Ушинский лиса патрикеевна чему учит сказка

Биография ушинский константин дмитриевич основоположник русской педагогики, автор книг для детей. появился на свет в 1823 в туле, позже

Биография

Ушинский Константин Дмитриевич — основоположник русской педагогики, автор книг для детей. Появился на свет в 1823 в Туле, позже семья перебралась в Новгород-Северский.

После окончания новгород-северской гимназии Константин Дмитриевич получал образование в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова на юридическом отделении. Ушинский защитил кандидатскую диссертацию в 1844, а спустя два года стал профессором Демидовского юридического лицея в городе Ярославле.

В 1849 Ушинский оставил преподавательскую деятельность и перебрался в Санкт-Петербург. Проработав некоторое время на незначительной чиновничьей должности, Ушинский был принят в Гатчинский Сиротский институт в качестве учителя русской словесности, а через год был повышен до инспектора классов. В это время Ушинский начал писать статьи по педагогике и сотрудничал с такими печатными изданиями, как «Журнал для воспитания», «Библиотека для чтения» и «Современник».

С конца 1850-х гг. Константин Дмитриевич трудился в Смольном институте благородных девиц в качестве инспектора. В 1862 он отправился в путешествие по Европе с целью изучения школьного дела. Результатом поездки стала статья «Педагогическая поездка по Швейцарии», а также учебники «Родное слово» и «Детский мир».

Константин Ушинский известен также своими произведениями для детей: «Четыре желания», «Плутишка кот», сборниками сказок. Константин Дмитриевич ушел из жизни в 1871 году.

Читать полностью Свернуть текст

Книги

Новинки   (6)

Серии   (8)

Все книги   (15)

Отзывы

Ушинский – это сказки из детства. Они проникают в сердце и остаются там на всю жизнь, наполняя его добротой, смекалкой и немного хитростью. Так хочется, чтобы и наши дети имели возможность читать эти произведения. Эта книжка – потрясающий пример современного издания, которое ничуть не испортило, но даже сделало более красочными впечатления детства. Это те же добрые, любимые сказки: «Бишка», «Жалобы зайки», «Два козлика»…, — от которых веет детством, маминым голосом и всем теплым, родным и настоящим. Иллюстрации Ксении Павловой органично вписываются в мое представление об этих сказках, шрифт крупный, удобный для чтения ребенком. Пусть моя дочка тоже наслаждается этими прекрасными сказками! Читать далее

Сказки Константина Ушинского детям очень нравятся, слушают внимательно, вопросы задают, а главное протягивают тебе книгу и просят: «Почитай!». В сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» собраны самые-самые любимые сказки. На сказках К. Ушинского можно воспитывать, причем так, что ребенок даже не заметит, что его воспитывают! Оформлены книги серии «Книги – мои друзья» замечательно: формат удобный, обложка твердая, бумага качественная (плотная и белая), иллюстрации красочные и привлекательные. Сказки Константина Ушинского небольшие по объему, и дети хорошо их понимают и воспринимают. Всего в сборнике «Плутишка кот: любимые сказки» двадцать одна сказка: 1. ДВА КОЗЛИКА 2. ВЕТЕР И СОЛНЦЕ 3. ДВА ПЛУГА 4. СЛЕПАЯ ЛОШАДЬ 5. ЛИСА И КОЗЁЛ 6. ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ 7. НЕЛАДНО СКРОЕН, ДА КРЕПКО СШИТ 8. ПЕТУХ ДА СОБАКА 9. ОХОТНИК ДО СКАЗОК 10. ПЛУТИШКА КОТ 11. БИШКА 12. ХРАБРАЯ СОБАКА 13. МЫШКИ 14. КОЗЁЛ 15. ЛИСА И ГУСИ 16. ПЕТУШОК С СЕМЬЁЙ 17. КОРОВКА 18. ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА 19. ВОРОНА И РАК 20. УМЕЙ ОБОЖДАТЬ 21. ВАСЬКА В этой книге иллюстрирована каждая страничка, рисунки словно окантовывают текст, это удобно когда взрослый читает книгу маленькому ребенку. Животные симпатичные, узнаваемые. Дошкольникам и даже младшим школьникам, сказка необходима, она нужна, что бы почувствовать себя бесстрашным участником событий. Читая сказку ребенок сможет многому научиться: на добро надо отвечать добром, а зло стоит справедливо наказать, что бы впредь неповадно было))) А еще, сказка потрясающе развивает воображение ребенка, учит фантазировать. Книга «Плутишка кот: любимые сказки» мобильна, небольшой размер позволяет взять её с собой на дачу, например. И по цене книги серии «Книги – мои друзья» довольно демократичны. Читать далее

Все отзывы

Голосование за переиздание книги

Сказки (ст. изд.)

Сказки (ст. изд.)

6 причин подарить ребёнку книгу из серии «Читаем сами»: Крупный шрифт правильного академического начертания оптимален для прочтения самим ребенком. Слова с ударениями – выделение ударного слога помогает ребенку избежать трудностей при определении места ударения. ОЧЕНЬ плотная белая бумага — страницы легко переворачивать, они не мнутся и не рвутся даже после многочисленных «листаний», текст и картинки не просвечивают. Увлекательный текст– ребенок обязательно захочет узнать, «чем все закончится». Гармоничное соотношение текста и иллюстраций – ребенок не будет спешить перелистнуть страницу, …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Аннотация …

Сказки (ил. К. Павловой)

Сказки (ил. К. Павловой)

Герои этих коротких рассказов педагога и писателя Константина Ушинского — звери и птицы, Солнце и Ветер, Огонь и Вода. Маленький читатель не только легко прочитает простой и увлекательный текст, но и познакомится с временами года, законами природы, основами логики и морали. Пятнадцать небольших рассказов и сказок прекрасно иллюстрированы рисунками Владимира и Марины Белоусовых и Анастасии Басюбиной. Они-второй язык книги, помогают ребёнку представить себе самые невероятные сказочные ситуации. Книги серии «Читаем сами» необходимы каждому дошкольнику и школьнику начальных классов для …

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Плутишка кот: любимые сказки (ст. изд.)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

Четыре желания. Сказки (ил. М. Белоусовой)

В книгу известного русского писателя и педагога К.Д. Ушинского»Четыре желания» вошли рассказы и сказки о природе, зверях и птицах, истории вещей и явлений. Как и все произведения Ушинского, они учат добру и заставляют задуматься. Прекрасные и образные иллюстрации М.Белоусовой—на каждой …

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: любимые сказки (ил. К. Павловой)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Плутишка кот: сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

В сборник сказок выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского вошли «Плутишка кот», «Васька», «Лиса Патрикеевна» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

Четыре желания. Рассказы и сказки (с крупными буквами, ил. А. Басюбиной, В. и М. Белоусовых)

В сборник вошли рассказы и сказки: «Бишка», «Лиса Патрикеевна», «Проказы старухи зимы», «Ласточка», «Сумка почтальона» и другие известные …

Четыре желания. Рассказы

Четыре желания. Рассказы

В книгу вошли рассказы выдающегося русского педагога К. Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Чужое яичко», «Леший», «Гадюка», «Ласточка», «Дети в роще», «Как рубашка в поле …

Четыре желания: рассказы

Четыре желания: рассказы

В сборник вошли рассказы выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Гадюка», «Дети в роще» …

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Сказки (ил. В. и М. Белоусовых, А. Басюбиной)

Самые известные сказки выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1832-1870) впервые были изданы в сборниках «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги стали первыми общедоступными российскими учебниками для массового начального …

Сказки

Сказки

В данное издание вошли сказки Константина Ушинского в красочном …

Информационная справка:

Небольшие по объёму сказки Ушинского хороши для детей младших и средних групп детского сада. Подобраны произведения, написанные самим автором, а также русские сказки в обработке. Писатель не стремится развить сюжет сказки, он может быть очень маленьким, даже похожим на детскую песенку. Зато в каждой сказке крохотульке есть своё поучительное «зерно». Ушинский обязательно учит ребёнка добру, послушанию и любви к животным.

Почему Ушинский так пишет?

Константин Дмитриевич никогда не был профессиональным сказочником. Он всю жизнь работал педагогом, искал новые пути для образования в России. Старался привить на практике всё лучшее, о чём читал или видел за границей. Для этого он много ездил по Европе, читал архивные записи русских инспекторов по высшим учебным заведениям. Встречался с педагогами и учащимися в своей стране. В список изданных им произведений входили в основном научные труды по педагогике и первые учебники для школ. Для души мог писать рассказы о природе.

Сказки стали попыткой первого заочного общения с маленькими детьми, которое впоследствии могло перерасти в нечто большее. Ушинский хотел нащупать ту связь, которая подсказала бы воспитателю, как развивать в малышах лучшие человеческие качества с минимального возраста восприятия, используя игровую форму и даже пока неосознанно. Лучшим способом для этого должны были стать обучающие сказки. К сожалению, автору их удалось написать немного.

Прочтите малышам

Сказки малышки Ушинского можно читать для очень маленьких детей. Он написал простые тексты без длинного сюжета, за которым малышу следить сложно. Сначала вашего ребёнка привлечёт напевность изложения и знакомые слова, позднее он поймёт и содержание. Сослужит добрую службу и краткость, она поможет надёжно заложить в детской голове именно ту воспитательную идею, которую хотел оставить в ней автор.

Константин Дмитриевич Ушинский

Рассказы и сказки

Сборник

i 002

1824–1870

К. Д. Ушинский

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: «Тит, иди молотить». – «Брюхо болит». – «Тит, иди кисель есть». – «А где моя большая ложка?»

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился сто восемьдесят лет назад, в 1824 году.

Детство он провел на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу. «Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, были изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящички самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки – солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнера за чуб… В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, еще не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплевывался, прежде чем начинал свой урок».

Но директор гимназии И. Ф. Тимковский – писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность – так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы – в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок была и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное – они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны около двухсот лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность и доброта.

Вл. Муравьев

Дети в роще

Дети в роще

i 003

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

– Знаешь ли что? – сказал брат сестре. – В школу мы еще успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички; а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелеными кустами, под кудрявыми березами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

– Поиграй-ка с нами, – сказали дети жучку.

– С удовольствием бы, – отвечал жук, – но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

– Поиграй с нами, – сказали дети желтой, мохнатой пчеле.

– Некогда мне играть с вами, – отвечала пчелка, – мне нужно собирать мед.

– А ты не поиграешь ли с нами? – спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить свое хитрое жилье.

i 004

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток». Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Педагоги
выделили в книгах Ушинского тот
художественный материал, знакомство с
которым целесообразно начать еще в
дошкольную пору. Это касается в первую
очередь творчества самого Ушинского
как автора небольших рассказов о
животных. Животные представлены с
характерными повадками и в той жизненной
«роли», которая неотделима от их природы.

В
небольшом рассказике «Бишка» говорится:
«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке
написано!» Понюхала собачка книжку, да
и прочь пошла. «Не мое, — говорит, — дело
книги читать. Я дом стерегу, по ночам не
сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту
хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноски
тащу — будет с меня и этого». Собака умна,
но не настолько, чтобы ей книги читать.
Каждому от природы дано свое.

В
рассказе «Васька» в столь же простой
форме поведано о том, что делает в доме
кот. Ушинский ведет речь как настоящий
сказочник — в том стиле, который ребенку
знаком по песенкам: «Котичек-коток —
серенький лобок. Ласков Вася, да хитер,
лапки бархатные, ноготок остер». Однако
скоро Ушинский оставляет прибауточно-песенный
тон и продолжает рассказ с намерением
пробудить в ребенке любознательность.
Зачем коту большие глаза? Зачем чуткие
уши, сильные лапки и острые когти? Ласков
кот, а «попалась мышка — не прогневайся» 1 .

В
рассказе «Лиса Патрикеевна» объем
преподносимых ребенку реальных сведений
о зверях еще больше. Он узнает не только
о том, что у лисы «зубушки остры», «рыльце
тоненькое», «ушки на макушке», «хвостик
на отлете», а шубка теплая, но и то, что
лисонька красива — «кума принаряжена:
шерсть пушистая, золотистая; на груди
жилет, а на шее белый галстучек»; что
лиса «ходит тихохонько», пригибаясь к
земле, будто кланяется; что «хвост носит
бережно»; что роет норы и что в норе
много ходов-выходов, что полы в норе
выстланы травой; что лиса-разбойница:
крадет кур, уточек, гусей, «не помилует
и кролика» 1 .

Писательский
глаз Ушинского зорок, взгляд на мир
поэтичен: с ребенком говорит добрый
наставник, который не прочь и пошутить.
Петух разгреб лапками кучу, созвал
«курочек-хохлатушек», цыплят — «малых
ребят»: «Я вам зернышко припас!» В семье
вышел спор: зернышко не поделили. Петя
«беспорядков не любит»: «ту за хохол,
того за вихор», сам склевал зернышко,
на плетень взлетел, «во все горло заорал
«ку-ка-ре-ку!» («Петушок с семьей»). В
другом рассказе говорится о растерянности
курицы: высиженные ею утята увидали
воду и поплыли — заметалась курица.
«Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала»
(«Курица и утята»).

Особая
ценность его рассказов о природе, о
животных («Жалобы зайки», «Пчелки на
разведке» и др.) состоит в том, что природа
в них показана как цельный и прекрасный
мир, полный тайн.

Настала
весна, солнце согнало снег с полей; в
пожелтевшей прошлогодней травке
проглядывали свежие, ярко-зеленые
стебельки; почки на деревьях распускались
и выпускали молоденькие листочки. Вот
проснулась и пчелка от своего зимнего
сна, прочистила глазки мохнатыми лапками,
разбудила подруг, и выглянули они в
окошечко: ушел ли снег, и лед, и холодный
северный ветер?

Такие
рассказы Ушинского, как «Играющие
собаки», «Два козлика», «Лошадь и осел»,
по существу, представляют собой басни.
Согласно басенной традиции автор
завершает их моральными сентенциями.
Недаром они вошли в единый раздел «Басни
и рассказы в прозе».

Исследователи
книг Ушинского для детского чтения
отметили большой духовный потенциал,
который они несут, и подчеркивают, что
знакомиться с ними надо еще в дошкольном
возрасте. Это касается в первую очередь
тех рассказов К. Ушинского, в которых
он изображает животных. Животные
представлены с характерной для них
поведением и в той жизненной «роли»,
которая является неотъемлемой их
признаком от природы.

В
небольшом рассказе «Бишка» рассказывается
о собаке, которой предложили прочитать
книгу, а собачка понюхала и ответила,
что читать книги — это не ее дело, его
дело — охранять дом от воров и на охоту
ходить. То есть, автор показывает, что
каждому от природы дано свое. Этим К.
Ушинский подобный Г.С. Сковороды, который
также отстаивал принцип естественности
и «сродность» в воспитании и обучении.

В
рассказе «Васька» в простой форме
рассказывается о котика. К Ушинский
ведет речь как настоящий сказочник — в
том стиле, который детям знаком как
песенный: «Котик-коток — серенький лобок.
Нежный Вася, и хитренький, лапки бархатные,
коготки остренькие» 1 .

В
рассказе «Лиса Патрикеевна» рассказывается
о повадках Лисички-сестрички: она ходит
тихо, хвостик носит бережно, когда
мастерит себе норку, то в ней ходов
делает много, полы в своей избушке
травкой выстилающей; но лисица является
разбойница, потому что ворует кур, гусей,
уток, не обходит и кроликов. Дети узнают
не только о том, что лисичка хороша
собой, что у нее шубка тепла, что она
золотистого цвета, ходит в безрукавке,
а на шее носит белый галстук, но и о том,
что Лисичка-сестричка наносит ущерб
своими плохими поступками.

У
К.Д. Ушинского есть рассказ на
морально-этические темы. Это те же
рассказы о животных, только с дидактическим
уклоном. Так в рассказе «Умей подождать»
рассказывается о братика-петушка и его
сестренку-курочку. Однажды петух побежал
в садик и начал клевать зеленую смородину.
Курочка ему: «Не ешь, Петрик! Подожди,
пока смородина созреет». Не послушался
петушок – «наклювався» и заболел.
Вылечила сестренка-курочка своего
брата-петушка. В следующий раз петушок
захотел напиться холодной воды; курочка
говорила ему, чтобы подождал, пока вода
нагреется. Не послушался петушок — и
снова заболел, пил горькие лекарства.
На третий раз захотел петушок покататься
на коньках по реке, которая была не очень
хорошо замерзшей. И тут случилась беда:
провалился петушок под лед. Рассказы о
неосторожные поступки Ушинский подает
в сказочной форме, заставляет задуматься
ребят над своими поступками.

Ушинский
обрабатывал для детей народные сказки.
Он отдавал им предпочтение даже перед
хорошо написанным литературным
произведением. Он высоко ценил поэтический
мир народного творчества, считал сказку
лучшим средством для «понимания народной
жизни».

В
сказке «Мужик и медведь», обработанной
Ушинским, хитрый мужик уговорил медведя,
что ему лучше брать вершки от репы, а от
пшеницы — корешки; «с тех пор у медведя
с мужиком и дружба врозь». В другой
сказке — «Лиса и Козел» — Лиса, упав в
колодец, уверяет Козла, что она здесь
просто отдыхает: «Там, наверху, жарко,
так я сюда забралась. Уж как здесь
прохладно да хорошо! Водицы холодненькой
— сколько хочешь». Козел простодушно
прыгает в колодец, а Лиса «вскочила
Козлу на спину, со спины — на рога, да и
вон из колодца». В сказке «Лихо одноглазое»
слышны даже отзвуки приключений Одиссея,
пришедшие в русский фольклор еще в
глубокой древности. Как у Гомера, герой
сказки (кузнец) выжигает у Лиха единственный
глаз и вместе со стадом баранов выбирается
из логова.

На
известных фольклорных сюжетах построены
такие сказки Ушинского, как «Плутишка-кот»,
«Сивка-бурка», «Мена», «Вареный топор»,
«Журавль и Цапля», «Как аукнется, так и
откликнется», «Никита Кожемяка», «Змей
и Цыган». Мудрый педагог заботливо
выбрал те народные сказки, которые
понятны и интересны детям, могут их и
позабавить, и поучить. Близость к
фольклору в сказках Ушинского подкреплена
и традиционными зачинами: «Жили-были
на одном дворе Кот, Козел да Баран»;
«Жили старичок со старушкой, и жили они
в большой бедности»; «Было у старика
трое сыновей: двое умных, а третий —
Иванушка-дурачок…».

Таким
образом, сказки К.Д. Ушинского перекликаются
с устным народным творчеством, обладая
при этом ярко выраженным дидактическим
уклоном.

Я думаю, все вы наслышаны о том, кто такой Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей».Кроме того, Константин Дмитриевич Ушинский писал детям воспитывающие, научно-познавательные сказки и рассказы.

Сказка «Два козлика»

О том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т.д.), а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

Сказка «Слепая лошадь»

О том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово — держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»

О том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»

О том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

skazki dlja vospitanija

Сказка «Лиса и козел»

— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым — очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

lisa i kozel

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье — мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

В сказке «Петух да собака»
рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот»
рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси»
ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак»
очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать

«Охотник до сказок»

— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу — время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

ohotnik do skazok

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»

О том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»

О том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь — людей…

Сказка «Козлятки и волк»

Сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

kozliatki i volk

Сказка «Жалобы зайки».

А ответьте-ка мне сначала на такие вопросы:

Как выглядит заяц? (вставить зайца)

Умеет ли кролик рыть норы? А заяц?

Кто охотится на зайца?

Как заяц спускается с горки?

Где обычно прячутся зайцы?

Если вы не знаете ответа хоть на один из этих вопросов, откуда узнает ответы на них ваш ребенок? Так что, как видите, и вы можете узнать что-то новенькое из сказок Ушинского. А для того, чтобы знать ответы на эти вопросы, не стоит зарываться с носом в нудные энциклопедии! Стоит всего-то прочитать познавательную сказку Ушинского «Жалобы зайки». Правда же, намного интереснее для маленьких деток!? Уверена, что и вам самим понравилось. А как можно-то в интонации поупражняться при чтении!

Сказка «Лиса Патрикеевна»

lisa

А если вы прочитаете сказку «Лиса Патрикеевна», то узнаете ответы на следующие вопросы:

Как выглядит лиса?

Как она ходит?

Какие норы она роет?

Чем лиса любит питаться?

Сказка «Не ладно скроен, да крепко сшит»

Из сказки ваши дети узнают, для чего ежику колючки.

Очень короткое, но написанное с любовью и понятно, описание кота для самых маленьких деток — в сказке «Васька».

А из сказки«Бишка» можно будет узнать, чем занимается собака (причем хороша подача: от имени самой собаки!).

Очень веселая сказка«Храбрая собака», из которой мы узнаем, почему лает собака и почему она поджимает хвост.

О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками Ушинского!

Рассказ «Дети в роще»

Читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей — брат и сестра — решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке — собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно»

Читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка»

Это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи»

Здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

luchi

Рассказ «История одной яблоньки»

Читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

yablonka

Рассказ «Как рубашка в поле выросла»

Читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге — бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята»

О том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Чужое яичко»

Очень похож на рассказ «Курица и утята». И смысл в нем тот же.

kurica i utjata

Рассказ «Проказы старухи-зимы»

В интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

Короткие рассказы, небольшие сказки о природе Ушинского Константина Дмитриевича переносят читателя в наполненный волшебством мир природы, где автор словно кистью художника, в легких строках сказочной прозы описывает природу разного времени года.

Природа в рассказах и сказках для детей поучительна в описании и диалогах героев, учит добру, где простыми словами автор передаёт журчание ручья, пение птиц, шум леса и многие другие природные явления в воспитательно-нравственном контексте.

Рассказы о растениях и животных

Рассказы о временах года

Природа в коротких рассказах

Летом в лесу

rasskaz letom v lesu

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.

Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?

На поле летом

rasskaz letom na pole

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Утренние лучи

rasskaz utrennie lutchi

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Хлеб

rasskaz hleb

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.

Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.

Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Ветер и солнце

rasskaz veter i solnce

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
— Посмотри, — сказал Ветер, — как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал, — и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
— Видишь ли, — сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, — лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Четыре желания

rasskaz vremena goda

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

  • Ушинский охотник до сказок читательский дневник
  • Ушел ты сегодня вовремя как пишется слитно или раздельно
  • Ушел ты сегодня во время наречие как пишется
  • Ушел таки как пишется
  • Учюсь или учусь как правильно пишется слово