Урок в 5 классе пушкин сказка о мертвой царевне по фгос

Урок 18 а. с. пушкин. сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 13.05.2015 15142 0 цели: познакомить с текстом

Урок 18 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ»


13.05.2015


15142


0



Цели: познакомить с текстом литературной
сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить
художественные особенности произведения.

Ход урока

Анализ текста сказки. Пролог

Чтение первых 12
строк пролога.

Вопросы:

1. С
каким настроением осталась у окна царица? (Тоска, уныние.)

2. Что
хочет подчеркнуть Пушкин, когда употребляет глаголы: ждет – пождет;  (очи) разболелись,  глядючи
не видать (друга);  вьется
(вьюга); (снег) валится; (девять месяцев) проходят; (глаз) не
сводит
?

Печаль
внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять
строки наполняются грустью: умирает царица.

3.
Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? (Пушкину нужно событие, с помощью
которого можно продолжить развитие действия.)

4.
Расскажите, какими вам представляются царь и царица?

5.
Почему звучат такие эпитеты, как «желанный», «жданный»?

6.
Какую интонацию нужно задать при чтении?

7.
Какой ритм чтения будет уместным?

ЦАРИЦА-МАЧЕХА

Появляется
новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу.

…Молодица

Уж и
впрямь была царица:

Высока,
стройна, бела,

И умом
и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

Охарактеризуйте
интонацию, какие нотки утрачены? Исчезла теплота, душевность, свойственные
первой царице. Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.

Ей в
приданое дано

Было
зеркальце одно,

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

Это
необыкновенный предмет, к нему одному царица благосклонна, ласкова. Почему?

Зеркальце
сообщает царице о ее красоте, именно это радует ее сверх меры. Кроме
пригожести, ее ничто не интересует. Главное то, что она в этом единственная,
первая. Как реагирует царица на похвалы зеркальца?

И
царица хохотать,

И
плечами пожимать,

И
подмигивать глазами,

И
прищелкивать перстами,

И
вертеться, подбочась,

Гордо
в зеркальце глядясь.

ПЕРВЫЙ ЗАМЫСЕЛ ЦАРИЦЫ

При
чтении этой строфы чувствуется, как изменяется интонация. Здесь читатель
внезапно начинает наблюдать своеобразную конфронтацию между царицей-мачехой и
царевной.

Кажется,
все вопросы решены: у царевны есть жених – царевич Елисей, она ничем не мешает
мачехе.

Почему
же зеркальце разбито?

Оно
вдруг сказало правду! Царевна «…всех милее, всех румяней и белее». «Тихомолком
расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела. Белолица, черноброва,
нраву кроткого такого…» Единственное, что беспокоит мачеху,– красота падчерицы.
По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось – она
вторая.

Что же
замышляет царица?

Позвала
к себе Чернавку

И
наказывает ей…

Весть
царевну в глушь лесную

И,
связав ее, живую

Под
сосной оставить там

На
съедение волкам.

В ЛЕСУ

Вот
царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:

Жизнь
моя!

В чем,
скажи, виновна я?

Чернавка
оказалась доброй девушкой, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая
молодую соперницу мертвой.

Во
дворце – переполох, все царство взволновалось:

И
молва трезвонить стала:

Дочка
царская пропала!

На
поиски юной царевны отправляется королевич Елисей.

У БОГАТЫРЕЙ

Но
невеста молодая,

До
зари в лесу блуждая,

Между
тем все шла да шла

И на
терем набрела…

Царевна
решилась войти и оказалась в светлой горнице. Единственный, кто встретил ее у
ворот, – пес Соколко. Пес рад ее появлению, он перестал лаять, приласкался,
понимая, что это добрая гостья.

Пушкин
далее показывает, как старательна героиня:

Дом
царевна обошла,

Все
порядком убрала,

Засветила
Богу свечку,

Затопила
жарко печку,

На
полати взобралась

И
тихонько улеглась.

Все
работы, которые выполнила царевна в тереме, всегда выполняли простые русские
крестьянские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением хозяйничать
удивила царевна семерых богатырей.

На
основании чего братья догадались, что перед ними царевна, а не крестьянка? (Речь,
умение себя держать.)

В
следующей сцене героиня удивлена и испугана просьбой семерых братьев.  Она 
понимает,  что  огорчит 
их  отказом,  но 
иначе  поступить не может:

Ой вы,
молодцы честные,

Братцы
вы мои родные, –

Коли
лгу, пусть Бог велит

Не
сойти живой мне с места,

Как
мне быть? Ведь я невеста.

Для
меня вы все равны,

Все
удалы, все умны,

Всех я
вас люблю сердечно…

Но
другому я навечно отдана.

Мне
всех милей

Королевич
Елисей.

Богатыри
не обиделись на отказ царевны.

Попробуем
составить характеристики героинь:

Царица-мать

Царевна-падчерица

Царица-мачеха

Любящая

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Скромная

Нежная

Добрая

Сердечная

Умная

Гневная

Злобливая

Эгоистичная

Черствая
душой

Хитрая

    Попробуйте обобщить. Какие мысли у вас возникли?

РАЗГОВОР С ЧЕРНАВКОЙ

Далее действие
сказки переносит нас во Дворец, где злая царица уже знает, что
красавица-соперница жива. И вновь царица принимает страшное решение:

…Иль
не жить,

Иль
царевну погубить.

Что же
на этот раз придумала коварная красавица?

ПЕРЕДАЧА ЯБЛОЧКА

Самая
трагичная сцена сказки – это получение яблока царевной и ее смертельный сон.
Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь юной
деве, так как ее жизнь тоже висит на волоске. Она передает отравленное яблоко
царевне. Большое беспокойство проявляет Соколко, в этот момент он является
защитником девушки:

Пес
залаял…

Ходит
по двору, клюкой

Отгоняя
пса.

Ох,
ты, дитятко девица!

Пес
проклятый одолел,

Чуть
до смерти не заел.

Посмотри,
как он хлопочет!

Пес
предчувствует беду. Он бросается под ноги царевне, лает, не пускает. Но
царевна, добрая душа, не догадывается по беспокойному поведению собаки о
недобрых намерениях черницы.

Следует
обратить внимание на следующие моменты: поэт называет Чернавку старушонкой,
царевна – бабушкой. С какой целью это сделано? Понаблюдайте, как часто
повторяется звук «о», это ассонанс. Для чего Пушкин использует ассонанс?

Отгоняя пса: «Постой,

Бабушка,
постой немножко», –

Ей
кричит она в окошко.

(Чтобы  создать 
завывающие,  тревожные  звуки, 
этим  поэт  настораживает читателя; хочется подсказать
царевне о надвигающемся несчастии.)

ЯБЛОЧКО

Соку
спелого полно,

Так
свежо и так душисто,

Будто
медом налилось!

Видны
семечки насквозь…

Как не
съесть такого чудесного яблочка! Зло свершилось и восторжествовало. Царевна
мертва.

Вопросы:

1. В
какой момент мачеха решается избавиться от царевны?

2.
Когда это происходит второй раз?

3.
Расскажите, какими вы увидели героев сказки?

4.
С  какими 
героями  вам  приятно 
общаться,  с  какими 
неприятно? Почему?

Домашнее
задание:
работать по
вопросам в учебнике.


Урок литературы в контексте ФГОС.

Технологическая карта урока

Предмет

Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема урока

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Истоки рождения сюжета. Народная мораль.

Цели урока

Цель: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Задачи:

Образовательная продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятием литературная сказка; совершенствовать речевые навыки; умение вести беседу.

Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Ресурсы

— «Литература. 5 класс» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях/ 13-е изд – М.: Просвещение, 2012.

— Презентация с заданиями

— карточки с заданиями

Методы и педагогические технологии

-технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов),

 -компьютерные (новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),

— объяснительно-иллюстративный метод,

— проблемный метод.

Планируемые результаты

предметные– создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;

метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

личностные– формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.

Формировать УУД:

Личностные:

1формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;

2познавательный интерес;

3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

4 определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

5 планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

7слушать и понимать речь других;

8 оформлять свои мысли в устной форме;

9 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им.

Познавательные:

10 ориентироваться в своей системе знаний;

11 осуществлять анализ объектов;

12 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

13 преобразовывать информацию из одной формы в другую;

14 составлять ответы на вопросы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Покажите мне своё настроение в начале занятия, выбрав один из смайликов.

Приветствуют учителя.

Выбирают смайлики, показывают.

Р 5

Слайд 1 (Картина)

— Как называется репродукция картины?

— Как вы думаете, о каком авторе сегодня пойдёт речь?

— Дайте определение морали, сказки?

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Р 4

К 8

П 11

П 10

Слайд 2 (А.С. Пушкин)

— Помогите мне сформулировать тему урока, учитывая эти факты и ваше домашнее задание

Совместно с учителем формулируют тему урока

П 10

П 13

П14

2) Этап актуализации и пробного учебного действия.

-Мы уже знакомы с творчеством поэта.

Ваша одноклассница провела исследовательскую работу и сейчас поделиться с нами результатами, т.е она расскажет о том, как создалась данная сказка. А мы с вами тихо послушаем.

Рассказывает Алина заранее подготовленный материал. Класс слушает.

Р 5

П 11

К 9

К 7

— Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать? (желательно слабый ученик, который коротко передаст содержание)

Пересказывают содержание сказки.

К 8

К 7

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

-Вот с каким интересным произведением вы познакомились дома, а на уроке мы попробуем разобраться в прочитанном, но прежде, давайте сделаем вывод: что такое литературная сказка, в чём её сходство и отличие от народной.

Л 2

К 7

К 8

П 10

П 14

– Какие слова и выражения были не понятны? Почему именно эти?

Комментируют непонятные слова, выражения, повороты сюжета.

Л 2

ФИЗМИНУТКА

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений 5) Этап включения в систему знаний и повторения. 6) Этап обобщения затруднений

-Чтобы лучше понять художественный замысел поэта, работая в группе, выполните задания(2 группы).

Слайды с задания:

Разместить по порядку эпизоды

Проверка своих ответов

Узнай по описанию, о ком идёт речь

Проверка своих ответов

Сравните героинь

Проверка ответов

В чём отличие словосочетаний? Проверка ответов

Найдите в пушкинской сказке черты народной сказки

Выполняют задания по группам

Участвуют в обсуждении содержания произведения, проверяют свои ответы.

Организатор коммуникации от каждой группы выступает с ответом.

К 9

П 12

Л 3

Р 6

7) Этап обобщения изученного на уроке

— давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили?(МАЧЕХА)

— Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

Логично и последовательно выражают свою точку зрения.

Наизусть- понятие

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отбирают доказательства.

Л 1

П 14

П 10

К 7

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-А теперь ваше настроение покажите смайликами.

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

— Выставьте отметки друг другу, раздав фишки

Приобретают рефлексивные навыки. Оценивают работу товарищей на уроке.

Л 3

Р 5

К 9

9) Этап конструирования собственной деятельности

Я предлагаю вам самим выбрать д/з:

Жёлтая карточка:  1 уровень сложности:

— Составить рассказ о царевне по плану. Оранжевая карточка: 2 уровень сложности

— Чему нас может научить эта история?

Розовая карточка: 3 уровень сложности

— Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Конструируют алгоритм собственной деятельности

П 10

Л 3

Составь рассказ о царевне по плану.

1.Описание внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.Отношение к ней других персонажей сказки:

а) Чернавки;

б) пса Соколки;

в) семи богатырей;

г) Королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

а) в тереме богатырей;

б) по отношению к окружающим ее людям.

4. Отношение автора к героине.

— Чем похожи злая царица и царевна и чем они отличаются?

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 класс)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Звучит музыка. Идёт показ слайдов с иллюстрациями к сказке. Слайд №1-14

Смотрят иллюстрации.

Познавательные

II. Актуализация знаний

Цель этапа: закрепление изученного материала

— Узнали ли вы сказку по иллюстрациям?

— Что это за сказка?

— Когда впервые вы познакомились с ней?

— Кто из героев вам больше всего понравился?

— У кого из них нет имен собственных?

— Сформулируйте тему нашего урока. .

Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Ход игры:

Учащиеся делятся на 4 команды, в составе которых и выполняют задания.

  1. Разминка : каждая команда получает по очереди вопросы, на которые дает ответ. Если команда не ответила, ответ переходит к той команде, члены которой первыми подняли руки.

  1. Назовите год рождения поэта (1799)

  2. Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна)

  3. Назовите имя и отчество отца А.С.Пушкина (Сергей Львович)

  4. Как звали мать поэта? (Надежда Осиповна)

  5. Кем приходился Пушкину Абрам Петрович Ганнибал? (Пра-пра-пра-пра-дедушкой)

  6. Сколько братьев и сестер было у Пушкина? Назовите их. (1 брат Лев, 1 сестра Ольга)

  7. Как звали дядю поэта? (Василий Львович)

  8. Назовите дядьку Пушкина. (Никита Козлов)

  9. Какой русский поэт, прочитав поэму «Руслан и Людмила», подарил юному Пушкину свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побежденного учителя»? (В.А.Жуковский)

  10. Назовите учебное заведение, которое закончил поэт. (Царскосельский Лицей)

  11. Назовите речку в Санкт-Петербурге, на берегу которой состоялась дуэль Пушкина в 1836 году. (Черная речка)

  12. Как звали жену поэта? (Наталья Николаевна Гончарова)

  13. Назовите имя сына французского посла, с которым стрелялся поэт. (Жорж Дантес)

  1. Угадайте героя по описанию

  1. Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит (Царица – мать царевны)

2) Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя. (Месяц)

    1. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит. (Царевна – лебедь из «Сказки о царе Салтане»)

4) Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла. (Царица – мачеха)

5) Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сарачина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь. (Семь богатырей)

6) И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен. (Королевич Елисей)

7) Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (Царевна)

8) С ним одним она была

Добродушна, весела. (Царица – мачеха)

9) … ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой. (Солнце)

10) …царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

11) Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Ветер)

12) Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам. (Царица Чернавке)

3.Кроссворд (Приложение № 1)

Вопросы к кроссворду

  1. Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая». (Мачеха)

  2. Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее» (Зеркальце)

  3. Именно он смог помочь королевичу Елисею. (Ветер)

  4. Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко. (Соколко, пес)

  5. Любя царевну в душе, она «не убила, не связала». (Чернавка)

  6. Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

  7. Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны. (Яблоко)

4.Кто внимательнее?

Команды по очереди отвечают на вопросы по «Сказке о мертвой царевне».

1) На что глядела царица, ожидая возвращения мужа? (Снег)

2) Каким было приданое царевны? (Семь торговых городов да сто сорок теремов)

3) Что делает Елисей перед тем, как отправиться в дорогу? (Молится)

4) Кто первым встретил царевну на дворе у семь богатырей? (Пес Соколко)

5) Как называлось жилище семи богатырей? (Терем)

6) Чем занимались семь богатырей? (Охота, война)

7) Чем угрожала царица чернавке, узнав что царевна не погибла? (Рогаткой)

8) Что дала царевна чернице, пришедшей к ней во двор? (Хлеб)

9) Чем занялась царевна, ожидая богатырей, перед тем, как попробовала яблоко? (Пряла)

10) Из чего был сделан гроб, в который семь богатырей положили царевну? (хрусталь)

11) Куда семь богатырей отнесли гроб со спящей царевной? (В нору в горе)

12) Какими были первые слова проснувшейся царевны? («Как же долго я спала!»)

5. Конкурс «Подбери определение»: в цитате из сказки пропущены прилагательные, они даны отдельно в начальной форме. Нужно вставить прилагательное на место, изменив, если требуется, форму слова. (Приложение № 2)

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… пятигорского черкеса.

Светлый, дубовый, изразцовый, добрый

Утренний, дружный, серый, правый, широкий, пятигорский

6. Конкурс «Составь предложение»: из данных отдельных слов, стоящих в начальной форме, составить предложение так, как оно звучит в сказке (Приложение 3).

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей-душой,

За невестой молодой.

7.Логическая цепочка. (Презентация)

8. Тесты ( если останется время).

9. Д/З Говорится ли о православии в сказке?

Приложение 2

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

Приложение 3

помолиться усердно Бог королевич Елисей отправиться в дорога за красавица душа невеста молодой

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

4.светлый 2.дубовый 3.изразцовый 1.добрый

5.утренний 2. дружный 6.серый 1.правый 4.широкий 3.пятигорский

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Дверь тихонько отворилась

Перед … зарею

И царевна очутилась

Братья…толпою

В … горнице, кругом

Выезжают погулять,

Лавки, крытые ковром,

…уток пострелять,

Под святыми стол …,

Руку … потешить,

Печь с лежанкой ….

Сорочина в поле спешить,

Видит девица, что тут

Иль башку с … плеч

Люди … живут.

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

… черкеса.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала».

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Вопросы к кроссворду

1) Эта героиня охарактеризована разными эпитетами, последний «злая».

2) Именно по его мнению царевна была «всех милее, всех румяней и белее»

3) Именно он смог помочь королевичу Елисею.

4) Он пытался помешать царевне поймать отравленное яблоко.

5) Любя царевну в душе, она «не убила, не связала» царскую дочь.

6) Кто из героев, «помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»?

7) Этот фрукт стал причиной временной гибели царевны.

Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Тесты по произведению А.С.Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1. Как называется сказка А.С.Пушкина?

1) Сказка о мёртвой царице и о семи богатырях

2) Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

3) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

4) Сказка о мёртвой принцессе и о семи богатырях.

2. «Смотрит в поле, инда очи разболелись…». Слово «инда» обозначает

1) очень

2) сильно

3) даже

4) немного

3. Царица родила дочь

1) в рождество

2) в сочельник

3) на пасху

4) в масленицу

4. Царица умерла, потому что

1) роды были трудны,

2) не вынесла горя

3) не снесла восхищенья

4) не снесла радости

5. Царь женился второй раз

1) через год

2) через полтора года

3) через два года

4) через три года

6. У царицы было

1) трюмо

2) зеркальце

3) прожектор

4) зеркало

7. Жениха царевны звали

1) Елисей

2) Енисей

3) Моисей

4) Алексей

8. Приданое царевны – это

1) полцарства

2) семь торговых городов да сто сорок теремов

3) три губернии

4) сто хоромов невысоких, тьма полей, лесов широких

9. Как обзывает царица своё зеркало?

1) Ах ты, гадкое стекло!

2) Ах ты, мерзкое стекло!

3) Ах ты, грязная стекляшка!

4) Ты не зеркальце – свинья!

10. Какое слово пропущено в строке «Мать … сидела Да на снег лишь и глядела»?

1) весёлая

2) брюхатая

3) пузатая

4) сонливая

11. Рассердившись, царица бросила зеркальце

1) под лавку

2) под печку

3) под скамейку

4) под стол

12. Служанку злой царицы звали

1) Чернавка

2) Белавка

3) Синявка

4) Булавка

13. Служанка оставила царевну

1) в глубоком ущелье

2) в незнакомом городе

3) у разбойников

4) в далёком лесу

14. Хозяева терема, вернувшись домой, никого не увидели, но невидимый кто-то им уже понравился. Почему?

1) В избе пахло женскими духами.

2) Всё было прибрано.

3) На столе был приготовленный обед.

4) На полу стояла корзина с душистыми яблоками.

15. «И царевна к ним сошла, … хозяям отдала». Что отдала царевна?

1) честь

2) хлеб

3) жбан

4) соль.

16. В избе жили

1) разбойники

2) богатыри

3) рыцари

4) бомжи

17. Как догадались хозяева дома, что это была царевна?

1) по речи

2) по осанке

3) по одежде

4) по перстню

18. От какого угощения отказалась царевна?

1) от вина

2) от водки

3) от сигареты

4) от медовухи

19. Царевна жила у хозяев терема

1) в светлице

2) в темнице

3) в горнице

4) в передней комнате

20. Хозяева терема – это

1) семеро чужих людей

2) семеро хазарских охотников

3) семеро беглецов

4) семеро братьев

21. Хозяева терема

1) грабили на калужской дороге

2) занимались торговлей

3) ловили красную рыбу

4) стреляли уток

22. Царевна не вышла замуж за одного из богатырей, так как

1) все они были уродливые

2) каждый день пьянствовали

3) она уже была невестой

4) она дала слово выйти за царевича

23. Когда царевна не согласилась выйти замуж, богатыри

1) извинились

2) чуть не убили её

3) перестали её кормить

4) выгнали из дома

24. Как узнала злая царица о том, что царевна жива?

1) Рассказала служанка.

2) Рассказали придворные шпионы.

3) Рассказало зеркальце.

4) Ц арица сама догадалась.

25. Что здесь лишнее? Царевна умела

1) убирать дом

2) готовить еду

3) прясть

4) шить платье

26. Кто пришёл к царевне?

1) монахиня

2) нищая черница

3) колдунья

4) подруга

27. «И кой-что тебе снесу», – говорит царевна. Она снесёт

1) яичко

2) яблоко

3) хлеб

4) молока

28. Старушонка отдала царевне

1) грушу

2) апельсин

3) яблоко

4) орехи

29. Верного пса звали

1) Соколко

2) Соколка

3) Соколик

4) Осколок

30. Пёс издох, так как

1) его волки задрали

2) отравился ядовитым яблоком

3) охотник застрелил

4) провалился в погреб

31. Гроб с царевной привинтили

1) к столбам

2) к скале

3) к огромному дубу

4) к мраморным колоннам

32. Мёртвая царевна досталась

1) одному гробу

2) сырой земле

3) могильным червям

4) гробовщику

33. Жених ищет царицу-невесту и обращается

1) к солнцу, луне, ветру

2) к месяцу, ветру, солнцу

3) к луне, туче. солнцу

4) к ветру, реке, лесу

34. Злая мачеха

1) разбила зеркальце

2) бросила его в колодец

3) швырнула в морскую пучину

4) спрятала до лучших времён

35. Злая царица умерла от

1) злости

2) тоски

3) гриппа

4) СПИДа

Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2

РЕФЛЕКСИЯ: СКАЗКА ЛОЖЬ , да в ней …………

1.

Ответы-ключи

1)3, 2)3, 3)2, 4)3, 5)1, 6)2, 7)1, 8)2, 9)2, 10)2, 11)1, 12)1, 13)4, 14)2, 15)1, 16)2, 17)1, 18)1, 19)1, 20)4, 21)4, 22)3, 23)1, 24)3, 25)4, 26)2, 27)3, 28)3, 29)1, 30)2, 31)1, 32)1, 33)2, 34)1, 35)2

  • Урок 5 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях события и герои
  • Урок в 6 классе подготовка к сочинению по роману дубровский
  • Урок в 5 классе сказка погорельского черная курица
  • Уровнять или уравнять как правильно пишется
  • Уровень воды как пишется