Устаревшие слова из рассказа дубровский

Задания к рассказу и. с. тургенева бежин луг 6 класс задание 1: узнайте героя рассказа по его описанию: 1.

Задания к рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс)

Задание № 1: узнайте героя рассказа по его
описанию:

1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. 2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо,
большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. 3.
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из-под войлочной шапочки. Лицо
горбоносое, вытянутое, подслеповатое. 4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. 5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой.

Ключ:

1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. (Федя).

2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое
лицо, большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты.
(Павлуша).

3. Жёлтые волосы торчали острыми косицами
из-под войлочной шапочки. Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое. (Илюша).

4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. (Костя).

5. Мальчик семи лет с русой кудрявой
головой. (Ваня).

Задание № 2: назовите имя рассказчика
каждой былички:

Былички: (1) встреча плотника
Гаврилы с русалкой, (2) покойный барин и разрыв-трава, (3) звуки
из бучѝла, (4) про лешего, (5) про водяного и Акулину, (6)
про домового, (7) псарь Ермил и барашек, (8) гадание бабы Ульяны,
(9) Феклиста и сын.

Ключ:

Быличка

Рассказчик

1

встреча
плотника Гаврилы с русалкой

Костя

2

покойный
барин и разрыв-трава

Илюша

3

звуки
из бучила

Костя

4

про
лешего

Илюша

5

про
водяного и Акулину

Илюша

6

про
домового

Илюша

7

псарь
Ермил и барашек

Илюша

8

гадание
бабы Ульяны

Илюша

9

Феклиста
и сын

Костя

Задание № 3: по лексическому значению
назовите устаревшие и диалектные слова из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
(используйте «Слова для справок»):

(1) Небольшой овраг, а также провал между
сугробами. (2) Охотничья сумка для дичи. (3) Старинная мужская
долгополая верхняя одежда. (4) Пастухи, погонщики скота. (5) Глубокая
яма с водой, оставшейся после половодья. (6) Крутой поворот в овраге. (7)
Старинная крестьянская верхняя одежда из толстого сукна. (8) Портянки,
обмотки для ног под сапоги или лапти. (9) Грубый домотканый холст. (10)
В старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.

Слова для справок: (А)
свѝтка, (Б) буерак, (В) гуртовщикѝ, (Г) сугѝбель, (Д)
онỳчи, (Е) кафтан, (Ж) замáшка, (З) ягдтáш, (И)
армяк, (К) бучѝло.

Ключ:

Лексическое значение устаревших и диалектных слов

Буква-соответствие

Устаревшие и диалектные слова

1

Небольшой
овраг, а также провал между сугробами.

Б

буерак

2

Охотничья
сумка для дичи.

З

ягдтáш

3

Старинная
мужская долгополая верхняя одежда.

Е

кафтан

4

Пастухи,
погонщики скота.

В

гуртовщикѝ

5

Глубокая
яма с водой, оставшейся после половодья.

К

бучѝло

6

Крутой
поворот в овраге.

Г

сугѝбель

7

Старинная
крестьянская верхняя одежда из толстого сукна.

И

армяк

8

Портянки,
обмотки для ног под сапоги или лапти.

Д

онỳчи

9

Грубый
домотканый холст.

Ж

замáшка

10

В
старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.

А

свѝтка

Задание
№ 4:

расположите события №№ 1 — 14 рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» в нужной
последовательности.

(А) Описание  Феди. (Б) Рассказчик
плутает по лесу и понимает, что заблудился. (В) Описание Кости. (Г)
История про русалку. (Д) История про Тришку. (Е) Описание
Павлуши. (Ж) История о барашке. (З) Описание Вани. (И) Описание
Ильюши. (К) История про Лешего. (Л) Рассказчик выходит к Бежину
лугу, где у костра греются деревенские мальчики – пастухи. (М) История
про домового. (Н) История про покойников и бабу Ульяну. (О)
Водяной и Акулина.

Ключ:

Событие

Буква-соответствие

1

Рассказчик
плутает по лесу и понимает, что заблудился.

Б

2

Рассказчик
выходит к Бежину лугу, где у костра греются деревенские мальчики – пастухи.

Л

3

Описание 
Феди.

А

4

Описание
Павлуши.

Е

5

Описание
Ильюши.

И

6

Описание
Кости.

В

7

Описание
Вани.

З

8

История
про домового.

М

9

История
про русалку.

Г

10

История
о барашке.

Ж

11

История
про покойников и бабу Ульяну.

Н

12

История
про Тришку.

Д

13

История
про Лешего.

К

14

Водяной
и Акулина.

О

Задание № 5: распределите номера
характеристик героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» на 5 групп (названия
колонок определите самостоятельно):

(1) «Первому, старшему, … вы бы дали лет
четырнадцать»; (2) «волосы были всклоченные, черные»; (3) «Лицо
… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое»; (4)
«мальчик лет десяти»; (5) «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под
угловатую рогожу»; (6) «лицо … выражало какую-то тупую, болезненную
заботливость»; (7) «только изредка выставлял … свою русую кудрявую
голову»; (8) «глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»; (9)
обращал на себя внимание «своим задумчивым и печальным взором»; (10)
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица»; (11) «рот большой, но правильный»; (12) «сжатые губы его
не шевелились, сдвинутые брови не расходились»; (13) «вся голова
огромная, как говорится, с пивной котел»; (14) «было всего лет семь»;
(15)
«его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами»; (16)
«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки»;
(17)
«Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье»; (18) «губы
едва было можно различить»; (19) «не шевелился под своей рогожей»; (20)
«тело приземистое, неуклюжее»; (21) «большие, черные, жидким блеском
блестевшие глаза»; (22) «На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой»; (23) «он не вылез из-под своей рогожи»; (24) «на
голубеньком поясе висел гребешок»; (25) «На нем были новые лапти и онучи».

Ключ:

Федя

(1, 10, 17, 22, 24)

Павел

(2, 8, 11, 13, 20)

Илюша

(3, 6, 12, 15, 25)

Костя

(4, 9, 16, 18, 21)

Ваня

(5, 7, 14, 19, 23)

1

(1)
«Первому, старшему, … вы бы дали лет четырнадцать»;

(2) «волосы
были всклоченные, черные»;

(3) «Лицо
… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое»;

(4)
«мальчик лет десяти»;

(5) «он
лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу»;

2

(10) «Это
был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица»;

(8) «глаза
серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»;

(6) «лицо
… выражало какую-то тупую, болезненную заботливость»;

(9) обращал
на себя внимание «своим задумчивым и печальным взором»;

(7) «только
изредка выставлял … свою русую кудрявую голову»;

3

(17) «Он принадлежал,
по всем приметам, к богатой семье»;

(11) «рот
большой, но правильный»;

(12) «сжатые
губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились»;

(16) «Все
лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки»;

(14) «было
всего лет семь»;

4

(22) «На нем
была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой»;

(13) «вся
голова огромная, как говорится, с пивной котел»;

(15) «его
желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами»;

(18) «губы
едва было можно различить»;

(19) «не шевелился
под своей рогожей»;

5

(24) «на голубеньком
поясе висел гребешок»;

(20) «тело
приземистое, неуклюжее»;

(25) «На нем
были новые лапти и онучи»;

(21)
«большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза»;

(23) «он не
вылез из-под своей рогожи»;

Задания к рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг» (6 класс)

Задание № 1: узнайте героя рассказа по его
описанию:

1. Стройный мальчик с кудрявыми белокурыми
волосами; на нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой, на голубом
поясе висел гребешок. 2. Чёрные всклоченные волосы, бледное, рябое лицо,
большой рот, огромная голова. Одет в простую рубаху и заплатанные порты. 3.
Жёлтые волосы торчали острыми косицами из-под войлочной шапочки. Лицо
горбоносое, вытянутое, подслеповатое. 4. Маленького роста, тщедушного
телосложения, бедно одетый. Лицо худое, в веснушках, глаза большие, чёрные,
блестевшие жидким блеском. 5. Мальчик семи лет с русой кудрявой головой.

Задание № 2: назовите имя рассказчика
каждой былички:

Былички: (1) встреча плотника Гаврилы
с русалкой, (2) покойный барин и разрыв-трава, (3) звуки из
бучѝла, (4) про лешего, (5) про водяного и Акулину, (6)
про домового, (7) псарь Ермил и барашек, (8) гадание бабы Ульяны,
(9) Феклиста и сын.

Задание № 3: по лексическому значению
назовите устаревшие и диалектные слова из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
(используйте «Слова для справок»):

(1) Небольшой овраг, а также провал между
сугробами. (2) Охотничья сумка для дичи. (3) Старинная мужская
долгополая верхняя одежда. (4) Пастухи, погонщики скота. (5) Глубокая
яма с водой, оставшейся после половодья. (6) Крутой поворот в овраге. (7)
Старинная крестьянская верхняя одежда из толстого сукна. (8) Портянки,
обмотки для ног под сапоги или лапти. (9) Грубый домотканый холст. (10)
В старое время: верхняя длинная распашная одежда из домотканого сукна.

Слова для справок: (А)
свѝтка, (Б) буерак, (В) гуртовщикѝ, (Г) сугѝбель, (Д)
онỳчи, (Е) кафтан, (Ж) замáшка, (З) ягдтáш, (И)
армяк, (К) бучѝло.

Задание
№ 4:

расположите события №№ 1 — 14 рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» в нужной
последовательности.

(А) Описание  Феди. (Б) Рассказчик
плутает по лесу и понимает, что заблудился. (В) Описание Кости. (Г)
История про русалку. (Д) История про Тришку. (Е) Описание
Павлуши. (Ж) История о барашке. (З) Описание Вани. (И) Описание
Ильюши. (К) История про Лешего. (Л) Рассказчик выходит к Бежину
лугу, где у костра греются деревенские мальчики – пастухи. (М) История
про домового. (Н) История про покойников и бабу Ульяну. (О)
Водяной и Акулина.

Задание № 5: распределите номера
характеристик героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» на 5 групп (названия
колонок определите самостоятельно):

(1) «Первому, старшему, … вы бы дали лет
четырнадцать»; (2) «волосы были всклоченные, черные»; (3) «Лицо
… было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое»; (4)
«мальчик лет десяти»; (5) «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под
угловатую рогожу»; (6) «лицо … выражало какую-то тупую, болезненную
заботливость»; (7) «только изредка выставлял … свою русую кудрявую
голову»; (8) «глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое»; (9)
обращал на себя внимание «своим задумчивым и печальным взором»; (10)
«Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами
лица»; (11) «рот большой, но правильный»; (12) «сжатые губы его
не шевелились, сдвинутые брови не расходились»; (13) «вся голова
огромная, как говорится, с пивной котел»; (14) «было всего лет семь»;
(15)
«его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами»; (16)
«Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки»;
(17)
«Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье»; (18) «губы
едва было можно различить»; (19) «не шевелился под своей рогожей»; (20)
«тело приземистое, неуклюжее»; (21) «большие, черные, жидким блеском
блестевшие глаза»; (22) «На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой
каемкой»; (23) «он не вылез из-под своей рогожи»; (24) «на
голубеньком поясе висел гребешок»; (25) «На нем были новые лапти и онучи».

Произведения Николая Семеновича Лескова многие читатели и по сей день ценят за реалистичность сюжетов и широкий круг затрагиваемых тем. Писатель, не боясь, говорил о недостатках людей, их проблемах, не забывая, впрочем, и о положительных сторонах. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов автора под названием “Старый гений” по плану ниже. 

История создания

Произведение было написано Лесковым в 1884 году. Напечатано оно было в том же году в юмористическом литературно-художественном журнале “Осколки”, который издавался в Петербурге. Впоследствии в 1886 году “Старый гений” вошел в авторский сборник “Святочные рассказы”. Можно предположить, что идея для сюжета пришла из повседневности, так как ситуации, подобные описанной в рассказе, не являются редкими. 

История написания произведения «Старый гений» совпала с крайне плодотворным периодом в жизни писателя. В 1880-1890 он написал самые известные и громкие книги. Однако слава автора цензорам показалась дурной. С 1890 года Лескову было крайне сложно напечатать хоть что-нибудь из своего репертуара. Остросоциальная направленность его творчества не нравилась проверяющим организациям. И после большого успеха писателю пришлось довольствоваться борьбой за существование. Возможно, под влиянием нервного напряжения Лесков и скончался от приступа астмы в 1895 году.

Жанр, направление

“Старый гений” относится к жанру рассказа. Произведение небольшого объема (всего пять глав), на страницах рассматривается одна сюжетная линия (старушка хочет возвратить свои деньги), количество центральных и второстепенных персонажей ограниченно, и все они существуют для решения единственной проблемы.

Также присутствует стандартное построение сюжета: завязка (франт занимает большую сумму денег и избегает расплаты), основная часть (попытка вернуть пятнадцать тысяч рублей), кульминация (один герой утверждает, что способен помочь и действительно помогает), развязка (деньги наконец-то оказываются у истинной владелицы).

Из литературных направлений ближе всего реализм. Ситуации и конфликты вполне обычные, бытовые и возможны в действительности; герои типизированные. Действие происходит в конкретной исторической эпохе, которую можно угадать по различным деталям (здесь существуют помещики, обращение “сударыня” и многое другое, что характерно для Российской империи). 

Смысл названия

Смысл названия рассказа “Старый гений” раскрывается только под конец книги, когда автор вводит нового персонажа — Ивана Иваныча, который с помощью своей смекалки возвращает старушке-помещице ее деньги. Герой полностью оправдывает это прозвище, так как именно благодаря ему, казалось бы, непреодолимая проблема разрешается благополучно. 

И последними строчками Лесков объясняет, почему считает находчивого благодетеля по-настоящему талантливым:

«Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением…»

Суть: о чем?

Начинается все с того, что один франт просит у пожилой помещицы дать взаймы крупную сумму. Та идет навстречу, закладывает свой дом и направляет оказавшемуся в беде знакомому необходимые средства в размере 15 тысяч. Тот, получив желаемое, пропадает.

Старушка посылает многочисленные письма, убеждая вернуть деньги, но не получает ответа. Тогда решает отправиться в Петербург, чтобы “похлопотать” лично. Там ей приходится просить полицию и крупных чиновников о помощи, но никаких положительных результатов это не дает из-за значимого положения обманщика в обществе. Совсем отчаявшись, героиня соглашается на предложение другого помещика низшего ранга, и тому удается справиться со злостным должником.

Справедливость восстанавливается, задолженность погашается. Счастливая старушка возвращается домой.

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев в рассказе “Старый гений” поможет читателю лучше изучить рассматриваемое произведение:

  1. Старушка-помещица — героиня, вокруг которой разворачивается сюжет. Дает в долг крупную сумму денег — пятнадцать тысяч — “одному великосветскому франту”. Когда тот отказывается их возвращать, начинает активно искать пути решения возникшей сложности. Старушка, несмотря на почтенный возраст, оказывается очень деятельной. Ведомая целью — вернуть собственные средства — она обращается к совершенно разным людям и даже доходит до “высших”. Но и здесь получает отказ в содействии. «А если вы думаете, что мы его защищаем или нам его жалко, то вы очень ошибаетесь: ищите его, поймайте, — это ваше дело, — тогда ему “вручат”». Но несчастная женщина не сдается, и, в конце концов, все ее старания оказываются вознаграждены. Кроме готовности действовать можно отметить мягкость, доверчивость и доброту старушки. Долгое время она считает своего должника достойной личностью (“Я вам не поверю: он замотался, но человек хороший…”). Да и к ответственным лицам она идет почти что с мольбой, а не, например, требованиями и скандалами.
  2. Великосветский франт — безымянный должник и лжец. Происходит из богатой известной семьи, получает большие доходы с имений и службы, но при этом показывает свое бесчестие, жестоко обманывая героиню. Чувствует свою безнаказанность, так как полиция не может ничего с ним сделать из-за серьезных связей. Поэтому можно сделать вывод, что щеголь изначально не собирался возвращать занятые средства.
    Женат, есть дом, даже не скрывается от правосудия, свободно разгуливая по улицам. В нем воплощаются худшие черты богачей (эгоизм, безответственность, алчность, жестокость), его ненавидят все вокруг, но при этом он продолжает жить как ни в чем не бывало.
    Но и на него находят управу — грубая сила и возможность официального наказания заставляют его исполнить обязательства. «Тот — делать нечего — при свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами уплатил чеком весь долг свой старушке…».
  3. Иван Иваныч — находчивый чиновник низшего ранга, который берется решать самые сложные задачи. Выступает в роли благородного спасителя, способного справиться там, где не могут действовать представители власти. За свои услуги берет гораздо меньше, чем остальные — всего 500 рублей, но при этом его помощь наиболее эффективная. Этот человек совестливый, честный и целеустремленный. В его характере есть твёрдость и хитрость. Он умен и прозорлив, хорошо знает людей и свою работу. Перед нами мастер своего дела.

Темы

Одна из заметнейших в “Старом гении” тем — судьба “маленького человека”, вынужденного отстаивать свои права в равнодушном обществе. Кроме того, говорит Лесков об эгоизме, безнаказанности и наглости.
Но есть и положительные мотивы в рассказе. Это сострадательность помещицы и искреннее участие со стороны Ивана Иваныча. Тематика рассказа “Старый гений” подробно изложена в списке:

  • Тема меленького человека. Героиня не имеет больших связей и выгодных знакомств, поэтому ее права можно попирать безнаказанно. Закон никак не помогает ей защитить себя от мошенника, если он выше рангом. Но маленький человек Лескова не глуп и не слаб. Героиня идет к своей цели до конца и предпринимает множество усилий, чтобы найти управу на должника. И ей это удается благодаря упорству и силе духа. 
  • Доброта и ее последствия. Порой отзывчивые люди легко дают себя обмануть, ведь склонны верить всем, кого встречают на своем пути. Так произошло и с героиней, которая помогла, но не тому, кому стоило бы идти навстречу. В то же время именно отзывчивость главного героя помогла решить проблему и восстановить справедливость.
  • Профессионализм. Главный герой — мастер своего дела. Если он берется за случай, то делает все возможное для решения проблемы. Это умелый и опытный человек, который своими знаниями делает мир лучше и справедливее. 
  • Талант. Главный герой одарен и реализует талант в выбранной сфере. Этот созидательный труд полезен для всех. 

Тематика рассказа “Старый гений” может быть расширена. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многмудрому Литрекону в комментариях.

Проблемы

В основном, проблемы в рассказе “Старый гений” связаны с социальным статусом личности. 

  • Бездействие властей, нежелание привлекать к ответственности тех, кто богаче и имеет связи, безразличие высших чинов к делам простых людей, бесчестие — все это очень ярко показывается на примере персонажей рассказа. Полицейские оказываются совершенно бесполезными, так как не хотят навлечь на себя беду. Они ограничены в действиях, потому что боятся последствий. Да, служащие сочувствуют старушке, но при этом советуют не беспокоить обманщика, ибо он в любом случае сможет избежать наказания.
  • А вот в образе самого обманщика раскрываются пороки большой части общества — он не выплачивает долг, так как не привык этого делать. Он не чувствует себя обязанным кому-то, у него отсутствуют понятия морали и чести. Единственное, что для него имеет значение — собственное благополучие.

Основная идея

Затрагивая описанные выше проблемы, писатель отмечает, что иногда в этом мире официально решить что-либо очень трудно. Причины тому могут быть разные: от страха до обычного уклонения от работы. Тогда приходится действовать самостоятельно и, зачастую, очень нетипичными, даже суровыми способами. Смысл рассказа “Старый гений” состоит в том, что честные люди должны быть сплоченными и помогать друг другу в трудной ситуации. Только тогда можно вскрыть нарыв коррумпированной и парализованной государственной системы. Только тогда можно добиться справедливости и законности. Нельзя подходить к оценке действительности с формальной точки зрения. Важно проявлять человечность, отзывчивость, здравый смысл, которые всегда лучше укажут правильный путь, чем инструкции от начальства.

Главная мысль рассказа “Старый гений” состоит еще и в том, что сословное общество с жестким делением на касты становится источником несправедливости. Когда есть те, кто «равнее других», они всегда будут пользоваться своим неприкасаемым положением и обращать его во зло для всех остальных. Важно стремиться к тому, чтобы все люди были равны перед законом и имели равные возможности для правовой защиты.

Чему учит?

Хитрый франт, на первый взгляд, надежный мужчина — из известной семьи, не бедный, но все же он очень легко пользуется добротой пожилой помещицы. Его не волнуют чужие трудности, поэтому он не идет на добровольный контакт. Такие люди очень часто встречаются в реальном мире, поэтому не нужно забывать о том, что даже самый благочестивый с виду человек может быть подлецом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Старый гений».

Еще Лесков воссоздает ситуацию для того, чтобы напомнить читателям одну важную мысль — излишняя доверчивость может привести к печальным последствиям. Старушка готова спасти того, кто к ней обратился, вот только ей помогать потом никто не стремится.

Чему учит рассказ «Старый гений»? Тому, что люди на посту должны руководствоваться моралью и здравым смыслом, а не табелью о рангах. Важно исполнять свой долг, а не трястись перед чинами и связями. Ведь сегодня великосветский франт ограбил чужую мать, а завтра придет к твоей.

Художественные особенности

Текст довольно понятен, но автор употребляет множество не совсем привычных слов для придания нужной атмосферы, погружая современного читателя в прошлое. Достичь этого удается благодаря просторечиям и разговорным словам (закорюка, насулила, иль, худо). 

Также встречаются устаревшие слова. Конечно, для того времени они считались обычными, но сейчас уже не пользуются популярностью. Среди подобных можно отметить следующие: уповала, мирволили, сударыня, саечник, питущий. Несложно заметить слова с измененной формой: полностию, притишил, испытуючи.

Из более знакомых литературных приемов здесь эпитеты (маленькая, бедная, страшная, хороший, огорченная), которые красочно описывают происходящее и позволяют понять внутреннее состояние персонажей. В речи же попадаются восклицательные и вопросительные предложения, придающие взаимодействию героев эмоциональность.

Критика

После публикации рассказ приняли хорошо. Произведения данного автора современники всегда называли очень глубокими и народными из-за описываемых проблем. 

Из минусов творчества, которые критики и другие писатели открыто обсуждали в 1880-х годах — излишняя витиеватость предложений. Лесков будто нарочно употреблял вычурные слова, часто изменяя их форму для придания особого стиля. Заметен этот уникальный язык и в “Старом гении”.

Автор: Инна Колокольникова

Героями произведений Николая Семеновича Лескова обычно становятся люди, которые по каким-то причинам сталкиваются с непониманием со стороны общества. Но вопреки всем проблемам они остаются добродетельными, достойными, сильными личностями. Одним из таких героев является мещанин Селиванов из рассказа “Пугало”, поэтому Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом данного произведения по плану ниже. 

История создания 

Из личных писем Лескова известно, что сюжет для рассказа взят из реальной жизни. 

Произведение задумывалось как “святочное”, то есть, фантастическое, на социальную тему и обязательно с моралью и счастливым концом. Кроме того, писатель хотел показать читателям обычного человека, столкнувшегося с несправедливостью.

Впервые опубликовано “Пугало” было в журнале для детей и подростков «Задушевное слово» в 1885 году. Позднее рассказ неоднократно входил в сборники сочинений писателя, но не редактировался и не изменялся.

История написания рассказа «Пугало» тесно связана с событиями из жизни самого автора. Если раньше он стремился отыскать на русской земле праведников, исполняя завещание Гоголя (у автора было намерение противопоставить мраку русской души ее светлые стороны, но так и не успел воплотить этот замысел во втором и третьем томе «Мертвых душ», где Чичиков и ему подобные должны были исправиться), то в 80-е годы он все больше стал разочаровываться в этом намерении. Пытаясь отыскать праведников, Лесков изучил много архивных материалов и разочаровался в церкви. На его мировоззрение повлияло и сближение с Л.Н. Толстым, который был отлучен от церкви. Например, его очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть» вызвал бурный протест цензуры и стоил ему места в Министерстве русского просвещения. Но писатель продолжил разоблачать предрассудки народа, вызванные религиозными суевериями. Эту темы он затрагивал и в детских произведениях.

О своих последних работах, наполненных разочарованием и озлобленностью, он сказал: 

Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Жанр, направление

«Пугало» относится к жанру рассказа. На протяжении двадцати одной главы развивается центральная сюжетная линия, связанная с загадочным Селиваном. Кроме того, рассказ о событиях ведется от одного лица (юноши, который хочет встретиться с объектом неприязни многих), а все остальные персонажи лишь помогают раскрыть основную проблему.

Несмотря на то, что в произведении есть элементы мистики (суеверия насчет Селивана; убежденность людей в том, что отшельник умеет превращаться в зверей и управлять погодой, чтобы досадить местным жителям), “Пугало” все же остается реалистическим рассказом. Участвующие в действиях лица типичны: господа с высоким положением в обществе, служанки, крестьяне и прочие. Также повседневны ситуации и темы, затрагиваемые автором. А мистические мотивы получают вполне реальное объяснение.

Смысл названия

Пугалом в рассказе прямо называют одного из героев, который становится настоящей местной “страшилкой”. 

Такой страх овладел мною потому, что дом наш и весь наш край, оказалось, находился во власти одного престрашного разбойника и кровожадного чародея, который назывался Селиван…”

Но в итоге заголовок, по сути, себя не оправдывает. Селиван оказывается хоть и крайне осторожным, но очень добрым и отзывчивым человеком. На удивление, он является наиболее положительным персонажем среди остальных, ведь он не ожесточился по отношению к тем, кто долгое время его унижал.

Суть: о чем?

В рассказе «Пугало» повествуется о мужчине по имени Селиван, который долгое время живет в уединении вместе с женой. 

Раньше он продавал калачи вместе с наставником, но потом внезапно исчез из города. Вернувшись, поселился на постоялом дворе одного купца, который вскоре умер. Никаких доходов у Селивана не было, но с голоду ни он, ни супруга так и не погибли. Поэтому местные жители стали называть отшельника коварным волшебником, разбойником и начали сторониться его.

Практически единственный, кто не верит молве полностью — сам рассказчик, ребенок, который страстно желает познакомиться с Селиваном. И такая возможность ему вскоре представляется во время поездки с другими ребятами в лес, который располагается недалеко от дома мужчины.

Во время встречи выясняется, что Селиван — вовсе не монстр, а вполне хороший человек, который к тому же помогает ребёнку, в отличие от тех, кто оставил его в лесу.

Во второй раз столкновение происходит во время сильного бурана. Экипаж, где находятся рассказчик и некоторые члены семьи, сбивается с пути, а лошади случайно выводят их к дому “колдуна”. Путешественники пережидают некоторое время у Селивана, а затем из-за недоразумения сбегают, оставив в доме драгоценную шкатулку.

Чужую вещь мужчина возвращает, его честность поражает всех, и Селивана в конце концов принимают в обществе как достойного уважения и любви человека.

Вот подробное краткое содержание рассказа «Пугало».

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои и их характеристика раскрываются в рассказе «Пугало»:

  1. Рассказчик — мальчик, через взгляд которого читатели следят за развитием событий. В произведении содержится множество его мыслей, переживаний. Это позволяет погрузиться в атмосферу “Пугала” полностью и проникнуться другими персонажами. Как однажды замечает повествователь, все рассказанные им эпизоды реальны и правдивы. И этому можно поверить, так как недоверие, беспричинная ненависть, всеобщая злоба по отношению к одному человеку — все это существует на самом деле и встречается довольно часто. Как ребенок, рассказчик впечатлителен, любопытен, эмоционален, не боится показывать истинные чувства. Он единственный желает узнать таинственного Селивана поближе, так как ощущает в нем некое внутреннее тепло. Повествователь не думает, что отшельник на самом деле такой ужасный, каким его все считают. Удивительно то, что несмотря на более высокий социальный статус, ребенок чувствует себя с обычными людьми очень комфортно. Ибо именно с ними он наполняется жизнью и искренним счастьем.
  2. Селиван — сирота, ранее был помощником калачника. Его считали хорошим работником, но даже в юношеские годы называли опасным из-за красной метки на лице. Согласно поверьям местных жителей, таким образом высшие силы отмечали тех, кому не следовало доверять. Разительным образом отношение к Селивану меняется после того, как он селится с дочерью палача вдали от остальных. Теперь окружающие не только высказывают какие-то подозрения, а откровенно боятся и ненавидят отшельника. И даже обвиняют его во всем плохом, что происходит: пропадают люди, портится урожай, ухудшается погода. Тем не менее, к финалу произведения выясняется, что герой очень милостив и сострадателен к ближним. Он спасает рассказчика и его маленького брата, дает семье повествователя приют во время бури и возвращает драгоценную шкатулку его тетушке. За все благородные поступки он не требует награды, потому что действует так, исходя из собственного понимания правильного. 

“Что такой за закон, — отвечал он, снова отстраняя от себя тетушкину руку с бумажками. — Чужою бедою не разживешься… Не надо…”

Селиван, пережив все испытания, обретает наконец счастье. Его вновь начинают уважать, он получает хороший дом и добрых друзей.

Темы

В рассказе очень заметна тема мистицизма и суеверий, связанных с народными обычаями. Слухи о том, что Селиван — злобный оборотень и колдун, разлетаются быстро и остаются в головах людей надолго. Ведь гораздо проще возложить ответственность за все проблемы на кого-то одного.

Помимо этого, раскрывается тема одиночества и вынужденного изгнания. Селиван и его сожительница уходят подальше от остальных, чтобы их не осуждали, но становится только хуже. У них нарушены связи со внешним миром, и это приводит к серьезным недопониманиям в будущем.

Стоит выделить тему милосердия. Селиван готов прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, вопреки негативу, что он постоянно получает от людей.

Проблемы

Среди основных проблем в рассказе «Пугало» — человеческое невежество и беспричинная ненависть. Крестьяне предвзято относились к Селивану еще с того времени, когда он был подростком. И все из-за небольшой красной метки на лице, которая якобы указывала на связь с нечистой силой.

Суеверия настолько сильно влияют на людей, что те не могут взглянуть на мальчика (а затем и зрелого мужчину) иначе и портят жизнь невиновному.

Кроме того, поднимается проблема внутренней красоты, которая скрыта за отталкивающим образом. Герои страшатся не только репутации Селивана, но и его внешности. Но за пугающим, на первый взгляд, обликом (низкий рост, спутанная борода, черные от грязи руки) прячется чуткая, добрая и совестливая личность. Только вот разглядеть эту истину, как оказалось, может далеко не каждый.

Затрагивается и проблема влияния толпы на мышление отдельного человека. Рассказчик хочет узнать и понять Селивана, ему даже снится, как они дружат. Но под воздействием страхов окружающих и он испытывает тревогу.

Основная идея

Смысл рассказа «Пугало» заключается в том, что не стоит судить о ком-то слишком поспешно. Иначе можно серьезно ошибиться, а исправлять последствия придется очень долгим и сложным путем. А иногда случается так, что шанса что-то изменить уже не будет из-за различных обстоятельств.

Главная мысль рассказа «Пугало» состоит в несостоятельности суеверий и предрассудков. Подлинная вера должна учить добру и милосердию, а не указывать на дьявольские метки и другие поводы для вражды. Человек должен избавляться от предрассудков, иначе они уничтожат весь смысл его религиозных исканий и порывов. Истинные христиане в рассказе в погоне за демонами и вурдалаками позабыли о том, чему на самом деле учит их Библия.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «Пугало»? Введя в рассказ трагическую фигуру Селивана, автор показывает, что зачастую общество становится излишне жестоким. У героев нет объективных причин ненавидеть отшельника, лишь суеверия, построенные на догадках и нежелании разобраться в ситуации. 

Поэтому, утверждает автор, необходимо быть внимательнее к тем, кто нас окружает. Ведь необоснованное зло порождает только ответное зло, которое способно испортить жизнь каждому. Такова мораль рассказа «Пугало».

Художественные особенности

Особенностями писательского стиля Лескова являются многословие, витиеватость языка и употребление необычных сочетаний. Конечно, встречается все это и в “Пугале”.

Автор использует слова высокого, книжного стиля, которые резко контрастируют с образом рассказчика — несовершеннолетнего наивного юноши: потворствовать, содействовало, водворилось и прочие. Несложно отыскать устаревшие слова и термины, которые едва ли будут понятны широкому кругу современных читателей: подторжье, этишкет, фриз, вершиник, кутас, черевички и другие.

Есть в тексте упоминания мифических существ: Пифон, Цербер. 

Из более привычных средств выразительности автором употребляются эпитеты (страшный, черный, жилистый, хорошенький, красный и другие), восклицательные предложения (“Но дитя!”, “О ты, жестокая!”),  и риторические вопросы (“Кому охота с палачом знаться?”).

Благодаря всем перечисленным приемам текст становится более живым, образным, а герои — реалистичными.

Критика

Как следует из личных писем Лескова, о которых уже упоминалось ранее, рассказ понравился публике. Его положительно оценили как дети, так и взрослые. 

И даже до момента печати “Пугало” не подвергалось цензуре. Так что можно судить о том, что произведение пришлось по душе и читателям, и профессионалам.

Автор: Инна Колокольникова

Рабочая
тетрадь

Историзмы
в произведениях

русских
писателей 19 века.

ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ПРЕДМУЗЕЙНОМ УРОКЕ

Задание 1.Прочитайте эпизод из рассказа И.С.
Тургенева «Бежин луг».Здесь есть слова, вам непонятные. Что нужно сделать,
чтобы эти слова стали вам понятны?

1 группа.

 Всех мальчиков
было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. (Из их разговоров я узнал их
имена и намерен теперь же познакомить с ними читателя.)

Первому, старшему изо
всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми
и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами,
светлыми глазами и постоянной, полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он
принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде,
а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой;
небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких
плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами
были точно его сапоги — не отцовские.

2 группа.

У второго мальчика,
Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо
бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится,
с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и
говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в
голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла
из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.

3 группа.

Лицо третьего, Илюши,
было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало
какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились,
сдвинутые брови не расходились — он словно всё щурился от огня. Его жёлтые,
почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки,
которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нём были новые
лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно
стягивала его опрятную чёрную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более
двенадцати лет.

4 группа.

Четвёртый, Костя,
мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным
взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у
белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его
большие, чёрные, жидким блескомблестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то
высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов.
Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

5группа.

Последнего, Ваню, я сперва было и не
заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и
только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику
было всего лет семь.

Задание 2.Прочитайте слова из стихотворения
А.С.Пушкина «Пророк».Выпишите устаревшие слова из текста. Все ли значения этих
слов вам известны?Как можно узнать значение этих слов?

Подумайте, мы можем
эти слова заменить такими словами, которые мы сейчас употребляем в языке?

Как вы заменили слова из стихотворения
Пушкина?

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

устаревшие слова

значение

Задание 3.Замените устаревшие слова, обозначающие части тела,
современными словами.

image001

устаревшие слова

современные слова

Задание 4.

Выпишите
слова в два столбика
«историзмы»,     
«архаизмы»:

Треуголка, веретено,
чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица,
крепостной.

                 
Устаревшие слова

image002(вышедшие из активного повседневного употребления)

image003

архаизмы                                                            историзмы

(предметы, явления остались –                               
(ушли предметы, явления –заменились современными синонимами)                ушли
слова, названия )                                                            

архаизмы

историзмы

Задание 5.

Работа в группах.

1)   
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим,
мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от
рожденья(……). Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка
охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему
сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и
определили его дворником.

2)   
Капитон окинул спокойным взором свой истасканный и оборванный сюртук,
свои заплатанные панталоны, с особенным вниманием осмотрел он свои дырявые
сапоги, особенно тот, о носок которого так щеголевато опиралась его правая
ножка, и снова уставился на дворецкого.

3)   
В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с
мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла подле его стула, спокойно
поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно
было, что ее недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба,
мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной
своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой до кушанья. Муму съела полтарелки
и отошла, облизываясь. Герасим встал, заплатил за щи и вышел вон,
сопровождаемый несколько недоумевающим взглядом полового.

4)   
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне
был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и
кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать.
Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в
довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем
языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря
Тимошки.

5)   
Приехал доктор
и вырвал больной зуб. Боль утихла тотчас же, и генерал успокоился. Сделав свое
дело и получив, что следует, за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой.
За воротами в поле он встретил Ивана Евсеича… Приказчик стоял на краю дороги
и, глядя сосредоточенно себе под ноги, о чем-то думал. Судя по морщинам, бороздившим
его лоб, и по выражению глаз, думы его были напряженны, мучительны..

Задание 6.

Итоговый тест

1.Что называется
устаревшими словами?

 a) Слова, которые
очень долго употреблялись в русском языке;

 б) Слова, значения
которых уже никто не знает;

 в) Слова, которые
вышли из активного ежедневного употребления.

2. Что называется
историзмами:

  a) Слова, не
употребляющиеся в языке в связи с исчезновением предметов и явлений;

 б) Слова, возникшие
в языке в связи с историческими событиями;

 в) Слова, написание
которых объясняется исторически.

3. Что называется
архаизмами?

 a) Слова, которые
утратили свое первоначальное значение;

 б) Слова, которые
возникли в древности;

 в) Слова, которые
были заменены современными синонимами.

4. Найдите
предложение, в котором есть устаревшее слово:

  a) Культура речи –
важная часть культуры человека;

 б) Зеленый кафтан
очень идет нашему барину;

 в) Мы пригласили
всех на завтрашнюю вечеринку.

5. Для чего могут
использоваться устаревшие слова в художественной литературе?

  a) Чтобы описать
старого человека;

 б) Чтобы выразить
свое отношение к истории;

 в) Чтобы рассказать
точнее о жизни людей в прошлом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ
ВЫПОЛНЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

Задание 7.
Впишите в кроссворд названия предметов, изображённых на фотографиях.

image004image005image006

image007image008image009

image010image011image012

1

И

2С

3

Т

4

О

5

Р

6

И

7

З

8

М

9

Ы

Задание 8.
Распределите слова по группам: наручи, епанча, корыто, зерцало, завеска, цеп,
чугунок, ступа, порты, кольчуга, соха, борона, коромысло, кокошник, шишак,
ковш, рукомойник, панёва, бахтерец, коса, ткацкий стан.

предметы
одежды

предметы
утвари

вооружение

сельскохозяйственные
орудия

Задание 9. Заполните
таблицу, укажите названия предметов и напишите их лексическое значение.

Название

Лексическое
значение

image013

image014

image015

Задание 10.
Расскажите о назначении следующих предметов.

Название

Назначение

image016

image017

image018

image019

 Задание 11.
Сопоставьте три предмета вооружения средневекового воина. Укажите, в чём их
сходство и различие.

Шлем

Шишак

Мистюрка

Задание 12. В
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина читаем:

И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

О какой рогатке идёт речь? Расскажите о
назначении данного предмета, слушая экскурсовода.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. В повести А.С. Пушкина «Дубровский» есть
эпизод диалога во время праздничного ужина в усадьбе Кирилы Петровича
Троекурова.
Исправник вынул из кармана довольно
замаранный лист бумаги, развернул его с важностию и стал читать нараспев.

 «Приметы Владимира
Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.

 «От роду 23 года, роста
середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос
прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

В
экспозиции краеведческого музея есть примеры «сказки». Расскажите, о каком
значении этого слова вы узнали, слушая экскурсовода.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 14. В стихотворении , написанном князем Александром Александровичем  Шаховским в 1832 году, есть такие строчки:

Вниз по Волге-реке,

С Нижня Новгорода,

Снаряжен стружок,

Как стрела, летит.

Это стихотворение стало русской народной песней, музыку к
которой сочинил
композитор Александр Егорович Варламов (1801—1848).

В
экспозиции краеведческого музея найдите макетыстругов. Расскажите  о  значении
этого слова, исходя  из выступления экскурсовода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ.

Задание 15.Впишите
пропущенные слова.

Струги и
_________________________ строились с ___________года ежегодно на
реке____________________ силами служилых людей для «Донских_________________».

«Донские_________________»
— царское жалование в виде продовольствия,______________,______________,
которое отправлялось из Воронежа на речных судах донским казакам.

Струг – это парусно-гребное
судно, использовалось в ________веках для
перевоза________________,_______________,_________________.

Основанием струга
служил ________________________________________, к которому с боков прибивали
доски. Размеры стругов были от_____до______ метров в длину, при
______________метров в ширину. Морской струг в отличие от речного
имел_______________,_____________
__________________________________________________________________ и оковывался
для прочности______________. Для удобства перевозки людей на судах
устанавливали______________- каюты небольшого размера.

Задание 16.
Опишите русского воина, используя для своей работы предметы экспозиции витрины,
представляющей вооружение средневекового воина и скульптуру «Русский витязь»
автора П. К. Клодта.

image020image021

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17. Проведите виртуальную экскурсию по
крестьянской избе 19 века, используя для текста своего выступления материалы
экспозиции «Предметы утвари крестьян Воронежской губернии», макет
«Внутренний вид крестьянской избы с.
Новоживотинное».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18. Используя репродукции картин: «Крестьянка с. Латное Землянский уезд»
(худ.Н.Юргенсон 1913г.), «Крестьянка Землянского уезда 19 век» (худ. С.П.
Павлов), расскажите об одежде крестьян Воронежской губернии в 19 – начале 20
века.

image022image023

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Устаревшие слова в сказке о царе салтане 3 класс литературное чтение
  • Устаревшие слова в сказке черная курица или подземные жители
  • Устаревшие слова в сказке царевна лягушка
  • Устаревшие слова в сказке спящая красавица
  • Устаревшие слова из рассказа станционный смотритель