4
0
Добрый день. Слово (не)напрасно может писаться слитно с частицей «не», а может и раздельно.
Наиболее частым вариантом написания, этого слова, является раздельное: не напрасно. Что можно прочитать на прекрасном источнике Грамота.ру.
Варианты слитного написания ненапрасно практически не встречаются.
3
0
Довольно сложный случай — слитное либо раздельное написание краткого прилагательного Не напрасно. Прежде всего мы вспоминаем о том, что краткие прилагательные пишутся с частицей Не точно также как полные, от которых они образованы. То есть если у нас есть слово Ненапрасный, то должно существовать и краткое прилагательное Ненапрасно. За одним исключением — если лексическое значение прилагательного в полной и краткой формах совпадает. Именно этот пункт оказывается самым неудобным для нас.
Труд ненапрасный — то есть полезный.
Явление ненапрасно в природе — полезно ли?
Мне кажется, что прилагательное Не напрасно лучше писать раздельно, чтобы не путаться. В крайнем случае всегда можно сослаться на этот пункт правил, потому что толковать его можно достаточно широко.
Аналогично и с наречием Не напрасно — Ненапрасно. Можем мы заменить наречие Ненапрасно синонимом без Не? Можем, в некоторых случая. Например Успешно, Полезно, но следует смотреть на контекст, лексический смысл. Поэтому опять же проще, что и советуют словари сразу писать это наречие раздельно.
А вот действительно раздельно написание идет при противопоставлении:
Они трудились не напрасно, а с пользой для дела.
3
0
Ненапрасно и не напрасно — оба написания слова как слитное , так и раздельное, может быть в определенном контексте в зависимости от того, словом какой части речи оно является.
Значит, чтобы выбрать, как пишется слово «ненапрасно» или «не напрасно, слитно или раздельно, предпримем первый шаг — это определение части речи и грамматической формы слова.
Видишь, твое старание ненапрасно.
Старание каково? ненапрасно.
В этом предложении выступает краткая форма единственного числа среднего рода качественного прилагательного, которая в своем образовании прошла следующие ступеньки:
напрасный -ненапрасный (труд);
Слово -антоним «ненапрасный», образованное с помощью приставки не-, имеет краткие формы, различающие родовой принадлежностью:
труд ненапрасен;
работа ненапрасна;
дело ненапрасно.
В таком контексте слово «ненапрасно» пишется слитно.
От прилагательного «ненапрасный» образуем однокоренное наречие или слово категории состояния.
Все-таки ненапрасно мы живем на Земле.
Слово «не напрасно» пишется раздельно в присутствии следующих условий:
1) противопоставление
Не напрасно, а бесполезно твое устремление.
2) Наличие слов «отнюдь», «вовсе», «далеко»
Далеко не напрасно мы вкладываем все, что можем, в воспитание своих детей.
3) В присутствии отрицательных слов с ни-
Нисколько не напрасно освоил он еще одну профессию.
2
0
Слово «напрасно» весьма морфологически многозначно в русском языке. Оно может быть и наречием, и прилагательным, и предикативом. Поэтому по контекстной ситуации и нужно смотреть, как правильно написать его с «не».
Ненапрасно.
Слитное написание нужно выбирать, когда по предложению понятно, что перед нами находится краткая форма прилагательного «ненапрасный». «Оно каково? — Ненапрасно». Например: «Это удивительное явление ненапрасно в природе». Как видим, соблюдаются и другие условия: нет противопоставлений, усилителей «нисколько», «вовсе» и нет отрицания.
Не напрасно.
Так пишется чаще всего. Собственно, во всех остальных случаях. Например: «Не напрасно, не напрасно припрятывал Кузьма Альбертович эти денежки». (это уже не прилагательное)
2
0
Словосочетание «не напрасно», всегда писалось раздельно. В любых орфографических словарях и справочниках это указано, оно состоит из двух слов, заменить его на одно нельзя. Поэтому, чтобы не вводить людей в заблуждение, тут однозначный ответ — раздельно.
1
0
«Не напрасно»-пишется раздельно, потому что его нельзя заменить одним словом-синонимом без «не».
1
0
Данное слово в русском в зависимости от контекста предложения может быть наречием и кратким прилагательным.
Слитное написание данного нам слова в предложениях встречается очень редко.
В основном его следует писать раздельно с частицей «не».
Например:
-Мы вовсе не напрасно отправились в эту экспедицию.
1
0
Для начала стоит разобраться, если ли в русском языке наречие, которое пишется без «не». И да, такое имеется, слово «напрасно» широко используется. Поэтому наречие будет писаться раздельно с «не». Но есть еще и краткое прилагательное среднего рода и единственного числа, которое идет от начальной формы прилагательного «ненапрасный».
Поэтому можно говорить, что слово может писаться с «не» как слитно, так и раздельно, исходя из того, о какой части речи мы говорим.
Например:
Ты не напрасно ходил на курсы.
В таком случае стоит писать слова раздельно.
Например:
Ожидание ненапрасно.
Ожидание каково? Ненапрасно. Тут краткая форма прилагательного.
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Статья написана для издания EdExpert
Прежде чем спрашивать «Как?», давайте разберемся с вопросом «Зачем?». Подготовка любой конференции в офлайн- или онлайн-формате — это реалити-шоу, участники которого жонглируют десятками срочных задач. Трюки выполняются без страховки. Это 2-3 месяца напряженной работы, множество согласований, работа с экспертами, которые норовят прислать презентацию в последний момент или забыть выйти в эфир. Если вы когда-нибудь организовывали вебинар, вы знаете, как сложно иногда договориться с экспертом, проработать программу, проверить качество связи и провести вебинар без косяков. А теперь представьте, что вам нужно организовать работу не одного, а 10-15 экспертов.
Почему же при всех описанных минусах онлайн-конференция становится одним из наиболее популярных форматов на рынке EdTech? Потому что у этого формата есть немало плюсов.
Запустите собственный проект во время обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы»
Преимущества онлайн-конференции:
- из всех лидогенерирующих мероприятий конференция обеспечивает самую высокую конверсию из трафика в регистрацию. Даже при «холодном» трафике конверсия составляет около 17%, а если у вас есть «прогретая» аудитория, может в среднем достигать 45-50%. Мы на своей базе однажды наблюдали конверсию до 80%.
- конверсия онлайн-конференции из регистраций в количество участников также выше, чем, например, у вебинара.
Почему так происходит? Во-первых, программа конференции шире, чем программа вебинара. Вы предоставляете клиенту выбор, и шанс, что он нажмет кнопку «Зарегистрироваться» становится выше, потому что ему обязательно приглянется хотя бы одна из множества тем. Или же его заинтересует спикер.
Во-вторых, конференция обладает более широкими временными рамками. Если слушатель не сможет присутствовать на всех докладах, то почти наверняка выкроит полчаса на самый интересный.
В-третьих, конференция всегда воспринимается как нечто более масштабное, чем вебинар, и это играет вам на руку.
Итак, конференция потребует максимума ваших сил, но даст отличную конверсию как из трафика в заявку, так и из заявки в покупку.
В этой статье я хочу поделиться собственным опытом проведения конференций. Надеюсь, он будет для вас полезен.
Немного цифр. 21-22 февраля мы провели бесплатную онлайн-конференцию EdMarket Skills Puzzle и получили:
- 15 записей выступлений опытных экспертов рынка онлайн-образования (первый день конференции)
- 8 презентаций различных платформ для онлайн-школ (второй день конференции)
- 3660 регистраций
- более 1500 очных участников
- более 100 положительных отзывов
- 17 регистраций на платные продукты сразу после конференции и более 20 регистраций после обзвона менеджерами в течение первой недели
Кроме того, мы получили отличные отзывы, интерес к проекту и массу контента, который будем использовать и дальше.
Что нужно сделать организатору онлайн-конференции
Лучше всего начинать подготовку за два месяца до события. Тогда у вас будет время на проработку всех этапов. Итак, вот какие шаги приведут вас к успеху:
За 2 месяца до конференции
1)Продумайте тему и программу онлайн-конференции
Учтите, что конференция — это не совокупность не связанных между собой докладов. Рассматривайте ее скорее как мини-курс, которому нужна образовательная стратегия и четкая логика изложения материала. В этом случае слушатели будут мотивированы провести на мероприятии как можно больше времени.
2) Найдите спикеров, которые будут интересны вашей аудитории
Учтите, что это не обязательно должны быть эксперты-звезды с заоблачными тарифами за выступление. Например, мы в EdMarket не платим спикерам за выступление на наших мероприятиях. Вместо этого:
- мы предлагаем выступить перед большой лояльной аудиторией
- они могут сделать специальное предложение для участников конференции и таким образом прорекламировать себя и свой проект.
3) Запустите лендинг, на котором будете собирать регистрации
Важный совет: размещая на лендинге фото спикера, используйте только согласованные с ним изображения и тексты. Фотографии, которые вы нашли в сети, не подойдут.
4) Разместите первую информацию о конференции в соцсетях и рассылках
Позаботьтесь, чтобы в приветственном письме после регистрации человек получал небольшую анкету с вопросами о его ожиданиях от конференции. Так вы сможете подготовить контент под запросы аудитории.
5) Составьте диаграмму и календарный план, в которых отмечены этапы подготовки и указаны ответственные за те или иные задачи
Учим запускать успешные образовательные проекты на курсе «Руководитель онлайн-школы»
За месяц до конференции
6) Найдите партнеров для конференции
Партнеры — это источник «теплого» и при этом бесплатного трафика. Не пренебрегайте этим каналом. Работая с партнерами:
- ищите компании, с которыми вы работаете на одном рынке, но при этом ваши интересы не пересекаются. Например, у вас нет похожих или близких продуктов.
- договаривайтесь на серию рассылок о вашем мероприятии (3-4 письма)
- создайте документ, куда будете заносить график рассылок у партнеров и договоренности. Обязательно фиксируйте обязательства перед партнерами, чтобы потом не краснеть за свою забывчивость.
7) Разработайте и отправьте спикерам шаблоны презентаций для выступлений
Обсудите тему выступлений, тайминг и план. И позаботьтесь о том, чтобы все презентации были выполнены в едином фирменном стиле и включали ваше брендирование.
Вместе с шаблоном презентации подготовьте письмо, в котором расскажите о цели конференции, формате, тайминге, аудитории. Вложите в это письмо максимум информации, которая поможет спикеру качественно подготовиться к докладу.
Выберите платформу для онлайн-конференции
Обратите внимание, что идеально стабильных платформ не бывает. Произойти может все, что угодно. Поэтому не жалейте времени на тесты, проследите, чтобы техническая поддержка платформы была всегда на связи. И продумайте план Б на тот случай, если что-то пойдет не так.
9) Запустите рекламные кампании и начните активный сбор лидов
Чем ближе дата старта, тем активнее участники регистрируются на конференцию, однако это не значит, что можно запустить рекламную кампанию за неделю до события и получить результат. Как правило, все рекламные каналы начинают работать на полную мощность недели через две после запуска кампании. Вам понадобится время, чтобы раскрутить маховик.
За две недели до конференции
10) Начните собирать презентации со спикеров
И будьте готовы, что часть докладчиков захотят прислать вам презентации за пять минут до выступления. Не допускайте такой ситуации, потому что:
- вам нужно проверить качество контента и убедиться, что спикер не потратит половину доклада на самопрезентацию
- вы вряд ли успеете без косяков загрузить презентацию на платформу за пять минут до старта.
11) Продумайте игровые механики, которыми вы будете развлекать слушателей во время конференции
Чем больше времени человек проведет на конференции, тем более «теплым» он будет. Поэтому продумайте игры и конкурсы, которые станут дополнительной мотивацией участвовать в событии.
Например, для Skills Puzzle мы решили обыграть название и придумали игру с пазлами: в каждой презентации на случайной странице мы разместили пазл с одной буквой. Задача была — собрать их все, составить из букв код и прислать во время розыгрыша. Из тех, кто справился с задачей, мы с помощью генератора случайных чисел выбрали победителей и подарили им доступ к одной из программ EdMarket.
12) Продолжайте «греть» аудиторию рассылками с полезным контентом.
Люди, которые зарегистрировались за месяц до события, могут забыть о нем, если не напоминать о конференции и не приносить дополнительную пользу (подойдут видеоролики, полезные статьи, чеклисты, советы).
Запустите собственный онлайн-курс до конца обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы»
За день до конференции
Проверьте, все ли у вас готово для проведения конференции. Лучше для этого составить чеклист. Например, такой:
- получить от спикеров подтверждение времени их выступления
- договориться о проверке связи и собрать контакты для экстренной связи
- подготовить промежуточные слайды (приветствие, рассказ о вас, правила конференции, спецпредложения и короткий рассказ о вашем продукте)
- подготовить серию писем для дня конференции (напомнить о событии за час, за 10 минут, а также прислать оповещение после окончания обеда)
- распределить роли в команде (кто будет модератором, кто сможет бросать полезные ссылки в чат)
- если вы работаете со спецпредложениями партнеров, проверить готовность виртуальной доски, на которой вы их размещаете
- сделать форму для отзывов, которые вы будете собирать у участников конференции
- продумать канал связи с командой конференции, чтобы оперативно реагировать на форс-мажоры.
В день конференции
- Начинайте вовремя.
- Создавайте атмосферу (шутите, будьте приветливы, включите приятную музыку в начале встречи и в перерывах между докладами спикеров). Позаботьтесь о слушателях: в перерывах предложите им сделать разминку, выпить воды, чтобы поддержать хорошее самочувствие и бодрый настрой
- В случае необходимости помогайте спикерам отвечать на вопросы. Собирайте вопросы из чата. Если какие-то из них останутся без ответа, постарайтесь задать вопросы спикеру после конференции и выложить ответ в соцсетях.
- В конце конференции попросите слушателей заполнить развернутую форму обратной связи, а также оставить отзывы о мероприятии в соцсетях, используя придуманный вами хэштэг
- Отправляйте слушателей в ваши группы в соцсетях
Форс-мажоры
Конференции, где все идет по плану, спикеры выступают точно по таймингу, и качество звука идеально, случаются редко. Наша задача — подготовиться заранее к возможных форс-мажорам и сделать все, чтобы их не допустить. Вот несколько советов:
- Протестируйте качество связи со спикерами, как минимум за несколько часов до начала конференции. Обязательно из того же помещения и с тем же оборудованием, с которым они собираются работать во время выступления.
- Договоритесь со спикерами о каналах экстренной связи. У вас должен быть телефон или аккаунт в мессенджере (и желательно не один), куда вы будете звонить или писать, если что-то пойдет не так.
- Продумайте, что вы будете делать и говорить в случае непредвиденных ситуаций (помехи со связью, спикер опаздывает и т.д.).
- Не паникуйте, если люди пишут в чате конференции, что им не видно или не слышно спикера. Прежде всего выясните, насколько масштабна проблема. Если трудности возникли у 2-3 человек, посоветуйте им обновить страницу, а если это не поможет, перейдите в личные сообщения, чтобы подключить техподдержку.
- В начале конференции четко и понятно объясните правила поведения. Расскажите, за что участникам может грозить бан (рекламные вбросы, неуважение к другим слушателям или спикерам).
После конференции
После конференции вам захочется выдохнуть с облегчением и почувствовать себя выжившим героем, но пока не время расслабляться. Используйте по максимуму потенциал события, чтобы ваши усилия были не напрасны.
- Поблагодарите всех, кто был причастен к событию: команду, партнеров, спикеров.
- Отправьте участникам полезные материалы конференции: видео докладов, презентации спикеров, саммари выступлений.
- Сегментируйте базу на участников/неучастников конференции и «дожмите» потенциальных покупателей продающими рассылками и звонками отдела продаж
- Соберите отзывы о конференции в соцсетях и используйте их в ваших рекламных кампаниях
- Используйте контент, который вы получили на конференции. Вы можете упаковать его в виде серии статей, белой книги, серии роликов для вашего youtube-канала.
Финансовый вопрос
Записи конференции стоит продавать или делиться знаниями нужно даром? И то, и другое решение имеют свои преимущества. Если вы планируете использовать доклады конференции как лид-магниты и контент для ваших рассылок, блога и коммуникаций с аудиторией, то можно предложить записи бесплатно — вы сможете заработать, продавая платные продукты.
Если же вы хотите отбить вложения на организацию конференции, можно подавать записи выступлений. Средняя стоимость подобного материала обычно колеблется от 1500 до 5000 руб. Учтите, что записи купят примерно 5% участников конференции.
Надеюсь, советы помогут вам провести онлайн-конференцию на высоком уровне и получить результаты. Помните, что залог успеха — это качественный контент, интересные спикеры, тщательная подготовка. И… готовность ко всему. Лояльные участники конференции, довольные уровнем организации и качеством выступлений, — это ваши «теплые» клиенты, которые готовы платить вам за образовательные продукты.
Что еще почитать?
40 советов игрокам рынка онлайн-образования
Формула эффективного онлайн-курса: 6 элементов
Как бесплатно привлечь 3000 человек на онлайн-конференцию?
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вика Смирнова
13.12.2021
Разговор с художницей Глюклей Першиной-Якиманской об опыте акварели, о радикальной наивности и о выставке в Гааге
С 9 сентября по 19 декабря в гаагском выставочном пространстве Nest проходит выставка под названием «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» (Is it possible to be a revolutionary and like flowers?). Одним из участников выставки стала живущая в Амстердаме художница из Петербурга Глюкля Першина (Наталья Першина-Якиманская), представившая серию графических рисунков, объединённых названием Цветочная Пропаганда.
Рисунки Глюкли – воплощённый оксюморон: она пишет сам сдвиг, саму асимметрию одежды и тела, которая и являет собой человеческое.
Кафтан для Баби. 2020
Вспоминается Магритт с его «недосублимированным» лицом, настолько всеобщим, что оно не скрывает, что само вышло из тины слов («Поцелуй» – это и есть эффект недооформленной словесной природы), и Клее с его шершавой материальностью и постоянным фонетическим шумом.
В её работах наиболее пугает этот переворот: не живое, выглядывающее из-под одежды, но наоборот, одежда, выдающая себя за природу и в качестве алиби или пароля предлагающая какую-то из частей, вроде руки, неприличным жестом вываливающейся из-под пиджака.
Фрагмент экспозиции Глюкли Першиной на выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» в гаагском выставочном пространстве Nest. Рисунок создан в диалоге с Марией Тиникой (Общество Защиты Деревьев). 2021
Рисунки Глюкли полны растительных метафор: деревья с платьями, развешанными, словно гоголевские утопленницы, марширующие овощи, плоские зайцы, вытаскивающие из своей нарисованной груди красное сердце, – язык здесь подобен сорняку, пускающему корни повсюду.
Слева: Вечернее Платье. 2020. Справа: Дорогой друг, всё будет хорошо. 2020
В её лесу из букв завораживает сплетённость тела и слова. Внизу – эдакая Красная Шапочка: чёрные башмачки с нежно трогательным носком-гармошкой и юбочкой, а наверху, вместо головы, – осьминог, нахлобученный в виде шапки (в его исполнении действительно есть что-то шерстяное, почти уютное). Тонкость и глубина её рисунков в том, что они не обольщаются разделённостью. Слова врастают в природу, в этом есть какой-то пугающий (что как раз говорит о силе автора) реализм. Никак разъять букву с телом, расцепить этот союз, эту сочлёненность тел и платьев нельзя.
У слов внезапно включается перцептивный опыт: они касаются, вслушиваются, дотрагиваются. В самой этой сплетённости есть что-то от метаморфоз сюрреалистов. Впрочем, сюрреалисты, как правило, опирались на реализм фотографии. У Магритта нет пятен, его картины сразу пишутся линией, как отпечатки утопии, гиперреальность здесь лишает возможности говорить об эффекте телесного. Это всецело приключение глаза. У Глюкли же можно увидеть пятно, смутный акварельный след, водяную прозрачную кляксу, дающие возможность нырнуть в краску.
Kimilisungia. Портрет дипломатического дара, цветка Кимильсунджии, ставшего символом индонезийско-корейской дружбы. Из экспозиции Глюкли Першиной на выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» в гаагском выставочном пространстве Nest
Вещественность здесь присутствует и в самом рисовании, в этом эффекте старательной женской/детской руки, которым её по-настоящему бесполое, но при этом не бестелесное письмо притворяется. Именно в присутствии следа (автор оставляет нам его) мы чувствует телесный остаток или довесок: рисующий мир и предметы, создаёт его уже материальным/вещественным и через материальное и вещественное.
В сущности, если говорить о её специфически «наивном» письме, речь идёт не только о технике или способе рисования, не только об имитации детского почерка. «Наивность» здесь содержательна: как будто бы только подобный взгляд мог выдержать мир со всеми его углами и складками (привет делёзовской тени!), схватить его без разрывов и абстрактно проведённых границ: в его хрупкой двусмысленности и постоянном движении. Только такой инстинктивный, прошедший через разнообразные измы (дадаизм, сюрреализм, ОБЭРИУ и пр.) способ смотрения мог описать эту всегда избыточную (и потому всегда сновидческую) реальность, увидеть тягу к сплетённости всего со всем: не случайно её так захватывают образы корней, веток, деревьев.
Колониальное дерево. 2020
Глюкля любит вещи-антагонисты, которые не столько сталкиваются друг с другом, сколько врастают в друг друга, лишают друг друга силы. Она переводит телесность в изобразительный знак, который меланхолически исчезает, указывая на смерть или – вернее – умирание (здесь важен процессуальный, никогда не завершённый момент) слова, буквы. Это особенно видно в её иронических, как бы неловких стилизациях таких осязательных живописцев, как Ван Гог и Шагал. Грубоватый, лапидарный мазок у неё превращается в акварельную кляксу, вещь – как только мы пытаемся схватить её словом, с помощью камеры или кисти – колеблется, смещается по отношению к самой себе.
Воплощая сам переход, Глюкля постоянно указывает на жутковатую (и одновременно комическую) склонность к метаморфозе: тела не могут быть только телами, а язык языком. В написанных детским почерком акварелях – сплошное блуждание, угасание, деформации: кровосмесительные союзы слов и предметов. В излюбленных Глюклей цветочных сюжетах корни становятся сетью кровеносных сосудов, пугающе материальных и столь же пугающе бестелесных (ведь они не в последнюю очередь знаки!). Цветочные стебли оскаливают зелёные губы, слизывая кровавых графических человечков. Совсем как в детской книжке про алфавит, где буквы естественно превращаются в вещи, но естественность подобной метаморфозы ещё не пугает: ведь ребёнок не чувствует пропасти между телом и знаком.
Глюкля Першина-Якиманская
Как художник ты прежде всего известна своими перформансами и инсталляциями. Расскажи про то, как ты начала рисовать акварели. Когда это случилось?
С приходом Путина… Ну, и когда наш с Цаплей проект «ФНО» [арт-группа «Фабрика Найденных Одежд» использовала одежду как инструмент для исследования отношений между человеком и человеком, человеком и его телом, человеком и обществом и была придумана в 1995 году – прим. В.С.] начал сходить на нет. Одновременно это было связано и с общей ситуацией вокруг. Если перестройка сопровождалась акциями и перформансами, то 2000-е выражали себя в других скоростях. Всё стало меняться: ощущение пространства, людей. Вялотекучесть времени принесла с собой возможность вернуться к давно позабытой технике.
Какой именно временной промежуток ты имеешь в виду?
С 2003 года, когда появилась группа «Что Делать», для которой я начала рисовать. Как-то так вышло, что рождение Марфы [дочери – прим. В.С.] и становление путинской России совпали с тем, что нас с Цаплей резко перестали звать на выставки. Я стала рисовать, используя технику отстранённой незаинтересованности. Если перформанс был результатом лобовых столкновений с реальностью, то рисование явилось упражнением дисциплины в духе Баухауса. Художник как рабочий. Неважно, что у тебя происходит в жизни, – ты садишься за стол и начинаешь рисовать. Потом я стала находить в этом странное удовольствие, сравнимое с полетом в чёрную дыру кэрроловской Алисы. Просто садишься с эмбрионом идеи, и руки помогают тебе эту идею думать и развивать дальше. Дело в том, что я не брала в руки карандаш со времен СХШ – куда меня отдали в 11 лет [СХШ – специализированная художественная школа при Академии художеств – прим. В.С.]. Там были редуцированы точные науки, и основное время уделялось рисовальным штудиям в классическом духе. Мы рисовали головы Аполлонов, Венер и прочих древнегреческих богов, фигуры людей. На каникулах мы должны были делать 100 набросков в неделю, и я помню, как наши мамы позировали нам с подругой, стоя у печки в Репино. Во время таких уроков рисования часто мы срывались на перформанс. Через 20 минут шлифовки носа Зевса всем уже хотелось размяться. Кто-то вскакивал на табуретку и начинал концерт, потом вбегал завуч с красным лицом и орал на нас. В мою память почему-то ясно впечатался его образ – хрупкий мужчина с начёсом в темно-зеленом пиджаке в стиле 1950-х. Меня учили рисовать, следуя канонам социалистического реализма, очень сурово: это была настоящая дрессура, которая продолжилась в Мухинском училище, где уже рисовали обнажённую натуру и гипсовые головы.
В общем, неудивительно, что как только это обучение закончилось, я перестала рисовать и занялась перформансом. И только через пятнадцать лет взялась снова за карандаш!
Где состоялась твоя первая выставка рисунков? И о чём она была?
В галерее «Анна Нова». Это была история взаимоотношений маленьких девочек и чёрных костюмов, о которых потом писала Катя Андреева. Она называлась «Кафе Одежда».
Девочка-осьминог. 2020
Что тебя подтолкнуло к этим девочкам?
В своё время меня поразили работы Генри Даргера, который рисовал сражающихся с военными девочек-андрогинов. Он вообще не выходил из дома и никогда не выставлялся. Только после его смерти нашли кучу работ, которые обнародовал дилер. Меня увлекала эта попытка прыжка в другого, смотрение на мир глазами совершенно отличного от тебя существа. Мы все были влюблены в маргиналов тогда – такая в нашем кружке была интеллектуальная мода. Потом я наблюдала, как дочь играет с подругой, слушала их детскую речь, вернее, их диалоги. Они говорили как пророки, как философы, говорили так, как люди могли бы говорить, если бы имели возможность слушать свой внутренний голос и были бы честны с собой.
Или как поэты.
Да. Детский миф – это охранительное облако. Это единственная идеология, которая в мире может быть.
Крик. Из серии Corona Diaryю 2020
Ты любишь вспоминать о Луиз Буржуа, и у вас действительно много общего. Когда и как ты познакомилась с ней?
О Буржуа нам с Цаплей рассказала Олеся Туркина. Когда я прочла её тексты, мне показалось, что я встретила дорогую подругу. Так бывает с родными по духу текстами, когда любая фраза вызывает немедленное «да-да-да», именно поэтому эта встреча не стала шоком. Само знакомство с Буржуа совпало с нашей деятельностью в ФНО, когда мы приблизились к пониманию идеи нашего творчества. В самом начале это было интуитивно, мы не совсем понимали, чем занимаемся. Но в момент встречи с Буржуа мы поняли, что работаем со страхами. Прежде всего с нашими собственными, мы пытаемся структурировать бессознательное.
Страх Буржуа известен, ну, или во всяком случае описан ею. А твой страх о чём?
Понимаешь, мы с Цаплей отказались от пути Буржуа, мы не стали рассказывать нашу травму. Тут я остаюсь верной нашей клятве. Меня прежде всего привлекла идея выражения невидимого, того, что руководит нашими поступками.
Ты, кстати, знаешь, что Буржуа по-настоящему стала известна только в семьдесят лет? Когда у неё появился исполнитель.
Тот, кто реализует твой замысел?
Исполнитель для художника – это помощник, своего рода буддист, который не хочет владеть идеей, а соглашается стать только руками, и то частично. И художник рискует, когда доверяется исполнителю. В том числе и экономически, потому что он не знает, продастся произведение или нет. Он/она в любом случае должен/должна платить за труд.
Твоё самое сильное ощущение от работ Буржуа?
Самое сильное – искренность. Она и называла себя Женщиной без Тайн. Мне нравились её смелость и открытость. Одновременно в её работах куча тайн – вот что интересно!
Мне кажется, что близость с Луиз Буржуа связана с идеей постоянного перехода тела в язык и языка в тело. Её галлюцинаторно-материальные образы – одновременно слова. Кроме этого, твой интерес к ткачеству (ты ведь тоже занималась гобеленами) очень близок к ее «паучьей» работе.
Знаешь, я боюсь возвращаться к ткачеству, иначе я превращусь в паука.
Эта сплетённость тела и платья, о которой ты пишешь, в реальности – ад для художника.
Потому что исчезают якоря? Ты теряешь рефлексивную дистанцию, чтобы превратиться в саму эту вещь?
Да, вероятно.
Фрагмент экспозиции Глюкли Першиной на выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» в гаагском выставочном пространстве Nest
Расскажи про выставку в Nest.
На выставке представлены рисунки сюрреалистических существ с головами в виде цветов и рукописный текст на кальке (как бы имитирующий гербарий). Сама серия произрастает из одного коллективного проекта: институция собрала несколько художников с целью создать произведение. Проект поддерживался политической партией и был посвящён отношению политики и искусства. Наше взаимодействие было очень странным. Мы проводили долгие часы в переговорах, потом каждому была выделена своя часть: мне досталась Пропаганда Цветов. В разговоре с художниками нашлись удивительные истории цветов, напрямую и косвенно связанные с политикой. Когда я сама стала исследовать эту тему, поняла, насколько она бездонна. Моя работа на выставке была посвящена тому, как политики используют всё что угодно, лишая предмет его/её главных свойств, она про закостенение стандартов красоты или эстетики, связанных с цветами.
Например, Жёлтый Ирис рассказывает про то, что он – в чёрном списке растений, привезённых в Африку европейцами. Этот символ Брюсселя со времён крестоносцев стал жертвой африканской деколонизации. Tulip Vamp посвящён проблеме воды, ещё более усугубившейся из-за любви к цветам. Несмотря на жёсткую экономию воды в Африке, крупным западным компаниям, выращивающим цветы на экспорт, разрешили бесплатно её использовать. Вода им дана, чтобы вырастить цветы для Европы, чтобы принести Красоту.
Hypocrite. Из экспозиции Глюкли Першиной на выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» в гаагском выставочном пространстве Nest
Что значит Жёлтый Ирис в чёрном списке растений? Это сорняк?
В Южной Африке ведут борьбу с некоренными растениями. Это бесполезная битва, переросшая в коллективную одержимость. Местные жители борются со всем, что привнесено европейцами, в том числе с растениями. Существует чёрный список инвазивных растений, и Желтый Ирис находится в нём.
Peaceful Poppy. Из экспозиции Глюкли Першиной на выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?» в гаагском выставочном пространстве Nest
Насколько для тебя отличаются перформанс и рисование?
В рисовании нужна дисциплина, нужно жить, как индийский монах. Я не очень дисциплинированный человек, поэтому у меня не так много акварелей. Для них нужны пустота и спокойствие, надо стоять, как цапля, на одной ноге. Это такая аполлоническая красота, а не состояние страсти, не Поллок, который пишет фаллосом. Для неё нужно буддийское состояние баланса. Для меня акварели – как йога. Если я ставлю себе какие-то сверхзадачи, например, помочь швейным рабыням, то акварель – это упражнение, чтобы дух держать.
Что это за проект? Он имеет какое-то отношение к активизму?
Это проект, связанный с идеей деколонизации. С 2018 года я исследую феномен европейского и российского типа колонизации. Сначала ездила в Индонезию, а недавно посетила Кыргызстан. Так как для меня как художницы невозможно размышлять на такую обширную тему без конкретики, я выбрала группу угнетаемых швейных рабынь как центральный позвоночник, вокруг которого закручивается сюжет.
Тебе не очень просто заниматься активизмом?
Очень трудно найти мост между сокровенными образами, которые просятся наружу, и другими людьми. Я бы сказала, что все мои попытки заняться активизмом ужасны. Конечно, я выполняла задачу, но это очень трудно давалось, и после этого я всегда заболевала или что-то теряла, испытывала чувство вины от того, что я должна помочь людям, которым жить гораздо труднее, чем мне, и при этом понимала, что не справляюсь с этой задачей. Как будто я встретила человека, который назвался братом, но он не брат.
Забота
Ты, наверное, не веришь в возможность для художника быть активистом?
Наоборот, я верю как дятел. В активизме есть что-то общее с перформансом – например, демонстрации. Радость тела среди других оживлённых тел.
И все же сегодня под активизмом понимается буквально любая художественная деятельность, в которой есть протестный потенциал. Меня же интересует более традиционное понимание активизма. Тебе кажется возможным совместить мнение, позицию с искусством? И веришь ли ты в то, что горизонтальные отношения возможны? Или это прекрасная утопия, к которой мы все стремимся?
Я верю в равенство в любви и соответственно считаю, что и в коллективе это возможно – очень трудно, но возможно. Другое дело, что объединяющая линия, как правило, восходит к одному или двум людям, которые её не педалируют. Вчера например, наконец-то состоялся перформанс на нашей выставке «Можно ли быть революционерами и в то же время как цветы?», где было ясное ощущение равенства. Мы говорили о Политике, Природе и Доверии. Я предложила всем говорить четыре минуты на означенную тему, и неважно было, кто начал и кто заканчивал, время строго соблюдалось.
Освобождённые бизнесмены
Мне кажется, что сегодняшний активизм полон иллюзий о возможности мира без боли. Его требование горизонтальности, многоголосия, равенства – это в том числе результат плохо понятого Делёза, который говорил, что «самая большая опасность – впасть в прекраснодушие», в представление о «примиримых различиях», далёких от «кровопролитной борьбы». В твоём «Карнавале вытесненных желаний» участники одеты в костюмы овощей и животных, воплощая метафорических изгоев, чужестранцев, мигрантов. Но разлитое в атмосфере ощущение абсурда связано в том числе с тем, что все эти изгои по отношению друг к другу оказываются конкурентами (ведь кроты питаются овощами, этот овощной-животный мир – не в последнюю очередь мир крови), хотя, конечно, на этом не сделано никакого специального ударения.
Тут я не соглашусь с тобой. Вера – не догма. И активисты даже не помышляют о мире без боли, они хотят устранить очевидную несправедливость. Для меня самой противостояние связанно с понятием возвышенного. Когда мы заботимся о других мы спасаемся от эгоцентризма и страхов, от зацикленности на себе. Это оказывает влияние на людей. Участники моего перформанса провели вместе несколько часов (рабочая группа – полтора года, а группа по исполнению костюмов – несколько дней). Люди успели перезнакомиться, скоро выходит наша совместная книга с мигрантом из Турции Мурадом, отсидевшим семь лет за борьбу с режимом (Мурад – курд по происхождению). Когда я готовилась к карнавалу, я искала разные пути взаимодействия с беженцами и однажды предложила вести дневник. Мурад согласился, и тот факт, что этот карнавал помог хотя бы одному человеку, говорит о том, что усилия такого рода не напрасны.
Black Tree Of Friendship
Я и не говорю, что они напрасны, мне лишь кажется, что есть иллюзорное ощущение, что сам мир может каким-то образом лишиться своей двойственности, стать безболезненным, некровопролитным. Эта другая сторона утопии. В твоих собственных рисунках и перформансах как раз этих иллюзий нет. Можешь ли ты рассказать про имитацию детского почерка? Что для тебя важно в этой манере?
Я чувствую себя хорошо, когда так рисую. А вообще сосредоточенно писать таким круглым, устойчивым детским почерком – одна из моих излюбленных игр. Я помню это ощущение с детства. Я ужасно хотела в школу, но была ещё маленькая, тогда как мой старший брат уже учился. Потихоньку я брала его тетрадку и начинала переписывать содержимое, не понимая смысла. Это доставляло мне неизъяснимое удовольствие.
Ну, и потом – есть традиция масок, так же как и псевдонимов, символизирующих ускользание от контроля. Шифрование и говорение от лица характера, а не от собственного – это же наследие культурных работников во времена тоталитарных режимов. Вообще, этот почерк, как и весь стиль моего рисования, соотносится с темой разучивания (unlearning). После школьного гнёта и дрессуры, отказа рисовать длиной в 10 лет само возвращение к рисунку было совсем иным.
То есть ты ценишь состояние, в котором язык еще не становится посредником, знаком, информацией, а является вещью, объектом?
Состояние, когда язык не является не то чтобы объектом или вещью, а ветошью, как бы подростком. Для меня важно состояние становления, и я была счастлива встретить в тексте Вальтера Миньолы мысль о том, что деколониальная мысль выражается в каждодневности противостояния, становления другим. Вальтер пишет о пограничном сознании и о состоянии становления, которое свойственно всему живому. Как только мы изымаем из нашей жизни возможность начать сначала, начать нечто новое, мы упираемся в фашизм и депрессию.
1,5 метра. Из серии Corona Diary
Знаешь, я летом перечитывала «Лаокоона» Лессинга, и его мысль о том, что у каждого искусства есть свой предмет, мне показалась невероятно современной. Лессинг говорит о метафизике медиума, о невозможности перевода одного искусства в другое, о тонкой перенастройке, которая должна иметь место. Сегодня есть ощущение, что художник не особенно связан с предметом. Отсюда его растерянность, перепроизводство искусства. Когда художник отворачивается от техне, искусство становится эстетически отвлечённым. Тут Маркс проигрывается наоборот, это можно было бы назвать отчуждением руки от идеи.
У каждого искусства есть свой предмет – имеется в виду медиум?
Да.
Вот в нашем ФНО это были отношения между нами. То есть медиум тут определялся нашими телами и голосами. Наверное, имеет смысл говорить о жонглировании медиумами в нашу непростую эпоху. Для меня рисования без текста невозможно. Я, например, танцую между ними и в принципе – сначала идея, а потом медиум, я бы так сказала.
У тебя ведь всё иначе, речь и изображение не поясняют друг друга, но вступают в диалог. То есть когда ты подписываешь свои рисунки, ты создаешь контрапункт, не превращаешь слово в живопись, а живопись в слово.
Наверное, для каждой идеи может быть свой медиум. Другое дело, что рынку удобнее, когда один медиум: так легче продать. Самое сложное в рисовании – чтобы оно не перерастало в бездумное повторение себя.
Distanting / Mutation
Помнишь, мы с тобой говорили про Беньямина и его текст о языке. Ты упомянула, что тебе очень близка его мысль про то, что язык не сообщает о чём-то, «кроме как о лингвистическом бытии вещей». Любопытно, что Беньямин говорит о тайне языка. Этот почти религиозный текст можно воспринимать как отмычку к тому, что ты делаешь? К твоему пониманию связи языка и тела?
Для меня очень важен этот отрывок: «Сообщает ли человек свою духовную сущность через имена, которые дает вещам? Или в них? В парадоксальности такой постановки вопроса заложен ответ на него. Тот, кто полагает, что человек сообщает свою духовную сущность посредством имён, тот опять же не может принять, что сообщает он именно духовную сущность – ибо это не происходит посредством имён вещей, то есть посредством слов, которыми он обозначает вещь. И опять же он может лишь принять, что он сообщает нечто (eine Sache) другим людям, ибо это происходит через слово, которым я обозначаю некую вещь. Такое воззрение свойственно буржуазному пониманию языка, несостоятельность и бесплодность которого в дальнейшем будет обнаруживаться со всё большей очевидностью. Согласно ему средство сообщения – это слово, предмет его – определённая вещь (die Sache), а адресат – человек. В соответствии с другим воззрением у сообщения нет ни средства, ни предмета, ни адресата. Согласно ему в имени духовная сущность человека сообщает себя Богу».
То есть фактически для него язык – не средство. Ему важен язык в его практически материальной сущности.
Да, так.
Меня не так давно очень зацепил пост хорошо тебе знакомого художника Заславского, где он очень тонко улавливает вот этот момент исчезновения из живописи тайны. Заславский посетил выставку одного весьма известного питерского художника и написал, что «смотреть интересно, пока не поймёшь, что здесь предполагается какой-то социально-исторический контекст. Тогда меньше интереса становится, когда смысл улавливаешь». То есть нет тайны, которая есть в техне, в самом ремесле, сброшенном с парохода современности в первой четверти двадцатого века. Насколько тебе важна тайна в искусстве?
Очень важна. И институционально, и мистически, и профессионально, я бы сказала. Первое касается работы с институциями. Так как я стараюсь работать с социальными проблемами и для меня важна коллаборация (ведь я не являюсь исключительно галерейным художником), мне приходится прятать какие-то куски своего мира, чтобы институция не одолела мою автономию. Несмотря на то, что я за то, чтобы сотрудничать и разделять, практиковать открытость и вовлечённость разных людей, есть граница, очерчивающая автономию искусства, которую надо охранять.
Мистически это связано с понятием границ между людьми. У каждого человека есть своя тайна, и как бы мне ни было интересно разбираться в том, что у человека происходит внутри (а мне всегда это квазиинтересно), я трепетно отношусь к тайне каждого и уважаю эту непрозрачность, на которую имеет право каждый.
Ну и третье – это то в искусстве, что ты не можешь объяснить, такой антинаучный подход мне близок. Интуиция связана с тайной, без них не бывает того чуда или магии в искусстве, которые мы все очень ценим. И да. Тайна не исчезает, даже если художник думает о несправедливости в мире.
Прощай, 2020
Верхнее изображение: pR15E – то, что притворяется вирусом, им не являясь. Из серии Corona Diary. 2020
Обновлено: 29.06.2021 13:10:00
Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.
Виды дневника читателя
Есть два вида дневника читателя:
-
Дневник-отчет.
-
Дневник-анализ.
Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:
-
Дату.
-
Фамилию, имя автора.
-
Название произведения.
-
Число прочитанных страниц.
В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.
Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:
-
Фамилия, имя автора.
-
Название произведения.
-
Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.
-
Главные герои и их краткая характеристика.
-
Сюжет.
-
Главная мысль.
В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:
-
Новые слова и их значение.
-
Иллюстрация к прочитанному.
-
Почему так названо произведение.
Зачем вести читательский дневник
Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.
-
Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.
-
Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.
-
Ребенок учится писать сочинения.
-
Запоминает важные события, название произведения, автора.
-
Улучшается память.
-
Развивается навык чтения.
Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.
Образец заполнения дневника читателя в 3 классе
Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.
Гайдар «Тимур и его команда»
-
Аркадий Гайдар.
-
«Тимур и его команда».
-
Повесть.
Главные герои:
-
Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.
-
Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.
-
Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.
-
Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.
-
Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.
Сюжет:
Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.
Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.
Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.
Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.
Паустовский «Заячьи лапы»
-
Константин Паустовский.
-
«Заячьи лапы».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.
-
Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.
-
Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.
-
Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.
Сюжет:
Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.
Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.
Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.
Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.
Драгунский «Девочка на шаре»
-
Виктор Драгунский.
-
«Девочка на шаре».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.
-
Папа. Серьезный, любит сына.
-
Девочка на шаре – артистка цирка.
Сюжет:
Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.
Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.
Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.
Марк Твен «Приключение Тома Сойера»
-
Марк Твен.
-
«Приключения Тома Сойера».
-
Повесть.
Главные герои:
-
Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.
-
Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.
-
Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.
-
Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.
-
Меффи – пьяница.
-
Индеец Джо – злодей.
Сюжет:
После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.
Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.
Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.
Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Гайдар «Голубая чашка»
-
Аркадий Гайдар.
-
«Голубая чашка».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.
-
Мама. Строгая, добрая.
-
Папа. Веселый, находчивый.
Сюжет:
Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.
Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.
Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.
Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.
Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.
«Никита-кожемяка»
-
Народ.
-
«Никита Кожемяка».
-
Сказка.
Главные герои:
-
Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.
-
Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.
-
Царевна – девушка. Попала в плен Змею.
-
Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.
Сюжет:
Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.
Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.
Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.
Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.
Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |