Устарел ли максим горький сочинение на дне

С тех пор как во многих вузах отменили на вступительных экзаменах сочинение, учителю литературы в старших классах особенно в выпускном

С тех пор как во многих
вузах отменили на вступительных экзаменах
сочинение, учителю литературы в старших классах
(особенно в выпускном) стало работать очень
сложно. Школьники относятся к урокам литературы
как к чему-то второстепенному, не заслуживающему
внимания. Думаю, что и читают заданное если не
единицы, то очень немногие. И дело не только в
лени ребят. Подготовительные курсы, репетиторы,
масса других предметов — когда же читать-то? Вот
и получается, что работают на уроках одни и те же,
а остальные спят с открытыми глазами или
незаметно посматривают на часы.
Конечно же, есть учителя, на уроки к которым
дети идут как на праздник, учителя, наделённые
способностью занимательно рассказывать, увлечь
за собой, имеющие актёрские данные. Но что же
делать, если Бог не наделил тебя такими
талантами? Думаю, что многие преподаватели
согласятся со мной: вести литературу в старших
классах, особенно если это ещё и пятые-шестые
уроки, трудно. Очень хотелось бы услышать советы
опытных учителей, что делать в такой ситуации.
Можно много сетовать на лень учащихся, на
сложность программы, на сокращение часов (у нас в
10-х и 11-х классах по три урока в неделю) — от этого
ничего не изменится.
Нужно делать.
Если в силу разных причин ребята не могут
работать дома, пусть работают на уроке. Причём
все. Для этого можно использовать лабораторные,
практические работы — самостоятельное чтение и
попытку разобраться во фразе, отрывке,
произведении.
Может быть, вам покажется интересной
практическая работа «Подготовка к сочинению по
теме “Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»”. Как
неоднократно признавались мне мои ученики,
самостоятельная работа над сочинением — самая
сложная работа по литературе. И часто они
списывают не потому, что лень самому писать или
нет времени, а потому, что боятся не справиться с
этой работой.
Я преподаю в основном в старших классах и, когда
ко мне приходят новые ученики, обычно провожу
анкетирование учащихся 10-х классов. На вопрос
“Чем бы вы хотели заниматься на уроках
литературы?” я постоянно получаю просьбы
объяснить, “что нужно и что не нужно в написании
сочинений и анализе стихотворений” (строки из
реального ответа).
Помочь надо. Для этого и провожу такие
практические работы.

Практическая работа

1. Работа над вступлением. Чтобы не
уклониться от темы, используем известный приём —
“переделываем” формулировку темы в вопрос
“Какова роль Луки в пьесе?”. Во вступлении мы
должны обосновать, почему возможна такая
постановка вопроса, то есть почему слова,
действия одного персонажа важны для понимания
смысла пьесы. (Очень важное замечание: во
вступлении мы не должны отвечать на
тему-“вопрос”, этому будет посвящено заключение
— итог наших рассуждений.) Вам предложены
материалы для вступления. Какой из них (№ 1, № 2
или № 3) соответствуют теме? Аргументируйте.
Выпишите заинтересовавшие вас предложения,
словосочетания.
№ 1. “В начале 900-х годов голод совпал с
жесточайшим промышленным кризисом. На краю
голодной смерти оказалось около 30 млн крестьян.
Потоки голодающих хлынули в города, они были
встречены полицейскими кордонами. Безработных
же из городов отправляли в деревни, обрекая их на
верную голодную смерть. «Дно» стало реальной
угрозой почти для половины населения России.
Люди переполняли ночлежки, трущобы, подвалы.
Говорить о людях «дна» в официальной печати было
очень трудно, о них сообщали только нелегальные
издания“
(1; источники цитат см. в конце статьи).
№ 2. “В начале XX века Горький, уже будучи
европейски известным прозаиком, обратился к
драматургии. Первым замыслом была пьеса,
отражающая проблемы, характерные для его
рассказов 1890-х годов, действующими лицами в
которой стали бы «бывшие люди», обитатели трущоб
и ночлежек. Тем не менее раньше была закончена
драма «Мещане», а затем завершены картины «На
дне». Обе пьесы были приняты к постановке в
Московском Художественном театре. Постановки
новаторской социально-философской драмы «На
дне» состоялись и в ряде европейских театров.
Везде им сопутствовал огромный зрительский
интерес”.
№ 3. “Большинство критиков рассматривало
«На дне» как пьесу статическую, как серию
зарисовок быта, внутренне не связанных сцен, как
натуралистическую пьесу, лишённую действия,
развития драматических конфликтов. На самом деле
в пьесе «На дне» глубокая внутренняя динамика,
развитие… Сцепление реплик, действий, сцен пьесы
определяется не бытовыми или фабульными
мотивировками, но развёртыванием
социально-философской проблематики, движением
тем, их борьбой. Тот подтекст, то подводное
течение, которое В.Немирович-Данченко и
К.Станиславский обнаруживали в пьесах Чехова, у
Горького в «На дне» приобретает решающее
значение”. “Горький изображает сознание людей
«дна». Сюжет разворачивается не столько во
внешнем действии, сколько в диалогах героев.
Именно разговоры ночлежников определяют
развитие драматургического конфликта”
(2).
2. Лука — персонаж, чьё имя чаще всего
встречается в пьесе. Что это имя обозначает?
Прочитайте следующий материал, составьте
предложение(я), включив в него словосочетания,
которые отражают неоднозначное отношение к
имени.
“Лука — один из евангелистов, Горький даёт
ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские
ведомости», 23.12.1902: «Этот странник вошёл в подвал,
как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное
и… пробудив к жизни ростки добра».) Имя Лука
происходит от слова «лукавый». Именно таким
видят старика и современники Горького”
(Д.Мережковский. «Религия старца лукавого есть
религия лжи»)
(3).
3. Появление Луки — завязка пьесы. Как жили
ночлежники до его прихода? Прочитайте материал,
выпишите интересные для вас мысли.
“Самая важная, мучительная проблема для
обитателей ночлежки — это проблема правды и лжи.
В чём заключается «правда» ночлежки? В том, что у
людей отняты будущее, надежда, смысл. Почти все
ночлежники, как могут, спасаются от этой
«правды», выдумывают себе суррогаты будущего,
надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка
Настя грезит «роковой любовью». Торговка Квашня
гордится своей мнимой свободой, Васька Пепел —
ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник
Алёшка — совсем уже отчаянной свободой загула…
Только два персонажа из обитателей «дна» лишены
иллюзий — это Бубнов и Сатин.

Удивительное дело: чем больше ночлежники
хотят скрыть от самих себя реальное положение
дел, тем с большим наслаждением начинают уличать
других во лжи. Им доставляет особое удовольствие
мучить своих товарищей по несчастью, пытаясь
отнять у них последнее, что у них есть, —
иллюзию”
(4).
И в такой обстановке появляется Лука.
4. Прошлое Луки. Выпишите цитаты, которые
относятся к Луке.
Служил я сторожем на даче… у инженера одного
под Томском-городом.

Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел…
Мне кажется, что я всю жизнь только
переодевался…

…жена у меня с мастером связалась… и задумал
я тут — укокошить жену…

Мяли много, оттого и мягок…
…убил подлеца в запальчивости раздражения.
Докажите, что Лука хорошо знает людей, умеет и
польстить, и остроумно ответить.
5. Заполните пропуски во фразе: “Лука —
странник, мудрец и утешитель. Он утешает каждого

сообразно его тайной мечте: Анну — …, Актёра —
…, Пепла и Наташу — …, Настю — …”
(5).
6. В пьесе герои много рассуждают о
морально-нравственных ценностях. Выпишите
высказывания, которые принадлежат Луке.
А куда они — честь, совесть… честь-совесть
богатым нужна.

Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не
плоха.

Все люди на земле — лишние…
…человек… всегда своей цены стоит…
…Во что веришь, то и есть…
По-моему, вали всю правду, какая она есть!
Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя?
Лучше надо жить… Надо так жить… чтобы самому
себя можно было уважать…

7. А) Прочитайте следующие высказывания Луки.
И чего тебе правда-то больно нужна… Она…
может, обух для тебя.

Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит…
а человек — научит… да!

…не всегда правдой душу вылечишь.
Б) Перескажите в двух-трёх предложениях
притчу о праведной земле и ответьте на вопрос, в
чём её смысл.
Пепел во втором акте спросил: “Старик! Зачем ты
всё врёшь?” Как бы вы ответили на этот вопрос
(исходя из его высказываний)?
8. Итак, правда ночлежников в том, что у них
отнято будущее. Лука внушает им надежду на лучшую
жизнь. Значит, он разоблачает “правду”
ночлежников. Верит ли сам Лука в свои слова? Какой
взгляд на человека можно аргументировать
следующими высказываниями Луки?
Коли веришь, — есть; не веришь — нет. Во что
веришь, то и есть…

Человек всё может… лишь бы захотел.
Люди-то? Они — найдут! Кто ищет — найдёт. Кто
крепко хочет — найдёт!

…для лучшего люди живут…/p>
9. В пьесе разные люди по-разному называют
Луку.
Горький в списке действующих лиц называет
Луку странником.

Лука: Все мы на земле странники… Говорят, —
слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Василиса: Ты кто такой?
Лука: Проходящий… странствующий…
Василиса: Прохожий… тоже! Говорил бы лучше —
проходимец… всё ближе к правде-то…

Прочитайте высказывания о Луке.
“Светлый момент примирения вносит Лука в
жизнь, которую он проходит со страннической
котомкой на плечах… Фактически судьба
обитателей ночлежки от пребывания Луки не
улучшилась… но все эти люди от слов старика
лишний раз почувствовали себя людьми, и свет
засиял в их униженных душах”
(«Русская мысль»,
1903).
“Старик у вас — несимпатичный, в доброту его
не веришь”
(Л.Толстой).
“Горький читал пьесу великолепно, особенно
хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны,
он не выдержал, расплакался. Оторвался от
рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и
говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал…
Правда, хорошо!”
(Из воспоминаний
М.Ф. Андреевой).
“Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не
верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди.
Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные
слова для утешения!”
(М.Горький, 1910).
“Утешители этого ряда — самые умные, знающие
и красноречивые. Они же потому самые вредоносные.
Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе
«На дне», но я, видимо, не сумел сделать его таким.
«На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже
вредная в наши дни”
(Горький, 30-е годы).
“Вся деятельность Луки состоит в том, что он,
как медиум, улавливает сигналы индивидуальной
мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт
этой мечте оформиться в целое”
(современный
исследователь) (6).
Сделайте вывод, как оценивался Лука героями
пьесы, критиками и самим автором. Как бы вы
оценили его? Свой ответ аргументируйте.
10. Выпишите характеристики Луки, данные ему
Сатиным и Бароном (акт 4). Прочитайте монолог
Сатина о лжи (акт 4). Сделайте вывод: каким людям
нужны слова утешения Луки?
11. Прочитайте отрывок, выпишите наиболее
интересные для вас мысли.
“Что же мы видим? Оказывается, нет одной
правды. А есть по крайней мере две правды —
правда «дна» и правда лучшего в человеке. Какая
правда побеждает в пьесе Горького? На первый
взгляд — правда «дна». Никому из ночлежников нет
выхода из этого «тупика бытия». Никому из
персонажей пьесы не становится лучше — только
хуже. Анна умирает, Клещ окончательно
«опускается» и оставляет надежду вырваться из
ночлежки, Татарин теряет руку, а значит, тоже
становится безработным, Наташа погибает
морально, а может быть, и физически, Васька Пепел
попадает в тюрьму, даже пристав Медведев
становится одним из ночлежников. Ночлежка
принимает всех и не выпускает никого, кроме
одного человека — странника Луки, который
натешил несчастных сказками да и исчез.
Кульминация всеобщего разочарования — это
смерть Актёра, которому именно Лука внушил
тщетную надежду на выздоровление и нормальную
жизнь”
(7). Казалось бы, полная
несостоятельность слов Луки. Как же тогда понять
слова Сатина: “Он подействовал на меня, как
кислота на старую и
грязную монету”?
Перечитайте монологи Сатина (акт 4) и сделайте
вывод: какой взгляд на человека провозглашает
этот герой? Заметьте, что такие слова Сатин
произносит именно после общения с Лукой. Какое же
влияние оказал Лука на Сатина?
12. Заключение. Подведём итог нашим
размышлениям о Луке — это и будет ответом на
вопрос “Какова роль Луки в пьесе?”. Дайте
краткие ответы.
Что значат слова Луки для Анны, для Актёра, для
Насти и т.д.?
Каковы взгляды у Луки на человека вообще?
Почему Сатин с уважением относился к Луке, хотя
и понимал, что тот лжёт?

Литература

Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима
Горького «На дне». Литература. 2005. № 23 (цитаты № 4,
5, 7).
Русская литература XX века. 11-й кл.: Практикум для
общеобразовательных учреждений / Под ред.
Ю.И. Лыссого. М.: Мнемозина, 2003 (цитаты № 1, 2, 3, 6).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Приветствие

Ученики отвечают на приветствие. Проверяют готовность своих рабочих мест

2.

Введение в дискуссию

Вступительное слово учителя:

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, что пьеса М.Горького социально-философская. Социальный аспект мы уже разобрали. Но остался ещё и философский, заключающий в себя две проблемы: отношение к категориям правды и лжи и попытка осознать сущность и предназначение человека, причём обе эти проблемы тесно взаимосвязаны. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на записанный на доске эпиграф:

  Господа! Если к правде святой
           Мир дороги найти не умеет —
           Честь безумцу, который навеет
           Человечеству сон золотой!

Эти слова французского поэта Пьера-Жана де Беранже помогут нам. Правильно, мы сегодня поговорим о правде и лжи. Поспорим и, может быть, сумеем найти ответ. Давайте запишем тему урока: «Что лучше — святая ложь или горькая правда?»

Правда и ложь — эти философские категории извечно вызывали спор. Всегда ли надо говорить правду? Имеет ли ложь право на существование в исключительных ситуациях? Христианская религия допускает ложь «во спасение», «святую ложь». Правильно ли это?

— Как вы думаете, допустима ли ложь? Или надо говорить только правду?

Здесь учащиеся должны давать односложные ответы, пока без опоры на текст произведения. Их можно активизировать провокационными вопросами. Например, если человек смертельно болен, надо ли ему говорить об этом? Главное, не затянуть обсуждение. Просто дать им возможность определиться с решением. После того, как класс разделится на сторонников правды и тех, кто считает, что ложь иногда допустима, их желательно разделить ещё на группы — по две с каждой стороны, так как времени выслушать все точки зрения по каждому вопросу в рамках урока не будет, а работа в малых группах даст им возможность точнее выразить своё мнение и сформулировать ответы на предлагаемые вопросы.

Следующий этап предполагает выработку правил ведения дискуссии и установление регламента. Особо надо остановиться на правиле смены выступающих от группы учеников, чтобы дискуссия не превратилась в спор четырёх учащихся. Если кто-то не согласен с мнением группы, то может выразить особое мнение, но в рамках, предусмотренных регламентом. От каждой группы назначается наблюдатель,  который даёт оценку участия в обсуждении каждого члена группы, и протоколист, который фиксирует всё, что относится к решению проблемы.

(Обязательна запись тезисов выступлений каждой группы. В конце урока они сдаются учителю).

3.

Обсуждение проблемы

— Завязка действия пьесы начинается с появления Луки. Мы уже говорили, что большинству героев помогает цепляться за их «нежизнь» (вспомните слова Сатина: «Дважды убить нельзя») мечта, пусть смешная, нелепая, глупая, но мечта…Клещ мечтает честным трудом выбиться в люди, Анна — об избавлении от страданий и радостной загробной жизни, Наташа мечтает о своём принце на белом коне, который увезёт её из беспросветности существования, Васька Пепел- о счастливой земле, которую надо только найти, Актёр — об избавлении от алкоголизма, а Настя живёт в выдуманном иллюзорном мире книг.

И вот появляется Лука. Обратите внимание на двойственность его имени: это и евангельский святой, и ассоциация со словом «лукавый» (так на Руси издавна называли дьявола, чёрта, беса). Мы практически ничего не знаем о Луке, он ничего о себе не сообщает, но его появление подействовало на ночлежников «как кислота на старую и грязную монету» (слова Сатина). Старик всколыхнул стоячее болото ночлежки.  Как ведёт себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?

— Врал ли Лука ночлежникам?

(на данном этапе обсуждения очень важно использовать приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения (уточняющие вопросы, парафраз, сомнение, альтернативу или отрицание и т.д.) Например, на утверждение, что Лука не врал Актёру, так как от алкоголизма действительно можно излечиться, нужно задать вопрос: «Так ли это? Вы уверены, что в то время были больницы для страдающих алкоголизмом? И лечили ли алкоголиков бесплатно?» Или в ответ на суждение, что Лука врал, спросить: «Значит, во времена действия пьесы алкоголизм был приговором, и избавиться от него было невозможно?» Главное здесь — заставить увидеть ситуацию с разных сторон, научить отстаивать свою точку зрения)

— А теперь, когда мы выяснили ваши мнения, у меня два разных вопроса. Один к тем, кто считает, что Лука говорил правду:

Вспомните, чем заканчивается пьеса? Что происходит с героями, поверившими Луке? Случайно ли три последних акта заканчиваются смертью?

И к тем, кто уверен, что он лгал:

Почему он это делал? Зачем? Ведь никакой выгоды ему от этого не было.

И вот тут-то очень важно подвести учащихся к мысли, что их мнения не противоречивы, а дополняют друг друга, складываясь в единый вывод:

— Лука жалеет людей, потому что считает их слабыми. Его слова — это та самая утешительная ложь «во спасение». Но к чему она привела?

(задача учителя —  не допускать слишком «жарких» споров и, в то же время, поощрять к участию пассивных)

Многие из вас уже прочитали роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Вспомните, как Иешуа,  отказавшийся солгать ради спасения собственной жизни, с лёгкостью клянётся Понтию Пилату, что казни не было. Он делает это из жалости к прокуратору и потому, что считает его слабым («трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»). Может. именно в этом и суть «святой лжи» — утешать слабых?

— Скажите, а кто в романе противостоит «утешительной лжи» Луки?

Конечно, Сатин с его знаменитым монологом о человеке.  «Человек — вот правда!… Ложь — религия рабов и хозяев! Правда — бог свободного человека!» Правда Сатина — правда веры в человека. Только сам Сатин не очень-то соответствует провозглашаемым им словам… Но это уже другой вопрос.

— Давайте вернёмся к теме нашего урока. Что же лучше — утешительная ложь или горькая правда? Вы уже дали ответ — всё зависит от человека, от того, каким вы его считаете и каков он на самом деле — слабый или сильный. Жалеть надо человека или верить в него? Каждый даст ответ своей жизнью. Сам Максим Горький говорил, что основной вопрос, который он хотел поставить, это — что лучше,  истина или сострадание? Вдумайтесь. Не истина и ложь. А истина и сострадание. Как вы считаете, прав ли писатель, ставя жалость и ложь в один ряд. Впрочем, не жалость. СОстрадание. Приставка СО- предполагает соучастие, сопереживание, совместную деятельность. Она обозначает, что ты готов разделить с человеком его беду, а не просто пожалеть.

-Так что же дал Лука ночлежникам? Ложную надежду? Или показал путь, по которому им надо идти? 

Лука никому ничего не обещал. Всё зависит от самого человека. Возможности есть у каждого. Надо только захотеть и попытаться реализовать мечту. Сам Лука не верит в человека, в его силы, поэтому и жалеет. Сострадает. Сочувствует. Лжёт?

И среди героев пьесы не нашлось способных к действию. Они слабы и не готовы хоть что-то предпринять, чтобы изменить собственную жизнь. Не поэтому ли они и оказались на дне? Лука считает, что ночлежники не виноваты — виновата жизнь. Отсюда и его жалость, и его ложь… Поэтому так трагически и заканчивается пьеса — после ухода Луки некому подпитывать веру в собственные силы, остаётся лишь разочарование. Слишком слабы герои пьесы, нет у них веры в себя, поэтому так быстро и умирает надежда, разбуженная в их душах Лукой.

Ответы учащихся:

Лука утешает героев, даёт им надежду на исполнение мечты. Актёру говорит о бесплатной лечебнице, Анну утешает рассказами о рае, Ваське Пеплу объясняет, что тот может уехать с Наташей в Сибирь и т.д.

Обсуждение в группах. Запись тезисов ответа.

Выступления учащихся.

Здесь мнения будут расходиться: с одной стороны, всё, о чём говорил Лука, вполне возможно: и алкоголиков лечат, и в Сибири люди хорошо живут, и Настя может встретить настоящую любовь, а  с другой стороны,  понятно, что для ночлежников всё это неосуществимо, это просто красивая сказка, так как они никогда не найдут в себе силы и возможности изменить жизнь.

Обсуждение. Запись тезисов.

Ответы учащихся:

— После ухода Луки все герои пострадали. Он вселил в них ложную надежду. Их мечты разбиты, жизнь кажется ещё более тяжёлой. Умирает Анна, Пепел в тюрьме и попадёт в Сибирь, но совсем не так, как он мечтал. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Исчезла Наташа. Покончил с собой Актёр.

— Лука лгал людям, чтобы их утешить, облегчить беспросветное существование. Он делал это от любви к ним и от жалости.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы.

Обсуждение. Запись тезисов. Ответы

4.

Подведение итогов обсуждения. Рефлексия

— Давайте  вернёмся к цели нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Нельзя ответить однозначно, что лучше — святая ложь или горькая правда?  У каждого свой ответ, свой выбор. Всё зависит от человека, от его веры в себя, от его силы духа. Сами решите, что важнее для вас. Что выбираете вы?

Итоги обсуждения. Анализ самого хода обсуждения. Выявление наиболее активных и пассивных участников урока.

5.

Домашнее задание

На следующем заключительном уроке мы продолжим сегодняшний разговор и поговорим о трёх правдах в пьесе — правде факта, правде утешительной лжи и правде веры в человека. Выпишите цитаты о правде и о человеке из высказываний Бубнова, Луки и Сатина.

На чтение 21 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Содержание:

Основная идея пьесы

«На дне» — драма, написанная Горьким в 1902 году. Основные вопросы, которые волнуют писателя — это свобода человека и смысл его жизни. Через образы своих героев автор пытается найти ответы. Именно поэтому персонажи пьесы — это представители низших слоев, люди необеспеченные. Перед читателем нарисованы образы обитателей ночлежки, деклассированные элементы, презираемые «порядочным обществом». Горький полон сочувствия к этим людям, но рисует их с неприглядной реалистичностью. Именно в этом и звучит социальный подтекст.

Писатель длительное время изучал жизнь «дна», бедняков и опустившихся людей.

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Рассматривая, что такое «На дне» — это пьеса или драма, следует отметить, что произведение является и тем, и другим. По своей видовой принадлежности текст представляет собой драматургическую пьесу. По жанру — драму. А если рассматривать более детально, можно выделить поджанр — социально-философская драма.

Особенности социального аспекта:

  1. Местом действия выбрана ночлежка, воплощение неблагополучия, крушения жизненных надежд.
  2. Герои — обездоленные и опустившиеся: спившийся Актер, бывший каторжник Сатин, проститутка Настя, вор Васька и другие. Это не индивидуализированные персонажи, а символы, собирательные образы. Все вместе они воплощают дно жизни. Но судьба каждого из них трагична.
  3. Писателем с подлинным реализмом описываются достоверные особенности жизни тех времен, элементов фантастики Горький не использует.
  4. Социальный конфликт — противопоставление «хозяев жизни» — хозяев ночлежки, Костылевых, всем прочим обитателям неблагополучного заведения.

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Социально-философская драма «На дне» рисует перед читателем образы людей, которых даже русская литературная традиция редко делала главными героями. Кажется, что их жизнь закончилась, они опустились в самый низ, где влачат свое жалкое существование, не надеясь подняться. Именно таких людей Горький рискнул вывести на сцену, показать их внутренний мир. Даже то, что название произведения менялось неоднократно, говорит о том, что автор пытался найти наиболее точные слова для выражения своих безрадостных мыслей. Вот какие варианты он рассматривал:

  • «Ночлежка»;
  • «Дно»;
  • «Без солнца».

Социальный подтекст

Отличительных признаков драмы, выделяемых в литературоведении, два — наличие сюжета и конфликта. В тексте пьесы присутствуют они оба. Первое противопоставление, находящееся на поверхности — конфликт Костылева и его жены Василисы с прочими обитателями «Дна». Хозяева ночлежки показаны людьми, неготовыми проявить сочувствие к обездоленным и лишившимся всего жителям. Они требуют плату и совершенно невосприимчивы к проблемам других.

Второй конфликт, носящий философский оттенок — противопоставление правды и спасительной лжи, воплощением которой выступает Лука. Этот человек — пожилой странник, считающий своей целью «утешить» несчастных жильцов. Но на деле он только делает им хуже. Говоря то, что они хотят услышать, из добрых побуждений он вселяет в сердца людей надежду на то, чего сбыться не суждено.

Любой из героев пьесы имеет мечту, но никому из них не удастся воплотить ее в реальность — вот основной мотив, который формирует сюжетную ткань произведения. Поставленные в невыносимые условия существования, они вызывают у читателя и самого автора лишь сочувствие. Нельзя назвать героев «бывшими» людьми. Ведь многие из них сохраняют в себе моральные ценности и нравственные качества.

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

В тексте можно найти яркое противопоставление двух жизненных позиций — Луки и Сатина, представляющих собой разноплановые точки зрения. Вот почему драму «На дне» можно назвать философской. Кажется, что симпатия автора на стороне философии Луки, этого доброго странника, который действительно пытается посильно облегчить жизнь обездоленных обитателей ночлежки. Но на самом деле Горький уверен, что правда в любом случае лучше, чем спасительная ложь.

На уроках литературы и при написании сочинения следует разобраться в том, что более ценно и значимо для писателя и его героев. Лука уверен в том, что можно солгать во благо, чтобы избавить человека от страданий. Горький же полагает, что «правда — вот бог свободного человека».

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

  1. Актер, убедившись, что никто не способен излечить его от алкоголизма, принимает роковое решение.
  2. Анна, поверив, что вскоре всем ее страданиям придет конец, хочет еще «пожить и помучаться».
  3. Васька с воодушевлением воспринимает идею уехать в Сибирь и начать новую жизнь с Наташей, однако этим надеждам сбыться не суждено. Решившись на месть Василисе, он обрекает себя на тюрьму.

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот… не умею врать! Зачем? По-моему — вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» — говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него— вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука — единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя… коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь… значит — была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету…» — говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал…»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть — вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека» — этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

В этом философском споре участвуют ключевые фигуры.

Опубликовано 18.04.2014 — 21:41 — Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет, иллюстрации «На дне».

Скачать:

Вложение Размер
m.gorkiy.docx 20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Беседа по содержанию пьесы «На дне».

     В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические произведения Ницше. Центральным образом у раннего Горького является гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. Поэтому жертвующий собой ради людей Данко находится в одном ряду с пьяницей и вором Челкашом, никаких подвигов ради кого-либо не совершающим. «Сила есть добродетель», утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: сильный человек имеет право находиться «по ту сторону добра и зла», быть вне этических принципов, как Челкаш, а подвигом, с этой точки зрения, является сопротивление общему течению жизни.

     В 1902 году Горький создает драму «На дне».

— Как изображается место действия?

Место действия описывается в авторских ремарках. В первом действии это подвал, похожий на пещеру, тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла. «Везде по стенам – нары». Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни). Везде грязь: грязный ситцевый полог, некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

  Третье действие происходит ранней весной вечером на пустыре, «засоренным разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте». Обратим внимание на колорит этого места: темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красная стена кирпичного брандмауэра, закрывающего небо, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек.

  В обстановке четвертого действия происходят существенные перемены: перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла. Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. Однако последний акт драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер.

— Какие люди являются обитателями ночлежки?

Люди, опустившиеся на дно жизни, попадают в ночлежку. Это последнее пристанище для босяков, маргиналов, «бывших людей». Здесь все социальные слои общества: разорившийся дворянин Барон, содержатель ночлежки Костылев, полицейский Медведев, слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня, шулер Сатин, проститутка Настя, вор Пепел. Всех уравнивает положение отбросов общества. Здесь живут совсем молодые (сапожник Алешка 20 лет) и нестарые еще люди (самому старшему, Бубнову, 45 лет). Однако их жизнь уже почти закончена. Умирающая Анна представляется нам старухой, а ей, 30 лет.

  У многих ночлежников нет имен, остались одни клички, выразительно обрисовывающие своих носителей. Ясен облик торговки пельменями Квашни, характер Клеща, гонор Барона. Актер когда-то носил звучную фамилию Сверчков-Задунайский, а теперь даже воспоминаний почти не осталось – «все забыл».

-Что является предметом изображения в пьесе? Каков конфликт драмы?

Справка: Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающая на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

  Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов, на дно жизни. Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылевы и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.

  Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.

-Что привело в ночлежку ее обитателей – Сатина, Барона, Клеща, Бубнова, Актера, Настю, Пепла? Какова предыстория этих персонажей?

  Сатин попал на дно, после того как отсидел в тюрьме за убийство; Барон разорился; Клещ потерял работу; Бубнов ушел из дома «от греха подальше», чтобы не убить жену и ее любовника, хотя сам признается, что он ленив, да еще и запойный пьяница; Актер спился; судьба Пепла была предопределена уже при его рождении: «Я – сызмальства – вор … все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька!». Подробней других рассказывает об этапах своего падения Барон (4 действие). Каждый этап жизни 33 Барона словно отмечен определенным костюмом. Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса, причем за этими переодеваниями ничего не стоит, жизнь прошла как во сне.

-В чем особенность социального конфликта каждого обитателя ночлежки?

-Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

  Эти социальные конфликты вынесены за сцену, отодвинуты в прошлое, они не становятся основой драматургического конфликта.

-Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

  В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обуславливают взаимоотношения

Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы. Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь. Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что «кипятком ноги девке сварили» — Василиса опрокинула самовар и обварила ноги Наташе. Убийство Костылева Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

-В чем своеобразие любовного конфликта?

  Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывается, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре – сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитатели ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

  1. Слово учителя.

  Конфликт, в котором участвуют все герои, — другого рода. Горький изображает сознание людей дна. Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

 Итог. Жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Д.З.

Выявить роль Луки в пьесе. Выписать его высказывания о людях, о жизни, о правде, о вере.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока «Вопрос о правде в драме М. Горького «На дне»»

Урок с применением диалоговых технологий….

Конспект урока в 10 классе «Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России».

Подробный конспект урока с приложением презентации….

Презентация по теме «Социально-философская мысль XX века»

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова…

Урок на тему «Социально-философская драма Максима Горького «На дне»: идейные истоки, проблема Пути»

Пьеса М. Горького «На дне» входит в обязательный минимум содержания основной действующей программы по литературе в 11 классе.Стандарт среднего (полного) общего образования включает в себя изучение в 1…

Из опыта работы. Социально-философская драма М.Горького «На дне»

Вводный урок по пьесе М.Горького «На дне»: дать представление о жанре социально-философской драмы, знакомство с идейным содержанием пьсы….

Социально — философский анализ нигилизма

Отрицание…

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

мое видение…

  • Мне нравится

В творческой работе М. Горького «На дне» поднят достаточно актуальный вопрос, который часто задают и в наши дни. Автор размышляет над тем, в чем же призвание человека, в чем проявляется свобода личности? И в своей пьесе М. Горький пытается найти на нее ответ. Он был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, как существуют те люди, про которых уже давно забыли. Поэтому, именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Ее можно определить только к одному литературному жанру – к драме. В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами людей, которые жилы безрадостной и мрачной жизнью. Социальной проблемой, которая торжествовала в обществе в то время, пропитана вся работа, от начала и до конца. Только название «На дне» говорит о том, что речь пойдет про тех людей, которые скатились глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Проблематика пьесы Горького «На дне»</li>Социальная проблематика пьесы Горького «На дне»</li>В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?</li>Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из пьесы Горького «На дне»)</li>

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой — он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный — между хозяевами ночлежки и босяками, другой — философский , затрагивающий основные вопросы бытия разворачивается между обитателями ночлежки. Он-то и является основным.

Человек — вот правда! Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывших людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво. Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? Нужна ли она людям? Можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни?

Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. максим горький на дне

Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел.Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!». Сатин убежден в следующем — необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. » Всё в человеке, все для человека». «Существует только Человек, все остальное — дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло?

Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/pesa-na-dne.html
  • https://vuzlit.ru/612467/pesa_sotsialno_filosofskaya_drama
  • https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama-mgorkogo
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/piesa-na-dne-kak-sotsialno-filosofskaya-drama.html
  • https://vuzlit.ru/586763/filosofskie_voprosy_v_pese_m_gorkogo_na_dne_

  • Устаревшие слова из рассказа капитанская дочка
  • Устаревшие слова из рассказа мальчики чехова 4 класс
  • Устаревшие слова в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Устаревшие слова из рассказа дубровский
  • Устаревшие слова в сказке о царе салтане 3 класс литературное чтение