Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

Тема: контрольное сочинение день словаря тип урока: урок развития речи оборудование рабочая тетрадь, демонстрационный материал, справочные материалы. цели познавательные: расширить

Тема:
Контрольное сочинение
«День словаря»

        Тип
урока
: урок развития речи

        Оборудование        Рабочая
тетрадь, демонстрационный материал, справочные
материалы.       

 Цели         

Познавательные:

  • Расширить словарный запас; продолжить  работу над
    четырьмя видами речевой деятельности: чтением, слушанием, говорением,
    письмом.
  • Познакомить с нравственными категориями, выражаемыми в языке
    через слова, словосочетания, предложения.

 Практические:

  • Развивать внимание к слову и его лексическому значению,
    обучить умению связно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Формировать общечеловеческие нравственные ценности; развивать
    операции логического мышления.

        Умения
и навыки:
        Вычленять идею,
определять тему, работать с образцом, обрабатывать информацию (анализ и
синтез).

        Межпредметные
связи:
        Литература.

Ход
урока

1)   Организационный
этап

2)   Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сегодня, ребята,
мы продолжаем беседу о словарях  живого великорусского языка, являющимся
итогом  творческой деятельности В.И. Даля.

Грот говорил:
«Толковый  словарь живого великорусского языка» — книга не только полезная
и нужная, это книга занимательная: всякий любитель отечественного слога может
читать ее или хоть перелистывать с удовольствием. Сколько он найдет в ней 
знакомого, родного и сколько нового, любопытного, назидательного. 

Мы напишем
сочинение.

— Что такое сочинение?

Сочинение- это самостоятельная творческая работа, предполагающая
изложение своих мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание,
изобретение и творение.

— Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к
сочинению?

Что, о чем писать? (содержание)

Как писать? (форма)

1.    3)
Актуализация знаний

3.Работа
над содержанием.


Определимся в первую очередь с содержанием.

Частично
тема уже задана.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства,
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть

Учитель.  Русский язык обладает огромным словарным
богатством, но как сберечь это сокровище, не дать  ему потеряться, уйти в
небытие? Вот здесь и приходят на помощь людям словари.

1. Пресс-конференция.

 «Толкового словаря живого великорусского языка»  В.И.Даля.

—  Сколько лет В. Даль посвятил работе  над составлением
«Толкового  словаря живого великорусского языка»?

(В.И.Даль начал собирать слова для своего словаря  в 1819
году, а последние записи были   внесены  буквально перед смертью
автора. Таким образом, можно сделать вывод о том, что В.И.Даль работал
над  созданием словаря 53 года.  В «Автобиографической записке» он
вспоминал: «3 марта 1819… мы выпущены в мичманы, и я по желанию
написан в Черное море в Николаев. На этой первой поездке моей по Руси я положил
бессознательное основание к моему словарю, записывая каждое слово, которое
дотоле не слышал».

—   Когда был опубликован «Толковый  словарь живого
великорусского языка»?

Первое издание  словаря датируется 1863-1866 г., второе
—  в 1880г. (именно оно переиздается и по сей день.)  Даже за неделю
до смерти Даль велел своей дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова,
которые он услышал от прислуги).

— Почему свой словарь В. Даль назвал толковым?

(«Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно
слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных»,
 —
такое объяснение названию словаря  дает Даль в эпиграфе к нему.  Позже
это название закрепилось за всеми подобными словарями.)

—  А сколько слов включает в себя «Толковый словарь живого
великорусского языка»?

(200 тысяч слов).

4)
Обобщение и систематизация знаний

Подготовка
учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение
на новом уровне (переформулированные вопросы)

— Когда отмечается день словаря? Словари заслуживают своего праздника, поэтому
«День словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.

Кто его основатель?  Дата приурочена ко дню рождения великого русского
лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого
великорусского языка».

Какие виды словарей вы еще знаете?

— Когда мы
обращаемся к словарям?

— Как вы
понимаете выражение «живой словарь»?

5)
Применение знаний и умений в новой ситуации
(работа в
черновиках)

6)Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
(написание
сочинений)

7)
Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чтение своих
сочинений

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно относимся
к работе со словарём, ценим его  уникальность.  

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

«День
словаря» отмечается ежегодно 22 ноября.
  Дата приурочена ко дню рождения великого
русского лексикографа и писателя Владимира Даля, создателя «Толкового словаря
живого великорусского языка».

Главным
трудом своей жизни Владимир Даль считал работу над словарём. «Толковый 
словарь  живого велико русского языка», содержит не только толкование слов, но
и большое количество пословиц, поговорок, загадок, метких выражений,
распространённых среди людей.
Словарь назван толковым, потому что он не только переводит
одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий им
подчиненных.
 Его
работы полезны и познавательны, они приоткрывают для нас историю наших предков,
показывают картину жизни нашего народа,  несут поучительный характер.

Мы бережно
относимся к работе со словарём, ценим его  уникальность.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку на тему «Лексика» (9 класс)

Тема:«Лексическая и грамматическая сочетаемость слов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Тема:«Лексическая и грамматическая сочетаемость слов»

    Описание слайда:

    Тема:«Лексическая и грамматическая сочетаемость слов»

  • 2 слайд

    Цель урока: Обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология», совершенствов

    Описание слайда:

    Цель урока:
    Обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология», совершенствовать навыки пользования ими в устной или письменной речи;
    Познакомить учащихся с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

  • 3 слайд

    Задачи: Рассмотреть виды речевых и грамматических ошибок; Пополнить словарный

    Описание слайда:

    Задачи:
    Рассмотреть виды речевых и грамматических ошибок;
    Пополнить словарный запас;
    Привить интерес к чтению русской классической литературы.

  • 4 слайд

    Фонема, антонимы, падеж, склонение, диалекты, историзмы, число, метафора, нео

    Описание слайда:

    Фонема, антонимы, падеж, склонение, диалекты, историзмы, число, метафора, неологизмы, морфология, профессионализмы, однозначные и многозначные слова, словообразование, фразеологический оборот, омофоны, грамматика.

  • 5 слайд

    Подберите синонимы:Специальность Обучение животных Скорый поезд Асфальтирован

    Описание слайда:

    Подберите синонимы:
    Специальность
    Обучение животных
    Скорый поезд
    Асфальтированная дорога
    Небольшая комната, где люди моются
    Популярная игра на льду
    Помещение в школе
    Вид плавания

  • 6 слайд

    Разбитый с силой, разделённый на куски.Заключить между распростёртыми руками

    Описание слайда:

    Разбитый с силой, разделённый на куски.
    Заключить между распростёртыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого- или что-либо к себе.
    Достойный звания человек, отзывчивый, гуманный.
    Только один такой, кроме него нет никакого другого.
    Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
    Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление.
    Общий, одинаковый, один для всех.
    Благозвучная последованность звуков, образующая музыкальное единство.
    Лишённый воли, подавленный морально, принуждённый к покорности.
    Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-либо типу.

  • 7 слайд

     Ошибки в лексической сочетаемости слов

    Описание слайда:

    Ошибки в лексической сочетаемости слов

  • 8 слайд

     Ошибки в лексической сочетаемости слов

    Описание слайда:

    Ошибки в лексической сочетаемости слов

  • 9 слайд

    Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, проти

    Описание слайда:

    Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другим.

    (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание)

  • 10 слайд

    Новые значения в сочетании словВласть – законодательная, исполнительная, пред

    Описание слайда:

    Новые значения в сочетании слов
    Власть – законодательная, исполнительная, представительная, федеральная, родовая, религиозная, коммунистическая, экономическая, посттоталитарная.
    Помощь – гуманитарная, финансовая, материальная, политическая, спонсорская, кредитная.

  • 11 слайд

    СловарьУсердней с каждым днем гляжу в словарь.В его столбцах мерцают искры

    Описание слайда:

    Словарь
    Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
    В его столбцах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь.
    На всех словах – события печать,
    Они дались недаром человеку,
    Читаю: «Век, от века, вековать
    Век доживать, бог сыну не дал веку,
    Век заедать, век заживать чужой…»
    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.

    С.Я.Маршак

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

  • Сейчас обучается 937 человек из 79 регионов

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

  • Сейчас обучается 311 человек из 63 регионов

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

  • Сейчас обучается 1011 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И. и др.

Тема:
§ 4. Лексика. Морфемика. Словообразование

Похожие материалы

  • Разработка урока на тему «Лексика» (9 класс)

  • Презентация к уроку русского языка на тему Подробное изложение повествовательного текста (3 класс)

  • Разработка урока русского языка по теме «Подробное изложение повествовательного текста» (3 класс)

  • Памятка по теме «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг/лож, рос/раст (ращ)

  • Карточка для работы по теме «Словосочетания»

  • Технологическая карта учебного занятия

  • Программа » Русский язык» для ППССЗ

  • Тест ЕГЭ по русскому языку

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454771 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Текст: ГодЛитературы.РФ

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

Вторая книга «Сто текстов о языке» — это, как формулируют ее авторы, продолжение разговора о том, как устроен язык, как он живет и развивается, какие задачи стоят перед лингвистами в начале XXI века. Когда доступ к виртуальному печатному станку и виртуальной же телестудии получили миллионы людей. В книге четыре раздела: «Заимствования старые и новые», «Усердней с каждым днем гляжу в словарь», «За рамками школьного учебника» и «Такая разная лингвистика».

Как и первый том, книга выпущена ИД «Городец», один из редакторов серий которого, Андрей Геласимов, является автором «Тотального диктанта».

Как декларируется на специально созданном сайте, половина от стоимости каждого экземпляра книги, выпущенной тиражом 3000 экз., то есть 400 — 500 рублей, пойдет на организацию «Тотального диктанта — 2022». Мера совсем не лишняя, если учесть, что летом 2021 года «Тотальный диктант» остался без поддержки Фонда президентских грантов. Между тем проведение «Тотального Диктанта — 2022» 9 апреля уже анонсировано: его столицей выбран Ярославль, «диктатором» — Марина Степнова.

Предлагаем ознакомится с двумя текстами из книги. Купить ее при желании можно на одной из указанных на сайте торговых площадок.

Сто текстов о языке: Книга 2

Екатерина Тупицына, Наталья Милянчук, Владимир Пахомов и др.

М.: Городец, 2021 — 240 с.

Екатерина Тупицына

Количество букв н в жареной картошке зависит от того, когда вы добавили грибы, или Н и нн в суффиксах причастий

Заголовок может вас удивить, но многие наверняка знают эту изящную лингвистическую шутку. Приведем ее текст полностью.

Вот смотрите, жарим мы картошку. Получается у нас жареная картошка, с одной н, порядок. Другой случай: жарим мы картошку и решили добавить к ней грибы для вкуса. Тогда у нас есть зависимое слово, и получается жаренная с грибами картошка, с двумя н, но вроде бы все логично. А может быть случай, когда мы пожарили картошку, положили ее на тарелку и решили добавить грибочков. Получается жареная картошка с грибами — и тут опять одна н. Понимаете, все зависит от того, в какой момент вы добавили грибы.

Звучит абсурдно, не правда ли? Но с точки зрения русского языка именно так и устроено одно из самых сложных орфографических правил, в применении которого мы ошибаемся чаще всего: одна и две н в прилагательных и причастиях.

Рассмотрим (и запомним!), как оно применяется.

1. Если перед нами слово, которое не оканчивается на -ованный, —ёванный, -еванный *, образовано от глагола несовершенного вида (например, что делать? жарить) и не имеет зависимых слов (никаких грибов в процессе жарки!), то это отглагольное прилагательное, оно пишется с одной буквой н: жареная картошка, сушеные грибы.

2. Стоит только добавить зависимое слово — то, к которому можно задать вопрос от интересующего нас слова, — перед нами причастие, и оно пишется с двумя н: жаренная (с чем?) с грибами картошка, сушенные (кем?) бабушкой грибы.

3. Если же зависимое слово относится не к нужному нам слову, то на количество букв н оно никак не влияет: жареная картошка (какая?) с грибами, сушеные грибы (где?) на столе.

Так что авторы шутки совершенно правы: все действительно зависит от того, в какой момент вы добавили к картошке грибы.


* Причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный всегда пишутся с двумя н, например: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный. Однако слова жёваный жёванный, кованый кованный, клёваный клёванный пишутся по правилу, о котором идет речь в этой статье, ср.: кованая решетка (без зависимых слов), но: кованная мастером решетка (есть зависимое слово).


Владимир Пахомов

Глинтвейн, грог и пунш: выпиваем грамотно

Как приятно в морозный зимний день, гуляя по празднично украшенному городу, согреться стаканчиком глинтвейна! Без этого напитка не обходится ни одна рождественская ярмарка в европейских городах. И русский язык давным-давно полюбил это слово, оно для нас совершенно не новое. Глинтвейн в наших словарях фиксировался еще два столетия назад.

Правда, современное написание и произношение установились не сразу. Как только не называли у нас этот напиток! И глинтвейн, и глентвейн, и даже глейтвейн. Слово это происходит из немецкого, и вот тут-то знатоки языка Гёте и Шиллера могут удивиться. По-немецки этот напиток называется Gluehwein. Откуда взялась часть глинт-?

Разгадка — в этимологии немецкого слова. «Русский этимологический словарь» А. Е. Аникина рассказывает, что немецкое Gluehwein — это сложение двух слов: gluehen ‘накалять, пылать’ и Wein ‘вино’. Слово возникло на основе словосочетания (ныне устарелого) gluehend Wein. Уже появились знакомые звуки, не правда ли? Скорее всего, в русский это слово попало не напрямую из немецкого, а через польский язык, как и многие европейские слова.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

«Старый Грог» Эдвард Вернон (1684 — 1757). Протрет кисти Томаса Гейнсборо. Фото: Wikipedia

Согреть нас в зимнюю стужу может не только глинтвейн, но и грог. История этого слова не менее интересна. В русском языке оно тоже чуть больше двух столетий, ранние примеры его употребления можно найти в стихотворениях Пушкина лицейской поры. «И пунш и грог душистый» — такая строчка есть у Александра Сергеевича в стихотворении «Пирующие студенты». Слово грог — из английского языка и происходит от прозвища британского адмирала Эдварда Вернона. Моряки называли его Old Grog — «Старый Грог». Он носил камзол из грубого материала (по-английски grogram), был известен невероятной скупостью и то ли из-за этого своего качества, то ли просто желая избежать пьянства на своих кораблях приказывал выдавать матросам вместо чистого рома ром, смешанный с водой. Так и появился новый напиток, названный в честь старого морского волка грогом.

Итак, глинтвейн — от немецкого словосочетания, грог — от прозвища британского адмирала. Пунш — третий спиртной напиток, который обычно пьют горячим, и третий способ образования. Это слово у нас тоже из английского языка, а в английском — из хинди, в переводе с которого буквально значит «пять». Напиток получил имя по количеству компонентов, из которых его готовили: ром, лимон, сахар, пряности, вода.

Тотальный диктант предупреждает: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!

Устный журнал «Великое русское слово»

Цель: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению русского языка.

Задачи: — совершенствование и развитие речевых умений школьников, обучение правильному, уместному и точному использованию слов в различных ситуациях общения, развитие коммуникативной и информационной компетенций, творческих способностей учащихся;

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов

Оборудование: презентация, проектор.

Ход мероприятия.

Вступительное слово

Дорогие ребята, уважаемые учителя, мы рады вас приветствовать на презентации нашего устного журнала «Великое русское слово» Редколлегия журнала постаралась, чтобы вы сегодня с пользой для своего ума провели время, пополнили запас знаний о нашем великом русском языке, поломали голову, решая лингвистические задачи.

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину его постичь.

Так как наш журнал научно-популярный, поэтому на 1 странице, которая называется «Ученые — лингвисты» мы поместили небольшой очерк о замечательном русском лингвисте Алексее Алексеевиче Шахматове, 155 лет со дня рождения которого отметили в ушедшем году все любители и почитатели русского языка.

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ

Имя академика Шахматова известно во всем мире. Это был человек исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорили об этом ученом: «У него должен учиться лингвист. У него следует учиться быть человеком». Послушайте рассказ об одном случае из жизни А.А. Шахматова.…Защита магистерской диссертации подходила к концу. Все шло своим чередом. Ученые уже называли 26-летнего Алексея Ивановича Соболевского коллегой. Декан медленно поднялся с места, спросил: не пожелает ли кто сделать свои замечания? Все понимали, что это только форма. Кто же отважится делать какие-то замечания после таких ученых, как профессор Тихомиров или Фортунатов? Но вдруг кто-то неожиданно просит слова. Все повернули головы и увидели тоненького большелобого гимназиста в синеммундирчике. Декан растерян. Как быть? Профессора за длинным столом перешептываются. По статусу на защите диссертации может выступить любой. Но такое… Чтобы слово попросил гимназист, такого еще не бывало от самого основания Московского университета. В зале тишина. А гимназист уже на кафедре. Это был Алексей Шахматов. Он не может согласиться со многими положениями труда уважаемого господина Соболевского. Откуда этот мальчик так блестяще знает тексты древнерусских летописей, грамот? – удивляются ученые мужи. Церковнославянские рукописи он на ходу сравнивает с их греческими подлинниками. Невероятно! Николай Саввич Тихонравов, этот знаток древнерусской словесности, просто ушам своим не верит.

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ

На другой день в Московском университете только и разговоров было что о вчерашнем чудо-юноше. Кто он? Откуда? Он рано осиротел. Детство провел в семье своего дяди под Саратовом. В доме было много книг, которые Алеша прочел в короткий срок. Его влекли к себе тома «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и другие книги о прошлом России. В 10 лет он уже написал собственное объемное сочинение «Русская старина» Целых 350 страниц! Вскоре страсть к языкам завладела им полностью. В 11 лет он поступает в одну из классических гимназий. Латынь и греческий язык даются ему необычайно легко. Ему было только 17 лет, когда он опубликовал в крупном европейском журнале свою первую программную статью, а в 35 лет он становится самым молодым в истории русской филологии академиком.

Интересы ученого многогранны. Он занимается проблемами происхождения восточнославянских народов и их языков, изучением и переводом древнерусских памятников письменности. А.А.Шахматову принадлежит и целый ряд исследований по современному русскому языку. Работы Шахматова до сих пор не утратили своего значения.

А.А.Шахматов увлекался собиранием слов из разных языков. Но он не просто их собирал, он сравнивал их, сопоставлял, находил общие корни. Некоторые сведения из данных материалов впоследствии использовали при составлении различных словарей.

2 страница « Словари – наши друзья и помощники»

Вторая страница нашего журнала посвящена незаменимым помощникам любого культурного человека, который следит за своей устной и письменной речью – словарям

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ

Первым толковым словарем русского языка можно считать Словарь Российской академии наук. Он издавался в конце 18 века и вышел в шести томах. В этом словаре было более сорока тысяч слов.

Значительной вехой стал «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Владимир Иванович был выдающимся лексикографом, этнографом и собирателем фольклора.

Над своим словарем он работал более пятидесяти лет. И результат получился поистине монументальным. В словарь вошло около 200 000 слов. И это не просто лингвистический словарь, но еще и словарь-энциклопедия: в статьях приводятся сведения об истории предмета, его разновидностях и его употреблении.

Среди самых известных толковых словарей русского языка – словарь под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. Это уже советский словарь, первое издание которого состоялось в тридцатых годах прошлого века. Словарь вышел в четырех томах. В нем содержалось около девяноста тысяч словарных статей.

При работе над этим словарём были разработаны принципы отбора лексики, построения словарной статьи, разработана система помет.

А среди тех, кто работал над словарём Ушакова, был Сергей Иванович Ожегов, которого мы знаем как создателя ещё одного толкового словаря. Первое издание словарь выдержал в 1949 году. И с того времени он успел выдержать более двадцати переизданий! Пожалуй, это самый популярный словарь русского языка. При этом словарь еще и изменялся: он стал из однотомного четырехтомным. А объем словника увеличился с пятидесяти до семидесяти тысяч слов.

Из современных словарей популярностью пользуется словарь Татьяны Фёдоровны Ефремовой. Издан он в двух тысячном году и содержит около ста шестидесяти тысяч слов. Этот словарь выходит в трех томах.

В состав этого словаря входят в том числе и термины.

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ

А ведь для терминов обычно создаются особые словари. Например, есть словари медицинских терминов. Или музыкальных терминов.

Есть и словари фразеологизмов. В них дается расшифровка значения устойчивых выражений.

Если вдруг слово, с которым мы столкнулись, устарело, нам могут помочь словари устаревших слов. В них дается толкование историзмов и архаизмов.

Есть и словари синонимов, омонимов и антонимов. Они могут помочь нам подобрать синонимы, антонимы и омонимы к словам.

При этом чаще всего нам встречаются словари синонимов. Иногда в одном словаре могут приводиться и синонимы, и антонимы к словам.

Этимологические словари совершенно необходимы, когда нужно узнать историю слова. Потому что в них как раз и приводится информация по истории отдельных слов или морфем.

В нашей речи довольно много заимствованных слов. Поэтому они включаются в особые словари. В этих словарях разъясняется происхождение заимствованных слов и расшифровывается их значение.

Очень важны орфоэпические словари. Они могут подсказать нам, как произнести слово и где поставить ударение. Есть и отдельные словари ударений, или акцентологические словари.

Конечно же, есть и орфографические словари. Они нужны, когда мы сталкиваемся с трудностями орфографии – с вопросом, как правильно написать слово.

Мы можем обратиться и к словообразовательным и морфемным словарям.

В них, конечно, содержится информация о том, как образовалось то ли или иное слово, от какого слова оно образовалось, и какие в нем сейчас содержатся морфемы.

Словари действительно потрясающе разнообразны! Есть и словари эпитетов, и словари русских имен. Бывают топонимические словари, в которых поясняется происхождение географических названий. Есть даже редкие словари, такие, как кулинарный словарь!

И среди этого множества словарей немало тех, которые нам могут пригодиться!

Например, нам часто встречаются сокращенные слова. Расшифровать аббревиатуры можно при помощи специальных словарей сокращений. Так что их смело можно добавлять в наш багаж полезных находок.

Очень много словарной информации – от ударения и произношения до синонимов и способов склонения – содержится в русском Викисловаре. На основе признанных всеми словарей построен сайт «Грамота. Ру», где тоже можно получить нужную информацию о любом слове.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век запивать чужой».

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

3 страница нашего журнала – «Почему мы так говорим?»

СООБЩЕНИЕ УЧ-СЯ

— А теперь посмотрим видео о происхождении всем нам известных слов: апельсин, блютуз, зонтик, карусель, галиматья

4 страница журнала – это страница, которая заставит вас поломать голову. Эта страница «Занимательная». Вам мы предлагаем головоломки, шарады, ребусы

Заключительное слово

Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили; Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

Язык писателей нам служит образцом,

Он мудростью народною отмечен.

Овладевайте русским языком! Боритесь за культуру речи!

Спасибо за внимание

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Усердней с каждым днем гляжу в словарь…

Библиографическая игра

Усердней с каждым днем гляжу в словарь сочинение

для учащихся 7-9 классов

Рекомендации организаторам игры

Оптимальное количество участников игры – 12 или 16. Четыре человека составляют команду. У каждой команды на столе дол­жен быть экземпляр «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля (четырехтомник), чтобы каждый участник игры имел возможность работать непосредственно с книгой.

Вопросы и задания составлены так, что каждый игрок работает над собственным вопросом со своим томом словаря. Последний – пятый – вопрос требует совместного поиска по всем четырем то­мам, а иногда и творческой работы (что-то нарисовать, подобрать, показать на карте и т. п.). Это совместное задание выполняется после того, как все четыре игрока одной команды закончили по­иск ответа на свой вопрос.

Учтите, что многие вопросы составлены «коварно»: не всегда ключевое слово присутствует в них в том же виде, что и в словар­ной статье. На всякий случай мы даем (в скобках после вопросов и заданий) указание на словарные статьи, содержащие ответ на вопрос. Но эта информация – не для игроков!

На поиск ответов и выполнение заданий отводится по 10 ми­нут, на ответы и комментарии – по 10-15 минут. Лучше, если очередность командных ответов будет произвольной – чтобы ко­манды не знали, кому за кем будет предоставлено слово.

Когда игроки отвечают на вопросы, библиограф комментирует и уточняет ответы, стараясь, по возможности, со­общить ребятам какие-нибудь интересные сведения из истории словаря, из творческой биографии Даля и т. п. Библиограф дол­жен быть хорошо подготовлен, чтобы его реплики и замечания производили впечатление экспромта, были корректны и не нару­шали темпа игры.

Желательно, чтобы в игровом зале, помимо ведущего, нахо­дился консультант, который давал бы командам советы в слу­чае каких-либо затруднений, помогал сориентироваться в сло­варе. (Особое внимание рекомендуем обратить на порядок букв в дореволюционном алфавите и на принципы старой орфогра­фии!)

В оформлении любой викторины важен элемент наглядности, поэтому многие вопросы и задания сопровождаются «предмет­ным рядом». Это игральные карты и кости, овощи и хлебобулоч­ные изделия, рисунки или фигурки для раскраски, репродукции картин и фотографии, план города с обозначениями улиц; в игре «участвует» даже вид из окна: один из вопросов связан с погодой текущего дня.

Вопросы, связанные с топонимикой Москвы, вы можете заме­нить на задания, характеризующие особенности топонимики ва­шего города, деревни (названия близлежащих районов, населенных пунктов и т. п.).

Вопросы и задания игры связаны с верованиями, обрядами и обычаями, а также мифологией славян, с крестьянским бытом, историей нашего народа… Информация, заложенная в вопросах, в какой-то мере характеризует и сам словарь. Ведь именно Даль составляет глубокие и выразительные толкования тех или иных понятий, приводит в качестве примеров фольклорные материалы (пословицы, загадки, песни), фиксирует подробности обрядов, дотошно перечисляет приметы мифологических персонажей (ле­ший, ведьма, Баба-яга), характеризует диалектные особенности носителей языка…

Поиск ответов предполагает вдумчивое, медленное, коммен­тированное чтение (чтение с дословным разъяснением текста). В ходе игры перед читателями постепенно раскрываются информа­ционные возможности и культурно-историческая ценность уни­кальной книги – «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля.

Оценивать ответы игроков вы можете по любой привычной вам системе. Рекомендуем отмечать не только правильные, пол­ные ответы, но и нестандартные, остроумные высказывания. Мож­но ввести и нетрадиционные способы поощрения игроков – на­пример, вручить пряник или блюдечко с медом за ответы на соответствующие вопросы.

Вопросы и задания данной игры можно использовать не толь­ко для командной игры, но и для индивидуальных занятий с чи­тателями.

Первый тур

Команда 1

  1. Братья бывают разные. При помощи словаря выясните, кто такие молочный брат, крестовый брат, привенчанный брат, одно­утробный брат, названый брат. (Братъ.)
  2. Дайте описание лешего. (Лесъ.)
  3. Когда поют первые, вторые и третьи петухи? (Петь; Первый.)
  4. Когда водят хороводы весенние, а когда осенние? Как раз­влекались деревенские парни и девки между осенними и весен­ними хороводами? (Хороводь.)
  5. На столах у вас нераскрашенные фигурки лошадей. Раскрасьте их так, чтобы перед нами оказались вороная, буланая, каурая, саврасая, изабеловая лошади. (Воронь; Буланый; Каурый; Савра­сый; Изабеловый; Масть.)

Команда 2

  1. Правила этикета предписывали по-разному обращаться к разным лицам. К кому следовало обращаться так: ваше высоко­благородие, ваше высокопревосходительство, ваше высокородие, ваше высокопреосвященство, ваше высокопреподобие, ваше высокостепенство? (Высокий.)
  2. Чем отличаются мед-самоток, мед сотовый, мед пропуск­ной? С каких растений получают мед красный, крупитчатый, бе­лый? Что за мед – подкурной? Яровой? (Медъ.)
  3. У православных есть нелегкий, но мудрый обычай – справ­лять поминки. Когда бывают поминальные дни? Что можно рас­сказать об этой традиции? (Поминать.)
  4. В финале оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» берендеи поют: «Свет и сила – бог …» Как зовут этого бога? Как он выглядит, какими качествами обладает? (Ярый.)
  5. Нарисуйте баку, прусака и арахниду. (Бака; Прусакъ; Арахниды.)

Команда 3

  1. Раз в году ведьмам приходится плохо. Когда и почему? (Ведать.)
  2. Многие фенологические наблюдения связаны с поведением домашних животных. Посмотрите на фотографии. Какие погод­ные явления «прогнозирует» кошка? (Кошка.)
  3. Пеший – тот, кто не едет верхом или в повозке, а идет пеш­ком. В таком случае, что такое пешая фасоль, пешая саранча, пе­ший день? А бывает ли пешая… конница? (Пеший.)
  4. Что означает выражение «чин править»? Опишите чин поез­да к невесте и из дома невесты. (Чинить.)
  5. Перед вами обыкновенные игральные карты. Почти такими же играли во времена Даля. Но масти могли именоваться не так, как нам привычно. Какие масти назывались «боти», «клуши», «жлуди», «копыта»? Есть ли среди предложенных карт «холоп»? (Боти; Жлуди; Клуша; Копыто; Холопъ.)

Команда 4

  1.  Каждому корабельщику необходимо знать, откуда ветер дует. В разных местностях один и тот же, например, северный ветер именовался по-разному. Как называли северный ветер на Белом озере, на Онеге, на Ильмене, на Псковском озере, на Селигере, на Байкале, на Дунае? (Ветеръ.)
  2. Начертите примерный план избы. Почему изба бывает «не пряхой»? (Изба.)
  3. Где расположен пуп Земли? (Пупъ.)
  4. Опишите Бабу-ягу. Из чего сделана ее знаменитая ступа? Что может случиться с тем, кто увидит ягу? (Яга.)
  5. Посмотрите в окно. Можно ли отнести к сегодняшней пого­де определения «хижа», «вёдро», «сеногной», «сиверко», «марно»? (Ведро; Мара; Сиверъ; Сено; Хижа.)

Второй тур

 Команда 1

  1.  В какие дни можно гадать? (Гадать.)
  2. Охотники различают три разновидности бурых медведей. Какие? (Медведь.)
  3. Знаменитый Козьма Прутков был, как известно, директором Пробирной палатки. А зачем существовало такое учреждение – Пробирная палата? (Проба.)
  4. «Возьми себе шубу, да не было б шуму». Эти слова А. С. Пуш­кин вложил в уста Стеньки Разина. Какой эпизод биографии атамана лег в основу песни? (Шуба.)
  5. В Москве есть местности со странными названиями: Ста­рый Гай, Разгуляй, Хамовники, Остоженка. Объясните эти назва­ния; найдите эти места на карте современной Москвы. (Гай; Остожье; Разгуливать; Хамъ.)

Команда 2

  1.  Обидны ли прозвища: всячинник, бобыня, вяжихвостка? (Всякий; Бобыня; Вязать.)
  2. Как называются отдельные дни Масленицы? (Масло.)
  3. Некоторых домашних животных окликают привычными сло­вами: «кис-кис» или «цып-цып-цып». А кого кличут «пацю-пацю- пацю»? Как еще можно позвать этих животных? (Пацю-Пацю.)
  4. Рассмотрите репродукции картин. (Предлагаются репродук­ции). Перед вами несколько фасонов шляп. Как эти шляпы назы­ваются? (Шляпа.)
  5. На карте Москвы есть Басманная и Мытная улицы, Бутыр­ская застава, Немецкая слобода. Покажите их. Каково происхож­дение этих названий? (Басманъ; Бутырить; Мытить; Немой.)

Команда 3

  1.  Где пролегает батыева дорога? Как еще её называют? (Батыева дорога.)
  2. Перед вами морковь, картофель, лук и капуста. Жители раз­ных губерний имели свои названия для этих овощей. Где (в каких местностях) и о чем мы могли бы услышать следующие высказы­вания? – Баркан богатый уродился. – А щи-то, щи!.. – Цыбуля важна! – Бараболя не шибка… (Морковь; Картофель; Лукъ; Щи.)
  3. Какие подразделения входят в пехотные, конные и казачьи полки? (Полкъ.)
  4. Прокомментируйте фразу: «В восемнадцать лет жениться, чтобы на тягло садиться». (Тянуть.)
  5. Прочитайте фрагменты литературных произведений:«Чер­ная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не лю­бить?» С. А. Есенин  

  «В обычных условиях у поморов было три-четыре выти в день». Б. В. Шергин

В одинаковом ли значении употребляют С. А. Есенин  и Б. В. Шергин одно и то же слово? (Выть.)

Команда 4

  1.  Продемонстрируйте старинную игру «без соли соль». (Безъ-Соли-Соль.)
  2. Копейка – единица русского денежного счета. Сколько ко­пеек составляют гривну? Что больше – деньга или копейка? Сколь­ко в копейке полушек? (Копейка.)
  3. Какие бывают пряники? (Пряный.)
  4. Теткой (или тетей) мы обычно называем сестру кого-то из родителей. Кого можно назвать «теткой малой» и «теткой вели­кой»? Что за тетка, которая бьет? (Тетка.)
  5. Прокомментируйте высказывание: «С почтой три упряжки ушло». (Почта; Упрягать.)

Третий тур

Команда 1

  1.  Когда начинается бабье лето? (Баба.)
  2. Что такое крестильная каша? Как ее готовят? Кто ее ест? (Крестъ; Каша.)
  3. На улице нас окружают вывески: «Бакалея», «Аптека», «Га­лантерея». Все это слова тем или иным путем заимствованы из чужих языков – турецкого, греческого, французского. А откуда пришло слово «прачечная»? (Прать; Прачка.)
  4. Покажите, что значит «стоять фертом». (Фертъ.)
  5. Не всегда удается понять, как произошла та или иная фами­лия. Однако попытайтесь найти в словаре сведения, проливаю­щие свет на происхождение ваших фамилий.

Команда 2

  1.  Объясните следующие выражения: «жить по глаголу»; «он на глаголь лезет»; «смотреть глаголем»; «аз-алашки, буки-букаш­ки, веди-валяшки, глаголь-голяшки». (Глаголь.)
  2. У игроков в кости существовала своя манера счета очков на костях. Сыграйте в кости, вслух называя выпадающие вам очки. (Кость.)
  3. Есть шуточная традиция – во время сильного мороза вспо­минать и перечислять своих плешивых знакомых. Сколько пле­шивых надо перечислить и зачем? (Плешь.)
  4. Перед вами поднос с выпечкой. Какие из предложенных изделий наши предки назвали бы «хлебом»? (Хлебъ.)
  5. У семинаристов была шуточная присказка, связанная с от­ношением их к учебе в теплые месяцы года. Попытайтесь ее вос­становить.

Апрель — учись, учись да…

Май — …

Июнь — учись, учись, да…

Июль – собирай книги …

( Май.)

Команда 3

  1.  Ярослав галицкий был прозван Осмомыслом. Что означает это прозвище? (Восемь.)
  2. Когда отмечаются «Иван долгий», «Иван сухой,» «Иван-купала», «Иван-бражник»? Что за день – «Иван-постный»? Отмеча­ется ли «Иван-великий»? (Иванъ.)
  3. Все ли пальцы называются перстами? Как называется каж­дый палец на руке? (Персть.)
  4. Кто из верующих считает «своим» шестиконечный крест, кто – восьмиконечный? Четырехконечный? (Шесть; Четыре.)
  5. В дореволюционных изданиях часто встречаются следующие сокращения: М.г.; Гг.; С.; св.; д.; в. Расшифруйте эти сокраще­ния. (В; Г; Д; М; С.)

Команда 4

  1. В летописи сказано: «Святослав не хотел против вуя своего Изяслава воевать». В каком родстве состояли князья? (Вуй.)
  2. Что такое лошадиный день? Когда и как отмечается лошадиный праздник? Кто называется водяной лошадью? (Ло­шадь.)
  3.       Как звали первопроповедника земли Русской? Кто считают­ся первоверховными апостолами? (Первый.)
  4. Прокомментируйте строку из оды М. В. Ломоносова: «Тогда великий град Петров // В едину стогну уместился». (Стогна.)
  5.    5. В русских народных сказках встречаются замечательные пер­сонажи – например, Кощей, Кот Баюн, Змей Горыныч, Чудо-юдо. С помощью словаря объясните, что это за существа. (Кащей; Баить; Змий; Гора; Чудо.)

Литература

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. / В. И. Даль. – Любое издание.
  2. Бессараб М. Я. Владимир Даль : книга о доблестном граждани­не России и великом борце за русский язык / М. Я. Бессараб. – М. : Современник, 1972. — 288 с. – (Б-ка «Любителям русской словесности»). – Текст : непосредственный.
  3. Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… : повесть о В. И. Дале / М. А. Булатов, В. И. Порудоминский. – М. : Дет. лит., 1969. — 224 с. – (Школьная б-ка). – Текст : непосредственный.
  4. Порудоминский В. И. Про Владимира Ивановича Даля и его словарь : рассказы / В. И. Порудоминский. – М.: Дет. лит., 1979. – 32 с. – Текст : непосредственный.

  • Усеченные формы имен прилагательных в сказках пушкина примеры
  • Усадьба сказка балаково адрес
  • Усадьба лесная сказка киржач
  • Уролог в школе у мальчиков рассказ
  • Урсула ле гуин рассказ жены