Уроки нравственности в литературе сочинение

Сочинения / по литературе / нравственные уроки древнерусской литературыпроизведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. в первую очередь это,

Сочинения / По литературе / Нравственные уроки древнерусской литературы

Произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.

Причем, отнести к поучительным произведениям, воспитывающим нравственность, можно и народное творчество, и произведения, принадлежащие перу известных личностей.

Если говорить о народном творчестве, то достаточно ознакомиться даже с теми простыми произведениями, которые знаем мы с детства, чтобы понять, как воспитывали своих чад. Да, они и в наши дни звучат из уст многих родителей, бабушек и дедушек. К ним можно отнести и развлекательные прибаутки и потешки. Они, между прочим, обращают внимание ребенка на жизненные мелочи, которые так важны и необходимы на протяжении всей дальнейшей жизни.

Поучительны и сказки, песни, сложенные народом. Они воспитывают в нас с ранних пор стремление к доброте, трудолюбию и терпению. А каким примером служат былинные богатыри, смелость, силу и сообразительность которых воспевал народ!

И многие другие произведения, как народные, так и имеющие авторов, оглашают основные нравственные критерии, от которых зависит полноценное существование человека.

Древнерусская литература – это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.

Вариант №2

Как же удивительна древнерусская литература! Несмотря на то, что письменность в государствах была не так сильно развита в то время, а различных художественных средств и приемов и вовсе не существовало, древние литературные произведения несут в себе глубокую смысловую нагрузку. Таким является и знаменитое «Слово о полку Игореве», написанное приблизительно в конце двенадцатого века.

«Слово» — это не повествование об истории прошлого, а отклик на события, которые произошли совсем недавно. В центре сюжета находится поход Игоря на половецкие земли. С самого начала его преследовали грозные предзнаменования, такие как солнечное затмение, тревожное поведение зверей и т.д. Но Игорь не обращал никакого внимания на них и велел войскам идти дальше. Это характеризует его как самоуверенного, честолюбивого человека. Но за это он поплатится кровью. Несмотря на победу в первом сражении с половцами, второе оканчивается неудачно. В это время Святославу, отцу Игоря, снится сон, где он и его брат Всеволод терпят поражение. Мудрый отец упрекает своих сыновей за глупость, за стремление поскорее завоевать чужие земли. Далее Святослав произносит свое «золотое слово» — призыв объединиться всем князьям и прекратить бесконечные междоусобицы. Этот момент становится идейным центром произведения, где поднимается серьезная политическая и нравственная проблема: каждый князь заботится только о личных землях и не помогает другим, но для того, чтобы страна существовала дальше, им нужно объединиться и не враждовать друг с другом, иначе государство может разрушиться. Автор «Слова» нам доказывает, что самоуверенность князей, отправляющихся в поход из-за богатства и славы, губительна для всей Руси.

Чем же особенная композиция «Слова»? Во-первых, выделяются конкретные главы, автор переходит от одной темы к другой, меняет время действия, и каждая строка произведения наполнена восклицаниями, сравнениями, что формирует музыкальную композицию. Также произведение подчинено одной общей теме – теме родины и любви к ней.

  • Развитие русской литературы в 18 веке. Классицизм как литературное направление

Таким образом, одно из древнерусских произведений преподает нам важный нравственный урок: чтобы добиться чего-либо, не нужно враждовать, а стоит объединить силы со своими союзниками. Именно благодаря этому, по мнению автора «Слова», может держаться государство без войн и сражений.

Уроки древнерусской литературы сочинение

«Без полного выявления всех художественных особенностей древнерусской литературы невозможны построение истории современной русской литературы и эстетическая оценка памятников русской литературы» — пишет Д. Лихачёв. Трудно не согласиться с мнением известного советского и российского филолога.

В глубокой основе нашей сегодняшней культуры лежит культура древнерусская. Эта культура особенная и сильно отличается от нашей, хотя и является её предком. У всей древнерусской литературы сейчас мы можем найти одну тему, это – человек, и одну идею, это – определения смысла человеческой жизни. Но древнерусская литература рассматривала человека, не как личность ли отдельного героя, а как часть одного большого механизма. Это, пожалуй, важнейшая особенность древнерусской литературы. Люди в древней Руси находились очень близко к вере, вся их жизнь была ей пропитана. Благодаря этому, человек просто не представлялся один, без семьи, друзей, соседей, тех людей, которым он мог быть полезен, он не мог быть обособлен.

Главной целью древнерусской литературы для нас является вложение правильных нравственных ценностей и правильное воспитание человека с моральной точки зрения. Ведь тогда не было такого разнообразия в характерах героев. Древнерусская литература была на той ступени развития, когда герой определялся не характером, а исключительно поступками и мог быть только «злым» или «добрым». Персонажи могли быть только по одну моральную сторону. Герой не мог поменять полюс, и например, исправится в ходе рассказа или стать злым. Древнерусская литература учит, что человек определяется поступками. Это один из важнейших уроков, которые она даёт.

Древнерусская литература, как и всякая литература, учит видеть мир. Особенность её в том, что она показывает не только добро и зло, но и чем они отличаются, как можно делать добро и как сделать мир лучше.

7 класс

Другие:← Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка↑ По литературеНравственные идеалы и заветы Древней Руси →

Нравственные уроки древнерусской литературы
Сейчас читают:

  • Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают сочинение
    Писатель – великое призвание. Такой человек обладает грамотностью, харизмой и всегда может привлечь внимание публики. В принципе, написать какое-нибудь небольшое произведение может каждый из нас,
  • Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение
    Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать,
  • Сочинение Описание Зимы
    Зима – самое сказочное и любимой время года для множества людей. Она ассоциируется со вкусным чаем с пледом, предвкушением праздника, новогодними подарками и красивыми огоньками на елках.
  • Сочинения на тему Рассказ старого учебника 6 класс
    Конечно же, возникает вопрос: кто я? Я обыкновенный учебник, наверное, самый старый, который можно найти в этой небольшой школьной библиотеке. Если бы я мог говорить, то делал бы это не переставая, ведь у меня так много интересных историй.
  • Сочинение Настоящая ответственность бывает только личной
    На протяжении многих лет истории нашей страны коллективизм являлся одной из основных ценностей. Различные поговорки о плевках в коллектив и обратно, идеология, которая предполагала достижение именно общественного,
  • Сочинение по картине Широкова Друзья 7 класс
    Прекрасная картина, которая еще раз подтверждает одну простую, но довольно точную истину, что собака друг человека. Почти у каждого из нас, был пес, которого мы любили, а он обязательно отвечал нам взаимностью. Когда смотришь на эту картину,

В В В В В основу современного искусства была положена древнерусская литература. Ее признаки: в отличие от фольклора, здесь уже известен автор и их может быть несколько, нет занимательного сюжета, вымысла, все персонажи исторические. Чувствуется забота о судьбе страны и патриотизм. В В В В На уроках, посвященных древнерусской литературы изучаются былины. Былинами называют эпическое произведение, в котором воспеваются богатыри, а они воплощают лучшие качества народа. Былины зародились в 9 веке, а перестали их писать в 17 веке, основными образами былин были: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга, Микула Селянович, Волхв Всеславович. В В В В Следующий жанр житие, возник он в 11 веке, это произведение о святых или религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были образцовыми. Жития имели религиозный поучительный смысл. Одним из ярких примеров этого жанра является В«Житие Сергия РадонежскогоВ». В В В В К древнерусской литературе также относится В«Повесть о Петре и Февронии МуромскихВ». В этой повести черты жития: герои здесь верующие, посещают церковь, они благоверные и блаженные. Это история любви, преданности и самоотверженности. Здесь любовь и верность утверждаются как главные чувства. Именно они стали символом любви и верности. В В В В К жанрам древнерусской литературы относятся. Хроники (история мира), летописи (история Руси), повести ( важные события русской и мировой истории), хождения ( описания путешествий), жития (описание жизни и деяний святых людей), слово ( произведения подчеркивающие важность и особенность), плач (оплакивание и молитва) и слава (восславление князей и высокопоставленных лиц). В В В В В центре древнерусской литературы личность человека, человек интересен не сам по себе, а как представитель социальной категории. Здесь изображали человека через его поступки, герои были либо положительными, либо отрицательными, противоречивых героев не было. Постепенно в литературе начинают изображать человеческий характер, открывают психологическую жизнь человека. Главная задача такой литературы воспитать человека и вложить нравственные основы, а также зафиксировать события и передать их.

  • Сочинение на тему Роль литературы в жизни человека 11 класс ЕГЭ
  1. Сочинения
  2. 7 класс
  3. Уроки древнерусской литературы

Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература.

Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично и нормально, так же в данных произведениях отсутствует весь занимательный сюжет, нельзя найти вымысел и придумку, а все персонажи являются исключительно историческими героями, которые действительно существовали и жили за долго до наступления современности. Очень радует то, что в таких произведениях замечательно и трепетно чувствуется национализм, патриотизм к своей родине, и гордость за свои корни и свое происхождение.

Стоит отметить, что в школах не смотря на современные программы существуют уроки древнерусской литературы, на которых изучаются такие произведение, как былины, повести, различные сказы и так далее. Очень часто в таких произведениях воспевают русских богатырей, и народных героев, которые известны практически каждому даже в наши дни. Из исторических данных стоит отметить, что зарождаться былины и подобные произведения начали в девятом веке, а перестали заниматься их написанием авторы лишь в семнадцатом веке.

Такие былины и рассказы подарили нам образы богатырей русских, таких как: Илья Муромец, Алеша, которого в народе звали Попович, Добрыня Никитич, Святогор и так далее.

Так же древнерусская литература содержит в себе такой жанр, как житие. Появился он в одиннадцатом веке. В основном все произведения жития связаны с религиозными деятелями и святым, которым поклонялись в старые времена, а некоторые и продолжают поклоняться по сей день.

Авторы старались изобразить человека через его поступки, действия, решения. Все герои незримо делились на положительных или отрицательных. Такого понятия как противоречивый герой, просто не понималось в те времена. Стоит отметить, что со временем такая литература, стала очень хорошо отражать на только поступки людей, но и их характер, который собственно и двигал ими в ходе принятия того, или иного решения и совершении поступка.

Другие сочинения:← Описание трудового процесса↑ 7 классУлица моего детства →

Сочинение на тему: Нравственные уроки древнерусской литературы

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

  1. Сочинение на тему: Учитель 21 века
  2. Сочинение на тему: Как я провела новый год
  3. Сочинение на тему: Что по вашему важнее всего в человеке
  4. Сочинение на тему: Жизнь Владимира Дубровского

Сочинение на тему: Нравственные уроки древнерусской литературы

Влияние русской литературы на мировую культуру невозможно представить себе в полной мере. Русские соотечественники привнесли в мировую литературу много новшеств: например, «Маленький человек», первый и по сей день единственный стихотворный роман. Но главной особенностью русской литературы является душевность. Родные произведения заманивают искренним отношением авторов к необъятности Родины, истинной любовью к обычаям и традициям своего народа. Родная литература имеет связь с местами, из которых человек идет во взрослую жизнь.

Александр Сергеевич Пушкин, автор таких великих произведений, как роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочь», «Сказка Белкина» и огромное количество стихотворений, известен во всем мире. В России именно Александр Сергеевич впервые ввел направление романтизма, первым ввел образ «маленького человека», ставшего Самсоном Выриным в повести «Студенческий рейнджер». Пушкинский язык очень выразителен и уникален, примером чего является «Онегинская строфа», которую больше никто не смог повторить.

Как писали Толстой и Достоевский, если бы Лермонтов прожил на десять лет дольше, им было бы нечего делать. Михаил Юрьевич умер совсем молодым, прожив двадцать семь лет, но полным страстей и ярких событий. Лермонтовский «лишний человек», Печорин, воплощает себя, вопреки тому, что пишет Михаил в предисловии. Никто не понимал Лермонтова, им восхищались и ненавидели, а он сам говорил, что у него нет друзей. Несмотря на свою короткую жизнь, он оставил более 400 стихотворений, 40 стихотворений и 3 романа.

Великие соотечественники также жили в 20 веке. Маяковский, Есенин, Ахматова, Высоцкий, Бродский, Пастернак, Северянин. Через произведения этих авторов проходит новое дыхание русской литературы. И что бы это ни было, происходят те же темы, что и у их предшественников, те же темы, что и в современной литературе, и все они знакомы современным людям, потому что они почувствовали то, что чувствует сейчас русский народ.

Русская родная литература учит быть человеком, быть человеком, поэтому она играет большую роль в жизни людей.

Конспект открытого урока. Литература. 6 класс.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема. Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского.

Средства обучения:

Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки, лист самоконтроля, смайлики

Материально-техническая база: мультимедийный проектор,

презентация.

Учебник: Литература. 6 класс. В.П. Полоухина, В.Я. Коровина и др. М.: «Просвещение». 2016 г.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:
образовательные:

проанализировать нравственные проблемы рассказа ; раскрыть духовные ценности, по которым живут герои В. Распутина.


развивающие:
1)продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки , их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1) подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2) продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

иметь адекватное представление о нравственных человеческих качествах;

формировать познавательную и социальную мотивацию;

оценивать действия субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы;

стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

устанавливать последовательность событий в тексте;

осваивать способы пошагового, итогового контроля по результату (работа с таблицей).

Познавательные УУД:

выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

формулировать познавательную цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию с помощью текста;

формулировать личные, нравственные проблемы и самостоятельно искать способы их решения;

классифицировать и сравнивать явления (черты характера героев), выделять главную информацию, аргументировать общие признаки;

создавать произвольное и осознанное высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета, строить понятные для собеседника высказывания;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;

сотрудничать в совместном решении проблемы.

Формы контроля знаний учащихся: индивидуальный, фронтальный.

Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.

Технологии:

-здоровьесберегающие технологии,

-технологии коллективного сотрудничества,

-технологии личностно-ориентированного образования,

-компьютерные технологии;

— технология оценивания результатов достижений учащихся.

Методы обучения:

  • Словесный;

  • объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);

  • репродуктивный: повторение изученных сведений;

  • частично-поисковый: работа над анализом текста, нахождением нужной информации из текста;

  • проблемный (проблемная ситуация);

Ход урока
I. Орг.момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Я уверена, что мы с

вами во время работы на уроке покорим сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! 

2. Сообщение темы и целей урока

-Ребята, каждый день мы встречаемся с определенными проблемами, трудностями, пытаемся их разрешить…

— Дайте, пожалуйста, определение слову «проблема».

(Закрепляется на доске слово на листе «проблема»).

— Работа с понятием Посмотрите в толковом словаре значение понятия «проблема».

Проблема — это  в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения..

— Какие виды проблем вы знаете

Виды проблем:

  • нравственные;

  • экологические;

  • социальные;

  • философские;

  • психологические.

— Как можно назвать проблемы, при решении которых человек опирается на душевные, внутренние качества личности?

(Нравственные проблемы).

-Какие проблемы относятся к нравственным проблемам? (проблема одиночества;

взаимоотношения детей и взрослых; проблема войны и детей;проблема человеколюбия, доброты;проблема нравственного выбора;)

— Как это словосочетание соотносится с произведением, которое мы с вами изучаем?

(Автор в рассказе затрагивает, отображает ряд нравственных проблем).

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»).

-Сформулируйте цели нашего урока нашего урока (проанализировать нравственные проблемы рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина)
II. Актуализация знаний

Вы дома к этому уроку полностью прочитали рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского». Рассказ автобиографический. На прошлом уроке мы поговорили кратко об истории создании рассказа, смысле названия и рассказа и поговорили о писателе.

— Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О.войны в 1948 году в далёкой сибирской деревне)

-Кто является главным героем рассказа? (деревенский мальчик из бедной семьи, оказавшийся один в райцентре).

-Какого он возраста? (примерно пятиклассник).

Упоминается ли имя мальчика в рассказе? (нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.).

— Почему главный герой рассказа оказался в райцентре? Найдите в тексте, прочитайте. Стр.87 ( в деревне была только начальная школа, нужно было продолжить обучение дальше)

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

(У Лидии Михайловны есть прототип. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем)

— Как он чувствовал себя на новом месте? Найдите в тексте, прочитайте на стр.89 (плохо, скучал по дому, голодал)

III. Первичное усвоение новых знаний

3. Работа с текстом.

В райцентре герой оказался в очень сложной ситуации.

-Есть ли у него друзья? Почему? Легко ли ему живется? (на новом месте друзей мальчик не нашел, на новом месте тяжело, постоянно думает о доме, недоедает)

— Почему он ввязался в игру на деньги?

( был болен, понял, что может выигрывать и тратить деньги на молоко, чтобы утолить голод).

— Как даются ему выигрыши? (мальчик понял все хитрости игры, стал выигрывать деньги, покупая на них молоко)

-Почему Вадик и Птаха избили героя?

(Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)
— Как ведет себя герой в драке и после неё?

(Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается. И всё равно кричит: «Перевернул», отстаивая справедливость).

-Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?

(Честным и принципиальным).

— Обратим внимание на то, что вступая в конфликт с Вадиком, герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы.

Итак, какие нравственные проблемы можно выявить в общении главного героя с другими детьми? ( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

Работа в группах
— А сейчас я предлагаю проверить, насколько внимательно прочитана вами данная часть рассказа. Каждая группа (ряд) получает задание: по описанию узнать героя произведения.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
Ответы учащихся:
1. Вадик.
2. Тишкин.
3. Птаха.

-Кто же приходит на помощь мальчику?

(Лидия Михайловна – главная героиня рассказа, её образ занимает центральное место в произведении – это авторский идеал учителя)

-Какие черты Лидии Михайловны запомнились мальчику? (Ум, красота, молодость, отсутствие жесткости в лице.)

-Почему Лидия Михайловна среди других отстающих по ее предмету учеников, например, Тишкина, выбрала главного героя?

(Лидия Михайловна прониклась пониманием и сочувствием к голодающему, но способному ученику. Она оценила его целеустремленность, порядочность и решает дополнительно заниматься, чтобы не только помочь в произношении французских слов, но и просто покормить ребенка.)

-Какие чувства вызвал у Лидии Михайловны мальчик?

( учительнице необычайно жалко голодного мальчика)

-Какой представлялась мальчику Л.М.? Почему?

( Возвышенным, почти неземным существом).

— Какой выход находит Лидия Михайловна, чтобы помочь герою? (Приглашает на дополнительные занятия, пытается накормить ужином, отправляет посылку с макаронами)

_ Почему мальчик не принимает посылку от учителя?

(мальчик с детства понимает, что в жизни ничего не дается легко, надо заслужить!)

-Какие нравственные качества проявляются у мальчика при общении с учительницей?

( гордость, непреклонность, упрямство, порядочность, стеснительность, честность, жажда справедливости)

_Почему учитель начинает играть с мальчиком в игру на деньги?

(Учительница хочет помочь мальчику, стараясь не обидеть его юношеское самолюбие и максимализм)

-Давайте посмотрим этот эпизод из фильма (просмотр видеоролика)

— Какие нравственные проблемы раскрывает автор в общении с учителем Л.М. ?(проблема сострадания, милосердия, доброты)

— Кто из школы узнал об этой игре на деньги учителя и ученика? (директор школы)

-Каково же решение директора? ( он увольняет учительницу Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником).

-Прав ли был директор?

Директор формально прав, но он слепо следует готовым нормам морали, не в состоянии понять трудностей жизни ребенка, за этим скрывается безнравственность и отсутствие человеколюбия. Доброта, милосердие и любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее всех Уставов)

— Какая же проблема выявляется в общении Л.М. и директора? (проблема педагогической нравственности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Мы попробуем вырастить Дерево Доброты.
— Дерево растить сложно, но мы попробуем. Я буду говорить, какое оно, а вы показывайте .
БОЛЬШОЕ, ВЫСОКОЕ, ШИРОКОЕ, КРЕПКОЕ, ТЯНЕТСЯ, КАЧАЕТСЯ, СГИБАЕТСЯ, ВЫПРЯМЛЯЕТСЯ, К СОЛНЦУ ПОДНИМАЕТСЯ.

IV. Первичное закрепление.

Итак, какие же нравственные проблемы раскрывает автор в этом рассказе? Составим кластер и поработаем в группах. Каждая группа должна в свой кластер вписать нравственные проблемы в рассказе. Лидер каждой группы прикрепляет свой кластер на доску.

  1. Нравственные проблемы в общении со сверстниками.( проблема жестокости сверстников, проблема подлости, проблема предательства, проблема безысходности, проблема одиночества)

2. Нравственные проблемы в общении с учителем( проблема сострадания, милосердия, доброты)

  1. Нравственные проблемы в общении с директором (проблема пед. нравственности)

— Во время презентации своей работы каждая группа оценивает, полностью ли справилась с работой данная группа, вносит коррективы)

V. . Подведение итогов занятия

— — В конце хочу прочитать несколько строчек из стихотворения М.Садовского «Родной человек»:

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают.

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

— Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика?

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:написать сочинение- миниатюру на тему «Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти ученика» или написать мини-сочинение «Чему научил меня рассказ «Уроки французского»

VI. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик – зеленый (на уроке было комфортно и все понятно , желтый -на уроке немного затруднялся, не все понятно, красный- на уроке было трудно, ничего не понял.

Поставьте себе оценку в листах самоконтроля по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Домашнее задание

На выбор (письменно в тетради):

1. Написать письмо Лидии Михайловне от лица главного героя.

2. Ответить на вопрос: осуждает или оправдывает автор главного героя?

3. Ответить на вопрос: каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?

Спасибо большое за работу! Оцените свою деятельность на уроке. (Ученики заполняют лист)

Приложение к уроку

Работа в группах

Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».

2. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».

3. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»

Лист самооценивания

Поставьте себе оценку по следующим критериям:

«5»– я активно работал в течение всего урока, отвечал на вопросы, легко ориентировался в тексте рассказа, сделал правильные выводы;

«4»– я работал на уроке, легко ориентировался в тексте рассказа, но есть небольшие недотчеты в правильности ответов и сделанных выводов;

«3» –  я работал пассивно в течение всего урока, в ответах и сделанных выводах имеются большие недочеты.

Оценка за урок ____________

Уроки
№ 2 4 -2 5

КОНТРОЛЬНОЕ
СОЧИНЕНИЕ

Цель:
проверить умение учеников писать произведения, подбирать

языковые
средства в соответствии с замыслом, коммуникативным

задачи
и стиля речи; развивать коммуник тивно-речевые умения, мышление, творческие
здібнос те; воспитывать у школьников морально-этические качества.

112
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

Оборудование:
памятки, словари.

Внутрипредметные
связи: синтаксис( текст), лексикология.

Межпредметные
связи: литература, история, этика.

Тип
урока: урок развития речевой компетенции (урок конт рольного произведения).

ТЕЧЕНИЕ
УРОКА

I.
Организация класса

II.
Вступительное слово учителя

Беседа

*
Что такое произведение? (Произведение-это работа над высказыванием ОСО бистой
мысли, которая опирается на необходимое количество данных.)

*
Что необходимо знать, чтобы правильно выразить собственное мнение?

(Определить
стиль и тип речи, уметь последовательно выражаться в соответствии с темой.)

Работа
с опорами


Вспомните, какие стили и типы речи вам известны.

Стили
речи Типы речи

1.
Разговорный

2.
Художественный

3.
Публицистический

4.
Научный

5.
Официально-деловой

1.
Рассказ

2.
Описание

3.
Размышление

Наблюдение
над языковым материалом


Чтобы правильно выполнить задание, надо четко понимать значение некоторых
терминов.

Что
означают термины мораль и этика?

Справка

Мораль-это
система норм и принципов поведения людей

в
отношении друг к другу и к обществу.

Стилистика
простых предложений 113

Этика-наука
о морали, ее происхождении, развитии и роли

в
общественной и личной жизни людей; нормы поведения,

совокупность
нравственных правил определенной социальной группы.

Работа
с достопримечательностью


Пользуясь памятниками, повторите общие правила написания произведений.

1.
Всегда выбирайте тему не самую легкую, а ту, что вас ЦИКа Вит и волнует

2.
Хорошо обдумайте тему, определите ее границы и объем произведения

3.
Определите основную мысль произведения

4.
Составьте полный четкий план, придерживайтесь его в работе

над
произведением

5.
Соберите и систематизируйте необходимый материал

6.
Соблюдайте последовательности в изложении мыслей. Правильно

и
уместно цитируйте, четко выражайте свои мысли

7.
Выражайте свое отношение к тому, о чем пишете,

делайте
выводы, обобщения

8.
Соблюдайте пропорциональность частей произведения

9.
Пишите аккуратно, логично, грамотно. Исправляйте,

переделывайте,
улучшайте написанное

Запись
терминов в тетради


Кратко витлумачте суть каждой из названных моральных черт. Где-либо

возможно,
доберите до их названий синонимы и антонимы.

Идейно-общественные
нравственные черты: принципиальность, уверена ность, цинизм, демагогия,
честолюбие, карьеризм, активность.

Памятка
для учащихся»Правила написания произведений»

114
все уроки украинского языка в 11 классе. Академический уровень

Черты,
определяющие отношение к себе и окружающим: бла городство, самоотверженность,
человечность, эгоизм, милосердие, коварство ность, скромность.

Черты,
характеризующие человека: честность, верность, искренность, предательство,
ханжество.

Черты,
проявляющие отношение к труду и собственности: трудолюбие, корыстолюбие,
потребительство, бережливость, бюрократизм, леность.

Волевые
черты: мужество, смелость, выдержка, малодушие.

Образец

Ханжество-негативная
нравственная черта, разновидность

лицемерия.
Святоша (ханжа) представляет из себя образец благочестия,

и,
публично демонстрируя свои «добродетели», претендует на роль

блюстителя
нравственности всех окружающих. Преобразует нравственность

на
формальное соблюдение ритуала, на взаимное назирание, исправляет грубое
вмешательство в частную жизнь каждого. За ханжеским цтвом скрыто недоверие к
людям, подозрительность, пренебрежительное

отношение
к человеческой индивидуальности.

Коммуникативно-речевое
задание


Какие моральные черты личности выше всего ценятся сегодня?

Свое
мнение аргументируйте и проиллюстрируйте примерами.


Составьте высказывания по теме » моральные ценности современного

общества».
Определите формулу смысла жизни своих ровесников. Напишите собственное
отношение к такой формулировке смысла

жизнь.
Высказывания постройте так: Тезис-доказательство —

ВЫВОД.

III.
Самостоятельное составление плана произведения


Ученики составляют план.

IV.
Написание работы на черновике


Ученики записывают сочинение в черновик.

V.
редактирование произведения и переписывание начисто


Ученики вычитывают произведение, редактируют и переписывают его начисто.

При
необходимости учащиеся пользуются памяткой (см. приложение).

VI.
Самостоятельная проверка написанного

Требования
к произведению

*
Точность и полнота раскрытия темы в логической последовательности.

*
Обоснованность всех утверждений и положений.

Стилистика
простых предложений 115

*
Обобщение и использование в произведении приобретенных знаний.

*
Стилистически правильное и грамотное выражение мыслей.

*
Эмоциональность и конкретность изложения.

*
Правильные выводы в конце произведения.

VII.
Домашнее задание (на выбор)


Подберите текст на морально-этическую тему, подчеркнуть в нем

орфограми.


Сформулировать 10-15 тем произведений морально-этической проблема тики.


Составьте по заключению высказывание:»…Итак, семья —

корабль,
несущий человека через бурное житейское море»»

Учитель: Вахрушева С.А.

Класс: 8

Тема урока по литературе: «За добро плати добром, не будь пустельгой».(По рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

Тема по русскому языку: «Обращение. Вводные слова и предложения. Их роль в художественном тексте и в речи».

Тип урока: урок- исследование.

Цели урока:

1.Образовательные: — обобщить и систематизировать изученное по теме «Обращение. Вводные слова и предложения. Роль их в художественном тексте и в речи».

— выработать умения, навыки распознания их в художественном произведении и научить употреблять их в собственной речи;

-провести исследование по рассказу Паустовского и выявить тему, идею, смысл названия;

-выявить личностное отношение учащихся к рассказу Паустовского и к его героям; 2. Развивающая: продолжить работу по развитию речи учащихся – её точностью, выразительностью, полнотой, учить комплексному анализу текста;

3.Воспитательная: воспитание сочувствия, сострадания, внимания, любви к близким людям.

Ход урока.

1.Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Наш урок несколько необычный. Почему? (подумайте)

В центре нашего внимания рассказ Паустовского «Телеграмма».

— Что вы знаете об авторе? Какие произведения вы читали?

К.Г Паустовский – тонкий психолог, он чутко улавливает и воспроизводит мельчайшие детали и в природе, и в человеческой душе. Писатель создает в произведениях определенное настроение и старается подчинить ему читателя, дает возможности поразмыслить и сделать определенные выводы.

3. Актуализация знаний.

2. Анализ текста:

А.Записать под диктовку начало рассказа «Телеграмма»

Осень была на редкость холодной, ненастной. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

-Определите основную тему отрывка?

— Определите тип речи.

— Каким настроением проникнуто начало рассказа и что этому способствует?

— Как вы думаете, о чем может идти речь дальше?

— Почему Паустовский обратил внимание на «маленький подсолнечник у забора?(символика рассказа)

— Кто является главным героем рассказа? Что вы о ней знаете?

— Кто еще есть в рассказе?

— Какими художественными средствами и приемами передает Паустовский одиночество Катерины Петровны? (метафора «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю», олицетворение – описание клена «Ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи». Картины осеннего пейзажа, интерьер, образные оценочные эпитеты, художественные детали).

Б. Чтение наизусть письма Катерины Петровны, его анализ.

Из последних сил пишет Катерина Петровна письмо любимой дочери.

«Ненаглядная моя,- писала Катерина Петровна.- Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уже не тот, — да и я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень…

Фронтальный опрос:

С чего начинается письмо?

— Что такое обращение?

— О чем свидетельствует оно в данном тексте?

— Какую роль играет обращение в художественной литературе?

— Что удивило в письме?

В.Выписать обращения из текста рассказа. О чем они свидетельствуют? Как относится автор к Катерине Петровне?

Г. Сообщение о Насте ( рассказ ученика)

1. Что о Насте сообщает автор? 2. Какова её реакция на телеграмму? 3. Как вы поступили бы в данной ситуации? 4.Каково авторское отношение к Насте?

Прямых авторских оценок нет в тексте, но отношение Паустовского однозначно Он подчеркивает самолюбование Насти, т.е.дает оценку через внешность, используя эпитеты: « Настя нравилась сама себе. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Глаза – зеркало человеческой души. Здесь разоблачающий эпитет. Пустые глаза говорят о равнодушие. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Прием олицетворения: « Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.

— Почему именно Гоголя? (Гоголь – сатирик, обладающий способностью угадывать человека («А письмо-то в сумочке, нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока»).

Автор и великий сатирик видят Настю изнутри, доброта Насти показная, ненастоящая. Прием контраста подчеркивает несоответствие и несовместимость поступков и похвалы.

(«Настя получила и скомкала телеграмму… А с кафедры неслось.

— Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать. Этой выставкой мы обязаны милой Анастасии Семеновне.)

Д. Продолжение повторения по русскому языку: Что еще нам помогает выразить отношение к чему – либо? (Вводные слова и предложения) Что такое вводные слова? Перечислите основные группы вводных слов по значению.

 4. Обобщение и систематизация знаний

Восстановите авторский текст (какие вводные слова нужно вставить, назовите группу по значению, какое отношение они выражают?)

1)Одинокая, …, была эта старушка?

2)Есть у неё в Ленинграде дочка, да, …, высоко залетела.

3)Она застала свежий могильный холмик на кладбище и холодную, темную комнат Екатерины Ивановны, из которой, …, жизнь ушла давным – давно. (К.Паустовский)

Слабые учащиеся списывают и расставляют знаки препинания.

Е. Словарная работа.

Сочувствие, сострадание, бессердечность, тщеславие, бескорыстие, эгоизм, человечность, чуткость, самолюбие, милосердие.

— Объясните значения слов, используя вводные конструкции.

-Сгруппируйте слова. По какому принципу вы это сделали? Кого из героев можно ими охарактеризовать?

— Что Паустовский рассказывает о добрых людях и как он их изображает?

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Чтение сочинений – миниатюр

Каково ваше отношение к героям рассказа? Что нам помогает в выражении отношения?

3.Смысл названия рассказа Паустовского.

-Объясните смысл названия. Какую телеграмму имел в виду автор и почему? ( Конечно, вторую. Тихон проявил настоящую человечность, чуткость, милосердие и преподнес урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписанное. А ты смотри, дурра,- сказал он сердито Манюшке, за добро плати добром, не будь пустельгой…»

Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних. Вот, например, что говорят пословицы и поговорки:

Материнское сердце в детях, а детское в камне.

Материнские глаза слепы.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

4.Лирическая страничка (чтение наизусть стихотворений А.Т.Твардовский «Памяти матери»)

— Что сближает стихотворения с рассказом Паустовского?

6.Рефлексия (подведение итогов занятия).- Да, очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели пристально на них, постарались понять, вовремя сказать доброе слово. А если вы хотите, чтобы вас окружали добрые люди, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее, но их совесть чиста. Ведь на добрых людях всё держится.

Что сегодня необычного было на нашем уроке? Продолжите фразу:

Я узнал, …

Я понял, …

Я научился, …

Открытый урок литературы в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению). 

«Добро и зло» в произведениях художественной литературы. 

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения. 

Задачи урока: 

образовательные: познакомить с понятиями, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; познакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся; познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования; учить устанавливать связи между частями сочинения; учить различать главную и второстепенную информации; 

  • развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; повторить материал о структуре сочинения; формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации; развивать критическое мышление через заполнение таблицы; 

  • воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры. 

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. 

Метод: репродуктивный, метод самостоятельной работы. 

Технология: обучение в сотрудничестве. 

Форма работы: групповая. 

Приемы: «яркое пятно», работа с доской, текстом 

1.Погружение в тему. Просмотр видеоролика, притча «Два волка». Не показывать название притчи, остановить ролик перед словами старика. 

— Как вы думаете, что ответил внуку старик? (всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь) 

— Что имел в виду старый индеец? (всё зависит от человека. Каким он человеком хочет стать – таким и станет. Будет совершать злые поступки – станет злым. Будет нести добро – станет добрым.) 

— Какое название можно придумать этой притче? 

— Что олицетворяют в притче белый и чёрный волки? (добро и зло) 

— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? 

— Какова цель урока? (формирование представления о добре и зле) 

— Задачи урока?  

Выработать понимание терминов ДОБРО и ЗЛО. 

Научиться выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. 

Научиться писать вступление к итоговому сочинению. 

3. Беседа. Понимание терминов «добро, зло». Учитель обществознания. 

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы. 

— Что включает в себя понятие «Добро»? (ответы….).  

Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания — наше стремление к человечности, к гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Причем когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что истинно гуманная мораль считает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. 

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье. 

— Когда мы говорим о человеке «добрый»? (ответы…) 

Да. Добрый человек готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу. 

Конечно, слово «добро» имеет не только моральный смысл. Например, мы называем вещи — «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-либо вещи или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа и т. д.  

И все-таки, если вдуматься, все различные значения понятия «добро» имеют общее происхождение, очень близки друг другу и в конечном счете обозначают что-то хорошее для человека. Ведь нельзя быть морально добрым вообще, т. е. никак не проявлять свою доброту. Добрым можно быть, только сознательно и старательно делая добрые, полезные людям дела. 

— Подберите антоним к слову ДОБРО. Что включает в себя понятие «ЗЛО»? (ответы…) 

Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для гуманных, порядочных людей зло означает такие отношения между людьми, когда счастье одних, их сила, богатство, образованность достигаются за счет несчастья других — их слабости, бедности, невежества и т. д. Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности. 

— Какие отрицательные явления жизни охватывает зло? (ответы…) 

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников), тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д. и т. п. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавщица хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют свое служебное положение в корыстных целях, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.,— все это и есть моральное зло. К сожалению, оно очень многолико. 

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. 

Но нужно помнить, что зло очень коварно и, как правило, не выступает от своего имени, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность! Я — безнравственность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко даже самый отъявленный преступник стремится представить свою деятельность (и перед другими, и перед самим собой) в добром свете, оправдать ее с точки зрения морали, добра. Так происходит и в быту: хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждают, что помогают нам, делают нам одолжение; и в большой политике все диктаторы всегда клялись, что пекутся о благе народа, о светлом будущем. 

При таком обмане, когда зло сознательно запутывает следы, с особой остротой встает перед нами вопрос:  

— Как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? (ответы…) 

Да. Надо выяснить, чем (люди, человек) являются на самом деле, какие дела творят, и дела их надо оценивать с точки зрения гуманизма, т. е. с точки зрения любви, уважения к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Судить надо по делам. 

Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение. 

3. Литературное направление «Добро и зло». Учитель литературы. 

Тема добра и зла – вечная тема в литературе. Её рассматривали еще в глубокой древности – народ размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом, о ней говорили писатели XVII, XVIII, XIX, ХХ веков. Художественная литература – отражение жизни человека, значит, в каждом произведении есть место борьбы добра со злом, вечное противостояние этих двух полюсов находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.  

Понятия добра и зла очень условные. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем кратко одну жизненную историю. 

Ребенок опаздывает на урок, потому что перекопали дорогу, была пробка. С одной стороны, лично мне это опоздание принесло конфликт с учеником, а с другой стороны, ремонтируют дорогу, чтобы в дальнейшем всем было удобно и комфортно ездить. 

Вот как оценить данную ситуацию? Добро это или зло? 

И тут у нас возникает вопрос, как конкретное произведение подстраивать в качестве аргументов к различным темам. 

На что мы должны ориентироваться, когда говорим о добре и зле. Предположим, что ориентир у нас идет на общечеловеческие ценности, на общепринятый взгляд в обществе на эти категории, на поступки. То есть если мы вращаемся в обществе, в котором говорят, что не убий, не укради и т.д. Это плохо. Это моральные христианские вещи, которые до сих пор существуют в нашем обществе и востребованы, мы живем по этим правилам. То есть категория добра и зла здесь неоспоримая.  

Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность. Совесть – наш внутренний контролер, она не дает нам совершить плохие поступки, удерживает от дурных решений и, наоборот, помогает творить добро. 

4. Работа со словарем. Учитель литературы. 

— Дайте определение следующим понятиям. Подберите синонимы к ключевым словам. 

Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

Добро – благо, благодеяниедобродушие, душевность,  сердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность, чуткость, терпимость. 

Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ДОБРО» 

Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, поминать добром… 

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда. 

Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость, вред, лицемерие, неискренность, жестокосердие, бессердечность, озлобление, антигуманность, гнев, неприятность, злоба, несчастье, неправда. 

Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ЗЛО» 

Делать зло, желать зла, зло берет, сделать зло, победить зло, причинять зло, противиться злу, творить зло, уничтожить зло… 

Данные определения, синонимы, выражения дают нам возможность поразмышлять в сочинении по данному направлению. 

Аспекты направления «Добро и зло» 

  1. Добро и зло как противоположные нравственные качества, присущие человеку. 

М.А. Шолохов «Судьба человека» 

В.Г. Распутин «Уроки французского» 

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 

А. Грин «Зеленая лампа» 

А.Н. Островский «Гроза» 

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» 

А.Н. Карамзин «Бедная Лиза» 

  1. Добро и зло как внутренний конфликт и внешний. 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

М.Ю. Лермонтов «Демон» 

  1. Добро и зло по отношению к окружающим, близким, врагам, к тем, кто слабее, и т.д. 

М. Горький «Старуха Изергиль» 

А.И. Солженицын  «Матрёнин двор» 

К. Паустовский «Телеграмма» 

А.П. Платонов «Юшка» 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 

Л.Н. Толстой «Война и мир» 

О. Генри «Последний лист» 

В. Осеева «Бабка» 

  1. Добро и зло по отношению к природе, животным. 

Л.Андреев «Кусака» 

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» 

  1. Добро и зло по отношению к себе.  

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

М.Ю. Лермонтов «Демон» 

  1. Истинное и ложное добро. 

М. Горький  «На дне» 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 

Л.Н. Толстой «Война и мир» 

Строгое разделение на добро и зло идет в произведениях УНТ. Когда мы с вами читаем сказки, былины, предания, сказания, мы чётко можем сказать, где добрый герой, а где злой. Под литературным материалом подразумевается не только художественные произведения 17-20 веков, но и произведения УНТ (за исключением малых жанров: пословицы, поговорки и т.д.). И если так случится, что на экзамене вам в голову не приходит пример, тогда вы можете обратиться к сказке, народной или литературной.  

Добро и зло в сказках всегда борются. Сказочный мир живет на этой вражде. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх.  

Примеры добра и зла в сказках. 

Народная сказка «Морозко». Злая мачеха и завистливая сводная сестра творят зло. Они заставляют отца увезти Настеньку в лес и «оставить там, на съедение волкам». Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Ее труд и доброе отношение вознаграждены. Зло получает по заслугам. 

Литературная сказка Шарля Перро «Золушка». Очаровательная героиня работает не покладая рук. Она любит всех, но злость мачехи и сестер мешают ей быть счастливой. Добрая крестная фея помогает девушке. Золушка выходит замуж за принца. 

Итак, двигаемся дальше. 

5. Работа в группах. 

А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает одну тему по направлению «Добро и зло», ваша задача – подобрать аргумент, соответствующий предложенной теме, обсудить его в группе, поделиться им с одноклассниками. 

Добрыми/злыми рождаются или становятся?  

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Именно к этой повести подходит пословица: «Добро сеять – добро и пожинать». В повести показывается взросление Гринева, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности. 

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Озлобленными не рождаются, а становятся. И на это есть масса причин. Но покалеченную душу можно спасти, если обратиться к Богу. 

М. Горький «На дне». Тяжелый жизненный опыт убеждает в необходимости гуманного отношения к людям. Лука видел слишком много зла, чтобы преумножать его, поэтому он избрал путь благодетеля для отверженных и несчастных бедняков, которые утешались, слушая его речи. 

Л.Н. Толстой «Война и мир». Большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Дети всегда копируют поведение родителей, перенимают их мышление и мировоззрение. 

7. Подготовка к написанию сочинения. 

Структура сочинения. 

Вступление. 

Тезис (утверждение/ответ на вопрос) + развитие мысли 

Варианты вступления: 

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Думаю, что каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я же считаю, что… 

ИЛИ 

Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что… 

Переход + аргумент 1: 

Пример из литературы + микровывод. 

Описать конкретную ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие  вашу идею. 

          Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении ….     Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: … 

Переход + аргумент 2: 

Пример из литературы + микровывод. 

          Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе…      На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что …. 

Заключение  

(повтор тезиса) 

          Итак, как подсказывают нам отечественные/зарубежные литературные произведения… 

         ИЛИ 

         Подводя итог, можно сделать следующий вывод: … 

— А сейчас в группах продумайте вступление по предложенной теме и заключение. 

Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что, что при рождении в человеке уже заложены определённые черты. Они могут проявляться в ребенке еще до того, как он начнет говорить. Добро и зло — не исключение. Однако не стоит забывать, какую большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Если он, взрослея, видит перед собой примеры отзывчивости, милосердия, заботы, то велика вероятность, что он им последует. И наоборот, у человека, выросшего в жестокости и пренебрежении, могут появиться внутренние проблемы и неправильное восприятие мира. 

. 

Итак, мы приходим к выводу о том, что семья, общество и те ценности, которые они прививают, очень важны. Тем не менее, какие бы обстоятельства не сложились, люди и сами должны стремиться к духовному развитию и воспитанию в себе добрых качеств. Мы должны работать над собой, чтобы подавать достойный пример новым подрастающим поколениям. 

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Некоторые злые люди в оправдание себе говорят, что они родились такими. По их мнению, доброту можно унаследовать как красоту или богатство, но развить ее самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это заблуждение, основанное на желании оправдать себя, ведь добрым человек не рождается, а становится. Только жизненный опыт убеждает нас в необходимости благих дел. Чтобы подтвердить свои слова, приведу литературные примеры. 

Таким образом, добрыми люди не рождаются, а становятся под влиянием различных факторов. Кто-то находит это качество вместе с первой любовью, кто-то обретает его после череды суровых испытаний. Но важно понимать, что стать хорошим человеком никогда не поздно, ведь развить в себе добродетель может каждый из нас. 

8. Рефлексия. 

Благодарю А.С. Пушкина: он помог мне понять, что… 

Благодарю Ф.М. Достоевского: он заставил меня увидеть, что… 

Благодарю М. Горького: он убедил меня в том, что … 

Благодарю Л.Н. Толстого: он открыл для меня…. 

9.  Д/р — Продумать заключение к сочинению. 

  • Уроки зайцева краткое содержание рассказа
  • Уроки сделаны как пишется
  • Уроки по циклу рассказов бунина темные аллеи
  • Уроки доброты в рассказе юшка
  • Уроки доброты по рассказу в г распутина уроки французского