Устойчивые выражения в сказке о рыбаке и рыбке

Конспект нод по сказке а.с. пушкина сказка о рыбаке и рыбке в подготовительной группе цель: продолжать знакомить детей с биографией

Конспект НОД по
сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в подготовительной группе

Цель: продолжать знакомить детей с
биографией А. С. Пушкина и его сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: Углублять и расширять знания детей
о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать
образное содержание сказки, замечать и выделять образно-выразительные средства,
понимать их значение.

Ход занятия

Александра
Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Родился он
очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. У
него были старшая сестра и  младший брат.  В доме у Саши  было
очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже рано
начал писать стихи.

Но мы с вами знаем,
что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки.
Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня,  знала много сказок
и часто  их рассказывала. Она  брала в руки вязанье, садилась, и
начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша  слушать мог подолгу.

Для Пушкина Арина
Родионовна была не просто доброй заботливой няней и талантливой сказочницей,
она была для него близким другом и  первой слушательницей его стихов и
произведений. Он посвятил ей несколько стихов. Например, стихотворение «Няне».

(Чтение
стихотворения).

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки
от других литературных произведений?

(Сказка – это вымысел, где оживают
животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть
начало – жили –были  и концовка – и стали они жить –поживать, да добра
наживать.)

Воспитатель: А во всех ли сказках добро
побеждает зло?

Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и
авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?

Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в
стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и
поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые,
жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым
языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

(Чтение сказки).

Воспитатель: Кто главные герои в сказке?

Дети: Старик, старуха и золотая рыбка.

Воспитатель: Как вы поняли, каких людей
высмеивает в сказке

А. С Пушкин?

Дети: А. С. Пушкин высмеивает жадных людей
в этой сказке.

Воспитатель: Как он описывает старуху?

Дети: Вредная, жадная, злая.

Воспитатель: Как он обращается с мужем?

Дети: Плохо.

Воспитатель: Какими словами описывается
старик?

Дети: Добрый, тихий, жалостливый,
беспомощный.

Воспитатель: А как его называет рыбка?

Дети: Рыбка называет старика ласково
старче.

Воспитатель: А как так получилось, что
рыбка стала служить старику?

Дети: Рыбка пожалела старика и обещала
 выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее.

Воспитатель: Какие желания старухи
выполнила рыбка?

Дети: Рыбка исполнила следующие желания
старухи: новое корыто, дом, дворянка, царица.

Воспитатель: Какое последнее желание
загадала старуха?

Дети: Она захотела стать владычицей
морскою.

Воспитатель: А как вы понимаете это
выражение «была у нее на посылках?»

Дети: Служила старухе.

Воспитатель: Почему же рыбка ничего не
ответила старику?

Дети: Рыбка  не захотела служить
старухе, потому что она очень много захотела.

Воспитатель: Давайте мы с вами попробуем
изобразить море.

(Дети встают в круг и изображают море).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как
А. С. Пушкин изображал море в сказке?

Дети: В первый раз море слегка
разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).

Воспитатель: Во второй раз какое было
море?

Дети: Помутилось сине море. (Включается
аудиозапись звука неспокойного  моря).

Воспитатель: Какое стало море в третий
раз?

Дети: Не спокойно стало сине море.
(Включается аудиозапись бушующего  моря).

Воспитатель: Каким стало море в четвертый
раз?

Дети: Почернело синее море. (Включается
аудиозапись шторма на море).

Воспитатель: Вот идет он к морю и видит:
на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и
воют.

Ребята, попробуйте подражать синему морю.

Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).

Воспитатель: Что хотел сказать А. С.
Пушкин по-разному изображая море?

Дети: Он хотел предупредить, что старухе
пора остановиться.

Воспитатель: Море в каждый раз как-будто
бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

— А какое вы бы загадали желание, если бы
вы поймали золотую рыбку?

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?

Дети:  Перед старухой опять оказалось
разбитое корыто.

Воспитатель: С тех пор это выражение стало
пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть
завистливым и жадным.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю
вам изобразить разное море при помощи цвета и волн. Подходите к столам,
выберите цвет, подумайте, как можно изобразить: слегка разыгравшееся море,
 помутившееся море, неспокойное море, почерневшее море и на море черная
буря.

(Дети рисуют красками море).

Урок-мастерская

по литературному чтению во 2 классе по теме

«Чудеса в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»»

Задачи:


обобщить знания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;


продолжить анализировать   произведение,  самостоятельно добывать знания в
процессе работы над текстом;

развивать ассоциативное
мышление, умения учащихся критически мыслить,
 позитивное
эмоциональное отношение к себе и окружающим;


формировать культуру диалога в совместной деятельности, умение презентовать
результаты своей деятельности, анализировать и делать самостоятельные выводы.

Формирование УУД:

Личностные:

— уметь проводить самооценку успешности
учебной деятельности;

— оценивать поступки людей,
жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

— эмоционально «проживать» текст,
выражать свои эмоции;

— понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать;

— выказывать своё отношение к
героям, к их поступкам.

Регулятивные:

— целеполагание
в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

— принимать
и сохранять учебную задачу;
              

    
Познавательные:

— совершенствование
уровня развития речи;

-делать выводы в результате совместной
работы класса и учителя;

— структурирование
знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме;

— рефлексия
способов и условий действия.

     
Коммуникативные:

— обеспечивать
социальную компетентность и учёт позиции одноклассников;

— развивать
умение слушать и вступать в диалог;

— участвовать
в коллективном обсуждении проблем;

— интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

— учиться формулировать связный ответ на
поставленный вопрос; слушать и понимать речь других.

Оборудование: 
 плакат с изображением моря и золотой рыбки,  иллюстрации героев сказки,   раздаточный
материал для групповой работы,  стикеры,
мультимедийная 
презентация учителя

Вид урока: урок – мастерская

Тип педагогической мастерской: мастерская
отношений и ценностных ориентаций

Технология: технология развития
критического мышления, исследовательская, ИКТ,  личностно-ориентированная
технология,  здоровьесберегающая  технология.  

1.
Индуктор

Если
очень ждать и верить,

И
смотреть во все глаза,

Постучатся
в наши двери

Волшебство
и чудеса!


Друзья мои, сегодня у нас  творческая мастерская по литературному чтению.


А что можно делать в мастерской?  (Сочинять стихи, сказки, рассказы, делать
поделки, придумывать танцевальные движения, инсценировать)

 -Сегодня
мы будем с вами творить, надеюсь, вам будет интересно, и я желаю всем удачи и
хорошего настроения.


Мы с вами люди творческие, и сегодня нам обязательно понадобится вдохновение,
давайте мы сейчас окунёмся в мир музыки и танца, вдохновимся.  (Танец девочек-рыбок
под красивую  музыку) 2 мин.


Кто перед нами танцевал? (Рыбки)

—  Я
хотела, чтобы в нашей мастерской было что-то необычное, чудесное и поэтому две
ваши одноклассницы были сейчас рыбками и танцевали перед нами. Не на каждом
уроке у нас танцуют рыбки. Это чудеса!


О чём я прочитала стихотворение в самом начале урока?  (О чудесах)


Ребята, как называется раздел, над  которым мы работаем?   («Чудеса случаются»)

— Чей
портрет вы видите  на доске?  (А. С. Пушкина)


А где чаще всего случаются чудеса?  (В сказках)


Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока-мастерской.   (Чудеса в сказке А.
С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)


А что такое чудеса?  (Это что-то необыкновенное, необычное, может, даже
фантастическое, которое часто происходит тогда, когда ты этого совсем не ждёшь)


кто в сказке творит чудеса?  (Золотая рыбка)


А в вашей жизни случались чудеса?   (Ответы детей)


Откройте тетради и запишите тему урока. 


Теперь запишите слово «чудеса» и постройте  к нему  ряд слов. Своих ощущений, ассоциаций,
с которыми связано у вас это слово, вспомните, что вы чувствовали сейчас в
начале урока, назовите свои чувства.   Запись можно оформить в виде кластера.

(Чудеса
– сказка, волшебство, магия, чудо, удивление, чары,  диво, восхищение, радость,
веселье, лёгкость и т. д. )


Прочитайте слова-ассоциации и дополните свои ряды услышанными примерами.
Молодцы!

2.       Самоконструкция


Сформулируйте задачи нашего урока-мастерской, заключительного урока по сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».    (Анализировать характер героев, их
поступки и причины этих поступков, находить чудеса в сказке, выказывать своё
отношение к героям, показывать   всем свои творения.)


Сейчас вам предстоит работа в группах. Групп у нас три. Каждая группа получает
задание на карточке.

Первые
две группы получают задание № 1

По
ключевым словам-фразам,  которые записаны вразброс,  восстановить
последовательность сказки и определить на каком этапе случилось первое чудо.

Третья
группа получает задание № 2

По
ключевым словам-выражениям восстановить последовательность изменения моря.
Ответить на вопрос: «В какой момент рыбка отказалась совершать чудеса?»

3.      Социоконструкция

Работа в группах по
восстановлению последовательности сказки и состояния моря.

№1

1)      Старика старуха забранила

2)      Надоело ей новое корыто

3)      Жил старик со своею старухой

4)      Хочу быть владычицей морскою

5)      Старик поймал золотую рыбку

6)      А перед нею разбитое корыто

7)      Избу просит сварливая баба

8)       Хочу быть вольною царицей

9)      Хочу быть столбовой дворянкой

№2

1)      Неспокойно синее море

2)      Синее море

3)      Почернело синее море

4)      Помутилось синее море

5)      На море чёрная буря

6)      Море слегка разыгралось

4.      Физминутка

5.      Социализация

—  Итак, ребята, представляем
результаты своей работы. Каждая группа читает, что у неё получилось.  Участники
остальных групп, если согласны поднимают зелёный сигнал, если не согласны или
что-то хотят добавить – красный сигнал.

— Сейчас я предлагаю
индивидуальное задание одному из участников каждой группы. На предыдущем уроке
вы составляли сами «толстые» и «тонкие» вопросы, а сейчас один из группы будет
отвечать на такие вопросы. Нужно выбрать, кто будет отвечать. Участник выходит,
вытягивает карточку с номером вопроса.  (№1 и №2 – это «тонкие» вопросы,  №3 и
№4 – «толстые» вопросы)

№1.  Назови сюжетные
элементы сказки. (Зачин, развитие действия, кульминация, развязка)

№2.  А ты бы выпустил
рыбку или загадал желание?

№3.   Почему старик не
откажет старухе в исполнении её прихотей,  или не загадает желание сам? (Он добрый,
бескорыстный, но слабовольный, покорный, привык во всём подчиняться)

№4. Как ты считаешь,
где кульминационный момент сказки, т. е. момент наивысшего напряжения?  (Пришёл
старик к морю, а на море чёрная буря, вздулись сердитые волны, которые так и
ходят, так воем и воют.  Ничего не сказала рыбка на последнюю просьбу старика,
а лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море.)

6.      Афиширование

— Следующее задание
группам. Составить синквейн на темы  «Рыбка», «Старик», «Старуха».  (Группы
выбирают  тему синквейна).

— Повторим, что такое
синквейн, и как он составляется. (Слайд)

Возможные варианты:

1.      Рыбка

2.      Волшебная, говорящая

3.      Исполняет, плавает, наказывает

4.      Она волшебница, которая творит добро

5.      Мудрость

1.      Старик

2.      Покорный, слабый

3.      Просит, терпит, подчиняется

4.      Безвольность – причина страха

5.      Слуга

1.      Старуха

2.      Жадная, властная

3.      Командует, приказывает, бранит

4.      Ненасытному всё мало

5.      Глупость

Один
из участников группы  выходит к доске с готовым синквейном, записанном на
листе, и читает.

   7.  Разрыв


Посмотрите, что у меня в руках? 
(Пуховый платок)


Потрогайте его, какой он, какие слова-признаки подошли бы к нему?  (Мягкий,  пушистый,
тёплый, белый, лёгкий, большой и т. д.)


Кому из героев принадлежит большинство этих  качеств?  (Старику)


Какое открытие вы сделали для себя относительно этих качеств, всегда ли наш
герой правильно их использовал?   (Когда пожалел рыбку и отпустил её в синее
море, то да, а когда потакал прихотям старухи – нет)


Почему?   (Его смирение порождало ещё большую жестокость со стороны старухи, и
он же от этого страдал)


Молодцы!  Сейчас я беру в руки другой предмет, это гвоздь, потрогайте его,
какой он?  (Железный, прямой, стальной, крепкий, твёрдый и т.д.)


Кому не хватало этих качеств?  (Старику.  Очень важно понять, что если чьи-то
желания не приносят пользы, то и не надо их выполнять. Слепое выполнение
приказов старухи не привело ни к чему хорошему, она пользовалась мягкостью и
добротой старика)


Хорошо, ребята, значит,  очень важно вовремя сказать «нет» человеку, который
пытается нами манипулировать.


Ребята, давайте вспомним, как
можно характеризовать героев с помощью цвета.

— Каждый
цвет вызывает у нас какие-то ассоциации.  Жёлтый – тепло, доброта. Красный –
сила, власть, огонь. Зелёный – свет, мечта, оптимизм. Синий – простор, холод,
спокойствие.  Чёрный – зло, страх,  нерешительность. Коричневый – корысть, мрачность.
(Слайд)

У
вас на столах в каждой группе лежат цветовые квадраты, сейчас каждый участник
возьмёт квадрат, выйдет к доске и прикрепит его рядом с героем из нашей сказки.

 —
Вот, что у нас получилось. Какие
мысли у кого есть.

             
8.  Рефлексия


Скажите, нужно ли верить в чудеса?  (Ответы детей)


Подумайте и напишите на стикерах, что бы вы попросили у золотой рыбки,
Загадайте такие желания, исполнение которых могло бы сделать человека лучше,
исправить его, а не навредить. Подойдите и прикрепите листок к нашему морю, в
котором плавает золотая рыбка.

Мечтай
каждый день, каждый час и минуту!

С улыбкой
и храбро тянись за мечтой,

Ты
сможешь, я знаю! И пусть будет трудно,

Заветную
цель ты достанешь рукой!


Я хочу, чтобы ваши желания исполнились, я тоже прикреплю своё желание.


Внимание на рефлексивный экран, поделитесь своими впечатлениями, чувствами,
эмоциями, скажите, что вам понравилось в мастерской, что нового вы узнали,
довольны ли вы своим участием в занятии.


пришёл к выводу, что…


Мне понравилось…


Было интересно…


На уроке я…


Я доволен…

   9.   Домашнее
задание

Нарисуйте
рисунок на тему «Чудеса случаются»

Спасибо,
ребята, за урок, я благодарна вам за участие в нашей мастерской и за вашу
искренность,  до свидания!

Доклад по теме:

Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина

Выполнила:

Быкадорова Елена

5Б класс школа № 20

2018 год

План.

  1. Несколько слов об авторе.

  2. Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

  3. Значение обращений в речи.

  4. Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Несколько слов об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.

Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.

  1. Золотая рыбка обращается к рыбаку:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

  1. Рыбак обращается к золотой рыбке:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

  1. Старуха обращается к старику:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

  1. Обращение старика к старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.

  1. Обращение царя Салтана к девице:

«Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Значение обращений в речи.

В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.

Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.

Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.

Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.

Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.

У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.

Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.

Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.

Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.

Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.

Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.

Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».

Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.

У этого фразеологизма имеется вариант в виде пословицы: Не в свои сани не садись. В качестве пословицы он известен шире — возможно, благодаря классическим произведениям русской литературы. Например, это выражение встречается в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, а драматург А. Н. Островский сделал его названием одной из своих пьес.

Фразеологизм сесть (садиться) не в свои сани в современном русском языке употребляется в двух значениях:

  • ‘занять не соответствующее своему статусу или способностям более высокое положение в обществе; стремиться находиться среди вышестоящих’;
  • ‘взяться не за свое дело, заниматься тем, на что не хватает сил и умения’.

Первое значение более раннее, широко известное еще в конце XVIII – XIX в. Второе развилось на его основе, и стало распространенным уже в ХХ столетии.

Дай бог царство небесное покойной генеральше, что воспитала сиротку, а нельзя помянуть ее добрым словом, что посадила солдатку не в свои сани! Наташа вышла из ее дому с хмельной головой; в глазах все мерещились усы да шпоры, и, вестимо, трудно было привыкать к таким молодцам, как мы с тобой: хоть не уроды, а все далеко до какого-нибудь гусарчика!..

И. Т. Кокорев «Сибирка. Мещанские очерки» (1847)

Пишется по полстранички в несколько дней, пишется плохо, косноязычно, с тоской. Опять сел не в свои сани.

А. Болдырев «Осадная запись (блокадный дневник)» (1941-1948)

В большинстве словарей и справочников по фразеологии приводится только одна версия происхождения этого оборота. Иногда, правда, указывается, что данное объяснение ошибочно… но другого не предлагается.

Несчастный Фаэтон

Некоторые исследователи предполагают, что оборот сесть не в свои сани появился благодаря древнегреческой легенде о Фаэтоне. Однажды бог солнца Гелиос разрешил своему сыну Фаэтону покататься на солнечной колеснице. Но Фаэтон не умел ею управлять и не смог совладать с конями. Огненная колесница опустилась слишком низко к земле, и там начался пожар. Чтобы колесница не продолжила свой путь и не погубила все живое на земле, верховный бог Зевс поразил ее молнией. Фаэтон погиб.

На самом деле, очень сомнительно, что эта легенда имеет отношение к фразеологизму сесть не в свои сани. Изложенное объяснение выглядит искусственно притянутым. Кажется странным, что огненная колесница в нашем обороте трансформировалась в сани — зимнее средство передвижения, которое вряд ли вызовет ассоциации с жаром и огнем. Но еще бо́льшие сомнения по поводу данной версии вызывает то, что фразеологизм и соответствующая пословица широко распространены в народной речи. Это говорит в пользу исконного происхождения выражения. Если бы оно имело источником древнегреческую легенду, то, во-первых, было более распространено в книжной речи, а не в народной. Во-вторых, имело бы параллели в других европейских языках, чего мы не наблюдаем.

Но есть ли какие-либо более правдоподобные версии происхождения нашего оборота? На наш взгляд, такая имеется.

«Неправильная» свадьба

Эту гипотезу высказала исследовательница Е. Л. Березович. По ее предположению, фразеологизм сесть не в свои сани мог сложиться под влиянием… русских свадебных традиций.

И у русских, и у других славянских народов в прошлом было широко распространено представление, что младшие сестры или братья не должны вступать в брак раньше старших. Если такое все же происходило, то встречало осуждение со стороны родственников и односельчан, а то и вовсе считалось плохой приметой: мол, не видать «торопливым» молодоженам счастья.

Младшие сестры, вышедшие замуж прежде старших, осуждались чаще, чем младшие братья, женившиеся не в должном порядке. И всё же ситуации, когда младшая сестра выходила замуж раньше старшей, встречались не так уж редко.

Е. Л. Березович выдвинула свою гипотезу на основе этнолингвистических материалов, собранных Топонимической экспедицией Уральского университета. В костромских говорах (в Поветлужье) обнаружился целый ряд фразеологизмов, которые употреблялись применительно к несвоевременному браку:

  • через огород перескочить (перепрыгнуть);
  • через девятую жердь перескочить;
  • дорогу пересечь;
  • через сноп молотить и др.

Старшая сестра не вышла, а младшая через огород перескочила, счастья не будет.

Мишка до Кольки обженился — ну, говорили, через сноп чего молотит.

Есть в этом ряду и два фразеологизма с образом саней:

  • поменять розвальни на кошёвку;
  • сесть не в свои сани.

Первое из этих выражений, возможно, помогает понять второе. В нем использованы обозначения двух видов саней. Розвальни — широкие и низкие сани, использовавшиеся для хозяйственных нужд (например, чтобы привезти из леса дрова). А кошёвка — легкие выездные санки с высокой спинкой, на которых катались по праздникам или ездили в церковь. Этот тип саней использовался и в ходе свадебного обряда на разных его этапах. В кошёвке обычно везли жениха и невесту в церковь на венчание.

Таким образом, фразеологизм поменять розвальни на кошёвку буквально можно понять так: девушка, выходящая замуж, оставляет розвальни (т. е. хозяйственные обязанности, возложенные на нее в семье родителей) и садится в праздничные сани, чтобы ехать в церковь венчаться. Но делает она это не в свою очередь, раньше времени, оттого эти сани для нее «чужие», не свои: ведь в них должна была ехать ее старшая сестра. Тут мы и подходим к выражению сесть не в свои сани. Возможно, оно первоначально было обозначением несвоевременного выхода замуж?

Если связывать сани со свадебной символикой, нельзя исключать и другую трактовку: сесть не в свои сани могло означать ‘вступить в неравный брак’. В народе такая свадьба тоже считалась «неправильной» и нередко осуждалась.

По материалам остальных русских говоров подробного исследования употребления фразеологизма сесть не в свои сани пока не проведено. Но можно сказать с уверенностью, что сани в русской культуре являются многоплановым символом. Значительный пласт их символики связан со свадьбой: сани использовались на всех этапах свадебного обряда, начиная со сватовства (в некоторых областях сваты приходили в дом родителей невесты, утверждая, что хотят одолжить у них сани). Вспомним, что крестьянские свадьбы раньше играли чаще всего зимой, и сани были необходимым транспортным средством. Из них состоял свадебный поезд, на них везли молодоженов в церковь, на них катались на третий день после венчания. На Среднем Урале во время масленичных гуляний парни катали на санках девушек, на которых собирались жениться. А вот одно из святочных гаданий в костромском Поветлужье: девушку выводили во двор, где стояли сани, и завязывали ей глаза. Девушка должна была, пятясь, вслепую усесться в сани. Если ей это удавалось, считалось, что в течение года она выйдет замуж.

Можно приводить и другие примеры наличия у саней свадебной символики в русской культуре. Конечно, это еще не доказывает, что у выражения сесть не в свои сани первоначально был именно свадебный подтекст. Здесь нужно тщательное исследование на общерусском материале. Но даже в качестве осторожного предположения эта идея выглядит правдоподобнее, чем «пересевший» в сани Фаэтон, сын Гелиоса…

.

Литература:

Березович Е. Л. Садиться не в свои сани: этнолингвистический комментарий к фразеологизму // Slavica Svetlanica. Язык и картина мира: К юбилею С. М. Толстой. — М., 2013.

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. — СПб., 1998.

Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: Семантика и символика. — М., 2012.

.

Иллюстрация: А. П. Рябушкин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

  • Устойчивые выражения в сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Устный рассказ о событии прошлого представляющимся реальным
  • Устный рассказ о встрече с нечистой силой в котором рассказчик повествует о случившемся с другими
  • Устный рассказ о басне
  • Устный рассказ о владимире дубровском