Успенский собор во владимире сочинение 8 класс

Главное режим посещения как добраться средняя оценка на основании 0 оценок читать отзывы 0 храм открыт для посетителей шесть дней

Главное

Режим посещения

Как добраться

Средняя оценка

На основании 0 оценок

Читать отзывы 0

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Собор находится в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

История Успенского собора

Главный храм времён Владимиро-Суздальской Руси, в котором на княжение венчались московские и владимирские князья, включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот уникальный памятник XII в., в котором сохранились подлинные работы Андрея Рублёва, ныне является государственным музеем – заповедником.

Первоначальный храм 1158-1169 года

Успенский собор во Владимире строился при Андрее Боголюбском, мечтавшем сделать его главным храмом Руси. Церковь возводили не только мастера со всех русских земель, но и иноземцы. Немецкие строители были присланы лично Фридрихом Барбароссой. Из Киева прибыли специалисты по кирпичной кладке, из Приднепровья — мастера белокаменной техники, из Греции и Галича — золотильщики. Место было выбрано в южной части города, на Клязьме.

Строительство началось в 1158 году, 5 апреля. Здание из известняка, украшенное белокаменной резьбой, поднялось на 5 метров выше Софийского храма в Киеве. Уже к 1160 году здание церкви было полностью отстроено, в 1161-м — расписано. Вверх устремился четверик, обшитый листами из золочёной меди. Высота центральной главы составляла 32,3 метра. С трёх сторон были устроены входные порталы, фасад декорирован сложными пилястрами и по горизонтали расчленён арочным фризом на два яруса.

Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра.

Рисунок 1. Первоначальный вид Успенского собора во Владимире

Рисунок 1. Первоначальный вид Успенского собора во Владимире

Перестройка собора в 1186-1189 годах

В 1185 году в городе случился пожар, и Успенский собор серьёзно пострадал. Зодчие отреставрировали здание, укрепив его пилонами и обнеся вторым рядом каменных стен. Новый «футляр» с южной, северной и западной сторон был присоединен с помощью арок. Помимо образовавшихся боковых галерей, была увеличена площадь алтаря, собор стал более вместительным (30,8 х 30 м) и пятинефным.

Реставрацией на протяжении 4 лет занимался младший брат Андрея Боголюбского, князь Всеволод по прозвищу Большое Гнездо. Годом создания собора считается 1158-й, но в северной галерее захоронены оба брата, которых почитают как создателей святыни.

Дальнейшая история собора

Многострадальный храм перенес тяготы монголо-татарского нашествия. Известны события, когда Батый после взятия Рязани устремился во Владимир. Это случилось в 1238-м. Жители оказали героическое сопротивление войскам татарского хана, однако не смогли удержать город. Семья епископа Митрофана, княгиня Агафья Всеволодовна и многочисленные защитники укрылись в Успенском соборе. Батый отдал приказ поджечь собор, обложив его брёвнами. Находившиеся внутри люди приняли мученическую смерть, задохнувшись в дыму.

Храм во Владимире выстоял, однако серьёзно пострадали стены и особенно живопись. Были разграблены и уничтожены святые реликвии. Восстановление церквей и величия Руси началось после победы на Куликовом поле. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, в 1408-м пригласил двух известных мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, которые вновь расписали стены собора фресками.

Во 2-й половине XVIII в. Владимир посетила Екатерина II, выделившая деньги на обновление собора. 14 тысяч рублей были потрачены на иконостас, выполненный в стиле барокко. На протяжении XVIII–XIX вв. внешний вид храма также претерпел серьёзные изменения. Была построена колокольня с золочёным шпилем, которая соединялась с собором приделом в честь Георгия Победоносца.

В конце XIX–XX вв. в соборе осуществлялась научная реставрация, в результате которой восстановлены фрески Рублёва, покрыты позолотой купола, очищен белый камень. Последний раз работы проводились в 70-80-е гг. XX столетия.

Современное состояние собора

Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.

Рисунок 2. У алтаря

Рисунок 2. У алтаря

Архитектура и убранство собора

Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.

Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.

Что расположено внутри

Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.

Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.

Иконостас

Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).

Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.

Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора

Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора

Святыни, реликвии

Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.

Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.

В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.

Интересные факты об Успенском соборе

Православный храм был действующим всегда, исключение составляет послереволюционный период. С 1917 по 1944 год службы не проводились, однако прихожане и священники успели отличиться в годы Великой Отечественной и получить награду от И. Сталина. Им удалось собрать огромное количество ценностей, которых хватило на целую танковую колонну.

Интересные факты связаны также с иконой Владимирской Божией матери, у которой на княжение венчались Дмитрий Донской и Александр Невский — два выдающихся русских полководца. По легенде, святыню подняли в воздух и облетели с ней на самолёте вокруг Москвы накануне решающих сражений за столицу. И сделано это было по приказу Сталина.

Полезные советы для посетителей

Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:

  • Не брать с собой животных.
  • Отключать мобильные телефоны.
  • Не допускать нецензурную лексику.
  • Не курить на территории храма.
  • Одеваться соответственно для посещения святого места.

Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.

Рисунок 4. Успенский собор на реке Клязьме

Рисунок 4. Успенский собор на реке Клязьме

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.

Режим посещения

Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.

Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Чудный собор

Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

Храм возвышается над берегом реки на живописном холме, поросшем разноцветьем трав и высоких деревьев.

Храм Покрова был воздвигнут во времена князя Андрея Боголюбского, по его желанию увековечить победу Владимирского княжества над болгарами.

Поражает воображение, что этот великолепный храм, являющийся вершиной архитектурного зодчества, был выстроен всего лишь за один год. Красивейший и стройный, как свеча, собор как бы парит над землёй, устремляясь своей главой в поднебесную высь.

И белоснежные каменные плиты, и узкие вертикальные окна – всё это усиливает впечатление высоты, создаёт ощущение полёта, стройности и гармонии.

Впервые я увидел этот божественный по своей красоте храм на картине какого-то художника. Изображение храма потрясло меня до глубины души. Захотелось узнать об этой чудесной церкви буквально всё: и когда она была построена, и где находится, и как называется.

Порывшись в различных источниках, я очень много узнал о соборе. Теперь мне хочется непременно побывать на Владимирской земле и увидеть это великолепие своими глазами.

Этот рукотворный храм, созданный восемь веков назад, своей величественной простотой и изяществом вызывает чувство гордости за свою русскую землю и преклонения перед древними мастерами, сумевшими создать это произведение искусств.

Так идеально было выбрано место для постройки этого собора, что возникает ощущение, что храм вырос из-под земли, и стоя на холме над пересечением двух рек, он парит в воздухе, пытаясь взлететь. Прозрачные воды реки, и живописная природа, окружающая церковь, и сам чудесный храм, всё вместе это создаёт такую гармонию, что невозможно поверить, что это творение рук человеческих.

Я думаю, что храм Покрова на Нерли по праву занимает достойное место среди величайших памятников архитектуры, и я уверен, что этот великолепный храм простоит ещё немало веков, радуя и поражая своей непревзойдённой красотой наших будущих потомков, а наша задача – беречь свою историю.

Сочинение Чудный собор (про Храм Покрова на Нерли)

Россия всегда была и богата достопримечательностями и прекрасными старинными постройками. Архитектура, которой несет в себе столько истории, загадок, и интереса. Множество храмов по всей нашей необъятной Родине отнесены к заповедным архитектурным богатствам, которые необходимо хранить и рассказывать о них следующим поколениям с гордостью и достоинством. Одним из таких храмов является Покрова на Нерли.

Покрова на Нерли – это шедевр архитектуры, который не может оставить равнодушным кого либо. Кажется, что это песня, которая захотела остаться в камне, для того, чтобы донести до нас всю прелесть и мощь свою. Кажется, что этот камень хранит в себе грусть, красоту природы и созерцания. Размеренно протекающая речка, прекрасные луга, возвышающиеся деревья и будто свеча стоит белоснежный, как ангел расправивший крылья — храм, возвышающийся над всей этой прелестью.

Храм Покрова на Нерли, расположен вдали от селений и шумных дорог, стоит он на берегу прекрасной реки Нерли. Каждый год храм принимает множество людей, желающих увидеть это чудо! Сотни тысяч людей готовы преодолеть не маленький пеший путь ради того, что бы увидеть стены, которые хранят в себе около девяти веков истории.

Сам храм расположен на маленьком холме в низине, на обворожительном лугу. Именно этот храм стал первым, который посвящен празднику Покров Божьей Матери. А построили его люди князя Андрея в 1165 году так, чтобы храм всегда был виден в окна княжеские.

Наверное, это единственный храм, который с первого взгляда кажется таким простым и таким изящным. Его гармоничное слияние с окружающей природой просто впечатляет и не оставляет никого равнодушным.

Несмотря на то, что современному зрителю покажется, что в нем нет ничего особенного, то это совершенно не так! Он отличается от современных построенных храмов. Храм Покрова на Нерли обладает эффектом стройности и высоты, а еле уловимые детали четко подчеркивают ось здания. Стены украшены резными различными фигурами.

Я считаю, что этот храм является одним из рукотворных чудес, которое необходимо беречь и хоть раз в жизни там побывать!

Ладыжениская. 8 класс. Упражнение 102

Сочинение на тему: Успенский собор

Успенский собор, в отреставрированном здании которого в 1986 году был открыт Дом органной и камерной музыки, является одним из самых красивых мест в городе Харькове.

Прародительницей Успенского собора была первая в Харькове деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1657 году и размещавшаяся в крепости немного южнее современного здания.

В 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего. Скромный «народный» вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи в XVIII веке, поэтому началось строительство нового собора, продолжавшееся двенадцать лет и завершенное в 1783 году. По площади новый собор значительно превосходил старый. В нем было четыре престола: главный — Успенский, южный — во имя Казанской Божьей Матери, северный — во имя Святой великомученицы Екатерины и еще один — в честь Петра и Павла. Кроме иконостаса, гордостью собора являлись две иконы — Елецкой Божьей Матери и образ святителя Христова Николая.

Во внешнем облике собора архитектора А. Евлашова отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу зодчего барокко Растрелли.

Решение о строительстве новой колокольни было принято в 1819 году. В колокольне предложили устроить теплый храм во имя св. Благоверного великого князя Александра Невского, в память Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Проект колокольни разработал архитектор Харьковского университета Е. А. Васильев. В 1841 году на колокольне установили позолоченный крест весом 400 кг и высотой 6 метров, затем 12 колоколов. В 1862 году вверху поставили часы с боем, заказанные в Париже у . Грандиозная колокольня стала доминантой исторического центра и до сих пор является самым высоким зданием города. Она радует глаз стройностью пропорцией, чистотой форм. Так в архитектуре комплекса собора и колокольни встретились стили двух эпох прошлого — барокко и классицизма.

Похожие статьи:

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему: Мой друг

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Начало весны»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Осенний дождь»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему «Мой папа»

Сочинения по русскому языку → Сочинение на тему: Пасха

«Дом на моей улице» — сочинение, 8 класс

Вариант 1

Вид из окна моей комнаты хорош в любое время года, потому что двухэтажный деревянный дом, расположенный напротив, приковывает к себе взгляд в любую погоду. Например, зимой он выглядит словно пряничный домик, покрытый белой блестящей глазурью.

Стёкла в голубых рамах украшены морозными узорами, а из красной кирпичной трубы поднимаются клубы дыма. Осенью от постоянных дождей брёвна дома становятся темнее, а по вечерам они красиво освещаются теплым светом, исходящим из окон. Вся территория вокруг дома устлана золотым ковром из листьев. (Золотой ковер из листьев обрамляет дом со всех сторон.)

Летом большую часть дома закрывает зелёная листва. (Летом дом прячется от глаз прохожих за сочной зеленой листвой, а…) Раскидистые ветви рисуют на нём теневой узор. Весной на ветви деревьев садятся перелётные птицы. Стальная крыша дома ярко блестит от света в солнечную погоду.

Несмотря на то, что этот дом очень старый, я уверенна, что он — украшение моей улицы. В отличие от однотипных многоэтажных зданий, он имеет свой характер, самобытность. Он притягивает к себе внимание и выделяется на фоне обычных домов, на которые мы уже не обращаем своего внимания.

Вариант 2

Много домов расположено на нашей улице, но есть на ней один дом, мимо которого пройти всегда приятно. Такое ощущение возникает не только у меня. Таким домом любуются многие жители нашей улицы и просто прохожие. Этот дом построен относительно недавно и привлекательным он является потому, что имеет смелый архитектурный дизайн.

Перед домом посажено большое количество деревьев. Дом выполнен из дерева, перед ним весит большой гамак. Витражи выполнены в этом доме из стекла, есть выход на террасу. Глядя на этот дом ощущаешь себя за городом, где жизнь и время остановилось.

Приятно смотреть на современные дома, хозяева которых решились на смелый дизайн.

Вариант 3

Есть у нас на улице один дом, который привлекает внимание любого прохожего. Всегда проходишь мимо этого дома и любуешься им. Дом ухоженный, современный, чистый и необычный. Такой дом является украшением нашей улицы. И когда рассказываешь кому – либо, где ты живешь, то говоришь о том, что мы будет проходить мимо очень красивого дома.

Его особенностью является то, что крыша этого дома покрыта травой. В строительстве такое решение является современным и экологическим. Смотреть на такой дом необычно, ведь очень мало домов имеет такую крышу. Хозяин этого дома говорит, что такая крыша охлаждает дом летом, а зимой задерживает тепло. Тем самым выигрывает экология, так как трава поглощает вредные примеси и очищает воздух от них.

Это не все особенности этого дома. Дом имеет большие стеклянные витражи, что открывает отличный вид из дома. Эти окна замечательно блестят на солнце, придавая дому особенный лоск снаружи.

Территория возле дома очень ухоженная. Постелен газон, растут красивые цветы и миниатюрные деревья. Цветы высажены определенной композицией. Привлекательным является то, что очень грамотно подобраны цвета и цветы цветут, начиная ранней весной и до поздней осени. Есть возле этого дома необычные розы, хризантемы и другие необычные цветы.

Одна часть дома имеет необычный забор, выполненный в 3D технологии. Такой забор имеет очень реалистичный рисунок. На заборе нарисованы цветущие деревья. Когда ты смотришь на забор издалека, складывается ощущение, что деревья настоящие.

Такой вот необычный дом находиться на нашей улице. Хозяин этого дома подает пример всем остальным, как можно украсить свой дом. Сделать его необычным и очень привлекательным. Мне очень нравиться его идея, и я люблю любоваться этим домом, проходя мимо него.

Вариант 4

В самом конце нашей улицы стоит один дом, который по праву можно назвать украшением нашей улицы. Проходя мимо, я всегда представляю, что это не просто обыкновенный дом, украшенный садом, а маленькое волшебное королевство, которое населяют всевозможные сказочные герои.

На самом деле домик небольшой, но уж очень он хорош. Его стены выкрашены белой побелкой, деревянные, вскрытые прозрачным лаком, окна украшают такие же деревянные ставни с резным узором, которыми можно любоваться целый день. Крыша высокая и остроконечная, и покрыта красной черепицей. На крыльце стоят глиняные вазоны, в которых растут самшитовые карликовые деревца и радужные цветы, похожие на маленькие граммофончики. Возле каждого окна растут розы, которые плетутся по ставням. Я так и слышу их чарующий аромат, который пробуждает обитателей этого чудного жилища.

Весь земельный участок огорожен кованным решетчатым забором, в центре которого величественно стоят массивные деревянные ворота, украшенные ручками в виде больших колец с красующимися на них головами львов. По всему забору плетется дикий виноград, который летом сохраняет прохладу, а осенью просто радует глаз – листья становятся желтовато-красными.

Сквозь забор виднеется двор, который сказочными клумбами с растущими на них всевозможными цветами. Их волшебное цветение можно наблюдать с ранней весны до первых морозов поздней осенью. Возле кустов с пионами обитают маленькие статуи гномов. Мне иногда кажется, что с наступлением темноты эти малютки просыпаются и веселятся до самого рассвета. Их по праву можно назвать настоящими садовыми хранителями порядка.

А сколько фруктовых деревьев растет в этом сказочном саду! Вишни, сливы, яблони, на их раскидистых ветвях летом спеют сочные плоды, а весной во время цветения там всегда можно услышать жужжание пчел.

Каждый раз, проходя по улице, я представляю, что в этом доме живет Белоснежка, которой помогают по хозяйству те самые малыши — садовые гномики.

Вариант 5

Если говорить о доме, который украшает нашу улицу, то их целых два. И они очень разные.

Один очень красивый – он двухэтажный, построен из красного кирпича. Совсем новый – практически блестящий. И самое главное, что на нём белым кирпичами в кладке сделаны узоры, как бы узор. Вокруг каждого окна «ставни»- узоры из этого белого кирпича. Очень красиво всё смотрится. Крыша блестящая, красивая. Труба тоже кирпичная – высокая. Высокий забор вокруг этого дома, до середины окон первого этажа. Но всё равно дом хорошо виден. Все им восхищаются. Машины иногда даже останавливаются, чтобы посмотреть получше. Некоторые думают, что в таком необычном доме должна быть гостиница. Но только они быстро понимают, что ошиблись…

Там злая собака, но ещё хуже, что там злые хозяева. Собака лает. Хозяева ругаются. И между собой. Иногда и на гостей, то есть на тех, кто слишком уж смотрит на их дом внимательно. Зачем было строить такой привлекательный дом? Мне кажется, что они просто боятся ограбления. Поэтому и собака постоянно злая, голодная…

А есть ещё другой дом – обычный, деревянный. И никаких украшений нету на нём. Но там такой палисадник!.. Всё время что-то цветёт. Одно сменяется другим. Аромат такой! И там весёлые люди. Слышится смех. Забор невысокий. Хозяйка часто заговаривает с прохожими. Дети смеются. Вот это красота…

Я понимаю, что украшает нашу улицу именно тот «добрый» дом. То есть, конечно, если первый раз идёшь у нас, то узорный дом привлекает внимание, но он отталкивает уже лаем собаки, табличками. А вот этот второй сразу и не разглядишь, но там и смех, и музыка, и ароматы цветов. Люди чай пьют, угощают гостей. Тут всегда прохожему подскажут, доброе слово найдут. Тут нет собаки сторожевой, но зато обязательно на солнышке греются кошки. Они не кусаются и не царапаются. Такие ласковые!

Вот этот дом украшает! Хотя тут часто и бардак, а забор покосился. По мне, так эти бы два дома соединить и разделить. Чтобы стал красивый кирпичный с узорами, но там жили добрые и весёлые люди, которые готовы помочь. Но а пока (в реальности) я выбираю добрый дом, раз уж тема такая – «украшает». Он украшает, хотя и не является самым-самым красивым.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

История собора

Возведение

Строить храм начали в 1158 году. По указанию великого князя Андрея Боголюбского были собраны лучшие мастера из разных земель. Были также задействованы мастера (иконописцы, ювелиры, золотильщики) от императора Фридриха Первого (Барбароссы).

Осенью 1160 года сбор был полностью построен, а в начале 1161 года закончены все работы по его росписи и декорированию. Свято-Успенский Кафедральный собор был освящён и обрёл статус главного храма Руси.

Верх храма состоял из центральной главы, к которой позже были пристроены ещё четыре. Свод держался на шести столпах. Высота его верхней точки равнялась 32 метрам.

Фасад изобиловал разнообразным скульптурным рельефом (белокаменная резьба):

  • пилястры с капителями;
  • декоративные фризы;
  • тематические композиции;
  • фигуры и маски львиноподобных существ.

Примечание! На сооружение храма пошло множество дорогих материалов. В качестве основного материала использовался качественный белый камень, который привозили из Волжской Болгарии. Стены были облицованы мрамором. Глава собора была покрыта позолотой, а кровля обита кованым серебром.

Для внутреннего убранства использовались:

  • золото;
  • серебро;
  • жемчуг;
  • драгоценные камни;
  • искусная роспись и шитьё.

Позднее часть богатств была похищена боярами Мстиславом Ростиславовичем и Ярославом Ростиславовичем, а часть уничтожена в пожаре 1185 года.

Перестройка храма

Первые пристройки к собору сделал князь Всеволод Георгиевич (брат Андрея Боголюбского). Он же обновил его после пожара 1185 года. Стены пристраивались с южной, северной и западной сторон. В новой галерее была устроена княжеская усыпальница.

Были возведены ещё четыре главы и покрыты золотом. В 1408 году по воле московского князя Василия Дмитриевича росписью храма занимались такие известные мастера как Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работ сохранились до наших дней.

Царствующие особы и состоятельные придворные вносили свой вклад в перестройку и украшение Успенского собора. В 1708 году оконные проёмы были расширены и укреплены контрфорсами. В 1767 году по распоряжению Екатерины II на внутреннее убранство и благолепие собора было выделено 14 тысяч рублей (примерно 624 млн. руб. в современных деньгах).

Древний иконостас заменили на более современный, выполненный в стиле эпохи возрождения. В 1810 г. внешний облик собора ещё сильнее изменился, когда вместо старой колокольни построили новую.

В 1891 году была организована серьёзная научная реставрация:

  • заменили весь повреждённый белый камень на новый;
  • восстановили настенные изображения, которые были обнаружены под слоем краски и штукатурки;
  • восстановлена лепнина;
  • возвращён первоначальный облик гробницам;
  • тяжёлую кирпичную кладку сняли и сделали дугообразную крышу с позолотой;
  • вернули окнам прежние очертания (в византийском стиле);
  • контрфорсы были убраны.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Святыни Успенского собора


Особо почитаемые святыни Успенского собора – образы Божией Матери: Владимирская, Боголюбская и Максимовская. В Успенском соборе нетленными мощами почивают угодники Божии владимирские и всея Руси чудотворцы: святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (память 4/17 июля), святой благоверный князь Глеб (20 июня/3 июля), святой благоверный великий князь Георгий (4/17 февраля). Частицы мощей св. равноапостольного князя Владимира, св. блг. великого Владимирского князя Александра Невского, икона св. Авраамия Болгарского с частицей мощей. В стенах обители пребывают великие святыни. Сам по себе старинный монастырь уже святыня. В 1157 году святой князь Андрей Боголюбский тайно, без отцовской воли, покинул Вышгород и ушел на свою родину — в Ростово-Суздальскую землю с твердым намерением осуществить там идею сильной княжеской власти, чтобы укрепить ослабленную междоусобицей Русь. В благословение взял он с собой из Вышгородского женского монастыря образ Божией Матери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. После краткой остановки во Владимире князь Андрей отправился по ростовской дороге, намереваясь в древнем городе устроить свою княжескую резиденцию.

В девяти с половиною верстах от Владимира, вниз по течению Клязьмы, лошади, везшие святую икону Божией Матери, стали, и не было никакой возможности сдвинуть их с места. После перемены лошадей сдвинуть повозку с места тоже не удалось. Горячо, со многими слезами молился князь перед ликом Божией Матери и в полночь удостоился Ее дивного посещения. Пресвятая Богородица указала князю на город Владимир, будущую столицу Руси, и повелела князю поставить икону Ее во Владимире, а на месте явления Своего создать обитель для иноков. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.

Икона Божией Матери «Владимирская»


Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.

Икона Божией Матери «Владимирская» в Успенском соборе г. Владимира (Фото 23.05.2014 г.)

В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым.

Во время своего явления князю Андрею Пресвятая Богородица повелела ему поставить на месте явления Своего обитель для иноков. Князь немедленно принялся за исполнение повеленного Пресвятой Богородицей: утром был заложен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и посланы гонцы, которые должны были привести к князю лучших иконописных дел мастеров. Вскоре, по распоряжению князя была написана икона Божией Матери так, как Она явилась князю в видении. Икону, поставленную в новой Боголюбской обители, назвали Боголюбивой, или Боголюбской, — по месту своего пребывания.

Боголюбская икона Божией Матери.
«Боголюбская» — одна из первых икон, написанных русскими мастерами. Вместе с Владимирской иконой Божией Матери она стала охранительницей и утешительницей городу Владимиру и всей Ростово-Суздальской земле особенно с того времени, когда Владимирская икона Богородицы была перенесена в Москву (1395-й год). Празднование в честь Боголюбской иконы Божией Матери совершается 18 июня (1 июля по н. ст.).

Боголюбская икона Божией Матери. XII век. Сень над иконой работы современных владимирских мастеров.

В 1771 году во время эпидемии моровой язвы жители Владимира пронесли крестным ходом вокруг города Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы — после чего эпидемия чудесным образом прекратилась. В память об этом событии ежегодно, за месяц до празднования в честь этой иконы, чудотворный образ приносили из Боголюбова во Владимир и в течение всего месяца с молебными песнопениями его носили по монастырям и приходским храмам, а накануне праздника торжественным крестным ходом возвращали в Боголюбово. В конце XIV века и позднее с чудотворной Боголюбской иконы Богородицы были сделаны многие списки, которые также прославились чудотворениями. После революции и закрытия Боголюбского мужского монастыря эта величайшая святыня земли Русской находилась в приходском храме, затем в краеведческом музее.

В 1992 году по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 год) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом. После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность. Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Описание и история

На берегу Клязьмы Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. положил начало строительству собора Успения Пресвятой Богородицы как главного храма своего княжества. Собор являлся символом независимости Владимира от Киевского княжества. Его построили из белого известняка.
Декор выполнен кружевной резьбой по камню. С ее помощью изображены некоторые библейские сюжеты, это не просто картинки — это сообщение в камне, предназначенное потомкам. Главный купол покрыт сусальным золотом, имеет высоту 33 м.

Это интересно: князь хотел, чтобы красотой и величием церковь затмила Софийский собор в Киеве. И потому собрал лучших зодчих, мастеров-сусальщиков, иконописцев не только со всех концов русских земель, но даже из Греции. Король Германии Фридрих так же послал своих мастеров в помощь.

Таким образом, он возвышается над Киевским главным собором. Богато украшенная снаружи и внутри, церковь стала одним из выдающихся архитектурных достижений того времени. Да и в наши времена от самого основания до ярко горящих на солнце позолоченных крестов собор выглядит настоящим шедевром русского зодчества.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру +7 (4922) 32‑52-01 и e-mail: [email protected]

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

У Бога все живы. Кто погребен в некрополе Успенского собора?

Историю создают люди. Великие и деятельные. Именно они своими подвигами, созидательным трудом, решительностью и волей меняют окружающую реальность так, как считают правильным. На заре русской государственности, в далеком XII веке, князь Андрей Боголюбский задумал неслыханное: перенести княжеский стол и кафедру русской православной церкви из Киева в Северо-Восточную Русь. Такие планы и стали причиной основания Успенского собора во Владимире в 1158 году. Этим величественным сооружением мы можем любоваться и по сей день. Андрей задумал собор кафедральным, а Владимир отстраивал по образцу Киева, не скупясь на дорогие и сложные белокаменные здания. Столицей наш город стал еще при жизни князя, а центром русского православия — чуть позже. Но об этом отдельно.

Князь Всеволод Большое Гнездо продолжил начатое старшим братом, расширив и перестроив Успенский собор после страшного пожара 1185 года. Подробнее об архитектуре и истории создания храма мы рассказывали в первой серии нашего цикла. Интересно, что возведенная Всеволодом галерея стала некрополем. И сегодня здесь покоятся многие православные христиане, князья и епископы.

Лежат под светлой сенью своего творения и оба создателя Успенского собора: старший брат Андрей — в северной части храма, а младший брат Всеволод — в алтаре.

Рака Андрея Боголюбского

При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего расцвета. Он имел 12 детей, среди них — 8 сыновей. А первая супруга князя Мария Шварновна основала во Владимире Княгинин монастырь, где теперь находятся ее святые мощи. Именно от рода Всеволода и пошла династия московских князей, будущих правителей русского государства.

Всеволод Большое Гнездо. Фото: s0.drugiegoroda.ru

Кто же еще из наших великих предков покоится в главном соборе Владимирской области, чьими стараниями кафедра митрополита была перенесена из Киева во Владимир и как кровопролитная Липицкая битва 1216 года связана с историей храма, расскажет народный гид Алексей Валентинович в очередном выпуске программы «Точка на карте». Смотрите третью серию о соборе.

Три кровных брата в огне Липицкой битвы

Великий князь Всеволод скончался в 1212 году. И вскоре после его смерти между княжескими сыновьями развернулась борьба за власть. 21 апреля 1216 году неподалеку от Юрьева-Польского (близ рек Липица и Гза) случилось одно из самых жестоких и кровопролитных междоусобных сражений того времени — Липицкая битва. Здесь в буквальном смысле брат шел на брата: старший Константин Всеволодович против младших Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) и Юрия Всеволодовича. На стороне Константина выступило объединенное смоленско-новгородское войско, младших поддержали жители Суздаля и Мурома.

По данным одной из летописей, только младшие Всеволодовичи убитыми потеряли 9 233 человека. А по версии историка Татищева, эта цифра достигает аж 17 250 человек. Для локальных сражений того времени — огромные потери. Победили же войска Константина — ему и достался владимирский престол. А Ярослав и Юрий с позором бежали.

А летом 1808 года одна из крестьянок села Лыково, расположенного неподалеку от града Юрьева-Польского, обнаружила в кустах «что-то блестящее». Это оказался старинный княжеский шлем. Артефакт приписывают Ярославу Всеволодовичу, одному из участников Липицкого сражения. Сегодня ценная находка хранится в московской Оружейной палате.

Шлем Ярослава Всеволодовича. Фото: i.pinimg.com

А в Лыково в память о тех событиях установили памятник — «Лыковский шишак». Не так давно мы здесь побывали и сняли интересное видео. Посмотреть можно здесь.

Вы спросите: и как эта история связана с Успенским собором? А в его некрополе некогда враждующие братья Константин, Ярослав и Юрий нашли свое упокоение. И сегодня их нетленные мощи находятся рядом, в галерее, построенной их великим отцом Всеволодом Юрьевичем. Вечность всех сравняла. Вот и можно сказать, что здесь в лицах лежит русская история — история вражды и примирения.

Митрополит Максим и перенесение кафедры

В соборе покоятся и епископы владимирские: Федор, Серапион, Симон, Митрофан, Лука. Каждый оставил свой след в истории. Но особое место занимает фигура митрополита Максима, грека по происхождению, который в 1299 году уехал из Киева во Владимир. И таким образом перенес центр русского православия в северо-восточные земли.

Фото: vedom.ru

Это событие напрямую связано с идеей основателя Успенского собора Андрея Боголюбского, который хотел, чтобы Владимир стал как политическим, так и религиозным центром Руси. Так, через сто с небольшим лет после смерти князя его задумка воплотилась в жизнь.

«Максим сделал решительный, окончательный шаг, которым ясно засвидетельствовал, что жизненные силы совершенно отлили с юга на север, и … Киев потерял прежнее значение и благосостояние», — поясняет историк Соловьев.

У Бога все живы. Тени покоящихся под сводами древнего собора стоят рядом с современными верующими, которые приходят сюда поклониться святым мощам, полюбоваться великолепным живописным убранством храма, фресками Андрея Рублёва, почувствовать дыхание великой русской истории, которая оживает здесь в судьбах тех, кто ее творил.

Хотите посмотреть полный цикл о соборе? Еще раз приводим ссылки на 1-ю и 2-ю серии:

  • Успенский собор — точка отсчета русской истории. Часть 1
  • Живописное убранство Успенского собора. Часть 2

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

Фотографии

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р

Успенский собор во Владимире. 1158–60. Перестроен в 1185–89. Фрагмент фотографии С.М. Прокудина-Горского. 1911.

УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р во Вла­ди­ми­ре, один из древ­ней­ших па­мят­ни­ков Сев.-Вост. Ру­си. Рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии древ­не­го де­тин­ца, на краю вы­со­кой тер­ра­сы над пой­мой р. Клязь­ма, до­ми­ни­руя в па­но­ра­ме ис­то­рич. цен­тра Вла­ди­ми­ра. Ста­рей­шее зда­ние го­ро­да, ка­фед­раль­ный со­бор Вла­ди­мир­ской епар­хии и гл. храм Вла­ди­мир­ско­го ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва. По­стро­ен из бе­ло­го кам­ня в 1158–60 по за­ка­зу кн. Ан­д­рея Юрь­е­ви­ча Бо­го­люб­ско­го ар­те­лью рус. ка­мен­щи­ков и иностр. мас­те­ров, при­слан­ных, по не­ко­то­рым дан­ным, герм. имп. Фрид­ри­хом I Бар­ба­рос­сой. Ха­рак­тер­ный па­мят­ник вла­ди­ми­ро-суз­даль­ской шко­лы, пер­во­на­чаль­но со­бор был од­но­гла­вым трёх­ап­сид­ным 4-столп­ным с хо­ра­ми и нар­тек­сом. В его ар­хи­тек­ту­ре ви­зант. ком­по­зи­ция кре­сто­во-ку­поль­ной сис­те­мы со­сед­ст­ву­ет с де­ко­ром в ро­ман­ском сти­ле: ар­ка­тур­но-ко­лон­ча­тый по­яс, пер­спек­тив­ные пор­та­лы, фи­гу­ра­тив­ная резь­ба. В 1185–1189 со­бор, по­стра­дав­ший от по­жа­ра, пе­ре­стро­ен и рас­ши­рен кня­зем Все­во­ло­дом Юрь­е­ви­чем Боль­шое Гнез­до и стал пя­ти­гла­вым. В до­мон­голь­ское вре­мя три­ж­ды рас­пи­сы­вал­ся: в 1161, ок. 1189 и в 1237. От этой жи­во­пи­си со­хра­ни­лись ор­на­мен­ты и фраг­мен­ты фи­гур свя­тых. Наи­боль­шую цен­ность име­ют рос­пи­си, вы­пол­нен­ные в 1408 по за­ка­зу вел. кн. Ва­си­лия I Дмит­рие­ви­ча Ан­д­ре­ем Руб­лё­вым и Да­нии­лом Чёр­ным. В зап. час­ти хра­ма (пре­им. под сво­да­ми хор) уце­ле­ло неск. час­тей боль­шой ком­по­зи­ции «Страш­ный суд» и др. изо­бра­же­ний. Эти же мас­те­ра соз­да­ли ико­ны для ико­но­ста­са (в 1768 про­да­ны в с. Ва­силь­ев­ское Шуй­ско­го у.; ны­не – в ГТГ и ГРМ). В сер. 17 в. древ­ние рос­пи­си по­нов­ле­ны и до­бав­ле­но неск. но­вых ком­по­зи­ций. В 1708 и 1725–34 со­бор ре­мон­ти­ро­вал­ся и пе­ре­страи­вал­ся: рас­тё­са­ны ок­на, над­строе­ны ба­ра­ба­ны, по­за­ко­мар­ное по­кры­тие за­ме­не­но скат­ной кров­лей. В 1769–1774 по при­ка­зу имп. Ека­те­ри­ны II уста­нов­лен но­вый ико­но­стас в сти­ле ба­рок­ко (рез­чи­ки С. и К. Боч­ка­рё­вы, ико­но­пис­цы М. Мат­ве­ев и Я. Се­рё­гин), сде­ла­ны бал­да­хи­ны над гроб­ни­ца­ми кня­зей и на­пре­столь­ная сень. В 1810 к се­ве­ру от со­бо­ра по про­ек­ту арх. А. Н. Вер­шин­ско­го (?) воз­ве­де­на 4-ярус­ная ко­ло­коль­ня в сти­ле клас­си­циз­ма с эле­мен­та­ми нео­го­ти­ки. Ме­ж­ду ней и со­бо­ром в 1862 по про­ек­ту арх. А. Н. Арт­ле­бе­на встро­ен Ге­ор­ги­ев­ский при­дел, сти­ли­зо­ван­ный в ви­зан­тий­ских и ро­ман­ских фор­мах. В 1882–84 бри­га­да па­лех­ских мас­те­ров под рук. Н. М. Са­фо­но­ва вы­пол­ни­ла рос­пи­си, скрыв­шие бóльшую часть ста­рой жи­во­пи­си. В 1888–91 храм от­рес­тав­ри­ро­ва­ли под рук. И. Е. За­бе­ли­на и Н. В. Ни­ки­ти­на, в осн. вер­нув ему пер­во­на­чаль­ный об­лик. Др.-рус. рос­пи­си рас­кры­ты и рес­тав­ри­ро­ва­ны в 1918–25 и в 1970-е гг. В ар­ко­со­ли­ях вдоль стен на­хо­дят­ся за­хо­ро­не­ния вла­ди­мир­ских кня­зей и ар­хие­ре­ев, в трёх ра­ках – мо­щи свя­тых кня­зей Ан­д­рея Юрь­е­ви­ча Бо­го­люб­ско­го, Гле­ба Ан­д­рее­ви­ча и Ге­ор­гия Все­во­ло­до­ви­ча. До 1395 в со­бо­ре хра­ни­лась Вла­ди­мир­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. В 1926 У. с. за­крыт для бо­го­слу­же­ния и пе­ре­дан Вла­ди­мир­ско­му ис­то­рич. му­зею (с 1958 Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский му­зей-за­по­вед­ник). В 1944 вновь ос­вя­щён и дей­ст­ву­ет как ка­фед­раль­ный со­бор и от­дел му­зея. Вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«История древне — русского 
искусства»

на тему:

«Владимирский успенский собор           
(реставрация 1186-1189 гг.)»

                                                                             
Выполнил:

                                                                      
студент                                                                

                                                                               гр.3АП101,ФОАХП

                                                                              
Янышева Р.Р. 

                                                                                                Проверил:

                                                                       
ст. преподаватель

                                                                       
каф.архитектурной 

                                                                       
композиции 

                                                                        Зилянева О. Е.

Казань, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Перестройка собора 1186-1189 гг…..………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………7

Список литературы………………………………………………………………8

Введение

Успенский собор во Владимире
— выдающийся памятник белокаменного
зодчества домонгольской Руси. Кафедральный
православный храм Владимирской епархии;
также государственный музей. Исторически,
до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом
Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались
на великое княжение Владимирские и Московские
князья.

Памятник русского зодчества
XII века, послуживший образцом для ряда
более поздних соборов, в том числе Успенского
собора Аристотеля Фиораванти.

Один из немногих храмов, в котором
сохранились уникальные фрески Андрея
Рублева. В 1992 году Успенский собор был
включён в список памятников Всемирного
наследия ЮНЕСКО.

Таким образом, целью нашего
реферата является изучение особенностей реставрации
Владимирского успенского собора в 1186-1189
гг.

Перестройка собора 1186-1189 годах

В 1158 г. князем Андреем Боголюбским
был заложен белокаменный храм в честь
того же Успения Пресвятой Богородицы.
Храм был построен очень быстро, всего за два года. Всего 25 лет
просуществовал Успенский собор в великолепном
своем состоянии.

Храм вновь сильно пострадал
в 1185 году от большого городского пожара.
После пожара 1185 года Всеволод III значительно
расширил собор.

Великий князь Всеволод, брат
Андрея Боголюбского, при восстановлении
храма решил обложить существующий Андреевский
храм новыми стенами, и прежний храм оказался
как бы в футляре. Образовались просторные
галереи, которые впоследствии стали использоваться
как усыпальницы почивших князей и святителей.
Между новыми стенами и существующим собором
вверху было перекинуто несколько арок.
Поскольку собор сделался много шире,
то Всеволод к массивной прежней главе
прибавил еще четыре.

План Успенского собора в перестройке
1186–1189 годов приведен на рис. 1.


Рис. 1. Успенский собор. План
существующего здания.

Характер интерьера собора
теперь резко изменился. Хотя в южной стене
галереи и были устроены высокие окна,
расположенные в два света, а над галереями
были сделаны четыре световые главы, храм стал менее освещенным.
Сумрачным было и открытое на всю высоту
пространство галерей с мощными арочными
перемычками. Галереи должны были стать
«гробницей-усыпальницей владимирских
князей и иерархов. Для их белокаменных
саркофагов были заблаговременно устроены
особые ниши-аркосолии в стенах галерей.
В их северо-восточный угол был перенесен
саркофаг с останками первого строителя
собора — князя Андрея; против его аркосолия,
у алтарной стены, стала гробница его брата
и наследника, второго строителя собора
— Всеволода III. В остальных аркосолиях
и под полом галерей были позднее погребены
другие члены княжеского дома и епископы.
Так светлый и торжественный характер
интерьера первоначального собора коренным
образом изменился. Ликующее мажорное
звучание его образа было притушено, сменившись
сумрачной и торжественной атмосферой
усыпальницы, гигантского мавзолея «владимирских
самовластцев».

Итак, к храму Боголюбского
были пристроены боковые галереи, увеличилась также алтарная
часть, а по углам были поставлены четыре
малые главы. Собор стал пятинефным и более
вместительным (ширина — 30,8 метра, длина
без учета апсид — 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода
повторило членение стен собора 1158—1160
годов. Закомары галерей расположились
несколько ниже закомар собора Андрея,
что придало храму в перестройке 1186—1189
годов некоторую «ступенчатость». Новые
апсиды были вынесены к востоку от старых.

В 1189 г. была проведена роспись
фигуры Артемия и Авраамия.

Успенский собор свидетельствует
о высоком техническом и художественном
мастерстве, позволившем мастерам-строителям
блестяще разрешить сложнейшую конструктивную
и архитектурную задачу: они не только
сохранили старый собор, но и создали новое
величественное сооружение, покоряющее нас
и теперь широтой архитектурного замысла
и красотой его осуществления.

Таким образом, храм в процессе
реставрации 1185-1189 годах при Владимирском
великом князе Всеволоде Юрьевиче был
обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые
позолоченные главы. Для связи галерей
с помещением старого храма, стены последнего
были прорезаны большими и малыми арочными
проемами, бала заново построена алтарная
часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно
освящен епископом Ростовским Лукой.

Заключение

Успенский собор, построенный
в 1158-1160 гг великим князем Андреем Боголюбским
много раз был разорен и несколько раз
горел. В связи с этим собор подвергался
неоднократному обновлению, восстановлению и достраиванию. Из-за  постоянно
проведенных изменений внутренних и внешних
архитектурных форм на сегодняшний день
почти невозможно увидеть под ними старого
языческого храма, который был в виде пирамиды.

В 1186-1189 году после крупного
пожара князь Всеволод Большое гнездо существенно
перестроил данный храм: были добавлены
боковые галереи, увеличена алтарная часть,
по углам были поставлены 4 малые главы.
Новые росписи: фигуры Артемия и Авраамия;
фигуры на столпах за иконостасом

Таким образом, Успенский собор после реставрации 1185—1189
годов коренным образом отличался от первоначального.
Изменился как интерьер собора, так и его
внешний облик. Собор приобрел новый характер
и изменилось его идейное содержание.

Нам кажется, что реставрация
Успенского собора при князе Всеволоде привела к
искажению первоначального облика, и к
непоправимой порче произведений собора.

В процессе реставрации Всеволод
пытался реализовать идею усыпальницы,
сделать из собора княжескую «гробницу».
В итоге реставрации собор больше стал
похож на мавзолей «владимирских
самовластцев».

Список использованной литературы

  1. Балыгина Л. П., Некрасов А. П.,
    Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные
    фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе
    во Владимире // Древнерусское искусство.
    Монументальная живопись XI—XVII в. М.,
    1980.
  2. Вагнер Г. К. Скульптура Древней
    Руси. М., 1964.
  3. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной
    Руси XII—XV вв. Т. 1. М., 1961
  4. Заграевский С. В. Новые исследования
    памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
  5. Заграевский С. В. Успенский
    собор во Владимире: некоторые вопросы
    архитектурной истории.
  6. Заграевский С.В. Реконструкция Успенского
    собора 1158–1160 годов во Владимире. // «Реставратор»,
    № 1(8)/2004, С. 118-122.
  7. Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999.
  8. Полное собрание русских летописей
    (тома 1-43) (далее ПСРЛ)  // Режим доступа:
    russia4d.ru›…polnoe-sobranie-russkikh-letopisei
  9. Раппопорт П. А. Русская архитектура
    X—XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982 (Свод
    археологических источников. Вып. Е I-47).
  10. Тимофеева Т.П. Владимирский
    Успенский собор по описям XVII-XVIII веков. В кн.: Материалы областной краеведческой конференции 2007 г.
  11. Ульянов О. Г. Летопись древнего
    собора : неизвестные страницы // Свет невечерний.
    Владимир, 2001.

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, © Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Отели Владимира рядом с Успенским собором

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, © Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, © Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, © Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Официальный сайт Свято-Успенского собора Владимира

Что скрывает от глаз колокольня Успенского собора

Совсем недавно, в январе, мы выпустили серию небольших фильмов о владимирском Успенском соборе. Три ролика были посвящены истории и архитектуре главного кафедрального храма, его живописному убранству и некрополю и вызвали большой интерес аудитории. Однако наши читатели высказали пожелание, что неплохо бы снять отдельный фильм о колокольне собора, которая появилась в храмовом комплексе в XIX столетии. И мы, конечно, откликнулись. Раз людям интересно — надо делать!

Попасть на колокольню обычному человеку достаточно сложно, свободного доступа сюда нет. По крутым старинным лестницам обычно поднимается только звонарь, чтобы по большим праздникам созвать верующих на службу в собор. Для съемочной группы «Точки на карте» сделали исключение, и у нас появилась уникальная возможность обозреть окрестности с самой высокой точки дореволюционного Владимира. Сложный подъем того стоил!

Вид с самого высокого яруса, который расположен над колоколами

А это вид на северную стену собора со второго яруса

А вот какой древний барельеф на северной стене собора заслоняет собой здание колокольни, что такое большак и откуда взялись граффити внутри постройки, рассказывает и показывает народный гид Алексей Валентинович. Вперед за ним, на высоту в 70 метров! Благо, формат программы «Точка на карте» позволяет совершать именно виртуальные путешествия, что особенно актуально в период пандемии коронавируса.

Четырехъярусная колокольня в стиле классицизма с элементами готики, которая сегодня украшает комплекс Успенского собора во Владимире, была построена в 1810 году. До этого времени у храма располагалась старинная шатровая колокольная. Но она была разрушена в 1806 году прямым попаданием молнии. Тогда власти и приняли решение о строительстве новой, которая весьма органично вписалась в храмовой комплекс и стала самой высокой точкой центра. Сегодня без нее мы уже не мыслим знаменитый вид на Соборную площадь.

Этот знаменитый вид — один из символов Владимира

Вышедшие из огня

А теперь о самом интересном. Все помнят, что внешняя галерея Успенского собора появилась при князе Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея Боголюбского. Галерею возвели после страшного пожара в 1185 году , который нанес зданию колоссальный ущерб. В память об этом событии князь Всеволод разместил на северной стене скульптуру с изображением ветхозаветного сюжета о трех отроках в «пещи огненной».

Барельеф XII века на северной стене собора

По библейской легенде три отрока: Анания, Азария и Мисаил — по приказу царя Навуходоносора были брошены в огненную печь за отказ поклониться идолу. Но были спасены архангелом Михаилом и остались невредимы. Безусловно, выбор сюжета не случаен. Так и Успенский собор прошел через горнило разрушительного огня, возродился и остался символом крепкой княжеской власти и христианской веры — духовной опоры для жителей Владимиро-Суздальской Руси. Примечательно, что барельеф был размещен именно на северной стене, обращенной в городу.

Вот только время внесло свои коррективы в задумку князя Всеволода. И сегодня рассмотреть скульптуру весьма сложно, так как новая колокольня просто заслонила изображение. Увидеть барельеф можно только поднявшись на первый ярус строения, откуда мы и вели съемку.

Кстати, на внешних стенах современного собора можно найти остатки белокаменной резьбы с храма Андрея Боголюбского, ведь после пожара для реконструкции использовался тот же камень. Только жаль, что изображения стесали, поэтому в первозданном виде они, конечно, не сохранились.

Фото: zagraevsky.com

Если интересно, поищите их на храме, найдете без труда, например, на внешней южной стене. По мнению академика Н.Н. Воронина, общий объем декора Успенского собора 1158 -1160 годов был сравним с количеством резьбы на церкви Покрова на Нерли.

Большак, отлитый из преемника

Сердце любой колокольни — это место, где размещены колокола. Мы поднимаемся на третий ярус. Ветер в день съемок выдался сокрушительный. А ведь звонарь не выбирает погоду и приходит сюда независимо от прогнозов синоптиков. До революции — дважды в день. И сегодня здесь все в рабочем состоянии.

Колокола поменьше подвешены на старых деревянных перекрытиях

Внимание сразу привлекает самый крупный колокол, или большак. Дореволюционный большак был сброшен в годы советской власти, когда здесь устроили парашютную вышку. Поверженный гигант долгое время пролежал во дворе Вознесенской церкви во Владимире. Но когда времена гонений на веру прошли, о нем вспомнили, и его лом использовали для отлива того главного колокола, который уже в наши дни по праздникам оглашает центр города своим звучным басом. Вот так традиции были продолжены.

Большак закреплен на массивной металлической балке.

Здесь был Вася…

В 1936 году колокольня была передана оборонной организации «Осоавиахим» под парашютную вышку. Но после закрытия собора в 1931 году здание колокольни было фактически бесхозным. Судя по граффити, которые жители города оставляли внутри на стенах, попасть с улицы сюда было несложно. В основном в надписях запечатлены фамилии и имена случайных посетителей и год, когда они сюда захаживали. Ну вот, например:

Виды привлекут туристов

Сегодня со всех четырех ярусов колокольни, как и 100 лет назад, открываются потрясающие виды на новый и старый Владимир. Древние постройки, заклязьминские просторы, парк, Соборная площадь — всё как на ладони!

И думается, многие жители и гости города захотели бы полюбоваться великолепными городскими видами, совершив небольшое восхождение на эти 70 метров. Однако случится такое или нет, неизвестно, так как недавно общественность узнала, что колокольня главного собора Владимирской области юридически не имеет собственника. А значит, и организовывать новый маршрут пока некому. Нам, увидевшим эту красоту своими глазами, искренне жаль…

Подготовила Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Фото и видео «Призыва»

За возможность проведения съемок выражаем особую благодарность Владимирской епархии.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, © Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, © Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, © Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.

Сохраненные фрески, © Андрей и Валерия

Режим работы

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Расписание богослужений в Успенском соборе Владимира

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

Памятник Владимиру и святителю Федору, © Андрей и Валерия

История

Храм основал владимирский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. как усыпальницу для брата и трех своих сыновей и придал ему статус главного храма владимирских и суздальских земель. Для его украшения были приглашены лучшие зодчие, иконописных и золотых дел мастера из Греции, Германии, Киева и Галича. Здание построили из белого известняка и декорировали каменной резьбой. Позже в великокняжеском соборе венчали на престол и хоронили великих владимирских князей, для чего собор расширили, надстроили и пышно убрали. Главной реликвией была Владимирская икона Божией Матери, позднее переданная в Москву, и находящаяся ныне в храме при Третьяковской галерее.

В 1238 г. татаро-монгольские войска взяли Владимир. Множество горожан вместе с епископом заперлись в соборе, чтобы не сдаться супостату, но воины хана Батыя подожгли храм, и прихожане задохнулись от дыма. Храм обгорел, часть фресок были утеряны, а реликвии похищены, но в 1408 г. сын Дмитрия Донского — князь Василий — взялся восстановить его.

  • Успеть вовремя как пишется
  • Успеть во время как пишется
  • Успеть в срок как пишется
  • Успенский юмористические рассказы для детей
  • Успехов во всех начинаниях как правильно пишется