Успенский слово о словах сочинение

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2021; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 декабря 2021; проверки требуют 10 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Успенский.

Глеб Ива́нович Успе́нский (13 [25] октября 1843, Тула — 24 марта [6 апреля] 1902, Петербург) — русский писатель, близкий к народническому движению.

Глеб Иванович Успенский
ранее 1880 года
ранее 1880 года
Псевдонимы Б—н, М.; Братья Гипподромовы;
Брызгин, Г.; …въ; Г. И.; Г. У.;
Г….в; Гл. У.; Г—ский; Гусев, Ив.;
И—в, Г.; Иванов; Иванов, Г.;
Макаров; —ский; Троицкий, С.;
У.; У—ий, Гл.; Ус—кий, Г.[1][2]
Дата рождения 13 (25) октября 1843
Место рождения Тула,
Российская империя
Дата смерти 24 марта (6 апреля) 1902 (58 лет)
Место смерти Санкт-Петербург,
Российская империя
Подданство Успенский слово о словах сочинение Российская империя
Род деятельности

писатель

Жанр очерк, рассказ, повесть
Язык произведений русский
Автограф Подпись
Произведения на сайте Lib.ru
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе

БиографияПравить

Родился в семье Ивана Яковлевича Успенского (1818 — 08.01.1864), секретаря Тульской казённой палаты, а затем чиновника в Чернигове, и Надежды Глебовны Соколовой (1825—1874), дочери председателя Тульской казённой палаты, литератора Глеба Фомича Соколова и тверской дворянки Людмилы Ардальоновны Темской. Двоюродный брат писателя Н. В. Успенского.

Учился в гимназии — сперва (с 1853 года) в Туле, потом (с 1856 по 1861 гг.) — в Чернигове. После окончания гимназического курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (отчислен в связи с материальными затруднениями), а в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.

В 1870 году женился на Александре Васильевне Бараевой (1845—1906), учительнице и переводчице. Дети Александр (1873—1907), Вера (1877—1942), в 1899—1908 годах жена эсера Б. В. Савинкова[3], Мария (1879—1943), супруга архитектора С. С. Кричинского, Ольга (1881—1942), Борис (1886—1951).

Начало литературной деятельностиПравить

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним — Г. Брызгин).

В 1864—1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин.

«Отечественные записки»Править

Юность Успенского пришлась на 1860-е годы; в это время сложились его основные стремления.

Революционное движение много внимания уделяло городской бедноте; сюда и обратилось на первых порах внимание писателя. Изображению этих слоёв и были посвящены его первые произведения, а в особенности серии очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) и «Разорение» (1869).

В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Михаила Салтыкова-Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.

В 1871 году (по другим данным в 1872[4]) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже). В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в это время он жил в Париже и Лондоне.

Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год.

По возвращении из-за границы Успенский поступил на службу в управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Вернувшись в Россию, Успенский решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии. Позже весной 1878 года переехал в село Сколково Самарской губернии, где устроился письмоводителем в ссудо-сберегательном товариществе, а его жена — школьной учительницей[5].

Осенью 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом. Кроме того, Успенский путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь).

Последние годыПравить

Похороны Глеба Успенского. Момент опускания гроба в могилу

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни. Его личным врачом был Б. Н. Синани[6]. Согласно Д. С. Мирскому, «болезнь его приняла форму распада личности. Он чувствовал, что разделился на двух людей, из которых один носит его имя Глеб, а другой отчество — Иванович. Глеб был воплощением всего доброго, Иванович — всего, что было в Успенском плохого»[7]. Мировоззрение Глеба приняло религиозный характер. Николай Михайловский писал:

Воскресают воспоминания преимущественно тех сцен, которые доставляли ему чувство блаженства, восторга, например Маргарита, но особенно состояние того вечера после Грузина… Он был совершенно чист, без пятнышка, совсем святой… Он верит, что будет испытывать это состояние все чаще и больше, и что в конце концов оно в нем укрепится, и он окажется окончательно и навсегда воскресшим и как человек, и как писатель. И будет он чистым, святым, будет писать».

А затем его бредовые идеи окрасились мистическим цветом… Д-ру Синани он говорил в это время, что «воскрес в любви к Богу». Бога,— читаем далее в дневнике, — понимает в пантеистическом смысле и примешивает к нему любовь и бесконечность не то как атрибуты, не то как синонимы. Выходит поэтическое, довольно стройное мросозерцание, мало похожее на величавый слабоумный бред паралитика. Говоря о бесконечности, о мирах и т. п., прибавляет, «что все это у него в голове, в голове его вселенная со звездами», и т. п. Еще далее он стал «ангелом господним всемогущим», стали ангелами и святыми все близкие к нему, и, даже пылая негодованием на Б. Н. Синани, он писал ему в такой форме: «Ангелу господню Борису. Позвольте просить вас написать мне, какая власть руководит вами надо мной, всемогущим ангелом-хранителем, — по власти господа бога или по вашему своеволию? Ангел господен Глеб».

Надо, однако, иметь в виду следующую оговорку дневника: «Слова «гений», «ангел», даже «бог» и т. п. эпитеты, приписываемые им себе и близким ему лицам, вовсе не должны быть понимаемы как грубый бред вообще и как бред величия в частности. Сегодня, между прочим, он употребил слово «бог» в применении к крестьянину, причем, по обыкновению, не мог обойтись без того, чтобы не назвать крестьянина по фами-лии (Угланов). Общий смысл его фантазии следующий: люди сотворены так, что в них заложены все основания к всестороннему совершенствованию… до такой степени, что они могут подняться до степени ангелов и даже выше. В этой мистически расцвеченной фантазии нетрудно усмотреть тот идеал, который манил к себе Глеба Ивановича и в здравом состоянии, приближение к которому он видел в укладе мужицкой жизни, в Венере Милосской, в «девушке почти монашеского типа» и осуществления которого в самом себе он так страстно желал. Оно наступило наконец, это осуществление, но уже в безумной фантазии. Да и то фантазия эта не раз разбивалась о страшные видения, в которых все близкие являлись или злодеями, разбойниками… или жертвами злодейств и преступлений; и сам он оказывался злодеем, разбойником[8].

В Колмово Успенского посещал народник Н. С. Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Юрия Давыдова «Вечера в Колмове»[9].

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище. Автор памятника на могиле — скульптор Леонид Владимирович Шервуд.

ТворчествоПравить

В. И. Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще» (цитируется Лениным в «Что такое „друзья народа“… ?»)[10]. Ленин неоднократно использовал образы Успенского в своей первой экономической работе «Развитие капитализма в России».

Талант писателя, его левые взгляды и внимание Ленина к нему привели к тому, что в СССР в честь Успенского были названы улицы, издавались почтовые марки с его портретами, выходили массовые издания его произведений (последнее массовое издание его очерков и рассказов вышло в 1990 году в серии «Библиотека классики. Русская литература» с иллюстрациями П. Пинкисевича и вступительной статьёй Б. Дыхановой[11]). Однако уже в 1925 году в своей «Истории русской литературы» Дмитрий Святополк-Мирский писал о значении Успенского для массового читателя: «К сожалению, его произведения, расплывчатые и крайне злободневные, устарели еще больше, чем сочинения Салтыкова, и сегодня их мало кто читает, кроме тех, кто изучает историю русской интеллигенции», хотя Святополк-Мирский называл писателя «очень видной фигурой в истории русской интеллигенции», отмечал его «несомненный юмор, доброе отношение к людям», «трезвое, нелицеприятное видение жизни», «дар юмора, человечности и трезвого, незамутненного видения»[7].

Основные произведенияПравить

  • Нравы Растеряевой улицы (1866, цикл очерков)
  • Пятница. Народный рассказ (1867, рассказ)
  • Будка (1868, орчерк)
  • Разоренье. Очерки провинциальной жизни (1879, трилогия повестей)
    • Наблюдения Михаила Ивановича
    • Тише воды, ниже травы (Дневник)
    • Наблюдения одного лентяя (Очерки провинциальной жизни)
  • Власть земли (1882, цикл очерков)
  • Выпрямила (1885, очерк)
  • Живые цифры (1888, цикл очерков)
  • Паровой цыплёнок (1889, рассказ)

ПамятьПравить

Памятник Г. И. Успенскому установлен в Туле на Советской улице напротив Тульского Цирка.

МузеиПравить

  • Дом-музей в деревне Сябреницы Чудовского района Новгородской области.

В филателииПравить

В топонимахПравить

  • Улица Глеба Успенского — улица в Московском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Глеба Успенского в Гагаринском районе города Севастополя.
  • Улица в городе Иркутске (Правобережный район, между улицами Щорса и Полевой).
  • Улица Глеба Успенского в Нижнем Новгороде.
  • Улица в пгт Малаховка (Люберецкий район, Московская область).
  • Улица Глеба Успенского в Перми.
  • Улица Глеба Успенского в Туле.
  • Улица Глеба Успенского в Бугульме.и
  • Улица Глеба Успенского в Борисполе (Украина).
  • Улица Глеба Успенского — улица в Виннице (Украина).
  • Улица Глеба Успенского в Луганске (Украина).
  • До 2016 года — улица Глеба Успенского Чернигове (Украина).
  • В Нижнем Тагиле улица Глеба Успенского
  • Улица Успенского в Мурманске
  • Улица Глеба Успенского, город Рыбинск
  • Улица Глеба Успенского, город Торез (Украина)
  • Памятник Глебу Успенскому на пересечении Советской и Староникитской улиц в Туле

БиблиографияПравить

Избранные произведения. Издание 1927 года.

  • Сочинения. В 8 т. — СПб.: изд. Ф. Павленкова, 1883—1886; то же, 3 т., со вступ. статьей Н. Михайловского, издан. то же, СПб, 1889—1891 (несколько раз переиздавалось при жизни автора без изменений)
  • Полное собрание сочинений. В 12 т., изд. Б. К. Фукса, Киев, 1903—1904 (наиболее полное изд., осуществлявшееся при участии сына писателя А. Г. Успенского; в т. XII напечатаны 22 рассказа, не включавшиеся ранее в собр. соч. У., и библиограф. указатель к сочин. У.); то же, с биограф. очерком, сост. Н. Рубакиным, 6 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1908 (повторение предыдущего изд.); то же, 6 тт.. изд. Лит.-изд. отдела Комиссариата народн. просвещения, П., 1918 (перепечатка предыдущего изд.)
  • Полное собрание сочинений в 12 томах. Издание седьмое. // Обложка по рисунку Билибина. С критической статьей Михайовского Н. К. и биографическим очерком Рубакина Н. А. и с приложением портрета Успенского Г. И., СПб.: Издание Т-ва А. Ф. Маркс. 1909 (издание в более дорогом полиграфическом исполнении по сравнению с 6-томным).
  • Избранные произведения / Под ред. И. П. Кубикова. — М.: Гиз, 1926.
  • Сочинения и письма в одном томе / под ред. Б. Г. Успенского и др. — М. — Л.: Гиз, 1929.
  • Избранные рассказы. — Л.: Гос. изд. худож. литературы, 1934.
  • Избранные произведения / Ред., комментарий и биографич. очерк А. С. Глинки-Волжского. — М.: Гослитиздат, 1935.
  • Несобранные произведения / Ред., предисл. и примеч. Р. П. Маториной. — Т. I. — М.: Гослитиздат, 1936 (опубликовано 30 произведений Успенского, относящихся к 1860—1870-м гг.).
  • Избранные сочинения. Редакция В. П. Друзина и Б. Г. Успенского. ГИХЛ. М.-Л. 1949 г.
  • Собрание сочинений. В 9 т. / Под ред. В. П. Друзина. — М.: Гослитиздат, 1955—1957.
  • Успенский Г. И. Полное собрание сочинений в 14 томах (15 книгах). М., Издательство Академии Наук СССР. 1940—1954 (наиболее полное и научно авторитетное академическое собрание текстов писателя).
  • Г. И. Успенский. От Оренбурга до Уфы. Очерки / Ред. К. Шилина. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. — 288 с.: портр. — (Серия: Золотые родники).
  • Успенский Г. И. От Оренбурга до Уфы: из «Писем с дороги» / Ред. Ф. П. Ковальзон. — Чкалов: Чкаловское кн. изд-во, 1955. — 61 с.

Адреса в Санкт-ПетербургеПравить

  • 1864—1865 — Вознесенский проспект, 3;
  • ноябрь 1866 года — доходный дом — Большая Мещанская улица, 4;
  • ноябрь 1866 — май 1867 года — дворовый флигель дома Гассе — Литейный проспект, 36, кв. 34;
  • октябрь 1870 — лето 1871 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • сентябрь 1871 —апрель 1872 года — доходный дом С. Воронина — Невский проспект, 111;
  • декабрь 1872 — весна 1873 года — доходный дом — набережная реки Фонтанки, 116;
  • декабрь 1873 — сентябрь 1874 года — доходный дом — Троицкая улица, 8;
  • сентябрь 1874 — декабрь 1875 года — гостиница Ф. Д. Серапина — Царскосельский проспект, 22;
  • январь 1876 года — лаборатория министерства финансов — набережная Екатерининского канала, 51;
  • декабрь 1876 — апрель 1877 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1879 — весна 1880 года — дом Кавоса — Столярный переулок, 6;
  • осень 1880 — весна 1881 года — доходный дом Сивкова — набережная Обводного канала, 133;
  • 1883 год — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1884 год — доходный дом Троице-Сергиева подворья — Троицкая улица, 3;
  • 1884 год — доходный дом — Большой проспект Васильевского острова, 43;
  • 1885 год — доходный дом И. П. Струбинского — Малая Итальянская улица, 6;
  • 1888 год — доходный дом — 11-я линия, 30;
  • 09.09.1888 — июль 1890 года — доходный дом Капгера — 7-я линия, 6;
  • осень 1890 —июль 1892 года — доходный дом — 9-я линия, 42;
  • июль — сентябрь 1892 года — средний корпус больницы С. Я. Фрея — 5-я линия, 58.

ПримечанияПравить

ЛитератураПравить

  • Аптекман О. В. Глеб Иванович Успенский. — Москва: Задруга, 1922. — V, [2], 174, [1] с.
  • Войтоловский Л. Трагедия Глеба Успенского. // «Звезда», 1927, № 9.
  • Воровский В. В. «Лишние люди». // «Правда», 1905, VII (и в «Сочин.», т. II, — М., 1931.)
  • Высказывания В. И. Ленина об Успенском см. по «Справочнику» к II и III изданиям сочинений В. И. Ленина. — М., 1935.
  • Глаголев Н. Художественный очерк Глеба Успенского. // «Худож. литература», 1935, № 9.
  • Глинка-Волжский А. С. Глеб Успенский в жизни: По воспоминаниям, переписке и документам / Сост. и снабдил примеч. А. С. Глинка-Вожский; Вступ. статья Н. Мещерякова. — Москва; Ленинград: Academia, 1935. — XX, 628 с.
  • Горнфельд А. Г. Эстетика Гл. Успенского. / На славном посту. Лит. сб., посвящённый Н. К. Михайловскому (1860—1900). — СПб., 1900. — С. 297—313.
  • Иванчин-Писарев А. И. Из жизни Гл. Ив. Успенского (По воспоминаниям) // «Красная новь», 1925, VII—VIII.
  • Короленко В. Г. О Глебе Иваныче Успенском. // «Русское богатство», 1902, V.
  • Короленко В. Г. О Глебе Ивановиче Успенском. Черты из личных воспоминаний // Короленко В. Г. Собр. соч. в 10-ти т. — М., 1955. — Т. 8. — С. 12—45.
  • Кубиков И. Н. Глеб Успенский. — Москва: Гос. изд-во, 1925. — 118, [2] с. — ([Биографическая библиотека]. Критико-биографическая серия).
  • Лазарев В. Я. Письма с Растеряевой улицы: Современные комментарии к книге Г. Успенского «Нравы Растеряевой улицы». — Тула, 1970.
  • Леткова Е. Про Глеба Ивановича. Воспоминания. // «Звенья», сб. 5. — М., 1935.
  • Луначарский А. В. Журнальные заметки. // «Образование», 1904, IV.
  • Луначарский А. В. Опыт литературной характеристики Глеба Успенского. — В кн.: Луначарский А. В. Критические этюды. (Рус. литература). Л., 1925. — С. 419—423. (Журн. заметки. Гл. 8)
  • Майоров М. В. До и после Глеба Успенского: начала и концы династии // Майоров М. В. Литературное родословие: поиски и находки. — Тула, 2005. — С. 215—263. [Родословные Успенских и Соколовых, полная на 2005 библиография Г. И. Успенского, Н. В. Успенского и о них]
  • Майорова Т. В. Была ли в Туле Растеряева улица? // Майоров М. В., Майорова Т. В. Энциклопедия тульских городских названий. — Тула, 2010. — С. 313—317. [Разоблачение лжекомментариев В. Лазарева].
  • Мещеряков Н. Успенский Г. И. // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 11. — М.: Худож. лит., 1939. — Стб. 615—624.
  • Никитин П. (Ткачев П. Н.) Литературные этюды. Недодуманные думы. (Сочин. Г. Успенского).
  • Никитин П. «Дело», 1872, Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики, «Дело», 1875, III, V, VII.
  • Никитин П. Мужик в салонах современной беллетристики. // «Дело», 1879, III, VI—IX; Все три статьи перепеч. в «Избранных сочинениях» П. Н. Ткачёва, ред. Б. П. Козьмина, тт. 2, 3 и 4. — М., 1932—1934.
  • Овсянико-Куликовский Д. Н. Собр. соч., т. VIII, История русской интеллигенции, ч. II. — СПб., 1911.
  • Плеханов Г. В. Наши беллетристы-народники. Ст. 1. Г. И. Успенский, «Социал-демократ». Лит.-политич. сб., кн. 1. — Женева, 1888. (и в «Сочин.», т. X. — М.—Л., 1924.)
  • Протопопов М. А. Литературно-критические характеристики. — СПб., 1896.
  • Рахимкулов М. Г. «От Оренбурга до Уфы»: Г. И. Успенский // От Пушкина до Толстого. — Уфа, 2009. — С. 112—127.
  • Рябов И. А. Глеб Успенский: Критико-биографический очерк. — М.: Гослитиздат, 1954. — 112 с.
  • Терехов Б. Г. И. Успенский в Нижнем Новгороде // Горьковский рабочий. — 1977. — 20 августа. — С. 3.
  • Чешихин-Ветринский В. Г. И. Успенский. Биограф. очерк. Ред. и вводная статья П. Н. Сакулина. — М.: Федерация, 1929. (здесь же и библиография)
  • Шулятиков В. М. Памяти Глеба Успенского // «Курьер», 1902, № 97.

СсылкиПравить

  • Успенский Глеб Иванович — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Вечера в Колмове (повесть о Глебе Успенском). 1986—1987, 1989
  • Троцкий Л. Глеб Успенский
  • Рассказ Г. Успенского «Пятница»

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Русский язык является богатейшим из языков. Он формировался не одно столетие, и в основу его формирования была заложена не только культурная, но и духовная жизнь русского народа. Благодаря русскому языку на протяжении многих веков миллионы людей получали возможность общаться между собой, расширять свои знания и опыт, знакомиться с самыми возвышенными жизненными ценностями, познавать себя и мир. Поэтому с уверенностью можно сказать, что великий русский язык можно назвать одной из дорогих святынь русского народа.
Если сравнивать русский язык, например, с английским, то сразу будет понятно, какой из них обладает подлинной глубиной и позволяет наиболее ярко выразить самые сложные мысли, самые сокровенные чувства. В русском языке существует огромное количество слов, смысл которых меняется не только в зависимости от произношения, но и от обстоятельств, в которых используются эти слова. В других языках такой возможности чаще всего нет, и если слова в них и имеют несколько значений, то они четко определены и не могут меняться. Не менее глубокими в русском языке могут быть и выражения, которые зачастую непонятны людям, не владеющим познаниями нашей речи, поскольку в дословном переводе они имеют совсем другой смысл, а точного перевода с сохранением смысла и вовсе нет.
Богатство русского языка и его безграничные возможности неоспоримы, поскольку он предоставляет множество возможностей и способов для того, чтобы выразить и объяснить даже самое необъяснимое. Справедливость такого утверждения могут подтвердить такие яркие литературные…
метафорические выражения, как «переливались разводы», «рухнула радуга» и многие другие. Не менее ярким примером может служить и знакомое всем нам выражение «да нет, наверное», которое понятно только русскому человеку.
Следует сказать, что сегодня русский язык можно считать языком международного общения, поскольку в любой из стран мира можно с легкостью найти людей, владеющих русским языком, не говоря уже о наших соотечественниках, которые живут в самых отдаленных уголках нашей планеты. Кроме того, русский язык служит основой культурного развития русского народа и представляет собой одно из основных средств его совершенствования. Благодаря ему люди имеют возможность повышать уровень своего развития, обмениваться информацией, делать открытия и создавать литературные произведения мирового значения.
Сила и богатство русского языка настолько велика, что одним неосторожным словом человека можно привести к беде, а вовремя сказанное другое слово может уберечь человека от неприятностей. Русский язык — это основа существования народа, бесценный дар, посланный нам свыше. И прав был К. Г. Паустовский, который когда-то сказал, что «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Образец №1.
«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,-утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен.
Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Многие слова имеют несколько значений, в том числе и переносных. Это можно рассмотреть на примере данного текста.. Здесь слова разговорной лексики (предложение 12)-пошушукались ; слова эмоционально0окрашенные (предложение 11) – бабуля.
Говоря о детях, автор использует не только слова нейтральной лексики, но книжной (предложение 43) – делегация. Тем самым делает акцент на деловом тоне визита школьников.
В предложении 53 автор использует метафору «письма вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа».
Русскому языку свойственно богатство средств словообразования. Обилие суффиксов используемых автором, придает словам различные оттенки: ласкательности (бабуля, Танечка); уменьшения (ребятишки, листочки). В предложении 17 слово «листочки» усиливает значимость писем для пожилой женщины.
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского, что « нет ничего такого…, чего нельзя было бы  выразить русским словом».
Образец №2.
Известный филолог Л.В.Успенский утверждал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка». Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Чтобы рассмотреть данные высказывания, нужно вспомнить, что такое язык, для чего он служит. Язык состоит из множества слов. Образует предложения, при построении которых следует учитывать не только лексическое значение слов, но грамматическое, то есть значение падежа, рода, числа, лица ( или Обычно слово имеет  несколько грамматических значений).Например слово «ночь» в 6 предложении употребляется в родительном падеже единственного числа (ночи), в предложении 8 – в дательном падеже множественного числа (по ночам), в предложении 21  – в винительном падеже единственного числа.
Грамматика нужна  не только для правильного использования слов в речи. Она служить для передачи дополнительного смысла.
Например, автор употребляет восклицательные предложения (16, 18, 23,25), которые передают эмоциональное состояние героя. А для передачи внутреннего состояния человека – безличные предложения – «На душе потеплело» (предложение 24), «Как много и мало нужно человеку для счастья» (предложение 25).
Итак, справедливым является высказывание  Л.Успенского: «……..»
Или
,что лексическое и грамматическое значения слова тесно связаны между собой.
Образец №3.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию».
Я согласна с этим утверждением и попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.
Красочен и выразителен русский язык, богат различными изобразительно- выразительными средствами. Эпитеты придают тексту некую патетичность, эмоциональную окраску и живо характеризуют предмет. Так в предложении №2 встречается словосочетание «бесстрастные глаза». Оно ясно и ярко показывает настроение героя его отношение к происходящему.
Во многих словах русского языка выразительность фонетических средств лучше объясняет их значение и характер.  Словосочетание «шаркающая походка» явно демонстрирует звучность действия. Это возможно благодаря обилию глухих звуков в слове  «шаркающая» (предложение 15).
Действительно, многие слова в русской речи ярко и эмоционально характеризуют предметы, их признаки и действия.
Образец №4.Работа учащегося.
Известный русский писатель К.Г Паустовский  утверждал:«Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Я согласна с мнением автора и попробую доказать это на конкретных примерах.
Лексика – это словарный состав языка, это все слова, которые люди используют в своей речи. В данном тексте встречается разговорное слово «ошалело» (предложение 21). Оно передаёт настроение и характер героя, показывает его отношение к поведению старухи, ведь он такого не ожидал.
В предложении 30 автор использует  слово «люта». Это слово сейчас редко используется в нашей речи, и, на мой взгляд, его можно рассматривать как архаизм. Люта значит зла, сурова. Это слово воспроизводит жестокую атмосферу далеких военных лет.
Действительно, с помощью русского слова можно выразить любую мысль, охарактеризовать любой предмет  и действие. Передать тончайшие движения человеческой души.
Образец №5
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя,  автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев»,- такое утверждение мы находим в энциклопедии.
Чтобы рассмотреть данное высказывание, нужно вспомнить, что такое диалог.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Такая речь имеет несколько особенностей.
Во-первых, большую роль при разговоре имеет интонация, которая выражает эмоциональное состояние героя. Например, предложение 38 передает переживание Лиса  из-за расставания с Маленьким принцем.
Во –вторых, интересна тема беседы. Маленький принц и Лис говорят о дружбе, сердечности взаимоотношений. Именно эта мысль заложена в предложении 52: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Итак, мы убедились в том, что ранимость и душевность можно подчеркнуть с помощью мимики, интонации и темы разговора.
Образец №6 Образец №4
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»,- утверждает писатель К.Г.Паустовский.
Действительно, трудно не согласиться с этим высказыванием. Русский язык чрезвычайно богат, и богатство его проявляется в лексике, которая позволяет говорящему найти точное слово для выражения своих чувств, эмоции.
Выбор точной детали зависит от стиля речи.
Данный текст относится к художественному стилю речи, особенностью которого является образность. Например, в предложении 6, описывая состояние собаки, ожидающей хозяина, автор использует синоним к слову «неподвижно»-  «в странном оцепенении», которое более точно передает чувства.
Также для художественного стиля характерно использование однородных членов. Так в предложении 3 картину безмолвия, царящего вокруг, рисуют слова: «Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо…и беззвучно откатывались…»
Таким образом, справедливым является утверждение Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

«Слово о полку Игореве» — один из самых древних памятников русской литературы. Это произведение полно загадок и тайн, которые до сих пор пытаются разгадать лингвисты и литературоведы. Также оно имеет интересную и удивительную историю: несмотря на то, что написано «Слово о полку Игореве» было приблизительно 900 лет назад, долгое время никто и не догадывался о таком уникальном произведении. Нашли его случайно только в 18 веке. Произведение несёт в себе патриотическую мысль и как бы обращается к будущим поколениям с призывом сохранить родину и её целостность. 

Главными героями «Слова…» являются древнерусские князья, образы которых были детально и тщательно проработаны: опытный Святослав, защищающий интересы своей страны, молодые и бойкие Всеволод и Игорь. Чтобы понять те или иные мотивы героев, необходимо более детально рассмотреть характеристику образов. 

Князь Игорь

У Игоря, как у настоящего человека, имеются как недостатки, так и достоинства. Он показывает себя смелым и отважным на поле боя: 

«…Игоря, который, <…> Мужество избрал себе опорой…». 

У князя присутствует и целеустремленность – его не может остановить даже зловещее предзнаменование. Он патриотичен и любит свой народ. 

Но с другой стороны, есть в Игоре некая доля корысти, но не к золоту и богатству, а к военным подвигам, к славе: 

«…Нашу славу силой мы возьмем/ А за ней поделим и былую…». 

Он стремится к почетному положению, уважению, также князь эгоистичен – очень часто он не замечает, что его желания и решения приносят государству далеко не пользу.

«…Вот ведь кто с дружиною бесстрашной/ Разбудил поганых для войны!..».

Исходя из всего вышесказанного, нельзя сделать вывод, что Игорь — отрицательный герой. Он может оступиться как человек, но все его положительные качества дают пищу для размышлений: может, это человек с уникальным мироощущением, который всеми доступными ему способами старается привнести счастливую жизнь в Киевскую Русь? Правитель желает славы не только для себя, но и для своего народа.

Всеволод Святославович 

Князь Всеволод, с прозвищем Буй-Тур является младшим братом Игоря. Он представляется в «Слове…» храбрым, доблестным и надёжным воином: «…Игорь-князь и Всеволод отважный —Святослава храбрые сыны…».

По мнению историков и учёных, князь Всеволод был человеком с довольно крепкой комплекцией (информация установлена после изучения останков), поэтому не случайно носит прозвище Буй-Тур. В Древней Руси так называли быков, и, таким образом, слово «тур» означало мужество и силу. Кроме того, Всеволод описан как великий полководец: с ним никто не может сравниться в бою, в его характере присутствуют такие черты, как отвага и бесстрашие. 

Также в произведении отмечалось, что Всеволод и Игорь находились в дружеских отношениях: 

«…Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет. Молвит буй-тур Всеволод: — Единый Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!..». 

Помимо этого, Всеволод Святославович способен оставаться верным товарищем и братом, любить и дорожить, несмотря на то, что война закалила его душу и тело. 

Князь Святослав Киевский

Князь Святослав – двоюродный брат Игоря и Всеволода, в «Слове…» он выступает как критик своих братьев за дерзкий и необдуманный поступок: 

«…Загубили юность вы свою/ На врага не во-время напали…».

Очевидно, что автор «Слова…» пытался изобразить Святослава как рассудительного и зрелого мужчину, ставящего интересы родины выше своих. Данный герой способен к самоанализу, умеет стратегически мыслить и действовать по задуманной тактике. 

Существует мнение, что автор пытался показать, что нужно быть как Святослав и, чтобы Всеволод, Игорь и другие будущие правители были похожи на него. Умудрённый опытом князь предлагает объединиться для защиты родины, и, хотя он не одобряет поступки Игоря, но пытается помочь ему, пытается исправить ситуацию. Он добр и мудр, как подобает правителю Киева.

Ярославна

Жена князя Игоря предстает верной и милосердной женщиной, которая все свои помыслы и силы направляет на помощь мужу. Ее любящее сердце скорбит по Игорю, который томится в плену. Женский образ полон властности и достоинства настоящей княгине, привыкшей повелевать. Она обращается к стихиям без страха и даже требует от них вмешательства в ситуацию. Она упрекает те силы природы, которые не помогли Игорю на поле брани, и просит у всех своих покровителей решить проблему. Она то упрекает, то молит, то заклинает, то горько жалуется. Из этого можно сделать вывод, что перед нами — страстная и темпераментная женщина, способная на самопожертвование во имя любви. Ведь она стоит на крепостной стене, а по традициям того времени это означало готовность женщины броситься вниз, чтобы не доставаться врагам и не идти в рабство.

Ярославна вызывает уважение читателя, ведь она предана мужу и своему долгу. В сложной ситуации она не растерялась, а нашла, к кому обратиться. И ее просьбы возымели свое действие: Игорь спасен благодаря вмешательству сверхъестественных сил.

Автор

Образ автора тоже импонирует читателю, ведь с самого начала он сравнивает свое творчество с произведениями Бояна и обещает нам, что не станет растекаться мыслью по древу. Действительно, он пишет кратко, его повествование насыщено событиями. Он патриотичен, привязан к своим героям, но при этом честен с читателями. Автор явно осуждает горячность и честолюбие Игоря и Всеволода. Они поступили необдуманно, и писатель не жалеет их, не смягчает тона.

Но автор сочувствует героям и делает все возможное, чтобы читатель понял глубину их раскаяния. Писатель солидарен со Святославом и цитирует его Золотое слово, чтобы дать поучение своим потомкам и спасти Русь от разорения. Он выступает за объединение земель.

Таким образом, все главные герои произведения «Слово о полку Игореве» являются яркими и многогранными личностями, за которыми интересно наблюдать. Каждый из них имеет недостатки и достоинства, их образы реалистичны, а потому вызывают сочувствие. Читая их истории, мы узнаем о быте и нравах наших предков, проникаемся их русским духом и обретаем культурную связь с историей своей страны.

Автор: Ксения Сизова

  • Успеешь как пишется правильно
  • Успенский собор в москве сочинение
  • Услышанный звук как пишется
  • Услуга не оказана как пишется
  • Услышьте как пишется с мягким знаком или нет