Презентация на тему: фольклор 5 класс презентация
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Фольклор урок литературы в 5 классе
№ слайда 2
Описание слайда:
Что такое фольклор? Что такое фольклор? Какие бывают жанры фольклора?
№ слайда 3
Описание слайда:
Цели урока: Познакомиться с термином «фольклор» Узнать о группах и жанрах фольклора 3. Вспомнить жанры детского фольклора
№ слайда 4
Описание слайда:
Содержание урока: 1.Что такое фольклор? 1) Что означает термин фольклор 2) История фольклора 3) Отличительные черты фольклора 4) Исполнители фольклора у разных народов 2. Жанры фольклора 1) Большие фольклорные жанры 2) Малые фольклорные жанры 3. Жанры детского фольклора
№ слайда 5
Описание слайда:
Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак, Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении. Итак,
№ слайда 6
Описание слайда:
Фольклор Фольклор устное народное поэтическое творчество Смотри статью «Устное народное творчество»
№ слайда 7
Описание слайда:
История фольклора История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира. Так, например, сказка о животных развивалась в русле представлений человека о животных – своих предках. Волшебную сказку интересуется не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и другими этносами.
№ слайда 8
Описание слайда:
Черты фольклора устная форма опора на традиции непосредственный контакт исполнителя и слушателя коллективность народность вариативность
№ слайда 9
Описание слайда:
Фольклор разных народов У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи
№ слайда 10
Описание слайда:
Казахские и киргизские акыны Казахские и киргизские акыны
№ слайда 11
Описание слайда:
Украинские кобзари Украинские кобзари французские трубадуры
№ слайда 12
Описание слайда:
Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений.
№ слайда 13
Описание слайда:
Жанры фольклора Большие жанры Сказка Былина
№ слайда 14
Описание слайда:
Что такое сказка? Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях Читай статью «Сказки»
№ слайда 15
Описание слайда:
Виды сказок волшебные о животных бытовые
№ слайда 16
Описание слайда:
Волшебные сказки В таких сказках воплощены мечты человека о светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Они вознаграждены за верность и трудолюбие, доброту и бескорыстие. Читай статью «Художественные особенности сказки»
№ слайда 17
Описание слайда:
Сказки о животных Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Основной признак таких сказок – животные выступают не помощниками. А главными героями. Читай статью «Присказки»
№ слайда 18
Описание слайда:
Социально-бытовые сказки В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», Жена-спорщица» и т.п). В них отражен быт, повседневная жизнь. Герои: мужик и его жена, зять, Иванушка-дурачок, солдат, поп, барин и его работник, купец. В бытовых сказках чудеса мнимые, кажущиеся героям из-за своей глупости, лени, забывчивости, жадности, зависти.
№ слайда 19
Описание слайда:
Памятка «Как рассказывать сказку» Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.
№ слайда 20
Описание слайда:
Былина Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события. Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее. Читай статью «Былины»
№ слайда 21
Описание слайда:
Герои былин Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Чаще всего они защищают землю от захватчиков, ведут борьбу за справедливость. Читай статью «Герои былин»
№ слайда 22
Описание слайда:
Пословицы Пословица — народное изречение, имеющее поучительный смысл, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Читай статью «Пословицы и поговорки» Пословицы о труде и лени
№ слайда 23
Описание слайда:
Поговорки Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши Читай статью «Пословицы и поговорки»
№ слайда 24
Описание слайда:
Загадки Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка. Смотри примеры русских народных загадок
№ слайда 25
Описание слайда:
Анекдоты Анекдот — от греческого — неизданный. Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др. Читай сборник анекдотов на школьную тему
№ слайда 26
Описание слайда:
Частушки Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века. Читай сборник частушек на школьную тему
№ слайда 27
Описание слайда:
Детский фольклор Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
№ слайда 28
№ слайда 29
Описание слайда:
Дразнилки Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Читай детские дразнилки
№ слайда 30
Описание слайда:
Игровые жанры детского фольклора Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Это молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевые сговорки. Читай об игровых жанрах детского фольклора
№ слайда 31
Описание слайда:
Проверь свои знания! 1. Фольклор – это:
№ слайда 32
Описание слайда:
2. Кто является автором фольклорного произведения? 2. Кто является автором фольклорного произведения?
№ слайда 33
Описание слайда:
3. Что такое пословица? 3. Что такое пословица?
№ слайда 34
Описание слайда:
4. Что такое загадка? 4. Что такое загадка?
№ слайда 35
Описание слайда:
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки? 5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
№ слайда 36
Описание слайда:
6. Что отличает сказку от мифа? 6. Что отличает сказку от мифа?
№ слайда 37
Описание слайда:
7. Что такое народная сказка? 7. Что такое народная сказка?
№ слайда 38
Описание слайда:
8. Былина – это: 8. Былина – это:
№ слайда 39
Описание слайда:
9. Один из жанров малого фольклора? 9. Один из жанров малого фольклора?
№ слайда 40
Описание слайда:
10. Назовите жанр детского фольклора. 10. Назовите жанр детского фольклора.
Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна или Синеглазка.
Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга.
-
- Баба Яга — один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе. Чаще всего она вредит героям, но иногда помогает.
- Змей Горыныч — огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей,- тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
В русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная… Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк–ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о… Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Cказка о животных — это совокупность разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек либо 1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо 2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Сказки о животных — широко распространенный жанр. В мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, в русском — 119 и составляют около 10% сказочного репертуара, причем значительная их час оригинальна.
-
- Композиционный прием сказок о животных связан с обманом в разных его видах: коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и др.
-
- В сказках о животных можно проследить забытые верования, обряды, представления.
- В сказках о животных говорится о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.
Сказка бытовая — ее еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической.
-
- В бытовой сказке говорится о жизни и представлениях русского крестьянина последних двух столетий, хотя некоторые ее сюжеты тоже пришли из очень давних времен.
-
- Местом действия бытовых сказок является русская часто крепостная деревня.
- Герой — деревенский бедняк, батрак или солдат; он воюет с барином, барыней, с богатеем и попом.
- Бытовые сказки высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, упрямство, жадность.
- Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен.
Сказка как жанр фольклора
-
- История сказки
- Структура сказки
- Основные герои
- Особенности русских народных сказок
Сказки о животных.
Сказка бытовая
Волшебная сказка
-
- Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.
- Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов.
- В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей.
Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Главный герой сказки всегда молод.
В волшебных сказках герой встречается с:
-
- Существами, которых не встретишь в жизни: водяным царем, русалками, лешим, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики.
- Невиданными зверями: Олень — Золотые рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица.
- Властителями стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы:
-
- гусли — самогуды,
- скатерть-самобранка,
- шапка-невидимка.
В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.
В волшебной сказке особенно ярко сказались обращенные к светлому будущему, мечты народа, представления о справедливой и радостной жизни, добре, правде, красоте. В этих сказках настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом.
Сказка как жанр фольклора имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал А.И. Никифоров и В.Я. Пропп.
Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише:
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
-
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
- «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал;
2. «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды:
-
- Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами:
-
- Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»;
- Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т.д.;
-
- Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»;
- Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»;
- Общефольклорные эпитет: «красна девица», «добрый молодец».
Сказка или казка, байка, и побасенка (древнейшее ее название басень — от слова «баять», «говорить») — это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том чего не бывает.
Сказка — вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века. От слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века – кощуна.
Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
Основная часть.
Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
-
Скачать презентацию (3.65 Мб)
-
177 загрузок -
3.9 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Аннотация к презентации
Презентация на тему «Фольклор» рассказывает о целях и содержании урока, истории и чертах фольклора, фольклора разных народов, жанрах фольклора, сказке и видах сказок, былинах и героях былин, пословицах, загадках, анекдотах, частушках, дразнилках, также приведена проверочная работа «Проверь себя».
Краткое содержание
- Цели урока
- Содержание урока
- История фольклора
- Черты фольклора
- Фольклор разных народов
- Жанры фольклора
- Что такое «Сказка»
- Виды сказок
- Памятка «Как рассказывать сказку»
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
40
-
Автор
Феофилактова Т. В.
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
-
Предназначение
-
Для проведения урока учителем
-
Для проведения теста / проверочной работы
-
Содержание
-
Слайд 1
Фольклорурок
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 15» г. Усолья-Сибирского,Феофилактова Татьяна Васильевна. Литература в 5 классе.
-
Слайд 2
- Что такое фольклор?
- Какие бывают жанры фольклора?
-
Слайд 3
Цели урока:
- Познакомиться с термином «фольклор»
- Узнать о группах и жанрах фольклора
- Вспомнить жанры детского фольклора
-
Слайд 4
Содержание урока:
1.Что такое фольклор?
1) Что означает термин фольклор2) История фольклора3) Отличительные черты фольклора4) Исполнители фольклора у разных народов
2. Жанры фольклора
1) Большие фольклорные жанры2) Малые фольклорные жанры
3. Жанры детского фольклора
-
Слайд 5
Термин фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Иногда под ним подразумевают любое народное искусство (танцы, музыку, резьбу по дереву и пр.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество, включая и песни. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
-
Слайд 6
Фольклор устное народное поэтическое творчество. Смотри статью «Устное народное творчество».
-
Слайд 7
История фольклора
История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. Обряды и мифы рождались как форма согласования человека с событиями окружающего мира. Так, например, сказка о животных развивалась в русле представлений человека о животных – своих предках. Волшебную сказку интересуется не весь природный космос, а отношения внутри человеческого рода. В былинах осмысляются различия между своей землей и чужими государствами, своим народом и другими этносами.
-
Слайд 8
Черты фольклора
- устная форма
- опора на традиции
- непосредственный контакт исполнителя и слушателя
- коллективность
- народность
- вариативность
-
Слайд 9
Фольклор разных народов
У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений.
-
Слайд 10
Казахские и киргизские акыны
Казахские и киргизские акыны
-
Слайд 11
- Украинские кобзари
- Французские трубадуры
-
Слайд 12
Еще в 16 веке на Руси даже при царском дворе держали сказочников. Хороший сказочник, исполнитель знал на память до десяти произведений.
-
Слайд 13
Жанры фольклора
Большие жанры:
- Сказка
- Былина
Малые жанры:
- Пословицы
- Поговорки
- Загадки
- Прибаутки
- Анекдоты
- Заклички
- Потешки
- Пестушки
- Частушки
- Скороговорки
-
Слайд 14
Что такое сказка?
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
-
Слайд 15
Виды сказок:
- волшебные
- о животных
- бытовые
-
Слайд 16
Волшебные сказки
В таких сказках воплощены мечты человека о светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Они вознаграждены за верность и трудолюбие, доброту и бескорыстие.
-
Слайд 17
Сказки о животных
Среди русских народных сказок мы выделяем сказки о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми.Основной признак таких сказок – животные выступают не помощниками. А главными героями.
-
Слайд 18
Социально-бытовые сказки
В бытовых сказках прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», Жена-спорщица» и т.п). В них отражен быт, повседневная жизнь. Герои: мужик и его жена, зять, Иванушка-дурачок, солдат, поп, барин и его работник, купец. В бытовых сказках чудеса мнимые, кажущиеся героям из-за своей глупости, лени, забывчивости, жадности, зависти.
-
Слайд 19
Памятка «Как рассказывать сказку»
- Рассказывай медленно, плавно.
- Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
- Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.
- Начинай с присказки, завершай концовкой.
-
Слайд 20
Былина
Былина (от слова «быль») – это произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях. Они повествуют о подвигах богатырей, проявляющих свою силу, удаль, храбрость. Переходя из поколения в поколение, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений об истории. Все, о чем рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Былины -богатый исторический опыт народа, который касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными захватчиками, становления государства, семейных отношений и так далее.
-
Слайд 21
Герои былин
Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Чаще всего они защищают землю от захватчиков, ведут борьбу за справедливость.
-
Слайд 22
Пословицы
Пословица — народное изречение, имеющее поучительный смысл, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
-
Слайд 23
Пословица — народное изречение, имеющее поучительный смысл, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.
-
Слайд 24
Загадки
Загадка – это жанр детского фольклора. В этих коротких стишках называются только признаки или действия предмета и явления, а не сам предмет или явление. Загадка часто пользуется приемом сравнения, особенно часто неживой предмет сравнивается с живым: лук – дед, морковка – красная девица, замок – черная собачка.
-
Слайд 25
Анекдоты
Анекдот — от греческого — неизданный.
Это жанр фольклора, короткий устный рассказ сатирического или юмористического содержания с неожиданной остроумной концовкой
Героями анекдотов являются исторические лица, политические деятели, представители рас и др.
-
Слайд 26
Частушки
Частушка — это рифмованная четырёхстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Исполняется обычно в сопровождении гармони, балалайки. Частушки сочиняются на злободневные темы, бывают политического, а также любовного содержания. Это популярный вид русского народного творчества. Частушки получили распространение со второй половины девятнадцатого века, особенно стали популярны в первой половине двадцатого века.
-
Слайд 27
Детский фольклор
Детский фольклор явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…
-
Слайд 28
Жанры детского фольклора:
- Пестушки
- Потешки
- Заклички
- Загадки
- Считалочки
- Скороговорки
- Прибаутки
- Колыбельные песни
-
Слайд 29
Дразнилки
Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде.
-
Слайд 30
Игровые жанры детского фольклора
Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Это молчанки, голосянки, сечки, игровые приговоры, считалки, мирилки, скороговорки, долгоговорки, жеребьевые сговорки.
-
Слайд 31
Проверь свои знания!
1. Фольклор – это:
-
Слайд 32
2. Кто является автором фольклорного произведения?
-
Слайд 33
3. Что такое пословица?
-
Слайд 34
4. Что такое загадка?
-
Слайд 35
5. Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
-
Слайд 36
6. Что отличает сказку от мифа?
-
Слайд 37
7. Что такое народная сказка?
-
Слайд 38
8. Былина – это:
-
Слайд 39
9. Один из жанров малого фольклора?
-
Слайд 40
10. Назовите жанр детского фольклора.
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация к уроку литературы на тему «Сказка как жанр фольклора. Особенности русских народных сказок». 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Составитель презентации – Яковлева Е.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №18» г. Сыктывкар Урок 5. Русские народные сказки.
2 слайд
Описание слайда:
Тема урока Сказка как жанр фольклора. Особенности русских народных сказок. Планируемые образовательные результаты Предметные Метапредметные Личностные Понимание образной природы фольклорного произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе фольклорногопроизведения Умение включать в свою деятельность разные варианты смыслового чтения, переработка информации Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Решаемая учебная проблема Сказка – это древнейшие представлениянарода о жизни и смерти, о добре и зле или обычная фантазия сказителя? Основные понятия, изучаемые на уроке Фольклор, сказка как жанр фольклора, сказочные формулы, зачин, концовка, присказка, сказочный сюжет, завязка. Вид используемых на уроке средств ИКТ Универсальные (учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» для общеобразовательных организаций под редакциейТ.Ф.Курдюмовой; компьютер, интерактивная доска (экран)).
3 слайд
Описание слайда:
Организационная структура урока Этапыурока Основной вид учебной деятельности Методы обучения Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Вступительное слово учителяс элементамипроблематизации. Обсуждение сказанного. Запись в собственный словарь. Устные ответы на вопросы учителя. Лекция с элементамипроблематизации. Систематизирующая беседа. Этап2. Практикум: работа с фольклорным произведением. Выразительное чтение сказки. Обсуждение прочитанного. Метод медленного чтения, аналитическая беседа. Этап 3. Подведение итогов, домашнее задание. Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока. Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам. Домашнее задание с комментариями. Ученики оценивают свою работу на уроке.
4 слайд
Описание слайда:
I. Сказка Относится к эпическому повествованию, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов. Сказочное повествование не является обычной фантазией сказителя.
5 слайд
Описание слайда:
Александр Николаевич Афанасьев – русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед «Сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительности мира». 1826 — 1871
6 слайд
Описание слайда:
Владимир Яковлевич Пропп (1895 – 1970) русский, советский ученый, филолог-фольклорист Феномен сказки, её очарование – в по-особому организованном повествовании, в использовании сказочных формул, символической образности. Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише.
7 слайд
Описание слайда:
Сказочные формулы – ритмизованные прозаические формулы «Жили – были…» «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»
8 слайд
Описание слайда:
Традиционные клише: «общие места» общефольклорные эпитеты Переходящие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды: приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, формульные вопросы-ответы – «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т.д. «красна девица» «добрый молодец»
9 слайд
Описание слайда:
Сказка до XI века – «кошуна»; «баснь» в письменных источниках в XYI веке «казать» – перечень, список, точное описание; в XYII-XIX в.в. приобретает современное значение Волшебные сказки Социально-бытовые сказки Сказки о животных Необычные герои, говорящие животные, чудесные предметы. В сказках противоборствозлых и добрых сил, темного и светлого миров; обязательная победа добра; присутствие положительного героя, помощников. Главный герой – человек. Сказки повествуют о ловкихиумных отгадчиках, о мудрых советчиках, о ловких ворах, о злых жёнах и т.д. Например, в сказке «Кашица из топора» хитрый солдат побеждает жадную старуху. Главные герои – звери, птицы, рыбы, предметы, растения и явления природы.
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Вопросы Какие сказки вы читали? О чём они? Что такое сказка? Какие художественные особенности сказок вы можете назвать? Как условно можно разделить русские народные сказки? Какая разновидность фольклорной сказки особенно популярна в народе? Как вы думаете, почему? Чему учит народная сказка? Запишите в словарик Сказка – эпический жанр, художественное повествование фантастического характера.
12 слайд
Описание слайда:
II. Сказка «Царевна-лягушка» Задания Прочитайте выразительно начало сказки. Определите, что в сказке относится к зачину. Как вы думаете, какое событие является завязкой сюжетного действия в данной сказке? Свою точку зрения обоснуйте. Запишите в словарик Завязка – элемент сюжета, начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении.
13 слайд
Описание слайда:
III. Сказка – это древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле или обычная фантазия сказителя? Домашнее задание. Прочитать сказку «Царевна-лягушка». Подготовить рассказ о жанре устного народного творчества – сказке.
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Учебник:
«Литература», Курдюмова Т.Ф.
Номер материала:
ДБ-029050
Вам будут интересны эти курсы:
1
2
Урок литературы в 5 классе
3
Сказка как вид устного народного творчества. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Русская народная пословица.
4
Сказка, один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
5
От других видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказки связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. В настоящее время одни сказки. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей.
6
Вопросы и задания: 1. Любите ли вы сказки?Почему? 2.«В некотором царстве, в некотором государстве жил- был…»Начало чего прозвучало? Как вы догадались? 3. Подберите однокоренные слова к слову «сказка».Можно ли считать слова «сказка» и «рассказ» синонимами? 4. Когда сказка вошла в вашу жизнь?Пробовали ли вы сами сочинять сказки? Прочитай эту сказку!
7
Можно выделить наиболее характерные группы сказок, каждая из которых имеет особую структуру. Сказки о животных занимают видное место в фольклоре разных народов. Часть их возникла, очевидно, еще в доклассовом обществе. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных сказок также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и другие.
8
Авантюрные сказки. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и сказки об исторических деятелях. Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки- небылицы, докучные сказки и другие. Волшебные сказки всех народов отличаются богатством художественных средств, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д.
9
Запомни! Виды сказок: 1. О животных. 2.Волшебные. 3.Бытовые. Вопрос: Какие сказки данных видов ты знаешь?
10
Запомни! Приемы построения сказки: 1)Присказка. 2)Зачин. 3)Концовка. 4)Повтор. 5)Постоянные эпитеты.
11
Кто является автором сказок? Как сказки дошли до нас? Собиратель сказок и сказочник – одно и то же? Одинаковые ли вещи – читать и рассказывать их? Знаешь ли ты?
12
Сказочники отличаются друг от друга составом репертуара, идейной направленностью творчества, языком сказок, манерой сказывания. Большую роль в формировании сказок у всех народов сыграли профессиональные сказочники. Наиболее известным сказочником. в России 19 в. был самарский сказочник Абрам Новопольцев. Среди советских сказочников выделяются А. К. Барышникова (Куприяниха), А. Н. Королькова и др.Королькова Сказочники, рассказчики сказок, владеют большим или меньшим репертуаром. Рассказывая сказки, они вносят в нее новые черты, меняют в зависимости от запросов слушателей и своих вкусов.
13
Сказители были очень популярны, хотя их часто преследовали за распространение насмешек над властью и богатыми.Однако и в народном быту, и в княжеско-боярских домах рассказывание сказок было обычным явлением.Даже царь Иван Грозный любил слушать на ночь сказки. Это интересно! Древнерусские профессиональные сказочники назывались бахарями( от слова баять- говорить, рассказывать, сказывать.)Слайд 13Слайд 13
14
Бахари (от баять — говорить, рассказывать, сказывать), древнерусские профессиональные сказочники. Творчество бахарей осуждалось церковью как «бесовское». Однако и в народном быту, и в княжеско-боярских домах рассказывание сказок бахарями было обычным явлением. Сказочники были, например, у Ивана Грозного, Михаила Романова, в дворянских усадьбах 18 века.
15
Учись правильно рассказывать сказки: 1. Рассказывай медленно, плавно. 2. Сохраняй приметы волшебной сказки:сказочные обороты, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». 3. Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. 4. Начинай с присказки, завершай концовкой.
16
Сказки всегда любили на Руси.Мы уже знаем, что ими увлекались не только дети, но и взрослые. Многие русские художники обращались к сказкам при создании картин. В. Васнецов «Аленушка».
17
Хорошо известны картины В.Васнецова, И.Белибина,иллю- страции к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмакова и многих других художников. В. Васнецов « Три богатыря».
18
Задание: Прочитай любую сказку,перескажи, соблюдая правила рассказывания, сохраняя ее особенности.