Утешившиеся родители как пишется

Найдено определений: 28 утешать толковый словарьнесов. перех.облегчать чь-либо страдание участием, успокаивать, говоря облегчающие горе слова.утешать - глаг., нсв., употр. сравн.
Найдено определений: 28

утешатьутешать

толковый словарь

несов. перех.

Облегчать чьё-либо страдание участием, успокаивать, говоря облегчающие горе слова.

УТЕША́ТЬ — глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я утеша́ю, ты утеша́ешь, он/она/оно утеша́ет, мы утеша́ем, вы утеша́ете, они утеша́ют, утеша́й, утеша́йте, утеша́л, утеша́ла, утеша́ло, утеша́ли, утеша́ющий, утеша́емый, утеша́вший, утеша́я; св. утеши́ть

1. Если кто-либо утешает кого-либо, то это означает, что этот человек своими словами, действиями старается успокоить, облегчить чьё-либо горе, страдание, тревожное состояние и т. п.

Утешать вдову, сироту. | Утешать словами, рассказом, известием. | Утешать кого-либо в беде. | Нежно любящий отец горячо принялся утешать меня.

2. Если что-либо утешает кого-то, то это означает, что какое-то приятное известие, приятное ощущение помогает этому человеку успокоиться, забыть о своём горе и т. п.

Новая игрушка утешила ребёнка. | Известие утешило бедную женщину.

утеши́тель сущ., м.

утеши́тельница сущ., ж.

утеши́тельный прил.

толковый словарь ушакова

УТЕША́ТЬ, утешаю, утешаешь, несовер.

1. несовер. к утешить. «Не утешай же себя напрасно надеждой.» Л.Толстой.

2. кого-что. Радовать, доставлять кому-нибудь отраду. Меня утешают успехи сына.

толковый словарь ожегова

УТЕ́ШИТЬ, -шу, -шишь; -шенный; сов., кого (что). Успокоить чем-н. радостным, облегчить кому-н. горе, страдание. У. хорошей новостью. У. ребёнка.

толковый словарь даля

УТЕШАТЬ, утешить кого, потешать, забавлять, тешить, услаждать, доставлять отраду, удовольствие. Няня ребенка песенками утешает. Утешь, да поешь! Ну уж утешил он нас вечорась: со смеху поморил! Путные дети собою отца-мать утешают, радуют, покоят.

| Принять участие в чьем горе, в печали, стараясь словом и делом успокоить его. Не слова, а время утешает в скорби. Утешенная вдовушка, вышедшая замуж вторично. -ся, страд. и ·возвр. по смыслу. Пустяками утешается, а дело в голову нейдет. Овдовел, да скоро утешился: женился. Утешенье, действие по гл. и

| то, что тешит. Утеха, утешка жен. удовольствие, наслажденье, услада, забава; что покоит и услаждает. Бог утешенье мое. Утехи Израилевы, Лук. Мое утешенье — книга. У него одна утеха: охота, музыка. Господь утеха и прибежище наше. Ребенку утешку сделал, потешку. Утешный и утешительный, утешающий. Утешительные вести. Утешно поминать молодость. -ность, свойство ·по·прилаг. Утеша(и)тель, утешник, -ница, утешающий кого; утешник б.ч. потешник, забавник. Дети утешливы, их легко утешить.

энциклопедический словарь

академический словарь

синонимы

1. успокаивать, осушать слёзы кого, чьи; лить бальзам на раны кого, чьи (устар., теперь часто ирон.)

2. см. радовать

идеография

уменьшить

горе

утешение — то, что ослабляет горе.

утешитель.

утешать — стараться ослабить горе.

осушить слезы кому.

пролить бальзам чьи раны>.

золотить [позолотить] пилюлю.

утешаться. утешиться.

утешительный.

ну ничего (#, все образуется).

бальзам. елей.

отрада. находить утешение [отраду] в чем.

отрадный.

одна радость в глазу у кого.

только и свету в окошке, что.

отвести [отводить] душу.

отдохнуть [отдыхать] душой [сердцем].

разгулять (# тоску). размыкать. -ся.

развеять, -ся.

скрасить, -ся.

осушить слезы.

завивать [завить. завьем. завей] горе веревочкой.

поговорки: и крута гора, да забывчива .

грамматический словарь

этимологический словарь

полезные сервисы

утешать(ся)

морфемно-орфографический словарь

у/теш/а́/ть(ся) (от у/те́ш/и/ть).

полезные сервисы

утешатьсяутешаться

толковый словарь

несов. неперех.

Успокаиваться, освобождаясь от чувства тревоги, горя.

толковый словарь ушакова

УТЕША́ТЬСЯ, утешаюсь, утешаешься, несовер.

1. несовер. к утешиться.

2. чем. Находить утешение в чем-нибудь (см. утешение во 2 знач.). Утешаться надеждой.

3. страд. к утешать.

толковый словарь ожегова

УТЕ́ШИТЬ, -шу, -шишь; -шенный; сов., кого (что). Успокоить чем-н. радостным, облегчить кому-н. горе, страдание. У. хорошей новостью. У. ребёнка.

энциклопедический словарь

УТЕША́ТЬСЯ см. Уте́шиться.

академический словарь

орфографический словарь

утеша́ться, -а́юсь, -а́ется (к уте́шиться)

формы слов

утеша́ться, утеша́юсь, утеша́емся, утеша́ешься, утеша́етесь, утеша́ется, утеша́ются, утеша́ясь, утеша́лся, утеша́лась, утеша́лось, утеша́лись, утеша́йся, утеша́йтесь, утеша́ющийся, утеша́ющаяся, утеша́ющееся, утеша́ющиеся, утеша́ющегося, утеша́ющейся, утеша́ющихся, утеша́ющемуся, утеша́ющимся, утеша́ющуюся, утеша́ющеюся, утеша́ющимися, утеша́ющемся, утеша́вшийся, утеша́вшаяся, утеша́вшееся, утеша́вшиеся, утеша́вшегося, утеша́вшейся, утеша́вшихся, утеша́вшемуся, утеша́вшимся, утеша́вшуюся, утеша́вшеюся, утеша́вшимися, утеша́вшемся

синонимы

находить утешение в чём, тешиться, тешить себя мыслью о чём

тешить себя мыслью, приголубливаться, довольствоваться, радоваться, успокаиваться, находить утешение, тешиться

архаизмы

Утешаться — тешиться, наслаждаться

грамматический словарь

глагольная сочетаемость

утешаться мыслью => непрямой объект, использование

полезные сервисы

Если родители не выполняют свои прямые обязанности, не обеспечивают надлежащий уход и воспитание детям или, того хуже, подвергают их насилию, следует писать жалобу в соответствующие инстанции. Причем законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут пожаловаться на противоправное поведение отца и матери. Это может быть их ребенок, второй родитель, родственник, педагог, врач, сосед и любой другой человек, который стал свидетелем неадекватного поведения.

Когда следует жаловаться

Основанием для жалобы могут стать любые формы нежелательного поведения отца и матери или нарушения прав детей:

  • Оставление несовершеннолетнего без присмотра в условиях, опасных для жизни и здоровья.
  • Ненадлежащие бытовые условия: антисанитарное состояние жилья (грязь, сырость, бардак, холод), отсутствие питания, лечения, нормальной одежды по возрасту и по сезону.
  • Применение физического (избиение, наказания), психического (словесные угрозы, унижения, оскорбления), сексуального насилия, другие признаки жестокого обращения с ребенком.
  • Использование родительских прав в ущерб детским интересам: ограничение общения со сверстниками, создание препятствий в посещении образовательных учреждений, кружков и досуговых мероприятий, склонение к попрошайничеству, вредным привычкам.
  • Алкогольная или наркотическая зависимость.
  • Наличие психических заболеваний. Диагностирование подобных нарушений здоровья может стать основанием для признания недееспособности отца/матери и передачи ребенка второму родителю, а при его отсутствии – органам опеки.
  • Отказ от ребенка.
  • Нарушение прав несовершеннолетнего при сделках с принадлежащим ему имуществом или денежными средствами.

Собираясь написать жалобу, важно убедиться в справедливости и достоверности оснований и осознавать последствия своих действий: минимум в виде бесед и проверок семьи уполномоченными органами, максимум – лишения родительских прав.

Куда жаловаться

Жалобы на не выполняющих свои обязанности, проявляющих жестокость родителей рассматривают:

  1. Органы опеки и попечительства.
  2. Комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Полиция.
  4. Прокуратура.
  5. Суд.

Подать жалобу можно не только на биологических отца и мать, но и на усыновителей или опекунов при наличии соответствующих оснований.

Органы опеки и попечительства

Ст. 8 закона №48-ФЗ и ст. 121 СК РФ возлагают на органы опеки и попечительства (ООиП) обязанности по защите интересов несовершеннолетних, в том числе связанных с уклонением родителей от исполнения своих обязанностей и совершением действий, представляющих опасность для детей.

Органы опеки занимаются защитой прав только несовершеннолетних детей. Если правонарушения касаются более взрослого гражданина, следует обращаться с заявлением в полицию или прокуратуру.

Жалоба составляется в простой письменной форме, где указываются:

  • Данные адресата и отправителя.
  • Обстоятельства, побудившие к обращению в ООиП: кем приходится заявитель семье, какие противоправные действия совершают отец/мать, замечалось ли подобное поведение ранее и пр.
  • Меры, которые должны быть приняты (проверка жилищных условий, проведение разъяснительной беседы, рассмотрение вопроса о лишении родительских прав и пр.).
  • Дата составления и подпись автора с расшифровкой.

Скачать образец жалобы на родителей в органы опеки

Обращаться следует в территориальное отделение по месту жительства. При отсутствии возможности личного визита, пожаловаться можно посредством телефонного звонка, почтового направления или электронной приемной на сайте ведомства.

Независимо от способа подачи жалобы, представители ООиП обязаны отреагировать в течение 3-х рабочих дней (ст. 122 СК РФ). В целях проверки изложенной информации они могут проводить беседы с соседями, обследовать место жительства. Если будут выявлены реальные факты нарушений по результатам проверки, семья ставится на учет и принимается решение об определении места жительства несовершеннолетнего: если поведение отца/матери не представляет опасности для жизни и здоровья ребенка, последнего оставляют в семье, при выявлении реальных угроз – временно забирают и помещают в спецучреждение. В последнем случае материалы проверки передаются в суд вместе с иском об ограничении или лишении родительских прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Одной из задач комиссии является как раз защита несовершеннолетних от всех форм дискриминации, насилия и иных форм нарушений их прав. Она формируется из представителей органов и инстанций, имеющих непосредственное отношение к детям (директора школ, медицинские работники, психологи, представители полиции и пр.).

При наличии претензий к поведению или действиям родителей жаловаться следует в комиссию по месту жительства.

Комиссия рассматривает дела о действиях родителей, за которые предусмотрена административная ответственность, в том числе:

  • неисполнение родительских обязанностей (ст. 5.35 КоАП РФ), в т. ч. нахождение несовершеннолетнего на улице в ночное время (что запрещено в большинстве регионов и регулируется местными нормативными актами);
  • привлечение несовершеннолетнего к употреблению алкоголя (ст. 6.10 КоАП РФ);
  • употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ).

Полиция

Если родители избивают детей, угрожают им, следует написать заявление в полицию. Сюда же следует обращаться в экстренных ситуациях, когда нужно срочное реагирование на проблему. Сотрудники обязаны немедленно отреагировать на заявление и выехать с проверкой. В случае выявления нарушений к рассмотрению дела также будут привлечены соответствующие инстанции (органы опеки или комиссия по делам несовершеннолетних).

Заявление пишется на имя начальника РОВД. Примерная формулировка: «Прошу принять меры к родителям (ФИО), которые проживают по адресу… Отец с матерью не исполняют родительские обязанности по отношению к своему ребенку, а именно (перечисление нарушений)».

В полиции зачастую не любят «семейные разборки», поэтому могут отговаривать заявителя от написания жалобы или напрямую отказываться принимать заявление. В таких случаях заявитель вправе пожаловаться в прокуратуру.

Прокуратура

Совершение противоправных действий родителями по отношению к ребенку может быть основанием для обращения в районную прокуратуру. Эта инстанция также обязана следить за исполнением законодательства другими государственными органами, поэтому отсутствие реакции со стороны органов опеки также может стать поводом для обращения в прокуратуру.

Контактные сведения для направления заявления или личного визита в прокуратуру можно узнать на странице http://genproc.gov.ru/contacts/map/?DISTR=&SUBJ=., выбрав соответствующий округ и субъект РФ.

По итогам рассмотрения жалобы здесь проведут проверку и определят необходимые меры в отношении родителей. К рассмотрению дела также привлекаются специалисты ООиП.

Суд

Инициировать судебное разбирательство следует только при наличии доказательств неправомерных действий родителей или возможной опасности для ребенка. Например, справки от врача о следах избиений, справки о состоянии на учете у врача-нарколога, показаний свидетелей, которые слышали детские крики и видели неправомерное поведение отца и матери. После достижения 14-летнего возраста подать исковое заявление в суд может сам ребенок (ст. 56 СК РФ). Это также могут сделать органы опеки или прокуратура. Как правило, в таких случаях речь идет о лишении родительских прав.

При рассмотрении дела суд будет учитывать результаты проверок и заключения компетентных органов, желание отца/матери сохранить свои права. В результате устанавливается определенный период для устранения выявленных нарушений. Если они не будут устранены – выносится решение суда о лишении отца и матери родительских прав.

Видео: На Ставрополье у женщины-вегана забрали истощённого ребёнка.

Вопрос-ответ

Вопрос: Дочка и зять надолго отпускают гулять 7-летнюю внучку одну. Она ходит по разным площадкам, переходит дорогу. Разговоры с ними не помогают. Хочу пожаловаться в комиссию по делам несовершеннолетних. Могу ли я оформить опеку над внучкой?

Ответ: В подобных случаях следует сначала обратиться в территориальное отделение органов опеки.

Вопрос: Что будет, если указанные в жалобе сведения о нарушениях родителей не подтвердятся? Несет ли ее автор какую-то ответственность?

Ответ: В общем случае ответственность для заявителя в таких случаях не предусмотрена. Но родители вправе подать на него иск в суд за клевету и требовать компенсации морального ущерба.

Вопрос: В квартире сверху постоянно кричат дети. Можно ли пожаловаться на семью в органы опеки?

Ответ: Если подобное поведение связано с играми, а не с наказаниями, обращаться в ООиП бессмысленно. Даже если подать жалобу под видом нездоровой обстановки, частых криков в семье и инициировать проверку, ее результаты покажут обратную ситуацию. В такой ситуации можно попробовать мирно договориться с соседями о более тихих играх, и при превышении уровня шума в ночное время – обращаться к участковому. Но следует учитывать, что детский крик редко превышает допустимые шумовые показатели, а просто игры и разговоры в своей квартире в любое время суток закон не запрещает.

Вопрос: Могут ли органы опеки забрать ребенка от родителей из-за жалоб соседей?

Ответ: Органы опеки и попечительства могут только определить ребенка на временное содержание в спецучреждение. Вопрос лишения родительских прав решается в судебном порядке.

Вопрос: Хотим подать жалобу от имени совета родителей школы на семью, где дети (9 и 13 лет) не посещают школу. Как это сделать?

Ответ: Следует обратиться в органы опеки. Желательно также предоставить документы, что дети не посещают учебное заведение без уважительной причины, а отец с матерью не предпринимают никаких действий, чтобы поспособствовать этому. Их вместе с детьми вызовут на комиссию по делам несовершеннолетних.

Вопрос: Опека рассматривает анонимные жалобы?

Ответ: Сотрудники ООиП обязаны рассматривать все поступающие к ним сообщения, но анонимки могут остаться без должного внимания, и, соответственно, реакции на противоправное поведение родителей. Если у заявителя есть причины скрыть свои данные, он может попросить направить обращение школьного учителя, участкового педиатра и прочих должностных лиц.

Вопрос: Может ли педиатр пожаловаться на родителей в Комиссию по делам несовершеннолетних, если они не приводят ребенка на приемы?

Ответ: Врач имеет такое право, если подобные действия несут опасность здоровью несовершеннолетнего. Если по результатам проверки эта информация подтвердится, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 156 УК РФ.

Законодательная база

  1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
  4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Правильный вариант написания слова: утешься

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова утешься

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: утешиться (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, непереходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: повелительное наклонение, единственное число, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Ты утешься, Красавицу такую не обижу. Я в бархаты, в парчу тебя одену; Награблено в монастырях довольно.

«Тушино» — Островский Александр

Первая женщина (кружащейся в танце Гефторе). Гефтора, твой Галиал здесь. Утешься!

«Герой» — Пушкин Александр

Старик Утешься, друг: она дитя. Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское — шутя. Взгляни: под отдаленным сводом Гуляет вольная…

«Самсон в оковах» — Андреев Леонид

Похожие слова

Заявление директору школы от родителей — это документ, главная цель которого не только проинформировать администрацию о некой ситуации, но подвигнуть ее к конкретным действиям. Письменное обращение, зарегистрированное с датой и входящим номером, не позволит спустить историю на тормозах и, в крайнем случае, станет подтвержденным основанием для жалобы выше.

Ситуации бывают разные. «Бумажное» заявление — подтверждение вашего обращения и напоминание о нем. Если озвучить просьбу устно, она так и останется на словах, в повседневной суете о ней просто не вспомнят. Получение же письменного документа фиксируется в приемной.

В каких случаях пишут заявление от родителей в школу:

  • чтобы освободить ребенка от занятий или объяснить его временное отсутствие на уроках (подробнее);
  • если в классе завелся хулиган, обращаются к руководителю учебного заведения с просьбой решить вопрос;
  • когда возник конфликт с преподавателем, и родители просят администрацию школы помочь решить проблему;
  • если необходимо защитить преподавателя и принять меры, чтобы учитель остался;
  • когда требуется решить хозяйственный вопрос: отремонтировать класс, заменить освещение, интерактивную доску и похожие вопросы, которые долго не решаются школой самостоятельно.

Как правильно составить заявление

Нет установленных и закрепленных законом форм для подобных документов. Но существуют правила, как написать заявление на директора школы, придерживайтесь их:

  1. Документ составляют на листе формата А4.
  2. Лучше печатать текст на компьютере — это исключит недопонимание из-за особенностей почерка и убережет от случайных ошибок (автоматическая проверка правописания в редакторе Word работает достаточно хорошо). Эта доступная хитрость позволит избежать грамматических и пунктуационных промахов (а на нервной почве они случаются даже у абсолютно грамотных людей), которые снижают общее впечатление от документа.
  3. В верхнем правом углу — шапка заявления директору школы от родителей: название и номер учебного заведения, Ф.И.О. руководителя. Прописывают, от кого обращение. Если от одного законного представителя, пишут его имя, отчество и фамилию, адрес проживания и контактный телефон. Если это коллективное заявление, пишут фразу «от родителей класса», указывают класс.
  4. Через отступ, в середине листа пишут «Заявление».
  5. В тексте указывают суть проблемы. Без эмоций, оскорблений, четко, по делу, с указанием фактов и ссылок на свидетелей (если необходимо).
  6. В левой части листа, отступив от текста, — дата составления обращения. В правой части ставят подпись с обязательной расшифровкой.

Жалоба руководителю школы на ученика

Если в классе появился хулиган, его присутствие угрожает физическому и психологическому здоровью детей, родители в едином порыве пишут коллективное письмо в администрацию учебного заведения. На практике более эффективно писать заявление от каждого пострадавшего, с указанием фактов нападения и свидетелей. Приемная руководителя образовательного учреждения обязана фиксировать каждое такое обращение. Большая папка жалоб заставляет вопрос решаться быстрее, чем одно письмо от всего коллектива класса.

Для верности коллективное обращение тоже составьте, но обязательно подкрепите его ссылками на указание каждого из пострадавших.

Примерный образец, как написать жалобу директору школы на ученика от родителей, выглядит так:

5fe31d610b87a5.16978138

Жалоба директору на учителя

Если учитель позволяет себе оскорблять учеников, родители обращаются с жалобой на имя директора — это помогает предотвращать недопустимое поведение по отношению к детям.

Ниже приведен примерный текст жалобы на учителя:

5fe31dc89d07e1.47380094

Обращение к директору с просьбой оставить учителя

Бывают обратные ситуации: один из учеников класса и его родители просят директора отстранить учителя от работы. Остальных родителей учитель устраивает, и они против таких перестановок.

В этом случае образец, как правильно написать заявление на имя директора школы от родителей, включает как саму просьбу оставить прежнего педагога, так и конкретные аргументы, т.е. оценку его работы.

5fe31e22655aa2.51912923

Коллективное заявление с просьбой об установке видеокамер в классе

В таком коллективном обращении зафиксируйте просьбу и сделайте приписку о том, что установка подобного оборудования не нарушает ваши права и права ваших детей на защиту персональных данных и личную жизнь.

5fe31e60d03b12.13949035

Обращение к директору по поводу принятия мер безопасности в школьном дворе

Если руководство школы самостоятельно не решает вопрос об установке камер, ограждений, грамотной охраны, когда родители беспокоятся за безопасность своих детей на территории школьного двора, они пишут коллективное письмо: изложите суть проблемы, предложения по ее решению (опишите, какой результат вы хотите увидеть, как решить эту проблему).

ВАЖНО!
Чтобы дело пошло быстрее, обращение, будь то образец коллективной жалобы на ученика от родителей, на учителя или организационные моменты, составляют в двух экземплярах. Второй отправляют в вышестоящий отдел образования.

  • Устьице значение слова в сказке гуси лебеди
  • Усть лабинск как пишется
  • Уталяет или утоляет как пишется
  • Устроет или устроит как правильно пишется
  • Утащишь как правильно пишется