Автор G&D На чтение 6 мин. Просмотров 775 Опубликовано
Обновлено
Русский язык – один из самых богатых в плане средств художественной выразительности и словообразования. Приёмы, которые придают речи мелодичность, насыщают её оригинальными оборотами, называются тропами, иначе – средствами художественной выразительности. Самые известные и часто употребляемые – это метафора, олицетворение, аллегория, метонимия и, конечно же, эпитет. Мало какое литературное произведение обходится без них. Да и сами мы, часто того не замечая, употребляем их в повседневной речи.
Общее понятие. Отличие от сравнения и метафоры
Эпитет – это яркая художественная характеристика, образно-эмоциональное определение объекта, которое передаёт его отличительный признак, свойство, качество.
В переводе с греческого это слово обозначает «приложение» — это наводит на мысль, что этот троп не в каждом случае называет обязательный признак предмета или его неотъемлемое свойство. Он является фигуральным выражением, которое характеризует конкретный предмет в какой-то конкретной эмоциональной ситуации, атмосфере, в которую с помощью этой фигуры пытается погрузить нас автор.
«Белый снег» — здесь мы не наблюдаем эпитета, ведь «белый» — неотъемлемый признак снега, а вот «горячий снег» (Ю. Бондарев) – это эпитет.
Итак, не каждое слово-определение – это эпитет. По своей природе он очень походит на сравнение, метафору или даже олицетворение. Разница в том, что последние средства выразительности – это обороты более сложные.
В сравнении обыкновенно присутствуют союзы – «как», «будто», «словно», которые противопоставляют части оборота друг другу по схожему признаку: «белый как полотно»
, «глупый как пробка»
.
Эти же союзы часто можно встретить и в метафоре, но вот образ они создают более непривычный, абстрактный, интересный и заставляющий нас действительно представить описанную автором картинку – «как сажа бела»
, «золотые руки»
.
Есть даже выражение – «метафорично», значит, подчёркнуто образно, абстрактно, используя искусственный художественный образ или внешнее сходство предметов разной природы. Крайней степенью метафоры является оксюморон – выражение, части которого противоречат друг другу, но тем же усиливают эмоцию: «молча кричать»
, «живой труп»
и пр.
Разные части речи в качестве эпитета
Определение эпитета наталкивает на мысль, что это по умолчанию имя прилагательное. Но это не так – он может быть выражен различными частями речи: существительными, причастиями, числительными, местоимениями и даже глаголами.
- Вот примеры, которые выступают прилагательными –
«триумфальная арка»
,«резвый шаг»
,«золотая осень»
,«ласковый май»
. - По аналогии с ними можно образовать такие единицы с помощью причастий –
«поредевший лес»
,«грохочущий дождь»
,«улыбающийся кот»
. - Нередко в художественной литературе можно встретить и причастный оборот в этой роли:
«в воздухе, напоенном ароматом увядающей травы»
,«березовый лист, тронутый первой позолотой»
. - Среди постоянных эпитетов, которые уже стали устоявшимися выражениями, придя в язык из народной речи, часто можно встретить существительные –
«ветер-бродяга»
,«царь-батюшка»
,«Родина-мать»
. - Похожая ситуация и с числительными, но есть нюанс: тропы придают выражению эмоциональное, новое значение, обозначая количество лишь косвенно — в отличие от числительных, которые подразумевают порядок в очереди. Так,
«пятый класс»
,«вторая рота»
— не подходят на роль эпитета, а вот«первый учитель»
,«вторые руки»
,«второе дыхание»
— эпитеты. - Глаголы часто дополняются наречиями –
«горячо любить»
,«нежно касаться»
,«сочившиеся из горы́ родники омывали камень, он мокро поблёскивал на солнце»
(М. Шолохов). - Гораздо реже можно встретить местоимения:
«мой путь не лежит мимо дому»
(М. Цветаева).
Виды эпитетов
Поскольку выразительная палитра очень велика, и предложения с эпитетами могут иметь совершенно разную эмоциональную окраску, состав, структуру и логические акценты; относиться к разным стилям текста, выделяют несколько классификаций эпитетов. Каждая из них исходит из определенного критерия:
- По происхождению – эпитеты делятся на общеязыковые, народно-поэтические и авторские (это деление встречается наиболее часто, ниже мы рассмотрим его детальнее);
- По стилистике – контрастные, усилительные, уточнительные;
- По составу – простые, слитные, сложные, составные;
- По способу обозначения – метонимические и метафорические;
Кроме того, эпитеты могут быть эмоциональными, оценочными, постоянными или сквозными, однако эти признаки находятся за пределами общепринятых классификаций.
Общеязыковые эпитеты. Примеры из жизни
Общеязыковые обороты знакомы нам всем – пример такого эпитета можно привести не только из художественной литературы, но и из повседневного употребления. Ведь эти фигуры настолько устоялись в нашей речи и вошли в повседневный обиход, что стали устойчивыми выражениями.
И хоть зачастую они употребляются в переносном значении, мы все хорошо понимаем, о чём идет речь. Например – «могильная тишина»
, «армейская дисциплина»
, «сардоническая усмешка»
, «проницательный взгляд»
, «бисерный почерк»
, «ядрёный мороз»
, «нестерпимая боль»
.
Народно-поэтические эпитеты. Примеры из фольклора
Определение «народно-поэтические» говорит само за себя. Это выражения, которые пришли к нам из фольклора и превратились в устойчивые выражения. Например – «море-окиян»
, «царь-батюшка»
, «честной народ»
, «красна девица»
, «широко поле»
, «добрый молодец»
. Особо много их встречается в сказках А. С. Пушкина, что подчеркивает их народные мотивы и фольклорный характер. Часто они употребляются в усеченном виде, со сменой традиционного ударения.
Авторские эпитеты. Примеры из литературы
Не так часто, но порой в речи приживаются выражения, придуманные конкретными авторами. Они подчёркивают индивидуальный стиль, являются воплощением неповторимого литературного почерка. Много таких авторских оборотов в произведениях М. Шолохова («тихий Дон»
, «негнущийся взгляд»
, «многоцветный аромат»
), А. Чехова («лошадиная фамилия»
, «мармеладное настроение»
), С. Есенина («васильковое слово»
, «стальная Америка»
, «древесные бёдра ив»
, «хмаровая близь»
) и прочих.
Постоянные эпитеты с примерами
Эпитет, что приобрел устоявшуюся форму и употребляется в одном значении, называется постоянным. Он связан с употребляемым словом неразрывно и образует привычное устойчивое выражение, чем-то напоминая фразеологизм. Например, «крылатая фраза»
, «косолапый мишка»
, «чёрный ворон»
, «серый волк»
, «золотая осень»
.
Роль эпитетов в русском языке и литературе
Роль, которую играют эпитеты, как и другие тропы в русском языке, сложно переоценить. Они создают неограниченные возможности для словообразования, появления новых мелодичных и ёмких речевых оборотов, повышают эмоциональность и образность художественной картины, которую рисует автор.
Без них сложно представить прозу и поэзию, неподражаемый авторский стиль известных русских поэтов и писателей, которые благодаря во многом именно умению «играть» с тропами, создали свой оригинальный и узнаваемый язык.
Тестовое задание для проверки ваших знаний
А в заключение, предлагаем проверить, насколько хорошо теперь вы сами можете оперировать этими выразительными средствами:
Русские
народные сказки
Цели урока: ознакомить
детей с жанром русской народной сказки , признаками этого жанра; развивать
мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения;
воспитывать интеpec к народному творчеству, русской словесности.
Оборудование: выставка книг
со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с
пословицами, видеокассета или диафильм с русской народной сказкой; на доске —
названия русских народных сказок.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Постановка
целей
На доске:
внекоторомцарствевнекоторомгосударстве
жилибылидеддабаба
жилибылистариксостарухой
— Разделите
строчки на слова.
— Что вы заметили?
Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало, зачин,
разных сказок.)
— Сегодня мы
совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
III. Актуализация
знаний
1. Рассказ
учителя.
Когда вы были
маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в
далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже
рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень
давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая
сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое.
Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в
уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось. 2.
Беседа.
— Какие первые
маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок»,
«Курочка Ряба», и др.)
— Верно. И даже вот в
такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости,
безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об
этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней…» Продолжите пословицу. (Намек,
добрым молодцам урок.)
IV. Изучение нового
материала
— Посмотрите на
обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко;
Иван Царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Волк, Петух и т.д.)
— Есть ли на обложке
книги фамилия автора? (Нет.)
— Почему? (Это
народные сказки, их автор неизвестен.)
— Откройте первую
страницу. Что написано под названием сказки? (В обработке А.Я. Толстого.
В обработке А.Н, Афанасьева. В пересказе А.Н. Толстого. В пересказе К.Д.
Ушинского ит.д.)
— Что это значит?
(Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)
— Перелистайте
страницы книги. (Дети рассматриваю книги.)
— В вашей книге одна
сказка или несколько?
— Книга, в которой
собраны несколько сказок, называете: сборником сказок.
— Как нам найти
сказку, которую мы будем читать вместе (Надо открыть содержание.)
— Найдите в
содержании книги сказку «Волк и Коза».
— Кто обработал
сказку? (А.Н. Афанасьев.)
— Давайте прочитаем
сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором — слова козы, а
мальчики — слова волка.
Волк
и коза
Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила
коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а
сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и
запоет:
Козлятушки,
детушки,
Отопритеся,
отомкнитеся.
Ваша
мать пришла,
Молока
принесла;
Бежит
молочко по вымечку,
Из
вымечка на копытечко,
С
копытечка на сыру землю!
Козлятки
тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а
козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал . Выждал время, и
только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:
Козлятушки,
детушки,
Отопритеся,
отомкнитеся.
Ваша
мать пришла,
Молока
принесла…
А
козлятки отвечают:
—
Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет гонким голоском.
Волк
ушел и спрятался.
Вот
приходит коза и стучится:
Козлятушки,
детушки,
Отопритеся,
отомкнитеся.
Ваша
мать пришла,
Молока
принесла;
Бежит
молочко по вымечку,
Из
вымечка на копытечко,
С
копытечка на сыру землю.
Козлятки
впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза
накормила их и, уходя в бор, строго-настрого накачала: коли придет кто к
избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.
Только
что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким
голоском:
Козлятушки,
детушки,
Отопритеся,
отомкнитеся.
Ваша
мать пришла,
Молока
принесла;
Бежит
молочко по вымечку,
Из
вымечка на копытечко,
С
копытечка на сыру землю.
Козлятки
не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избy,
разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то
проглотит, — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.
Приходит
коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям
и видит, что они отворены; в избу – а там все пусто. Заглянула в печь и нашли
одного козлёночка. Как узнала коза о своей
беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:
— Ох
вы детушки мои, козлягушки! На что отпиралися , злому волку доставалися?
Услышал
это волк, входит в избушку и говорит козе :
—
Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в
лес погуляем.
—
Нет, кум, не до гулянья!
—
Пойдем! — уговаривал волк.
Пошли
они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и
оставалось в ней еще довольно горячих угольев.
Коза
говорит волку:
— Кум!
Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.
Стали
прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и
козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать,
а лиха избывать.
— Чему учит эта сказка?
Какова ее главная мысль? Подберите
одну из пословиц на
доске:
Волков бояться — в лес
не ходить. Как аукнется, так и откликнется. Худо тому, кто добра не делает
никому.
— Чем закончилась
сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.
— Прочитайте начало
сказки.
— Часто начало сказки
начинается словами «жили-были». Это одна из примет народных сказок — сказочный
зачин.
— Прочитайте
сказочную концовку — еще одну примету русских народных сказок.
— Какие еще приметы
народных сказок вы заметили в тексте?! (Старинные слова.)
— Приведите примеры. (Воротится,
запрут, отопрут, бирюк —I волк, причитывать, брюхо, доставалися.)
— В сказках
встречаются устойчивые сочетания слов. Например: давным-давно,
видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волки Коза» такие слова. («Крепко-накрепко»,
«строго-настрого», «жить-поживать».)
Сегодня на уроке мы
послушаем, какие еще сказки вы читали дома. Будем учиться искать признаки
народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки. У.
Проверка домашнего задания
— На доске записаны
названия русских народных сказок. Какие вы читали?
Сегодня вы приготовили
пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть
ваши одноклассники сами догадаются, как она называется. На столах у вас лежат
карточки с пословицами. Прочитайте их. После ответа вашего товарища выберите ту
пословицу, которая, на наш взгляд, наиболее точно подтверждает главную мысль
сказки
Работа по карточкам
(см. приложение,).
VI.
Закрепление изученного
— Какие волшебные
персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка
и т. д.)
Волшебные сказочные
персонажи — это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие
сказочные приметы. Найди-тс их в таблице и приведите примеры.
| Герои | Рифма |
Сказочные | Троекратный повтор | Устойчивые |
Концовка сказки |
(Устаревшие
слова — «пуще», «девицы», «приговаривать», «кручиниться»; концовка сказки —
«стали жить-поживать и добра наживать». Троекратный повтор — «три сына, три
желания, три дудочки». Устойчивые словосочетания — «видано-невидано», «накормила-напоила»,
«куда глаза глядят».)
Карточки
для индивидуальной работы (см. приложение) Карточка №
3. (Рыба, волк, лиса, бык, осел, уж, сорока, заяц, свинья.)
Карточка
№8. («Морозко», «Иван-царевич и серый волк», «Никита-кожемяка», «Кот, петух и лиса»,
«Хаврошечка», «Дочь-семилетка», «Каша из топора», «Два мороза», «Лиса и заяц»,
«Сказка омолодильных яблоках и живой воде», «Маша и медведь».)
VII.
Физкультминутка
Выберите слова одного
из сказочных героев и придумайте движения.
Ку-ка-ре-ку! Петушок-петушок,
Иду на пятах, Золотой
гребешок,
Несу
косу на плечах, Маслена головушка
Хочу
лису посечи, Шелкова бородушка
Слезай,
лиса, с печи, Выгляни в окошко
Поди,
лиса, вон. Дам тебе горошка
Я,
коза-дереза, Я колобок-колобок,
За три
гроша куплена, Я по коробу скребен
Полбока
луплено, По сусеку метен,
Топу-топу
ногами, На сметане мешан
Заколю
тебя рогами, В печку сажен
Ножками
затопчу, Я от бабушки ушел,
Хвостиком
замету. Я от дедушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
VIII.
Литературная игра
1. Давайте выберем
знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший
за ответы большее количество жетонов, — победитель.
Первый
тур
—Угадай, из какой сказки
этот предмет. (См. приложение.)
(1. «Репка». 2.
«Лиса и журавль». 3. «Гуси-лебеди». 4. «Курочка Ряба». 5. «Царевна-лягушка».
6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями.) 7. «Сказка о
молодильных яблоках и живой воде», «Гуси-лебеди». 8. «Сивка-бурка».
«Иван-царевич и серый волк».)
Второй
тур
— Кому
принадлежат эти слова из сказки?
«Влезь ко мне в одно
ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». (Корова
— «Хаврошечка»)
«Тепло ли тебе, девица,
тепло ли тебе красная». (Морозко)
«Не пей, братец,
козленочком станешь». (Аленушка)
«Фу-фу, русского духа
слыхом не слыхано, видом не видано,; нынче русский дух сам пришел». (Баба
Яга)
«Сивка-бурка, вещий
каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак)
«Как выскочу, как
выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»J (Лиса)
«Несет меня лиса за
темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)
«Козлятушки, ребятушки,
отворитеся, отопритеся, ваша мат пришла, молока принесла». (Волк)
«Вижу-вижу! Не садись
на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша)
«Ищи меня за тридевять
земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна-лягушка)
ретий
тур
Разгадывание кроссворда
(см. приложение).
Четвертый
тур
—
Назовите сказки, в которых главным героем была лиса. («Лиса и
журавль», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Волк и лиса», «Девочка и
лиса» и т.д.)
IX. Награждение
победителей
X. Итог урока
— Какие сказки мы
читали сегодня на уроке? (Русские народные сказки.)
— Какие признаки
русских народных сказок вы знаете? (Сказочные зачин и концовка, волшебные
предметы, устойчивые сочетания слов и т.д.)
XI. Домашнее
задание
В письме своему брату
Льву Сергеевичу Пушкину великий русский поэт писал: «Вечером слушаю сказки — и
вознаграждаю тем 11едостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма». Действительно, многие поэты и писатели в своих
воспоминаниях делятся своими первыми детскими впечатлениями о русских народных
сказках. Народные сказки побудили их к созданию собственных сказок. Благодаря этому мы знаем и любим
сейчас авторские, литературные, сказки Пушкина, Жуковского, Ершова, Аксакова. К
следующему уроку прочитайте одну из сказок А.С. Пушкина.