Устный отзыв о сочинении товарища 5 класс конспект урока

Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и

Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.

Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.

Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.

Что такое отзыв

Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.

Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.

Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.

Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении

Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.

Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:

  1. Автор произведения и название книги.
  2. Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
  3. Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
  4. Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.

Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.

Как написать отзыв о прочитанной книге

Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:

  1. Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
  2. О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
  3. Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
  4. Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?

Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.

Учебники и УМК по литературе в 5 классе

Список литературы будет зависеть от того, по какой программе обучаются в школе. Министерством науки на сегодняшний день одобрено три программы по литературе. Определить их можно по авторам учебников литературы:

  • Авторы В.Я. Коровина и др. Последняя редакция — 2014 г. Эта программа рекомендована для школ, работающих по ФГОС.
  • Учебник под ред. Г.С. Меркина.
  • Учебник-хрестоматия, где авторами указаны М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г.И. Беленького.
  • Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

В программах есть существенные различия. Поэтому удобнее предложить список литературы для каждой программы отдельно.

Пример написания отзыва

Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.

Представим небольшой пример:

«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?

Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.

Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.

Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.

Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».

Почему выжил в тайге Васютка – герой рассказа В. П. Астафьева

Мужество – это обладание между страхом и отвагой.

Аристотель

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» – это история о том, как тринадцатилетний мальчик Васютка потерялся в тайге.

Читая рассказ, мы узнаём, что у этого мальчика были такие качества, которых иногда нет даже у взрослого человека. Именно эти качества и помогли герою выжить.

В начале произведения мы знакомимся с семьёй Васютки. Его отец и дед – рыбаки. Поэтому с детства мальчик привык к рыбацкой жизни. Вместе с семьёй и рыбаками из бригады отца Васютка «ждал осеннюю путину» на берегу Енисея. Там у него не было даже товарищей. Но несмотря на «скучное житьё», Васютка смог найти себе развлечения. Например, он заботился о рыбаках: заметив, что они любят пощёлкать вечером орехи, мальчик с радостью собирал их в лесу. Астафьев подчёркивает, что Васютке «нравилось бродить», он любил лес.

На протяжении всего рассказа автор изображает быт рыбаков и особенности их работы. Нельзя не заметить, что и Васютка, будучи ребёнком, уже многое знает о рыбной ловле, о лесе. Он даже умеет обращаться с оружием.

Важное место в этом произведении занимают традиции, привычки рыбаков и охотников. Так, мать не отпускает мальчика в лес без краюшки хлеба и спичек. И Васютка с уважением относится к этим «таёжным законам».

Увлёкшись охотой на глухаря, Васютка заблудился в тайге. Он не сразу это заметил, а когда понял, что потерялся, то очень испугался. Но знание законов тайги, смекалка и мужество помогли ему выжить и найти дорогу домой.

Оказавшись в такой опасной ситуации, мальчик не пал духом, он взял себя в руки: «Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу». В этом ему помогли и рассказы рыбаков, и слова дедушки, которые он то и дело вспоминал: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит».

Конечно, ему было очень страшно, холодно, одиноко. Он кричал и плакал «с тоской и отчаянием». Но Васютка не сдавался: он добывал себе еду, разводил костёр, устраивал ночлег на ночь, причём делал он всё это мастерски. Поражает и то, как он прислушивался к природе, ориентировался по ней и предугадывал погоду: «Вызвездило – к холоду!» Даже в такой ситуации он подшучивает над собой, называет себя «дурило», ругается на дождь, на глухаря: «Провалиться мне, если я ещё свяжусь с вашим братом!»

У Васютки кончаются силы, патроны, спички, но он верит в удачу. Именно мужественность и решительность помогли Васютке выжить. И он не только выжил, но и помог рыбакам найти озеро, в котором много рыбы. За это он получил достойную награду, ведь озеро это теперь носит его имя.

Рекомендации при написании отзыва

Несколько советов для школьников и студентов:

  1. Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
  2. Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
  3. Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
  4. Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
      сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
  5. сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
  6. развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
  7. Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.

Сравнение учебников по литературе за 5 класс, рекомендованных Министерством образования и науки РФ

Статья. Сравнение учебников по литературе за 5й класс, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.Материал рассчитан на педагогов и родителей.Согласно трактовке википедии, учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. От учебника зависит, на сколько хорошо ученик усвоит материал.


Для сравнения выбраны 2 учебника по литературе за 5 класс: *
Литература. 5-й класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. М
*
Литература. 5-й класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений: В 2 ч. / Автор-составитель Т.Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 1999. (В дальнейшем — учебник Курдюмовой.)
Рассмотрим сначала основные характеристики двух частей учебника Коровиной.


Обложка плотная, в твердом переплете, не слишком яркая, на форзаце изображение палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений. На титульном листе кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 2-е издание, и что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, также он состоит из двух частей. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В нем много классических иллюстраций.


Уникальность учебного пособия состоит еще и в том, что в комплкте к книгам прилагается диск — фонохрестоматия, для прослушивания литературных произведений.


Особенность учебника в том, что есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 291 в 1 части и с. 292 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 284-289 в 1 части и с. 288—290 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285). В первую часть учебника включены разделы: “Устное народное творчество” (раздел представлен сказками), “Из древнерусской литературы”, “Из русской литературы XVIII века”, “Из русской литературы XIX века”, «Русская литературная сказка», заканчивается первая часть большим разделом тематического характера — “Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе”. По тому же принципу выстроена и вторая часть учебника — раздел из “Русской литературы XX века” заканчивается тематическими подборками: “Поэты о Великой Отечественной войне”, “Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе”, “Писатели улыбаются”. Зарубежная литература вынесена в самостоятельный раздел. Впервые в учебник для пятиклассников включены отрывки из “Повести временных лет”, произведения М.В. Ломоносова, значительно расширен раздел о В.А. Жуковском. Авторам учебника мы обязаны и возвращением в школьную программу “В дурном обществе” В.Г. Короленко. Раздел “Из зарубежной литературы” представлен традиционными для круга детского чтения книгами, в изумительных переводах. В целом же выбор произведений достаточно традиционен. Структура разделов, посвящённых творчеству того или иного писателя, достаточно традиционна. Учебник снабжён богатейшим иллюстрациями. На мой взгляд, самой уязвимой стороной учебника остаются вопросы и задания. Те, что предлагаются к биографической статье, носят, как правило, репродуктивный характер. Вопросы к тексту не всегда выстроены в логической последовательности, ориентированы на работу над идейно-тематическим содержанием, вопросы, позволяющие вести разговор о герое, носят этический характер. Практически отсутствуют задания, которые помогают ученикам понять, как рождается, как создаётся художественный образ, как “работает” слово в тексте. Именно поэтому теоретико-литературные понятия вводятся “за текстом”, во многом определяя и путь работы над произведением на уроке — от темы и идеи к художественным особенностям. Сильной стороной предложенной системы является обязательное наличие среди них вопросов и заданий, помогающих соотнести произведения разных видов искусств. Безусловно, проза в этом учебнике явно превалирует над лирикой, да и вообще, разделы, посвящённые поэзии и особенно лирике сопровождаются минимальным количеством вопросов и заданий, к тому же однотипных. Несколько поправляет ситуацию “Справочный раздел”, один из самых продуманных в учебнике. Он открывается статьёй “Стихи и как читать их вслух”, которая может быть использована в процессе подготовки к выразительному чтению. Теперь обратимся ко второму учебнику — Т.Ф. Курдюмовой. 13е издание, стереотипное. В двух частях.


Учебник Т.Ф. Курдюмовой по своим методическим подходам принципиально не отличается от учебника В.Я. Коровиной — в нём превалирует тот же хронолого-тематический принцип, который, сразу скажем, последовательно нарушается делением крупных разделов на тематические подразделы. Так, раздел “Литература XIX века” состоит из следующих частей: “Русская классическая литература XIX века”, “Поэтический образ Родины”, “Героическое прошлое России”. По замыслу автора, такое включение тематических подразделов призвано показать ученикам разницу между произведениями разных литературных родов и жанров. Этим и только этим можно объяснить включение в последний, упомянутый нами раздел, помимо “Бородино” М.Ю. Лермонтова и отрывка “Петя Ростов” из романа “Война и мир”, ещё и отрывка из инсценировки романа Л.Н. Толстого “Война и мир”. В разделе “Литература XX века” представлено 35 (!) писателей. И если творчество некоторых из них “объединяет” жанр (например, литературные сказки), то включение в раздел “Лирика и проза двадцатого столетия” произведений И.Бунина, К.Бальмонта, И.Северянина, И.Шмелёва, Е.Замятина, А.Куприна, Ф.Сологуба, М.Зощенко в том порядке, как они перечислены, трудно объяснимо. Для более удобного восприятия двух учебников литературы, я выделила основные критерии: — Оба учебника выпускаются в двух частях. В твердом переплете, с тематическими иллюстрациями и указанием класса и издательства. Но имя автора на обложке указано только у Коровиной. — Учебник Коровиной превосходит Курдюмову в отношении иллюстраций. — Содержание обоих учеников насыщено произведениями русских авторов, идет приобщение ребенка к русской культуре, но У Коровиной более разумное содержание, так как Курдюмова внесла отрывки «Войны и мира» — для детей более старшего возраста. — Учебник Коровиной «выигрывает», пристуствует фонохрестоматия, для удобного пользования предусмотрены условные обозначения, чего нет у Курдюмовой.
Прочитав отзывы о двух учебниках на разных порталах, можно с уверенностью сделать вывод, что учебник Коровиной намного ближе педагогам и читателям, и дело не только во внешнем оформлении, главное — содержательная часть. Я присоединяюсь к статистике, и если мне представится возможность выбрать учебник по литературе для своего ребенка, я без сомнения обращусь к Литературе. 5-й класс. Учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авторы-составители В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. М

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина


Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге

Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:

  • Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:

«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,

«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,

«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,

«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,

«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,

«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».

  • Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:

Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.

Конспект урока русского языка в 5 классе

«Учимся писать отзыв»

Цель. Знакомство со структурой и особенностями отзыва как аналитического жанра  

            сочинения-рассуждения, обучение созданию отзыва.

Задачи.

1. Образовательные: — начать формировать умение писать отзыв;

2. Развивающие: — научить выделять главное в изученном материале;

                             — составлять алгоритм решения поставленной задачи;

                             — развивать связную письменную речь.

3. Воспитательные: — воспитывать стремление к самостоятельной творческой  

                                     деятельности, корректному оформлению своих чувств и эмоций    

                                     в письменной речи;

                                  — опираясь на текст рассказа карельского детского писателя

                                  В. Данилова воспитывать любовь и бережное отношение к родной  

                                        природе.

Сопровождение и оборудование урока: распечатанный текст рассказа для каждого ученика, презентация, мультимедийная аппаратура.

Ход урока.    Организационные вопросы, вступительное слово учителя, создание

             эмоционального настроя на урок.

  • Здравствуйте! Все готовы к уроку, на партах тетради, ручки, рабочий материал. Но для начала хочу у вас узнать, любите ли вы походы, путешествия, спектакли, нофые фильмы для детей, знакомства с новыми людьми, книги? (Идут ответы ребят. Важно выслушать каждого)
  • Замечательно! Интересы ваши разносторонние. Вы попытались мне это объяснить. По глазам вижу, что ждёте чего-то нового. Слайд 1.Наш урок называется «Учимся писать отзыв». Как ваши ответы связаны с темой урока, чему мы должны научиться, как нам эти знания могут пригодиться? ( Обсуждая ответы с ребятами, приходим к выводу: уметь писать отзыв важно, это необходимо для написания сочинения в 9 классе на экзаменах)
  • Слайд 2. На экране вы читаете слова «Сухо. Длинно. Немолодо. Хотя талантливо». Как вы думаете, к чему или к кому могут относиться эти слова? (Обсуждение. Затем открывается ответ. Это телеграмма, которую отправил А. П. Чехов  Б. Зайцеву по поводу его очередного рассказа)  Вот это пример самого короткого отзыва, но очень точного, ёмкого, содержательного. Чехов умел кратко рассказать о самом главном.
  • Для того чтобы научиться писать отзывы, нужно понять, что означает это слово. Подберите к слову «отзыв» синонимы и запишите их в тетрадях. (Дети работают в тетрадях, затем идёт обсуждение синонимов, сравниваем с тем, что записано на Слайде 3.)
  • Опираясь на синонимы, попробуйте составить своё определение слову «отзыв». Запишите в тетрадях: «Отзыв — это…» (После непродолжительной работы обсуждаем записи ребят, делаем вывод, сравниваем его со Слайдом 4.)
  • Как, по-вашему, должен строиться отзыв? Давайте определим, что обязательно должно быть в начале? (Слайд 5. Части отзыва открываются на слайде постепенно, по мере обсуждения, делаются записи в тетрадях)

1. Вступление.

2. Мнение.

3. Мнение должно быть подкреплено доказательствами (Д1, Д2, Д3 и т.д.)

4. Доказательства сопровождаются словесными иллюстрациями.

5. Заключение. Вывод.

  • С какой целью мы будем писать отзыв, зачем, для чего? (Обсуждения, затем как итог Слайд 6. На нём прописаны цели написания отзыва, которые, возможно, были и в обсуждении ребят. Цели: высказать своё мнение, убедить, заинтересовать, разобраться в прочитанном или увиденном)
  • Кому мы пишем отзыв? (Адресат зависит от цели)
  • У вас на партах текст рассказа В. Данилова «Порог на Шуе». Наверно, многие из вас сейчас впервые с ним познакомятся. (На фоне Слайда 7 идёт чтение рассказа учителем или подготовленным учеником — в зависимости от уровня подготовки класса. Приложение №1)
  • Какое мнение, впечатление оставил у вас этот рассказ? (Краткий обмен)
  • А теперь мы почитаем отзыв об этом рассказе одного из учеников совсем другого класса и попытаемся определить, все ли части отзыва там присутствуют. Опираясь на схему строения отзыва, карандашом укажите все его части. (Приложение №2 — отзыв на рассказ ученика Шаргина Сергея)
  • Что получилось у ребят: 1 абзац — вступление, 2 абзац — мнение, 3-5 абзацы — доказательства, 6-7 абзацы — вывод.    Удачный ли это отзыв?

Рефлексия.

 В конце урока творческое задание — написать короткий отзыв об уроке. (Слайд 8)

Чтение отзывов по уроку, обсуждение.

Домашнее задание. Прочитать любой рассказ В. Данилова для внеклассного чтения по литературе.

Приложение №1.

Владимир Данилов

Порог на Шуе

     Как-то уж само собой получилось, что мои свидания с Виданским порогом на Шуе происходили в грибную пору золотой осени. Впервые я пришёл сюда лет двадцать назад. И не береговой тропой, а через леса и вырубки.

     Охотничьи вёрсты не меряны. Из одной куртины я входил в другую, сгонял с брусничников рябчиков, которые тотчас замирали в лохматых лапах ёлок… А когда солнце согрело лес, я вышел к Шуе.

     У самой реки остановился. Здесь широкий спокойный плёс обрывался. И вода начинала бурлить и пениться на каменных уступах.

     В эту октябрьскую пору с Онежского озера поднимается в Шую на нерест царь-рыба лосось. А у каждого лосося свой дом-стоянка, и обязательно под порогом. Здесь в мелкой гальке будет зарыта икра и крупные рыбины станут её охранять.

     Одни лососи своим домом считают Виданский порог. Другие поднимаются к Матросам, третьим — путь в самые верховья Шуи.

     …Много воды унесла Шуя после моей первой встречи с порогом. Совсем другой стала река. Уже давно не сплавляют по ней люди лес. Очистили речное ложе от брёвен-топляков, а чтобы разнообразить рыбье население, запустили в Шую стерлядь. И стала река заповедной. Не только лосось, но и форель, и хариус, и стерлядь взяты здесь под охрану. А я до сих пор добрым словом поминаю стариков лососятников, уже тогда ловивших под порогом царь-рыбу на кручёную нитяную леску.

    И вот спустя двадцать лет нежданно-негаданно я снова попал на Виданский порог. Юрий Александрович — известный ихтиолог — пригласил меня в экспедицию на Шую.

     Нам предстояло «процедить» порог с помощью «корабликов» — нехитрой снасти. «Кораблик» течением отбивается к противоположному берегу и уносит длинный шнур. А на шнуре полощутся по воде крючки с мушками.

    Первым заводит свой «кораблик» Юрий Александрович. За ним с такой же снастью иду я. Мушки царапают воду, подпрыгивают — и уже начинают выскакивать из воды харьюсята.

    Мы медленно движемся вверх по порогу. Смотрю, Юрий Александрович хватается за подсачник и начинает выбирать шнур «кораблика». Затем снимает с крючка маленькую рыбёшку и отпускает обратно в реку.

     В этот миг один на редкость нахальный харьюсёнок хватает мушку на моём «кораблике». Подвожу к себе и снимаю с крючка рыбку величиной с мизинец.

  • Для пробы сгодится! — кричит Юрий Александрович.

    Нам надо было выяснить, нет ли на пороге лососей карликовой формы, которые не покидают реку и не скатываются в озеро. Но на крючки «кораблика» садились лишь молодые, похожие на форельку, пёстрые лососята. Их мы сразу же отпускали в реку.

    Когда пришло время возвращаться, я решил добраться до берега по скальному выступу, перегородившему порог… До берега было ещё довольно далеко, как вдруг по глазам полоснул острый солнечный зайчик. Чтобы не сорваться в воду, я сел на выступ. Под ногой лежала странная блесна. Её ржавые крючки намертво засели в трещине скалы. На ушке блесны висел обрывок толстой жилки. Я подобрал находку и сунул в карман, чтобы получше рассмотреть на берегу.

   …Блесна была сделана из латунной пластинки. По форме она напоминала трёхгранную призму-стекляшку, какие вешают на люстры. Но в одну грань этой призмы был вделан кусочек зеркала.

  • Да-а,- протянул Юрий Александрович. — До чего же изобретателен нынешний браконьер. Такая блесна даже ночью засверкает. И знают же, что река запретная, а всё равно лезут и лезут…

    Я сунул блесну в карман курки и направился к машине. Переваливая через борт, вдруг почувствовал резкую боль в бедре. Это крючок браконьерской блесны пробил куртку и уколол меня. Я тотчас достал блесну и в сердцах ударил вделанным в неё зеркальцем по металлической обшивке кузова. Серебристые блёстки брызнули в разные стороны. Размахнувшись, я забросил браконьерскую снасть далеко в кусты.

     Машина тронулась. Неторопливо проплыли мимо стройные сосны. Я с высоты бросил прощальный взгляд на порог. Его седые буруны разметались на каменных уступах. Шуя продолжала свой вечный бег.

 Приложение №2.

Отзыв о рассказе В. Данилова «Порог на Шуе»

     Самый интересный рассказ, прочитанный мной из сборника «Брателки»,-это «Порог на Шуе». Даже захотелось побывать в тех местах.

     Этот рассказ очень познавательный по своему содержанию. Из него я узнал много интересного о лососе, который живёт в одной из красивых наших рек Шуе. Вместе с героем рассказа узнал о том, ка изучаются ценные породы рыб, как их нужно ловить.

     Автор очень ярко описывает природу, чувства героя от встречи с рекой. Начинаешь понимать и гордиться тем, что у нас в Карелии есть такие интересные реки.

      Данилов показывает, как человек может заботиться о сохранении разных рыб, разводить их, охранять и беречь водоёмы.

     Больше всего мне понравилось место, где ихтиолог и герой рассказа выясняли при помощи «корабликов», есть ли в Шуе лососи карликовой формы.

     После чтения этого рассказа я понял, что нельзя применять браконьерские средства для ловли рыбы, особенно в запретных реках.

     Рассказ произвёл на меня большое впечатление, захотелось узнать ещё о разных рыбах, об их повадках. Обязательно посоветую прочитать его папе, он заядлый рыбак.

                                                                                              Шаргин Сергей, 6 класс.

Литература.

1. Данилов В.М. Брателки: Рассказы.- Петрозаводск: Карелия, 1987.-96 стр.

Цели урока:

  • Обучающая: познакомиться с понятием “отзыв”; формировать навык
    написания отзыва; повторить основные признаки текста.
  • Развивающая: развивать устойчивый и осознанный интерес к чтению
    художественной литературы; развивать воображение, литературно-творческие
    способности и речь учащихся.
  • Воспитывающая: формировать навыки сотрудничества со сверстниками.

Ход урока

Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой

Вступительное слово учителя.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

  • На что обращает внимание А.Н. Толстой?

1. Повторение.

  • Вспомните, что такое текст.
  • Можно ли назвать текстом данные предложения?

Но если ты (не) опр…вдал высокого доверия, то помни: могут п…страдать
невинные. Ска…ка, не похожая на ска…ку… Ибо путь в тот мир открыт лишь
избранным, лишь луч…шим из нас… Это пут…шествие в т…инственный мир, л…жащий за
пределами нашего в…сприятия… Пут..шествие, полное опас…ностей и сюрпризов.

  • Переставьте предложения так, чтобы получился текст.
  • Запишите в тетрадь слова с пропусками, объясните их написание.

(1) Сказка, не похожая на сказку… 2) Это путешествие в таинственный мир,
лежащий за пределами нашего восприятия… 3) Путешествие, полное опасностей и
сюрпризов. 4) Ибо путь в тот мир открыт лишь избранным, лишь лучшим из нас…
5)Но если ты не оправдал высокого доверия, то помни: могут пострадать невинные.

  • Какова тема текста? (Путешествие.)
  • Какова основная мысль этого текста? (Ты всегда должен помнить, что от
    твоих поступков зависит жизнь других людей.)
  • Как связаны между собою предложения в этом тексте?
  • Подумайте, чем является слово “ибо” из 4 предложения?
  • Как вы думаете, о каком путешествии идет речь? (Путешествие в мир
    книги А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители”.)

2. Работа по теме урока.

Человеку свойственно делиться своими впечатлениями и мыслями, вызванными
прочитанной книгой, увиденным фильмом, спектаклем, картиной и т.д. Иногда одно и
то же произведение вызывает у разных людей разные чувства. Разные мнения рождают
споры, однако интересны эти споры только в том случае, если собеседники не
только высказывают своё мнение, но и могут обосновать его, то есть доказать,
подтвердить с помощью аргументов.

  • Что такое аргумент?

Аргумент – довод, основание, приводимые в доказательство.
Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в
доказательство чего-либо.

  • Составьте предложения, используя данные слова.

Высказать своё мнение о том или ином прочитанном произведении можно в отзыве.

Отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о ней, выражение своего
отношения к поступкам героев, изображаемым событиям, своего мнения о том, как
относится к героям автор: сочувствует им или их осуждает, высмеивает их или ими
восхищается.

Словарная работа.

  • Давайте подумаем над значением слова “отзыв”.
  • Сколько значений у этого слова? Какие вы знаете?
  1. Отзвук, эхо. (Отзвук грома в горах.)
  2. Ответное чувство на что-нибудь (Найти отзвук в душе.)
  3. Мнение о ком(чём)-нибудь, оценка кого(чего)-нибудь. (Критический
    отзыв о книге)
  4. Условный секретный ответ на пароль.
  • Как называются слова, имеющие несколько значений?
  • С каким значением слова мы будем работать? (3)


Отзывы бывают нескольких типов:

  • Отзыв, содержащий анализ художественных особенностей произведения,
    называется рецензией. Написать рецензию – значит дать критический
    разбор
    произведения. Сделать это непросто, ведь для создания рецензии
    необходимы знания по теории литературы и умение анализировать художественный
    текст. Научиться писать рецензии вам предстоит в старших классах.
  • Сжатый отзыв-характеристика называется аннотацией. Её вы можете
    встретить в начале или в конце большинства книг. Аннотация сообщает о том, к
    какому жанру принадлежит книга, на какой круг читателей она рассчитана,
    кратко характеризует сюжет художественного произведения.


Структура отзыва.

Отзыв о прочитанной книге, в отличие от рецензии, может не содержать анализа
художественных средств, главное в нём – это ваше впечатление от прочитанного,
отношение к произведению и его героям, а также умение обосновать собственную
точку зрения, то есть объяснить, почему вы так считаете.

Отзыв включает две части:
img1
1-я часть, в которой высказывается мнение
о том, понравилось или не понравилось
2-я часть, в которой обосновывается
 (аргументируется) высказанное произведение мнение

 Пример:

Книга А. Погорельского “Черная курица, или Подземные жители” напоминает
нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо
воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и
уважение других — для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может
грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее
Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его… Замечательная
книга.

  • Когда, с какой целью мы прибегаем к отзыву?


Цели отзывов могут быть различны:

  • поделиться впечатлением о книге,
  • поспорить с чьим-то мнением об авторе и героях,
  • повлиять на мнение других людей,
  • привлечь внимание к произведению.

В отзыве не стоит подробно пересказывать содержание книги. Можно пересказать
что-то особенно интересное, чтобы заинтриговать других людей, если вам хочется,
чтобы они тоже прочитали книгу, о которой вы пишете.

3. Закрепление темы.

Задание 1. Прочтите фрагменты отзывов и по их стилю определите, кому
они могли бы быть адресованы. Учтите, что у одного и того же послания могут быть
несколько адресатов.

А) Я тут взялся читать “Денискины рассказы” Виктора Драгунского. Так здорово!
Ужасно смешно. Просто оторваться не могу.

Б) “Черная курица, или Подземные жители” – рассказ о десятилетнем мальчике.
Ему преподан хороший урок: он вдруг понял, как это плохо – жить бездумно и
желать все получить даром, не трудясь…

В) Мне очень понравился рассказ Юрия Яковлева “Рыцарь Вася”. В нем говорится
о неудачнике Васе, который мечтает стать рыцарем. На рыцаря Вася совсем не
похож: толстый, неуклюжий. Учился он не очень хорошо и вообще был невезучим.
Ребята смеялись над Васей и даже не предполагали, на что он способен. И вот
однажды… Но не буду рассказывать, что произошло с Васей. Лучше прочитайте,
ребята, этот рассказ, он очень интересный и заставит вас о многом задуматься.

Задание 2 (по группам). Составить отзыв на стихотворение М.Ю.
Лермонтова “Бородино” так, чтобы оно было адресовано

  1. учителю,
  2. лучшему другу,
  3. маме и папе,
  4. редакции школьной газеты,
  5. однокласснику,
  6. библиотекарю.

При написании отзыва вам могут пригодиться следующие
словосочетания-помощники:

  • в произведении повествуется (говорится, идёт речь)…

  • повествование ведётся от лица…
  • я думаю, что; я считаю, что; на мой взгляд; по моему мнению…


  • в произведении поднимается такой важный вопрос, как…

  • автор ярко (убедительно, увлекательно)…

  • 4. Итог урока.

    Итак, отзыв о прочитанной книге – это обмен впечатлениями о
    ней, выражение своего отношения к поступкам героев, изображаемым событиям,
    своего мнения о том, как относится к героям автор.

    Отзыв должен включать в себя часть, в которой высказывается мнение
    о том, понравилось или не понравилось произведение, и часть, в которой
    высказанное мнение обосновывается.

    5. Рефлексия.

    Продолжить на листочках предложение:

    Сегодня на уроке
    – меня особенно заинтересовало…
    – для меня было особенно значимо…
    – я получил знания, которые мне помогут…
    – мне было не совсем понятно…

    Домашнее задание: написать отзыв на книгу, которую в данный момент
    читаешь.

    5 класс, 18.04.19.
    Урок 31. Как писать отзыв? 
    Цели: умение писать отзыв о произведении
    Предметные   результаты: понимание   определяющей   роли   языка   в   развитии
    интеллектуальных   и   творческих   способностей   личности,   в   процессе   образования   и
    самообразования; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
    используемых   в   речи   грамматических   средств   для   свободного   выражения   мыслей   и   чувств
    адекватно ситуации и стилю общения
    Предполагаемы результаты:
    Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание
    приобретать новые знания;
    Метапредметные результаты
     Регулятивные: умение осуществлять   целеполагание,   включая   постановку   новых   целей,
    преобразование практической задачи в познавательную; умение самостоятельно  контролировать
    свое время и управлять им;
     Коммуникативные: умение учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации
    различных   позиции   в   сотрудничестве;   умение   устанавливать   и   сравнивать   разные   точки   зрения
    прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение договариваться и приходить к общему
    решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
     Познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя, давать определение
    понятиям; учиться основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
    Оборудование: учебник Рыбченковой. 
    Ход урока.
    1.  Организационные вопросы, вступительное слово учителя, создание эмоционального
    настроя на урок.
     Здравствуйте! Все готовы к уроку, на партах тетради, ручки, рабочий материал. Но для
    начала хочу у вас узнать, любите ли вы походы, путешествия, спектакли, новые фильмы для детей,
    знакомства с новыми людьми, книги? (Идут ответы ребят. Важно выслушать каждого)
     Замечательно!   Интересы   ваши   разносторонние.   Вы   попытались   мне   это   объяснить.   По
    глазам вижу, что ждёте чего­то нового. 
     Слайд 1.Наш урок называется «Учимся писать отзыв». Как ваши ответы связаны с темой
    урока, чему мы должны научиться, как нам эти знания могут пригодиться? (Обсуждая ответы с
    ребятами, приходим к выводу: уметь писать отзыв важно, это необходимо для написания сочинения
    в 9 классе на экзаменах)
     Слайд   2.   На   доске   и   экране   вы   читаете   слова   «Сухо.   Длинно.   Немолодо.   Хотя
    талантливо». Как вы думаете, к чему или к кому могут относиться эти слова? (Обсуждение. Затем
    открывается  ответ. Это телеграмма, которую отправил А. П. Чехов Б. Зайцеву по поводу его
    очередного   рассказа)   Вот   это   пример   самого   короткого   отзыва,   но   очень   точного,   ёмкого,
    содержательного. Чехов умел кратко рассказать о самом главном.
     Для того чтобы научиться писать отзывы, нужно понять, что означает это слово. Подберите
    к  слову  «отзыв»  синонимы  и  запишите  их  в тетрадях.  (Дети  работают  в  тетрадях,  затем  идёт
    обсуждение синонимов, сравниваем с тем, что записано на Слайде 3.) ответ, отголосок, отклик 
     Опираясь на синонимы, попробуйте составить своё определение слову «отзыв». Запишите в
    тетрадях: «Отзыв — это…» (После непродолжительной работы обсуждаем записи ребят, делаем
    вывод, сравниваем его со Слайдом 4.) высказанное мнение о ком­л., чем­л., оценка. Критическая
    статья, рецензия. 
     Как, по­вашему, должен строиться отзыв? Давайте определим, что обязательно должно
    быть в начале? (Слайд 5. Части отзыва открываются на слайде постепенно, по мере обсуждения,
    делаются записи в тетрадях)
    1. Вступление.
    2. Мнение. 3. Мнение должно быть подкреплено доказательствами (Д1, Д2, Д3 и т.д.)
    4. Доказательства сопровождаются словесными иллюстрациями.
    5. Заключение. Вывод.
     С какой целью мы будем писать отзыв, зачем, для чего? (Обсуждения, затем как итог Слайд
    6. На нём прописаны цели написания отзыва, которые, возможно, были и в обсуждении ребят. Цели:
    высказать своё мнение, убедить, заинтересовать, разобраться в прочитанном или увиденном)
     Кому мы пишем отзыв? (Адресат зависит от цели)
     У вас на партах текст рассказа В. Данилова «Порог на Шуе». Наверно, многие из вас сейчас
    впервые   с   ним   познакомятся.   (На   фоне  Слайда   7  идёт   чтение   рассказа   учителем   или
    подготовленным учеником — в зависимости от уровня подготовки класса. Приложение №1)
     Какое мнение, впечатление оставил у вас этот рассказ? (Краткий обмен)
     А теперь мы почитаем отзыв об этом рассказе одного из учеников совсем другого класса и
    попытаемся   определить,   все   ли   части   отзыва   там   присутствуют.   Опираясь   на   схему   строения
    отзыва, карандашом укажите все его части. (Приложение №2 — отзыв на рассказ ученика)
     Что   получилось   у   ребят:   1   абзац   —   вступление,   2   абзац   —   мнение,   3­5   абзацы   —
    доказательства, 6­7 абзацы — вывод.    Удачный ли это отзыв? 
    Рефлексия.
    В конце урока творческое задание — написать короткий отзыв об уроке. (Слайд  8)
    Чтение отзывов по уроку, обсуждение.
    Домашнее   задание.   Упражнение   476,   задание   3   (написать   небольшое   сочинение­отзыв   о
    рассказе). 
    Приложение №1.
    Порог на Шуе
    Владимир Данилов
              Как­то   уж   само   собой   получилось,   что   мои   свидания   с   Виданским   порогом   на   Шуе
    происходили в грибную пору золотой осени. Впервые я пришёл сюда лет двадцать назад. И не
    береговой тропой, а через леса и вырубки.
         Охотничьи вёрсты не меряны. Из одной куртины я входил в другую, сгонял с брусничников
    рябчиков, которые тотчас замирали в лохматых лапах ёлок… А когда солнце согрело лес, я вышел к
    Шуе.
             У самой реки остановился. Здесь широкий спокойный плёс обрывался. И вода начинала
    бурлить и пениться на каменных уступах.
         В эту октябрьскую пору с Онежского озера поднимается в Шую на нерест царь­рыба лосось.
    А у каждого лосося свой дом­стоянка, и обязательно под порогом. Здесь в мелкой гальке будет
    зарыта икра и крупные рыбины станут её охранять.
             Одни лососи своим домом считают Виданский порог. Другие поднимаются к Матросам,
    третьим — путь в самые верховья Шуи.
         …Много воды унесла Шуя после моей первой встречи с порогом. Совсем другой стала река.
    Уже давно не сплавляют по ней люди лес. Очистили речное ложе от брёвен­топляков, а чтобы
    разнообразить рыбье население, запустили в Шую стерлядь. И стала река заповедной. Не только
    лосось, но и форель, и хариус, и стерлядь взяты здесь под охрану. А я до сих пор добрым словом
    поминаю   стариков   лососятников,   уже   тогда   ловивших   под   порогом   царь­рыбу   на   кручёную
    нитяную леску.
           И вот спустя двадцать лет нежданно­негаданно я снова попал на Виданский порог. Юрий
    Александрович — известный ихтиолог — пригласил меня в экспедицию на Шую.
     
            Нам   предстояло   «процедить»   порог   с   помощью   «корабликов»   ­   нехитрой   снасти.
    «Кораблик» течением отбивается к противоположному берегу и уносит длинный шнур. А на шнуре
    полощутся по воде крючки с мушками. Первым заводит свой «кораблик» Юрий Александрович. За ним с такой же снастью иду я.
    Мушки царапают воду, подпрыгивают — и уже начинают выскакивать из воды харьюсята.
            Мы  медленно  движемся  вверх   по  порогу.  Смотрю,  Юрий  Александрович  хватается   за
    подсачник и начинает выбирать шнур «кораблика». Затем снимает с крючка маленькую рыбёшку и
    отпускает обратно в реку.
          В этот миг один на редкость нахальный харьюсёнок хватает мушку на моём «кораблике».
    Подвожу к себе и снимаю с крючка рыбку величиной с мизинец.
     Для пробы сгодится! ­ кричит Юрий Александрович.
        Нам надо было выяснить, нет ли на пороге лососей карликовой формы, которые не покидают
    реку и не скатываются в озеро. Но на крючки «кораблика» садились лишь молодые, похожие на
    форельку, пёстрые лососята. Их мы сразу же отпускали в реку.
           Когда пришло время возвращаться, я решил добраться до берега по скальному выступу,
    перегородившему порог… До берега было ещё довольно далеко, как вдруг по глазам полоснул
    острый солнечный зайчик. Чтобы не сорваться в воду, я сел на выступ. Под ногой лежала странная
    блесна.  Её   ржавые  крючки  намертво  засели  в  трещине  скалы.   На  ушке  блесны   висел  обрывок
    толстой жилки. Я подобрал находку и сунул в карман, чтобы получше рассмотреть на берегу.
          …Блесна   была   сделана   из   латунной   пластинки.   По  форме   она  напоминала   трёхгранную
    призму­стекляшку, какие вешают на люстры. Но в одну грань этой призмы был вделан кусочек
    зеркала.
     Да­а,­ протянул Юрий Александрович. ­ До чего же изобретателен нынешний браконьер.
    Такая блесна даже ночью засверкает. И знают же, что река запретная, а всё равно лезут и лезут…
           Я сунул блесну в карман курки и направился к машине. Переваливая через борт, вдруг
    почувствовал резкую боль в бедре. Это крючок браконьерской блесны пробил куртку и уколол
    меня. Я тотчас достал блесну и в сердцах ударил вделанным в неё зеркальцем по металлической
    обшивке   кузова.   Серебристые  блёстки   брызнули  в  разные  стороны.  Размахнувшись,  я  забросил
    браконьерскую снасть далеко в кусты. 
             Машина тронулась. Неторопливо проплыли мимо стройные сосны. Я с высоты бросил
    прощальный   взгляд   на   порог.   Его   седые   буруны   разметались   на   каменных   уступах.   Шуя
    продолжала свой вечный бег.
     Приложение №2.
    Отзыв о рассказе В. Данилова «Порог на Шуе»
             Самый интересный рассказ, прочитанный мной из сборника «Брателки»,­это «Порог на
    Шуе». Даже захотелось побывать в тех местах.
              Этот   рассказ   очень   познавательный   по   своему   содержанию.   Из   него   я   узнал   много
    интересного   о   лососе,   который   живёт   в   одной   из   красивых   наших   рек   Шуе.   Вместе   с   героем
    рассказа узнал о том, ка изучаются ценные породы рыб, как их нужно ловить.
              Автор  очень  ярко  описывает  природу,   чувства  героя  от  встречи  с   рекой.  Начинаешь
    понимать и гордиться тем, что у нас в Карелии есть такие интересные реки.
          Данилов показывает, как человек может заботиться о сохранении разных рыб, разводить их,
    охранять и беречь водоёмы.
         Больше всего мне понравилось место, где ихтиолог и герой рассказа выясняли при помощи
    «корабликов», есть ли в Шуе лососи карликовой формы.
             После чтения этого рассказа я понял, что нельзя применять браконьерские средства для
    ловли рыбы, особенно в запретных реках.
         Рассказ произвёл на меня большое впечатление, захотелось узнать ещё о разных рыбах, об их
    повадках. Обязательно посоветую прочитать его папе, он заядлый рыбак.

    Русский язык

    5 класс

    Урок № 17

    Сочинение о памятном событии

    Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

    1. Сочинение о памятном событии.
    2. План сочинения.
    3. Отзыв о сочинении.

    Тезаурус

    Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

    Отзыв – мнение о ком-нибудь или о чём-нибудь, оценка кого-нибудь или чего-нибудь; анализ, разбор, некоторая оценка публикации, произведения или продукта. 

    Аргумент – основание, довод, приводимые для доказательства своего мнения.

    Аргументировать – доказывать, приводить аргументы, доводы в доказательство своего мнения. 

    Список литературы

    Обязательная литература:

    1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.

    Дополнительная литература:

    1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
    2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    При подготовке к сочинению используется памятка «Как работать над сочинением».

    1. Обдумайте тему сочинения. Определите, о чём следует писать в сочинении.
    2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте план сочинения.
    3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно.
    4. Обратите внимание на язык сочинения. Удачно ли выражены мысли?

    5. Внесите исправления.

    Приблизительная схема

    сочинения

    Опорные фразы

    1) Где и когда произошло событие? Кто его участник?

    Это случилось…

    Этого событияя никогда не забуду! Всё произошло так неожиданно!

    Случай этот произошёл со мной…

    Можно ли забыть такое происшествие?!

    Таких встреч у меня раньше никогда не было…

    Всё начиналось как обычно…

    2) Как всё происходило, в какой последовательности?

    – С чего всё началось?

    – Как развивались события?

    – Чем они закончились?

    Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

    сначала, потом, после этого…;

    в конце концов, наконец…

    3) Почему этот день остался в памяти?

    Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моейпамяти, потому что…

    Невозможно забыть…

    Ещё долго буду я вспоминать…

    Проанализируем схему, которую можно использовать для сбора материала к сочинению о памятном событии и для составления плана. Определяем, где и когда произошло событие? Кто его участник? Для описания используем следующие опорные фразы:

    Это случилось…

    Этого события я никогда не забуду!

    Всё произошло так неожиданно!

    Случай этот произошёл со мной…

    Можно ли забыть такое происшествие?!

    Таких встреч у меня раньше никогда не было…

    Всё начиналось как обычно…

    Затем описываем, как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? Используем опорные фразы:

    Однажды, как-то раз, в один прекрасный день…;

    сначала, потом, после этого…;

    в конце концов, наконец…

    пишем заключение: почему этот день остался в памяти?

    Используем опорные фразы: Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что…

    Невозможно забыть…

    Ещё долго буду я вспоминать…

    Проанализируем несколько тем сочинения, определим основную мысль и сформулируем задачу сочинения. Обратите внимание, что сформулированы только темы сочинения. Вы можете использовать тему как заголовок работы, а затем, после обдумывания темы, анализа воспоминаний из собственного опыта, сможете выбрать другой заголовок к своему сочинению, если это потребуется.

    Первая тема – «Памятный день». Задача – рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое).

    Вторая тема – «Весёлое происшествие». Задача – рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др.

    Третья тема – «Интересная встреча». Задача – рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др.

    Прочитаем пример сочинения о памятном дне.

    Осенью мы с мамойходили в лес за ягодами. По дороге нам попадались разные грибы: боровики, лисички, моховики.

    Я никогда не видела столько грибов и ягод! Мы быстро набрали целые ведёрки черники! Пока собирали ягоды, мы с мамой шутили и смеялись!

    На обратном пути мы увидели олениху с оленёнком! Хоть они и были далеко от нас, я испугалась и обрадовалась. Мама-олениха была гораздо больше, чем я думала. До этого я видела оленей только на картинках.

    По дороге домой мы набрали целую корзинку грибов и очень этим гордились!

    Ещё долго я буду вспоминать этот день. Мне так было хорошо гулять по лесу с мамой, собирать ягоды и грибы, а оленёнок был просто чудо.

    Кроме умения писать сочинения, важно уметь составить отзыв о сочинении другого человека. План отзыва о сочинении выглядит так:

    1. Определить, раскрыта ли тема сочинения? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
    2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
    3. Удачно ли названо сочинение?
    4. Что вам понравилось и что не понравилось в сочинении?

    Примеры заданий из Тренировочного модуля

    Выберите отзыв на сочинение.

    Труднее всего из того, что я делал на уроках труда, было изготовление игрушки для первоклассников. Игрушка простая, а в изготовлении сложная. Надо было выточить сложную фигуру. Самым трудным в вытачивании игрушки было вытачивание прямоугольника. Он должен был быть симметричным. Даже с помощью шаблона мне это долго не удавалось. В конце концов, переделав добрый десяток прямоугольников, я выточил самый удачный. Другие ребята тоже сделали хорошие игрушки.

    Вскоре в актовом зале школы состоялось торжественное вручение игрушек малышам. Они очень обрадовались игрушкам.

    Приятно было сознавать, что эти игрушки мы сделали сами, своими руками.

    Варианты ответа:

    А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

    Б) Я прочитал сочинение об изготовлении игрушек. Я тоже на уроках труда мастерил игрушки для малышей. Было очень интересно. Сделанные игрушки мы подарили малышам в детский сад.

    В) Игрушки для малышей делать очень сложно, особенно вытачивать. Нужно делать их строго по шаблону, тогда игрушки получатся красивые и правильные. Вот об этом и написано в сочинении.

    Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

    Вспомнить, что такое отзыв и что должен отражать отзыв о сочинении. В отзыве нужно отразить следующие моменты: определить, раскрыта ли тема сочинения, есть ли отступления от темы, то, о чём можно было не писать, о чём следовало бы написать больше, полнее, какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она, удачно ли названо сочинение, что вам понравилось и что не понравилось в сочинении. Наиболее полно соответствует этому плану текст А)

    Правильный ответ:

    А) Автору удалось раскрыть тему сочинения. Он подробно рассказал о том, как продвигалась его работа, какие были приложены усилия. Хорошо сделано то, что автор в заключении приводит оценку своей работы, когда пишет, что малыши очень обрадовались игрушкам.

    Подчёркивания элементов

    Выберите из списка заголовок сочинения.

    Самым памятным днём стал день, когда я пошёл в новую школу в 5 класс. Я очень хотел в эту школу. Её недавно построили, и некоторые мои друзья перешли в неё учиться.

    Первого сентября мама разбудила меня, я позавтракал, надел костюм и взял букет цветов для учительницы. Мне стало немного страшно, но мама сказала, что в новом классе нет ничего страшного, и там я заведу хороших друзей.

    Я долго буду помнить этот день. Такой красивой школы с бассейном я никогда раньше не видел.

    Варианты ответа:

    Первый день в новой школе

    Школа

    Я испугался

    Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

    Проанализировать текст, выделить то, о чем говорится в тексте и его главную мысль. В тексте говорится о первом дне в школе и эмоциях от этого события. Из всех заголовков ближе всего заголовок «Первый день в школе».

    Правильный ответ:

    Первый день в новой школе.

  • Устное народное творчество составить о них рассказ
  • Устное сочинение по картине в васнецова богатырский скок 4 класс перспектива презентация
  • Устное сочинение храм василия блаженного
  • Устное сочинение по картине пластова летом 5 класс
  • Устное сочинение по картине герасимова после дождя 6 класс