Уроки доброты в рассказе юшка

Творчество а. платонова довольно разнообразно. перу писателя принадлежат детские сказки, повести, романы котлован, а также небольшие произведения в прекрасном и

Творчество А. Платонова довольно разнообразно. Перу писателя принадлежат детские сказки, повести, романы («Котлован«), а также небольшие произведения («В прекрасном и яростном мире«). Среди них и рассказ «Юшка», смысл которого в раскрывании души и сердца автора. Рассказ изучают в 7 классе, но понять и прочувствовать, в чем главный смысл «Юшки» не просто. Для этого нужно подробно проанализировать детище Платонова.

Краткое содержание рассказа Юшка

Небольшой по объему рассказ охватывает довольно значительный промежуток времени. События в произведении развиваются последовательно и условно делятся на несколько частей:

  • описание главного героя;
  • его жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми;
  • смерть и появление приемной дочери.

Интересно! Платонов долгое время был в опале. Его творчество не нравилось Сталину, считавшему произведения писателя «кулацкой хроникой». Поэтому «Юшка» увидел свет лишь через 30 лет после написания.

С каждой частью рассказа Юшка смысл сюжета раскрывается все больше, позволяя углубиться в главные проблемы.

Когда-то давно в одном российском городке жил немолодой мужчина по имени Ефим Дмитриевич, называемый местными жителями Юшкой. Худой, с поседевшими волосами и слезящимися глазами Ефим казался глубоким стариком. На самом деле мужчине не было и 40 лет, а старила героя тяжелая болезнь – чахотка.

Юшка помогал местному кузнецу, живя у него на кухне. За работу с ним расплачивались хлебом, кашей, щами, а на чай, сахар, одежду кузнец давал деньгами. Но никто не видел, чтобы Юшка пил чай и ел сахар, да и носил он много лет одну и ту же одежду.

Был Ефим трудолюбивым, добродушным, никого не обижал, любил всякое живое существо, будь то дерево, цветок, животное либо человек. Но люди не любили бедняка. Дети бросали в идущего по улице Юшку камни, песок, ветки. Мужчина лишь улыбался и молчал.

Его молчание еще больше злило детей. Им хотелось, чтобы юродивый рассердился, закричал. Но Ефим радовался и смеялся с детьми, говоря, что они любят его, поэтому задевают.

Взрослые также не отставали от детей. На бедного Юшку каждый старался вылить свое горе либо злость. Отмалчивавшегося мужчину избивали, оставив лежать избитого на дороге. Только дочка кузнеца иногда помогала Ефиму подняться и дойти до дома.

Смерть Юшки

С приходом лета Юшка куда-то на месяц исчезал. Люди думали, что помощник кузнеца живет это время в селе у родственников. Вернувшись из путешествия, Юшка вновь работал в кузнице, а люди по-прежнему измывались над ним.

Болезнь давала о себе знать, мужчина слабел с каждым днем. Очередным летом Ефим не смог уйти как обычно, оставшись в городе.

Возвращаясь после работы домой, Юшка встретил прохожего, начавшего осыпать бедняка насмешками. Но в этот раз герой не стал отмалчиваться, заявив, что рожден, как все, матерью и ничем от других не отличается.

Разозлившись на посмевшего перечить юродивого, прохожий ударил героя, тот упал на землю. Прохожий спокойно отправился домой.

Бездыханное тело Ефима обнаружил столяр. Похоронами Юшки занималась семья кузнеца. Попрощаться с бедняком пришли все его мучители.

Прошло время. Юродивого постепенно стали забывать. Но из-за отсутствия «мальчика для битья» злоба не находила выхода, скапливаясь в душе и портя людям жизнь.

Однажды на пороге кузницы появилась девушка, интересующаяся Ефимом Дмитриевичем. Не сразу до хозяина кузницы дошло, что речь идет о Юшке. Как оказалось, девушка была сиротой, которую взял под опеку Ефим. К этой девочке ежегодно ездил герой, отдавая накопленные сбережения. Помощь названого отца помогла девушке выучиться на врача.

Девушка осталась в городе и бесплатно лечила больных. Местные жители прозвали ее Юшкиной дочерью, хотя уже о нем самом никто не помнил.

Анализ рассказа Юшка Платонова

В непритязательном на первый взгляд рассказе «Юшка» смысл сюжета отличается необычной глубиной.

Платонов затрагивает такие важные темы, как:

  • милосердие;
  • добро и зло;
  • любовь;
  • жестокость;
  • равнодушие;
  • сострадание;
  • равенство людей.

Для их раскрытия автор использует персонажей произведения, главным из которых является помощник кузнеца – Ефим Дмитриевич. Через образ главного героя, которого никто не называет по имени и отчеству, прозвав пренебрежительно Юшкой, автор передает основной смысл рассказа.

Ефим противопоставлен остальным жителям города. Несмотря на то, что мужчину всю жизнь обижают, герой ни на кого не держит зла, любя всех вокруг и всей своей жизнью доказывая, что только добром можно победить зло.

Чтобы сконцентрировать внимание на образе Юшки, Платонов озаглавливает его именем рассказ, вложив в название двойной смысл. Слово Юшка, являющееся уменьшительным от Ефим (Юхим), с одной стороны означает жидкую похлебку, с другой – кровь. Автор этим хотел показать, что мягкому, кроткому герою придется пройти тяжелый, окрашенный кровью путь.

Интересно! Некоторые исследователи творчества Платонова считали, что образу Юшки писатель придал черты Христа.

Безобидный юродивый стал символом духовности, чистоты, подтверждением того, что добро, сделанное человеком, остается и после его смерти, передаваясь другим людям.

В чем суть концовки

К концу произведения Юшка погибает от руки одного из местных жителей. И сначала кажется, что зло, жестокость побеждают добро и любовь. Но после появления в городе девушки-сироты, оказавшейся приемной дочерью главного героя, в рассказе Юшка смысл финала становится более понятен.

Оказывается, таинственные исчезновения Юшки были связаны с этой девушкой, которой герой помогал выучиться. И теперь девушка приехала к названному отцу, чтобы вылечить его.

Несмотря на то, что Ефима уже нет в живых, девушка остается в городе лечить людей, желая таким образом вернуть свой долг. Дочь героя продолжает дело своего благодетеля, стараясь исцелять не только тела, но и души. Возможно, подопечная Юшки сможет сделать то, в чем герой видел смысл своей жизни – излечить людские сердца от злобы, жестокости, вселив в них любовь, доброту.

Интересно! Произведение Платонова «Юшка» экранизировали дважды – в 2012 и 2018 годах. Режиссером второго фильма под названием «Прости нас, Юшка!» стала Юлия Горбачевская.

Благодаря такому финалу «Юшки», произведение Платонова по смыслу больше напоминает притчу. Ефим, всю жизнь заботящийся о населении городка, продолжает делать это и после смерти, подарив людям ту, которая лечит и опекает их.

Устами Юшки Платонов призывает быть терпимее, милосерднее к людям, непохожим на других. Нужно оценивать людей не по внешности, а по поступкам, чтобы суметь разглядеть под невзрачной внешностью красивую, благородную душу.

Предмет: литература.

Класс: 8.

УМК: В.Я.Коровина.

Предметные умения: знать биографические факты жизни писателя, уметь анализировать художественный текст, находить необходимую информацию и строить устное или письменное высказывание.

Метапредметные результаты:

  • Познавательные УУД: формировать читательскую компетентность, логические универсальные учебные действия, анализировать объект, выделяя существенные и несущественные признаки, выбирать критерии для сравнения понятий. Строить логическую цепь рассуждений и доказательств. Уметь создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных задач.
  • Регулятивные УУД: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
  • Коммуникативные УУД: понимать возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • Личностные УУД: Технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Задачи этапа: мотивация, актуализация предметных знаний, первоначальное обращение к проблеме урока.

Методы и приемы: Беседа.

Форма деятельности обучающихся: фронтальная и индивидуальная.

Ресурсное обеспечение: картина В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», словари.

— Перед вами картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Что изображено на картине? Кто главный герой?

Но обратить я хочу не столько на стойкость боярыни в своей вере, сколько на человека, странно одетого для зимнего времени. Кто это, ребята?

Это юродивый. Обратите внимание на него, что можете рассказать о данном персонаже?

Обратимся к словарям С.И.Ожегова и В.И.Даля и ответим на вопрос, кого на Руси называли юродивым?

(В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «юродивый» —

ЮРОДИВЫЙ, -ая, -ое. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. юродивый, -ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания. || ж. юродивая, -ой (ко 2 знач.)

Владимир Иванович Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради).

— Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. — Давайте обобщим полученные сведения и охарактеризуем юродивого.

(Он ходил раздетым в зимнее время, всегда носил крест на теле, жил по христианским заповедям, говорил каждому человеку правду, призывал покаяться. Например, Василий Блаженный указывал на грехи самому Ивану Грозному).

— Ребята, а что означает словосочетание «христианские заповеди»? Кто-нибудь их знает?

3. Целеполагание

Задачи этапа: создание проблемной ситуации, формулировка проблемного вопроса урока.

Методы и приемы: Беседа.

Проблемный вопрос: — Можно ли связать юродивых и героя рассказа А.П.Платонова «Юшка»?

— Что мы будем делать на уроке? Как можно определить тему нашего урока, связав ее с христианскими мотивами?

— Поставьте учебные задачи на урок.

  • Проанализировать рассказ А.Платонова «Юшка».
  • Сравнить главного героя с юродивыми.
  • Найти христианские мотивы в произведении.

4. Изучение нового материала

Задачи этапа: решение проблемной ситуации, открытие новых знаний.

Метод: анализ текста (прием кластера, прием сравнения).

Форма деятельности: индивидуальная, парная.

Давайте найдем описание главного героя в тексте и сравним его с юродивым.

Рабочий лист №1. Составьте в парах кластер образа Юшки.

Проверка по образцу учителя.

Рабочий лист №2. Сравните юродивого и героя рассказа Платонова «Юшка», выявите как можно больше их общих, особенных и единичных признаков. Результат сравнения сформулировать в виде суждений по карточке.

«Сравнительная характеристика юродивого и Юшки».

1. По сравнению с юродивым, который проповедует о Боге и призывает покаяться, Юшка просто любит людей и не отвечает злом на зло.

2. Так же, как и юродивый, Юшка относится к представителям «лишних людей».

3. Как юродивый, так и Юшка живет бедно, ходит в одной и той же одежде и скудно питается.

4. Сравнивая юродивого с Юшкой, можно сказать, что они оба живут по христианским заповедям: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

5. Кроме юродивого, ещё и Юшка навлекал на себя оскорбления и поношения.

6. В отличие от юродивого, который «ругал пороки мира», Юшка просто любил людей и не осуждал их.

— Можно ли Юшку назвать юродивым? А святым?

Вывод: есть в герое что-то и от святого, и от юродивого, но он простой человек, живущий по христианским заповедям: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Марка) Как святой, Юшка много трудился и принял мученическую смерть.

Рабочий лист №3. Заполнение таблиц. Работа с текстом.

Проанализируйте текст и заполните таблицу.

Как к герою относятся взрослые жители?

Как Юшка реагирует на поступки людей?

Как к Юшке относятся дети? Почему?

Как Юшка реагирует на зло детей?

— Какой прием использует автор для характеристики героя, акцентируя внимание на отношение к нему жителей поселка? (Автор использует прием противопоставления).

— Ваше отношение к поведению людей?

— В наше время можно встретить такое отношение к людям? (Конечно, особенно такое отношение к людям без определенного места жительства).

— Как ведет себя Юшка, когда его оскорбляют? Как это характеризует героя?

Вывод: Юшка — милосердный и сострадательный, отзывчивый к чужим бедам человек, добрый и сердечный. Он растил сироту, «не ел сахара, чтобы она ела».

— Почему Юшке помог рабочий? (Платонов много работал и уверен, что тот, кто работает, кто знает цену труду, не может обижать других людей).

Рабочий лист №4. Роль эпизодов с природой в произведениях Н.Некрасова и А.Платонова.

Сравните отрывок стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» и эпизод из рассказа А.Платонова «Юшка», можно ли найти связь между ними?

Николай Алексеевич Некрасов «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

Андрей Платонович Платонов (Климентов)

«Юшка»

В июне или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(Нет безобразия в природе, безобразие только в отношении людей).

5. Итог урока

Какие задачи мы ставили в начале урока? Раскрыли мы заявленную тему?

Вывод: верующие и атеисты живут или стараются жить по заповедям, прописанным в Библии или Коране. Это законы естественные, человеческие, игнорируя их, в нас просыпаются животные инстинкты, ведущие к убийству ближнего.

(Авторская позиция)

Что хотел сказать читателям автор? Какие проблемы (вопросы) ставит?

Ответы:

Как жить в человеческом обществе, когда столько зла?

Зачем жить, для чего? (В чем смысл жизни?)

(Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. (см.: Мф. 3: 8)

Может ли человек ставить себя выше других? (эпизод с пьяным)

Домашняя работа: Письменно ответить на предложенные А.П.Платоновым вопросы. Объем — 2,5 страницы.

Урок литературы в 7 классе «Призыв к состраданию и уважению в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

-формировать читательскую культуру и навыки осмысленного чтения художественного произведения.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-совершенствовать навыки устной и письменной творческой деятельности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-формировать нравственные качества личности учащихся,

— дать импульс к размышлениям о любви ко всему живому, о необходимости сострадания; доброго отношения к людям;

— помочь понять, что любой человек достоин самого глубокого уважения и искренней любви.

— умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

— различать основные нравственно- этические понятия;

— соотносить поступок с моральной нормой;

-оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности;

-проявлять правила делового сотрудничества, работая на уроке  в паре или группе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

-составлять литературный портрет героя;

-воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-находить дополнительную информацию, используя словари и интернет-ресурсы;

-составлять денотатный граф, кластер, синквейн для получения информации и сравнения героев произведения;

-презентовать подготовленную информацию в наглядном виде;

-обсуждать проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

-воспринимать и анализировать текст с учётом поставленной задачи;

— составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

— писать синквейн, используя полученную информацию.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

-формулировать целеполагающий вопрос на уроке.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

-индивидуальная

-фронтальная

-в парах

-групповая

-творческая.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКЕ:

-методика исследовательских заданий,

-личностно-ориентированное обучение;

— элементы технологии активно – продуктивного чтения;

-ИКТ.

Тип урока: урок формирования нравственных ценностей; формирования читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Форма урока: урок — размышление.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.

Доброе утро, ребята!

Мы с вами видимся впервые,

И мне приятно видеть вас.

Вы все такие боевые,

Урок получится у нас!

Мы постараемся сегодня

Частицу знаний почерпнуть,

А эти знания по жизни

Помогут вам когда-нибудь.

  1. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на экран. Что объединяет эти картинки? (злое отношение к людям, жестокость) Чего не хватает людям на картинках? (добра, милосердия, сострадания, уважения) А как вы понимаете эти слова?

Словарная работа

  1. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь.

  2. Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

  3. Добро (доброта) – это отзывчивость, душевное расположение к людям.

  4. Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Дома вы прочитали рассказ Платонова «Юшка». Что связывает его с этими понятиями? Что хотел добиться автор этим произведением? Формулируем тему урока.

Тема нашего урока «Призыв к состраданию и уважению в рассказе А. П. Платонова «Юшка».

  1. Анализ текста.

Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают) — А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова «Юшка». Ребята, скажите, кто является главным героем рассказа? (ответ). Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним. V

— Каким видят Юшку люди? Что думают? Автор дает подробный литературный портрет Юшки.

— Что такое портрет в художественном произведении?  (Портрет – изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) см. тетрадь-словарь

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. 
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. 
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается.

— Что особо выделяет автор в портрете Юшки?

— Какое впечатление производит портрет Юшки, его внешний вид? (внешний вид должен вызывать сочувствие, сострадание)

Так почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы разберем этот рассказ по эпизодам.

«Юшка и дети». Посмотрите отрывок из фильма.

ответьте на вопросы: — Как дети относились к Юшке? – Как Юшка относится к детям? – Что влечет детей к Юшке? — Почему Юшка не обижается на детей? — Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

(Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для выражения любви и поэтому терзают его. Он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра. Дети повторяют поступки старших, которых Юшка раздражает своей непохожестью на них. Платонов использует глагол «терзают». Дети издеваются над Юшкой, мучают его.)

— Почему дети не научились любить?

Вывод: для детей зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Взрослые не научили любить своих детей.

«Юшка и взрослые». Найдите в тексте отрывок и ответьте на вопросы: — Как относятся взрослые к Юшке? – Почему они обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? – Чем Юшка отвечает им?

Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”)

За что мучают Юшку?

(Он «блажной», непохожий», «особенный»)

Словарная работа. (см. тетрадь) — Как вы понимаете значение слов: юрод и блаженный (зачитать толкование этих слов из тетради)

Юрод  блаженный человек – аскет, обладавший, по мнению верующих, даром прорицания.

Блаженный — 1.В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный.

3.То же, что святой

(примерный ответ ученика: Юшка в рассказе похож на юродивого, блаженного. Издавна на Руси было много блаженных. Люди, желавшие принять на себя постриг юродства, раздавали свое имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду. У Юшки, как у юродивых, была некрасивая внешность, старая одежда и изношенная обувь. Он с кротостью сносил издевательства над собой и так же любил тех, кто нам издевался. И он так же отказывал себе в еде и одежде. Юшка – это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами было непонятно, для чего живет Юшка. Молча сносит все оскорбления. Пример из текста.)

Вывод: взрослые бьют Юшку из-за непохожести на других. Вымещают свое зло на Юшке, в отличие от детей, сознательно.

Сам Юшка как воспринимает такое отношение к себе? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующему эпизоду.

«Юшка и девочка Даша» Найдите в тексте отрывок, прочитайте по ролям, ответьте на вопросы:

-Прав ли Юшка, когда говорит, что его народ любит?

-Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце-то у них слепое, да глаза зрячие! Любят-то они тебя по сердцу, да бьют по расчету»?

-Юшка на возражения Даши ответил: «Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое». Как вы понимаете это выражение?

Слепое сердце” бывает у человека, не способного понимать другого, жертвовать собой, делать добро или даже замечать его, любящего только самого себя, не испытывающего жалости и сострадания к другим.

Люди перестают быть людьми, когда они перестают сострадать тем, кто нуждается в помощи.

«Слепое сердце» бывает у человека бездушного, у того, кто лишен человечности, душевной теплоты, милосердия. Человек со слепым сердцем не способен пожалеть, посочувствовать. Это эгоист. Он никогда не поможет человеку в трудную минуту. На мой взгляд, слепое сердце – это бездушие, холодность, отстраненность от чужой беды, это то, что не дает возможности человеку быть Человеком.

Ребята, обратите внимание. Вновь А.Платонов заостряет внимание на характеристике глаз. С одной стороны, Юшка «с белыми, как у слепца глазами, но зрячим сердцем». С другой стороны, окружавшие его люди «со зрячими глазами, но «слепым сердцем».

— Кто же духовно богаче? (Юшка)

— Глаза не видят, смотреть нужно сердцем.

— А сам Юшка умел любить? Как относится Юшка к людям? Почему Юшка всех прощал, всегда кротко переносил побои и никогда не возражал своим мучителям? (ответы учащихся)

(Юшка обладал редким даром любви. Его сердце было чистым и открытым для всякого живого существа. Всю жизнь Юшку бьют, оскорбляют и обижают. Но он никогда не проявлял злобы к людям, старик видел в издевательствах странную и непонятную форму любви к себе. Он был уверен, что народ его любит. Юшка искренне считает, что люди не злые по природе своей, а поступают так из-за неумения любить. Люди забыли, не понимают, что такое любовь.)

— Юшка живет среди людей. Счастлив ли он? (НЕТ) Мы понимаем, что Юшке живется тяжело. Но есть все же место, где он вольнее начинает дышать. Это место – природа.

«Юшка и природа». Чтение отрывка.

Как этот эпизод помогает вам понять образ Юшки?

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым, кажется, и болезнь отступила. Юшка чувствует себя на природе гораздо лучше, чем среди людей. У него нет необходимости скрывать здесь свою “любовь к живым существам”. Он счастлив.)

— Почему Юшка не мог показать любовь к природе при людях? (они не только не умеют любить сами, но не дают любить другим)

– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал.

«Юшка и прохожий».

– Чем помешал Юшка прохожему?

(Встреча с прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

Случайно ли это слово? Платонов мог использовать любое близкое по значению слово – (дети говорят) рассердился, разозлился, разгневался, возмутился.

— Почему именно осерчал?

(трудно представить тихого, безответного, кроткого Юшку разгневанным или негодующим. Слово лучше соответствует его образу, разгневаться, рассердиться он не может по своему характеру, он очень добрый человек)

– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

(Впервые Юшка защитил себя. Он осознает свою ценность в этом мире: “Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”. 

Все имеют право на жизнь. Она дана нам свыше, и никто не имеет право отнять ее.

А «прохожий» убивает Юшку. («Как ты смеешь меня с собой равнять, юрод негодный!», «хоть бы ты помер, может, веселее бы стало жить без тебя, а то я боюсь соскучиться»). 

— Переживает ли прохожий за содеянное? (нет, пошел домой со спокойной душой пить чай.)

VI. Эвристическая беседа.

Юшка умер. Вот так трагически закончилась его жизнь. Проститься с Юшкой пришли все люди. «Однако без Юшки жить людям стало хуже». Почему?

(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»).

— Заканчивается ли этими словами рассказ? Когда мы узнаем настоящее имя Юшки и от кого? (после смерти Юшки приезжает его приемная дочь. И стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич каждое лето.
В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью
»

Не зря автор выбрал имя для своего героя Ефим Дмитриевич. — А что означают эти имена? Я просила вас найти значение имени главного героя.

(Ответ ученика: Рассказ называется по имени главного героя «Юшка». Юшкой его называют, но настоящее его имя Ефим Дмитриевич.

Имя Ефим означает благочестивый, благожелательный, священный. 

Вывод: Юшка продолжает жить после смерти. Появился человек – приемная дочь, ради которой он не пил чай и не ел сахара. Юшкина добрая душа живет теперь в этой тихой, кроткой девушке, которая с любовью относится к Юшке и продолжает его дело – делает добро. Юшка живет в докторше.

— В чем смысл жизни Юшки? (Он жил среди людей, любил людей. В любви)

— Вы почувствовали авторское отношение к Юшке? Обвиняет ли он кого-либо в смерти Юшки? Осуждает ли он людей за жестокость? (Платонов, конечно же, любит своего героя, но оставляет нам, читателям, право самим сделать выводы)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Так к чему же призывает писатель? К добру, милосердию, состраданию, уважению.

-Ребята, давайте поработаем с этими понятиями. (групповая работа)

Составление плаката. (Весенняя неделя добра)

-О чём вас заставил задуматься рассказ?
(Платонов доносит до нас вечные ценности, которые дают возможность человеку в современном мире не потерять себя, своей души. Именно любовь дает нам право называться людьми.)

— Я желаю вам, чтобы в вашей душе жили добро, любовь, милосердие. Именно они дают нам право называться людьми.

Домашнее задание.

1.Написать сочинение «Что значит быть милосердным?»

2. Составить кроссворд по рассказу «Юшка» Платонова

— Завершить наш урок я хотела бы стихотворением.

Умейте люди сострадать,

Умейте слабого увидеть,

Умейте чувствам волю дать,

Любить, жалеть и не обидеть.

Умейте ближнего ценить,

И к людям проявлять сердечность,

Умейте глупого простить,

И проявляйте человечность.

— Спасибо за урок!

Проект урока литературы в 7 классе «Призыв к состраданию и уважению в рассказе А.П. Платонова «Юшка»

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа

Формулировка темы урока.

3. Анализ текста.

Умение работать по тексту, выбор ответа на поставленный ответ (отвечают на вопросы, обобщают)

Литературный портрет Юшки.

Разбор рассказа по эпизодам.

«Юшка и дети». Просмотр отрывка из фильма. Беседа по вопросам.

«Юшка и взрослые». Чтение, беседа по вопросам.

«Юшка и девочка Даша». Чтение по ролям. Беседа по вопросам.

«Юшка и природа». Чтение отрывка.

«Юшка и прохожий».

4. Эвристическая беседа.

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Групповая работа

Составление плаката.

Домашнее задание.

6.Итог урока

9

Конспект  урока  по  литературе

7 класс

Тема: Рассказ  А.П.Платонова  «Юшка».

Цели урока:

Образовательные:

 детально познакомить учащихся с содержанием рассказа А.Платонова «Юшка»;

 обсудить проблему  зла и неуважения друг к другу;

 сформировать стремление быть всегда добрыми и уважительными;

 самостоятельно формулировать цели  своей деятельности;

  учить построению высказывания в устной форме;

  работать с разнообразной дополнительной литературой, извлекать необходимую информацию

Развивающие:

 развитие умений выделять главное в изучаемой теме;

  умения работать с дополнительной литературой;

 развитие мыслительных способностей обучающихся;

  развитие навыков коллективного труда и формирование качеств сильной личности.

 работать над развитием коммуникативных, творческих и социальных компетентностей;

 развивать познавательный интерес обучающихся

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию порядочности и взаимоуважения человека к человеку;
  • воспитывать у обучающихся нравственные и социально значимые качества личности;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.

 Тип урока: повторение  и обобщение изученного  материала

Вид урока: урок с элементами  игры

Используемые методы и технологии обучения: интерактивная игра «Поделись своим позитивом», использование видео, ассоциативная разминка метод «Мозговой штурм» , работа с тетрадью, творческая  работа, слово учителя, составление коллажа, работа с сайтом learningapps. org, игра, тесты, метод «Рефлексия».

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор

Ход урока

I.    Организационный момент.

 Обучающиеся садятся за парты, приветствуют учителя и друг друга. Учитель обращает внимание на доску , а на ней в классе висит QR-код, они сканируют его телефонами и потом садятся за парты

Эпиграф

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

                                                        Д. Голсуорси

1.Объявление темы и цели урока .

Знать ?

Уметь?

2.Работа с эпиграфом  и высказываниями к уроку.

Учитель

-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на этом уроке. Теперь посмотрите на меня.

-Я тоже желаю вам  работать дружно, слаженно и открыть что-то новое для себя.

ІІ. Актуализация опорных знаний

1.Знакомство с притчей.

Добрая воля

Притча

Когда Демиург сотворил первого человека из глины на гончарном круге, тот, естественно, получился полым внутри. Это был своеобразный сосуд, который нужно было чем-то наполнить. Но чем?

Как и всем живым существам на Земле, человеку надлежало быть богоподобным, поэтому на дно сосуда Творец вначале налил Доброй Воли, этой магической эссенции, позволяющей каждому жить ради общего блага всего сущего. Но также человеку надлежало отличаться от прочих творений, быть непохожим. Поразмыслив, Бог оставшееся место заполнил Личным Интересом: пусть человек сам привлечёт в собственную жизнь то, что ему нужно, и это выделит его среди остальных. Движимый Личным Интересом человек, скорее всего, пойдёт своим путём и сотворит немало ошибок. Но это не страшно: когда Личный Интерес постепенно выветрится из сосуда, начнёт проявляться Добрая Воля, и человек всё сможет исправить.

И заселили люди Землю, и стали плодиться и размножаться. И сотворили немало бед, движимые вначале только Личным Интересом. Но жаркий климат некоторых мест, а также сердечный жар некоторых из людей постепенно испаряют Личный Интерес из сосуда человеческого.

 Наверное, именно поэтому всё больше пророчеств, что человек в грядущие времена всё-таки сможет вернуться к своему изначальному богоподобию.

III. Мотивация учебной деятельности

1.Просмотр интерактивной книжки А.Платонова «Юшка»

2. Просмотр видео о А.Платонове «Юшка»

https://www.youtube.com/watch?v=nij2k13rhU8

IV. Повторение  и закрепление изученного материала.

1.Игра «Ответь на вопрос»

(Вопросы   выложены  хаотично  на  первой  парте.   Какой  вопрос вытянул обучающийся,  на тот и отвечает)

 Кем  работал  Юшка?

 Какую  работу  он  выполнял?

 Какое имя у Юшки?

 Где жил Юшка?

 От  кого  достался  Юшке  полушубок?

 Что Юшка одевал на ноги  зимой?

 Как  обижали  дети  Юшку?

 Во  что  верил  Юшка?

 Чем  упрекали  отцы  и  матери  своих  детей?

 За  что  били  Юшку  взрослые?

 Кто увидел, что Юшка умер?

 Как  звали  Юшку?

 Где училась девушка?

 В какой больнице работала  девушка?
7 рублей 60 копеек

  1 месяц

  100  рублей

  25  лет

  Половина  века

  40 лет

 Вон  Юшка  идёт! Вон Юшка!

   Чего вы, родные мои, чего вы  маленькие!..

   Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живёшь?

   Мне нельзя  помирать, и я  отцу твоему в кузне помогаю.

  Чего ты землю нашу топчешь, божье  чучело!  Хоть бы ты  помер, что ли, может, веселее  бы  стало без  тебя, а то я боюсь соскучиться…

2. Интерактивное высказывание « Я в маске»

Обучающиеся одевают маску  и высказывают свои мысли о добре и зле в рассказе «Юшка» А.Платонова и в жизни.

3.Игра  «Кто быстрее»

https://wordwall.net/ru/resource/1746268/%d0%b0%d0%bd%d0%b4%d1%80%d0%b5%d0%b9-%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d1%8e%d1%88%d0%ba%d0%b0

4.Выполнение  тестов

https://docs.google.com/forms/d/1hL0tcHOoyaSgXT0kAs4KA4zolErCznfEKeEovGLpQBE/edit?usp=drive_web

5.Работа  с  презентацией

https://sway.office.com/vdCwKePg7rLA88qw

6. Выполнение интерактивного упражнения

https://learningapps.org/display?v=pq011im7321

V. Подведение итога урока

Рефлексия

Оцениваю работу учащихся  на уроке, активность и т.д.

Приём «Зачем это…?

-Нужны ли  такие  нестандартные  уроки-игры ?

-Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

-Что вам понравилось и запомнилось на уроке?

-А на что мы мало обратили внимание?

VI. Домашние задание.

1.  Познакомиться   с биографией  писателя, составить план к ней.

2.  Подготовить интересные   факты  о   писателе.

Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)

Рассказ «Юшка» А. Платонова — это небольшое, но глубокое по смыслу произведение. Автор говорит с читателями о происхождении добра и зла и о присутствии этих противоположных понятий в обществе.

С помощью этого рассказа Платонов затрагивает и поднимает нравственные вопросы и проблемы, существующие в жизни общества. Отношения между людьми, людское равнодушие, травля, унижения, жестокость – все это писатель изображает на протяжении всего произведения.

Главным героем рассказа Платонова является Юшка, человек добрый, незлобивый, любящий людей и все живое, но живущий в злом и жестоком мире. На примере его жизни, отношения к нему людей и его смерти автор говорит о дефиците любви, добра, сострадания и милосердия в обществе.

Из истории написания

Рассказ «Юшка» А. Платонов написал в 1935 году, но опубликовали его лишь через тридцать лет, в 1966 г., уже после смерти автора. Долгое время тексты Платонова почти не издавались, потому что были запрещены.

В тот тяжелый для страны реакционный период, когда людей арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали, было трудно говорить о добре и сострадании. И образ милосердного, жалкого и малахольного персонажа, имеющего непривлекательную внешность, непринятого обществом, безропотно сносящего всякую жестокость, насмешки, издевательства, был не интересен и не нужен.

Но Платонов даже в то тяжелое время понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно должно быть настоящим, без кулаков.

Жанр и смысл названия рассказа

Произведение Платонова «Юшка» относится к реалистическому направлению в литературе, хотя некоторая обобщенность персонажей в рассказе указывает на его сходство с притчей.

В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.

«Юшка» – это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1. Жидкая похлебка. 2. Кровь.

В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.

Суть рассказа, характеристика главного героя

В рассказе «Юшка» повествуется о больном и состарившемся рано помощнике кузнеца Юшке. Портрет его внешности скорее отталкивающий, чем привлекательный. Автор рисует тщедушного, изнуренного мучившей его чахоткой, слабого человека. Ему 40 лет, а выглядел он, как старик. Он был не от мира сего, даже глаза у него не такие, как у всех, а белые, как у слепца.

Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей.

За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним. Юшку преследуют и бьют дети, обижают пьяные или озлобленные взрослые. Он это все безответно и безропотно сносит. В итоге герой погибает.

Темы и проблемы рассказа

В своем рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия в обществе. В произведении прослеживаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования.

Проблематика рассказа раскрывает противостояние добра и зла, людского равнодушия и озлобленности, а также автор затрагивает тяжелую и безрадостную жизнь людей, делавшую их такими, их безразличие и равнодушие.

В процессе этого противостояния добро погибает, но потом возрождается с появлением девушки-сироты, приемной дочери Юшки, которую он вырастил и выучил.

Рассказ А. Платонова «Юшка» учит нас быть милосердными, сострадательными, принимать людей со всеми их недостатками, быть толерантными друг к другу.

Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)

Рассказ А. Платонова «Юшка» — это попытка писателя поговорить о природе добра и зла. Писатель делает своим героем человека, искренне любящего людей и не признающего жестокости, и на его примере говорит о нехватке любви и милосердия, которые могли бы спасти мир. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Юшка» по плану, который поможет разобрать идеи и особенности этого небольшого, но глубокого произведения.

История создания

Рассказ «Юшка» был написан А. Платоновым в 1935 году, но вышел в свет только спустя тридцать лет, уже после смерти писателя — в 1966 году. Его работы почти не печатались, так как были признаны опасными для режима. Кроме того, этот период истории СССР признан реакционным: аресты, политические дела, трудовые лагеря — все это угнетало общество и печать. Казалось бы, зачем в такое время писать о милосердном, но жалком и малохольном герое, который жестокости может противопоставить только терпение? Этому городу нужен другой герой! Но нет, Платонов уже тогда, во времена мировых войн, эпидемий и катастроф, понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно без кулаков.

В 30-е годы автор пережил глубокую депрессию: многие его коллеги и друзья были арестованы, убиты или сидели без работы по призванию, потому что режим объявил им бойком. Все люди, неугодные партийной повестке дня, были вычеркнуты из жизни общества. Над семьей Климентовых (такова настоящая фамилия писателя) сгущались тучи. Уже после написания «Юшки» его сына посадят на 10 лет в лагеря, где он заболеет туберкулезом, а потом заразит им всю семью писателя. Вот так «хорошо» жилось людям при Сталине, которого сейчас принято ставить в пример…

К моменту написания текста А. Платонов был уже сформировавшимся писателем. Он работал в сферах журналистики, кино, сценарного дела, но в глубине души оставался философом. В своем рассказе он поднимает вопросы жестокости и милосердия, а также равенства людей и значимости каждого отдельного человека.

Жанр, направление

Традиционно «Юшку» А. Платонова относят к жанру рассказа и реалистическому направлению. Небольшое по объему произведение имеет одну сюжетную линию и раскрывает жизнь нескольких центральных персонажей.

В то же время неопределенность времени и места повествования, а также нравственные уроки, которые дает автор, позволяют говорить о притчевом характере текста. Каждый из героев представляет живой, но несколько обобщенный характер, характерный для притчи или назидательной истории.

Смысл названия

Почему рассказ был назван «Юшка»? В название рассказа вынесено имя центрального персонажа. Юшка – это уменьшительная форма имени, которая образовалось от южнорусского варианта имени Ефим. Из-за кротости и болезненности героя никто из окружающих и не думает называть этого человека Ефимом Дмитриевичем – они даже забывают, что таково настоящее имя Юшки.

Слово «юшка» в южнорусском диалекте также имеет значение жидкой похлебки, жидкости вообще и даже крови. Это делает имя героя говорящим. Со стороны он кажется мягким и бесформенным, как вода, но сравнение с кровью дает намек на тяжелый путь героя и те муки, которые ему предстоит вынести из-за людской жестокости.

Суть: о чем?

В центре рассказа «Юшка» оказывается больной и рано состарившийся помощник кузнеца, которого все называют Юшка. Своим внешним видом и привычками герой напоминает блаженного. Он получает жалованье, но ничего себе не покупает, все время носит одну и ту же одежду, а главное – как будто совсем не замечает зла окружающего мира.

Люди не любят и обижают Юшку. Дети, завидев этого странного человека, начинают дразниться и кидать в него комьями грязи. Взрослые, особенно если они чем-то расстроены или пьяны, свирепеют от его странности и кротости. Никто не понимает, почему Юшка не злится в ответ, почему лишь улыбается и радуется, словно один знает что-то важное и недоступное для остальных.

Это знание Юшки – его вера в то, что он нужен людям. Что они любят его, просто совсем не умеют правильно выразить свою любовь. Еще одна тайна помощника кузнеца открывается только после его смерти: есть осиротевшая девочка, которую он устраивает в семью, а затем отправляет учиться и тратит на это все свои сбережения. Отучившись на врача, девушка приезжает в город и узнает о смерти своего приемного отца, но все равно решает остаться, чтобы помогать людям.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа Юшка (мужчина 40 лет) на первый взгляд кажется стариком, но оказывается, что изнуренным и слабым он выглядит из-за мучившей его болезни. Особый акцент в портрете делается на глазах героя:

«Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».

Возможно, именно поэтому Юшка видит мир не таким, каким он является на самом деле: любит в нем все живое и совсем не замечает зла и агрессии. Когда Юшку очередной раз избивают на улице, дочь кузнеца замечает, что лучше бы ему умереть, чем жить такой жизнью, на что герой заявляет: «Меня, Даша, народ любит». Старик объясняет, что «сердце в людях бывает слепое», поэтому они не всегда могут правильно выразить свою любовь, однако он чувствует, что нужен людям, и не злится на них.

Подтверждением того, что герой проживает свою жизнь не напрасно, является приезд в город его приемной дочери. Оказывается, что тайно ото всех герой помогал оставшейся одной сироте: устроил ее сначала в семью, затем в школу с пансионом, каждый год навещал и привозил деньги. Девушка вырастает доброй и отзывчивой, она учится на врача и желает вылечить столько сделавшего для нее человека, но не успевает. И все же она остается в городе, устраивается в больницу для чахоточных и всю жизнь посвящает помощи людям, для которых навсегда становится «дочерью доброго Юшки».

Центральными в рассказе «Юшка» становятся темы жестокости и милосердия.

  1. Добро и зло. Люди не понимают и не принимают непохожего на них Юшку. Их приводит в негодование способность старика довольствоваться самыми простыми вещами, годами обходиться без чая и новой одежды, изо дня в день прилежно выполнять всю черновую работу в кузнице, выносить постоянные издевательства и при этом не злиться на жизнь, а любить ее. Людям становится просто и привычно вымещать свою агрессию на том, кто кажется другим, кто не может или не хочет им отвечать. Жестокость принимается ими за норму, и норма эта разбивается только с гибелью Юшки. Проститься с помощником кузнеца приходит весь народ, который не сразу, но понимает, как этот человек на самом деле был нужен.
  2. Еще одна важная тема рассказа «Юшка» – любовь к людям, к миру и всему живому. Юшка твердо уверен, что нужен людям. Эта вера позволяет старику улыбаться и радоваться в ответ на обидные крики детей или оскорбления прохожих. Он способен видеть и чувствовать красоту мира, но не выставляет это напоказ. Только раз в год, уйдя подальше от города и его суеты, этот человек мог наслаждаться благоуханием трав и лесов, целовать цветы, слушать пение птиц и на время забывать о своей тяжкой жизни и болезни. Тайно ото всех он помогал бедной сироте, из которой сумел вырастить такого же чуткого и доброго человека.
  3. Сострадание. Юшка умел сочувствовать людям и видел их боль, поэтому позволял им вымещать злобу. Также его отзывчивость выражается в самопожертвовании ради сироты. Он ограничивал себя во всем, зато помог девочке обрести профессию и выйти в люди.

Проблемы

Проблематика рассказа «Юшка» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. А. Платонов в своем рассказе затрагивает проблему вечного противостояния добра и зла. С одной стороны оказывается человеческая жесткость. Люди могут быть жестоки по своей натуре, но чаще их озлобляют тяжелые обстоятельства и испытания. Прохожие, которые обижают Юшку, обычно чем-то расстроены и единственный выход своей злобе видят в возможности выплеснуть ее на беззащитного человека. Как говорит сам Юшка, они «слепы сердцем» и просто не знают, что можно по-другому. С другой стороны противостояния – бескорыстное добро, которым отвечает людям главный герой повествования. Оно становится для автора символом истинной любви к людям и миру.
  2. Еще одна поднятая А. Платоновым проблема – равенство всех людей, каждый из которых приходит в этот мир со своей миссией. К большому сожалению автора, не все готовы понимать и принимать это равенство. Жизнь Юшки кажется окружающим недоразумением и трагедией. То, как он был нужен, горожане понимают только после его гибели.
  3. Непонимание. Люди не в состоянии понять того, кто хоть в чем-то отличается от них. Они готовы слепо осуждать Юшку, выдумывать небылицы, открыто оскорблять его, лишь бы оправдать слепоту своего сердца.

Основная идея

Нравственный смысл рассказа «Юшка» можно вывести из всего жизненного пути, который проходит герой. Его основной принцип – любовь и принятие людей со всеми их пороками и недостатками. Юшка остается кротким и добрым, когда его дразнят и бьют, потому что верит, что люди поступают так не из злобы, а по непониманию и неведению. Возможно, единственный раз он «осерчал в ответ», когда встреченный прохожий усомнился, что жизнь Юшки не пуста и для чего-то нужна. Вера Юшки проста и чиста, поэтому он с уверенностью заявляет:

«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…».

Почему после смерти Юшки всем стало хуже? Автор отмечает, что после ухода Юшки жизнь в городе меняется:

«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».

Добрый Юшка как будто служил все это время громоотводом для человеческой злости. Он безропотно принимал все обиды и оскорбления, потому что верил, что нужен и по-своему любим каждым из обидчиков. Такова главная мысль рассказа «Юшка». Без него люди начали выплескивать вся свою злобу и горечь друг на друга. Возможно, некоторые из горожан интуитивно поняли, какую ношу тащил на себе этот странный человек. Неспроста столяр извиняется за всех перед уже погибшим Юшкой, а проститься с героем собирается весь народ.

Чему учит?

Нравственные уроки, которые даются в рассказе «Юшка», оказываются созвучны основным библейским заповедям. Прежде всего, это утверждение бескорыстной любви к ближнему и мысль о том, что на насилие нельзя отвечать злом. Вся жизнь Юшки становится подтверждением этих истин. Он честно и прилежно работает, несмотря на тяжелую болезнь. Он любуется красотой и совершенством мира. Кроме того, Юшка отдает свою заботу и свои сбережения на содержание девочки-сироты. Он растит для мира доброго и отзывчивого человека. Автор учит нас ценить каждого человека, ведь судить окружающих и наклеивать им ценники мы не вправе.

Возможно, в неожиданном приезде его приемной дочери в город, в ее стремлении остаться и помогать людям – основной смысл всего рассказа. Человек волен не отвечать на зло, и тогда своим добром он даст жизнь новому добру. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Юшка».

Критика и художественные особенности

Рассказ написан А. Платоновым простым и понятным языком, в нем нет так много длинных описаний или рассуждений. Тем не менее, в отдельных емких чертах и деталях писателю удается передать трагизм судьбы своего героя и собственное отношение к происходящему. Писатель показывает, что Юшке удается не только смирять, принимая на себя, злобу других людей, но и продолжить свое дело, вырастив чуткую, отзывчивую девушку, готовую лечить людей и облегчать их страдания.

Исследователями отмечалась близость персонажа А. Платонова к образу Христа. Юшка уверен, что люди не злы, просто не умеют правильно выразить свою любовь, он как может облегчает их страдания и трагически гибнет, принимая на себя всю их злость и жестокость.

Простой и глубокий рассказ А. Платонова «Юшка» помогает задуматься о жестокости и милосердии, о равенстве людей и о силе, которую несет в мир добро.

Анализ «Юшка» Платонов

Анализ «Юшка» Платонов

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и чёрствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло важное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1935.

История создания – Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема – В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.

Композиция – Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени благодаря стремительному развитию событий.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определённые выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил публиковать произведения Платонова, считая их опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

для самых рациональных —

для самых компанейских —

для самых занятых —

Анализ рассказа «Юшка» следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале рассказа. А. Платонов создает детальный портрет героя: ему сорок лет, но выглядит он как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжёлой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, что весь свой заработок герой отдавал приёмной дочери, жившей в городе.

В деревне Ефима недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном Юшке злость, хотя он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил её: « Меня, Даша, народ любит! ». Поступки односельчан герой оправдывал со свойственным ему простодушием: « Сердце в людях бывает слепое ».

Судьба Юшки сложилась трагически: его походя, невзначай убил односельчанин. В деревню приехала приемная дочь Юшки. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Композиция

Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приёмной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.

Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Юшки».

Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ, В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов неразветвленная, 1–3 главных героя. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

  • Урок французского рассказ краткое содержание
  • Уроки выучены как пишется
  • Уроки второй мировой войны сочинение
  • Урок сочинение по роману обломов 10 класс
  • Урок сочинение по картине шишкина на севере диком 9 класс