок: музыка и литература 5 класс тема: музыка и сказки а.с. пушкина подготовила: учитель музыки борисенко людмила александровна 2020-2021

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                                
Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой
оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964

Интегрированный урок: музыка и литература

5 класс

тема:

«Музыка и сказки А.С. Пушкина»

Подготовила:

Учитель музыки   

                                                                               БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

2020-2021 учебный год.

Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и

дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                                                                                                        Задачи
урока:                                                                                                                
     1.
Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни  поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов.                                            2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся.                                             3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.

Материал
урока:                                                                                                                  
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.                                                                         
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила».                                                            Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера  «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.                                                                                               
    Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.                                                             
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание.                                                           Энтин
«Дорога добра» — исполнение.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:

Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,

Фотография действующих лиц  оперы;

Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;

Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:

(превращение  Лебедь в царевну);

репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;

портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого

Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.

        
Что это прозвучало?

        
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?

        
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.

А теперь посмотрите
на доску

        
Что вы там видите?

          ( иллюстрации к сказкам Пушкина).

        
Назовите эти сказки.

        
Какие вы читали сами?

        
Какие вы услышали от
родителей?

        
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?

  « Музыка и
сказки А.С. Пушкина». 

        
А почему именно Пушкин?

           ( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).

А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.

        
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?

Конечно
же, его няня Арина Радионовна.

И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.

        
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?

(  
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том,

И днём, и ночью кот учёный

Всё бродит по цепи кругом,

Идёт направо — песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.

Именно
так подчеркнул Пушкин близость
песни
(музыки)
и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

 Распевание:      попевка «У лукоморья дуб
зелёный».

        
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?

(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).

Наш
урок начался с «Увертюры»  Глинки к опере «Руслан и Людмила».

        
А что такое увертюра?

(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения).  
(Слушание увертюры).

        
Так что мы услышали в
увертюре?

(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;

  тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;

эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;

        
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?

Конечно  же  по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).

        
А как же это всё
происходило?

Учитель русского языка и литературы:

 (Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).

С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.

В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Дома вы познакомились с героями
этого произведения.

        
Каково ваше мнение?

        
Какую речь использует
автор?
(стихотворную).

        
Что такое стихотворная
речь?

        
Что такое ритм?

        
Что такое рифма?

        
Вспомните виды рифм.

а                     а                   а           

б                      а                   б

а                      б                   б

б                      б                   а

Перекрёстная, парная, опоясывающая   (запись в тетрадь).

Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;

4 человека  3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):

1.    
Собрать
строки в нужном порядке.

2.    
Выразительно
прочитать отрывок.

3.    
Определить
вид рифмы.

Пример ответа (учитель).

Отрывок из первой части поэмы:

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и
Руслана

И Лелем свитый им венец.

Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана

                                     
Певец – венец».

        
Всем понятно задание? (работа по группам).

Видеофрагмент «Похищение Людмилы».

        
Чей отрывок соответствует
фрагменту?

Ответ ученика:

Гром грянул, свет блеснул в
тумане,

Лампада гаснет, дым бежит,

Кругом всё смерклось, всё
дрожит,

                    И
замерла душа в Руслане (
опоясывающая)                                       

Ответ №2, 3, 4.                                  №2

Все четверо выходят вместе,

Руслан уныньем как убит,

Мысль о потерянной невесте

                                          
      Его терзает и мертвит.                 
(перекрёстная)

№3

И всё мне дико, мрачно
стало,

Родная пуща, тень дубов

Весёлы игры пастухов

                                       
Ничто тоски не утешало            
(опоясывающая).

№4

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный
Черномор,

Красавиц давний похититель,

                          
Полнощных обладатель гор
(перекрёстный).

Видеофрагмент «Руслан и Людмила».

        
Чей отрывок соответствует?

№5

В досаде, в горести немой,

Напрпсно длинной бородой

Усталый Карла потрясает:

Руслан её не выпускает…(парная)

№6

Мужайся, князь! В обратный
путь

Ступай со спящею Людмилой,

Наполни сердце новой силой,

Любви и чести верен
будь(опояс.)

№7

Тогда Руслан одной рукой

Взял меч сражённой головы

И, бороду схватив другою,

Отсёк её как горсть травы(перекр.)

№8

…Пуская тяжкий, слабый
стон,

С усильем приподнялся он,

 Взглянул, поник главою
бранной-

И пал недвижный,
бездыханный (пар.)

Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.

Учитель музыки:

Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.

        
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?

 (Н.А.
Римского-Корсакова)

        
Почему?

 (у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).

Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!

(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).

    А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?

        
А сказка вся полностью
используется в опере?

        
А что лежит в основе любой
оперы?

                                       (либретто).

        
Что такое либретто?

                           (краткое, переработанное содержание литературного
произведения)
.           

 По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.

      —   Когда это
было?

                             (1899).

А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.

        
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?

(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).

                                      Учитель литературы:

А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.

        
Как мы назовём  в отличие
от народной сказку Пушкина?

        
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

— Что обычно отражено в заглавии?    (главная мысль)

—  Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?

С
названием всегда связаны тема и идея произведения.

        
Вспомните, что такое тема
произведения?

        
Что такое идея?

        
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?

(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).

        
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?

(идеальное, счастливое государство)

Задание для всего
класса:

1.    
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.

2.    
Подготовить выразительное
чтение по ролям.

3.    
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.

(Все в том острове богаты,

Изоб нет, везде палаты…

«И той стражи нет надёжней,

Ни храбрее, ни прилежней»;

«Князь Гвидон тот город правит,

Всяк его усердно славит».

Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).

— Какая тема
связана с царевной — Лебедь?   (
волшебство).

Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.

Учитель музыки:

Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И  самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня  «
На море утушка купалася».

        
Послушайте, как звучит эта
песня?

                          (немного грустно, напевно,
медленно).

Разучивание.

        
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?

Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.

        
Послушайте, как она
изменилась?

                                             Звучит ария
Царевны-лебедь.

 

( радостно, празднично)

        
Почему?

(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)

В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.

        
Каким образом она это
делала?

Сначала она
превратила его в шмеля.

        
А для чего?

Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом  вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе.                                    Видеофрагмент:  Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.

        
Послушайте, как звучит
музыка?

                                  (быстро, стремительно, весело).

        
Почему?

                                  (радость увидеть отца).

        
А как композитор
изобразил гудение шмеля?

                                  (тембр виолончели, вращательные
движения)

        
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?

Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.

        
Так какое первое чудо?

Видеофрагмент «Белочка»

        
Какую белочку вы увидели?

        
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)

А вот как представил  её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите

        
Как звучала музыка?

(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)

        
А почему она звучит
именно так?

(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).

А вот второе чудо:

                                             «33 богатыря»
(иллюстрация)

        
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?

(маршеобразную, воинственную, твёрдую)

        
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?

(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой

Хлынет на берег пустой).

И, наконец, самое главное чудо

        
Какое?

Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.

                                                Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.

А теперь
прозвучит  музыка Римского-Корсакова.

— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!

 (то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)

        
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?

(«На море утушка купалася»).

        
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане?   
(замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).

        
А  каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?

( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).

А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.

        
О какой сказке-опере идёт
речь?

                                                
(«Сказка о золотом петушке»)

Посмотрите на рисунок         Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере                                       

                                                    
Римского-Корсакова 

        
Что вы можете о нём
сказать?

( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).

        
А какую музыку вы написали
бы для него?

(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).

Послушаем, как это сделал композитор.

        
Совпали ли наши ощущения?

(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).

«Сказкой о золотом петушке»  композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.

        
Вспомните, что произошло в
это время в России?

(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция:  стачки, забастовки, аресты и гонения).

Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».

        
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?

( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).

 Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.

        
А каков же сюжет этой
сказки?

Учитель литературы:

Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»

-Давайте сравним эту сказку с народной.

        
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?

(Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон»

«Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

        
трёхкратное
повторение (3 подхода)

        
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)

Теперь поработаем с цитатным планом.

        
Вспомните, какой план
называется цитатным?

(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).

        
Как оформляется цитата?

        
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:

1 ряд – начало сказки

2 ряд – военные походы

3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей

               (самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)

                                        Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».

Учитель музыки:

        
Так за что петушок убивает
Дадона?

(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).

Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?

(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк

                                            
добрым молодцам урок»).

Итог урока:   Так какой урок мы получили сегодня?

        
Как связаны между собой
музыка и литература?

        
Что они призваны дарить
людям?

Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра».                                      
 (выставление оценок,
домашнее задание).

Список литературы:

1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

2.                       «Сказка о царе Салтане»

3.                        «Золотой петушок»

4.А. Соловцов «Римский-Корсаков  Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)

5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964

Николай
Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество.

1844
– 1908

БИОГРАФИЯ

1844.
6 марта в городе Тихвине Новгородской губернии родился Н.А, Римский-Корсаков.
Музыкальные способности ребенка проявились рано. Мальчика, как и других дворянский
детей, обучали игре на фортепиано.

1856.
Поступает в Морской корпус в Петербурге. Занятия в Морском корпусе не особенно
привлекали мальчика, хотя он живо интересовался морем. На занятия музыкой
оставалось мало времени, хотя по воскресеньям он брал уроки игры на фортепиано.
Изредка посещает концерты и оперные спектакли.

1860.
Начинает заниматься с новым учителем музыки Федором Канилле. Канилле –
прекрасный пианист, образованный музыкант, как и учение, любящий и почитающий
Глинку, как великого гения. Вместе с Канилле Римский-Корсаков изучил немало
музыкальной литературы, стал пробовать свои силы в сочинении.

1861.
Канилле знакомит Римского-Корсакова с Балакиревым. Под руководством Балакирева
композитор начинает Первую симфонию.

1862.
Окончив Морской корпус, композитор отправился в кругосветное плавание на судне
«Алмаз». Плавание продолжалось три года. Римский-Корсаков мало занимается
музыкой, зато много читает, думает, набирается новых впечатлений, видит много
стран, любуется морем.

1865.
Возвращается в Петербург. Начало напряженной творческой деятельности.
Заканчивает Первую симфонию с успехом исполняет ее под руководством Балакирева.

1867-1868.
В короткие сроки создает ряд выдающихся произведений: симфоническая картина
«Садко», симфоническая сюита «Антар» по восточной сказке Олега Сенковского.
Задумывает оперу «Псковитянка» на сюжет исторической пьесы Льва Мея.

1873.
Была поставлена опера «Псковитянка». Молодежь восторженно приняла оперу.

1875.
Римского-Корсакова приглашают на должность профессора Петербургской
консерватории по классам сочинения, инструментовки и руководителя оркестра.
Римский-Корсаков очень много работает как преподаватель, одновременно пишет 60
фуг и другие музыкальные хитрости, работает над сборником русских песен.
Записывает 40 песен от талантливого певца-любителя Т. Филиппова, гармонизирует
их. Пишет сборник «Сто русских народных песен».

1880.
Стал дирижировать симфоническим оркестром, сближается с богатым
лесопромышленником М.П. Беляевым, который выделял значительные средства для
нотного издательства и организации русских симфонических концертов.
Римский-Корсаков написал одно из самых прекрасных и вдохновенных своих
произведений – оперы «Снегурочка».

1889.
Римский-Корсаков дирижирует двумя концертами за границей на Парижской всемирной
выставке. Под управлением Римского-Корсакова прозвучали произведения Глинки,
Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глазунова и его собственные
сочинения.

1890-1893.
Римского-Корсакова приглашают в Брюссель, где блестящая оркестровая пьеса
«Испанское каприччио» принесла автору заслуженную славу. Мастерство симфониста
достигло высокой зрелости в произведениях «Шехеразада» и «Испанское каприччио»,
пишет романс «Анчар» на стихи Пушкина.

1893.
Сильно загружен педагогической работой в консерватории, также в придворной
певческой капелле. Тяжелые личные переживания: умерло двое младших детей.
Римского-Корсакова не покидают вдохновение и трудолюбие. Создает оперы «Ночь
перед Рождеством», «Садко». Пишет много романсов: «Редеет облаков летучая гряда»
на слова Пушкина, «Мой голос для тебя», «На нивы желтые», «Медлительно влекутся
дни мои», цикл «У моря». Пишет оперное произведение «Царская невеста».

1899.
Римский-Корсаков пишет произведение еще более острой и беспощадной сатиры.
Римский-Корсаков пишет чудесную оперу «Сказка о царе Салтане» на сюжет
одноименной сказки Пушкина, последние оперы – «Кащей бессмертный», «Золотой
петушок».

1904-1905.
События 1905 года глубоко взволновали Римского-Корсакова. Он встал на сторону
революционно настроенной молодежи. Пишет открытые письма, которые печатают в
газетах. Не дает полиции список зачинщиков среди студентов. Дирекция увольняет
Римского-Корсакова из консерватории. Композитор закончил оперу «Сказание о
невидимом граде Китеже и деве Февронии». В знак протеста консерваторию покидают
лучшие силы: Глазунов, Лядов, Есипова, Блюменфельд и др. Римский-Корсаков был
тогда крупнейшим композитором, гордостью русской музыки. Отовсюду он получает
письма, проникнутые сочувствием и гневным осуждением.

1905.
Силами студентов поставлена опера «Кащей бессмертный». Спектакль вылился в
политическую демонстрацию. Полиция прервала митинг в театре и запретила
последующее концертное отделение. За Римским-Корсаковым учредили полицейский
надзор, запретили исполнять его произведения. Развитие революционных событий
вынудило дирекцию пойти на уступку и пригласить Римского-Корсакова вернуться в
консерваторию.

Под
впечатлением революционных событий Римский-Корсаков обработка для
симфонического оркестра трудовую бурлацкую песню «Дубинушка». Римский-Корсаков
пишет оперу «Золотой петушок» по Пушкину, но так и не увидел ее на сцене. Она
была написана как сатирическая сказка.

1908.
Римский-Корсаков скончался от болезни сердца.

ТВОРЧЕСТВО

1.                    
Сфера
деятельности

Н. А.
Римский-Корсаков — композитор, дирижер, педагог, профессор Петербургской
консерватории, музыкальный ученый, критик, писатель, член кружка «Могучая
кучка».

Римский-Корсаков
явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов,
Лядов, Аренский, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение
имела его работа над завершением и редактированием произведений Даргомыжского,
Бородина, Мусоргского.

Как ученый он
создал свою гармоническую систему, которую систематизировал в своем учебнике
«Гармония». Строгие и ясные гармонии у него сочетаются с новыми сложными
ладами, которые он использовал для сказочных образов. Римский-Корсаков – автор
уменьшенного лада, в котором ступени располагаются по принципу «тон-полутон» и
Т53 – уменьшенное. Композитор обладал «цветным слухом», что позволяло ему
чувствовать не только гармонические, но и тембровые окраски.

Особым мастерством
и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова, соединившая в себе как
глинкинские традиции, так и особенности инструментовки европейских
композиторов. Он оставил 2-х томный труд по оркестровке.

Его научная
деятельность протекала  в области фольклористики. Он часто вводил в свои сочинения
подлинные народные мелодии и сочинял собственные темы в народном духе. Его
сборник «100 русских народных песен» до сих пор пользуется большим успехом.

Композитор оставил
ряд критических музыкальных статей и мемуары «Летопись моей музыкальной жизни».

2.                    
Содержание
творчества:

1.                    
русская
история;

2.                    
картины
русской народной жизни;

3.                    
образы
Востока;

4.                    
старинные
языческие обряды;

5.                    
обожествленная
природа (Римский-Корсаков был пантеистом – обожествлял природу)

6.                    
человеческие
чувства

7.                    
 Жанры
творчества

Излюбленный жанр
композитора – опера (15 опер). Кроме опер он писал вокальную, хоровую, симфоническую
и инструментальную музыку. Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была
опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма.
Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической
сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность
и элегическая задумчивость.

8.                    
Особенности
музыкального языка

Музыкальный стиль
Римского-Корсакова развивался достаточно долго, практически до самой смерти.
Как музыкант, сформировавшийся в 60-е годы, он опирался на фольклор (в 60-е
годы
XIX века –
«1-я Неофольклорная волна
»).

Развитие
импрессионистических тенденций в музыке, повлияло на наличие импрессионизма (от 
фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика СатиКлода Дебюсси и Мориса Равеля.) в музыке у Римского-Корсакова (изображение моря).

В опере и романсе
Римский-Корсаков создал свой ариозный вокальный стиль, своего рода «русское
bel canto»
(прекрасное пение).

Композитор
по-своему воспринял новации Вагнера в опере, создав свой тип лейтмотивной
драматургии.

Римский-Корсаков
был выдающимся мастером оркестровки, что позволило ему создать свою тембровую
драматургию.

9.                    
Основные
произведения

15 опер:
«Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством»,
«Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей
бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой
петушок» и другие

Симфонические
произведения: сюиты «Антар», «Испанское каприччио», «Шехеразада»; музыкальная
картина «Садко», симфоническая пьеса «Сказка»; увертюра «Светлый праздник»; 3
симфонии, симфониетта, концерт для фортепиано с оркестром; сюиты из опер
«Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», музыкальные картинки к «Сказке о царе
Салтане» и другие

Вокальные
сочинения: около 80 романсов, хоры, сборники обработок русских народных песен
(40 и 100 песен)

Литературные
сочинения: «Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки», «Летопись
моей музыкальной жизни»

ФИЛИАЛ
МБОУ СОСНОВСКОЙ СОШ №1 В С. ОЛЬХИ

     
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

«…Там чудеса, там  леший бродит…»

                                     Учитель: Бударова Л.В.

            
                            2021г

Викторина по сказкам Пушкина «
…Там чудеса, там леший бродит …»

                                            Ход проведения мероприятия

 Чтение
вступления к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»
под музыку «Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

 У лукоморья дуб зелёный; 

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

-Дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир
произведений А. С. Пушкина.


На портрете Ореста Кипренского изображён великий русский поэт А. С. Пушкин. Его
называли «солнцем русской поэзии» — так ярок был его талант, так тёпл и ласков,
так необходим людям.

В
семье Пушкиных было трое детей. Старшую сестру звали Ольга, Александр был
средним, младшего брата звали – Лев.Когда Саша был маленьким, родители не
предвидели в нём никакого особого таланта, напротив, им казалось, что из него
ничего в жизни не выйдет. Он был грузным, неповоротливым и безынициативным
мальчиком.До 12 лет Александр воспитывался дома. С детьми занимались гувернёры
и гувернантки. В семьях дворян говорили не на русском, а на французском языке.
Поэтому в детстве Пушкин говорил по-русски  хуже, чем по-французски.Его
первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она оказалась
превосходной сказительницей, знала много сказок, интересных историй, любила их
рассказывать, а Саша обожал слушать. Однако учиться он никак не хотел. У него
была прекрасная память, и он пытался хитрить: старался запомнить урок тогда,
когда его сестра отвечала учителю. Но, «нередко учитель спрашивал его первым и
таким образом ставил его в тупик. Арифметика казалась для него недоступной, и
он часто над первыми четырьмя правилами, особенно на деление, заливался
горькими слезами».Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался
в библиотеку отца и читал часами напролёт. С 8 лет он стал писать стихи,
разумеется, по-французски.Долгие зимние вечера проводил он вдвоём со своей
старой няней Ариной Родионовной. Как в детстве, она рассказывала поэту сказки.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — восхищался Александр
Сергеевич шедеврами русского фольклора в письме брату Льву. (Сейчас в
Михайловском есть домик – музей Арины Родионовны). Валил снег, пел ветер в
печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг
поэта. Арина Родионовна была тогда единственным собеседником Пушкина. Он, любя
всем сердцем свою няню, посвящает ей свои стихи.Пушкин прожил короткую жизнь. В
37 лет он был убит на дуэли французским офицером, бароном Дантесом. Он оскорбил
Пушкина, и Пушкин вынужден был вызвать его на дуэль.День смерти Пушкина был
днём великого народного горя. «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин
скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща… Пушкин!
Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!..»Во всех местах, куда приводила
Пушкина его непростая судьба, созданы музеи, воздвигнуты десятки памятников. В
Москве, на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. У
памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства,
собранные народом.Пушкин много трудился и оставил после себя поистине бесценное
сокровище – своё творчество. Всем известны его сказки: «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке». Есть ещё
много произведений в стихах и прозе.С самого раннего детства читаете вы его
сказки. А вот насколько внимательно их читаете, вы нам сегодня и
продемонстрируете. В конкурсе знатоков Пушкинских сказок примут участие две
команды.

Первая команда «Золотая рыбка».

Вторая команда «Золотой петушок».

Правила игры: Игра состоит из 5 туров. За каждое правильно
выполненное задание команда получает 1 звезду. Та команда, которая наберет
больше звезд, объявляется знатоком сказок А. С. Пушкина и становится
победителем игры. 

1 тур – Разминка

Вам будет предложен вопрос и три варианта ответа на него, вы
должны в течение 10 секунд поднять табличку с правильным номером ответа. Кто
поднимает правильную табличку, получает звезду.

Вопросы:

1.      Сколько лет прожил старик со
старухой у самого синего моря?

1.    три года

2.    тридцать лет

3.    тридцать три года

2.      Сколько раз старик забрасывал
невод в синее море?

1.    пять раз

2.    три раза

3.    один раз

3.      Из скольких человек состояла
семья попа?

1.    Из одного человека

2.    Из трех человек

3.    Из четырех человек

4.      Сколько сыновей было у царя
Дадона из сказки «О золотом петушке»?

1. 1 сын

2. 2 сына

3. 3 сына

5.      Как звали царевича в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?

1.    Елисей

2.    Енисей

3.    Иван

2 тур — Портретный

В этом туре вам будет предложено описание какого-то
персонажа сказки Пушкина А. С.. Вы должны на листочках написать, кто этот
персонаж и в какой сказке он живет.

 Описание:

1) Правду молвит молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла (царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи
богатырях)

 2) В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки (старуха из «Сказки о золотой рыбке»)

 3) Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает будто пава. (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане
…»)

 3 тур — Иллюстрационный

Когда вы читаете книги, вы обращаете внимание не только на текст,
но и на иллюстрации. Иллюстрации обычно отражают содержание текста. Вот сейчас
вы и станете иллюстраторами сказок А. С. Пушкина. Вам будет предложен отрывок
из сказки, а вы должны будете нарисовать картину. На этот конкурс
отводится 10 минут.

1.      Свет мой зеркальце скажи

Да всю правду доложи…

 2.      Белка песенки поёт

И орешки все грызет….

 3.      Остров на море стоит

Град на острове стоит

 4.      Глядь поверх зыбучих вод

Лебедь белая плывет…

 4 тур – По порядку

Вам будет предложено высказывание. Вы должны определить в той ли
последовательности происходили события. Если нет, то поднять таблички с
номерами событий, которые надо поменять местами.

1)      Царевич Елисей в поисках своей
невесты обращался

1.    Солнцу

2.    Ветру

3.    Месяцу

 2)      Князь Гвидон превращался в
насекомых в такой последовательности:

1.    Шмеля

2.    Муху

3.    Комара

 3)      О чудесах в «Сказке о царе
Салтане …» князь Гвидон узнает в такой последовательности:

1.    33 богатыря

2.    Белка

3.    Царевна-лебедь

 4)      При расплате Балды и попа
происходило следующее в такой последовательности:

1.    Прыгнул поп до потолка

2.    Вышибло ум у старика

3.    Лишился поп языка

 5)      Старик просил у золотой
рыбки чудеса в такой последовательности:

1.    Новую избу

2.    Новое корыто

3.    Чтобы старуха стала столбовой дворянкой

 5 тур – Викторина.

1.      Какие три дива были у князя
Гвидона?

(белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

 2.      В кого превращался князь
Гвидон, навещая царя Салтана?

(в комара, в муху, в шмеля)

 3. Какую песенку пела белочка, грызя золотые орещки?

(«Во саду ли, в огороде»)

 4.      С какими словами обращалась
царица к зеркальцу?

(Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?)

 5.      Что кричал петушок, сидя на
спице?

(Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку.)

 6.      Какими словами начинается
«Сказка о рыбаке и рыбке?»

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря)

 7. С какими словами обращался старик к «золотой рыбке»?

(Смилуйся, государыня рыбка)

 8. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

 9. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?

(Я там был: мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил)

 10. Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне»?

(Я там был: мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил)

 11. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

(Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.)

 12. С чем приходил невод?

(Первый раз – с тиной,

второй раз – с травою морскою,

третий раз – золотой рыбкой.)

 13. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о
мёртвой царевне и о семи богатырях»?

(О зиме: «Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.»)

 14. Какое приданое приготовил царь – отец молодой царевне в
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

(«Семь торговых городов,

Да сто сорок теремов».)

 15. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

(«Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам»,)

 6 тур – Узнай сказку

Учитель читает слова, дети должны по ним узнать задуманную сказку.

1. Путь – дорога, терем, прялка, месяц, солнышко, ветер, свадьба.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

 2. Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

 3. Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море,
верёвка, наказание.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

 4. Рать, воеводы, царь, мудрец, шамаханская царица,
звездочёт, петушок. («Сказка о золотом петушке»)

 7 тур – Кто быстрее

На экране появляются иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Дети
должны назвать сказку и кто изображён на картинке.

Дополнительный тур.

Конкурс «Из какой сказки и чья это вещь?» (вещи командам
показываются по очереди, за каждый правильный ответ – звезда)

 Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(царевна).

 Зеркальце – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(царевна).

 Корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке» (старуха).

 Орехи (фундук) – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном
и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
(белочка).

 Спица – «Сказка о золотом петушке» (петушок).

 Зайка – «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Балда).

 Верёвка – «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Балда).

 Месяц
и звезда – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (царевна Лебедь).

Конкурс «Из какой сказки эти строчки», продолжите. 5 мин.
1. Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. 
«Кабы я была царица, 
-Говорит одна девица, — 
То на весь крещеный мир 
(Приготовила б я пир ). 
«Кабы я была царица, 
-Говорит ее сестрица, — 
То на весь бы мир одна 
(Наткала я полотна».) 
«Кабы я была царица, 
-Третья молвила сестрица, — 
(Я б для батюшки царя 
Родила богатыря «.) Сказка о царе Салтане,
о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне лебедь.

2. Жил старик со своею старухой 
У самого синего моря; 
Они жили в ветхой землянке 
Ровно…(тридцать лет и три года. 
Старик ловил неводом рыбу. 
Старуха пряла свою пряжу.) Сказка о рыбаке и
рыбке

3. . Царь с царицею простился
В путь-дорогу снарядился
И царица у окна 
(Села ждать его одна)» Сказка о мертвой
царевне и семи богатырях

4. Навстречу ему Балда 
Идет, сам не зная куда. 
«Что, батька, так рано поднялся? 
Чего ты взыскался?» 
Поп ему в ответ: … 
«Нужен мне работник: 
Повар, конюх и плотник. 
А где найти мне такого 
(Служителя не слишком дорогого? «) Сказка о
попе, работнике его Балде.
 Конкурс
называется «Внимательный читатель» (каждой команде по очереди задаются вопросы)
12—15 мин.

Мы проверим, как внимательно вы читаете
сказки 

Первая сказка Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне
лебедь

1.Как звали сына царя Салтана? (Ответ: Князь
Гвидон.) 

2. В кого превращался князь Гвидон? (Ответ:
комар — муха — шмель.) 

А сейчас ребята возьмите карточку №1. Прочитайте
этот отрывок про себя. С какими героями . встретились в этом отрывке? (Три
сестры, царь, автор))

Прочитайте этот отрывок про себя и отметьте, где
чьи слова. Приготовьтесь читать этот отрывок по ролям.

Вторая сказка Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
1.. Кто помогал королевичу Елисею в поисках
царевны? (Ответ: солнце, месяц, ветер.) 

2. Кто в этой сказке Пушкина умер от
восхищения?( первая царица)

3. С какими словами обращалась царевна к
зеркальцу? ( Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи- Я ль на свете
всех милее, Всех румяней и белее?)

4. Что ответило царице зеркальце в конце сказки?
(«Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и
белее».)

Третья сказка Сказка о рыбаке и рыбке
1. Сколько лет старик рыбачил? («Ровно
тридцать лет и три года».)

2. Сколько раз закидывал старик невод в тот
день, когда поймал золотую рыбку? (Ответ: 3 раза.) 

3. Что поймал старик в первый и во второй раз?
(Ответ: 1-й раз — тину, 2-й раз — морскую траву.) 

4. Помогла ли рыбка старику и как? 

Четвёртая сказка Сказка о попе, работнике его Балде.
1. Кто вспомнит, какие состязания были у Балды с
чертями? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше
пронесет кобылу.)

2.За какую плату согласился работать Балда?
(Ответ: за 3 щелчка.) 

Буду служить тебе славно, 
Усердно и очень исправно, 
В год за три щелка тебе по лбу, 
Есть же мне давай вареную полбу
Возьмите карточку №2 прочитайте отрывок жужжащим
чтением. А сейчас прочитайте выразительно этот отрывок

Третий конкурс называется «Волшебный сундучок» , в нем остались предметы, забытые героями сказок Пушкина. Вы
должны отгадать хозяина. 5 мин

a) Яблоко (царица –мачеха)
b) Белочка (царь Гвидон)
c) Верёвка (Балда)
d) Рыбка (старик)
e) Зеркало (царица-мачеха)
f) Орехи (белочка)

Четвёртый конкурс конкурс «Путаница» нужно
восстановить отрывок одной сказки . 5-6 мин

Прочитайте, что у вас получилось.

Пятый «ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?» :6 мин
Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов. 
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
Проверка – за каждый правильный ответ 1 балл

 Подведение итогов. Награждение победителей.

 Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья,

Когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный»

Я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный

Ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели

Одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал.

И деда рыбака у моря

В походках к рыбке узнавал,

И злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

И много-много дивных сказок

Нам Пушкин написать бы мог,

Но дерзкая рука Дантеса

Спустила роковой курок.

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

 Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем
мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание ещё глубже
проникнуть в мир произведений гениального русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина.

Желаю вам радости и наслаждения от общения с творчеством великого
поэта!

  • Уверенно идти как пишется
  • Уверенный взгляд как пишется
  • Уверенность в победе как правильно пишется
  • Уверенно говорил как пишется
  • Уверенный в победе как пишется