Уроки выучены как пишется

Разбор частей речидалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. согласно лингвистике русского языка, выделяют

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Правильный вариант написания слова: выучишь

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова выучишь

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: выучить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, совершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, будущее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Вашего брата и по-русски-то говорить порядочно выучишь, а вы уж и зазнаетесь. Без меня-то ты до сих пор говорил бы: оттедова, откуличи, _а_хтер.

«Утро молодого человека» — Островский Александр

Мужик говорит: «За битого двух небитых дают», «не бить — добра не видать», — и колотит кулачьями; а в дворянских хоромах говорят: «Учи, пока впоперек лавки укладывается, а как вдоль станет ложиться, — не выучишь«, и порют…

«Житие одной бабы» — Лесков Николай

Как к завтра урока не выучишь; всю ночь снятся учитель, мадам, девицы; всю ночь во сне уроки твердишь, а на другой день ничего не знаешь.

«Бедные люди» — Достоевский Федор

Похожие слова

студентка пишет в тетради и думает

Грамотность – необходимый навык для взрослого человека. Общение по работе и на отвлеченные темы проходит в текстовом формате, где все ошибки сразу бросаются в глаза. Чтобы не краснеть за свои тексты, нужно запомнить как грамотно писать, научиться правильно расставлять знаки препинания и следить за своей речью. Овладеть этим навыком можно в любом возрасте, а не только на школьной скамье.

Зачем писать грамотно

Лет сто назад грамотным считался человек, который хоть как-то мог читать и писать. В наше время планка повысилась, и теперь нужно строго соблюдать все правила правописания и пунктуации.

Прожить можно и без этого навыка. К примеру, если профессия человека никак не связана с текстами и документами, он прекрасно проживет и без идеальной грамотности. В повседневной жизни и общении с друзьями обычно используются достаточно простые и привычные слова, написание которых всем известно.

Совсем другое дело, если вы занимаете руководящую должность, работаете с документами или в целом хотите производить впечатление умного человека. Здесь без грамотности не обойтись.

Основные преимущества грамотного человека:

  1. Вес словам. Сложно всерьез воспринимать оппонента в споре, если он совершает элементарные ошибки. Но если грамотно излагать свои мысли, даже сомнительные идеи будут выглядеть впечатляюще.
  2. Представительность. Вы будете производить хорошее впечатление на коллег, клиентов, партнеров и начальство, если ваши письма будут отличаться грамотностью. Люди будут вас уважать и считаться с вашим мнением.
  3. Избавление от недопонимания. Одна ошибка может полностью изменить смысл целой фразы, что вызовет большие проблемы. Самый яркий пример – известная фраза «казнить нельзя помиловать». Одна ошибка в заказе, и вы можете получить не тот товар, который хотели.
  4. Помощь школьникам. Ребенок приносит на проверку домашнее задание по русскому языку, а вы не знаете, как правильно расставить запятые.
  5. Подработка на дому. Улучшив свою грамотность, вы сможете зарабатывать на дому в роли редактора текстов, транскрибатора или автора статей. Дополнительный доход никому не помешает.

В эпоху, когда текстовые мессенджеры и соцсети захватили мир, нужно тщательно следить за своими словами и грамотностью. Ведь она пригодится не только на работе, но и в повседневном общении в сети.

Даже самый взвешенный и аргументированный ответ в споре можно обесценить одной грамматической ошибкой, которую заметит оппонент. И вот уже фокус внимания смещается, а ваша экспертность ставится под сомнение, т.к. вы не способны даже слово правильно написать.

Для того чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо научиться грамотно писать по-русски.

Можно ли научиться грамотно писать
без ошибок взрослому человеку

Даже если в школе вы не смогли запомнить все правила русского языка, вы можете наверстать упущенное в уже взрослом возрасте. И в каком-то смысле вам будет даже проще, чем школьникам:

  1. Мотивация выше, т.к. занятия проходят по собственному желанию.
  2. Словарный запас выше, чем у детей, а значит вам проще будет осваивать новые слова и запоминать их написание.
  3. Благодаря жизненному опыту, вам проще проанализировать и понять правила, чем ребенку.
  4. Вы можете заниматься в собственном темпе, выбирая комфортный формат и скорость обучения. На каких-то моментах остановиться подробней, а другие пропустить, т.к. с ними проблем нет.
  5. Взрослый человек, как правило, более терпелив и усидчив, чем маленький ребенок, и ему проще освоить программу.

Базовые знания языка у вас уже есть. Осталось восполнить пробелы, и вы сможете писать без ошибок.

Как научиться грамотно писать

План обучения зависит от ваших исходных данных:

  1. Если вы просто не знаете, как пишутся некоторые сложные слова вроде «аффилированный», вам достаточно поставить на телефон приложение-словарь, и заниматься с ним в свободное время.
  2. Если проблемы с запятыми, тогда нужно перечитать все правила по пунктуации, посмотреть примеры и чаще выполнять упражнения в онлайн-сервисах.
  3. Если с грамотностью совсем сложно, тогда придется идти с нуля по всей школьной программе.

К счастью, сейчас можно не зазубривать скучные правила в сухой формулировке. Существуют наглядные таблички, схемы, примеры, видеоуроки и онлайн-сервисы для проверки своих знаний.

Обучение русскому языку стало проще, чем когда-либо раньше.

Определите исходные данные

Маловероятно, что вам нужно изучать все «от и до», так что первым делом определите свои слабые места.

Проверить свои знания можно с помощью интерактивного диктанта, в котором вам нужно правильно заполнить пробелы. К примеру, на сайте http://dict.mosmetod.ru.

пример диктанта с пробелами

Выбирайте любой отрывок, который вам понравится, нажимайте на пробел в тексте и выбирайте правильный ответ. В конце нажмите кнопку «Проверить». Ошибки будут выделены красным цветом.

С помощью такого простого теста можно понять свои навыки владения языком и выявить слабые стороны.

Популярные ошибки

Художница dalwen (Анна Беловицкая) создала забавные картинки, в которых наглядно показывает правила русского языка с примерами. В них она разбирает самые популярные ошибки, которые встречаются у многих людей.

  1. Окончание ться/тся в глаголах.Ne-spitsya-Ne-spitsya
  2. В течение/в течении. Окончания в этих словах часто ставит в тупик, но все достаточно просто: окончание «…нии» используется, когда можно задать вопрос «где». К примеру, «я окажусь (где?) в течении реки».Течение-реки
  3. В следствии/вследствие. Тоже проверяется с помощью дополнительного вопроса. Если применяется вопрос «где? в чем?», значит нужно писать раздельно и в конце поставить «и». Если слово можно заменить на «по причине», значит нужно использовать слово «вследствие».V-sledstvii-Vsledstvie
  4. Сложности возникают с использованием слов «надеть» и «одеть». Для запоминания можно использовать подсказку «Одевают Надежду, надевают одежду». Odet-Nadet
  5. В общем/вообще, а также некоторые совмещают их в слово «вообщем», которого не существует.Voobshhe-V-obshhem_opt
  6. Чтобы/что бы. Самый простой способ определить нужное написание – сделать паузу между «что» и «бы» или вовсе убрать «бы». Если смысл от этого не изменился, значит нужно писать раздельно.CHtobyi-CHto-byi
  7. Зачем/за чем – в первом случае выступает в роли вопроса «для чего» или «с какой целью», а во втором используется для уточнения местоположения (за стеной).Zachem-Za-chem
  8. Тоже/то же. Слитное написание используется, если можно заменить на «и» («я тоже хочу мороженое» = «и я хочу мороженое»). Раздельно пишут, если можно заменить на слово «такое же» («я хочу то же мороженое, что и у него» = «я хочу такое же мороженое, что и у него»).Tozhe-i-to-zhe
  9. Будешь/будишь – разница в одной букве, но смысл полностью меняется.Budish-Budesh
  10. И не забывайте ставить мягкий знак после шипящих в конце глагола второго лица в единственном числе.Myagkiy-znak-posle-shipyashhih-1

Многие карточки можно найти в интернете, а при желании можно приобрести книгу в лабиринте.

Советы и способы обучения грамоте

Самое главное в любом деле – правильная мотивация. Вам нужно четко представлять, зачем вы хотите повысить свою грамотность.

Желательно в красках расписать выгоды от приобретения этого навыка. К примеру, запишите, как окружающие люди начинают иначе к вам относиться, начинают уважать, прислушиваться, спрашивать мнение. Вы получаете повышение, на которое раньше даже не рассчитывали.

В сложные моменты, когда появится желание сдаться, перечитывайте свои записи. Так вы будете помнить, ради чего все начинали, и сможете довести дело до конца.

Больше читайте

Во время прочтения книг вы автоматически запоминаете правильное написание слов. В дальнейшем, даже если вы запишите его с ошибкой, взгляд будет «спотыкаться» на прочтении этого места, и вы поймете – здесь что-то не так, нужно исправить.

девушка в очках читает книгу

Чтение тренирует зрительную память.

Старайтесь выбирать классическую литературу или книги старой школы – в них нет ошибок, хотя некоторые словесные обороты уже устарели.

Если никак не можете заставить себя читать устаревшую классику, можно читать современные художественные книги от качественного издателя. Они дорожат своей репутацией, и допускают меньше ошибок.

Самое главное – читайте! На самом деле не так важно, что именно, но важен сам факт постоянного контакта с грамотными текстами. В социальных сетях и на форумах этого нет, т.к. люди там редко соблюдают правила языка, и вы научитесь только плохому.

Читайте книги вслух

Прочтение книг вслух тренирует слуховую память, что тоже пригодится в обучении. Но для образовательного эффекта нужно не просто тараторить текст, а медленно выговаривать каждый слог, делать паузы на знаках препинания и в целом выразительно читать.

отец читает сказки ребенку

Читайте детям сказки вечерами, проговаривая каждое слово.

При обычном разговоре многие слова звучат не так, как пишутся, а люди часто придерживаются правила «как слышу, так и пишу». Вам нужно четко проговаривать каждый слог, чтобы запомнить правильное написание слова. Не «сабака лигла на парок», а «со-ба-ка лег-ла на по-рог».

Переписывайте книги

Старайтесь ежедневно переписывать по 10 страниц из классических книг, чтобы запомнить правильное написание слов. Если не хватает времени, можно ограничиться тремя листами, но главное не пропускайте дни – в этом деле очень важна регулярность.

Выбирайте каждый день новые отрывки из классической литературы, в которых часто встречаются сложные предложения и слова. Современные книги стараются писать упрощенным языком, так что для тренировок они не подходят.

Записывайте свои мысли

Вам нужно чаще тренироваться в написании текстов, и не только в записи под диктовку. Личные записи позволяют развить не только грамотность, но и в целом улучшить стиль ваших текстов. Вы научитесь лучше формулировать мысли, составлять грамотные и согласованные предложения, красиво выражать свое мнение, к месту использовать речевые обороты и т.д.

Оптимальный вариант – вести личный дневник, в котором вы будете делиться своими мыслями, успехами в обучении и просто интересными событиями из жизни.

девушка пишет в тетради на природе

Личный дневник – лучший вариант.

Вместо дневника можно вести блог на Яндекс.Дзен. Создание абсолютно бесплатно, а если ваши истории будут популярны, вы сможете на этом заработать. Писать можно о чем угодно: делиться успехами в освоении грамотности, давать советы начинающим садоводом или рассуждать о влиянии феминизма на современный мир. Тематику вы выбираете самостоятельно, и на каждую тему найдется читатель.

В публичном блоге читатели могут подмечать ваши ошибки, что пойдет вам на пользу.

Если нет времени на длинные тексты, можно ограничиться короткими напоминаниями, списком дел на завтра или интересными цитатами.

Учите школьные правила

В школе программа обучения составлена по определенным правилам:

  1. Изучить теорию правила и понять его.
  2. Выполнить несколько упражнений, связанных с этим правилом.
  3. Исправить возможные ошибки.

Найдите правила, которые подходят под те ошибки, которые вы совершаете чаще всего, и изучайте их.

Пишите диктанты

Запись текста на слух развивает фонематический слух, и отлично демонстрирует ваши ошибки. Здесь не получится избегать сложных слов или перефразировать предложение, чтобы избежать проблем с пунктуацией. Но не стоит бояться – вам никто не будет ставить оценок и не накажут за двойку. Диктант просто осветит те места, на которые вам стоит обратить внимание, и вы сможете более точечно выстроить план обучения.

Нужно устраивать запись под диктовку регулярно, чтобы отслеживать изменения и вырабатывать навык грамотного письма. Попросите друзей или родственников диктовать вам небольшие тексты. Или можете брать видео из YouTube, как в примере выше (озвучка сделана нейронным голосом).

Если вы смущаетесь просить о подобном знакомых, можно использовать специальные сервисы с онлайн аудио диктантом.

Очень удобный онлайн-диктант есть на сервисе Орфограммка в разделе «Диктанты». Учитель надиктовывает текст так, как это происходит на уроках в школе.

Отслеживайте свой прогресс

Мотивацию к обучению будет проще поддерживать, если вы увидите изменения. А для этого время от времени стоит устраивать проверочные работы. Формат выбирайте в зависимости от ваших слабых мест:

  • диктант с восприятием текста на слух;
  • тестирование с выбором правильного ответа из четырех вариантов;
  • заполнение пробелов в выданном тексте (к примеру, на сайте dict.mosmetod.ru).

Старайтесь регулярно проводить пересмотр своих знаний, чтобы не стоять на месте и двигаться в нужном направлении. Отслеживайте, какие правила вы уже выучили и соблюдаете, а потом намечайте план дальнейшего обучения.

Занимайтесь с другом

Учиться в компании со знакомыми будет интересней, чем в одиночестве. Совместные занятия можно разнообразить с помощью парных упражнений и игр. Вы можете проверять грамотность друг друга, отслеживать ошибки или составлять разные шутливые тексты.

два мальчика учатся

В компании учиться веселее.

Есть много текстовых игр на бумаге, которые используют школьники для развлечений. Вы можете время от времени отдыхать от зубрежки, и с интересом применить полученные знания.

К примеру, игра «Балда», «Чепуха», «Города» и т.д. Главное, чтобы в процессе вы использовали самые разные слова и правильно их записывали.

Используйте словари

Раньше для этого использовался огромный бумажный орфографический словарь, но сейчас можно закачать в телефон приложение или найти его электронную версию в интернете.

Вам нужно чаще обращаться к нему, чтобы проверить правильность написания слова. Если вы заметите, что снова и снова смотрите одно слово, выпишите его в собственный «словарь сложных слов». Такие точечные акценты помогут быстрее запомнить проблемные слова.

Словарь трудных слов

У каждого человека есть определенные слабые места, в которых он чаще всего совершает ошибки. К примеру, написание «ни чего» или «в течении». Кому-то ошибка кажется очевидной, но вы никак не можете запомнить.

Каждый раз проверяете в словаре или google правильность написания, исправляете, обещаете себе запомнить, но снова сталкиваетесь с ошибкой в этом месте.

На такие слова нужно сделать особый упор. Повторяющаяся ошибка означает, что где-то в голове уже укоренилось представление, что это слово должно быть написано именно так. Ложное представление. Так что вам нужно его выправить.

женщина пишет в блокнот за столом

Заведите отдельный блокнот для сложных слов.

Выписывайте такие слова в отдельный словарь трудных слов. Не просто «ничего», а в предложении, чтобы видеть контекст (к примеру, «ничего не говори»). Просматривайте свой список, вдумчиво вчитывайтесь и старайтесь запомнить правильное написание.

В особо сложных случаях ищите в интернете правила, примеры написания и подробные объяснения правильного написания слова.

Редактируйте текст

Вам нужно избавляться от прошлых ошибок, в том числе в личных переписках. Относитесь к каждому тексту, который набираете, как к деловому письму своему начальнику. Смогли бы ему написать «спс», «с др» или просто с ошибками?

Конечно, речь идет не об официальном обращении «дорогой друг», а про грамотность вашего языка в целом. Если вы в одном месте стараетесь писать правильно и грамотно, а в другом не следите за своим языком, вам будет сложно перестроить свой мозг.

В первое время будет сложно перестроиться. Придется перечитывать текст перед отправкой, и исправлять ошибки в тексте. Но с каждым разом будет проще.

Через время вы выработаете «врожденную грамотность», т.е. вы будете в любой ситуации писать грамотно, даже не задумываясь о правилах и проверочных словах.

Программы для изучения русского языка

Существует большое количество программ на телефон, которые позволяют заниматься в любое время и в любом месте. Очень удобно использовать их, когда выдалась свободная минутка на работе или вы стоите в пробке – учитесь в любом месте.

  1. Грамотей – дается 4 варианта ответа, и только один из них верный. Можно соревноваться с другом.
  2. Орфография – тексты с пропущенными местами, которые нужно заполнить.
  3. Орфограф – тестирование проводится в стиле игры «кто хочет стать миллионером».
  4. Слово дня – каждый день программа рассказывает о редком и малоизвестном слове русского языка, объясняя его значение.

Можно найти намного больше обучающих программ, но эти пользуются максимальной популярностью и проверены временем.

Видеоуроки по теме

На YouTube можно найти много полезных каналов, которые в понятной и доступной форме объясняют правила русского языка. Посмотрите примеры ниже, и вы сможете подобрать что-то под свой вкус.

Есть на YouTube канал “Русский язык“, на котором каждую неделю выкладывают новые короткие видео с разбором правил. Очень полезно и подробно. Пример видео вы можете видеть ниже.

Помимо этого есть и другие видео, в которых готовят к ЕГЭ или просто рассматривают отдельный раздел с правилами.

Изучать русский язык и грамматику может бесконечно, ведь существует так много малоизвестных и сложных слов, что каждый день можно узнавать что-то новое. Но самое главное, чтобы вы могли в повседневной жизни писать грамотно и не краснеть за свои тексты. А достичь этого уровня можно за месяц-два ежедневных занятий.

  • Уроки второй мировой войны сочинение
  • Урок сочинение по роману обломов 10 класс
  • Урок сочинение по картине шишкина на севере диком 9 класс
  • Урок сочинение по роману дубровский для 6 класса по литературе по плану
  • Урок сочинение рассуждение на лингвистическую тему 9 класс