Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос

Поделитесь с коллегами: сочинение - описание по картине аркадия александровича пластова летом эпиграф смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита,

Поделитесь с коллегами:

Сочинение — описание

по картине Аркадия Александровича Пластова «Летом»

Эпиграф

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!

Войдём и сядем над корнями

Дерев, поимых родником, —

Там, где, обвеянный их мглами,

Он шепчет в сумраке немом.

Над нами бредят их вершины,

В полдневный зной погружены,

И лишь порою крик орлиный

До нас доходит с вышины.

Ф.И. Тютчев

Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

Лето — это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают не только художники в своих картинах, но и поэты. Прочитаем стихи о лете русских поэтов.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Ф.И. Тютчев.

Как здесь свежо под липою густою —

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал

А там, вдали, сверкает воздух жгучий

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко — слух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющий природы,

Волнистые проходят облака.

А.А. Фет.

Словарная работа

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание тип речи. Основная черта описания — одновременность действий, явлений, признаков. .Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

Слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) — выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником.

В 1945 году Пластов написал одну замечательную, полную жизнеутверждающей энергии, картину «Сенокос» — естественность бытия победить невозможно: солнце продолжает светить, травы — расти, а люди все также занимаются повседневными делами.

Аркадий Александрович создал огромное количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

Не осталась без внимания тема Великой Отечественной войны. Художник раскрыл всю глубину трагедии народа, когда происходит посягательство на все, что касается естественности бытия, его священных законов, и показал несокрушимость этих законов, крепость народного жизненного начала.

Любимые герои Пластова — деревенские ребятишки — присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето — время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.

Беседа по картине (вопросы учебника упражнение №106)

  1. Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

  2. Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

  1. Рассмотрим картину более внимательно. Опишите всех, кого изобразил художник.

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

  1. Почему, по-вашему, художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

5. Опишите девочку.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

6. Что можно сказать о собаке?

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

  1. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

  1. Как показал художник, что стоит солнечный, тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

  1. Какие цвета использовал художник для изображения летнего дня?

Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.

Стихотворение-воспоминание о детстве оставил нам, читателям, поэт Роберт Рождественский:

Помню:

В том лесу

росла клубника.

Нежная,

прохладная

росла.

Ягоды двоились,

наплывали,

в зелень зарывались от жары.

Медленно

качали

головами

солнечные

сочные

шары.

Справа.

Слева.

Всюду!

Повсеместно!

Дальше убегали —

под кусты…

Чёрные жуки

тяжеловесно

плюхались на жёлтые цветы.

Сосны поднимались к небу косо,

солнце било

зло и горячо.

Лёгкие глазастые стрекозы

опускались на моё плечо…

Лексическая работа. Составление словосочетаний.

Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.

Работа над составлением плана

1. Слово о художнике.

2. Описание картины:

а) люди и собака;
б) корзины, кувшин;
в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

Написание сочинения

АННОТАЦИЯ. Данная работа предназначена для учащихся 5 класса. Тип урока – урок развивающего контроля. Для достижения планируемых результатов используются технологии здоровьесбережения (физминутка и смена видов деятельности), дифференцированного обучения В.В. Фирсова, медиасредства.Урок построен в соответствии с требования ФГОС. Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для всех этапов урока. Была обеспечена логическая связь между ними.

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, жизненного опыта обучающихся (эстетическое восприятие художественных произведений, чувство прекрасного, чувство любви к Родине, родной природе); формирование интереса к учению.

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, самоконтроль,  самокоррекция.

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии; формирование  умения «читать» картину.

Коммуникативные: формирование умений строить текст – описание, выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Предметные: формирование умений отбирать и систематизировать материал для написания сочинения-описания пейзажа, создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы при письме.

Технологии: дифференцированного обучения, здоровьесбережения.

Виды деятельности: работа над созданием текста, написание  текста-описания по алгоритму,  выполнения задания при консультативной помощи учителя.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

УМК: Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Этап урока/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Результат

I. Организа-ция начала урока. 

Стимулировать деятельность учащихся.

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку

Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.

Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.

Подготовка к работе

Личностные:

смысло-

образование

Включение в активную учебную

деятельность

II. Создание эмоционального фона урока

Включение  учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Настраивает учеников на успешную работу. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Звучит музыка (Чайковский «Времена года. Июнь. Баркарола» )

-Начать сегодняшний урок мне хочется строчками стихотворения Ф. И Тютчева.

Смотри, как роща зеленеет, 
Палящим солнцем облита, 
А в ней — какою негой веет 
От каждой ветки и листа! 
                    Войдем и сядем над корнями 
                    Дерев, поимых родником,- 
                    Там, где, обвеянный их мглами, 
                    Он шепчет в сумраке немом. 
Над нами бредят их вершины, 
В полдневный зной погружены, 
И лишь порою крик орлиный 
До нас доходит с вышины… 

— О каком времени года рассказал поэт?

— Какую картину вы представили?

 — А каким чувством проникнуто стихотворение?

— Поэт восхищается красотой лета. Лето — время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди.

— Как вы думаете, как связаны эти стихи с темой сегодняшнего урока? О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова, которая так и называется «Летом». 

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Отвечают на вопросы учителя.

(Восторгом).

(О лете)

Записывают в тетрадь тему урока  (слайд №1).

Регулятивные: волевая саморегуляция; постановка учебной задачи; определение последовательности действий;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение сотрудничать, анализировать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III. Актуали-зация знаний.

Повторение  изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуаль-ной деятельно-сти каждого учащегося

Организует беседу по уточнению и конкретизации остаточных знаний

Работа по вопросам:

— Какие типы речи вы знаете? Чтобы рассказать о картине, какой тип речи более уместен?

— Чем описание отличается от других типов речи?

— Какова цель описания?

— Что вы знаете о композиции описания?

-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя.

Описание – это ……..

Цель описания — увидеть предмет описания, представить его в своем сознании.

Композиция описания:

1.Общее представление о предмете.

2.Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №2)

Регулятивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Предметные:

извлечение необходимой информации;

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать

IV. Постанов-ка учебной задачи

Формулирование  задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

— Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока

— Как вы узнаете, что мы достигли цели?

Ученики самостоятельно формулируют цель урока

Составляют предложения:

Я хочу…

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу…

(слайд №3)

Планирование учащимися спосо-бов достижения намеченной цели

Определение критериев достижения цели

Регулятивные: определение последовательности действий; целеполагание, планирование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

V. Построение проекта выхода из затруднения.  Организация подготовки восприятия картины

Построение  проекта выхода из создавшейся ситуации

Организует осмысление учебной информации

2. Беседа по картине «Летом».

-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?

А сейчас мы проверим, насколько вы внимательные.

В лес иду пустым — пусто,

а из лесу густым — густо.

                                                  (корзина с грибами)

Что за кустик у дорожки –

Белые цветочки –

Растопырил, как ладошки,

Листики – листочки,

Прячет ягоды тайком

Под тройняшкой, под листком?

Так и гнётся над поляной

Стебель с ягодкой румяной,

А пониже, рядом с ней,

Две другие покрупнее …
                                                              (земляника)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил –

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен…
                                                                (черника)

Мох не мох, в лесу перинка,

На перинке не малинка

И пригожа, и красна

Разрумянилась со сна…

                                                                      (клюква)

Красненька Матрёшка,

Беленько сердечко.
                                                                      (малина)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.
                                                                       (пчела)

Ниток много – много,

А в клубок не смотает,

Одежды себе не шьёт,

А ткань всегда ткёт.
                                                        (паук и паутина)

-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович  Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения

-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?

-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.

-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?

-Какие они?

-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?

-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?

-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?

-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

3. Понятие о цветовой гамме картины

-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?

-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?

 Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. Синий, зеленый, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Они вызывают чувство грусти и печали (слайд №15).

-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие  природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.

-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?

Воспринимают информацию, обнаруживают первичное понимание.

1. Слово о Мастере

(сообщение подготовленным учеником сведений о художнике)

(Слайд 4 — слайд 13)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя.

(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).

Познавательные:

 — анализ с целью выделения главных признаков;

— умение струк-турировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные:

взаимодей-ствие со сверстниками, обоснование своего мнения.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение преобразовывать информацию, анализировать, систематизиро-вать.

Изучение  искусствоведческой терминологии

VI. Работа над синонимами, изобразительными средствами (работа в группах)

Активизация  творческой деятельности учащихся

Консультирует. Организовать мотивацию детей к осуществлению деятельности с использованием запланированных способов действий.  Организует групповую работу учащихся

1. -Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.

-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

2. Подберите как можно больше синонимов к словам  художник и картина

3. Словарная работа (труд. в орф. плане слова):

Тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану

Наиболее удачные из составленных группами словосочетаний и предложений записываются.

Оценивают работу каждого члена группы (лист оценивания)

Вставляют пропущенные буквы (каждому обучающемуся выдается карточка с напечатанными словосочетаниями) Обосновывают выбор написания

Взаимопроверка по эталону (слайд 15) работы каждого члена группы (лист оценивания)

Предметные:

— анализ с целью выделе-ния главных признаков;

— умение стру-ктурировать знания

— осуществле-ние поиска и выделение конкретной информации

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с заданием учителя

Умение работать  в группе

Обогащение  словарного запаса

VII. Сбор и систематизации материала по картине (работа в группах)

Систематизация  знаний

Организует групповую творческую работу учащихся

Результаты работы групп выводит на экран или доску

Организует взаимопроверку

Групповая    работа по решению практических задач

Подберите словосочетания с прилагательными (причастиями), наиболее точно передающие увиденное на картине

Щедрые дары природы. Передний план слева.(слайд 16)-1 группа

Кувшин – ……

Корзина – ……

Ведро – …….

Трава – ……

Герои полотна. Передний план справа.(слайд 17)-2 группа

Девочка – …….

Женщина – …….

Собака – ……..

Задний план.(слайд 18)- 3 группа

Поляна – …….

Берёзки – ……..

Лес – ……..

Пень – ………

Осуществляют взаимопроверку (лист оценивания)

Личностные:

развитие интереса к изучению русского языка; развитие навыков сотрудничества со сверстника-ми при работе в группах

Познавательные:

 уметь ориенти-роваться в своей системе знаний, отли-чать новое от уже известного; уметь сравнивать, устанавливать аналогии

Регулятивные:  способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, плани-ровать свои действия в соответствии с поставленной задачей .

формирование умения «читать» картину, отбирать и систематизиро-вать соответствующий материал

VIII.

Динамичес-кая пауза

Смена вида деятельности

Организует динамическую паузу

Выполняют упражнения, способствующие снятию усталости, профилактике перенапряжения

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Снятие напряжения

IX. Состав-ление плана сочинения

Создание плана сочинения-описания

Побуждает к составлению плана

Составляют план сочинения (слайд №19).

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, обоснование своего мнения.

Построение  плана

X.Устное описание картины

Применение нового знания

Побуждает к высказыванию своего мнения

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Зачитывают свои варианты сочинений (1-2 сильных ученика).

Приложение №2

Коммуникативные: высказывание своего мнения

Создание  устного высказывания

XI. Дифферен-цированная самостоятельная работа учащихся

Создание  осмысленного связного письменного высказывания

Формирует  успешную ситуацию

— Оцените, насколько вы готовы к самостоятельной работе над сочинением.

     Кто не испытывает никаких затруднений, тот  может приступать к работе. Не забывайте следовать плану.

    Если вы несколько не уверены в своих силах, то я вам могу оказать помощь. В моем листе – «помощнике» вы найдете вступление и заключение, вам необходимо написать только основную часть.

      Если вы испытываете серьезные затруднения, то в моем листе — «помощнике»  вы найдете текст сочинения, где вы сможете поработать над подбором подходящиех по смыслу имен прилагательных и эпитетов.

Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.

Самоконтроль.

Самостоятельная работа по эталону для затрудняющихся учеников

Регулятивные: выполнение учебного действия

Умение рабо-тать самосто-ятельно по плану, сопос-тавлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность

Создание  осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразитель-но-вырази-тельные средства языка

XII.

Рефлексия

Соотнести  запланирован-ные и достигнутые результаты.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями

— Какая была тема урока?

— Какая цель урока?

— Ответьте себе каждый на вопрос: «А добился я, чего хотел?»

— Получил необходимые знания?

— Как вы это определили?

— Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

Самостоятельно  оценивают свою работу на уроке и тот материал, который изучили на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности,

самооценка результатов своей деятель-ности на уроке

Анализ достижения цели.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность

XIII. Задание на дом.

Объяснение домашнего задания. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выбирают  задания соответствующего уровня, ориентируясь на рекомендации учителя  самооценку.

Предметные: умение при-менять знания в новой ситуации

Личностные:

способность самооценки

Регулятивные:  осуществлять самоконтроль

Умение

объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Тема: ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ А. А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»

Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения описательного характера по картине А.А. Пластова «Летом»;

  • обогатить речь учеников словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника;

  • способствовать формированию чувства любви и уважения к родной природе; а также интереса к русской живописи и внимательному отношению к выбору слов.

Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Летом» (презентация PowerPoint).

«Кто не любит родную природу — тот не знает народной души!» (Н. Рыленков)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.

  1. Словарная работа

Пейзаж жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа.

Описание — тип речи. Основная черта описания – одновременность действий, явлений, признаков. Описание имеет определённую композицию: общее впечатление, описание деталей, частей целого, отношение к тому, что описывал. Объектом описания может быть природа, человек, животное, предмет, помещение, архитектурное сооружение, памятник.

Описание природы…Сегодня об этом мы и поговорим.

  1. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.

Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. Закончив училище живописи в Москве, Пластов возвращается в родную деревню. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

Аркадий Александрович с юности мечтал стать живописцем, поэтому сразу же после возвращения на родину он стал профессионально заниматься художественной деятельностью. Когда же художника постигло несчастье: сгорел дом, где погибли все созданные им картины, он не сложил рук и не бросил кисть. Он начал писать с удвоенной силой. За свою жизнь Пластов создал 10 000 полотен! Многие из них хранятся в самых известных музеях страны. Пластов-признанный мастер при жизни. Он награжден двумя орденами и множеством медалей. На родине все любили и ценили художника, поэтому после его смерти, 12 мая 1972года, стали отмечать дни памяти Пластова вПрислонихе и даже в Москве. А в Ульяновске в его честь названа улица и поставлен памятник.

Пластов был современником наших бабушек, дедушек и родителей, поэтому герои его картин-взрослые и дети недавнего прошлого. Все картины художника наполнены теплом, душевной чистотой, любовью к человеку, к родной природе, родному краю. Через живопись он сумел показать тонкие и глубокие чувства и переживания людей. В его работах отражены испытания народа вво время Великой Отечественной войны,патриотический труд женщин, стариков и детей в неспокойное время, а также праздники и быт русской деревни.

Сюжеты Пластова просты. Он умело находит поэзию и символику в самых обычных сценах крестьянской жизни.Аркадий Александрович создал огромное количество великолепных произведений, в числе которых несколько сот портретов, персонажами которых были, в основном, односельчане мастера.

«Сенокос» создан в 1945 году, в первое мирное лето. Еще не вернулись мужчины с фронта – вот почему вышли в поле с косами в руках старики, подросток, молодая женщина. Это произведение получило Государственную премию. В многоцветье полевых трав, белизне берез, синеве дальнего леса-счастье мирного труда. Пластов говорил: «Когда я писал эту картину, все думал: ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся – смерть кончилась, началась жизнь».

«Ужин трактористов», написанная в 1951 году, получила признание и в 1958 году была отмечена золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. А в 1961 году автор повторил ее для Третьяковской галереи. Трактористы ужинают. Картина дышит покоем, и этот покой особенно ощутим по контрасту с непрерывной и трудной работой за рычагами трактора. Трактористы лежат на траве. Коротки мгновения их отдыха, работает двигатель, запах земли и травы мешается с запахом солярки и нагретого металла. Тем благодарнее люди принимают покой, молоко и хлеб. Трактор лишь присутствует на полотне. Все внимание отдано людям. Мужчина в военной фуражке наверняка помнит о закончившейся 6 лет назад войне. Его помощник только учится водить трактор, для него это лето необычно — он впервые в поле за плугом. Девочка – школьница кормит их старательно и степенно, явно подражая матери за домашним столом.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне («Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.

Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. Картина «Летом» написана в 1954 году. Аркадий Александрович воспел в ней богатство и щедрость родной земли, простых людей, отдыхающих после сбора грибов и ягод.

  1. Беседа по картине «Летом».

— Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

Посмотрите, как изобразил лето художник А.А. Пластов на картине «Летом». Что привлекло ваше внимание?

— Что прежде всего привлекает внимание?

Яркая, солнечная опушка леса. Отдыхают девочка и женщина. Корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. Сразу бросаются в глаза красная косынка на голове у девочки и зелёная трава.

— Рассмотрим картину более внимательно. Кого изобразил художник? Опишите их.

На картине мы видим грибников, расположившихся на отдых. Женщина в синем платье очень устала, собирая грибы и ягоды. Она прилегла на траву, закрыв лицо натруженной рукой, и уснула.

— Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?

Руки у женщины загорелые, сильные. Видно, что она много работает. Художник хотел показать нам труженицу.

— Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.

Девочка сидит на траве, она босая, ножки её тоже устали бродить по лесу.

На ней белое платье и яркая красная косынка. Девочка рада отдыху, но руки её продолжают работать: она обрывает ягоды с сорванной ветки и кладёт их в кружку. Лицо у неё загорелое.

— Что в наряде девочки особенно бросается в глаза?

— Что можно сказать о лице девочки?

— Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?

Собака верно служит хозяевам. Ей очень жарко. Она тоже не прочь отдохнуть в тени деревьев, положив голову на лапы.

— Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?

Грибники расположились на красивой полянке среди сочной изумрудной травы, в которой пестреют скромные полевые цветы. Тень кудрявых белоствольных берёз прячет грибников от знойного солнца.

— Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?

Стоит знойный день. На солнце ослепительно блестит листва деревьев. Листья не шевелятся, полное безветрие. Летний воздух дышит ароматом трав. Пахнет спелой душистой малиной. Трава высокая, сочная. Хочется лежать в густой траве и смотреть на вершины берёз, на высокое чистое небо.

— Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?

Зеленый, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.

— Какие краски преобладают в картине?

  1. Слово учителя о цветовой гамме картины.

С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.

— Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?

  1. Лексическая работа

Ослепительное солнце, изумрудная трава, яркие краски, зелёная цветочная поляна, глиняный кувшин, фиолетовые и жёлтые хрупкие сыроежки, оранжевые лисички, белоствольные берёзы.

Физминутка

  1. Работа над составлением плана

  2. Составление плана сочинения.

Обращаем внимание на то, что учащимся предлагается на-писать не сочинение — описание картины, а сочинение по кар-тине. Они должны переработать материал, который даёт им полотно А. Пластова, в повествовательный текст с элемента-ми описания. Исходя из этого и формируется план сочинения. Учитель может предложить слабоуспевающим ученикам ис-пользовать опорные конструкции.

План сочинения

Опорные конструкции

I. Вступление.

Автор картины «Летом» А. Пла-

Мастерство художника в изо-

стов умело изображает

Когда

бражении летнего дня и отды-

мы смотрим на эту картину

хающих грибников

Живо представляется, как герои

II. Основная часть.

Ранним утром отправились

Не-

1. Раннее начало дня. Сбор

легко было пробираться по лесу

грибов и ягод. Описание кор-

Корзина и ведро доверху наполни-

зины и ведра с грибами, кув-

лись

В кувшин собирали

Те-

шина с ягодами

перь можно было возвращаться

домой, но

2. Грибники на отдыхе:

вышли из леса и остановились

— тенистое место под берёза-

на……поляне,заросшей Грибни-

ми на поляне, густая трава;

ки расположились

Уставшая

— сон уставшей матери;

от

груза и пути женщина

— девочка наполняет ягодами

Девочка в платке и…… платьице

кружку;

не спит, она

Рядом с девочкой

— верный пёс охраняет свою

После отдыха

хозяйку

III. Заключение.

Художник любуется

Общее впечатление от картины

Нам передаётся настроение

9. Письменное сочинение.

  1. Написание чернового варианта работы.

  1. Работа с памяткой «Как работать над сочинением» (с. 170): пункты 3, 4, корректировка написанного.

  2. Редактирование написанного текста

  3. Подведение итогов работы

Сегодняшний урок не прошел для нас даром: мы узнали много интересного и полезного из жизни русского художника Аркадия Александровича Пластова, а главное — познакомились с его полотнами. Это нам обязательно поможет при написании сочинения-описания картины «Летом».

Вооружайся терпением и вниманием к родной природе, к человеку и выходи читать увлекательную книгу под названием «Жизнь» так, как умел читать ее Аркадий Александрович Пластов.

Как мне жалко людей, про которых

Говорят, что угрюмый их глаз

Видит лишь водоемы в озерах,

А в лесу древесины запас;

Кто не может с речушкой сдружиться,

Не заплачет навзрыд с куликом,

Кто не знает как пахнет душица

На поемном лугу вечерком…

Пей же всласть родниковую воду,

Росной свежестью луга дыши,

Кто не любит родную природу-

Тот не знает народной души!

  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание. Дописать сочинение

Пластов картина Летом

Описание по картине советского художника Аркадия Пластова «Летом». В конце сочинение для 5 класса школы.

Автор картины «Летом» А. А. Пластов

Автором картины является знаменитый советский художник Аркадий Александрович Пластов (1893-1972). За свою творческую деятельность стал лауреатом Ленинской премии, Сталинской премии первой степени. Наиболее известными работами Пластова являются «Фашист пролетел», «Сенокос», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Весна» и многие другие. Одной из самых известных в творчестве Пластова стала и картина «Летом», по которой сегодня пишут сочинения в школе.

Пластов Летом описание

Картина была написана в 1954 году.

На картине изображена жанровая сценка в лесу. Бабушка и внучка после похода за грибами отдыхают на зелёной полянке. Они присели в теньке возле двух берёз. Взрослая женщина сильно утомилась и решила прилечь, подремать на свежем воздухе, под шум листвы и стрекот кузнечиков. Девочка ещё очень молода и полна сил. Поход за грибами для неё не такое уж и тяжёлое занятие. Поэтому она продолжает собирать ягоды в металлическую кружку.

Пластов Летом фрагмент картины

Рядом с девочкой лежит собака. На улице стоит жаркий солнечный день, потому собаку, которая набегалась за полдня, тоже клонит в сон. Дурманящие запахи полевых трав и цветов уводят их в спокойную негу.

Рядом с грибниками стоят две полные корзины. Поход оказался удачным. Белая корзина побольше и тёмная корзинка поменьше заполнены грибами доверху. Грибники завершили свой поход и готовятся идти обратно домой. Но перед тем, как возвратиться в деревню, они решили немного отдохнуть и подкрепиться. Рядом с ними стоит кувшин, в котором, по всей видимости, была вода или другое питьё.

Платье на старой женщине тёмно-синее, а вот девочка на картине выглядит как лучик света, как самый красивый цветочек на этой поляне. Она ярко выделяется из всего окружения, и сразу становится понятно, что Аркадий Пластов именно девушку сделал главной героиней картины. На ней длинный белый сарафан и красный платочек. Выражение лица её сосредоточенное. Может показаться, что девочка грустит, собирая с веточки ягоды, но на самом деле она также отдыхает и пытается не разбудить свою бабушку, которой необходимо поспать, чтобы набраться сил. Быть может, в этот момент она мечтает побыстрее вернуться домой, в деревню, встретить своих подружек и заняться своими привычными детскими играми.

Картина очень атмосферная. Аркадий Пластов удивительным образом передал тишину и спокойствие солнечного летнего денька, где под сенью берёз отдыхают деревенские жители. Художник с большим вниманием отнёсся к каждой детали на картине. На заднем плане тёмная полоса леса. Именно там растут эти чудные и вкусные грибы, две корзинки которых теперь стоят рядом с отдыхающими. Зелёная цветущая поляна ярко освещена слепящим солнцем. В тени берёз прохладно и свежо. Женщина и девочка могут здесь снять усталость и отдохнуть от палящей жары.

Картина Пластова «Летом» план сочинения 5 класс

  1. Автор картины
  2. Передний план
  3. Задний план
  4. Мои впечатления

Пластов Летом сочинение 5 класс

Картину «Летом» написал известный советский живописец Аркадий Александрович Пластов. Художник за свою жизнь написал немало замечательных картин, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского искусства. Одной из самых известных работ мастера является и та картина, которую мы рассматриваем здесь.

На переднем плане картины находятся женщина, девочка и собака. Центральным героем картины является девочка. Она одета в белоснежный сарафан и ярко-красный платок. На зелёной цветущей полянке она сама выглядит как цветочек. Девочка собирает с веточки ягоды и собирает их в кружку.

Позади девочки дремлет женщина в тёмно-синем платье. По всей видимости, это её бабушка, с которой они вместе пошли за грибами. По левую руку от девушки спит уставший пёс.

Бабушка с внучкой удачно сходили в лес за грибами. Обе корзинки заполнены доверху. Перед возвращением домой, грибники решили отдохнуть, подкрепиться и поспать. Рядом с грибниками стоит кувшин, в котором была вода. Они присели в тени деревьев, где прохладно и приятно обдувает ветерком. От приятной неги клонит в сон, но у девочки в её годы ещё много сил, потому она единственная продолжает бодрствовать.

Задний план картины — это красивейшая русская природа. Лесной пейзаж ярким летним днём. Деревенские жители сидят в тени берёз, а вот дальше можно увидеть, как разыгрался солнечный день. Поляна ярко освещена солнцем, так что можно самому почувствовать приятный знойный денёк, который пробуждает всё живое вокруг и благоухает запахами полевых трав. За поляной — тёмная стена леса, в котором царит полумрак, прохлада, растут грибы и поспевают ягоды.

Картина вызывает ощущение спокойствия, умиротворения. Такой простой сценкой Аркадию Пластову удалось передать невероятную красоту русского леса, всё очарование деревенской обыденной жизни. Обычный поход за грибами здесь изображён так живо и с таким чувством, что можно ощутить сам дух летнего леса.

Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос

Разработки

 / 
Русский язык

 / 
Уроки

 / 
5 класс

 /  Урок русского языка по развитию речи в 5 классе на тему: «Ах, лето красное…» (Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»)

20210413 vu tg sbscrb2

Правильно организовать подготовку к сочинению — значит видеть связь с единой системой развития речи учащихся. В основе лежат знания о тексте, стилях и типах речи. Эти знания и помогают формировать умения и навыки, необходимые для написания сочинения.

Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос

Урок русского языка по развитию речи в 5 классе

на тему: «Ах, лето красное…» (Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом»)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

— создавать устный рассказ по картине и письменный текст-описание пейзажа с опорой на зрительные образы;

— подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

— редактировать собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации;

— развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

— воспитывать любовь к родной природе;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

— способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей;

— формировать умение строить речевое высказывание;

— формировать умение составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

— овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

— умение извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);

— преобразовывать информацию (из репродукции, слова в связное высказывание);

— формирование информационной компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

— учить постановке цели работы;

— учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Примечание:

1. Варианты начала и финала сочинения-описания в форме карточек раздаются каждому ученику.
2. Таблицы для сбора рабочих материалов раздаются каждому ученику.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Организационный момент.

Приветственное слово. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Обращаем внимание на картины. Какое настроение они создают вам?

99756301 199756301 2

И.Левитан «Васильки» И.Шишкин «Цветы у забора»

Воспитание чувства прекрасного, получение эстетического удовольствия от созерцания картины, настрой на душевность и комфорт в работе

1.Фонетическая зарядка.

Мы на уроке работаем со звучащим русским словом. Как всегда, сегодня без фонетической зарядки нам не обойтись. Послушаем звучание русской речи.

1 группа учеников (хором):

«Мимоза»

С мохнатой мимозой зима обнималась,

Мимоза смутилась, сморщилась, смялась.

Махая мантильей морозец смеялся,

И маленький кустик мимозы сломался.

(В. Брюсов.)

2 группа учеников (хором):

«Песенка синичья»

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в воду глядится.

Чистой водицы синица напьётся,

Славно сегодня звенится, поётся.

(М. Бородицкая.)

3 группа учеников (хором):

«Песенка грачиная»

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать нам пора

Для укрепления пера»

( М. Бородицкая.)

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

99756301 3

А.А.Пластов «Летом»

99756301 4

А.А. Пластов «Тройка»

99756301 5

А.А. Пластов «Сенокос»

2. Введение в тему урока (мотивация)

3. Рассматривание картины

4.Беседа по картине.

Чтение стихотворения А.С. Пушкина

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Звучит песенка из м/ф «Дед Мороз и лето» Сл. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова

Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком…

На экран проецируются репродукции картин великих художников, среди которых — полотно И.И. Пластова «Летом».

Краткая подводящая к теме беседа.

– Что вы сейчас увидели на картине? (лес, полянка, летний день)

– Как называется изображение природы на картине? (пейзаж)

(Отвечает подготовленный ученик)

Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность), жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображённая человеком природа. В пейзаже воспроизводятся реальные или воображаемые виды местностей. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных произведениях других жанров. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание.         

– Когда вы бываете в музее, вам предлагают не только посмотреть картины, но и рассказывают о них.

— Что вы можете услышать (узнать) в музее о картине?

(- Какой художник написал картину, название картины, что на ней изображено.)

Сегодня мы попробуем себя в роли экскурсоводов:

Первый ученик.

А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Проучившись в сельской школе, А.А. Пластов поступил в  Симбирское духовное училище. После училища решил получить художественное образование и уехал в Москву.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин и  А. М. Васнецов.

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работал с натуры, выступал с жанровыми картинами, хорошо знал быт деревни, любил людей.

Второй ученик.

Русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Его картина «Летом» передаёт неповторимость русской природы, жизнь простых людей, которые заняты своими обычными делами.

Третий ученик.

На картине «Летом» изображен пейзаж средней полосы России. А.А. Пластов пишет пожилую женщину, она от усталости прилегла в тень березок. Девочка, наверное, является ее внучкой. Можно предположить, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. Когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Четвертый ученик.

А.А. Пластов часто обращался к деревенской теме, так как знал жизнь крестьян и с симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах тесно связаны с природой. Мне кажется, что художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше всегда пожилые женщины и дети. Грибы и различные ягоды заготавливались на долгую и холодную зиму. Их приберегали для поста, когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть большими.

Пятый ученик.

От картины идёт спокойствие и мир. А.А. Пластов любил все времена года, но особенно лето, когда природа находится в полном расцвете. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов. Рядом ведёрко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Неподалеку — кувшин, полный ягод. Кувшин, конечно, тяжелый, зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

Шестой ученик.

На мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи. На ней светлый сарафанчик и ярко-алый платочек, она вытянула босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у неё на коленях. Ягоды так просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, поэтому не ест их, а кладёт следующую ягодку в кружку.

Седьмой ученик.

Глаза девочки опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платочка. Она настоящая труженица. К ней прижимается рыже-черный пес, он увязался с ними в лес. Свежий воздух и полная свобода, его беготня туда-сюда, громкий лай, видимо, утомили его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, глаза у пса прикрыты, но уши приподняты. Сквозь дрёму он вслушивается в непривычные звуки леса.

Восьмой ученик.

Позади девочки видна спящая женщина в темно-синем платье. Платье с длинными рукавами, и синий платок повязан очень плотно. По одежде можно предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Она заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут закрыть редкие листочки берез. Лесная мошкара не дает им покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, который образовали корни березок.

Девятый ученик.

На заднем плане — солнечная полянка, за ней начинается лес. На полянке глаза радуют разноцветные полевые, такие скромные цветы. Они всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией. Поэты не устают слагать стихи и песни их красоте. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка.

Десятый ученик.

Художник использует такие тона, что мы понимаем: сюжет происходит в августе. Высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобрела янтарный оттенок. Видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенёчек. Мы чувствуем терпкий запах нагретой солнцем травы, ощущаем на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Учитель предлагает письменно рассказать о картине. Рассказ наш будет называться сочинением. Ребята сами формулируют тему урока: Сочинение – описание по картине А.А. Пластова «Летом».

После того, как учащиеся внимательно прослушали зкскурсоводов, учитель задает вопросы:
– Какое впечатление производит на вас этот пейзаж? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на этот пейзаж, потому что он красочный и понятный.)
– Что привлекло особенно ваше внимание?
— Кого изобразил художник? Опишите их.
— Почему художник так отчетливо изобразил руки женщины? Какие они?
— Опишите девочку: её позу, что она делает, как одета.
— Что в наряде девочки бросается в глаза?
— Что можно сказать о лице девочки его выражении?
— Что вы можете сказать о собаке, изображенной на картине?
— Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
— Как показал художник, что стоит солнечный и тихий день?
— Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня?
— Как вы понимаете название этой картины? (Словом   пейзаж  подчёркнуто то, что на картине изображена природа)
— Как можно по-другому назвать этот пейзаж? («По грибы», «Летний денек»,«Летний день- год кормит».
— Ощущаете ли вы запах леса, травы?

— Нравится ли вам построение (композиция) пейзажа? (Да, это необычное, интересное построение картины: мы видим только природу, но и людей).
— Как вы думаете, какие люди живут в этой местности?

(-Здесь живут люди-труженики. Они любят природ, живут рядом с ней, дорожат ею).

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

99756301 6

А.А.Пластов «Родник»

5. Беседа по искусствоведческому тексту

Искусствоведческий текст авт. О.И. Сопоцинский. Картины Пластова. Л., 1963. С. 18.

Пластов в этом полотне стремился к широкому изображению жизни. Здесь и отдыхающие пастухи и колхозницы, доившие коров, и ребятишки, и тучные коровы, и деревенский пруд, и женщины, купающиеся в этом пруду. И все это не мешает друг другу, художник любуется тем, что изображает. 
     Его взгляд останавливается на коровах. Они становятся символом изобилия, разлитого в картине. Рядом с ними — девушка в лимонном платье. Этот красочный акцент является своеобразной цензурой в тяжелой массе животных. 
     Центральное место в картине занимает молодая женщина с подойником. Рядом с ней изображена колхозница. Ее лицо спокойное, фигура стройная, с легко откинутой правой рукой. Женщина, по замыслу Пластова, стала олицетворением силы. Это художник подчеркнул ярко-красным платком на голове молодой колхозницы. В правой части картины видим сценку:  один пастух спит, спрятавшись в тень, а другой готовится завтракать. 
     Яркий день Пластов сумел передать сочными красками, точными выразительными деталями, а главное — трактовкой пейзажа, который виден за головами женщин. Пейзаж вносит в картину ту ноту свободы, вольности, которая сообщает ей большую эмоци¬ональную выразительность, чувство любви к родной земле.   

 Беседа по искусствоведческому тексту:

 — Соответствует ли этот текст тому, что изображено на картине?

— Как вы думаете, для кого написан этот текст?

— Он вам понятен или нет?
— А с какой целью создан этот текст?

-Посчитайте, сколько слов в этом тексте, а затем определите количество имен прилагательных, имен существительных и глаголов
— К какому же типу речи можно отнести этот текст и почему?

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

6. Подготовка к сочинению-­описанию.

7.Аутотренинг на формирование образного мышления

8.Работа над планом

9. Устные рассказы учащихся по плану.

1. Актуализация изученного о типах текста, с опорой на сведения в рамке из §… (описание как тип речи).

– Вспомните, что такое описание как тип речи.

– Какие ещё типы речи знаете? Проверьте себя (см. с. …).

– Как строится описание?

– Предположите, что может быть в описании пейзажа. (Лес, поле, цветы, деревья, небо, река, тропинка и т.п.)

– При создании картины художник кроме самих предметов и явлений использует законы композиции и цвета. Для композиции важны планы: передний, средний, задний, а для цвета – оттенки и переходы. На передний план выдвигается самый важный предмет, о нём говорят в первую очередь. Остальные планы обязательно связаны с передним, они как бы оттеняют, усиливают воздействие того, что изображено на переднем плане, или контрастируют с ним.

Детям предлагается закрыть глаза и представить…

Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу — сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики.

Выявление общей композиционной схемы текста ­описания:

общее впечатление I. Вступление.

отдельные предметы, их признаки II. Основная часть.

оценка, настроение III. Заключение.

Лексико-стилистическая работа в таблице

примеры описания

отношение автора

радоваться созданиям природы

густой лес, в котором таится много опасностей

на опушке можно ни о чём не беспокоиться

колокольчики и ромашки подчеркивают покой вокруг

обычные деревенские жители

чувство восхищения людьми, изображенными на полотне…

изумрудная трава, символ изобилия
лимонный
красочный акцент
центральное место
олицетворение силы
ярко-красный
эмоциональная выразительность
чувство любви

создается художественный образ, который волнует зрителя…

сочные, выразительные краски

полотно
изображение
художник
картина
деталь (выразительная)
трактовка пейзажа

с помощью цвета, светотени…

хочется пойти в лес за грибами и ягодами

кусочек русской природы – опушка леса в середине лета

ничто не прерывает тишину и покой летнего дня

живописец старается передать…

чист и прозрачен воздух

художник сам узнал, увидел…

природа в ее первозданном виде

хочется дышать чистым лесным воздухом, любоваться просторами нашей родины, ее лугами и полями

художник передал настроение…

я почувствовал настроение…

после войны прошло немного времени,

страна восстанавливалась после войны, люди жили небогато.

восприятие художником окружающего мира…

художник любуется семьей

их отдых охраняет притихший лес

изобилие даров летней поры

верность мастера отдельным деталям

пейзаж пронизан солнечным теплом, светом, свежестью

характерно для художника…

надо любить природу, понимать и уметь рассказывать о ней

мы чувствуем эту любовь, она передается нам

проявляется авторская позиция…

Примерный (устный) образец рассказа ученика:

Перед нами – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова — «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов,грибов! 
Что же мы видим на этой картине? На полотне художник изобразил двух грибников: женщину и девочку, отдыхающих в берёзовой роще. Изумрудная трава служит им мягким ковром. Неподалёку изображена поляна, и видно, что палящие лучи хорошо прогревают землю. Две берёзки склонились над путниками, будто хотят защитить грибников от знойного солнца. Женщина с девочкой очень устали, так как мы видим, что рядом с ними стоят две полные корзины грибов. Женщина уснула в берёзовой прохладе, сложив свои натруженные руки. В ногах девочки – полная чашка с питьём, она только что налила его из стоящего в траве глиняного большого кувшина. 
Она с грустью вспоминает о том, как радостно было находить рыжие и белые шапочки грибов, весело глядящие теперь из корзин! От неё ведь не смог спрятаться ни один хитрый гриб! Всех нашла! А как рада была такой помощнице мама! Засолят, и засушат – ох и вкусные будут грибы, хоть и достались с таким трудом. Вот будет что зимой им вспомнить!

Теперь как приятно в тени берёз отдохнуть после такого тяжелого труда! Мысли девочки прервало чьё-то сопение. Рядом с ней верный четвероногий друг – собака. Видно, она тоже очень сильно устала, так как была верной попутчицей грибникам, сопровождая их от самого дома. 
Свернувшись калачиком, собака наверняка размышляет об обратном пути домой. Ведь идти придётся не налегке, а с полными корзинами щедрых летних даров!

3. Овладение приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Духовно-нравственное воспитание

1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

Духовно-нравственное воспитание

1.Воспитание чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания картины).

2. Потребность в творчестве.

Личностные результаты

1. Осознание роли языка в овладении культурными ценностями.

2. Интерес к созданию собственных текстов.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей.

10. Написание сочинения на черновике.

Редактирование, отработка орфографических умений, самопроверка.

Физкультурная минутка

«Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза).

4. Создавать собственный текст, соблюдая нормы построения текста (логичность, связность, соответствие теме).

11. Оформление работы на чистовике.

Соблюдение абзацев, аккуратность и разборчивость написания.

Осознание роли культуры письменной речи в формировании личности человека

12.Рефлексия.

13.Домашнее задание.

Оценить уровень понимания идеи картины и свои впечатления от урока с помощью написанного сочинения (обращаем внимание на заключение работы, где каждый выражает своё мнение)

1.Закончить работу в чистовике. Написать сочинение — описание картины А.А. Пластова «Летом», используя план, опорные слова и словосочетания, записанные в тетрадях.

2. Найти картины других художников о лете, рассмотреть их, записать в тетрадь:

а) название картины;

б) фамилию автора;

в) если возможно, приклеить репродукцию в тетрадь.

Коммуникативные УУД

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Библиография

  1. Приложение к газете «Первое сентября» «Русский язык».

  2. Каменева Е.. Какого цвета радуга. М., «Детская литература», 1997.

  3. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие. Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2003.

  4. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс. Методическое указание к учебнику М., «Прсвещение» 2014 г.

  5. Разумовская М.М. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса: М., «Просвещение» 2014 г.

133439 5a29193f24afd

-75%

Сохранить у себя:

Урок в 5 классе сочинение по картине пластова летом по фгос Урок русского языка по развитию речи в 5 классе на тему: «Ах, лето красное…» (Сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом») (262.49 KB)

icon visionoff

icon visionon

  • Урок а с пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях события и герои
  • Уродливый кот черноречин рассказ
  • Урок 7 класс сочинение по картине портрет милы 7 класс
  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и о семи богатырях сравнительная характеристика героев
  • Урок 8 класс сочинение описание памятника архитектуры