Уважение к старшим в сказках народов россии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад 7 радугакулундинского района алтайского краяпроект в подготовительной группе тема: моя родина-россиявоспитатель:романченко ю.ас. кулунда

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Проект в подготовительной группе

Тема: «Моя Родина-Россия»

0001-001-Rossija-mnogonatsionalnaja-strana.jpg

Воспитатель:

Романченко Ю.А

с. Кулунда 2021 г.

«Моя Родина-Россия» 

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

А.Н.Толстой
Описание материала: Данный материал предназначен для детей подготовительной группы дошкольного возраста (6-7 лет).
Актуальность проекта.
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта:
Закрепить знания о государственной символике РФ.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Воспитывать интерес к истории своей Родины.
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине.
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим..
Расширять предметно-развивающую среду.
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Воспитывать активную жизненную позицию.
Расширять словарный запас.

Участники проекта: дети подготовительной группыродители воспитанников, воспитатель группы .

Формы работы:

— Непосредственно образовательная деятельность.

— Чтение художественной литературы.

— Беседы.

— Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные).

— Художественное творчество.

— Слушание музыки.

Работа с родителями:

— Консультация «Как воспитать маленького патриота».

— Информационные стенды.

Ожидаемый результат
Для детей: 
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Московской области.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов: 
Повышение уровня педагогического мастерства.
 

Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
— постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
— пополнение предметно-развивающей среды;
— подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
— подборка детской литературы по тематике проекта;
— выбор материалов для реализации проекта.

II. Основной
Организация деятельности детей в соответствии с перспективным планом реализации проекта;
Совместная работа с родителями;
Оформление в группе центра патриотического воспитания;


III. Заключительный 

Изготовление лэпбука «Россия – знаем, любим, гордимся!»
Презентация проекта.

            Реализация проекта через разные виды деятельности

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Чтение художественной литературы.

  •      «Наша страна Россия».
  •     «Главный город нашей страны».
  •     «История Московского Кремля».
  •     «Города России».
  •   «Какие народы живут в России».
  •   «Русские народные промыслы».
  •   «Климатические зоны России».
  •   «Голубые реки России».
  •  «Государственные символы России: герб, флаг, гимн».
  •  «День Победы».
  •  «Растительный мир средней полосы России».

       Чтение рассказов, сказок, стихов:

  • «Две березы» Т.А.Шорыгина
  •  «Прогулка» С. Михалков
  • «Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.
  • «Снегурушка и лиса» р.н.с.
  • «Сивка – бурка»
  • «Хаврошечка»
  •  Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.«В мире мудрых пословиц»
  • Заучивание стихов о Москве, Родине, России.
  • Чтение произведений о русских богатырях.

Художественно-эстетическое развитие.

Художественное творчество

Художественно-эстетическое развитие.

Музыка

Рисование:

  • «Хохлома».
  • «Городецкая роспись».
  • «Гжель».
  • «Дымково».
  • «Портреты членов семьи».
  • «Герб, флаг России».
  • «Спасская башня».
  • «Мой дом».
  • «Рисование березки».
  • «Русский национальный костюм».

Лепка:

Сказочного образ Снегурочки

Слушание песен и музыки:

  •  «Во поле береза стояла»,
  • «Осенняя песня»,
  • «Урожайная»,
  • «Елочка красавица»,
  • «Зимушка прощальная».
  •  «Гимн России»,

«Русская народная музыка».

Физическое развитие.

физическая культура

Социализация

Русские народные подвижные игры:

  • «Гуси – лебеди»,
  • «Краски»,
  • «Пятнашки»,
  • «У медведя во бору»,
  • «Палочка выручалочка»,
  • «День – ночь»,
  • «Лошадки»,
  • «Горелки»,
  • «Уголки»,
  • «Море волнуется»,
  • «Золотые ворота»,
  • «Мы — веселые ребята»,
  • «Зевака»,
  • «Классики»,

«Телефон» и т.д.

Дидактические игры:

  • «Найди флаг России»,
  • «Узнай наш герб»,
  • «Найди среди гербов разных стран, герб России»,
  • «Чей костюм»,
  •  «Мир профессии»,
  • » С какого дерева листок»,

«Когда это бывает».

Культурно-досуговая деятельность

Взаимодействие с родителями

Инсценировка русских народных сказок:

  • «Колобок»,
  • «Три медведя»,
  • «Гуси – лебеди»,
  • «Теремок».

Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

Помощь в подборке материала к проектам.

Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».

Консультация  «Какие русские народные сказки читать детям?».

Консультация «Ребёнок и его родина».
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о России.

Совместное с детьми чтение книг о России.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №7

Педагогический проект

«Россия – Родина моя»

Разработала: Романченко  Ю.А

воспитатель

с.Кулунда

I. Введение.

1.1. Обоснование актуальности.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Воспитание патриотизма – это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства.

Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Воспитание чувства патриотизма у детей – процесс сложный и длительный. Любовь к родной стране, родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства нельзя вдохновить людей на высокие дела. Эти качества должны воспитываться с раннего детства.

1.2. Паспорт проекта.

Педагогический проект.

Тема: «Россия – Родина моя»

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Актуальность проекта. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, городу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Цель проекта:

Становление национального самосознания и развитие гражданско-патриотических чувств на основе воспитания любви к своему ближайшему окружению и своему Отечеству.

Задачи:

Обучающие:

Знакомить детей с элементами народного быта, русскими народными игрушками, народным творчеством.

Закрепить понятия «Родина», «Малая Родина», «Россия», «Россияне»;

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;

Развивать представления о том, что Российская Федерация – огромная, многонациональная страна;

Расширять представления о Москве – главном городе, столице России;

Изучать героическое прошлое нашей страны;

Формировать экологическую культуру у детей.

Развивающие:

Развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;

Развивать бережное отношение к городу и интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни (достопримечательностям, культуре, природе);

Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, малой родине;

Воспитывать у обучающихся ценности гражданственности, патриотизма, толерантности;

Воспитывать чувство долга перед Родиной, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, сотрудничество детей в совместной деятельности.

Педагогический проект «Россия – Родна моя» для детей среднего дошкольного возраста определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания воспитанников на 2019-2020 учебный год и направлен на приобщение детей к традициям и ценностям отечественной культуры, воспитание гражданско-патриотических чувств, а также ознакомление с достопримечательностями, природой и историей родного края.

Проект представляет собой комплекс организационных, методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в области культурно-патриотического воспитания.

Реализация проекта предполагает совместную деятельность педагогического коллектива детского сада и родителей дошкольников.

На современном этапе развития нашего общества одним из главных направлений деятельности педагогов является формирование и развитие патриотического сознания средствами нравственных и эстетических ценностей родной культуры, культуры народов той местности, в которой в данный момент проживает ребенок. Так как именно традиционная культура в течение тысячелетий отбирала в свое базисное ядро те ценности, что способствовали наиболее успешной жизнедеятельности общества и природы, в лоне которых проходит жизнь человека и только в ней заложены возможности целенаправленно создавать условия для нравственно-патриотического воспитания детей.

Начинать патриотическое воспитание детей нужно еще в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.

Именно этот возрастной этап, когда уровень восприятия особенно высок, а образы сильны и ярки, является наиболее благоприятным для патриотического воспитания детей.

Для ребенка дошкольного возраста патриотизм проявляется в таких моментах как потребность участвовать в делах на благо окружающих людей (к примеру, помогать охранять окружающую среду), появлении таких качеств, как сочувствие, сострадание, находчивость, любознательность, привязанности к окружающим.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д.С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Приоритетные направления:

Создание условий для систематического, постепенно усложнявшегося освоения детьми знаний и умений.

Совместная деятельность педагога и воспитанников.

Просвещение и педагогическое сотрудничество с родителями.

Методическое обеспечение проекта:

Материально – техническое:

Развивающая предметно-пространственная среда, дидактические материалы, дидактические игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон, фотоаппарат.

Технологии:

·     Здоровьесберегающие педагогические технологии;

·     Информационно-коммуникативные технологии;

·     Игровые технологии. 

·     Технология проектной деятельности.

Ожидаемый результат:

Знание детей символов страны и их значении, государственных праздников.

Знание детей русского уклада и быта, основных видов народного декоративно-прикладного творчества и их особенностей, русских народных закличек, потешек.

Умение детей называть основные виды животных и растений, характерных для нашей страны.

Методическое обеспечение.

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Колдина Д.Н. Аппликация с детьми лет. Сценарии занятий. –– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

Мамаева О.А. Мастерим с детьми. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 48 с.

Колдина Д.Н. Рисование с детьми. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с..

Распространение знаний об основах российской государственности, истории, культуры, а также традиций народов региона пребывания и правил поведения среди детей иностранных граждан в ДОУ

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в

России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов. 

Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки, знакомятся с историей, традициями страны проживания. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно — ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.

               Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации; взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания. Для этого надо создавать в ДОУ условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении. Привлекать детей к занятиям в кружках, индивидуальные занятия. Консультации, индивидуальные беседы, обсуждение за круглым столом с родителями.

         Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой, они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности к современному миру и своей этнической культуре, (т.е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения) – это Покров (Осенины), Наум – грамотник, Рождество, Масленица, Пасха (Встреча весны), День славянской письменности Кирилла и Мефодия, в которых участвуют дети разных возрастов и национальностей. Знакомство с русским бытом, промыслами, и ремеслами, изучение основ декоративно – прикладного творчества (изготовление традиционных кукол, роспись), а так же в процессе освоения истоков русской народной культуры происходит преодоление межэтнических барьеров. Народная традиция инициирует возникновение диалоговых форм общения, помогает понимать другого (иного, отличного от меня).

      Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур, изобразительное творчество способствует процессу интеграции. Дети – мигранты должны знать культуру народа той страны, в которой они живут – это поможет им влиться в сообщество. Есть чему поучиться и русским детям, не получившим достаточного воспитания в системе традиционной культуры. Усвоение ее нравственных и этических норм должно помочь им научиться уважать другие народы.

        Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, которая дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игра учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности.

           Слушание, драматизация сказок учит понимать, где добро и зло, в победе добра над злом и заключается воспитательная ценность для любого народа. Такие занятия способствуют возникновению доброжелательных отношений друг к другу.

           Большое значение имеет изучение правил европейского этикета, это способствует адаптации в нашем сообществе, так как в игровой форме дети воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем.

          Подготовка к интеграции в сообщество взрослых должна начинать с раннего детства. Подготовка к «взрослой» жизни, успешной реализации в трудовой деятельности происходит при последовательном включении в разные виды социальной сферы. Чтобы помочь ребенку осознать и сохранить свою индивидуальность, педагоги и родители должны создать условия для того, чтобы он мог полноценно играть свою роль в семье, в обществе, умел достойно общаться со старшими и со своими сверстниками, уважал культуру других народов.

Данная публикация познакомит вас с традициями и обычаями татарской семьи, научит воспитать лучшие моральные качества личности, присущие национальному характеру татарского народа. Итак, какие традиции и обряды татарского народа связаны с рождением и воспитанием детей.

Рождение ребенка в татарской семье

Рождение ребенка сопровождалось многочисленными обрядами и обычаями, направленные на поддержание его здоровья, защиту от «темных сил», приобщения к обществу. Так, приглашенная на время кендек эбисе (бабка-повитуха) проводила обряд: смазывала ротик новорожденного медом или маслом. Специально для новорожденного топили баню.

Почти каждый день в течение сорока дней его навещали родственники, соседки, приносили гостинцы: еду и детскую одежду. Первой посетительницей была мать роженицы, она приносила детское приданое.

Через несколько дней после родов приглашали гостей и муллу на бэби ашы или бэби туе (застолье новорожденного). Мулла читал молитву, трижды произносил азан, молитву с именем и делал запись в книге регистрации. Имена мальчикам давали с компонентами — улла-бог, дин-религия, абд-раб божий, зян-душа (Абдулла, Халиулла, Сабирзян, Динмухамед); девочкам давали имена жен и дочерей пророка Мухаммада (мир ему) (Гайша, Зайнаб, Фатима). Первые 40 дней ребенка старались не носить в людные места, для предотвращения влияния «темных сил» в люльку клали нож, от сглазу пришивали к шапочке яркую пуговицу или рябину. Если в семье мусульман рождался мальчик, то на родителей возлагался обряд обрезания по канонам Ислама.

Воспитание в семье

При воспитании детей в татарской семье соблюдался принцип разделения полов. Рождение дочери считалось нежелательным явлением, т.к. она не получала земельный надел, была в семье временным членом. Рождение же сына воспринималось с радостью: он являлся наследником, продолжателем рода, надеждой родителей в старости.

В первые годы жизни дети были под присмотром матери и бабушки, затем в воспитании мальчиков большое участие принимали отец и родственники-мужчины, а воспитанием девочек занималась мать.

Основным принципом воспитания в татарской семье было трудовое воспитание: уже с раннего возраста детей приучали к выполнению домашней работы. Девочки занимались ткачеством, мальчики пасли гусей, а дальше лошадей, убирали двор, помогали готовить сено, дрова на зиму. Девочки носили воду в ведрах на коромыслах, а мальчики ведра с водой на руках, часто дети помогали родителям не только дома, но и в поле.

В процессе труда в детях воспитываются не только трудовые навыки, но и нравственные качества: чувство коллективизма, ответственности, долга, заботливое и внимательное отношение к окружающим.

У татар высоко ценятся такие качества, как справедливость, честность, доброта, скромность, вежливость. Дети с почитанием относятся к старшим, в том числе и к детям старше себя, они употребляют уважительные слова «абый» или «апа». А при родителях или старших в семье дети не осмеливаются шалить, сквернословить.

В традиции татарской семьи и поддержание авторитета отца перед детьми. Дети большее внимание получали от матерей. Отцы соблюдали народную традицию: сдержанность в проявлении своих чувств к детям. Считалось, что детей нельзя слишком баловать своим вниманием.

Нравственный кодекс семьи у татар (эдэп)

Нравственные черты народа складывались веками, они передавались из поколения в поколение как дань ушедших поколений новому потомству. Татарский народ всегда отличался порядочностью, честностью, благородством. Содержание нравственного воспитания представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом народа.

В человеке всегда ценились такие качества, как преданность Родине, любовь к народу, смелость-героизм, доброта, дружелюбие и резко осуждался эгоизм, трусость, лень и нескромность.

Идеи нравственного воспитания детей легли в основу многочисленных народных сказок. В таких татарских сказках, как «Мудрый старик», «Ум и счастье» воспевается культ ума и уважение к старости, высмеивается лень, жадность, корысть. Народные сказки содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Они в доступной форме повествуют о мужестве, героизме, трудолюбии, утверждают победу над злом. В татарской семье сказки считались «учебниками жизни» и важнейшими средствами воспитания детей.

Исторически «культ старшего в семье» сложился в условиях патриархального уклада жизни семьи. Заботиться обо всех дело старших, уважать старших обязанность младших. Национальные черты семейного воспитания переносятся порой и в школу.

Татарские дети называют уважительно своего учителя «апа» или «абый». Характерной чертой татарской семьи является гостеприимство. Гостя обязательно пригласят к столу на чашку чая, истопят баню. Любого посетителя дома обязательно проводят до ворот дома.

Проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»Проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»

Подготовила: Казанова И.Г

Актуальность проекта:

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».

Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель проекта

Приобщать детей к творчеству Габдуллы Тукая

Привлечь родителей к организации книжной выставки и выставки рисунков, по произведениям Г.Тукая.

Задачи

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Учить детей использовать художественное слово из произведений Г.Тукая в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
  5. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
  6. Ожидаемые результаты проекта:
  7. Создание необходимых условий в группе и семье, по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.
  9. Понимание родителями важности семейного чтения.
  10. Срок реализации – апрель месяц.

Стратегия достижения поставленных целей

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

  1. работа с детьми
  2. работа с родителями
  3. работа с муз. руководителем и воспитателем по обучению татар. языку

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных

Участниками проекта являются воспитанники старшей группы и родители.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

I этап – подготовительный

–– Обсуждение целей и задач проекта с участниками, поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая

– Создание условий необходимых для реализации проекта

– Подходы к взаимодействию с родителями

1-я неделя

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

– Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды)

– Проведение мероприятий с детьми, по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая

–Просвещение родителей по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая)

– Создание необходимых условий в группе и семье по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

В ходе реализации проекта

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

воспитатель по обучению татарскому языку

III этап – заключительный

– Праздник, посвященный 131-лет со дня рождения Г.Тукая

4-я неделя

   Цветков В.А

Казанова И.Г.

График проектных мероприятий для детей

Мероприятия

Цели

Сроки            

Ответственные

1

Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае»

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1-я неделя

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

2

Чтение произведений Габдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Шурале, «Мышь , попавшая в молоко», «Родная деревня», «Суанасе»

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

1-4 неделя           

Воспитатель по обучению татарскому языку

Воспитатели старшая группа

3

Вечерние чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая»

Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая.

1-4 неделя

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

4

Книжная выставка для детей   оформленная совместно с родителями «Тукай – детям»

Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем.

2-я неделя

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

5

Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

2-я неделя

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

6

Утренние 5-минутки «Рассказ детьми о прочитанной книге Габдуллы Тукая»                             

Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном.

1-4 недели

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

7

Музыкальная деятельность:   слушание «Марш Тукая», «Туган тел»               

учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится.

1-4 недели           

Воспитатель по обучению татарскому языку

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

8

Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование) по произведениям Г.Тукая           

Закрепить произведение Габдуллы Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно.

2-я неделя

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

9

Литературная викторина «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая»

Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая.

3-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А

10

Выставка детских рисунков по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями)                       

Способствовать развитию творческих навыков у детей , развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей.

3-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

родители

12

Просмотр мультфильмов поставленных по произведениям Габдуллы Тукая»                       

Воспитывать любовь к произведениям через мультфильмы, формировать   умение оценивать поступки героев.

3-я неделя           

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

родители

13

Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая)                    

Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

14

Развлечение «Мы любим и помним Г. Тукая»

Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Воспитатель по обучению татарскому языку

График проектных мероприятий для родителей

Мероприятия

Цели

Сроки            

Ответственные

1

Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду»             

Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

1-я неделя           

Казанов И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

3

Консультация:

– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;

Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая.

1-2 недели

Казанова И.Г.

Цветкова В.А

родители.

4

Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая»                 

Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

3-я неделя           

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

Родители

5

Практикум «Дружим с книгами Г. Тукая всей семьей»          .          

Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

6

Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая»                       

Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Марийцы (самоназвание — «мари, марий»; устаревшее русское название — «черемисы») — финно-угорский народ волжско-финской подгруппы.

Численность в Российской Федерации составляет 547,6 тыс. чел., в Республике Марий Эл — 290,8 тыс. чел. (по данным Всероссийской переписи населения 2010 г.). Более половины марийцев проживает вне территории Марий Эл. Компактно расселены в Башкортостане, Кировской, Свердловской и Нижегородской областях, Татарстане, Удмуртии и других регионах.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные марийцы населяют Правобережье Волги, луговые марийцы — Ветлужско-Вятское междуречье, восточные марийцы живут в основном на территории Башкортостана. Марийские языки (лугово-восточный и горномарийский литературные языки) относятся к волжской группе финно-угорских языков.

Верующие марийцы — православные и приверженцы этнорелигии («марийской веры»), которая является сочетанием политеизма и монотеизма. Восточные марийцы в основном придерживаются традиционных верований.

784736366 Национальный характер марийцев МАРИЙ ЭЛ Народознание и этнография

В становлении и развитии народа значение имели этнокультурные связи с волжскими булгарами, затем чувашами и татарами. После вхождения марийцев в состав Русского государства (1551–1552) интенсивными стали связи с русскими. Анонимный автор «Сказания о царстве Казанском» времён Ивана Грозного, известный под именем Казанского летописца, называет марийцев «землепашцами-трудниками», т. е. любящими труд.

Этноним «черемис» представляет собой сложный, многозначный социокультурный и историко-психологический феномен. Мари сами себя не называют «черемисами», а иногда считают такое обращение оскорбительным. Тем не менее, это название стало одним из компонентов их самосознания.

В исторической литературе мари впервые упоминаются в 961 г. в письме хазарского кагана Иосифа под именем «цармис» в числе народов, плативших ему дань.

В языках соседних народов на сегодняшний день сохранились созвучные названия: чувашском — сярмыс, татарском — чирмыш, русском — черемис. О черемисах писал Нестор в «Повести временных лет». В лингвистической литературе нет единой точки зрения по поводу происхождения этого этнонима. Среди переводов слова «черемис» финно-угорскими авторами, обнаруживающими в нем уральские корни, наиболее распространенными являются: «человек из племени чере (чар, cap)»; «воинственный, лесной человек».

Марийцы, действительно, лесной народ. Леса занимают половину площади Марийского края. Лес всегда кормил, оберегал и занимал особое место в материальной и духовной культуре марийцев. Вместе с реальными и мифическими обитателями он был глубоко почитаем мари. Лес считался символом благополучия людей: он защищал от врагов и стихий. Именно эта особенность природной среды оказала воздействие на духовную культуру и психический склад марийского этноса. С. А. Нурминский ещё в XIX в. отметил: «Лес — волшебный мир черемисина, около леса вертится всё его мировоззрение».

«Марийцев издревле окружал лес, и в своей практической деятельности они были тесно связаны с лесом, его обитателями. <…> В древности из растительного мира у марийцев особым уважением и почитанием пользовались дуб и берёза. Подобное отношение к деревьям известно не только марийцам, но и многим финно-угорским народам» (Сабитов, 1982: 35–36).

Проживающие в Волжско-Ветлужско-Вятском междуречье и Приуралье марийцы по своей национальной психологии и культуре похожи на чувашей. Многочисленные культурно-бытовые аналогии с чувашами проявляются почти во всех сферах материальной и духовной культуры, что подтверждает не только культурно-хозяйственные, но и давние этнические связи двух народов; в первую очередь это относится к горным марийцам и южным группам луговых (цит. по: Сепеев, 1985: 145).

76577 Национальный характер марийцев МАРИЙ ЭЛ Народознание и этнография

В многонациональном коллективе своим поведением марийцы почти ничем не отличаются от чувашей и русских; возможно, чуть более сдержанны.

В. Г. Крысько отмечает, что они помимо того, что трудолюбивы, ещё расчётливы и экономны, а также дисциплинированны и исполнительны (Крысько, 2002: 155). «Антропологический тип черемисина: чёрные глянцевитые волосы, желтоватая кожа, чёрные, в отдельных случаях, миндалевидные, косо поставленные глаза; вдавленный посредине нос».

История марийского народа уходит корнями в глубину веков, полна сложных перипетий и трагических моментов (См: Прокушев, 1982: 5–6). Начнём с того, что согласно своим религиозно-мифологическим представлениям древние марийцы неплотно селились по берегам рек и озер, вследствие чего связи между отдельными племенами почти отсутствовали.

В результате этого единая древнемарийская народность разделилась на две группы — горных и луговых марийцев с отличительными чертами в языке, культуре, быте, сохранившимися до наших дней.

Марийцы считались хорошими охотниками и отличными стрелками из лука. Они поддерживали оживленные торговые связи со своими соседями — булгарами, суварами, славянами, мордвой, удмуртами. С нашествием монголо-татар и образованием Золотой Орды марийцы вместе с другими народами Среднего Поволжья попали под иго золотоордынских ханов. Платили дань куницами, мёдом и деньгами, а также несли военную службу в войске хана.

С распадом Золотой Орды приволжские марийцы попали в зависимость к Казанскому ханству, а северо-западные, поветлужские, — вошли в состав северо-восточных русских княжеств.

В середине XVI в. марийцы выступили против татар на стороне Ивана Грозного, а с падением Казани их земли вошли в состав Русского государства. Присоединение своего края к Руси марийский народ изначально оценил как величайшее историческое событие, открывавшее ему пути для политического, экономического и культурного прогресса.

В XVIII в. на основе русского алфавита была создана марийская азбука, появились письменные произведения на марийском языке. В 1775 г. в Петербурге вышла первая «Марийская грамматика».

74747848 Национальный характер марийцев МАРИЙ ЭЛ Народознание и этнография

Достоверное этнографическое описание быта и обычаев народа мари дал А. И. Герцен в статье «Вотяки и черемисы» («Вятские губернские ведомости», 1838):

«Нрав черемис уже отличен от нрава вотяков, что они не имеют их робости, — отмечает писатель, — напротив, в них есть что-то упорное… Черемисы гораздо более вотяков привязаны к своим обычаям…»;

«Одежда довольно похожа на вотскую, но гораздо красивее… Зимою женщины носят сверх рубахи еще верхнее платье, также все вышитое шелками, особенно красив их головной убор конической формы — шиконаючь. К своему поясу привешивают множество кисточек» (цит. по: Васин, 1959: 27).

Казанский доктор медицины М. Ф. Кандаратский в конце XIX в. написал широко известную марийской общественности работу под названием «Признаки вымирания луговых черемис Казанской губернии». В ней на основе конкретного изучения условий жизни и состояния здоровья марийцев нарисовал печальную картину прошлого, настоящего и ещё более печальное будущее марийского народа. Речь в книге шла о физическом вырождении народа в условиях царской России, о его духовной деградации, связанной с крайне низким материальным уровнем жизни.

Правда, свои выводы в отношении всего народа автор сделала на основе обследования лишь части мари, проживающих в основном в южных регионах, расположенных ближе к Казани. И, конечно, нельзя согласиться с его оценками интеллектуальных способностей, психического склада народа, сделанными с позиций представителя высшего общества (Соловьёв, 1991: 25–26).

653747 Национальный характер марийцев МАРИЙ ЭЛ Народознание и этнография

Взгляды Кандаратского на язык и культуру мари — взгляды человека, лишь наездами бывавшего в марийских деревнях. Но он с душевной болью обращал внимание общественности на бедственное положение людей, находившихся на грани трагедии, и предлагал свои пути спасения народа. Он полагал, что только переселение на плодородные земли и русификация могут дать «спасение для этого симпатичного, по его смирению, племени» (Кандаратский, 1889: 1).

Социалистическая революция 1917 г. принесла марийскому народу, как и всем другим инородцам Российской империи, свободу и самостоятельность. В 1920 г. был принят декрет об образовании Марийской автономной области, которая в 1936 г. преобразована в автономную советскую социалистическую республику в составе РСФСР.

Марийцы всегда считали за честь быть воинами, защитниками своей страны (Васин и др., 1966: 35).

Описывая картину А. С. Пушкова «Марийские послы у Ивана Грозного» (1957), Г. И. Прокушев обращает внимание именно на эти национальные особенности характера марийского посла Тукая — мужество и волю к свободе, а также «Тукай наделён решительностью, умом, выдержкой» (Прокушев, 1982: 19).

Художественная одаренность марийского народа нашла выражение в фольклоре, песнях и танцах, в прикладном искусстве. Любовь к музыке, интерес к старинным музыкальным инструментам (пузырям, барабанам, флейтам, гуслям) сохранились до наших дней.

Резьба по дереву (резные наличники, карнизы, предметы домашнего обихода), росписи саней, прялок, сундуков, ковшей, предметы из лыка и бересты, из ивовых прутьев, наборная сбруя, цветная глиняная и деревянная игрушка, шитьё бисером и монетами, вышивка свидетельствуют о фантазии, наблюдательности, тонком вкусе народа.

Первое место среди ремёсел, конечно же, занимала обработка дерева, которое являлось для марийца самым доступным материалом и требовало преимущественно ручной работы. О распространённости этого вида промысла свидетельствует тот факт, что в Козьмодемьянском районном этнографическом музее под открытым небом представлено более 1,5 тысячи наименований экспонатов, изготовленных вручную из дерева (Соловьёв, 1991: 72).

Особое место в марийском художественном творчестве занимала вышивка (тур)

— подлинное искусство марийских мастериц. «В ней в единый неповторимый ансамбль, создавая истинное чудо, сливались гармония композиции, поэзия узоров, музыка красок, полифония тонов и нежность пальцев, порхание души, зыбкость надежд, стеснительность чувств, трепетность мечты марийки» (Соловьёв, 1991: 72).

В старинных вышивках применялся геометрический орнамент из ромбов и розеток, орнамент из сложных переплетений растительных элементов, в который включались фигурки птиц и животных.

Предпочтение отдавалось звучной цветовой гамме: красный цвет брался для фона (в традиционном представлении марийцев красный цвет символически связывался с жизнеутверждающими мотивами и ассоциировался с цветом солнца, дающего жизнь всему живому на земле), чёрный или тёмно-синий — для обведения контуров, тёмно-зелёный и жёлтый — для расцветки узора.

Узоры национальной вышивки представляли мифологические и космогонические представления марийцев.

Они служили оберегами или ритуальными символами. «Вышитые рубашки обладали магическими силами. Искусству вышивания марийские женщины старались как можно раньше обучить своих дочерей. Девушки до замужества должны были готовить приданое и подарки для родственников жениха. Невладение искусством вышивания осуждалось и считалось самым большим недостатком девушки» (Тойдыбекова, 2007: 235).

Несмотря на то, что народ мари не имел своей письменности до конца XVIII в. (нет ни анналов, ни летописей его многовековой истории), народная память сохранила архаическое мировоззрение, мироощущение этого древнейшего народа в мифах, легендах, сказаниях, насыщенных символами и образами, шаманством, методами традиционного целительства, в глубоком почитании священных мест и молитвенного слова.

35315124637 Национальный характер марийцев МАРИЙ ЭЛ Народознание и этнография

В попытке выявить основы марийского этноменталитета С. С. Новиков (председатель правления Марийского общественного движения Республики Башкортостан) делает любопытные замечания:

«Чем же отличался древний мариец от представителей других народов? Он чувствовал себя частью Космоса (Бога, Природы). Под Богом он понимал весь окружающий Мир. Он считал, что Космос (Бог) является живым организмом, а такие части Космоса (Бога), как растения, горы, реки, воздух, лес, огонь, вода и т. д., — имеющими душу.

<…> Мариец не мог взять дрова, ягоды, рыбу, зверя и т. д., не попросив разрешения у Светлого Великого Бога и не извинившись перед деревом, ягодами, рыбой и т. п.

Мариец, являясь частью единого организма, не мог жить в отрыве от других частей этого организма.

По этой причине он почти искусственно поддерживал низкую плотность населения, не брал лишнего от Природы (Космоса, Бога), был скромным, застенчивым, лишь в исключительных случаях прибегающим к помощи других людей, а также он не знал воровства» (Новиков, 2014, эл. ресурс).

«Обожествление» частей Космоса (элементов окружающей среды), уважение к ним, в том числе к другим людям, делали ненужными такие институты власти, как милиция, прокуратура, адвокатура, армия, а также класс бюрократии. «Марийцы были скромными, тихими, честными, легковерными и исполнительными, вели многоотраслевое натуральное хозяйство, поэтому аппарат управления и подавления был излишним» (там же).

По мнению С. С. Новикова, если исчезнут фундаментальные черты марийской нации, а именно способность постоянно думать, говорить и действовать в унисон с Космосом (Богом), в том числе с Природой, ограничивать свои потребности, быть скромным, уважать окружающее, отталкиваться друг от друга с целью снижения гнета (давления) на Природу, то вместе с ними может исчезнуть и сама нация.

В дореволюционное время языческие верования марийцев не просто имели религиозный характер, но и становились стержнем национального самосознания, обеспечивая самосохранение этнической общности, поэтому искоренить их не представлялось возможным. Хотя большинство марийцев формально было обращено в христианство в ходе миссионерской кампании в середине XVIII в., некоторым удалось избежать крещения, подавшись в бега на восток через Каму, поближе к степи, где влияние Русского государства было менее сильным.

Именно здесь сохранялись анклавы марийской этнорелигии. Язычество у марийского народа просуществовало до настоящего времени в скрытой или открытой форме. Открыто языческое вероисповедание практиковалось в основном в местах компактного проживания марийцев. Последние исследования К. Г. Юадарова показывают, что и «повсеместно крещеные горные марийцы также сохранили свои дохристианские культовые места (священные деревья, священные родники и т. д.)» (цит. по: Тойдыбекова, 2007: 52).

Приверженность марийцев к своей традиционной вере — уникальное явление современности.

Марийцев даже называют «последними язычниками Европы» (Бой, 2010, эл. ресурс). Важнейшей чертой ментальности марийцев (приверженцев традиционных верований) является анимизм. В мировоззрении марийцев имелось понятие о верховном божестве (Кугу юмо), но при этом они поклонялись разнообразным духам, каждый из которых покровительствовал определённой стороне человеческой жизни.

В религиозном менталитете марийцев важнейшими среди этих духов считались керемети, которым они приносили жертвы в священных рощах (кусото), расположенных рядом с деревней (Залялетдинова, 2012: 111).

Конкретные религиозные обряды на всеобщих марийских молениях совершает старейшина (карт), наделенный мудростью и опытом. Карты избираются всей общиной, за определенные сборы с населения (скот, хлеб, мед, пиво, деньги и т. д.) они проводят специальные церемонии в священных рощах, расположенных возле каждой деревни.

Иногда в эти ритуалы были вовлечены многие жители деревни, нередко совершались частные пожертвования, как правило, с участием одного человека или семьи (Залялетдинова, 2012: 112). Всенародные «моления миром» (туня кумалтыш) проводились редко, в случае начала войны или природного бедствия. Во время таких молений могли решаться важные политические вопросы.

«Моление миром», собиравшее всех картов-жрецов и десятки тысяч паломников, проводилось и ныне проводится на могиле легендарного князя Чумбылата — героя, почитаемого как защитника народа. Считается, что регулярное проведение мировых молений служит гарантией благополучной жизни народа (Тойдыбекова, 2007: 231).

Осуществить реконструкцию мифологической картины мира древнего населения Марий Эл позволяет анализ археологических и этнографических культовых памятников с привлечением исторических и фольклорных источников. На предметах археологических памятников марийского края и в марийской обрядовой вышивке образы-изображения медведя, утки, лося (оленя) и коня составляют сложные по композиции сюжеты, передающие мировоззренческие модели, понимание и представление о природе и мире народа мари.

В фольклоре финно-угров также четко фиксируются зооморфные образы, с которыми связывается происхождение вселенной, Земли и жизни на ней.

«Появившись в глубокой древности, в эпоху камня, у племен, вероятно, еще неразделенной финно-угорской общности эти образы просуществовали до настоящего времени и закрепились в марийской обрядовой вышивке, а также сохранились в финно-угорской мифологии» (Большов, 2008: 89–91).

Главной отличительной чертой менталитета анимистов, по мнению П. Верта, является толерантность, проявлявшаяся в терпимости к представителям иных конфессий, и приверженность своей вере. Марийские крестьяне признавали равенство религий.

В качестве аргумента ими приводился следующий довод: «В лесу есть белые берёзы, высокие сосны и ели, есть тоже и малая мозжуха. Бог всех их терпит и не велит мозжухе быть сосной. Так вот и мы меж собой, как лес. Мы останемся мозжухой» (цит. по: Васин и др., 1966: 50).

Марийцы считали, что их благополучие и даже их жизнь зависели от искренности ритуала. Марийцы считали себя «чистыми марийцами», даже если принимали православие во избежание неприятностей с властями (Залялетдинова, 2012: 113). Для них обращение (отступничество) происходило тогда, когда человек не совершал «родных» ритуалов и, следовательно, отвергал свою общину.

Этнорелигия («язычество»), поддерживающее этническое самосознание, в определённой степени повышало сопротивляемость марийцев ассимиляции с другими народами. Данная черта заметно выделяла марийцев среди других финно-угорских народов.

«Марийцы среди других родственных финно-угорских народов, живущих в нашей стране, в гораздо большей мере сохраняют свой национальный облик.

Марийцы в большей мере, чем другие народы, сохранили языческую, национальную в своей основе религию. Оседлый образ жизни (63, 4% мари в республике являются сельскими жителями) дал возможность сберечь основные национальные традиции, обычаи.

Всё это позволило марийскому народу стать сегодня своеобразным притягательным центром финно-угорских народов. Столица республики стала центром Международного фонда развития культуры финно-угорских народов» (Соловьёв, 1991: 22).

Ядром этнической культуры и этнического менталитета, бесспорно, является родной язык, но у марийцев, по сути, нет марийского языка. Марийский язык — это только абстрактное название, потому что есть два равноправных марийских языка.

Языковая система в Марий Эл такова, что русский язык является федеральным официальным языком, горномарийский и лугово-восточный являются региональными (или местными) официальными языками.

Речь идёт о функционировании именно двух марийских литературных языков, а не об одном марийском литературном языке (лугомарийском) и его диалекте (горномарийском).

Несмотря на то, что «иногда в средствах массовой информации, а также в устах отдельных индивидуумов встречаются требования непризнания автономности одного из языков или предопределения одного из языка как диалекта» (Зорина, 1997: 37), «простой народ, говорящий, пишущий и обучающийся на двух литературных языках, лугомарийском и горномарийском, воспринимает это (существование двух марийских языков) как естественное состояние; поистине народ мудрее своих учёных» (Васикова, 1997: 29–30).

Существование двух марийских языков — фактор, делающий марийский народ особенно привлекательным для исследователей его менталитета.

Народ один и един и у него единый этноменталитет независимо от того, на одном или двух близкородственных языках говорят его представители (например, близкие к мари по соседству мордва также говорят на двух мордовских языках).

Устное народное творчество марийцев богато по содержанию и разнообразно по видам и жанрам. В легендах и преданиях нашли отражение различные моменты этнической истории, особенности этноменталитета, воспеваются образы народных героев и богатырей.

Марийские сказки в аллегорической форме повествуют о социальной жизни народа, восхваляют трудолюбие, честность и скромность, высмеивают лень, бахвальство и жадность (Сепеев, 1985: 163). Устное народное творчество воспринималось марийским народом как завет одного поколения другому, в нём он видел историю, летопись народной жизни.

Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются девушки и женщины, смелые воительницы и умелые мастерицы.

Среди марийских божеств большое место занимают богини-матери, покровительницы определённых природных стихийных сил: Мать-земля (Мланде-ава), Мать-солнце (Кече-ава), Мать-ветров (Мардеж-ава).

Марийский народ по своему складу души — поэт, любит песни и сказания (Васин, 1959: 63). Песни (муро) являются самым распространённым и самобытным видом марийского фольклора. Выделяются трудовые, бытовые, гостевые, свадебные, сиротские, рекрутские, поминальные, песни, песни-раздумья. Основой марийской музыки является пентатоника. К строю народной песни приспособлены и музыкальные инструменты.

По мнению этномузыковеда О. М. Герасимова, пузырь (шувыр) — один из древнейших музыкальных инструментов мари, заслуживающий самого пристального к нему внимания не только как оригинальный, реликтовый инструмент мари.

Шувыр — это эстетическое лицо древнего мари.

Ни один инструмент не мог соперничать с шувыром по разнообразию исполняемой на нем музыки — это звукоподражательные напевы, посвященные большей частью образам птиц (кудахтанию курицы, пению надречного кулика, воркованию дикого голубя), изобразительные (например, мелодия, имитирующая скачку на коне — то легкий бег, то галоп и др.) (Герасимов, 1999: 17).

Семейно-бытовой уклад, обычаи и традиции марийцев регулировались их древней религией. Марийские семьи были многоуровневыми и многодетными. Характерны патриархальные традиции с главенством старшего мужчины, подчинение жены мужу, младших — старшим, детей — родителям.

Исследователь правового быта марийцев Т. Е. Евсевьев отмечал, что «согласно нормам обычного права марийского народа, все договоры от лица семьи также заключал домохозяин. Члены семьи не могли продавать дворовое имущество без его согласия, кроме яиц, молока, ягод и рукоделий» (цит. по: Егоров, 2012: 132). Значительная роль в большой семье принадлежала старшей женщине, в ведении которой находились организация домашнего хозяйства, распределение работ между снохами и дочерьми. В

случае смерти мужа положение её возрастало и она выполняла функции главы семьи (Сепеев, 1985: 160). Со стороны родителей отсутствовала чрезмерная опека, дети помогали друг другу и взрослым, они с малых лет готовили пищу и строили игрушки. Редко использовались лекарства. Естественный отбор помогал выживать особенно активным детям, стремящимся приблизиться к Космосу (Богу).

В семье сохранялось уважение к старшим. 

В процессе воспитания детей не было споров между старшими (см.: Новиков, эл. ресурс). Марийцы мечтали создать идеальную семью, потому что человек становится сильным и крепким через родство: «Пусть в семье будет девять сыновей и семь дочерей. С девятью сыновьями взяв девять снох, семь дочерей выдав семи просителям и с 16 деревнями породнившись, дай изобилие всех благ» (Тойдыбекова, 2007: 137). Через своих сыновей и дочерей крестьянин расширял свое семейное родство — в детях продолжение жизни

Обратим внимание на записи выдающегося чувашского ученого и общественного деятеля начала ХХ в. Н. В. Никольского, сделанные им в «Этнографических альбомах», запечатлевших в фотографиях культуру и быт народов Волго-Уралья. Под фотографией черемисина-старика подписано: «Полевых работ он не исполняет. Сидит дома, плетёт лапти, наблюдает за детворой, рассказывает им про старину, про храбрость черемис в борьбе за самостоятельность» (Никольский, 2009: 108).

«В церковь он не ходит, как и все ему подобные. Он был в храме два раза — во время рождения и крещения, в третий раз — будет покойником; умрёт, не исповедовавшись и не причастившись св. таинств» (там же: 109).

Образ старика как главы семейства воплощает в себе идеал личностной природы марийца; с этим образом связывается представление об идеальном начале, свободе, гармонии с природой, высоте человеческих чувств.

Об этом пишут Т. Н. Беляева и Р. А. Кудрявцева, разбирая поэтику марийской драматургии начала XXI в.: «Он (старик. — Э. Н.) показан как идеальный выразитель национального менталитета марийского народа, его мироощущения и языческой религии.

Марийцы издревле поклонялись многим богам и обожествляли некоторые природные явления, поэтому старались жить в гармонии с природой, самими собой, семьей. Старик в драме выступает посредником между человеком и космосом (богами), между людьми, между живыми и мертвыми.

Это — высоконравственная личность с развитым волевым началом, активный сторонник сохранения национальных традиций, этических норм. Доказательством служит вся прожитая стариком жизнь. В его семье, в отношениях с женой царят согласие и полное взаимопонимание» (Беляева, Кудрявцева, 2014: 14).

Небезынтересны следующие записи Н. В. Никольского.

Про старую черемиску:

«Старуха прядёт. Около неё черемисский мальчик и девочка. Она много им расскажет сказок; задаст загадок; научит, как верить по-настоящему. Старушка с христианством мало знакома, потому что неграмотна; поэтому и детей будет учить правилам языческой религии» (Никольский, 2009: 149).

Про девушку-черемиску:

«Оборки лаптей связаны симметрично. За этим она должна следить. Всякое упущение по костюму будет ставиться её в вину» (там же: 110); «Низ верхнего белья вышит нарядно. На это потрачено около недели. <…> Особенно много ушло ниток красного цвета. В этом костюме черемиска будет чувствовать себя хорошо и в церкви, и на свадьбе, и на базаре» (там же: 111).

Про черемисок:

«По характеру истые финки. Лица у них угрюмые. Разговор касается больше домашних дел, сельскохозяйственных занятий. Работают черемиски все, выполняют что и мужчины, кроме пашни. Черемиска в виду своей работоспособности не выпускается из родительского дома (в замужество) ранее 20–30 лет» (там же: 114); «Костюмы их представляют заимствования от чувашек и русских» (там же: 125).

Про черемисского мальчика:

«С 10–11 лет черемисин учится пахать. Соха древнего устройства. Ходить за нею трудно. На первых порах мальчик выбивается из сил от непомерной работы. Одолевший эту трудность будет считать себя героем; станет гордиться перед товарищами» (там же: 143).

Про черемисскую семью:

«Живёт семья в согласии. Муж относится к жене с любовью. Воспитательница детей мать семьи. Не зная христианства, она прививает детям черемисское язычество. Незнание ею русского языка отдаляет её и от церкви, и от школы» (там же: 130).

Благополучие семьи и общины имело для марийцев священный смысл (Залялетдинова, 2012: 113). До революции марийцы жили соседскими общинами. Их деревни отличались малодворностью и отсутствием какого-либо плана в размещении построек.

Обычно родственные семьи селились рядом, образуя гнездо. Возводили обычно две срубные жилые постройки: одна из них (без окон, пола и потолка, с открытым очагом посередине) служила летней кухней (кудо), с ней была связана религиозная жизнь семьи; вторая (порт) соответствовала русской избе.

В конце XIX в. возобладала уличная планировка сел; порядок расположения жилищных и хозяйственных строений во дворе стал таким же, как у русских соседей (Козлова, Пронь, 2000).

К особенностям марийской общины можно отнести её незамкнутость:

она была открыта для принятия новых членов, поэтому в крае было много этнически смешанных (в частности, марийско-русских) общин (Сепеев, 1985: 152). В марийском сознании семья предстает как семейный дом, который в свою очередь ассоциируется с гнездом птицы, а дети — с птенцами.

В некоторых пословицах присутствует также фитоморфная метафора: семья — это дерево, а дети — его ветки или плоды (Яковлева, Казыро, 2014: 650). Более того, «семья ассоциируется не только с домом как постройкой, с избой (например, дом без мужчины — это сирота, и женщина при этом опора трех углов дома, а не четырех, как при муже), но и с оградой, за которой человек чувствует себя надежно и в безопасности. А муж и жена — это два столба для забора, упадет один из них — упадет весь забор, т. е. жизнь семьи окажется под угрозой» (там же: С. 651).

Важнейшим элементом марийской народной жизни, объединяющим людей в рамках своей культуры и способствующим сохранении и передаче этнических поведенческих стереотипов, стала баня. От рождения до смерти баня используется в лечебных и гигиенических целях.

По представлениям марийцев, перед общественными и ответственными хозяйственными делами всегда следует помыться, очиститься физически и духовно. Баня считается семейным святилищем марийцев. Посещение бани перед молениями, семейными, общественными, индивидуальными обрядами всегда имело важное значение.

Без мытья в бане член общества не допускался к семейным и общественным ритуалам. Марийцы верили, что после очищения телесно и духовно обретали силу и удачливость (Тойдыбекова, 2007: 166).

Среди марийцев уделялось большое внимание выращиванию хлеба.

Хлеб для них не просто основной продукт питания, но и средоточие религиозно-мифологических представлений, реализующихся в повседневной жизни людей. «Как у чувашей, так и у марийцев к хлебу воспитывалось бережное, почтительное отношение. Непочатый каравай хлеба был символом благополучия и счастья, без него не обходился ни дин праздник или обряд» (Сергеева, 2012: 137).

Марийская поговорка «Выше хлеба не станешь» (Кинде деч кугу от лий) (Сабитов, 1982: 40) свидетельствует о беспредельном уважении этого древнего земледельческого народа к хлебу — «самому драгоценному из того, что выращено человеком».

В марийских сказках про Тестяного богатыря (Нончык-патыр) и героя Алыма, который набирается сил, прикасаясь к ржаным, овсяным и ячменным стогам, прослеживается мысль, что хлеб — основа жизни, «он даёт такую силу, против которой не устоит никакая другая сила, человек благодаря хлебу побеждает тёмные силы природы, побеждает противников в людском облике», «в своих песнях и сказках мариец утверждал, что человек силён своим трудом, силён результатом своего труда — хлебом» (Васин и др., 1966: 17–18).

Марийцы практичны, рациональны, расчётливы.

Для них «характерен был утилитарный, чисто практический подход к богам», «свои отношения с богами верующий мариец строил на материальном расчёте, обращаясь к богам, стремился извлечь из этого какую-нибудь пользу или избежать беды», «бог, не приносивший пользы, в глазах верующего марийца начинал терять доверие» (Васин и др., 1966: 41).

«То, что было верующим марийцем обещано богу, выполнялось им не всегда охотно. При этом, по его мнению, лучше было бы, без вреда для себя, вообще не исполнить обещание, данное богу, или оттянуть его на неопределённый срок» там же.).

Практическая направленность марийского этноменталитета отражается даже в пословицах: «Сеет, жнёт, молотит — а всё языком», «Плюнет народ — станет озеро», «Слова умного человека не пропадут даром», «Кушающий не знает горя, знает его пекущий», «Барину покажи спину», «Человек высоко глядит» (там же: 140).

Об утилитарно-материалистических элементах в мировоззрении марийцев в своих заметках, относящихся к 1633–1639 гг., пишет Олеарий:

«Они (марийцы) не верят воскресению мертвых, и затем в будущую жизнь, и думают что с смертью человека, как и с смертью скота, все кончено. В Казани, в доме моего хозяина жил один черемис, человек 45 лет. Услыхав, что в разговоре моем с хозяином о религии, я, между прочим, упомянул о воскресении мертвых, черемис этот расхохотался, всплеснул руками и сказал: «Кто раз умер, тот и для черта остается мертвым. Мертвые так же воскресают, как и мои лошадь, корова, околевшие несколько лет тому назад».

И дальше: «Когда я и мой хозяин говорили помянутому выше черемису, что несправедливо чествовать и обожать скотину или другое какое творение, как бога, то он отвечал нам: «А что хорошего в русских богах, которых они вешают на стенах? Это дерево и краски, которым он вовсе не желал бы поклоняться и думает поэтому, что лучше и разумнее поклоняться Солнцу и тому, что имеет жизнь» (цит. по: Васин и др., 1966: 28).

Важные этноментальные черты марийцев раскрываются в книге Л. С. Тойдыбековой «Марийская мифология. Этнографический справочник» (Тойдыбекова, 2007).

Исследовательница подчёркивает, что в традиционном мировоззрении марийцев сложилось убеждение, что гонка за материальными ценностями разрушительна для души.

«Человек, который готов отдать ближнему всё, что у него имеется, всегда дружит с природой и из нее черпает свою энергию, умеет радоваться, отдавая, и наслаждаться окружающим миром» (там же: 92). Мариец в представляемом им мире мечтает жить в гармонии с природной и социальной средой, чтобы сохранить этот мир и лишь бы избежать конфликтов, войн.

На каждом молении обращается к своим божествам с мудрой просьбой: человек приходит на эту землю с надеждой жить «подобно солнцу светя, как месяц поднявшись, искрясь как звезда, свободным как птица, как ласточка щебеча, как шелк жизнь растягивая, подобно роще играя, подобно горам радуясь» (там же: 135).

Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена.

Земля дает урожай, а люди по этому неписаному договору приносили земле жертвы, ухаживали за ней и сами уходили в нее по завершении своей жизни. Крестьянин-земледелец просит у богов получить богатый хлеб не только для себя, но и щедро делить его с голодными и просящими. По природе добрый мариец не хочет господствовать, а щедро делится с полученным урожаем со всеми.

Крестьянин-мариец в своих просьбах к божествам согласен «уплатить разные налоги», а «оставшимся хочет поделиться с родственниками и с семьюдесятью семью друзьями». От идеальных отношений с близкими и дальними родственниками, однодеревенцами, от семидесяти семи друзей зависит социальное благополучие, атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственных делах.

В сельской местности умершего провожали всей деревней. Считается, что чем больше людей участвует в проводах умершего, тем легче ему будет на том свете (там же: 116).

Марийцы никогда не захватывали чужие территории, веками жили компактно на своих землях, поэтому особо хранили обычаи, связанные с родным домом.

Гнездо — символ родного дома, а из любви к родному гнезду вырастает любовь к родине (там же: 194–195). В своем жилище человек должен вести себя достойно: бережно хранить семейные традиции, обряды и обычаи, язык предков, соблюдать порядок и культуру поведения.

Нельзя в доме ругаться непристойными словами и вести неприличный образ жизни. В доме марийца важнейшими заповедями считались доброта и честность. Быть человеком, значит, быть прежде всего добрым. В национальном облике марийцев проявляется стремление к сохранению доброго и честного имени в самых сложных и трудных обстоятельствах.

Для марийцев национальная честь сливалась воедино с добрыми именами родителей, с честью семьи и рода. Символ Деревни (ял) — это родина, родной народ. Сужение мира, вселенной до родной деревни — это не ограничение, а конкретность его проявлений к родному краю. Вселенная без родины не имеет ни смысла, ни значения.

Русские считали марийцев людьми, владеющими тайными знаниями как в хозяйственной деятельности (в земледелии, охоте, рыболовстве), так и в духовной жизни.

Во многих деревнях институт жрецов сохранился по сей день. В 1991 г., в переломный момент для активного пробуждения национального самосознания, была легализована деятельность всех уцелевших картов, жрецы вышли из подполья, чтобы открыто служить своему народу.

В настоящее время в республике около шестидесяти жрецов-картов, они хорошо помнят обряды, моления, молитвы. Благодаря жрецам, около 360 священных рощ взяты под государственную защиту. В 1993 г. состоялось собрание святейшего совета всемарийского духовного религиозного центра.

Особое влияние на формирование этноменталитета марийцев оказали так называемые табу-запреты (Ок йоро, Ойоро), которые предостерегают человека от опасности. Слова Ойоро — неписаные законы почитания, выработанные на основе определенных правил-запретов.

Нарушение этих слов-запретов неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил. Запреты Ойоро передаются из поколения в поколение, дополняются и обновляются с требованием времени. Поскольку в марийской религиозной системе небо, человек и земля представляют неразрывное единство, то общепринятые нормы поведения людей по отношению к объектам и явлениям природы вырабатывались на основе почитания законов Космоса.

Прежде всего, марийцу запрещалось уничтожать птиц, пчел, бабочек, деревья, растения, муравейники, так как природа будет плакать, заболеет и погибнет; запрещалось рубить деревья на песчаных местах, горах, так как земля могла заболеть. Помимо экологических запретов, существуют нравственно-этические, медицинские и санитарно-гигиенические, экономические запреты, запреты, связанные с борьбой за самосохранение и техникой безопасности, запреты, связанные со святыми рощами — молитвенными местами; запреты, связанные с похоронами, с благоприятными днями для начала больших дел (цит. по: Тойдыбекова, 2007: 178–179).

Для мари грехом (сулык) является убийство, кража, колдовство-порча, ложь, обман, непочитание старших, доносительство, непочитание бога, нарушение обычаев, табу, обрядов, работа в праздники. Марийцы считали сулыком мочиться в воду, рубить священное дерево, плевать в огонь (там же: 208).

Этноменталитет марийцев 

Автор: Э. В. Никитина Публикуется на posredi.ru в сокращении. 

  • Уважение к минувшему вот черта отличающая образованность от дикости сочинение
  • Уважение к человеку это сочинение
  • Уважение к человеку определение для сочинения
  • Уважай жизнь дождевого червя рассказ читать
  • Уважайте жизнь дождевого червя рассказ из книги великан на поляне читать бесплатно