Успенский собор московского кремля сочинение

В успенском соборе продолжаются реставрационные работы. фото: валентин оверченко/музеи московского кремля успенский собор на территории московского кремля росписи xv века,

В Успенском соборе продолжаются реставрационные работы. Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля Успенский собор на территории Московского Кремля

В Успенском соборе продолжаются реставрационные работы.

Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля Успенский собор на территории Московского Кремля

Росписи XV века, обнаруженные в течение последнего года в главном соборе Московского Кремля, еще можно успеть увидеть. К 2023 году они вновь скроются за иконостасом

21.07.2021

В Музеях Московского Кремля продемонстрировали новый этап реставрации Успенского собора. Особое внимание привлекают росписи, обнаруженные на столпе алтарной преграды.

Речь идет о фресках, которые скрывались за иконами главного иконостаса. Сотрудники музея подозревали об их существовании, но только полномасштабные реставрационные работы, ведущиеся в Успенском соборе уже несколько лет, позволили подтвердить эту догадку. Найденные фрески относятся к самому раннему этапу украшения храма — это либо конец XV века (после 1481 года), когда создавался иконостас, либо 1513–1515 годы — период первой полной росписи собора, известный по летописи. В основном пространстве храма фрески этого этапа не сохранились, на всех видимых частях здания они были сбиты в 1642 году по приказу царя Алексея Михайловича ради поновления.

Обнаруженные фрески — это роспись северо-восточного столпа иконостаса. На первом ярусе находится изображение святителей на лазурном фоне (Павел Фивейский, Моисей Мурин, Феодосий Великий, Исаак Сирин, Ефрем Сирин); об этой фреске, также относящейся к первому этапу росписи, было известно давно. А вот выше нее открылась терра инкогнита — крупный участок орнамента, написанного на белом фоне. На штукатурке видны следы тябла — балки иконостаса, которые показывают, на какой высоте размещались крепления предыдущего иконостаса. Выше участка с орнаментами расположена сцена с явлением Ветхозаветной Троицы коленопреклоненному Аврааму, еще выше находится сегмент с изображением святого, возможно Антония Сийского, над ним — фигура архангела Гавриила из сцены Благовещения. Две последние композиции относятся к 1643 году — росписи, сделанной по приказу Алексея Михайловича.

Обнаруженными фресками можно полюбоваться до 2023 года. Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля Явление Троицы Аврааму на северном столбе собора

Обнаруженными фресками можно полюбоваться до 2023 года.

Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля Явление Троицы Аврааму на северном столбе собора

Эти фрески были скрыты за алтарной преградой, и последними их видели те, кто в XIX веке устанавливал сегодняшний иконостас. Хранитель Успенского собора Алексей Барков указал, что таким образом нам стала известна высота первого иконостаса храма, связанная с именем Дионисия: он имел три яруса (аналогично уцелевшему иконостасу в Кирилло-Белозерском монастыре). Это значит, что иконостас доходил не до потолка (как сейчас), а только до верхней границы сцены с Троицей. Люди XV–XVI веков могли видеть поверх иконостаса заалтарное пространство Успенского собора, которое очень велико, оно составляет одну четвертую храма. Взглядам верующих были доступны росписи барабанов, конха и другие элементы сводов, закрытые сегодня. Все это нетипично для православного храма и помогает понять особенности архитектуры собора и православного богослужения указанных столетий.

По словам Алексея Баркова, белофонные части столпа с орнаментальной росписью, скорее всего, были изначально закрыты иконами. Растительные узоры в древнерусском стиле, как подчеркнул хранитель, написаны легко, будто одним росчерком — художник, видимо, знал, что земной зритель эти части не увидит, и почти импровизировал. Более пристального внимания заслуживает участок, на котором изображена сцена с явлением Троицы Аврааму. О том, что в этом месте есть некая фреска с явлением ангела праведнику, сотрудники музея знали уже в 2020 году, вынув икону; теперь же удалось идентифицировать ее сюжет. Эта композиция имеет утраты справа и вверху, когда, надставляя иконостас, штукатурку сбоку столпа сбили.

После окончания этого этапа реставрации фрески скроются за иконостасом. Фото: Софья Багдасарова

После окончания этого этапа реставрации фрески скроются за иконостасом.

Фото: Софья Багдасарова

Реставрация комплекса внутренних росписей собора продолжается (окончание работ намечено на 2023 год). В дальнейшем, по словам Баркова, леса будут возведены в южной части храма. Второй столп алтарной преграды пока остается скрытым за иконостасом, но сотрудники собора предвкушают новые находки. Во-первых, в самом верху должна находиться Дева Мария из сцены Благовещения, парная Гавриилу, обнаруженному напротив. Уже известно, что Богоматерь там есть, но какова степень ее сохранности — пока неизвестно. Какая сцена написана напротив «Троицы Ветхозаветной» — тоже неизвестно, так как в системе росписи православного храма ей нет жесткого соответствия. Кроме того, в этой части собора за иконостасом была возведена дополнительно ризница, и на ее наружной стене, обращенной к иконостасу, могут найтись и другие росписи. Работы эти связаны с большим трудом: иконы зафиксированы жестко и разбирать конструкцию тяжело.

Пока фрески, найденные на столпе, открыты для взоров всех посетителей храма. Однако после окончания реставрации фресок и иконостаса они снова скроются за рядом икон.

Русская культура XIII – XVII вв.
презентация к уроку по истории (10 класс)

В данной презентации представлен материал по теме «Русская культура XIII – XVII вв.»

Скачать:

Вложение Размер
russkaya_kultura_xiii_-_xvii_vv._szhatyy.pptx 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская культура XIII – XVII вв. учитель истории МБОУ «СОШ №42 г. Челябинска» Никифорова Наталья Егоровна

Краткая характеристика особенностей русской культуры I этап – от вторжения Батыя до середины XIV века: упадок культуры и начало ее возрождения. II этап – вторая половина XIV в. – первая половина XV в.: хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление еретических учений. III этап – вторая половина XV в. и начало XVI в.: укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом IV этап – XVI в.: развитие культуры в рамках завершения процесса централизации и окончательного утверждения деспотического самодержавия.

Развитие литературы Основой русской литературной традиции были сказания, жития святых, летописи. Складывались различные традиции летописания в центрах, расширялся круг тем и жанров литературы, появлялись новые авторы, развивалась светская литература . Основные жанры: Воинская повесть Жития Исторических песни Жизнеописания Путевые заметки Летопись Публицистика Исторические повести Популярная литература Лаврентьевская летопись

Домострой Новым явлением было создание книги, содержащей полезные сведения, наставления как духовного, так и бытового характера. «ДОМОСТРОЙ», составителем которого являлся духовник Ивана IV Сильвестр (сборник правил, советов и наставлений)

Начало книгопечатания Крупнейшим событием культуры середины XIV века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. Началом русского книгопечатания можно считать 1564 г., когда Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга — «Апостол». Книжный знак Ивана Фёдорова

Книгопечатание в России Первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. выпустили первый русский букварь — «Азбуку». В 1565 году был издан « Часословец » — книга для обучения грамоте. В XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг, ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и доступнее. Книгоиздание возродилось после завершения Смуты. В XVIIв кол-во и тиражи печатных книг значительно возросли. Первый печатный станок Ивана Федорова

Архитектура XIV — XVI вв. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя сохранившиеся традиции вечевых порядков, отразившиеся в простоте и лаконичности, новгородцы и псковичи возводили новые храмы, у которых наружный декор теперь отличается редким богатством. Фасады были украшены различными деталями, украшающими фасад, придающими особую нарядность, праздничность и яркую самобытность. Примерами такой архитектуры Новгорода и Пскова являются церкви Федора Стратилата на Ручье, церковь Спаса Преображения на Ильине, оборонительное сооружение Псковский Кремль.

Архитектура XIV — XVI вв. Возрастание политического могущества Москвы отразилось в зодчестве. Постройки должны были подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира. Москва становится центром, приглашались архитекторы из Италии. В 1475-1479гг итальянским мастером Аристотелем Фиораванти , были возведены стены и башни Московского Кремля, Успенский собор, колокольня Ивана Великого. Под руководством итальянца Алевиза Нового был построен Архангельский собор — родовая усыпальница московских великих князей и царей. В то же время была. возведена и Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари — Грановитая палата — часть царского дворца для торжественных приёмов и празднований .

Архитектура XIV — XVI вв. Проявлением расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Эти храмов, не имеющих внутри столбов, вся масса которых держалась на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском (1532), построенная в честь рождения Ивана IV, Покровский собор на рву (храм Василия Блаженного), возведенный русскими мастерами Постником Яковлевым и Бармой в честь взятия Казани (1555 — 1561). Велось широкое строительство каменных кремлей. К ним относятся стены Белого города и Смоленский кремль архитектора Федора Коня. Каменные крепости были возведены в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани.

Архитектура XVII в. Во второй половине XVII в. развитие архитектуры выразилось в формировании стиля, получившего название « нарышкинское » или московское барокко. Наиболее яркими примерами являются колокольня Новодевичьего монастыря, храм Покрова в Филях (1693 — 1694). Европейское влияние отразилось в использовании некоторых декоративных элементов барокко: колонн, наличников, фигурных фронтонов, сочетания красного и белого цветов. Шедевром русского деревянного зодчества был знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в.

Живопись С XIV в. начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внесли художники – Феофан Грек, Андрей Р ублев и Дионисий. Фрески Феофана Грека, приехавшего из Византии, отличаются необычайной выразительностью, интересом к характеру и внутреннему миру человека, особой динамичностью. В творчестве Рублёва получает своё логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублёв и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения русского человека того времени . Его творчеству присущи философская глубина, внутреннее достоинство и сила. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, утонченный рисунок, изысканный и нежный цвет.

Симон Ушакова С XVII в. в живописи усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей. Центральное место в творчестве выдающегося мастера Симона Ушакова занимало изображение человеческого лица. В его иконе «Спас Нерукотворный» заметны новые черты живописи: объемность, реалистичность изображения лица, элементы прямой перспективы. С его творчеством тесно связано с распространение в России портретной живописи — парсуны (от слова персона ).

Создание единого государства вызвало новый культурный взлёт России: Культура впитывала в себя лучшие достижения; Решительно освобождалась от византийского влияния: приобретала самобытные национальные черты; Расширялся круг проблем, которые интересовали культуру и искусство; Главной темой стало укрепление мощи единого государства; Всё больший интерес проявлялся к семье, к человеку, к его внутреннему миру; Усиливались культурные контакты России с другими странами (особенно с Италией: работали выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера).

Источники 1. Печатные источники: История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. 5-е изд., испр . и доп. — М.: 2015. — 288с. История России. Конец XVI — XVIII век. Учебник. 7 класс — Данилов А.А., Косулина Л.Г. 4-е изд., испр . и доп. — М.: 2015. — 304с . История : учебник для 10 класса среднее (полное) общее образование (базовый уровень)/А.В. Чудинов , А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др. 2-е изд. М: Издательский центра Академия 2011 -352 с.

Источники 2. Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса): Домострой https :// mtdata.ru/u17/photoDE5E/20660118229-0/original.jpg Первый печатный станок https :// ds05.infourok.ru/uploads/ex/068e/00076d15-31bbe27d/img16.jpg Церковь спаса преображения https :// www.ayda.ru/images/places/10108/o_10436.jpg Псковский кремль https :// avatars.mds.yandex.net/get-pdb/906476/93a46eab-64c1-4b15-8bcf-d379d13cfc87/s1200?webp=false Церковь Федора Стратилата на Ручье https :// kelohouse.ru/images/dom269/6.jpg Успенский собор http :// p2.patriarchia.ru/2013/08/28/1235661339/2VAR_5103-1200.jpg Московский Кремль https ://coollib.net/i/42/324442/_ 259_str275.png Колокольня Ивана Великого https :// i.pinimg.com/736x/ed/bb/c4/edbbc4a27511444a7432e31980beb5a5.jpg Грановитая палата https :// pbs.twimg.com/media/D097JgnX0AUhy2P.jpg Лаврентьевская летопись https://cf.ppt-online.org/files/slide/e/EPmLGcUC14p9NJ8AXOtyMSzIZdqFlswihr5YTu/slide-4.jpg

Источники 2. Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса ): Церковь Вознесения в селе Коломенском http :// rasfokus.ru/images/photos/medium/424b3b95cd3b232450ad6b234862941d.jpg Стены Белого Города https :// img-fotki.yandex.ru/get/55431/87196860.cd/0_e3ee7_bb6c077e_X4L.jpg Теремной дворец https :// um.mos.ru/upload/resize_cache/iblock/d2d/640_640_2/temodvo02.jpg Успенская (Дивная) церковь в Угличе http ://i.zolkoltso.ru/u/21/f5e61cb60b11e6a44bd0641b01cac0/-/ алексеевский%20монастырь.jpg Церковь Рождества Богоматери (в Путинках) в Москве http :// cherenova-ru.1gb.ru/img/img_mhk/putinki.jpg колокольня Новодевичьего монастыря http :// www.den71is.ru/home/167.jpg Храм Покрова в Филях https :// avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1008348/c3263896-d0d8-4973-b961-9a4a8b422305/s1200?webp=false Дворец Алексея Михайловича в Коломенском https ://platform.guideadvisor.ru/file/5c/0b/5c0bc0b5cb73b.jpg Спас Нерукотворный https :// pbs.twimg.com/media/Dt1z-DYWsAAs_LM.jpg:large

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации красочно отражены достижения культуры Руси. Удивительный мир архитектуры, искусства украсит ваш урок или классный час. Презентацию можно использовать на уроках МХК, истории, тематических.

Презентация по истории России, 6 класс.

§26 РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII — середине XV вине XIII — середине XV в.

Монгольское нашествие на Русь в XIII в. привело к упадку и значительной утрате культурного наследия Руси. Распалось единое историческое и культурное пространство. В культуре XIII—XV вв. ведущей т.

Материал будет полезен для учителей при подготовке занятий по культуре и учеников при подготовке к ЕГЭ.

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ: Русская культура во второй половине XIII — середине XV века.

Презентация на тему «Русская культура XIII-XVIIвв.&quot.

Вопрос 12. Русская культура XIII – XVII века.

В русской культуре XIII-XV вв. отчетливо прослеживаются два этапа. Внутренним рубежом в развитии культуры XIII-XV вв. явилась Куликовская битва (1380).

Устное народное творчество. В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы.

Летописание. Благодаря хозяйственному подъему все более необходимыми становятся деловые записи. С XIV в. начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. Рост потребностей в записях, появление бумаги повлекли за собой ускорение письма. На смену «уставу», когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью и торжественностью, приходит полуустав более свободное и беглое письмо, а с XV в. появляется скоропись, близкая к современному письму.

В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре 1812 г., а к 1479 г. относят создание Московского летописного свода. В основе их идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель, преемственность традиций Киева и Владимира.

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

В период объединения русских земель вокруг Москвы расцвел жанр житийной литературы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифапий Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского основателя Троипе-Сергиева монастыря, поддержавшего великого московского князя в борьбе с ордынцами.

Архитектура. Раньше, чем в других землях, возобновилось каменное строительство в Новгороде и Пскове. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Среди них такие значительные памятники архитектуры и живописи того времени, как церкви Федора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса на Ильине улице (1374) в Новгороде, церковь Василия на Горке (1410) в Пскове.

Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы в Звенигороде Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422), собор Андроникова монастыря в Москве (1427) продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя создать могучий, полный величия, достоинства и силы Московский Кремль.

Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля Успенский.

Живопись. Слияние местных художественных школ в общерусскую наблюдалось и в живописи. Это был длительный процесс, его следы отмечены и в XVI, и в XVII в.

В XIV в. в Новгороде и в Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Феофан Грек умел сильными длинными мазками своей кисти, резкими «пробелами» создать эмоциональное напряжение, достигающее трагизма. Русские люди приходили специально наблюдать за работой Феофана Грека. Зрителей поражало, что великий мастер писал свои произведения, не используя иконописные образцы.

Подъем русского иконописного искусства связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника Андрея Рублева. К сожалению, почти не сохранилось сведений о жизни выдающегося мастера.

Знаменитая «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), ставшая одной из вершин мирового искусства, воплощает основные черты и принципы живописной манеры Андрея Рублева. Совершенные образы «Троицы» символизируют мысль о единстве мира и человечества.

Кисти А. Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (хранятся в Третьяковской галерее). Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII в.

Архитектура. Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому покровителю данного ремесла.

Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора. Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В.Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» МелетияСмотрипкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии. до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и ИоанникийЛихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М.В. Ломоносов.

Живопись. Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Культура Руси конца XIII —XVII в.».

ЛЕКЦИЯ № 31 § 30. Культура Руси конца XIII —XVII в.

Условия развития культуры . Разорение русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынцев вызвало упадок во всех сферах культуры. Положение усугублялось тем, что в Орду постоянно угонялись ремесленники. Следствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Так, лишь в конце XIII в. вновь стали строить каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась лишь церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература XIII — начала XVI в . Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать « Слово о погибели Русской земли» . До нас дошло только начало этого произведения, воспевающего красоту и величие домонгольской Руси. Призыв к самопожертвованию в борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском», и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие видный писатель владимирский епископ Серапион . В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма « Задонщина », написанная под влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано « Сказание о Мамаевом побоище ». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были написаны многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее известных и ярких литературных произведений XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина . Тверской купец А. Никитин совершил путешествие в Индию в 1466 —1472 гг. В своих записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены описания жизни индийцев. Различие веры не мешало автору объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли его постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости» — так заканчивается «Хождение за три моря».

Архитектура и искусство XIV — XV вв . В XIV в. в русских городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости, обращали взоры к старине и возводили храмы по образцу древних построек.

Крупнейшим центром архитектуры к середине XIV в. стала Москва. При Иване Калите были возведены самые большие на тот период каменные храмы (не сохранившиеся до нашего времени), а при Дмитрии Донском — первые в Северо- Восточной Руси стены из белого камня, добытого в подмосковных каменоломнях.

К концу XV в. белокаменный Кремль сильно обветшал. Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров, организовавших производство высококачественного кирпича, была создана кремлевская стена с восемнадцатью башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля, которые заменили также обветшавшие соборы времен Ивана Калиты. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. Самым нарядным сооружением Кремля стал Архангельский собор , построенный итальянским мастером Алевизом Фрязином Новым . Архитекторы из Пскова возвели изящный Благовещенский собор .

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили великие художники Феофан Грек и Андрей Рублев . Феофан Грек, мастер фресковой живописи, был выходцем из Византии. Его сюжеты характеризуются глубоким проникновением во внутренний мир образов.

Наиболее прославленным творением Андрея Рублева стала икона « Троица ». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской победой.

В конце XV в. прославленным мастером иконописи был монах Дионисий , выходец из знатного рода. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Развитие культуры в XVI в . Складывание и развитие единого Русского государства породило обширную публицистическую литературу . Главной ее темой стал вопрос о путях дальнейшего развития страны. Некоторые публицисты конца XV — начала XVI в. были приверженцами ересей, которые распространились тогда в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из наиболее образованных еретиков, дьяк Ивана III, выдающийся дипломат Федор Курицын в своем стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против еретиков. Один из них, монах Ермолай Еразм (середина XVI в.), в своих трудах выступил как выразитель настроений крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал он, призывая ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначен­ном для царя Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако, держа в узде крупных землевладельцев, управлять государством, правитель должен был в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными идеями выступил Андрей Курбский , написавший после бегства из России несколько произведений и три послания Ивану Грозному. Он считал, что русский царь, если хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль . Одним из первых и наиболее выдающихся памятников этого стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском. Одним из главных символов нашей страны является другая постройка шатрового стиля — Покровский собор , «что на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1555 —1560 гг. в честь взятия русскими войсками Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были возведены каменные стены. Известным создателем укреплений являлся Ф. С. Конь . Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленского кремля и др.

Начало книгопечатания . Важнейшим явлением XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга с кириллическим шрифтом была издана в Кракове в конце XV в. немецким книгоиздателем. В начале XVI в. книги в Вильно печатал знаменитый западнорусский просветитель Франциск Скорина .

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако дата этих изданий, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник одного из кремлевских храмов Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустил книгу « Апостол ». Этот год и стал считаться годом начала русского книгопечатания. Уникальность «Апостола» состоит в том, что в нем не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова и Петра Мстиславца в Великое княжество Литовское они продолжили издавать книги, в частности Федоров напечатал первую русскую азбуку и первую полную Библию. Действовала типография и в Москве.

Культура России XVII в . Почти весь XVII в. прошел для России в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их жизни, быту, достижениям. Необходимо было понять, в чем состоят преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения боевых действий и хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, приучая даже к иному образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова сложилась Немецкая слобода — уголок западноевропейского быта. Мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.

По почину Алексея Михайловича в Москве возникли « комедийные действа ». Они устраивались пастором Грегори с помощью молодежи из числа иноземцев. Позже пастор стал обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.

Процесс обмирщения культуры , выхода ее из-под влияния Церкви шел в России на протяжении всего XVII в.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением книг о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына , «Временник» дьяка Ивана Тимофеева , «Словеса» князя Ивана Хворостинина и др.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий . Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи.

Идеи древнего благочестия ярко отражены в « Житии » протопопа Аввакума — автобиографии вдохновителя движения старообрядцев.

На протяжении столетия появляются разнообразные повести, рисующие повседневную жизнь простых людей, — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглась архитектура. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней, но реконструированный в первом десятилетии XXI в.), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII. можно считать появление сооружений в стиле « нарышкинского барокко », отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.

Самым выдающимся живописцем середины XVII в. был Симон Ушаков. Он руководил иконописной мастерской, пи­сал иконы и парсуны (портреты), миниатюры и фрески. Под его началом были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Используя традиционные иконографические приемы, Ушаков стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реалистичности изображенных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Появились светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым , был опубликован в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе. В 1687 г. в Москве открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое влияние на развитие русской культуры оказало монголо­татарское нашествие и ордынское иго? Когда началось возрождение культуры? В чем это выразилось?

2. Каковы достижения русской культуры конца XIII — начала XVI в.?

3. Почему XVI в. называют «веком публицистики»? Какие идеи обсуждались тогда в публицистических произведениях?

4. Почему возникновение книгопечатания считается важнейшим событием в развитии культуры?

5. Дайте характеристику развития русской архитектуры XVI —XVII вв.

6. В чем состояли особенности развития русской культуры в XVII в.?

7. Сравните русскую культуру конца XIII — XVII в. и средневековую культуру Западной Европы. Что вы видите в них общего ив, чем состояли различия?

русская культура 13-17 века кратко, пожалуйста

76085

Русская культура 13 – 17 вв.

1.Причина упадка – нашествие монголо-татар.
2.Следствие:
— гибель людей;
— падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;
— на полвека прекратилось каменное строительство;
— разрушены городские соборы;
— сгорели литературные памятники

3.Устное народное творчество:
— новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков) ;
— складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.) .
4. Летописание.
— используется бумага, а также пергамент и береста;
— вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо) , с 15 в. появляется скоропись;
— центры летописания: Москва с 1325 г.

— в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.) ; свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.
— в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель) ;
— появление хронографов ( труды по Всемирной истории) : в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

4.Исторические повести, героический эпос.
— во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов) ;
— исторические повести : «О битве на Калке» ,
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — о Евпатии Коловрате ,
«Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре) ;
подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище» , Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.
— составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;
— «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой) .

5.Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча.
6.Архитектура:
— возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в. , церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в. .
Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
— строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.
— первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв. : Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

7.Живопись:
— в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия) : его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.
— Андрей Рублев – 14-15 вв. , «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.
1.Общая характеристика:
— определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева

Русская культура 13 – 17 вв

1519338304op9no

Русская культура 13 – 17 вв.

Причина упадка – нашествие монголо-татар. Следствие:

— гибель людей;

— падение ремесла, исчезновение навыков изготовления;

— на полвека прекратилось каменное строительство;

— разрушены городские соборы;

— сгорели литературные памятники

Устное народное творчество:

— новые легенды: «Сказание о невидимом граде Китеже» ( призыв к борьбе против захватчиков);

— складывается жанр поэтических исторических песен, «Песня о Щелкане Дудентьевиче» ( рассказывает о восстании в Твери в 1327 г.).

4. Летописание.

— используется бумага, а также пергамент и береста;

— вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с 15 в. появляется скоропись;

— центры летописания: Москва с 1325 г.

— в 1408 г. составлен общерусский летописный свод ( Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.); свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство.

— в 1479 г. создан Московский летописный свод ( идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель);

— появление хронографов ( труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.

Исторические повести, героический эпос.

— во вт. пол. 13 в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов);

— исторические повести : «О битве на Калке»,

«Повесть о разорении Рязани Батыем»- о Евпатии Коловрате,

«» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре);

подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве.

— составлены жизнеописания церковных деятелей Руси;

— «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – первое в европейской литературе описание Индии ( путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

Городская культура: сильно влияние христианства при языческих пережитках. Появились еретики. Это свидетельствует о достаточно широком круге чтения еретиков, в который входили не только тексты Писания, но и постановления церковных соборов. Стригольники: в 1375 г. основатель ереси дьякон Карп был казнен с двумя товарищами по приговору новгородского веча. Архитектура:

— возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове ( церковь Федора Стратилата на Ручье 14 в., церковь Спаса на Ильине улице 14 в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове 15 в..

Черты: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.

— строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III.

— первые белокаменные постройки в Москве относятся к 14-15 вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

— в 14 в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек ( Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы и, не прекращая работы, беседовал с приходящими.

— Андрей Рублев – 14-15 вв., «Троица» хранится в Третьяковской галерее, фрески Успенского собора во Владимире ( здесь работал вместе с Даниилом Черным)

Русская культура 16 века.

1.Общая характеристика:

— определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества. Иконопись Рублева была признана образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка.

— в 16 в. завершается формирование великорусской народности;

— в 16 в. появляются элементы светской культуры.

2. Общественно-политическая мысль:

— создано сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских»;

— появляется тезис «Москва – третий Рим» ( Пересветов, 16 в. о необходимости самодержавной власти)

3. Летописание:

— «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного)

— «Книга Степенная царского родословия» — портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного;

— 16 в. Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций);

— исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.

— новые хронографы

— «Домострой» автор Сильвестр, так считают.

4. Начало книгопечатания:

— 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол» (ученик Христа) , но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г.

— в 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку»,

— за 16 в. 20 книг было напечатано.

5. Архитектура:

— шатровые храмы; нет столбов. Церковь Вознесения в селе Коломенском ( в честь рождения Ивана Грозного) Покровский собор в Москве ( в честь взятия Казани).

— строительство пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Успенский в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и др. городах.

— строительство небольших каменных и деревянных посадских храмов ( посвящались одному святому и находились в какой-либо слободе, где жили ремесленники одной специальности);

— строительство каменных кремлей.

а) востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской ( «кита» — связка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие – что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость»), эта стена защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы;

б) Федор Конь строит белокаменные стены 9-километрового Белого города ( современное Бульварное кольцо);

в) в Москве возвели Земляной вал о — 15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо);

г) каменные крепости-сторожи в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Смоленске, Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах.

6. Живопись: Дионисий – фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

Русская культура 17 в.

Общая характеристика:

— складывание всероссийского рынка;

— появление светских элементов (процесс «обмирщения»).

— влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).

2. Просвещение:

— гос. школы, школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др.

— массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике; ( «Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения).

— в 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» ( во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников;

— процесс накопления знаний;

— русские землепроходцы:

а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой;

б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения;

в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

3. Литература:

— «Новый летописец» излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол;

— исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени).

— сатирическая повесть: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т. д.

— любовная лирика;

— «Синопсис» (обозрение) автор киевский монах Иннокентий Гизель о совместной истории Украины и России;

— при дворе в Москве в 1672 г., актеры – немцы и только мужчины, пьесы на библейские и на легендарно-истор. сюжеты ;

— бродячий театр скоморохов и Петрушки.

5. Архитектура:

Черты: большая живописность;

асимметричны при сохранении цельности и единства;

многоцветие и декоративность;

изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,

дивное узорочье).

— Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр 17 века; храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках ( у станции метро»Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади) и т. д.

— стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали;

— стиль нарышкинский ( по фамилии главных заказчиков) или московское барокко: а) белый и красный цвета;

б) этажность построек четкая;

в) в карнизах декоративные раковины;

— расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым;

— Симон Ушаков – парсуны (персоны), портретная живопись;

— писали на досках яичными красками, в конце 17 в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

Московский кремль – это комплекс уникальных архитектурных сооружений, свидетельств прошлых эпох, и государственный историко-культурный музей-заповедник. Успенский и Благовещенский соборы продолжают принимать прихожан, в то же время, являясь частью музейной экспозиции. Что касается Алмазного фонда и Оружейной палаты, то это – мировые сокровищницы, знакомящие посетителей с произведения искусства разных сфер.

Отдельными экспонатами стали Царь-колокол и Царь-пушка, имеющие богатую и интересную историю. Дворцы и палаты отреставрированы и частично переданы под резиденции первых лиц и административные здания. Для подробного ознакомления с Московским кремлём надо провести здесь не один день.

Что посмотреть и чем заняться на территории Московского кремля?

Список лучших туристических объектов – музеи и выставки, соборы и храмы, башни и стены. Фото с названиями и описанием лучших достопримечательностей.

Башни Московского Кремля

Всего их 20, три имеют округлую форму и стоят на углах, Кутафья башня – неопределённой формы, из-за сложностей её конструкции, а остальные – прямоугольные. Почти все выглядят единообразно по стилю. Из композиции выбивается только Никольская, перестроенная в XIX веке. На Спасской башне в XV веке установлены куранты. Они – одни из самых старых в мире. Звон этих часов сопровождает наступление Нового года в стране.

bashni-moskovskogo-kremlya-700x466

Оружейная палата

Сокровищница русских царей, впоследствии ставшая музеем. Коллекция начала формироваться ещё в XIV веке. Музей открылся в начале XIX века. Сначала доступ в него имели только знатные люди. Нынешняя экспозиция состоит из золотых и серебряных изделий, доспехов, оружия, карет, икон, религиозных и монарших атрибутов, представлены работы, как отечественных, так и иностранных мастеров.

oruzhejnaya-palata-700x462

Алмазный фонд

Выставка, начавшая свою работу 1967 году на базе Оружейной палаты. Коллекция собиралась ещё со времён правления Петра I, но после революции лишилась части своих сокровищ. Экспозиция включает в себя выдающиеся образцы ювелирного искусства, начиная с XVIII века, и уникальные драгоценные камни. Среди них бриллиант «Орлов» 189 карат, и алмаз «Шах» – почти 89 карат. Также выделяется собрание орденов и регалий для коронаций.

almaznyj-fond-700x466

Успенский собор

Освящён в 1479 году и является самым старым из уцелевших московских зданий. Был местом коронаций российских царей, а также здесь проводились особо важные для страны религиозные обряды. Сохранился иконостас XVII века, внутренние росписи того же периода. Главные реликвии собора – мощи святителей, посох митрополита Петра. Входит в музейную экспозицию, богослужения проводятся с благословения патриарха.

uspenskij-sobor-700x467

Благовещенский собор

Девятиглавый храм был возведён в 1489 году на месте деревянного предшественника. Многие иконы относятся к ценным, например те, что написаны Рублёвым. Внутренние росписи также принадлежат кистям известных художников XVI века, в том числе Федора Едикеева. В подвале экспозиция – «Клады Московского кремля», содержащая драгоценности, оружие, прочие раритеты, найденные при раскопках.

blagoveshchenskij-sobor-700x467

Колокольня Ивана Великого

Построена в первые годы XVI века. В прошлом около неё зачитывались царские указы и особо важные распоряжения. К 500-летию проведена реставрация. Во время экскурсии можно подняться по 137 ступенькам на высоту 25 метров. Общее количество колоколов – 34. У каждого есть имя: Успенский, Ревун, Лебедь, Глухой и другие. Все они отлиты в разные периоды, от времени основания колокольни до XIX века.

kolokolnya-ivana-velikogo-700x464

Грановитая палата

Относится к числу самых старых гражданских зданий города. Возведена по приказу Ивана III. Внутреннее убранство неоднократно менялось. Так изначальные фрески при Петре I заменили бархатом с вышитыми двуглавыми орлами. В 1684 году палату перестроили, а ещё через 150 лет соединили с Владимирским залом. С 2012 года частично открыта для экскурсий. До этого прошла реставрация, совмещённая с раскопками.

granovitaya-palata-700x465

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов

Композиция предстаёт перед посетителями комплексом зданий двух и трёх этажей, совмещённых с пятиглавым собором. В современности помещения отданы под музей быта и прикладного искусства XVII века. Внутреннее убранство частично сохранилось. Экспозиции: Крестовая палата – посуда, утварь, часы и прочее; Трапезная – шитьё; Приказные палаты – интерьеры, мебель, личные вещи; церковь – иконы.

patriarshie-palaty-i-cerkov-dvenadcati-apostolov-700x478

Архангельский собор

После основания первого храма из дерева на этом месте в середине XIII века несколько раз перестраивался и видоизменялся. Нынешний облик сформировался два века спустя. Иконостас имеет высоту 13 метров и резной декор. В некрополе собора захоронены цари династии Романовых и удельные князья. Росписи стен содержат не только религиозные символы, но и портреты князей, включая Ивана Калиту и Дмитрия Донского.

arhangelskij-sobor-700x466

Церковь Ризоположения

Строительство пришлось на 80-е годы XV века. За свою историю пережила разграбление, пожар, повторное освящение. Теперь богослужения проводятся только по престольным праздникам. В остальное время церковь является музеем. Среди экспонатов: деревянная резная скульптура, иконы, лики святых, кресты. Главная реликвия – иконостас, выполненный Назарием Истоминым в первой половине XVII века.

cerkov-rizopolozheniya-700x466

Царь-колокол

Произведение искусства XVIII века, если говорить о литейном мастерстве. Отлит в специально подготовленной яме, недалеко от места, где находится и сейчас. Он никогда не был установлен на церковь и не звонил. В процессе работы над колоколом случались разные невзгоды, включая пожар и смерть главного литейщика. Знаменитая трещина появилась из-за попадания воды на раскалённый метал.

car-kolokol-700x466

Царь‑пушка

Её сознание пришлось на конец XVI века. Весит чуть менее 40 тонн, а длина составляет почти 5,5 метра. Отливалась в оружейных мастерских Кремля. Никогда не использовалась по назначению, лишь однажды пушку привели в боевую готовность при подходе к городу войска крымского хана, однако выстрелить так и не пришлось. Ядра рядом с ней бутафорские, полые внутри и нужны для дополнения экспозиции.

car-pushka-700x463

«Археологические окна» на Ивановской площади

Туристические и в некотором смысле музейные объекты на месте археологических раскопок. Найденные небольшие раритеты, вроде бус или посуды будут выставлены в подземном музее, который ещё в процессе создания. В «окнах» же, изготовленных из прочного стекла, можно увидеть срез эпохи, например, фрагменты Малого Николаевского дворца, или то, что осталось от Чудова монастыря.

arheologicheskie-okna-na-ivanovskoj-ploshchadi-700x470

Большой Кремлевский дворец

Возглавлял строительство, начатое в 1838 году, известный русский архитектор Константин Тон. Возводился в качестве резиденции для монаршей семьи. Сейчас – парадная резиденция президента страны. Имеет пять отдельных залов, изначальный облик которых восстановлен в 90-х годах прошлого века. Осмотр возможен по предварительной записи и в составе экскурсионной группы.

bolshoj-kremlevskij-dvorec-700x463

Кремлёвский дворец съездов

Построен при Хрущёве и использовался для проведения съездов коммунистической партии. Стиль – советский модернизм, но постепенно в него внесли коррективы. Фасад отделан белым мрамором и золотистым алюминием. В настоящее время тут проходят знаковые события и концерты. В 2013 году был проведён большой ремонт, сопровождавшийся технической модернизацией площадки. Также здесь базируется «Кремлёвский балет».

kremlyovskij-dvorec-sezdov-700x458

Арсенал Московского Кремля

Заложен Петром I и является памятником архитектуры. Изначально задумывался, как склад для оружия и военных трофеев. Во время отступления Наполеона был взорван и в последующие годы восстановлен в прежнем виде. До этого ремонтировался после пожара, а далее – после революции. Сейчас помещения Арсенала отведены под казармы Кремлёвского полка и под комендатуру.

arsenal-moskovskogo-kremlya-700x455

Артиллерийские орудия

По приказу Петра I к зданию Арсенала свозили трофейные орудия. Традиция укрепилась и в 1819 году у фасада выстроили сотни пушек, захваченных у наполеоновских войск. В 1960 году к ним добавились и те старинные пушки, что стояли у Оружейной палаты. Справа от Царь-пушки на Ивановской площади в 2012 году открыли экспозицию русских артиллерийских орудий XVII-XVIII веков из коллекции Музеев Московского Кремля.

artillerijskie-orudiya-700x467

Сенатский дворец

Строительство велось в год правления Екатерины Великой. Как ясно из названия, должен был стать резиденцией для сената. Здание венчает купол, а в архитектурном стиле классицизм прослеживаются черты античности. Важным объектом после смерти Ленина стал его кабинет. В 90-х годы прошлого века он перемещен в «Горки». В настоящее время дворец – рабочая резиденция президента страны.

senatskij-dvorec-700x466

Тайницкий сад

Получил своё название от башни, находящейся рядом. Разбит у южной стены, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Точная дата появления на территории кремля парковой зоны неизвестна, предположительно – XIV век. Здесь проводились большие раскопки. В 2013 году построена вертолётная площадка, из-за чего пострадал исторический вид. Имеются птичники с хищными птицами для защиты местной флоры от вредителей.

tajnickij-sad-700x462

Потешный дворец

Возводился в 1651 году для тестя царя Алексея Михайловича. Единственные на территории кремля сохранившиеся боярские хоромы. В своё время был одним из первых жилых зданий из камня. После смерти первого владельца перешёл в государственную собственность. Его облик менялся, здесь базировался Полицейский приказ во времена Петра I. После реставрационных работ дворец во многом стал похож на оригинал. Сейчас отдан под комендатуру.

poteshnyj-dvorec-700x466

Теремной дворец

Построен по приказу царя Михаила Фёдоровича в качестве парадных покоев. Одно из первых в Москве жилых помещений из камня. Во время реставрации по более поздним образцам восстановили роспись стен и убранство дворца. В современности – резиденция президента. Посещение доступно только в комплексе с Большим кремлёвским дворцом в составе экскурсии и после получения специального разрешения от местной комендатуры.

teremnoj-dvorec-700x469

Верхоспасский собор

Относится к домовым церквям при Теремном дворце и появился в первой половине XVII века. Вместе с другими храмами образует ряд из 11 глав, которые хорошо видны с Дворцовой площади. Собор посещали члены монаршей семьи, в том числе царица Евдокия. Деревянный иконостас украшен резьбой и выполнен в стиле барокко. Закрыт для осмотра, богослужения не проводятся с 1918 года.

verhospasskij-sobor-700x466

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Один из самых старых памятников архитектуры столицы, датированный 1393 годом. В архитектуре церкви прослеживаются черты нескольких школ русского зодчества. Внешний облик сохранился частично, так как во время перестроек и ремонтов были утрачены оригинальные черты и заменены на более современные. Не является действующим храмом, а также не имеет музейных экспозиций.

cerkov-rozhdestva-bogorodicy-na-senyah-700x461

Памятник великому князю Сергею Александровичу

Был установлен и освящён в 1908 году на месте убийства одного из сыновей Александра II. Небольшой участок огородили и водрузили в центре бронзовый крест с распятым Христом, а перед ним горела лампада. Спустя 10 лет памятник снесли. В 2017 году по распоряжению президента Путина его восстановили по имеющимся изображениям и вернули на прежнее место. Освящал новый крест патриарх Кирилл.

pamyatnik-velikomu-knyazyu-sergeyu-aleksandrovichu-700x473

Красная площадь

Главная площадь столицы и страны. Хотя исторически относится к Китай-городу, ассоциируется в первую очередь с ансамблем Московского кремля. Сменила несколько названий. Впервые упоминалась в летописях, как Торг. Условно разделяла две зоны, очень разные по социальному срезу населения: со стороны Кремля – бояре и монаршая семья, со стороны Китай-города – торговцы и простые обыватели. Сыграла свою роль в революции. Здесь прошёл первый военный парад в 1941 году. В современности проводятся знаковые мероприятия, большие концерты, заливается самый большой в России каток. Достопримечательности: Мавзолей, некрополь, Лобное место, памятник Минину и Пожарскому.

krasnaya-ploshchad-700x466

  • Успеть вовремя как пишется
  • Успеть во время как пишется
  • Успеть в срок как пишется
  • Успенский юмористические рассказы для детей
  • Успехов во всех начинаниях как правильно пишется