Устаревшие слова как свидетели истории сочинение на тему живые

Презентация на тему: устаревшие слова как живые свидетели истории скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:рефераттема:устаревшие


Презентация на тему: Устаревшие слова как живые свидетели истории

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
РефератТема:«Устаревшие слова как живые свидетели истории» Выполнила: ученица 9

Описание слайда:

РефератТема:«Устаревшие слова как живые свидетели истории» Выполнила: ученица 9 класса Житписбаева АсельУчитель-консультант: Седельникова О.А.

№ слайда 2
Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

Описание слайда:

Цель: Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории.

№ слайда 3
Задачи: Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и измен

Описание слайда:

Задачи: Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и изменчивость словарного состава русского языка;Изучить устаревшую лексику и виды устаревших слов;Ознакомиться с устаревшими словами Оренбургской области;Изучить литературу по теме.

№ слайда 4
Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел язык

Описание слайда:

Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологиейЛексикологияИсторическая (формирование словарного состава в его развитии)Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, )Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности.

№ слайда 5
Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на пр

Описание слайда:

Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу.Многозначные (имеют два или более лексических значений)Переносное (переносит прямое значение)Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой.

№ слайда 6
Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, проф

Описание слайда:

Лексика Общеупотребительные словаНеобщеупотребительныеСлова (диалективизмы, профессионализмы).

№ слайда 7
Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на ис

Описание слайда:

Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер).

№ слайда 8
Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк,

Описание слайда:

Устаревшая лексика Словарный запасВиды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля)ЛексическиеФонетическиеГрамматические

№ слайда 9
Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых пон

Описание слайда:

Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)Примеры: Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся.

№ слайда 10
Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVI

Описание слайда:

Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай). Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль).

№ слайда 11
Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо

Описание слайда:

Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо «а» (туды, сюды, оттуды);«а» вместо «ы» (добрай, сарой)«я» вместо «е» (мяшок, бяда, цвяток, мядку);«е» вместо «я» (светой, време);«и» вместо «е» (пиро, сило, тисать);«г», «д» произносятся твердо, почти как «к», «т».Иногда слышно: пропали с головам, гвоздев, пнев, окнов, мы лягим, могим, видешь, датчи, взятчи, иметчи.

№ слайда 12
В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые исп

Описание слайда:

В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые использованы при составлении 10 экспозиций: «Животный мир», «Полезные ископаемые», «Гражданская война», «Коммуна «Утёс», «1941-1945”, “Трудовые династии», «История села», «История школы», «Нумизматика», «Ветераны Великой Отечественной войны». В экспозициях «Животный мир» и «Полезные ископаемые» рассказывается о природе Кваркенского района и села Бриент, имеются археологические находки. Экспозиции отдела истории знакомят с историей основания села Бриент, предметами быта и культуры. История советского общества начинается рассказом о событиях гражданской войны: сражении, состоявшемся 24 апреля 1918 г. у с. Бриент красноармейского отряда под командованием В.Блюхера с контрреволюционным казачеством атамана Дутова. Экспозиция «Коммуна «Утёс» знакомит с первыми формами создания коллективных хозяйств в начале ХХ века.

№ слайда 13
Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на р

Описание слайда:

Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова.

№ слайда 14
Литература: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справ

Описание слайда:

Литература: Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудовикова А. В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Шанского Н. М. – 2-е издание, испр. и доп. Москва: Просвещение, 1987 г.Валгина Н. С., Розенталь Д. И., Фомина М. И. Русский язык (для профессионального-технических училищ). Москва: «Высшая школа», 1968 г.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: 4 томах. Москва: Дрофа, 1999 г.Материалы из школьного краеведческого музея.Никитина Е. И. Уроки русского языка в 8 классе (из опыта работы). Пособие для учителей, Москва: Просвещение, 1980 г.Справочник школьника: Учебное издание: 5-11 кл. Русский язык. Литература/. Под общ. Ред. Соболевой О. Л. Москва: АСТ_ПРЕСС, 2004 г.Услуги Internet Explorer.Чуфистова Е. В., Чуфистова Ю. В. Ответы на экзаменационные билеты , 9 класс. Москва»Экзамен», 2005 г.

  • Доклады и сообщения
  • Разное
  • Устаревшие слова

Письменная и устная речь современного человека представлена огромным разнообразием слов, которые помогают правильно выражать мысли. Большинство из них это те слова, которые нам привычны, человек употребляет их каждый день. Однако изредка мы вынуждены обращаться к выражениям, которые в настоящее время вышли из употребления. Несмотря на редкое их использование, мы применяем их в своей речи вновь и вновь.
Вся группа устаревших слов имеет подразделение на подгруппы – архаизмы и историзмы. Некоторые слова исчезли потому, что им на смену пришли похожие по смыслу, но имеющие иную звуковую оболочку фразы, то есть изменился лишь их внешний облик. Их называют архаизмами. Примерами являются слова: ветрило (ветер), чело (лоб). Они называют то, с чем мы имеем дело каждый день.

Если речь идет о вещах, переставших существовать в настоящее время, которые имели место в далеком прошлом, то такие предметы со временем получили название историзмы. Например, бурлак, воевода и другие. Это слова, которые вышли из повседневного употребления в связи с тем, что подобное понятие перестало существовать. Их принято группировать в словари, объясняющие их значение. При этом они имеют специальное обозначение – устар. Роль историзмов в современном русском языке бесценна. Они являются доказательством многих явлений, имеющих место ранее. Обращаясь к ним в настоящее время, можно с их помощью воспроизвести основные моменты исторических событий, признаков тех лет.

Очень часто устаревшие слова можно услышать от пожилых людей. Благодаря этому можем окунуться в мир истории, обычаев давних лет.

Таким образом, в русском языке постоянно происходят изменения. Новые слова входят в употребление, часть слов убывает из повседневного применения. Но забывать об ушедших словах нельзя. Они являются отпечатком прошлого, так как напоминают о жизненном укладе прошлых лет, быте и традициях. Они подчеркивают особенности определенного временного отрезка, помогают воссоздать образы, события давно ушедших лет. Немаловажна их функция в произведениях художественной литературы. За счет применения устаревших слов любо текс приобретает особое высокое звучание, некоторую взволнованность, праздничную ноту.

Устаревшие слова – это невидимая, но ощутимая нить в историческое прошлое, она не позволяет забыть то, что было дорого нашим предкам, дает возможность познакомиться и узнать поближе прежние явления, предметы.

4, 5, 6 класс, по русскому языку

Популярные темы сообщений

  • Гидросфера
    Гидросфера – это оболочка Земли, которая состоит из воды, не зависимо от ее состояния (твердого, жидкого, газообразного), и находится между литосферой и атмосферой. Она состоит из воды Мирового океана (96,5%) и воды суши (3,5%), а именно:
  • Гобой — музыкальный инструмент
    Среди всех духовых инструментов, гобой достаточно узнаваем благодаря выразительности и проникновенности своего звучания. Несмотря на то, что флейта имеет более широкие возможности относительно техники игры,
  • Город Череповец
    Череповец — это крупный город Вологодской области. По данным 2017 года в нём проживает почти 320 000 человек. Город имеет собственный флаг и герб. Город является крупнейшим промышленным центром Европейской части России.

Сочинение: Устаревшие слова

Состав устаревших слов.

В составе архаической лексики выделяются историзмы

и
архаизмы
.

К историзмам

относятся слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (кольчуга, гусар, продналог, нэп, октябренок- ребенок младшего школьного возраста, готовящийся вступить в пионеры; энкаведист — работник НКВД — Народного комиссариата внутренних дел, комиссар и т.п.). Историзмы могут быть связаны как с весьма отдаленными эпохами, так и событиями сравнительно недавнего времени, ставшими, однако, уже фактами истории (советская власть, партактив, генсек, политбюро). Историзмы не имеют синонимов среди слов активного словарного запаса, являясь единственными наименованиями соответствующих понятий.

Архаизмы

представляют собой названия существующих вещей и явлений, по каким-то причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активной лексике. Ср.: вседневно — всегда, комедиант — актер, злато — золото, ведать — знать. Устаревшие слова неоднородны по происхождению. Среди них есть
исконно русские
(полон, шелом),
старославянские
(глад, лобзать, святыня),
заимствованные из других языков
(абшид — «отставка», вояж — «путешествие»).

Особый интерес в стилистическом отношении вызывают слова старославянского происхождения

, или
славянизмы
. Значительная часть славянизмов ассимилировалась на русской почве и стилистически слилась с нейтральной русской лексикой (сладкий, плен, здравствуй), но есть и такие старославянские слова, которые в современном языке воспринимаются как отзвук высокого стиля и сохраняют свойственную ему торжественную, риторическую окраску.

Стилистические функции устаревших слов в художественной речи.

Устаревшие слова в современном литературном языке могут выполнять различные стилистические функции.

1.

Архаизмы, и в особенности старославянизмы, пополнившие пассивный состав лексики, придают речи возвышенное, торжественное звучание: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей! (П.). Старославянская лексика использовалась в этой функции еще в древнерусской литературе. В поэзии классицизма, выступая, как главная составная часть одического словаря, старославянизмы определяли торжественный стиль «высокой поэзии». В стихотворной речи XIX в. с архаизирующей старославянской лексикой стилистически уравнялась устаревшая лексика иных источников, и, прежде всего древнерусизмы: Увы! куда ни брошу взор — везде бичи, везде железы, законов гибельный позор, неволи немощные слезы (П.). Архаизмы явились источником национально-патриотического звучания вольнолюбивой лирики Пушкина, поэзии декабристов. Традиция обращения писателей к устаревшей высокой лексике в произведениях гражданско-патриотической тематики удерживается в русском литературном языке и в наше время.

2.

Архаизмы и историзмы используются в художественных произведениях об историческом прошлом нашей страны для воссоздания колорита эпохи; ср.: Как ныне сбирается вещий Олег, отмстить неразумным хозарам, их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам, и пожарам; с дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне (П.). В этой же стилистической функции устаревшие слова употреблены в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», в романах А.Н. Толстого «Петр I», А. П. Чапыгина «Разин Степан», В. Я. Шишкова «Емельян Пугачев» и др.

3.

Устаревшие слова могут быть средством речевой характеристики персонажей, например служителей культа, монархов. Ср. стилизацию речи царя у Пушкина:

Достиг я [Борис Годунов] высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?

4.

Архаизмы, и особенно старославянизмы, используются для воссоздания древнего восточного колорита, что объясняется близостью старославянской речевой культуры к библейской образности. Примеры также легко найти в поэзии Пушкина («Подражания Корану», «Гавриилиада») и у других писателей («Суламифь» А. И. Куприна).

5.

Высокая устаревшая лексика может подвергаться ироническому переосмыслению и выступать как средство юмора, сатиры. Комическое звучание устаревших слов отмечается еще в бытовой повести и сатире XVII в., а позднее — в эпиграммах, шутках, пародиях, которые писали участники лингвистической полемики начала XIX в. (члены общества «Арзамас»), выступавшие против архаизации русского литературного языка. В современной юмористической и сатирической поэзии устаревшие слова также часто используются как средство создания иронической окраски речи: Червяк, насаженный умело на крючок, восторженно изрек: — Как благосклонно провидение ко мне, я независим, наконец, вполне (Н. Мизин).

Ошибки, вызванные употреблением устаревших слов.

Употребление устаревших слов без учета их экспрессивной окраски становится причиной грубых стилистических ошибок. Например: Спонсоров в интернате привечали с радостью; Лаборантка зашла к шефу и поведала ему о случившемся. Молодой предприниматель быстро узрел деловитость своего менеджера — в этих предложениях славянизмы архаичны. Слово привечать даже не включено в «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова оно дается с пометой (устар., поэт.); слово поведать Ожегов пометил (устар.), а Ушаков — (устар., ритор.); узреть имеет помету (стар.). Контекст, в котором нет установки на юмористическую окраску речи, не допускает употребления устаревших слов; их следовало бы заменить синонимами (приветствовали, рассказала, увидел [заметил]).

Иногда авторы, употребляя устаревшее слово, искажают его значение. Например: В результате бурного собрания домочадцев ремонт дома был начат — слово домочадцы, имеющее в словаре Ожегова помету (устар.), объясняется как «люди, которые живут в семье на правах ее членов», а в тексте оно использовано в значении «жильцы». Еще пример из заметки в газете: На собрании вскрывались даже самые нелицеприятные недостатки в работе. Слово нелицеприятный означает «беспристрастный», к тому же оно имеет ограниченные возможности лексической сочетаемости (нелицеприятной может быть только критика). Неправильное употребление архаизмов очень часто осложняется нарушением лексической сочетаемости: Андреева аттестовали как человека, очень долго проработавшего на этой стезе(стезю избирают, стезею следуют, но на ней не работают).

Порой искажается значение устаревшей грамматической формы слова. Например: Он отказывается давать показания, но это не суть важно. Суть — форма третьего лица множественного числа глагола быть, а подлежащее это стоит в единственном числе, связка должна быть с ним согласована.

Устаревшие слова могут придавать тексту канцелярскую окраску. (Подобные здания, не потребные на одной строительной площадке, являются потребными на другой; Проводить занятия нужно в надлежащем помещении). В деловых бумагах, где многие архаизмы закрепились как термины, использование такой специальной лексики должно быть целесообразным. Нельзя, например, считать стилистически оправданным обращение к устаревшим оборотам речи: на ваше благоусмотрение, прилагаю при сем, вышепоименованный нарушитель, по получении таковых и т.п.

Стилисты отмечают, что в последнее время получают распространение устаревшие слова, находящиеся за пределами литературного языка; причем нередко им присваивается новое значение. Например, неправильно используется слово втуне, имеющее в словаре Ожегова помету (устар.) и поясняемое синонимами бесплодно, напрасно: намерения найти разумный компромисс оставались втуне; остаются втуне вопросы создания севооборотов и применение комплекса удобрений. Лучше: разумный компромисс найти не удалось;… не введен севооборот и не применяется комплекс удобрений.

При частом повторении устаревшие слова порой теряют отличавший их ранее оттенок архаичности. Это можно наблюдать на примере слова ныне. У Ожегова это наречие дается со стилистическими пометами (устар.) и (высок.). Ср.: …ныне там по обновленным берегам громады стройные теснятся дворцов и башен… (П.). Современные авторы часто употребляют это слово как стилистически нейтральное. Например: Многие выпускники МИМО ныне стали дипломатами; На факультете ныне не так много можно найти студентов, которые бы довольствовались стипендией — в первом предложении слово ныне следовало опустить, а во втором заменить синонимом теперь. Таким образом, пренебрежение стилистической окраской устаревших слов неизбежно приводит к речевым ошибкам.

Словарь устаревших слов

В словарь устаревших слов мы разместили такие термины, которые в настоящее время уже практически не используются либо используются очень редко. Устаревшие слова и выражения — это такие слова, с которыми важно ознакомить малыша перед чтением сказки или объяснять их значение во время чтения, чтобы смысл произведения воспринимался именно так, как хотели бы авторы. Некоторые устаревшие слова и их значение будут особенно полезны для общего развития ребенка, например, меры длины вершок, сажень и другие.

Устаревшие слова русского языка — это в большинстве своем те слова, которые вышли из обихода в современном мире, но которые ещё очень часто могут использовать в общении наши старенькие бабушки и дедушки. Доброту Красной шапочки, нежность Дюймовочки, трудолюбие Золушки и многие другие лучшие черты характеров персонажей мы можем передать детям языком прадедушек и прабабушек и заодно привить малышам уважение и интерес к нашей истории.

Если данный словарь устаревших слов русского языка не содержит слово, которое вы искали или вам не удалось полностью разобраться в значении уже имеющихся слов – пишите нам через форму обратной связи, вам обязательно ответят.
Абвахта — гауптвахта Авось — либо — возможно, может быть Ажно — так что Азовка — мифическое существо Аксамит — бархат Алтын — три копейки Аспиды — ядовитые змеи Бабайка — большое весло, прикрепленное к лодке Бает — говорит, рассказывает Байдак — речное судно с одним большим парусом Балагта — болото Балакать — говорить Балдахин — украшенный навес на столбиках Балодка — одноручный молот Баса — красота, украшение, щегольство Батог — палка Бергамоты — сорт груш Беремя — охапка Босовики — домашние туфли Бояре — богатые и знатные люди Брань — битва Братим — побратим Броня — одежда из металла, защищающая воина от ударов Булат — оружие из стали Бурочки — вид теплых сапог для холодного климата, часто валенки Бюро — стол с ящиком для хранения бумаг В дозор ходить — караулить, сторожить В сугон — в погоню Вакантное время — каникулы Вакация — каникулы Ведаться — знаться Венути — повеять, подуть Вершок — старая мера длины, равна 4.4 сантиметра Вестимо — конечно, само собой разумеется Ветошка — тряпочка Витязь — храбрый воин, богатырь Во́рвань — жидкий жир, добываемый из сала морских млекопитающих. Применялась для освещения в лампах и в уличных фонарях Встреть — встретить Выворотень — корневище большого дерева, вывернутого из земли Выдюжить — выдержать, вытерпеть, перенести Галушка — клецка, сваренная в воде или в борще Гальёта — небольшое купеческое судно Ганать — гадать Глас послушания — ответный голос Горазд — умеет Горка — этажерка в форме пирамиды для дорогой посуды Горница — комната Гребля — узкая плотина на реке Девушка сенная — служанка Десть — 24 листа Дивить — удивлять, удивить Ества — кушанья, еда Ежели — если Жалейка — дудочка из ивовой коры Жбан — кувшин с крышкой Жемчуг бурмицкий (бурмитский) — крупный и круглый жемчуг Жерновцы — небольшая ручная меленка Загнетка — место в предпечье, куда сгребают жар Загнетка — место перед топкой, куда сгребают жар Заговеться — начать поститься Загодя — заранее Запеть Лазаря — льстиво упрашивать Злыдни — маленькие фантастические существа Империал — золотая монета Инда — даже, так что Казна — деньги, достояние, имущество Камка — шелковая цветная ткань с узорами Кармазин — сукно темно-красного цвета Кни́ксен — поклон с приседанием как знак приветствия или благодарности со стороны лиц женского пола Кожух — верхняя одежда из кожи Кокурочка — сдобная лепешка Колымага — карета, в которой ездили знатные люди Короб — лукошко, корзинка Косая сажень — древнерусская мера длины, расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см Криница — колодец, родник Кросна — домашний ткацкий станок Кудель — пучок льна или шерсти Кузов — плетеная корзинка Латы — железная или стальная броня, которую надевали воины Лыко — кора молодой липы, ивы, вяза, из неё плетут лапти, лукошки, корзинки Лытать — уклоняться от дела, отлынивать Лытка — часть ноги ниже колена Меч булатный — меч из особенно прочной стали Мне не первина — мне не впервые Мотыга — ручное земледельческое орудие Муравчатый — поросший травой (муравой) Набольший — старший Нагайка — ременная плеть Намале — мыло Несолоно хлебать — обмануться в своих ожиданиях Николи — никогда Огниво — камень или кусок стали для высекания огня из кремня Однова — один раз, однажды Опамятоваться — одуматься Орать — пахать Отзнобить — отморозить Пансион — школа с общежитием для учеников Пенять — укорять, упрекать Перст — палец Повой — прием новорожденного Полати — широкие спальные нары в избе под потолком между печью и противоположной стеной Помело — метла, обмотанная на конце тряпкой, служит для подметания золы в печке Попытали — примерили Похитник — вор Почать — начать Прогалина — незаросшая деревьями поляна или лужайка в лесу Прыскучий — быстрый Пряжон — жарен (жарить в масле) Пядь — старинная мера, расстояние между большим и указательным пальцами руки Рать — войско Резонёр — человек, который сам ничего не делает, но любит критиковать и нравоучать других Росстань — перекресток двух дорог Рядиться — уговариваться Сажень — древнерусская мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой Салоп — старинное верхнее женское платье Сам-десят — в десять раз больше Сам-пят — в пять раз больше Сам-четверг — в четыре раза больше Середович — человек средних лет Скатерть бранная — скатерть, вытканная узорами Совесть не зазрит — совесть не беспокоит Сорокопул, сорокопут — птица из отряда воробьиных Студенец — колодец со студеной водой Сусек — ларь, в котором хранится мука или зерно Сучить — свивать, скручивать несколько прядей в одну нить Талисман — предмет, который, как думали суеверные люди, приносит счастье, хранит от бед Теребень кабацкая — постоянный посетитель кабака, завсегдатай Терем — высокие, с башенкой наверху, дома Тувалет — туалет, зеркало Туесок — высокая корзинка с крышкой из березовой коры Убраться — нарядиться Устьице — наружное отверстие в русской печи Фи́жма — каркас из ивовых или стальных прутьев или из пластин китового уса для придания пышности женской юбке Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом Хлопок — пакля, очесы льна Хоромы — большой дом Хранить паче зеницы ока — хранить что-либо больше, чем глаза Хусточка — платочек Цеп — примитивное орудие для обмолота зерна, состоящее из двух связанных палок: длинной рукоятки и более короткой рабочей части, ударяющей по злакам. Челядь — служанка в доме Черевички — женские башмаки на каблучках и с острым носом Чугунка — устаревшее название железной дороги Шандал — подсвечник Ширинка — короткое полотенце или платок Шлейф — удлиненный подол женского платья Щелок — раствор древесной золы Эфа — небольшая ядовитая змейка Юшка — уха Яства — еда, кушанья

  • Доклады
  • История
  • Устаревшие слова

Язык – динамичная, саморазвивающаяся, непрерывно самообновляющаяся система, в которой, как в зеркале, находят отражение бытовые, трудовые и общественно-исторические процессы. Язык неразрывно связан с человеческим сознанием и мышлением.

Изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на человеческое сознание и мышление, а, следовательно,- и на язык. Чем интенсивнее характер условий жизни, тем интенсивнее идут процессы изменений в языке. В наибольшей степени языковые изменения затрагивают лексику.

В настоящее время изменения в лексическом составе языка происходят под влиянием процессов глобализации и научно-технического прогресса. Появление все новых и новых технических устройств и открывающихся в связи с их появлением новых возможностей требует все новых и новых слов. Зато другие слова, вместе с обозначающими ими вещами и процессами, отходят в прошлое, устаревают.

Процесс глобализации затрагивает многие культурные явления. Меняется мировоззрение и мировосприятие народа, уходят в прошлое народные традиции и обусловленные ими правила этикета, забываются народные сказки, песни, поверья, а вместе с ними уходят и слова.

Устаревшие слова в языкознании получили название архаизмы.

Обратимся к примерам. До середины ХХ огромную роль в человеческой жизни играла лошадь. Затем лошадь вытеснил автомобиль. С лошадью из языка ушел целый пласт лексики. Иногда еще употребляется выражения «глаза соловые», «глаза соловеют», но вряд ли кто-то вспомнит, что «соловой» означает желтоватый цвет, как у лошади светлой масти. Но это лишь один пример. Архаизмами стали и почти все прилагательные, обозначающие масти лошадей, и масса профессий, связанных с лошадьми (ямщик, кучер, конюх и т.п), и слова, обозначающие принадлежности для ухода за ними.

Или, к примеру, возьмем прилагательное «ланской». Что оно могло значить? Это слово употреблялось когда-то в значении «прошлогодний». И таких утраченных слов великое множество!

А смысл многих архаизмов все же сохраняется в памяти носителей языка, но в речи они никогда не употребляются. Например, лобзанье, чело, десница, ланиты. Вышли из употребления слова лекарь, цирюльник, брадобрей, комедиант; пасквиль, лира, эпигон и многие другие. Также еще во времена А.С. Пушкина были в употреблении слова, связанные с античной мифологией (так называемые поэтизмы), но уже ко 2-ой половине XIX века они выходят из употребления.

Устарели многие слова из совсем недавнего прошлого. Современная молодежь не знает, кто такой октябренок (в советское время детей младшего школьного возраста посвящали сначала в октябрята, а затем, через некоторое время, – в пионеры); что такое компостер (механическое приспособление, которое когда-то вешали в общественном транспорте. Пассажир сразу после посадки должен был вставить в него билет и нажать на компостер рукой. На билете пробивался рисунок из дырочек. Пассажир, не пробивший билет, считался безбилетным).

Устаревают явления, профессии, предметы обихода, домашняя утварь, технические устройства, а вместе с ними и обозначаемые ими слова. Примеры устаревших слов нетрудно найти как в отдаленном, так и в совсем недавнем прошлом.

Популярные темы сообщений

  • Гидросфера
    Гидросфера – это оболочка Земли, которая состоит из воды, не зависимо от ее состояния (твердого, жидкого, газообразного), и находится между литосферой и атмосферой. Она состоит из воды Мирового океана (96,5%) и воды суши (3,5%), а именно:
  • Гобой — музыкальный инструмент
    Среди всех духовых инструментов, гобой достаточно узнаваем благодаря выразительности и проникновенности своего звучания. Несмотря на то, что флейта имеет более широкие возможности относительно техники игры,
  • Город Череповец
    Череповец — это крупный город Вологодской области. По данным 2017 года в нём проживает почти 320 000 человек. Город имеет собственный флаг и герб. Город является крупнейшим промышленным центром Европейской части России.

Материал к сочинению на тему «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами. Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях.

Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название. Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?

Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.

Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.

В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.

В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.

Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».

Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.

Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.

Источник статьи

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Почему школьники не умеют писать сочинения и что с этим делать

Многие выпускники воспринимают итоговое сочинение как формальность. Тем не менее ежегодно около 5% одиннадцатиклассников отправляется на пересдачу. По итогам первой волны учителя и репетиторы составили список самых распространённых ошибок. Проанализировать их стоит и тем, кому предстоит пересдача, и тем, кто будет писать итоговое сочинение через год-два. Пригодятся эти лайфхаки и в ЕГЭ по русскому языку.

Ошибка № 1: не понимает смысла тезиса

Это одна из самых частых проблем: выпускники не до конца понимают тему, поэтому и не могут её раскрыть. Часто они приводят аргументы, которые совпадают с тезисом косвенным образом. Например, видят слово «мечта», цепляются за него и используют литературный материал, где тоже встречается это слово.

Как объясняют репетиторы PROFI.RU, натаскать на понимание тезиса нельзя, ведь он заранее не известен. Однако можно проводить тренировочные занятия: разбирать тезисы и пытаться их понять. Ученик должен не просто «вываливать» все подготовленные произведения, а осознавать, чего именно от него хотят и насколько подобранный литературный пример соответствует заявленной теме сочинения.

Ошибка № 2: не умеет анализировать текст

Существует неофициальное требование: литературный пример нужно приводить из классических произведений, желательно — по школьной программе. Неверное понимание устаревшего слова или древних обрядов — легко преодолимые проблемы, сложнее с общим пониманием идеи произведения.

Репетитор PROFI.RU Андрей Ранчин:

«Самое сложное для выпускников — анализ текста, его правильное понимание. Так, поступок Пугачева из „Капитанской дочки“, когда он прощает Гринева, иногда трактуют как проявление доброты, милосердия и используют как аргумент в сочинениях направления „Доброта и жестокость“. Но это поступок не добрый. Это воздаяние за то, что дворянин Гринёв совершил добрый поступок и проявил благодарность, подарил самозванцу тулупчик. Можно научить речевым шаблонам и клише, выстроить композицию и логику развития мысли, но это вопрос формы. С содержанием сложнее: тут требуется интуиция, глубокое проникновение в текст».

Ошибка № 3: раскрывает тему формально

Главная задача большинства выпускников — «проскочить» сочинение, а не научиться письменному рассуждению. Такие ученики занимаются «математикой»: высчитывают, какие критерии нужны для получения зачёта, и даже не стараются вникнуть в тему или привести убедительные аргументы.

Репетитор PROFI.RU Елена Александрова

: «Многие выпускники относятся к работе формально. Например, в первой части, где приводится основное рассуждение, ученики должны подробно, последовательно развивать свою мысль по предложенной теме, после чего подтвердить ее точно подобранным аргументом из художественной литературы. Вместо этого они пишут две–три общие фразы, не раскрывающие особенности темы и не демонстрирующие ее глубокого понимания, после чего переходят к литературному примеру, подобранному формально, подтверждающему иногда совсем другую мысль. Выпускникам нужно учиться дискутировать, обосновывать свою позицию, а не поверхностно интерпретировать тему сочинения».

Ошибка № 4: нелогично рассуждает

Многие ученики не слишком хорошо умеют развивать мысль, часто не могут оформить сочинение в виде логической цепочки. Получается рассуждение из набора тезисов и мыслей, и проверяющему приходится самому достраивать логику.

Елена Александрова

: «На занятиях мы учимся думать, рассуждать логически и писать так, чтобы каждая последующая мысль вытекала из предыдущей. Для этого вспоминаем слова-связки: „следовательно“, „однако“, „но“, „в то же время“, „несмотря на это“ и другие. Часто встречается неправильное использование соединительных союзов „и“, „также“: их ставят вместо противительных „но“, „однако“. Распространен и неправильный переход от аргумента к аргументу. Обязательно нужно использовать правильные союзы и другие средства связи между предложениями, чтобы от одного аргумента перейти к следующему — синонимичному или контраргументу».

Ошибка № 5: неверные грамматические конструкции

Устная речь прощает неточности, письменная — нет. Речевой мусор проникает в сочинения, появляются избыточные конструкции, например «то, что». Школьники могут начать предложение с указательного «то», не умеют строить деепричастные и причастные обороты, нарушают построение сложноподчиненных предложений, неправильно используют подчинительные союзы и не видят ошибку, даже когда на нее указывает учитель.

Елена Александрова

: «Синтаксические и грамматические ошибки имеют глубокие корни. На занятиях мне приходится „ломать“ неправильные синтаксические конструкции, ставшие устойчивыми уже в 7 классе, и учить строить грамматически правильные фразы. Мы разбираем теоретический материал и используем так называемые тренажеры. Это комплексы грамматических упражнений, где много заданий на одну и ту же тему. Так тренируется грамматическая зоркость и слух».

Ошибка № 6: строит слишком сложные или слишком простые предложения

Как носители языка мы чувствуем, когда фраза построена коряво. Тут нет четкого критерия или конкретной ошибки, просто предложение звучит не гладко. Ученики пишут мало сочинений — отсюда все проблемы.

Елена Александрова

: «Часто ученики стремятся избежать пунктуационных ошибок и используют очень простые, даже примитивные предложения. Когда же они пытаются построить развернутую конструкцию, от неумения и боязни делают это неуклюже. Получаются громоздкие фразы с повторами союзов, с лишними оборотами и придаточными предложениями. Нужно следить за объемом предложения: оно должно содержать законченную мысль, быть развернутым, но не избыточным и демонстрировать хорошее владение языком».

Итоговое сочинение проверяет не только знания по русскому и литературе, но и общий уровень развития: умение рассуждать и интерпретировать тезисы, владение логикой. Крайне важна грамотность: многие ученики балансируют на грани зачета из-за большого количества орфографических и пунктуационных ошибок. Любой учитель скажет: для борьбы с ними нужно читать художественную литературу и делать упражнения из сборников.

Но всё же самое главное для успешной сдачи — к сочинению нельзя относиться формально. За эту работу можно получить дополнительные (до 10) баллы при поступлении в вуз, а навыки, полученные при подготовке, пригодятся любому выпускнику, какую бы профессию он ни выбрал.

Иллюстрация: Shutterstock (Zmiter). Гифки: giphy.com

Сочинение-рассуждение: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию»

Описание темы: Сочинение в виде рассуждения на раскрывание смысла высказывания К.Паустовского «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.»

Некоторые драгоценные камни даже без ювелирной огранки привлекают своим блеском и необычными переливами. Так и многие русские слова, словно самоцветы, излучают поэзию, наслаждают слух мелодичным звучанием и вызывают красочные образы. Высказывание Паустовского тем более ценно, что отражает взгляд прозаика. И с ним невозможно не согласиться. Почему? Рассмотрим несколько причин.

Если заглянуть в словарь, то мы узнаем, что поэзия – это особый способ организации речи, жанр литературы. В метафорическом смысле «поэзия» — изящество изложения, нечто возвышенное, прекрасное, эмоциональное и полное очарования. Отвечают ли последним требованиям такие слова, как «упоительный», «овеян», «пробуждается»? Да. Очевидно, что эти три примера редко используются в обычной разговорной речи, так как несут особую окраску, более изящны и возвышенны, чем жизненные синонимы «замечательный», «обдан», «просыпается».

Один из секретов поэзии многих русских слов кроется в благозвучности их звучания. Чем меньше шипящих звуков и чем больше сонорных согласных («л», «м», «н»), тем мягче и светлее образ, вызываемый этим словом. Действительно, «шумные» и глухие звуки утяжеляют речь, в то время как слова с изобилием гласных и сонорных звучат словно песня. Рассмотрим синонимичные пары: акварель – краски, монументальный – мощный, тоскливо – скучно. Первый вариант в каждое паре кажется более поэтичным, а второй – обыденным.

Но некоторые слова настолько образны, что им не мешают ни шипящие или глухие согласные, ни лаконичность. Например, существительное «стать» — разве можно передать значение другим словом, не потеряв при этом оттенка величественности? Ведь даже близкий синоним «осанка» имеет другой подтекст. Вот почему великие русские классики считаются «непереводимыми». В частности, произведения Пушкина ценны именно в оригинале. И даже «Евгений Онегин», где Александр Сергеевич нарочно уравнял «высокие» и «низкие» слова, только на русском языке звучит так насыщенно и выразительно.

Таинственный блеск русских слов ярче всего проявляется в стихах. Подобно алмазу, превратившемуся в бриллиант под чуткой рукой ювелира. Но есть и немало слов, которые излучают поэзию сами по себе. Это – благозвучные и наполненные образами существительные, прилагательные и другие части речи русского языка.

На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами. Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях. Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название. Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему? Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи. Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью. В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях. В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами. Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар». Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.
более месяца назад

Урок русского родного языка в 7 классе. Автор конспекта урока учитель русского языка и литературы МБОУ «Мангутская СОШ» Татьяна Михайловна Макарова

Тема: Устаревшие слова – живые свидетели истории.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (освоение содержания учебного предмета):

осознают роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

осознают язык как взаимосвязь исторического развития языка с историей общества;

имеют представление о русском родном языке как хранителе культуры;

осознают историческую преемственность поколений, свою ответственность за сохранение культуры народа;

обогащают активный и потенциальный словарный запас, развивают культуру владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

формируют аналитические умения в отношении языковых единиц.

Осознание обучающимися изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка, норм речевого этикета.

Метапредметные (формирование универсальных учебных действий):

Познавательные: умеют определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме

Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Создают письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

Личностные (духовно-нравственное развитие и воспитание):

Понимают, что родной язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность родного русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, осознают необходимость пополнения словарного запаса и усвоения грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; анализ и сравнение; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы: https://learningapps.org/13719043

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия: историзмы, архаизмы

Ход урока:

  1. Опрос по домашнему заданию (с.8, задание 5. Учебник для 7 класса «Русский родной язык». Автор О.М. Александрова).

Презентация проектной работы об изменении названий русских городов.

Лист оценки для экспертов:

5-ти балльная оценка

Фамилия автора проектной работы

1-й эксперт

2-й эксперт

3-й эксперт

Общий балл

представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, держание внимания аудитории)

оформление проекта

ответы на вопросы (полнота, аргументированность, логичность, убежденность, дружелюбие)

Итоговая оценка

  1. Мотивация учебной деятельности «Определи тему урока»

Инсценировка сказки

Задание: во время просмотра инсценировки запишите слова, значение которых вам неизвестно

Сказка

Автор: Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит:

1-й: – Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

2-й: – Да!

1-й: – (хвастливо) Купил я лошадь у барышника!!!

2-й: – И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Автор: Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

Учитель: (благодарит исполнителей).

Обращается к классу:

назовите слова, значение которых вам непонятно.

(Предполагаемый ответ: армяк, кушак, кокошник, ярмарка, барышник, гребёнка, коробейник)

ответьте, почему вы испытываете затруднение в определении значения этих слов?

(Предполагаемый ответ: сказка складывалась народом в древние времена, Гоголь говорил о русском языке, что он «живой, как жизнь», с течением времени одни слова устаревают и выходят из употребления, при этом появляются новые слова в словарном составе языка. Нам непонятны некоторые слова, потому что они устарели и в настоящее время активно не употребляются)

Сформулируйте тему урока

(Предполагаемый ответ: Устаревшие слова)

– Верно, ребята. Запишите в тетради число и тему нашего урока: Устаревшие слова – живые свидетели истории.

  1. Постановка целей и задач урока (Слайд 2)

Учитель:

Поясните значение слова «устаревшие»? (древние, старые, вышедшие из употребления)

Скажите, зачем нам нужно знать слова, вышедшие из употребления?

(Предполагаемый ответ: нам необходимо знать значение устаревших слов для чтения исторических произведений, для понимания смысла прочитанного о далёком прошлом)

– Ребята, это и есть цель урока.

Чтобы выявлять такие слова в текстах, мы узнаем о группах устаревших слов, научимся их классифицировать. Это задачи на урок.

  1. Работа над темой урока

  1. Прочитайте теоретический материал на с.12 и преобразуйте информацию в таблицу или схему

Ответ: Слайд 3,4

устаревшие слова

1536373 11536373 2

Историзмы Архаизмы

  1. Продолжите предложение словами из прочитанного теоретического материала:

Нам необходимо знать значение устаревших слов, потому чтобез знания устаревших слов невозможно правильно понять смысл многих художественных произведений и представить те картины русской жизни, которые в них описаны.

  1. Просмотр видеоурока «Устаревшие слова».

(время просмотра с 424 минуты по 1005 минуту = 541 минут)

  1. Класс делится на две группы. Выполните упражнение 14. Первая группа выполняет первую часть задания 2 к упражнению, т.е. выписывает те историзмы, которые обозначают предметы и явления Древней Руси (Древнерусского государства). Вторая группа выполняет вторую часть задания, т.е. записывает те историзмы, которые обозначают предметы и явления более позднего времени (Российской империи).

Ответ: 1 группа: 2 группа:

Гридница Царь

Князь Стольники

Лапти Ярем

Барщина

Оброк

Городничий

Бурлаки

  1. Выполните задание 4 к упражнению 14. Рассмотрите портреты на с.13 и найдите в упр.14 стихотворные строки, к которым подобраны эти иллюстрации. Подберите подписи к портретам.

Ответ: рис.1 Владимир Святославич (960-1015), князь новгородский и киевский, при котором произошло крещение Руси. Другие имена – Великий князь, Владимир Красное Солнышко

Рис.2 Иван IV Васильевич (1530- 1584), прозванный Грозным, первый русский царь

  1. Выполните упр. 19 (устно)

  1. https://learningapps.org/13719043 Выполните задание, пройдя по данной ссылке.

  2. Слайд 5,6

  1. Рефлексия.

Работа в парах. Пользуясь учебником, составить синквейн. Историзмы. Архаизмы.

  1. Термин (Историзмы. Архаизмы)

  2. 2 прилагательных или причастия, характеризующих термин

  3. 3 глагола, обозначающих действия термина

  4. Фраза, посвящённая термину

  5. 1 слово – синоним термина

Примерный ответ:

  1. Историзмы

  2. Устаревшие, исчезнувшие

  3. Исчезли, не употребляются, не существуют

  4. Устарели предмет или явление

  5. Слово

  1. Архаизмы

  2. Устаревшие, активные

  3. Вытеснились, превратились, существуют

  4. Устарело слово

  5. Есть синоним

  1. Оцените свою работу на уроке.

Оценочный лист

Учебная работа: проверка уровня усвоения материала по теме «Устаревшие слова»

Ученика(цы) _7__ класса ___________________________

Критерии для оценки

Самооценка

Оценка учителя

1. Готовность к уроку

2. Умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности

3. Умение работать индивидуально

4. Умение отличать историзмы и архаизмы

Итого (сумма баллов)

Уровень работы

Характеристика уровня выполнения работы: высокий (Вс) – 19-20 баллов; повышенный (Пв) – 16-18 баллов; базовый (Бз) – 10-15 баллов; пониженный (Пн) – 5-9 баллов; низкий (Нз) – 0-4 баллов.

  1. Домашнее задание.

I.§2

II. Выполняется одно из трёх заданий по выбору учащихся. Отличное выполнение задания 3 даёт право на следующем уроке быть экспертом при проверке домашнего задания.

  1. Составьте словарик слов, обозначающих русскую национальную одежду (с опорой на упр.20) Творческая работа.

  2. Упр.22 Устное сообщение.

  3. Упр.24(3) Проект.

  1. Слайд 7 Выставление оценок

Устаревшие сло­ва — это сло­ва, кото­рые не исполь­зу­ют­ся в совре­мен­ной повсе­днев­ной речи. Такие сло­ва обо­зна­ча­ют исчез­нув­шие поня­тия или заме­ня­ют­ся совре­мен­ны­ми словами-синонимами.

Что такое устаревшие слова?

Узнаем, что такое уста­рев­шие сло­ва в рус­ском язы­ке, если при­мем во вни­ма­ние, что лек­си­ка скла­ды­ва­ет­ся из слов актив­но­го упо­треб­ле­ния и слов пас­сив­но­го запа­са. Это зна­чит, что в сло­вар­ном соста­ве рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют актив­ную и пас­сив­ную лек­си­ку. Одни сло­ва вос­тре­бо­ва­ны в речи гово­ря­щи­ми каж­дый день:

город, народ, море, учё­ба, тетрадь.

Значение этих слов понят­но всем вла­де­ю­щим рус­ским язы­ком. Они не отли­ча­ют­ся оттен­ком арха­ич­но­сти или новиз­ны и состав­ля­ют актив­ный сло­вар­ный запас. А дру­ги­ми сло­ва­ми мы не поль­зу­ем­ся еже­днев­но. Они суще­ству­ют в рус­ском язы­ке, зафик­си­ро­ва­ны в сло­ва­рях, но не вос­тре­бо­ва­ны в повсе­днев­ной живой речи и поэто­му при­над­ле­жат к пас­сив­ной лек­си­ке. Это уста­рев­шие сло­ва, кото­рые мож­но раз­гра­ни­чить на две группы:

  • исто­риз­мы
  • арха­из­мы

Рассмотрим более деталь­но каж­дый тип уста­рев­ших слов.

Историзмы

Лексика рус­ско­го язы­ка все вре­мя изме­ня­ет­ся: с одной сто­ро­ны, она попол­ня­ет­ся новы­ми сло­ва­ми, а с дру­гой сто­ро­ны, неко­то­рые сло­ва уста­ре­ва­ют. Слова могут ста­реть по-разному. К при­ме­ру,  с тече­ни­ем вре­ме­ни исче­за­ет пред­мет, явле­ние или поня­тие, кото­рое обо­зна­ча­ло слово:

  • деви­чья (ком­на­та дво­ро­вых девушек);
  • кушак
  • ямщик

Само сло­во сохра­ня­ет­ся в лек­си­ке, но не исполь­зу­ет­ся еже­днев­но в речи. Оно при­над­ле­жит уже исто­рии и поэто­му назы­ва­ет­ся соот­вет­ству­ю­щим термином.

Определение

Историзм — это уста­рев­шее сло­во, обо­зна­ча­ю­щее исчез­нув­шее поня­тие в языке.

Такие сло­ва свя­за­ны с исто­ри­ей. Если взгля­нуть на неко­то­рые сло­ва с точ­ки зре­ния вре­ме­ни, то уста­но­вим, что они были вос­тре­бо­ва­ны когда-то в прошлом:

  • коль­чу­га
  • кам­зол
  • вое­во­да

Предметы и явле­ния, кото­рые обо­зна­ча­ют исто­риз­мы, не сохра­ни­лись до наше­го вре­ме­ни, а уста­рев­шие сло­ва оста­лись и попол­ни­ли пас­сив­ный запас лек­си­ки. Историзмы не име­ют сино­ни­мов в рус­ском язы­ке. Это един­ствен­ные назва­ния исчез­нув­ших из оби­хо­да пред­ме­тов и поня­тий. Их зна­че­ние не все­гда ясно совре­мен­но­му чело­ве­ку. Чтобы понять, что зна­чит тот или иной исто­ризм, сле­ду­ет обра­тить­ся к исто­ри­че­ско­му про­шло­му, например:

  • корч­ма — посто­я­лый двор;
  • каме­рист­ка — ком­нат­ная служанка;
  • дров­ни — кре­стьян­ские сани.

Примеры историзмов

По зна­че­нию исто­риз­мы мож­но раз­гра­ни­чить на несколь­ко семан­ти­че­ских групп:

  • назва­ния, свя­зан­ные с адми­ни­стра­тив­ным устрой­ством (при­каз, уезд, повет, волость, при­сут­ствие, око­ло­ток);
  • сло­ва, отоб­ра­жа­ю­щие соци­аль­ный уклад обще­ства (царь, боярин, граф, дво­ря­нин, барин, кре­пост­ной, холоп, смерд);
  • назва­ния долж­но­стей и лиц по роду заня­тий (соколь­ни­чий, постель­ни­чий, бур­лак, раб­фа­ко­вец);
  • назва­ния ста­рин­ных еди­ниц изме­ре­ния (вер­ста, сажень, аршин, золот­ник, пуд, фунт, деся­ти­на, гар­нец, доля);
  • назва­ния денеж­ных еди­ниц (алтын, полуш­ка, гри­вен­ник, де́ньга);
  • назва­ния пред­ме­тов воору­же­ния (забра­ло, пали­ца, коль­чу­га, була­ва);
  • назва­ния одеж­ды (каф­тан, сер­мя­га, зипун, сюр­тук, кар­туз, лап­ти).

Архаизмы

Некоторые сло­ва с тече­ни­ем вре­ме­ни поте­ря­ли свою акту­аль­ность и были вытес­не­ны из актив­но­го упо­треб­ле­ния совре­мен­ны­ми сло­ва­ми с тем же зна­че­ни­ем. Предмет или явле­ние суще­ству­ет в реаль­но­сти, а сло­во, назы­ва­ю­щее его, уста­ре­ло и вышло из актив­но­го употребления.

Определение

Архаизмы — это уста­рев­шие сло­ва, кото­рые по зна­че­нию соот­но­сят­ся с совре­мен­ны­ми сло­ва­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми те же понятия.

Термин «арха­изм» вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву archaios, что зна­чит «древ­ний».

В рус­ском язы­ке арха­из­мы все­гда име­ют совре­мен­ные слова-аналоги, или сино­ни­мы, кото­рые назы­ва­ют то же явле­ние, поня­тие или предмет:

  • бра­до­брей — парикмахер;
  • гать — настил в топ­ком месте;
  • еже­ли — если;
  • дабы — чтобы.

Устаревшие назва­ния частей тела человека

Некоторые совре­мен­ные сло­ва сов­па­да­ют в одном из сво­их зна­че­ний с арха­из­ма­ми. Так, совре­мен­ное сло­во «живот», кро­ме обще­из­вест­но­го назва­ния части тела чело­ве­ка, име­ет арха­ич­ное зна­че­ние «жизнь».

Примеры архаизмов

Архаизмы неод­но­род­ны по сво­е­му соста­ву. Некоторые уста­рев­шие сло­ва пол­но­стью были заме­не­ны соот­вет­ству­ю­щи­ми совре­мен­ны­ми сло­ва­ми с дру­гим кор­нем. Значение таких слов ино­гда  труд­но понять совре­мен­но­му чело­ве­ку без помо­щи сло­ва­ря. Ряд арха­из­мов отли­ча­ют­ся неко­то­ры­ми мор­фе­ма­ми или отдель­ны­ми зву­ка­ми от их сино­ни­мов. С этой точ­ки зре­ния арха­из­мы делят на группы:

1. лек­си­че­ские арха­из­мы — уста­рев­шие сло­ва с дру­гим корнем:

  • вет­ри­ло — парус;
  • веж­ды — веки;
  • раме­на — плечи;
  • лани­ты — щёки;
  • уста — губы;
  • перст — палец;
  • пер­си — грудь;
  • чело — лоб;

2. лексико-словообразовательные арха­из­мы — уста­рев­шие сло­ва с дру­гим суффиксом:

  • содей­ство — содействие;
  • дру­же­ство — дружба;
  • зна­ко­мец — знакомый;
  • рыбарь — рыбак;

3. лексико-фонетические арха­из­мы отли­ча­ют­ся одним или несколь­ки­ми звуками:

  • нощь — ночь;
  • нумер — номер;
  • нужа — нужда;
  • зер­ца­ло — зеркало;

4. лексико-семантические арха­из­мы — сло­ва, име­ю­щие дру­гое зна­че­ние в совре­мен­ном языке:

  • арха­изм урод (кра­со­та) — урод (чело­век с физи­че­ским недостатком);
  • позор (зре­ли­ще) — позор (стыд).

Дополнительный мате­ри­ал

Смотрите боль­ше при­ме­ров в сло­ва­ре уста­рев­ших слов.

Итак, арха­из­мы вышли из актив­но­го упо­треб­ле­ния из-за заме­ны их совре­мен­ны­ми сло­ва­ми с тем же зна­че­ни­ем. Они исполь­зу­ют­ся в науч­ных тру­дах и худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре как сти­ли­сти­че­ское сред­ство для созда­ния коло­ри­та исто­ри­че­ской эпо­хи, харак­те­ри­сти­ки речи персонажей.

Видеоурок «Новые слова. Устаревшие слова»

ava author

  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня сочинение отцы и дети тургенев
  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня сочинение 10 класс 250 слов
  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня сочинение отцы и дети с цитатами 10 класс
  • Устарела ли проблема отцов и детей сегодня сочинение кратко
  • Устарел ли максим горький сочинение на дне