Устный рассказ о басне

Урок литературного чтения 3 класс тема и. крылов стрекоза и муравей цель урока: познакомить учащихся с творчеством ивана андреевича крылова

Урок литературного чтения 3 класс

Тема И. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Ивана Андреевича Крылова и его баснями, учить отличать басню от других произведений,видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни.

Организовать совместную деятельность учащихся с целью работы над особенностями басни.

Развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение.

Воспитывать положительные моральные качества.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения.

-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Речевая разминка.

Делу время – потехе час.

– Прочитайте эту пословицу в медленном темпе, быстром темпе, “птичьим базаром”, с вопросительной интонацией, с интонацией восклицания.

– Как понимаете значение данной пословицы?

  1. Проверка домашнего задания.

Над каким произведением вы работали дома?

1. Чтение и ответы на составленные вопросы.

2 группа. Выборочное чтение и ответы на составленные вопросы.

3 группа. Чтение, понравившегося отрывка и ответы на составленные вопросы.

3. Актуализация опорных знаний.

Проблемный вопрос. Технология Мозговой штурм».

— Догадайтесь, произведениекакого литературного жанра мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

Запись на доске:

Небольшой объём;

герои — животные или растения;

о животных говорится как о людях;

часто стихотворная форма;

поучительность (обычно выделяется мораль). (Басня)

– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях, цель написания басен.

(Слайд 1) Дополни предложение.

4.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова.Будем развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме, обобщать и понимать глубокий смысл басни.

а) Знакомство с биографией писателя. Консультант, который приготовил сообщение о

великом русском баснописце – И.А. Крылове.

– Назовите произведения И.А. Крылова, которые вам знакомы?

5.Подготовка к первичному восприятию текста.

1) Организация фронтальной работы.

– Отгадайте загадку и решите ребус. (Слайд 2)

– Догадайтесь, с какой басней мы сегодня познакомимся? (Слайд 3)

2) Показательное чтение басни.

– Послушайте, басню «Стрекоза и Муравей». Обратите внимание на интонацию.Следим по тексту.

3) Проверка первичного восприятия:

– Понравилась ли вам басня?

— С какой интонацией нужно читать слова Стрекозы? Муравья?

– Какими вы представляете себе Стрекозу? Муравья?

4)Чтение басни с объяснением трудных слов (читает один или несколько сильных учеников) (Слайд 4,5,6)

-“как зима катит в глаза”. Как вы это понимаете? (Скоро наступит зима, зима близко, на подходе).

— “помертвело чисто поле”. Как вы это понимаете? (Ничего в поле не растет, поле голое).

— злой тоской удручена (расстроена, обижена)

5) Физкультминутка.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела,

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

6) Самостоятельное чтение басни.

– Какие недостатки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?

6 Закрепление и осмысление знаний

7). Анализ литературного произведения.

– Почему автор написал в басне слова Стрекоза и Муравей с большой буквы?

– Какие недостатки людей высмеивает И.А. Крылов в своей басне?

– Какова главная мысль данной басни? А может ли пословица выражать главную мысль?

– Как относится автор к героям? Запись на доске:

с презрением;

с любовью;

с юмором;

с добротой;

с восхищением;

с теплотой.

– Жалко ли вам Стрекозу? Что бы вы ей посоветовали?

– Правильно ли поступил Муравей?

– Что ожидает героев басни в будущем?

8) Работа в парах.

Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни (слайд 6)

9) Чтение басни по ролям.

10) Подведения итогов урока. Рефлексия.

Организация оценочной деятельности.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Кто написал эту басню?

– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Учащиеся оценивают свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.

11) Домашнее задание. По выбору.

-с.73-74 читать отвечать на вопросы;

— выучить наизусть отрывок басни

-с.73-74 читать, задание 5.


И.А. Крылов Басня «Стрекоза и Муравей»

И.А. Крылов Басня «Стрекоза и Муравей»


Устный рассказ о басне


Прочитай и определи жанр Ваня, Ваня- простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород . Псевдоним -вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля .                                                     Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк ? Иван Крылов

Прочитай и определи жанр

Ваня, Ваня- простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород .

Псевдоним -вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля .

  •                                                    

Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним: Нави Волырк ?

Иван Крылов


Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _ ________ ______, их __________________. В баснях высмеиваются _____________ _____ людей: _____________ ___________________________________________. Басня содержит нравоучение – Цель басен - рассказ животные, растения люди поступки, поведение недостатки злоба, зависть, жадность, лень мораль назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _ ________ ______,

их __________________.

В баснях высмеиваются _____________ _____ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит нравоучение –

Цель басен —

рассказ

животные, растения

люди

поступки, поведение

недостатки

злоба,

зависть, жадность, лень

мораль

назвать порок, воспитать на отрицательном примере.


Отгадай загадку и реши ребус Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.

Отгадай загадку и реши ребус

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки Строят дом себе на кочке.

  •                                                    


И.А. Крылов Басня «Стрекоза и Муравей»

И.А. Крылов Басня «Стрекоза и Муравей»


Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Тема: О беспечности и легкомыслии

Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа.

Тема: О беспечности и легкомыслии


Установи последовательность иллюстраций и подбери фрагменты из басни

Установи последовательность иллюстраций и подбери фрагменты из басни


Объясни лексическое значение слов и выражений зима наступила стремительно зима катит в глаза -

Объясни лексическое значение слов и выражений

зима наступила стремительно

зима катит в глаза —


Помертвело чисто поле - на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались.

Помертвело чисто поле —

на полях пусто, не поют птицы, насекомые попрятались.


расстроена, обижена. Злой тоской удручена - Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи. Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)

расстроена, обижена.

Злой тоской удручена —

Вешние дни -весенние дни, когда журчат ручьи.

Кум, (кумушка)- в те времена так обращались к знакомому мужчине (женщине)


Дайте характеристику персонажам басни легкомысленн… Муравей справедлив… предусмотрительн… беззаботн… трудолюбив… несерьезн… Стрекоза правдив… беспечн…

Дайте характеристику персонажам басни

легкомысленн…

Муравей справедлив…

предусмотрительн…

беззаботн…

трудолюбив…

несерьезн…

Стрекоза правдив…

беспечн…


Какая пословица лучше всего выражает законченную мысль басни? на тишь ло зак жишь по ма то Что мо и в ло ро по

Какая пословица лучше всего выражает законченную мысль басни?

на

тишь

ло

зак

жишь

по

ма

то

Что

мо

и

в

ло

ро

по


Ле про зи с жишь мой по су мой то жишь бе ле

Ле про зи с

жишь

мой

по

су

мой

то жишь бе

ле


Памятник Крылову в Летнем саду Во время работы над памятником Крылову в доме скульптора Клодта разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. 12 мая 1855 состоялось открытие в торжественной обстановке .

Памятник Крылову в Летнем саду

Во время работы над памятником Крылову в доме скульптора Клодта разместился целый зверинец: осёл, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.

12 мая 1855 состоялось открытие в торжественной обстановке .


Шаблоны PowerPoint, презентации по культуре и искусству http://freeppt.ru/ http://animashky.ucoz.ru/photo/avatary/66/7-0-287- муравей http://kartiny.ucoz.ru/photo/animacii/nasekomye/strekoza_skachat_besplatno/565-0-19851- стрекоза http://mobiliv.ru/photo/180-0-12077-летающие стрекозы и цветы http ://miranimashek.com/photo/418-0-22043-зима http://cool-pictures.su/photo/animacija/dozhd/derevja_pod_dozhdem/99-0-10808- голые деревья, дождь

Шаблоны PowerPoint,

презентации по культуре и искусству

http://freeppt.ru/

http://animashky.ucoz.ru/photo/avatary/66/7-0-287- муравей

http://kartiny.ucoz.ru/photo/animacii/nasekomye/strekoza_skachat_besplatno/565-0-19851- стрекоза

http://mobiliv.ru/photo/180-0-12077-летающие стрекозы и цветы

http ://miranimashek.com/photo/418-0-22043-зима

http://cool-pictures.su/photo/animacija/dozhd/derevja_pod_dozhdem/99-0-10808- голые деревья, дождь

Тематическое
планирование по литературе. 6 класс.

урока

Дата

Тема урока

Домашнее

задание

Содержание урока

1

Художественное произведение. Содержание и
форма, автор и герой

Письменно ответить на вопрос «Что мне близко
в рассуждениях В. Б. Шкловского о книгах и читателях?».

Художественное произведение. Содержание и
форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Диагностика
уровня литературного развития учащихся.

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые
песни

Выполнить задание 1 из раздела учебника
«Проверьте себя».

Понятие об обрядовом фольклоре. Произведения
календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и
осенние обрядовые песни. Обрядовые песни в актёрском исполнении. Эстетическое
значение обрядового фольклора.

3

Малые жанры фольклора. Загадки.  Пословицы и
поговорки.

Составить план сообщения о пословицах и
поговорках и подготовить устный рассказ по этому плану. Сочинить 2—3 загадки
на разные темы.

Пословицы и поговорки как малые жанры
фольклора. Их народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность, прямой и переносный смысл пословиц. Многообразие тем
пословиц и поговорок.

4

Русская летопись.  Отражение исторических
событий в «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Подготовить выразительное чтение и
художественный пересказ летописного «Сказания о белгородском киселе»

5

Русская басня. Противопоставление труда и
безделья в басне И.И.Дмитриева «Муха»

Прочитать статью учебника «Иван Иванович
Дмитриев» и подготовить сообщение о баснописце. Выучить басню «Муха»
наизусть.

Знакомятся с биографией и литературным 
творчеством И. И Дмитриева.

Рассматривают особенности композиции и
сюжета; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория.

Понимают  юмористический характер басни.

Дают развернутые ответы на вопросы по
прочитанному произведению.

Осознают свои трудности, стремятся к их
преодолению.

Адекватно оценивают свои достижения.

Вступают в учебный диалог с учителем,
одноклассниками, участвуют в общей беседе.

Учатся обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем.

Читают и слушают, извлекая нужную информацию,
а также самостоятельно находят ее в тексте. Понимают точку зрения другого, в
том числе автора.

6

И.А. Крылов.  Сведения из биографии
баснописца. Равное участие власти и народа в достижении общественного блага в
басне «Листы и корни». Секрет «Ларчика».

Выучить наизусть басню «Листы и Корни» и
подготовить её выразительное чтение. Завершить работу над таблицей.
1

Крылов о равном участии власти и народа в
достижении общественного блага. Басня в актёрском исполнении.

7

И.А.Крылов. Суд над отношением к искусству в
басне «Осел и Соловей». Афористичность басен Крылова.

Выучить басню «Осёл и Соловей» наизусть.

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Роль
самообразования в формировании его личности. Комическое изображение
невежественного судьи, не понимающего истинного искусства. Развитие понятия
об аллегории и морали.

8

А.С.Пушкин. Сведения из биографии поэта.
Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С.Пушкина. «Узник».

С. 42-52 с.53.

 Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
Дружба Пушкина и Пущина. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых
испытаниях. «Чувства добрые» в стихотворении. Стихотворение в актёрском
исполнении. Жанр стихотворного послания, его художественные особенности.

9

А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Единение природы
и человека.

С.54 Наизусть стихотворение

Стихотворение в актёрском исполнении. Роль
антитезы в композиции стихотворения. Мотив единства красоты человека, природы
и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Интонация как средство выражения
поэтической идеи.

10

Есть ли цена у дружбы? Стихотворение
А.С.Пушкина «И.И.Пущину». Зимний пейзаж в стихотворении «Зимняя дорога».

Содержание «Барышня-крестьянка»

Тема дороги в творчестве А. С. Пушкина.
Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть, в стихотворении «Зимняя дорога».
Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного
пути в стихотворениях о дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре,
композиции как средствах создания художественных образов.

11

Цикл повестей Белкина. Повествование от лица
вымышленного автора как художественный прием. Приём антитезы в повести
«Барышня-крестьянка»

Читать повесть«Выстрел»

Определяют отличительные признаки повести и
романа как литературных жанров. Подбирают информацию об истории создания
романа. Находят прототипы героев. Отмечают влияние исторической эпохи на
создание романа.

12

Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции
и повествования: три выстрела и три рассказа о них.

Том 1. Взаимоотношения между семьями.

Определяют отличительные признаки повести и
романа как литературных жанров. Подбирают информацию об истории создания
романа. Находят прототипы героев. Отмечают влияние исторической эпохи на
создание романа.

13

А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение
русского барства. Конфликт между Дубровскими и Троекуровыми

2 том
романа

Определяют систему образов и основной
конфликт

в романе «Дубровский», обозначают нравственные
и социальные проблемы в романе.

Сопоставляют литературные произведения с
иллюстрациями к ним; используют теоретико-литературные понятия в речи; при
обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно
доказывают свою точку зрения.

Планируют (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками, или самостоятельно) необходимые действия, операции, учатся
действовать по плану.

Оценивают ситуацию  на уроке с точки зрения
общечеловеческих ценностей, красоты природы и творчества.

Сопоставляют и отбирают информацию,
полученную из всевозможных источников.

14

Протест Владимира Дубровского против
беззакония и несправедливости. Защита чести и независимости личности.

Прочитать главы 12-19.

15

Любовь Владимира и Маши

Составить простой план романа

  16

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина
«Дубровский»

Написать сочинение по плану

 17

Контрольная работа №1 по теме «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»

Сообщение о М.Ю.Лермонтове

18

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта-изгнанника. Любовь к
Родине.

Подготовить выразительное чтение
стихотворения «Тучи» наизусть

Краткий рассказ о поэте (детство,
ученические годы, начало творчества). Чувство одиночества и тоски, любовь
поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа
построения стихотворения. Понятие о поэтической интонации.

19

Тема красоты и гармонии в стихотворениях
«Листок», «На севере диком…», «Утёс»

Подготовить выразительное чтение
стихотворения «Листок»

Тема одиночества и изгнанничества. Антитеза
как основной композиционный приём стихотворения. Лирические персонажи
стихотворений и их символический характер. Особенности выражения темы
одиночества.

20

Обучение анализу стихотворения «Три пальмы».

Подготовить выразительное чтение баллады
наизусть. Письменно ответить на вопрос «Какие черты баллады проявились в
стихотворении „Три пальмы“?»

Нарушение красоты и гармонии человека с
миром. Развитие представлений о балладе.

21

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Бежин
луг»: образы автора и рассказчика.

Подготовить устное сообщение о детстве и
юности Тургенева (см. задание 2 из раздела учебника «Проверьте себя»).
Письменно выполнить задания 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Из истории создания сборника «Записки
охотника». Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям.
Образ рассказчика.

22

Духовный мир крестьянских детей. Картины
природы.

Подготовить выразительное чтение описаний
природы из рассказа «Бежин луг»

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный
мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений
о портретной характеристике персонажей. Роль картин природы в рассказе.
Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении.

23

И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч». Вн.чт.

Подготовить письменный ответ на вопрос.  Что
можно узнать о России из «Записок охотника» Тургенева?

Сюжеты и герои «Записок охотника».
Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции
рассказов.

24

Пять картин в стихотворении Ф.И.Тютчева
«Неохотно и несмело»

Выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем
свою речь».

Краткий рассказ о поэте (детство, начало
литературной деятельности). Передача сложных, переходных состояний природы,
запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического
масштаба и конкретных деталей. Стихотворение в актёрском исполнении.

25

Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии поэта.
Разные взгляды на жизнь, отражённые в стихотворении «Листья». Судьба человека
и судьба коршуна в стихотворении «С поляны коршун поднялся…»

Подготовить выразительное чтение стихотворения
«Листья» наизусть. Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Противопоставление судеб человека и коршуна:
свободный полёт коршуна и земная обречённость человека. Обучение
выразительному чтению. Роль антитезы в стихотворении.  Динамические картины
природы. Передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ
краткой, но яркой жизни. Стихотворение в актёрском исполнении.

26

А.А.Фет. Сведения из биографии поэта.
Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Подготовить выразительное чтение
стихотворения. Письменно ответить на вопросы из раздела учебника «Творческое
задание».

Краткий рассказ о поэте (детство, начало
литературной деятельности). Особенности изображения природы. Жизнеутверждающее
начало. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.
Стихотворение в актёрском исполнении.

27

А.А.Фет. «Учись у них – у дуба, у березы…»
Природа – образец для подражания.

Письменно ответить на вопрос «Какова роль звукописи
в стихах Фета (на примере 1—2 стихотворений)?»

Природа как естественный мир истинной
красоты, как мерило нравственности. Краски и звуки в пейзажной лирике. Гармоничность
и музыкальность поэтической речи. Развитие понятия о звукописи.

28

Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Лирика. Р/р

ƒПисьменно ответить на вопрос «Какие чувства
и мысли вызывает приход весны у русских поэтов?».

Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И.
Тютчева и А. А. Фета. Защита проекта. Литературные конкурсы.

29

Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: автор и
народ.

Подготовить выразительное чтение одной из
частей стихотворения . Устно ответить на вопросы из раздела учебника
«Творческое задание». Письменно ответить на вопрос «В чём различие взглядов
автора и генерала на русский народ?».

Краткий рассказ о поэте (детство, начало
литературной деятельности). Стихотворение в актёрском исполнении. Картины
подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Величие
народа — созидателя материальных и духовных ценностей.

30

Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие 
композиции и языка стихотворения. 

Письменно ответить на проблемный вопрос «В
чём своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова „Железная дорога“?».

Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание
реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических
вопросов. Начальные представления о строфе. Понятие о диалоге.

31

Законы стихосложения.

Подготовиться к контрольной работе по
творчеству И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова.

Трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)
размеры стиха. Виды рифм и способы рифмовки.

32

 Контрольная работа  по творчеству
И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова.

Прочитать сказ Н. С. Лескова «Левша».

Контрольная работа по творчеству Ф. И.
Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева.

33

Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть.

Составить письменную характеристику левши на
основе таблицы «Образ левши. Черты характера героя» и задания 5 из раздела
учебника «Совершенствуем свою речь».

Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности). Гордость писателя за народ, его трудолюбие,
талант, патриотизм. Изображение представителей царской власти в сказе.
Бесправие народа. Авторское отношение к героям.

34

  Н.С.Лесков. Особенности языка сказа
«Левша»

Письменно ответить на вопрос «В чём
особенности памятника Н. С. Лескову в Орле?»

Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии.
Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией.

35

Н.С.Лесков. «Левша».Р/р

Завершить работу над сочинением.

Подготовка к письменному ответу на
проблемный вопрос

36

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»:

герои рассказа

Прочитать юмористические рассказы Чехова
«Пересолил», «Лошадиная фамилия» и «Радость».

Краткий рассказ о писателе (детство, начало
литературной деятельности). Система образов рассказа. Разоблачение лицемерия
в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источники юмора.

37

Родная природа в стихотворениях
Я.Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого.

Домашнее задание Подготовить выразительное
чтение стихотворений наизусть (по выбору)

Лирика как род литературы. Пейзажная лирика
как жанр. Краткий рассказ о поэтах. Художественные средства, передающие
различные состояния природы и человека в пейзажной лирике. Стихотворение в
актёрском исполнении.

38

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»:

герой и прототип

Прочитать первую главу повести А. С. Грина
«Алые паруса».

Краткий рассказ о писателе. Реальная основа
и содержание рассказа. Образ главного героя.

39

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта

и действительность.

Прочитать «Алые паруса» до конца. Ответить
на вопросы из раздела учебника «Читаем самостоятельно». Письменно ответить на
вопрос «Чем Лонгрен отличался от жителей Каперны?»

Краткий рассказ о писателе. Жестокая
реальность и романтическая мечта. Фрагменты повести в актёрском исполнении.
Образ Лонгрена. Жители Каперны.

40

А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

Прочитать сказку В. М. Гаршина «Attalea
Princeps».

Краткий рассказ о писателе. Прекрасное —
вокруг нас. Символическое содержание пейзажных образов. Развитие понятия об
образе-символе. Сказка в актёрском исполнении.

41

Стихотворения русских поэтов о Великой
Отечественной войне. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Подготовить выразительное чтение
стихотворения наизусть.

Краткий рассказ о поэте-фронтовике.
Стихотворение в актёрском исполнении. Трудные солдатские будни. Скорбная
память о павших на полях сражений. Своеобразие образа Родины и чувство любви
к ней, ответственности за неё в годы жестоких испытаний. Образ русского
народа.

42

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной
войне. Д.С.Самойлов «Сороковые».

Письменный ответ на вопрос «Почему антитеза
молодости и войны придаёт стихотворению „Сороковые“ трагическое звучание?».

Краткий рассказ о поэте-фронтовике.
Актёрское чтение стихотворения. Образ ы и картины военного времени.
Звукописные образы. Антитеза молодости и войны.

43

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»:

сюжет и герои .

Подготовить пересказ эпизода «Сбор
земляники» (от лица одного из героев).

Краткий рассказ о писателе (детство, юность,
начало творческого пути). Изображение жизни и быта сибирской деревни в
предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа.

44

«Конь с розовой гривой»: проблематика

рассказа, речь героев

Выполнить задания 5, 6 из раздела учебника
«Сделаем выводы»

Нравственные проблемы рассказа: честность,
доброта, понятие долга. Речевая характеристика героев. Особенности
использования народной речи. Юмор. Герой-повествователь.

45

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Р/р

Письменно ответить на вопрос «Какова роль
речевых характеристик в создании образов героев рассказа „Конь с розовой
гривой“ (на примере одного героя)?».

Подготовка к домашнему письменному ответу на
проблемный вопрос.

46

В.Г.Распутин. «Уроки французского»:
трудности послевоенного времени.

Подготовить устное сообщение о главном герое
рассказа по плану из задания 2 (раздел учебника «Сделаем выводы») и пересказ
выбранного эпизода от лица одного из героев.

 Краткий рассказ о писателе (детство,
юность, начало творческого пути). Отражение в повести трудностей военного
времени. Герой рассказа и его сверстники.

47

«Уроки французского»: стойкость главного

Героя.

Письменно ответить на вопрос «Как показана в
рассказе стойкость характера главного героя?»

Жажда знаний, нравственная стойкость,
чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.
Герой-повествователь.

48

 В. Г. Распутин. «Уроки французского»:

учительница Лидия Михайловна

Письменно проанализировать один из эпизодов
рассказа.

Душевная щедрость учительницы, её роль в
жизни мальчика. Нравственная проблематика рас сказа. Развитие понятий о
рассказе и сюжете.

49

В. М. Шукшин. «Критики»: образ «странного»

героя.

Прочитать рассказы Шукшина «Срезал» и
«Чудик»

Краткий рассказ о писателе. Образ «странного»
героя в рассказе. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости.
Особенности героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

50

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»:

школа, учитель, ученики

Подготовить пересказ юмористических фрагментов
рассказа (от третьего лица).

Краткий рассказ о писателе. Влияние учителя
на формирование детского характера. Образ учителя и его воспитанников.
Картины школьной жизни.

51

«Тринадцатый подвиг Геракла»:

юмор в рассказе

Написать отзыв или аннотацию на
самостоятельно прочитанное произведение.

Развитие понятия о юморе. Чувство юмора как
одно из ценных качеств человека. Роль юмористических образов и картин в
рассказе.

52

Урок  контроля. Классное сочинение

по произведениям В. Г. Распутина, В. П.
Астафьева,

Ф. А. Искандера.

Подобрать портреты, изображения литературных
мест и краткие биографические сведения о поэтах А. А. Блоке, С. А. Есенине,
А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцове с использованием справочной литературы и
ресурсов Интернета

Самостоятельный развёрнутый ответ на один из
вопросов. 1. Каков образ моего ровесника в произведениях Распутина,
Астафьева, Искандера? (По выбору.) 2. Как взрослые помогали детям в рассказах
Распутина, Астафьева, Искандера? (По выбору.) 3. Какие черты личности учителя

53

Родная природа в русской поэзии ХХ века.

А. А. Блок.

С. А. Есенин.

А. А. Ахматова.

Подготовить выразительное чтение одного из
стихотворений наизусть.

Краткий рассказ о поэтах. Поэтизация родной
природы. Средства создания поэтических образов.

54

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: Родина,
страна,

Вселенная.

Выразительное чтение
стихотворения,письменный анализ.

Краткий рассказ о поэте. Стихотворение в
актёрском исполнении. Образы и картины стихотворения. Тема Родины в стихотворении.
Ритмика и мелодика стихотворения.

55

Урок-праздник. «Родная природа в лирике
русских поэтов XIX и XX веков».

Подготовка к классному сочинению по лирике о
природе.

Урок-праздник.

56

Классное  сочинение по произведениям

русских поэтов XIX и XX веков. О Родине и
родной природе.

Подобрать материалы о биографии и творчестве
Г. Тукая и К. Кулиева

1. Какие средства создания поэтических
образов используют в стихах о родной природе русские поэты XIX века? (По
стихотворениям Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого.) 2.
Какими способами выражено чувство любви к Родине и родной природе в
стихотворениях русских поэтов XX века? (По стихотворениям А. А. Блока, С. А.
Есенина, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова.)

57

Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга».

Подготовить выразительное чтение одного из
стихотворений

Слово о татарском поэте. Любовь к своей
малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, семье, традициям
своего народа. Книга в жизни человека — «отрада из отрад», «путеводная
звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

58

К. Кулиев. «Когда на меня навалилась
беда…»,

«Каким бы малым ни был мой народ…»

Подготовить выразительное чтение одного из
стихотворений К. Кулиева.

Слово о балкарском поэте. Поэтический образ
Родины. Народ и его язык.

59

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции .

Подготовить устный рассказ о мифах и краткий
пересказ 7—11-го подвигов Геракла

Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный
двор царя Авгия»

60

Подвиги Геракла: воля богов — ум и отвага героя

Письменно ответить на вопрос «Какой подвиг
Геракла вы считаете самым значительным?»

«Яблоки Гесперид» и другие подвиги Геракла.
Отличие мифа от сказки

61

Геродот. «Легенда об Арионе»

Подготовить пересказ легенды об Арионе

Слово о писателе и историке. Жизненные
испытания Ариона и его чудесное спасение. Воплощение мифологического сюжета в
стихотворении А. С. Пушкина «Арион»

62

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая

поэма

Подготовить устный рассказ о Гомере и его поэме
«Илиада»

Краткий рассказ о Гомере. Понятие о
героическом эпосе. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».
Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни.

63

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая

поэма

Подготовить вы разительное чтение отрывка из
поэмы Гомера «Одиссея»

Стихия Одиссея — борьба, преодоление
препятствий, познание неизвестного. На острове циклопов. Полифем. Храбрость,
сметливость (хитроумие) Одиссея.

64

М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»:

жизнь героя в воображаемом мире

Перечитать главы X, XVII (ч. II).

Слово о писателе. Проблема истинных и ложных
идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Сражение с
ветряными мельницами.

65

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа

Ответить на вопрос «Чем похожи и не похожи
Дон Кихот и Санчо Панса?».

Образ Санчо Пансы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды
жизни.

66

Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы

благородства, достоинства и чести

Подготовить выразительное чтение баллады.

 Краткий рассказ о писателе. Повествование о
феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный
каприз. Образ рыцаря, защищающего личное достоинство и честь. Баллада в
актёрском исполнении. Переводы баллады. Понятие о рыцарской балладе.

67

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе,

проблемы чести и предательства

Подготовить рассказ о нравственных законах
корсиканцев.

Краткий рассказ о писателе. Изображение
дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически
сложившихся устоев над цивилизованной жизнью с её порочными нравами. Понятие
о новелле.

68

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»:

дети и взрослые

Подготовить выразительное чтение и пересказ
Х—XV, XXI глав сказки.

Краткий рассказ о писателе. Мечта о
естественном отношении к вещам и людям.

69

«Маленький принц»: вечные истины

в сказке

Почему «заповеди» Маленького принца можно
считать вечными?

Чистота восприятия мира как величайшая
ценность. Утверждение общечеловеческих истин.

70

Выявление уровня литературного

развития учащихся

Задание
на лето.

Выполнение тестов. Письменный ответ на
проблемный вопрос.

Тема урока: Басни. Квартет.

Цель урока: закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы; познакомить с басней И.А.Крылова “Квартет”

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила; выполнять учебные действия; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других ; адекватно использовать коммуникативные средства; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы; учитывать разные точки зрения.

осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать.

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу; установка на здоровый образ жизни; способность к самооценке и оцениванию других;  ориентация на понимание причин успеха;

учебник «Литературное чтение» 4 класс 1 часть «Школа 21века» , Л.А.Ефросинина , М.И.Оморокова

Этапы урока, время

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Оборудование

Организационный момент

(1 минута)

Словесный метод (рассказ), анализ, сравнение

Здравствуй, ребята. Сегодня урок чтения проведу у вас я, Ольга Владимировна.

Сегодня нам понадобиться пенал, учебник, ваши рабочие тетради.

Учащиеся приветствуют учителя, встают из-за парт.

Слушают учителя. проверяют наличие того, что понадобиться на уроке.

Слушать и понимать речь других (К),

Осуществлять анализ объектов(П)

Умение анализировать (П)

Слайд 1

Повторение изученного

Скажите мне, что такое басня?

Как называется человек, которые пишет басни?

Соотнесите название басни, с баснописцем, которую ее написал.

Разгадайте ребус и скажите, басню какого автора мы сегодня будем читать.

Ответ: Крылов

-это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

Устно соотносят автора басни к названию басни.

Разгадывают ребус.

Ответ : Крылов

Слайд 2

Слайд 3

Изучение нового материала, формирование умений

— подготовка к первичному восприятию текса

-первичное восприятие

-эмоциональный отклик на прочитанное(услышанное)

— чтение текста детьми

— анализ произведения

Словесный (беседа)

Ответы с места

Опрос

Чтение басни

Как вы знаете, Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец.

Кто мне скажет, почему?

Правильно, А.С. Пушкин любил читать его басни и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

Я вам расскажу несколько интересных и смешных фактов из жизни Крылова. (приложение№1)

Давайте послушаем басню «квартет».

  • Понравилась вам басня?
  • Какими чертами характера Крылов наградил Мартышку?
  • Осла?
  • Козла?
  • Мишку?

Теперь вы будете читать басню. Читаем по очереди до точки.

Юля, читай.

Что означает:

*квартет

*какие бывают квартеты?

Маша, читай:

Что означает:

*нот

*баса

*альта

*скрипка

Давайте посмотрим, как они выглядят

Кто знает отличия скрипки от альты?

Юля. Читай.

Что означает:

*смычки

Маша, читай.

*все слова понятны?

Юля, читай.

Что означает:

*прима

*втора

*могут ли заплясать лес и горы?

Маша, читай.

Что значит:

*как вы понимаете « он все – таки на лад нейдет.»

Юля, читай.

Дальше, Маша.

Что означает:

*чинно в ряд

Юля, читай.

Что означает:

*пуще прежнего

Маша, читай

Юля, читай.

Что означает:

*возьми на час терпенье

*привесть

Маша, читай.

Что означает:

*надобно уменье

Скажите, сколько частей в этой басне.

Нашли мораль?

Прочитайте.

*как автор представляет героев басни?

*как соловей относится к участникам квартета?

*прав ли соловей в своих словах?

Потому что, язык басен Крылова прост и ясен. Стихи звучат как непринужденный разговор. Он писал о различных поучительных происшествиях так, что читатель видит перед собой яркую, живую сцену

  • Понравилось.
  • Мартышка-проказница, вертлявая.
  • Осел – глупый, упрямый.
  • Козел —  не умный, упертый.
  • Мишка – косолапый, неповоротливый.

*квартет – это 4 музыканта.

*инструментальный  и  вокальный и вокально – инструментальный.

*нот – это ноты

*баса, альта, скрипка – музыкальные инструменты

  • Альта такая же, как скрипка, но больше нее.  

*приспособление для извлечения звука из струнных-смычковых инструментов.

*прима – это первая скрипка в оркестре.

*втора – вторая скрипка.

*нет, леса и горы не могут заплясать.

  • Т.е. у них все равно не получается нормально играть

*т.е. сели так , как им сказали.

*еще сильнее споры

*набрался терпенья

*привести в порядок

*нужно уметь что либо делать

3 части. Вступление, рассказ, мораль

Нашли.

Со слов: « чтоб музыкантом быть ..» и до конца.

*автор представляет героев , как незнающих, не умеющих играть на музыкальных инструментах, у которых нет слуха.

*соловей по доброму относиться к героем и советует им прекратить этим заниматься, так как у них ничего не получается.

* соловей прав.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  учитывать установленные правила оценивания; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач; формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения;

Познавательные УУД: строить рассуждения ;

Личностные УУД: способность к самооценке и оценке других;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу ; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя; проявлять инициативу;  

Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные средства ;формулировать собственное мнение и позицию; учитывать различные мнения; задавать вопросы;

Познавательные УУД: осуществлять запись нужного материала; строить рассуждения ; осуществлять анализ объектов; проводить сравнение;

Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности; интерес к учебному материалу;

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6 и 6,1

Чтение басни

Еще раз прочитайте текст.

Читают текст в слух .

Физическая минутка

(1 -2 минуты)

Словесный(рассказ)

Практический(упражнение) ; показ всему классу

А теперь отдохнём.  Встаньте из-за парт.

Потянулись, разминулись, вперед поклонились, всем улыбнулись, и на места присели.

Повторяют, движения за учителем

Личностные:;установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные: учитывать установленные правила; выполнять учебные действия.

Закрепление систематизация, применение З  и У

( 9 минут минут)

Словесный( рассказ)

Инструктаж

Словесный(беседа)

Работа в рабочей тетради на печатной основе

Мы с вами сделаем обложку для нашей басни. Я вам раздам такие памятки и по ним вы составите свою обложку.

Давайте придумает.

  • Как обозначим жанр произведения?
  • О ком говориться в басне?
  • А если подумать? В басне есть ирония?
  • А над животными ли он смеется? В басне высмеивают чьи поступки?
  • Значит о ком басня?
  • Какой цвет возьмем ?

Ну дальше вы сами справитесь

Вам 8 минут на все.

8 минут прошло. Поднимите свои работы. Я посмотрю, как вы справились.

Вы все молодцы все сделали правильно. (самые лучшие вывесить на доску)

Получают памятки

Понимают, что для басни там нет ориентиров и просят помощи у учителя.

  • Квадрат 20*20
  • О животных.
  • Есть. Автор насмехается над животными.
  • Поступки людей.
  • О людях
  • Серый

Поднимают работы .

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку и предложения учителя и одноклассников.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; учитывать разные точки зрения; формулировать свое мнение.

Познавательные УУД: осуществлять анализ ; осуществлять поиск нужной информации;

Подведение итогов

(2 минуты)

Словесный (беседа)

Ответ с места

И так скажите.

С какой басней мы сегодня познакомились?

Кто автор?

Кто главные герои басни?

Какие они?

Какая мораль этой басни?

С басней «Квартет»

Автор Иван Андреевич Крылов

Козел, осел, мартышка, мишка.

Не умные, глупые, не умеют играть на музыкальных инструментах.

Мораль в том, что в любом деле нужны определенные навыки и умения. а для этого надо бы этому научиться.

Познавательные: строить ответ в устной форме; строить рассуждения, обобщать;

Коммуникативные: учитывать различные точки зрения; формулировать собственное мнение;

Личностные:; ориентация на понимание причин успеха;

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя;

Домашнее задание

(1 минута)

Словесный (инструктаж)

Запишите домашнее задание.

  • Задания в рабочей тетради
  • Выразительное чтение басни

Записывают домашнее задание.

Познавательные: осуществлять запись;

Коммуникативные: задавать вопросы;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.

         Дочь Оленина, Варвара Алексеевна, рассказывает, как её отец и И. А.Крылов отправляются во дворец. Крылов выбрит, умыт, на нем новый, только что сшитый мундир. И вдруг кто- то спохватывается: -Иван Андреевич, а где же ваша шляпа? Весь дом кидается искать крыловскую шляпу: без нее являться во дворец никак невозможно. Высокий, дородный Крылов сидит неподвижно, наблюдая, как суетятся окружающие. Наконец и он встаёт, чтобы присоединиться к розыскам. И тут выясняется, что…Крылов сидел на своей шляпе. Измятый блин пытаются хоть как-то уподобить головному убору. Поломанные перья плюмажа (украшения на головном уборе) кое- как поставили стоймя, и Крылов спешит к императрице.

 Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, мать царя Александра I и правившего вслед за ним его младшего брата Николая I, старалась приблизить ко двору именитых писателей. Крылова она часто приглашала в свою летнюю резиденцию — Павловск. Иван Андреевич и здесь являлся уморительным чудаком. Вот императрица входит к обеду. Крылов приближается, чтобы поцеловать августейшую ручку, и вдруг… чихает на руку императрице.

Или другой конфуз. При разводе дворцового караула императрица замечает в толпе зрителей Крылова. Она подзывает его, Крылов подходит как- то боком, переминается с ноги на ногу, норовит поскорее уйти. Что ж оказалось? Иван Андреевич позабыл надеть чулки. А сапоги у него дырявые — голые пальцы торчат наружу.

14 декабря 1825г. Крылов пришел на сенатскую площадь в самый разгар восстания декабристов. Видел вблизи мятежных солдат и с ними своих давних знакомых — Рылеева, Бестужева, Кюхельбекера. Долго и бесстрашно всматривался он в происходящее, а потом, как рассказывали, на вопрос императора Николая I, зачем он пошел на площадь, отвечал: — Я, ваше величество, подумал, что пожар.   Пожары были страстью Крылова, он готов был вскочить среди ночи и мчаться на другой конец города, чтобы увидеть яркий и страшный разгул стихии.   Его ответ императору, разумеется, был шуткой. Он вообще на все серьезные вопросы либо отмалчивался, либо отшучивался.

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроном

    Содержание урока

    УУД

    Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

    Деятельность ученика

    I.  Этап самоопределения к деятельности

    30 сек- 1 мин

    -Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

    — Проверьте все ли у вас готово к уроку?

    Приветствуют учителя и друг друга

    Настраиваются на урок, проверяют готовность.

    Волевая саморегуяция; преодоление импульсивности, непроизвольности

    II. Актуализация знаний и мотивация

    5-7 мин

    Проверка домашнего задания.

    — С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    — Сейчас я проверю, как вы усвоили содержание сказки. Сколько лет рыбачил старик?

    — Где жил старик со своею старухой?

    — Что было разбитым у старика со старухой?

    — Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик?

    — Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака?

    — Сколько раз старик закидывал невод?

    — Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

    — Кем желала стать старуха в самой своей заветной мечте?

    — С чем осталась старуха в конце сказки?

    — За что была наказана старуха?

    — А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

    — Тридцать три года.

    — В землянке.

    — Корыто.

    — Неводом.

    — Золотая рыбка.

    — Три раза.

    — Четыре желания.

    — Владычицей морской.

    — С разбитым корытом.

    — За жадность

    Структурирование знаний; работа с информацией, выполнение логических операций, извлечение необходимой информации из текстов

    III. Постановка учебной задачи

    3-5 мин

    — Для того чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам записать в столбик ответы на вопросы, которые мы только что обсудили. Кто исполнял желания? Кто загадывал желания? Кто ловил рыбу? Чем старик ловил рыбу? Какая старику попалась рыбка?

    — Смотрим на экран, проверяем. (сл2)

    — Теперь из каждого ответа нам нужно только по одной букве. Из слова рыбка третья буква, из слова старуха тоже третья буква, из слова старик первая, из слова невод снова первая и из последнего слова золотая нам нужна седьмая буква. Подчеркните нужные буквы карандашиком.

    — Какое слово у нас получилось?

    — Верно (сл3). Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

    — Рыбка, старуха, старик, невод, золотая

    Проверяют свои ответы.

    Выделяют буквы.

    — Басня.

    — Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением.

    Формулировать цели и задачи деятельности; целеполагание, прогнозирование;

    определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    принятие и сохраннее учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

    IV. Открытие нового знания

    15 мин

    — Что такое басня?

    — Верно. Басни занимают весомое место в литературе и играют важную роль в жизни людей. Они нужны для того, чтобы люди могли избавляться от своих пороков, т. е. от дурных привычек. Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево. (сл4)  

     — (сл5) Иван Андреевич Крылов был великим русским баснописцем. По всей стране ему возведены памятники. Один из них стоит в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов (сл6). Памятник выполнен скульптором П. Клодтом.

    — Откройте учебник на странице 104. Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен?

    — Что они делают?

    — Иными словами воз. Как вы думаете, получится у них сдвинуть его с места?

    — Почему вы так считаете?

    – Сейчас мы прочитаем что рассказал об этом И.А. Крылов.

    – Понравилась ли вам басня?

    — Подтвердились наши предположения, о чем будет рассказываться в басне?

    -Как написана эта басня прозой или стихотворением?

    – Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

    Словарная работа.(сл7)

     Басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль.

    — Лебедь, рак и щука

    — Щука, лебедь и рак

    — Тянут телегу

    — Нет

    — Потому что они тянут его в разные стороны

    Читают басню по цепочке.

    Высказывают свое мнение

    — Подтвердились.

    — Стихотворением.

    Читают, выделяя новые слова.

    Записывают определения в тетрадь.

    Умение полно и точно выражать мысли, поиск и выделение информации;

    выдвижение гипотез и их обоснование, построение устного речевого высказывания, осуществлять запись (фиксацию) информации, умение полно и точно выражать мысли.

    V. Первичное закрепление. 

    10 мин

    — Давайте охарактеризуем персонажей как животных.  

    — Лебедь – это большая сильная птица, летает на высоте, у неё большой размах крыльев. Рак двигается по-особенному. Он пятится назад. А живёт рак под корягами. Щука плавает в озере куда захочет. Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону. Какими словами описано усердие героев?                      

     — Был ли воз на самом деле тяжёлым?  

     — Почему же воз и ныне там?

    — Лебедь рвётся в облака. Лебедь стремительный, упрямый, быстрый. Рак пятится назад. Рак неповоротливый, нерасторопный. Щука тянет в воду. Щука упрямая.

    — Из кожи лезут вон.

    — Поклажа бы для них казалась и легка.

    -Потому что они не смогли договориться.

    Умение полно и точно выражать мысли, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы, уметь находить ответы на вопросы в тексте, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); уметь определять главную мысль текста.

    VI. Самостоятельная работа

    5-7 мин

    — А теперь самостоятельная работа.  Еще раз прочитайте басню, старайтесь определить ее главную мысль, приготовьтесь ответить на мои вопросы.

    -Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль. Это краткое нравоучительное заключение. Найдите главную часть басни – мораль. Кто прочитает мораль этой басни?

    — Чему же учит басня?

    — Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось. В чём смысл этой пословицы?

    Читают произведение.

    -Когда в товарищах согласья нет,

    На лад их дело не пойдёт,

    И выйдет из него не дело, только мука.

    — Что в любом деле нужно работать вместе, дружно, сообща.

    — Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно.

    Осуществление итогового контроля.

    VII. Включение в систему знаний.

    1-2 мин

    – Что такое басня?

    — Басню какого писателя мы изучили?

    — Как она называется?

    – Почему персонажи басни так и не смогли выполнить свою работу?

    — Что такое мораль басни?

    Басня – это рассказ, чаще всего в стихотворной форме, который содержит в себе поучение, совет или мораль.

    — Ивана Андреевича Крылова

    — Лебедь, рак и щука

    — Они не смогли договориться.

    — Это краткое нравоучительное заключение

    Умение полно и точно выражать мысли.

    VIII. Рефлексия деятельности

    2 мин

    — Какую цель мы ставили в начале урока?

    — Достигли мы этой цели?

    – Что вам понравилось на уроке?

    – Что вызвало у вас затруднение?

    — Поднимите красные карандаши, если вы усвоили

    материал, что-то не поняли – зеленые.

    — Молодцы, вы очень хорошо, работали на

    уроке.

    — Домашнее задание: подготовить выразительное чтение басни.

    — Познакомиться с новым жанром литературы и познакомиться с новым произведением

    — Да

    Высказывают свое мнение.

    Поднимают карандаши.

    Осуществление итогового контроля;

    Оценка, самооценка. Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

  • Устный рассказ о владимире дубровском
  • Устные народные сказки названия
  • Устный отзыв о сочинении товарища 5 класс конспект урока
  • Устное народное творчество составить о них рассказ
  • Устное сочинение по картине в васнецова богатырский скок 4 класс перспектива презентация