Ушинский родное слово сказки

Тема 13.2 рассказы и сказки к.д. ушинского и и. алтынсарина для детей. ушинский к.д. деятельность как писателя. его книга детский

Тема 13.2  Рассказы и сказки
К.Д. Ушинского и И. Алтынсарина для детей.

UshinskiiУшинский К.Д.
Деятельность как писателя. Его книга «Детский мир», «Родное
слово». Принципы, положенные в основу учебных книг. Сущность и значение.
Многообразие тематики произведений Ушинского. Народность языка. Рассказы о
детях. Педагогическая направленность. Рассказы о животных для самых маленьких.
Особенности, познавательной характер. Рассказы познавательного характера.
Сочетание богатства познавательного материала с простотой и доступностью
изложения.

Детскую
литературу, чтение в школьные годы Ушинский рас­сматривал как способ постижения
народной культуры, бо­гатств родного языка. Практическое воплощение идеи
педагога получили в созданных им книгах для чтения “Детский мир” и “Родное
слово”. Они интересны, во-первых, тем, что дают представление о круге детского
чтения того времени и, во-вторых, знакомят с творчеством Ушинского как самобыт­ного
детского писателя, многие произведения которого со­ставляют классику детского
чтения.

Книга “Детский мир”(1861) была создана как учебное пособие для чтения на уроках
русского языка в младших классах средних учебных заведений, для детей при­мерно
10—12 лет
. Пособие состояло из двух частей, к каждой была приложена
хрестоматия художественных текстов. В це­лом в “Детский мир” вошло 316
материалов, из которых 194 написал сам Ушинский.

Отдавая приоритет содержательности книги для детского
чтения, Ушинский пишет, что она должна быть “по возмож­ности занимательной”.
Язык ее должен быть простым, ис­ключающим “формальные украшательства”, а также
поддел­ку под детский способ выражения.

Тематика книги обширна и разнообразна. Первый раздел — рассказы о временах года, о
человеке, строении его тела и его способностях (дар слова, ум, воля, вера).
Далее следует знакомство с миром животных, растений, неорганической природой,
строением Земли, географическими открытиями, городами и странами. В каждой
части есть раздел, посвящен­ный истории России.

Основной жанр “Детского мира”
небольшие научно-популярные статьи, написанные “деловым слогом”, то есть
стилем научной прозы. Они принадлежат в основном Ушинскому. “Деловым” — не
значит сухим и скучным.

Оригинален был замысел Ушинскогосоединить
в учеб­ной книге познавательный и художественный материал
, дать два рода
чтения: логическое и художественное, эстетическое (Ушинский называл его
“плавным и изящным”). Материал для него представлен в хрестоматии.
Хрестоматийная часть содержала более ста произведений художественной
литерату­ры
: стихотворений, рассказов, басен, сказок. Среди авторов:
Жуковский, Крылов (его басен особенно много), Пушкин, Лермонтов, Кольцов,
Некрасов, Мей, Тургенев, Гончаров. Здесь же представлены рассказы, сказки и
басни самого Ушин­ского, народные былины в его обработке.

По мысли педаго­га, художественные произведения,
прочитанные параллель­но с научно-познавательными, должны не просто оживить,
дополнить знания, но — создать новое качество восприятия, развивать в
единстве и мысль, и чувство, и дар слова
. После чтения статьи “Яблоня”
предполагалось познако­мить детей с басней “Листья и корни”, при чтении статей
о временах года — обратиться к стихам Пушкина, Кольцова. Некоторые критики в
связи с этим упрекали Ушинского в утилитарном подходе к поэзии. Но он в
предисловии к “Дет­скому миру” писал, что полагается на чутье педагога, его
слово, обдуманно связующее разные тексты.

Обращение к произведениям знаменитых поэтов, проза­иков,
драматургов было вполне оправданным в связи с исто­рическими темами. Художественный
интерес в этом случае способствовал пробуждению интереса исторического
, тем
более что Ушинский стремился представить детям историю “в лицах”. Рассказ о
князе Олеге дополняет пушкинская “Песнь о вещем Олеге”, рассказ о древнерусских
летописцах оживляется монологом Пимена из “Бориса Годунова”. В свя­зи с
важнейшими историческими событиями Ушинский зна­комит читателей со “Словом о
полку Игореве”, “Полтавой” Пушкина, стихотворением Лермонтова “Бородино”,
прозой А.К.Толстого.

К помощи художественного слова Ушинский часто
при­бегает и для того, чтобы ярче, красочнее рассказать о городах и землях
российских
. Стихотворения А. Хомякова, Ф. Глин­ки, К.Батюшкова, А.Пушкина
поэтизируют облик России. Выразительны рассказы и очерки географической, страно­ведческой
тематики, принадлежащие перу Ушинского. Са­мые известные из них — “Поездка из
столицы в деревню” и “Путешествие по Волге”. Описание путешествия дает автору
прекрасную возможность познакомить читателей с бескрай­ними просторами России,
ее городами, селами, с жизнью народа, историей. Читателям младшего возраста
особенно интересен первый рассказ, где дорога увидена глазами лю­бознательных
детей — мальчика Володи и девочки Лизы. Очерк “Путешествие по Волге” органично
включает народ­ные песни, легенды, предания.

На страницах “Детского мира” возникает образ
Родины
, объединяющей все части этой замечательной книги. Читая статьи о
природе, животном мире своего края, размышляя о прошлом, восхищаясь красотой
былинного слога, песенных напевов, дети проникаются живым, трепетным чувством к
своей Родине, учатся ценить и понимать ее материальную и духовную культуру.

Вторая знаменитая книга Ушинского — “Родное слово”
(1864) — имела сходные с “Детским миром” принципы отбо­ра материала для чтения.
Она состояла из азбуки и первой после азбучного периода книги для чтения,
“Руководства для учащих” (педагогов, родителей) и была предназначена для 1 и 2
года обучения в школе, а также в семье.

“Родное слово”, как и “Детский мир”, имеет тенденцию
к энциклопедичности
, затрагивает широкий круг представлении и понятий,
стремясь охватить все, что интересовало ребенка того времени (семья,
школа, обряды, обычаи, праздники, до­машние животные, растения, трудовая
деятельность). Здесь та же авторская установка — дать детям систему реальных
знаний.

Поскольку читатель “Родного слова” младше, чем читатель
предыдущей книги, здесь налицо более четкое следова­ние принципу
постепенности и последовательности
. Боль­шую роль играет наглядность —
рисунки к текстам
. Вначале дети читают о близких и хорошо знакомых
предметах и явле­ниях: “Классная доска”, “Грифельная доска”, “Наш класс”,
“Хлеб”, “Вода”, “Одежда”, “Посуда” и так далее. Затем поня­тия усложняются,
расширяются границы “детского мира”, но сам этот мир остается близким и
понятным детскому уму (“Какие бывают растения”, “Как человек ездит по земле”,
“Как летают по воздуху”, “Село и деревня”, “Город”, “Яр­марка”). Композиционно
материал объединен определенной темой: зима, весна, лето, осень, домашние
животные и т. д.

“Дитя мыслит образами”, — писал Ушинский. Он стре­мился
к тому, чтобы у маленького читателя первоначально запечатлелся фольклорный,
художественный образ предме­та, явления
. К примеру, в теме “Животные
травоядные и пло­тоядные” вместо подробных объяснений Ушинский дает сказ­ку
“Старик и волк”, сценку “Лиса и кролик”, пословицы и поговорки, в том числе и
такую ироничную “Не торопись, коза, в лес: все волки твои будут”.

Поэтические произведения в “Родном слове” подобраны
с учетом возраста начинающих читателей
: небольшие отрывки из стихотворений
Пушкина, из поэмы Некрасова “Крестьян­ские дети”, стихотворения Майкова, Фета,
Плещеева. Специ­ально для “Родного слова” написал несколько стихотворений
известный педагог и сподвижник Ушинского Л.Н.Модзалевский, в том числе
популярное “Приглашение в школу”:

Дети!
В школу собирайтесь,

Петушок
пропел давно!

Попроворней
одевайтесь, —

Смотрит
солнышко в окно!..

В народно-поэтическом творчестве Ушинского особенно
привлекали пословицы. Все они, по его словам, “короче птичьего носа”,
но в каждой, как в зеркале, отразилась русская жизнь
. Каждая тема в “Родном
слове” иллюстрировалась дву­мя-тремя пословицами, поговорками. Пословичные
заглавия он дает басням, сказкам, поэтическим отрывкам. По мотивам пословиц
Ушинский пишет свои рассказы-миниатюры (“Тише едешь, дальше будешь”, “Неладно
скроен, да крепко сшит”, “Некрасиво, да спасибо”, “Горшок котлу не товарищ”) и
даже очерк о работе кузнеца называет “Куй железо, пока горячо”.

Великий педагог высоко ценил
эстетический, нравствен­ный потенциал народной сказки
, не раз подчеркивал,
что ставит народную сказку значительно выше всех рассказов, написанных
специально для детей: “Это первые и блестящие попытки русской народной
педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом
случае с пе­дагогическим гением народа”.“Родное слово” включает все виды
русских народных сказок
: кумулятивные (“Колобок”, “Репка”, “Мена”), сказки
про животных, волшебные, быто­вые. Большинство из них пересказаны,
обработаны самим Ушинским.
Они сохраняют смысл, идею, дух народной сказ­ки,
отличаются динамичным сюжетом, простотой и яснос­тью языка.

Тяготеют к народно-поэтическому
творчеству
и авторские рассказы Ушинского о животных: “Бишка”,
“Васька”, “Уточ­ка”, “Петушок с семьей”. Они написаны ритмизованным сло­гом,
украшены прибаутками, поговорками, присловьями, с характерными повторами,
уменьшительными и увеличитель­ными суффиксами.
“Котичек-коток — серенький
лобок. Лас­ков Вася, да хитер, лапки бархатные, ноготок остер”. Так начинается
рассказ “Васька”. В этих рассказах животные раз­говаривают, спорят друг с
другом, общаются с ребенком. Они — друзья человека: “Некрасива коровка, да
молочко дает”.

Сказки, басни, рассказы, прозаические
миниатюры, ста­тьи и очерки — “педагогическая проза” Ушинского разнооб­разна. “Дети
в роще”, “Четыре желания”, “Чужое яичко”, “Сумка почтальона”, “Слепая лошадь”

— эти и многие дру­гие произведения стали классикой детского чтения.
Расска­зы Ушинского отличает отчетливо выраженная познаватель­ная и
воспитательная направленность.

Рассказы Ушинского сюжетны. В них часто присутствует
герой-ребенок
. Это обостряет интерес читателя-сверстника к содержанию
произведения. Рассказ “Как рубашка в поле вы­росла” построен как развернутая
метафора. Любознательная Таня пытается понять загадочные слова отца: “А вот сею
ле­нок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке”. Девочка на­блюдает, как лен
всходит, цветет голубыми цветочками, по­том его убирают, отбеливают… И вот,
наконец, новые, бе­лые, как снег, рубашечки. Ребенок узнает, как много труда,
терпения, поэзии вложено в каждую вещь, сделанную рука­ми человека.

Стиль произведений Ушинского меняется в зависимости от
литературно-педагогической задачи
. В
маленьком расска­зе-притче “Хромой и слепой” он предельно лаконичен. “При­ходилось
слепому и хромому переходить быстрый ручей. Сле­пой взял хромого за плечи — и
оба перешли благополучно”. В развернутом сюжетном рассказе, очерке автор не
отказы­вается от колоритных пейзажных зарисовок, выразительных деталей.

Одну из своих задач Ушинский видел в том, чтобы
подготовить своих читателей к восприятию разнообразия и богатства
отечественной литературы.

012ce4dc3f56a1a5e9ca7e0b6a0382fcвошел
в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный
деятель. Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Ы. Алтынсарин
часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу
светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нем
открылись русско-казахские школы в Тургае, Илецкой защите, Иргизе, Актюбинске.
Он добивается открытия первой женской школы
. Всю свою жизнь Алтынсарин
посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет
благодатную почву для образования»,- писал он.

Алтынсарин
был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он
пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских
педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

Алтынсарину
как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для
развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники,
следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли
оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо
собственного литературного творчества — составление хрестоматии на родном
языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому
языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

Наряду
со стихами на общественно-просветительские темы, в поэтическом творчестве
Алтынсарина есть такие произведения, где раскрывается социальное неравенство в
ауле, обличается скупость и жестокость баев. Гнет несчастный народ свои спины в
поклоне, Над народом — всесильные ханы на троне, Бедняков обирают по-зверски,
бесчестно, А богатых одаривают повсеместно.

Алтынсарин-поэт
мастерски рисовал и картины родной природы. Наверное, нет ни одного настоящего
поэта, который не восхищался бы своеобразными законами гармонии, красками и
звуками природы. «Симпатия к природе есть первый момент духа, начинающего
развиваться. Каждый человек начинает с того, что непосредственно поражает его
ум формою, краскою, звуками…»,- писал В.Г. Белинский.

Алтынсарину
— поэту бесконечно близка степная природа. Особенно его волнует степь весной. В
стихотворении «Весна» картины природы неотделимы от картин народной жизни.
Панорама ожившей степи с «благодатью земной», с «далью голубой», когда в
«росном тепле испарений бескрайний простор уже покрывается свежей душистой
травой», дополняется задушевным описанием радостной встречи вечно живущего с
весной.

Куланы,
сайгаки — в просторах весенней земли, Заскачут, довольные тем, что опять
расцвели Высокие травы. И на воду чистых озер Опустятся с криками лебеди и
журавли. А в час, когда солнце слепит человеческий взор, Манящий мираж задрожит
в лучезарной дали.

Весна
приносит радость людям. Зоркий глаз Алтынсарина замечает и резвящихся малых
детей «на бархате трав молодых», и снарядившийся в путь караван, и женщин «с
веселыми шутками», и расставание влюбленных на заре.

Вместе
с тем, Алтынсарин — не просто тонкий наблюдатель природы, умеющий давать
красочные зарисовки. Это поэт-философ, задумывающийся над смыслом жизни, вечным
ее обновлением. Природа в глазах поэта — великий целитель, она вносит в жизнь
умиротворенность. Алтынсарин с восторгом воспринимает жизнь, верит в то, что
она разумна и прекрасна. Это можно почувствовать не только в стихотворении
«Весна», но в и другом его знаменитом стихотворении «Река». С одной стороны,
это конкретный образ реки, по берегам которой растут сочные травы и пасутся
стада, а в светлых струях резвятся косяки рыб, с другой, — это символ вечно
текущей жизни:

Сотни
стад не сумеют реки замутить, И ничем невозможно ей путь преградить!

Художественная
конкретность пейзажа, проникновенное описание природы, воздействие ее на
чувства человека, с его думами, жизнью и заботами свидетельствуют о
реалистической манере изображения автором действительности.

Кроме
стихотворений, Ы. Алтынсарин писал рассказы, в которых также выражены
демократические, гуманистические, просветительские идеи автора. В них в
социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60-70-х
годах XIX века.

В
рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом»,
«Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни:
социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества,
польза знаний и науки.

В
рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется о том, как два
мальчика-ровесника, случайно оставшиеся на месте старого кочевья, разыскивали
откочевавший аул. Рассказывая об их приключениях, Алтынсарин показывает
характеры этих мальчиков, обусловленные их социальным положением, образом
жизни, воспитанием, навыками и привычками.

Смысл
рассказа — в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен —
сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно
труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные
препятствия, а праздность — корень пороков.

Рассказ
«Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин
стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры
не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность, легко
напрашивающиеся дидактические выводы — все это сделало рассказ «Сын бая и сын
бедняка» популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских
читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском
переводе.

Важным
для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов
Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и
опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания
устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают
переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В
рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет
избавления от них. Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и
занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд
земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все
больше и больше притягивало к себе других: «… беднота из кочевого населения
присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств,
руководимых им, дошло до четырехсот». Успехи Сейткула и его друзей Алтынсарин
объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. Как и
в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие — человек
труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.

В
рассказе «Кипчак Сейткул» Алтынсарин использует свой излюбленный прием —
антитезу. Труженику Сейткулу противопоставлен его старший брат, стремившийся
разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов, он был убит.
Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет
впрок.

Значение
творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный
просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской
реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь
к миру высоких культурных ценностей.

Константин Дмитриевич Ушинский.Знаменитый русский педагог, писатель. Родился...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Константин Дмитриевич Ушинский.Знаменитый русский педагог, писатель. Родился

    Описание слайда:

    Константин Дмитриевич Ушинский.

    Знаменитый русский педагог, писатель.
    Родился сто девяносто семь лет назад, в 1824 году, в Туле.
    Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

  • 2 слайд

    В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимна

    Описание слайда:

    В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. В 1840 году Ушинский начал обучение в Московском университете. В течение всего обучения он давал частные уроки. В 1844 году он блестяще окончил университет и был приглашён на профессорскую должность в Ярославский Демидовский лицей, где был самым популярным профессором. Но через 6 лет он прекратил работу в лицее, так как ему приходилось мелочные придирки со стороны начальства.
    Его мать умерла, когда ему было 11 лет, но воспоминания о ней он сохранил на всю жизнь. 

  • 3 слайд

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действитель

    Описание слайда:

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.
    И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

  • 4 слайд

    И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Р

    Описание слайда:

    И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

  • 5 слайд

    «Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебн

    Описание слайда:

    «Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.
    В свои книги Ушинский поместил сказки — некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

  • 6 слайд

    Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной ж

    Описание слайда:

    Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, — о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.
    Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, — все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе — труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

  • 7 слайд

    К.Д. Ушинский «Чужое яичко»

    Описание слайда:

    К.Д. Ушинский «Чужое яичко»

  • 8 слайд

    Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятни

    Описание слайда:

    Рано утром встала старушка Дарья, выбрала темное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку.
    у.

  • 9 слайд

    Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленовато

    Описание слайда:

    Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и побольше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички, сбегает поклевать зернышек, попить водицы, и опять на место; даже вылиняла, бедняжка.

  • 10 слайд

     И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому

    Описание слайда:

     И какая стала сердитая, шипит, клохчет, даже петушку не дает подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в темном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклевываться, один за другим: проклюнет скорлупку носом, выскочит, отряхнется и станет бегать, ножками пыль разгребать, червяков искать.

  • 11 слайд

    Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он

    Описание слайда:

    Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел: кругленький, пушистый, желтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыпленок, — думает курица, — клюет, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыпленку, однако же какой ни на есть, а все сын. 

  • 12 слайд

    И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, расп

    Описание слайда:

    И любит, и бережет его курица, как и прочих, а если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги.

  • 13 слайд

    Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю се

    Описание слайда:

    Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыпленок завидел воду, так прямо и кинулся в нее. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый еще раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди! Братец тонет!

  • 14 слайд

    Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал с

    Описание слайда:

    Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапами. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Ушинский родное слово сказки

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Ушинский родное слово сказки

  • Сейчас обучается 895 человек из 81 региона

Ушинский родное слово сказки

  • Сейчас обучается 358 человек из 70 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ВО 2 А КЛАССЕ

  • Презентация по математике на тему «Сложение и вычитание числа 0.Тренажер .1 класс»

  • Презентация по русскому языку: Выпуск 2. Тема:»Мягкий знак — показатель мягкости в конце и в середине слова».

  • Карточка по математике » Компоненты действий»» 3 класс

  • Выступление по теме «Приёмы повышения техники чтения через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы»

  • Развитие орфографической зоркости как важное условие формирования языковой компетенции у младших школьников.

  • Карточка «Простые задачи на увеличение, уменьшение НА / В»» 3 класс

  • Тест по теме «Приставка»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454771 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Биография

Ушинский Константин Дмитриевич — основоположник русской педагогики, автор книг для детей. Появился на свет в 1823 в Туле, позже семья перебралась в Новгород-Северский.

После окончания новгород-северской гимназии Константин Дмитриевич получал образование в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова на юридическом отделении. Ушинский защитил кандидатскую диссертацию в 1844, а спустя два года стал профессором Демидовского юридического лицея в городе Ярославле.

В 1849 Ушинский оставил преподавательскую деятельность и перебрался в Санкт-Петербург. Проработав некоторое время на незначительной чиновничьей должности, Ушинский был принят в Гатчинский Сиротский институт в качестве учителя русской словесности, а через год был повышен до инспектора классов. В это время Ушинский начал писать статьи по педагогике и сотрудничал с такими печатными изданиями, как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения» и «Современник».

С конца 1850-х гг. Константин Дмитриевич трудился в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора. В 1862 он отправился в путешествие по Европе с целью изучения школьного дела. Результатом поездки стала статья «Педагогическая поездка по Швейцарии», а также учебники «Родное слово» и «Детский мир».

Константин Ушинский известен также своими произведениями для детей: «Четыре желания», «Плутишка кот», сборниками сказок. Константин Дмитриевич ушел из жизни в 1871 году.

Читать полностью Свернуть текст

Книги

Новинки   (6)

Серии   (8)

Все книги   (15)

Отзывы

Ушинский – это сказки из детства. Они проникают в сердце и остаются там на всю жизнь, наполняя его добротой, смекалкой и немного хитростью. Так хочется, чтобы и наши дети имели возможность читать эти произведения. Эта книжка – потрясающий пример современного издания, которое ничуть не испортило, но даже сделало более красочными впечатления детства. Это те же добрые, любимые сказки: «Бишка», «Жалобы зайки», «Два козлика»…, — от которых веет детством, маминым голосом и всем теплым, родным и настоящим. Иллюстрации Ксении Павловой органично вписываются в мое представление об этих сказках, шрифт крупный, удобный для чтения ребенком. Пусть моя дочка тоже наслаждается этими прекрасными сказками! Читать далее

Сказки Константина Ушинского детям очень нравятся, слушают внимательно, вопросы задают, а главное протягивают тебе книгу и просят: «Почитай!». В сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» собраны самые-самые любимые сказки. На сказках К. Ушинского можно воспитывать, причем так, что ребенок даже не заметит, что его воспитывают! Оформлены книги серии «Книги – мои друзья» замечательно: формат удобный, обложка твердая, бумага качественная (плотная и белая), иллюстрации красочные и привлекательные. Сказки Константина Ушинского небольшие по объему, и дети хорошо их понимают и воспринимают. Всего в сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» двадцать одна сказка: 1. ДВА КОЗЛИКА 2. ВЕТЕР И СОЛНЦЕ 3. ДВА ПЛУГА 4. СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ 5. ЛИСА И КОЗЁЛ 6. ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ 7. НЕЛАДНО СКРОЕН, ДА КРЕПКО СШИТ 8. ПЕТУХ ДА СОБАКА 9. ОХОТНИК ДО СКАЗОК 10. ПЛУТИШКА КОТ 11. БИШКА 12. ХРАБРАЯ СОБАКА 13. МЫШКИ 14. КОЗЁЛ 15. ЛИСА И ГУСИ 16. ПЕТУШОК С СЕМЬЁЙ 17. КОРОВКА 18. ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА 19. ВОРОНА И РАК 20. УМЕЙ ОБОЖДАТЬ 21. ВАСЬКА В этой книге иллюстрирована каждая страничка, рисунки словно окантовывают текст, это удобно когда взрослый читает книгу маленькому ребенку. Животные симпатичные, узнаваемые. Дошкольникам и даже младшим школьникам, сказка необходима, она нужна, что бы почувствовать себя бесстрашным участником событий. Читая сказку ребенок сможет многому научиться: на добро надо отвечать добром, а зло стоит справедливо наказать, что бы впредь неповадно было))) А еще, сказка потрясающе развивает воображение ребенка, учит фантазировать. Книга «Плутишка кот: любимые сказки» мобильна, небольшой размер позволяет взять её с собой на дачу, например. И по цене книги серии «Книги – мои друзья» довольно демократичны. Читать далее

Все отзывы

Голосование за переиздание книги

Сказки (ст. изд.)

Сказки (ст. изд.)

6 причин подарить ребёнку книгу из серии «Читаем сами»: Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребенком. Слова с ударениями – выделение ударного слога помогает ребенку избежать трудностей при определении места ударения. ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний», текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст– ребенок обязательно захочет узнать, «чем все закончится». Гармоничное соотношение текста и иллюстраций – ребенок не будет спешить перелистнуть страницу, …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Аннотация …

Сказки (ил. К. Павловой)

Сказки (ил. К. Павловой)

Герои этих коротких рассказов педагога и писателя Константина Ушинского — звери и птицы, Солнце и Ветер, Огонь и Вода. Маленький читатель не только легко прочитает простой и увлекательный текст, но и познакомится с временами года, законами природы, основами логики и морали. Пятнадцать небольших рассказов и сказок прекрасно иллюстрированы рисунками Владимира и Марины Белоусовых и Анастасии Басюбиной. Они-второй язык книги, помогают ребёнку представить себе самые невероятные сказочные ситуации. Книги серии «Читаем сами» необходимы каждому дошкольнику и школьнику начальных классов для …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

В книгу известного русского писателя и педагога К.Д. Ушинского»Четыре желания» вошли рассказы и сказки о природе, зверях и птицах, истории вещей и явлений. Как и все произведения Ушинского, они учат добру и заставляют задуматься. Прекрасные и образные иллюстрации М.Белоусовой—на каждой …

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

В сборник сказок выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского вошли «Плутишка кот», «Васька», «Лиса Патрикеевна» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

В сборник вошли рассказы и сказки: «Бишка», «Лиса Патрикеевна», «Проказы старухи зимы», «Ласточка», «Сумка почтальона» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы

Четыре желания. Рассказы

В книгу вошли рассказы выдающегося русского педагога К. Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Чужое яичко», «Леший», «Гадюка», «Ласточка», «Дети в роще», «Как рубашка в поле …

Четыре желания: рассказы

Четыре желания: рассказы

В сборник вошли рассказы выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Гадюка», «Дети в роще» …

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Самые известные сказки выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1832-1870) впервые были изданы в сборниках «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги стали первыми общедоступными российскими учебниками для массового начального …

Сказки

Сказки

В данное издание вошли сказки Константина Ушинского в красочном …

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Цель: Познакомить детей со сказкой К. Ушинского «Слепая лошадь».

Задачи:

Образовательные:

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

Формировать у детей положительные качества: доброту, честность, отзывчивость.

Развивающие:

Развивать умение делать обобщающие выводы, высказывать своё мнение, способствовать обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающим, в том числе и «братьям нашим меньшим», вызвать желание приходить к ним на помощь.

Воспитывать желание сохранять правильную осанку в различных положениях, интерес к физическим упражнениям.

Словарная работа.

Рогатина, узда, три меры, хворать, хилеть, князь, стреха, единодушно.

Оборудование.

Портрет К. Д. Ушинского, иллюстрации к произведению,презентация.

Методы.

Наглядные, словесные, практические.

Приёмы.

Показ, речевое общение, поощрения, вопрос, сообщения об авторе.

I.Вводная часть

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и подарим теплоту дружеских рук друг другу.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Мотивационный период:

Педагог показывает детям потрет писателя. Сегодня, я хочу познакомить вас еще с одним детским писателем. А зовут его Константин Дмитриевич Ушинский.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД 1)

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на портрет писателя К. Д. Ушинского.

— Много лет тому назад в городе Тула, родился Константин Дмитриевич Ушинский. (ПОКАЗ СЛАЙДА 2)

Родители: Отец К. Д. Ушинского Дмитрий Григорьевич Ушинский происходил из обедневших дворян. Много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Мать К. Д. Ушинского Любовь Степановна Ушинская (Капнист) сама руководила первоначальным обучением сына, пробудив в нем любознательность и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания. (ПОКАЗ СЛАЙДА 3)

К.Д.Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей. (ПОКАЗ СЛАЙДА 4)

После окончания гимназии в 1840 г. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет, который блестяще закончил в 1844 г., сдал магистерский экзамен и получил степень кандидата юриспруденции.

В 1846 году стал преподавать в Ярославском юридическом лицее. В 1850 г. был вынужден уйти в отставку. Через 1,5 года переезжает в Петербург. (ПОКАЗ СЛАЙДА 5)

В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение сначала учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов Смольного института благородных девиц. Девушек воспитывали в духе христианской морали и превратного представления об обязанностях жены и матери, им давали очень мало реальных знаний и больше заботились о привитии им светских манер, преклонения перед царизмом. (ПОКАЗ СЛАЙДА 6)

Переехал в Санкт-Петербург, устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника Департамента духовных дел и иностранных вероисповеданий. Стал сотрудничать в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855) (ПОКАЗ СЛАЙДА 7)

В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». (ПОКАЗ СЛАЙДА 8)

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию.

После возвращения в Россию, он прожил не долго: умер в 1870 году в возрасте около 47 лет. Ушинский за свою короткую жизнь сделал очень много. (ПОКАЗ СЛАЙДА 9)

У него была мечта: научить маленьких детей читать и писать так, чтобы им было нетрудно и интересно. Константин Дмитриевич стал сочинять интересные рассказы для детей, игры, загадки. Так появилась знаменитая книга «Родное слово», которая принесла Ушинскому Славу народного учителя. Его произведения помещены в учебные книги. (ПОКАЗ СЛАЙДА 10)

Вот ещё некоторые рассказы К. Д. Ушинского:

  • «Вместе тесно, а врозь скучно»

  • «Гадюка»

  • «История одной яблоньки»

  • «Как рубашка в поле выросла»

  • «Курица и утята»

  • «Проказы старухи-зимы»

  • «Утренние лучи»

  • «Четыре желания»

К. Д. Ушинский писал не только рассказы, но и сказки для детей. Он считал важным не объём сюжета, а наличие в них поучительного «зёрнышка». В своих сказках К. Д. Ушинский всегда учит маленьких читателей добру, честности и любви к животным.

  • «Ветер и солнце»

  • «Слепая лошадь»

  • «Лиса и козёл»

  • «Петух да собака»

  • «Мышки»

  • «Лиса и гуси»

  • «Петушок с семьёй»

  • «Лиса Патрикеевна»

  • «Ворона и рак»

  • «Козлятки и волк»

Помимо рассказов и сказок, К. Д. Ушинский писал для детей и басни:

  • «Гусь и журавль»

  • «Ворон и сорока»

  • «Лес и ручей»

  • «Храбрая собака»

В городе Санкт-Петербурге ему возведен памятник, он установлен на против главного входа Педагогического института имени А.И.Герцена. (ПОКАЗ СЛАЙДА 11)

А какие произведения К. Д. Ушинского вы знаете? О ком эти произведения?

Ответы детей:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Вот несколько книг с произведениями Ушинского.( ПОКАЗ СЛАЙДА 12)

Воспитатель: Все произведения Ушинского про животных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». (ПОКАЗ СЛАЙДА 13)

Перед тем, как я начну вам читать рассказ, давайте отдохнем немножко. Становитесь в круг и повторяйте все за мной.

Физкультминутка:

Мы шагаем, мы шагаем,

Дружно ноги поднимаем.

По дороге мы пойдем,

Клад чудесный мы найдем. (шаг на месте)

Влево – шаг, вправо – шаг,

Шаг вперед и шаг назад. (движения по тексту)

Мы по мостику шагаем,

Ножку к ножке приставляем, (приставной шаг)

Мы торопимся за кладом,

Все быстрее мы идем.

Воспитатель: А сейчас ребята, присаживайтесь на стульчики и послушайте рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Слепая лошадь». После чтения.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с новыми словами, которые встретились нам в рассказе «Слепая лошадь». Посмотрите на экран все.

(ПОКАЗАТЬ СЛАЙД 14)

Роскошно — отличающийся роскошью, богатством.

Соболя – мех хищного зверька (соболь).

Парча — плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Рогатина — большая палка с развилиной на конце.

Узда — часть сбруи — ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного.

Три меры – мера – старинная русская единица ёмкости для сыпучих тел.

Хворать — болеть, хилеть – становиться хилым.

Осунувшаяся крыша – так говорят о человеке, который сильно похудел.

Князь — правитель города.

Стреха — нижний, свисающий край крыши деревянного дома, избы, а также сама крыша, кровля, обычно соломенная.

Единодушно — полное согласие во мнениях, действиях.

Воспитатель:Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы по тексту.

— О ком эта сказка?

— Кем был для Уседома  Догони – Ветер?

— Что однажды приключилось купцом?

— Кто спас Уседома?

— Что обещал хозяин своему коню?

— Сдержал Уседом свое слово?

— Как получилось, что Догони — Ветер остался слепой?

— Как чувствовал себя Догони — Ветер? (одиночество)

— Как вы  понимаете слово «одиночество»?

(Это когда рядом никого нет, когда тебе плохо и некому помочь.)

— Чем закончилась сказка?

— Чему же научила нас эта сказка?

Рефлексия:

— С произведением, какого автора мы сегодня познакомились?

-Как называется это произведение? («Слепая лошадь»).

— Чему научило вас это произведение?

Я знаю очень хорошую пословицу: «Друга ищи, а найдешь, береги!». Спасибо всем.

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия
Воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 80 комбинированного вида», г. Саранск, Республика Мордовия

Насибуллина С.Л., Курышова И.А. О роли устного народного творчества в воспитании детей // Совушка. 2019. N 3 (17). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/17/ (дата обращения: 09.01.2022).

Заказ № 400279


«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он засушенный цветок»

В.А. Сухомлинский

Значение произведений устного народного творчества в процессе воспитания и развития ребенка дошкольного возраста велико. Народный фольклор является источником педагогического воздействия на дошкольника, базовой основой для воспитания нравственности, эстетических чувств, патриотизма. В процессе его освоения оказывается огромное влияние на эмоциональную и нравственную сферы ребёнка [1, с.4].

Функции воспитания устного народного творчества состоят в том, что оно способствует пониманию таких категорий, как добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и др. Русский фольклор сравним с чистым родником, напившись из которого, ребёнок познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком [1, с.7].

Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с потешками, которые представляют одну из малых форм фольклорных произведений. Для ребёнка становится важным смысловое содержание, ритм слов, возможность совершать различные действия при произношении текста. Он испытывает эмоциональный всплеск, а также это помогает изменить его поведение особенно в период привыкания к условиям пребывания в детском саду. С помощью потешки, народной песенки можно переключить внимание ребёнка на какую- либо игрушку, вызвать положительные эмоции по отношению к воспитателю, развивать чувство необходимости выполнять такие режимные моменты, как сон, умывание, причёсывание, приём пищи и т. д. 

Сказка является особым средством воспитания нравственности дошкольника. Она оказывает помощь в демонстрации того, что дружба может победить зло, что зло всегда наказывается, а добрые поступки всегда вознаграждаются. Обычно положительные герои сказок обладают такими чертами характера, интеллектуальными способностями, которые являются более ценными для человека. Ребёнок учится оценивать поступки положительных и отрицательных героев, находить способы помощи и защиты обманутым и обиженным Благодаря сказочным героям ребёнок начинает понимать, к чему он должен стремиться, какие поступки совершать. В сказках всегда содержится урок, который ребёнок выносит для себя. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах [3, с.31]. По словам К.И. Чуковского, сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с одним из ее персонажей, борющихся за добро. В этом сочувствии детей героям сказки и заключается основное воспитательное значение сказки» [12].

Кроме того, на основе сюжета сказки можно обучать основам безопасности жизнедеятельности, знакомить с опасными сторонами, которые могут подстерегать ребёнка в реальной жизни, а также проводить параллели с действительностью [5, с.124].

Произведения устного народного творчества являются особым средством формирования и воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте. В них содержатся конкретные факты, образы героев, вызывающие интерес у детей. Особое место здесь занимают героические сказки, в которых рассказывается о героических подвигах персонажей при освобождении своего народа, родной земли от врагов и нечисти. К.Д. Ушинский рассматривает интерес детей к различным произведениям фольклора как «показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей» [7, с.13, 16, 17]. 

Нельзя не отметить значение устного народного творчества для формирования познавательного интереса. «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» [2, с. 122]. Например, русская народная сказка «Колобок» знакомит детей с традиционной русской кухней, с рецептом приготовления колоба, с такими понятиями, как «амбар», «сусек», «пряжить», тем самым расширяя кругозор, приобщая к истокам русского языка [16, с.24, 26].

Фольклор раскрывают все прелести русского языка, обогащает речь дошкольника. По словам К.Д. Ушинского, «фольклорные тексты пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка» (8, стр.298). Произведения фольклора позволяют ребёнку окунуться в красоту родного языка, влияют на образность речи. Ещё великий детский писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи» [12]. 

В произведениях устного народного творчества, влияющих на экологическое воспитание, очень чётко прослеживается связь человека с природой. Так в многочисленных пословицах отражаются наблюдения за природными явлениями, за их силой. Хоровод – это действо, которое полностью связано с природой. Таким образом, воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику [4, с.42-44]. 

Кроме произведений русского фольклора в круг чтения дошкольника должны органично вписываться и произведения фольклора народов мира, которые знакомят ребёнка с национальными культурами, прививая его к общечеловеческим ценностям. Сравнивая произведения разных народов, ребёнок получает возможность первоначального анализа национальных особенностей, что способствует пониманию единых моральных позиций, общих целей фольклора каждого народа [7, с.16]. 

В заключении акцентируем внимание ещё раз на то, что роль фольклора в воспитании ребёнка безгранична. Устное народное творчество оказывает воспитательное воздействие на развитие личности, чувств, черт характера, связывающих ребенка со своим народом через песни, игры, танцы, сказки и т.д. Это источник педагогического материала, основа речевого, нравственного, эстетического, патриотического, экологического воспитания. Использование в работе наследия народа оживляет педагогический процесс. 

Литература:

  1. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
  3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. №5. С. 28-35.
  4. Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 2009. №4. С.42-46.
  5. Пидручная С. Сказки – за безопасность детей // Дошкольное воспитание. 2008. №2. С. 124-127.
  6. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2009. №5. С. 24-28.
  7. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений, М.: 1974.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6. М., 1948.
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/09/05/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey
  10. https://infourok.ru/rol-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-vospitanii-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-1906816.html
  11. https://moluch.ru/archive/179/46317/
  12. Чуковский К.И. От двух до пяти. URL: https://www.gumer.info/

  • Ушинский рассказы о природе 3 класс
  • Ушинский рассказы о животных текст распечатать
  • Ушинский рассказ трусливый ваня
  • Ушинский наше отечество читать полностью рассказ
  • Ушинский лиса патрикеевна чему учит сказка