Сочинение
Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? Заглянем в толковый словарь и узнаем, что нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.
В жизни каждый человек встает перед нравственным выбором, и каждый поступает по-разному, это зависит от его духовных качеств. Так и герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» неоднократно встает перед нравственным выбором: калачи украл, бабушку обманул. Он поддался легкой жизни, но его духовные качества оказались неизмеримо выше, совесть замучала его:»Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»Видно, что герой раскаивался, но совесть его мучила еще сильнее и он рассказал правду бабушке. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила, потому что есть на свете человеческая доброта. Бабушка преподнесла ему настоящие уроки доброты, честности.
Именно такой нравственный выбор характеризует его, как человека словестного, честного, способного на добрые поступки. Только тогда герой понял, что человека любят не за что-то, а просто так.
Посмотрим, как поступил герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он тоже встал перед нелегким нравственным выбором.
В первый раз он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, хоть мог уехать к матери в деревню, но он выбрал учебу, так как очень хотел учиться, тянулся к знаниям. Вторым страшным испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть в чику на деньги. Играл он: честно, хотел показать свои способности, но его только жестоко избивали. Мальчик не знал, что игра на деньги не может быть честной. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Она его понимала как никто другой. Она начала с ним играть на деньги потому, что хотела ему помочь, а
Пошла на это потому, что на другую помощь он не соглашался. Она открыла ему двери в новый мир;там люди могут доверять и помогать. Теперь он узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.
Так случилось, что В. Астафьев и В. Распутин спустя много лет вспомнили, что с ними было в детстве «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
Другие сочинения по этому произведению
Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского».
Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)
Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина)
Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского»)
Анализ произведения «Уроки французского» Распутина В.Г.
Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского»
Урок «Нравственный выбор моего ровесника в рассказе
В. Распутина «Уроки французского»
Учитель русского языка и литературы Липнина Е.М.
ГБОУ СОШ №348 Невского района СПб
Заключительный урок по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».
Следующий урок – подготовка к сочинению.
Раскрыть идейное содержание произведения В. Г. Распутина «Уроки французского», выявить нравственные проблемы, поднимаемые автором, а именно ответственности человека за свой выбор
Развивать навык анализа художественной прозы.
Способствовать воспитанию нравственных качеств, формированию художественного восприятия мира.
Оборудование:
Презентация
отрывок из фильма «Уроки французского»
рисунки учащихся
таблички с литературными терминами, названиями произведений, в которых герои стоят перед выбором
посылка с макаронами и гематогеном
Предварительные задания:
Раскрыть понятия: автобиография, антитеза, композиция, нравственность, нравственный выбор, дискуссия, пейзаж, художественная деталь.
Работа по группам над темами
«Нравственный выбор в литературе и жизни»
Герой – близкие
Герой – учитель
Герой – сверстники (инсценируют мимику, жесты взгляд компании Вадика)
Внимательные читатели (готовят вопросы по тексту; иллюстрации, и к ним вопросы)
Задание проверяется в течение 2-х недель. Нужно создать «поле» для изучения темы. Выступают учащиеся с сообщениями, в которые включают лишь необходимую для урока информацию.
Тип урока – проектное обучение
Работа над проектом:
определение проблемы, вытекающих задач
гипотеза, обсуждение методов исследования
оформление конечных результатов
анализ полученных данных, подведение итогов
корректировка, выводы
использование метода отчетов, просмотров
Ход урока:
До урока 2-3 человека проверяют знание текста у желающих
Разминка (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Узнай героя по описанию
Группа №4
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки» (герой)
Иллюстраторы. Рисунок, к нему – 3 вопроса
Задание:
Монетки «Чем продавщицы на базаре, где герой покупал молоко, были недовольны? Что они предполагали, глядя на гнутые монетки? //Монетки были гнутые. Продавщицы думали, что мальчик стоит на паперти – попрошайнисает//
Молоко «Почему герой покупал молоко?» // Ему нужно было пить молоко – у него было малокровие//
Сапоги «Как вы помните, герой ходил в школу в самодельных башмаках – ни у кого в классе не было такой чудной обувки. Когда появились сапоги? Откуда мама героя взяла деньги на столь дорогую покупку?» //через год мама купила ему сапоги, продав самую дорогую ценность – швейную машинку//
Топор «Расскажите, когда в тексте появляется топор?» //мальчик открывает им посылку, которую прислала Л.М.//
Пластинка «Где мы встречаем эту пластинку?» //у Л.М., она ставит герою французские песни»//
Ещё до урока начинает звучать музыка. Урок начинается под музыку (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ)
1 мин
Виктор Берковский
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Слово учителя (МОТИВАЦИЯ) 2 мин
Вы услышали слова песни «каждый выбирает…». Это эпиграф к нашему уроку.
Мы собрались здесь для беседы. Напоминаю вам, что главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад собирал великий мыслитель Сократ своих учеников, чтобы вместе обсудить различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому, что эти Мысли с большой буквы – честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа.
Перед вами правила сократовской беседы (не зачитывать, на слайде):
Не могу молчать.
Уважай ближнего своего.
Платон мне друг, но истина дороже.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Тему сегодняшнего разговора подсказал сам Сократ. Много веков тому назад он записал: “В жизни каждого наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности… Должен сделать свой нравственный выбор”.
Что же такое нравственный выбор? Посмотрите на слайд.
Какие слова из определений вы считаете ключевыми? //нравственный выбор — совесть, свобода выбора, ответственность за поступки//запись в тетрадь
Группа №5 3 мин
Литературоведы (выступают два человека от команды)
Нравственный выбор в произведениях Виктора Петровича Астафьева,
Юрия Яковлева, Николая Семёновича Лескова
1 Человек часто оказывается перед выбором. Нашёл деньги, смотришь – никого вокруг нет. Уже думаешь, на что потратить. Вдруг видишь – первоклашка плачет. Отдать деньги? Оставить себе? Это и есть выбор.
Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации. Этот выбор происходит не только в важнейших, судьбоносных решениях: убить или быть убитым, спастись самому или спасти другого ценой собственной жизни, а в любых, повседневных ситуациях: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти вовремя на встречу.
2 В литературных произведениях мы также часто видим, кто герой стоит перед выбором. Например, герой В.П. Астафьева выбирает обман – он обманывает бабушку. Этот выбор приносит ему лишь страдания – ему стыдно, он боится потерять уважение бабушки, ему стыдно перед односельчанами. Герой рассказа «Рыцарь Вася» стоит перед выбором – спасать малыша-первоклашку, рискуя жизнью или, как его одноклассник Димка, подождать помощи.
1 На мой взгляд, Вася не выбирает. Выбор у него один. Он даже не раздумывает – просто идёт на помощь слабому, как истинный рыцарь.
2 Герой рассказа «Человек на часах» — Постников – стоит на посту – охраняет дворец. Он слышит, как недалеко провалился под лёд и тонет человек. Постников понимает, что ему запрещено покидать пост, его за это накажут. Но он всё же спасает человека.
Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, между добром и злом в том числе.
Тема урока (на слайде) запись в тетради
Работаем мы сегодня по плану (план проецируется, но не зачитывается)
Как вы считаете, какова цель сегодняшнего урока? //узнать, что же помогает герою сделать правильный выбор, что хотел нам сказать В.Г. Распутин своим рассказом?//
Существует мнение, что нравственный выбор – самый выгодный. Мнение спорное. На слайде вы видите определение этого слова. Мы сегодня либо докажем, либо опровергнем эту мысль.
ВЫГОДА
выгоды, ж. Прибыль, польза, извлекаемая из чего-н., преимущество, интерес (чаще материальный).
Герой рассказа В. Распутина тоже не раз стоит перед выбором.
Он оказывается далеко от дома, в чужом городе, живёт он у чужих людей.
Группа №1
На новом месте 4 мин
Задание — Подумайте, какая информация очень важна в этом тексте?
1) Почему его решили отправить в город?
Герой жил в деревне. Отец его, видимо, погиб на фронте. Учился он хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше добавляя от себя. Но особенно в него верили, когда дело касалось облигаций. Считалось, что у него счастливый глаз. Его выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали.
И мать, наперекор всем несчастьям, собрала сына в город, хотя до того никто из деревни в районе не учился.
2) Голод в городе. Чем голод в деревне отличался от голода в городе? Как пейзажные зарисовки помогают понять состояние героя?
Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. В деревне, особенно осенью, всегда можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. В городе для героя все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Он как-то в воскресенье просидел с удочкой весь день и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков. Больше не ходил – бесполезное занятие. В словосочетании «небольшая речушка» видно отношение героя, привыкшего к простору, лугам, Ангаре, к городу. Речушка похожа то ли на ручеёк, то ли на лужу. Повторение слова «чужие» помогает понять состояние героя – он словно в тюрьме. Нет ощущения простора, свободы
Работа с текстом. Что для героя было самым страшным? Читаем. 3 мин.
Задание:
Найдите выразительные средства. Как они помогают понять состояние мальчика?
Самое страшное начиналось, когда герой приходил из школы. В школе он невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там его тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. Но как только он оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Ведь никогда раньше он даже на день не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так ему было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой.
И он мог бы уехать…
Выбор 1 – фильм «Мальчик бежит за уезжающей мамой» 5 мин
Перед мальчиком выбор – поехать домой или остаться в городе.
В самом начале эпизода мальчик груб с мамой: не обнимет её, сидит и хмурится. В чём причина?// При ней я крепился, не жаловался и не плакал.//
Почему мама, как только садится в машину, сразу отворачивается, не смотрит на сына, а смотрит вперёд? //ей очень тяжело, возможно, она тоже плачет//
Что она испытывает?
Почему герой всё же не уезжает в деревню?
//Он чувствует ответственность – перед мамой, братом, сестрой, односельчанами, перед погибшим на войне отцом. Он старший в семье. Понимает, что трудно маме учить его, помогать ему продуктами, а тем более деньгами. Он понимает, что способен чего-то достичь. Он хочет учиться. //
Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, вашего ровесника.
Герой выбирает и — остаётся в городе.
Как он учится? (текст)
//Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки. С французским у меня не ладилось из-за произношения.//
Найдите фразеологизм. Как он помогает понять характер героя? Какой он человек? Ученик?
Герой и сверстники 3 мин
Есть ли у него друзья? Скажите, почему у героя нет друзей? (текст)
//От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один — потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много//.
Какой эпитет помогает понять, насколько сильно герой скучал по дому?
У героя нет друзей, но появились знакомые. Вадик и его компания играли на деньги.
Выбор 2
Из-за чего герой решился играть на деньги? (текст)
//Герой считал, что это хорошая возможность самому решить свои проблемы. Продукты у него воровал, скорее всего, Федька. «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой и торчать на полянке до вечера, мне нужен был только рубль, каждый день по рублю. Получив его, я убегал, покупал на базаре баночку молока (тетки ворчали, глядя на мои погнутые, побитые, истерзанные монеты, но молоко наливали), обедал и садился за уроки. Досыта все равно я не наедался, но уже одна мысль, что я пью молоко, прибавляла мне силы и смиряла голод. Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше.» //
Играть на деньги – плохо. С этим не поспоришь.
Можно ли считать этот выбор героя нравственным? Почему? //Герой берёт на себя ответственность. И это – поступок. Часто мы надеемся на кого-то, немногие решаются на конкретные действия, за которые им придётся отвечать//.
Конечно, связываться с Вадиком и его компанией герою не стоило. Объясните почему? //Вадик нехороший человек, не нужно окружать себя такими людьми//
Физкультминутка 2 мин.
Сейчас мы проведём эксперимент. Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело.
Какой же Вадик? Представьте, как стоит Вадик. Каковы его движения? Выражение лица? Как отбрасывает волосы со лба?
//Правда, и играл он хорошо. Подходя к камню, чуть приседал, прищурившись, наводил шайбу на цель и неторопливо, плавно выпрямлялся — шайба выскальзывала из его руки и летела туда, куда он метил. Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.. «зло прищурившись».//
Попробуем повторить (чёлка, руки в карманах, походка, взгляд)? Ребята готовились. Сейчас они покажут свои заготовки. Попробуйте повторить. Что чувствуете? //презрение к окружающим, смотрю свысока, злость, неискренность//.
Давайте примем позу открытого, уверенного в себе человека, доброжелательно настроенного к окружающим. Плечи расправлены, спина выпрямлена, открытая улыбка, взгляд – внимательный и доброжелательный. Присаживайтесь
Наверно, так же доброжелательно и уважительно смотрела на свой класс Л.М.
Герой и Учитель 4 мин
1) История Лидии Михайловны. Откуда она приехала? Какая она была в детстве (по её же собственным словам)
2) Какою её видят дети? Чем она отличается от других учителей?
3) Мальчик глазами Лидии Михайловны
4) Как себя чувствует Л.М. в городе?
Л.М. узнала, что её ученик играет на деньги. (зачитываем)
Чему она так удивляется? (молоко?!)
ТЕКСТ
— Ну, так что ты делаешь с деньгами, которые выигрываешь? Покупаешь конфеты? Или книги? Или копишь на что-нибудь? Ведь у тебя их, наверное, теперь много?
— Нет, не много. Я только рубль выигрываю.
— И больше не играешь?
— Нет.
— А рубль? Почему рубль? Что ты с ним делаешь?
— Покупаю молоко.
— Молоко?
Почему Л.М. не повела его к директору?
//Лидия Михайловна видит, что перед ней мальчик, которому нужна помощь – живёт далеко от дома, у чужих людей, недоедает. //
Как она пытается ему помочь?
Посылка /ставим на стол посылку, открываем/ 6 мин
Почему герой не принял посылку? (читаем по цепочке по 1 предложению)
Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги, лежали макароны. Вот это да! Длинные желтые трубочки, уложенные одна к другой ровными рядами, вспыхнули на свету таким богатством, дороже которого для меня ничего не существовало. Теперь понятно, почему мать собрала ящик: чтобы макароны не поломались, не покрошились, прибыли ко мне в целости и сохранности. Я осторожно вынул одну трубочку, глянул, дунул в нее, и, не в состоянии больше сдерживаться, стал жадно хрумкать. Потом таким же образом взялся за вторую, за третью, размышляя, куда бы мне спрятать ящик, чтобы макароны не достались чересчур прожорливым мышам в кладовке моей хозяйки. Не для того мать их покупала, тратила последние деньги. Нет, макаронами я так просто не попущусь. Это вам не какая-нибудь картошка.
И вдруг я поперхнулся. Макароны… Действительно, где мать взяла макароны? Сроду их у нас в деревне не бывало, ни за какие шиши их там купить нельзя. Это что же тогда получается? Торопливо, в отчаянии и надежде, я разгреб макароны и нашел на дне ящичка несколько больших кусков сахару и две плитки гематогена. Гематоген подтвердил: посылку отправляла не мать. Кто же в таком случае, кто? Я еще раз взглянул на крышку: мой класс, моя фамилия — мне. Интересно, очень интересно.
Найдите выразительные средства (эпитеты, метафору), которые помогают понять, что чувствует герой?
Почему мальчик всё же не взял посылку. Поднимите руку те, кто считает, что посылку нужно было взять? Кто считает, что герой поступил верно? Аргументируйте.
Л.М. решила играть с учеником на деньги? Текст 3 мин
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство — от противного. Когда на следующий день я увидел, что Лидия Михайловна, чтобы коснуться монеты, исподтишка подталкивает ее к пальцу, я обомлел. Взглядывая на меня и почему-то не замечая, что я прекрасно вижу ее чистой воды мошенничество, она как ни в чем не бывало продолжала двигать монету.
— Что вы делаете? — возмутился я.
— Я? А что я делаю?
— Зачем вы ее подвинули?
— Да нет же, она тут и лежала, — самым бессовестным образом, с какой-то даже радостью отперлась Лидия Михайловна ничуть не хуже Вадика или Птахи.
Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется.
Почему мальчик так реагирует? //Ему неприятно, когда обманывают, играют, поступают нечестно//
Чем заканчивается рассказ?
Итоговые вопросы 6 мин
Мог ли герой поступить иначе?
Какие качества характера помогают герою сделать правильный выбор?
Что и кто влияет на нравственный выбор героя?
Какой главный урок дала Лидия Михайловна своему ученику?
//Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце//
Итак герой не раз выбирает. Он слышат свою совесть и своё сердце. Его мама научила его стойко переносить трудности. А учительница дала урок человечности и доброты.
Вернёмся к плану. Все ли пункты выполнены? Достигнута ли цель?
Согласны ли вы с тем, что нравственный выбор – самый выгодный? В чём выгода для этого мальчика? //он становится личностью. Этот мальчишка вырос в замечательного писателя – Валентина Распутина. Совестливого, думающего, понимающего//
Откройте текст и прочитайте вступление. Как вы понимаете эти слова?
//Человек сам делает свой нравственный выбор и от того, каким будет этот выбор, зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Герой рассказа выдерживает достойно, с честью испытания, выпавшие на его долю. Он не может подвести маму, односельчан, Лидию Михайловну – они верят в него.
Человек, не зависимо от возраста, часто встаёт перед нравственным выбором. Когда он уходит далеко от добра, тогда чувствует свою вину перед людьми, которые видят в нём добро и свет, которые в него верят. //
Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом. Этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек — хозяин своей судьбы.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала вселенная.
(Э.Б. Межелайтис)
В начале урока мы говорили, что существуют мысли с большой буквы. Такими мыслями с нами поделился В.Г. Распутин.
Скажите, какая мысль пришла вам в голову, Мысль, навеянная сегодняшним уроком.
Чью мысль ты бы хотел услышать?
Разговор, который мы начали сегодня, не заканчивается: он продолжается для каждого из нас. Я желаю, чтобы мы были открыты истине, добру и красоте. И тогда мы сможем сделать единственно правильный для нас нравственный выбор.
Помните, самый выгодный выбор – нравственный.
Домашнее задание 1 мин
Написать письмо от имени учителя или героя
Выбрать, сколько лет прошло – 1 год или 20-40 лет
Здравствуйте, Лидия Михайловна…
(рассказать, как мальчик жил после этой истории)
Здравствуй, …(рассказать, то произошло потом с учительницей)
Оценка за урок 3 мин
складывается из трёх оценок, самооценка по критерию (на слайде, не зачитывается)
Критерии:
Цель достигнута? Задачи выполнены? 2 б.
Материал найден? Интересный, нужный, познавательный? 1 б.
Удалось рассказать свободно, выразительно? Слушали внимательно? 2 б.
Самооценка (записывают оценку на листочках, которые сдают)
— Оценка группы (список с этими оценками уже у учителя, туда выставляются оценки за выступление и самооценка)
— Выступление
Благодарю за мысли:…..за умение слышать собеседника:…за материал:…
Приложение:
http://mm-festival.letitbit.net/download/344f562560a0e0b3d48a835c214b5ad9b/LipninaEkM.zip.html
Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.
Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой — обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок.
А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость — набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник — коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского»
тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор.
Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, — все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна — ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше — на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки — слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Материал с сайта
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал — и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему — она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок — ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор.
И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости……
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- По произведению Уроки французского
В русской прозе о послевоенном детстве много автобиографических произведений. К ним можно отнести и данный рассказ, основанный на личных воспоминаниях и переживаниях автора.
Центральный образ мальчика-подростка с первых страниц вызывает у читателей сопереживание и уважение к его мечте выучиться, чтобы стать в жизни кем-то значимым. Даже его мать, воспитывающая троих детей без мужа, готова многим пожертвовать, чтобы открыть сыну путь к свету науки. Её уверенность в том, что усилия не будут напрасны, основана и на похвальных отзывах односельчан о её мальчике.
Отправленный в город к тётке, подросток столкнулся с жестоким миром выживания в борьбе с озлобившимися подростками, усвоившими закон улицы, по которому прав сильнейший. Игры на пустыре ради выигрыша хотя бы одного рубля дорого стоили мальчику: его жестоко избили. Но он не унизился перед малолетними мошенниками, а в школе стоически молчал о причине своих ссадин и синяков.
А дома у тётки – такая же безысходность. Её дети воруют продукты, присылаемые матерью из деревни. И пожаловаться некому – тётка тоже без мужа бедствует со своими детьми. Живущий на грани голодных обмороков, герой мечтает лишь о стакане молока в день, видя в нём спасение от голода и подкрадывающейся болезни.
То, что при этом герой хорошо учится, говорит о его стойкости и целеустремлённости. Однако его силы малы и, очевидно, горький опыт повседневной борьбы был ему не по плечу. Он привёл бы к невосполнимым моральным потерям: утрате веры в людей и человеческое добро.
Но писатель убеждает нас: помощь всегда придёт, и отчаянье отступит. Способного, но погибающего от голода в чужом холодном городе подростка спасает учительница Лидия Михайловна, преподающая французский язык и ведущая классное руководство в его 5 классе.
Она делает всё, что в её силах, чтобы её ученик выжил и мог учиться дальше .
Придумав дополнительные занятия французским у себя дома, героиня после них кормит ученика ужином. Не в силах преодолеть его стеснительность, Лидия Михайловна нашла ещё один способ поддержки — прислать по почте посылку. В неё она аккуратно уложила макароны, сахар кусками и гематоген.
Печальное и смешное сочетаются в сцене, когда мальчишка выговаривает недальновидной учительнице, что её хитрость раскрыта. Но и после «разоблачения» она не сдаётся. Вторая попытка — дать ученику выиграть деньги, играя с ним в замеряшки, — привела к её увольнению с работы.
Пройдут годы, и герой поймёт истинный смысл домашних уроков Лидии Михайловны по обучению французскому произношению. Наряду с ними учительница преподала другой, более важный урок – человеческого милосердия, доброты и любви, которая всегда жертвенна.
Доброта и жестокость в произведении
Доброта заключается в некоторых главных героях, которые имеются в произведении. А если быть точным, то это учительница французского языка, а также мальчика. Он всегда старался сделать так, чтобы всем окружающим его людям было хорошо и комфортно. Он никогда никого не обманывал и поступал так, подскажет сердце.
А всему он научился у своей матери, которая старается сделать для своего ребенка все, что возможно, хотя денег у них практически нет. Порой ей приходилось отдавать ему последние деньги, а самой голодать, но чего не сделаешь ради единственного сына.
Она понимала и видела, что ее сыну очень тяжело живется и помочь она ему могла только деньгами. А совсем недавно она узнала о том, что ее сын играет с другими ребятами в карты на деньги. Конечно, запретить ничего мать ему не могла, но свою точку зрения высказала. Вот только парень ее не послушал и продолжал свои игры. Однажды за игрой их застала учительница французского языка. Она сделала вид, что ничего не заметила, а когда они остались наедине с парнем, то предложила свою помощь не только в учебе, но и в решении сложных решений.
Вот только парень совсем не хотел ни от кого зависеть и поэтому сразу же отказался. Но женщина все поняла и решила пойти совсем другим путем, но все равно сделать все для того чтобы ему помочь. Один раз она отправила ему целую тарелку круглой картошки, а все, потому что мать не всегда может накормить и поэтому картошка нашему главному герою порой бывает в диковинку.
А на следующий день учительница предложила ему играть с ней в карты на деньги. Конечно, учительница хорошо умела играть, но ради мальчика она решила просто поддаваться и платить мальчику.
Конечно, такой момент можно считать незаконным и директор должен запретить и даже наказать учительницу и пригрозить мальчику. Но ведь здесь существует еще и человечность, которая должна выступать и проявляться в первую очередь. Ведь не всем удается жить хорошо и в меру своих возможностей, а учительница ничего плохого не сделала, а наоборот помогала во всем мальчику.
Также здесь существуют и отрицательные герои, которые постоянно всех обманывали и делали все для того чтобы добиться своей цели, а в данной ситуации им нужны были только деньги и больше ничего. К таким героям относится Вадик. Именно они и играли с нашим главным героем, и им не нравилось, что он выигрывает, а они проигрывают деньги. И тогда они решили просто избить парня и забрать все, что он нес домой.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Рождество
Сочельником у православных христиан именовали день накануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво. - Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце (9 класс)
Перед нами представлена картина художника Виктора Григорьевича Цыплакова Мороз и солнце. Художник жил в прошлом столетии, и именно этак картина была признана шедевром. На картине изображена маленькая часть - Сочинение Деньги добро или зло?
В разные периоды люди рассуждали на тему денег и искали ответ на вопрос «что же это: добро ли зло?». Однако это очень спорный вопрос. С одной стороны, деньги могут помочь больным вылечиться, потому что на них можно закупит
Сочинение Отцы и дети в Уроках французского
Крайне важную и можно сказать, что вечную проблему, поднимает в своем произведении Распутин. Он показывает то, насколько тяжело взаимодействовать представителям различных поколений друг с другом. Отцы и дети постоянно конфликтуют в данном произведении между собой, и это совершенно неудивительно, ведь возрастное различие между ними составляет более десятка лет. За такой период, обычно происходит резкая смена взглядов и интересов, и старое поколение уже перестает понимать молодое. Автор хотел показать, что даже, идя на компромиссы, и стараясь сглаживать почти что все конфликты, многие вопросы остаются неразрешенными только из-за невозможности объяснить представителям других поколений свою точку зрения.
Для начала можно рассмотреть близких людей главного героя. Его мама, у которой всего было трое детей, желала им самого лучшего существования, однако не имела больших возможностей для реализации своих планов. Даже несмотря на то, что мать сама нуждалась в финансовых средствах, она продолжала думать о своем сыне, который жил далеко от нее, и высылала ему денежную помощь по мере своих возможностей. Она старалась делать ему посылки, в которые клала продукты, и очень переживала, если часть от этих продуктов забирала тетя. Основной персонаж имеет очень хорошие отношения с мамой, он ждет встречи с ней, любит и заботится об этом родном человеке.
Далее хочется сказать про учительницу героя. Когда учительница по французскому языку понимает, что у мальчика есть некоторые речевые проблемы, то абсолютно бескорыстно, предлагает ему свою помощь, после которой у мальчика наблюдается заметный прогресс. Учительница и далее остается неравнодушной к судьбе данного человека. Понимая то, что мальчик живет вдали от своей мамы, с теткой, которой практически нету дела до его жизни, учительнице становится крайне жаль мальчика. Также, главный персонаж с раннего возраста ищет способы заработка финансовых средств, так как он голодает, и просто хочет лучше питаться. Учительница заботится о мальчике, помогает ему продуктами, однако он не всегда принимает их, так как ему делать это неловко и неудобно. Тогда учительница идет на небольшую хитрость, и решает поддаться мальчику в карточной игре на деньги, чтобы оказать ему материальную помощь. В этот момент их застал директор учреждения, и из-за этой ситуации, учительнице пришлось уехать в свой город. Здесь, как-раз показывается сильное непонимание со стороны директора.
Пример 1
В.Г. Распутин – автор, который в своих рассказах акцентирует внимание на жизненных ценностях, играющих важную в современном мире. Героем рассказа является деревенский мальчик. Его семье живется нелегко, мать в одиночку воспитывает троих детей, которые прекрасно знают, что такое голод. Однако она решает отпустить мальчишку в город, чтобы он продолжил там учебу. Конечно, ей страшно отпускать ребенка одного, однако она понимает, что “хуже уже не будет”. У мальчика есть тяга к знаниям, он целеустремлен, поэтому не хочется, чтобы он все это потерял, сидя в деревне. Ребенку тяжело одному, он страдает по дому и материнской ласке. Герой постоянно голодает, тех крох, которые передает ему мать раз в неделю едва хватает на пару дней. Но он понимает, что она и так отрывает последнее от себя и его брата с сестрой. Мальчик пытается выжить как может, однажды он увидел, как местные ребята играют на деньги. Со следующих посланных матерью рублей он тоже начинает играть. Теперь ему хватает хотя бы покупать себе молоко. За то, что он очень хорошо играл, его и избили мальчики постарше. Когда он заявился в школу с синяками, учительница французского Лидия Михайловна заметила это и спросила, откуда синяки. Однако мальчик не ответил, он не хотел никого сдавать. Но его одноклассник Тишкин не умел держать рот на замке и выложил все как на духу. Лидия Михайловна не стала ругать ребенка или поднимать из-за этого шум. Учительница поговорила с мальчиком один на один после уроков, узнала, зачем он играл, и поняла, какого ему живется. Она, конечно же, знала, что такие игры и драки ничем хорошим не закончатся. И тогда женщина придумала хитрый путь. Она приглашала мальчика к себе домой на уроки французского, чтобы помочь ему улучшить произношение, а сама каждый раз пыталась его ненароком накормить. Однако малец оказался на редкость упрям и от еды наотрез отказывался. Лидия Михайловна решила действовать по-другому. Она сама начала играть с ребенком на деньги. Она понимала, что он очень горд и просто так деньги бы не взял, а вот честно выигранные мог. Однако их играм приходит конец, когда директор школы, живущий в этом же доме, заходит в гости и застает их за таким постыдным занятием. Надо отдать должное Лидии Михайловне. Она всю вину взяла на себя и не подставила ребенка. Ее выгнали из школы, и ей пришлось ехать домой на Кубань. Никто и не стал разбираться, почему же учительница играла с ребенком, всем было все равно, что мальчик едва стоял на ногах от недоедания. Лидией Михайловной руководили добра, отзывчивость и чуткость. Она пожертвовала работой ради ребенка. Когда она уехали, то все равно не забыла своего ученика, с Кубани прислала ему посылку с макаронами и яблоками.
Автор показал истинное нравственное значение рассказа, через такие качества людей, как отзывчивость, доброта, чуткость и желание помочь другому.
Краткое содержание рассказа
Краткое содержание рассказа Валентина Распутина можно изложить так.
Повествование приходится на тяжелые послевоенные годы в Сибири, на Ангаре. Окончивший начальную школу подросток отправлен матерью в районный центр для дальнейшего обучения. Содержать его вдали от дома – непомерно тяжелый груз для голодавшей семьи. Мать буквально отрывает от сердца то мешок картошки, то буханку хлеба, то 5 рублей денег, лишая себя и младших детей необходимого, чтобы дать путевку в жизнь старшему. Сын, понимая это, не признается матери, что у него потихоньку таскают продукты. Он недоедает, почти падая в голодные обмороки, однако продолжает хорошо учиться. Лишь французский язык никак не дается ему: он бегло читает, переводит, но слушать его произношение невозможно. Чтобы спастись от дикого голода, ребенок придумал выход из положения: научился играть в азартную игру «чику» с местным и мальчишками и понемногу выигрывает, покупая на выигрыш хлеб и молоко. Верховодивший у игроков физически крепкий и нахальный семиклассник Вадик вместе с подхалимом Птахой избивают героя, поняв, что он раскрыл их нечестную игру.
Классный руководитель Лидия Михайловна, видя следы драки на лице ученика, заставляет его во всем признаться, однако не выдает директору. Учительница берет на себя труд подтянуть мальчика по предмету. Поначалу она не знает о бедственном положении ребенка, так как он, из чувства гордости, никому не рассказывает об этом, но постепенно догадывается. Под предлогом необходимости дополнительных занятий Лидия Михайловна приглашает мальчика к себе домой, старается накормить его, однако гордый мальчишка не согласен «брать милостыню».
И тут доброе сердце молодой учительницы подсказывает ей маленькую хитрость: она начинает играть с подопечным в «пристенок» — детскую игру на деньги. При этом она ловко «случайно» проигрывает, и мальчик оказывается законным обладателем полного кармана мелочи. На эти «кровно заработанные» деньги он вновь может купить себе хлеб с молоком, чтобы дожить до следующей посылки из дома. С его точки зрения, это уже не милостыня.
Финал закономерен: однажды в разгар запрещенной игры в комнату к учительнице входит директор школы. Лидия Михайловна всю вину берет на себя и ее увольняют. Мальчик остается в школе, продолжая образование. Французский, кстати, для него теперь уже не проблема: Лидия Михайловна научила его легко и бегло говорить, не глотая звуки.
Один раз уже подросший ученик получает посылку, наполненную макаронами и яблоками. Он понимает, кто прислал ее, ведь такого «богатства» в его деревне отродясь не бывало. Увидеть это чудо можно было лишь на картинках в книжках.
Распутин «Уроки французского» кратко
Герой произведения – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Его считали «башковитым», потому что он был грамотным, а также к нему часто приходили с облигациями: считалось, что у него счастливый глаз. Но в деревне, где жил наш герой, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр.
В это тяжёлое послевоенное время, в период разрухи и голода, его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила сына учиться. В городе он чувствовал голод еще сильнее, потому что в сельской местности легче добыть себе еду, а в городе все нужно покупать. Мальчику пришлось жить у тети Нади. Он страдал малокровием, поэтому каждый день покупал на рубль стакан молока.
В школе он учился хорошо, на одни пятёрки, кроме французского языка, ему не давалось произношение. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза. Однажды наш герой узнает, что можно заработать деньги, играя в «чику», и он начинает играть в эту игру с другими мальчиками.
Однако он не позволял себе сильно увлекаться игрой и уходил, как только выигрывал рубль. Но в один день остальные ребята не дали ему уйти с рублем, а заставили играть дальше. Вадик, лучший игрок в «чику», спровоцировал драку. На следующий день несчастный деревенский мальчик приходит в школу весь избитый и Лидии Михайловне рассказывают, что случилось.
Когда учительница узнала, что мальчик играет на деньги, то вызвала его на разговор, думая, что деньги он тратит на конфеты, а на самом деле он покупал молоко для лечения. У неё сразу изменилось к нему отношение, и она решила заниматься с ним французским отдельно. Учительница приглашала его к себе домой, угощала ужином, но мальчик не ел из гордости и стеснения.
Лидия Михайловна, довольно обеспеченная женщина, очень сочувствовала парню и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Но он не принимал помощи доброй учительницы. Она пыталась прислать ему посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги, придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ будет «честным», соглашается и выигрывает.
Директор школы посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и не разобрался по существу, что заставило учительницу на это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только на картинках. Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем.
Содержание «Уроки французского» по плану
Действие рассказа происходит в послевоенное время в 1948 году в Сибири в Иркутской области. Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Его имя не указано в рассказе.
Переезд в райцентр
Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5‑ый класс. В райцентре главный герой живет у знакомой женщины – тети Нади. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка. Мать присылает мальчику еду из дома, но ее все время не хватает. Тетя Надя или ее дети воруют продукты у мальчика. Из-за этого он часто голодает.
Плохая компания
Однажды мальчик знакомится с ребятами, которые играют в “чику” на деньги. Мальчик тоже играет с ними, чтобы заработать деньги на еду. Со временем он играет все лучше и выигрывает все чаще. Это злит старших мальчиков Вадика и Птаху. Они избивают главного героя несколько раз.
Уроки французского на дому
Учительница французского языка Лидия Михайловна решает помочь бедному ученику. Она знает, что мальчик голодает и что он играет на деньги, чтобы купить еду. Лидия Михайловна находит способ помочь мальчику. Она предлагает ему дополнительно заниматься французским языком у нее дома. Мальчик начинает ходить к учительнице домой на уроки. Учительница пытается угощать мальчика своей едой. Но мальчик отказывается от угощений.
Странная посылка
Чтобы “подкормить” голодающего мальчика, учительница однажды собирает мальчику посылку с едой. Посылку приносят в школу и говорят мальчику, что это от мамы. Но главный герой понимает, что посылка – от учительницы. И он отказывается от продуктов из посылки.
Игра в «замеряшки»
Лидия Михайловна понимает, что скромный и гордый мальчик не примет ее помощь. Тогда она предлагает мальчику поиграть с ней в «замеряшки» на деньги. Мальчику нравится игра. С тех пор, позанимавшись французским, учительница и ученик каждый раз играют в «замеряшки». У мальчика наконец появляются деньги на еду. Так учительница достигает цели: теперь мальчик не голодает и не водится с плохими ребятами.
Гнев директора
Однажды директор школы видит, как учительница и мальчик играют в свою игру. Директор обвиняет учительницу в неприличном поведении. После этого случая Лидия Михайловна увольняется и уезжает домой на Кубань. А мальчик продолжает учиться в школе. Учительница и ее ученик больше никогда не видятся.
Посылка с яблоками
Вскоре после отъезда учительницы мальчик получает от нее посылку с Кубани. В посылке он находит яблоки, которые никогда в жизни не ел. Много лет спустя главный герой по-прежнему помнит свою добрую учительницу.
Тема: Л.Н. Толстой «Котенок»
Цели: Познакомить с поучительным рассказом Л.Н.Толстого «Котенок». продолжить работу по обучению пересказу по вопросам;
развивать умение отвечать на вопросы; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения;
воспитывать любовь к животным, желание беречь и охранять их.
Ход урока
1. Организационный момент.
Начинаем урок литературного чтения.
2. Повторение.
Для тренировки техники чтения открываем книги и 5 минут читаем.
Что вы читали? Жанр произведения? Название? Автор?
Почему мы читаем книги Л.Н. Толстого?
Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого
Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Сегодня мы продолжим знакомство с новым произведением, с каким узнаем позже.
Для увеличения скорости чтения работаем со скороговоркой.
Кот Василий перед мышами хвалился силой своей и усами
Речевая разминка Работаем с чистоговоркой.
ол – ил – ал белый кот клубок катал ил – ул – ол он загнал его под стол ол– ил – ул потянулся и уснул
3. Новая тема.
Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.
Что за зверь со мной играет:
Не мычит, не ржёт, не лает,
Любит мышек он ловить,
Молоко из миски пить? Это кошка.
Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?
Чем любит заниматься кошка?
А ещё вы узнаете , что- то интересное о кошках из дополнительного материала.
Читаем текст. Находим и подчёркиваем ответы на вопросы о интересные сведения.
У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.
У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.
Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.
Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.
Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.
О ком сегодня будем читать, вы узнаете, убрав каждую третью букву.
Кобтёлнодк
Кто у вас получился?
Итак, как называется произведение, с которым мы познакомимся сегодня?
Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок»)
Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.
(На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята)
Почему?
Посовещайтесь в парах.
К какому выводу пришла ваша пара?
Поставим цели:
Узнаем:…
Научимся:…
Будем учиться:…
Сейчас мы узнаем, какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?
Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ в исполнении артиста. И приготовьтесь высказать своё мнение об услышанном.
Понравился ли вам рассказ?
Кто больше понравился? Почему?
Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
Смеялись? Плакали?
Почему ваше настроение менялось?
Назовите жанр произведения.
Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это произведение — быль, быль о том, что произошло на самом деле.
4. Повторное чтение.
Приготовили учебники. С. 96
Читать будете самостоятельно, жужжащим чтением с карандашом в руках.
Отмечайте, какие слова непонятны.
Значения каких слов были непонятны?
Амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
Подле – около. Подберите синонимы к лову подле (рядом)
Пустился что было духу — очень быстро
Щавель – травянистое растение с кислыми листочками, используют для приготовления борща вместо капусты, бывает культурное и дикорастущее.
Какой эпизод вы читали с особым волнением?
Кто главный герой были?
Какой он?
На карточках слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.
Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют Васю.
Что вы можете сказать о Васе?
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения — настоящий герой.
Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить произведение?
О чём главном говорится в начале были?
Что случилось потом ?
В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?
Чем закончилось произведение?
На сколько смысловых частей можно разделить произведение?
Расположите картинки в правильном порядке .
Кто попробует пересказать текст по рисункам. Что запомнили. Это краткий пересказ.
Физкультминутка
Отдохнём. Проведём физкультминутку:
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
И налево повернулась.
И направо повернулась, потянулась, улыбнулась
5. Работа по тексту.
Работаем с учебником.
С чего начинаются события в рассказе? Чтение первой части. Когда происходило событие? (весной)
Как дети относились к кошке?
Какими словами из текста можно подписать первый рисунок? Зачитайте.
Попробуйте пересказать часть.
Что произошло дальше?
Что привлекло внимание ребят? Подтвердите словами из текста.
Почему Вася полез на крышу?
Какое удивительное событие произошло? (Котята)
Что для них сделала Катя? (зачитайте)
Сколько было котят? Как они себя вели?
Зачитайте описание любимого котёнка Васи и Кати?
Как мама поступила с остальными котятами?
Какими словами из текста можно подписать второй рисунок? Зачитайте.
Пересказ части в паре.
Что произошло дальше? Куда пошли дети? (зачитайте)
Зачем они взяли с собой котенка?
Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него).
Почему же котёнок остался один? Подтвердите словами из текста.
Когда ребята вспомнили о котёнке?
Какая беда грозила котенку?
Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.) Как об этом пишет автор?
Как поступили дети?
Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент?
(Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).
Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
(нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
Какими словами из текста можно подписать третий рисунок? Зачитайте.
Пересказ части.
Кто помог мальчику?
Как бы поступил ты на месте Васи?
Почему мальчик больше с собой не брал котенка?
Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка» Какая должна быть интонация? Почему?
Пересказ части.
Мы выполнили цель урока – научились пересказывать текст.
Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.
Пользуясь рисунками и своей памятью.
1.Кошка пропала.
2.Котята.
3.Опасность.
4. Спасение.
Смотрите на свой план на столе и перескажите всё произведение.
Кто сможет всё пересказать?
Мы ставили целью урока определить главную мысль текста.
Скажите, какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.
1. Делу время, а потехе час. (пословица)
2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)
3. Много желать – добра не видать. (пословица)
4.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)
Объясните, как вы это понимаете?
Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?
У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?
Вывод: — Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить ,кормить, заботиться о тех, кого приручили )
А вы в ответе за тех, кого приручили?
Ребята, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми.
6. Домашнее задание.
По выбору: с. 96 – 97 читать, пересказывать по плану или подготовить рассказ о своём питомце
2021-й стал особенным годом для первой ракетки Украины Элины Свитолиной. И не только благодаря первой в истории страны теннисной медали на Олимпиаде. Незадолго до вылета в Токио-2020 Элина вышла замуж за известного французского теннисиста Гаэля Монфиса. Хотя буквально в феврале пара разошлась под предлогом паузы.
OBOZREVATEL решил вспомнить романтичную историю любви лучшей украинской теннисистки Свитолиной и любимца публики Монфиса.
Свитолина и Монфис были знакомы задолго до начала своего романа, поскольку частенько участвовали в одних и тех же турнирах. Возможно, симпатия со стороны француза была и раньше, но Элина несколько лет встречалась с известным английским крикетистом Рисом Топли. И эти отношения казались очень серьезными – британец познакомил одесситку с семьей, а Свитолина выбрала Лондон своей штаб-квартирой.
Видео дня
Монфис тем временем тоже не скучал, завязывая отношения с красотками из разных уголков Европы. Правда, с коллегами по корту не встречался с 2008-го – со времен жаркого, но и достаточного скоротечного романа со словацкой блондинкой Доминикой Цибулковой. Пара играла вместе на «Ролан Гаррос» в миксте и украсила обложку L’Equipe.
Но ни одну из своих любимых Гаэль так и не повел под венец. А в начале 2018-го закончились и отношения Свитолиной с Топли. «Просто у меня на первом месте теннис, а у него – крикет», – рассказала про причины разрыва Элина.
По иронии судьбы 2018 год в итоге стал для первой ракетки Украины очень успешным, она выиграла несколько турниров в первой половине сезона, а закрыла его исторической победой на Итоговом в конце октября. А затем в ноябре решила отпраздновать свой успех с друзьями в Париже. И это решение украинки стало судьбоносным.
После того, как Элина выставила фото из Парижа в Instagram, ей тут же написал Гаэль.
«Мы встретились и уже не смогли расстаться. Удивительное совпадение, что мы одновременно оказались в Париже, ведь я живу сейчас в Лондоне, а Гаэль, хоть и сам родом из Парижа, живет в Женеве. Мы оба приехали отдохнуть всего на несколько дней», – рассказала Элина JS.
Как потом признавалась теннисистка в Гаэле ее покорили доброта и честность: «Он всегда знает правильные слова и понимает, через что я прохожу в теннисе».
А вот мир узнал о начале отношений украинки и на 8 лет старшего француза уже в феврале во время Australian Open-2019, когда во время матча Свитолиной в ее боксе камеры выхватили Монфиса.
«Да, он поддерживает меня, тут нечего скрывать. Надеюсь, мы его еще много раз увидим – и не только в моей ложе, но и на корте… Для вас это был сюрприз? Что же, да, мы встречаемся», – призналась после матча Элина
Вскоре пара создала собственный аккаунт g.e.m.s.life, составив название из своих инициалов. В в шапке профиля честно написали, что не идеальны и в будущем, безусловно, еще будут совершать ошибки.
Первый кризис в украино-французских отношениях наступил всего через несколько месяцев после «Ролан Гаррос», который Свитолина вынуждена была пропустить из-за травмы. О проблемах влюбленных свидетельствовало удаление совместного аккаунта, который вернулся после успешного для Элины Уимблдона, где она впервые дошла до полуфинала.
А затем Элина привезла француза в Украину, чтобы показать ему Киев и родную Одессу, накормить борщом, посетить знаменитую одесскую оперу и покатать на яхте по Черному морю. И француз остался под впечатлением от поездки.
Отношения Свитолиной и Монфиса не испортил даже карантин: они учили друг друга танцевать, осваивать языки, снимали забавные ролики.
А вот возвращение на корт в 2021 году в Австралии едва не поставило точку в этой красивой любовной истории. Монфис проваливал сезон-2021 и не мог понять, как выйти из этого пике. А после вылета с Australian Open даже заплакал.
Свитолина изо всех сил пыталась поддерживать бойфренда, даже написала на камере его имя и нарисовала сердечко после победы в очередном поединке на AO, но состояние Гаэля, видимо не улучшилось и 20 февраля неожиданно для всех пара заявила о своем расставании.
«Мы с Гаэлем решили сделать перерыв в наших отношениях. Решение было принять невероятно сложно, потому что мы все еще любим друг друга. Но мы также лучшие друзья, и понимаем, что нам нужно место для личного пространства для реализации целей», – написала Свитолина в своем Instagram, а общий теннисисты удалили.
Но, видимо, во время этой паузы Монфис понял, что не может потерять Элину. Поэтому уже через несколько недель в разлуке спортсмены снова восстановили общую страничку, на которой появилось сообщение о какую-то загадочную поездку в горы.
А 3 апреля французский теннисист отвез украинскую приму в горы в Швейцарии, а затем выложил фото с обручальным кольцом на пальце Свитолиной и подписал ее: «Она сказала: «Да». Мадам МОНФИС».
«Это было очень неожиданно, я удивлялась происходящему. Я чувствовала, что Гаэль немного нервничает и с нами что-то происходит. То, что случилось, стало самым настоящим сюрпризом. Конечно, это был действительно потрясающий момент для нас обоих», – рассказывала потом о своих впечатлениях Элина.
После кольца счастливый француз подарил своей королеве шикарный Mercedes. А свадьба теннисистов состоялась в июле в Женеве.
Торжество посетили 75 гостей, среди которых было много звезд спорта и шоу-бизнеса, в том числе легенда НБА и сборной Франции Тони Паркер, а также американская актриса и певица Кристина Милиан. Как рассказала Элина, праздник обошелся всего лишь в 25 тысяч евро, тогда как за что за свою карьеру украинка выиграла более 18 миллионов.
«С того дня, как ты вошла в мою жизнь, стала причиной, по которой я дышу. Ты – звезды на моем небе. И я бы не хотел, чтобы было иначе. Ты – любовь всей моей жизни», – признается Монфис в любви своей мадам.
Как писал OBOZREVATEL, Свитолина свела Кличко и Никитюк на одной сцене в Киеве.
Когда в январе французский роскошный конгломерат Moët Hennessy Louis Vuitton (LVMH) приобрел Tiffany & Co., руководство LVMH сразу же дало понять, что грядут большие перемены, нравятся они клиентам или нет.
Тиффани была не просто поглощена, а преображена. Однако не все пошло по плану.
Не прошло и двух месяцев после приобретения, как Tiffany & Co. отменила свое рекламное объявление в печатном издании New York Times, которое размещалось на третьей странице с 1896 года.
Ребрендинг продолжился скандальной рекламной кампанией с лозунгом «Не Тиффани твоей матери». Цель была ясна — позиционировать Tiffany как молодой, модный и неприхотливый бренд, доступный для поколения Z.
Согласно отчету Wall Street Journal (WSJ), поглощение «казалось идеальным союзом, когда LVMH приобрела Tiffany & Co., французский конгломерат с глубокими карманами, делал ставку на экспансию в Китай и Европу».
Однако Полин Браун, которая была председателем LVMH в Северной Америке с 2013 по 2015 год, считает, что новое руководство Tiffany недооценивает культурные проблемы.
«Руководители высшего звена в C-Suite Тиффани — не американцы», — сказала она WSJ.
Браун, которая сейчас является профессором Колумбийской школы бизнеса, добавила: «Они полагают, что, поскольку они свободно говорят по-английски и, в некоторых случаях, работали в Америке, они понимают американский образ мышления.
«Но они пытаются навязать стратегию, которая не обязательно понравится основным клиентам или сотрудникам бренда».
Далее в статье говорится, что захват Tiffany & Co французами начался с оскорблений, судебных исков и обвинений в бесхозяйственности.
Вскоре после того, как в январе 2021 года LVMH закрыла сделку по приобретению американского ювелирного ритейлера за $ 15,8 млрд, она заменила нескольких высокопоставленных руководителей Tiffany на руководителей из других частей империи LVMH.
Некоторые оставшиеся сотрудники шутили, что уроки французского — необходимое условие для получения работы.
В феврале LVMH провела совещание для сотрудников Tiffany & Co., на котором руководство обозначило смещение акцента в сторону «высококачественных сверкающих ювелирных изделий» и отказа от доступных линий продукции из стерлингового серебра.
Арно назначил своего сына Александра Арно — бывшего генерального директора принадлежащего LVMH бренда багажа Rimowa — исполнительным вице-президентом Tiffany по продуктам и коммуникациям, работая вместе с новым генеральным директором Энтони Ледру, бывшим руководителем модного дома Louis Vuitton.
Согласно отчету WSJ, в апреле группа сотрудников Tiffany распространила несанкционированный меморандум с советами по «франко-американским культурным нюансам и этикету». Они посоветовалb не обсуждать планы на выходные в ожидании начала встречи.
Преодоление культурных различий — не единственная проблема, с которой сталкивается новый владелец Tiffany. LVMH пытается перезагрузить то, что считает сонным брендом, который не поспевает за Cartier, Chopard и другими ювелирными магазинами класса люкс.
Источник в копании сказал: «LVMH может дать Тиффани время и деньги, необходимые для крупных инвестиций в ассортимент продукции и в магазины по всему миру, и подождать, пока они окупятся в среднесрочной перспективе».
В отчете говорится, что LVMH также расширит присутствие Tiffany & Co. в Европе и Китае.
Поглощение не обошлось без разногласий, что через шесть месяцев после принятия контроля над Tiffany & Co. LVMH представила новую рекламную кампанию с участием звездной пары Бейонсе и Джей Зи, которая сразу же вызвала негативную реакцию среди некоторых потребителей.
Кампания под названием «О любви» отдает дань уважения культовому появлению Одри Хепберн в фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани», где Бейонсе носит облегающее черное платье и бриллиант Тиффани, канареечно-желтый камень весом 128,54 карата, закрепленный в бриллиантовой подвеске, сделав ее первой цветной женщиной, сделавшей это.
Всего три женщины — Леди Гага, Одри Хепберн и светская львица Мэри Уайтхаус — ранее носили бриллиант Тиффани; Актриса Галь Гадот, как сообщается, также будет носить камень в предстоящем фильме «Смерть на Ниле».
Алмаз был обнаружен на руднике Кимберли в Южной Африке в 1877 году, когда этот регион все еще находился под британским колониальным господством.
Решение продемонстрировать алмаз вызвало критику в социальных сетях за его колониальное наследие, причем некоторые назвали его «кровавым алмазом»; однако Организация Объединенных Наций определяет кровавый алмаз, также известный как конфликтный алмаз, как камень, который добывают в районах, контролируемых силами, противостоящими законному, международно признанному правительству страны, и который продается для финансирования военных действий против этого правительства.
Ни Tiffany & Co., ни Бейонсе и Джей Зи не прокомментировали этот спор.
За три месяца до 30 сентября 2021 года выручка подразделения, в которое, помимо Tiffany & Co., входят ювелирные бренды Bulgari, Chaumet и Fred, а также производители часов TAG Heuer, Zenith и Hublot, увеличились на 125 процентов, достигнув 2,14 миллиарда евро, согласно последнему финансовому отчету компании.
Тем не менее, WSJ отмечает, что LVMH, владеющая десятками брендов, от модного дома Christian Dior до ювелирного Bulgari и коньяка Hennessy, испытывает трудности с продажами в Америке.
LVMH продал Донну Каран в 2016 году после того, как не смог исправить ситуацию с убыточным модным лейблом. Marc Jacobs также терял деньги в течение многих лет, хотя в прошлом году они принесли прибыль после увольнений в бренде.
Арно сейчас находится под давлением, чтобы показать инвесторам, что большая ставка Tiffany окупится.
Чтобы сделать Tiffany более конкурентоспособной по сравнению с другими люксовыми брендами, WSJ подчеркивает, что LVMH проводит капитальный ремонт, который включает более высокие цены, стремление продавать больше высококачественных ювелирных изделий.
Во время телефонного разговора с инвесторами в апреле Жан-Жак Гиони, финансовый директор LVMH, сказал: «Потребуются годы, чтобы сделать то, что мы хотим сделать с этим брендом с точки зрения распространения, мерчандайзинга и маркетинга, у нас много работы — мы стремимся ее делать».
Ясно, что у французского конгломерата есть воля и деньги, чтобы претворить в жизнь большие планы. Но сначала он должен понять, какой именно он хочет видеть компанию Tiffany.
В статье WSJ говорится, что Tiffany остается американской компанией. По словам аналитиков, по состоянию на 2019 год 43% продаж компании приходилось на Америку, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению с Cartier и другими брендами, которые имеют большее присутствие на прибыльном китайском рынке.
Общий объем продаж составил 4,4 миллиарда долларов США в 2019 году, за последний полный год, за который компания представила результаты.
Несмотря на свою родословную «голубой коробочки», Tiffany долгое время полагалась на менее дорогие серебряные украшения, которые составляли большую часть своих продаж. Категории ювелирных изделий со средней ценой 530 долларов США или меньше составили 45% продаж в 2016 году. Аналитики обеспокоены тем, что Tiffany позволяет распространению серебряных украшений ослабить бренд.
В рамках LVMH Tiffany повышает цены на серебро и в некоторых случаях объединяет его с другими драгоценными металлами и камнями. По данным компании, цены на некоторые коллекции выросли с 7% до 13% с 2020 года. На некоторые предметы, например, на серебряный браслет с подвесками «Возвращение к Тиффани», цена составила — 425 долларов по сравнению с 300 долларами год назад. Компания сообщила, что некоторые из этих повышений отражают рост стоимости сырья.
«Они не против потерять некоторых потребителей», — сказал WSJ Эрван Рамбург, руководитель отдела потребительских и розничных исследований HSBC. «Они хотят конкурировать с Cartier, а не с Zales».
В своем первом финансовом отчете за 2021 год LVMH сообщил о выручке в размере 13,96 млрд евро, что на 32% больше, чем за тот же период прошлого года.
В течение первого квартала 2021 года 1,88 миллиарда евро поступило от подразделения компании, занимающегося часами и ювелирными изделиями, что на 138 процентов больше, чем в 2020 году.
Подготовленно при участии ювелирного интернет магазина myjewels.ru