Устный рассказ о ломоносове

М. в. ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка цели: дать общие сведения о м. в. ломоносове; ломоносов

М. В. ЛОМОНОСОВ — УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР

РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Цели: дать общие
сведения о М. В. Ломоносове; Ломоносов — ученый, поэт, реформатор русского
языка, стихосложения; познакомить с жанром оды.

Ход урока

I. Проверка
домашнего задания.

1. Беседа.

— Что вам известно о жизни и творчестве М. В.
Ломоносова?

— Какие произведения вам известны?

2. Выступления учащихся по темам:

— «Биография М. В. Ломоносова»;

— «Открытия Ломоносова в области физики, химии,
прикладных наук».

II. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником: чтение
статьи о Ломоносове (с. 37—38).

2. Рассказ учителя о Ломоносове.

Вот что писал о Ломоносове А. С. Пушкин:

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною
силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была
сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик,
химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник; первый
углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его,
дает законы и образцы классического красноречия <…>, дарит художества мозаическими
произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического
языка».

Рассказ о Ломоносове можно было бы продолжить и его
собственными высказываниями, раскрывающими высокую любовь к Родине,
самоотверженную преданность русской науке и просвещению, сознание
ответственности перед молодым поколением, чувство собственного достоинства,
независимость мыслей и убеждений недавнего крестьянина, сына поморского рыбака,
великим трудом и стремлениями к знаниям не только достигшего уровня передовой
европейской науки, но и в ряде областей значительно превзошедшего его.

Вот лишь некоторые примеры.

Читают ученики-ассистенты.

1) Из письма к И. И. Шувалову, знатному вельможе,
любимцу императрицы Елизаветы и «покровителю» Ломоносова: «…не токмо у стола
знатных господ или у каких земных владык дураком быть не хочу, но ниже у самого
Господа Бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет…»

2) Из письма Ломоносова к Г. Н. Теплову, секретарю
академической канцелярии: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания
от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и
прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку
и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве,
что мне всего в жизни моей дороже… Что ж до меня надлежит, то я к сему себя
посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук Российских бороться, как уже
борюсь 20 лет; стоял за них с молода, на старость не покину».

3) Из заметки, найденной среди бумаг Ломоносова после
его смерти: «…за то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы
научились Россияне, чтобы показали свое достоинство… Я не тужу о смерти;
пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

Щедро одаренный талантами, Ломоносов занимался многими
научными дисциплинами. Его энциклопедизм поразителен. На уроках же литературы
мы будем говорить о Ломоносове как о реформаторе русского языка, стихосложения,
о Ломоносове, которого В. Г. Белинский назвал «Петр Великий русской литературы».

Главным для М. В. Ломоносова было найти такую основу
литературного языка, которая сделала бы книгу понятной широкому кругу
читателей, приблизила бы письменную речь к особенностям устной народной поэзии.

Чтобы показать деятельность Ломоносова по упорядочению
русской литературной речи, прочитаем отрывки из двух переводов одного и того же
стихотворения древнегреческого поэта Анакреона. Оба поэта-переводчика — не
только современники, но и почти ровесники.

                
О ЛЮБВИ

…Любовь,
пришел к моим дверям,

Громко
стал у них стучаться.

«Кто
стучит там? — закричал я. —

И
сну моему мешает?»

«Отвори,
— Любовь сказал мне, —

Младенец
я есьм; не бойся,

Весь
обмокл в безлунной ночи,

С
пути, бедной, заблудился».

Сжалился
я, то услышав,

И,
свечу тотчас зажегши,

Отворил;
я вижу, правда,

Крылата
младенца с луком

И
с тулом стрел за плечами…

                                
А. Кантемир (1708-1744)

А. Кантемир при переводе заменил имя Купидон (в
римской мифологии — бог любви, изображаемый в виде мальчика с луком и стрелами)
словом «любовь», пренебрегая тем, что русское слово женского рода не может
стать мужским именем.

А вот перевод этого же отрывка Ломоносовым:

НОЧНОЮ
ТЕМНОТОЮ

      
(из Анакреона)

…Внезапно
постучался

У
двери Купидон,

Приятный
перервался

В
начале самом сон.

«Кто
так стучится смело?» —

Со
гневом я вскричал.

«Согрей
обмерзло тело, —

Сквозь
дверь он отвечал. —

Чего
ты устрашился?

Я
— мальчик, чуть дышу,

Я
ночью заблудился,

Обмок
и весь дрожу».

Тогда
мне жалко стало,

Я
свечку засветил,

Не
медливши нимало

К
себе его пустил.

Увидел,
что крылами

Он
машет за спиной,

Колчан
набит стрелами,

Лук
стянут тетивой…

Различие двух стихотворных переводов очевидно:
тяжелые, 8-сложные силлабические строки, лишенные рифм, стиха Кантемира и легкие,
подвижные 3-стопные ямбы строф Ломоносова, украшенные перекрестными рифмами.

3. Работа по опорному конспекту.

Реформаторская деятельность
Ломоносова

в области русского языка и
литературы. Реформа стихосложения

Вирши
петровской эпохи

О
коль ве-ли-ю ра-ость // аз есмь об-ре-тох

Ку-пи-ло
Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох

Сол-це
лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло

И
злу пе-чаль // во ра-дость мне об-ра-ти-ло

Силлабическое
(слоговое) стихосложение; равное число слогов в строке; цензура — пауза в
середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает
смежные строки

В.
К. Тредиаковский

Ранняя редакция

Ах!
Невозможно сердцу пробыть без печали,

Хоть
уже и глаза мои плакать перестали;

Ибо
сердечна друга не мгу забыти,

Без
которого всегда принужден я быти… Последующая редакция

Не
возможно сердцу, ах! не иметь печали,

Очи
такожде еще плакать не престали:

Друга
милого весьма не могу забыти,

Без
которого теперь надлежит мне быти.

1735
г
.
«Новый и краткий способ к стихосложению российских стихов». Сделан переход к
силлабо-тоническому слогоударному стихосложению.

Равное
количество слогов и ударений. Рифма коснулась в основном многосложных строк;
предпочтение отдано хорею

М.
В. Ломоносов

Ночною тем нотою

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон.

Приятный перервался

В начале самом сон.

1739
г
.
«Письма о правилах русского стихотворства».

Реформа
распространена на все размеры; описано 30 стихотворных размеров; открытие
4-стопного ямба

4. Составление схем

Жанрово-стилевая реформа

image001

image002

5. Рассказ учителя о жанре оды.

Обучение конспектированию.

Жанр оды — любимый жанр Ломоносова. Каково его место и
значение в русском классицизме?

Ода — стихотворное
лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком
(«высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо
значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы
(запись в тетрадь).

У древних греков одой называлась хвалебная песнь в
честь богов, героев, знаменитых граждан.

Правила, которым следовали западноевропейские поэты-одописцы
Х
VII в.,
требовали:

а) чтобы ода посвящалась только важным предметам;

б) чтобы она выражала восторженное чувство ее
создателя;

в) чтобы в построении оды царил «лирический
беспорядок», передающий взволнованность автора, и в то же время сохранялись
обязательные части: приступ, изложение, заключение;

г) чтобы язык ее был украшен именами греческих и
римских богов и героев, словами «пою», «лира» и т. п.

Русский классицизм сформировался позднее
западноевропейского; в нем нашли отражение идеи Просвещения — вера в силу
науки, воспитания, образования, убеждение в природном равенстве всех людей. Эти
новые идеи придали особый характер русской литературе Х
VIII в.
Хвалебная ода заняла в ней одно из главных мест. Несмотря на то что ода
сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием — военной победой,
очередной годовщиной вступления на престол царствующей особы и т. п., Ломоносов
всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно
важным для России. Его хвалы Елизавете носили поучительный характер и были, скорее,
похвалами не за то, что совершено императрицей, а за то, что должна была бы она
предпринять в интересах государства, науки, просвещения.

Домашнее задание: читать «Оду на
день восшествия…», отметить непонятные и устаревшие слова и выражения;
выучить материалы урока, отмеченные в рабочих тетрадях.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 186-187

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали стихотворение Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли это узнать по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что он в них увидел?

Главные герои этого стихотворение — крестьянские дети. Поэтому оно так названо.

Это стихотворение о крестьянских детях, об их нелёгкой судьбе и коротком детстве.

Герой после охоты спал в сарае, а дети наблюдали за ним. Герою сразу понравилось выражение глаз детей.

Рассказчик — барин, он опять в деревне ради охоты. Он пишет вирши-стихи. У него дорогие часы, золотая цепочка, ружьё.

Эпитеты: внимательных глаз, святой доброты, милые плуты.

Сравнения: как в поле цветы, так стаей летят воробьи.

Глаза детей были спокойны, ласковы, добры, внимательны. Это привлекло внимание автора.

2. Чему подивились дети и какой приговор изрекли? Почему они решили, что незнакомец не барин?

Дети удивились бороде героя. Они считали, что у бар могут быть только усы, поэтому решили, что незнакомец не барин.

3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Автор вместе с детьми ходил за грибами, раскапывал листья, обшаривал пни, примечал грибное местечко.

Они губили змей, считая это подвигом. И ждали одобрения своих поступков от прохожих.

Автор пишет об этом с иронией, как о простых детских забавах, играх.

Рассказами их радовали прохожие: копатель канав, лудильщик, портной, шерстобит, горожанин

4. В чём состоит нарядная сторона труда и как привлекали родители детей к труду?

Нарядная сторона труда состоит в наблюдении за работой родителей, помощи им, которая кажется детям игрой.

Родители специально брали маленьких детей в поле, чтобы они видели, как трудятся родители, помогали им и привыкали к крестьянскому труду. Они прививали детям любовь к полю и труду.

6. Перед мысленным взором читателя в этом произведении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Мне больше всего запомнилась картина с Власом. Серьёзный мальчик вёз из леса дрова и считал себя мужиком, который обязан содержать дом и хозяйство.

Мне стало жаль мальчика, который так рано повзрослел и лишился счастливого, беззаботного детства.

7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины детских игр и забав пронизаны весельем. Картины детского труда кажутся грустными.

Я считаю, что правильно ответила на заданный вопрос. Автор хотел сказать, что крестьянским детям очень рано приходиться работать наравне со взрослыми, у них почти нет детства, они с малых лет знают, что такое труд.

8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Поэт рисует яркие картины детства: походы в лес за грибами и ягодами, купание в реке, игры с куклами. Он рассказывает, как дети внимательно слушают рассказы взрослых, как всё им интересно.

Дальше он рассказывает, как начинают трудиться крестьянские дети и что их ждёт в будущем. Он показывает мальчика, который возит из леса дрова наравне со взрослыми.

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова и словосочетания:

Вирши. Стихи.

Коснулось души умиленье. Стало приятно на душе.

Милые плуты. Милые проказники, озорники.

Святой доброты. Бескорыстной доброты.

Грибные набеги. Поход в лес за грибами.

Рубанки. Инструмент плотника.

Синеющей лентой. Голубая лента реки.

Вековое наследство. Оставленное предками.

Хлеб трудовой. Добытый тяжёлым трудом.

2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми. Как их надо произносить, поставьте правильное ударение.

Вона — вон.

Гляди-тко — смотрите.

Чай — наверное.

Стволина — ствол.

Спроста — наивно, без причины.

Вестимо — само собой.

Не засти — не заслоняй.

УкрАдут — украдУт.

3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптура.

Величава — величественна, внушительна.

Родименький — родной.

Удел — доля, судьба.

Заповедать — завещать.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта? Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

Мне кажется, что эти иллюстрации хорошо дополняют стихотворение и помогают лучше представить образ крестьянских детей.

Устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрациях Шмаринова

На первой иллюстрации мы видим детей, которые отправились в лес за грибами. Девочка постарше, одетая в простую, но чистую одежду, держит на руках малыша. Рядом мальчик палочкой тычет в ёжика, которого дети нашли на опушке. К ним спешит со всех ног ещё один мальчик с огромной корзиной для грибов. Он в огромной кепке, чтобы казаться взрослым, но без штанов.

Мне понятно, что детям сказали набрать полную корзину, и хотя для них лес полон тайн и игр, всё равно им придётся потрудиться. Но стоит жаркое лето и дети счастливы.

На второй иллюстрации мы видим Власа, маленького шестилетнего мальчика, который помогает отцу.

Наступила зима. Мальчик тепло одет. Он глубоко утопает в снегу, но упрямо ведёт под уздцы лошадь с возом дров. Он серьёзен, он чувствует ответственность и немного горд своей важностью. Влас ещё не понимает, что игры для него закончились и начинается полная невзгод и трудов взрослая жизнь.

AVvXsEgEWyR17J0ObOSTRqebu6O5o1U1H naQiHhYVHlIj4Z6J7M8jdiSqAoFYYa0uZ67sjOc P6rYjR XAvVdqVneSJWeYkb0mY31GxT chJqfKNVsIntAwDz TnRcqBkIF7NKaRG3vQDVsHAP6Jl4sU0BZf7VFdsLSNBhFEb5K4PugrW L0Hc8p GdjCdw=w400 h265

Согласно Книге Бытия, Содом и Гоморра, два из пяти процветающих «городов на равнине», были известны своим безнравственным поведением.

Американские ученые нашли доказательства того, что примерно 3,6 тысячи лет назад космический катаклизм уничтожил город бронзового века Талль-эль-Хаммам на юге Иорданской долины к северо-востоку от Мертвого моря. Именно это катастрофа послужила основой рассказа о библейском Содоме. Корреспондент.net рассказыает подробности.

Аналогичен Тунгусскому метеориту 

Новое археологическое исследование подтвердило теорию о том, что библейский город Содом, разрушенный, согласно Ветхому Завету, богом за безнравственность и аморальный образ жизни его жителей, был уничтожен метеоритом.

Ученые, ведущие раскопки на территории древнего города Телль-эль-Хаммам в нынешней Иордании, сумели доказать, что этот город погиб примерно в 1650 году до нашей эры от взрыва над ним гигантского ледяного космического объекта. Статья об этом опубликована в журнале Nature Scientific Reports.

Археологи нашли обугленные человеческие останки, в том числе черепа и скелеты, разнесенные ветром, расплавленные здания, металлы, керамику и покрытые пузырями глиняные кирпичи, что заставляет предположить, что температура превышала две тысячи градусов Цельсия.

Кроме того, исследователи нашли в образцах почвы сферические частицы железа и кремнезема и кристаллы кварца, которые треснули под очень высоким давлением, что говорит о высокоскоростном ударе или воздушном взрыве от взрывающегося метеорита.

Треснувшие кристаллы кварца

В статьях отмечается, что удар, вероятно, был аналогичен Тунгусскому метеориту 1908 года, когда 60-метровая комета или астероид ударили по восточной Сибири, вызвав взрыв мощностью 12 мегатонн, что сопоставимо с тысячей атомных бомб, подобных той, что была позже сброшена на Хиросиму. 

Скорость этого объекта составляла около 61 тысячи километров в час. Разрушившись в атмосфере, этот объект образовал огромный огненный шар на высоте около четырех километров над землей. Горожане, смотревшие на него, мгновенно ослепли.

А через несколько секунд на это место обрушилась мощная ударная волна. Двигаясь со скоростью около 1,2 тысячи километров в час, она превосходила любой земной смерч. Воздушные потоки проносились по городу, снося постройки.

Никто из восьми тысяч человек, а также животных, в городе не выжил — их тела были разорваны на части, а кости раздроблены на мелкие фрагменты.

Примерно через минуту в 22 километрах к западу от Телль-эль-Хаммама взрывная волна обрушилась на библейский город Иерихон. Стены Иерихона рухнули, и город сгорел дотла.

Для того, чтобы восстановить эту картину гибели города, потребовалось почти 15 лет кропотливых раскопок и усилия сотен людей. Детальный анализ находок проводили десятки ученых в США, Канаде и Чехии.

Среди 21 соавтора этой работы — археологи, геологи, геохимики, геоморфологи, минералоги, палеоботаники, седиментологи (они изучают осадочные горные породы и процессы их образования), эксперты по взрывам, а также врачи.

Революционный 2020 год. Главные научные открытия

Археологи также отметили, что взрыв от метеорита поднял в воздух множество соли в районе Мертвого моря, распространив кристаллы на большие расстояния. Очень высокая засоленность почвы могла объяснить, почему некогда процветающие города в нижней части долины реки Иордан были заброшены в конце бронзового века.

Телль-эль-Хаммам, который на пике своего развития был в десять раз больше, чем Иерусалим, не заселяли еще 600 лет.

«Космический удар мог повлечь устный рассказ о гневе Бога на два города. Разрушение Содома также подробно описано в Коране. В последние годы появились и другие научные объяснения древних библейских легенд, в том числе предположение о том, что горящий куст был вызван горящей природной нафтой», — отмечает журнал Times.

Как отметил Джеймс Кеннетт, почетный профессор наук о Земле Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, который принимал участие в исследовании, все библейские наблюдения согласуются с космическим воздушным взрывом.

Phil Silvia

Ранее ученые выяснили, как погибли жертвы Везувия, извержение которого стало одной из самых разрушительных катастроф в истории, в результате которой стихия за два дня разрушила древнеримские города Помпеи, Геркуланум и Стабии, расположенные ближе всего к подножию вулкана.

По оценкам, тепловая энергия, выделившаяся при извержении, в 500 раз превосходила ту, которая высвободилась при взрыве атомной бомбы над Хиросимой. Подробно об этом в материале Взрывался череп.

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

В преддверии празднования международного праздника – Дня матери во Дворце культуры «Авиастроителей» 27 ноября состоялся ежегодный конкурс «Мама года». В нём приняли участие работницы Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю.А. Гагарина, перед которыми стояла задача показать, что мамы способны и о семье заботиться, и проявить свои творческие способности.

В этом году конкурс проходил уже 15-ый раз. На сцену вышли 8 участниц: Ирина Мельничук, цех 45; Оксана Корниенко, ОГК; Анна Касьянова, УИТ-ОВЭКС; Наталья Кирилова, ОГТ-ОМР; Ольга Лазуткина, цех 55; Елизавета Гузева, цех 21; Татьяна Довгань, цех 81; Юлия Габова, OOT и З.

Каждая из участниц является не только работницей предприятия, но и матерью, причём у половины из них три, а то и четыре ребёнка. Теперь вы представляете, какая нагрузка и ответственность легли на плечи этих женщин, которым нужно было и к выступлению подготовиться, и о семье не забывать.

Традиционно начался конкурс с представления каждой конкурсантки. Одни выбрали для себя устный рассказ о себе, другие сняли видеоролик о своей семье, третьи устроили настоящее шоу со сценками, песнями и танцами.

В конкурсе «Устами младенца» нужно было угадать, что имеют ввиду дети, рассказывающие о том или ином явлении нашей жизни. Ну а поскольку каждая из участниц – мама, они, основываясь на своём опыте общения со своими чадами, умудрялись быстро распознать скрытый смысл полученного «инопланетного» послания. Вот, например, что такое «большое или маленькое, там играют на каком-нибудь инструменте, а бывает оно обычно на Новый год»? Или, скажем, «это когда что-то предлагают, и отказаться невозможно». Тот, кто подумал, будто это симфонический концерт и предложение начальника поработать на выходных, проиграл. Потому что в первом случае это утренник, а во втором – реклама.

Следующий этап был костюмированным. Женщины получили задание сшить себе наряд на осенний бал. И тут тоже было много места для настоящего креатива – к буйству жёлтого, оранжевого и красного цветов в оформлении платьев добавлялись неожиданные ходы, когда использовались необычные материалы. Например, отходы после ремонта в квартире – обрезки обоев и другие признаки домашнего благоустройства. А кто-то использовал даже шпажки, картон и хвойные шишки, чтобы создать неповторимый головной убор, как это сделала Ольга Лазуткина.

Ещё один не менее традиционный этап – кулинарный. Участницы не только наготовили разные вкусности, но и красиво, с юмором представили свои блюда. Здесь были и пиццы, и пряники, и блинчики, и бутерброды, и пирожные. Строгое жюри попробовало каждый представленный продукт, чтобы вынести вердикт.

Завершающим этапом стало дефиле под мелодию Love Heart группы Nazareth. И это был, пожалуй, самый красивый этап конкурса. Участницы прошли по сцене в вечерних платьях. А чтобы их выход запомнился надолго, сделать это нужно было с изюминкой, достоинством и грацией.

По итогам конкурса каждая из женщин получила призы в виде сертификата на 5000 рублей и подарков от спонсоров. Победительницей же была признана Ольга Лазуткина. Между прочим, она мама четверых детей, самому младшему из которых всего два месяца. Главный приз – сертификат на 15000 рублей – станет отличным подспорьем для такой большой семьи.

Ольга в этот день пришла не одна. В зале была вся её семья – муж Александр и дети – Дима, Алина, Дарья и Мирон. Кроме того, её поддерживала мощная команда цеха № 55, где она работает монтажником электронного оборудования.

– У меня очень хороший муж, он мне помогал готовиться к конкурсу, – говорит Ольга. – Александр приходил домой с работы, сидел с детьми, а я уезжала на репетиции. Мне удавалось успевать делать всё в течение всех двух месяцев подготовки. В конкурсе я участвовала второй раз. Первый опыт был в 2016 году. Я тогда не получила никакого призового места, но это был для меня хороший опыт.

Помогали готовиться и дети – они вырезали из бумаги листья и клеили их на осеннее платье. Всего два месяца ушло на этот процесс, однако он полностью окупился победой в конкурсе.

Специальные подарки получили участницы от первичной профсоюзной организации КнААЗ. А поскольку все они состоят в профсоюзе, никто не остался обделённым таким вниманием. Вручил их заместитель председателя профсоюзной организации Андрей Анатольевич Артёмов.

– Каждая участница конкурса является не только работницей предприятия, но и прежде всего мамой, – сказал Андрей Артёмов, – и как показал сегодняшний конкурс, мамой с большой буквы. Нужно уделить внимание и семье, и детям, и успеть по дому, и еще при этом быть успешной на работе. Ведь многое на заводе делается, в том числе, и женщинами. Материнское тепло, которым они согревают свою семью, также ощущается и во взаимоотношениях в коллективе. От того, какая погода в доме, зависит и атмосфера в коллективе.

Кстати, большинство профсоюзной организации – это женщины. Потому что профсоюз обеспечивает им защиту трудовых прав и социальных гарантий – это сокращённая рабочая неделя, оказание материальной помощи, соблюдение требований по охране труда, компенсация части стоимости санаторно-курортного лечения и многое другое.

Устный рассказ о ломоносовеУстный рассказ о ломоносовеУстный рассказ о ломоносове


По материалам ДВК Медиа,
г. Комсомольск-на-Амуре

Фото пресс-центр КнААЗ

Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

— Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах — пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие — рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова «Лоси»

1) Постановка цели урока.

— Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака — лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

— О ком или о чем эта картина?

— Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

— О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

— Сейчас мы рассматриваем картину:

— Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

— Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

— Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

— Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

— Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

— Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

— Что такое стог сена? (Стог — это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

— Посмотрите на лосят. Какие они?

— Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

— Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

— Посмотрите на лося-самца. Какой он?

— Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

— Что мы видим на заднем плане картины?

— Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

— На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное

хмурое

серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

стог сена

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

— Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

— Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

— Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm

  • Устные сочинения в начальной школе
  • Устное народное творчество сказки примеры
  • Устное сочинение триумфальная арка
  • Устно подготовьте небольшой рассказ на тему картина васнецова иван царевич на сером волке 3 класс
  • Устное сочинение 9 класс огэ