Урок в 7 классе выборочное изложение по рассказу шолохова судьба человека

Раздел русский язык и русская литература класс 7 класс тип конспекты автор танкова а.н. дата 14.12.2015 формат docx изображения нет
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет

Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе

Тема: Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»

Цель: Выбрать материал на одну из тем — «Портрет мальчика и мужчины», «Отец»,«Сын»

Озаглавить изложение. Подчеркнуть причастия.

Оборудование: Тексты, портреты М.А.Шолохова, С.Ф.Бондарчука, фонохрестоматия.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  1. О писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.

11 января 2002 года страна отмечала его столетие. Уже в то время начали создавать Шолоховскую энциклопедию. Президентом фонда была избрана Зинаида Кириенко, народная артистка России, лауреат Госпремии. Её творческая биография переплетается с экранизацией «Тихого Дона» и «Судьбы человека».

М.А.Шолохов (1905 — 1984гг.)

На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых станиц. В ней почти всю свою жизнь и провёл М.А.Шолохов.

Веками Донская земля была пристанищем вольнолюбивых людей. Ф.Абрамов, русский писатель пишет о нём: «По густоте замеса жизни, по накалу и ярости людских страстей, по языческой щедрой живописности слова Шолохов не знает себе равных в русской литературе. Да, может быть, и в мировой. В искусстве XX века он взмыл как Василий Блаженный, и мир ахнул от восторга и изумления.»

«Степной орлик» — так определил Серафимович внешность писателя: «чеканное лицо, быстрые движения, яркие глаза.» Таков он на портретах.

В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались — были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.

Слово о Сергее Фёдоровиче Бондарчуке. Этим сентябрём ему исполнилось бы 90 лет. Лучшего фильма по роману — эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», чем в постановке С.Ф.Бондарчука нет! В 1968 году он получил «Оскара» за лучший фильм. И если бы у него не было других работ, этого было бы достаточно, чтобы имя С.Ф.Бондарчука было навсегда вписано в историю отечественного кино. Творческая биография Сергея Фёдоровича изобилует событиями, к которым применима превосходная степень. 32 — летний актёр, прошедший до вгиковской скамьи войну, стал в одночасье лауреатом Сталинской премии и , минуя все промежуточные звенья, народным артистом СССР.

Широко известна Дебютная для постановщика «Судьба человека»; стала первой советской картиной, принёсшей госбюджету весомые финансовые поступления, во много раз превышающие стоимость съёмок.

Лев Гумилёв, выдающийся русский учёный, говорил, что в таких людях наличествует необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, причём цель дороже собственной жизни. Гумилёв называл таких людей ПАССИОНАРИЯМИ. Сергей Фёдорович Бондарчук — пассионарий.

  1. Знакомство с текстом.

Прослушивание фонохрестоматии. Учащиеся самостоятельно читают текст (упр.130) вполголоса, карандашом выделяя ключевые фразы.

  1. Беседа по тексту.

— Какое впечатлениек произвёл на вас текст?

— Чем интересно его содержание?

— Какова тема текста?

— Каково построение текста? Сколько в нём частей?

— Назовите микротемы.

— Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?

— Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)

— Объясните слова, помеченные звёздочкой.

  1. Чтение задания на с.62.

— Что означает термин выборочное изложение?

— Какую работу нам предстоит выполнить?

— Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).

  1. Составление плана.

  1. Первое впечатление.

  2. Внешность (лицо, одежда и т.д.)

  3. Характерные действия.

— Сколько абзацев у вас получится?

— Каково первое впечатление от героев отрывка?

— Что вы напишите в первом абзаце?

— Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?

— Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?

Каким пунктам нашего плана это соответствует?

— Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)

«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» — Как называется такой приём? (сравнение)

— Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины — чёрствая»? — Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)

— «Белёсые брови» — какого они цвета?

— Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?

— Придумайте и запишите заголовок к тексту.

  1. Чтение текста ещё раз.

Написание изложения. (используя причастия).

Танкова А.Н. учитель русского языка и

литературы.

  • Краткие содержания
  • Шолохов
  • Судьба человека

Рассказ начинается на Верхнем Доне, после войны. По переправе через реку Еланку вместе с шофером перебирается мужчина и остается один, так как шофер вновь уплывает, обещая вернуться через два часа. Оставшись один, он решает перекурить, в этот момент к нему подходит мужчина с мальчиком, между ними завязывается разговор. Постепенно начинает вырисовываться история жизни нового знакомого — Андрея Соколова.

До войны Андрей, еще совсем молодым юношей уехал зарабатывать деньги на Кубань, в стране были тяжелые и голодное время. Его отцу, матери и сестре не удалось его пережить, все они умерли от голода. Вернувшись домой, он продал все имеющееся у него имущество и женился на девушке-сироте Ирине. Андрей хвалился своей супругой, та была для него буквально идеалом во всем. Любила его сильно, была послушна и не затевала скандалов. Они друг друга уважали и жили в согласии.

Семья обустраивалась, жили они в достатке, вскоре у них родилось две дочки. Андрей устроился на работу шофером. Так в мире и покое прошло десять лет его жизни, пока неожиданно не началась война. Соколова призвали на фронт, с тяжелым сердцем и не менее тяжелым расставанием он отправился воевать.

На фронте Андрей также был водителем. Однако воевал он недолго. При перевозе боеприпасов в горячую точку его подорвали, и он оказался в плену. Защищая командиров и коммунистов, ему пришлось убить предателя, который собирался их выдать.

Всех пленных распределили по лагерям и Соколов оказался в каменном карьере, там он вместе с остальными пленными вручную дробил камень, погибало много людей и Андрей недовольный этим кидал колкие замечания в сторону немцев. За это его хотели расстрелять, однако, благодаря проявленной им смелости, те прониклись уважением к Соколову и отпустили.

Вскоре ему удалось бежать. К сожалению, после лечения, он узнал, что его жена и дочка давно погибли, а оставшийся в живых сын на фронте. От их общего дома осталась только яма. В тот же день, как побывал возле своего разрушенного дома, Соколов отправился обратно на службу. Его единственной радостью и надеждой стал сын Анатолий, они переписывались и Соколов узнал, что тот успел стать командиром дивизии и получить множество наград. Девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года, мужчина узнал, что Анатолия подстрелили прямо в День Победы. Ему мечты и надежды в тот же миг были разрушены.

После войны, Соколов уже не вернулся в Воронеж, уехал к другу и там зажил. Работал водителем и встретил мальчика-сироту Ваню. Очень прикипел к нему душой и через некоторое время усыновил.

Рассказ показывает нам, как война может ломать людей и насколько тяжело сохранить свою личность и остаться собой в ее условиях. Но если человек силен духовно, то он всегда сможет найти для себя надежду.

Читать подробнее краткое содержание Судьба человека Шолохова

Шел первый год после войны, весна тогда была стремительной, снег сходил моментально, быстро превращаясь в воду. Именно в эту пору автор пытался перебраться на бричке в станицу Букановскую. Несмотря на то, что путь их был недалеким, всего 6 километров, из-за непроходимой грязи дорога была очень долгой и трудной. Речка, летом неглубокая и узкая, стала очень полноводной, и переехать ее было невозможно.

Пока автор со своим провожатым думал, как им добраться на другой берег, рядом появился какой-то водитель, нашлась лодка, на которой автор и водитель благополучно добираются на другой берег. Водитель пообещал вернуться через несколько часов и отвезти автора до места назначения. Рассказчик сел и хотел было закурить, но все его сигареты промокли, так сидел он в гордом и скучном одиночестве, пока к нему не подошел человек с маленьким ребенком. Он заговорил с автором, предложил свои сигареты и сказал, что он шофер, предположив, что и автор тоже работал шофером. Автор соврал, что так и есть. Собеседник начал свое повествование, а рассказчик слушал и, из чувства стыда за сказанную неправду, пытался ничего не говорить о себе.

Мужчина представился Андреем Соколовым. Начал он свое повествование еще со своих детских лет. Родился в 1900 году в Воронежской губернии. Были у него и мать, и отец, да младшая сестренка. Во времена гражданских войн и смены правительства по всей стране разразился голод и разруха, поэтому молодой Андрей уехал на заработки на Кубань. Позднее он узнал, что вся его семья умерла от голода в 22 году. Остался сиротой. Сначала он работал плотником, потом на заводе слесарем, а женился тоже на сироте, Ирине.

Жена была очень спокойной, всегда приветливой, пыталась во всем угодить мужу, отдавала ему все самое лучшее и никогда не злилась, когда тот приходил с работы уставшим и в дурном расположении духа. Андрею было даже стыдно за свое плохое настроение, и он часто извинялся перед ней. Жили они дружно, а впоследствии у них родился сын Алексей и две дочери, Настя и Оля. В 1929 году Андрей получил шоферскую книжку и начал работать шофером. Через 12 лет такой спокойной жизни пришла война. Андрей ушел на фронт, где тоже служил шофером, перевозил раненых, провизию и боеприпасы. Ранен он был дважды.

В 1942 году у Андрея было задание перевезти боеприпасы, под Лозовеньками. Выполнить эту миссию ему не удалось, рядом с его грузовиком разорвался снаряд, он потерял сознание, а когда очнулся, оказался уже в тылу врага. Немцы захватили территорию. Сначала Андрей решил притвориться мертвым, но когда поднял голову, чтобы посмотреть, есть ли кто, увидел 6 немецких солдат, решил встать и умереть как мужик, но те не стали его убивать, сняли сапоги, заставив идти на запад. По пути он встретил колонну пленных, большая часть которых служили в его дивизии. Он пошел с ними. Всех вели в западную сторону, а на ночь расположили их в старой церкви.

Ночью было двое убитых, одного Андрей задушил лично, это был предатель, он хотел сдать врагам взводного, который был коммунистом. Фамилия предателя была Крыжнев. Второго застрелили немцы, — человек был верующим и отказывался справлять нужду в помещении церкви. Кто-то из пленных, кто представился доктором, вправил Андрею руку, которую он выбил во время аварии. Наутро этого человека расстреляли, и остальных, похожих на евреев тоже. Коммунистов и командиров никто предавать не стал, поэтому те остались живыми.

Андрей работал на каменном карьере в Дрездене. Там они ежедневно рабски трудились и практически ничего не ели. Однажды он пошутил по этому поводу, и его сразу кто-то сдал. Так он попал к немецкому командиру Мюллеру, который отлично знал русский язык. Мюллер сказал, что непременно убьет Андрея, тот не боялся смерти. Тогда командир налил Андрею стакан алкогольного напитка, положил сало и хлеб, предложив выпить за победу германской армии. Андрей не стал. Тогда тот предложил выпить за его собственную смерть, Андрей выпил, но к еде не притронулся. Немец спросил, — почему? «После первой не закусываю» — ответил Андрей. Немец налил ему второй стакан, все повторилось. Андрей решил, что хоть напьется перед смертью, но еды не тронул. Немцы смеялись, подобрели. Налили третий стакан, Андрей откусил маленький кусочек хлеба, чтобы доказать, что те не превратили его в животное, и даже при смерти они не сломят его дух.

Андрея отпустили, назвав настоящим солдатом. У немцев был праздник, армия радовалась взятию Сталинграда, а потому стрелять его не стали. Командир дал Андрею в награду еду, хлеб и сало, Соколов разделил их между пленниками.

Где только не работал и не бывал Андрей во время своего плена, а в 1944 году его поставили работать шофером, он возил майора, служившего инженером. Приказано было ехать в Тросницы, проектировать укрепления. По пути Соколов оглушает немецкого офицера и во весь опор несется в сторону фронта, туда, где все стреляет. Немцы били снарядами сзади, русские стреляли в лобовое стекло, но Андрей остался живым. Добрался до своей территории, упал, заплакал и долго целовал землю.

Андрею дали месяц отпуска, он написал семье, ему ответил сосед, — семья убита, снаряд попал в дом. Погибли все, кроме сына, который тоже теперь воюет. Спустя три месяца Андрей находит сына и узнает, что тот успешно прошел обучение в Артиллерийском училище и дослужился до звания капитана. Он руководил батареей «сорокопяток», заслужил 6 орденов. Гордость отца, сын Андрея, был убит выстрелом снайпера в день великой победы, 9 мая 1945 года.

После войны отправился в Урюпинск, работал шофером, его сослуживец с бездетной женой приютили Андрея. У чайной встретил мальчишку сироту, сказал ему, что он его отец, ребенок обрадовался, — так Андрей усыновил маленького Ваню. Неосторожно сбил корову на грузовике, — та осталась живой и невредимой, но шоферскую книжку у него отобрали. Решил перебраться сюда, в Кашарский район, куда его также пригласил сослуживец, пообещав, что Андрей через полгода получит новую шоферскую книжку и возможность снова работать шофером.

Так, подытожил Андрей, они сюда с ребенком и пришли. Он все равно долго не смог бы на одном месте. Радует его сейчас только маленький сорванец, но все чаще он чувствует в груди ноющую боль и все чаще видит во снах тех, кого потерял. Боится, что умрет, оставив мальчишку одного. Собеседники попрощались, автору они стали родными, близкими до боли. И когда мальчишка обернулся и помахал ему рукой, рассказчик отвернулся, боясь показать ребенку свои слезы.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания рассказа. Особенности композиции

Более 10 лет Шолохов обдумывал идею «Судьбы человека», основанной на реальных событиях. История, которая легла в основу сюжета, была рассказана ему весной 1946 г. у речной переправы незнакомым мужчиной, присевшим рядом с автором отдохнуть вместе с маленьким мальчиком. Написанный за восемь дней рассказ был опубликован в двух номерах газеты «Правда» (31.12.1956 г. и 01.01.1957 г.) и получил много откликов в прессе и критике.

Впервые Шолохов отважился поднять тему военнопленных, которая была запретной в советское время. Особенно тяжелой была участь в нацистском плену у советских солдат, к которым относились с исключительной жестокостью. В «лагерях смерти» умерло от голода, эпидемий и было уничтожено почти 4 млн. наших соотечественников. После войны вернувшихся на Родину военнопленных ожидали так называемые фильтрационные лагеря. Вопреки общепринятому мнению, что в плену оказывались только трусы и предатели Родины, писатель, описав ужасы концлагеря, показал, что солдаты могли не только в бою проявлять героизм и сохранять мужество.

По жанру это рассказ-эпопея. В небольшую форму удалось вместить сюжет целого романа, историю почти всей жизни человека. Основной композиционный принцип – «рассказ в рассказе». Главный герой поведал о своей непростой жизни случайному попутчику на переправе. Рассказ-воспоминание о войне обрамляется событиями послевоенного времени, поэтому повествование ведется от двух лиц: автора и героя.

Шолохов. Все произведения

  • Алёшкино сердце
  • Батраки
  • Бахчевник
  • Двухмужняя
  • Донские рассказы
  • Жеребёнок
  • Илюха
  • Коловерть
  • Лазоревая степь
  • Наука ненависти
  • Нахаленок
  • Обида
  • Они сражались за Родину
  • Пастух
  • Поднятая целина
  • Продкомиссар
  • Родинка
  • Семейный человек
  • Смертный враг
  • Судьба человека
  • Тихий Дон
  • Червоточина
  • Чужая кровь
  • Шибалково семя

Образ Андрея Соколова – обобщенный образ русского солдата. Характеристика главного героя

По описанию Андрей Соколов уже немолодой, высокий, немного сутулый, крепкий физически, с большими темными рабочими руками. Во внешности случайного собеседника рассказчика поразили глаза: «словно присыпанные пеплом», полные смертельной тоски.

По характеру Андрей Соколов скромный, простодушный, даже немного заурядный. До войны его жизнь была обычной: честно работал, обзавелся домом, растил детей.

Шолохов создал образ, в котором обобщил черты простого русского солдата. Андрей Соколов всегда ощущает себя частичкой общего, ему «одному и курить, и помирать тошно». Считает, что даже последний кусок хлеба нужно делить на всех.

Ему присущи доброта и терпение, но это не христианское всепрощение и смирение. Спасая жизнь незнакомому человеку, он смог задушить предателя, даже не задумываясь, что убивает в церкви. Думал ли он, что на войне ему доведется убить не немца, а русского.

Сцена беседы с комендантом лагеря показывает, насколько Соколову присуще чувство истинного патриотизма и национального самосознания. Он понимал, что его били с особой жестокостью, за то, что русский, за то, что хочет жить. Даже осознавая собственную смертельную участь, он думает о «своем, русском достоинстве и гордости», и хочет, чтобы нацисты поняли, что в «скотину его не удалось превратить». В нравственном поединке он, безоружный и истощенный заключенный, побеждает сытого, угрожающего пистолетом подвыпившего садиста Мюллера, который собственноручно ежедневно избивал пленных, предусмотрительно надевая перчатки со вшитыми свинцовыми прокладками, чтобы не повредить пальцев. Мюллера поразила сила духа простого солдата, сохраняющего чувство собственного достоинства перед лицом смерти, оказанной ему «честью» быть застреленным самим «лагерфюрером». Комендант видел немало сломленных, потерявших человеческий облик заключенных. Но Соколову он сказал, что уважает настоящих солдат, потому что он сам солдат. Ему захотелось неосознанно быть таким же, достойным уважения солдатом, а не лагерным карателем. Оттого он похвалил Соколова и не стал его расстреливать, пытаясь дотянуться до уровня своего противника по благородству и стойкости, чтобы повысить свою собственную самооценку. Даже непроизвольно стал поправлять кресты на своем мундире. Только тешил себя Мюллер самообманом. Награды получены не на поле боя, палачу никогда не быть солдатом.

Хотя много довелось вынести герою, но горе утраты не сделало его замкнутым человеком, он сохранил открытость натуры, способность обнажить душу перед случайным человеком, выплеснуть нерастраченную любовь на чужого мальчишку. Забота о Ванюшке, которому уже довелось мытарствовать, помогла пережить собственное горе.

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Популярные сегодня темы

Основной темой произведения являются размышления писателя о чувстве человеческого сострадания к ближнему, способному к чудодейственному исцелению от тяжелых недугов.

«Станционный смотритель» повесть о человеке, который служил на постоялом дворе, по-нашему это вокзал. Тут путешественники меняли лошадей, так же могли перекусить отдохнуть и трогаться дальше. Помогала станционному смотрителю его дочь Дуня.

Главный герой произведения является отражением человека, который действительно существовал. Этот человек герой, летчик, имя которого Алексей Маресьев. Эта история описывает невероятные возможности

Образность стихов Пастернака удивляет, его строки, особенно о природе и человеке, заставляют задуматься.

Уже в детстве мы мечтаем поскорее вырасти и гордо носить звание «взрослого». Кажется, что в мире взрослых мы будем иметь доступ ко всем радостям жизни, сможем то, что нам не под силу сейчас.

-1-

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Тема детства в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

Цели:1Познакомить учащихся с фрагментом рассказа М.Шолохова «Судьба человека»;

2.Обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного отношения к ним; 3.Обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя фрагмента из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»; 4. Развивать умение комплексно анализировать художественный образ; 5.Продолжить знакомство с художественным приемом «рассказ в рассказе»

…не бывает совсем не пострадавших от войны…

(из стихотворения Н.Стручковой)

Ход урока.

  1. Под музыку учащийся читает стихотворение Ю.Друниной «Я родом не из детства-из войны» — Как вы понимаете слова «Я родом не из детства-из войны».

  1. Тема нашего сегодняшнего урока- «Тема детства в рассказе М.Шолохова «Судьба человека».

  1. Чтение эпиграфа.

-Как вы понимаете слова Н.Стручковой «не бывает совсем не пострадавших от войны…»? — Как вы думаете, какова цель нашего урока?

IV. Да, мы сегодня будем говорить о проблеме особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов, когда мирные люди беззащитны и уязвимы, хотя не участвуют в военных действиях. Детям особенно необходимы внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они страдают, переживают, испытывают тяжелые последствия наравне со взрослыми. Соображениями гуманности продиктовано уменьшение страданий детей во время войны.

-Как вы понимаете значение слова «уязвимый»? (Слабый.Открытый, незащищенный, неспособный к сопротивлению, доступный, восприимчивый к резким словам, ранимый.)

-2-

-Сегодня мы будем говорить о проблеме маленького Ванюши в рассказе М.Шолохова «Судьба человека», чьё детство пришлось на военные годы. Что довелось ему пережить? Можно ли облегчить его страдания?

Ученик: «Из истории создания рассказа».

В новогодние дни-31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Этот рассказ М.Шолохов посвятил Евгении Григорьевне Левицкой. Она была из семейного рода революционеров. Работала в издательстве «Московский рабочий» и сразу увидела в молодом Шолохове (он тогда только начинал писать) блистательный талант художника слова и темпераментного борца за правду, независимого в суждениях.

Учитель: Рассказ появился в 1956 году. Это довольно редкое явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становился событием. Это произведение принято читать эпопеей.

-Что такое «эпопея»? (Повествование, в котором отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.)

  1. Переходим к обмену впечатлениями.

-Что запомнилось? Что взволновало? Что поразило? Что показалось страшными невероятным?

-Кого бы вы назвали главным действующим лицом в рассказе? (А.Соколов, конечно же, остается главным героем всего рассказа, однако, в этом эпизоде на первый план выступает Ванюша, и нам важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.)

-Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазёнки, как звёздочки ночью после дождя.)

-Как вы понимаете значение выражения «грязный, как прах»?

Учитель: Во внешнем облике мальчика подчеркивается трепетность, уязвимость ребёнка: « мелкая птаха,… как свиристель,… как воробей под застрехой…».

-3-

VI. Учитель: В конце 50-х-начале 60-х годов творчество М.Шолохова привлекло пристальное внимание кинематографистов. Особый зрительский успех выпал на долю фильма «Судьба человека» (1959 год), получивший главный приз Московского международного кинофестиваля, Ленинскую премию и совершившего триумфальное шествие по экранам многих стран мира. Этот фильм был режиссёрским дебютом С.Бондарчука, который сыграл в нем главную роль.

VII.Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

-Что вы узнали о Ванюшке из его реплик?

-Что довелось пережить ему к моменту встречи с А.Соколовым? (Мальчик остаётся круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта его отец; у него нет дома, он голодает.Мальчик слабый, открытый, незащищенный.)

-Что ещё мы можем узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?(На вопросы отвечает автоматически, видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы, слова «не знаю», «не помню», «где придётся» усиливают ощущение тяжести того, что перенёс этот мальчик, как ему было плохо и тяжело.)

-Как вы думаете, почему Ванюшка так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? (Этот ребёнок истосковался по теплу и заботе.Ему было очень плохо, одиноко, и в нём жила надежда найти своих родных.)

-Найдите в тексте слова, передающие состояние Ванюшки,(«тихо так говорит…», «шепчет…», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно»). Переживает. — Давайте представим, как выглядит маленький герой, как он говорит

1) у чайной;

2) в машине А.Соколова в момент решающего объяснения;

3) в доме, где жил А.Соколов, оставшись один на попечение хозяйки;

4) в момент вечернего разговора.

(Обратить внимание детей на глаголы при описании действия.)

Вывод:

-Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчёркивает его внешность, переживания, речь, поступки? ( Беззащитность, незащищенность, ранимость и т.д.)

-4-

-Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку?

-Что более всего тревожит Андрея, не даёт ему спать, хотя война закончилась? (…Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду и будто что-то во мне оборвалось.Приехал я в свою часть сам не свой.)

-Почему он решает взять 2нового сынишку»? Чем так «полюбился» мальчик А.Соколову? (Человек не может и не должен быть в мире один, «будто травинка под ветром», «как свиристель», жизнь должна иметь смысл.)

-Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего момента? (3дня, на четвёртый день произошло решающее событие)

-Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать. Что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

(«Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети.» И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.») Похоронил последнюю свою радость и надежду — сына, последнего ребёнка.

-В чём проявляется забота Андрея Соколова о мальчике?

(Внимателен к состоянию мальчика, «от моего окрика вздрогнул», «уже научился вздыхать», «то щебечет, а то что-то примолчался».Повел в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню, осторожно положил его на кровать; бегом по магазинам-купил ему штанишки, рубашонку, сандалии и картуз из мочалки; спать я лёг вместе с ним ночью вставал четыре раза; зажжёшь спичку и любуешься на него.)

-Почему А.Соколов «первый раз за долгое время уснул спокойно»?

-Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

-Кто ещё из героев отрывка показывает особую уязвимость Ванюшки? (Хозяйка дома, где жил А.Соколов.)

-Почему слова Вани «Тётя, зачем же вы плачете? Папа наёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете?» не успокоили плачущую хозяйку?

-Как вы думаете, почему М.Шолохов дал мальчику имя Иван?

-5-

«Символический русский Иван-это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминучей гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и переносит все лишения и невзгоды.»

-Перечитаем строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти,- сказал я.

-Кем сказаны эти фразы? (Рассказчик — тот, кто передаёт нам рассказ Андрея Соколова.)

-Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе) Учитель: Повествованиев отрывке начинается с продолжения рассказа главного героя Андрея Соколова, а завершается размышлением основного рассказчика. (Зачитать из текста стр.44)

-К чему призывает рассказ?(Долг любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.М.Шолохов показывает ужас войны; детей, которые остаются сиротами…)

Учитель: Детство-это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждогосвязаны свои воспоминания.

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «детство»?

-А какие ассоциации могли бы возникнуть у Ванюшки?

-Представьте, что Ванюшка из рассказа М.Шолохова вырос, и мы его попросили рассказать о самом сильном впечатлении военного детства. О чём бы он вспомнил?

Учитель: На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? У времени есть своя память- история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Ведь и сейчас где – то идёт война, свистят пули, гибнут дети.

6-

-Сделайте вывод по проблеме защиты детей в ситуации вооружённого конфликта. Вспомните нормы международного гуманитарного права.

-Что называется международным гуманитарным правом? (Это правила, действующие в условиях вооружённого конфликта.)

  1. Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несёт им как физические, так и психологические страдания.

  1. Детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооружённого конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжёлые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страдания детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

  1. Чтобы уменьшить страдания детей во время вооружённого конфликта, ряд норм международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны защищать их. Что же подразумевается под этой защитой?

  1. Как и все гражданские лица, дети имеют право на гуманное обращение. Дети в силу своего возраста являются наиболее уязвимой частью гражданского населения, в международном гуманитарном праве есть специальные положения, обеспечивающие защиту детей, не достигших 15 лет.

-Существует ли сегодня потребность в правилах, которые обеспечивают защиту жертв вооружённых конфликтов? Почему? (Война в Чечне, Афганистане, террористические акты)

VIII. Домашнее задание.

IX. Оценки за урок.

X. Итоги урока.

  • Урок в 5 классе сказка как особый жанр фольклора презентация
  • Урок в 6 классе описание помещения сочинение описание интерьера
  • Урок в 5 классе сочинение по картине грабаря зимнее утро
  • Урок в 5 классе сочинение памятный день
  • Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос