Литература и аргументы: проблема взросления в популярных произведениях
Джером Сэлинджер в своей небольшой повести «Над пропастью во ржи», ставшей классическим произведением, также поднимает эту тему. Он оговаривает ее довольно необычно: главный герой повести, Холден Колфилд, является самым натуральным нигилистом, отрицающим все хорошее, что ему может предложить общество. В силу своего возраста Колфилд приводит по-настоящему смешные аргументы. Проблема взросления главного героя повести – это и есть тот самый пресловутый подростковый кризис. Холдену всего лишь 17 лет, поэтому для него актеры театра играют «слишком хорошо», школа вызывает в нем отвращение, а окружающие люди, которые пытаются с ним контактировать, натыкаются на прочную стену непонимания и неприятия. Повесть, однако, заканчивается тем, что Колфилд наконец чувствует себя счастливым.
Пропасть между поколениями или глупость молодых?
Проблема взросления в литературе раскрывается с разных позиций, но понятие нигилизма в подобных произведениях фигурирует очень часто. Неокрепшее сознание подростка отрицает абсолютно все, потому что он таким образом хочет повысить свою значимость и выразить своеобразный протест. Так, продолжая тему нигилизма, стоит обязательно упомянуть знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения, из-за которого и развивается основной внешний конфликт – Евгений Васильевич Базаров. Он не видит смысла в любви, презирает любые формы искусства и считает, что нормы морали и религии придуманы от нечего делать. Несмотря на внешнюю «крутость», этот персонаж вызывает только чувство жалости у зрелого читателя. Человек, который пытается полностью противопоставить себя обществу, не может вызывать уважение, потому что такое поведение называется инфантильным. Базаров кичится своим нигилизмом, от которого спустя несколько лет не останется и следа.
Сочинение егэ на тему взросления
Роли детства в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту. В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку. Роли семьи в формировании личности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты. И. Полянская «Утюжок и мороженое» Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры. Материнства (роли матери в воспитании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери. А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь. К. Воробьев «Тётка Егориха» Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху. В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может. Материнства как подвига Л. Улицкая «Дочь Бухары» Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни. В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью. Взаимоотношения отцов и детей А. Алексин «Безумная Евдокия» Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей. Р. Брэдбери «Вельд» Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям. Ф. Искандер «Начало формы» Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать. А. Амлинский «Нескучный сад» На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести. Взаимоотношений в семье А. Амлинский «Возвращение брата» В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни. А. Алексин «Безумная Евдокия» Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество. А. Алексин «Раздел имущества» Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает. А Лиханов «Чистые камушки» Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя. Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) В. Тендряков «Ночь после выпуска» Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств. Е. Гришковец «Начальник» Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью. А. Лиханов «Обман» У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения. Преемственность поколений Э.Хемингуэй «Старик и море» Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни. Роли учителя в жизни человека А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом. В. Распутин «Уроки французского» Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. А Лиханов «Драматическая педагогика» «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел». А. Алексин «Третий в пятом ряду» Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека… добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость». А.Алексин «Безумная Евдокия» Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них. А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь. Б. Васильев «Летят мои кони…» Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества. Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания) Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке» Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный. Развития и сохранения русского языка А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими. М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос. В. Ступишин «New сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем» Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка. А. Щуплов «От съезда партии – к съезду крыши» Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупостью». Цитаты «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну» (А.М Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой) Н. Галь «Слово живое и мертвое» Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку. К.И.Чуковский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык. Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности Д.И. Фонвизин «Недоросль» В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас – дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия. Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства? А.С. Пушкин. «Няне»; М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…»; К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Проблема роли детства в жизни человека, оценки этого периода жизни человека Почему детство – важнейший этап жизни человека? Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности? А. Гончаров. «Обломов»; А.С. Осртовский. «Гроза»; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы». Проблема исторической памяти Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину? М.Ю. Лермонтов. «Бородино»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; поэмы А.А. Ахматовой; Б.Л. Пастернак – романы. Проблема отчего дома Почему нельзя забывать отчий дом? К.Паустовский «Телеграмма»; М. Булгаков «Белая гвардия». Проблема нравственной прочности человека, любовь как испытание Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»;
Кодекс чести для оленя: история о Бэмби
Проблема раннего взросления затронута в небезызвестном произведении Феликса Зальтена под названием «Бэмби, жизнь в лесу». Маленький антропоморфный олененок, изображенный в книге, проходит через все стадии взросления. Он понимает, что суровая жизнь требует от него стать сильным и непоколебимым, но детство очень долго не отпускает его. Маленький Бэмби видит, что отец не слишком внимателен к нему, и поэтому изо всех сил старается стать более самостоятельным. Трагическая смерть матери вносит свою лепту, и олененок начинает становиться мужественнее и серьезнее, но одновременно и страдает от того, что не может никак ускорить этот процесс – такова его проблема взросления. Аргументы из литературы, пусть даже из детской, подтверждают, что период переходного возраста оставляет в нашей жизни неизгладимый след, и многое зависит именно от того, насколько удачно пройдет этот период. В книге «Бэмби, жизнь в лесу» главный герой оказывается достаточно сильным. Но всегда ли так бывает в жизни?
Детство, отрочество и юность
Очень весомые собственные аргументы к проблеме взросления привел также знаменитый писатель Алексей Толстой. Написав свой автобиографический роман из трех частей «Детство. Отрочество. Юность», он дал пищу для размышлений не только растущему поколению, которое рассматривает это произведение в школе, но и взрослым читателям. Толстой очень подробно описывает становление своей еще не окрепшей личности, так что читатель «растет» вместе с маленьким Лешей, который превращается в статного мужчину Алексея. Свою жизнь писатель описывает довольно бесхитростно, однако очень интересно. Можно заметить, как менялось мышление героя, как его мировоззрение становилось все более зрелым, как трансформировалось его отношение к собственной семье. Чем старше становился Леша, тем больше он замечал и понимал, и ничего из этого не ускользнуло в том числе и от читателя. Конечно, некоторые эпизоды Толстой наверняка придумал или додумал, но художественной ценности произведения это нисколько не умаляет.
М.А. Шолохов «Алёшкино сердце»
Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.
М.А. Шолохов «Родинка»
Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.
В.Быков «Круглянский мост»
Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.
В.Катаев «Сын полка»
Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.
Читаемое в разделе:
- Проблема взаимоотношения отцов и детей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема влияния учителя на воспитание ученика. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема воздействия музыки на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Ранее опубликованные в разделе:
- Проблема выбора профессии. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема милосердия. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема быстротечности времени. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема природы гениальности. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема стойкости человека в жизни. Аргументы к сочинению ЕГЭ
- Проблема ответственности учёного за научное открытие. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Новые материалы раздела:
- Аргументы к итоговому сочинению «Надежда и отчаяние»
- Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению
- Аргументы «Цели и средства». К итоговому сочинению
- Аргументы «Равнодушие и отзывчивость». К итоговому сочинению
- Аргументы «Верность и измена». К итоговому сочинению
Взрослые дети Америки и их трагедии
Хотя проблема раннего взросления детей чаще всего затрагивается или в психологической, или в военной литературе, эту тему можно встретить и в некоторых произведениях на отвлеченную тематику. Например, Теодор Драйзер в своей «Американской трагедии» очень талантливо описал, к чему может привести ранняя самостоятельность ребенка, который вынужден планировать свою жизнь отдельно от семьи. Такую тематику также очень любил Чарльз Диккенс, судьба которого как раз так и сложилась. Автор был вынужден работать с малых лет, чтобы прокормить свою семью и младших братьев и сестер. Драйзер же раскрыл суть понятия «недолюбленого» ребенка, который тяготится тщеславием и меркантильностью и считает, что положение в обществе важнее чести. Главный герой «Американской трагедии» сам виновен в своих несчастьях, потому что изворотливость и жадность никогда не приносят человеку счастья. Вынужденный продумывать собственный бизнес-план с юного возраста, Клайд Гриффитс попадает в ловушку раннего взросления, когда основные нормы морали еще не постигнуты, а деньги зарабатывать ты уже научился.
Взросление в США
Джеффри Арнетт пишет о том, что начиная с XX века, период взросления американской молодежи стал более длительным. Он вводит такое понятие как “emergingadulthood”, что можно перевести как «нарождающаяся взрослость». Этот период находится между совершеннолетием и действительной взрослости человека. Такие классические признаки зрелости как брак, материальная независимость, проживание отдельно от родителей уже перестали быть маркером взрослости. В 70-х годах прошлого века критериям взрослости отвечало 70% молодых людей, теперь же на 2000-й год их стало менее 50%.
Молодые люди стали откладывать вступление в брак и рождение детей. В США средний возраст девушек, вступающих в брак, составляет 26,2 г. на 2008 г., у юношей 28 лет. И к настоящему моменту эта цифра продолжает расти.
Изменяется и отношение к карьере. Все больше людей откладывает создание семьи для продвижения по карьерной лестнице. Таким образом, создавая семью, молодые люди уже имеют какую-то финансовую опору и жизненный опыт, который необходим при воспитании детей.
Психологизм персонажей от Джоан Роулинг
Очень часто и женщинами затрагивается пресловутая проблема взросления. Аргументы из литературы принимаются во внимание даже в том случае, если жанр этой литературы – фантастика. По такой тропе пошла знаменитая создательница мира о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. На протяжении семи книг ее герои растут, а читатель с интересом наблюдает за переменами в их психологии. Сначала трое друзей – Рон, Гарри и Гермиона – просто дружат, а с четвертой книги, когда они становятся взрослее, начинают испытывать уже и чувство привязанности друг к другу. Роулинг мастерски описывает их отношения – возможно, решающую роль в ее потрясающей технике психологизма сыграл именно тот фактор, что она женщина. От менее зрелого читателя могут и ускользнуть некоторые причины конфликтов между персонажами, но более опытный читатель сразу же заметит, что виной всему – юношеские переживания. Несмотря на то что «Гарри Поттер» — книга о волшебных мирах и магических приключениях, эти юношеские переживания очень жизненны и реалистичны. Из песни, как известно, слов не выкинешь.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Многие отечественные писатели указывали на роль родительских наставлений в жизни человека. Об этом писал Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка». Автор демонстрирует, как происходит становление личности Петра Гринева. В детстве главный герой был недорослем, не желающим получать какие-либо знания. Петруша знал, что его отец, живущий по военным принципам, отправит его на службу. Однако Гринев мечтал о службе в Петербурге, так как именно там можно было бы продолжить свою веселую, беззаботную и даже разгульную жизнь. Но отец Петра хотел, чтобы его сын жил в соответствии с принципами чести и достоинства, поэтому решил отправить его служить в Оренбург. Перед отъездом Гринева отец дает ему наставление: «Береги честь смолоду». Именно это становится основным жизненным принципом Петра Гринева. А.С. Пушкин показывает, как из беззаботного недоросля, мечтающего о разгульной жизни, Петр превращается в настоящего мужчину, который готов бороться за собственные принципы, готов бороться за любовь и собственное счастье. Отцовское наставление повлияло на мировоззрение Гринева. Главный герой стал относиться к собственной жизни более ответственно. А.С. Пушкин указал на то, что семья оказывает огромное влияние на взросление человека.
Дети-ангелы у Рэя Брэдбери
Порой бывает очень интересно, насколько удивительными могут быть авторские аргументы. Проблема взросления затрагивается ими как бы невзначай, мимоходом, однако литературные критики все равно улавливают эту тему в их произведениях. Рэй Брэдбери в своей книге «Вино из одуванчиков» прибегает к довольно необычной технике. Он повествует именно так, как стал бы описывать события маленький мальчик. Это добавляет книге известного шарма, ведь взрослые читатели уже давно забыли, о чем они мечтали и думали в детстве. Брэдбери мастерски подчеркивает отличие детского сознания от взрослого, и это делает книгу очень светлой и милой. Менее интересной она от этого также не становится – напротив, книгой можно «захлебнуться» во время чтения. Только в детстве мы можем мечтать о теннисных туфлях или свежих цветах. Детские эмоции и мысли всегда очень искренни и светлы, и именно это показывает в своем произведении Брэдбери.
Война и мир для неокрепших душ
Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война – это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто это детство еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами – всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.
Сочинение по литературе на тему: «Пора взросления».
У каждого человека своя отправная точка, и эту точку человек определяет сам, вернее сказать осознает, что он стал относиться к жизни осознанно. Наверное, этот момент и есть. Мы еще не обрели целостного мировоззрения человека взрослого, и я думаю, что еще не состоялись как личности. Огромное влияние на нас оказывают родители, школа, общество. Все эти навыки мы обретаем извне. Что – то принимаем, что – то нет. Многое воздействует на наше детское восприятие жизни : яркие события, интересные люди, любимые книги. Все это заставляет нас остановиться, задуматься, а иногда и сделать самостоятельный выбор. В какой – то момент придется выбирать. Ты должен отвечать за свои поступки, мысли, чувства, а может и за жизнь другого человека, жизнь потребует от человека быть готовым к взаимодействию с окружающим. Я задумываюсь: « Что помогло моему взрослению?». Ведь не нами придумано, что слово имеет власть над людьми. Невзначай брошенное слово может оставить неизгладимый след в душе. А художественное слово обладает свойством глубоко воздействовать на ум и душу, вызывает в читателе эмоциональный отклик. Книги оказывают сильнейшее влияние на наше восприятие мира, они воспитывают нас. Ведь даже в обычной жизни все люди, используют знания, почерпнутые в процессе чтения. Книга показывает нам, как нужно применять те или иные знания в реальной жизни на примере героев. Обратимся к произведениям, встреча с которыми для меня не прошла бесследно. Первая книга, изменившая мое мировоззрение это « Преступление и наказание » Ф. Достоевского. Героиня произведения – Соня Мармеладова. Среди нищеты и разврата, убогости душа Сони осталась чиста. Соня сама еще ребенок : « очень молоденькая, похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным, но запуганным лицом». Она сумела взять на себя заботу об отце, матери, детях и о Родионе Раскольникове. Она пытается спасти их души. Она никогда никого не осуждала, жила по законам любви, убеждена, что совершись преступление, надо покаяться перед собой, перед людьми. Ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям относится с уважением, которые отвечали ей взаимностью. Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса и для Родиона Раскольникова. С. Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Р. Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Жизнь Сони М. ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжение пути» писателю удалось создать целостный завершенный логически мир своего великого романа. Вторая книга, повлиявшая на мое мировоззрение – это Война и мир. А именно главная героиня романа – эпохи Мария Болконская, стала для меня идеалом женщины, чистотой своей души. М. Болконская не отличается красотой. Очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное» испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое лицо «болезненное лицо более некрасивым». Только одна черта показывает красоту: « ее глаза, большие, глубокие, лучистые». Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его поддержкой и опорой. Очень глубокая связь с семьей, а именно с отцом и братом. Большой внутренней духовной силой обладала Мария. После смерти отца, уезжает из Богучаров. Умело управляется без мужчин имением. В конце романа выходит за любимого человека и становится счастливой женой и матерью. Две героини произведения, два литературных образа, которые потрясли мой внутренний мир. Мое взросление сопровождалось раздумьями о них. Эти образы учат: человек может забыть о себе, чтобы помочь тем, кто нуждается в поддержке, и при этом быть счастлив. Книги « Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и « Война и мир» Л. Н. Толстого заставили меня повзрослеть и осознать, что самое главное в жизни – это помощь другим.
Раннее взросление, о котором никто не догадался
Примечательно, что Владимир Набоков приводит в теме взросления совсем недетские аргументы. Проблема взросления в его скандальном произведении «Лолита» затрагивается немного косвенно, однако все равно имеет место. Молодая девушка, точнее, девочка, которая ради собственной выгоды или из праздного интереса считает нормальным завести отношения со взрослым мужчиной – это очень интересный персонаж, который не постеснялся описать Набоков. Его Лолита сперва кажется совсем невинным, ничего не понимающим ребенком, который подвергается растлению и не осознает этого. Однако по ходу произведения читатель узнает, что Лолита не так уж и проста, а повзрослела она уже очень и очень давно. Потрясающе, как такая молодая девочка может уверенно и лицемерно вести себя с мужчиной, который годится ей в отцы. Возможно, именно это и потянуло к ней главного героя – взрослая женщина в теле малолетней девочки. Одно остается ясным: то, что произошло с Лолитой, нельзя назвать никак иначе как трагедией.
Проблема становления характера в культовом произведении Киплинга
Очень тонко описал эту тему Редьярд Киплинг в своей «Книге джунглей». Тема взросления личности затронута у него как бы мельком, но автор, кажется, приводит совершенно неоспоримые аргументы. Проблема взросления Маугли хоть и занимает всего одну главу в этом произведении, но становится переломным моментом книги. Именно потому, что Маугли начинает становиться мужчиной и испытывать чувства к противоположному полу, внешний конфликт в произведении выходит на новый уровень. Если бы Маугли никогда не ощутил это взросление и не заинтересовался девушками, он бы мог прожить в джунглях всю жизнь. Но, конечно, тогда бы читатели не получили и классического произведения, не раз экранизированного разными телевизионными студиями. Маугли больше не может жить среди членов своей прежней, животной семьи. Каким бы романтическим ни было это произведение, читатель все равно понимает, что это – история жизни каждого человека, переданная в форме очень красивой и необычной метафоры. Взрослея, человек выходит из зоны комфорта, и поэтому душа его плачет, как новорожденный младенец.
Тезисы
- Роль семьи в жизни ребенка сложно переоценить: именно этот социальный институт формирует характер и мировоззрение личности.
- Тяжелое детство — одна из главных социальных проблем современности, ведь оно порождает психологически травмированных людей, выплескивающих свои комплексы на окружающий мир.
- Равнодушие родителей ведет к тому, что ребенок усваивает ложные жизненные ценности и сворачивает на кривую дорожку.
- Семейные ценности — это важнейшая нравственная опора для общества.
- Детство в жизни человека играет главную роль, ведь именно в это время закладывается фундамент личности — нравственные основы.
- Воспоминания о детстве преследуют нас всю жизнь и помогают разобраться в себе. В них скрываются ответы на главные вопросы о нашем характере и внутреннем мире.
- Исторический характер понятия «детство» обусловлен тем фактом, что эволюция восприятия этого периода в жизни человека отражает переустановку моральных ценностей и ориентиров в обществе.
- Каждый из нас понимает, сколь велико значение детства в жизни человека. От первых впечатлений зависит формирование картины мира и восприятие людей.
- Военное детство — это одна из самых острых проблем современности. Насилие, агрессия, лишения и страдания лишают ребенка времени и возможности для нормального развития и личностного роста. Психологические травмы, полученные в ходе войны, становятся непосильным бременем для маленького человека.
- 10.Счастливое детство создает для ребенка прекрасные условия для личностного роста и саморазвития. Это залог будущего успеха.
Аргументы
М. Горький, «Детство». Многие писатели подчеркивали исторический характер понятия «детство», обозревая эпоху глазами героя-ребенка. Такую картину мы видим в повести Горького. Алеша описывает свои первые сознательные годы и погружает нас в исторический контекст того времени. Маленький Лексей судит царскую Россию и зачитывает свой приговор. Пока дворяне жили благополучно и нанимали детям сотого гувернера, простые ребятишки были изначально лишены шанса проявить себя. Алеша подвергался телесным наказаниям, издевательствам, унижениям, и никто не защитил его от родственников, погрязших в мелочности и жадности бедняков. Развитию детей они не уделяли ни времени, ни внимания, потому что сами были невежественны и занимались только выживанием. Разорившись, дед не смог содержать внука и отправил его «в люди» — на заработки. А ведь ему не исполнилось и 16 лет! Такое зверство по отношению к детям сейчас неприемлемо. Любая жестокость становится делом в органах опеки и попечительства. Однако еще сто двадцать лет назад ребенок мог быть избит до полусмерти безнаказанно, а его семья могла запросто послать его на работу. Именно через призму детства Алеши мы может увидеть изнанку царской России.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц». Воспоминания о детстве помогают нам лучше понимать мир вокруг и избавиться от налета цинизма. Это доказывает пример из самой известной сказки для взрослых. В своей сказке Антуан де Сент-Экзюпери с первых страниц обращается к маленькому читателю и просит прощения за то, что эту книгу он посвятил взрослому. Для автора детская пора – это время бурной фантазии, неземного воображения, искренности и доброты. «Все взрослые когда-то были детьми, но не все об этом помнят», — фраза, напоминающая читателю о том, что детство никуда не ушло. Оно бережно хранится в нашей памяти и позволяет увидеть мир через призму непосредственности и бескорыстия. Летчику, который был рассказчиком, удалось понять маленького принца лишь потому, что он помнил свои самые счастливые года. Он не позволил тяготам взрослой жизни изменить себя к худшему. В душе он оставался таким же открытым и честным, как в первые годы. Таким образом, Антуан де Сент -Экзюпери призывает читателей не забывать ребенка, который живет на дне души, ведь только так вы сможете сохранить связь с последующим юным поколением и увидеть окружающий мир таким, каков он есть.
Л.Н. Толстой «Детство». Счастливое детство ребенку дарят хорошие родители, которые могут подарить любовь и заботу. Повесть великого писателя Льва Николаевича Толстого подтверждает это. Автор рассказывает о ранних годах десятилетнего Николеньки Иртеньева. Мальчик рад и беззаботен, потому что получает от семьи только положительные эмоции. Самой ярко выраженной темой произведения является любовь мальчика к родителям. Свою матушку Николенька представляет лучезарной и святой, как будто она ангел во плоти. Её облик является жизненным эталоном, защитой и опорой для ребенка. Память о нем герой пронесет через всю жизнь, и она убережет его от многих ошибок и падений. Действительно, Наталья Николаевна посвятила детям всю себя. В отличие от многих других дворянок, она лично принимала участие в развитии детей и не жалела времени для общения с ними. Что же происходит с мальчиком, когда он узнает о смерти своей маменьки? Наступает конец счастливой поры, детство ушло безвозвратно вместе с самым дорогим человеком. Автор проиллюстрировал тесную связь родителей с детскими годами ребенка и показал, какую важную роль они играют в судьбе детей. От их поддержки и внимания зависит то, каким будет детство человека.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В своем романе Федор Михайлович Достоевский на примере Родиона Романовича Раскольникова продемонстрировал влияние детских воспоминаний на последующую взрослую жизнь человека. Незадолго до убийства старухи процентщицы молодому человеку явился сон-воспоминание из детства. В нем маленький Родион стоит в слезах и умоляет пьяного Миколку оставить лошадь и не мучить её. Мужчина не слушает ребенка и продолжает избивать ни в чем неповинное животное. В итоге оно погибает от рук пьяной толпы. Это впечатление травмировало психику ребенка, но дало жестокий жизненный урок о том, что любое насилие ужасно и недостойно человека. Так автор сеет сомнения в мыслях Раскольникова, ведь в детстве он сам считал, что никто не в праве распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, именно воспоминания из детства положили начало душевного раскола в душе главного героя.
В.Г. Распутин, «Уроки французского». Проблема неблагополучного детства во все времена была одной из самых острых и злободневных. В советское время она тоже очень волновала мыслителей. Так, в рассказе Валентина Распутина поднимается проблема детства на грани нищеты. Рассказчик повествует о семье, где материальное положение настолько шаткое, что дети неоднократно сталкивались с голодом. В послевоенной деревне царила разруха. Люди работали в три смены, но вместо денег получали скудный набор продуктов, которого не хватало на большие семьи, лишенные кормильцев. Одна мать не могла вытянуть троих детей, а государство никак не облегчало его задачу. Голод побудил главного героя начать зарабатывать с помощью азартной игры. Так он мог заработать себе, пусть и не всегда честным путем, на молоко, необходимое при его диагнозе — малокровии. Молодая учительница, Лидия Михайловна, узнав об этом, помогала своему ученику. Просто так брать деньги мальчик отказывался, поэтому женщина пошла на преступление и начала играть с ним в азартные игры, жертвуя своей репутацией. Даже после увольнения молодая учительница поддерживала своего ученика. Эта история иллюстрирует социальную беспомощность ребенка, обреченного на голодное прозябание. Такое детство способно сбить человека с толку и толкнуть его на преступный путь.
И.А. Гончаров, «Обломов». В детстве формируется фундамент человеческой личности. Это доказывает роман Ивана Александровича Гончарова, где поднимается проблема детской избалованности. С юных лет Илья Ильич Обломов наблюдал ленивый, пустой и неторопливый жизненный уклад своих родителей. Хозяйственные дела не являлись их заботой, вся работа доставалась слугам, а вот послеобеденный сон был обязательным пунктом в расписании семейства Обломовых, как и обильные пиры каждый день. Герои жили по инерции и не могли даже надеть чулки без помощи крепостных крестьян. Свое будущее они доверили многочисленным управляющим, а сами деградировали в праздности до последней степени. Илья был единственным ребенком в семье, и поэтому был избалован вниманием и любовью. В дальнейшем именно такая излишняя забота и сделает из него совершенно несамостоятельного, инфантильного и неумелого человека. Обломов так и остался большим ребенком, за которого все делают слуги, а жизненно важные вопросы решают близкие друзья. Тем самым автор произведения показал, что происходит с ребенком, если его чрезмерно опекать и оберегать от самой жизни.
Л.Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой акцентирует внимание на семейной атмосфере семьи Ростовых. Наташа и Петя выросли в дружественной и доверительной среде, где прежде всего ценятся доброта, честность и уважение. Ростовы не наказывали и не затыкали детей, всегда давали им высказаться и проявить свои таланты. Каждому ребенку уделялось достаточно внимания, каждый находил у родителей поддержку и сочувствие. Например, однажды отец заплатил крупный долг сына и простил его, и с тех пор Николай стал более ответственно относиться к деньгам. Ровняясь на родителей, молодые люди выросли отзывчивыми и добрыми. Они всегда готовы помогать окружающим. Им не чужды патриотизм и чувство долга, это доказывают поступки как Петра и Николая, так и Наташи. Этот пример доказывает, что детство играет главную роль в формировании характера и мировоззрения личности.
Л.Н. Толстой, «Война и мир». В детские годы закладываются моральные основы личности. Это доказывает пример из романа-эпопеи «Война и мир». В доме Болконских царила атмосфера суровости и собранности. Отец был строг и часто применял слишком жесткие методы воспитания, особенно по отношению к княжне Марье, однако молодым людям с детства были привиты доброта, честность, стремление к развитию, порядочность и чуткость. Старый генерал не любил проявлять свои эмоции, старался быть сдержанным отцом, но всегда учил сына и дочь милосердию, благородству, трудолюбию. Он стремился сделать из них сильных и волевых людей, способных противостоять подлости и хитрости. Особое внимание Болконский уделял обучению своих детей. Их детство было наполнено полезными занятиями и возможностями проявить себя. Это воспитание не забылось с годами и стало базисом для будущих достижений. Андрей и Марья реализовались в семье и обществе, стали достойными уважения людьми. Автор показал, какую важную роль играет воспитание в раннем детском возрасте, когда формируется внутренний мир личности.
Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза». Счастливое детство, наполненное вниманием и заботой родителей, благотворно влияет на развитие личности. Именно первые впечатления формируют наше мировоззрение. Подтверждение мы находим в русской литературе. В повести Николая Михайловича Карамзина описывается детство Лизы, которое прошло в любви. Отец был защитой и опорой семьи, баловал супругу и любимую дочь. Однако после скоропостижной смерти отца детство Лизы кануло в прошлое. Юная девушка столкнулась с жестокой правдой взрослой жизни. Ещё не повзрослев, она стала самостоятельно обеспечивать себя и семью. Лиза была благодарна родителям за все, что они сделали, поэтому опекала мать, так и не оправившуюся после смерти мужа. Ради нее героиня вставала засветло и много работала. Скромность, трудолюбие, доброта, упорство — вот качества, которые Лиза приобрела благодаря счастливому детству. Даже ее принципиальность и чувствительность стали следствием той атмосферы, которая создалась в доме любящих родителей. Узнав о предательстве любимого человека, героиня предпочла смерть и покончила с собой. Однако перед роковым шагом она позаботилась о том, чтобы ее матери были доставлены деньги на жизнь. Таким образом, автор отметил исключительную роль детства в жизни человека: Лиза стала такой доброй и самоотверженной именно потому, что ее первые годы жизни были наполнены любовью и лаской.
М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Трудное детство всегда негативно сказывается на развитии личности. Примеры, подтверждающие это, мы можем найти в классической литературе. Михаил Александрович Шолохов в своем романе, описывая героиню Аксинью, окунается в события, произошедшие с ней ранее. Когда Аксинье было всего шестнадцать лет, она подверглась насилию со стороны родного отца. Позднее брат и мать убили его. Это событие перевернуло ее жизнь. Даже выйдя замуж за Степана, Аксинья не смогла забыть это ужасное надругательство, ведь новоявленный муж постоянно попрекал ее прошлым. Психологическая травма, полученная в детские годы, повлечёт за собой трансформацию духовного мира девушки. Так можно объяснить измену Аксиньи Степану, а затем и Григорию. Как бы Аксинья ни мечтала о семейном очаге, у нее ничего не получается. С детства, на подсознательном уровне, у неё нарушены семейные ценности, которые тесно связаны с верностью. Так, автор показал, какую немаловажную роль играют негативные события, произошедшие с нами в детские годы.
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Детство сильно влияет на развитие моральных ценностей личности. Именно в первые годы жизни мы подражаем нашим родителям, и их модель семейного очага усваивается нами. Рассмотрим примеры, подтверждающие эту мысль. В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин поднимает вопрос влияния воспитания и личного примера на детей и их дальнейшее взросление. В семействе Лариных читатель наблюдает за атмосферой любви и уважения членов семьи друг к другу. Несмотря на различие в поведении и повадках, родители любят как задумчивую и молчаливую Татьяну, так и резвую и озорную Ольгу. Вечера в семье объединяют всех домочадцев. Отец и мать героинь никогда не разлучались и, несмотря на разногласия, жили благополучно. Хоть мама Татьяны и Ольги в девичестве не хотела выходить замуж за Дмитрия Ларина, она смирилась со своей судьбой и стала достойной супругой. В такой крепкой семье девушкам с детства были привиты честность, чуткость и чувство уважения как к себе, так и к окружающим людям. Татьяна – эталон женского образа того времени. С детства поняв, что нет ничего дороже семейных ценностей и супружеской верности, она, продолжая испытывать чувства к Евгению Онегину, отказывает ему. «Но я другому отдана, я буду век ему верна», — за неё, вопреки эмоциям, говорят её совесть и воспитание. Так, Александр Сергеевич показал, какую роль играет модель семьи, усвоенная в детстве, в последующие годы взрослой жизни.
Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба». Именно в детстве человек усваивает пример или антипример своих родителей, и его отношение к нему определяет мировоззрение и дальнейшую судьбу. Пример, доказывающий это, мы встречаем в повести Николая Васильевича Гоголя, где описывается обстановка, в которой росли и воспитывались казаки Остап и Андрий. С раннего детства отец строго воспитывал сыновей, прививал им верность, мужественность, смелость и патриотизм. Однако чрезмерная суровость, а иногда и жестокость, сделали одного из его сыновей предателем Родины. В порыве гнева Тарас жестоко бил, унижал и оскорблял жену, мать своих детей. На подсознательном уровне Андрий понял, что не хочет оставаться в обществе с устаревшими патриархальными правилами, и перешел на сторону врагов, где нравы были совсем другими. Он хотел любить и носить на руках свою женщину, а не бить и унижать ее, отдавая все свое время боям и пирам. Предательство Андрия — это протест на уровне ментальности. Он восстал против своего безотрадного детства, против отцовской модели семьи. Так, читатель видит, какую роль играет атмосфера детства в дальнейшем процессе роста личности ребенка.
Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
(дорога реальная, воображаемая, книжная).
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Е. Водолазкин «Лавр»
Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
Е. Замятин «Мы»
Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.
3. Преступление и наказание – вечная тема
(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
М. Цветаева «Книги в красном переплёте»
Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.
В.Г. Распутин «Живи и помни»
Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.
Подготовка к Итоговому сочинению.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
- Рекомендуемое количество слов – от 350.
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
- Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
- Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
- Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
- Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
- «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
- Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
- Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
- «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
- Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
- «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
- Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
- «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
- Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
- «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Универсальная литература
- «Война и мир» Л.Н. Толстой.
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
- «Шинель» Н.В. Гоголь
- «Мертвые души» Н.В. Гоголь
- «Вишневый сад» А.П. Чехов
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
- «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтов
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
- «Судьба человека» М.А. Шолохов
- «На дне» М. Горький
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев
- «Гроза» А.Н. Островский
- «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
- «Обломов» И.А. Гончаров
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
- «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
- «Уроки французского» В.Г. Распутин
- «Обелиск» В.В. Быков
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин
Общий план сочинения имеет вид:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.
III. Заключение.Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
- Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- Ответ-тезис на главный вопрос темы
Вступление
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:
- тема-вопрос
- тема-утверждение
- тема — назывное предложение.
Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»
Ключевые слова темы: Любовь, радость, страдание…
Общие рассуждения на тему
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?»
Тезисы:
Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»
Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)
Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения
или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
«Ваш выбор: книга или компьютер?» (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?»)
Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!
Способы формулировки тезиса
Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Образ-аналогия
Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма
(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).
В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.
Основная часть Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию:
здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод
(он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п.
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение:
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв.
Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Источник: vk.com