Урок в 9 классе подготовка к сочинению по комедии горе от ума

Тема урока: обучение написанию сочинения на литературную тему. по комедии а.с. грибоедова горе от ума.цели урока: 1 образовательные:обучение написанию сочинения

Тема урока: Обучение написанию сочинения на литературную тему.

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Цели урока:

1) образовательные:

обучение написанию сочинения на литературную тему:

  • научить осмысливать выбранную тему, а затем последовательно, логично,    доказательно раскрыть ее в своей работе;
  •  научить учащихся составлять план;
  •  познакомить с требованиями к написанию сочинения.

2)  развивающие:

  • способствовать развитию навыков логического мышления;
  • способствовать овладению навыками анализа;
  • способствовать навыкам обобщения, подведения итогов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1) Анализ темы сочинения.

Учитель: Цель нашего урока —  научиться правильно писать сочинение на литературную тему. С чего начинать? С выбора  и анализа темы. Как это делать?

Анализировать тему можно двумя способами:

А) выделить ключевые слова (обычно их не более 1-3), раскрытию их и будет посвящено сочинение;

Б) переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.

Рассмотрим эти способы на примерах.

А) Предложена тема: «Чацкий как выразитель декабристских идей».

Какие здесь ключевые слова?

Ключевые слова – декабристские идеи, следовательно, в сочинении нужно будет доказать, что Чацкий выражает именно идеи декабристов, то есть сопоставить его взгляды с взглядами декабристов.

Б) Предложена такая тема «Барская Москва в комедии Грибоедова «Горе от ума».

— Переформулируем ее в следующие вопросы:

  • что значит «барская» Москва?
  • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то    есть принадлежит к фамусовскому обществу?
  • что характерно для всех этих героев?
  • что больше всего ими ценится в людях и почему?
  • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
  • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
  • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?

Эти же вопросы могут стать основой для плана сочинения (его основной части).

Запомните! Сочинение на литературную тему представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного литературного произведения. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении.

Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разоблачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИЛ. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения.

Учитель: Давайте попробуем перевести нашу творческую работу на язык математики и выстроим наше сочинение в форме доказательства теоремы.

Итак, что нам дано?

Дано: это тема сочинения.

Требуется доказать: это вступление к сочинению; в нем, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, формулируем тезис, который будем доказывать в своей работе.

Доказательство: основная часть, представляющая наши раздумья, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

— анализ конкретных литературных фактов;

— цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов: (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения, итоговый вывод из написанного.

2) Составление плана сочинения.

Учитель: План сочинения может быть простым и сложным, но так как произведение большое и темы достаточно серьезные, мы будем составлять план сложный. В общих чертах он выглядит так:

I. Вступление.

II. Основная часть.

1.

2.

а);

б).

3.

III. Заключение.

Учитель: Познакомьтесь с темами сочинений:

1. Спор поколений: вместе и врозь (по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

2. Образ Молчалина в комедии.

3. Образ Софии и его роль в комедии.

4. Чацкий и Репетилов – герой и пародия.

Выберите тему и составьте план (зачитываются 2-3 плана, обсуждаются).

3) Подбор материала для сочинения.

Учитель: Как уже было сказано, в основной части необходим анализ литературного материала и цитаты. Отбираем материал, который вам необходим для доказательства тезиса (сцены, эпизоды, диалоги, монологи). Отбираем цитаты, их не должно быть много (3-4), и они не должны быть длинными. Сокращайте, оставляя только самое необходимое. Помните правила цитирования!

4) Работа над сочинением.

Учитель: Теперь, когда вся предварительная работа проделана, мы можем приступать к написанию сочинения. Работаем сначала в черновиках, тщательно проверяем перед переписыванием в чистовик. Успехов вам!

Учащиеся работают с черновиками, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.

Домашнее задание: дописать сочинение.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Актуальность проекта определяется, во-первых, необходимостью прохождения государственной итоговой аттестации по русскому языку, где задание №9 представляет собой сочинение-рассуждение, а одна из тем по выбору (№9.3) предполагает опору на аргумент в том числе из художественной литературы.

Во-вторых, подготовкой к обучению на ступени среднего общего образования, если учащиеся вбирают этот путь продолжения обучения. В 11 классе им предстоит написание итогового сочинения, где аргументация строится с опорой на литературные произведения, а также ЕГЭ по русскому языку, где задание №27 представляет собой сочинение-рассуждение.

Современные подростки мало внимания уделяют чтению произведений из школьной программы. К сожалению, это следствие спада читательской грамотности, что отметили в международном исследовании качества образования PISA. Исследование проводится один раз в три года. По результатам 2018 года Россия потеряла свои позиции и упала на несколько строк в общем рейтинге стран (Таблица 1). Всего в исследовании приняли участие около 600 тысяч 15-летних учеников, из них 7608 россиян.

Место РФ среди стран-участниц исследования

Направление

2000

2003

2006

2009

2012

2015

2018

Естественнонаучная грамотность

26-29

20-30

33-38

38-40

34-38

30-34

30-37

Математическая грамотность

21-25

29-31

32-36

38-39

31-39

20-30

27-35

Читательская грамотность

27-29

32-34

37-40

41-43

38-42

19-30

26-36

Таблица 1

Поэтому актуальной остаётся проблема формирования мотивации учащихся к прочтению русской классики и изучению художественных текстов. Отсюда фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях произведений, биографиях писателей.

Ежегодный анализ результатов итогового сочинения отмечает трудности при построении логически связанных текстов, отход обучающихся от заданной темы, неудачное привлечение литературного материала, недостаточный объём сочинения.

Один из способов решения поставленных проблем – более активное вовлечение учащихся в процесс исследования литературного произведения, предложение им таких форм работы, которые позволяют получить ощутимый, материальный результат, продукт, которым можно пользоваться при дальнейшем обучении, то есть применение метода мини-проектов в образовательном процессе. Деятельность по созданию проекта эффективно способствует обучению навыку создания текстов на заданную тему на основе художественного произведения. Она также создаёт условия для совместного обсуждения и совершенствования работ учащихся, способствует формированию у каждого ученика собственного банка работ, на который можно опираться при подготовке к экзаменам.

В рамках предлагаемого проекта предпринимается попытка способствовать решению обозначенных проблем при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» через поэтапное создание сборника сочинений учащихся 9 класса «Дихотомические этюды», который по итогам проекта получит каждый ученик и сможет использовать для дальнейшей подготовки к экзаменам.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА — формирование у учащихся 9 класса навыка написания сочинения-рассуждения на поставленную тему и создание условий для формирования собственного банка работ на этапе завершения основного общего образования в рамках изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • в системе уроков по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» рассмотреть дихотомический характер текста (разработать и предложить учащимся ряд вопросов-помощников, помогающих раскрыть противоречия, содержащиеся в тексте комедии);
  • создать условия для получения навыков написания сочинения-рассуждения на заданную тему по комедии А.С. Грибоедова ЧЕРЕЗ:

— организацию творческих групп учащихся класса по созданию дихотомического этюда на заданную тему (в форме сочинения-рассуждения) и проведение коллоквиума, на котором учащиеся получат возможность представить и обсудить созданные этюды;

— создание сборника сочинений «Дихотомические этюды» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1) личностные:

  • способствовать развитию интереса подростков к классической литературе и мотивации к её чтению;
  • акцентировать внимание учащихся на «вечных конфликтах»: человека с самим собой (внутренние противоречия в характере, в чувствах. В поступках и действиях), с обществом, включая конфликт семейный поколений;
  • стимулировать творческую деятельность учащихся, способных к литературно-критической учебной деятельности

2) метапредметные

  • формирование навыка проектной деятельности на уроках;
  • развитие навыков коллективной деятельности при выполнении творческих заданий на уроке и при подготовке к нему

3) предметные

  • изучить биографию и текст комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с применением проблемного и проектного методов и групповых форм обучения;
  • реализовать проектную деятельность по созданию сборника «Дихотомических этюдов (миниатюр)» как наглядного пособия в подготовке к ГИА по итогам основного и среднего общего образования.
  • обучение сочинению — рассуждению в форме словесного этюда (миниатюры)

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

изучение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», на которое отводится 6 часов.

4. ТЕХНОЛОГИЯ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИХОТОМИЧЕСКИХ ЭТЮДОВ (МИНРИАТЮР)

В ходе 5 уроков подробно рассматривается жизнь и комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», её особенности и своеобразие жанра, система образов, язык, что является традиционно проверенным в изучении этого художественного произведения.

Проект предлагает взглянуть на комедию А.С. Грибоедова нетрадиционно, обратив внимание на противоположности, противопоставления в личности писателя и в его произведении, «дихотомический характер» комедии, что становится «ключом» к решению поставленных задач и, в конечном итоге, реализует указанную цель.

1 этап — система уроков

№ урока

Тема урока

Предметные задачи, решаемые на уроках

Этап урока и вопросы-помощники, указывающие на противоположности, противопоставления и готовящие базу для групповой работы и создания дихотомических этюдов

1

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно…» (А.С.Пушкин). Жизнь и творчество А.С. Грибоедова

1. Знакомство с основными событиями жизни писателя, с тайными моментами и спорными сторонами характера, чтобы составить впечатление о Грибоедове — живом человеке, любившем и ненавидевшем, трагически погибшем на служебном посту, в котором есть талант лингвиста и писателя, композитора и дипломата.

2. Слушание «Вальса-минора» Грибоедова.

3. Сопоставление событий жизни и творчества писателя с историей России и государства российского первой четверти XIX века.

Этап целеполагания урока и мотивации деятельности учеников на уроке:

  • В чём противоречивость личности А.С. Грибоедова, которая провоцировала конфликты с современниками?
  • На что надеялся и в чём разочаровался писатель?

2

«Мильон терзаний…» Образ Чацкого в комедии «Горе от ума». (Анализ эпизодов)

  1. Составление характеристики личности Чацкого, его жизненные ориентиры и ценности.

2. Выявление противоречий в характере героя и в восприятии его другими персонажами: ум и безумие, благородство и гордыня, любовь и бессердечие, забота о других и проявления эгоизма.

3. История создания образа Чацкого, его прототипы — исторические личности и литературные персонажи.

Этап изучения темы: момент подведения итогов выявления противоречий в характере героя и в восприятии его другими персонажами:

  • Почему не оправдались надежды Чацкого на возвращение в Москву? В чём его драма отверженного и одинокого?
  • Можно ли согласиться с А.Р. Кугелем (драматургом, критиком и режиссёром) в том, что эмоциональный и страстный в речах Чацкий — «холодный» человек?
  • Чацкий — победитель или побеждённый?

3

«Дома новы. Но предрассудки стары…» Фамусовская Москва в комедии. (Анализ эпизодов)

1. Система образов комедии, противостоящих Чацкому: составление таблицы «Портрет фамусовской Москвы» (Приложение 1)

2. Обобщение по теме «Фамусовская Москва: ценности, жизненные ориентиры, принципы и поведение». Противопоставление Чацкого с позиции конфликта поколений: «век нынешний» и «век минувший»

Этап изучения темы: момент анализа эпизода «Монолог Фамусова» и эпизодов с Софьей, Лизой Молчалиным, гостями:

  • Эмоции, которые вызывает Фамусов: негативные, вызывающие неприятие и определяющиеся улыбкой снисходительной симпатии?
  • Можно ли найти положительное, симпатичное или хотя бы просто вызывающее добрую улыбку в чертах представителей «фамусовского общества»? Что в них неприемлемого с точек зрения 19 века и нашего времени? Есть ли кто мог бы встать на сторону Чацкого?

4

«Герой не моего романа» Любовная линия в комедии.

(Анализ эпизодов)

1. Простодушие и жестокость Софьи в комедии.

2. Софья и Молчалин: причины её ошибки в любви.

3. Чацкий и Софья: причины разрыва.

4. Роль Лизы в раскрытии любовного конфликта.

Этап обобщения анализа эпизодов:

  • А.С.Пушкин считал, что образ Софьи «начертан неясно». Он прав? В чём загадочность и противоречивость образа?
  • Молчалин и Чацкий — «две стороны одной медали». Согласны?

5

Имеет ли право комедия называться бессмертной? («Горе от ума» сегодня, её актуальность в XXI веке.

  1. Новаторство для XIXв. и современность живого разговорного языка комедии. Речевые ситуации в применении сейчас «крылатых» фраз Грибоедова (например, «молчалины блаженствуют на свете»).

2. «Вечные» темы комедии в явлениях общественной и политической жизни, конфликтах и характерах, в именах героев, ставших нарицательными.

Этап подведения итогов, домашнего задания =

2 этап проекта:

1. Постановка вопроса для размышления и его пояснения в короткой реплике (письменно в виде 1-3 предложений) «Пьеса «Горе от ума» дихотомична: в ней сочетаются комическое и драматическое. Поясните, так ли это?»

2. Деление класса на 7 групп по 3-4 человека, и в соответствии со своей темой учащиеся каждой группы работают над небольшим сочинением-рассуждением, этюдом, раскрывающим одно из противоречий комедии.

3 этап до следующего урока — опережающая подготовительная работа групп:

В соответствии со своей темой учащиеся каждой группы работают над небольшим словесным этюдом (возможно театрализованным сценарием), раскрывающим одно из противоречий комедии.

7 тем сочинений дихотомического характера, содержащих в себе некое противоречие:

1. Я и другие (конфликт человека и общества);

2. Прошлое и будущее (конфликт поколений);

3. Я и моя тень (внутренний конфликт в человеке, борьба противоположностей в одном характере);

4. Надежды и разочарование;

5. Любовь и ненависть;

6. Разум и безумие;

7. Жизнь и существование.

4 этап — коллоквиум.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КОЛЛОКВИУМА

1. Проведение коллоквиума.

В ходе коллоквиума творческие группы представляют свои дихотомические этюды в соответствии с выбранными темами. После каждого выступления организуется обсуждение. В работу можно принимать правки, совершенствовать её.

2. Домашнее задание: подготовка материалов для сборника.

По итогам коллоквиума каждая творческая группа дорабатывает свой этюд и оформляет его в соответствии с едиными требованиями. К установленному сроку работы сдаются учителю.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭТЮДА

Текст создаётся в программе Microsoft Word, поля стандартные, шрифт Times New Roman – 14, объём – примерно 1 страница. Работы сдаются в печатном и электронном варианте.

5 этап создание сборника сочинений «Дихотомические этюды».

Работы творческих групп объединяются в сборник «Дихотомические этюды». Сборники оформляются в виде буклета с помощью стандартной программы Microsoft Publisher и распечатываются в количестве, соответствующем числу учащихся в классе. Примерный срок изготовления сборника — 2-3 дня. Каждый учащийся класса получает сборник и может использовать его для подготовки к экзаменам.

  1. РЕСУРСЫ

Временные:

— 6 часов литературы согласно календарно-тематическому планированию;

— 8-10 часов работы над сборником сочинений «Дихотомические этюды «.

Кадровые: учитель русского языка и литературы, при необходимости — технический специалист

Материально-технические:

— компьютер

— принтер

— проектор

— экран (интерактивная доска)

— бумага офисная

— установленная программа для создания брошюры (например, Microsoft Publisher)

Информационные:

— учебник

— технологические карты уроков

— распечатанные вопросы-помощники к каждому уроку

— список рекомендованной литературы:

  • Гордин А.С. Грибоедов в русской критике.
  • Белинский В.Г. «Горе от ума»
  • Гончаров И.А. «Мильон терзаний»
  • «А.С. Грибоедов в воспоминании современников»
  • Нечкина М.В. «А.С. Грибоедов и декабристы»
  • Попова О.И. Грибоедов – дипломат.
  • Орлов В.Н. «Грибоедов».
  • Петров С. «А.С. Грибоедов».

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

По итогам реализации проекта ожидаются следующие результаты:

— все учащиеся (100%) приняли участие в работе творческих групп и в создании сочинения-рассуждения (словесного этюда) на заданную тему;

— учащимися создано 7 сочинений на разные темы по материалам комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова;

— на основе этих работ создано не менее 25 экземпляров сборника «Дихотомические этюды», которые получили все учащиеся класса;

— пополнен собственный банк работ каждого учащегося.

7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект имеет практико-ориентированный характер и достаточно универсален в использовании. Проект может быть реализован в любой образовательной организации в 9 классе любым учителем литературы при изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Технология и общий механизм реализации проекта могут применяться и при изучении других произведений в других классах при соответствующей корректировке содержания.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. и др. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы
  2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. / Под ред. Коровиной В. Я. Литература. 9 класс. В 2-х ч.
  3. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы. 9 класс.
  4. Материалы Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования« http://www.centeroko.ru/
  5. Данные «Регионального информационно-аналитического центра оценки качества образования« по Владимирской области http://ceod.vladinfo.ru/.
  6. А. С. Грибоедов в русской критике: Сборник статей / [Сост., вступ. статья, с. III-XXXVI, и примеч. А. М. Гордина]. – М., 1958.
  7. Белинский В.Г. «Горе от ума» (https://ilibrary.ru/text/1007/p.1/index.html)
  8. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» (https://ilibrary.ru/text/1075/p.1/index.html)
  9. А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников — М., 1929.
  10. Нечкина М.В. А.С. Грибоедов и декабристы. — М., 1951.
  11. Попова О.И. Грибоедов – дипломат. — М., 1964.
  12. Орлов В.Н. Грибоедов — М., 1954.
  13. Петров С. А.С. Грибоедов — М., 1954.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица «Портрет фамусовской Москвы»

Полное имя персонажа, значение «говорящей фамилии

Само

Характеристика: особенности речи, поступки, манеры поведения

Характеристика другими персонажами

Авторская характеристика (ремарки)

Портрет (подбор изображений в соответствии с представлениями о внешности персонажа)

Павел Афанасьевич Фамусов

Софья

Алексей Молчалин

Лиза

Полковник Скалозуб

Горичи

Репетилов

Загорецкий

Хлёстова

….

Приложение 2

Проблемные вопросы и вопросы-помощники к системе уроков по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

(раздаются учащимся для более глубокого понимания комедии и подготовки итогового этюда)

К уроку 1. «Всё в нём было необыкновенно привлекательно…» (А.С. Пушкин). Жизнь и творчество Александра Сергеевича Грибоедова.

Вопросы-помощники:

1. В чём особенности личности Грибоедова?

2. Человеком какого поколения («старого» или «нового») можно считать писателя? Почему?

3. В чём противоречивость личности Грибоедова? Какие черты его личности провоцировали конфликты с современниками?

4. В чём трагедия любви Грибоедова и Нины Чавчавадзе?

5. На что надеялся писатель и в чём разочаровался?

К уроку 2. «Мильон терзаний». Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вопросы-помощники:

1. На что надеялся Чацкий, возвращаясь в Москву? Оправдались ли его надежды? Почему?

2. С чем связаны разочарования передовых людей эпохи декабристов? Можно ли сопоставить их с образом Чацкого?

3. В чём заключается драма Чацкого? Почему он одинок и отвергнут?

4. Критик, режиссёр и драматург А.Р. Кугель назвал Чацкого холодным человеком. Можно ли назвать холодным такого эмоционального и страстного в своих речах человека? Какие ещё противоречивые черты можно увидеть в характере Чацкого?

5. Чацкий — победитель или побеждённый?

К уроку 3. «Дома новы, но предрассудки стары…» Фамусовская Москва в в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вопросы-помощники:

1. Всегда ли образ Фамусова вызывает негативные эмоции? Чем симпатичен этот персонаж? Что в его речи и поведении вызывает улыбку?

2. Какие положительные черты можно найти в представителях «фамусовского общества»?

3. Какие черты персонажей «фамусовского общества» для вас неприемлемы? Почему?

4. Возможны ли характеры персонажей «фамусовского общества» в наше время? Изменилось бы отношение к этим людям, если бы они жили в наше время?

5. Есть ли среди представителей «фамусовского общества» персонажи, которые могли бы встать на сторону Чацкого?

К уроку 4. «Герой не моего романа». Любовная линия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Вопросы-помощники:

1. Прав ли А.С. Пушкин, который считал, что образ Софьи «начертан неясно»? В чём загадочность и противоречивость образа?

2. Достоин ли Молчалин любви Софьи? Почему она выбрала его?

3. От любви до ненависти один шаг: как изменилось отношение Софьи к Чацкому за три года его отсутствия? Как изменятся чувства Чацкого к Софье после финала комедии?

4. Можно ли сказать, что Молчалин и Чацкий — две стороны одной медали?

5. А.М. Баженов так высказывался о Лизе: «Подыгрывая свету внешне, она не принимает его философию в своё сердце». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свою позицию.

К уроку 5. «Горе от ума» сегодня: актуальность комедии в XXI веке.

Вопросы-помощники:

1. Фамилии каких персонажей комедии стали нарицательными? Употребляются ли они в современном языке? В каких случаях?

2. Имеет ли комедия право называться бессмертной? Почему?

3. Приведите пример нашего современника, который сопоставим с образом Чацкого? Объясните.

4. Чацкий в комедии дал такую характеристику современного ему обществу: «молчалины блаженствуют на свете». Актуально ли это для наших дней? Почему?

5. Пьеса «Горе от ума» сама по себе дихотомична: в ней сочетаются комическое и драматическое. Так ли это? Поясните.

Конспект урока по литературе в 9классе на тему «Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

Цели: 1)тезисная работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний»,

повторение одного из монологов Чацкого, заключительных явлений 4-го

действия, остановиться на характеристиках героев, отметить значение комедии и

всю значимость личности А.С.Грибоедова;

2)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;

3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.

Оборудование : 1)статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;

2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

3)альбом – фотовыставка «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»;

4)портрет поэта;

5)иллюстрации к комедии П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой;

6)книга Ю.Тынянова «Смерть Вазир – Мухтара»;

7)А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум».

Эпиграф урока:

Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и

вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)

Ход урока.

1.Оргмомент.

Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»

2. Повторение.

1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.

2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.

3) работа над языком комедии.

А) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:

«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».

Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.

3.Закрепление.

1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул?

Ответ:

  1. Судьба комедии.

  2. Её сценическая судьба.

  3. Комедия нравов.

  4. Образ Чацкого.

  5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи.

  6. Комедия московского света.

  7. «Мильон терзаний».

  8. Софья – Молчалин.

  9. Драма Софьи.

  10. Крушение надежд Фамусова.

  11. Онегин – Печорин – Чацкий.

  12. Кто Чацкий – победитель, жертва?

2) Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.

1. «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».

2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.

3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».

4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?

«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».

Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.

«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».

3) Представители фамусовской Москвы.

1. Образ Софьи.

А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.

Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.

«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.

Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! — итак вся ночь проходит!»

Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».

«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

2. Образ Фамусова.

А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.

Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.

В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.

«Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» — и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».

3. Образ Молчалина.

А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.

4) Викторина по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.

Кто это? Чьи реплики?

  1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как…!»

  2. «…Бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!…»

  3. «Уступчив, скромен тих, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…»

  4. «И золотой мешок, и метит в генералы».

  5. «С храбростью его, с талантом, когда бы службу продолжал, конечно, был бы он московским комендантом…»

  6. «Человек он светский, отъявленный мошенник, плут…»

  7. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил»

  8. «»Лицо святейшей богомолки!..»

  9. «Весёлое созданье ты! Живое!»

Подведение итогов.

Вопрос.

Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?

Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.

Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.

Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»

Вопрос –задание.

Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.

  1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»

  2. «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».

Домашнее задание: подготовиться к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Формы и средства контроля на уроках литературы в 9 классе

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения по «Слову о полку Игореве»

Тема сочинения: «Образ русской земли в «Слове о полку «Игореве»

План сочинения

1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:

А) история создания произведения, цель написания;

Б) летописная основа «Слова…»

2. Образ Руси на страницах «Слова…»:

А) Роль природных явлений в произведении;

Б) использование олицетворений в тексте;

В) образы русских князей;

Г) фольклорные мотивы в произведении;

Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»;

Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции;

Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения;

3. Основная идея «Слова о полку Игореве» — призыв к объединению русских князей.

Тестирование по теме «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова.

«Горе от ума».

Вариант 1.

1. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

А) Скалозуба,   Б) Молчалина,    В) Чацкого,   Г) Софью.

2-9. Каждый образ комедии отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите действующих лиц комедии и образцы речи:

2. «Подписано, так с плеч долой»

А) Софья,

Б) Чацкий,

В) Молчалин,

Г) Фамусов,

Д) Горич,

Е) Скалозуб,

Ж) Репетилов.

3. «…Чтобы чины давать — есть многие                        каналы».
4. «А наши старички? Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, спаси нас Боже! Нет. А придерутся к сему, тому, а чаще ни к чему, поспорят, пошумят, и… разойдутся».
5. «Он слова умного не выговорил сроду».
6. «Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед».                                        
7. «От скуки будешь ты свистеть одно и то же».
8. «Да умный человек не может быть не плутом».
9. «Что мне молва?»

10. Афоризм – это:

А) Художественное обоснование поступков героев.

Б) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

В) Часть лексики, слова и обороты, употребляющиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

11-15. Анализируя речевую характеристику героев комедии «Горе от ума», определите, какие «слова и словечки» соответствуют персонажам А. С. Грибоедова:

11. Раболепство, предрассудки, к свободной жизни, дым отечества.

А) Лиза

Б) Чацкий

В) Молчалин

Г) Хлестова

Д) Скалозуб

12. Треснулся, опрометью, обморочить, дал маху,                                                    
фельдфебель, ушибена.
13. Два-с; по-прежнему-с; простите, ради Бога; личико, ангельчик.
14. Минула, покудова, кличут, започивала, доложусь, мне-с.                                   
15. Тащиться, час битый, за уши дирала, пора перебеситься.                                 

Вариант 2.

1. Кто сказал о Грибоедове: «По духу времени и вкусу он ненавидел слово раб».

А) Сказал о себе сам Грибоедов; Б) Николай Гнедич;    В) А. С. Пушкин.     

2. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы»:

А) Виссарион Белинский;

Б) Иван Андреевич Крылов, 

В) Апполон Григорьев.

3. Кто и о ком говорит в комедии «Горе от ума»: «И золотой мешок, и метит в генералы»; «Он слова умного не выговорил сроду»; «Созвездие маневров и мазурки»:

А) Лиза, Софья, Чацкий – о Скалозубе;

Б) Чацкий, Лиза, Софья – о Молчалине;

В) Софья, Лиза, Чацкий – о Репетилове.

4. Кто и с кем в разговоре говорит о себе?

                              Когда в делах, я от веселий прячусь,

                              Когда дурачиться: дурачусь;

                              А смешивать два этих ремесла

                              Есть тьма искусников, я не из их числа.

А) Чацкий в разговоре с Молчалиным;

Б) Репетилов в разговоре с Чацким;

В) Скалозуб в разговоре с Фамусовым.

5 — 7. Кто в комедии «Горе от ума» даёт такую характеристику Чацкому:

5. «Он малый с головой; / И славно пишет, переводит»

А) Фамусов

Б) Софья

В) Лиза

6. «Он славно пересмеять умеет всех»
7. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, / как Александр Андреич Чацкий?»

8. В кого влюблена Лиза?

А) в Молчалина; Б) в Фамусова; В) в Чацкого; Г) в Петрушку.

9. Софья рассказывает отцу сон, чтобы:

А) отвлечь внимание; Б) разжалобить Фамусова;                             

В) признаться в своих чувствах Молчалину.

10. Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы, оставив влюблённую в него Софью?

А) скука;                                                 Б) ссылка;       

 В) несчастная, безответная любовь;   Г) болезнь.

11. Сколько времени служит Молчалин у Фамусова?

А) год;   Б) три года;  В) пять лет; Г) десять лет.

12. В каком году комедия «Горе от ума» была напечатана?

А) 1824;           Б) 1825;           В) 1829;           Г) 1833.

13. Композиция – это:

А) Эпизод литературного произведения.

Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.

В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

Г) Столкновение, противоборство персонажей.

14. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

А) комедия;               Б) трагедия;        В) трагикомедия.

15. Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

А) Д. И. Писарев.  Б) В. Г. Белинский. В) И. А. Гончаров.

Вариант 3.

1. Кто сказал о комедии «Горе от ума»: «О стихах не говорю: половина должна войти в пословицу»:

А) В. Белинский; Б) И. А. Крылов      В) А.С. Пушкин

2. Кого считает хорошим женихом для Софьи Фамусов?

А) образованного человека, который «славно пишет, переводит»;

Б) «…если наберется /Душ тысячи две родовых…»;

В) человек, которого «способностями Бог не наградил», но «Дал сердце доброе…»;

Г) молодой человек «враг исканий…».

3. Кому из героев комедии принадлежат слова о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

А) Софье; Б) Фамусову; В) Лизе;  Г) Чацкому.

4. Сколько лет Софье?

А) 16;   Б) 18;  В) 20;  Г) 17; Д) 23.

5. Чей это портрет?

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Все кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!…

А) Хлестовой; Б) княжны Марьи Алексеевны; В) Хрюминой; Г) арапки.

6. В комедии 2 героя-резонера: 1-й – Чацкий, 2-й — ?

А) Фамусов; Б) Молчалин; В) Софья; Г) Лиза.

7. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую;    Б) социальную;   В) семейно-бытовую;                   Г) политическую;                             Д) совокупность разновидностей.

8. Молчалина звали:

А) Павел Афанасьевич;   Б) Александр Андреевич;                     

В) Кузьма Петрович;         Г) Платон Михайлович;  

Д) Алексей Степанович.

9. Кому в комедии «спится» от русских книг?

А) Хлёстовой;      Б) Скалозубу;     В) Фамусову; 

Г) Молчалину;     Д) Хрюминой.

10-15. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии.

10. Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова

А) главные герои

Б) второстепенные

В) эпизодические

Г) образ-пародия

Д) внесценические персонажи

Е) герои, необходимые для связи сценического действия

11. князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
12. Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
13. Г.D. – Г.N.
14. Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич
15. Репетилов

Ответы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
В1 В Г Д Г А Б Д Ж А Б Б Д В А Г
В2 А В А А А Б В Г А А Б Г Б А В
В3 В Б В Г Г Г Д Д В В Д А Е Б Г

 Оценки: 14-15 б. – «5», 11-13 б. – «4», 8-10 б. – «3», 1-7 б. – «2».

Уроки 27-28. Р/Р Подготовка к написанию и написание сочинения по комедии «Горе от ума»

Темы сочинений

1. Основной конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

2. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения начала 19 века.

3. Женские образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Фамусовское общество в изображении А.С. Грибоедова.

Элементы дома

А. С. Грибоедов дает довольно обширное описание дома Фамусова. Особняк имеет два этажа.

В доме есть гостиная. Справа от нее расположена спальня Софьи Фамусовой. На дворянский достаток указывает наличие в спальне Софии фортопияно и флейты.

В доме есть парадные сени. Из второго жилья к большой лестнице примыкают побочные из антресолей. Справа находится выход на крыльцо и швейцарская ложа.

Слева же располагается комната Молчалина. Получается, что Молчалин, работающий на Фамусова, живет в этом же доме, что позволяет ему «идти в комнату и попасть в другую», то есть без особых проблем посещать Софью, которая в него влюблена.

В доме также есть колона, за которой Чацкий прячется во время объяснений между Софьей и Молчалиным.

Размеры дома

Когда в дом Фамусовых начинают собираться гости, слуги начинают «суетиться», доставать «столы для карт, мел, щетки и свечи».

В авторской ремарке о. Все двери открыты, закрыта только спальня Софьи. О том, что количество комнат в доме Фамусовых большое, говорит то, что в сценах гости «кочуют из комнаты в комнату».

О том, что фамусовский дом больших размеров, говорит и то, что в нем есть место для того, чтобы гости могли «в вальсе кружиться с величайшим усердием».

Данные цитаты, которые свидетельствуют об огромных размерах дома, о наличии комнат для гостей, танцевальной комнаты, комнат со столами для игры в карты, говорят о жизни обителей фамусовского дома. Павел Афанасьевич как типичный представитель дворянского общества постоянно приглашает гостей, праздно проводит свое время. В доме часто даются балы, гости танцуют и весело проводят свое время за играми в карты. Кроме того, Фамусов уделяет большое внимание сытным приемам пищи. Конечно, званые вечера для представителей дворянского общества не обходятся без сплетен.

Все это говорит о том, что дом Фамусова – скопление таких явлений, как лицемерие, чинопочитание и праздность.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дом Фамусова («Горе от ума»)», рассмотрит, где расположен фамусовский особняк, какого он размера и из каких элементов он состоит.

Конспект урока по литературе «»Анализ 1 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

Тема урока: «Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Цели урока:

— прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;

— сформировать первоначальные представления о конфликте,

— продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Ход урока

СЛАЙД 1. Запись темы урока.

I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии. СЛАЙД 2

Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.

— А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?

— Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?

У произведения была сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.

Существует несколько версий истории создания комедии (кликаю на СЛАЙДЕ 2):

1. Лучший друг А.С.Грибоедова С.Н.Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»

2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.

3. Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»

Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов уехал в Петербург в надежде напечатать комедию. Он знал, что московская цензура её не пропустит. В Петербурге же у него было много влиятельных знакомых, часть из которых находилась с драматургом в родственных отношениях. Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем I, с генерал-губернатором Петербурга М.А. Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить её на сцене драматургу не удалось. Тогда же в департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А.Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год). В другом письме он же напишет: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».

Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности А.С.Грибоедова.

В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».

II Повторение понятия «комедия классицизма».

(Работа в тетрадях)
СЛАЙД 3
— Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?

(Комедия- одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

— К какому стилю относили комедию классицисты?

(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)

— Каковы особенности классицистической комедии? СЛАЙД 4

(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан — добродетель торжествует.)

— Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?

(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма — борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)

— Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия? СЛАЙД 5

(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)

Составление таблицы

Правила трех единств:

— Единство времени (действие происходит в течение одних суток).

— Единство места (действие происходит в доме Фамусова).

— Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударе­ние, сохраняя разговорную форму слова.

III. Анализ списка действующих лиц. СЛАЙДЫ 6-7.

Говорящие фамилии

Фамусов(от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.

Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».

Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.

Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.

— Почему?!

Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Слайд 8

Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.

СЛАЙДЫ 9-11

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».

Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?

IV. Анализ I действия комедии. СЛАЙД 12.

— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?

( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).

— Какая интрига завязывается в самом начале?

(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.) СЛАЙДЫ 13-14

.

— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.

(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается — и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»)

— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?

( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)

— Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно – «герой сна», рассказанного ею (и в этом — свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?

(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.

Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина… Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он жи­вет. И меры предосторожности сво­дятся к тому, что он всех распе­кает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.

— В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? СЛАЙДЫ 15-16

(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)

— Что заставило Чацкого уехать из Москвы?

(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.

Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им нечем питаться. И Чацкий «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)

— Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)

— Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?

— Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?

— Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?

(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)

— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?

— Проявился ли конфликт в 8 — 10 явлении, между кем, какой он носит характер?

( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма — единство действия, так как в 8 — 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)

Какова роль I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

V. Подведение итогов.

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

Домашнее задание.

1. Прочитать II действие.

2. Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».

3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»

Правила трех единств:

— Единство времени

(——————————————————————).

— Единство места

(——————————————————————).

— Единство действия

(——————————————————————

—————————————————————— )

2 конфликта:

Любовный и общественный.

Финал открытый

(в классицизме порок всегда наказан):

  • Как сложится судьба Софьи?
  • Чацкий – победитель или побеждённый?

Композиционный принцип:

4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.

Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »

Типизация характеров (как в жизни).

Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).

* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:

Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.

Романтизм

: главный герой –
Правила трех единств:
— Единство времени

(——————————————————————).

— Единство места

(——————————————————————).

— Единство действия

(——————————————————————

—————————————————————— )

2 конфликта:

Любовный и общественный.

Финал открытый

(в классицизме порок всегда наказан):

  • Как сложится судьба Софьи?
  • Чацкий – победитель или побеждённый?

Композиционный принцип:

4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.

Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.

Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »

Типизация характеров (как в жизни).

Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).

* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:

Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.

Романтизм

: главный герой –

  • Урок бежин луг роль картин природы в рассказе бежин луг
  • Урок в 5 классе царевна лягушка поэтика волшебной сказки
  • Урок в 5 классе пушкин сказка о мертвой царевне по фгос
  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях события и герои
  • Урок в 6 классе подготовка к сочинению по роману дубровский