Услышавший как пишется суффикс

экзаменационная работа состоит из трх частей, состоящих из 9 заданий. на выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3

     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 2. Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ
запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(Из инструкции к демоверсии.)

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБРЕЖНЫЙ — написание приставки определяется её значением — расположение вблизи.
2) ПОСТРОЕНА (быстро) — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.
3) НИКТО — в приставке отрицательного местоимения под ударением пишется буква И.
4) РЕЖЬ — в форме повелительного наклонения на конце глагола буква Ь пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.
5) ПОДГОРЕЛ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором формы слова, в котором эта гласная находится под ударением.

2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРОДАВЕЦ — написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором эта гласная находится в ударном слоге.

2) ПОСТЕЛЕШЬ — в окончании глагола II спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется буква Е.

3) УСЛЫШАНА (песня) — в имени прилагательном, образованном от основы глагола с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

4) НАСТЕЖЬ — в наречии, оканчивающемся на шипящий, пишется буква Ь.

5) НЕ СКАЗАВ — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.

3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО-и суффикса -И.

4. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕДЛАГАЕТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

2) ПРЕМУДРЫЙ — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

3) НОЧЬ — в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

4) ВОРОБЬИНЫЙ — в имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н.

5) КРИКНИТЕ (громко) — в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОБНАРУЖЬТЕ — в форме повелительного наклонения глагола после шипящего пишется буква Ь.

2) БЕСШУМНЫЙ — на конце приставки перед звонким согласным пишется буква С.

3) КАСАТЕЛЬНАЯ (линия) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

4) НЕ СДЕЛАНА (работа) — частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ПОСЕЯННЫЕ (семена) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) АНГЛО-РУССКИЙ (словарь) — сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

2) ВЫРАЩЕННОЕ (дерево) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

3) ПРИЛЁГ (на диван) — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.

4) МЕДЛЕННО (идёт) — в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано.

5) ХОЛЩОВЫЙ (мешок) — в суффиксе имени прилагательного под ударением пишется буква О.

7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) АПЛОДИСМЕНТЫ — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные — А, О.

2) НЕ ЖЕЛАЯ — частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

3) УСЛЫШАВШИЙ — правописание гласной в суффиксе действительного причастия прошедшего времени зависит от спряжения глагола.

4) ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ — буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Ю.

5) НАДЛОМИТЬ — на конце приставки перед звонким согласным пишется буква Д.

8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБЫВАТЬ (на станцию) — написание приставки определяется её значением — приближение.

2) КОЖАНЫЙ — в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.

3) В АЛЬБОМЕ — в форме дательного падежа единственного числа имени существительного 2-го склонения пишется окончание -Е.

4) НЕВТЕРПЁЖ — в кратком имени прилагательном с основой на шипящий буква Ь не пишется.

5) ПИРОЖОК — после шипящих в суффиксах имён существительных под ударением пишется буква О.

9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НАРЕЖЬ — на конце неопределённой формы глагола после шипящего пишется буква Ь.

2) ПО ВОЛЧЬЕМУ (следу) — буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

3) НЕНАВИСТНЫЙ — непроизносимый согласный в корне слова проверяется краткой формой ненавистен, в которой он слышится отчётливо.

4) СЛЕВА — в наречии написание суффикса зависит от ударения.

5) ЛИМОННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН.

10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КЛЕЯЩИЙ (карандаш) — в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я.

2) НЕ С КЕМ — в отрицательном местоимении в безударной позиции пишется приставка НЕ-.

3) НЕПРАВДА — имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-АРБУЗА — пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква, обозначающая гласный звук.

5) БЕШЕНЫЙ — в суффиксе имени прилагательного, образованного от глагола несовершенного вида, пишется одна буква Н.

11. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) В ТЕЧЕНИЕ (лета) — в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го склонения пишется -Е.

2) КОМАНДОВАТЬ — правописание суффикса зависит от формы настоящего времени 1-го лица единственного числа этого глагола.

3) ДАЧА — в форме родительного падежа множественного числа этого имени существительного на конце слова пишется буква Ь.

4) ПОДЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) ВОСЕМЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.

12. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

2) ВСЛЕДСТВИЕ (дождя) — на конце производного предлога пишется буква Е.

3) (следы) ЗАПУТАНЫ — в суффиксе краткого страдательного причастия прошедшего времени пишется одна буква Н.

4) ПРИУНЫЛ — написание приставки определяется её значением — неполнота действия.

5) СТЕРЕЧЬ — на конце глагола в форме повелительного наклонения после шипящего пишется буква Ь.

13. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕСФОРМЕННЫЙ — на конце приставки перед звонким согласным пишется буква С.

2) КЛЮЧИК — в имени существительном пишется суффикс -ИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.

3) ВЕТЕРАН — в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

4) ВАРЕЖКА — написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова варежек.

5) НЕ КАЖДЫЙ — имя прилагательное с частицей НЕ пишется раздельно.

14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТХОД — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква Т.

2) ОЧАРОВАНИЕ — написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

3) ИСКУСАННЫЙ (комарами) — в имени прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, пишется НН.

4) ПУТЕШЕСТВЕННИК — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединительная гласная Е.

5) НЕВЗЛЮБИТЬ — глагол пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

ОТВЕТЫ:

1 – 12

2 – 14
3 – 125

4 – 34

5 – 15

6 – 345

7 – 14

8 – 125

9 – 35

10 – 45

11 – 24

12 – 234

13 – 34

14 – 25.

II. Актуализация знаний (6 мин)

Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

III.Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)

Цель этапа: сформулировать тему урока, заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию по теме урока.

Кодированный диктант (на листочках).

– Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое в них причастие, действительное или страдательное.

Записываете только букву Д или С в строчку через запятую.

Хлопочущая хозяйка, построенный бригадой, приглашённый в гости, встретившийся на пути, читаемый детьми, победившая команда, соревнующийся отряд, добытые геологами, испечённая булочка, тающий снег.

(Взаимопроверка)

Под диктовку записывают предложение (1 ученик у доски):

Внимание охотников привлек растущий на опушке леса раскидистый дуб.

Подчеркивают грамматическую основу, причастный оборот, объясняют, почему он не выделяется запятыми.

— Найдите в этом предложении слова, которые отвечают на вопрос «какой».

— Назовите эти слова. Какой частью речи они являются?

— Докажите, что «растущий» — это причастие. 

— Давайте вспомним морфологические признаки причастий.

— А теперь составим автобиографию причастия «растущий» из данного предложения.

— Каково значение слова “автобиография”? 

(Работа выполняется в карточке, которая есть у каждого учащегося).

Автобиография причастия Растущий. 

Я, причастие ________________, обозначаю _____________________________________ ________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________ и _______________________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки:_________________________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, ____________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “______________”, свою синтаксическую роль “___________________”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме __________________ рода, ________________________ падежа, ___________________________ числа. В предложении выполняю роль _____________________________.

(Проверка устно).

От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?

С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

От чего зависит выбор гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени?

Расскажите алгоритм выбора гласной в суффиксе действительных причастий настоящего времени?

На слайде записано предложение: Человек, увид…вший зимний лес, не сможет забыть его никогда.

Найдите причастие. Определите вид, время причастия. Действительное или страдательное? От какого глагола образовано?

Выделите суффикс.

Какую гласную вы написали перед суффиксом причастия? Почему?

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Запишите тему урока.

Д,С,С,Д,С,Д,Д,С,С,Д.

Внимание охотников привлекрастущий на опушке леса раскидистый дуб.

Растущий, раскидистый.

Причастие, прилагательное.

«Растущий» образовано от глагола «расти» и обозначает признак предмета по действию: дуб, который растет.

Глагольные признаки: вид, время, возвратность, переходность.

Сам описываю свою жизнь.

Автобиография причастия Растущий.

Я, причастие Растущий, обозначаю “признак предмета по действию”, происхожу из семьи частей речи: глагола и прилагательного. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: время, вид, возвратность. Я – причастие “настоящего времени”, “несовершенного вида”, “невозвратное”. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос “какой”, свою синтаксическую роль “определение”, научила изменяться по родам, числам и падежам. Сейчас я стою в форме мужского рода, именительного падежа, единственного числа. В предложении выполняю роль “определения”.

Несовершенного

ущ, ющ, ащ, ящ

От спряжения глагола

Если причастие образовано от глагола 1 спряжения, то будут суффиксы ущ, ющ, если 2 спряжения – ащ, ящ.

Увидевший – причастие прошедшего времени, совершенного вида, действительное.

Увидеть – увидел (2 спряжение, искл.) – увидевший.

Потому что основа инфинитива оканчивается на букву -е-.

Действительные причастия прошедшего времени.

Словесный метод. Фронтальный опрос.

Метод практической работы обучающихся (кодированный диктант, работа по карточкам).

Метод языкового анализа. Словесный метод.

Личностные:

-смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 

Регулятивные:

-контроль и самоконтроль;
-принятие и сохранение учебной задачи;

-выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

Личностные:

-нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные: — самоконтроль.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— взаимодействие с учителем и сверстниками.

Контрольный тест по теме «Деепричастный оборот»

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А.Алексин)
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку. (В.Дудинцев)
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены):

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)
2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)
3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной.(И.Бунин)
4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К.Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М.Булгаков)
2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)
3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)
4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына… (И.Бунин)
2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)
4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)
2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В.Дудинцев)
3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)
4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

Вариант 2

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Вариант 3

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1)

-а, -я, -вши, -ши;

2)

-ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3)

-ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1.


Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений

.

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь.

Тарас Бульба

)

Задание 2.


К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида

.

Задание 3.


После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами

.

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь.

Тарас Бульба

)

Задание 4.


Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом

-вш-

от деепричастия с суффиксом

-вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом

.

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Задание 5.


Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

к

о

манда

Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

вр

а

тарь

Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

сп

о

р

тс

мен

Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

ф

и

гурист

Краткий устный приказ командира по установленной форме

ч

е

мпион

Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

х

о

кк

ей

Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

э

кспре

сс

В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

р

е

портаж

Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

а

рена

Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

с

и

гнал

Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Причастие и деепричастие

1. Укажите неверное утверждение.

1) Причастие имеет вид, залог, переходность.

2) Деепричастие – неизменяемая особая форма глагола.

3) Времена причастия такие же, как времена глагола.

4) Причастия могут переходить в прилагательные, теряя при этом глагольные признаки.

5) Причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.

брезж_щий рассвет, муч_щий животных, пол_щий огород, мол_щий о помощи


1) а, а, я, я

2) у, а, ю, я

3) у, у, ю, ю

4) а, у, ю, я

5) у, а, я, ю

3. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.

кле_мый, прируча_мый, гоня_мый, ненавид_мый


1) и, е, е, и

2) е, и, и, е

3) и, и, е, и

4) е, е, и, е

5) и, и, е, и

4. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е.

1) растер_нный вид

2) замеч_нная опечатка

3) раскле_нный объявления

4) разве_нные сомнения

5) высме_нный окружающими

6) застрел_нный на границе

5. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать Н.

1) Броски баскетболистов были точны и увере_ы.

2) Сыновья были избалова_ы судьбой.

3) У затопле_ой печи расположилось всё семейство.

4) Жаре_ые грибы были вкусны.

5) Будучи ране_ым, командир ещё отдавал приказания.

6. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно.

1) Не_подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол.

2) Количество не_успевающих по химии в классе было невелико.

3) Вдали видны горы, но не_обожжённые, а все заросшие лесом.

4) Только не_сжата полоска одна.

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: в полн. форме, прош. вр., им. п.

1) Смотри, как роща зеленеет.

2) Я встретил вас – и всё былое в отжившем сердце ожило.

3) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой…

4) Море вешнее в заливе, светлея, не колыхнет день… (Ф. Тютчев).

8. Укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены).

1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру (А. Пушкин).

2) Занятый своим делом Алексей не замечал происходящего (Б. Лавренёв).

3) Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит (И. Никитин).

4) Чуть желтеющие от засухи июльские дни сливались в один протяжный успокоительный день (К. Паустовский).

9. Укажите, в каких предложениях надо обособлять деепричастный оборот.

1) Нельзя жить сложа руки.

2) Говоря это я принял воинственную позу.

3) Он ушёл несолоно хлебавши.

4) Он шёл бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов
-а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши


.

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.
hello html m7763f19c

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов
-а, -я.

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым.

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия:
жечь, куснуть, вязать

.

Упражнение 1.

Прочитайте текст и выполните задания.


Издалека увидели мы под сосенками в траве что-то желтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно — кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг нее, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, как в бесшабашной пляске, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята были вполовину чайного блюдца, желтые и светло-желтые, а не то чтобы темно-коричневые и с белой пленочкой с нижней стороны. Но, к нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем нетронутые червяком.

В. Солоухин

1)

Какова тема и главная мысль текста?

2)

Определите его стиль, докажите.
3)

Какие типы речи характерны для текста?
4)

Какой образ создает автор, описывая грибы?
5)

Какие языковые средства помогают ему выполнить задачу?
6)

Найдите предложение с деепричастием, запишите его.
7)

Определите, какого вида деепричастие и как оно образовано.
8)

Сделайте морфемный разбор деепричастия.

Упражнение 2.

Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.


1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

Упражнение 3.

От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:


Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

Упражнение 4.

От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий.


Построить, услышать, завить, растаять.

Упражнение 5.

Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.


Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Тест по теме «Деепричастие»

1.

Найти предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающая добавочное к основному действие.


А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г)Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2.

Найти предложения, в которых есть деепричастие.


А) Мама сидела, откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры, дети сели в кружок.

Г) Уставшая, она не хотела идти домой.

3.

В каком ряду все слова являются деепричастиями?


А

) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4.

Сколько деепричастий в предложении?


Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;

Б) 3;

В) 4;

Г) 5.

5.

В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно?


А

) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное.

6.

В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?


Не держась


за руль,

откинувшись


и

скрестив


на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода,

проверяя


состояние сети.

А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;

Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1

Московская область г. Подольск

ТЕСТ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

НА ТЕМУ

Чичуга Галина Александровна,

учитель русского языка и

литературы,

Подольск, 2018 год

Анкета

1. Чичуга Галина Александровна.

2. МБОУ СОШ № 1 г. Подольск

3. Предмет: русский язык.

4. Тип урока: тест.

5. Комплектация работы: данный файл.

Аннотация.

Тест «Деепричастие» предназначен для учащихся 7 класса. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.

Оценивание: «5» — от 90% до 100% правильных ответов;

«4» — от 75% до 90% правильных ответов;

«3» — от 50% до 75% правильных ответов;

«2» — ниже 50% правильных ответов.

Задание 1 вариант 1. Укажите строку, в которой все слова деепричастия.

1) висевший, размахнувшись

2) покинуты, читая

3) пролетев, говоря

4) падающего, пролетев

Задание 1 вариант 2. Укажите строку, в которой все слова деепричастия.

1) нахмурясь, разделившись

2) встречаясь, открытый

3) покрыты, заблудившийся

4) заблудившись, дежуря

Задание 1 вариант 3. Укажите строку, в которой все слова деепричастия.

1) вылезая, подумав

2) окончивший, заполнив

3) предостерегающе, объясняя

4) наблюдавший, благодаря

Задание 1 вариант 4. Укажите строку, в которой все слова деепричастия.

1) ненавидев, заливший

2) боясь, использовав

3) побежденный, приняты

4) поглаживая, рассыпающихся

Задание 2 вариант 1. Укажите ошибочное выражение.

1) деепричастия образуются только от глаголов

2) деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что сделав?

3) деепричастный оборот в предложении является обстоятельством.

4) деепричастный оборот на письме всегда выделяется запятыми

Задание 2 вариант 2. Укажите ошибочное выражение.

1) деепричастия не изменяются

2) деепричастный оборот в предложении является определением

3) деепричастие обозначает добавочное действие

4) частица не с деепричастиями пишется раздельно

Задание 2 вариант 3. Укажите ошибочное выражение.

1) деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая?

2) деепричастия образуются от глаголов и наречий

3) деепричастия относятся к глаголу

4) деепричастия несовершенного вида образуются при помощи суффикса – а, -я, -учи, -ючи

Задание 2 вариант 4. Укажите ошибочное выражение.

1) в русском языке выделяют слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями.

2) деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав?

3) деепричастный оборот в предложении является дополнением.

4) одиночные деепричастия на письме выделяются запятыми

Задание 3 вариант 1. Укажите строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1) (не)замечая, (не)двигая

2) (не)доумевая, (не)годуя

3) (не)дыша, (не)смотря

4) (не)говоря, (не)выполнив

Задание 3 вариант 2. Укажите строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1) (не)развивая, (не)изучив

2) (не)приведя, (не)оглохнув

3) (не)домогая, (не)дослышав

4) (не)наблюдая, (не)получив

Задание 3 вариант 3. Укажите строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1) (не)нуждаясь, (не)щелкнув

2) (не)заняв, (не)крича

3) (не)рассыпав, (не)проверяя

4) (не)навидя, (не)доплатив

Задание 3 вариант 4. Укажите строку, в которой НЕ с деепричастием пишется слитно.

1) (не)взлюбив, (не)истовствуя

2) (не)став, (не)подавая

3) (не)узнав, (не)умея

4) (не)дрогнув, (не)волнуясь

Задание 4 вариант 1. Укажите строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1) приветствуя, будучи

2) внося, вырастив

3) увлёкшись, держась

4) узнав, спустя

Задание 4 вариант 2. Укажите строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1) радуясь, обидев

2) укрывшись, внеся

3) укрываясь, прячась

4) залаяв, умываясь

Задание 4 вариант 3. Укажите строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1) чуя, немедля

2) слившись, скрывая

3) улыбаясь, дыша

4) тренируясь, закрыв

Задание 4 вариант 4. Укажите строку, в которой все деепричастия несовершенного вида.

1) собравшись, засматриваясь

2) разговаривая, уча

3) крадучись, засмотревшись

4) кивая, улёгшись

Задание 5 вариант 1. Укажите строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1) разыгравшись, прочтя

2) выдумав, получая

3) объясняя, собравшись

4) отрабатывая, недосмотрев

Задание 5 вариант 2. Укажите строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1) отразив, закатившийся

2) продавив, услыша

3) обнаружив, проникая

4) говоривший, засмотревшись

Задание 5 вариант 3. Укажите строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1) храня, улыбаясь

2) воспитывая, отметив

3) покинув, прикинувшись

4) прикрепляя, отменяя

Задание 5 вариант 4. Укажите строку, в которой все деепричастия совершенного вида.

1) выкрасив, смолкая

2) рассматривая, недоумевая

3) приступая, закончив

4) собравшись, встретив

Задание 6 вариант 1. Укажите строку, в которой во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) балУясь, располОжившись

2) бАлуясь, расположИвшись

3) клевещА, кроЯ

4) написАв, пролИта

Задание 6 вариант 2. Укажите строку, в которой во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) чЕрпая, крадУчись

2) пролитА, поднЯв

3) стОя, Отняв

4) отдАв, закупОрив

Задание 6 вариант 3. Укажите строку, в которой во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) знАя, отнЯв

2) прИбыв, бУдучи

3) познАв, ржАвея

4) написАвши, пОняв

Задание 6 вариант 4. Укажите строку, в которой во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

1) положИв, прЕдав

2) сОздав, стОя

3) лЁжа, Отняв

4) крАдучись, поднЯв

Задание 7 вариант 1. Укажите строку, в которой от глаголов образуются деепричастия при помощи суффикса –вши-

1) замахиваться, улыбаться

2) вернуться, улыбнуться

3) расстроиться, двигаться

4) наесться, принаряжаться

Задание 7 вариант 2. Укажите строку, в которой от глаголов образуются деепричастия при помощи суффикса –в-

2) волноваться, прослушать

3) уехать, требовать

4) прищуриться, решать

Задание 7 вариант 3. Укажите строку, в которой от глаголов образуются деепричастия при помощи суффикса –я-

1) плакать, пробовать

2) испечь, привезти

3) принести, кричать

4) улыбаться, двигаться

Задание 7 вариант 4. Укажите строку, в которой от глаголов образуются деепричастия при помощи суффикса –ши-

1) влезть, испечь

2) войти, увидеть

3) выскочить, чистить

4) заработать, красить

Задание 8 вариант 1. Укажите словосочетание с деепричастием

1) закутанный в тулуп

2)
вырастив урожай

3) нарезавший хлеб

4) вздохнул глубоко

Задание 8 вариант 2. Укажите словосочетание с деепричастием

1) запер на замок.

2) заснувший на ходу

3) опустив окно

4) занесённый снегом

Задание 8 вариант 3. Укажите словосочетание с деепричастием

1) укрепил доску

2) дверь закрыта

3) улыбнувшись открыто

4) улыбнувшийся широко

Задание 8 вариант 4. Укажите словосочетание с деепричастием

1) рассмотревший узор

2) засмотревшись на дорогу

3) загорал долго

4) изгородь обнесена

Задание 9 вариант 1.

Спотыкаясь, цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

Задание 9 вариант 2.
Укажите количество деепричастий в предложении.

Монах выслушал рассказ молча
,
слегка
шевеля
чётками и
не сводя
глаз с рассказчика
.

Задание 9 вариант 3. .
Укажите количество деепричастий в предложении.

Но, улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, пес сразу понял, что хозяина его постигла беда

Задание 9 вариант 4. .
Укажите количество деепричастий в предложении.

Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок, ожидая поклёвки.

Задание 10 вариант 1. Укажите строку, в которой от глаголов нельзя образовать деепричастие.

1
) встречаться, говорить

2) лить, вянуть

3) скинуть, думать

4) бояться, выскочить

Задание 10 вариант 2. Укажите строку, в которой от глаголов нельзя образовать деепричастие.

1) шить, ткать

2) наживать, запоминать

3) запихивать, удивляться

4) бросить, рассказать

Задание 10 вариант 3. Укажите строку, в которой от глаголов нельзя образовать деепричастие.

1) любить, бросить

2) поверить, чувствовать

3) изучить, прислушиваться

4) стынуть, мазать

Задание 10 вариант 4. Укажите строку, в которой от глаголов нельзя образовать деепричастие.

2) окружать, обобщать

3) беречь, крикнуть

4) поддаваться, обосновывать

Задание 11 вариант 1.
Укажите верное продолжение предложения.
ПОТРОГАВ ВОДУ,

1) мне расхотелось купаться.

2) она показалась мне очень холодной.

3) её температура была слишком низкой.

4) я передумал купаться.

Задание 11 вариант 2
.

ВКЛЮЧИВ ТЕЛЕВИЗОР,

1)
я принялся переключать каналы.

2) мне понравилась одна передача.

3) он показывал футбольный матч.

4) у него прыгало изображение.

Задание 11 вариант 3.
Укажите верное продолжение предложения.

ПРОЧИТАВ КНИГУ,


1)меня заинтересовали ее герои.
2) мне понравилась главная героиня.
3) я понял замысел автора.

4)она произвела на меня большое впечатление.

Задание 11 вариант 4.
Укажите верное продолжение предложения.

СИДЯ У ОКНА,
1) низко пролетела ласточка.
2) мальчик всматривался в голубую даль.
3) воздух кажется более свежим.
4) мальчику почудилось видение.

Задание 12 вариант 1.
Укажите предложение

1) Флотилия не замеченная неприятелем приступила к высадке.
2)
Не замечая меня лебеди плавали у берега.

3) Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4) Наевшись вороненок успокоился.

Задание 12 вариант 2.
Укажите предложение
с деепричастным оборотом. Знаки препинания не расставлены.

1) Усеянное звездами небо манило к себе.

2) По улице ведущей к морю вечером прогуливались отдыхающие.

3) Расставшись мы часто звонили друг другу.

4) Не желая попасть в воронку мы налегли на вёсла.

Задание 12 вариант 3.
Укажите предложение
с деепричастным оборотом. Знаки препинания не расставлены.

1) Потрескивая горел костер.

2)
Человек увидев меня проворно снял с плеча винтовку.

3) В течение двух недель проведенных в пути мы с мамой выходили только на перроны больших городов.
4) Отдохнув мы отправились дальше по маршруту.

Задание 12 вариант 4.
Укажите предложение
с деепричастным оборотом. Знаки препинания не расставлены.

1)
Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.

2) Опомнившись учитель увидел привязанного медведя.

3) Картины написанные Брюлловым хранятся в разных музеях.

4) Все принесенные нами грибы оказались несъедобными.

Задание 13 вариант 1. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота.

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего

2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты.

3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег.

4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор.

Задание 13 вариант 2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота

1) Андрей, не решаясь сесть, прислонился плечом к косяку двери

2) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и, освободив вторую руку, полез дальше

3) Охотники вспугивали целые стаи уток, приютившихся на болоте.

4) Метелица, миновав два переулка, свернул в третий.

Задание 13 вариант 3 Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота

1) Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

2) Колеблется на ветру стебелек, с еще не высохшей утренней росой.

3) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

4) Гусь, увидя детей, улетел.

Задание 13 вариант 4. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота

1) Долгая ночь раскинулась над морем, ещё не успокоившимся от недавней бури.

2) Произнося этот монолог, он выглядел очень трогательно
3) Мальчишки, проснувшись рано, успели наловить рыбы к обеду.

4) Рыбаки, снимая шапки, вошли в избу

Задание 14 вариант 1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка

1) Окутав землю, сумрак скрыл разрушения.

2) Склонившись над солдатом, врач осматривал рану.

3) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

4) Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Задание 14 вариант 2. Укажите предложение, в котором допущена ошибка
в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Окутавши землю темной вуалью, ночь подобралась незаметно,

2)
Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть

3) Услышав сигнал, шофер свернул в сторону.

4) Сделав неудачный ход, шахматист сдался.

Задание 14 вариант 3. Укажите предложение, в котором допущена ошибка
в построении предложения с деепричастным оборотом

1)
Спеша домой, у него потерялась варежка

3) Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.

4) Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Задание 14 вариант 4. Укажите предложение, в котором допущена ошибка
в построении предложения с деепричастным оборотом

1) Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

2) Спеша домой, я потерял варежку.

3)
Работая на станке, у него болела голова

4) Убирая квартиру, я всегда пою песни.

Задание 15 вариант 1.

Собака ощетинилась (1) подняла нос (2) и (3) втягивая сырой воздух (4) осторожно пошла на смолкший голос.

3) 1,3, 4

Задание 15 вариант 2.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По утрам (1) наколов дров(2) и (3)наведя чистоту во дворе (4) Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку.

Задание 15 вариант 3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нос (4) вытаращенными глазами

Задание 15 вариант 4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На опушке леса (1) приложив одно ухо (2) и (3) приподняв другое (4) перепрыгивал заяц.

Задание 16 вариант 1. Укажите предложение с двумя деепричастными оборотами.

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова.

2) Не давши слова, крепись, а давши, держись.

3) Волны несутся, гремя и сверкая, чуткие звёзды глядят с высоты.

4)
Тихон, хватаясь руками за все попутные кусты и надолго приникая к столбам, тащился в свой подвал.

Задание 16 вариант 2. Укажите предложение с двумя деепричастными оборотами.

1)
Молодая волчица села в снег, подняв голову, и завыла жалобно, не спуская глаз с месяца.

2) Не слушая, не услышишь – не смотря, не увидишь.

3) Он долго молчал, явно недосказывая чего-то и хмурясь.

4) Радостно и звонко засмеявшись, мальчик крепко обнял собаку за шею.

Задание 16 вариант 3. Укажите предложение с двумя деепричастными оборотами.

2)
Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

3) Девчонка, протянув мне яблоко, и, смеясь, предложила попробовать

4) Откачнувшись в сторону, замерла, прислушиваясь, — и вдруг ее сорвало с места.

Задание 16 вариант 4. Укажите предложение с двумя деепричастными оборотами.
?

1) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу.

2) Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, и все ее большое тело колеблется нерешительно,

3)
Познакомившись с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы

открыли для себя много интересного.

4) Засев однажды в шалаше и устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем.

Задание 17 вариант 1. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены)

1) Хорь присел на скамью и ПРЕСПОКОЙНО ПОГЛАЖИВАЯ СВОЮ КУРЧАВУЮ БОРОДУ вступил со мной в разговор.

3) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шёл на прогулку.

4) Женщина посвистала, пощёлкала пальцами И ПЁС НЕМНОГО ПОКОЛЕБАВШИСЬ последовал за ней.

Задание 17 вариант 2. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены)

1) Фёдор Иванович отошёл В СТОРОНУ И С РАЗБЕГУ СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.

2) Ходил он нескоро но большими шагами СЛЕГКА ПОДПИРАЯСЬ ДЛИННОЙ ТОНКОЙ ПАЛКОЙ.

3) Дама усаживалась в кресло ТО БОКОМ ТО ПОДЖАВ НОГИ.

4) ДАЖЕ ВОРОН СИДЯ НА ИЗГОРОДИ каркал от холода во все горло.

Задание 17 вариант 3. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены)

1) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошёл через курилку к выходу

2) ПОКИНУВ СЕВЕР НАКОНЕЦ ПИРЫ НАДОЛГО ЗАБЫВАЯ я посетил Бахчисарая в забвенье дремлющий дворец.

3) Журчит во мраморе вода и каплет хладными СЛЕЗАМИ НЕ УМОЛКАЯ НИКОГДА.

4) Всадник с ношею МЧИТСЯ ЧЁРНОЙ БУРКОЙ ЕЁ ПРИКРЫВАЯ.

Задание 17 вариант 4. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены)

1) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.

2) А заря лениво ОБХОДЯ КРУГОМ ОБСЫПАЕТ ветки новым серебром.

3) Порукой их доверию было жаркое в небе солнце буйное весеннее ликование ОХВАТИВШЕЕ ВСЁ ЖИВОЕ ВОКРУГ.

4) Много встречных, и особливо молодых парубков брались ЗА ШАПКУ ПОРАВНЯВШИСЬ С НАШИМ МУЖИКОМ.

Задание 18 вариант 1. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола.

2) Мама сидя в кресле читала книгу интересуясь содержанием.

3) Выходя на улицу я увидел друга и подошел к нему радуясь встрече.

4) Делая уроки я решил сделать перерыв и отдохнув немного продолжил работу.

Задание 18 вариант 2 Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту.

2) Быстро опомнившись Фрол угрожающе засопел и чуть пригнувшись пошёл на Шатрова.

3) Собака зло ощетинившись подняла нос и втягивая сырой воздух осторожно пошла на смолкший голос.

4) Встав с дивана я направился на кухню и начал готовить обед готовясь к встрече с другом.

Задание 18 вариант 3 Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полу шинели сел на большой кусок антрацита.

2)
Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету мягко ступая валенками и часто останавливаясь перед портретом сына…

3) Я сидел на маленьком островке укутавшись в одеяло и затаив дыхание внимательно наблюдал.

4) Каштанка отскочила приседая на все четыре лапы и залилась громким лаем разбудив весь дом.

Задание 18 вариант 4 Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены).

1) Очутившись наверху красноармеец отошёл в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину.

2)
Позавтракав плотно папа ложился поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой.

3) Он про­тис­нул­ся впе­ред от­стра­нив жену и спу­стив­шись на две сту­пе­ни огля­дел поле боя.

4) Волки за­вя­зая по брюхо ото­шли в поле и легли по­вер­нув­шись мор­да­ми к де­ревне.

Задание 19 вариант 1. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (знаки препинания не расставлены).

1) По утрам наколов дров и наведя чистоту во дворе Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку.

2) Девочки прислушиваясь к тишине ночного леса и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать боязливо натягивали на себя одеяла.

3) Позавтракав плотно папа ложится поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой.

4) Он остановился задумавшись о чём-то и резко обернувшись позвал часового.

Задание 19 вариант 2. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (знаки препинания не расставлены).

1)
Сергей постояв ещё минуту медленно направился к груде угля и аккуратно подстелив полу шинели сел на большой кусок антрацита

2) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке.

3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика.

4) Поприветствовав соперника спортсмены приготовились к матчу
пожав друг другу руки.

Задание 19 вариант 3. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (знаки препинания не расставлены).

1) Девочка напевая песенку и слегка пританцовывая шла по парку.
2) Мальчик размахивая руками случайно задел кружку уронив её.

3)
От времени до времени то один то другой ловец поднимался шатаясь в полусне и наступая на ноги и руки спящих брел к бочке с водой.

4) Он сидя на подоконнике лениво махая ногами читал книгу.

Задание 19 вариант 4. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (знаки препинания не расставлены).

1) Телефонист сидел обхватив колени и опершись на них лбом.

2) Волны шуршали взбегая на песок сливаясь с ним и снова взбегая.

3)
Гости остались в столовой шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении и опасаясь быть нескромными вскоре разъехались один за другим.

4) Надвинув пониже свою кепку и крутя над головой кнутом кучер гнал лошадь прямо на мост.

Задание 20 вариант 1.

РЕШАЯ УРАВНЕНИЕ БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.

1). Сложное предложение, запятая нужна.

2) Простое предложение, запятая не нужна.

3)

4) Предложение с однородными членами, запятая нужна.

Задание 20 вариант 2.
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены):

КИРЬЯН С ОПАСКОЙ ГЛЯНУЛ НА ПОДЪЯЧЕГО ПРЕРВАВ РАБОТУ
.

1) Предложение с однородными членами, запятая нужна.

2) Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

3) Сложное предложение, запятая нужна.

4) Простое предложение, запятая не нужна.

Задание 20 вариант 3.
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены):

СИЛУ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗУМНО ПРИКЛАДЫВАЯ К ДЕЛУ.

1) Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

2) Предложение с однородными членами, запятая нужна.

3) Простое предложение, запятая не нужна.

4) Сложное предложение, запятая нужна.

Задание 20 вариант 4.
Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не расставлены):

ПРОГУЛЯВШИСЬ ПО ДВОРУ Я РЕШИЛА ЗАНЯТЬСЯ УБОРКОЙ.

1) Простое предложение, запятая не нужна.

2) Сложное предложение, запятая нужна.

3) Предложение с однородными членами, запятая нужна.

4) Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

Список используемой литературы.

    Русский язык. 7 класс // Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М.: «Просвещение»,- 2012 год.

2. Учебник. Русский язык. 7 класс. Часть II. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М. «Просвещение» 2013 г.

3. Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику
Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. М. Часть I. Составитель: Г. В. Цветкова. Издательство «Учитель». Волгоград 2014 г.

4. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. Авторы-составители:
В. М. Пташкина, К. Е. Виноградова и др. Издательство «Учитель».
Волгоград 2009 г.

5. Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год

    А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 7 класс», Москва, 1998 год

7. Е.А. Полежаева «Современные открытые уроки русского языка 7 класс», Ростов-на-Дону, 2002 год

Тест по теме « Деепричастие»

1
.Укажите слово, называющее добавочное действие и показывающее, каким образом совершается действие основного глагола – сказуемого.

Потоптавшись на лужайке, коровы понуро уходят на пастбище.

1.Потоптавшись

3.На пастбище.

2.Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

1.Признаки глагола.

2.Признаки прилагательного.

3. Признаки наречия.

3.Какими грамматическими признаками обладает деепричастие?

1.Вид, возвратность, неизменяемость.

2.Вид,возвратность, лицо, число.

4. Что называется деепричастным оборотом?

1.Деепричастие с глаголом, который оно поясняет.

2.Деепричастие с зависимыми от него словами.

5.В каком предложении есть деепричастный оборот?

1.Он смутился и сел, краснея, как девушка.

2. Опираясь на гранит, он стоял и смотрел на тяжёлые волны реки.

6. Укажите первое и последнее слово деепричастного оборота.

Мальчик шёл, отыскивая знакомую торговку, мимо корзин, кишевших прозрачными светло-зелёными раками.

1.Отыскивая….торговку.

2.Шёл….отыскивая.

3.Кишевших….раками.

7.Какой морфологической характеристике соответствует приведённое в предложении

деепричастие?

И, преклоняясь к лавровому кусту, дышала роза молодая.

1.Совершенный вид, возвратное, неизменяемое, зависящее от глагола дышала
,выполняющее роль обстоятельства образа действия в составе деепричастного

2.Несовершенный вид, возвратное, неизменяемое слово, зависящее от глагола дышала
,

выполняющее роль обстоятельства времени.

8.Как пишется
не

с деепричастиями?

1.Согласно правилам употребления не
с наречиями, так как это неизменяемые слова.

2.Согласно правилам употребления не
с глаголами – отдельно, так как это особая форма

9. Укажите слитно пишущееся деепричастие с

не.

1.(Не)вернувшись.

2.(Не)играя.

3.(Не)годуя.

10. Как пишутся деепричастия с
не

в пословицах?

1.(Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2.(Не)положа, не ищут.

3.(Не)учась и лаптя не сплетёшь.

А). Слитно

Б). Раздельно.

ОТВЕТЫ

1 — 1; 2 – 1,3; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 2; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 1Б,2Б,3Б

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Основные группы причастий

Для начала поймем, что такое причастие и какая разница между действительными и страдательными причастиями.

Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного.

Еще раз повторим самое важное: причастие характеризует предмет с точки зрения действия. Из этого следует:

  • Если действие совершает сам предмет, к которому относится причастие, то оно действительное.

  • Если предмет испытывает на себе действие другого — причастие страдательное.

Основные группы причастий:

  • Страдательные причастия настоящего времени.

  • Страдательные причастия прошедшего времени.

  • Действительные причастия настоящего времени.

  • Действительные причастия прошедшего времени.

Рассмотрим пример действительных причастий:

  • Получающий подарок именинник — это именинник, который получает подарок, то есть действие совершает сам именинник.

  • Получивший подарок именинник – это именинник, который получил подарок, то есть действие совершил сам именинник.

Это все действительные причастия.

Рассмотрим пример страдательных причастий:

  • Подарок, получаемый именинником – это подарок, который получает именинник, то есть подарок подвергается действиям именинника, сам подарок действие не выполняет.

  • Подарок, полученный именинником – это подарок, который получил именинник, то есть подарок был подвергнут действиям именинника.

Это все страдательные причастия.

Еще один наглядный пример:

  • Ребенок обнял собаку.

    Теперь есть ребенок, обнявший собаку (он сам совершал действие), и собака, обнятая ребенком (она испытывала на себе действие другого).

    Обнявший — действительное причастие, обнятая — страдательное.

Суффиксы действительных и страдательных причастий

Чтобы разобраться в том, как различать страдательное и действительное причастие, смотрим на их суффиксы.

Все правила уже придумали за нас — осталось их запомнить и применять. В таблице мы привели суффиксы, с помощью которых можно образовать действительные и страдательные причастия.

Запоминаем!

Причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени (суффикс зависит от спряжения), а причастия прошедшего времени — от основы инфинитива (гласная перед суффиксом зависит от гласной перед «ть»).

Действительные

Страдательные

настоящего времени

прошедшего времени

настоящего времени

прошедшего времени

1 спр.

2 спр.

-ш-, -вш-

1 спр.

2 спр.

-нн-, -енн-, -т-

-ущ-, -ющ-

-ащ-, -ящ-

-ем-

-им-

Иногда действительное причастие можно использовать в пассивном залоге. В таком случае оно характеризует предмет, который сам действие не производит. Например:

  • Строящееся здание.

  • При этом мы понимаем, что здание строится не само.

Запоминаем!

Суффиксы действительных причастий можно запомнить по тому, как они «шипят».

От страдательных причастий прошедшего времени можно образовывать краткую форму. Она не изменяется по падежам, всегда стоит в именительном падеже и в предложении всегда выступает в качестве сказуемого. Например:

  • Задача поставлена.

Полные причастия изменяются по падежам, родам и числам. Чтобы правильно написать окончание, нужно поставить вопрос. Вот так:

  • БушующИм морем — КакИм морем?

Действительные причастия можно образовать от глаголов как переходных, так и непереходных. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Глаголы

Причастия

действительные

страдательные

наст. вр.

прош. время

наст. вр.

прош. вр.

переходные

несовершенного вида

+

+

+

+

совершенного вида

+

+

непереходные

несовершенного вида

+

+

совершенного вида

+

Далее рассмотрим, как образуются действительные и страдательные причастия.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ущ/ющ;

  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффиксов ащ/ящ.

Например:

  • читать (1 спр.) — читающий,

  • писать (1 спр.) — пишущий,

  • слышать (2 спр.) — слышащий,

  • дышать (2 спр.) — дышащий.

Действительные причастия настоящего времени можно образовать только от глаголов несовершенного вида.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени можно образовать от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш- и -ш-.

Например:

  • отдать — отдавший,

  • прибыть — прибывший,

  • привести — приведший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-. Например:

  • привести — приведший.

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:

  • прибыть — прибывший.

Запоминаем!

При написании действительных причастий прошедшего времени перед суффиксом нужно сохранить ту же гласную, что и в неопределённой форме глагола перед «ть». Например: увидеть — увидевший, заклеить — заклеивший.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

  • от глаголов 1 спряжения с помощью суффиксов ем/ом:

    ведут — ведомый, управляют — управляемый;

  • от глаголов 2 спряжения с помощью суффикса -им-:

    видит — видят — видимый, хранит — хранят — хранимый.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -ённ-, -т-. Например:

  • понять — понятый,

  • решить — решенный,

  • продать — проданный.

Суффикс -нн- можно присоединять только к основе глаголов на ать/ять. Например:

  • обещать — обещанный.

При использовании суффикса -енн- и -ённ- нужно отсекать конечную гласную глагольной основы. Например:

  • лишить — лишённый.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие суффикса

Суффикс — часть слова, которая расположена обычно после корня. 

У суффиксов есть две функции:

  • словообразовательная — образование новых слов;
  • формообразующая — образование новых форм одного и того же слова.

Знать особенности глагольных суффиксов нужно, чтобы правильно писать. Обычно затруднения вызывают безударные гласные в суффиксах и перед ними. 

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- образуют глаголы несовершенного вида:

  • (что сделать?) осво́ить → (что делать?) осва́ивать.

Чтобы не ошибиться в выборе букв «о», «е» или «ы», «и», нужно запомнить правило правописания суффиксов глаголов.

Если в форме 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени глагол оканчивается на -ую/-юю, то в неопределенной форме и в прошедшем времени в нем пишется суффикс-ова- или -ева-.

Если в форме 1 лица глагол заканчивается на неударяемое -иваю/-ываю, то в неопределенной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ыва-/-ива-.

Как применить это правило:

  • я распробую — распро́бовать, распро́бовал;
  • запаздываю — запа́здывать, запа́здывал.

Глаголы с древним корнем -вед- («знать») могут сочетаться с разными суффиксами:

  • с суффиксом -ова-:
  • заведую — заведовать, заведовал;
  • проповедую — проповедовать, проповедовал.
  • с суффиксом -ыва-:
  • отведываю — отведывать, отведывал;
  • разведываю — разведывать, разведывал.

Суффикс -ва-

Правописание суффикса -ва- не вызывает затруднений, потому что гласная в нем находится под ударением. Проблемы обычно возникают с безударной гласной основы, которая стоит перед суффиксом:

  • разбить → разб_ва́ть;
  • созреть → созр_ва́ть.

Перед суффиксом -ва- всегда пишется та гласная, которая слышится в корне производящего слова под ударением.

Примеры:

  • узна́ть → узнава́ть;
  • проли́ть → пролива́ть.

Исключения:

  • застря́ть — застрева́ть;
  • затми́ть — затмева́ть;
  • растли́ть — растлева́ть;
  • продли́ть — продлева́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

В суффиксах глаголов после шипящих пишутся буквы «е», «ё»:

  • затушева́ть → затушёвывать;
  • ночь → ночева́ть;
  • межа → межева́ть → размежева́ть → размежёвывать.

В безударных суффиксах пишутся буквы «и» или «е» у глаголов с приставками о-бес/о-без-. Переходные глаголы; пишутся с суффиксом -и-, а непереходные — с суффиксом -е-. Вот так:

  • Наша земля совсем обесплодела.
  • Кто обесплодил (что?) землю?

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Глаголы прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения имеют суффикс -л-, который присоединяется к основе неопределенной формы:

  • узнать — узнал новость; узнал бы поточнее.

Перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что стоит перед -ть в неопределенной форме глагола.

Примеры:

  • вы́смотреть — высмотрел;
  • та́ять — та́яла.

Чтобы правильно написать безударный суффикс -я- перед формообразующим суффиксом -л-, запомним список глаголов:

  • веять, реять, каяться, маяться, сеять, таять (т. е. исчезать), лаять;
  • видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть; 
  • клеить, строить, мучить, таить (т. е. прятать).

Подготовка к ОГЭ по русскому онлайн — отличный способ разобрать реальные экзаменационные задания в комфортной обстановке с внимательным преподавателем.

Нулевой суффикс

Формообразующий нулевой суффикс можно встретить в нескольких глагольных формах:

  • повелительном наклонении — читай, пой, сядь;
  • условном наклонении (мужской род, единственное число) — вез бы, высох бы;
  • изъявительном наклонении (прошедшее время, мужской род, единственное число) — унес, сох.

Постфикс -ся (-сь)

С помощью постфикса -ся (-сь) образуются возвратные глаголы:

  • купать — купаться;
  • нести — нестись.

Морфема -ся пишется после согласных, а -сь после гласных основы.

Таблица с суффиксами глаголов

Словообразующие суффиксы глаголов — разнообразная группа, каждый из них используется в своем случае. Разобраться в правописании суффиксов глаголов поможет таблица.

Суффикс

Правила написания суффикса

-ова-

-ева-

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую (-юю):

  • балую — баловать, беседую — беседовать.

-ыва-

-ива-

Используются как в неопределенной форме, так и в прошедшем времени, когда в форме 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -иваю или -ываю:

  • заделываю — заделывать.

-ва-

Этот суффикс всегда под ударением. Чтобы понять, что перед нами именно суффикс -ва-, нужно выделить корень слова: если е, о, ы или и в нем не сохраняются, нужно действовать по правилам выше. Если сохраняются, то это как раз суффикс -ва-:

  • обвеять – обвевать.

-ев-

-ёв-

В глаголах после шипящих под ударением всегда пишется ё, без ударения — е:

  • корчевать — выкорчёвывать.

-ен (еть)

-ен (ить)

Используются в тех глаголах, которые образованы от существительных:

  • лед — леденеть (стать как лед самому), леденить (покрывать льдом кого-то или что-то).

-и-, -е-

Эти суффиксы зависят от переходности или непереходности глагола. Если он переходный, то пишется суффикс и (обескровить), а если непереходный — то е (обескроветь).

Вот алгоритм, по которому можно проверить написание безударных гласных в суффиксах глаголов и перед ними.

Правописание глагольных суффиксов

  • Условно разрешенный как пишется
  • Услышанная история как пишется
  • Условно досрочно как пишется
  • Условия теже как пишется
  • Ускоренный шаг как пишется