Устаревшие слова из сказки спящая царевна жуковский

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 82-83размышляем о прочитанном.1. вы прочитали сказку жуковского спящая царевна.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

На чтение 7 мин. Просмотров 81 Опубликовано

Картина В. Васнецова «Спящая царевна»

«Спя́щая царе́вна» — сказка В. А. Жуковского, написанная 26 августа — 12 сентября 1831 года в Царском селе[1]. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам сюжета немецкой народной сказки «Царевна-шиповник» (нем. Dornröschen), которую он нашёл у братьев Гримм, и французской «Красавица, спящая в лесу» (фр. La Belle au Bois Dormant), обработанной Шарлем Перро. Впервые сказка напечатана в журнале «Европеец», 1832, № 1, январь, стр. 24—37, под заглавием «Сказка о спящей царевне».

История создания

Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразный спор: кто лучше напишет сказку, по стилю напоминающую русскую народную. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки… Чудное дело! Жуковского узнать нельзя»[2].

Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане».

Сюжет

У царя с царицей долго не было детей, а потом родилась долгожданная дочь. В честь рождения маленькой царевны начинается большой пир, на который пригласили 11 из 12 волшебниц, живших в царстве. Двенадцатая, которую не пригласили, обиделась. Когда волшебницы желали царевне всяких благ, явилась 12-я и предрекла смерть царевны в 15 лет от укола веретена. 11-я, которая не успела ничего пожелать, сказала, что это будет не смерть, а сон, длящийся 300 лет. Царь, испугавшись, запретил подданным вообще прясть и убрать из царства всё, что связано с прядением. В назначенном возрасте девочка всё-таки уколола палец веретеном и уснула, а с ней царь, царица и все подданные. Через 300 лет её разбудил поцелуем царевич, а с ней проснулись и все остальные. Царевич женился на царевне, и все жили долго и счастливо.

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 22 января 2021 в 11:09. Фокина Александра

В 1831 году летом в Царское село приехали Пушкин, Жуковский и Гоголь. В одном из разговоров между Пушкиным и Жуковским возник спор, кто сможет лучше написать сказку, которая более всего будет напоминать русскую народную. Оба принялись активно за работу. По рассказам Гоголя у обоих это выходило замечательно. Для своей сказки Жуковский скомбинировал сюжет сказки Шарля Перо и братьев Гримм. В результате его работы на свет появилась «Спящая царевна», которая действительно была очень близка к цели.

ПожаловатьсяСодержание:

История создания

Интересной является история создания этого произведения. Летом 1831 года в загородном имении Царское Село проводили время друзья Александр Пушкин и Василий Жуковский. Известные писатели поспорили, кто из них сможет написать сказку, которая будет неотличима от народной. Впоследствии два произведения, которые появились благодаря этому оригинальному спору, стали классическими и пополнили сокровищницу русской литературы.

Александр Пушкин за несколько месяцев написал «Сказку о царе Салтане». Жуковский долгое время подбирал сюжет для своего произведения и в результате остановился на мотивах немецкой сказки «Царевна Шиповник», написанной братьями Гримм. Василий Андреевич утверждал, что вдохновение черпал также из сказки Шарля Перро «Красавица, спящая в лесу». В своем читательском дневнике Жуковский кратко сделал описание и план этого рассказа и в последующем придерживался намеченной цели.

Сказка «Спящая царевна» была завершена в сентябре 1931 года, в печати она появилась в 1839 г. в журнале «Европеец». Работу Жуковского по достоинству оценили многие критики и читатели. После этого вышло немало сборников произведений автора, одной из жемчужин которых стала «Спящая царевна». Читать ее могут как взрослые, так и маленькие детишки. Это лёгкая и добродушная история, рассказывающая о благородных героях, их смелых поступках и беззаветной любви. Основные мотивы сказки:

  • борьба добра со злом;
  • благородные поступки;
  • любовь.

В произведении Жуковский сочетал народные особенности и индивидуальный авторский стиль. Так, бросаются в глаза традиционные решения, характерные для устного творчества. В частности, был введён образ таинственного густого леса, который надежно скрыл дворец и спящих в нём людей.

Творение Жуковского стало не просто переведённым и переписанным сюжетом западной сказки, а самобытным произведением, отображающим культуру и русское мировоззрение. Интересны также характеристики главных героев, многогранных и прекрасных в своих благородных поступках.

Основные действующие герои

В сказке есть около десятка действующих персонажей, судьбы которых тесно переплетены. Главными героями «Спящей красавицы» являются:

  • принцесса — долгожданная дочь царя и царицы;
  • принц, разбудивший принцессу от столетнего сна;
  • царь Матвей и его супруга — родители царевны, правители королевства, в котором происходило действие;
  • добрые феи, наделившие новорожденную царевну хорошими качествами;
  • старая злая волшебница, пожелавшая малышке умереть в 15 лет;
  • старуха, по вине которой главная героиня укололась веретеном и уснула на 100 лет.

Краткое содержание

Царь Матвей и царица на протяжении долгих лет жили счастливо, но не могли завести потомство. Однажды летом царица бродила около ручья, заливаясь горькими слезами из-за невозможности иметь детей. Речной рак сжалился над женщиной и предсказал ей в скором времени рождение ребенка. Действительно, вскоре в царском семействе произошло прибавление — родилась здоровая малышка. По этому случаю во дворце устроили роскошный пир.

На праздник пригласили 11 добрых фей, а злую волшебницу звать не стали, опасаясь, что она испортит торжество.

В разгар мероприятия старуха явилась без приглашения. Даже в этом случае ей были рады, нашли место и поставили богатые приборы с яствами, но ворчливой фее всё было не так. Ей показалось, что остальным волшебницам уделяют больше внимания, так как они оказались за столом ближе к царским особам. Также ей не понравились столовые приборы, которые были беднее, чем у других гостей.

Когда пришло время одаривать малышку подарками, каждая фея наклонялась к ее кроватке и нашептывала что-то хорошее. Старуха сделала страшный подарок — она предрекла, что девушка в 15 лет уколется веретеном и умрет. Самая младшая фея спряталась за кроваткой и услышала страшное пожелание. Она решила сгладить ужасный подарок и сделала так, что принцесса не умрёт, а уснёт столетним сном вместе с другими обитателями королевства.

Царь Матвей, чтобы защитить дочь, издает указ, в котором запрещает использование веретен. Пятнадцать лет прошли быстро, девушка выросла красивой, доброй и любознательной. Однажды она познакомилась со старухой, которая жила в отдаленной местности и не знала о запрете. Женщина предложила обучить царевну рукоделию и начала заниматься с ней в удаленной башне дворца. Однажды девушка уколола палец иглой веретена и погрузилась в столетний сон. Вместе с ней заснули все жители королевства, которое быстро пришло в упадок.

Спустя 100 лет в отдалённом королевстве сын короля услышал легенду о принцессе и решил спасти девушку. Царевич отправился в далекое путешествие, преодолел дремучий лес, справился с массой препятствий, зашёл в башню и поцеловал спящую царевну. Девушка проснулась, вместе с ней стали пробуждаться её отец, мать и другие жители королевства. Молодые люди влюбились друг в друга и вскоре сыграли свадьбу.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://wiki2.org/ru/спящая_царевна
  • https://vashurok.ru/questions/kakaya-istoriya-sozdaniya-skazki-zhukovskogo-spyaschaya-tsarevna
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/spyashchaya-tsarevna.html

КГУ «Школа – гимназия имени
аль-Фараби»

(наименование организации образования)
Краткосрочный
(поурочный) план

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А.
Жуковский » Сказка о царе Берендее…»

(тема урока)

Раздел

Литературная поэтическая сказка

Ф.И.О (при его наличии) педагога

Балтабаева Асем Сембыевна

Дата

09.11.2021

Класс

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Тема урока

Жизнь и творчество В.А. Жуковского. В.А. Жуковский » Сказка
о царе Берендее…»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

5.1.1.1 понимать термины: художественная литература, 
фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет,
композиция, художественное время и пространство, конфликт,  герой, повествователь,
рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм

Цели урока

Познакомиться с биографией русского писателя XIX века В.А. Жуковского;

узнать историю создания сказок Жуковского и Пушкина.

Начнешь знакомство со «Сказкой о царе Берендее…»

кратко пересказывать содержание произведения;

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Орг момент

Создание коллаборативной среды

Учитель приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает  успеха.

Учитель совместно с учащимися
определяет цели урока/ЦО и критерии успеха.

Здороваются

Определяют цели
урока

Интерактивная
доска, видеоролик

Изучение нового материала

I.                   
Знакомство с В.А. Жуковским.

Самостоятельная
работа учащихся по учебнику Бодровой Е.В. (стр. 96 — 97).

Сообщение учителя
«Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».

II.                
Работа над сказкой. Прочитайте начало сказки (стр101-103
учебника) и ответьте на вопросы

ü 
Как царь оказался у колодца?

ü 
Почему напившись воды, он не смог поднять голову?

ü 
Как автор описывает Кощея Бессмертного?

ü 
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

ü 
Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?

ü 
Почему царь согласился? (Он не знал про сына)

ü 
Что же увидел царь, когда вернулся в свое
царство?

ü  Как
он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают
чувства царя. Прочитайте?

III.             
Самостоятельная работа. Найди в тексте устаревшие
слова, запиши их в таблицу в соответствии со значением.

Слово

Значение

Печально

Очень холодный

Вдруг

Колодец

спрыгнув

Работают с
текстом учебника. Записывают информацию в тетрадь

Отвечают на
вопросы на странице 97 учебника

Слушают учителя

Читают текст
учебника на стр.101-103

Отвечают на
вопросы.

Находят в тексте
устаревшие слова и заполняют таблицу

Интерактивная
доска

ИКТ

Учебник

тетрадь

 Подведение итогов урока (5 мин)

Прием «Микрофон»

·                 
Какая
цель стояла перед вами?

·                 
 Достигли
ли мы этой цели?

·                 
 Что
нового узнали на уроке?

·                 
Осталось
ли что-то непонятным?

Далее ученики отвечают на вопросы,
поднимая при этом столько пальцев руки, на сколько они сами себя оценили.

·                 
Как
вы поняли новый материал урока?

·                 
Понравилось
ли вам как прошел урок?

·                 
На
сколько каждый из вас был активен на уроке?

Домашнее задание. Прочитать текст сказки
дальше (стр.104 – 105). Ответить на вопросы рубрики «Для тех, кто внимательно
читал» на странице 105 учебника.

Ученики показывают умение обосновывать
свое понимание

Записывают
д.з. в дневники

Самооценивание

дневник

Биография Жуковского

·  Василий
Андреевич явился автором первого государственного гимна России – «Боже, царя
храни».

·  Александр
Сергеевич Пушкин был учеником и близким другом Василия Андреевича. Он безмерно
восхищался его талантом и считал его намного выше самого себя. Трудно поверить,
но Пушкин, получив смертельную рану во время дуэли, скончался именно в день
рождения Жуковского – 29 января. Он был с ним рядом в последние минуты, и после
трогательно описал их в письме к родному отцу поэта – Сергею Львовичу Пушкину.
А после вызвался привести в порядок его документы, рукописи и подготовить для
издания их в полном собрании  сочинений.

·  В
биографии Василия Жуковского интересных фактов из жизни можно
найти немало. К примеру, у поэта никогда не было тщеславных мыслей о служении
при дворе. Но судьба распорядилась иначе. В конце 1817 года ему была оказана
высокая честь служить учителем словесности при великой княгине Александре
Фёдоровне. Новое окружение и деятельность были ему по сердцу. У него было время
для собственного творчества, и, кроме того, в семьи императора он не чувствовал
себя одиноким, наоборот, ощущал искренность и душевное отношение к себе.

·  Для своей
высокой ученицы Жуковский открыл бесконечно прекрасный и глубокий мир русского
языка и литературы. Именно при Василии Андреевиче высшее общество, как никогда,
больше уделяло внимание родному языку, нежели модным иностранным – немецкому и
французскому.

·  Жуковский
никогда не пользовался своим высоким положением при дворе в личных целях.
Исключениями были эпизоды, когда он просил за близких людей. Так он не раз
заступался за А.С. Пушкина, искал пути для смягчения наказания декабристов,
заботился о выкупе из крепостного рабства гениального украинского поэта и
художника Тараса Григорьевича Шевченко.

·  Жуковский не раз
посещал Дрезденскую картинную галерею. Он восхищался и благоговел перед
великими шедеврами живописи. Удручало его одно – небрежность в хранении таких
бесценных сокровищ. Действительно, многие картины были почерневшими и в плохих
рамах, а само помещение больше походило на тёмный грязный сарай, нежели на
музей искусств.

·  В 1822 году
после возвращения из Европы русский поэт решил освободить всех своих
крепостных. Они некогда были куплены неким И.В. Поповым на его имя. Он заплатил
более 2000 рублей и отпустил всех крестьян на волю. Он считал, что каждый
человек, независимо от происхождения, есть свободная личность.

·  Когда поэту
исполнилось 68 лет, он начал жаловаться не только на слабость тела, но и на
глаза: у него стремительно ухудшалось зрение. Но глубоко в душе он был готов к
такому исходу. Он много написал, подготовил к изданию полное собрание своих
произведений и пришел к Богу – простой вере, в свет внутри себя.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/essay/zhukovskiy/interesnye-fakty-iz-zhizni

Вы уже знаете, что Жуковский был другом
Пушкина. Он был старше, и был учителем в поэтических начинаниях Пушкина. Они
затеяли спор, кто лучше перескажет стихами народные сказки. У Пушкина есть
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а у Жуковского «Спящая царевна». У
Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о царе Берендее» у Жуковского, с
которой мы с вами сегодня и познакомимся. Кто же победил в этом споре? Как вы
считаете?

Жуковский признал свое поражение и подарил
Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя». Сказка
написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 2 августа — 1 сентября 1831 г. Первая
публикация — в сборнике «Новоселье» (СПб, 1833, с. 37-68).

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Успенский сказки для маленьких
  • Успакаивает или успокаивает как пишется правильно
  • Усолье сибирское по английски как пишется
  • Успей прочитать к школе самые нужные стихи рассказы сказки
  • Успокаиваешь как пишется правильно
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии