Утята и ребята пришвин план к рассказу 2 класс

Краткие содержанияпришвинутята и ребятадикая не большая птичка чирок свистунок собралась перевести своих утяток на озеро. путь предстоял не лгкий:
  • Краткие содержания
  • Пришвин
  • Утята и ребята

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.

На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы. Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась. Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.

Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.

— Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.

Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.

На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.

Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!

— Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними!

И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!

Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь! Иногда им без нас не обойтись.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Ребята и утята

Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2021 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Разъяснения рассказчика

Мужчина снял шляпу, помахал ею и пожелал утиному семейству счастливого пути. Мальчишкам было смешно на это смотреть, но он рассказал им пословицу и сказал, что впереди утят ждет нелегкая дорога, ведь они еще слишком маленькие. Дети последовали его примеру и начали махать шапками, желая малышам удачи.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план пересказа «Ребят и утят» для 2 класса:

  • путь птицы с выводком к водоему;
  • опасная дорога около деревенской кузницы;
  • неожиданная встреча с местными ребятами;
  • появление незнакомца и спасение утят;
  • утка продолжила свое путешествие;
  • прощание с малышами.

Это произведение учит читателя беречь и любить окружающую природу и не причинять вреда всем животным. Писатель говорит, что необходимо отвечать за собственные поступки и помогать людям, которые нуждаются в помощи.

Краткое содержание поможет правильно составить план рассказа «Ребята и утята» для 2 класса, а также подобрать подходящий рисунок или картинку для иллюстрации сюжета. После ознакомления с пересказом сюжета стоит прочитать книгу полностью.

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.

Основные персонажи

В произведении писатель описывает свои мысли и говорит, что нельзя обижать животных. Он смог удачно продемонстрировать это на примере семейства уток и вредных детей. Они словили утят, но быстро осознали собственную ошибку после разговора со справедливым и строгим мужчиной. Повествование учит бережному отношению к природе. Автор говорит, что необходимо заботиться о ней и не быть равнодушным к окружающим, попавшим в беду.

Главными героями рассказа «Ребята и утята» Пришвина являются:

  • утка — важная и мудрая птица, которая любит своих малышей;
  • утята — юные и беззащитные, но выносливые и отважные птенцы;
  • ребята — озорные и беззаботные товарищи;
  • рассказчик — строгий и очень наблюдательный человек.

В рассказе автор сопоставил ребят и утят. После анализа книги становится понятно, что этим он хотел показать людям, что все мы обитаем в едином мире. Рядом с человеком живут различные живые существа, поэтому нужно вести себя так, чтобы не мешать остальным.

Писатель своим произведением учит читателя, что нельзя делать необдуманных поступков по отношению к животным. Наши меньшие братья тоже способны чувствовать боль и обиду.

Смогли ли ребята понять свой поступок? Попробуй помочь им.

Я думаю, что ребята смогли понять, что были неправы, так как в конце вместе с автором попрощались с утятами и уткой.

Нужно ещё раз объяснить им, что мама — утка очень переживает за утят, потому что они ещё маленькие и не могут за себя постоять.

Вокруг них так много опасностей, и, вместо того, что издеваться над ними, нужно помогать.

Потому что помощь беззащитным и слабым это хороший поступок. Нельзя смеяться над ними.

Наоборот, нужно любить животных.

Да, дети осознали, что поступили неправильно.

Сделать это помог им добрый рассказчик.

Не нужно нарушать спокойствие природы.

Ведь это неотъемлемая часть нас самих.

Всё живое имеет такое же право на благополучную жизнь, как и мы.

Прежде чем как-то поступить с тем или иным животным, нужно поставить себя на их место.

Помните: нужно любить всё живое, беречь и заботиться о нём. Всегда!

Популярные сегодня пересказы

Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.

Данная сказка полностью раскрывает тему природной красоты. А начинается она с того, как спорят времена года между собой. Зима, весна, осень и лето пытаются выяснить, кто из них является лучшим художником. Судьей же в их споре оказалось Солнце.

Вот оно Урал 1919 года. Время страшной революции. Дни, когда люди разделились на тех, кто поддерживает всеми силами господствующую власть и тех, кто рьяно противится политике государства.

Произведение является автобиографическим очерком писателя, повествующих о событиях, происходящих в период Октябрьской революции.

Источник

Прочитай начало рассказа и представь себе эту картину. Устно опиши путь уточки с утятами к озеру.

Из-за того, что озеро наполнялось водой весной, прочное место для гнезда уточка могла найти очень далеко, возле леса.

В обход деревни они шли обратно к озеру.

Этот путь был длинным и опасным.

Всё из-за того, что ястребы и лисицы могли легко поймать маленьких утят.

Мать утка присматривала за ними, не спуская глаз, шла за ними.

При переходе через дорогу, также пустила их впереди себя.

В целом это было сложное путешествие.

Путь был долгим, заболоченным и нелёгким для маленьких утят и их мамы.

Их везде поджидала опасность, поэтому утка была напряжена.

Она знала, что многие хищники жаждут полакомиться ими, поэтому смотрела в оба и всегда была готова спасать своих детей.

Русская сказка

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Сейчас читают

Главная героиня – девочка Вера, выздоровевшая после родовой травмы. Девочка живёт с родителями и бабушкой, матерью отца.

Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо

Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали

В рассказе великого русского писателя Николая Булгакова «Анна, не грусти», речь идет о двух девочках. Они – Катя и Аня, две сестры. Дружат, иногда ссорятся, но все же основное время играют вместе.

Повествование ведется от лица мужчины, живущего с женой и детьми в доме на два хозяина. Соседями супругов являются Нюшка (Анна Павловна) и ее отец – восьмидесятилетний дядя Павел.

Отзывы читателей

Этот рассказ заслуживает пристального внимания. Стоит прочитать его своим детям, а потом попросить рассказать свои впечатления об услышанном. Произведение Пришвина очень поучительное, легко воспринимается маленькими читателями и учит их добру. После прочтения стоит составить свой план «Ребят и утят» для более удобного пересказа.

Максим, Москва

Это произведение учит ребенка правильным поступкам. По этой причине стоит его читать детям как можно чаще. В рассказе автор намекает, что не нужно мешать диким животным, когда они направляются по собственным делам, потому что это может привести к печальным последствиям.

Андрей, Волгоград

В детстве я очень любила много читать. Этот рассказ мне запомнился, потому что он учит доброте и имеет глубокий смысл. Если бы не рассказчик, то неизвестно, что могли бы сделать с утятами мальчишки. Однако мужчина доступными словами смог объяснить детям, что так поступать нельзя.
Мария, Санкт-Петербург

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.

Ход урока

1.Организационный момент.

.Приветствие Звучит музыка «В мире животных»

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

2. Актуализация знаний

– Почему Вы любите уроки литературного чтения?

– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:

слайд

Сегодня на уроке мне хотелось бы…

– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.

Слайд

3. Введение в тему

– Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?

— Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер , когда мальчику было 7 лет .Мама воспитывала одна 5 детей.

— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.

1.Семье жилось трудно.

2. М.Пришвин помогал людям и природе.

3. Был неравнодушным человеком.

4. Много путешествовал.

5. Любим охоту.

6. Наблюдал за жизнью животных.

7.В 30 лет стал писателем.

8. Писал рассказы о природе.

— Посмотрите ,какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами , но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.

Слайд

— Ребята, слышите ,чей — это голос? Как кому он принадлежит ?

Как на речку прилетает

Сразу в воду залезает

«Кря» — нырнула на минутку

Вы узнали? Это …..(утка)

— Что вы знаете про уток?

— А это уточка – чирок – свистунок.Чирок- свистунок самая маленькая утка.Она весит меньше ,чем 600 граммов.Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Вот о такой уточке пойдёт сегодня речь.

— Прочитайте название произведения.

СЛАЙД – Ребята и утята

— Что можно предположить по названию рассказа. О чём пойдёт речь?

-А что с ними может происходить?

— Давайте внимательно посмотрим иллюстрацию к рассказу.

СЛАЙД

— Что можно уточнить , глядя на рисунок?

— Какие чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

— И так мы выяснили , что героями произведения будут ребята и утята.

— Мы предположили какие события могут с ними происходить. А где это можно проверить?

— Прочитав ,этот рассказ мы должны ответить на главный вопрос урока :

«Над чем заставил задуматься М.Пришвин каждого из вас?»

4.Словарная работа.

— В тексте вам встретятся незнакомые слова и выражения, значение которых нам нужно уточнить.

СЛАЙД

-ХОЛМ

-ВЕРСТА

— ПАРОВОЕ ПОЛЕ

— ОВСЯНОЕ ПОЛЕ

— ВОДА СПАЛА

— КУЗНИЦА

— Если вам необходимо значение какого – либо слова вам поможет Толковый словарь Ожегова.

СЛАЙД

5. Физминутка.

Танец маленьких утят

6. Работа по теме.

Чтение текста с остановками

Вопросы к рассказу

—Как вы думаете это близкий путь или нет?

— Что значит на свободу?

— Почему на кочке было прочное место для гнезда?

— Чуть больше 3 км –это много или мало для человека , а для маленьких утят?

-Кого боялась уточка , почему?

— Для чего пустила вперёд?

— Как вы думаете, что произойдёт дальше?

-Зачем они это сделали?

— Как себя поведёт мама –утка?

-Прочитаем , как описал поведение мамы Пришвин.

— Как чувстует в этот момент себя уточка?

— Если бы утята могли разговаривать, что бы они закричали?

— А какое слово вы произносите , когда боитесь?

— На кого в данном случае похожи утята?

-Как выдумаете как поведёт себя автор?

— Смогли объяснить свой поступок дети?

— Что вы почувствовали в этот момент?

— Как бы вы повели себя, оказавшись на месте ребят?

-Как поведёт себя уточка – мать?

— Что могла сказать уточка?

-Вспомните, как уточка шла в начале рассказа.А почему сейчас побежала впереди?-

-Как автор назвал детей?Что он имел ввиду?

-Чем закончится рассказ?

— Вот так закончилось это история. У этой истории счастливый конец.

7. Закрепление.

— Кто являются главными героями произведения

— Какими были утята в рассказе?

— Каким был автор по отношению к детям? К утятам?

8. Работа в паре.(карточки)

— Какими были ребята?

1 ряд – в начале рассказа

2 ряд – при встречи с автором

3 ряд – в конце рассказа.

9.Работа с пословицами.

СЛАЙД

УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ – УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

ДОБРЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.

— Кому из действующих лиц подходит пословица и почему?

10 .продолжение

СЛАЙД

1)

-Чтобы вы теперь изменили в этой иллюстрации , прочитав рассказ?

2) М.Пришвин очень любит природу.И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.

— Вы поняли , какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?

(ответы)

— Уважать братьев наших меньших

— не совершать бездумных поступков

— любить природу, беречь её

— защищать животных ,оказывать им помощь.

— делать добро.

3) Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

11.Рефлексия

— Ребята ,мы сейчас обсудили героев, их поступки, а вот вы о себе что – нибудь поняли, прочитав этот рассказ. Начните свой ответ со слов

СЛАЙД

Я понял …

Мне захотелось…

Я буду стараться…

слайд

12 Дом.задание

— У вас на столе лежат кружочки с заданиями, предлагаю вам самим выбрать ёщё одно задание:

— красный – нарисовать рисунок к произведению

— зелёный – составить план к рассказу

— жёлтый – пересказать.

13. Итог урока

СЛАЙД- музыка

Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.

Спасибо за урок!

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по учебнику «Литературное чтение» 2 класс

Л.Ф. Климановой,В. Г. Горецкого и др.

УМК «Школа России»

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята».

Провела : Чубукова Г.В.-

учитель начальных классов

Цели:

  • познакомить детей с творчеством
    М.М.Пришвина; организовать
    эмоционально-эстетическое восприятие; учить
    формировать идею произведения; познакомить с
    художественными особенностями произведения;
  • развивать речь учащихся; развивать навык
    осознанного и правильного чтения; формировать
    умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
    находить в тексте предложения, подтверждающие
    устное высказывание;
  • воспитывать способность замечать красоту
    природы, потребность в нравственно-эстетическом
    отношении к окружающему миру, интерес и уважение
    к писателю как создателю художественного
    произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

(Слайд 1, см. Приложение 1)

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением
автора, который стал писателем, прежде
попробовав себя в нескольких профессиях. Этот
человек, путешествуя по неисследованным
северным лесам, по азиатским степям с дорожной
сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой.
Любовался её красотой. Это был не просто
наблюдательный человек, а человек неравнодушный
к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь
не только людям, но и вообще природе. Даже, когда
шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно
мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он
брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его
неравнодушие проявлялось во всех его делах и
поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся
сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:
(слайд2)

“Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то, что он проник в её
жизнь и воспел её, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин. (слайд3)

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с
произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать
сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по
отрывкам узнать произведение: (слайд 4)

1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля
и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую –
проглотил.”

– “Журка” (слайд 5)

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня
кусок черного хлеба: со мной это постоянно
бывает, что, когда не возьму хлеба в лес –
голодно. А возьму – забуду съесть и назад
принесу.”

– “Лисичкин хлеб” (слайд 6)

– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали? (слайд
7)

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут
книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен,
удивителен. А М.Пришвин старался передать
красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его
рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту
красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту
природы и попытаемся стать лучше, познакомившись
с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

“Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого
произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Где?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об
одной из диких уточек – чирке-свистунке и
написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова.
Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)

  • Чирок-свистунок – птица семейства
    утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд
    10)
  • Верста – старинная русская мера длины.
    Чуть больше 1 км. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от
    посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд
    12)
  • Вода спала – с наступлением лета
    уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
  • Кузница – помещение, где работают
    кузнецы. (слайд 14)

2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы
попробуете доказать, что М.Пришвин был
неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от
озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из
болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем
перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих
движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли
разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая.
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих
детей. Нет ничего сильнее материнской любви.
Очень часто мать ценой собственной жизни,
собственного благополучия спасает детей от
гибели. Это в равной степени можно отнести как к
людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам
трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете
представить , как поведет себя ваша мама, когда
вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость
автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая,
что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей
отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то
шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

5) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно
подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

6) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы,
записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит
эта пословица?
– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.
Сей добро, посылай добро, оделяй добром.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит
эта пословица?
– Почему?

7) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными
действующими лицами, подчеркивая, что мы живем
все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим
рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить
природу, беречь её, чутко и бережно относиться к
братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать
в себе готовность защищать животных и оказывать
им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд
17)

– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами
М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд
18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
солнца с великими сокровищами жизни. Мало того,
чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать
и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши
водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные
животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес,
степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять
природу – значит охранять родину».

5. Итог урока

МО «Иволгинский район»

МОУ  Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по литературному чтению

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

                                                    Выполнила: Батомункуева Т.В.,

учитель начальных классов

Кокорино, 2018 г

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Класс: 2.

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;  учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: картинки животных,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок — ромашка с заданиями, учебник.

Ход урока

І. Организационный момент.

-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Присаживайтесь.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

— Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло. Сегодня на уроке я желаю вам успехов и отличного настроения.

Давайте вспомним правила делового сотрудничества.

— Уважать чужое мнение;

— быть внимательными;

— соблюдать тишину (работать вполголоса);

— слушать и слышать друг друга.

II Актуализация знаний

1. А сейчас внимание на экран. (картинки животных)

— Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел «О братьях наших меньших»)

— Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)

— Что нас связывает с ними общее? (жизнь)

2.  Проведём речевую разминку.

— Прочитать скороговорку по слогам, с удивлением, весело, сердито.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала

Выныривала да ныряла.

III. Проверка домашнего задания

 Что мы изучали на прошлом уроке?

А сейчас проверим, что вы знаете о писателе и его рассказе?

1.О чём писал М. М. Пришвин? (о природе, о животных)

1. Каким человеком был Пришвин? (добрым и неравнодушным), сообщение о писателе

2. Кто главные герои? (ребята, утята и автор)

3.Расскажите об уточке чирке – свистунке. Сообщение об уточке чирке-свистунке

Какую работу с текстом мы провели? (составили план, читали, пересказывали)

IV. Постановка учебной задачи

Определим цель урока и задачи урока (высказывания учащихся)

 Сегодня на уроке продолжим анализировать текст

V. Совершенствование умений работы над содержанием текста

1.Чтение « по цепочке» первой части. (4 мин.) 1 часть. Утка повела ребят к озеру.

Придумайте свои вопросы к  первой части.

2. Выборочное чтение (4 мин.) 2 часть. Ребята ловили утят

Найдите ответы на вопросы в тексте.

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Докажите строчками из произведения.

 – Зачем ребята это делали?

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.

 – Могла ли утка кричать? Докажите строчками из произведения.

 – А какое чувство пережили утята?

 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

  – А ваша мама переживает за вас?

 – Как она ведет себя при этом?

 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

3. Чтение по ролям (4 мин.) 3 часть. Приказ взрослого.

 Игра «Ромашка». Вопросы

1. Кто помешал ребятам?

2. Что он спросил?

3. Смогли ли они объяснить свой поступок?

4. Какое приказание дал им взрослый?

5. Что вы можете сказать о ребятах, какие они?

VI. Физкультминутка

 Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

4. Пересказ. (4 мин) Беседа по вопросам. 4 часть. Семья продолжает путешествие.

Перескажите 4 часть. Ответьте на вопросы:

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?

 – А почему сейчас она побежала впереди?

  – Как Пришвин попрощался с утятами?

 – Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

 – Перед кем этот знак уважения?

– Как мальчишки на это прореагировали?

 – Что пожелали ребята и автор уточке?

VII. Закрепление. КОНЕРС (сингапурская технология)

— Ребята, посмотрите внимательно на стены нашего класса. Там написаны пословицы. Прочитайте их, и пусть каждый из вас подойдёт к той пословице, которая по его мнению больше всего подходит к рассказу М.М.Пришвина и объясните почему вы так думаете.

Молодцы. Присаживайтесь на свои места.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

– Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

— Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

VIII.  Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе?

Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы слова сказали мальчикам?.

 XI. Итог.  Давайте подведём итог:

— Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

— Чему должно научить это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

 Тест «Какой ты читатель?» (+ или -)

1.Произведение «Ребята и утята»  — это сказка?

2.Главными героями были дети  и семья уточки?

3. При встрече с утятами ребята пропустили их вперед?

4.Пришвин разговаривал с ребятами ласково?

6.Ребята  осознали свой плохой поступок?

7.Уточка бросила своих утят?

8.Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды?

—Д.з. У. с. 130-132 пересказ , Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа

XI. Рефлексия. Оцените свою работу используются сигналы

 — Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

 Мне очень грустно, я не всё понял

 Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе —   от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека».

  • Краткие содержания
  • Пришвин
  • Утята и ребята

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню. Из – за того, что происходило весеннее половодье, ей можно было сделать гнездо в болотистом лесу, который находился на расстоянии приблизительно трёх километров.

На открытой местности утята шли впереди матери, так как она боялась недоброго взгляда человека, нападения ястреба или лисы. Так же она сделала при переходе через дорогу, лежащую около кузницы. Здесь её увидели ребятишки и начали кидать головными уборами. Бедная мать бегала вокруг них с раскрытым ртом, то перескакивала назад на некоторое расстояние и сильно волновалась. Мальчишки хотели поймать и саму мать – утку, но тут к ним приблизился Автор.

Выяснив, что они потом их отпустят. Он сказал: «Для чего брали? Куда подевалась мать?». Дети указали на холм, на котором, раскрыв клюв, сидела взволнованная птичка.

— Срочно отдайте ей малышей! – приказал Автор.

Дети ринулись вверх, обрадованные моему предложению. Отлетев немного и подождав, когда парни ушли, мать кинулась спасать своих малюток. Она повела семью по полю засаженному овсом, обходя деревню. Путешествие продолжалось.

На душе было радостно. Автор снял свою шляпу и помахал в след, пожелав доброго пути! Послышался смех ребят.

Автор сделал замечание, отметив, что не легко маленьким утятам пробраться к озеру!

— Снимайте свои шапки и прощайтесь с ними! И подняв, свои шапки, мальчишки дружно попрощались с семьёй!

Вывод: Нужно бережно относиться к животным и птицам, защищать и оказывать им помощь!

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила свое гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей, и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперед свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили, и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их, и огляделся в поисках матери-утки – та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней, и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей, и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они еще совсем крошки. Ребята последовали его примеру, и также пожелали утятам счастливого пути.

План «Ребята и утята»

План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:

  1. Начало пути.
  2. Неожиданная встреча с ребятами.
  3. Появление автора.
  4. Спасение.
  5. Прощание с уткой и утятами.

Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.

Краткое содержание

Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.

Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.

По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.

Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Мария. Тверь

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Марина. Санкт-Петербург

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.
Настя. Нижегородская область

Главные герои

В произведении «Ребята и утята» Пришвина несколько основных персонажей. Их описание и характеристика:

  1. Рассказчик — умный, строгий, наблюдательный человек, много знающий о природе и повадках животных. Внимателен к каждому живому существу, милосерден, неравнодушен и готов вмешаться в ситуацию, свидетелем которой он стал.
  2. Ребята — деревенские мальчишки, весёлые, беззаботные и озорные, обожающие шалости. Быстро понимают свою ошибку и спешат исправиться.
  3. Мама-утка — чирок-свистунок, осторожная, умная, важная, очень заботливая и любящая для своего выводка, осознающая, что вокруг её подстерегает множество опасностей.
  4. Утята — маленькие, беззащитные, но выносливые и упорные птенцы.

Повествование ведётся от лица рассказчика: он мастерски создаёт рисунок этого небольшого случая, описывает всех героев и их поступки.

Русская сказка

О рассказе

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Автор наглядно говорит нам: иногда почитание и любовь к природе и животным проявляется не только в действии, но и в бездействии. Также уважительное отношение к природе основывается на знаниях. Вот объяснил автор, почему не нужно было тревожить уточек, ребята поняли и всё сделали правильно. Так что любить природу это и ещё и изучать её, быть пытливым и заинтересованным. Только так между человеком и всем живым может быть согласие и дружба.

Читайте текст рассказа «Ребята и утята» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Главная мысль

В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.

Например:

  • Сила без ума — обуза.
  • Что силою взято, то не свято.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Добрая мать добру и учит.

Отзывы для читательского дневника

Сюжет произведения не оставляет равнодушным никого из читателей. Этот рассказ будет полезно читать и перечитывать и детям, и взрослым.

Я люблю произведения о животных и природе, поэтому с удовольствием погрузилась в чтение творчества Михаила Пришвина. Мне очень понравилась книга «Ребята и утята» с картинками. Было волнительно, когда мама-утка беспокоилась за своих детей, и её чувства совершенно понятны, ведь её утята для неё — самое главное. Каждое животное всегда в первую очередь заботится о своём потомстве. Но я рада, что в итоге у произведения хороший финал, а утята со своей мамой благополучно продолжили путь к озеру.

Таня

Мне понравился этот добрый и поучительный рассказ. Поведение мальчишек, конечно, не понравилось: многие ребята совершают необдуманные поступки только ради собственной забавы, не задумываясь о чувствах других. Например, они могут больно потянуть щенка за хвост или забрать у кошки-матери маленького котёнка, заставив её волноваться. Так что в этом рассказе, написанном очень давно, затронуты проблемы, которые актуальны и сейчас. Мальчики накрывают шапками утят — и неизвестно, что бы могло случиться, не появись вовремя рассказчик. Я считаю, что взрослые должны объяснять ребятам, как важно беречь природу.

Оля

Это короткий и ёмкий рассказ, но в нём заложен глубокий смысл, он о многом заставляет задуматься. Для маленькой уточки и для её ещё более слабых и беззащитных птенцов весь мир полон опасностей. Неслучайно в первом предложении говорится, что утка наконец решилась отвести детей к озеру — значит, она долго собиралась, сомневалась, готовилась к этому походу. Путь до озера, который человек может пройти быстро и спокойно, для неё превращается в настоящую полосу препятствий. Но она преодолевает их, что говорит о её смелости.

Очень хорошо, что рассказчик в итоге объясняет это ребятам. В конце они радостно желают птицам счастливого пути. И в сюжете произведения удивительным образом переплетаются дикая природа и мир детства, создавая гармонию, свойственную книгам Михаила Пришвина.
Стас

Популярные сегодня пересказы

  • Говори мама, говори — краткое содержание рассказа Екимов
    В полутора верстах от города, в маленькой деревне живет старушка по имени Катерина – главная героиня рассказа. Живет она там с самого рождения, было все – голод, война, сиротство, тяжелая работа в колхозе. А теперь она здесь одна, дочь живет в городе.
  • Чуковский
    Корней Иванович Чуковский (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков) является одним из всемирно известных советских литераторов. Родился в городе Санкт-Петербург в 1882 году.
  • Краткое содержание романа Война с саламандрами Чапека
    В этом произведении, которое по жанру является фантастическим романом, речь идет о неких существа черного цвета, внешне напоминающих тюленей. Этих существ обнаруживает один капитан и склоняет их к тому,
  • Сердце не камень — краткое содержание комедии Островского
    Прекраснейшая пьеса, содержащая глубокий смысл и посыл, под названием «Сердце не камень» написан русским драматургом Александром Николаевичем Островским. Этот человек внес грандиознейший вклад

  • Утро следующего дня было холодным и пасмурным услышав голос андрея ивановича сочинение
  • Утро дышало свежестью над рекой висел прозрачный туман сочинение рассуждение
  • Утро следующего дня было холодным и пасмурным сочинение проблема
  • Утро в сосновом лесу 2 класс придумать рассказ
  • Утро началось не с кофе как пишется