Урок сочинение по роману обломов 10 класс

Урок 34. и. а. гончаров. жизнь и творчество. место романа обломов в трилогии обыкновенная история, обломов, обрывурок 35. и. а.

Урок 34. И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история», «Обломов»,
«Обрыв»

Урок 35. И. А. Гончаров. «Обломов». Диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти

Урок 36. И. А. Гончаров. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе

Урок 37. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина?»

УРОК 35
И. А. Гончаров. «Обломов».
ДИАЛЕКТИКА ХАРАКТЕРА ОБЛОМОВА,
СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Цель:


показать учащимся диалектику характера Обломова, смысл его жизни и смерти; сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность главы «Сон
Обломова»; актуализировать навыки выявления авторской позиции в романе; выявить связь проблематики романа
с важнейшими вопросами российской действительности середины XIX в.; формировать интеллектуально-образное
и эмоциональное восприятие художественного произведения; эстетически и нравственно воспитывать, формировать активную жизненную позицию учащихся.

Оборудование:
раздаточный материал, таблицы, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся дают читательскую оценку герою на основе соотношения личных и авторских представлений о мире
и человеке; выполняют исследовательскую работу в группах; принимают участие в аналитической работе в группах, в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Как гоголевская традиция отразилась в романе «Обломов»?

• Наше первое представление о герое романа уже сложилось. Каково же это впечатление?

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность
поставленных вопросов — характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова — особенно ярко раскрылись в романе «Обломов».

Придерживаясь идеологии природной жизни, герой существует согласно собственным принципам, собственному пониманию цельного и гармоничного
человека: он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой и богатством.
«Наше имя — легион!» — так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же время он разительно не похож на других.

Как случилось, что человек, которого волнуют вопросы чести и справедливости, чуткий и умный, становится таким? Сегодня на уроке мы ответим на этот
вопрос.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Главная тема романа — судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идейную направленность романа
определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель».

В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная обломовщина?

Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек,
превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех персонажей.

Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей характеристике характеров.

2. Аналитическая работа в группах:

диалектика характера Обломова, смысл его жизни и смерти


(с последующей презентацией результатов аналитической работы представителями групп)

Задание для групп и предполагаемые ответы

1-я группа. «Один день из жизни Обломова»

• Проанализируйте начало романа «Обломов».

Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?

Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

Предполагаемый ответ

Лицо Обломова вызывает у нас симпатию, добродушное, большие глаза,
мягкий овал лица. Герой полулежит на диване в расслабленной позе. Он облачён в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной
колпак с кисточкой. В XIX в. эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчины аристократического общества спали с покрытой головой. Вместо
пижам, которые появились в начале XX в., мужчины, как и женщины, надевали ночные сорочки. Причём имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин,
шились они из батиста, с длинными рукавами, украшенными ручным шитьём.

Обстановка комнаты героя.

Гончаров со свойственным ему искусством живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась
прекрасно убранной…». Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нём был халат…». Халат. Эту деталь Гончаров затем последовательно
использует. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили
домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стёганые атласные халаты, которые одевали поверх одежды, и шёлковые халаты,
одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломова, потому что через милые хозяину вещи мы узнаём
о его пристрастиях. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шёлковый,
следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

Парад гостей во 2-й главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга — они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски
характеристики гостей одноплановы. Каждый из них — напоминание
о трёх этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество.
Высказывания Обломова о гостях — последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. «Человека, человека дайте
мне! — говорил Обломов,— любите его…» Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьёзных интересов, за страстное стремление к стяжательству и
карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т. п.

2-я группа. «Сон Обломова: его место и значение в романе»

• Проанализируйте «Сон Обломова» (часть I, гл. IX).

Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом.

Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её!»

Предполагаемый ответ

«Сон Обломова» — глава, помогающая понять сущность личности Обломова.

Чтобы понять характер Обломова, необходимо вслед за автором обратиться к истокам. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я… такой?..», перенесёмся в
благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича.

Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта, незащищённости перед огромным миром. Природа и человек едины, и, кажется,
небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля. Нет
там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы и когти дикого зверя, а вся территория вокруг представляет
собой «ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце
так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым
счастьем». «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом «благословенном Богом уголке».

Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей,
потому что нет лесов. Всё в Обломовке спокойно, ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы
довольны общим видом этой скромной и незатейливой местности». Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено.
Ничто не тревожит её жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается
там годовой круг». Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть — вся жизнь
Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

3-я группа. Обломов и Штольц

• Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц.

Кто из них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?

Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?

Предполагаемый ответ

Обломов и Штольц — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов».

Они — люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но, читая роман, мы
с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность.

Что же делает их разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим их физическое и духовное развитие с самого детства, так как в детстве закладываются
основы их характеров.

Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению — немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда мальчик подрос,
отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, немецкому языку. Позже Штольц-отец стал отправлять
сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать учила его литературе и сумела
дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.

Родители Обломова дворяне. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. Главным в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей
семьёй решали, «какие блюда будут в обед или ужин». После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили дни:
сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую,
что «Илья прошёл все науки и искусства». Что касается физического воспитания, то его даже не выпускали на улицу: боялись, как бы он не ушибся, не заболел.
Итак, Обломов вырос не образованным, но добрым.

Взгляды на жизнь.

Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Для Обломова — бременем. Он был барин, а значит, трудиться не должен. Он
ленится встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь на диване, ничего
не делает, ничем не интересуется (он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке», даже страницы этой книги пожелтели). Штольц же
ведёт деятельную жизнь. С того момента, как он ушёл из дома, он живёт своим трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому
кругу людей.

Идеал счастья Обломова — полный покой и хорошая еда. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде.

3. Составление таблиц (коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

Сон Обломова: его место и значение в романе

Таблица
Сон Обломова: его место и значение в романе

Характер атмосферы в Обломовке

•Любовь и умиротворение

Влияние на формирование сознания героя

•Легенды и сказки, былины и притчи

Качества, сформированные у героя

•Поэтическая мечтательность, чувство внутренней свободы

Отторжение чуждого нравственным идеалам Ильи Ильича

•Служба, лишённая человеческого взаимопонимания;
•друзья, мечтающие только о карьере;
•женщины, не способные любить

«Всё это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» — так рассуждает Илья Ильич.
Обломов ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку»

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Таблица
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Критерий

Обломов

Штольц

Социальное положение

Барин

Представитель нового класса буржуазии

Отличительные черты

Паралич воли и беспробудная лень

Непреклонная воля и огромный
запас деятельности и энергии

Чем живёт

Воображением

Практическим делом, опытом, фактами

Жизненные идеалы

Безмятежный покой

Культ труда и предприимчивости

Жизненная позиция

Апатичен к происходящему,
всякую деятельность воспринимает не иначе как суету

Всегда что-то делает, к чему-то
стремится, чего-то добивается

Штольц — друг Обломова с детства. Штольц делает всё, чтобы пробудить Обломова
к жизни и деятельности. Попытки эти ни к чему не привели, и жизненные пути двух
героев расходятся. Штольца является как бы фоном, на котором лучше видны те положительные качества характера Обломова, которые Штольц
и Ольга называют «хрустальной», чистой душой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

города Северодвинска Архангельской области

Номинация – педагогические идеи и технологии: среднее образование

Урок РР. 10 класс.

Подготовка к написанию сочинения

по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Конспект составила

учитель русского языка и литературы

Новожилова Наталья Леонидовна

Северодвинск

2013 г.

Цели урока: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего; развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением; этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробудить желание к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества, подвести ребят к мысли об отрицательном воздействии таких человеческих качеств как апатия, лень, безынициативность.

Тип урока: урок обучающего сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов».

Предварительное домашнее задание:

Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; на доске – форма плана к сочинению.

Эпиграф к уроку: Жизнь – есть сон.

Кальдерон.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа над вступлением к сочинению.
  3. Определение содержания основной части сочинения.
  4. Работа над заключением.
  5. Составление плана сочинения.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?

В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.

Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

  1. Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

  1. Определение содержания основной части сочинения

В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»

Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом!

«Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем визитеров и Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

  1. Работа над заключением

Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?

Конечно же актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?

Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

  1. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I.Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

  1. Подведение итогов урока

Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

  1. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.

Список литературы

  1. Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.
  2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.
  3. Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.
  4. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.
  5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.
  6. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
  7. Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.
  8. Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.
  9. Криволапов В.Н. Еще раз об обломовщине //Русская литература.–1994. — №2. – с. 36-38.
  10. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  11. Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59.
  12. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.
  13. Рыбасов А. И.А. Гончаров. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 376 с.; ил.
  14. Справочник школьника: Литература / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 1999. – 384 с.
  15. Энциклопедия литературных героев: Русская литература второй половины XIX века. / Под редакцией Е.А. Шкловского. – М.: Олимп, ООО Издательство АСТ, 1997. – с. 35-38.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1847 году, а издан в 1859. Произведение пришлось не по нраву многим представителем дворянского рода, ведь Обломов — собирательный образ, в котором многие увидели своё отражение, описание своего быта, хоть и слегка гиперболизировано. Современные десятиклассники не напрасно проходят произведение в школе, ведь оно не потеряло свою актуальность. Список тем для сочинений по роману «Обломов» поражает своей широтой.

Стиль жизни

Обломов — главный герой одноимённого романа. Описать его можно эпитетами:

Сочинение по обломову

  • спокойный;
  • безынициативный;
  • бездеятельный;
  • инертный.

Он плывёт по течению жизни, огибая камни судьбы, даже не пытаясь при этом грести. От старшего поколения до сих пор можно услышать прижившийся в народе термин «обломовщина». Так говорят про равнодушных к окружающему миру людей, желающих жить так, чтобы их не трогали.

Равнодушие и нелюбовь к труду

Показательным примером этой черты является отношение жителей Обломовки к найденному мертвецу из другой деревни. Они решили, что это их не касается. В романе хорошо описана равнодушная ленивая инертность общества, члены которого не

Обломов сочинение

пытаются добиться высокого положения или лучшей жизни для себя.

Всяческой физической работы обломовцы боятся как огня. Они, не привыкшие к труду, избегают её, перекладывая на плечи крепостных. Это говорит о деградации общества, ведь труд — двигатель эволюции. Обломов не в силах вести даже свой быт, поручая это Захару, а затем — Агафье Пшеницыной. С делами Обломову помогает Штольц.

Желание жить в покое

В детстве герой был активным любознательным мальчишкой, апатия и леность приходили к нему постепенно. Родители «бережно» ограждали чадо от самостоятельности, от любого труда: как физического, так и умственного. Надо сказать, что эти черты в разной степени присущи не только герою, но и всем жителям Обломовки. «Главная жизненная забота» здесь — приём пищи. После еды — дневной сон. Жить в полном покое — вот стремление всех обломовцев.

Гости Ильи Ильча

Сочинение по «Обломову» можно написать, описывая гостей. Чтобы показать, что такой образ жизни присущ не только герою, но и окружающим, автор «посылает в гости к Обломову» несколько человек. Более того, вокруг него создаётся целая деревня Обломовка.

Вот список его гостей:

Список тем для сочинений по роману обломов

  1. Волков.
  2. Судьбинский.
  3. Пенкин.
  4. Алексеев.
  5. Тарантьев.

Волков — первый посетитель — рассказывает о своей жизни, полной праздниками и торжествами. Обломову чужд такой образ жизни, он не разделяет взгляды Волкова, предпочитая праздникам и веселью спокойствие и размеренность.

Судьбинский приходит следующим. Это бывший сослуживец Обломова, карьерист, гордится своим положением. Обломов не понимает стремления Судьбинского, жалея его напрасно проводимую жизнь. Погоня за чинами портит человека — считает он.

Сочинение обломов

Затем приходит Пенкин — третий посетитель Обломова. Он графоман, пишущий денно и нощно обо всём подряд. Обломов считает, что такие произведения лишены чувств и оторваны от реальной жизни.

Алексеев — четвертый гость Обломова. Его можно описать как тихого, неприметного, совершенно не выдающегося человека, которого не всегда замечают и уж тем более не запоминают. Его называют то Васильевым, то Андреевым, и он привык к этому.

Тарантьев — пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.

Портрет главного героя

Отличная тема для рассуждений — портретные характеристики героев произведения, ведь автор передаёт характер и особенности людей через их описание.

10 класс сочинение обломов

Сам Обломов — мужчина, недавно разменявший четвёртый десяток, однако «обрюзгший не по летам». В целом привлекательный на вид, среднего роста, с тёмно-серыми глазами. Во всём портрете героя основная черта — мягкость. Она была и в чертах лица, и в языке тела и даже в одежде. В лице читалось отсутствие всякой мысли и великой идеи. Позы его были исполнены беспечностью.

Слишком изнеженное для мужчины тело выдавало в нём человека, к труду не приученного. По мягким пухлым рукам его можно было сказать, что герой явно избегал физического труда. Даже сильные эмоции не могли согнать с лица Обломова присущей ему мягкости. Любой, кто видел Обломова, сказал бы, что он добряк и простота.

Описание одежды

Всё время Обломов проводит в домашней одежде, за своей внешностью особо не следит. Восточный халат его был из персидской материи, однако без всяческих украшений и излишеств. Простой, как и вся жизнь Обломова. Возможно, поэтому так и полюбился ему этот халат. Видно, что ходит он в нём давно, ткань уже местами поизносилась, начала лосниться, но Обломов не торопился расставаться с любимой вещью, как и не любил любые перемены в своей размеренной жизни.

Обломов и штольц

Тапочки у него были большие и мягкие. Вставая с дивана, он безошибочно мог попасть в них ногами. Эта простота, естественно, не могла не нравиться Обломову. Жилет с галстуком он дома не носил. Герой предстаёт перед читателями этаким провинциальным барином. Даже одежда его в романе описана так, будто это и не одежда вовсе, а верные слуги или даже рабы.

Обломов и Штольц в романе Гончарова

Андрей Иванович Штольц — лучший друг Обломова — является полной его противоположностью как по внешнему виду, так и по характеру. Если Илья — полный и обрюзгший, то Штольц, напротив, состоял, казалось, из одних лишь костей да мышц. Взгляд у Андрея был выразителен, сам он был твёрд, спокоен и несуетлив. Спокойствие присуще обоим персонажам, но оно было разным: инертность и безразличие Обломова и твёрдость и стойкость Штольца.

Трагедия человека и общества

Понятие «обломовщина» вошло в обиход и плотно закрепилось в нём неспроста. Обломов вызывает у читателя смешанные чувства: с одной стороны, с первых страниц произведения уже ясна судьба героя и она неутешительна, с другой — читатель невольно ассоциирует себя с Ильей, ведь всем присущи качества Обломова в той или иной степени.

Интересно, что вопросы лености и бездеятельности поднимались писателями давно. Однако надежда на «авось» до этого играла героям на руку, а здесь, в описании реального мира, она сыграла злую шутку.

Истоки «обломовщины»

Обломовщина

Фигуру Ильи Обломова можно считать отсылкой к персонажам русской народной литературы. Подобно Ивану Дураку, он лежит и ждёт чуда. Однако Обломов живёт в настоящем мире, так что волшебство к нему не является. Можно сказать, что «обломовщина» — попытка следовать прошлым, сказочным героям, находясь в современном реальном мире, неготовность встречать жизненные трудности, надеясь на чудо, которое не произойдёт и произойти не может.

В социальном плане «обломовщина» — приверженность к морально устаревшему мещанскому укладу жизни, не подразумевающему участие в жизни общества, труд и саморазвитие. В этой жизни нет места творчеству, овладеванию новыми навыками.

Отношение к миру

Обломов и гости

Вся жизнь и посещающие героя люди являются скорее декорацией, чем-то фоном. Обломов скорее сторонний наблюдатель, а не участник своей жизни. Он даже не встаёт с дивана, чтобы поприветствовать своих посетителей. Да и сами гости со своими рассказами не вызывают особого интереса Обломова.

Можно предположить, что подобное отношение к людям и к жизни сформировалось у Обломова на первой службе, в которой он разочаровался. Там ему было трудно и неинтересно. Он ожидал, что его там ждёт вторая семья, но на деле это оказалось не так. Малейшая неудача выбивала его из колеи, заставляла отступить.

Сравнение с Маниловым

Ещё одна тема для итогового сочинения — краткая сравнительная характеристика Манилова и Обломова. Это персонажи разных произведений разных авторов, но есть у них и схожие черты. Так оба помещики, не ведущие хозяйство и живущие в мире грёз. На этом сходства заканчиваются, теперь о различиях.

Манилов стремится выглядеть умным и начитанным молодым человеком, излишне выказывает уважение к чинам. В его мыслях замысловатые фантастические проекты, он оторван от земной жизни. Обломов же не стремится выглядеть лучше, чем он есть на деле. Одна из его главных черт — безразличие. Он строит планы и вполне реальные, но из-за отсутствия силы воли не воплощает их в жизнь.

При кажущемся сходстве это совершенно разные персонажи. Манилов активный и не хочет ничего менять, его всё устраивает в своей жизни. Обломов же хочет изменить своё положение, но не делает этого.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино Павловского района Нижегородской области

Конкурс учебно-методических разработок

«Урок русского языка и литературы»

«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Автор: учитель русского языка и литературы

Новосадова Надежда Васильевна

2014г

Сопроводительная информация об авторе

  1. Новосадова Надежда Васильевна

  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино

606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01

  1. Учитель русского языка и литературы

  2. Стаж 25 лет

  3. Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Русский язык — УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).

  4. Контактная информация: телефон +79087373334;

e-mail – [email protected]

«Учимся писать сочинение»

Подготовка к написанию сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе

Цели урока

Образовательная: обучить составлению плана сочинения, подбору текстового материала, нахождению идеи сочинения и приемов выражения личностной позиции пишущего;

Развивающая: развитие устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы над сочинением;

Воспитательная: этическое и эстетическое воспитание учащихся, пробуждение желания к активной деятельности, полезной как для самого ученика, так и для общества.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Место урока: изучение романа И. А. Гончарова «Обломов», 2-ой урок.

Межпредметные связи: литература и русский язык.

Предварительное домашнее задание:

Прочитать главу «Сон Обломова». Поразмышлять о том, с какой целью автор вводит ее в текст романа; составить в тетрадях план главы.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова; словарь С. И. Ожегова, на доске – форма плана к сочинению, эпиграфы.

Эпиграфы к уроку: «Жизнь – есть сон» (Кальдерон)

«Все мы родом из детства» (Экзюпери)

План урока

1.Вступительное слово учителя.

2.Работа над вступлением к сочинению.

3.Определение содержания основной части сочинения.

4.Работа над заключением.

5.Составление плана сочинения.

6. Итоги урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами учимся писать сочинение. Умение составлять связный текст–рассуждение с опорой на литературное произведение является в настоящий момент одной из основных задач обучения русскому языку и литературе. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. Подумайте, как вы их сможете прокомментировать в конце нашего урока.

На дом вам было задано поработать над главой «Сон Обломова». Я уверена, что вы уже поняли, что эта глава в романе имеет самостоятельное значение. Кто может ответить, какое именно?

Ответы учащихся: В главе «Сон Обломова» дается важное сообщение о детстве главного героя. Мы получаем важнейшие сведения о том, благодаря какому воспитанию Обломов сделался лежебокой, человеком пассивным во всех отношениях.

Учитель: Наша задача сегодня – поработать с текстом главы, как можно лучше разобраться в том, с какой целью автор описывает сон Ильи Ильича, а также обосновать и сформулировать свой ответ в форме сочинения.

2.Работа над вступлением к сочинению

Итак, что же такое сон, и какое влияние сны оказывают на человека?

С.И. Ожегов дает следующее определение сна:

1.Наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором полностью или частично прекращается работа сознания.

2. То, что снится, грезится спящему, сновидение.

Сон всегда был тайной и загадкой для человека. Многие придают увиденным снам большое значение, так как иногда сны заставляют людей менять свои решения, оказывают влияние на их поведение, настроение и эмоции. Другие относятся к снам скептически, и на их жизнь сны никакого влияния не оказывают. А теперь давайте разберемся, почему сон главного героя играет существенную роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».

3. Определение содержания основной части сочинения

Учитель: В романе сну посвящена отдельная глава. При прочтении описания сна Ильи Ильича мы получаем основные сведения о причинах, благодаря которым сформировались отрицательные черты характера Обломова.

Каковы же эти причины? Что же способствовало превращению жизни человека в пустой, бесцветный сон? Ведь не родился же таким Илья Ильич?!

Ответы учащихся: Одной из причин являются условия воспитания маленького Обломова. Ильюша был очень живым и подвижным мальчиком. Его детский ум впитывал в себя окружающий мир и явления, происходящие вокруг него.

Работа с текстом: Зачитайте отрывок из текста романа, подтверждающий это.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка…»

Учитель: Он окружен заботой взрослых и неотлучной няни.

Подтверждаем высказывание текстом:

Ответы учащихся: «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев».

Маленький Илья настолько привык к этому, что даже в зрелом возрасте не мог и не пытался жить самостоятельно. Он даже гордился тем, что за всю жизнь сам чулок не надел, угли в камине не помешал. Но, как мы можем заметить, все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить – таков итог жизни Обломова.

Вопросы учителя: Скажите, пожалуйста, какой показана автором деревня, в которой провел свое детство Илья Ильич? Какой изображена природа на лоне которой рос Обломов? Подтвердите примерами из текста романа.

Ученики зачитывают примеры из текста с описанием природы: «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю».

Учитель: Итак, вторая причина – это жизнь и обычаи людей в деревне, в которой вырос главный герой романа. В ней царили покой и бездействие, которые лишь иногда нарушались из-за различных неприятностей.

Обломовка показана автором как сонное царство, а обломовцы – как спящие богатыри. Илья Ильич мыслит категориями, усвоенными с детства в деревне, не пересматривая их и не обновляя соответственно изменяющейся жизни. Быт и нравы Обломовки он воспринимает как норму, а всю другую жизнь – как «вечную беготню взапуски».

Природа Обломовки сочеталась с характерами и поведением местных жителей. В ней не было резких переходов от одного пейзажа к другому.

«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей».

Мы выяснили, почему бурная и деятельная жизнь была чужда Илье Ильичу до самой смерти. Когда Обломову предстоит решение накопившихся сложных проблем, он тяжело вздыхает, вспоминая безмятежно прожитые годы, не предпринимая ничего даже для собственного благополучия.

Сон – это обычное состояние для Ильи Ильича. Хотя Обломову всего 32 года, он уже напрочь лишен вкуса к жизни. Своих визитеров он считает «несчастными», так как все они суетятся и пытаются хоть что-то делать. Обломов не таков, и он не принимает никакой деятельности. После их ухода, приняв удобную позу на диване, до прихода сна он предается размышлениям. Сон Ильи Ильича отделяет визитеров от прихода Штольца, сыгравшего большую роль в жизни Обломова. Штольц выводит его из состояния неподвижности. От него Обломов получает заряд энергии и бодрости. Несколько ожил он и после встречи с Ольгой Ильинской. Илья Ильич даже сделал ей предложение, но, подумав, решил, что, женившись на Ольге, ему будет необходимо изменить свой образ жизни, то есть выбраться из царства сна и покоя. Но Обломов не может пересилить себя даже ради любимой женщины. Главная черта его характера заключается в апатии ко всему окружающему. Читая главу «Сон Обломова», мы видим, что эта черта впитана Ильей Ильичем с детских лет и главенствует в его умственном и нравственном развитии. Обломов уверен в том, что его крепостные сделают все, что требуется для его жизни. Поэтому-то он и не хочет идти путем Штольца. Переехав на квартиру Пшеницыной, Обломов снова попадает в стихию своего детства, так как ее квартира – это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения живой природы и ожидания чуда. Здесь он находит покой, уют, заботу женщины и питание. Илья Ильич вновь огражден от волнений и забот. Он снова становится пассивен, постоянно лежит на диване в починенном Пшеницыной халате. И почти незаметно Обломов уходит в свой вечный сон, так и не задумавшись над целью своей жизни.

Сон Обломова отражает настроение и уклад жизни определенной части людей России того времени. Общее у них то, что в жизни они не имели дела, являющегося необходимостью. Если эти люди что-нибудь и делают, то только по принуждению, их жизнь похожа на пустой сон.

4. Работа над заключением

Вопросы учителя: Актуальны ли проблемы, поднятые И.А. Гончаровым в романе «Обломов», в наши дни?

Ответы учащихся: Конечно же, актуальны. Ведь разве в наши дни нет ленивых, апатичных молодых людей?! К сожалению, они есть. Возможно, кто-то из вас даже узнал в Обломове себя или кого-то из своих знакомых и близких. Но не нужно отворачиваться от таких людей, им необходимо помочь осознать всю никчемность бесцельного существования, привить желание быть полезным для своей страны и людей, в ней живущих.

Вопросы учителя: А теперь скажите, как увеличение так называемых «обломовых» повлияет на благополучие страны?

Ответы учащихся: Конечно же, отрицательно. В России должно быть как можно меньше людей, видящих сны, подобные сну Обломова, и живущих по такому же принципу, что и он. Ведь богатство и благополучие страны зависят от людей деятельных, которым и сны снятся соответствующие.

5. Составление плана сочинения

Начнем работу над планом нашего сочинения. Какова форма плана сочинения?

План состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении надо обязательно определить направление, в котором вы решили раскрывать тему, а также четко определить свою задачу, то есть сказать о том, какую идею вы будете доказывать в сочинении.

В основной части необходимо доказать идею сочинения. Свои мысли необходимо подтверждать цитатами из текста.

В заключении желательно высказать свое мнение о проблеме, найти связь идеи сочинения с современностью, сделать свои выводы.

Итак, как бы вы озаглавили пункты плана нашего сочинения? Пожалуйста, слушаю ваши предложения.

План сочинения

I .Влияние на человека увиденных им снов.

II.Жизнь Обломова – пустой сон:

1.Условия воспитания Ильюши, приведшие к трагедии его жизни.

2.Бездеятельная жизнь и неподвижные пейзажи Обломовки.

3.Сон – обычное и желаемое состояние для Ильи Ильича.

4.Уклад жизни части людей России XIX века, похожий на сон.

III.Сны современного общества.

6. Подведение итогов урока

Вопросы учителя: Итак, сегодня мы с вами занимались обсуждением идеи нашего сочинения. Скажите, пожалуйста, какова она?

Ответы учащихся: Идея сочинения по теме «Сон Обломова» заключается в раскрытии причин падения Ильи Ильича и одновременной демонстрации бесполезности его жизни как для него самого, так и для окружающих.

Вопросы учителя: Как вы поняли эпиграфы к нашему уроку, как прокомментируете их?

Ответы учащихся, содержащие собственные точки зрения, из которых выделяем главное: воспитание, атмосфера, окружающая в детстве, играет решающую роль в формировании характера человека, его образа жизни.

Также мы учились работать над планом сочинения, подбирать подходящие цитаты для аргументации высказываний.

Скажите, какую информацию должны содержать введение, основная часть и заключение?

Какими должны быть цитаты по объему?

Желательно использовать цитаты небольшого объема, но содержащие необходимый для доказательства той или иной мысли объем текстового материала. Ни в коем случае не нужно загромождать текст сочинения ненужными цитатами, пытаясь подменить ими собственные мысли. Такой подход к написанию сочинения неверен и не принесет хороших результатов.

7. Домашнее задание

Написать сочинение по теме «Сон Обломова» по составленному в классе или разработанному самостоятельно плану.

Список литературы

  1. Анненков П.В. Базаров и Обломов // Роман И.С. Тургенева Отцы и дети в русской критике: Сборник статей / Сост. И.Н. Сухих. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. – с. 267-270.

  1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 1999. – 400 с.

  1. Вся русская литература: Учебное пособие / Сост. И.Л. Копылов. – Мн.: Современный литератор, 2002. – с. 222-224.

  1. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Русская критика: Сборник статей / Cоставитель М.И. Белоусова. – Лениздат, 1973. – с. 374-414.

  1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, Наука, 2000.- 248 с.

  1. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.

  1. Конспект – 2: Методические рекомендации / Сост. Н.И. Горобец. – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2001. – 59 с.

  1. Краснощекова Е.А. Обломов И.А. Гончарова. – М.: Художественная литература, 1970. – 96 с.

  1. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

  1. Обломов. Роман И.А. Гончарова // Писарев Д.И. Литературная критика. В 3-х томах. Том 1 / Сост. Ю. Сорокин. – Л.: Художественная литература, 1981. – с.42-59

  2. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. – М.: Высшая школа, 1990. – 156 с.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

« Любовь — претрудная
школа жизни»
(по роману А.И. Гончарова «Обломов»).
Работу выполнила учитель русского языка и литературы
Репина Екатерина Кирилловна

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Подготовка к сочинению по роману
И.А. Гончарова « Обломов»
Сочинение
«Любовь – претрудная школа
жизни»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Рабочие материалы
к итоговому сочинению
по тематическому направлению
«ЛЮБОВЬ»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Чтобы СОЧИНЕНИЕ было интересным,
вы должны показать свою эрудицию,
начитанность, умение анализировать текст,
высказывать свою точку зрения, умение
размышлять над прочитанным.
Задавайте интересные и нужные вопросы по теме
сочинения и давайте на них развёрнутые ответы
строго по теме, учитывая при этом ваше
собственное мнение.
НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ в работе никаких штампов!
Не отступайте от темы сочинения!

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

План сочинения (примерный)
1.Почему любовь можно назвать «Школой жизни»?
-Что такое любовь ?
-Чему она может научить?
2.Концепция любви в романе И.А. Гончарова.
-Почему Ольга полюбила Обломова?
-Что нашёл Обломов в Ольге?
-Какую любовь между Ольгой и Обломовым показывает Гончаров?
— Какие «претрудные уроки жизни» преподнесла героям ЛЮБОВЬ?
3.Какая любовь показана между Ольгой и
Штольцем
Кем является Штольц для Ольги?
Что их сближает?
Какая это любовь? Какие уроки жизни преподнесла любовь Ольге
и Штольцу?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

План сочинения (продолжение)
4. Любовь между Обломовым и Агафьей
Матвеевной
-Что нашёл Обломов в Агафье?
-Как Агафья относилась к Обломову?
— В чём особенности этой любви?
5.Каким образом писателю удалось показать,
что «Любовь-претрудная школа жизни»?
6. Какой любви вы можете отдать
предпочтение? Почему?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Какую роль играет любовь в жизни Ильи
Обломова и Ольги Ильинской?
Чем она является для героев?
Гончаров сотворил Ольгу такой женщиной,
которая не только любит Обломова, но и считает
очень важным для себя спасти мужчину от
катастрофической АПАТИИ.
Как называется такая любовь?(Самоотверженная).
Такая самоотверженная любовь может вывести
Илью Обломова из состояния равнодушия только
на некоторое время.
Вечная женственность НЕ СПАСЁТ Обломова.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

«Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей
нравилась эта
роль ПУТЕВОДНОЙ ЗВЕЗДЫ»-, пишет И. А. Гончаров.
Автор воспринял Ольгу Ильинскую как умную
женщину,
решительную, умеющую отстаивать право на
собственную
жизненную позицию.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Ольга разбудила не только душу Ильи
Обломова, но и любовь к себе.
Человеческие отношения очень сложные.
Каждый из нас нуждается в ЛЮБВИ.
Размышлять о любви, о человеческой
взаимности чрезвычайно трудно.
Но ,читая роман, мы ещё раз обращаем
внимание на то, что без любви жизнь
человеческая не является полной.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Как и чем же
наполнилась жизнь
героя?
Она окрылила
Обломова.
Лежание на диване
переросло в настоящую
жизнь.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Жизнь Обломова
наполнилась красотой,
радостными надеждами и
ожиданиями, наполнилась
ЛЮБОВЬЮ.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Любовь к Ольге-это сильное
чувство.
Герой способен на любовь: «От
слов, от звуков этого чистого
девичьего голоса билось сердце,
дрожали нервы, глаза искрились
и заливались слезами». Такая
перемена в Обломове не чудо, а
закономерность: впервые его
жизнь обрела смысл.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

ЛЮБВИ в
романе
И. А.
Гончарова?
Какие разновидности
ЛЮБВИ показывет
писатель?
?
?
?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Обломов и Ольга
Ольга называет свою любовь к Илье Ильичу долгом.
Героиня заявляет, что любовь «Мне как будто Бог
послал её… и велел любить».
Они объездили все петербургские окрестности,
являлись на загородных концертах, на больших
праздниках. Сколько сил понадобилось Обломову
для этого! Какие трудные уроки жизни
преподнесла герою любовь!
Уроки любви заставили Обломова превозмочь
себя! Нельзя не согласиться с Гончаровым в
том,что «Любовь –претрудная школа жизни»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Обломов рассуждает: «Нет,
жизнь трогает, сколько
нового движения вдруг
втеснилось в неё, занятий…
ЛЮБОВЬ-ПРЕТРУДНАЯ ШКОЛА ЖИЗНИ!»

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Но всё-таки любовь
заставила пробудить сознание
Обломова, пусть на короткое
время заставила ожить,
почувствовать ИНТЕРЕС к
жизни. Это и есть любовь как
«претрудная школа ЖИЗНИ».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

О чём мечтает Обломов?
Герой размечтался о свадьбе, о
венчании в храме. Об этом он поведал
Ольге. А она сразу же напоминает ему
о необходимости оформления бумаг,
письма Штольцу и поисков квартиры.
Всё это требует от героя непомерных
усилий.
Реализовать в жизни нормы любви и
семьи Обломов не может. Поэтому он
всё реже посещает Ольгу, огонь-
фейерверк любви угасает , и герой
женится на Агафье Матвеевне.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Ольга,двадцатилетняя
девушка, не может найти
в Обломове того, что ищет
в любимом человеке.Она
заявляет Илье Ильичу: «Я
думала,что оживлю тебя,
что ты можешь ещё жить
для меня-, а ты давно уже
умер».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

-Совсем другую любовь
между
Обломовым и Агафьей
Матвеевной показывает
Гончаров.
— Какая же это любовь?
-Каковы особенности этой
любви?
И снова тело и
душа в любимом
халате…

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Гончаров пишет: «Он каждый день
дружился с хозяйкою: о любви и в
ум ему не приходило, вернее, о
любви ,которую он испытывал к
Ольге.»
Спокойствие,
умиротворённость-вот чем
довольствовалась душа героя
при такой жизни…

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Агафья Пшеницына умеет
ЛЮБИТЬ тихо, без высоких слов,
без впечатляющих жестов. Любит
беззаветно, зыбыв саму себя.
«У неё нет никакой программы
спасения Обломова. Её любовь-
содержание её жизни. Эта любовь
преображает эту простую и
довольно заурядную женщину».

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Любовь Ольги и Штольца
Кем является Штольц для Ольги?
-Что их сближает?
-Почему Ольга начинает скучать в
обществе мужа?
-К чему она стремится?
-Какие трудные уроки жизни преподносит
Ольге любовь?
-Какова концепция этой любви?

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Самые сильные попытки поставить
Обломова на ноги делает Ольга
Ильинская.
ЛЮБОВЬ-слишком большое
испытание для Ильи Ильича. Трудные
уроки жизни, которые преподносит
герою ЛЮБОВЬ, он не выдерживает.
Возродиться может только
действующий человек. А одними
размышлениями невозможно
очиститься.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

«Какой должна быть
женщина в отношениях с
мужчиной, в семье?»- этот вопрос
мы задаём , читая роман И. А.
Гончарова «Обломов». НО
конкретного ответа мы не находим.
Этот вопрос ОТАЁТСЯ ОТКРЫТЫМ
и СЕГОДНЯ.

Презентация по литературе для 10 класса «Подготовка к сочинению по роману «Обломов».

Презентация по литературе для 10 класса "Подготовка к сочинению по роману "Обломов".

Домашнее задание
Напишите сочинение
«Любовь –претрудная школа жизни»
( по роману И. А. Гончарова «Обломов»

  • Урок сочинение по картине шишкина на севере диком 9 класс
  • Урок сочинение по роману дубровский для 6 класса по литературе по плану
  • Урок сочинение рассуждение на лингвистическую тему 9 класс
  • Урок станционный смотритель сочинение 7 класс
  • Урок сочинение рассуждение 8 класс по русскому языку