Устный рассказ о владимире дубровском

Автор на чтение 13 мин. просмотров 37 опубликовано 14.03.2021 опубликовано 18.01.2018 12:11 а.с. пушкин скачать: вложение размер 20urokliteratura.docx

На чтение 13 мин. Просмотров 37 Опубликовано

Опубликовано 18.01.2018 — 12:11 —

А.С. Пушкин

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png20_urok_literatura.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Мотивация к деятельности

Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное».

— Как вы понимаете эти слова?

-В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре.

Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.

Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

-Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так?

 Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

— О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

4. Работа по теме урока

1) — Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

2) Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…стр 89»

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

3) Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.

4) Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

5) Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

– Где мы уже слышали эти слова?

Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

6) Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

Озаглавим ее«Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

5.Подведение итогов. Рефлексия

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благородство)

Замечание учителя:

По своим стремлениям Дубровский очень далек от подлинного вождя крестьянского восстания. Он не был последовательным защитником крестьянских интересов. Основное чувство, руководившее им, — чувство оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, любовь к Маше.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

6. Д/з  (по выбору)

Подготовить устный рассказ «Понимание чести и бесчестия героями романа»;

Письменная работа в тетрадях «Как, по-вашему, понимаются честь и бесчестие сегодня?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-32807.jpg

«Своя игра» по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Итоговый урок создан по правилам телевизионной игры «Своя игра»….

Урок-мастерская по повести А.С. Пушкина «Дубровский»

Урок по теме «Ссора друзей» с использованием технологии «Шесть шляп»….

Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»

   Тест по содержанию повести А.С. Пушкина «Дубровский»…

Интегрированный урок по литературе, граждановедению, праву по повести А.С.Пушкина «Дубровский». Тема: «…Он рожден был для иного назначения…»

Урок-суд. Урок проходит в виде судебного заседания. Заранее распределяются роли, показания дают опираясь на тект произведения….

Заключительный урок по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок обобщения и контроля знаний по произведению.Приложение к уроку — презентация (иллюстрации к произведению и контрольные вопросы)….

Разработка урока литературы по повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:Обучающие: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; определять, явл…

Итоговый практикум по повести А.С.Пушкина «Дубровский». 6 класс

Вопросы и задания практикума позволяют обобщить наблюдения детей над содержанием, образами героев, композицией произведения….

  • Мне нравится

Владимир Дубровский в романе А. С. Пушкина не таков. Молодой, красивый, образованный, но еще неопытный в делах управления поместьем, он уверен в себе, горд и обладает разви­тым чувством собственного достоинства. Поэтому, когда он уз­нал, что Троекуров, сосед Дубровских, решил после ссоры «при­брать к рукам» Кистеневку, он справедливо возмутился. Болезнь и смерть любимого отца потрясли молодого человека, и он не колеблясь решил добиваться справедливости или отомстить за обиды и горькие потери. В этом решении Владимира поддержи ­вало знание того факта, что Кирила Петрович совершенно неза­конно отобрал деревню у старого Дубровского. Влияние, связи и деньги Троекурова были его главным аргументом в суде — и он выиграл это дело.

Молодой Дубровский не видел законных путей для наказания своего обидчика и, поскольку ничего другого ему не оставалось, ушел со своими крестьянами в лес — разбойничать. Разбойники наводили страх на всю округу, но грабили они только богатых. Жаль, конечно, что Дубровский отказался от мести главному сво­ему обидчику — Троекурову. Остановила Владимира любовь к юной Марье Кириловне — дочери Троекурова.

Шубина Юля

Главный герой лишается родного человека, дома, положения. Он думает о том, как в мире много несправедливости. Владимир не хочет терпеть предательства, беззакония. Он желает бороться с врагами. Поэтому Дубровский собирает команду, которая состояла из его бывших слуг. Теперь персонаж настоящий разбойник, который крадет у богатых и зажиточных людей все их деньги. Но это ещё не всё. Герой собирается лично отомстить Троекурову, который оскорбил его отца. Именно Кирилл Петрович виновен в смерти человека. 

Пожаловаться

Автор: · Опубликовано 03.06.2020 · Обновлено 03.06.2020

(458 слов) Во времена Пушкина мотив бунта против несправедливости был одним из самых распространенных в европейской литературе. Произведение Фридриха Шиллера «Разбойники» пользовалось большим успехом, как и многие подобные книги. Они вдохновили отечественных писателей выразить свой, русский бунт на страницах книг. Наиболее известным стал роман А.С. Пушкина «Дубровский». Главный герой взбунтовался против барского произвола и деспотизма, став его жертвой.

Завязка романа ─ ссора двух помещиков: богатого, Кириллы Петровича Троекурова, и бедного, Андрея Гавриловича Дубровского. Они были соседями и друзьями, но однажды перед охотой Дубровский не удержался от зависти при виде псарни богатого соседа и сказал ему, что вряд ли его людям обеспечивается такое же житьё, как собакам. На что в ответ получил колкую насмешку от троекуровского псаря, который заметил, что «неплохо и иному дворянину поменять свою усадьбу на здешнюю конурку». Считая свою дворянскую честь оскорблённой, старик Дубровский требует прислать ему псаря Парамошку с повинной,после чего самолюбивый и высокомерный Троекуров пришёл в ярость и решил наказать дерзкого соседа. С помощью продажных чиновников и судей он отбирает у Дубровского поместье и крестьян. Потом в порыве великодушия он хочет помириться с ним, но старик Дубровский умирает от нервного припадка, увидев у себя во дворе своего врага. Свидетелем этого становится сын Дубровского, Владимир, который и стал главным героем романа.

Владимир, не желая отдавать свой дом Троекурову, поджигает его и уходит в лес, а после становится атаманом своих крестьян. Будучи офицером, он установил в своей шайке воинскую дисциплину. И первый кровавый подвиг, как признаётся Владимир Маше, дочери Троекурова, должен был совершиться именно над её отцом. Но Владимир влюбляется в Машу и не может поднять руку на самого близкого для неё человека. Он воюет с обществом, которое лишило его родного очага и сделало изгоем. Шайка Дубровского грабит богатых помещиков, казённых курьеров, нечистых на руку приказных. Но никогда не нападает на простых людей и мелкопоместных дворян. Так Владимир мстит тем, кто надругался над слабыми и обокрал простодушных. Полученная многими кара достигает цели: местные богачи уже боятся чинить расправы и не чувствуют себя хозяевами губернии. Троекуров хоть и хвастается, что не боится разбойника, однако держится начеку и почти не покидает охраняемого имения.

Бунт Дубровского уникален тем, что дворянин уравнял себя с крестьянами и стал их подельником. Он сбросил оковы предрассудков и примерил на себя жизнь простых людей — бесправных, угнетенных и вынужденных идти на крайние меры, чтобы выжить. Обстоятельства сделали крестьян и барина равными людьми: теперь все они находятся по ту сторону закона, все они стали отребьем в глазах общества.

Однако мятеж не мог продолжаться всю жизнь. Дубровский уехал за границу после того, как Марья отказалась покинуть мужа и сбежать с ним. У каждого из его крестьян остались деньги, и после его отъезда они смогли стать мирными людьми. Владимир опасался, что его подчинённые привыкли разбойничать, и им будет трудно изменить образ жизни. Но напрасно: пожары, грабежи и страшные посещения прекратились.

Автор: Артем Аввакумов

По-разному ведут себя люди, когда их обижает кто-то более сильный и влиятельный. Многие решают, что лучше смолчать. покориться, проглотить обиду, думают, что им не хватит силы, чтобы достойно ответить обидчику. Владимир Дубровский в романе А. С. Пушкина не таков. Молодой, красивый, образованный, но еще неопытный в делах управления поместьем, он уверен в себе, горд и обладает разви­тым чувством собственного достоинства. Поэтому, когда он уз­нал, что Троекуров, сосед Дубровских, решил после ссоры «при­брать к рукам» Кистеневку, он справедливо возмутился. [sms] —>Используемые источники:

  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/01/18/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-proizvola-i-despotizma-v
  • https://prepodka.net/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-bezzakoniya-i-nespravedlivosti-v-romane-dubrovskij/
  • https://vashurok.ru/questions/protest-vladimira-dubrovskogo-protiv-bezzakoniya-i-nespravedlivosti-v-romane-a-s-pushkina
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/bunt-dubrovskogo-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij/
  • https://www.kalitva.ru/96467-sochinenie-protest-dubrovskogo-protiv.html

Задание для 6Г

24.12.21

Устно ответьте на вопросы 1-3 с. 190-191

24.12.21

Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/

23.12.21

Посмотрите видеоурок,выполните тренировочное и контрольные задания  в течение урока

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7050/main/247350/

Задание для Турковец А. и Зиганшиной Д.: посмотреть видеоурок, выполнить творческое задание с. 191 (письменный развернутый ответ), работу делается  в течение урока. Ответы прислать на viber или на почту

Задания для 6Г

1) Онлайн-консультация  в 11.30 (для Васькова, Ефимова, Зайцева, Каазакова, Колдиной, Леонтьева, Носова, Осипова, Талипова, Чичимова, Шабановой, Шаровой)

2) Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7036/main/247286/

Заполните таблицу цитатами из рассказа «Бежин луг»с. 171 — 173, сфотографируйте, пришлите в течение дня на viber  или на почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Таблица «Крестьянские дети»

Имя

Возраст

Описание внешности

Одежда

Семья

Черты характера

Федя

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

Задания для 6Г

06.12.21

1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154

2) Посмотрите видеоурок  https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/

3) Прочитайте статью «Три пальмы» с. 151-152, письменно ответьте на вопросы №2,3 (рубрика «Размышляем над прочитанным»)

06.12.21

1) Прочитайте стихотворение «Три пальмы» с.152 — 154

2) Посмотрите видеоурок , выполните тренировочное и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7048/main/246134/

03.12.21

1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148

2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)

3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)

Работы   прислать на проверку в viber  в течение дня

Задания для 6Г

02.12.21

1) Составьте подробный план статьи учебника «М.Ю. Лермонтов» с. 146-148

2) Прочитайте стихотворение «Тучи» (с. 150)

3) Письменно ответьте на вопросы с. 150 (см. статью «Тучи» на с. 149-150 — есть подсказки)

Работы   прислать на проверку

02.12.21

 Посмотрите видеоурок (№16) , выполните тренировочные и контрольные задания в течение дня

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/

Задание для 6г

01.12.21

1)Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7047/main/299140/

2) Устно ответьте на вопросы с. 144-145

Задание для 6Г

29.11.21

Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

29.11.21

прочитать повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

26.11.21

Прочитать повесть А.С.Пушкина «Выстрел»

Задание для 6Г

25.11.21

Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Выстрел»

25.11. 21

Написать сочинение «Образ Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина» (по плану в тетради). Прислать в течение дня на Viber

Задания для 6Г

24.11.21

1) написать сочинение «Образ Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкин» (по плану в тетради)

Работы прислать в течение дня на почту Галине Геннадьевне

22.11.21 (Для Дениса)

Составить устный развернутый ответ по плану (план пришлю тебе в Viber)

18.11.21 (Для Дениса)

Письменно ответь на вопросы 1 -4 к главам X — XII на с. 140 учебника (работы прислать на проверку)

17.11.21 (задание для 6г)

1) Посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7045/main/314962/

2) Из глав 3, 8 — 12 выписать цитаты, характеризующие Машу и Владимира (прислать на проверку)

15.11.21(задание для 6г)

1) Решите тест на знание содержания романа «Дубровский» (главы 1-6)

https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test40.xml

2) Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» (гл.6) (составьте связный письменный ответ по вопросам)

Когда случился пожар?

Что предшествовало пожару в имении Дубровских в Кистеневке?

Кто совершил поджог имения?

Какие мотивы владели Владимиром Дубровским в момент начала пожара?

Какие драматические события сопровождали пожар?

Какова позиция крестьян на пожаре, как они себя повели?

Чем закончился пожар?

Каково значение данного эпизода в романе?

Домашнее задание: дописать анализ 

08.11.21 (задание для 6Г)

Картины русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский» . Анализ глав 1, 2 ( запишите тему урока)

1) Посмотрите видеоурок 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

2) Анализ глав

Глава 1. 1.Дайте письменную характеристику К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского: 1) социальный статус; 2) военный чин; 3) название владения; 4) имущественное положение; 5) положение в обществе; 6) образованность; 7) черты характера; 8) любимые занятия; 9) отношения с дворовыми; 10) отношения с соседями. (записать в виде таблицы)

2.У героев есть общее, но в чем их принципиальное различие? (краткий письменный ответ)

3. Что послужило причиной ссоры Троекурова и Дубровского?  Как эта ссора характеризует героев? (устно)

Глава 2. Сцена в суде

1.Чем было продиктовано принятие такого решения суда? (краткий письменный ответ)

2. Почему «внезапное сумасшествие Дубровского подействовало на его  (Троекурова) воображение и отравило его торжество» (устно)

3.Как вы оцениваете действия К. П. Троекурова? На чьей вы стороне? (краткий письменный ответ)

Домашнее задание: перечитать главы 3 — 6, подготовить устный рассказ о Владимире Дубровском (глава3)

22.10.21

1) посмотрите видеоурок, запишите в тетрадь основные положения лекции, термины (можно посмотреть в текстовом варианте урока «Введение. Об истории создания романа»  — сразу после видео)

https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/narezka-dsh/a-s-pushkin-roman-dubrovskiy-chast-1-vvedenie-o-sozdanii-romana-dubrovskiy?block=player

2) Перечитайте 1 главу романа

3) посмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/

21.10.21

1) Посмотрите видеоурок, выпишите названия и схемы стихотворных размеров 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7038/main/314898/

2) Выполните практическую работу 

https://trello.com/c/xjIY6BCC/33-стихотворные-размеры

 Работы прислать в Viber  в течение дня

18.10.21

1) Прочитайте стихотворение «Зимнее утро» с.55-56

2) Посмотрите видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/7042/main/247062/

3) Дайте письменные развернутые ответы на вопросы 1 — 3 с. 56-57 (Размышляем над прочитанным), выпишите определение антитезы, выучите его

Работы прислать в Viber  в течение дня

К 25.10.21 роман «Дубровский» должен быть прочитан! ( это дз)

07.10.21

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20пушкин%20лицейские%20годы&path=wizard&parent-reqid=1633528057952213-1989862711541875222-sas2-0195-sas-l7-balancer-8080-BAL-8033&wiz_type=vital&filmId=14025295557016252371

 27.09.21 (для ДО)

1) Прочитать басню «Осел и соловей» с. 34-35

2) Прочитать статью учебника «Осел и соловей» с. 35-36, записать в тетрадь вывод из статьи о басне

23. 09. 21 (для ДО)

1) Прочитайте  «Сказание о белгородском киселе» стр.23-24

2) выполните задания: стр. 24 задания 1,3 письменно; (чтобы ответить на вопрос 3, нужно обратиться к статье учебника «Древнерусска литература» стр. 18-22)

Ответы пришлите на VIBER

20.09.21

1) Прочитайте статью учебника с. 18 — 22

2) Выполните задание №2 стр. 23

 17.09.21

 https://trello.com/c/SD2v2E19/30-подготовка-к-контрольной-работе

16.09.21

1)Выполните   задание № 5 стр. 17 учебника (восстановите и запишите пословицы, устно объясните их смысл)

2) Посмотрите  видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7029/main/246230/

3) Сделайте подборку загадок (3-5)

27.05.21

подготовка к пересдаче контрольной работы  (термины, таблица — выучить)

05,06,07.05.21

Прочитать «Робинзон Крузо» Д.Дефо (полностью)

12.03.21

1) с. 68 задание №5 (Размышляем над прочитанным) письменно, можно оформить в виде таблицы

2) С.68 №1 (Обогащаем свою речь) письменно

10.03.21

1) Посмотрите обучающее видео

https://rutube.ru/video/35808c92a77e1dcf1b47d66cf9eaf06a/ 

2) Составьте план «Медной горы хозяйка»

26.02.21

Пройдите по ссылке, выполните задание  

https://trello.com/c/UQjDMXoR/14-подготовка-к-сочинению

24.02.21

1) Прочитать статью учебника «В.Г. Короленко», выписать основное (работу оформлять, как мы это делаем в классе)

2) Посмотрите видеоурок

https://interneturok.ru/lesson/literatura/5-klass/v-g-korolenko/v-g-korolenko-detstvo-pisatelya-nachalo-literaturnoy-deyatelnosti-v-durnom-obschestve-rabota-nad-i-i-ii-glavami-povesti-rasskazchik-ot-imeni-kotorogo-vedyotsya-povestvovanie-ego-zhizn-v-rodnom-dome-posle-smerti-materi-obraz-serogo-ravnodushnogo-goroda?block=player

19.02.21

Прочитайте «В дурном обществе» В.Г.Короленко

18.02.21

1) Прочитайте статью  «И.А.Бунин», запишите в тетрадь основные положения статьи (учебник , часть 2)

2)Прочитайте рассказ Бунина «Косцы» 

3) Посмотрите обучающее видео

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7407/main/304855/

12.02.21

Подготовьте выразительное чтение стихотворений с.272 — 282

11.02.21

1) посмотрите обучающее видео

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7379/main/244566/

2) прочитайте стихотворения А.Фета «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая»; устно ответьте на вопросы, помещенные после стихотворений; подготовьте их выразительное чтение

10.02.21

1) Прочитайте рассказ Чехова «Хирургия»

2) Посмотрите обучающее видео

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7376/main/305357/

14.01.21

1) Состаьте письменный план рассказа по теме  «Герасим и Муму»

2) Подготовьте устный рассказ по составленному плану, используйте цитаты из произведения.

30, 31. 12.20

Посмотрите видео

https://www.youtube.com/watch?v=TQ6GNxI5YVY

 25.12.20

Прочитайте эпизоды из рассказа «Муму»и выпишите цитаты, характеризующие героев, по плану: 1) соц.положение, 2) внешность, 3) поведение, 4) речь (цитаты пишутся в кавычках)

Капитон — с.192 (3 абзац), с. 197-199

Татьяна — с. 193(последний абзац) — 195; с. 199 (последний абзац) — 200

24.09.20

1) прочитайте сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» с.28-36

2) устно ответьте на вопросы и выполниите задания 1-6 с. 37

3) задание 7 с.37 (буду спрашивать на уроке)

17 — 21.09 (3 урока)

Пройдите по ссылке и выполните задания

https://trello.com/c/xedBKR2V/1-царевна-лягушка

Работы  для проверки пришлите мне на почту 21.09. 

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»Ниже вниманию читателей своего блога я предлагаю литературоведческий анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский». Остановлюсь на композиции и главном конфликте произведения, на его тематике и проблематике, основной идее. Не обойду вниманием и историю создания этого незаконченного шедевра.

История создания «Дубровского», жанр произведения

«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками».

Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма.

В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.

Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью.  Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова.

В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского.

Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.

Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки.

Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года.

При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Основной конфликт романа «Дубровский» А.С. Пушкина

Несмотря на то, что важную роль в романе играет типичная социальная проблема, связанная с незаконным изъятием у бедных помещиков их имений более влиятельными соседями, главный конфликт романа Пушкина «Дубровский» заключается не в этом. Думается, что главным конфликтом этого произведения является противоречие между желанием главного героя отомстить Троекурову за смерть отца и его любовью к дочери своего врага.

Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.  

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

  • фабула – хронология событий;
  • сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
  • композиция – построение произведения, расположение его частей.

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет романа «Дубровский»

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

  • Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.
  • Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
  • Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
  • Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
  • Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
  • Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

  • экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
  • завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
  • развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
  • кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
  • развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.

Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

Анализ романа А.С. Пушкина «Дубровский»

Основная идея романа Пушкина «Дубровский»

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни.

Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь.

Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.

В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».

Анализ «Дубровский»

В романе А.С. Пушкина отображена достоверная картина быта российского дворянства. В основу произведения легла социальная обстановка России в целом. Крепостничество изжило себя, чувствовался упадок дворянства. Государство нуждалось в реформах, именно поэтому автор хотел обратить внимание своих современников на общественные проблемы, показать им то, что их ждёт в будущем.

Тема

В своём романе А.С. Пушкин поднимает множество социальных тем, среди которых – взяточничество, продажность правосудия, беззащитность бедных людей, конфликт отцов и детей, а также проблема чести и долга. Все эти проблемы не утратили своей актуальности и в наши дни.

Главная тема романа – унижение человеческого достоинства. Нечестная деятельность органов власти многим людям покалечила жизнь.

Такой жертвой стал и Андрей Гаврилович Дубровский, который из-за бедности не смог доказать свою правоту в судебном порядке. Выходит, что отстоять свою честь и достоинство можно только вне закона.

Так и поступил Владимир Дубровский, желая отомстить за отца. Он был вынужден пойти преступным путём, другого выхода у него просто не было.

Жанр и направление

Жанр «Дубровского» –  разбойничий роман. Описанные события охватывают большой временной промежуток, и в них участвует множество персонажей. К тому же, главный герой – благородный человек, вынужденный из-за окружающей его несправедливости оказаться вне закона.

Роман относится к переломному периоду в творчестве А.С. Пушкина, когда он стал предпочитать реализм романтизму. Именно поэтому в данном произведении прослеживаются черты двух направлений: от романтизма взят образ высоконравственного героя, который бесстрашно противостоит порочному обществу, а к реализму относится исторический контекст и детальная проработка второстепенных персонажей.

Композиция

  • Экспозиция: описание главных героев и окружающей их обстановки;
  • Завязка: ссора между Троекуровым и Дубровским;
  • Развитие сюжета: приезд Владимира, смерть его отца, создание разбойничьей шайки, любовь Маши и Владимира;
  • Кульминация: свадьба Маши Троекуровой;
  • Развязка: исчезновение Владимира Дубровского;

Проблематика

Основной проблемой романа является проблема мести. Автор показывает, что даже та месть, которая необходима для торжества справедливости, неизбежно приводит к несчастью. Владимир должен был отомстить за своего отца, как у человека чести у него не было другого выбора, но эта месть причинила ему много страданий.

Другой, не менее важной проблемой в романе выступает проблема жестокости и несправедливости. Такие низкие люди как Троекуров – ни перед чем не остановятся, ради того, чтобы потешить собственное самолюбие.

А процветающее в стране взяточничество и беззаконие помогает ему воплотить в жизнь свои гнусные планы.

Чтобы доказать собственное превосходство, Кирила Петрович доводит своего бывшего друга до безумия, но понимает свою вину слишком поздно.

Основная идея

Роман «Дубровский»  — это протест против крепостных порядков в России. А.С. Пушкин раскрывает все пороки, которые процветали в то время. Однако судьба главного героя показывает то, что никакой одиночный бунт не сможет справиться с тем, что создавалось годами, поэтому государственные проблемы нужно решать другим путём.

В романе «Дубровский» отразились те стороны жизни, которые волновали А.С. Пушкина и его современников: бесправное положение крепостных крестьян, самодурство помещиков, взяточничество, произвол суда, беззаконие. И в результате всего этого возникает разбойничество, как протест непокорных выходцев из народа.

Разбойничий роман

В «Дубровском» А.С. Пушкин продолжает традиции разбойничьего романа, созданные великим немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Главный герой романа – молодой дворянин, добровольно отказавшийся от своего положения в обществе, и возглавивший шайку разбойников, для того чтобы отомстить за нанесённую ему обиду. Любовь героя к дочери его врага – тоже типичный мотив для разбойничьего романа.

Однако Пушкин не случайно славился своей любовью к новаторству, поэтому и в разбойничьем романе в его исполнении появились новые стороны.

Произведение не вложилось в рамки романтизма, в нём также четко прослеживаются признаки реализма. В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная автору его давним приятелем.

А образ русского барина-крепостника Троекурова изображён слишком правдиво, да и весь крепостной быт в целом.

История создания

А.С. Пушкин взял за основу романа историю о разорившемся помещике Островском.

Эту историю он услышал от своего приятеля Павла Нащокина, который лично встретил в остроге белорусского дворянина, ставшего жертвой продажного правосудия.

Длительное время он судился со своим соседом из-за земли, и в результате был изгнан из собственного имения. Организовав своих крепостных в разбойничью шайку, этот дворянин стал зарабатывать себе на жизнь грабежами.

Осенью 1832 года автор приступил к созданию романа, и в скором времени было готово две части из трёх задуманных. Но третья часть романа так и не была написана.

Анализ романа «Дубровский» Пушкина: суть, смысл, идея, темы, проблемы

“Роман “Дубровский” – одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина.

В этом романе отразились многие явления жизни, волновавшие Пушкина и его современников: своеволие помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, произвол царского суда, разбойничество, возникшее как стихийный протест наиболее отважных и непокорных людей из народа. Тема разбойничества не была новой в русской и мировой литературе.

В 1781 году вышла в свет трагедия великого немецкого поэта Фридриха Шиллера “Разбойники”. Эта трагедия положила начало возникновению множества “разбойничьих” драм, поэм, повестей и романов.Образ свободолюбивого благородного разбойника привлекал многих писателей-романтиков.

Таковы герои романа Вульпиуса “Ринальдо Ринальдини” (1797) – в Германии, романа Шарля Нодье “Жан Сбогар” (1818) – во Франции и поэм Д. Байрона “Лара” и “Корсар” (1814) – в Англии. Эти романтические разбойники вызывали сочувствие потому, что они выступали против несправедливости феодального строя, против насилия угнетателей.

Судьба мужественных и смелых героев “разбойничьих” повестей и романов была таинственна и необычна. Стремительное и неожиданное развитие сюжета безраздельно завладевало вниманием читателей. Интерес Пушкина к разбойничеству объясняется не только литературными источниками.

В течение нескольких веков в России разбой на больших дорогах был широко распространенным явлением. Беглые солдаты и крестьяне, разоренные посадские люди бежали в леса, нападали на обозы с товарами, грабили купцов, разоряли богатые усадьбы. Народ винил не “разбойничков”, а тех, кто доводил их до такой отчаянной жизни.

Это глубокое понимание социальных причин разбойничества нашло свое выражение во многих русских песнях, которые Пушкин хорошо знал. В конце 20-х – начале 30-х годов XIX века во многих губерниях России начались холерные бунты, а затем восстания в аракчеевских военных поселениях.

Именно в это время Пушкин задумывает свой новый роман “Дубровский”; напряженное положение в стране не могло не повлиять на его замысел.

Пушкин в “Дубровском” внешне продолжает традиции “разбойничьего” романа: главный герой – молодой дворянин, порвавший со своим классом, вставший во главе шайки разбойников, чтобы мстить за обиду, ему нанесенную. В романе мы видим и излюбленное у романтиков положение: разбойник в доме своего обидчика (Дубровский под именем учителя-француза Дефоржа проникает в дом Троекурова).

Любовь молодого разбойника к дочери его врага – тоже характерный мотив для романтического “разбойничьего” романа. Но эту традицию Пушкин продолжил на совершенно новой основе. Он обратился к русской действительности, и из-под его пера вышел реалистический роман. В основу фабулы Пушкин положил истинный случай.

Это было дело “О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском”. Правда в этом деле была на стороне Муратова, а сила – у Крюкова; документы же о праве владения имением у Муратова сгорели.

Тяжба длилась несколько лет (1826-1832 годы), и в конце концов суд стал на сторону сильного и присудил имение Крюкову. 

Копию с этого дела Пушкин вставил в рукопись романа целиком, изменив только соответственно фамилии Крюкова на Троекурова, а Муратова – на Дубровского. Первоначально герой романа назывался Островским.

Осенью 1832 года в Москве приятель Пушкина П. В.

Нащокин рассказал ему трагическую историю небогатого белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед отсудил отцовское имение, по праву принадлежащее Островскому.

Выгнанный из своего дома, доведенный до нищеты, Островский вместе со своими крестьянами начал мстить судейским чиновникам, ограбившим его; он, в свою очередь, ограбил их, а затем стал грабить и других. Так он стал разбойником, потом его поймали и предали суду. Нащокин видел Островского, когда тот сидел в остроге.

Эта история также нашла свое отражение в фабуле “Дубровского”. Не случайно и совпадение имени героя романа в первоначальном тексте (Островский) с подлинной фамилией доведенного до отчаяния белорусского дворянина. 

Предвидя цензурные препятствия, Пушкин перенес время действия из современной ему жизни в недалекое прошлое – в последние годы царствования Алексанра I. Однако в начале 30-х годов XIX века по существу положение народа в крепостной России нисколько не изменилось к лучшему.

Следует отметить сходство романа Пушкина “Дубровский” с неоконченным юношеским романом Лермонтова “Вадим”, работа над которым шла примерно в начале тех же 30-х годов…

Вопросы, волновавшие передовых людей того времени, вопросы крепостничества, самодержавия, тяжелого положения крестьян, одинаково занимали и Пушкина и Лермонтова, а волна крестьянских бунтов, прокатившаяся по стране, побудила обратиться того и другого писателя к теме бесправия народа и стихийного протеста, находившего свое выражение в разбойничестве и народных восстаниях.

Крепостная зависимость развращает и помещиков, и их крестьян. Пушкин правдиво нарисовал образ “старинного русского барина” Кирила Петровича Троекурова.

От природы он неплохой человек, его связывают добрые товарищеские отношения с небогатым помещиком Дубровским, ему свойственны человеческие порывы (совесть его мучит: после того как он отобрал поместье у своего бывшего товарища, он едет мириться к нему), он любит свою дочь Машу.

Но безграничная власть над ему принадлежащими людьми превращает его в деспота, самодура. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. 

Троекуров губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по прихоти отдает ее замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный образ барина-крепостника, порочного и невежественного.

Крепостной быт развращает и крестьян, привыкающих к рабскому своему положению. Дворовые Троекурова “тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям”.

Но не все крестьяне смиряются и безответно сносят свое положение.

С особенной теплотой пишет Пушкин о крепостных людях Дубровского. Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

С особенной любовью говорит Пушкин о старой няне Владимира Дубровского Орине Егоровне, во многом напоминающей няню самого Пушкина, Арину Родионовну.

Вместе с взбунтовавшимися крестьянами Егоровна уходит в лес и делит с ними все тяготы их жизни. 

Один из самых живых образов романа – кузнец Архип. В нем в первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира; не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда, и он же первый берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Но это не бессмысленная жестокость, это справедливая народная месть. А уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей кровле.

Почти всегда Пушкин изображает крестьян более привлекательными, чем помещиков. Вспомним сцену с кольцом, когда Саша по просьбе Марьи Кириловны опускает кольцо в дупло и сталкивается с рыжим мальчишкой Митей. Испугавшись розог, маленький барчонок рассказывает обо всем и выдает сестру.

Митя же, которому грозило несомненно более строгое наказание, держится независимо и не выдает доверенной ему тайны.

Возмущение крестьян несправедливым приговором суда, нежелание перейти под власть нового, более жестокого барина приводит к открытому неповиновению; под водительством молодого Дубровского они уходят в лес и становятся разбойниками.

Это именно такие разбойники, о которых поется в народных песнях: они никого не убивают, грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят еще иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

Иное дело Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель – отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

Роман Пушкина остался незаконченным. Но по планам, сохранившимся в черновиках, можно догадаться, как должны были развиваться события в ненаписанном третьем томе. Князь Верейский умирает, оставив Марью Кириловну вдовой; Дубровский возвращается в Россию под видом англичанина, и они соединяются.

Работая над “Дубровским”, Пушкин задумывал новый роман о крестьянском движении: “Капитанскую дочку”. И если в “Дубровском” социальный протест ограничен еще разбоем, то в “Капитанской дочке” Пушкин создал широкое полотно крестьянского восстания. Путь к этому народному историческому роману непосредственно шел от “Дубровского”.”

(статья В. Мануйлова и Е. Холшевникова “О романе “Дубровский”” из книги “Дубровский. Роман”, 1977 г.)

А. Яцимирский:

“Большинство критиков сходятся во мнениях относительно образа Марьи Кирилловны. Они находят его неудачным, недописанным, бледным и т.п. Это справедливо только в том случае, если смотреть на нее действительно, как на “героиню повести”… Но эти именно отрицательные отзывы критики, на наш взгляд, говорят только о том, что рядом с ярким и цельным образом Дубровского Марья Кирилловна должна быть бледной, недописанной, вялой, невыдержанной. Если бы Пушкин нарисовал ее широкими мазками, во весь рост, словом, так, чтобы она пришлась подстать Дубровскому… получилась бы явная фальшь. Троекурова должна только оттенить собой героя: она – фон, аксессуар, не больше.  И было бы странно даже, если бы автор задумал изобразить Троекурову иной… Вот в этом и заключается ошибка критиков, желавших видеть в ней “героиню”… …создавая образ Марьи Кирилловны, Пушкин очень долго колебался и не знал, что в конце концов выйдет из нее. Он вводит ее постепенно… Чувство Марьи Кирилловны к Дубровскому также развивается и растет постепенно, проходит сначала чрез простое любопытство… На пространстве пяти глав (XII – XVIII) Марья Кирилловна как будто готовится стать в глазах читателя настоящей героиней, особенно местами, и только глава XVIII  в конец разрушает иллюзию… и то обаяние, которым уже окутывался образ Марии Троекуровой, которое уже светилось в ней, сразу же ушло куда-то, навеки стало невозвратимым. Законная жена ненавистного старика, княгиня Мария Верейская сразу же поглотила, вместе с титулом и паспортом, и все то “героическое”,  что складывалось или по крайней мере готово было сложиться в воображении читателя. …если говорить о художественном реализме в “Дубровском”, то прежде всего останавливает на себе внимание вполне эпическая, даже скорее скульптурная, чем просто живописная, фигура Троекурова. Генерал-аншеф в отставке, богатый, своенравный, крутой, в сознании своей внешней и внутренней силы, с известной системой в своей безалаберности, не знающий разлада ни с окружающими, ни с самим собой, – какая богатая натура… Тайна изображения Троекурова у Пушкина и заключается прежде всего в том, что он заставляет читателя верить в правдивость каждой мелочи даже в том случае, когда она близка к шаржу. Поражает прежде всего цельность. Цельным человеком проходит пред читателями Троекуров в отношениях к дочери, которую он сильно любит и в то же время в необыкновенной жестокостью выдает за противного ей старого князя. Цельный он и в отношениях к соседям, которых по своему отличает, третирует, наказывает наездами на их усадьбы… Поэтому на вопрос, дурной ли человек Троекуров, нельзя дать никакого ответа. Троекуров – только Троекуров… Он – один из тех помещиков, которым “все дозволено”… В галерее типов повести за Троекуровым следует, бесспорно, старый Дубровский, – такой же цельный человек, несложный, красиво-гордый, с удивительным чувством собственного достоинства, своеобычными повадками, таком, барин с головы до ног. Последняя законченная и живая фигура в повести – князь Верейский, несомненно, целиком списанный с натуры, и оригинал, по-видимому, не трудно будет определить. Старик, поживший, воспитанный, обаятельный в тонком обращении, англоман, с двумя звездами и тремя тысячами душ родового имения – тип новый для эпохи, новый и в жизни, и в литературе. И в нем нет ни тени фальши: в изображении его автор на всем пространстве остается только художником-реалистом. …никто не обратил еще внимания на полное отсутствие идеализации народа у Пушкина в повести. Народ, главным образом, дворовые, обрисован в повести без всяких намеков на идеализацию. Пред читателем проходят такие же живые люди, как и господа, такой же результат социального порядка. …в художественном отношении вся повесть стоит на высоте, всюду – отпечаток свежести, спокойствия, мощи, музыки, красочности. Поразительно красивым спокойствием дышат все описательные части повести, сразу же взятые в верном тоне…”

(А. Яцимирский, статья в книге “Пушкин”, из серии “Библиотека великих писателей” под редакцией С. А. Венгерова, 1910 г.)

«Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

В начале XIX века в ходу были авантюрно-приключенческие романы. Отдал дань моде и Александр Пушкин.

В 1832 году друг поэта Павел Нащокин рассказал историю о помещике по фамилии Островский, у которого предвзятый суд отобрал поместье. Потерпевший организовал своих крестьян и начал вместе с ними заниматься грабежом.

Этот сюжет из жизни заинтересовал Пушкина. Вскоре поэт написал два первых тома романа о благородном разбойнике.

Но произведение осталось незаконченным и даже не имело названия. Оно было опубликовано уже после смерти Пушкина в 1841 году. Издатель назвал роман по фамилии главного героя – «Дубровский».

Основная идея произведения – защита человеческого достоинства. Из-за личного оскорбления вспыхивает вражда между семьями Троекуровых и Дубровских.

Не выдерживает неравной борьбы за дворянскую честь Андрей Гаврилович Дубровский. Он сходит с ума, а затем умирает. Тогда бороться за фамильное достояние начинает его сын Владимир.

Он не намерен отдавать родовое гнездо врагу и предпочитает сжечь дом, в котором родился.

Даже ступив на путь разбойника, молодой Дубровский остается человеком чести. Он милосерден и справедлив, не притесняет бедных. Урок соблюдения долга преподает нам и Маша Троекурова, которая отказывается бросить нелюбимого мужа, оставаясь верной клятве перед алтарем.

В романе Пушкин поднимает очень важный вопрос семейного бесправия. Маша, как многие девушки того времени, не могла в полной мере распоряжаться своей судьбой. За нее все решал деспотичный отец, не обращая внимания на отчаянные мольбы и слезы дочери. Князь Верейский и вовсе видел в своей невесте лишь богатую и красивую девушку.

Романтический сюжет произведения, как часто бывает у Пушкина, является лишь внешней оболочкой, под которой скрывается содержание.

В таких романах зло традиционно должно быть наказано, а добро непременно торжествует. Но в «Дубровском» добро всегда проигрывает.

Оскорбленная честь Дубровских осталась неотомщенной, Кистеневка отошла к Троекурову, Маша вышла замуж за князя, Владимир вынужден бежать за границу.

«Дубровский» – роман социальный. Главная его мысль: законы в России ничего не значат перед богатством и связями. Все, кроме Дубровского, пресмыкаются перед Троекуровым и прощают ему любые унижения. Даже государственные чиновники – «на побегушках» у помещика. Благородным людям в таком обществе места нет.

Затрагивается в романе и тема народного бунта. Но крестьяне Кистеневки поднимаются против власти Троекурова не ради справедливости или патриархальной привязанности к «своему» барину.

«Достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет», – выражает причину недовольства кучер Антон. Крестьяне беспокоятся о собственном благополучии, поэтому их бунт не наполнен еще идейным содержанием.

Это – не протест против крепостного права, а попытка обезопасить себя от деспота.

Ярко и детально изображена в романе жизнь поместного дворянства. Троекуров и Дубровский представляют два разных типа этого сословия. Кирила Петрович – крупный помещик, который держит в страхе всю округу. Он чувствует себя господином не только над своими крепостными, но и над соседями.

Любого человека, стоящего ниже по социальной лестнице, Троекуров презирает. Он помыкает губернскими чиновниками, как своими слугами, насмерть засек двух учителей. Кирила Петрович любит, чтобы в доме было много людей. Но гости служат ему больше для увеселения.

Троекурову в удовольствие унижать их, грубо и даже жестоко подшучивать.

Самомнение этого необразованного и избалованного барина не знает границ. Он верит, что Дубровский не нападает на его владения исключительно из-за страха перед могуществом Троекурова. Абсолютная безнаказанность, мстительность и властолюбие затмевают у помещика редкие проблески благородства и угрызения совести.

Противник Троекурова Андрей Гаврилович Дубровский – честный, решительный и благородный дворянин, но иногда бывает вспыльчив, завистлив, упрям. Как и Троекуров, он склонен к самоуправству и предпочитает самосуд, а к закону относится пренебрежительно.

Дубровский старший требует выдать для наказания псаря Парамошку, сам расправляется с троекуровскими мужиками, которые воровали у него лес.

Пушкин наглядно показывает в романе, что даже лучшие представители дворянства ставят свое барское своеволие выше морали и права.

Конфликт старшего поколения разрушает судьбы детей. Владимир Дубровский из блестящего офицера превращается в бездомного изгоя. Пушкин представляет нам своего героя в разных ролях: любящий сын, который искренне переживает смерть отца, отчаявшийся мститель, отважный и хладнокровный француз-гувернер, атаман лихих разбойников, пылкий влюбленный.

Дубровский – жертва насилия и его орудие. Владимир не стремился стать разбойником, жить вне закона. Сначала он хотел найти управу на Троекурова «в верхах». Не собирался он убивать и судейских. Это кузнец Архип своим жестоким поступком поставил Дубровского в безвыходное положение. Владимир стал преступником лишь тогда, когда законный путь решения проблемы был для него закрыт.

Любовь к Маше в благородном сердце Дубровского побеждает чувство мести. Он прощает Троекурова, поскольку дом, где обитает его дочь, становится священным. Невольные преступления тяготят душу и совесть молодого человека, а все попытки стать благородным и честным заканчиваются провалом.

Любовь только усиливает страдания Владимира. Он прекрасно понимает, что быть женой убийцы и грабителя – жестокий выбор. Поэтому Дубровский не предлагает Маше бежать с ним.

Он готов дать ей свободу от деспота отца и ненавистного жениха, когда другого выхода уже не будет. Владимир мечтает о семейном счастье с любимой, но может пожертвовать им ради спокойствия девушки.

Он без возражений принимает выбор Маши.

Любит ли Маша Дубровского? Юная девушка скорее видит в нем отважного героя. Ее привлекает ореол таинственности и романтики, окружающий имя молодого разбойника, льстит его восторженное поклонение. Но любовь ли это? Героиня Пушкина сама отвечает на вопрос: «лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского».

Критики по-разному восприняли роман. Одни усмотрели в нем много слабых сторон, другие признавали высокие художественные достоинства. «Это одно из величайших созданий гения Пушкина», — писал о романе Белинский. Долгое время произведение входило в школьную программу, было много раз экранизировано. По роману «Дубровский» создана одноименная опера.

  • «Дубровский», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

  • По произведению: «Дубровский»
  • По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

  • Устные народные сказки названия
  • Устный отзыв о сочинении товарища 5 класс конспект урока
  • Устное народное творчество составить о них рассказ
  • Устное сочинение по картине в васнецова богатырский скок 4 класс перспектива презентация
  • Устное сочинение храм василия блаженного