Урок в 6 классе описание помещения сочинение описание интерьера

Урок и презентация к уроку по теме описание помещения 6 класс моу новоспасская средняя школа 1 р.п.новоспасское ульяновской области урок

Урок и презентация к уроку по теме «Описание помещения» (6 класс)

МОУ НОВОСПАССКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1

р.п.Новоспасское Ульяновской области

Урок развития речи в 6 классе

Описание места (помещения)

Учитель русского языка и литературы

высшей категории Табакова Л.П.

Паспорт открытого урока.

Предмет: русский язык (развитие речи).

Тема урока: «Описание места (помещения).

Цели урока:

Образовательная: формировать навыки описания места – помещения;

Развивающая: развивать умения работать с текстом

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь к художественной литературе.


Задачи урока:

ученики должны на базовом уровне:

— знать понятие «описание помещения» и отличительные особенности этого вида описания от других;

— уметь использовать глаголы-синонимы и наречия при описании помещения;

На творческом уровне:

— понимать роль описания в характеристике персонажа художественного произведения;

— создавать собственную творческую работу – описание помещения.

Тип урока: урок развития речи.

Основной дидактический метод: частично поисковый (эвристический).

Частные методы и приёмы: словесный – беседа, наглядный – мультимедийная демонстрация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в парах.

Дидактические средства: мультимедиа, карта урока, учебник под редакцией Разумовской М.М.

План урока

1.Организационный момент. Слово учителя о Е.И.Никитиной.

2.Целеполагание. Работа с терминами.

3. Поиск ответа на проблемный вопрос: чем описание помещения похоже на другие виды описания и чем отличается?

4.Словарная работа.

5.Практическая работа. Работа в парах с текстами.

6.Физкультминутка.

7.Устное рисование – описание помещения по фотографии.

8.Работа с художественными текстами.

9.Выводы и рефлексия по уроку.

10.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя. Посвящение Е.И.Никитиной. (Слайд 1-2)

Бывает так: открываешь книгу, а перед текстом – посвящение: «Моей сестре Лори». Или «Посвящаю эту книгу моим друзьям Виктору и Ольге». Помните, мы читали рассказ «Васюткино озеро», который Виктор Астафьев посвятил учительнице. Вот и сегодняшний урок я хочу посвятить памяти замечательной женщины, талантливого педагога, учёного – Екатерине Ивановне Никитиной. Она работала в Ульяновском педагогическом институте, учила будущих учителей. Ею написан учебник «Русская речь», по которому учатся ребята не только нашей области, но и по всей России. И каждый год, в феврале, накануне дня рождения Екатерины Ивановны, её бывшие ученики, а сейчас учителя, те, кто знал её, кто работает по этим учебникам, проводят уроки памяти. Вот такой урок у нас сегодня.


2.Запись числа.

-А тему урока я прошу вас определить самим. (Слайд 3)

(фотография комнаты) Учитель читает текст.

Я вошёл в комнату и замер на пороге. Небольшая, но чистая и светлая, она оставляла приятное впечатление.

Немного мебели. Слева – софа, справа – тумбочка. Несколько книжных полок на стене. И длинный угловой стол с неизменным компьютером. Вот, пожалуй, и всё. Мне понравился спокойный салатовый цвет стен и картины у окна. На полу слева я заметил спортивную сумку с ракеткой.

-Что вы видите на экране, что я зачитала? ( Описание комнаты, помещения)

-Это и будет тема нашего урока.

(слайд 4-5) Какие из этих терминов, изученных нами, потребуются нам сегодня на уроке? (ответы ребят с пояснениями)

3. Изучение темы.

-Что мы уже знаем об описании?

-Какие виды описания вам знакомы? (слайд 6)

-Что между ними общего?

-Чем описание помещения похоже и чем отличается от других видов описания? Не на все вопросы даны ответы. Справиться с затруднениями нам поможет учебник и карта урока. (Ребята узнают, что в описании помещения данное отвечает на вопрос где? а новое — на вопрос что?)

-Слова какой части речи отвечают на вопрос: где?

-Значит, нам необходимо вспомнить правописание словарных слов.

4.Словарная работа. (2 человека у доски. Затем – коллективная проверка. Слайд 7-8)

Комната, впереди, справа, слева, посередине, как будто, потому что, впечатление, гостиная, библиотека, великолепная, иметь в виду, несмотря на, отсюда, оттуда, вблизи.

-Все ли из этих слов нам пригодятся на уроке?

5.Работа с картой урока. (Текст взят из пособия Е.И.Никитиной Уроки развития речи. М.: Дрофа, 2005 год). (слайд 9).

Большая светлая комната. Три ряда ученических столов и стульев. Стол учителя. Классная доска. Шкафы. Стенды. Портреты писателей и поэтов.


-Узнаёте это помещение? Как вы определили, что это наш кабинет?

Ребята узнают о сжатом, кратком и развёрнутом описании, о способах «расширения» текста. Выполняют практическую работу в парах – вставляют наречия, чтобы развернуть описание. Делают вывод о видах описания.

-Какие глаголы использовали чаще всего? (висят, стоят)

-Какими глаголами-синонимами можно заменить? (находятся, расположены, есть, я вижу, можно видеть)

Работа с упражнением №561 в учебнике. Исправление текста с помощью синонимов.

-Но есть и второй способ — не использовать глаголы. Упражнение №555 устная работа – наблюдение: тире вместо сказуемых. Можно дать задание вставить вместо тире подходящие по смыслу глаголы-синонимы.

6.Физкультминутка.

Мы проснулись, потянулись,

Вышли из дома, шли, шли,

На полянку мы пришли.

Там дом стоит.

Открывается окно,

А за ним – цветок в горшке растёт.

Заглянул я в окно.

Там стул стоит

На нём друг мой сидит.

Увидел нас, обрадовался.

-Заходите в гости, — говорит.

(Каждая строчка сопровождается соответствующими движениями).

7.(Слайд 10) Слова М.Рощина: « Обычно дом становится похож на тех, кто в нём живёт. У писателей даже есть такой приём; описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам».

-Как понимаете эти слова?

-Согласны ли вы с первой фразой этого высказывания?

(слайд 11-12) Устное рисование — описание комнаты.

-Что можно сказать о хозяине этой комнаты? Кто здесь живёт?

(Если есть время, в карте урока – ещё 2 текста).

8. В художественном произведении писатель использует описание помещения для характеристики литературного героя. (Слайд 13)

-Кто этот герой? Как называется произведение? Кто его автор?

-что можно сказать о Герасиме на основе описания его каморки?

Работа с картой урока. 2 плана: сжатый и подробный. Ученики дописывают недостающие пункты плана.

-Если убрать цифры, получится сжатое описание.

(Если есть время, можно обратиться к учебнику, упражнение №551 – отрывок из «Тимура и его команды»).

9. Вот и подходит к концу наш урок. Он был очень насыщенным.

-Что мы вспомнили на уроке?

-Что узнали нового?

-Чему научились?

В карте урока есть окно, но оно пустое, заполните его по своему усмотрению.

10. Слайд 14. Фотография патриотической рекреации в школе.

-Что снято на этой фотографии?

-Где находится это помещение?

-Почему оно так называется?

-Какие детали интерьера мы видим?

-Что не попало в объектив фотоаппарата?

-Как вы думаете, зачем мы в конце урока обратили внимание на это помещение?

-А кто хочет сам выбрать себе домашнее задание?

Домашнее задание в 3 вариантах по выбору:

— Описать патриотическую рекреацию в школе.

ИЛИ

— Составить 2 описания своей комнаты (сжатое и развёрнутое).

ИЛИ

— Придумать описание комнаты так, чтобы было понятно, кто в ней живёт.

infourok.ru

Урок развития речи в 6 классе на тему: «Сочинение-описание интерьера «Комната моей мечты»»

Тема: Развитие речи. Сочинение — описание интерьера «Моя комната».Цели: обучающие: — углубить и закрепить знания учащихся о стилях и типах речи; — учить писать сочинение, основную часть которого составит описание комнаты в художественном стиле; — познакомить учащихся с понятием «интерьер»; развивающие: — формировать умения описания помещения в художественном стиле; — развивать логическое и ассоциативное мышление, креативные компетенции учащихся, фантазию, воображение; — обогатить язык учащихся лексическими средствами языка; воспитательные: — воспитывать культуру, грамотность и выразительность речи учащихся; — учить видеть красоту окружающего мира; — воспитывать эстетический вкус и любовь к родному дому. Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться писать сочинение-описание своей комнаты в художественном стиле. Тип урока: развитие речи. Формы работы: коллективная и самостоятельная, написание сочинения-описания. Термины и понятия: интерьер, стеллаж, этажерка, фойе, вестибюль, абажур, торшер, декор, кашпо.Оборудование: учебник, компьютер.Наглядность: презентация, выполненная учителем Косович А.Л. «Виды интерьера».Ход урокаІ Объявление темы и цели урокаІІ Актуализация опорных знаний учащихся 1. Беседа:- Какие стили русского языка вы знаете и в каких сферах общения эти стили используются?(Разговорный общение людей в быту.Официально-деловой общение граждан с учреждениями и учреждений между собой.Публицистический агитационно-массовая деятельность.Научный научная деятельность.Художественный словесно-художественное творчество.)- Какие типы речи вам известны? Какова структура текста рассуждения, повествования? Какие виды описания вам известны?(Рассуждение: тезис, доказательство, выводПовествование: зачин, основная часть, концовка, вывод.Описание: научное – точное, логическое, без средств образности,художественное – яркое, эмоциональное, экспрессивно окрашенное.)- Сегодня мы пишем сочинение – описание и мы избираем художественный стиль.ІІІ Работа над темой урокаРабота с учебником.1.Чтение текста упражнения 169 (с.76) Слово интерьер заимствовано из французского языка и обозначает «внутренний». Этот термин используют в архитектуре, и подразумевает внутреннее пространство здания.Уже с древних времен различают 2 основных типа интерьера: общественный и жилой. По мере того, как развивалось человеческое общество, видоизменялся и интерьер. Так, в древней Греции и Риме появляются театральный и спортивный интерьер.В наше время интерьер необычайно разнообразен: это и театр, и концертный зал, и Дворец Культуры, и вестибюли, и станции метрополитена, и магазин, и квартираИнтерьер создается прежде всего архитектурными формами т.е. стенами и перекрытиями, колоннами, которые могут быть украшены живописью, декоративной лепкой или резьбой по дереву. В интерьер включаются также мебель, осветительные приборы, изделия из бронзы, фарфора.2.Беседа с учащимися.- Что означает термин «интерьер»?- Какие основные типы интерьера различают?- Какие виды интерьера появляются в Древней Греции?- Какие виды интерьера существуют в нашу эпоху?- Какими средствами создается интерьер?3. Чтение текста упражнения 170 (с.77) Описание помещ



weburok.com

Конспект к уроку по развитию речи «Описание помещения в 6 классе»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifУрок развития речи в 6 классе.

Описание помещения.

Цели:

— образовательная: познакомить с особенностями построения текста

описательного характера, учить описывать помещение, его

внутреннее пространство, характеризуя его обитателей,

повторить типы и стили речи (официально-деловой,

художественный), уметь определять тип и стиль речи, отличать

тексты разных стилей друг от друга;

— развивающая: развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;

-воспитывающая: воспитывать внимательное отношение к миру вещей,

способствовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, подготовленная презентация к уроку, рабочий лист, памятка «Как писать сочинение – описание помещения», рабочие материалы с текстами, опорные конспекты : «Художественный стиль», «Официально-деловой стиль»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация..

Игра «Кто, кто в теремочке живет?»

Условия игры: зачитывается отрывки из художественных произведений ,тексты-описания помещения, задача: узнать, кто живет в этом домике.

Игра «Кто, кто в теремочке живет?»

Текст 1. И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.

В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно. (Карлсон — маленький сказочный человечек – озорник, мечтатель, выдумщик. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»))

Текст 2. А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора. (Знайка Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей)

Текст 3. Герасиму отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся… (Герасим Тургенев «Му-му»)

  1. Определение темы урока.

Как вы узнали героев,ведь их имена не были названы? (по описанию их жилищ)

К какому типу речи относятся данные тексты? (описание)

Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать, чему должны научиться?

Запись темы в тетради и на доске. Эпиграф к уроку: «Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет».( М Рощин)

  1. Объяснение нового.

1.Словарная работа.(из толкового словаря Ожегова)

Помещение – это здание, место, где что-нибудь, кто-нибудь помещается.

Каждое помещение имееи свой интерьер.

Интерьер – (с франц. обозн. «внутренний») внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство. Интерьер может быть общественный, жилой, театрализованный, спортивный, школьный.

2. Работа над построением текста-описания помещения.

На что мы должны обратить внимание при написании текста-описания? Например, нашего кабинета? (с впечатления о нем, затем перечислить предметы, которые здесь находятся)

Достаточно ли будет просто перечислить предметы, находящиеся в нашем кабинете? (нет, т.к. таких кабинетов много)

Что же нужно сделать еще? На что обратить внимание? ( на уточнение, где стоит предмет).

3. описание кабинета русского языка и литературы.

Давайте попробуем описать наш кабинет.

Краткое описание.

  1. Кабинет.

  2. Три ряда парт.

  3. Три окна.

  4. Учительский стол.

  5. Классная доска.

  6. Книжные полки.

  7. Стенды.

Развернутое описание.

  1. Светлый небольшой кабинет.

  2. Посередине — три ряда парт.

  3. Напротив дверей — три окна.

  4. На первом ряду — учительский стол.

  5. На стене справа — классная доска.

  6. На стене слева — книжные полки.

  7. Напротив окон — стенды.

Т.о., записав данный перечень, мы с вами составили план нашего будущего сочинения-описания: краткий и развернутый.

Но ведь таких кабинетов тоже много. Что же еще нужно сделать, чтобы было более понятно, о каком помещении идет речь? (описать каждый предмет более подробно)

Построение текста-описания помещения: при описании нужно указывать предмет и место его нахождения.

Т.о., описание может быть сжатым и подробным. Сжатое описание напоминает план. Поэтому, чтобы грамотно построить свой текст, нужно для начала просто перечислить в нужном порядке все предметы в данном помещении.

4. Словарная работа.

При описании можно использовать следующие слова, указывающие на место положения предметов.

Запомните, как они пишутся: справа, слева, напраыо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же, напротив, посреди, посередине

5. Устно описать данный кабинет.

  1. Работа над стилем текста.

Задание: прочитать тексты, определить тип и стиль речи. ( для доказательства можно использовать опорные конспекты по стилям речи)

Текст 1.

Объявление

Сдается однокомнатная квартира. Комната большая, одно окно. Имеется мебель: тумбочка, телевизор, шкаф-стеллаж, пианино, диван, стол.

Цена договорная. Телефон: 5-48-31, звонить после 18.00.

Текст 2.

Каждой вещи – свое место.

Мы переехали в новую квартиру и сразу же стали расставлять мебель в зале – в большой светлой комнате с одним , но широким , во всю стену, окном . И вот что у нас получилось.

У окна , на высокой подставке , весело зазеленели цветы . В углу справа удобно устроилась тумбочка с телевизором. Рядом с ней засверкал чисто вымытыми стеклами шкаф-стеллаж, а за шкафом заблестело пианино . Напротив с удовольствием заняли места диван и стол . Над диваном уцепились за стенку часы .

Каждой вещи нашлось свое место , и в зале стало очень уютно.

Какого стиля тексты. которые прозвучали в начале урока? Почему?

Вывод: в художественном стиле очень часто используется прием очеловечивания вещей, метафоры, эпитеты. Используют описание помещения для раскрытия характера своего героя.

  1. Творческая работа .

Написать сочинение-загадку : описать помещение какого-нибудь литературного или мультипликационного героя в художественном стиле так, чтобы по описанию было понятно, о ком идет речь.

Орфографическая работа. Предупреждение ошибок.

В своем сочинении можно использовать следующие слова. Вставьте буквы.

Подобрать синонимы к слову «стоять».

При написании используйте памятку «Как писать сочинение-описание помещения» (работа на Рабочем листе)

  1. Рефлексия.

Что сегодня мы узнали на уроке? Чему научились?

  1. Д/з : описать свою комнату в художественном и официально-деловом стиле.

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

  1. Теоретические сведения.

Основа описания помещения — ________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОПИСАНИЕ

____________________ ______________________ _____________________ ______________________

  1. Заполни таблицу: (можно использовать при написании дом. сочинения)

План наблюдения

Материалы

(слово, словосочетание)

  1. Помещение.

  1. Пол.

  2. Стены.

  3. Потолок.

  4. Окна.

  5. Дверь.

  1. Мебель.

    1. Стенды.

    2. Стол.

    3. Стулья.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Предупреждение ошибок:

1. Подбери синонимы к слову СТОЯТЬ -_______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пиши правильно: справа, слева, направо, неподалеку, здесь, здесь же, тут, тут же, напротив, посреди, посередине

3. Вставь буквы, запомни: Комн..та, зан..веска, порт..ера, д..ван, кр..вать, п..анино, т..л…фон, п..лас, т..ршер, к..ртина, п..т..лок, инт..рьер, пом..щение.

Памятка

“Как написать сочинение-описание помещения”.

Работая над сочинением-описанием помещения, помните о последовательности изложения материала! Очень часто учащиеся допускают ошибки, «перескакивая» при описании с предмета на предмет, например: пол, стены, мебель, окно, описание того, что висит на стенах и т.д. Чтобы этого не случилось, обязательно составьте план, затем систематизируйте собранные материалы (т.е. приведите все записи в определенный порядок, сгруппируйте в соответствии с планом). Избегайте повторов слов, используя синонимы. Помните, что описание должно быть в едином временном плане. В предложении при опущенном сказуемом ставится ТИРЕ.

Пример: Направо от двери – книжный шкаф.

infourok.ru

Презентация «Описание помещения» — русский язык, презентации

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 6 КЛАСС

Цели урока:

  • находить описания в тексте;
  • понимать роль описания в художественном произведении;
  • создавать сочинение-описание помещения.

Поиграем . Найдите «Третье лишнее»

  • Подлежащее, дополнение, глагол.
  • Существительное, сказуемое, наречие.
  • Повествование, рассуждение, определение.

-Сколько типов речи в языке? Назовите.

— Как их отличить друг от друга?

Отгадайте загадку.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.

-что вам помогло отгадать загадку?

Виды описаний

Состояние человека

природа

предмет

помещение

Описание помещения

  • 1. Деловое
  • 2. Художественное

Словарь :

  • интерьер -это внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

Кабинет А.С.Пушкина в родовом поместье Михайловское

Деловое описание помещения

  • Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные поэтом. Между окнами –наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка , также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван…..

Художественное описание

«Стол в комнате был завален книгами. Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике… На стенах висели картины без рамок, недорисованные тоже висели. А одна, большая и красивая, стояла в углу, и на ней болталась белая Ивкина майка. Вообще, если бы сюда заглянула бабушка, она сказала бы коротко: «Безобразие». А Валерке понравилось».

Р.Погодин

Цель описания

  • Деловое : дать точные сведения, конкретные факты о помещении
  • Художественное : не только дать точные сведения, конкретные факты о помещении, но и выразить отношение к нему

Сравните

Что можно сказать о хозяевах этих помещений?

План сочинения-описания помещения

  • Общее впечатление о помещении.
  • Интерьер помещения , описание деталей . (Большое оно или маленькое? Темное или светлое? Сколько окон? Какова окраска стен? Высокие или низкие потолки? Что можно сказать про пол? мебель? (…)
  • Отношение к описываемому помещению.

Замысел сочинения

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низенькая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.

(Ф. М.Достоевский. Преступление и наказание.)

вступление

  • Я живу с родителями в большом девятиэтажном доме. Наша квартира находится на 6 этаже, в ней 3 комнаты. Одну из них занимаем мы с сестренкой.
  • Наша квартира очень маленькая, и у меня нет своей комнаты. Поэтому я расскажу о нашем зале (кухне…)
  • Дом, в котором я живу, расположен рядом с моей школой. Наша семья занимает трехкомнатную квартиру на втором этаже. В одной из комнат нашей большой и уютной квартиры живем мы с ….

Основная часть

  • Моя комната большая (маленькая) и светлая. Летом в ней много солнца. Солнечные лучи освещают все вокруг, и комната становится еще светлее. У двери справа стоит диван, а слева – шкаф. Ближе к окну расположился письменный стол со множеством ящиков. Здесь я храню учебные принадлежности и всякую мелочь. Над столом полочка с моими любимыми книгами, а рядом висит портрет моей бабушки в позолоченной раме (…)

Может пригодиться..

— в комнате тесно от обилия вещей…

— комната заставлена…

— мебели в комнате немного…

— придают комнате уют…

— большая часть комнаты занята…

— Слева от двери находится…, а справа —….

Словарь!

Д и ван-кр о вать, с о фа, платя н ой шкаф,

л а м и нат, п а ркет, л и нол е ум, п а лас, п о ртьеры, ж а люзи, т о ршер, п о ртрет, к а ртина, л а бр и кен

kopilkaurokov.ru

МОЯ КОМНАТА — Творческая страничка — Каталог файлов

                                                                                           Агапова Дарья, 6 класс

Сочинение — описание интерьера.

Моя комната

План.

1. История возникновения моей комнаты.

2.Моя самая любимая вещь.

3. Левая сторона комнаты..

4.Место чар Морфея.

5.Самый вместительный предмет мебели.

6.Тайный мир моей комнаты.

В этом сочинении мне хотелось бы описать свою комнату. Она очень красивая, но так было не всегда…До моего рождения  комната принадлежала дедушке. После его смерти комната стала только моей. В ней сделали ремонт, что сильно изменило её.

 Сейчас я очень рада, что она у меня есть. Теперь на её стенах красуются нежные обои с рисунком бежевого цвета. Мне приятно смотреть на них по утрам. К сожалению, моя комната находится не на солнечной стороне. Она достаточно большого для меня размера. Рядом с новым пластиковым окном, которое поставили в прошлом году, стоит моя самая любимая вещь в комнате. Это синтезатор. Я о нём давно мечтала, и мне его подарили в этом году на день рождения. Теперь моё любимое занятие — игра на этом инструменте. На нём я подбираю интересные мелодии.

 По левую сторону комнаты находится письменный стол и фортепиано. Тоже очень важные для меня предметы. Музыкальный инструмент  чёрного цвета с лаковым покрытием. Называется он «Гамма». Рядом стоит письменный стол, а на нём компьютер с принтером и сканером. Эти вещи помогают мне в учёбе. В ящиках стола я храню книги, тетради, словари, справочники и другие учебные принадлежности. Когда нам в школе задают приготовить проект, я  делаю его на компьютере. Верными помощниками в этом деле являются книги, справочники, энциклопедии. За столом я делаю домашние задания, а когда становится темно,  включаю настольную лампу. Она хорошо освещает текст учебника и помогает мне тем самым допускать меньше ошибок при выполнении домашней работы и меньше напрягать зрение.

Напротив стола расположена моя кровать. Она сделана из крепкого дерева тёмного цвета,  спать на ней удобно и комфортно. Ложась вечером в просторную кровать, я быстро засыпаю и вижу прекрасные сны. А по утрам,   убрав свою постель,  мы расстаёмся с ней до вечера.

 В углу стоит вместительный шкаф. У него есть два отдела. В одном хранится одежда, а  в другом постельные принадлежности. В дверки шкафа встроены два больших зеркала. В них я вижу своё отражение, отправляясь в школу, на прогулку.

 Когда я была маленькой, то часто пряталась в нём чтобы разыграть родителей.  Антресоли шкафа — это самый тайный мир моей комнаты…  Там хранятся мои игрушки, которыми я играла совсем маленькой. Комната  мне очень нравится! Это место, где я могу грустить, думать и мечтать…

salikova.ucoz.ru

Мысль о проведении урока в старорусской усадьбе была подкреплена содержательным наполнением учебника «Русский язык» учебно-методического комплекса Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. В учебнике в качестве рабочего материала по теме предлагается текст о доме В.М.Васнецова с бревенчатой пристройкой, о русской избе с печью, полатями.

( Веб-квест представляет собой совокупность веб-страниц, связанных гиперссылками. Майндэппинг – создания ментальных карт. 1 группа учащихся работала с веб-квестом «Интерьер русской избы», 2 группа – «Интерьер татарской избы». В соответствии с этим каждая группа создала свою ментальную карту, представила особенности интерьера русской и татарской избы.         В качестве домашнего задания предлагается подкорректировать сочинение и переписать его в тетрадь, также задание на выбор: написать сочинение «Интерьер татарской избы» или папарацци (репортаж о предмете старинного русского быта Перед занятием и после него школьники фотографировали разные предметы интерьера усадьбы на телефоны и планшеты, поэтому материала для папарацци было достаточно. Задание позволяет найти более результативное применение современным устройствам (телефонам, планшетам

Вид урока

: урок развития речи.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

Оборудование: билеты для посещения старорусской усадьбы двух цветов с «Листом оценки и самооценки», карточки с фразеологизмами и толкованиями их значений для игры «Жокей и лошадь», 2 ноутбука, программное обеспечение iMindMap 8, рабочие тетради.

На тему «Интерьер. Описание помещения» программой отведено 2 часа, данный урок является вторым в системе уроков по этой теме.

Цели урока:

– обучение написанию сочинения-описания интерьера;

– обогащение словаря учащихся лексикой определенных тематических групп;

– развитие способности овладевать синонимическими средствами языка;

– развитие умения анализировать тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;

– воспитание  самосознания и общероссийского гражданского сознания, любви к родине, к культуре своего народа, к культурам других народов России;

– воспитание  бережного отношения к предметам старины.

На уроках развития речи обучающимся сложно выразить свои мысли, описать то, что они видят, поэтому написанию сочинения-описания помещения предшествует продолжительная поэтапная работа, подготавливающая к основному виду работу.

Разнообразные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, самостоятельная, в парах, в группах,  обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.

К занятию разработана тетрадь, где представлен весь материал урока: используемые тексты, задания, план сочинения.

На уроке применяются следующие технологии обучения: активные методы обучения (АМО), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология сотрудничества, технология Mind Mapping (ментальные карты), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), технология дифференцированного обучения, технология веб-квест.

Активный метод обучения «Счастливый билет» позволил мотивировать обучающихся на работу и решить некоторые организационные вопросы: разделить на группы по цвету билета, на обратной стороне билета фиксировать оценку и самооценку. Лист оценки и самооценки выступает мониторингом работы ученика на уроке. В некоторых видах работы использовался прием ТРИЗ «Райтинг» (согласование оценки с учеником).

Сформулировать тему урока обучающимся помог кроссворд, ключевым словом которого стало слово «интерьер». Задания кроссворда были направлены на повторение изученного раздела «Лексика. Фразеология». Используя прием АМО «Корзина ожиданий» обучающимся было предложено записать свои ожидания от урока.

На этапе актуализации знаний обучающиеся работали с фрагментом повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики», с целью понимания роли описания интерьера в художественном тексте: показать характер героя, его внутренний мир.

Увидеть в интерьере старорусской усадьбы национальные черты и активизировать учебную деятельность позволили технологии «Веб-квест» и Mind Mapping (Майндмэппинг). Веб-квест представляет собой совокупность веб-страниц, связанных гиперссылками. Майндэппинг – технология создания ментальных карт. 1 группа учащихся работала с веб-квестом «Интерьер русской избы», 2 группа – «Интерьер татарской избы». В соответствии с этим каждая группа создала свою ментальную карту, представила особенности интерьера русской и татарской избы.

Игра «Жокей-лошадь» (прием ТРИЗ) была предложена с целью смены деятельности, в качестве небольшой физминутки. Основное назначение – вспомнить или узнать фразеологизмы, построенные с использованием слов, называющих предметы старины.

Применяя знания и умения в новой ситуации, обучающиеся в парах составляли паспорта слов ухват, печь, самовар (прием ТРИЗ «Паспорт слова»), работая с этимологическим и толковым словарями.

Систематизации информации о предметах интерьера старорусской усадьбы способствовал прием ТРИЗ «Морфологический ящик». В ходе работы обучающиеся  обогатили словарный запас лексикой определенных тематических групп, распределяя слова и словосочетания, которые можно применить для описания интерьера усадьбы.

В качестве формы контроля усвоения темы выступило сочинение-описание. После прослушивания сочинений учителем и обучающимися были сделаны некоторые рекомендации по коррекции работ.

В качестве домашнего задания предлагается подкорректировать сочинение и переписать его в тетрадь, также задание на выбор: написать сочинение «Интерьер татарской избы» или папарацци (репортаж о предмете старинного русского быта). Перед занятием и после него школьники фотографировали разные предметы интерьера усадьбы на телефоны и планшеты, поэтому материала для папарацци было достаточно. Задание позволяет найти более результативное применение современным устройствам (телефонам, планшетам).

Получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения удалось с помощью рефлексии. Из «Корзины ожиданий» учителем были озвучены ожидания учащихся от занятия, а учащимися прокомментирован ответ на вопрос: оправдались ли ожидания? Также была предложена «Рефлексивная мишень» для оценки на уроке интереса, самостоятельности, понимания материала, настроения.

Урок направлен на достижение следующих планируемых результатов: Личностные универсальные учебные действия: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Коммуникативные универсальные учебные действия: планирование учебного сотрудничества; умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; знаково-символические действия (создание ментальной карты); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Логические: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Вера Краснова, учитель русского языка и литературы, кандидат педагогических наук

Ход урока – в №3 «Учительской газеты» от 19 января 2016 года.

В прикрепленных файлах – приложения.

Русский язык

6 класс

Урок № 28

Описание помещения. Сочинение – описание помещения

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Работа над понятием интерьер.

2. Анализ художественных текстов, содержащих описание помещения.

3. Выявление структурных и содержательных особенностей текстов.

4. Написание сочинения – описания помещения.

Тезаурус

Абзац ‒ часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Интерьер ‒ внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Микротема ‒ это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью.

Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.

План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.

Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – это слова одной и той же части речи, имеющие близкие значения.

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое описание. Это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

В художественной литературе часто встречается описание помещений и зданий: комнаты, дома, замка, избы. Автор может описать как внешний вид строения, так и его внутреннее пространство.

Послушайте начало стихотворения Саши Чёрного «Палатка».

У самого залива
В зелёной тишине
Стоит наш зыбкий домик,
Прильнув спиной к сосне.
Вздувается, как парус,
Тугое полотно.
У входа вместо кресла
Корявое бревно.
Никто нас не разыщет
Под скалами в глуши…

О чём говорится в этом отрывке? О палатке, которую описывает автор. Мы увидели её с внешней стороны. Она стоит «под скалами в глуши», «прильнув спиной к сосне», «вздувается, как парус». И у входа лежит «корявое бревно». А что же внутри этого «зыбкого домика»? Послушайте:

Мы в самый зной на койках
Валяемся пластом.
Сквозной смолистый ветер
Гуляет под холстом.
Задравши кверху пятки,
Смотрю я, как на стол
Взбирается по ножке
Зелёный богомол.
Клубясь, в наш тихий домик
Вплывают облака,
И сонно виснет с койки
Ленивая рука…

Мы увидели, что в палатке можно отдохнуть на койке, есть стол для работы. Автор описал внутреннее пространство палатки, или, другими словами, её интерьер. Слово «интерьер» заимствовано из французского языка и означает «архитектурно и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности».

Так как помещения имеют различное назначение – для жилья, отдыха, работы, учебы, спортивных соревнований, торжественных мероприятий, то и описывать их можно по-разному. Например, при деловом описании всё должно быть предельно точно, подробно в той степени, в которой это необходимо: размеры помещения, освещённость, обстановка, тип мебели, удобства. Такое описание уместно в объявлениях о продаже или обмене квартир, в документах по выполнению реставрационных работ.

А вот ещё пример. Послушайте описание рабочего кабинета Антона Павловича Чехова. «В кабинете особый интерес представляют предметы – свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных – в строго отведённое время с 12-ти до 3-х».

К какому типу речи и к какому стилю относится этот текст? Конечно, это деловое описание, так как даёт точную информацию о столе, который находится в кабинете писателя. В этом описании нет выраженного отношения к тому, что описывается. Но в художественном описании всё иначе. Описание комнаты, вещей, находящихся в ней, необходимо для того, чтобы раскрыть характер литературного героя, дать читателю представление о его образе жизни и выразить своё отношение к нему.

«На городской окраине, неподалёку от школы, была дешёвая кондитерская, где в соблазнительных ловушках прятались отравленные сладкие приманки… Стоя посреди лавки, ребята глазели на яства, что жуются с хрустом, и фантастические напитки, что проглатываются залпом. В голубовато-ледяной, колючей воде холодильного шкафа плыли, как по течению Нила, бутылки с шипучкой цвета спелой хурмы. Над ними, на стеклянных полках, штабелями высились имбирное, миндальное и шоколадное печенье, полукруглые вафли и зефир в шоколаде, белый сюрприз под чёрной маской. И всё это специально для того, чтобы обложило язык и прилипло нёбу. Дуг вытащил из кармана несколько монеток и кивнул приятелям. Один за другим, прижав носы к стеклу и затуманивая дыханием хрустальный шкаф, они стали выбирать сладкие сокровища».

Это фрагмент из романа Рэя Брэдбери «Лето, прощай» в переводе Елены Петровой. Мы видим, что в нём описывается кондитерская, в которую попали ребята. Как описание помещения помогает раскрыть эмоциональное состояние мальчишек? Посмотрите, автор, описывая сладости на стеклянных полках, придаёт им волшебные свойства. Они будто излучают сияние и обволакивают им ребят. А те, «прижав носы и затуманивая дыханием хрустальный шкаф», выбирают эти «сладкие приманки». И мы забываем о том, что перед нами «дешёвая кондитерская», где всё выглядит, скорее всего, не так волшебно. Чтобы создать представление о помещении, автору не обязательно перечислять все предметы, которые находятся в нём. Достаточно выделить самое существенное.

Писатель должен быть наблюдательным. Всё, что его удивило, заставило задуматься он записывает. Затем из этих фрагментарных записей и строится большой текст.

Чтобы описать помещение, необходимо внимательно его осмотреть, выделить те предметы, которые вам показались важными, описать их признаки. Какова структура описания?

Общее представление о помещении, доме, квартире;

Описание деталей;

Выводы, оценка.

Все наблюдения необходимо систематизировать. Во-первых, нужно уточнить тему и замысел предстоящего сочинения. Зачем вы описываете помещение? Это поможет найти свой подход к описанию.

Во-вторых, определившись с темой и идеей, отбрасываете то, что не имеет важного значения для осуществления вашего замысла описания. В-третьих, сгруппируете оставшийся материал так, чтобы широко и полно раскрыть тему. Если необходимо, составьте план сочинения.

Послушайте фрагмент из произведения Наринэ Абгарян «Манюня».

«Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире. Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская. Самую маленькую, пятнадцатиметровую, комнату моя сметливая мама превратила в кабинет, где располагалась наша домашняя библиотека. Там вдоль стен стояли стеллажи с книгами, под торшером с пузатеньким бежевым абажуром вальяжно раскинулось мамино любимое широкое кресло с клетчатым пледом на подлокотнике, а напротив немым укором моей совести возвышалось горячо ненавистное пианино “Weinbach”».

Итак, перед нами описание домашней библиотеки. Это художественное описание, так как автор, описывая комнату, передает свой отношение к вещам, находящимся в ней: «пузатенький бежевый абажур», «мамино любимое широкое кресло». Перед нами предстаёт тёплая и уютная комната. И только одна вещь вызывает чувство укора – это «ненавистное пианино», которое предназначалось для уроков музыки. По этому описанию комнаты мы можем охарактеризовать хозяев, их увлечения и занятия: они любят музыку, читают книги. И для этих занятий у них есть отдельная комната.

Мы видим, что предложения, составляющие описание, не изолированы, а связаны друг с другом. Предложения сцеплены последовательной связью. Каждое последующее предложение включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений: «квартире-квартире», «родительская и детская (подразумевается комната) – комната», «библиотека – там».

Таким образом, описывая интерьер, вы должны передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.

Теоретический материал для углубленного изучения

Ракурс – положение изображаемого предмета в перспективе, с резким укорочением удалённых от переднего плана частей.

Сюжет в изобразительном искусстве – любой объект предметного мира, взятый для изображения.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите вариант ответа.

«Это был маленький домик, когда – то пошатнувшийся и с тех пор стоявший в наклонном положении. Крыша у него была кривая, окна выбиты, нижние венцы согнулись. Русская печь на вид была хороша, пока мы её не затопили. Длинные чёрные скамейки стояли вдоль стен, в одном углу висела икона, и на её закоптелых досках чуть видно было чьё-то лицо. Каков бы он ни был, это был наш дом, и мы развязали узлы, набили сенники соломой, вставили стёкла и стали жить».

(В. Каверин «Два капитана»)

А) описание в официально-деловом стиле;

Б) описание в художественном стиле;

В) описание в разговорном стиле.

Разбор задания: это описание дома в художественном стиле, так как даёт яркое и образное представление о доме Автор не перечисляет предметы, которые находятся в доме, а описывает их.

Правильный ответ: Б.

Выбор элемента из выпадающего списка

Прочитайте предложение.

Моя семья жила в большой четырёхкомнатной кооперативной квартире.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением последовательной связью:

А) Кроме гостиной и кухни, в квартире имелись две спальни – родительская и детская.

Б) Кроме гостиной и кухни, у нас имелись две спальни – родительская и детская.

Разбор задания: вспоминаем, что между предложениями, соединёнными последовательной связью, должны быть скрепляющие слова. В данном случае предложение под буквой А) связано с первым словом «квартира» и раскрывает его содержание.

Правильный ответ: А.

Тема: «Сочинение-описание помещения»
Урок по развитию речи в 6 классе

Цели урока:

  • Повторить типы речи и виды сочинений-описаний.
  • 2. Формировать речевые умения, обогащать речь детей.

    3. Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,

    доброжелательное отношение к ответам и рассказам

    других ребят.

Зверева

Тамара Александровна

I.Повторение.
Какие вы знаете типы речи?

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Человек нашел слова для всего,

что обнаружено им во вселенной.

С.Л. Маршак.

?

2. Определите тип речи.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо

перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный

котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку

стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо.

Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
  • Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
  • (В.Осеева)

Повествование

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно

соединить людей, словом можно и разъединить их,

словом можно служить любви, словом же можно служить

вражде и ненависти. Берегись такого слова,

которое разъединяет людей.

(Л.Н.Толстой)

Рассуждение

Первый мороз

Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый

мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось

солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной

росой, такими светящимися узорами глянули из тёмного леса

ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей

земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу

королева-сосна.

Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин)

Описание

?

3. Что представляет собой такой тип речи, как описание?

Этот тип речи, который предполагает

одновременность изображаемых событий,

предметов, явлений, действий

?

4. Какие виды описательных текстов вы знаете?

Описание

природы

Описание

местности

Описание

предмета

Описание

состояния

Описание

животного

Описание

помещения

II. Изучение новой темы.

1. Особенности сочинения-описания помещения.

Основа описания –

перечень признаков этого помещения

и находящихся в нём предметов.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном.

Письменный стол. Два стула.

Диван-кровать. Книжная полка.

Карта полушарий.

Перечень предметов, находящихся в

помещении, может сопровождаться

указанием на их местоположение.

Небольшая, светлая комната

с одним, но широким окном. Перед

ним – письменный стол, рядом – два

стула. Слева – диван-кровать; справа,

в углу, — книжная полка; на стене –

карта полушарий.

Каждый предмет можно не только

назвать, но и описать.

Справа, в углу, — книжная полка.

Большую часть её занимают учебники

для 6 класса и книги о великих

музыкантах мира. Здесь же –

«Детский альбом» и «Времена года»

П.И.Чайковского, сборники песен.

Вывод.

Виды сочинений-описаний помещения

Краткое,

т. е. его можно

сжать, «свернуть»

Подробное,

т. е. его можно

распространить,

«развернуть»

2. Задание: внимательно посмотрите вокруг и опишите то место, где вы находитесь. Используйте слова – помощники.

ГДЕ ?

ЗДЕСЬ

ГДЕ-ТО

КОЕ-ГДЕ

ТУТ ЖЕ

ГДЕ ?

В ШКОЛЕ

В ЛЕСУ

В СЕЛЕ

В КАБИНЕТЕ

ГДЕ ?

СПРАВА

СЛЕВА

НАПРАВО

НАЛЕВО

НАПРОТИВ

ГДЕ ?

ОКОЛО НЕЕ

ВБЛИЗИ

НЕДАЛЕКО ОТ

ПОБЛИЗОСТИ

В НЕСКОЛЬКИХ

ШАГАХ

3. В художественном описании помещения

иногда используется приём очеловечивания вещей:

предметы обстановки изображаются как живые

существа, обладающие своим «лицом», своим «характером».

Задание: прочитайте тексты из упражнения 99.

?

Как вы думаете, чем они интересны?

III. Подготовка к написанию сочинения

1. Что такое интерьер?

Интерьер (из франц., «внутренний») —

внутреннее пространство здания.

общественный

(театр,

концертный зал)

жилой

Описывая интерьер, мы создаём

описание помещения.

При этом мы можем показать его красоту

или убожество, особенности самой

архитектуры, вкусы и интересы

хозяина помещения.

2. Словарная работа

Задание: вставьте пропущенные буквы

Комн…та

б…тарея (парового отопления)

порт…ера

д…ван

кр…вать

п…анино

т…левизор

т..лефон

п..лас

т..ршер

п…ртрет

к…ртина

к…мпьютер

а

а

ь

и

о

и

е

е

а

о

о

а

о

3. Знакомство с сочинением «Моя комната».

Внимательно послушайте, сделайте вывод: интересно ли оно?

Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с

окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с

телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню.

А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый

стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя

часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду.

А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель,

которая есть в нашей комнате.

?

  • Вам понравилось сочинение?
  • Почему?
  • Вы обратили внимание на глагол «стоит»?
  • Что ещё снижает качество работы?

4. Пример сочинения

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире.

Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое

окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила

мама, и они придают комнате особый уют.

В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на

котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване

читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный

столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим

столиком мы частенько играем в шахматы или шашки.

Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и

подарки наших родителей, сувениры, привезённые нами из других

городов.

В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях,

детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы.

Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем

уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой.

Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили

заняться рыбками.

В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой

телевизор.

Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя

любимая комната.

5. Задание: напишите сочинение, основную часть

которого должно составлять описание вашей

комнаты или любимого уголка вашей квартиры

в художественном стиле.

Если приём очеловечивания вещей вам по душе,

попробуйте использовать его в своём сочинении.

Описание помещения Проектная деятельность на уроках русского языка

Описание помещения Проектная деятельность на уроках русского языка

Описание помещения

Проектная деятельность на уроках русского языка.

Учитель русского языка и литературы
Адмакина Галина Степановна

Цель урока формируем с учащимися:

Цель урока формируем с учащимися:

Цель урока формируем с учащимися:
Вспомнить _ узнать — научиться

Цель урока (для учителя): Цели :

Цель урока (для учителя): Цели :

Цель урока (для учителя):

Цели :
Метапредметные:
1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, извлекать и
преобразовывать информацию (схемы, цепочка ключевых понятий).
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимо- и самоконтроль.
Предметные:
1.Закрепить представление об описании как типе речи, его функциональных особенностях.
2.Знать понятие интерьера , определять его роль в текстах художественных произведений.

Какие виды описания знаете? ( можно привести примеры текстов для установления типов описания) * описание человека, животного *описание предмета *пейзаж *описание комнаты (интерьер)

Какие виды описания знаете? ( можно привести примеры текстов для установления типов описания) * описание человека, животного *описание предмета *пейзаж *описание комнаты (интерьер)

Какие виды описания знаете?

( можно привести примеры текстов для установления типов описания)
* описание человека, животного
*описание предмета
*пейзаж
*описание комнаты (интерьер)

Интерьер – от французского — 1

Интерьер – от французского - 1

Интерьер – от французского —

1.Внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.
2.Картина, рисунок, изображающие внутреннее пространство помещения.

Описание помещения. 6 класс

Описание помещения. 6 класс

Эпиграф к уроку: Не дом красит хозяина, а человек дом

Эпиграф к уроку: Не дом красит хозяина, а человек дом

Эпиграф к уроку:

Не дом красит хозяина, а человек дом.
(Пословица)

Задания в учебнике: 1 №415. Прочитайте тексты, докажите, что словами можно показать как убогость, так и великолепие помещения

Задания в учебнике: 1 №415. Прочитайте тексты, докажите, что словами можно показать как убогость, так и великолепие помещения

Задания в учебнике:

1 №415. Прочитайте тексты, докажите, что словами можно показать как убогость, так и великолепие помещения.
2. №404. Что говорит о вкусах хозяина комнаты и его интересах?
3.№408.Выписать из текста слова со значением местонахождения предметов.

Работа в парах.

Работа в парах.

Работа в парах.

Какие пословицы и поговорки о доме знаете вы?

Какие пословицы и поговорки о доме знаете вы?

Какие пословицы и поговорки о доме знаете вы?

Работа в группах.

Например, следующие пословицы: *Мой дом – моя крепость

Например, следующие пословицы: *Мой дом – моя крепость

Например, следующие пословицы:

*Мой дом – моя крепость.
*Дома — как хочу, а в людях – как велят.
*Всё в дом.
*Всякий кулик своё болото хвалит.
*В гостях хорошо, а дома лучше.
*Дом – полная чаша.
*Без хозяина дом – сирота.
*И стены в доме помогают.
*Не красна изба углами, а красна пирогами.
Все дороги ведут к дому.

Какие загадки содержат понятие «дом»?

Какие загадки содержат понятие «дом»?

Какие загадки содержат понятие «дом»?

Работа в группах.

Например, такие загадки *Там дети знанья получают,

Например, такие загадки *Там дети знанья получают,

Например, такие загадки

*Там дети знанья получают,
Они там пишут и читают,
Решают уравнения, задачи,
А оттого умнеют, значит. (Школа)
*Без окон , без дверей,
Полна горница людей. (Огурец, арбуз)
*Я и дома, и не дома,
Между небом и землёй. (Балкон)

Загадки: *В нашем доме под окошком

Загадки: *В нашем доме под окошком

Загадки:

*В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка,
Не поёт и не играет – она дом обогревает! (Батарея)
*В поле появился дом.
Поселились звери в нём
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик…? (Теремок)

Подберём синонимы (кто больше?)

Подберём синонимы (кто больше?)

Подберём синонимы (кто больше?)

Дом-…?

Физминутка Повторяем движения за ёлочкой:

Физминутка Повторяем движения за ёлочкой:

Физминутка

Повторяем движения за ёлочкой:

Литературная игра «Кто в теремочке живёт?»

Литературная игра «Кто в теремочке живёт?»

Литературная игра «Кто в теремочке живёт?»

Работа в группах.

Текст 1: Стоит терем, теремок, теремок,

Текст 1: Стоит терем, теремок, теремок,

Текст 1:

Стоит терем, теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок…

(???)

Текст 2: …Оглянувшись , мы увидели котёл, висевший над очагом : очаг стоял у входа в пещеру

Текст 2: …Оглянувшись , мы увидели котёл, висевший над очагом : очаг стоял у входа в пещеру

Текст 2:

…Оглянувшись , мы увидели котёл, висевший над очагом : очаг стоял у входа в пещеру. Но не хватило у нас сил снять котёл. Решили мы хоть огонь развести, нарубить дров. На земле лежал топор. Нас было семеро, но мы не могли его поднять.
??? (Из нартского эпоса)

Текст 3: …Вот в светлице стол накрыт

Текст 3: …Вот в светлице стол накрыт

Текст 3:

…Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
??? В.А.Жуковский

Текст 4: Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах…

Текст 4: Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах…

Текст 4:

Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намёки остались только в песнях да в народных думах….
Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, неводы и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами.
??? Н.В.Гоголь

Текст 5: . …??? отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх…

Текст 5: . …??? отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх…

Текст 5:

. …??? отвели над кухней коморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам …, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся…
(автор И.С.Тургенев)

Текст 6: А он знал много потому, что читал разные книги

Текст 6: А он знал много потому, что читал разные книги

Текст 6:

А он знал много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг он сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в черный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
??? ( автор Н.Носов)

Текст 7: И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик

Текст 7: И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик

Текст 7:

И вдруг на одной из крыш он действительно увидел домик. Очень симпатичный с зелеными ставенками и маленьким крылечком. Малышу захотелось как можно скорее войти в этот домик и своими глазами увидеть все паровые машины и все картины с изображением петухов, да и вообще все, что там находилось.В домике было очень уютно. Это малыш сразу заметил: красный деревянный диванчик, который стоял у стены. Кроме деревянного диванчика, в комнате стоял верстак, служивший также и столом, шкаф, два стула и камин с железной решеткой, и таганком, но паровой машины пока что-то не было видно.
— ??? (автор А.Линдгрен)

Ответы к текстам: 1 текст – из русской народной сказки 2 текст — «Как

Ответы к текстам: 1 текст – из русской народной сказки 2 текст - «Как

Ответы к текстам:

1 текст – из русской народной сказки
2 текст — «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
3 текст – из баллады «Светлана»
4 текст – «Тарас Бульба»
5 текст – «Муму»
6 текст – «Незнайка и его друзья»
7 текст «Малыш и Карлсон»

Вопросы к исследуемым текстам: 1

Вопросы к исследуемым текстам: 1

Вопросы к исследуемым текстам:

1.В каком тексте нет интерьерного описания?
2.В каких текстах даётся характеристика через интерьер?

Ответы к вопросам исследуемых текстов: *

Ответы к вопросам исследуемых текстов: *

Ответы к вопросам исследуемых текстов:

* В тексте 1 нет интерьера, а дан только размер.
В тексте 3 ,балладе «Светлана» ,дан интерьер, который не характеризует живущих там людей, но указывает на их следующие действия – гаданье.

Разверните описание эпитетами

Разверните описание эпитетами

Разверните описание эпитетами . Кто больше?:

Краткое описание.
 
Кабинет.
Три ряда парт.
Три окна.
Учительский стол.
Классная доска.
Интерактивная доска.
Книжные шкафы.
Стенды.
Зеркала.
 

Развернутое описание.
 

Рефлексия: Что повторили? Что узнали нового?

Рефлексия: Что повторили? Что узнали нового?

Рефлексия:

Что повторили? Что узнали нового? Чему научились?

Домашнее задание. 1.Творческая работа

Домашнее задание. 1.Творческая работа

Домашнее задание.

1.Творческая работа .
Напишите, что бы вы добавили в интерьер кабинета и с какой целью?
или
2. Выпишите из любого текста описание места
Или
3. Создайте проект « Интерьер кабинета в школе будущего» времени».

Спасибо за урок.

Спасибо за урок.

Спасибо за урок.

  • Урок в 5 классе сочинение по картине грабаря зимнее утро
  • Урок в 5 классе сочинение памятный день
  • Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос
  • Урок а с пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях события и герои
  • Уродливый кот черноречин рассказ